автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Синтез архитектуры и монументально-декоративной пластики в храмах и общинных домах Вьетнама XVI-XVIII вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Фам Хоанг Ван
Введение - Актуальность темы, методика исследования, критический обзор литературы.
Глава I - Общая характеристика культовых построек и общинных домов Вьетнама XVI - XVIII в.в. ю
1. Исторические предпосылки. ю
2. Объемно-пространственная структура храмов и общинных домов.
3. Роль ландшафта в восприятии архитектуры храмов и общинных домов Вьетнама XVI - XVIII в.в.
Глава II - Особенности пластического убранства храмовых комплексов и общинных домов
1. Мифологическое основы пластического убранства храмов
И общинных ДОМОВ.
2. Композициольно-пластические особенности рельефного декора.
3. Композициольно-пластические особенности круглой скульптуры в храмовых постройках Вьетнама. ы
Глава III. Синтез архитектурных форм и архитектурнодекоративной пластики в культовых сооружениях и общинных домах Вьетнама XVI - XVIII в.в.
1. Место монументально-декоративной пластики в объёмно-пространственной структуре храмовых комплексов и общинных ДОМОВ.
2. Взаимосвязь и взаимодействие архитектурных форм и монументально-декоративной пластики в храмах и общинных домах Вьетнама.
Введение диссертации1999 год, автореферат по искусствоведению, Фам Хоанг Ван
Вьетнам является одним из древнейших государств Юго-Восточной Азии. На протяжении тысячелетней истории народ Вьетнама сумел не только отстоять в бесчисленных войнах свою независимость, но и создал собственную самобытную национальную культуру, в которой видное место занимают культовая архитектура и скульптура.
Художественная культура Вьетнама прошла долгий многовековой путь развития. Самобытная в своей основе, эта культура впитала влияние таких мощных и высокоразвитых цивилизаций, как Китай и Индия, через посредство которых Вьетнам приобщился к буддизму, и воспринял некоторые формальные эстетико-конструктивные формы искусства, в частности, в области культовой архитектуры и скульптуры.
Национальная культура средневекового Вьетнама имеет в своей основе высоко развитое традиционное добуддийское народное искусство. Достижения народных мастеров удивляют своей необычностью, своеобразием художественного языка, неординарностью форм и пластических приемов.
Во Вьетнаме, огромной стране, протянувшейся вдоль побережья Южно-китайского моря на три тысячи километров, на протяжении многих веков существовали различные художественные школы, которые различались в зависимости от их географического положения: на юге, севере и в центральных регионах страны.
Особый интерес для данного исследования представляет культовая архитектура Вьетнама и ее пластическое оформление, художественные особенности которой до настоящего времени были недостаточно изучены, и предстоит еще долгая и кропотливая исследовательская работа по ее изучению.
В целом культовую архитектуру и скульптуру Вьетнама изначально отличает подчеркнутая изысканность и пластичность, некоторая камерность, создающие комфортную, утонченную пространственную среду для отдыха и размышлений, которая как бы отгораживала на время человека от враждебного ему окружающего мира войн и насилия, сопровождавшие народ этой страны на протяжении столетий.
По ходу исследования нам пришлось обратиться к рассмотрению конструктивных особенностей тех архитектурных построений, которые непосредственно связаны с пластическими элементами декоративного убранства, их композицией и т.д.
В диссертации предполагается рассмотреть специфические черты декоративной отделки храмовых комплексов и общинных домов: предпочтительное использование и символические значения растительных мотивов и других декоративных элементов убранства храма, национальные особенности декора и их место в создании целостного архитектурного ансамбля.
В настоящей диссертации предполагается систематизировать особенности взаимосвязи архитектуры и архитектурной пластики в художественном оформлении храмов и общинных домов Вьетнама, выразившиеся в традиционных способах оформления внешнего и внутреннего пространств культовых сооружений.
