автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Решение проблем дизайна цвета и качества поверхности литой бронзы

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Лисицын, Павел Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Решение проблем дизайна цвета и качества поверхности литой бронзы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Решение проблем дизайна цвета и качества поверхности литой бронзы"

На правах рукописи

у

Лисицын Павел Геннадьевич

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИЗАЙНА ЦВЕТА И КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТИ ЛИТОЙ БРОНЗЫ

17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук

Москва-2004

Работа выполнена в Северо-Западном Государственном заочном Техническом Университете

Научный руководитель

- доктор технических наук, профессор Магницкий Олег Николаевич

Официальные оппоненты - доктор технических наук, профессор

Зимин Юрий Анатольевич

кандидат технических наук, доцент Шмагин Юрий Иванович

Ведущая организация

- ООО "ПЛТ" ("прогрессивные литейные технологии")

Защита состоится 28 октября 2004г. в 12ов часов на заседании диссертационного совета Д 212.119.04 при Московской Государственной Академии Приборостроения и Информатики, 107846, г.Москва, ул. Стромынка, д.20, ауд. 1 (Зал заседаний Учёного совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской Государственной Академии Приборостроения и Информатики.

Автореферат разослан 25 сентября 2004г.

Учёный секретарь диссертационного совета

Соколова Марина Леонидовна

¿005- Н

3

Актуальность темы

Дизайн как процесс и метод создания новых изделий формирования предметной среды, трудовых процессов, оборудования и т.п. занимается организацией целостной эстетической среды жизни человека.

Расширение границ применения дизайна ведёт за собой расширение круга творческих задач, встающих перед дизайнерами, что, естественно, требует известной перестройки их сознания, углубления и постоянного обогащения профессиональных знаний, способности к организации творческих коллективов.

С начала 90-х годов ХХв. в России наблюдается повышенный интерес к проектированию, производству и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Следствием этого выступает возросший спрос на услуги художников и дизайнеров, на создание новых и воссоздание старых интерьеров и наполнение этих интерьеров изделиями соответствующего стилевого решения.

Особое место среди всего многообразия предметов ДПИ занимают художественные изделия из металла. Исторически наибольшее распространение в качестве материала для изготовления художественных отливок получили сплавы на основе меди.

С течением времени все предметы материальной культуры переходят в категорию памятников истории. Они испытывают на себе влияние многочисленных факторов, приводящих, как правило, к значительным утратам во внешнем облике изделий. Восстановлением объектов как памятников искусства занимается научная реставрация.

В настоящее время существуют два основных способа реставрации памятников истории и культуры: консервация и реконструкция.

Консервация - совокупность научно-обоснованных мер, направленных на приостановление процесса разрушения памятника, укрепление и поддержание памятника в дошедшем до нашего времени виде.

Реконструкция - воссоздание памятников прошлого по сохранившимся их остаткам, изображениям или описаниям. Задачи реставрационной реконструкции - воспроизведение с максимальной точностью первоначального облика как отдельных элементов, так и предмета в целом. ,

Сохранение подлинности реставрируемого объекта, его исторической ценности как документа своей эпохи - основная задача реставрации. Это положение подчёркивается в трудах основоположников русской школы научной реставрации И.Э.Грабаря, В.А.Щавинского и С.Л.Топорова, а также нашло отражение в рекомендациях ЮНЕСКО в форме тезиса о предпочтительности консервации. Консервация обязательна, все прочие реставрационные действия вторичны и допустимы только при необходимости.

Одной из актуальных проблем современной реставрации являеюя внедрение современных технологий и материалов.

Так как цвет активно участвует в формировании художественного облика изделия и влияет на его целостное, гацмипн шиь актуальным

является вопрос соответствия цвета декора вновь

I ачш I

воссоздаваемым. В связи с этим необходимо использовать инструментальные методы контроля цветовых характеристик на базе объективной колориметрии.

Отсутствие комплексного подхода к решению технологических и художественных задач, учитывающего все тонкости и возможности современного технологического процесса проектирования и изготовления художественных отливок, вынуждает руководствоваться опытом конкретного производства, и, как следствие этого, происходит только частичная реализация возможностей литейной технологии. Таким образом, вовлечение таких взаимосвязанных факторов как дизайн, технология и материал в единый процесс художественного проектирования является актуальным при изготовлении любого изделия.

Цель работы

Разработка способов совершенствования дизайна изделий из медных сплавов и научное обоснование технологии получения художественных отливок с заранее спроектированным цветом и качеством литой поверхности, используя возможности компьютерной техники и новейших разработок в технологии литья.

Задачи работы

1.Установить зависимость цвета металла от химического состава сплава.

2.Разработать методику количественной оценки цвета, которая позволяет воспроизводить требующийся оттенок сплава.

3.Установить влияние толщины облицовывающей плёнки на качество воспроизведения микро- и макрорельефа мастер-модели.

4.Разработать методику, позволяющую оценить степень соответствия микро- и макрорельефа получаемой заготовки по отношению к мастер-модели.

5.Предоставить рекомендации по реставрации художественных произведений из медных сплавов (бронза, латунь).

Научная новизна;

1. Разработаны новые методики оценки цветовых характеристик и рельефа отливок, позволяющие использовать возможности компьютерной техники и прогрессивной технологии литья методом вакуумно-плёночной формовки в процессе получения литых заготовок с заранее спроектированным цветом и качеством литой поверхности.

2. Установлена зависимость между цветовыми параметрами, полученными методом компьютерного анализа цветовой палитры образцов, и химическим составом исследуемых сплавов.

3. Показано, что при типовом вакуум-процессе с увеличением толщины облицовывающей плёнки от 50мкм до ЮОмкм шероховатость поверхности отливок уменьшается^. _ ......

! '»» о* I

4.Экспериментально доказано, что с увеличением толщины облицовывающей плёнки качество воспроизведения макрорельефа мастер-модели формирующей оснасткой снижается.

Практическая значимость

На основании результатов выполненных исследований существенно упрощено решение проблем дизайна цвета и качества литой поверхности медных сплавов (бронза, латунь), в частности задач, возникающих при реставрации художественных изделий. Разработанные методики позволяют восстанавливать утраченные детали, аналогичные по цвету реставрируемому образцу без определения его химического состава. Кроме того, эти результаты позволяют обосновать замену литья по выплавляемым моделям на более прогрессивный способ вакуумно-плёночного лигья и выработать рекомендации по параметрам технологии, обеспечивающие изготовление литых заготовок с заданным качеством поверхности.

