автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социокультурная детерминация музыкально-эстетических концепций в эпоху русского модерна

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Коханова, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Социокультурная детерминация музыкально-эстетических концепций в эпоху русского модерна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная детерминация музыкально-эстетических концепций в эпоху русского модерна"

КОХАНОВА Ольга Владимировна

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ЭПОХУ РУССКОГО МОДЕРНА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Кемерово 2014

005550666

КОХАНОВА Ольга Владимировна

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ЭПОХУ РУССКОГО МОДЕРНА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Кемерово 2014

Работа выполнена на кафедре философии, права и социально-политических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: Балабанов Павел Иванович, доктор

философских наук, профессор Официальные оппоненты: Волк Павел Леонидович, доктор

культурологии, профессор, заведующий кафедрой музыкального и художественного образования ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» Анохина Надежда Константиновна, доктор культурологии, доцент, и. о. зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Томский государственный

архитектурно-строительный университет»

Защита состоится 06 июня 2014 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.006.01 в ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 221.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» и на сайте http://www.kemguki.ru.

Автореферат разослан «18» апреля 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Т. А. Волкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Культурная жизнь современного общества многолика и разнопланова. Она обусловлена как глобальными, так и региональными, и локальными изменениями в экономике, промышленности, науке, технике, информационных технологиях.

Окончание века предыдущего и наступление века последующего, как правило, связано с коллизиями в экономике, культуре, социальных и культурных отношениях. Наиболее чутко улавливают эти тенденции еще не совершившегося деятели культуры - художники, музыканты, поэты и др.

Важную роль в осознании переломного характера исторического периода конца XIX - начала XX века сыграло искусство, ибо искусство, как форма общественного сознания реализует свою опережающую функцию по отношению к общественному бытию, в том числе такой вид искусства, как музыка. В своих музыкальных произведениях композиторы посредством музыкального творчества в не меньшей степени, чем литература, театр, живопись и др., «заглядывают» в будущее, опережая настоящее.

Музыкально-эстетические концепции, составляющие неотъемлемую часть русского музыкального искусства, в своем идейном содержании выражают характерные черты своей исторической эпохи, которую рассматриваем в следующих хронологических границах: социальная реальность (в нашем случае — модерн — XIX — начала XX века), художественная реальность (в нашем случае — конец XIX — начало XX века -модернизм), музыкальная реальность (в этот же период) и, наконец, музыкально-эстетические концепции конца XIX - начала XX века. Исследуя музыкально-эстетические концепции конца XIX — начала XX века, можно выявить социокультурные особенности, обусловливающие вектор дальнейшего исторического и культурного движения России в качестве тенденции, базирующейся на взаимосвязи концепций социальной, художественной и музыкальной реальности России. В свою очередь, полученные результаты могут служить в качестве конкретного эмпирического материала для осмысления и оценки современной реальности России, а также перспектив ее развития.

Степень разработанности темы. Рассмотрение социокультурной детерминации музыкально-эстетических концепций в эпоху модерна и модернизма конца XIX - начала XX века обусловило обращение к работам Т. Адорно, В. Бычкова, А. Глинчиковой, П. Козловски, В. Красилыцикова, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера, в которых подвергается осмыслению модерн не только как эпоха господствующей интеллектуальной культуры Нового времени, развивающейся в условиях все возрастающей роли науки и техники, но и как феномен культуры и социума в целом.

В процессе изучения материалов, связанных с анализом социокультурного контекста эпохи, был задействован обширный круг научных

работ Н. Бердяева, Вяч. Иванова, Вл. Соловьева и др. по вопросам философии и культуры, в которых анализируются проблемы модернизма и символизма в России.

Для понимания роли детерминизма в методологии исследования мы опирались на труды М. Вебера, А. Максимова, В. Попова, В. Трубицына и др. В раскрытии основных специфических понятий нашего исследования -реальность, социальная реальность, художественная реальность, музыкальная реальность, художественная идея, образ, стиль и др., использовались исследования Я. Аскина, Ю. Борева, В. Бычкова, М. Кагана, М. Кокоревич, Т. Кирик, Н. Маньковской, М. Михайлова, Т. Мороз, Е. Назайкинского,

A. Панарина, Э. Семенюк, В. Щенникова и др.

Необходимо отметить, что значимыми для нашей диссертации оказались материалы по истории художественной кулыуры и искусству в социокультурном ракурсе. К таковым отнесем исследования Ю. Б. Борева,

B. П. Варунца, Т. В. Левой, Д. В. Сарабьянова, Н. Д. Свиридовской, И. А. Скворцовой и др.

Для определения основных концепций в развитии отечественной музыкальной эстетики использовались специальные труды Г. А. Белой, В. В. Бычкова, Т. В. Левой «Скрябин и художественные искания XX века» и др.

При характеристике явлений музыкального искусства определяющее значение для нас имели исследования крупнейших критиков-искусствоведов первой половины XX века Б. В. Асафьева, В. Г. Каратыгина, Л. Л. Сабанеева, И. И. Соллертинского, Б. В. Яворского, а также и работы ученых второй половины XX столетия А. И. Бандуры, В. Ю. Дельсона, И. Л. Ванечкиной, Б. М. Галеева, Т. Н. Левой, И. В. Нестьева, В. В. Рубцовой и др.

Таким образом, возникает проблема специфики и взаимосвязи музыкально-эстетических концепций и музыкальной реальности, их детерминации и самодетерминации в эпоху русского модерна в конце XIX -начале XX века.

Приведенная формулировка проблемы выступает как один из аспектов проблемы социокультурной детерминации ментально-теоретических конструкций, в культуре и искусстве, что предполагает ее включенность в социокультурный контекст, представляющий собой взаимосвязь социальной, художественной и музыкальной реальности.

Объест исследования: социокультурное состояние в эпоху модерна в России в XIX - начале XX века.

Предмет исследования: социокультурная детерминация музыкально-эстетических концепций в России в XIX - начале XX столетия в контексте модерна и модернизма.

Цель исследования: выявить трансформацию и взаимосвязь основных музыкально-эстетических концепций в развитии отечественной культуры с музыкальной реальностью как конкретным видом социальной и художественной реальности в эпоху модерна

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Раскрыть эвристические возможности принципа детерминации

в исследовании социокультурного состояния общества.

2. Эксплицировать условия и факторы генезиса и функционирования модерна и модернизма как специфического социокультурного состояния Западной Европы в XIX - начале XX века, в дальнейшем транслируемое на социокультурное состояние России во второй половине XIX - начале XX века.

3. Выявить сходство и различия социокультурного состояния - модерна, в России и Западной Европе в XIX - начале XX века, их представленность в художественной культуре русского модернизма.

4. Зафиксировать и проанализировать специфический характер музыкально-эстетической концепции, как теоретического конструкта, его взаимосвязь с социальной, художественной и музыкальной реальностью.