В результате проведенного анализа предполагается определить общие основополагающие принципы пространственного решения в оформлении внешних и внутренних пространств храма: определенный ритм в чередовании заполненных декором пространств, места предпочтительного расположения пластических элементов оформления экстерьера и интерьера культовых сооружений.
Скульптурное оформление храмов и общинных домов Вьетнама можно назвать величайшим образцом органичного слияния скульптурной изобразительности с архитектурными формами.
Цель и задачи исследования.
Выявить связь монументально-декоративной пластики с архитектурными формами, определить основные принципы пространственного расположения определенных видов декора в культовых сооружениях Вьетнама.
В настоящее время как никогда остро встает проблема сохранения национальных традиций, и потому особенно важно изучение и творческое осмысление обширное наследие национальных традиций вьетнамского культового зодчества и скульптуры, выявить возможности использования его особенностей в современной архитектуре и искусстве страны.
В процессе работы над диссертацией нами были поставлены конкретные задачи. Вышеуказанные задачи определили этапность настоящей работы:
- описание художественной системы сакрального пространства.
- выявление принципов сложения декоративного убранства интерьера и экстерьера с учетом особенностей национальной культуры.
- выявление специфических особенностей пластического и орнаментального декора фасадов и интерьеров храмовых ансамблей и общинных домов, принципов взаимосвязи и взаимодействия архитектурных и скульптурных форм.
В диссертации ставится задача проанализировать основные виды монументально-декоративной пластики, использовавшиеся вьетнамскими мастерами при оформлении внешнего и внутреннего пространства храмов: круглая скульптура, рельеф, орнаментика, выполненные из камня или из дерева.
Автором диссертации рассматриваются особенности изобразительных средств, используемых вьетнамскими ваятелями в круглой скульптуре, специфические приемы при изображении человеческой фигуры в пластическом убранстве храмов, характерные для всех видов архитектурной пластики (круглая скульптура, рельеф, выполненный на камне и деревянных поверхностях, фигуры человека и животных, включенные в орнаментальные композиции).
Таким образом, предмет исследования - культурная и художественная ценность традиций вьетнамского монументально-декоративного искусства, синтез архитектуры и скульптуры.
Автором диссертации в процессе сбора необходимого фактического материала были сделаны фотографии отдельных храмовых построек и общинных домов Вьетнама XVI - XVIII в.в., их внутреннего убранства, наиболее значимых и выразительных образцов монументально-декоративной пластики: круглой скульптуры, рельефа и т.д.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые в практике вьетнамского искусствоведения сделана попытка комплексного искусствоведческого анализа взаимосвязи архитектурного ансамбля культовых сооружений (храмов и общинных домов) и используемой в них монументально-декоративной пластики.
Границы исследования. Границы исследования определяются следующими рамками: культовые сооружения и общинные дома, созданные в XVI - XVIII вв., период подъема национальной культуры.
Методика исследования.
Основным методом исследования выступает системный анализ конкретного материала, его оценка с позиций эстетической и пластической насыщенности отдельных форм художественной выразительности архитектурных сооружений.
В качестве оптимального метода исследования используется системно-структурный подход к композиционной проблеме взаимодействия искусств, которые позволяют расширить роль активного познания.
Предполагаемый результат - расширить и углубить научно-искусствоведческое представление о традиционной архитектуре Вьетнама XVI - XVIII в.в.
Практическое значение диссертационной работы заключается в том, что она может быть использована как учебное пособие по истории архитектуры и монументально-декоративной пластики Вьетнама в художественных вузах, а также как справочное пособие для всех специалистов, работающих над реставрацией и консервацией памятников национального культового зодчества в настоящее время.
Об архитектуре Вьетнама в русскоязычных и зарубежных, включая собственно вьетнамские источники, написано немного. Причиной тому следует назвать и тот факт, что возможность систематического изучения искусства страны появилась только после 1975 года. Такое положение потребовало от нас более тщательного и продуманного обращения к теоретическим проблемам архитектуры.