Экономический эффект от такой замены только на одном килограмме лигья составил около 350 рублей, в ценах на март 2004г.

Результаты исследований были использованы при реставрации металлического декора ряда произведений декоративно-прикладного искусства, в частности предметов в стиле «Буль».

Апробация работы

Основные положения диссертации представлены и обсуждены на следующих конференциях и семинарах:

1. Семинар "Дизайн и окружающая среда", СЗТУ, 2002.

2. IV ежегодная научно-практическая конференция "Литейное производство сегодня и завтра", ОАО "ПТИ литпром", 2003.

3. V ежегодная научно-практическая конференция "Литейное производство сегодня и завтра", ОАО "ПТИ литпром", 2004.

4. Семинар "Совершенствование технологии литых заготовок", СЗТУ, 2003г.

Публикации

По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Объём работы

Диссертация состоит из введения, пяти глав, библиографии и приложения. Содержание работы изложено на 155 страницах. Количество таблиц 18, рисунков 65.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Введение

Во введении показана актуальность выполненной работы, сформулированы цель и задачи исследования.

2. Состояние вопроса

Прикладное искусство - разнообразнейшая область художественного творчества, диапазон и возможности которой исключительно велики.

Металл - один из основных материалов, из которого изготавливают предметы искусства, народных промыслов, архитектурного убранства. Исторически наибольшее распространение в качестве материала для изготовления художественных отливок различной конфигурации, массы и назначения получили сплавы на основе меди (бронза, латунь).

В работе на основе литературных данных рассмотрена история развития художественных изделий из медных сплавов и причины, приводящие к ухудшению их состояния. Изменения во внешнем облике предметов, утрата отдельных элементов, снижение прочности изделий вследствие деструктивных изменений деталей конструкции в значительной степени снижают эстетическую и историческую ценность памятников. Сохранение произведения искусства требует целого комплекса мероприятий, охватывающих все виды работ, направленных как на сохранение, так и на передачу будущим поколениям культурного наследия. В работе проведен анализ факторов, влияющих йа целостное, гармоничное восприятие художественных произведений, которые в совокупности с данными технологического исследования должны быть положены в основу создания художественно-эстетической концепции реставрации предмета. Изложены основные правила, которыми следует руководствоваться в процессе реставрации старинных предметов декоративно-прикладного искусства.

Перечислены методы исследований исторических памятников. В том числе лабораторные и историко-библиографические методы.

Цвет является неотъемлемой и одной из основных составляющих художественного замысла дошедшего до нас памятника. В данной главе рассмотрена природа цвета, методы его количественной оценки, включая возможности современной компьютерной технологии.

В качестве средства воплощения художественного замысла в диссертации рассмотрен один из наиболее прогрессивных методов получения заготовок камерного и прикладного литья как в серийном, так и в единичном производстве - метод вакуумно-плёночной формовки (ВПФ). В отличие от всех известных способов литья в песчаные формы этот метод исключает применение каких-либо связующих материалов, т.к. функцию связующего выполняет атмосферное давление. Форму изготавливают из сухого формовочного песка с применением синтетической плёнки и создают разрежение в объёме песка.

3. Решение задач цветового проектирования при реставрации

Предметно-пространственная среда, в которой мы живём, воспринимается нами колористически как проявление существующей и исторически сложившейся цветовой культуры.

Можно выделить следующие основные проблемы цветового проектирова ния:

- первая проблема состоит в необходимости научно-методического проектирования;

- вторая проблема состоит в выявлении специфики проектирования колори-стики различных объектов;

- третья проблема - создание эстетически оптимального ассортимента материалов.

У нас в стране проводятся работы в области метрологии цвета, используются колористические рекомендации для оптимизации процесса разработки рецептур получения цветных материалов. Однако практически ни одна организация не берётся за разработку межотраслевых ГОСТов, которые бы дали возможность всем говорить на одном языке, одни и те же цвета разных материалов называть одинаково, иметь унифицированные методы контроля.

При реставрации изделий подбор цвета новых деталей осуществляется эмпирически. Использование методики количественного определения цвета, знание зависимости "состав-цвет" позволит получать детали необходимого, заранее спроектированного цвета.

Для исследования цветовых характеристик медных сплавов были изготовлены 14 образцов с различным процентным содержанием олова и цинка. В ходе проведения эксперимента необходимо было выяснить, влияет ли скорость охлаждения сплава на его цвет. Для обеспечения разных скоростей охлаждения использовались песчаная и металлическая форма, 7 образцов охлаждались в землю, 7- в кокиль. Основной задачей эксперимента являлось количественное выражение цвета и установление зависимости цвета сплава от количества легирующих элементов.

При выплавке металла в качестве шихтовых материалов использовались чистые металлы Си, 8п, 2п. Вводимое их количество определялось путём расчёта. При расчёте учитывали ожидаемые потери металла в процессе выплавки.

Для получения расплава использовалась индукционная тигельная печь. Плавки производились в графитно-шамотных тиглях.

При выплавке бронзы и латуни сначала под покровом древесного угля была расплавлена медь. С целью препятствования образованию оксидных плёнок перед введением легирующих элементов (олово, цинк) медь раскислили фосфором. Фосфор вводился в виде фосфористой меди, предварительно подогретой до 500°- 700°С. Фосфористую медь вводили в расплав меди кусочками при 1150°- 1200°С, перемешивая жидкий металл графитовыми мешалками. После раскисления меди, непосредственно перед заливкой, в неё вводили легирующие элементы - олово и цинк. Время плавки 35- 40 минут. Расплав латуни разливался в формы при температуре 1050-1100°С, расплав бронзы 1100°-1200°С.

Песчаная форма изготавливалась методом вакуумно-плёночной формовки. В качестве моделей использовались деревянные цилиндры, выточенные на токарном станке.

При литье в кокиль использовались неразъёмные металлические формы -так называемый вытряхной кокиль, изготовленный из чугуна, позволяющий увеличить скорость охлаждения отливок.

Полученные цилиндрические отливки подвергались механической обработке на токарном станке с числовым программным управлением. Это обеспечило получение поверхностей образцов с равной шероховатостью (Яа=16мкм). Далее образцы маркировались в соответствии с процентным содержанием легирующих элементов и скоростью охлаждения.