5. Определить особенности музыкально-эстетической концепции

A. Н. Скрябина, репрезентирующей модернистскую музыкальную реальность в России в период конца XIX - начала XX века.

6. Раскрыть прогностический потенциал музыкально-эстетической концепции А. Н. Скрябина, реализующийся в современности.

Методология и методы исследования. В исследовании применяется принцип детерминации с присущими ему имманентными характеристиками -системность, открытость, многофакторность, тенденционность, который обусловливает конкретную методологическую установку на выбор метода исследования, в качестве которого избрана интерпретация метода

B. К. Лукашевичем.

В ней основными составляющими являются предметно-концептуальный и операционально-нормативный элементы. В качестве предметно-концептуального элемента используется метод концептуального моделирования, а в качестве операционального-нормативного элемента -элементы системной и структурно-функциональной интерпретации культурных артефактов.

Использование метода концептуального моделирования в применении к социальной, художественной и музыкальной реальности позволяет их обосновать в модели музыкально-эстетической концепции, которая «нагружена» существенными субстанциональными характеристиками музыкальной реальности в процессе ее генезиса.

Элементы системной и структурно-функциональной интерпретации, примененные к музыкально-эстетическим концепциям в качестве операционально-нормативного компонента метода исследования, позволяют выстроить системную модель музыкально-эстетической концепции с ее структурой и функциями, репрезентирующую взаимосвязь социальной, художественной и музыкальной реальности.

Идеи междисциплинарного подхода, примененные к изучению художественной культуры, представленные в работах Ю. Б. Борева, М. С. Кагана, А. И. Кравченко, А. Я. Флиера и др., позволяют эффективно применить методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии.

Также в качестве методологических средств использованы существенные положения работ известных отечественных ученых А. В. Арнольдова, И. А. Герасимовой, В. К. Лукашевича и др.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Раскрыт эвристический потенциал принципа детерминации, выявлены существенные характеристики его содержания - системность, тенденционность, многофакторность, открытость, сопрягаемость с конкретно научными методами.

2. Эксплицирован системный характер музыкально-эстетической концепции, системообразующим признаком которой выступает творческая деятельность человека, позволяющая раскрыть интеллектуальные и нравственные возможности человека. В качестве имманентного элемента музыкальной реальности она обладает такими существенными чертами как: 1) имеет идеальную предметность; 2) обладает способностью не только отражать, но и опережать наличную действительность как иерархизированную совокупность различных видов реальности; 3) имеет ценностный характер;

4) обусловливает музыкальную реальность как вида художественной и социальной реальности, т. е. выступает в качестве средства ее детерминации;

5) представляет собой специфическую форму музыкального знания.

3. Выявлена и проанализирована внутренняя структура музыкально-эстетической концепции в качестве относительно самостоятельного, автономного явления музыкальной реальности, включающая такие элементы как художественная идея, художественный образ, художественный метод, художественный стиль и, наконец, функции музыкально-эстетической концепции, посредством которых она детерминирует музыкальную реальность, а, значит, в соответствующей степени и художественную, и социальную реальность. Внутренним системообразующим фактором выступает художественная (музыкальная) идея, обусловливающая тенденцию в творчестве художника на открытие и создание новых границ музыкальной реальности.

4. Сформирована и применена модель музыкально-эстетической концепции к творчеству А. Н. Скрябина, что позволило зафиксировать и систематизировать особенности его концепции, которые можно определить в три группы: а) внутриконцептуальные - принципы предельного обострения поэтики контраста, компенсации сложного простым, активной оптимистичности, новаторство в ладогармонической области, подчинение идеи моногармонии всей оркестровки произведения и др.; б) внешнеконцептуаль-ные - имманентность личного и вселенского бытия в форме единого и единственного, всеобщность творчества как внутренней характеристики бытия, мистицизм как важнейшая черта мировоззрения и др.; в) прогностические -принцип слухозрительной полифонии, идеи «инструментального театра» и «пространственной музыки», космизация искусства, в том числе музыкального и др.

Особенности музыкально-эстетической концепции А. Н. Скрябина акцентируют ее значимость в социокультурном контексте эпохи русского модернизма.

Положения, выносимые на защиту.

1. Детерминизм в качестве философско-мировоззренческой основы в конкретном научном исследовании приобретает форму гносеологического принципа, который закладывает основы конкретной методологической установки на выбор адекватного метода исследования. В качестве таковой выбрана интерпретация В. К. Лукашевичем научного метода, включающая предметно-концептуальный и операционально-нормативный элементы. Первый ориентируется на объект - музыкальную реальность и музыкально-эстетическую концепцию, второй на генезис и функционирование, структуру и элементы музыкально-эстетической концепции.

2. Возникновение и функционирование модерна как формы социальной рефлексии социокультурного состояния Западной Европы Х1Х-ХХ вв. обусловлено тем новым, что внес модерн в социально-экономическую и духовную сферы общества. В духовной сфере западноевропейского общества XIX - начала XX века сформировались его следующие фундаментальные черты: а) опора на индивидуализм, на поиск глубинных оснований человеческой личности; б) осознание всеобщего нравственного упадка и возникновение исторического пессимизма; в) отрицание конфессиональное™; г) вера в научный прогресс.

Россия естественным образом испытала влияние западноевропейского модерна, но ее собственная история трансформировала его черты, «русифицировала их», сделав акцент в духовной области на следующем: а) онтологизме в социокультурном измерении культуры, основанном на идеях соборности и всеединства; б) самоценности искусства; в) восприятии символизма как основного философско-художественного течения в культуре; г) появлении большого количества художественных объединений - «Мир искусства», «Голубая роза» и др., выражающих основные черты русского модернизма; д) возникновении, как и в западноевропейской культуре идей «конца культуры», «гибели России», которые повлекли за собой отказ от гражданственности и погружение в сферу индивидуальных переживаний.

3. Социокультурное состояние модерна содержит определяющую субординационную связь социальной, художественной и музыкальной реальности. Формирование и функционирование музыкальной реальности несет на себе «отпечатки» реальностей более фундаментального порядка -социальной и художественной. Рефлексия музыкальной реальности, естественно, опирается на их общие закономерности, но, тем не менее, имеет свою собственную структуру, порождающую совокупность музыкально-эстетических концепций, отражающих имманентные черты конкретной музыкальной реальности. Несмотря на различия в структуре музыкально-эстетических концепции этого периода можно выделить их следующие черты: а) наличие в них идеальной предметности; б) обладание способностью не

только отражать, но и опережать наличную действительность как иерархизированную совокупность реальности, фундаментом которой выступает социальная реальность; в) утверждение определенных ценностей; г) обусловливание музыкальной реальностью социальной, т. е. самодетерминация социальной реальности; д) репрезентирование музыкального знания. Указанные характеристики представляют музыкально-эстетическую концепцию с внешней стороны, то есть как предмет. В тоже время широкое распространение идей системного и сопряженного с ним структурно-функционального подходов в культурологии, искусствоведении позволило применить их для анализа внутренней структуры музыкально-эстетической концепции как некоего теоретического концепта и эксплицировать его элементы: а) художественная идея; б) художественный образ; в) художественный метод; г) художественный стиль; д) социальные функции, посредством которых детерминируется музыкальная реальность. Необходимо подчеркнуть, что указанные элементы внутренне взаимосвязаны и составляют структуру концепции. Системообразующим фактором в этом случае выступает художественная (музыкальная) идея.

