автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Роль художественного познания в освоении социокультурной реальности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль художественного познания в освоении социокультурной реальности"
"КАЗАХСКИЙ ГОСУДАГСГВШЩЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАШ •
ол
На правах рукописи ¡/.ОЛТОЪАРОВА КУУПСЕАЛА ИЩМЮВНА
роль шозЕСтвганого познания в освонш
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РШЫ10СГЛ
Специальность - 09.00.02 - фпдосо^я человека и общоства
АВТОРЕФЕРАТ
. диссертации на соасканио ученой етзпвия кандидата философских паук
Алматн - 1994
• Работа ЕиЕолнвка аь кафедре истории казахской с зарубежной ■ ццлссофиЕ факультета фалоео^н и политологии Казахского государственного национального утшварсате.а Ем.Аль-Фарабв
Научный руководитель • - доктор философсжгх наук« .
•профессор КАСАБЕКОВ А.К.
Социальные оппоненты - доктор философских наук,
грофессор САТЧВДВШ К„М.
. . кандидат философских наук, доцент ИСМАГАМББГОВА З.Н.
Подущая организация кафедра -соцаально-политичоских
наук казахского государственного лрьдичоского института
Заэдта состоится "27" января 1995г. в 14-00 пасов на заседаний специализированного Совета К.14.А.01.28 во присуждению ученой степени кандндата фадософсках наук в актовом зеле ИНК КазГУ ни.Адь-Фараба (480012,г.Алматы, ул.Амангельда, 61).
С диссертацией иозио ознакомиться в библиотеке КазГУ Еы.Адь-Фарабв по адресу: 480121,г.Алмати,проспект Аль-Сараба, 71. .
Автореферат разослан
Ученый секретарь • ояециолнзгрованного совета, доцент
/) ИСКАКОБА Р.О.
0БГ4АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Существует афоризм: ."Понимание атома - это дотекая игра по ерзыюпию с пониманием датской игры". Но ведь и атом не так прост. Если не забивать ленинское "электрон так же неисчерпаем, как и атом" "и вспомнить брпсовсхие строки "Быть может эти электронн Мири, где пять материков" .^о детскиэ игрн как упрошенная модель общества могут быть более пая менее достигнута наукой только, в тесном взаимодействии с другими отраслями культуры а, ьрезде всего с искусствам.
Суверенная Республика Казахстан наряду о глубоким экономическим коиззеом ншш пеоеетвает и напало духовного подъема, преодоление долгого исторического беспэмптстьа.
Есть глубохо^плосо^ское английское изречение: "будущее в лренодшам времени". Понимание этой фразы - весьма непростая ян-дача. На просто ее применить и к условиям созрамончого Казахстана, пород котором стоят сложные задачи трансформации посттоталитарного общества, преодоления репрессивного сознания я карательной психологии. Ко бесспорно, что одним из наиболее э^октавшл средств преодоления монополии марксистско-ленинского наследия является традиционная и современная духовная культура, ее познавательный я воспитательный потенциал. Поэтому 1шие очень актуальны исследования проблем духовной аизни без поиоритета "классового анализа", баз боязни быть обвиненными в "идеализации простого" и в "национализма".
Актуален также вопрос о духовных и идейных .ориентирах нашего общества и государства. Что взять из проамого а.что заимствовать у развитого Запада и Востока? В мае 1993 года в Алма-ты состоялось республиканское совещаний по вопоосам идеологи-
4ecK0t деятельности суверенного государства. На нем было отмечено, -что отрешившись от стереотипов тоталитарной идеологии одной правящей партии, мы, озабоченные в первую очередь состоящем экономики, впали в другую крайность - полную деидеологизацию органов государственного управления. Однако вакуума в зтой сфера быть не ыогет, и не случайно здесь начален форменный разнобой. Вот почему возникает необходимость не только дать оценку вдагш, которые активно отстаивает сейчас различные слои общества, но и разработки конструктивной платфзрш его консолидации, которая должна стать делом всех казахстанцев.
В печати ид а: оживленная дискуссия по этому вопросу. Некоторые авторы публикаций в числе других ценностей включают в идеологию ценноегя духовные. По мнению А.Калыырзаева, на однои из первых мест в идеологии додана стоять идея духовного возрождения народа, новый подъем культуры, науки, образования. Л.Ба-хаов понимает ".идеологию в области культуры" как "сохранение имеющихся достижений в культуре, возрождение надчональкой культуры, обычаев, традиций, уважительного отношения к вере; актив-
■ *
нов внедрение государственного языка во всех сферах жизни с одновременный развитием русского языка, как средства межнационального общения, развития культуры и языков всех наций £ народностей, проливавших в Казахстане".
Все вышеназванные авторы не сомневаются в том, что художественные и культурные ценности должны быть одгш кз приоритетод общенародной идеологии в Казахстане. А потому их дальнейшая научная разработка остается акт; зльной.
