автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Революция: опыт и понятие
Текст диссертации на тему "Революция: опыт и понятие"
Приложение № 5 к Положению о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций, утвержденному приказом Минобрнауки России от 9 января 2007 г. N 2
Университет Марк Блок, Страсбург, Франция
На правах рукописи
Магун Артемий Владимирович
Революция: опыт и понятие. 09.00.11 Социальная философия Диссертация на соискание ученой степени доктора философии
Научный руководитель: Профессор Филипп Лаку-Лабарт Страсбург - 2004
62 11/18
Университет Марк Блок
Образовательно-исследовательское подразделение философии, лингвистики,
информатики и педагогики.
31.05.2004
Диссертация На соискание степени Доктора Университета Марк Блок Философия
Представлена и публично защищена Артемием Магуном
РЕВОЛЮЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ОПЫТ Деконструкция политического субъекта
Под руководством г. Филиппа Лаку-Лабарта
рмаукм России 200 /г. ьМч
Жюри:
| решил выдать диплом КАЙДЙДАТА 1 - - фл иь£!^__наук
г. Ален Бадью г. Филипп Лаку-Лаоарт
г. Жан-Люк Нанси г-жа Елена Петровская г. Жак Рансьер
е-¡до
а
(1к
I Ц Чи /"ЧЙ^/Г
ЧМЯо о9
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................
I. Введение-манифест................................
...............................................................................................5
1) Историческое определение..............
................................................................................5
2) Возражения...........
..............................................................................................................8
3) Обоснование.........
...............................................................................................................11
II. Методологическое введение...............
...........................................................................................15
III. Историко-понятийное введение................................
.......................................................¿О
1) История понятия........
.......................................................................................................23
2) Внутренняя форма слова............................................................................................27
А. Приставка........................................................................................................^
Б. Корень...............
....................................................................................................................29
ЛАВА 1........................
>еномен революций. ZZZZZZZZZZZZZZZ...................................................................
'эволюционная сущность посткоммунистического периода в России '. '. ....!.......31
I. Новая революция?....................................................................................^
1) Состояние вопроса...............................................
..........................................................О I
2) Негативная революция....................................................................................................40
II. Современная Россия и революционная Франция..............................................................44
1) Россия после 1985 г.: отрицание и меланхолия........................................................................44
А. Феномены негативности.
.............................................................................................44
Б. Ламентации: театр меланхолии................................................................................................47
а) Литании................
.........................................................................................................48
б) Меланхолия и фетишизм....................................
...............*................................
в) Катастрофизм..........................................__
...................................................................................... 55
г) Логика события...........
..............................................................................................63
д) Историческое развитие ситуации в России в 1990 годы и логика отрицания........64
2) Франция после 1789 г.: отрицание и меланхолия................................................................................66
A. Развитие отрицания...............
....................................................................................66
Б. Негативность революции и ее моменты..............................................................................б8
B. Событие и его место....
................................................................................................74
1
Г. Инверсии............................................,_
.............................................................................................../о
Д. Меланхолия......................................................................................................................................................gQ
а) Отступление................................................................................................................................................g0
б) Бедность и жалость..........................................................................................................................83
в) Революционная темпоральность............................................................................................................86
Е. Наследие революции: внутренний разрыв................................................................................93
III. Заключение..............................................
...............................................................................................9/
"ЛАВА 2...............................................
ЖЛ ОСОФС КО-ПОЛ ИТИЧ ЕС КАЯ П РОБЛ Ё МА РЕВОЛ ЮЦИИ99
I. Философия и политика........................................................................................................................100
1) От философии к политике..........................................................................................................................................100
2) От политики к философии........................................................................................................................................102
3) Ужасная истина и смерть....................................................................................................................................106
A. Историческое и временное измерение.............................................
Б. Эпистемологическое измерение............................................................................................................113
B. Социально-политическое измерение............................................................................................................114
II. Логическая структура отрицания........................................................................................................................................116
1) Субъективное и объективное отрицание..............................................................................................................115
2) Внешняя и внутренняя негативность......................................................................................................117
3) Конститутивная асимметрия отрицания..............................................................................................119
4) Бытие отрицания..................................................................................................................................................122
III. Негативность и политика..................................................................................................................................123
1) Два аспекта негативного....................................................................................................................................124
2) Институциональное наследие революции..............................................................................................................128
А. Позитивные и естественные основания государства................................................ 129
Б. Революция и либеральная демократия.................................................................. 134
3) Революция и негативность политического субъекта..........................................................................................136
А. Сказать «нет»......................................................................................................................................................136
Б. Критика чистого отрицания................................................................................................................................................138
а) «Размышления о насилии»............................................................................................................................138
2
б) «Критика насилия»..........................................................................................................................................................142
в) «О понятии истории»: симметрия и борьба................................................................................................................144
г) «О понятии истории»: коперниканская революция............................................................................................149
IV. Заключение................................................................................................................................................................154
ГЛАВА 3..........................................................