4. Творчество крупнейших композиторов глубоко уникально и неповторимо. Но, вместе с тем, каждый композитор — это представитель определенного исторического периода и определенного музыкального направления, течения, школы и т. п. Русская музыкальная традиция представляет большую свободу новаторству в музыке. Гениальным новатором в русской музыке конца XIX - начала XX века был А. Н. Скрябин, который фактически сам заложил основы новой музыкальной традиции, которая опередила свое время. Ее содержательные черты - всеобщее творчество, внутренняя связь с космосом, утверждение многомерности человека, его социально-культурного оптимизма как социокультурной и психологической нормы бытия нашли свое специфическое выражение в декларации идей «инструментального театра», «пространственной музыки», слухозрительной полифонии и др. Эти идеи не могли быть воплощены в жизнь в начале XX века. Изобретение «электронной музыки», лазера, голографии, компьютера, архитектурные новации, развитие космических исследований, нейрофизиологии мозга в XX веке в своем синтезе являют технологическую основу для воплощения музыкального творчества А. Н. Скрябина для наших современников.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании модерна и модернизма в России в конце XIX - начале XX века, в контексте социокультурного состояния общества, обусловившего новую художественно-культурную ситуацию - модернизм, в рамках которого сформировались новые музыкальные направления, отрефлексированные в ряде музыкально-эстетических концепций, отражавших существенные черты модерна. Тем самым зафиксирована специфика генезиса музыкально-эстетических концепций и музыкальной реальности в эпоху модерна.

Это дает возможность использовать принцип детерминизма к исследованию музыкальной, художественной и социальной реальности, что обусловливает возникновение его новых форм, в том числе социокультурного детерминизма в исследовании культурных процессов, что в свою очередь расширяет проблемное поле культурологии, выявляет необходимость использования таких понятий, как реальность, социальная реальность, художественная реальность, музыкальная реальность.

В исследовании используется междисциплинарный подход в рефлексии музыкально-эстетической концепции как теоретического конструкта, содержание которого раскрывается категориальным аппаратом культурологии, искусствоведения, социологии и реализуется в предметных связях с другими науками - историей, психологией, прогностикой. Конкретизация социально-философских, культурологических и искусствоведческих категориальных средств - понятий «концепция», «модерн», «модернизм» и др., обогащает сферу культурологических исследований.

Практическая значимость работы в возможности использования разработанных и обоснованных теоретических положений диссертации в системе высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусств при проектировании учебных рабочих планов и методического обеспечения учебного процесса в целом, в том числе по дисциплинам «Культурология», «Теория и история музыкальной культуры», «История искусств», «История России», а также при подготовке специальных курсов по изучению обществ переходного типа, составляющих теоретическую основу познавательного процесса в высших и средних профессиональных учебных учреждениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: I Международная научная конференция аспирантов и студентов «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 23-24 апреля 2009); II Международная научная конференция аспирантов и студентов «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 8 апреля 2010); IV Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Актуальные проблемы современного композиторского творчества» (Красноярск, 11-12 ноября 2008); Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 21 марта 2008); Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 19 марта 2009); Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 15-19 марта 2010); Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 15-18 марта 2011), Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей

и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 11-15 февраля 2013); Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 17-21 февраля 2014).

Степень достоверности результатов исследования определяется использованием общепризнанных философских, культурологических, искусствоведческих идей, норм, методов - идеи детерминации, системности и др., а также опорой на труды ученых, имеющих большое значение для философии, культурологии, искусствоведения, - Н. А. Бердяева, М. Вебера, Вл. С. Соловьева, М. С. Кагана и др. Большое значение для данной работы имеют труды: Б. В. Асафьева, А. И. Бандуры, Ю. Б. Борева, В. Ю. Дельсона, В. Г. Каратыгина, Л. Л. Сабанеева, Б. Л. Яворского и др.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии, права и социально-политических дисциплин Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы из 241 названия. Материал диссертационного исследования изложен на 196 страницах машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется проблематика исследования и степень ее разработанности, основная цель, задачи, элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту; раскрывается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Модерн и модернизм в социокультурном состоянии Западной Европы и России в XIX - начале XX века» параграф 1.1 «Представления о социокультурном детерминизме в научном исследовании» решается первая задача: раскрыть эвристические возможности принципа детерминации в исследовании социокультурного состояния общества.

В рамках параграфа рассматривается, что учение детерминизма является одной из фундаментальных парадигм научного познания. В конкретном научном исследовании детерминизм приобретает форму гносеологического принципа, содержанием которого является коррекция научного поиска, обеспечение установления и подбор фактов, диктуется его цель и ее достижение. Анализ содержания детерминизма и его формы в научном исследовании - гносеологического принципа, позволил выбрать методологическую установку, обусловливающую методологическую «стратегию» научного исследования. В качестве таковой выбрана интерпретация научного метода В. К. Лукашевичем, которая допускает в своей предметно-концептуальной части рассмотреть культуру как единый, целостный

объект, а ее различные грани в качестве предметов конкретных культурологических дисциплин, что обусловливает применение частных культурологических методов и приемов в их изучении, т. е. тактику методологического исследования, его операционально-нормативной части.

Анализ детерминизма в форме гносеологического принципа, позволил выявить его имманентные составляющие - системность, многофакторность, открытость, тенденционность.

В ходе изложения исследованы представления о различных видах детерминизма: - географическом, экономическом, культурном, социокультурном. Представления о культурном детерминизме, его эффективности рассмотрены на примере концепции М. Вебера, результатом применения которого является вывод автора об эндогенности капитализма в рамках социокультурного состояния Западной Европы.

В результате исследования аргументируется вывод, что тесная связь культуры и общества в качестве объективно-субъективных факторов обусловливает становление и развитие индивидуально-личностного субъекта культуры, специфика которой может быть понята в представлении о социокультурном состоянии общества как конкретно-историческом единстве хозяйственной деятельности, социальных структур и институтов, культурных установлений и форм духовности общества и человека. Подчеркивается, что всякий раз введение некоторого представления, концепта или понятия задают другой ракурс видения давно известных предметов и процессов. Тем самым раскрывается содержание представления о социокультурном детерминизме, его эвристические возможности, обоснованность в качестве средства конкретно-научного исследования.

