автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов (VIII-IX вв.)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Султанов, Ренат Ишбулдович
ВБЩЕНИЕ
Глава I. Дискуссии о свободе воли и божественном предопределении в контексте идейно-политической борьбы в раннеисламском обществе
§ I Этико-мировоззренческие основы реформаторской деятельности Мухаммада
§ 2 "Кадаритская" постановка вопроса о свободе
Глава 2. Проблема свободы воли и моральной ответственности в теологической этике мутазилитов
§ I Институционализация мыслительных схем мутазшштского калама
§ 2 Основоположения и практические установки этики мутазилитов
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Султанов, Ренат Ишбулдович
Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, теоретическими задачами этики. Для отечественной философской науки изучение этико-ди-дактической традиции ислама - новое направление исследований. Институционализация этого направления, появление последовательного ряда работ, характеризующих общие и частные моменты исторически менявшихся типов моральной рефлексии народов Средней Азии и Ближнего Востока, поможет обосновать ранее высказанные противоречивые предположения и опровергнуть ошибочные утверждения, обогатит и детализирует наши представления о путях и закономерностях эволюции философского знания.
Выбор темы исследования обусловлен мальм числом обобщающих работ по истории этической мысли мусульманского Востока, в частности, общей неразработанностью и дискуссионным характером вопроса об истоках и путях эволюции учения о свободе воли в мусульманской теологии. Актуальность и обоснованность предложенного нами направления исследования определяется также практическими задачами этики - воспитанием нового человека, утверждающего подлинно гуманные отношения между людьми, представителями различных наций и народностей, и заботящегося о внимательном изучении исторического прошлого, бережном отношении к позитивным элементам культурного наследия и критическом преодолении его негативных элементов.
Опыт прошлого весьма поучителен и вызывает сегодня особый интерес. Отвечая ему, марксистская этика чаще обращается к анализу конкретно-исторических структур нравственного сознания, реальных нравов прошедших эпох. Арабомусульманская культура средних веков стала предметом пристального исследования, объектом сутадений и споров историков, философов и представителей других обществоведческих дисциплин. И это не случайно, поскольку интерес к культурам Ближнего Востока в Европе никогда не был и не является чисто антикварным. В наше время, наполненное тревогой за судьбу человечества, есть много причин, заставляющих нас снова и снова обращаться к рассмотрению прошлого и настоящего арабомусульманской культуры. События последних десятилетий, связанные с бурным процессом политизации общественных масс в странах арабомусульманского этнокультурного региона, показали идейно-политическую актуальность ислама, неустойчивость задаваемых им поВеденских стереотипов, которые не были разрушены за время политического и экономического господства западноевропейских держав в этом регионе. Вдумчивое рассмотрение мусульманской идеологии и критическое осмысление имеющихся в истории общественно-политической мысли Востока достижений, верных догадок и постановок проблем, удачных и неудачных попыток их разрешения может способствовать успешному решению некоторых вопросов, не получивших достаточной разработки в этике и других дисциплинах.
Предыстория изучения проблемы, вынесенной в заголовок данной работы, такова. В марксистской этике до недавнего времени уделялось мало внимания закономерностям формирования этико-схоластических и этико-философских воззрений на мусульманском Востоке. Первая попытка восполнить существующий в марксистской этике пробел сделана в книге Ш.Ф.Мамедова и Ю.Д.Джумабаева, рассмотревших многие вопросы формирования этической мысли народов мусульманского Востока в 1Х-ХУ вв.
3.76)55. Меткие и справедливые оценки отдельных аспектов этических учений мусульманских схоластов и философов даны в статьях Н.Кирабаева, В.В.Наумкина, А.Э.Шмидта и других исследователей (4.61; 4.62; 4.71; 4.98). Однако ряд исследований отечественных авторов, трактующих этическую мысль мусульманского средневековья, к сожалению, являет пример подхода, когда исследователи исходят не из задачи последовательного рассмотрения всех черт, определяющих специфику структуры нравственного сознания феодального общества, а из априорного са
1 н и моцельного различия этико-мировоззренческих "плюсов" и минусов" отдельного мыслителя или школы. Но если каждый мало-мальски значимый и известный средневековый мыслитель представляется либо дерзким обновителем, "опередившим свой век", либо косным ретроградом, исторически определенная противоречивость их воззрений оказывается мнимой, существующей лишь в форме "уступок" и "колебаний". Получается, что достаточно рассмотреть первых, чтобы понять вторых, и, констатировав их противостояние, определить суть общественной жизни эпохи. На деле, однако, все выглядит гораздо сложнее: в воззрениях и тех и других можно обнаружить новаторство и традиционализм и, зачастую, они даны в неразложимом сплаве, растут из одного умонастроения, общего способа философствования.
Чтобы понять средневековых мыслителей, нужно прежде всего увидеть в самих формах взаимного опосрек Здесь и далее в скобках указываются сначала номер цитируемого источника в списке литературы, затем номер тома, если издание многотомное, и далее - страница источника. Ссылки на Библию (в синодальном переводе) и Коран (в переводе И.Ю.Крачковского) даны в основном тексте в соответствии с принятыми в исторической литературе обозначениями. д о в а н и я нового и традиционного своеобразие форм сопряжения философствования с религиозной идеологией (3.74, с.4). Указанное предполагает рассмотрение постоянно действующих факторов всего исторического процесса в увязке с временными факторами данного общественного состояния. Только так развитие духовной культуры общества получает специфическое для каждой формации выражение в тех или иных формах сосуществования и борьбы внутренних противоречивых тенденций, взаимодействие которых влияет на видоизменение структур общественного сознания.
В западноевропейском востоковедении интерес к отдельным аспектам исследуемой темы возник очень давно, еще в то время, когда оно только начало превращаться в строгую академическую дисциплину. Первые исследования по "мусульманскому фатализму" появились в середине прошлого века. С тех пор объем литературы по рассматриваемой теме вырос необычайно. Хотя диапазон изданий, так или иначе касающихся проблемы свободы воли в мусульманской этике, очень значителен, в большинстве из них вплоть до 40-х годов нашего века господствовало представление об "имманентном" исламу фатализме. Авторы работ по истории арабомусульманской культуры, начиная с книг, рассчитанных на узкий круг специалистов, и кончая книгами научно-популярного жанра и околонаучными изданиями, смотрели на ислам как на религию, якобы, никогда не вьщвигавшую идеи самоопределения личности, а на его последователей как на лиц, не искавших и не ищущих выхода за узкие пределы духовной свободы, допускаемых его установлениями.
Поэтому не удивительно, что исследователи прошлого века, обнаружившие в исламе учение мутазилитов, схожее с учением о свободе воли, разработанным в трудах христианских теологов, поспешили объявить его продуктом христианского влияния. Со времени появления в 1865 г. работы Г.Штейнера "Мутазилиты или свободомыслящие в исламе" многие европейские исламоведы именовали мутазилитов "первыми свободомыслящими ислама", но, тем не менее, отказывали им в самом главном - в собственно "мусульманском" характере их воззрений. "Подлинно мусульманским" по форме и содержанию объявлялся крайний фатализм, а мутазилитам вменялась в заслугу "дискредитация" и "попытка элиминации" фатализма под благотворным влиянием мыслительных схем патристики. За исключением отдельных ученых (Г.Дюга, А.Шмольдерс) все последующие поколения европейских исследователей, рассматривавшие истоки учения о свободе воли в средневековом исламе, до недавнего времени исходили из этой рабочей гипотезы.