Обзор литературы, непосредственно связанной с темой нашей диссертации, представляет определенные трудности, так как существует достаточное количество искусствоведческой литературы, посвященной архитектурным традициям стран Юго-Восточной Азии. Среди работ, написанных российскими авторами, следует выделить фундаментальные исследования, каковыми являются монография О.Прокофьева "ИскусствоЮго-Восточной Азии", С. С. Ожегова, Т.С. Проскуряковой, Хоанг Дао Кинь "Архитектура Индокитая".
Рассматривая труды вьетнамских ученых, следует отметить, что большинство авторов в своих трудах, посвященных национальной архитектуре и культуре, основное внимание уделяют исключительно систематизации и осмыслению информации об истории создания выдающихся памятников прошлого, на первый план выдвигая идеи самобытности вьетнамского искусства.
В 1987 году в москве была защищена кандидатская диссертация Нгуен Нгок Зунг, где автор подровно рассматривает народные традиции бытового искусства Вьетнама (период с 15 до 19 в.в.).
Рассмотрим основные труды и концептуальные положения вьетнамских исследователей последнего десятилетия. Так, например, книга Данг Хью Туэна "Храм Кяо", вышедшая в 1995 году, посвящена истории формирования и постепенной перестройки храмового комплекса Кяо, выявлению влияний буддийских традиций, однако автор не дает искусствоведческого анализа в описании данного памятника вьетнамской архитектуры и роли скульптуры в его композиции. Попытка такого анализа была предпринята данным автором в содержательной статье "Колокольня храма Кяо", опубликованной в журнале "Прикладно-декоративное искусство" ханойского художественно-промышленного института; в ней дано описание архитектурно-конструктивных особенностей одной из составляющих известного храмового комплекса.
Подобный подход к интересующей нас проблеме избрал автор монографии "Храм Тай Фыонг - самобытное архитектурное сооружение", архитектор Нгуен Као Луэн. В его исследовании представлено вдумчивое исследование архитектуры данного культового ансамбля, хотя и нет в достаточной мере полного искусствоведческого анализа.
Огромный фактический материал о наиболее значительных сохранившихся архитектурных памятниках Вьетнама начиная с IX века, включая храмовые комплексы Бут Тхап (XVII в.), Тай Фыонг (XVIII в.), общинного дома Тай Данг (XVI в.), Тхо Ха, Зием (XVII в.) и др., собран и систематизирован в монографии "Скульптура и пространство" известного вьетнамского скульптора Фам Конг Хоа и художественного критика Нгуен Дык Нанга (литературный псевдоним).
Обращаясь к теме взаимодействия самобытных культур двух стран Вьетнама и Китая, многие западные исследователи отмечают прежде всего существование многовековых торговых, культурных связей между этими государствами, находя несомненное типологическое сходство в использовании художественных приемов, изобразительной технике и даже образном решении в искусстве двух стран, забывая о национальной самобытности искусства Вьетнама.
В исследовании использовались теоретические труды, содержащие основные положения по мифотворчеству, в частности, монографию Е.М. Мелетинского "Поэтика мифа", а также научные исследования по истории культуры и искусства Индии, Китая, религиозных учений, распространенных в этих странах, обращая особое внимание на развитие определенных канонов изображения божеств буддийского и индуистского пантеона (книги К.С. Десаи "Иконография Вишну в северной Индии, начиная со средних веков"; М. Статлея "Иллюстрированный словарь индуистской иконографии"; "Энциклопедия восточного символизма"; Л. С. Васильева "История религий Востока"; Е. А. Торчинова "Даосизм: Опыт историко-религиозного описания" и др.). 9
В диссертации также использовались теоретические труды по основам архитектуры и скульптуры, синтезе изобразительных искусств, основам восприятия произведений архитектуры и декоративной пластики, такие, как книги Б. Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства", А. В. Иконникова "Основы архитектурной композиции" и "Художественный язык архитектуры".