В параграфе 1.2 «Факторы и условия генезиса и функционирования социокультурного состояния Западной Европы XIX - начала XX века» решается вторая задача диссертационного исследования - экспликация условий и факторов генезиса и функционирования модерна и модернизма как специфического социокультурного состояния общества Западной Европы в XIX - начале XX века, в дальнейшем транслируемое на социокультурное состояние России во второй половине XIX - начале XX века.

В процессе анализа понятий модерн и модернизм выяснено, что дискуссии среди исследователей по поводу трактовок этих понятий продолжаются более полувека. В работе обосновывается солидарность с теми исследователями, которые считают началом модерна, его первого периода -вторую половину XVIII - первую половину XIX, второго периода - вторую половину XIX - начало XX века, каждый из которых имеет свои особенности, но при сохранении основного содержания своего социокультурного состояния.

В исследовании проводится мысль, что принцип детерминации предполагает вычленение предмета исследования из многообразия исторических, культурных, социальных и др. явлений. С позиции данного аспекта охарактеризован западноевропейский модерн, где рассмотрено развитие материального производства и, прежде всего, промышленности;

изменение социальных структур и институтов; специфическое функционирование духовного производства и, прежде всего, религии; возникновение новых культурных установлений и, прежде всего, искусства с учетом акцента на музыкальной культуре. Указанные составляющие, их динамика в тоже время выступают причинами изменения социокультурного состояния европейского общества.

Применение принципа детерминации к анализу модерна в Западной Европе позволило зафиксировать его следующие имманентные черты: а) индустриализм; б) западноевропейский рационализм; в) модернистский антропоцентризм; г) квазирелигиозность, т. е. протестантизм как условие динамики модерна; д) верховенство и безотчетность власти человека над природой; е) проектность модерна.

Проведенные исследования демонстрируют, что указанные характеристики модерна являются факторами его эволюции и в то же время выступают как условия, в которых формируется присущая модерну духовная атмосфера общества и культуры — модернизм. В качестве таковых выделены: а) отрицание конфессиональности, отсутствие принадлежности к определенной религии; б) возникновение осознания (понимания) всеобщего нравственного упадка в обществе, исторического пессимизма; в) появление в философии, культуре, искусстве специфической художественной рефлексии; г) образование большого разнообразия художественных течений, стилей, школ; д) ориентация на поиск глубинных оснований человеческой личности, что повлекло за собой развитие таких наук, как психология (работы 3. Фрейда), социология (работы О. Конта и др.), культурология, а, точнее, формирование ее начал (работы И. Гердера, Э. Тейлора, О. Шпенглера и др.).

Отмечено, что в пределах духовной свободы, представленной обществу модерном, бурно развивается художественная культура и искусство, формируется многообразие стилей, школ, направлений - рококо, классицизм, романтизм, реализм, веризм.

Далее раскрывается тезис, что в целом в художественной реальности в период модернизма, в том числе и музыкальной, было доминирование классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, как к норме и идеальному образу; романтизма, который исповедовал чувственность, сентиментализм, иррациональность, идеализацию действительности, мечтательность; реализма, ставящего себе задачей дать полное, правдивое отражение действительности. Романтизм и классицизм были присущи практически всем видам художественной деятельности (видам искусств).

В результате формируется вывод, что социокультурное состояние Западной Европы в XIX - начале XX века обусловило появление нового типа социальной реальности — модерн, в рамках которой сформирован иной тип художественной реальности - модернизм, а в рамках музыкальной реальности -неоклассицизм, неофолклоризм и др.

Учитывая географическую близость Западной Европы и России, тесные экономические связи, культурный обмен и т. п., подчеркивается, что социокультурное состояние Западной Европы, несомненно, оказывает значительное влияние на социокультурное состояние России XIX - начала XX века.

В параграфе 1.3 «Русский модерн и модернизм конца XIX - начала XX века» решается третья задача исследования: выявление сходства и различия в социокультурном состоянии - модерне, России и Западной Европе в XIX - начале XX века, их представленность в художественной культуре русского модернизма.

Нами формулируется, что в силу исторического отставания России от Западной Европы основные черты модерна в России сформировались позже, чем в Европе, т. е. во второй половине XIX века. Этому способствовало быстрое развитие промышленности, сельского хозяйства, финансового капитала, накопление инженерно-технического потенциала и т. д.

В общем плане выделены специфические черты русского модерна как социальной реальности России указанного периода: а) ускоренное развитие промышленного и научно-технического потенциала с середины XIX века, переход к новым формам экономических отношений; б) консервативная роль русского православия; в) переход к материалистическому мировоззрению в среде инженерно-технической интеллигенции, переоценка ценностей с позиции европеизма, преобладание прагматического, реалистического начала в мышлении человека; г) небывалый взлет открытий и изобретений в области науки и техники - Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, И. В. Сеченов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, и др.

В ходе исследования фиксируется, что в русле русского модерна -социальной реальности России второй половины XIX - начала XX века, вызревает и функционирует специфическая художественная культура - русский модернизм, характеризуемый такими чертами, как: а) нетрадиционный подход к культуре, основывавшийся на принципе освобождения от материализма и позитивизма; б) выработка свободы духа, опора на творческое сознание;

в) сближение философии, науки, политики, нравственности с искусством;

г) закладывание основ религиозно-философского ренессанса.

В качестве вывода, указываются черты русского модернизма по сравнению с западноевропейским, которые имеют свою специфику: а) отставание в формировании русского модернизма как духовного феномена отечественной культуры; б) высвечивание значимости в модернизме онтологического, метафизического, символического измерений в культуре; в) формирование и функционирование русского символизма, возникшего в западноевропейской культуре в 60-70-е годы XIX века, как важнейшего философско-художественного течения в культуре; г) постановка задачи возрождения самоценности искусства, освобождение его от социальной, политической и какой-либо другой зависимости; д) влияние западного модернизма на русский в определении его общих черт: предсказания конца

культуры, гибели России; е) распространение в культуре декаденства, отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний; ё) в отличие от западноевропейского индивидуализма в русском модернизме формируются идеи соборности и всеединства; ж) появление большого количества художественных объединений — «Мир искусства», «Голубая роза» и др., течений, направлений.

В заключение параграфа отмечается, что философско-мировоззренческие основы русского модернизма нашли свое выражение не только в литературе, живописи и других видах искусства, но и в ряде музыкально-эстетических концепций, выступавших идеально-теоретическим основанием русской музыкальной реальности в эпоху модернизма.

Во второй главе «Музыкально-эстетические концепции в эпоху русского модернизма» в параграфе 1.1 «Музыкально-эстетическая концепция - форма теоретического освоения музыкальной реальности» решается следующая задача диссертации - зафиксировать и проанализировать специфический характер музыкально-эстетической концепции, ее взаимосвязь с социальной, художественной и музыкальной реальностью.