Измерение цветовых характеристик сплавов производилось двумя методами: спектрофотометрическим методом и методом компьютерного анализа цветовой палитры.

Измерения спектрофотометрическим методом проводились с использованием системы регистрации спектров отражения, в которую входит установка СДЛ - 2, представляющая собой спектрофлюориметр, предназначенный для исследования возбуждения и излучения люминесценции в диапазоне от 200 до 33000 нм.

Для измерения спектров отражения была изготовлена специальная подставка-держатель, и установлен стабилизированный (равноэнергетический) источник света. На любой его спектральный интервал данной ширины приходится одна и та же энергия. Это значит, что его спектральная характеристика - прямая, параллельная оси длин волн.

Используя вышеупомянутую систему регистрации, для каждого образца был получен спектр отражения, и по максимальной длине волны цветового тона была установлена зависимость изменения оттенка сплава от химического состава (таблица 1).

Таблица 1

Результаты измерений спектрофотометрическим методом

Охлаждение в песчаную форму

№ Легирующий % содержания Длина

образца элемент легирующего волны, нм

элемента

14 - - 585

10 Sn 5 565

8 Sn 15 550

3 Sn 20 543

7 Zn 5 575

11 Zn 25 550

5 Zn 37 545

Охлаждение в металлическую форму

13 - - 585

1 Sn 5 567

2 Sn 15 550

4 Sn 20 545

6 Zn 5 570

12 Zn 25 550

9 Zn 37 545

Альтернативой спектрофотометрическому методу является разработанная методика компьютерного анализа цветовой палитры изображений.

Цвет, как трёхмерный вектор, определяется заданием в числовом выражении трёх компонент, представляющих собой доли трёх избранных цветов, смешением которых получают исходный цвет.

Для компьютерного анализа использовалась модель RGB, в которой каждый пиксель описан тремя значениями, каждое из которых показывает уровень интенсивности красного (R), зелёного (G) и синего (В) каналов. Цветное изображение получается в результате смешения этих цветов.

С целью выделения основной составляющей цвета образцов была использована разработанная специально для этих целей компьютерная программа. С помощью сканера с разрешающей способностью 1200dpi были получены компьютерные изображения исходных образцов. Предварительно полученное изображение редактировалось путём удаления заведомо дефектных областей.

Редактирование изображения образцов проводилось с использованием графического редактора Corel Photo-Paint.

Далее, используя программу, о которой говорилось выше, определялись параметры цвета каждого пикселя изображения, после чего полученная информация обрабатывалась, и определялась вся цветовая гамма, присутствующая в изображении образца. Полученные значения подвергались статистической обработке с целью определения среднего значения цвета (1)

V Color, п ColorLT-b n , (1)

и среднеквадратичного отклонения (2) от него

IУ »(Color -Color,)2 AColor = -^-(2)

где Ы- общее число пикселей изображения, п - число пикселей одинакового цвета.

Корректировка состава цветовой палитры проводилась с учетом выполнения условия: если (Со1ог,<(Со1огср-АСо1ог)) или Со1ог,>(Со!огср+АСо1ог)), т.е. если параметры текущего цвета выходили за допустимый диапазон, то текущий цвет из общего состава цветовой палитры удалялся как ошибочный. Процесс корректировки заканчивался, когда в цветовой палитре оставался один цвет.

Для всех образцов были получены по три числа, описывающих величину каждой цветовой составляющей, и установлена их зависимость от химического состава сплава (таблица 2).

Таблица 2

Результаты измерений цветовых параметров методом

метод литья № обр. %- содерж. Оси Комп. к в В

В землю 14 Бп-О 248 152 136

10 240 152 136

8 вп=15 224 168 144

3 вп^го 208 160 144

В кокиль 13 5п=0 248 152 136

1 5п=5 232 156 136

2 8п=15 216 160 144

4 5п-20 208 164 144

В землю 14 2п=0 248 152 136

7 2я"5 248 160 144

II гп=25 232 188 144

5 гп=37 232 176 136

В кокиль 13 гп-о 248 152 136

6 гп=5 232 160 144

12 гп=25 232 184 144

9 гп-37 216 168 128

Проведённые на базе разработанных методик исследования зависимости цветовых характеристик от химического состава сплава позволили провести регрессионный и дисперсионный анализы. Полученные уравнения регрессии для бронзы (3) и латуни (4), представленные ниже, позволяют вычислить количество легирующего элемента для любых промежуточных значений исследуемых факторов в исследуемом диапазоне.

Х=581,1-1,94х±4,78;

Я = 245,2 - 1,92х ±3,34; (3)

0= 152,4 + 0,56х±0,89;

В= 135,2 + 0,48х± 1,78; где х - содержание олова в сплаве, % [0.. .20],

X =582,08-1,09х±4,47;

Я =248,52-0,51х ±3,47;

156,13 + 0,77х ±11,19; (4)

В= 140,52-0,ОЗх ±5,61;

где х - содержание цинка в сплаве, % [0., .37]

Анализ результатов проведённых измерений показал, что для сплавов Си - 8п с увеличением содержания олова от 0 до 20% происходит:

1. уменьшение длины волны к от 585 до 543нм (рис.1,а);

2. уменьшение красной (Я) составляющей на 40 единиц интенсивности (рис. 1,6);

3. увеличение зелёной (в) (рис.1,в) и синей (В) (рис.1,г) составляющих на 12 и 10 единиц интенсивности соответственно.

а)

590 3 580

0 5 10 15 20 Содержание олова, %

б)

0 5 10 15 20 Содержание олова, %

В)

5 10 15 Содержание олова, %

5 10 15 20 Содержание олова. %

Рис. 1 .Влияние содержания олова в сплаве на цветовые параметры:

а) длину волны (X); б) красную составляющую (Л); в) зелёную составляющую (в); г) синюю составляющую (В).

Для сплавов Си - Тп с увеличением содержания цинка от 0% до 37% происходит:

1. уменьшение длины волны К от 585 до 545 нм (рис.2,а);

2. уменьшение красной (Я) (рис.2,б) составляющей на 20 единиц интенсивности ;

3. увеличение зелёной (в) (рис.2,в) составляющей на 20 единиц интенсивности.

4. уменьшение синей (В) (рис.2,г) составляющей на 7 единиц интенсивности.