В 1948 г. была опубликована книга английского исследователя-религиоведа У.М.Уотта "Свободная воля и предопределение в раннем исламе", которая нанесла чувствительный удар по стереотипу "имманентного" фатализма ислама. Уотт утверждал, что внешнее, в том числе - христианское, влияние - "стимул, а не причина" возникновения тех или иных мусульманских теологических учений (3.302, с.З). Детально обосновывая свое утверждение, он проследил филиацию раннеисламских религиозно-политических течений и реконструировал вполне самостоятельную идейную родословную мутазилитов. Подытожив результаты своего исследования, он сделал вывод, что теологическая мысль ислама закономерно пришла к рассмотрению проблемы свободы воли и моральной ответственности. Но мутазилитские теологи решили эту проблему весьма непривычным для европейского сознания образом, что сделало подлинный смысл их волюнтаризма непонятным для многих исследователей. По словам Уотта, на мутазилитов нельзя наклеивать ярлык "свободомыслящих", ибо в основных положениях их учение не расходится, а напротив, сходится с ортодоксальным. Ццея личной свободы как свободы действий была чужда для мутазилитов, как и для каждого правоверного мусульманина. "Концепция свободы воли вообще отсутствует в мусульманском мышлении, в ней она подменена теорией "способности" человека действовать и определять ход действий" (3.302, сЛ).
Книга Уотта породила волну "контр-исследований", гораздо более аргументированно, чем ранее, отстаивавших привычную для буржуазных исламоведов картину маргинального характера развития мусульманской теологической мысли. От разгоревшейся полемики исламоведение только выиграло. В подкупающей новизной видения проблемы позиции Уотта были обнаружены слабости, в какой-то мере уравновесившие шансы старой и новой рабочих гипотез. Во всяком случае, стало ясно, что предшественников Уотта и часть его сегодняшних оппонентов обвинять в предвзятом подходе к теме, пожалуй, будет не очень справедливо, поскольку все исторические факты, которые они используют в своих трудах, действительно говорят о явном предпочтении адептами ислама, сравнительно с адептами христианства, фаталистических воззрений. По крайней мере, об этом свидетельствуют факты ранней истории обеих религий.
С конца 1У в. в течение полустолетия основной теоретической проблемой латинской патристики было соотношение свободной воли человека и предопределяющей воли бога. Бурные дискуссии, вызванные выступлением Пелагия-Моргана, продолжались вплоть до собора в Оронте (529 г.), осудившим крайне волюнтаристские импликации его учения, но отнюдь не само положение, что воля человека свободна (см.: 3.65; 3.312). Более или менее сходным образом решили проблему соотношения воли человека и воли бога отцы греко-восточной церкви. Для них было совершенно очевидно, что признание свободы воли человека и его личной ответственности необходимо следует из "бого-усмотрения", созерцания бога в различных аспектах его божественности. Так, Ефрем Сирин (ум. 373 г.) определяет свободу воли как наиболее ценный дар бога "первочеловеку" Дцаму» без которого правильный строй мироздания был бы нарушен. Григорий Нисский (ум. 394 г.) заявляет, что "свобода воли делает человека богоподобным" (3.191, с.70). Иоанн Дамаскин (ум. ок.750 г.), последний выдающийся представитель греко-восточной патристики, который непосредственно общался с мусульманами, в своем "Споре христианина и сарацина" (3.271) выводит первого твердым защитником свободы воли, противопоставляя этому еретический фатализм второго. Христианин утверждает, что он был сотворен со свободной волей, позволяющей ему творить добро и зло, благодаря чему он заслуживает награды или наказания за содеянное. Он указывает, что человек к злу подстрекается дьяволом, мусульманин же в ответ заявляет, что творение добра и зла равно предопределено богом, который прямо руководит всеми делами мира (3.271, с.102).
Из "Спора", не столь надуманно, как кажется с первого взгляда, сталкивающего апологетов двух религий, можно заключить, что раннеисламскому фатализму противостоит глубоко продуманный и возведенный в ранг аксиомы христианский принцип свободы воли, непризнание которого сочтено равнозначным невежеству и еретизму. Именно невеждами и еретиками объявляет автор своих современников, последовавших за очередным "лже-пророком" Маметом (Мухаммедом). Для него ясно бессилие их опровержений неодолимой логики "царицы наук" - христианской теологии - кощунственными ссылками на всемогущество бога. Все эти ссылки корифей схоластической формализации раз за разом отвергает, заставив оппонента-мусульманина в конечном счете признать весомость своих логических доводов.
Вполне объяснимо, что многие исследователи, не пытаясь оспорить упрямую логику исторических фактов, казавшуюся имманентной логической структуре "Спора", сделали вывод, что учение о свободе воли появилось в исламе под влиянием христианства, преодолев его исконный фатализм. Шце в 1873 году известный немецкий ученый А.фон Кремер для доказательства или, скорее, для показа очевидности этой точки зрения сослался на сочинение И.Дамаскина (3.228, с.7). В I9II г. другой немецкий востоковед К.Беккер высказался гораздо более решительно, заявив, что проблемы, связанные с дискуссией о свободе воли и предопределении "были импортированы исламом" (4.II8, с.439). Об этом, по его словам, свидетельствует не только сочинение И.Дамаскина, но и высказывание, вложенное раннеисламскими авторами в уста пророка Мухаммада: "Возможно, вы будете жить достаточно долго после моей смерти и увидите лиц, которые станут опровергать власть божью и приписывать грехи его творениям. Они позаимствуют свои доводы от христиан". По словам Беккера, "отсюда следует, что вся методика калама (мусульманской теологии - P.C.) выросла из христианства. Всякий, читающий сочинения мусульманских теологов и христианских отцов церкви настолько легко убеждается в их взаимосвязанности, что это избавляет от необходимости детального подтверждения. Те и другие мыслители вместе образуют
- II целостный мир мышления" (4.118, с.445).
Голландский востоковед Т.Де Бур указывал в начале века, что "сходство между старейшими доктринальными учениями ислама и догмами христианства так велико, чтобы позволить кому-либо отрицать их прямую связь" (3.173, с.42). Известный русский востоковед академик В.В.Бартольд писал в 1918 г., что помимо прямого влияния христианской догматики на мусульманскую, следует учитывать и одинаковые условия, в которых находились обе религии (3.18, с.67-68).
Эта "прохристианская" точка зрения защищается также в трудах Т.Арнольда, А.Гильйома, Д.Б.Макдональда, Г.Риттера, Дж.Суитмэна и других известных исламоведов.
Правда венгерский исламовед И.Гольдциэр высказал в 1910 г. мнение, что мусульманское учение о свободе воли имеет своей действительной основой Коран (3.202, с.95-96). При этом он, однако, счел необходимым подчеркнуть стимулирующий характер влияния христианской теологической мысли на мусульманскую, способствовавшей преодолению крайне фаталистических воззрений первых мусульман. По его словам, коранические высказывания, которые могли бы служить основой для разработки учения о свободе воли, слишком редки и разрозненны, а провиденциа-листские заявки слишком часты и последовательны, чтобы можно было вывести это учение из одного лишь Корана, не прибегая к другим источникам, в частности, к аргументам христианских теологов. Аналогичным образом высказался в 1947 г. английский исламовед А.Триттон (3.292, с.54).
Несколько иную точку зрения высказали немецкие исследователи М.Шрайнер и Д.Ноймарк. Они, как и И.Гольдциэр, признают, что мусульманское учение о предопределении непосредственно связано с доисламским ("мифологическим") фатализмом арабов, но учение о свободе воли, по их мнению, появилось под влиянием иудаизма, с которым арабы познакомились гораздо раньше, чем с христианством (3.247, с.119; 3.283, с.2-4). Элементы христианского влияния Щрайнер и Ноймарк усматривают лишь в трудах арабских авторов конца IX века и позже. Сторонники Шрайнера и Ноймарка помимо отмеченного, считают необходимым учесть, что арабские историки также заявляют, что противники антропоморфизма (джахмиты) и сторонники свободы воли (кадариты) "объявились среди мусульман" из-за "зловредного" воздействия на них одной из иудейских сект.
Благодаря Уотту в работах европейских исследователей в последние годы стала утверждаться мысль, что при научном поиске нельзя вставать ни на одну из указанных крайних позиций, т.е. ни заявлять, что теологическая мысль ислама всецело обязана своим становлением христианству или иудаизму, или же этим религиям вместе взятым, ни заявлять, что она обязана лишь себе самой. Многие авторы признают, что подобные крайности чреваты неверной интерпретацией всего хода развития средневековья в Европе и на Ближнем Востоке.