В формировании "культуры общества, в реализации гуманистических идей, способстиугамх его прогрессивному развитию,деланы участвовать система образования, наука, культура, творческие организация, t оедогва массовой кнфэрмаиии", - подчеркивается
- о -
в программном документе. Дал са в нем говорятся, что "формирова- . няо пового мировоззрения казахстанского общества находится лишь на начальном этапе".*
Но повое мировоззрение не может формироваться на пустом маете. У казахов, несмотря на все перепития истории народа и
4»'
целенаправленное искоренение его мировоззренческих основ, ото сохранились оригинальные .мироощущения, мировосприятия, миропредставления, мирозвания, которые нуждаются в интенсивных ас-следованиях и дальнейшем развитии.
Актуальность теш в условиях суверенитета государства определяется еще и тем, что получившая широкое распространение па Западе концепция "европоцентризма", в определенной степени была воспринята и ими. И сейчас некоторые представители казахской интеллигенции в русло отой концепции ведут пропаганду,"во^ист-пуюа!ую", "наступательную", в традициях политического просЕеие-1П!Я коммунистической эпохи. Одним пз проявлений европоцентризма является традиционное противопоставление оседлого и кочевого образа жизни с показом, естественно, достоинств первого, ущербности и пагубности второго. Чокан. Валиханов еще в середине прошлого века с сопадениеи отмечал: "В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых грд 51 беспорядочных дикарей; понятие о кочэвоц ... киргизе тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем С -льшая часть этих варваров имеет свою литературу и ' сказания - письменные ила устные ...
Впрочем, ущербность доктрины европоцентризма, понимали отдельные авторы а на Запада, и в'Россип. Академик Н.И .'Конрад писал в свое время: "необходимо учесть теоретическую »¿неяъ •
^ Назарбаев Н.А.Идейная консолидация о^пестЕн - как условно прогресса Казахстана.А. 1993.С..1;:
* Залиханов 7. Собр.соч. в 5т. Л.136Г.Т.1 .С.'З'ЗО.
Востока во всех областях рауки о человеке и об обществе,'памятуя, что именно эта области разработаны на Востока в масштабах и подробностях исключительных. Рабо' у в этом направлении я называю преодолением европоцентризма в науко, а такое преодоление стало одной из самих ваяних в наше время задач науки о человеко и обществе".*
Актуальность теш вызывается и тем, что в современной литература понятия "цивилизация" и "культура" употребляются в многочисленных значениях, соотношения их весьма запутали. Необходимы их определенное разграничение и установление, так сказать, их субординации. .
В нынеэнев переходное время, как и всегда в подобных ситуациях, лица снова возлагают надежда на одну из вечных максим "красота спасет мир". Поэтому то, как занимались поиском красоты, как ее создавали, какое место она занимала в жизни наших предков - тема всегда актуальная, неисчерпаемая. Правда, добро, красота были всегда взаимосвязаны. Как удавалось сохранять их гармонии, нам предстоит во многом заново учиться.
Степень разработанности проблем;. Взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние науки и.искусства, с одной стороны, и вза-ииоотторхениа, взадмоотчуждение, индифферентность их друг к другу и даже борьба, с другой стороны, стали почти постоянными спутниками научного прогресса и художественного развития. Дискуссии о их соотношении идут непрерывно в западной и российской общественной мысли. Казахстан фактом своего вхождения в Россию был обручен европейским!! глазами смотрь^ъ на всю свою древнгао культуру.
Комплексное изучение художественного творчества как научного направления начелось в биыггм.СССР со второй половины
* Конрад Н.л. 5аш:д и Ьосток. К.1966.С.30.
60-х годов. Этот Еопрос становится объектом специгльпого анализа в работах А.Еремеева, М.Руткевича, Л.Н.Когана, О.З.Хановой, С.Г.Кара-Мурзы, Н.И.Потякшеезой, Л.А.Закса и др. В большинства их работа имеет преимущественно искусствоведческое содержание, 'в них рассматриваются также ряд эстетических проблем, анализируются некоторые аспекты соотношения художественного и научного познания. Бее авторы едины во взглядах в отношении актуальности дальнейшего изучения философских аспектов рассматриваемых проблем.
На научных симпозиумах по проблемам комплексного изменил художественного творчества в основном анализировались культур- ■ низ ^.оноиены Запада к России, а духовные ценности Востока, Сродной Азии и Казахстана почти полностьв выпали из внимания. Ме.зду те:,: ото никак но могет быть оправдано хотя бы из учета бо..ео отдаленных корней восточной культуры, иного соотношения факторов культуры (материальной и духовной) и цивилизации (естественнонаучной и технической).
Изучению роли национального искусства в познании природзюй и социальной действительности только сейчас открываются возможности с отрешением от марксистских догм и имперской великодержавности. Б этом отношении заслуживают особого внимания первый работы - Гулайкенов 0.0. Народная культура - летопись мира; Кочевники. Эстетика; Каракузова Е.К., Хасаяов М.Ш. Космос казахской кул-туры.
Поучительна судьба последней работы. Как пишут авторы в кратком предисловии, книга, тирад которой более 15 лет назад был изъят из продажи по цензурным соображениям, сводившимся к обвинениям в отсутствии классового подхода и в идеализации прошлого, представляет собой сборник статей, объединенных общей задачей осжсления и реконструкции духовного универсума кочово-
го общества. Книга имеет $ основном искусствоведческое и эстетическое содергание, но немало в ней выходов в чисто философскую проблематику, глубоких постановок вопросов и довольно квалифицированных суждений по ним. 'Если более 15 лет назад эту работу обвинили в бесклассовой и патриархальной ущербности, то теперь она представляется несколько наоборот- в ней.есть отдельные раварансы марксизму (естественно, в то время вынужденные), а "идеализация прошлого" нуждается в дальнейшем разностороннем развитии.