В данном параграфе сформулировано, что образовавшийся новый тип социальной реальности — модерн, послужил фундаментом для создания новой российской художественной реальности - русского модернизма, в рамках которой возникла новая музыкальная реальность, созданная творчеством выдающихся русских композиторов. Сформировавшаяся музыкальная реальность этого периода в своем зрелом виде позволила выявить ее адекватность русскому модернизму через обнаружение и исследование ее следующих черт: трансцендентность, имманентность эмоционально-рецептивных актов (опыт, переживание, страдание, терпение), имманентность эмоционально-спонтанных актов (влечение, желание, деятельность, действие).

Привлечение принципа детерминации к такому объекту привело к его конкретизации, которая была эксплицирована посредством применения метода концептуального моделирования, что позволило проанализировать многогранность музыкально-эстетических концепций. С помощью методологии концептуального моделирования выявлена: а) сопряженность субъективной человеческой активности и культурно-исторической действительности; б) сопряженность ценностной системы субъекта и ценного содержания моделируемой культурно-исторической действительности, в нашем случае -музыкальной реальности. Выделены черты музыкальной реальности, к которым относятся: 1) идеальная предметность, имеющая системный характер, и структурно-функциональная конфигурация; 2) способность не только отражать, но и опережать наличную действительность; 3) наличие ценностного характера; 4) детерминация музыкальной реальности как вида художественной и социальной реальности, т. е. выступает в качестве средства ее самодетерминации; 5) представление музыкальной реальности как специфической формы музыкального знания.

В результате исследования зафиксировано, что музыкально-эстетическая концепция имеет свою собственную внутреннюю структуру как специфический элемент музыкальной реальности: - художественная идея, нашедшая свое воплощение в художественном образе, который реализуется в творчестве композитора посредством либо уже признанного, либо вновь созданного, либо в комбинации того и другого художественных методов, художественный стиль произведения, функции, посредством которых она представляется публике, критикам и др.

Установлено, что указанные элементы в структуре музыкально-эстетической концепции внутренне взаимосвязаны. В свою очередь, структура музыкально-эстетической концепции и музыкальная реальность взаимообусловливают друг друга, то есть осуществляется процесс самодетерминации музыкальной реальности через ряд реализуемых ею функций идеальной детерминации: проектной (Я. Ф. Аскин, М. С. Каган, А. С. Панарин), стабилизирующей, генерирующей, непосредственной (В. П. Щенников), которые презентуют структурно-функциональный характер концепции.

Экспликация содержания конкретной музыкально-эстетической концепции, ее духовно-эстетического начала в определенных социокультурных условиях была реализована через ряд шагов: а) выявление специфики и черт собственно социокультурного основания; б) выявление специфики художественной реальности как части, составляющей социокультурного состояния и аналогично музыкальной реальности как части, составляющей художественную реальность; в) выявление идеи - образа музыкально-эстетической концепции; г) выявление метода музыкального творчества; д) выявление особенностей художественного стиля музыкального произведения как социально-практической формы его художественного образа; е) выявление функций музыкально-эстетической концепции в музыкальной, художественной, социальной реальностях.

В итоге аргументируется вывод, что последовательная совокупность указанных шагов представляет механизм детерминации музыкальной реальности как репрезентанта художественной и социальной реальности музыкально-эстетической концепцией. В свою очередь, музыкально-эстетическая концепция посредством ряда реализуемых ею функций в своем конкретно-историческом бытии в качестве идеального объекта влияет на музыкальную реальность, и в том числе на художественную и на социальную реальность. Иными словами, осуществляется процесс самодетерминации музыкальной реальности, в том числе художественной и социальной реальности.

Отмечается, что указанная последовательность шагов в раскрытии взаимосвязи и взаимодействии музыкальной реальности и музыкально-эстетической концепции представлена в общем плане. Ее конкретизацию в содержательном плане естественно проследить на реальном конкретном материале. Этому посвящаются последующие параграфы.

В параграфе 2.2 «Традиции и новаторство творчества А. Н. Скрябина в контексте музыкальной реальности конца XIX — начала XX века» решается задача: определить особенности музыкально-эстетической концепции А. Н. Скрябина, репрезентирующие модернистскую музыкальную реальность в России конца XIX - начала XX века.

В ходе изложения отмечено, что в первой половине XIX века М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский заложили основы русской музыкальной традиции, яркими представителями которой были М. А. Балакирев,

A. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др. Лепту в развитие этой традиции внесли Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко,

B. И. Ребиков, Н. Н. Черепнин и др. В общем плане музыкальная реальность в России в XIX - начале XX века охарактеризована: а) поликонцептуальностью (классицизм, реализм, романтизм, неоклассицизм, неофолклоризм, неоромантизм и др.); б) открытостью западноевропейской музыкальной культуре; в) взаимодействием элитарного и народного; г) стратификационностью (иерархизм композиторов на первый и второй планы); д) взаимоотношением традиции и новаторства; е) детерминированностью социокультурной реальностью.

Сформировавшаяся музыкальная реальность в конце XIX - начале XX века выдвинула на первый план творчество А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского. Обоснованно, что наиболее яркой фигурой этого периода стал А. Н. Скрябин, который представлял собой не только музыканта, но и проявил себя как мыслитель широкого масштаба. Его творчество было «знаковым» в переходном периоде конца XIX - начала XX века в русской музыкальной культуре. Масштабность творчества А. Н. Скрябина позволила более четко определиться в понимании представлений о таком теоретическом конструкте мышления композитора как музыкально-эстетическая концепция, ее обусловленности социокультурным контекстом, выявить адекватно внешнюю и внутреннюю структуры концепции, ее элементы и функции, что было сложно сделать, анализируя творчество русских композиторов XIX века в рамках отечественной музыкальной традиции и использованием предложенной ранее модели музыкально-эстетической концепции.

Проводится мысль, что в нашей работе, а также в работах ряда других авторов многое было сделано для выявления особенностей музыкального творчества А. Н. Скрябина. В параграфе они рассмотрены от общего к частному: а) мистицизм и космизм в концепции А. Н. Скрябина в качестве основ его индивидуально-личностного мировоззрения; новаторство в русле русской музыкальной традиции; б) имманентность личного и вселенского бытия в форме единого и единственного в качестве культурно-онтологической черты его творчества; в) всеобщность творчества как внутренней характеристики бытия; г) экстатичность (экстазированность) как гедонистической черты его творчества; д) синкретизм науки, поэзии,

живописи, музыки в качестве культурно-интеллектуального универсализма переходной эпохи конца XIX - начала XX века; е) русская ментальность, выражавшая его патриотизм и культурный диалогизм (коммуникативность), несмотря на то, что многие музыковеды считают его фигурой «одиночества»; ё) симпатии к русским революционным настроениям начала XX века; ж) прогрессистское восприятие войн, социально-политических коллизий в качестве неизбежных препятствий и трудностей к жизни и счастью людей, что часто было объектом критики со стороны коллег.