Если в европейском исламоведении предварительным итогом дискуссий стало принятие некогда очень популярной в мутази-литской среде формулы: "Когда спорят двое ученых, истина на стороне обоих", то в работах ученых, представляющих страны арабомусульманского региона, возобладал "иеламоцентристский" подход к генезису калама и учения о свободе воли. Этот подход свойственен прежде всего идеологам буржуазного и феодально-реформаторского толка, хотя схожие концепции "культурного национализма", "мусульманской самобытности" вьщвигают и некото
- 13 рые идеологи революционной демократии (см.: 4.56).
Но если "исламоцентризм" буржуазного толка обусловлен сознательным затушевыванием классовых противоречий и направлен, главным образом, против материализма и марксизма, против перспективы развития стран мусульманского региона по пути социализма, то преувеличиваемая и акцентируемая революционными демократами "мусульманская самобытность" выступает одновременно и как форма общепринятой критики капиталистической действительности Запада и как попытка учета специфики местных общественно-политических реалий.Здесь ясно сказываются неоднородность и противоречивость их социальной базы, теоретическая незрелость и вызванная этим подверженность различным идеологическим влияниям, словом - проявляются типичные качества мелкобуржуазной революционности. Особенно показательны в этом отношении работы известного ливанского исследователя Мухаммада Имара, подчеркивающего "революционность" мутазилитского рационализма, "диалек-тичность" их учения о свободе воли, "социалистический" характер их общественного идеала (3.52; 3.53; 3.54).
Несмотря на то, что исламоцентристы ввели в научный оборот множество ранее неизвестных источников, новых весомых аргументов для обоснования "независимости" мусульманского учения о свободе воли они не приводят. Их труды в большинстве своем имеют мало общего с объективными исследованиями по истории духовной мысли средневековья. Вместо тщательного и непредвзятого изучения социально-психологических установок и навыков мышления и поведения первых мусульман, они выискивают доказательства абсолютно самостоятельного и прогрессивного характера развития теологической мысли ислама, уникальности коранических откровений. Большинство из них считают, что все те явления, которые обрели реальную жизнь в последующем развитии ислама и даже европейской цивилизации, были как бы п р е д з а д а н ы кораническими откровениями. В них находят предпосылки и провозвестия технических новаций, открытий биологии, атомной физики, идей социализма и иных политико-экономических концепций. "В Коране все есть" - такова их общая позиция. Ее хорошо иллюстрируют работы иранца Саййида Хусайна Насра, тунисца Абд ал-Ваххаба Бухдибы, пакистанца М.Умарудцина и других мусульманских модернистов буржуазного и феодально-реформаторского толка (3.8; 3.258; 3.296; 4.35).
Вышесказанным определено построение диссертации, введение проблемно-хронологических рамок исследования. Рассматривая место дискуссий о свободе воли в идейно-политической борьбе, их роль в оформлении теологической этики мутазилитов, мы стремились установить рациональное содержание теоретических положений и практических установок раннесхоластической моральной рефлексии мусульманских теологов УШ - начала IX в. Этот период в истории ислама вьщеляется без особых затруднений и натяжек и мог бы.быть назван "формативным" периодом калама, являющегося общим обозначением мусульманских схоластико-теологических дисциплин. В развитии калама можно выделить три этапа: ранний, предсхоластический (кадаритский) - конец УП - сер. УШ в.; ран-несхоластический (мутазилитский) - конец УШ - IX в.; зрелый схоластический (ашаритский) - конец IX в. и позже. Калам раннего периода очень близок его буквальному значению спора, литературного диалога с противником (3.311, с.3-41). Главными объектами подобных диалогов, дискуссий, судя по источникам, дающим представление о духовных исканиях ранних мусульман и интеллектуальной атмосфере раннеисламского общества в целом, были два вопроса: соотношение больших и малых грехов и соотношение божественного предопределения и свободы воли человека. Крайняя интенсивность этих дискуссий отмечается многими средневековыми авторами. Они не ослабевали вплоть до X в., когда, согласно историку и теологу Ибн Хазму (ум. 1064 г.), "уже лишь немногие занимались предопределением и грехом" (3.51, т.4, с.112).
Ограничение предмета исследования рассмотрением реальных нравов и теорий морали начального периода арабомусульманской культуры привело к вьщелению трех основных решаемых в работе задач. Это: во-первых, фиксация главных моментов становления учения о свободе воли и выяснение социально-политической подоплеки тех или иных теологических решений проблемы соотношения божьего предопределения и свободных действий человека; во-вторых, формально-логическое рассмотрение мутазилитско-го учения о свободе воли, его терминологического аппарата; в-третьих, выяснение условий, определяющих сходство и различие в понимании природы морали и пределов моральной регуляции христианскими и мусульманскими теологами.
Соответственно, § I первой главы работы, описывающей социальную и мировоззренческую предысторию ислама, посвящен рассмотрению ведущих принципов религиозно-нравственной реформаторской деятельности Мухаммада, а в § 2 этой главы анализируются политические позиции представителей различных группировок, деятельность которых заложила основы схоластического морализма.
В § I второй главы диссертации показан процесс зарождения мутазилитской схоластической школы. Среди мыслителей школы выделены те лица, во взглядах которых наиболее полно представлены особенности духовной жизни эпохи, характерные для различных слоев феодального общества представления о нравственном. При этом подчеркнуто то общее, что позволяет объединить многих мыслителей школы в рамках цельного, систематически развитого учения. Эволюция мутазилитского калама, концептуальных основ и методов защиты свободы воли человека увязывается с изменением социально-экономической структуры мусульманского общества, с возникновением новых общественных отношений, переросших те ценностно-нормативные установки, которые были постулированы мутазили-тами первой половины IX в. - "золотого периода" школы. Характеризуя новые духовные веяния, мы подчеркиваем роль, которую сыграла мутазилитская школа как в формировании ортодоксальной схоластики ашаритов, так и в дальнейшем развитии рационалистической тенденции в арабомусульманской философии.
В § 2 второй главы работы главным объектом анализа стали собственно теологические сочинения мутазилитов. Здесь предпринята попытка изучения этико-схоластической концепции мутазилитов в ее формально-структурной данности. В качестве исходного пункта анализа избраны волюнтаристские антикреационистские импликации в ходе рассмотрения проблемы теодицеи. Наряду с характеристикой концепции в целом, в которой вьщелены два главных момента, - ее теоретическое обоснование и применение ее основных положений на деле, в системе ценностных установок феодальной элиты - здесь исследуются этические воззрения мутазилитов, выходящие за рамки общешкольной концепции, принадлежность к которой они подчеркивали. Здесь же дается анализ употребляемых мутазилитами "золотого периода" школы (Абу-л-Худайлем ал-Алла-фом, Муаммаром ибн Аббадом, Бишром ибн ал-Мутамиром, Ибрахимом ибн Саййаром ан-Наззамом, Амром ибн Бахром ал-Джахизом и др.) психологических и этических понятий, группирующихся вокруг категории "воля", и аргументов, доказывающих свободу воли.
В заключении диссертации вкратце подведены итоги проделанного анализа и намечены перспективы дальнейшего изучения этико-дидактической традиции ислама, имеющие первостепенное теоретико-мировоззренческое и практическое значение. Работу- замыкают список использованной литературы и приложение.
Источники, использованные в диссертации, можно подразделить следующим образом. Диссертация опирается на основополагающие идеи классиков марксизма о свободе и нравственности и работы философов, развивающих марксистскую этическую теорию -О.Г.Дробницкого, Е.Л.Дубко, Т.А.Кузьминой, П.Е.Матвеева, Ю.В. Согомонова, А.И.Елтаренко и др.
Анализ структуры языческого политеизма, роли и места мифологемы судьбы в культуре доклассовых и раннеклассовых обществ проводится на материале исследований отечественных и зарубежных авторов - С.С.Аверинцева, У.Грина, А.Я.Г^ревича, М.Давид, В.Б. Иорданского, А.Ф.Лосева, В.ТЬрнера, О.М.Фрейденберг, В.Н.Ярхо и др.