Отдельные аспекты данной теш затрагиваются в трудах историков, этнографов/ литературоведов, искусствоведов. У Х.Абишева, Ж.Б.Абилгожина, С.А.Хаскабасова, М.Х.Мэдаковой, Ш.Сатпае-вой, М.Козыбаева и других.
Используются в данной работа.материалы из культурной казни Казахстана, братского Кыргызстана, а такжо духовные феномены Запада и России, материалы периодической печати.
Целя и задачи исследования. Основная теоретическая цель -показать самоценность в уникальность искусства в постижении, осмысления объективной природной и социальной действительности в тесном взаимодействии о наукой. Другая цель - показать г; о сто, роль и особенности кочевой культуры в познании и освоении реального мира, формировании мировоззрения, доказательство того, что процесс приобщения к духовным ценностям других культур в положении "младшего брата" не обошелся без огромных потерь, привел к почти полной утрате оригинальных и более эффективных форм жизнедеятельности, экологической культуры. Целью работы также является осмысление неисчерпаемости познавательного и практического потенциала традиционного казахского зхусотва, .
материальной и духовной культуры. ♦
Сшшь вахне у;--гнить прежде всего сашм себе, что
культивируемые длительное время в прошло«, а нередко и сейчас, представления о помадном образе жизни а кнелей как о дикости и варварстве по сравнения с цивилизацией Запада не только не соответствует действительности, но во многих случаях представляется совсем наоборот. •
В работа ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть соотношение науки и искусства как философской проблемы;
- показать традиционную запыленность претензий науки па монопольное обладание истиной и во многих случаях болов плодотворную роль искусства в Познани природа и общества;
- показать, что существует немало сфер и явлений предметного и духовного мира, которые могут быть постигнуты только художественными средствами;
- исследовать особешюстк взаимосвязей научного прогресса и художественного развития;
- раскрыть роль художественных факторов в логическом мышлении и научном творчестве;
- изложить специфику отражения конкретных проблем науки
в искусстве, а также то, как весьма часто искусство может опережать и предугадывать научные открытия.
Теор-тической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных учвкнх но проблемам научного и художественного творчества. Превде всего, это произведения А.Н.М.У.'Аль-Фараби, З.Х.Х.Баласагуни, Асан Кайгн, Бухар-Еы-рау, Абая Кунанбаева, Чокача Валиханова, Шакариш Кудайбердие-ва, Магжана Жумабаава и многих других, исследования российских и западных авторов. Особое место занимает методологическая роль памятников казахского эпоса.
- В теоретико-методологическом плане весьма важными являются актуальные проблемы соотношения таких философских феноменов,как "Восток-йапад", "Культура-Цивилизация Прогресс", "Культура-Наука-Техника", "Общество-Прпрода-Экология", "Общечеловеческов-Национально е-Личностное".
В основу исследования сложных 'явлений культуры Сшш положены традиционные, испытанные методы логики научного познания,Это единство абстрактного и конкретного, исторического и'логического, теоретического и эмпирического, индукции и дедукции, анализа и синтеза.
Такие абстракт"0-отвлеченные категории, как ыр, вселенная, космос представлены в искусстве образами, более наглядными и объемными, более 'доходчивыми и убедительным!!, более запоминающимися и непреходящими. Сложные понятия жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье д страдание, добро и зло постигаются эмоциональным путем не менее успешно и плодотворно, а часто легче и быстрее, чем в научных и философских трактатах. Основные процессы бесконечного мира проецируются в жизни кочевников в повседневных процессах жизнедеятельности - труде, быту, отдыхе, традициях и обрядах.
Плюралистическое восприятие мара, лизни человека соответствует нынешнему возвращению к более естественной жизни, органично совпадает о современными ориентирами - демократии, рыночной экономики, правового государства, гражданского общества.
Научная новизна исследования и положения.выносимые на защиту, состоят в одедующьы: - диссертация направлена на осмысление извечной формулы "красота спасет мир". В этом смысле пока эивается, что это изречение вовсе не утопия в шрэ полном насилия, кровопролития, лжи, зла, уродства, что одним из основных '^агторов многотысячелетнего выживания номадов в суровых
природных, и исторических условиях является юс умение понимать, создавать и использовать красоту, добро, гармонию, правду.
- показано, что вечное и неисчерпаемое искусство никогда не стареет, оно всегда ново. Поэтому и научные проблемы искусства в каждый переломный момент жизни народов, человека предстают ь новом ракурсе.-Ныне возрождение достижений материальной г. духовной культуры не мозет быть достигнуто без восстановления исторической памяти а что художественное познанио. для этого более эффективно. Соотноиение научного к художественного псзпания можно представить в виде круга познания на плоскости и объемного круга - шара.
