автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Резьба по дереву и деревянная скульптура во вьетнамских храмах эпохи поздних Ле, 1428-1789 гг.
Текст диссертации на тему "Резьба по дереву и деревянная скульптура во вьетнамских храмах эпохи поздних Ле, 1428-1789 гг."
/
1<
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.И. СУРИКОВА
На правах рукописи
ЧАН ВАН ЛОНГ
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ И ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА ВО ВЬЕТНАМСКИХ ХРАМАХ ЭПОХИ ПОЗДНИХ ЛЕ (1428 -1789)
17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и
архитектура
Диссертация на соискание ученой степени
кандидат искусствоведения В.В.Осенмук
Москва- 1999.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ ВО ВЬЕТНАМЕ..................................18
Искусство первобытного и раннеклассового общества.....................19
Искусство периода северной зависимости (5-938 гг)..........................22
Искусство независимого Вьетнама в эпохи Ли (1009-1225),
Чан (1225-1400) и Хо (1400-1407)........................................................37
ГЛАВА ВТОРАЯ. СКУЛЬПТУРА 15 и 16 ВЕКОВ. ДИНАСТИИ ЛЕ ШО (1408-1527) И МАК (1527-1593).............58
Историко-культурный очерк времени династии Ле Шо....................58
«Административная» архитектура и декоративное убранство
диней и храмов........................................................................................61
Круглая храмовая скульптура в буддийских комплексов..................71
Итоги развития скульптуры в 15-16 веках...........................................96
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СКУЛЬПТУРА И ДЕКОРАТИВНАЯ РЕЗЬБА 17 И 18 ВЕКОВ. ЭПОХА ЛЕ МАТ (1593-1788)..............................99
Общая характеристика............................................................................99
Очерк исторической обстановки...........................................................99
Подъем искусства в 17-первой половине 18 в.
Развитие тематики деревянной скульптуры.......................................102
Архитектура и архитектурный декор..................................................105
Новые черты скульптуры в 17 веке.....................................................108
Барельеф в скульптуре 17-18 веков.....................................................121
Второстепенные персонажи храмовой скульптуры
в 17-18 веках..........................................................................................122
Статуи чаньских мастеров....................................................................131
Скульптуры местных божеств.............................................................132
Памятные и портретные статуи...........................................................134
Развитие и основные типы алтарной композиции.
Их перспективы.....................................................................................135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................141
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................................153
ПРИЛОЖЕНИЕ (ИМЕНА ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ СКУЛЬПТУРЫ).....................................................................................160
оооОооо
ВВЕДЕНИЕ
Вьетнам - древнейшая страна Юго-Восточной Азии, обладающая богатыми культурными традициями, которые сильно связаны с буддизмом. В далекое время у лаквьетов - предков вьетнамцев, сложился комплекс религиозных верований и эстетических норм, нашедший свое выражение в памятниках традиционной культуры.
Буддийское искусство имеет многовековую традицию и играет важнейшую роль в духовной жизни вьетнамцев и в истории их изобразительного искусства. Храмовая скульптура является великолепной формой искусства и символом традиционного искусства Вьетнама, памятники которого мало присутствовали до недавнего времени в поле зрения профессиональных историков искусства.
Необходимо учитывать, что, в отличие от искусства других стран, произведения архитектуры и искусства Вьетнама сохранились в меньшей степени. Вьетнам на протяжении многих веков был колонией иностранных захватчиков (Китая, Монголии, Франции и Америки), и постоянно шли войны! Много строилось памятников архитектуры и создавалось скульптур, и многие из них погибли или разрушились в колониальные периоды.
Положение стало меняться в 1970-е годы, когда была закончена война с американцами и произошло соединение Севера и Юга Вьетнама. У исследователей возник интерес к изучению и восстановлению вьетнамской национальной художественной культуры.
Выбор темы обусловлен малой изученностью вьетнамской деревянной скульптуры 15-18 веков. Она представляет собой, пожалуй, наиболее богато представленный сохранившимися памятниками раздел классического искусства Вьетнама. Художественное качество этой скульптуры во многих произведениях достигает большой высоты.