Для характеристики доисламской культуры арабов привлечены работы М.Абд ас-Салама, К.Брокельмана, Д.Вельхаузена, Г.Э. фон Грюнебаума, П.А.Грязневича, Т.Изуцу, В.Каскеля, К.С.Кашталевой, А.Г.Луццина, С.Лэнгдона, Л.И.Надирадзе, Л.В.Негри, М.Б.Пиотровского, О.Решера, Х.Ринггрена, Г.Йокманса, Р.Стели, Э.Солсбери, У.М.Уотта, Б.Фариса, Т.Фахда, А.Фишера, Х.Циммерна, В.Шрамейе-ра. В анализе коранической этики, принципов реформаторской деятельности Мухаммада автор опирался на работы А.Бивена, А. Кал-верли, К.Крэгга, Д.Массона, Т.Мурена, Дж.Ренарда, М.Родэнсона, С.Аш-Шаммы и др.
- 18
В описании характерных особенностей начального периода арабомусульманской культуры, процесса кодификации морально-правовых систем, филиации раннеисламских сект использованы работы зарубежных исследователей - Р.Белла, М.Бравмана, Й.Ван Эсса, А.Венсинка, С.Гойтейна, Кл.Казна, М.Кука, П.Кроун, Ч.Ко-улсона, К.Наллино, Дж.Обермана, Ф.Рахмана, Ф.Роузентала, Х.Рит-тера, Э.Салема, Д.Сахаса, Ч.Торрея, Дж.Уитни, Р.Уолзера, У.М. Уотта, А.Хасана, С.Хау, Й.Шахта, Ж.Шело, М.Шварца, а также работы отечественных востоковедов - В.В.Бартольда, Е.А.Беляева, А.С.Боголюбова, А.Е.Крымского, И.М.Петрушевского, Н.В.Пигулев-ской, С.М.Прозорова, А.Б.Халидова.
Что касается анализа воззрений мутазилитов, здесь привлекались сочинения известных мутазилитов ал-Джахиза (ум. 869 г.), ал-Хаййата (ум. 902 г.), Абд ал-Джаббара (ум. 1025 г.), ан-Ни-сабури (ум. после 1025 г.), авторов известных био-библи©графических сводов Ибн ан-Надима (ум. ок.1047 г.), Абу Бакра Ахмада ал-Багдади (ум. 1071 г.), Ибн Халликана (ум. 1282 г.), Ибн ал-Муртады (ум. в нач.ХУ1 в.), ересиографические труды теологов ал-Ашари (ум. 936 г.), Абд ал-Кахира ал-Багдади (ум. 1037 г.), Ибн Хазма (ум. 1064 г.), аш-Шахрастани (ум. 1153 г.), Ибн Аса-кира (ум. 1175 г.), ас-Субки (ум. 1369 г.).
В числе обобщающих трудов, специально посвященных мутази-литам, использована работа П.Жузе (Бандали Джаузи) - осевшего в России ливанца-христианина. Его "антимусульманское" полемическое сочинение "Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама" (1899 г.), написанное в период обучения в Казанской Духовной Академии, долгое время оставалось единственным последовательным изложением воззрений мутазилитов на русском языке. Особо следует отметить добротнейшую компиляцию
З.Х.Джараллаха "Мутазилиты" (1947 г.), подытожившую известные арабским и европейским исследователям в первой половине XX в. сведения о мутазилитах, и работу современного ливанского исследователя А.Надера "Философская система мутазилитов, первых мыслителей ислама" (1956 г.), а также выполненную в МГУ диссертацию Абд ар-Рахмана Алави "Философская доктрина мутазилитов" (1975 г.). Исследование Дж.Хаурани "Исламский рационализм. Этика Абд ал-Джаббара" (1971 г.) вместе с работой Х.Зайни "Разум у мутазилитов. Концепция разума в учении кадия Абд ал-Джаббара" (1978 г.) исчерпывает список значительных исследований, непосред' ственно освещающих этические воззрения мутазилитов.
Отдельным представителям мутазилитской школы или же отдельным аспектам их учения посвящены использованные в диссертации работы.большой группы исследователей - как зарубежных (М.А.Абд ал-Хади, А.Балба, М.Бернар, Р.Буллиет, Р.Брунсвиг, А.Гайян, Х.Гибб, Д.Гимарэ, И.Герье, А.М.Зайд, М.Имара, Р.Каспар, А.Лауст, О.Лимэн, В.Маделунг, Э.Майнц, Дж.Макдиси, М.Парэ, У.Патон, Ш.Пелла, О.Прецль, Р.Франк, П.Франкль, Х.Фахми, А.Шейне и др.), так и отечественных (А.Я.Борисов, А.К.Закуев, И.Ю.Крачковский, Б.З.Халидов).
Необходимо напомнить, что воззрения мутазилитов долгое время изучались лишь по трудам мусульманских теологов и историков, являвшихся противниками мутазилитских рационалистических концепций. Большая часть сочинений авторов-мутазилитов погибла и только малая часть сохранилась в умеренно шиитской традиции (у зайдитов Йемена и имамитов в Иране) и в передаче теологов, полемизировавших с мутазилитами. Даваемая ими оценка воззрений мутазилитов в позднем каламе обросла большим количеством полуфантастических предположений, уже не вызывавших сомнений ввиду их
- 20 многовековой основательности.
Положение с изучением мутазилитского наследия резко изменилось к лучшему после йеменской экспедиции египетских ученых Х.Й.Нами и Ф.Саййида, обнаруживших в I95I-I952 гг. в библиотеке при мечети в г.Сана в Северном Йемене 12 из 20 частей "Собрания глав о единстве бога и справедливости" знаменитого мутазилитского теолога Абд ал-Джаббара. йце 2 части этого сочинения были найдены позднее. Наряду с введенными в научный оборот в предьщущий период сочинениями мутазилитов "золотого периода" школы и сочинениями Абу Рашида ан-Нисабури, караимского теолога Иосифа бен Абрахама из Басры - ученика Абд ал-Джаббара, и такого известного мутазилита как Абу-л-Касим аз-Замахшари (ум. 1144 г.), этот материал позволил более объективно оценить позицию школы в целом и проследить процесс эволюции мутазилизма вплоть до Х1У в., когда мутазилиты перестали упоминаться как реально существующая школа.
В качестве источников по позднему каламу использованы труды ал-Бакиллани (ум. 1013 г.), ал-Джувайни (ум. 1085 г.), ал-Газали (ум. IUI г.), Фахр ад-Дина ар-Рази (ум. 1209 г.), Ибн Кудамы (ум. 1223 г.), Ибн ан-Нафиса (ум. 1288 г.), ал-Кашани (ум. 1329 г.), ат-1&фтазани (ум. 1391 г.), аш-Шарани (ум. 1565 г.) Из современных исследований по истории ашаритской теологической мысли использованы работы П.Антеса, Абу-л-Касима, М.Аллара, Э. Гомеса, Ж.-Кл.Вадэ, Т.К.Ибрагима (Саллума), Н.Кирабаева, Х.Ла-зарус-Яфех, М.Мармуры, В.В.Наумкина, Д.Сурделя и др.
Для обобщающей характеристики этико-дидактической традиции ислама привлекались результаты исследований Х.Абд ал-Хамида, М.А.Ансари, М.Аркуна, Дж.Беллами, М.Бертмана, Н.Беркеса, Д.М. Донадцсона, Л.Гудмэн, Г.Э. фон Грюнебаума, Л.Шарль-Доменика,
Э.Роузентала, Т.А.Руджи, Х.Смита, И.Ал-Шаруки, Г.Фурлани. Здесь же использованы отдельные литературные памятники рассматриваемого периода культуры. В их анализе диссертант опирался на работы советских авторов - Е.Э.Бертельса, И.Ю.Крачковского, А.Б. Куделина, И.М.Фильштинского, Б.Я.Шидфар, А.Э.Шмидта.
Работы арабомусульманских философов классической эпохи в диссертации специально и подробно не анализируются - кроме тех случаев, когда они развивают дальше или опровергают основоположения и частные моменты этико-схоластических концепций мутази-литов и ашаритов. Анализ философской этики ислама, выросшей на подготовленной мутазилитами почве и отталкивавшейся от нее, выходит за проблемно-хронологические рамки исследования и играет вспомогательную роль в ходе реализации основных целевых установок диссертации.