О 5 10 15 20 25 30 35 37 Содержание цинка, %

Г)

146 144 142 140 138 136 134 132

-В землю--В кокиль

Л

ч

0 5 10 15 20 25 30 35 37 Содержание цинка, %

Рис. 2. Влияние содержания цинка в сплаве на цветовые параметры:

а) длину волны (X); б) красную составляющую (Я); в) зелёную составляющую (в); г) синюю составляющую (В).

Проведённые исследования позволяют сделать вывод, что при увеличении содержания легирующих компонентов цвет сплавов меняется от красновато-оранжевого до желтоватого с зеленоватым оттенком, причём цветовая гамма бронзы и латуни одинаковая при содержании Эп [ 0...20], Хп [0...37], что позволяет говорить о взаимозаменяемости этих сплавов по цветовым, т.е. декоративным характеристикам,

Дисперсионный и регрессионный анализы показывают, что характер охлаждения образцов, определяемый способом литья, не оказывает заметного влияния на изменения цветовых характеристик образцов. Основное влияние на параметры цвета оказывает содержание легирующих элементов (8п, 2п).

4. Исследование условий формирования литой поверхности образцов при реставрации

С целью исследования шероховатости литых образцов, полученных методом ВПФ, была изготовлена мастер-модель из алюминия. Модель представляет собой цилиндр.

Эксперименты проводились для литья сплавов на основе меди в рамках действующего на базовом предприятии типового технологического процесса изготовления художественных отливок методом вакуумно-плёночной формовки для мелкосерийного производства. В процессе экспериментов для герметизации литейных форм применялась этиленвинилацетатная плёнка (СЭВИЛЕН) толщиной 50; 75; ЮОмкм.

Полученные отливки после обрубки очищали от неметаллических наслоений при помощи мягкой латунной щётки.

Способы нормирования шероховатости поверхности установлены в ГОСТ 2789-73 и распространяются на поверхности изделий, изготовленных из любых материалов и любыми методами, кроме ворсистых поверхностей. Предпочтительно нормировать параметр Яа, который более представительно, чем Яг или Яшах отражает отклонения профиля, поскольку определяется по всем точкам (или достаточно большому числу точек) профиля. Параметром Яа формируется шероховатость образцов сравнения (ГОСТ 9378-75).

В настоящей работе измерение шероховатости поверхности отливок, изготовленных методом ВПФ, производилось контактным способом с помощью системы "ТЭЛИСЭРФ-5".

Измерения шероховатости производились в помещении при температуре 20°С. Погрешность измерений составила 0,002мкм.

Измерения проводились на базовой длине 1= 0,8мм алмазной иглой с радиусом закругления 0,002мкм.

Измерения проводились в направлении, где имелась наиболее грубая шероховатость.

В процессе эксперимента измерялись следующие параметры: Яа, Яшах, 8т и N (число выступов).

Для параметра Ка, как наиболее показательного, расчитывались Хер. (математическое ожидание) и 1 (среднеквадратичное отклонение значения аргумента).

При расчете Хер (5) и £ (6) для Яа были приняты следующие обозначения расчётных величин:

Хл - измерение значения аргумента (Яа=Х1);

X - среднее значение измеренного параметра;

^ - среднеквадратичное отклонение значения аргумента;

п - количество измерений.

Используемые расчетные выражения:

I*

Хср=^-_

(5)

И

1-1_

(я-1)

(6)

Средние значения измеренных параметров представлены в таблице 3.

Таблица 3

Д1,мкм Яа, мкм Яшах, мкм 8ш, мкм Ы, число выступов

50 6,4263 ±0,737809 68,0 715,7 7

75 6,2869 ±0,7269134 39,0 555,5 9

100 5,9841 ±0,7261192 37,0 730,3 7

В настоящей работе исследовалась зависимость величины шероховатости от толщины облицовывающей плёнки для литых образцов, полученных при типовом технологическом процессе литья методом ВПФ.

Среднее арифметическое отклонение профиля (Яа) мастер-модели составило менее 0,002мкм.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1 .С увеличением толщины облицовывающей плёнки среднее арифметическое отклонение профиля (Яа) литых образцов уменьшается (рис. 3).

2. Наибольшая высота профиля (Яшах) с уменьшением толщины плёнки увеличивается, причём при толщине облицовывающей плёнки от 100 до 75 мкм величина изменений незначительна, а от 75 до 50мкм происходит резкое увеличение величины параметра Яшах.

£

9

и

50 75 100

Толщина облицовывающей плёнки (Д t), мкм

Рис. 3. Зависимость среднеквадратичного отклонения профиля (Ra) от толщины облицовывающей плёнки (&.()

3. Наилучшие совокупные результаты параметров Ra, Rmax, Sm и N наблюдаются для литых образцов, полученных при использовании облицовывающей плёнки толщиной 100 и 75мкм

Для изучения возможностей облицовывающей плёнки воспроизводить элементы художественного рельефа были изготовлены три мастер-модели. Они выполнены из алюминия и имеют форму неравносторонней прямоугольной призмы, на одной стороне которой профрезерованы прямоугольные и треугольные борозды. Размеры и конфигурация борозд выбирались путём исследования определённой номенклатуры художественных изделий, как наиболее интересующие и часто встречающиеся.

Отливки изготавливались методом ВПФ. Для изготовления литейных форм применялась облицовывающая плёнка толщиной 50, 75 и ЮОмкм.

После обрубки лицевую поверхность отливок очистили от неметаллических наслоений с помощью мягкой латунной щётки.

Для получения образцов, пригодных для сканирования, из тела отливок выпиливались фрагменты толщиной 5-6мм. Полученные таким образом образцы профильного сечения канавок подвергались сканированию при помощи многофункционального лазерного устройства XEROX WC-315. Полученные изображения подвергались 15-ти кратному увеличению при помощи того же устройства.

Все полученные изображения распределялись по группам, по 4 изображения в группе в зависимости от конфигурации канавки мастер-модели.

Далее изображения погруппно разбивались координатной сеткой, размер ячеек которой выбирался, исходя из требуемой точности, причём количество ячеек для всех образцов группы одинаково.

Обработанные таким образом изображения представлялись в виде матрицы размером шхп.

Полученные матрицы преобразовывались в вектор-строку. Таким образом, количество членов в каждой вектор-строке составило шхп=М.