В выводах констатируется, что музыкальная реальность конца XIX -начала XX века детерминирует музыкально-эстетическую концепцию А. Н. Скрябина, через творческую индивидуальность композитора, его особенное восприятие мира. Концептуальное моделирование творчества композитора эксплицирует посредством предметно-концептуальной составляющей научного метода собственно музыкально-эстетическую концепцию, ее структуру, элементы и функции. В свою очередь, использование операционально-нормативной составляющей научного метода позволяет проанализировать функции концепции, благодаря которым осуществляется самодетерминация музыкальной реальности, а также осуществляется ее развитие в широких рамках отечественной музыкальной традиции, движителем которой, прогрессивной частью которой выступает творчество А. Н. Скрябина в переходный период в искусстве модернизма конца XIX - начала XX века.

Резюмируется, что особенность процесса детерминации и самодетерминации социальной, художественной и музыкальной реальности осуществляется через специфическое содержание составляющих музыкально-эстетическую концепцию А. Н. Скрябина, которая порождена и реализована его личностью. Тем самым решается поставленная в данном параграфе исследовательская задача.

В параграфе 2.3 «Творчество А. Н. Скрябина и социальная реальность XX - начала XXI века» решается следующая исследовательская задача: раскрыть прогностический потенциал музыкально-эстетической концепции А. Н. Скрябина, реализующийся в современности.

В рамках параграфа, отмечается, что А. Н. Скрябин в своем творчестве «как бы заглядывает в будущее» - будущие войны, революции и другие социальные коллизии. Особенно предчувствием будущего обладают произведения позднего периода творчества А. Н. Скрябина и его неосуществленный замысел «Мистерии». Попытки Скрябина соединить звук, цвет, свет, голос, танец в единое действие в «Мистерии» не были реализованы. Этому препятствовали социальные причины - критика современников, размолвка с организатором «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилевым и др., а также технические возможности начала XX века. В связи с этими обстоятельствами музыкальный мир вместо «Мистерии» получил лишь его набросок - «Предварительное действие». Лишь в 50-70 годы XX столетия, когда технологии становятся более совершенными в Москве, Казани

в специальных опытно-конструкторских бюро создаются установки синтезирующие свет, цвет, звук, где происходит реализация идей А. Н. Скрябина, его музыкального творчества.

В выводах резюмируются изложенные тезисы, и фиксируется следующее. Творчество А. Н. Скрябина было не только воспринято и оценено современниками, но и оказало влияние на все последующее XX столетие отечественного музыкального искусства. Его идеи, опередившие время, предвосхитили и начали воплощаться с особенной силой во второй половине XX века, к ним относятся: а) предвосхищение многих открытий авангардной музыки в Европе; б) утверждение единства музыкальной пластики света и жеста; в) развертывание содержания слухозрительной полифонии; г) идея создания «инструментального театра»; д) идея реализации «пространственной музыки» е) использование голографии; ё) идея постановки спектаклей «Звук и Свет»; ж) реализация идеи «лабиринта» и др. Влияние А. Н. Скрябина на русскую музыкальную культуру и в целом на мировую, в конечном счете, определяется не только собственно его творчеством, но и тем как оно воспринимается обществом в настоящем и будущем. Несмотря на гениальность А. Н. Скрябина, на кажущееся его одиночество, тем не менее, творчество А. Н. Скрябина все же принадлежит русской, советской, российской музыкальной традиции.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, определяются выводы, которые способствуют теоретическому и практическому переосмыслению проблемы культурной детерминации общества, музыкальной реальности и музыкально-эстетических концепций.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

- в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК РФ:

1. Коханова О. В. К вопросу о формировании культурных и художественных особенностей стиля модерн в отечественной инструментальной музыке // Вестник Томского государственного университета. -2010.-№341.-С. 79-82.

2. Коханова О. В. Некоторые аспекты формирования культурных и художественных особенностей стиля модерн в отечественной театральной музыке // Омский научный вестник. - 2010. - № 6 (92). - С. 232-234.

3. Коханова О. В. Особенности взаимосвязи музыкальной реальности и музыкально-эстетических концепций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: http://www.sceince-education.ni/l 13-11510. - Загл. с экрана.

- в других изданиях:

4. Коханова О. В. Основные направления развития отечественной музыкальной эстетики XX века // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегиональный сборник научных статей / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ 2008. - Вып. 4. - С. 144-151.

5. Коханова О. В. Музыкальная эстетика в культуре России XX века // Композитор в современном мире: материалы Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы современного композиторского творчества», 11-12 ноября 2008 г. / ред.: Н. А. Еловская, М. В. Холодова. -Красноярск, 2008. - С. 35-41.

6. Коханова О. В. Отечественная музыкальная эстетика начала XX века в культурно-историческом контексте эпохи модерна // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегиональный сборник научных статей / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово-КемГУКИ, 2009. - Вып. 5. - С. 163-170.

7. Коханова О. В. Отечественная музыкальная эстетика начала XX века в контексте стиля модерн // Искусство глазами молодых: материалы первой Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 23-24 апреля 2009 г. / Красноярская государственная академия музыки и театра; ред.: Н. В. Винокурова, М. М. Гохфельд, И. В. Ефимова, М. В. Холодова; ФГОУ ВПО КГАМиТ. - Красноярск, 2009. - С. 308-311.

8. Коханова О. В. К проблеме изучения эстетики модерна в отечественной музыке XX века // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегиональный сборник научных статей / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - Вып. 6 -С. 72-78.

9. Коханова О. В. Историографический аспект изучения эстетики модерна в отечественной музыке XX века // Искусство глазами молодых: материалы II Международной (IV Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 8 апреля 2010 г. / Красноярская государственная академия музыки и театра. - Красноярск, 2010. - С. 77-81.

Подписано в печать 02.04.2014. Формат б0х84'Лб. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Уч.-изд. л. 1,2. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ № 1057

Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. E-mail: izdat@kemguki.ru

 

Текст диссертации на тему "Социокультурная детерминация музыкально-эстетических концепций в эпоху русского модерна"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

04201456aз,7,

На правах рукописи Коханова Ольга Владимировна V

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО -ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ЭПОХУ РУССКОГО МОДЕРНА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор П. И. Балабанов

Кемерово 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................3

Глава первая: Модерн и модернизм в социокультурном состоянии Западной Европы и России в XIX - начале XX века............................................................................................15

1.1 .Представления о социокультурном детерминизме в научном исследовании................................................................................15

1.2.Факторы и условия генезиса и функционирования социокультурного состояния Западной Европы XIX - начала XX века............................................................................................33

1.3.Русский модерн и модернизм XIX - начала XX века............................................................................................49

Глава вторая: Музыкально-эстетические концепции в эпоху русского модернизма..................................................................................78

2.1.Музыкально-эстетическая концепция - форма теоретического освоения музыкальной реальности.....................................................78

2.2.Традиции и новаторство в творчестве А. Н. Скрябина в контексте музыкальной реальности XIX - начале XX века...................................105

2.3.Творчество А. Н. Скрябина и социальная реальность XX - начала XXI века.................................................................................................143

Заключение........................................................................165

Список литературы.............................................................174

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Культурная жизнь современного общества многолика и разнопланова. Она обусловлена как глобальными, так и региональными, и локальными изменениями в экономике, промышленности, науке, технике, информационных технологиях.