ФРАНЦУЗСКАЯ революция И П О НЯТИ Е СО БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ' ..
I. Французская революция и понятие события в современной философии.155
1) Ревизия истории Французской революции и философская проблема события........155
2) Несколько слов о понятии события у Хайдеггера......................................................................................170
3) Политизация математики: понятие события у Алена Бадью........................................175
II. Гегелевская интерпретация Французской революции..................................................... 183
1) Возвышенное и пошлое. Господа и капуста................................................................................................183
2) Отрицание и его образ............................................................................................................................................................................188
3) Негативное событие Революции....................................................................................................................191
III. Философия Канта и Французская революция. Событие под знаком «минус»...............192
1) Введение. Обратимость и необратимость.................................................................... 192
A. Коперниканская революция................................................................................................................................................1Э2
Б. Обращение как возможность и как действительность..............................................202
B. Актуальная обратимость: обмен............................................................................................................204
2)Кантовская трактовка Французской революции...................................................... 207
A. Второй спор факультетов....................................................................................................................................................208
Б. Примечание к «Метафизике нравов»......................................................................... 222
B. Негативность события как основание его необратимости.........................................228
3) Отрицание и вычитание..........................................................................................................................................................231
A. Отрицательная величина......................................................................................................................................................231
Б. Кантовские отрицательные величины и психоанализ................................................241
B.Теоретическое значение «Опыта...».................................................................. 249
4) Возвышенный характер события. Сопротивление невозможному...............................250
5) Третий спор факультетов. Революционный спазм........................................................259
IV. Заключение............................................................................................................................................................................279
1) Теоретические следствия................................................................................................................................................279
2) Политические следствия..........................................................................................................................................281
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................
.283
ВВЕДЕНИЕ
I. Введение-манифест 1) Историческое определение
Основной тезис этой работы таков: событие разрушения «социалистического» режима и советского государства, начавшееся в 1985 году и продолжающееся до сих пор, следует называть революцией. По своему историческому, политическому и философскому значению это событие относится к ряду европейских революций, начавшихся, самое позднее, в 1789 году во Франции и восходящих к Реформации западного христианства, берущей отсчет с XV—XVI веков. Ход и положение дел в постсоветской России на протяжении последних пятнадцати лет воспроизводят в своих основных чертах внутреннее развитие революций прошлого. Но моя задача не в том, чтобы отнести текущее событие к той или иной классификации, а в том, чтобы указать на ее принадлежность к единому и единичному, но открытому и незавершенному событию: европейской революции, которая уже Прудоном и Марксом была обозначена как перманентная. История революций не сводится к простому воспроизведению одинаковых феноменов или (по вульгарно-марксистской модели) к последовательности закономерных стадий. Она составляет серию освободительных движений, не достигающих своей (бесконечной) цели, обрывающихся на полпути, которые следующая волна истории подхватывает и радикализует, чтобы снова споткнуться и откатиться назад со всей своей мощью (революция в этом смысле напоминает прибой).
Ключевыми моментами в определении революции являются:
1. Свержение сакрализованной власти и следующая за ней секуляризация.
А.«Секуляризация», в собственном смысле, означает экспроприацию церковных земель. В России тот же процесс принял форму «приватизации» как общего направления политики, эмансипации частной сферы от теократического государства.
Б. И для Французской, и для нашей революции ключевым направлением была война с привилегиями, характерными для феодального права. Жорж Батай, в полемике с вульгарно-марксистской
5
традицией, замечает, что все революции Нового времени произошли против феодальных пережитков и ни одно восстание не было направлено собственно против буржуазии.2 Это верное замечание иллюстрирует понятие перманентной революции, в соответствии с которым борьба с феодализмом и с замаскированным экономическим господством буржуазии составляет одну и ту же непрерывную борьбу.
2. Точка зрения политического и исторического субъекта, стремящегося овладеть движением истории. Основание и легитимация нового, имманентного обществу режима.
A.Революция — не волшебное основание нового социально-политического строя, а попытка овладеть этим строем, который уже начал формироваться. Французская революция не предшествовала модернизации Франции, а последовала за ней, как попытка задним числом овладеть постепенным процессом и взорвать тлеющий в нем запал общественного противостояния.