В представленном исследовании автор также опирался на теоретические выкладки, представленные в таких исследованиях, как А. А. Мельника "Архитектурно-декоративная пластика: Основные закономерности построения рельефа". Большую помощь в работе над настоящей диссертацией оказала нам книга профессора И. Г. Кадиной "Оформление городских ансамблей и зон отдыха. Монументальная скульптура", которая содержит целый ряд обобщений по теории и практике монументальной скульптуры.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Синтез архитектуры и монументально-декоративной пластики в храмах и общинных домах Вьетнама XVI-XVIII вв."
Заключение
В национальных художественных культурах Китая и Вьетнама данного периода можно найти множество на первый взгляд сходных явлений одного типологического плана, хотя и различающихся в своих конкретных выражениях, в частности, в содержании и пластике декора.
Воздействие целостной системы этических, религиозных и культурных воззрений проявлялось в сопредельных странах, оказывая влияние на различные сферы духовной и практической деятельности, в частности, строительной культуры, усваивавшей и трансформировавшей в соответствии с собственными национальными традициями наиболее продуктивные архитектурные формы и конструкции и наиболее значимые приемы синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства.
В качестве определяющих факторов, лежащих в основе синтеза монументальных искусств, единства архитектуры и скульптуры в произведениях народных мастеров Вьетнама следует выделить наиболее значимые:
- Тесная, непрерывная связь национальной культовой архитектуры с народными добуддийскими традициями вьетнамского зодчества;
- Творческое освоение и переосмысление вьетнамскими зодчими общебуддийских и китайских формальных архитектурных приемов и конструктивных деталей в создании и декоративном оформлении культовых построек Вьетнама;
- Единство содержания архитектуры и монументальной декоративной пластики отработанные в веках народными мастерами; объёмно-пространственные структуры храмов и общинных домов наилучшим образом обслуживают в одном
Ill случае культовые ритуалы, в другом случае - проведение праздников, собраний, торжеств. Ту же самую задачу решает своими средствами монументально-декоративная пластика, органически вплетаясь в структурную ткань архитектурного сооружения, развивая содержание и художественно обогащая архитектуру. Синтез искусств в монументальных сооружениях Вьетнама отличает общность идейно-образных, религиозно-мифологических, исторических и эстетических установок.
- Органическая связь и соподчинение архитектурных и скульптурно-пластических форм. Так расстановка круглой скульптуры подчиняется ритмам деревянных опор в интерьере, рельефы вписываются в протеженые фризы или же подчиняются конфигурации кронштейнов, доугонов и т.д. Здесь необходимо отметить умелое использование народными зодчими таких художественных средств композиции как симметрия и ассимметрия, контраст и нюанс, ритм, пропорция, масштабность, для создания художественного единства архитектурных и скульптурных форм.
- Тщательная продуманность композиционных принципов не только отдельных архитектурных объёмов, но и их расположение в пространстве, в ландшафте. Ландшафт является органической частью как храмовых комплексов, так и комплексов общинных домов, и вопросы синтеза искусств столь же внимательно и успешно решаются в малой архитектуре ландшафта.
- Единной материал (дерево), из которого построены храмы и общинные дома и выполнены монументально-декоративные элементы является важным факторм создания пластической гармонии архитектурных и скульптурных форм.
- Цветовое решение монументально-декоративных элементов, с одной стороны активизирует скульптурную пластику, созданая необходимые акценты, с другой стороны гармонично входит в контакт с теплым колоритом деревянных конструкций храмов и общинных домов.
- Свет, проходя сквозь сложные пересечения архитектурных конструкции храмов и общинных домов; эффективно обволакивает все элементы интерьеров, усложняя и одновременно объединяя композицию, создавая впечатление таинственности и фантастичности.