- пе смешивается понятие "культура и цивилизация", которне весьма произвольно употребляются в литературе и обыденном сознании. Под цивилизацией понимается прежде всего уровень развития техники и естественных наук, движение от каменного века к -бронзовому, от наго - к железному, далее века пара, электричества, науки, информации и т.д. А культура предполагает прежде всего человеческое измерение всех природных и социальных явлений, приоритетность культурных фэноменоз в истории и сознании казахского народа перед достижениями цивилизации вселяют надежды и оптимизм. И наоборот, по словам поэта: все прогрессы реакционны, е-ли рушится человек.
- раскрыта и проанализирована традиционная экологическая культура кг ".ахов через призму эмоционального постижения и художественного познания действительности. Этот острейший вопрос современности нкна преобразовался в проблемы янвойронменталъной культуры, теории, социологии, которые изучают единство био-дси-социо-техно-сфеок.
- доказывается, что эти общезначимые проблемы батия и познп-н;:я, которылс: занимались только искусствоведы и историки,
начинают осмысливаться в философском плане. Наука начинает все более интересоваться проблемами подсознательного, бессознательного, интуиции, национальной психолоии.
- является перспективными исследования о природной среде как одном из главных источников художественного вдохновения при создании тех преданий, которые формируют этнос и совокупность его взглядов на шр. Еде существует утверждение о том, что фолыглор-ное произведение, пока живет, постоянно создается и никогда не бывает созданным раз и навсегда. Оно всегда обновляется вместе о жизнью а оказывает на человека всю гамму жизнеутверждающих воздействий, преподносит ему,, казалось Оы, банальяую правду, нормы, правила, которые от их тривиальности не перестают быть истиной, мудР°стьь, высокой пробы социальными ценностями.
Тооретическая и практическая значимость диссертации состоит в первую очередь в »ом, что она вписывается в общий процесс, происходящий ныне в общественных и гуманитарных науках, именуемый восстановлением правды » избавлением от продолжительной лжи и демагогии, запрещения говорить и писать о том, что было и есть, и принудительного заучивания того, чего нет и не может быть.
Значимость правда бесконечна, ее невозможно выразить в стоимостном измерении, это нравственная и художественная, личная и •общечеловеческая ценность.
Апробация работы. Основные положения излагались в выступлениях на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы изучения- н преподавания гуманитарных наук в техническом ВУЗа" (Адматы, 1993); в лекциях, прочитанных.авто-рок по линии СТД РК в областях Казахстана; в докладах, прочитанных автором в УШК КазГНУ им.Аль-Фараби; используется кафвд-рс2 философия • йконол!чеояой теории А£ГШШП и кафедрой
философии ГАУ в преподавании предмета "Культурология" и других философских дисциплин.
Структура работы. Диссертация состоят из введения, двух глав, заключения, библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной т^ш,определены цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
В первой глава - "Методологические вопросы взаимосвязи художественного познания с философией и наукой" - исследуются соотношение науки и искусства как философская проблема, взаимовлияние художественного развития и научного прогресса.
В переломные моменты истории каждого'народа, при опи.дола-¡гаи основных ориентиров дальнейезего развития всегда обостряется интерес к прошлому - к традициям материальной и духовно'! культуры, к собственной истооли, к взаимоотношениям с мировой цивилизацией. Избирая 'новио пута совершенствования образа -жпзни, всегда важно но потерять достижения из своего прошлого и т отгородиться от опыта близкого и дальнего зарубежья. Как правило, в такие пеоиодн людей интересуют болкае на столько достижения • естествен лх наук и техники, сколько ценности культуры.- пконо-шчаской, экологической, бытовой, политической, правовой, нравственной и .т.д. И всегда обнаруживается, что огромная роль в историческом творчестве принадлежит духовной культура нравственной, религиозной и, особенно, художественной. .
Роль и место художественной культуры во все вредна "оценивались неоднозначно. 3 западноевоопойском и российском общественном сознзиии длительное врачи существовала точка зрения о ' болов приоритетном развитии науки и техники перед искусством
а художественным познанием, Противоположную тенденцию за гармонию науки и искусства представляло немало авторитетов - Гераклит, Платон, Аристотель, Шеллинг. На Иостокв.такого системного противопоставления науки и искусства не наблюдается, об этом свидетельствуют, наряду с другими, и труда М.Аль-Фараби, 2.Бала сагуни и др.
В начале К века серьезное противодействие идеям техницизма и сциентизма оказал М.Горький, который претензии науки на единоличное решение всех извечных социальных проблем называет "высокомерием разума", "суемудрием науки"; говорит об ущербное^ ти образования, лишающего ладей своеобразия; о пагубности людей, одержимых одной идеей, а потому стремлением всех насильно порабощать.
Особенностями казахской культуры являются целостное восприятие пара с ней; эмоциональное, художественное осмысление в постижение действительности, которое в большинстве случаев не только не уступает рациональному осмыслению мира, по и во многих параметрах превосходит его в является более успешным'а продуктивным.