Эпоха династии поздних Ле (1428-1789) была прекрасной эпохой вьетнамского изобразительного искусства. Памятники ее архитектуры и скульптуры относятся к лучшим произведениям буддийского храмового искусства всех династий. Можно смело сказать, что храмовая архитектура и скульптура поздних Ле делает честь национальной культуре. Замечательна также архитектура и резной декор традиционных вьетнамских общинных домов - диней. Многие произведения этой эпохи отличаются не только высоким художественным уровнем, но и тем, что они "очень вьетнамские", и это заслуживает особого внимания. Художники того времени создавали статуи Будды и мифологических героев. В то же время они изображали вьетнамцев, выражали особенности их духовного мира. Благодаря чувству национальной гордости и достоинства художники эпохи поздних Ле оставили нам бессмертные произведения.
Они не только дают большой материал для исследовательской работы и заслуживают более широкой популяризации, но и нуждаются в постоянной заботе, консервации и реставрации. Проблема сохранности памятников особенно важна сейчас для Вьетнама, долгое время находившегося в состоянии вооруженной борьбы с агрессорами.
Деревянная скульптура отличается от каменной и бронзовой технологическими особенностями, которые необходимо учитывать при работах по сохранению и реставрации. Особенности материала, В выборе материала вьетнамские скульпторы не только проявляли свой вкус, но и руководствовались определенными правилами и традициями. Особенности дерева позволяют выделить деревянную скульптуру в самостоятельный объект исследования (при этом, несомненно, деревянная пластика должна рассматриваться в контексте всей скульптуры данной эпохи).
К тому же деревянная скульптура наиболее органична, на наш взгляд, для традиционного вьетнамского зодчества и наиболее близка к народному искусству Вьетнама. Изучение ее традиций дает большие перспективы для творчества современных художников. В эпоху засилья французских колонизаторов во вьетнамском искусстве официально поощрялось развитие "ориентализма". Этот стиль отличался надуманностью и искусственностью и очень поверхностно отражал все богатство вьетнамской скульптурной традиции. В борющемся социалистическом Вьетнаме преимущественным покровительством партии и правительства и вниманием критиков пользовались наиболее боевые, мобильные и популярные виды искусства, такие, как лубок, а в музыке, например, народная песня. Теперь имеются все условия для глубокого и объективного изучения таких древних и классических видов искусства, как скульптура в ее взаимосвязях с архитектурой.
Продолжение изучения вьетнамской пластики 15-17 вв. позволит углубить научные представления о традиционном художественном искусстве Вьетнама, лучше понять
художественные процессы, которые влияли на развитие изобразительного искусства Вьетнама.
До сих пор никто из исследователей не выделял деревянную скульптуру и декоративную резьбу эпохи поздних Ле в самостоятельный объект изучения. Такая постановка вопроса отражает новизну исследования и определяет его методическую специфику. Данная работа является искусствоведческой и опирается на принцип историзма.
Ее цель - охарактеризовать деревянную скульптуру и декоративную резьбу Вьетнама 15-18 веков, как целостное явление в историческом контексте и в контексте существенных для Вьетнама воздействий культуры других стран Азии. Задачами работы является характеристика стиля деревянной пластики в его развитии, определение его для каждого этапа, возможно, уточнение даты некоторых конкретных произведений скульптуры. Автору хотелось привлечь не только традиционно публикуемые популярные памятники, но и более широкий круг произведений вьетнамской скульптуры.
Их изучение побудило нас совместить два подхода к скульптуре. Первый - это анализ скульптур на определенную тему (например, посвященных бодхисаттве Куан-Ам или архатам), в исторической перспективе. Здесь наша задача - иконографический и стилистический анализ. Второй - необходимость комплексного анализа всех скульптур алтарной или храмовой композиции в ее развитии. (Специальное изучение алтарной композиции вьетнамских храмов 15-18 веков также является новой задачей.) Таким образом, наиболее значительные произведения скульптуры в диссертации рассматриваются дважды, под разными углами зрения.