Окончание века предыдущего и наступление века последующего, как правило, связано с коллизиями в экономике, культуре, социальных и культурных отношениях. Наиболее чутко улавливают эти тенденции еще не совершившегося деятели культуры - художники, музыканты, поэты и др.

Важную роль в осознании переломного характера исторического периода конца XIX - начала XX века сыграло искусство, ибо искусство, как форма общественного сознания реализует свою опережающую функцию по отношению к общественному бытию, в том числе такой вид искусства, как музыка. В своих музыкальных произведениях композиторы посредством музыкального творчества в не меньшей степени, чем литература, театр, живопись и др., «заглядывают» в будущее, опережая настоящее.

Музыкально-эстетические концепции, составляющие неотъемлемую часть русского музыкального искусства, в своем идейном содержании выражают характерные черты своей исторической эпохи, которую рассматриваем в следующих хронологических границах: социальная реальность (в нашем случае - модерн - XIX - начала XX века), художественная реальность (в нашем случае - конец XIX - начало XX века -модернизм), музыкальная реальность (в этот же период) и, наконец, музыкально-эстетические концепции конца XIX - начала XX века. Исследуя музыкально-эстетические концепции конца XIX - начала XX века, можно выявить социокультурные особенности, обусловливающие вектор дальнейшего исторического и культурного движения России в качестве

тенденции, базирующейся на взаимосвязи концепций социальной, художественной и музыкальной реальности России. В свою очередь, полученные результаты могут служить в качестве конкретного эмпирического материала для осмысления и оценки современной реальности России, а также перспектив ее развития.

Степень разработанности темы. Рассмотрение социокультурной детерминации музыкально-эстетических концепций в эпоху модерна и модернизма конца XIX - начала XX века обусловило обращение к работам Т. Адорно, В. Бычкова, А. Глинчиковой, П. Козловски, В. Красилыцикова, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера, в которых подвергается осмыслению модерн не только как эпоха господствующей интеллектуальной культуры Нового времени, развивающейся в условиях все возрастающей роли науки и техники, но и как феномен культуры и социума в целом.

В процессе изучения материалов, связанных с анализом социокультурного контекста эпохи, был задействован обширный круг научных работ Н. Бердяева, Вяч. Иванова, Вл. Соловьева и др. по вопросам философии и культуры, в которых анализируются проблемы модернизма и символизма в России.

Для понимания роли детерминизма в методологии исследования мы опирались на труды М. Вебера, А. Максимова, В. Попова, В. Трубицына и др. В раскрытии основных специфических понятий нашего исследования -реальность, социальная реальность, художественная реальность, музыкальная реальность, художественная идея, образ, стиль и др., использовались исследования Я. Аскина, Ю. Борева, В. Бычкова, М. Кагана, М. Кокоревич, Т. Кирик, Н. Маньковской, М. Михайлова, Т. Мороз, Е. Назайкинского, А. Панарина, Э. Семенюк, В. Щенникова и др.

Необходимо отметить, что значимыми для нашей диссертации оказались материалы по истории художественной культуры и искусству в социокультурном ракурсе. К таковым отнесем исследования Ю. Б. Борева, В.

П. Варунца, Т. В. Левой, Д. В. Сарабьянова, Н. Д. Свиридовской, И. А. Скворцовой и др.

Для определения основных концепций в развитии отечественной музыкальной эстетики использовались специальные труды Г. А. Белой, В. В. Бычкова, Т. В. Левой «Скрябин и художественные искания XX века» и др.

При характеристике явлений музыкального искусства определяющее значение для нас имели исследования крупнейших критиков-искусствоведов первой половины XX века Б. В. Асафьева, В. Г. Каратыгина, Л. Л. Сабанеева, И. И. Соллертинского, Б. В. Яворского, а также и работы ученых второй половины XX столетия А. И. Бандуры, В. Ю. Дельсона, И. Л. Ванечкиной, Б. М. Галеева, Т. Н. Левой, И. В. Нестьева, В. В. Рубцовой и др.

Таким образом, возникает проблема специфики и взаимосвязи музыкально-эстетических концепций и музыкальной реальности, их детерминации и самодетерминации в эпоху русского модерна в конце XIX -начале XX века.

Приведенная формулировка проблемы выступает как один из аспектов проблемы социокультурной детерминации ментально-теоретических конструкций, в культуре и искусстве, что предполагает ее включенность в социокультурный контекст, представляющий собой взаимосвязь социальной, художественной и музыкальной реальности.

Объект исследования: социокультурное состояние в эпоху модерна в России в XIX - начале XX века.

Предмет исследования: социокультурная детерминация музыкально-эстетических концепций в России в XIX - начале XX столетия в контексте модерна и модернизма.

Цель исследования: выявить трансформацию и взаимосвязь основных музыкально-эстетических концепций в развитии отечественной культуры с музыкальной реальностью как конкретным видом социальной и художественной реальности в эпоху модерна.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Раскрыть эвристические возможности принципа детерминации в исследовании социокультурного состояния общества.

2. Эксплицировать условия и факторы генезиса и функционирования модерна и модернизма как специфического социокультурного состояния Западной Европы в XIX - начале XX века, в дальнейшем транслируемое на социокультурное состояние России во второй половине XIX - начале XX века.

3. Выявить сходство и различия социокультурного состояния -модерна, в России и Западной Европе в XIX - начале XX века, их представленность в художественной культуре русского модернизма.

4. Зафиксировать и проанализировать специфический характер музыкально-эстетической концепции, как теоретического конструкта, его взаимосвязь с социальной, художественной и музыкальной реальностью.

5. Определить особенности музыкально-эстетической концепции А. Н. Скрябина, репрезентирующей модернистскую музыкальную реальность в России в период конца XIX - начала XX века.

6. Раскрыть прогностический потенциал музыкально-эстетической концепции А. Н. Скрябина, реализующийся в современности.

Методология и методы исследования. В исследовании применяется принцип детерминации с присущими ему имманентными характеристиками - системность, открытость, многофакторность, тенденционность, который обусловливает конкретную методологическую установку на выбор метода исследования, в качестве которого избрана интерпретация метода В. К. Лукашевичем.