Вопросы теодицеи на христианском Востоке, проблематика свободы воли в латиноязычной патристике и схоластике и в средневековом иудаизме рассматриваются в диссертации с использованием работ Д.Амана, Ю.Боргоша, Г.Вайды, Ф.Вертера, Х.Вулфсона, Ф.Иод-ля, А.А.Кремлевского, Г.В.Малеванского, В.И.Несмелова, Г.Нигре-на, Д.Ноймарка, Э.Осборна, К.Пармы, Л.И.Писарева, К.Попова, Д.И. Зкхомирова, Х.Иэйлора, Э.Штадтера и советских историков и философов-медиевистов Г.Г.Майорова, В.В.Соколова, З.В.Удальцовой. В сравнительном анализе мусульманской и христианской схоластики и философской традиции средневековья, помимо работ уже упоминавшихся авторов, привлекались историко-философские работы С.Н.Григоряна, А.Корбэна, И.Мадкура, Л.Массиньона, А.В.Сагадеева, М.Сиэй-ла, Дж.Суитмена, А. Триттона, М.Фахри, М.Хортена, Г.Б.Шаймухам-бетовой и других исследователей.
Из работ представителей современной мусульманской апологетики и арабской общественно-политической 'мысли использованы труды Абд ал-Ваххаба Бухдибы, Х.Гурабы, Д.Рахбара, Р.Хасана, М.Ша-рифа и др. В их анализе диссертант опирался на критико-аналити-ческие работы советских авторов - М. Т.Степанянц, А.А.Игнатенко, З.И.Левина, Е.А.Фроловой, труды арабских философов-марксистов и демократов М.Вахба, Х.Мурувва, Т. Ткзини и др.
Научная новизна исследования состоит в самом историко-этическом подходе к проблемам, которыми до последнего времени занимались главным образом специалисты-востоковеды, а не философы. В диссертации впервые в советской этической литературе анализируется структура нравственного сознания раннеис-ламского общества. Установлены особенности раннеисламской теодицеи сравнительно с вариантами, представленными начальными этапами развития других "религий Писания". Систематизированы основные понятия предсхоластической и схоластической мысли ислама, определены теоретическая значимость и историческое место этических концепций, малоизвестных или даже неизвестных марксистской этике, указаны причины и характер размежевания схоластико-теологи-ческой и собственно философской этики в средневековом мусульманском обществе. Диссертант рассматривает современное состояние разработки социально-философских проблем начального периода ара-бомусульманской культуры и предпринимает попытку решить связанные с этим дискуссионные вопросы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки историко-культурных проблем, для более полной реализации методологической роли марксистской этики в культуроведении, для более полного изложения истории этических учений и для критики современных буржуазных концепций развития культур Востока. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, при разработке курсов этики, а также в лекциях по курсам истории философии и научного атеизма. Материалы диссертации могут быть использованы в пропагандистской работе по критике религиозной морали, клерикально-идеалистических концепций общественного развития. Некоторые выводы диссертанта могут представлять интерес при выработке концептуально-теоретической основы оценки идейной борьбы вокруг "мутазилитского" наследия в арабских странах.
- 24
Список научной литературыСултанов, Ренат Ишбулдович, диссертация по теме "Этика"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
2. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов), В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд., т.12, с.709-738.
3. Энгельс Ф. Юридический социализм. Там же. т.21, с.495-516.
4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же, с.269-317.
5. Официально-документальные материалы.
6. Материалы ХХУ1съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.-223 с.
7. Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. "Правда". 16 июня 1983 г.3. Книги.• — ' — I
8. Абд ал-Джаббар ибн Ахмад ибн Абд ал-Джаббар. Ал-маджму фй-л-мухйт би-т-таклйф адад ли Ибн Маттавайх. Изд.'Умар Азмй, Ахмад Фуад ал-Ахванй. Каир: Дар ал-мисриййа ли-т-' талйф ва-т-тарджама, 1965.-463 с.
9. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1977.-320 с.
10. Ал-Хзм, Садик Джамал. Накд ал-фикр ад-дйнй. Бейрут: Дар ат^-Талиа, 1969 .-231 с.
11. Ал-Алуси, Хусам ад-Дйн. Аз-заман фи-л-фикр ад-дйнй ва-л-фалсафй ал-кадйм. Бейрут: ал-муассаса ал-арабиййа ли-д-дирасат ва-н-нашр, 1980.-207 с.
12. Ал-Багдадй, 'Абд ал-Кахир ибн Тахир. Ал-фарк байна-л-фирак. Изд. M .'Абд ал-Хамид. Каир: Дар ал-маариф, (б.г.)
13. Ал-Багдадй, Абу Бакр Ахмад ибн Сабит ал-Хатйб. Тарйх Багдад ау мадйнат ас-салам. T.I-I4. Каир; Багдад: Дар ас-Саада, 1931.
14. Ал-Бакилланй, Абу Бакр Мухаммад ибн ат-Таййиб. Ат-там-ХЙД. Ed. by R.J.McGarthy. Beyrouth: librairie Orientale, 1957.-13,438,46 p.(Publications of al-Hikma University of Bag. iidâd. Kalâm Sériés,I).
15. Балба, 'Абд ад-Хакйм. Адаб ал-мутазила ила нихайат ал-карн ар-раби' ал-худжрй. Каир: Мактаба нахдийа миср, 1959 -452 с.
16. Бартольд В.В. Ислам. Пг.: Огни, I9I8.-98 с.
17. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1965.280 с.
18. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство (Исторические очерки). М.: Изд-во вост.лит-ры, 1957.-100 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Моск. Патриархия, I968.-I37I с.
20. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Одесса: Гносис, 1919.-1У, 165 с.
21. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: Наука, 1970 240 с.
22. Боргош 10. Фома Аквинский. 2 изд. М.: Мысль, 1975,-183 с.
23. Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении их учения о нравственности. Спб.: Ф.Едеонский, 1884,-1У, П, 591 с.
24. Вахба Мурад. Макалат фалеафиййа ва сийасиййа. Каир: Мактабат ал-анджалу ал-мисриййа, 1971.-291 с.
25. Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М.: Наука, 1982.-429 с.
26. Виндельбанд В. О свободе воли. Пер. с немец. Г.Сонина под ред. В.Битнера. Спб.: Битнер, 1904 -112 с.
27. Виндельбанд В. История древней философии. Перев. под ред. А.И.Введенского. Приложение: Виндельбанд. Августин и средние века, фуллье. История схоластики. Спб.: И.Н. Скороходов, 1893.-УШ, 380, 2 с.
28. Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (йхйа' 'улрл ад-дйн). Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1980.-376 с.
29. Голъдцигер И. Лекции об исламе. Пер. с нем. А.Н.Черновой. Спб.: Брокгауз-Ефрон, 1912.-XI, 302 с.
30. Гольдциэр И. Ислам. Пер. И.Крачковского под ред. и с пред. А.Э.ЦМидта. Спб.: Изд-во Вост.об-ва, 1911.-51 с.
31. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966.-351 с.
32. Гуревич А.Я. Категории средневековой кулыуры. М.: Искусство, 1972.-318 с.
33. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Высшая школа, 1970.3.36. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной кулыуры.М.: Искусство, 1981.-359 с.
34. Джар Аллах, Зухдй Хасан. Ал-мутазила. Каир: Маншурат ан-надй р Йафа, 1947.-296 с.
35. Ал-Джахиз, Абу Усман 'Амр ибн Бахр. Ая-байан ва-т-табййн. Т.1-2. Каир: Булак, 1895-1896.
36. Аль-Джахиз, Абу Осман Амр ибн Бахр аль-Басри. Книга о скупых. Китаб а ль-Бухал а. Пер. с араб., предисл. и примеч. Х.К.Баранова. М.: Наука, Глав.ред.вост.лиоуры, 1965 -287 с.
37. Жизнь и подвиги Антары. Сокр,пер. с араб. И.Филыптин-ского и Б.Шидфар. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1968.455 с.
38. Жузе П. Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама. Казань: В.М.Ключников, 1899.-П, 269, 3-е. (Миссионерский цротиЕомусульманский сборник, ХХП).