В условиях нынешнего глубокого социального кризиса в Казахстане и других странах СНГ эффективными представляются освоение не только научно-технических достижений Запада, но и активное введение в "оборот" богатых традиций собственной истории, культур и и образа жизни. Европейское просвещение ХУ'П века, творчество Канта, Шеллинга, Гегеля и др. содержит в себе немалый потенциал для современного духовно о возрождения. Но дяительиоо время господствовавшее в Европе доктрина европоцентризма, преи-нушзстзеицое развитие в СССР великодержавной идеи, пмешей истоком формулу "Москва - третий Рим, четвертому не бывать", отодвинули ка ггоследняй план самобытный культурный и
художественный потенциал Востока, в том числе богатое искусство казахского народа.
Гегель, мало их зная, весьма пренебрежительно относился к Востоку и его культура. В частности он писал: "Аль-Файаби сорок раз прочел книгу Аристотеля "О слухе", а его "Риторику" двести раз и это ему ни малейше не надоело". Но сами европейцы называли Аль-Фараби Аристотелем Востока, вторим учитал-зм. Он ценил науки о языке и музыке из меньше, чем математику и физику. Не игно^и--рованве ли культуры и высокомерное упование ни технический прогресс является одной из причин многих социалышх и экологических кризисов XX века? Не упование ли на марксистскую науку с отбрасыванием традиционной культуры стало одной из причин ужасных коммунистических экспериментов?
Преимущественно худснественное восприятие дара казахами способствовало выработке спокойного, мудрого осознания всего пгоисходящгго, которое воспринималось другими пародами и западными мыслителями как покорность, инертность, неспособность к активной, творческой деятельности. И сейчас немало новоявленных политиканов, которые с.адтают, что многие восточные народы исчерпали свой исторический ресурс, творческий и интеллектуальный потенциал и потому неспособны на самостоятельное развитие.
• Пренебрежение естественной гармонией мира, лучше всего постигаемой искусством, разжигает страсть человека, направленную на перманентные преобразования - революции, реорганизации,непродуманные реформы и перестройки, ускорения и скачки, укрупнения и разукрупнения а т.д., причем с прицелом на сиюминутный успех. А поскольку бчетрый успех невозможен, то снова все разрушае1ся "до основания" и строится "новый мир". В словах Л.С.Пушкина; "Ко приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный л беспощадный", многие обращают внимание з первую очередь на елопо
"беспощадный", но у автора на первом месте - слово "бессмыслен-, ный", каковыми являются-и картофельные бунты, и социалистические рзволщии и т.п.
Марксизм, выработав свое представление о непрерывном и восходяще-поступательном прогрессивном развитии, сетовал, что "вторичное" сознание отстает, оно консервативно. Теперь всем понятно, что устойчивость духовных явлений - это благо. Роль художественного развития в .жизни общества и познания ничуть не' меньшая, чем - научного прогресса. Если научное исследование обычно стремится в идеале к максимальной объективности и элиминированию познающего субъекта, то искусство по своей сущности субъективно, так как оно выражает отношение художника к миру и человеку, эмоциональную, глубоко личную оценку реальности. В-научную картину мира входят преимущественно природные свойства действительности, тогда как в художественную - эстетические и'нравственные ее особенности. Эти особенности, обогащающие произведение искусства, создающие его многозначность, неисчерпаемость к усложняющие его семантическую структуру, обусловлены целостной природой художественного творческого процесса, полнотой его восприятия мира, - имеет ли это восприятие характер осознанного мироотношения или проявляется как смутное ощущение некоей мировой ^¿лсстности.
В художественном отрахгши мира действуют как бы два тзл-денции, имеющие различное направление: сжать и воплотить в конкретность до проявления индивидуального то общее представление ' о-реальности, которое заложено в подтексте, и, напротив, через частное выразить общее, во всей полноте, в своей экстенсивной . силе.
Художественная картина мира монет включать в себя отдельные элементы тучной капаны мира в виде некоторых представлений,
!
гипотез, установок, описаний. Но намного важнее другая сторона этого взаимодействия, когда искусство способно более глубоко и
I
полно отразить такие стороны действительности, которые не могут бить, по крайней мере, столь жа адекватно отражены логическими средствами. Подлинные представители искусства силой своего мироощущения формируют уникальное видение мара, позволяющее им проникнуть в глубочайшие сушности изображаемых ими объектоз,недоступные на для каких других подходов. Таких объектов мнакесть^ -■ внутренний шр человека, психологические процессы, интуиция,сфера подсознательного и бессознательного как глубочайшие пласты человечэской психики, связь духовного и телесного, социального и природного, человеческого и космического, в общем все то, что наука пока не может измерить количественно. Именно благодаря художественной картине мира мы ■ , можем более полно представить такие понятия, как "культурный фон", "дух эпохи", "духовная атмосфера", "национальная психология", "художественный вкус", "нравственный такт* а множество феноменов языка, культуры, религии, история,"' политики.