В ней основными составляющими являются предметно-концептуальный и операционально-нормативный элементы. В качестве предметно-концептуального элемента используется метод концептуального моделирования, а в качестве операционально-нормативного элемента -элементы системной и структурно-функциональной интерпретации культурных артефактов.

Использование метода концептуального моделирования в применении к социальной, художественной и музыкальной реальности позволяет их обосновать в модели музыкально-эстетической концепции, которая «нагружена» существенными субстанциональными характеристиками музыкальной реальности в процессе ее генезиса.

Элементы системной и структурно-функциональной интерпретации, примененные к музыкально-эстетическим концепциям в качестве операционально-нормативного компонента метода исследования, позволяют выстроить системную модель музыкально-эстетической концепции с ее структурой и функциями, репрезентирующую взаимосвязь социальной, художественной и музыкальной реальности.

Идеи междисциплинарного подхода, примененные к изучению художественной культуры, представленные в работах Ю. Б. Борева, М. С. Кагана, А. И. Кравченко, А. Я. Флиера и др., позволяют эффективно применить методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии.

Также в качестве методологических средств использованы существенные положения работ известных отечественных ученых А. В. Арнольдова, И. А. Герасимовой, В. К. Лукашевича и др.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Раскрыт эвристический потенциал принципа детерминации, выявлены существенные характеристики его содержания - системность, тенденционность, многофакторность, открытость, сопрягаемость с конкретно научными методами.

2. Эксплицирован системный характер музыкально-эстетической концепции, системообразующим признаком которой выступает творческая деятельность человека, позволяющая раскрыть интеллектуальные и нравственные возможности человека. В качестве имманентного элемента музыкальной реальности она обладает такими существенными чертами как: 1) имеет идеальную предметность; 2) обладает способностью не только отражать, но и опережать наличную действительность как иерархированную

совокупность различных видов реальности; 3) имеет ценностный характер; 4) обусловливает музыкальную реальность как вида художественной и социальной реальности, т. е. выступает в качестве средства ее детерминации; 5) представляет собой специфическую форму музыкального знания.

3. Выявлена и проанализирована внутренняя структура музыкально-эстетической концепции в качестве относительно самостоятельного, автономного явления музыкальной реальности, включающая такие элементы как художественная идея, художественный образ, художественный метод, художественный стиль и, наконец, функции музыкально-эстетической, концепции, посредством которых она детерминирует музыкальную реальность, а, значит, в соответствующей степени и художественную, и социальную реальность. Внутренним системообразующим фактором выступает художественная (музыкальная) идея, обусловливающая тенденцию в творчестве художника на открытие и создание новых границ музыкальной реальности.

4. Сформирована и применена модель музыкально-эстетической концепции к творчеству А. Н. Скрябина, что позволило зафиксировать и систематизировать особенности его концепции, которые можно определить в три группы: а) внутриконцептуальные - принципы предельного обострения поэтики контраста, компенсации сложного простым, активной оптимистичности, новаторство в ладогармонической области, подчинение идеи моногармонии всей оркестровки произведения и др.; б) внешнеконцептуальные - имманентность личного и вселенского бытия в форме единого и единственного, всеобщность творчества как внутренней характеристики бытия, мистицизм как важнейшая черта мировоззрения и др.; в) прогностические - принцип слухозрительной полифонии, идеи «инструментального театра» и «пространственной музыки», космизация искусства, в том числе музыкального и др.

Особенности музыкально-эстетической концепции А. Н. Скрябина акцентируют ее значимость в социокультурном контексте эпохи русского модернизма.

Положения, выносимые на защиту.

1. Детерминизм в качестве философско-мировоззренческой основы в конкретном научном исследовании приобретает форму гносеологического принципа, который закладывает основы конкретной методологической установки на выбор адекватного метода исследования. В качестве таковой выбрана интерпретация В. К. Лукашевичем научного метода, включающая предметно-концептуальный и опрерационально-нормативный элементы. Первый ориентируется на объект - музыкальную реальность и музыкально-эстетическую концепцию, второй на генезис и функционирование, структуру и элементы музыкально-эстетической концепции.

2. Возникновение и функционирование модерна как формы социальной рефлексии социокультурного состояния Западной Европы XIX-XX вв. обусловлено тем новым, что внес модерн в социально-экономическую и духовную сферы общества. В духовной сфере западноевропейского общества XIX - начала XX века сформировались его следующие фундаментальные черты: а) опора на индивидуализм, на поиск глубинных оснований человеческой личности; б) осознание всеобщего нравственного упадка и возникновение исторического пессимизма; в) отрицание конфессионалыюсти; г) вера в научный прогресс.

Россия естественным образом испытала влияние западноевропейского модерна, но ее собственная история трансформировала его черты, «русифицировала их», сделав акцент в духовной области на следующем: а) онтологизме в социокультурном измерении культуры, основанном на идеях соборности и всеединства; б) самоценности искусства; в) восприятии символизма как основного философско-художественного течения в культуре; г) появлении большого количества художественных объединений - «Мир искусства», «Голубая роза» и др., выражающих основные черты русского

модернизма; д) возникновении, как и в западноевропейской культуре идей «конца культуры», «гибели России», которые повлекли за собой отказ от гражданственности и погружение в сферу индивидуальных переживаний.

3. Социокультурное состояние модерна содержит определяющую субординационную связь социальной, художественной и музыкальной реальности. Формирование и функционирование музыкальной реальности несет на себе «отпечатки» реальностей более фундаментального порядка -социальной и художественной. Рефлексия музыкальной реальности, естественно, опирается на их общие закономерности, но, тем не менее, имеет свою собственную структуру, порождающую совокупность музыкально-эстетических концепций, отражающих имманентные черты конкретной музыкальной реальности. Несмотря на различия в структуре музыкально-эстетических концепции этого периода можно выделить их следующие черты: а) наличие в них идеальной предметности; б) обладание способностью не только отражать, но и опережать наличную действительность как иерархизированную совокупность реальности, фундаментом которой выступает социальная реальность; в) утверждение определенных ценностей; г) обусловливание музыкальной реальностью социальной, т. е. самодетерминация социальной реальности; д) репрезентирование музыкального знания. Указанные характеристики представляют музыкально-эстетическую концепцию с внешней стороны, то есть как предмет. В тоже время широкое распространение идей системного и сопряженного с ним структурно-функционального подходов в культурологии, искусствоведении позволило применить их для анализа внутренней структуры музыкально-эстетической концепции как некоего теоретического концепта и эксплицировать его элементы: а) художественная идея; б) художественный образ; в) художественный метод; г) художественный стиль; д) социальные функции, посредством которых детерминируется музыкальная реальность. Необходимо подчеркнуть, что указанные элементы внутренне взаимосвязаны

и составляют структуру концепции. Системообразующим фактором в этом слу