39. Зайд, клй Мухаммад. Мутазила ал-Йаман. Бейрут: 1981.196 с.
40. Зайнй Хуснй. Ал-акл инда-л-мутазила. Тасаввур ал-акл'инда-л-кади 'Абд ал-Джаббар. Бейрут: Ал-муассаса ал-арабиййа ли-д-дирасат ва-н-нашр, 1978.3.44. Закуев А.К. Философия ан-Наззама. Баку: Изд-во АН Азерб.ССР, 1961.-119 с.
41. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. Пер. с нем., с предисл. С.Н.Булгакова. М.: Путь, 1913,-X, 332 с. 1
42. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. Спб.: М.Стасюле-вич, 1907 -УШ, 406, I с. (Из жизни идей. т.З).
43. Ибн ксакир, Абу-л-Касим. Табйин кадиб ал-муфтарй фй-ма нусиба ила-л-имам Абй-л-Хасан ал-Ашарй. Дамаск: Дар Тауфик, 1928 -406 с.
44. Ибн ал-Асйр, Абу-л-Хусайн Аяй. Ал-камил фи-т-тарйх. Ibn-el Athiri Chronic on Quod. Perfectrssimum Inscribitur. T.I-XIV.Edid.C.J.TornÜerg. Upsaliae et LugduniBataworums Brill,1851-1876.
45. Ибн ал-Кифтй, Абу-л-Хасан • Джамал ад-Дйн Али ибн Йусуф. Тарйх ад-хукама. Auf Grund der Vorarbeiten A.Muller's, hrsg. von J.Lippert. Leipzig: T.Weicher,1903?22,496 S.
46. Ибн ал-Муртада, Ахмад ибн Йахйа. Та/бакат ал-мутазила мин китаб йл-милал ва-н-нихал.Die Klassen der Mu'tazili-ten. Hrsg.von S.Diwald-Walzer.Wiesbaden: Steiner,196l.~ 13,189,XX S. (Bibliotheca Islámica,21).
47. Иодяь Ф. История этики в новой философии. T.I. Пер. с нем. под ред. В.Соловьева. М.: П.Т.Солдатенков, 1896.-ХЯ, 284, 71 с.
48. Иорданский Б.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, Глав.ред. воет.лит-ры, 1980.-343.с.
49. Аль-Исфахани, Абу-ль-Фарадж. Книга песен. Пер. с араб. А.Б.Халидова, Б.Я.Шидфар. М.: Наука, Глав.ред. воет .литры, 1980.-671 с.
50. Иакут, Шихаб ад-Дйн ибн Хбд Аллах ал-Хамавй. Иршад ал-'арйб ила ма'рифат ал-адйб. Jacut *s Dictionary of LearnedMen.v.l-7. Ed.by D.S.Margoliouth. Leiden: Brill,1907-1927. (Gifcfc memorial Series,VI, 1-7) .
51. Ал-Казвйни, Хамд Аллах Мустауфй. Нузхат ал-кулуб.The Geographical Part of Huzhat al-qulub of al-QazvIrii. v.I-II. Ed. & transl.by G.Le Strenge. Leiden; Londoni Brill, 1915.(Gibb Memorial series,v.XXIII,1-2).
52. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку: Элм, 1969.-104 с.
53. Клочков И.О. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М.: Наука. Глав.ред.вост.лит-ры, 1983.-206 с.
54. Кобицанов Ю.М. Северо-восточная Африка в раннесредневековом мире. М.: Наука, Глав.ред.вост.лиаъры, 1980.-222 с.
55. Коран. Перев., коммент. и "Приложения" И.Ю.Крачковеко-го. Под ред. В.И.Беляева. М.: Изд-во вост.лит-ры, 1963.714 с.
56. Коран. Законодательная книга мухаммеданского вероучения. Перев. и приложения к переводу Г.Саблукова. Казань: Изд-во Казан .Дух. Акад., I877-I879.-533 , 274, У1 с.
57. Кремлевский А. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань: Изд-во Казан .Дух. Акад., 1898 .-250, ХШ,Ш, Ш с.
58. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина УШ-XI век). М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1983 .-261 с.
59. Куран карим. Алеппо: муассасат ал-халабиййа, 1969.-525 с.
60. Левин З.И, Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. М.: Наука, Глав,ред. вост.лит-ры, 1972.-268 с.
61. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.207 с.
62. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Учпедгиз, I960.-350 с.
63. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980.-766 с.
64. Ал-Мар;исй, Шамс ад-Дйн Абу Абд Аллах Мухаммед ибн Ахмадибн Абй Бакр. Ахсан ат-такасйм Ш ма'шФат ал-акалйм. .Descriptio imperii moslemici ••• Edid.M.J. De Goeje • Xiugduni Batavorum: Brill,1877.(Bibliotheca Geographorum Arabicorum,III).
65. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979.-431 с.
66. Малеванский Г.Б. Опыт о свободе воли. Киев: И.И.Горбунов, 1899.-455 с.
67. Мамедов Ш.Ф., Джумабаев Ю.Д. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ вв. М.: Изд-во МГУ, I974.-255 с.
68. Массэ А. Ислам. Очерк истории. Перев. с франц. 3-е изд. М.: Наука. Глав.ред.вост.лит-ры, 1982.-191 с.
69. Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучениюислама. 4.1. Очерк религиозного быта арабов в эпоху Мухаммеда. Казань: Типогр.Унив-та, 1885.-УШ, 862, У с. (Миссионерский протиЕомусульманский сборник, ХУЛ).
70. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Перев. с нем. Д.Е.Берт ель-са под ред. В.И.Беляева. 2 изд. М.: Наука, Глав.ред. вост.лит-ры, 1973.-473 с.
71. Моральный выбор. Под ред. А.И.Титаренко. М.: Изд-во МГУ,1980.-344 с.
72. Мубарак Закй. Ал-ахлак шда-л-Газалй. Каир: Дар аш-Шааб, I97I.-396 с.
73. Мурувва Хусайн. Ан-назаа ал-мадийа фй-л-фалсафа ал-арабиййа ал-исламиййа. Т. 1-2. Бейрут: Дар ал-Фарабй, 1978-1979.
74. Ан~Наубахтй, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Пер., иселед. и коммент. С.М.Прозорова. М.: Наука, Глав.ред. вост.лит-ры, 1973.-255 с. (Памятники письменности Востока, ХШ).
75. Ан-Нашшар, Алй Сами. Нашат ал-фикр ал-фалсафи фй-л-ис-лам. Т.З. Каир: Дар ал-маариф, 1980.-430 с.
76. Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в У-УП вв. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1981.155 с.
77. Несмелов В.И. Догматическое учение св.Григория Нисского. Казань: Казан .Дух. Академия, 1887.- 635, ХУ с.
78. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв. Курс лекций. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.-399 с.
79. Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IУ-У1 вв. M.-JI.: Наука, 1964.-336 с.
80. Пигулевская Н.В. Сирийская кулыура в средние века. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1979.-249 с.
81. Пиотровский М.Б. Предание о химйаритском царе Асаде ал- 10 Кашле. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1977.-159 с.
82. Писарев Л.И. Учение бл.Августина, епископа Иппонскогоо человеке в его отношении к богу. Казань: Изд-во унив-та, 1894 -Х1У, 358, УП с.
83. Попов К. Тертуллиан, его теория христианского знанияи основные начала его богословия. Киев: Корчак-Новицкий, 1880.-П, 234 с. (Из трудов Киевской Духовной Академии).
84. Рациональное и эмоциональное в морали. Под ред. А.И.Ти-таренко, Е.Л.Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983.-156 с.
85. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. Пер. с англ. С.А.Хомутова под ред. А.В.Сагадеева. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1978.372 с.
86. Сагадеев A.B. Ибн Рушд (Аверроэс). М.: Мысль, 1974.207 с. ("Мыслители прошлого")
87. Сагадеев A.B. Ибн Сина. М.: Мысль, I980.-I87 с. ("Мыслители прошлого")
88. Симфония, или Алфавитный указатель к Священному Писанию. 3 изд. Корнтаяь: Миссионерский союз "Свет на Востоке", I97I.-I277 с.