Полученная вектор-строка изображения образца мастер-модели последовательно сравнивалась с вектор-строками соответствующих ей литых образцов, и рассчитывалась автокорреляционная функция.

Автокорреляционная функция (АКФ) для изображений, полученных с мастер-моделей, равна 1. Чем ближе коэффициент АКФ Яг литого образца к 1, тем более точно он воспроизводит конфигурацию мастер-модели.

Для расчёта линейной регрессии с помощью ПЭВМ была составлена соответствующая программа. Программа предусматривает вычисление у по заданному значению X.

После проведённых расчётов линейной регрессии уравнение имеет вид:

Яг=0,9326-7,92-10"4х±0,78 где х - толщина облицовывающей плёнки

Обработка экспериментальных данных по коэффициенту автокорреляции проводилась с использованием методов математической статистики.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Для всех фупп образцов наблюдаются довольно высокие значения коэффициента автокорреляции Ят между мастер-моделью и отливками (0,720,98).

2. Наилучшие результаты наблюдаются для моделей с прямоугольным профилем канавки. Для толщины плёнок 50 и 75мкм Кг практически не меняется и имеет высокое значение независимо от глубины и ширины канавки. Для отливок, полученных с использованием облицовывающей плёнки 100мкм, наблюдается увеличение разброса значений Ят, что можно связать с ухудшением прилегания плёнки к мастер-модели в процессе формовки при увеличении её толщины.

Наихудший результат получен для моделей с канавками треугольной формы одинаковой глубины и малым раскрытием относительно глубины.

В соответствии с полученными результатами эксперимента Ят для образцов профиля треугольной формы возрастает по мере увеличения угла раскрытия от 14° к 69°.

В целом прямая регрессии является слабо спадающей функцией, угол наклона которой выше, чем для образцов с прямоугольным сечением канавок.

50 75 100

Толщина облицовывающей пл£нки (А I), мкм

Рис. 4. Зависимость коэффициента автокорреляции (Кг) от толщины облицовывающей плёнки (&£) Результаты экспериментов показывают на то, что, несмотря на высокую пластичность плёнки, для качественной обтяжки модели при малом раскрытии канавок требуется существенное увеличение разрежения в объёме формы (для образцов с малым раскрытием канавки низкий Кт наблюдается для всех отливок независимо от толщины обтягивающей плёнки).

3. Для моделей с треугольной формой канавок различной глубины, но одинаковым раскрытием (4мм), наблюдается похожее и практически неотличимое поведение Ят как и для образцов с прямоугольной формой канавок.

Увеличение разброса значений Ят также наблюдается для толщины обтягивающей плёнки ЮОмкм.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что метод ВПФ одинаково хорошо передаёт конфигурацию макрорельефа как прямоугольной, так и треугольной формы. Ухудшение качества отпечатка происходит при увеличении глубины канавок и параллельном уменьшении их раскрытия.

При толщинах плёнок 50 и 75мкм качество передачи отпечатка незначительно зависит от толщины плёнки. Увеличение разброса качества отливок наблюдается при толщинах плёнок свыше 75мкм.

Улучшение качества передачи конфигурации макрорельефа с малым раскрытием и большой глубиной возможно при увеличении разрежения в объёме формы. Однако увеличение разрежения может сопровождаться разрывом плёнки. Т.о. для изготовления заготовок с такой конфигурацией макрорельефа целесообразнее использовать другие виды литья.

Регрессионный анализ показывает, что с увеличением толщины облицовывающей плёнки качество воспроизведения конфигурации макрорельефа мастер-модели снижается (рис. 4).

5. Примеры реализации результатов исследований

Основные научные и технологические аспекты диссертационной работы были использованы при реставрации ряда художественных произведений декоративно-прикладного искусства (рис. 5).

В данной главе рассмотрен конкретный пример использования разработанных методик и данных исследований на практике.

6. Выводы по работе

1. Обосновано существенное расширение возможностей дизайна изделий из меди и её сплавов за счет методик, обеспечивающих изготовление изделий с заранее спроектированным цветом и заданным качеством поверхности, что является основной проблемой при реставрации художественных изделий из медных сплавов.

2. Разработаны методики оценки цвета спектрофотометрическим методом и методом компьютерного анализа, позволяющие воссоздавать утраченные детали и элементы, аналогичные по цвету реставрируемым образцам без определения их химического состава.

3. Разработана методика оценки макро- и микрорельефа художественных отливок с использованием многофункциональных лазерных устройств. Методами математической статистики производится сопоставление рельефа мастер-модели с рельефом отливок. Методика освоена на примере вакуумно-плёночного литья.

4. Анализ результатов спектрофотометрических измерений показал, что для сплавов Си - 8п с увеличением содержания олова от 0% до 20% происходит уменьшение длины волны X, от 585 до 543нм. Для сплавов Си - 7п с увеличением содержания цинка от 0% до 37% также происходит уменьшение длины волны X от 585 до 545нм. Внешне это выражается в изменении цвета от красновато-оранжевого до жёлтого с зеленоватым оттенком, что является существенным для визуального восприятия.

5. Данные компьютерного анализа цветовой палитры изображений образцов показывают, чЬчэ для сплавов Си - 7,п с увеличением содержания цинка

от 0% до 37% происходит уменьшение ¡фасной составляющей (Я) на 20 единиц, увеличение зелёной (6) и синей (В) составляющих на 20 и 7 единиц интенсивности соответственно. Для сплавов Си - вп с увеличением содержания олова от 0% до 20% происходит уменьшение красной составляющей (Я) на 40 единиц интенсивности и увеличение зелёной (О) и синей (В) составляющих на 12 и 10 единиц интенсивности соответственно.

6. Установлено, что с увеличением толщины облицовывающей плёнки от 50мкм до 100мхм, в пределах типового вакуумпроцесса, математическое ожидание среднеквадратичного отклонения профиля (Яа) отливки уменьшается от б,43мкм до 5,98мкм.

Лучшие сочетания параметров, характеризующих шероховатость поверхности отливки (На, Яшах, Бт, И) обеспечиваются при использовании облицовывающей плёнки толщиной 100мкм и 75мкм.