Выделение деревянной пластики в качестве объекта исследования не исключает в случае необходимости обращения к каменным, бронзовым и терракотовым скульптурам, а также к произведениям живописи. В то же время закономерности, определяемые для деревянной скульптуры, могут помочь и при анализе пластики из других материалов. Декоративная резьба архитектурных деталей, почти лишенная сюжетного содержания, представляется наиболее чистым объектом стилистического анализа пластики той или иной эпохи.
Изучение вьетнамской скульптуры имеет давнюю историю и продолжается в наше время.
Большое внимание уделили ему современные вьетнамские авторы. В издании 1958 г. Данг Трунг: "Художественные ремесла Вьетнама" (на французском языке) [53] традиционная скульптура и резьба по дереву рассматривается, как один из важнейших разделов декоративно-прикладного искусства. Интересны также "Материалы совещания по вопросам фольклора и традиционного изобразительного искусства Вьетнама 21-22 ноября 1966 г."(на вьетнамском яз.) [10], где главное значение придается не традиционной скульптуре, а лубку, как наиболее действенному средству пропаганды. В похожей инструктивной работе 1984 г. Jle Нгок Kay и Фан Нгока "О социальной и художественной оценке классического наследия народов Вьетнама" (Ханой, 1984) [6] уже признаются значимыми, наряду с социальными аспектами произведений традиционного искусства, также и художественно-декоративные,
однако совершенно не упоминается о буддийской скульптуре. Долгое время истинно народной и прогрессивной считалась лишь
народная скульптура на темы повседневного труда и быта, в то время, как выполненные тоже вьетнамскими мастерами замечательные памятники буддийской пластики и произведения на мифологические темы отодвигались на задний план.
Декоративная резьба по дереву наиболее результативно рассматривалась в основном в контексте целостного ансамбля храмов. Таковы работы архитектора Нго Гуи Куина, который, в частности, опубликовал на русском языке в книге "Всеобщая история архитектуры", том 9, статью "Архитектура Вьетнама в период династии Нгуенов - 19-20 вв." [29]. Здесь подробно рассматривается предыстория развития вьетнамского зодчества и архитектурного декора до 19 в. и характеризуются особенности вьетнамского архитектурного ордера. Это представляет для нас большой интерес при изучении пластики и ее расположения и роли в архитектуре. Нго Гуи Куин в соавторстве с С.С. Троицким написал о "Некоторых памятниках архитектуры Северного Вьетнама" в сборнике "Архитектура стран Юго-Восточной Азии" (Москва, 1960) [30], и затронул тему резного архитектурного декора. Большое значение для развития истории искусства во Вьетнаме имели работы директора ханойского музея искусств Нгуен До Кунга [32], много сделавшего для пропаганды вьетнамской культуры. Статьи Чан Динь Тхо и ряда других авторов в сборнике "Народные мотивы во вьетнамском изобразительном искусстве" (Ханой, 1973, на вьетнамском яз.) [13] рассматривают многие типичные мотивы и сюжеты вьетнамской скульптуры и выявляют их истоки. Достойное место заняла скульптура 15-18 вв. на выставке "Искусство Вьетнама" 1981 г., каталог к которой составили Нгуен Бик и Нгуен Хай Иен - сотрудники Музея
изобразительного искусства Вьетнама, а вступительную статью написал Нгуен Ван И [31]. Нгуен Фи Хоань ("Искусство Вьетнама", на русском языке опубликовано в издательстве "Прогресс" в 1982 году) [33] уделяет внимание как народному деревянному рельефу, так и религиозной пластике. Отдельную главу он уделяет искусству поздних Jle - архитектуре, скульптуре, живописи, прикладному искусству. Он счел необходимым выделить скульптуру этой эпохи в особый подраздел, что позволило глубже проанализировать ее.
В 1989 году в Москве была защищена кандидатская диссертация Нго Ван Зуаня на русском языке [28]. Автор подробно рассматривает вьетнамскую скульптуру до эпохи Ли. Ему удалось внести уточнение в датировки многих памятников.