Особенности национальной культурной традиции нашли свое оригинальное воплощение в самобытных образцах национальной вьетнамской культовой средневековой архитектуры и скульптуры XVI - XIII в.в. Архитектурные храмовые комплексы и общинные здания являются образцом художественного синтеза архитектурно-ландшафтного пространства и монументально-декоративной скульптуры.
Памятники культовой архитектуры вьетнамских зодчих и резчиков по дереву доказывают, что самобытная национальная культура Вьетнама не может считаться одним из незначительных явлений чисто региональных, периферийных культурных ареалов, которые были обречены лишь воспроизводить или рабски копировать уже готовые стилевые формы более развитой китайской цивилизации.
В архитектуре и скульптуре храмовых комплексов и общинных домов присутствуют некоторые формальные элементы, присущие двум культурам - вьетнамской и китайской. Так, например, в художественно-декоративном оформлении традиционного вьетнамского храма буддийской ориентации часто используются типичные для китайской культовой и светской архитектуры элементы: украшенная барельефом, массивная каменная балюстрада, опоясывающая здание, изогнутые изящные мостики над искусственно созданными водоемами. В конструктивном строении вращающегося барабана также можно проследить влияния китайских традиций.
Художественное содержание этих чисто формальных элементов наполнено самобытными фольклорными мотивами, имеющими принципиально иное эстетическое, мировоззренческое, глубокое философское содержание, присущее традиционному национальному искусству Вьетнама.
Одна из самых насущных задач современного искусствоведения в рассмотрении данной научной проблемы состоит в разработке и обосновании национального своеобразия в развитии традиционных культовых архитектурных построений. При таком подходе становятся очевидными типологические закономерности в формировании стилевых систем, определивших в дальнейшем эстетические идеалы развития национального искусства и сопровождаемые активизацией творческого восприятия чисто национальных форм народного декоративно-прикладного искусства, самобытного фольклорно-мифологического осознания вьетнамским народом окружающей действительности в зримых образах. Такое практическое и символическое назначение внутренних храмовых помещений диктовало и избираемые вьетнамскими зодчими конструктивные и эстетические принципы создания объемно-пространственных построений культовых сооружений и художественно-образную систему декоративного оформления монументальных культовых комплексов.
Этими причинами объяснялась столь значительная роль архитектурно-декоративной пластики в культовой архитектуре, изобилии в различного рода культовых сооружениях - храмах и общинных домах объемной скульптуры.
Средневековые вьетнамские зодчие умело использовали все многообразие приемов построения пространства, которое определило и в настоящее время характер эмоционального воздействия их сооружений на наших современников, независимо от религиозных и эстетических пристрастий. п I
В сложной системе многовековой национальной культуры и народного искусства Вьетнама монументальное зодчество, монументально-декоративное искусство всегда занимали значительное место. Стремясь к созданию единой ансамблевой организации архитектурного сооружения в определенном ландшафтном отвечающем их замыслу пространственном окружении, вьетнамские зодчие пристальное внимание уделяли естественному природному ландшафтному окружению.
В лучших образцах объемной скульптуры Вьетнама можно увидеть замечательное владение пластикой форм, учитывающего глубокое знание строения человеческого тела, умелую моделировку объемов, изображение сложных эмоциональных состояний представленных объектов. Каждому из рассмотренных в диссертации культовых комплексов в целом изначально присущи единство стиля и глубокий синтез архитектуры и монументально-декоративной пластики.
Значительная роль в художественно-декоративном убранстве традиционного вьетнамского храма XVI - XVIII в.в. по праву неоспоримо принадлежит разнообразным видам орнаментальной резьбы по дереву, включающим множество техник этого искусства. Широкое распространение получила во вьетнамском декоративноприкладном искусстве ажурная (сквозная) резьба, образцы которой украшают арки, пролеты между колоннами в общинных домах.