Вопрос о художественном освоении мира казахской культурой только начинает разрабатываться. Многие проблемы только отелятся, но, как известно, правильная постановка вопроса равна половине ееорешания. Серьезные заявки или попытки сделаны в иссле-
«
довании экологической культуры казахов. Кочевой образ жизни создал крупные дос.иления в разных сферах и материальной, и духовной культуры.- На Западе их называют антицивилизацией, что, видимо отчасти верно, если под цивилизацией понимать примат техники и естественных наук вне их человеческого измерения. Культура кочевников является оригинальным мировоззренческим, художественным постижением шра. 3 ней до сих пор содержится, по назему мнении, множество сведений, не освоенных современной наукой и
еще неизвестных ей. Поэтому казахская культура никогда ие нуйда;-. лась ни з одолжениях ее признания, ни в замене ее суррогатами более "высокой" культуры, ни в снисходительном поощрении.-Ко. кы-_ не она нуждается в освобождении от длительного запрета, освоении ее современными людьми, которых постигли многие несчастья, в числе которых и маргинальпость, манкуртизм, историческое беспамятство.
До сих пор удивительными кажутся символические объяснения гармонии мира. Многообразные числовые стволы - I, 3, 4, 7, 40, и т.д. - являются специфичными этапами постижения действительности к отражают разные виды т, стороны структуры и гармонии природы и жизни, вид семантического осмысления и отражения соотношения Хаоса а Гармонии. Большое место в казахской культуро занимает символика круга. В западном и русском сознании понятие круга связано часто с ассоциациями неприятия, неблагополучия -"замкнутый круг", ""порочный круг", "заколдованный круг", "круги ада" и т.д. У казахов, как правило, круг имеет противоположное звучанио. Цироко распространенный термин "айналэйын", буквально означающий "готов вращаться", "вращаюсь","кружусь", имеет богатое смысловое содержание и выражает одну из высших степеней дружбы, лкбзм, готовности к самопожертвованию во имя бяизк-го человека.
Основная простракствеянг ч характеристика Вселенной - окружность, основная направленность развития во времена - цикличность - распространяются и на все основные параметры жизни ко- . ' чеэников. Повторяемость трехзначности всего сутдего, поступательная кругообразность движения порождает по аналогии такуи же жизнь, по мнению казахов, наиболее совершенную, менее уязвимую, более плодотворную. Троичность всех окружающих явлений связывается в единую целостность четвертым принципом - жизнью. Три и
четыре как составные часта семи, увеличенные затем до тридцати и сорока, составляют распространенные опорные пункты мировоззрения и жизни казахов и отражают цельность определенных совокупностей в гармоничном строении мира и жизни. Такие знания кругового движения, известные всем народам древности, помогли получить первые представления о юре и законах жизни. Поэтому задолго до того, как Галиллей и наука упорно твердили "а все-таки она вертится", у древних народов и казахов в том числе в мифах и фольклоре имелись эти знания. Задолго до того, как упавшее с ветки яблоко натолкнуло Ньютона на открытие теории гравитация, в древности люди сверяли свой образ жизни с неразделимой целостностью мира.
В-наследии Аль-Фараби, З.Валасагуни, М.Кашгари, Х.А.Ясави, К.Еалаирв целостность вселенной, гармония космоса, земли и жизни само собой разумевшийся, естественный факт, ::з чего вытекает гармоник научного и художественного их познания. Такого же ми-ровоззрон!:;; придерживались длрау и акыны ХУ-2УШ вв. Казтуган, Асан Кайгы, Доспамбет, Шалкииз, Жиенбет, Маргасха, Ахтамбердк,-Татикара, Умбетей, Бухар-хкрау, Кутеш-акын, Шал-акын и многие другие. Огромное духовное наследие ждет своих объективных исследователей, не связанных методологией марксизма, трактуемой по-больлевистки, и введения этого богатства в современный оборот материальной и духовной культуры.
Во второй г л а:- - "Особенности отражения художественным творчеством социокультурной действительности" - анализируется, роль художественного мышления г научном творчестве, специфика отражения конкретных проблем науки в художественном сознание
Всеобщий интерес ныне вызывают тенденции ели: ея современного искусства на ышлеаие уче.тих и обратного влияния идей науки на художественное творчество. В основе зсех видов творчества
лежит один а тот же психологический процесс. Аналитический количественный метод раньше для: науки считался самым приемлямым'. .Теперь признается его недостаточность, ибо многие явления и'Йясте-ш измерить трудно, либо невозможно. Здесь эстетическое воображение, художественное восприятие может восполнить ограничэнность логики, поэтому естественные и технические науки все больше вдохновляются искусством.
Сближение, художественного и научного творчества обусловило формирование гносеологической эстетики, которая эстетические • зечатлания представляет как важные элементы познания. Анализ вопроса о соотношении объективного и субъективного в эстетических суждениях привел к выработке понятия "красоты познания",где источником художественного восприятия служит не субъект и не объект, а познание объекта субъектом.
Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанное™ частей, образующих целое и отражает гармонию окружающего мира. Красота - это не только отражение гармонии мира, но и красота логических построений. Эта красота в науке играет не только эстетическую роль, но а представляет собоч очень важный логический принцип. Современная наука показывает более явно эстетические критерии, которые существовали ^ науко всегда, но прежде не были столь ясны даже самим ученым. Представления о порядке, пропорции, симметрии, гармонии, ритме всегда явно или скрыто входили в содержание эстетических категорий.