7. Установлено, что с увеличением толщины облицовывающейочной плёнки качество воспроизведения макрорельефа мастер-модели формирующей оснасткой снижается, что выражается в уменьшении коэффициента автокорреляции Ят отливок относительно Ят мастер-модели. Помимо этого, при толщинах плёнок свыше 75мкм увеличивается разброс значений Ят от 0,72 до 0,98.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Лисицын П.Г., Афонькин М.Г., Магницкий О.Н. Компьютерный анализ цветовых характеристик медных сплавов / Изд. С-ПбГТУ, "Литейное производство сегодня и завтра", 2003г., стр. 123-126.

2. Лисицын П.Г., Афонькин М.Г., Магницкий О.Н. Использование ЭВМ при реставрации изделий из медных сплавов / Литейное производство, 2003г., №5, стр. 33-34.

3. Лисицын П.Г., Васильева П.Г. Исследования цветовых характеристик медных сплавов / Материалы научной конференции. Посвящено 300-ю С-Пб. Часть П, СЗТУ, 2003г., стр. 106-110.

4. Лисицын П.Г., Пирайнен В.Ю., Магницкий О.Н. Проектирование цвета при реставрации художественных литых изделий из медных сплавов / Изд. С-ПбГТУ, "Литейное производство сегодня и завтра", 2004г., стр. 241-244.

5. Лисицын П.Г., Инструментальные методы оценки цветовых характеристик при реставрации художественных изделий из медных сплавов / Литейное производство, 2004г., №8.

6. Лисицын П.Г., Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю., Использование компьютерных технологий при реставрации изделий из медных сплавов / Литейщик России, 2004г., №10.

»19082

РНБ Русский фонд

2005-4 16755

Автореферат Решение проблем дизайна цветя и качества поверхности литой бронзы Лисицын Павел Геннадьевич

Лицензия ЛР № 020398 от 14.02.97

Подписано в печать 16.09.2904 Формат 60 841/16

Б.кн.-журн. Пл. 2,0 Б. л. 1,0 РТП РИО СЗТУ

Тираж 100 Заказ 93*

Северо-Западный Государственный заочный Технический Универснтет РИО СЗТУ, член Издателъско-полиграфнческой ассоциации ■ух» Санкт-Петербурга 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллимом*, 5

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Лисицын, Павел Геннадьевич

1. Введение.

2. Состояние вопроса.

2.1. Дизайн в реставрации литых изделий прикладного искусства.

2.1.1. Развитие прикладного искусства.

2.1.2. Литые изделия из бронзы.

2.1.3. Виды и методы реставрации.

2.1.4. Методы исследования исторических памятников.

2.2. Цвет — основная характеристика реставрируемых изделий.

2.2.1. Природа цвета.

2.2.2. Количественная оценка цвета.

2.2.3. Современные компьютерные технологии.

2.3. Вакуумно-плёночное литьё — современный способ в прикладном искусстве.

2.3.1. Основной принцип способа.

2.3.2. Требования к литейным материалам.

2.3.3. Оборудование и оснастка.

2.3.4. Технологический процесс литья.

2.3.5. Размерная точность и шероховатость отливок.

2.4. Задачи работы.

3. Решение задач цветового проектирования.

3.1. Основные проблемы цветового проектирования.

3.2. Методика изготовления образцов.

3.2.1. Выплавка металла.

3.2.2. Изготовление литых образцов.

3.3. Методика измерения цвета спектрофотометрическим методом.

3.3.1. Основы спектрофотометрии.

3.3.2. Использование средств математической статистики.

3.4. Компьютерный анализ цветовой палитры образцов.

3.4.1. Методика компьютерного анализа.

3.4.2. Выделение основной составляющей.

3.5. Измерение цвета спектрофотометрическим методом.

3.6. Компьютерный анализ цветовых характеристик образцов.

3.7. Влияние технологии изготовления образцов на их цветовые характеристики.

4. Исследование условий формирования литой поверхности образцов при реставрации.

4.1. Методика оценки потерь микрорельефа.

4.1.1. Изготовление образцов.

4.1.2. Методика измерения шероховатости.

4.1.3. Измерение шероховатости.

4.1.4. Анализ данных измерения шероховатости литых образцов.

4.2. Методика оценки потерь макрорельефа.

4.2.1. Изготовление образцов.

4.2.2. Измерение макрорельефа.

4.2.3. Результаты сравнения схожести образцов.

4.2.4. Анализ качества воспроизведения конфигурации макрорельефа

5. Примеры реализации результатов исследований.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Лисицын, Павел Геннадьевич

Новая эра - это факт: она существует независимо от того, нравится она нам или нет.

Людвиг Мис ван дер Роэ.

На рубеже XX столетия проблемы технического прогресса, сущности техники и перспектив её развития для общества, взаимодействия технического прогресса с развитием культуры всё больше привлекают внимание общественной мысли во всём мире.

Обусловленный социальными факторами научно-технический прогресс, в свою очередь, оказывает всё большее воздействие на самого человека. В настоящее время развитие техники затрагивает фактически все области человеческого бытия, накладывает глубокий отпечаток на взаимодействие между человеком и природой, на отношения между людьми, на самосознание человека.

Техническая эстетика - так называется наука, изучающая эстетическую сторону современного промышленного производства [19]. Этим занимаются специалисты-художники, их творчество носит название "дизайн".

Дизайн - (англ. design - проектировать, конструировать) - в широком смысле слова любое проектирование, т.е. процесс и метод создания новых предметов, формирования предметной среды, трудовых процессов, оборудования, изобретение инструментов, приспособлений и т.д. В узком смысле - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека. Научная основа дизайна - техническая эстетика [29].

Расширение границ применения дизайна ведёт за собой расширение круга творческих задач, встающих перед дизайнерами, что, естественно, требует известной перестройки их сознания, углубления и постоянного обогащения профессиональных знаний, способности к организации творческих коллективов. Если совсем недавно деятельность дизайнера сводилась, главным образом, к искусству проектировать отдельные изделия, то теперь оно в большей степени, чем раньше затрагивает целый комплекс проблем, в том числе природные условия, синтез с произведениями изобразительного искусства, а также всю совокупность многообразных предметных элементов жизни и быта.

Дизайнер, как исполнитель воли заказчика, мало сейчас влияет на качество происходящих изменений, особенно художественно-эстетического характера, т.к. экономические, функциональные и технические факторы остаются первенствующими для заказчика, принимающего окончательное решение как на начальной, так и на завершающей стадии.