89. Аверинцев С.С. Античность. Вступительная статьягВ кн.: Ццеи эстетического воспитания. Антология, в 2-х тт. T.I. М.: Искусство, 1973, с.117-139.
90. Аверинцев С.С. Иов.-В кн.: Мифы народов мира, в 2-х тт. T.I. М.: Советская энциклопедия, 1980, с.553-554.
91. Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской.-В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М.: Наука, 1967, с.25-49.
92. Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда.-В кн.: Новое в современной классической философии. М.: Наука, 1979, с.41-81.
93. Аверинцев С.С. Сатана .-В кн.: Мифы народов мира. Т.2. М., 1980, с.412-414.
94. Аверинцев С.С. Судьба.-В кн.: Философская энциклопедия. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970, с.158-159.
95. Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. ~В кн.:Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976, с.17-64.
96. Аверинцев С.С. Теизм.-В кн.: Философская энциклопедия. Т.5, с.189-191.
97. Аверинцев С.С. Теодицея. Там же, с.197-199.
98. Аверинцев С.С. Теология. Там же, с.200-202.
99. Аверинцев С.С., Мейлах М.Б. Иудаистическая мифология.-В кн.: Мифы народов мира. T.I, с.581-591.
100. Арнольд Т.В. Мусульманская цивилизация в аббасидский период. "Атеист". М., 1930, й 58, с.102-112.
101. Асмус В.Ф. Проблема свободы и необходимости у предшественников Гегеля. "Вестник Ереванского Университета". Ереван, 1969, I, с.27-40.
102. Афанасии Александрийский. Слово о воплощении Бога Слова.-В кн.: Творения Афанасия Александрийского. М.: Изд-во Моск.Духовн.Академии, 1841, с. . (Творения святых отцов в русском переводе, т.17.)
103. Афанасьев А.Н. Девы судьбы.-В кн.: Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1983, с.360-375.
104. Ацамба Ф.М., Надирадзе Л.И. Развитие феодализма в Арабском халифате.-В кн.: Историография стран Востока (проблемы феодализма). М.: Изд-во МГУ, 1977, с.249-278.
105. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана.-В кн.:, Бартольд В.В. Сочинения. Т.2, ч.1. М.: Изд-во вост.лит-ры, 1963, с.167-433.
106. Бартольд В.В. К истории религиозных движений X века.-В кн.: Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. М.: Наука, Глав.ред.вост. лит-ры, 1966, с.492-503.
107. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Там же, с.141-204.
108. Бартольд В.В. Ученые мусульманского "Ренессанса". Там же, с.617-628.
109. Баткин Л.М. Парадокс Кампанеллы. "Вопросы философии". М., 1971, й 2, с.133-142.
110. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. -"Вопросы философии". М., 1969, 9, с.
111. Батунский М.А. Западно-европейская исламистика и колониализм. В кн.: Современные идеологические проблемы в стра- 35 нах Азии и Африки. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1970, с.121-145.
112. Батунский М.А. 0 некоторых тенденциях в современном западном исламоведении.-В кн.: Религия и общественная мысль народов Востока. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1971,с.207-240.
113. Бациева С.М. Об экономических взглядах Ибн Халдуна.-В кн.: Краткие сообщения Института народов Азии. Т.Х1Л1. Арабские страны. М.: Изд-во вост-лит-ры, 196I, с.5-10.
114. Беляев Е.А. Роль мекканского капитала в истории происхождения ислама (В порядке дискуссии). "Атеист". 1930,58, с.48-60.
115. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература.-В кн.: Бер-тельс Е.Э. Избранные труды. Т.Ш. М.; Л.: Глав.ред.вост. лит-ры, 1965, с.32-105.
116. Боголюбов A.C. К вопросу о рационалистическом принципе ар-рай в раннемусульманской правовой науке.-В кн.: Арабские страны. История. Экономика. М.: Наука, Глав.ред. вост.лит-ры, 1974, с.25-28.
117. Боголюбов A.C. Этико-цравовые воззрения Абу Ханифы ал-Ну-'мана.-В кн.: Палестинский сборник. Вып.19(82). М.: Наука, 1969, с.139-148.
118. Борисов А.Я. Мутазилитские рукописи Государственной публичной библиотеки в Ленинграде.-В кн.: Библиография Вое- 36 тока. Вып.8-9. Л.: Изд-во АН СССР, 1936, с.69-95.
119. Борисов А.Я. Об исходной точке волюнтаризма Соломона ибн Габироля. "Известия АН СССР. Отделение общественных наук". Л., 1933, № 10, с.755-768.
120. Буллиет Р.В. Религиозно-политическая история Нишапура в XI в.-В кн.: Мусульманский мир 950-1150. М.: Наука, Глав, ред.вост.лит-ры, 1981, с.89-110.
121. Бухдиба, 'Абд ал-Ваххаб. Касб р-л-ислам. "Ал-хайату-с-сакафиййа". Тунис, 1976, № 10, с.26-31.
122. Винников И.н. Дождь, вода и растительность на могиле доисламских арабов.-В кн.: Записки Коллегии востоковедовпри Азиатском музее АН СССР. Т.5. Л.: Изд-во АН СССР, 1930, с.367-377.
123. Гаджикурбанов А. Проблема свободы воли у Августина.-В кн.: История философии и современность. М.: Изд-во МГУ, 1977, с.92-101.
124. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении. "Вопросы философии". 1969, № 9, с.88-98.
125. Генкель Г. Представления о загробной жизни у древних евреев. "Будущность". Спб, 1900, № 40, с.813-825; № 41, с.833-865.
126. Гольдциэр И. Философия ислама.-В кн.: Общая история философии. Т.1. Спб., 1910, с.82-104.
127. Грюнебаум Г.Э. фон. Истоки мусульманской цивилизации .-В кн.: Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульман-ской культуры. М.: Наука. Глав.ред.воет.лит-ры, 1981,с.30-82.
128. Грюнебаум Г.Э. фон. Литература в контексте исламской ци-вилизации.-В кн.: Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей зарубежных ученых. М.: Наука. Глав, ред.вост. лионры, 1978, с.31-45.
129. Грюнебаум Г.Э. фон. Мусульманское мировоззрение и мусульманская наука.-В кн.: Основные черты арабо-мусульманской культуры, с.111-126.
130. Грюнебаум Г.Э. фон. Параллелизм, взаимопроникновение и взаимовлияние в отношениях между арабской и византийской философией, литературой и религиозной мыслью. Там же, с.83-110.
131. Грюнебаум Г.Э. фон. Природа арабского единства в доисламский период. Там же, с.11-29.
132. Грязневич П.А. Аравия и арабы (к истории термина ал-араб).-В кн.: Письменные памятники и проблемы истории культурынародов Востока. ХП годичная сессия Л0 ИВАН (Краткие сообщения). М.: Наука. Глав.ред.вост.лит-ры, 1977, с.42-52.
133. Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов (У1-УШ вв.).-В кн.: Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. М.: Наука. Глав.ред.воет.лит-ры, 1983, с.75-155. ("Культура народов Востока. Материалы и исследования").
134. Грязневич П.А., Басилов В.Н. Мусульманская мифология.-В кн.: Мифы народов мира. Т.2, с.183-187.
135. Дебольский Н.Г. Теодицея.-В кн.: Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) и И.А.Ефрон (Санкт-Пе- 38 тербург). Т.ХХХПа(64). Ciтб.: И.А.Ефрон, 1901, с.879-881.
136. Девятаева Н.И. Дцейно-политические истоки и ведущие принципы этического учения Августина.-Б кн.: Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Вып.2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978, с.ЮЗ-ПЗ; вып.З. Л., 1980, с.104-116.
137. Дробницкий О.Г., Кузьмина Т.А. Проблемы свободы выбора и ответственности.-В кн.: Философия и современность. М.: Мысль, 1974, с.157-186.
138. Ерасов Б.С. Струкаура и динамика исламского универсализма. "Вопросы философии". 1973, № 3, с.146-155.