Аль-Фараби настаивал на том, что на процесс достижения истины неизбежно влияют чувственные, эмоциональные состояния "разумной души". Он предостерегал, чтобы естественные "любовь и ненависть" на приобрели самодовлеющего значения. Полностью от них ни ученый, ни наука освободиться не могут, да это и не
нужно, ибо это било бы неблагоприятным для самой науки, развитие которой без "разумной души" было бы неэффективным. Аль-Фараби употребляет понятия истина и правда как соотносительные, близкая,' но все же разные.
Б творчестве Достоевского Эйнштейна особо привлекали "жестокие эксперименты" писателя. Он ставил своих, персонажей в невыносимые условия и эти герои на грани безумия, преступления, в почти патологических муках раскрывают сложнейшие проблемы жизни, гсудьби, человеческих отношений, добра, красоты ... Поэтому художественное мышление Достоевского столь близко творчеству естествоиспытателей.
Не является это чем-то новым и для казахской культуры.Главные и неглавные герои всех казахских эпических сказаний ставятся в экстремальные условия, проходят жесточайшие испытания на смелость, мастерство, совесть, добро и красоту и т.д. В многочисленных жизненных испытаниях эпичоских персонажей вырабатываются основополагающие составные элементы народного самосознания, самопознания, самореализации; отнсиеиио к.миру, основанное на понимании сущности этого ияра..
' В многообразном художественном творчестве казахов красота присуща и природе, и человеку. Спор, существующий многие столе-' тия в Европе, о соотнопснии художественного и утилитарного для казахов представляется как бы беспредметным. Эта длительная полемика для казахсксго менталитета равносильна вопросу: "Какая польза от ребенка?" В казахской культура полезное всегда красиво, а прекрасное всегда полезно, в гаком же соотношении находятся истина и красота. Такое гармоническое восприятие шра стало одной из причин успенной ориентации в жизни, элективного взаимодействия с живой и неживой природой. Принципы гармонии, симметрии, ритмической организсганиостг,, целостности, уравновс-
шенности а т.д. душ казахов одинаково существуют и в природе, и. в человеке, в производстве а быту". Сейчес это называется "дизайн".
Поэтому изначально человек учился у природы. Следованя^за ■ сменой времен года, не разрушение природы, а учеба у нее, животные как первые учителя человека - во всех этих отношениях он находил прекрасное в полезном, истинное в прекрасном. Познание для него было эстетическим наслаждением и наоборот, познание и красота для него неотделимы. Ценностный аспект отношения к вселенной не только не искажал представлений человека о мире, но наоборот, будучи в определенной мере утраченным, ныне нуждается в возрождении.
Не случайно пророки человечества, в основном из художников, не переставали утверздать, что мир спасет ^красота. Цивилизация XX века, самонадеянно полагаясь на технический прогресс, счита-. ла этот тезис наивным, и утопическим. Между тем, красота имеет и нравственное значение, красоту мира, природы нельзя губить,это аморально. Вряд ли вселенная полностью свободна от законов морали хотя бы потому, что неотъемлимой частью, хоть и маленькой, этого мира является человечество со своими нравственными норка-ют и жаждой познания и созидания прекрасного.
В творческом процессе нередко встречается парадоксальная ситуация, когда и ученый, к художник могут как бы внезапно устанавливать связь между обыдешсмн явлениями и сущностными процессам мироздания, человеческого бытия и духовными глубинами. Поскольку у того и другого происходит это интуитивно, то механизм 1 "озарения" они сами не могут объяснить полностью. Влияние подсознательных процессов на творческие новообразования проходах сложный и не во всем понятный еде путь.
Творчество художника может выполнить для ученого» роль своеобразного стимулятора. Талантливые художественные произведения
отличаются неоднозначностью ответов на вопроси человеческого бч-тия, отсутствием окончательных ответов и побуждают к бесконечным научным поискам. Искусство выполняет также роль нравственной опоры, этического и эстетического удовлетворения, для учоного. Различные виды искусства, являясь наиболее отвлеченной формой образного мышления, способствуют отвлеченному мышлению в науке.
В истории науки и искусства большое место получил, спор по поводу влияния творчества Достоевского на открытия Эйнштейна.Основное открытие ученого - теория относительности. На нага взгляд, основное влияние писателя на ученого состояло в показе относительности социальных ценностей а норм, в'отсутствии единой икали их измерения, неподвижной точки отсчета.'
Теперь многие обнаруживают, что представления о мире в ку-. льтуре и искусстве каждого народа в качестве своего неотьеют-кого элемента содержат, своеобразные толкования пространственно-временных характеристик как вселенной, так и человеческих отношений.
В казахской культуре по данному вопросу есть свои достижения, особые находки, оригинальные методы толкования. Так, в ней не существует однолинейного, "чистого" времени и пространства вне реальной действительности и процессов развития. Казахский фольклор содержит в себе удивительные представления об измерении времени пространством, И наоборот, пространства - временем, представления о ед: юм пространстве-времени и о единстве материи-двикония-простраясгза-времени. Все это есть ни что иное, как эмоциональное, художественное пстияение как специальной, так и общей теории относительности за много веков я даже тысячей >-тий от открытия нзчала XX века. Это ни з коей мерс не преувеличение, не "идеализация прошлого". Подобные *олкования ми^а сей- . час находят и в западном средневековом искусстве, и в русской
классической литературе, и в живописи импрессионизма, и в современном театре и кино.