Хоанг Дао Кинь написал раздел «Вьетнам» в книге «Архитектура Индокитая» в соавторстве с С.С. Ожеговым и Т.С. Проскуряковой (1988)
Работа Во Ван Туонга (Ханой, 1992, на вьетнамском языке) "Знаменитые древние пагоды Вьетнама" [17] представляет собой обширный свод памятников буддийской архитектуры Вьетнама. Он написан на основе более 20 тысяч фотографий и натурного изучения памятников. Там содержатся также описания храмовой скульптуры и важные сведения о ней, а также свыше 600 иллюстраций. На основе этого издания был также создан лазерный диск (Tin Viet, 1996) [16].
В 1992 году появилось издание книги Тхиен Тама "Скульптура и сфера" [77]. Автор рассматривает отношения между скульптурой и окружающим ее архитектурным и природным пространством.
В последние годы во Вьетнаме и других странах проводилось много выставок вьетнамского искусства, результативно работают сотрудники музеев, коллекционеры и антиквары, развивается реставрация и распространяется практика копирования произведений традиционной скульптуры.
Необходимо отметить, что во вьетнамской историографии сложилась традиция называть "пагодой" (СЬиа) не только башнеобразную буддийскую постройку (в том числе башнеобразный храм, который называется "калан", как, например, храм в Мисоне 7 в.), но буддийский храм в целом. Это понятие может включать и пагоду, и вытянутые постройки зального типа. Столь же смешанный подход наблюдается и к скульптуре. «Скульптура пагод» употребляется как синоним буддийской скульптуры, но в нее включаются не только буддийские в строгом смысле статуи и рельефы, но и пластика на сюжеты фольклорного происхождения. Это могут быть также изображения исторических персонажей Вьетнама, статуи, связанные с культом предков, зодиакальные животные (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, птица, собака и свинья). Они связаны скорее с древними народными верованиями, в дальнейшем ассимилированными буддийской и конфуцианской идеологией, и т.д.
До 80-х годов нашего века вьетнамские авторы, рассматривая сюжеты скульптуры, старались уйти от религиозно-философской их подосновы, называя, например, дракона и феникса "надуманными персонажами", а дополняющих символику стран света черепаху и змею - хвалили за "меткость наблюдения натуры" (Нгуен До Кунг). В настоящее время, как мы уже показали, расширительно
трактуется понятие буддийской скульптуры, пагоды, "древнего искусства" - в него включается все традиционное искусство вплоть до 19 века. В то же время в расширительном толковании понятия "скульптура пагод" имеется и позитивная сторона. Благодаря такому использованию терминов удается рассмотреть в целом весь пластический ансамбль буддийского храма, не отсекая от него произведения на другие сюжеты и темы. Так и воспринимался современниками весь пластический ансамбль в целом.
Необходимо отметить еще одну особенность современного состояния изучения традиционной скульптуры Вьетнама. В последние годы наиболее фундаментальные издания, имеющие характер свода памятников, выполнялись буддийскими монахами (это, например, преподобный Во Ван Туонг и ряд других авторов, которых мы цитируем в тексте основной части диссертации [16;17;12;11]). Для них характерна тщательность изучения материала, прекрасное знание старинных письменных источников (в большинстве хранящихся в монастырях). Но в оценке религиозными деятелями памятников культуры основным критерием является не художественное качество, а религиозная ценность памятника (святость, древность, степень почитания, связь с выдающимися историческими личностями, деятельностью почитаемых патриархов, значение храмов и скульптур в современной религиозной практике). В своих изданиях они располагают памятники не по их реальной дате сооружения, а по дате основания, часто легендарной.
Нам хотелось бы, используя накопленный ими обширный материал, подойти к нему с позиции прежде всего художественных достоинств того или иного памятника скульптуры.
Русские авторы всегда уделяли большое внимание вопросам вьетнамского искусства.
Одним из первых советских ученых, обратившихся к вьетнамскому искусству, был еще в 30-40 гг. Б.П. Денике. В 1957 г. С.И.Тюляев выступил как автор-составитель альбома "Искусство Вьетнама" [40], а в 1962 г. опубликована статья О.С.Прокофьева в т