Большим недостатком в деятельности современного дизайнера, приобретающей всё более массовый характер, остаётся локализация его творческих усилий на отдельных объектах без учёта той роли, которую играет при решении любых задач окружающая среда.

Иногда, говоря об окружающей среде, мы имеем в виду, главным образом, природу, отделяя от этого понятия искусственную среду, создаваемую человеком. На наш взгляд, всё организованное пространство, где человек живёт, работает и отдыхает, нужно считать средой его обитания, деля её на две составные части: среду естественную и среду искусственную, создаваемую творческой деятельностью человека. И тогда мы неизбежно приходим к выводу, что дизайн должен активно влиять на единый процесс формирования естественной и искусственной среды.

С начала 90-х годов XX века в России наблюдается повышенный интерес к проектированию, производству и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства (ДЛИ). Эта тенденция обусловлена изменением социально-экономической обстановки в стране, развитием среднего класса и, как следствие этого, возросшим спросом на услуги художников и 4 дизайнеров, на создание новых и воссоздание старых интерьеров и наполнение этих интерьеров изделиями соответствующего стилевого решения.

Предметно-пространственная среда, в которой мы живём, воспринимается нами колористически как проявление существующей и сложившейся цветовой культуры. В этой связи наука об изменении цвета - колориметрия -приобрела важное практическое значение в современных условиях производства изделий.

Особое место среди всего многообразия предметов ДЛИ занимают художественные изделия из металла, в частности, кабинетное или камерное литьё. Предметы, относящиеся к этой категории изделий, как правило, по массе не превышают 10кг. Исторически наибольшее распространение в качестве материала для изготовления художественных отливок различной конфигурации, массы и назначения получили сплавы на основе меди. Но спектр используемых материалов медными сплавами не ограничивается. Широко известны отливки из высокофосфористого чугуна, так называемое Каслинское литьё, мебель из стали Тульского Оружейного завода (1787), серебряные изделия Фаберже и т.д.

В художественном литье цвет участвует в формировании эстетического облика изделия, в то время как в машиностроении нет необходимости учитывать цвет металлических деталей, так как основными являются их эксплуатационные свойства. В процессе художественно-конструкторского проектирования того или иного объекта работе с цветом не должна отводиться второстепенная роль. Цветовой образ проектируемых изделий должен зарождаться одновременно с идеей его конструкторского решения. Создание цветового облика предмета должно быть результатом проектной деятельности. В связи с этим необходимо использовать инструментальные методы контроля цветовых характеристик на базе объективной колориметрии.

В ювелирной, текстильной, полиграфической и других областях измерение цвета производится с использованием объективных колориметрических методов.

Для этого используется цветоизмерительная аппаратура: спектрофотометр, колориметр, компаратор. Для изучения цветовых характеристик сплавов применяют спектрофотометрический метод, основанный на определении коэффициента зеркального отражения R(X,) и координат цветности.

Главной задачей является установление корреляционной зависимости между цветом и химическим составом образцов — процентным содержанием легирующих элементов.

Так как процесс развития человечества связан с производством предметов материальной культуры, то с течением времени все эти изделия переходят в категорию памятников истории.

Исторические и культурные памятники испытывают на себе влияние многочисленных внешних факторов: температурно-влажностного режима, экологических условий, а в основном — антропогенного воздействия. В связи с этим, один из основных критериев оценки достоинства исторического памятника - степень его сохранности. Очень незначительное количество изделий доходит до нашего времени без значительных изменений. Степень и характер этих изменений могут быть различны, но в совокупности с антропогенным воздействием они, как правило, привходят к значительным утратам во внешнем облике изделий.

Металлические изделия также подвержены воздействию внешних факторов, что приводит к безвозвратным потерям. Подавляющее большинство таких изделий требует реставрации, связанной с воссозданием утраченных элементов. Воссоздание внешнего облика происходит на основании искусствоведческого и материаловедческого анализов.

Одной из актуальных проблем современной реставрации является внедрение современных технологий и материалов. В настоящее время при реставрации изделий из металла большое внимание уделяется соответствию цвета воссоздаваемых элементов цвету реставрируемого образца, но при этом колориметрические методы, в силу их сложности, не используются или используются в исключительных случаях (реставрация музейных экспонатов), а более простые методики количественной оценки цвета, позволяющие воспроизводить требующийся оттенок сплава, не разрабатываются. Отсутствие комплексного подхода к решению технологических и художественных задач, учитывающего все тонкости и возможности современного технологического процесса проектирования и изготовления художественных отливок, вынуждает руководствоваться опытом конкретного производства и, как следствие этого, происходит только частичная реализация возможностей литейной технологии. Например, введение дополнительной операции в процесс подготовки мастер-моделей художественных изделий позволяет в ряде случаев перейти от традиционного процесса ЛВМ к более прогрессивному методу вакуумно-плёночной формовки (ВПФ), в котором функцию связующего выполняет атмосферное давление, создающее разрежение в объёме формы, изготовленной из сухого формовочного песка с применением синтетической плёнки. Эта технология способствует увеличению скорости изготовления литых заготовок при сохранении качества поверхности. Конкретизация возможностей литья методом ВПФ применительно к литым заготовкам художественных изделий является актуальной задачей для развивающейся в наши дни отрасли реставрации, т.к. исключительное значение придаётся шероховатости отливок и качеству отпечатка с формирующей оснастки.

В настоящей работе с целью выработки комплексного подхода и научного обоснования целесообразности применения ряда современных технологий при решении задач, возникающих при реставрации художественных произведений из сплавов на основе меди (бронза, латунь), проведены исследования, и на их основе разработана методика количественной оценки цвета, позволяющая при помощи компьютера воспроизводить требующийся оттенок сплава или бесконечно близкий к нему оттенок.

Проведенные исследования на основе типового процесса литья методом ВПФ позволили установить влияние толщины облицовочной плёнки на качество поверхности отливки, а разработанная методика позволила оценить степень соответствия макрорельефа полученных заготовок по отношению к мастер-модели.

Разработанные методики были применены при реставрации ряда памятников истории и культуры.

2, Состояние вопроса

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Решение проблем дизайна цвета и качества поверхности литой бронзы"

6. Выводы по работе

1. Решена основная проблема реставрации художественных изделий из медных сплавов. Разработанные методики оценки цвета спектрофотометри-ческим методом и методом компьютерного анализа позволяют воссоздавать утраченные детали, аналогичные по цвету реставрируемому без определения его химического состава. Также разработана методика оценки микро-и макрорельефа художественных отливок с использованием многофункциональных лазерных устройств.