Б. Революционные режимы неизбежно тяготеют к демократии как автономии, поскольку по самой логике революции отказываются от любых внешних принципов легитимации: остается только сообщество как таковое, наконец предоставленное себе самому.
B. Юридическое основание нового государства, кажущееся чистой формальностью, на самом деле играет большую роль в революционном кризисе, так как вводит фикцию абсолютного разрыва общества со своим прошлым и побуждает социум к борьбе с самим собой как с «пережитком» «Старого порядка».
3. Переход кризиса внутрь общества, взрыв, растворение и разложение социальных связей.
А. Прогнивший режим обычно падает легко, и общество на короткое время консолидируется в борьбе против суверена. Так было и во Франции в 1789-м, и в России в 1991-м. Ключевая фаза революции начинается после, когда конфликт и кризис осознается как внутренний и его нельзя больше приписать отчужденной и внешней обществу власти.
2 Georges Bataille, «La souvera ineté», in: Oeuvres complètes de G. Bataille. Paris: Gallimard, t.8, p.321.
Б. Для революционных обществ характерны те или иные антропологические формы самоотрицания: меланхолия, застой, дискурс страдания и лишения. Речи якобинцев 1792—1794 годов пронизаны страхом застоя и торможения, фигурами борьбы народа и революционеров с самими собой. Мишле пишет о «болоте общественного равнодушия», которое уже в 1792 году, то есть до прихода якобинцев к власти, господствовало в Париже.3 Якобинский террор был уже ответом на эту деполитизацию, попыткой растормошить общество видом отрубленных голов (которые тоже, как замечал позднее Гегель, стали банальными и могли только навевать тоску).
4. «Переворачивание» символических структур с ног на голову, изменение «плюса на минус» и «минуса на плюс». Эта инверсия, как правило, скоротечна и сменяется чувством взаимной обратимости ценностей, релятивизмом, цинизмом и формированием идеологий (то есть чисто формальных символических структур, безразличных к собственному содержанию: так, одни «выбирают» себе либеральные ценности, другие социал-демократические и
т.д.).
А. Здесь опыт антикоммунистической революции весьма ярок. В начале 1990-х страна пережила тотальную инверсию советской идеологии, где основной осью была перевернутая оппозиция «наше» и «западное». Чем негативнее оценивался тот или иной феномен коммунистической идеологией, тем больше была его символическая и рыночная ценность в новой России. Сейчас эти ценности переживают новую, обратную инверсию.
Революция носит и практико-политический, и эпистемологический характер. Она переворачивает наши представления о прошлом и будущем и определяет завершившуюся эпоху («Старый порядок», «коммунизм»), оставляя в ней большую часть человеческих чаяний. В то же время революция сама по себе редко выдвигает действительно новые идеи и программы. Напротив, она как бы блокирует субъекту доступ к собственному будущему, и он больше не знает, чего от себя ждать. Но, парадоксальным образом, именно в качестве блока и даже тупика, в качестве обвала, закрывающего обзор, революция
3 Jules Michelet, Histoire de la Révolution française, Paris : Rober Laffont, 1979, IX, 1, vol.2, p. 127.
опосредованно делает возможным творение абсолютно нового, неизвестного — а точнее, позволяет определять вновь появляющиеся вещи как абсолютно новые.
Б. Важным двигателем и результатом любой революции являются, во-первых, милленаристские идеи о конце истории и новом тысячелетнем царстве и, во-вторых, идеи реставрации отдаленного прошлого (Римской империи, царской России). Отношение к открывшемуся будущему при этом остается максимально неопределенным (самой «программной» была, наверное, Октябрьская революция, но и она, как выяснилось, не несла с собой никаких конкретных представлений о том, как строить будущее, и их приходилось зачастую вырабатывать по ходу дела).
5. Революция — это политическое событие, которое ставит вопрос об истине. Отрицание трансцендентно-сакральных устоев общества и попытка обосновать автономию, самовластие общества над собой, ведет к поиску последнего, самоочевидного фундамента власти и неразрушимых, неделимых элементов, атомов общественной структуры. Порыв бесконечного разрушения и растворения ищет, в пространстве и во времени, последних пределов. В то же время революция лишает интеллектуалов автономного социального статуса «при власти», автоматического права на авторитетное высказывание и заставляет их связывать вопрос об истине с вопросом о власти. Поэтому начиная с XIX века понятие революции стало для современности точкой стыка политического и философского дискурсов. Философский дискурс далее позволит нам свести воедино исторические определения революции и выстроить ее простое понятие.
2) Возражения
И все же