■ Развитие мировой и казахской культуры показывает, что-й£-кусство в своем предчувствовании о предугадывании довольно часто может опережать научное прогнозирование и предвидение (легенда о Коркуто, творчество Магжана и предстоящих экологических бедствиях).
Конкретные линии взаимосвязи художественных и научных открытий еще предстоит во многом исследовать. Обивкультурные методы с.ановятся все более приоритетными в познании так же, как^и общечеловеческие - в отношениях лвдей, народов и государств.
В заключении работы кратко излагаются вывода диссертации я намечаются некоторые ориентиры для дальнейшего исследования. '
Содержание диссертации'нашло отражение в публикациях:
1.0нер шрекеа!//"Казахстан эйелдер!".Общественно-политический и лит.худож.жупнал.-1980.М.0.2 п.л.
2.Культура и жизнь /'/"Партийная жизнь Казахстана" ЦК ЮЖ. - Алма-Ата.• 1980.Я1.0,3 п.л.
З.Онеоге куштар жан //"Сахна".Журнал СТДК.Алма—Ата,$1992. Ш." 0,3 п п.
4.Проблема гуманизации в преподавании общественных наук'// Сборни,, статей межрегиональной научно-практической конференции. Алмч-Ата, 1ЭЭЗ. 0,2 п.л.
о.Дуниен! коркевд!к игеру //"Парасат".Общественно-политический,литературно^-художественный журнал «Алматы, 1994,Ш.0,3 п.л.
6.Казак мэдеинет'ндег! дуниен! коркемд'к тургындан кору, бейнелеу ерекшел!ктер!//"Арай-Заря".Курнал Республиканского комитета по делам молодежи,туризма,спорта.Алматы, 1994.№8.0,3 п.л..
?.Ег!з.уйлесим /Уакыт пен кен!ст!кт!н-мэнг!л!к б!рл!г! ка-кында.//"Зерде".Научно-популярный жупнал.Алматы, 1994 .ИО.0,3 п.л. • ,
Р • s * и о
шттровл к.и.
Бух зерттеу жумыеи «нерд!ц ахвумь/тк-иэденж вындидти гнхиимвм «sapa тигиа ваИханиста ягарудаг! б1регей ервкаеЛМн дахахдвуд1 надеа* атвд!.
Оси ре»тв авртгвуя! гыхиим дэу1рхеу ивн хэркеид!« дамудиц • 5-ара баЯхаиис epcisejlireplne; хвгихахид оЙхау яуЯосJ квн тиши» вигарив'шхыд «умиеындарн харкемдИ« дурахдардиц иачизина; анврде надти гыхии, uacejeiäplHhi к в р t н 1 с Tidy скпатииа, еондаЙ-*д издание? пан онврд1ц ne Иде гихимн хацахид.ардиц аядин ахып, каайаспн боха ахатиядигина тодтахади. Чунда сомимен ^атар дорвагап ортокм таинп-биудвП, хвяццышдыц дунхвтаниииныц дахиптасуындаги кеяпвн-дИвр мэденаегимц туп-тпиири зврттахед!. AiTop геи орайда д»йахт> цисахдарга суЯвие отирая, халидтыц кархвыдК таниммиц уадирхигмна, "вцг 1Xtк yarçut пен кви1ет1ктвВ адамзашвн Ölpre хасаеип laxe ха»-давдигина два ?»хди.
Багзидвп жая» аатдан "Зсеиди эхцид1 ^ттдаради" даган дагхда тэрвц sä вхвпнен 9г»1аивд!. Сухулмд пая isrlJHXTii| хаяяеяд1хпр уа1н зухммдщ пен хауиздид дата? журвр заыанд» эр хвз айридяа капгв на бохгьидыгип tlxr» тш «твд!. Ата-вавахаримизднд вявхдеп-ад аздвр! aulp еурган сан raçupxap бови, табагя-таряхя дяин-дьс-тау хазацдврдщ в«р«ядв хадеихыдда ywt* aptun, еухухидде таЗин-гаядигия, оеяяау адИамЩ Ад хвхин - flatiu lutp суру Teelxi дел уддаидигмя надтч хисахдариап дэавхд*Яд1.
SUMMARY MoUobarovar K, I.
The research subject of this dissertation is to show inner evaluation and uniqiffc* Hides of art while reavealing social-cultural reality in tight interaction with science. Due to that the role of art factors in processes of logical thinking and scicntific creativity, peculiarities of interaction between science and art development, peculiarities of various scientific problems reflected in art are being reveald. Also, it is approved how often art can reflect and anticipate scientific recoverings and achievements,
Alongside with this ve investigate roots and pre-conditions of nomadic culture iot the purpose of cognition and exploring real world, formation of people's outlook. Hue to these examples the author takes in consideration the effectivness of art cognition, the unity cf eternal time-space and the development of mankind.
The eternal formula "The beauty will save the world" is being deeply reflected and discussed. The disserUnt proves that this proverb is not an Utopia in the world full of violence and evil. Using various investigations data we show that one of the main factors of survival of nomads through many centuries was their gifts in recogni2ing, creating and using beauty, kindness, harmony and truth.