2. Анализ результатов спектрофотометрических измерений показал, что для сплавов Си - Sn с увеличением содержания олова от 0% до 20% происходит уменьшение длины волны К от 585 до 543нм. Для сплавов Си - Zn с увеличением содержания цинка от 0% до 37% также происходит уменьшение длины волны К от 585 до 545нм.

3. Данные компьютерного анализа цветовой палитры изображений образцов показывают, что для сплавов Си - Zn с увеличением содержания цинка от 0% до 37% происходит уменьшение красной составляющей (R) на 20 единиц, увеличение зелёной (G) и синей (В) составляющих на 20 и 7 единиц интенсивности соответственно. Для сплавов Си - Sn с увеличением содержания олова от 0% до 20% происходит уменьшение красной составляющей (R) на 40 единиц интенсивности и увеличение зелёной (G) и синей (В) составляющих на 12 и 10 единиц интенсивности соответственно.

4. Установлено, что с увеличением толщины облицовочной плёнки от 50мкм до ЮОмкм, в пределах типового вакуумпроцесса, математическое ожидание среднеквадратичного отклонения профиля (Ra) отливки уменьшается от 6,43мкм до 5,98мкм.

Лучшие сочетания параметров, характеризующих шероховатость поверхности отливки (Ra, Rmax, Sm, N) обеспечиваются при использовании облицовочной плёнки толщиной ЮОмкм и 75мкм.

5. Установлено, что с увеличением толщины облицовочной плёнки качество воспроизведения макрорельефа мастер-модели формирующей оснасткой снижается, что выражается в уменьшении коэффициента автокорреляции Rx отливок относительно Rx мастер-модели. Помимо этого, при толщинах плёнок свыше 75мкм увеличивается разброс значений Rx от 0,72 до 0,98.

6. На основании результатов выполненных исследований существенно упрощено решение задач реставрации изделий из медных сплавов. Разработанные методики позволяют восстанавливать утраченные детали, аналогичные по цвету реставрируемому изделию без определения его химического состава. Кроме того, эти результаты позволяют обосновать замену литья по выплавляемым моделям на более прогрессивный способ вакуумно-плёночного литья.

Экономический эффект от такой замены только на одном килограмме литья составил около 350 рублей, в ценах на март 2004г.

 

Список научной литературыЛисицын, Павел Геннадьевич, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков. "Искусство", ЛД972.

2. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. "Артия", Прага 1980.

3. Брил Т. Свет. Воздействие на произведения искусства. "Мир", М.,1983.

4. Брюханов А.Н., Лахтин Ю.М., Малышев А.И., Николаев Г.Н., Шувалов Ю.А. Технология металлов. "Машгиз", М., 1959.

5. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория случайных процессов е её инженерные приложения. "Наука", М., 1991.

6. Власов В.Г. Стили в искусстве. "Кольна", С-Пб., 1995.

7. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. АО "ИКАР", С-Пб., 1993.

8. ВНИИР. Художественное наследие. М., 1980.

9. Гадлин Н.М., Чернега Д.Ф., Иванчук Д.Ф. Моисеев Ю.В., Чистяков В.В, Цветное литьё: Справочник. "Машиностроение", М., 1989.

10. Государственный комитет СССР по науке и технике. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Материалы конференций, совещаний. Семинар "Цвет. Материалы. Дизайн", 1987.

11. Гуляев А.П. Металловедение. "Металлургия", М., 1986.

12. Гуревич М.М. Цвет и его измерение. Издательство Академии наук СССР, М., 1950.

13. Гутов Л.А. Никитин М.К. Справочник по художественной обработке металлов. "Политехника". СПб., 1995.

14. Джаудд Д., Вышедски Г. Цвет в науке и технике. "Мир", М., 1978.

15. Дьяконов В.П. Справочник по алгоритмам и программам на языке бейсик для персональных ЭВМ. "Наука", М.,1989.

16. Кес Д. Стили мебели. Издательство В.Шевчук, М., 2001.

17. Компьютерная грамотность. "Вектор", М.,1994.

18. Корн Г. и Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. "Наука", М., 1977.

19. Кривцун О.А. Эстетика. "Аспект пресс", М., 1998.

20. Курдюмов А.В., Пикунов М.В., Чурсин В.М., Бибиков Е.Л. Производство отливок из сплавов цветных металлов. "МИСИС", М., 1996.

21. Лич Д. Auto Cad. Энциклопедия СП-б., 2002.

22. Луизов А.В. Цвет и свет. "Энергоатомиздат", Л., 1989.

23. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литьё. "Политехника", СП-б., 1996.

24. Маринеску И., Мойнягу Ч., Никулеску Р., Ранку Н., Урсяну В. Основы математической статистики и её применение. "Статистика", М., 1970.

25. Матвеева Т.А. Ремонт и реставрация мебели. "Высшая школа" М., 1994.

26. Мэрдок Келли Л. 3ds max R3. Библия пользователя.

27. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. "Машиностроение", Л., 1982.

28. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. Стройиздат, М., 1991.

29. Новикова Л.И. Эстетика и техника: Альтернатива или интеграция? Политиздат, М., 1976.

30. Отчёт о научно-исследовательской работе за 1989 год на тему: Разработка методики определения цвета золотых сплавов для внедрения международного стандарта ИСО "Цвета золотых сплавов". Ленинградский институт торговли им. Ф.Энгельса.

31. Печкова Т.А. Инструментальная оценка цвета материала. М., 1970.

32. Печкова Т.А. Системы классификации цвета. М., 1969.33. РТМ 3-1820-88.1989.

33. Румшинский Л.З. Элементы теории вероятностей. М., 1963.

34. Смолина М.А. Традиции симметрии в архитектуре. Стройиздат, М., 1990.

35. Соколова М.Л, Металлы в дизайне. "МИССИС", М., 2003.

36. Технический отчёт № 694 на тему ГМ 4 531-82.

37. Технический отчёт М на тему ГМ 4 533-85.

38. ТУ 2245-561 00203521-2002. С-Пб., 2002.

39. Урвачёв В.П., Кочетков В.В., Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литьё по выплавляемым моделям сплавов меди. "Металлургия", Челябинск, 1991.

40. Шашков Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. "Книга", М., 1986.