Наибольшей популярностью при оформлении культовых сооружений Вьетнама в XVI - XVIII в.в. пользовались декоративные ажурные сквозные вставки в пролетах между колоннами, которые напоминают искусно выполненное в дереве тонко изукрашенное "кружевное" полотно. Сквозные просветы на плоскости в оформлении экстерьера и интерьера создают выразительную игру светотени. Вьетнамские резчики, работая в данной технике резьбы по дереву, предпочитали создавать сложные орнаментальные композиции, в которых органически сочетаются гротесковые анималистические формы, сложные элементы растительного и геометрического орнамента.
Национальная архитектурно-скульптурная система традиционного вьетнамского культового зодчества обладала собственной, оригинальной системой пространственных построений, в которых немаловажную роль сыграли и фольклорные традиции национального искусства, и сложная система постоянных взаимовлияний художественной культуры Китая и стран Юго-Восточной Азии. Нерушимое единство общих, освященных вековой традицией основ вьетнамской архитектуры во многом определяет и генетическую однородность всего культового зодчества на территории страны. Именно это единство национальных традиций придавало каждому архитектурному сооружению вьетнамских зодчих придает каждому монументальному произведению архитектуры Вьетнама легко узнаваемый характер, создает особый национальный колорит.
Во вьетнамских общинных домах было представлено множество самых разнообразных образцов скульптурных изображений наиболее почитаемых вьетнамским народом фантастических существ, выполненных как в низком рельефе, так и в горельефе, и объемной скульптуре.
В течение XVI - XVIII столетий во Вьетнаме сложилась основные черты национального искусства, национальных традиций, которые нашли свое выражение в символике декоративного оформления общинных домов, поэтому несомненно и то, что вдумчивое изучение художественных традиций этого времени представляет современным художникам огромные возможности открытия новых творческих путей для развития национальной архитектуры и монументально-декоративного искусства современного Вьетнама.
Монументальная архитектура и скульптура XVI - XVIII в.в. несомненно является блестящим этапом подъема национальной культуры. Эти творения периода подлинного расцвета вьетнамского зодчества по праву вошли в сокровищницу мировой культуры.
Завоевания предыдущих эпох, понятые в современном мире в широком контексте современных достижений мировой архитектурной практики, в новой исторической реальности, стоящей на более высоком профессиональном и интеллектуальном уровне способны дать не только новый импульс развития национальному искусству, но помочь современным мастерам искусства в создании новых оригинальных самобытных произведений, в которых найдут место и завоевания прошлых эпох, что не исключает, однако, использования современных методов и техник, еще не имевших места в прошлом, но соответствующих современным формам монументальной архитектуры, ее национальным принципам художественно-декоративного оформления общественных и культурных центров страны.
Список научной литературыФам Хоанг Ван, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1.Азизян И. А. Вопросы взаимодействия искусств // Советское искусствоведение. -М., 1975.
2. Алексеев С.С Архитектурный орнамент. М., 1954.
3. Алексеев С.С., Ковальчук H.A. и др. Очерки теории архитектурной композиции. -М., 1960.
4. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1-3. - М. - Л., 1948 -1955.
5. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
6. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
8. Архитектура стран Юго-Восточной Азии. М., 1960.
9. Архитектура Индокитая. -М., 1988.
10. Ащепков Е.А. Архитектура Китая: Очерки. М., 1948 - 1955.
11. Барт Р. Мифологии. М., 1957.
12. Белецкий П.А. Китайское искусство. М., 1981.
13. Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования. М., 1977.
14. Богуславская И.А. Вопросы изучения народного искусства // ДИ СССР, 1974.-№6.
15. Борисковский Л.Н. Первобытное прошлое Вьетнама. Л., 1980.
16. Бринкман А.Э. Пластика и пространство. М., 1935.
17. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.2. - М., 1935.
18. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.
19. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998.
20. Виноградова H.A. Искусство средневекового Китая. М., 1962.
21. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.22