139. Ибрагим Т.К. 0 месте калама в средневековой арабомусуль-манской мысли.-В кн.: Всесоюзная конференция по проблемам арабской культуры. Памяти И.Ю.Крачковского. Тезисы докладов и сообщений. М.: Наука. Глав.ред.вост.лит-ры, 1983, с.14-15.
140. Иванов В.Б. Добро и зло.-В кн.: Мифы народов мира. T.I, с.389.
141. Иванов В.В. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния.-В кн.: Структура текста. М.: Наука, 1980, с.81-117.
142. Игнатенко A.A. Ццейная борьба вокруг культурного наследия в арабских странах. "Народы Азии и Африки". 1976, 8, с.68-79.
143. Игнатовская Н.Б. Образ природы в средневековом и новоевропейском мировосцриятии.-В кн.: Вопросы истории этической мысли. М.: Изд-во МГУ, 1983, с.27-35.
144. Карев В.М. Судьба.-В кн.: Мифы народов мира. Т.2, с.471-474.
145. Кашталева К.С. О терминах и в Коране. "Доклады АН СССР. Серия В". Л., 1926, май-июнь, с.52-55.
146. Кашталева К.С. О термине ханйф в Коране. "Доклады АН СССР. Серия В". Л., 1928, I 8, с.157-162.
147. Кирабаев Н. Учение Газали о причинности. "Вестник МГУ". Сер.Л1. Философия. 1978, № 8, с.
148. Кирабаев Н. Учение Газали о свободе воли.-В кн.: Человек, мировоззрение, сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979, с.3-И.
149. Крачковский И.Ю. Мутазилитский трактат УШ века о литературном творчестве.-В кн.: Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т.2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956, с.221-229.
150. Лауст А. Религиозные волнения в Багдаде в 1У-У вв. В кн.: Мусульманский мир 950-1150, с.189-206.
151. Лосев А.Ф. Вводная статья к диалогу "Тимей".-В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. Т.Ш, ч.1. М.: Мысль, 1974,662.
152. Лундин А.Г. "Дочери бога" в южноарабских надписях и в Коране. "Вестник древней истории". 1975, Л 2, с.124-131.
153. Лундин А.Г. Древне араб екая мифология.-В кн.: Мифы народов мира. Т.1, с.395-396.
154. Макдиси Дж. Суннитское возрождение.-В кн.: Мусульманский мир 950-1150, с.174-188.
155. Матвеев П.Е. Поступок и свобода воли.-В кн.: Нравственные аспекты духовно-практической деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979, с.22-28.
156. Надирадзе Л.И. К вопросу о рабстве в Аравии в УЛ в.-В кн.: Вопросы истории и литературы стран зарубежного Востока.М.: Изд-во МГУ, 1960, с.136-156.
157. Наумкин В.В. Учение о "касб" в произведении Газали "Ихйа' 'улум ад-дйн".-В кн.: Классическая литература Востока. М.:- 40 Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1972,с.11-20.
158. Некора Л.С. Вражда города и степи по данным арабской поэзии начальной эпохи ислама. (Из этюдов по "Хамасе"). -"Новый Восток". М., 1929, № 25, с.236-248.
159. Немировская Л.З. Современная христианская антропология о свободе воли и "внутренней активности" человека (по западногерманской литературе). "Вестник МГУ". Сер.УШ. Философия. 1969, II 2, с.
160. Пекарчик С. Вера в судьбу. Группа, индивид, эталоны поведения (Некоторые выводы из источников эпохи викингов).-В кн.: Средние века. Вып. 34. М.: Наука, 1971, с.96-116.
161. Пелла Ш. Вариации на тему адаба.-В кн.; Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей зарубежных ученых, с.60-76.
162. Петров М.К. Перед "Книгой природы". Духовные леса и предпосылки научной революции ХУЛ в. "Природа". М., 1978,й 8, с.110-119.
163. Петров М.К. Язык и категориальные структуры.-В кн.: Науковедение и история культуры. Ростов/Д.: Изд-во Рост.унив-та 1973, с.58-72.
164. Пиотровский М.Б. Мухаммед, пророки, лжепророки, кахины.-В кн.: Ислам в истории народов Востока. М.: Наука. Глав, ред.вост.лит-ры, 1981, с.9-18.
165. Пиотровский М.Б. Проблемы социальной этики средневекового арабского Востока. "Народы Азии и Африки". 1983, № 2, с.132-137.
166. Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим.-В кн.: Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. М.: Наука, 1965, с.
167. Прозоров С.М. К истории мусульманской догматики: мурджии-ты.-В кн.: Ислам в истории народов Востока, с.19-24.
168. Рижский М.Й. Проблема теодицеи в Ветхом Завете.-В кн.: Бахрушинские чтения, 1971 г. Бып.З. Вопросы идеологической жизни древности и средневековья. Новосибирск: Изд-во Новосиб.унив-та, 1972, с.5-28.
169. Рышков Е.П. Проблема свободы воли в истолковании Вл.Соловьева. -В кн.: Проблемы личности в религии и атеизме. М.: Изд-во МГУ, 1969, с.
170. Сагадеев A.B. От Авиценны к Ибн Сине: опыт адекватной реконструкции восточноперипатетической мысли.-В кн.: АбуАли ибн Сина. К 1000-летию со дня рождения. Ташкент: Фан, 1980, с.91-107.
171. Смиркин М.М. Идея свободы воли в ранних произведениях Эразма Роттердамского.-В кн.: Средние века. Вып.37. М.: Наука, 1973, с.108-133.
172. Соловьев B.C. Пелагий.-В кн.: Энциклопедический словарь. Изд.' Ф.А.Брокгауз (Лейпциг), И.А.Ефрон (Санкт-Петербург). Т.ХХШ (45). Спб., 1898, с.106-108.
173. Соловьев B.C. Предопределение. Там же. Т.ХХУ (49). Спб., 1898, с.15-16.
174. Соловьев B.C. Свобода воли. Там же. Т.XXIX (57). Спб., 1900, с.163-169.
175. Столяров A.A. Проблема свободы воли у Аврелия Августина.-В кн.: Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М.: Инст.философии АН СССР, 1981, с.47-70.
176. Тюменев А.И. 0 предназначении людей по мифам древнего Двуречья. "Вестник древней истории". 1948, № 4, с.14-23.
177. Уколова В.И. Человек, время, судьба в трактате Боэция- 42 Об утешении философией".-Б кн.: Средние века. Вып.37. М.: Наука, 1973, с.9-27.
178. Фрейденберг О.М. Введение в теорию античного фольклора (лекции).-В кн.: Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука. Глав.ред.вост.лит-ры, 1978, с.9-169. ("Исследования по фольклору и мифологии Востока").
179. Халидов А.Б. Книжная культура.-В кн.: Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв., с.215-310.
180. Халидов Б.З. Замахшарй. (0 жизни и творчестве). 1075-1144. В кн.: Семитские языки. Вып.2 (ч.2). Материалы первой конференции по семитским языкам. Изд.2-е, испр. и доп. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1965, с.542-556.
181. Халидов Б.З., Халидов А.Б. Биография аз-Замахшарй, составленная его современником ал-Андарасбанй. В кн.: Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1973 г. М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1979, с.203-212.
182. Хофман Г. Является ли ислам городской религией? В кн.: История и экономика стран Арабского Востока. М.: Глав. ред.вост.лит>-ры, 1973, с.288-303.
183. Черменина А.П. Проблема ответственности в современной буржуазной этике. "Вопросы философии", 1965, $ 2, с.76-87.
184. Шмидт. А.Э. Насирадцин ат-1усий по вопросу о свободе воли. В кн.: Сборник в честь Д.Ф.Кобеко. Спб., 1913,с.169-176.
185. Алави А.А. Философская доктрина мутазилитов. М.: Изд-во М1У, 1975, 21 с.
186. Матвеев П.Е. Нравственное регулирование и свобода воли. М.: Изд-во г;!ГУ, 1980. 18 с.
187. Руяди А.Т. Социологические и этические воззрения в философии "Братьев чистоты". М,: Изд-во МГУ, 1966. Id с.
188. Хамруш А.А. Учение о государстве и праве в средневековой арабомусульманской культуре и философской традиции. М.: Изд-во МТУ, 1981, 22 с.