автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Роль Половецко-Кипчакского компонента в формировании ногайского этноса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль Половецко-Кипчакского компонента в формировании ногайского этноса"
российская академия наук
с~ дагестанский научный центр институт истории, археологии и этнографии
Диссертационный совет Д.200.28.01 На правах рукописи
ГИМБАТОВА Мадина Багавутдиновна
РОЛЬ ПОЛОВЕЦКО-КИПЧАКСКОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ НОГАЙСКОГО ЭТНОСА
Специальность 07.00.02 - Отечественная история.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Махачкала - 1998
Работа выполнена на кафедре Истории Дагестана Дагестанского государственного университета.
Научный руководитель доктор исторических наук, профессор М.Г.Магомедов
Официальные оппоненты
Шихсаидов А.Р. - доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РД и РФ. Криштопа А.Е. - кандидат исторических наук, доцент.
Ведущее учреждение Дагестанский государственный педагогический университет
Защита состоится « » 4A.Lt/ti' 1998 г. в « часо!
на заседании диссертационного совета Д. 200.28.01 по защите диссертацш на соискание учёной степени кандидата исторических наук в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российско! академии наук.
Адрес: 367030, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Инстп тута истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центр; Российской академии наук.
Автореферат разослан »_
1998 г.
Учёный секретарь -
диссертационного совета, - . ^
кандидат исторических наук^г, Е.И.Иноземцева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблемы изучения этногенеза, тнической истории и этнического состава населения в прошлом имеет не олько теоретическое, но и практическое значение. Они связаны с другими ажными проблемами этнологии: современной жизнью этносов и возмож-[ыми путями их развития (проблемами этнического прогнозирования), ус-[ешная разработка которых требует глубокого исследования исторического [рошлого народов.
Проблема формирования и становления ногайского этноса всегда при-лекала не только историков, но и общественность своей чрезвычайной ложностью, важностью и многогранностью. Из года в год происходит обо-ащение исторической науки новыми источниками как письменного, так и рхеологического характера, которые позволяют уточнить, дополняют во-грос происхождения ногайского народа.
Наиболее остро стоит этот вопрос в наше время, в связи с реалиями егодняшнего дня, когда распад Советского Союза вызвал волну националь-1ых движений, интерес к истокам становления народности. Возросло чувст-ю национальной гордости и самосознания, в особенности малочисленных иродов. В связи с возрастающими потребностями у людей знать историю воего народа в историографии появляются небольшие статьи, отдельные юнографии и коллективные труды, в которых косвенно затрагивается и ¡роблема этногенеза ногайского народа. В создавшихся условиях весьма исгуальной представляется дальнейшая разработка аспектов формирования тногенеза ногайцев и участия половцев-кипчаков (на Востоке половцев на-ывали кипчаками) в его становлении как отдельного этноса.
Выбор темы диссертации объясняется ешё и тем, что в исследуемый ими период происходит формирование не только ногайского этноса, но и :тановление башкир, татар, узбеков, казахов, и других современных тюрк-:ких народов. Этот факт объясняется тем, что предки ногайцев и перечис-генных народов некогда входили в состав Золотой Орды, и этноплеменные сомпоненты, участвовавшие в формировании ногайского этноса, присутст-ювали и у упомянутых тюркоязычных народов.
Объект и хронологические рамки исследования. В диссерта-1ии исследуется история половцев-кипчаков с середины XI в. (с момента их ¡аселення южнорусских степей), предваряющая изучение роли половцев-сипчаков в становлении ногайского этноса. Хронологические рамки нашей
работы: от выделения из Золотой Орды Мангытского юрта (1391 г.) до пер вых упоминаний о ногайцах в русских летописях (конец XV в.) и западны> источниках (нач. XVI в.). Именно в этот период происходило формирование современных тюркских народов, в том числе и ногайцев.
Степень разработанности темы. В отечественной историческое науке различным проблемам истории становления Ногайской Орды и фор мированию ногайцев посвящено немало этнографических исследований i специальной литературы. Преемственно связанные по объекту исследования они образуют целостное явление, имеющее свою историю, этапы, эволюцию смену оценок и восприятий. Но несмотря на общность письменных источни ков, этнографического материала и специальной литературы, тема до сих noj не стала предметом специального научного исследования. По ней не тольк< не защищено ни одной диссертации, но и не опубликовано ни одной моно графии, в которой с последовательно научных позиций раскрывался бы во прос о роли половцев-кипчаков в формировании ногайского этноса. Всё эт< и определило выбор нашего исследования, которое является первым обоб щающим трудом, посвященным проблеме роли половцев-кипчаков в форми ровании ногайского этноса.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы яв ляется проследить процесс зарождения в недрах Золотой Орды и формиро вания этногенеза ногайцев на основе анализа всех имеющихся источников публикаций, трудов отечественных и зарубежных авторов, где в той ши иной мере затронуты вопросы изучаемой проблемы.
Цель работы реализуется путём решения ряда взаимосвязанных задач Главными из них являются:
- проследить становление ногайского государства и скрытые процеса формирования этноса;
- провести анализ сравнительной роли этноплеменных компонентов i становлении ногайского этноса и вычленить племена, сыгравшие решающун роль в этногенезе ногайцев;
- сравнить материальную культуру половцев-кипчаков и ногайцев, вы явить общность культур;
- раскрыть историческое место языковой преемственности половцев кипчаков и ногайцев.
К числу целей данной работы не относится полное и окончательно! решение вопроса о генезисе ногайского народа, наша задача выяснить рол; половецко-кипчакского компонента в становлении ногайцев и соотнести ег< со вкладом других этнических компонентов.
Методологической и теоретической основой диссертации служил принцип историзма, предполагающий изучение любого явления в конкретных исторических условиях и связях, выявление его исторической перспективы, рассмотрение его в единстве настоящего, прошлого и будущего, утвердившееся в отечественной историографии учение о преемственности и взаимопроникновении культур разных народов в рамках всеобщей истории. И поэтому автор отдаёт предпочтение системно-структурному, комплексному и проблемному типу исследования. Источники изучаются и исследуются целостно и в логической полноте. Для полного раскрытия темы использовались историко-сравнительный и историко-типологический методы.
Научная новизна диссертации. Она состоит как в выборе актуализировавшейся темы, так и в полученных выводах и положениях. Впервые в исторической науке проблема этногенеза ногайцев и роль половцев-кипчаков в его становлении рассматривается на основе комплексного изучения и использования всей совокупности имеющихся источников и литературы. Автор проводит анализ сравнительной роли племенных компонентов в становлении ногайского этноса. В диссертации впервые на конкретных археологических данных и большом этнографическом материале сравнивается материальная культура половцев-кипчаков и ногайцев и выявляется общность этих культур. Новизна работы и в том, что в ней вводятся историко-фольклорные источники, отражающие общественный строй ногайцев, что помогает воссоздать материальную культуру ногайского народа и его привязанности. В диссертации также использованы «Codex Cumanicus» (Половецкий словарь) и «Документы на половецком языке XVI века», позволяющие судить о кипчакском языке и утверждать о языковой преемственности половцев-кипчаков и ногайцев.
Практическая значимость работы. Решение указанных вопросов и проблем в целом имеет практическое и научно-познавательное значение.' Результаты, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при составлении обобщающих работ как по истории России, так и по истории Дагестана, а также при подготовке спецкурсов по этнографии народов России, Дагестана и СНГ для исторических факультетов университетов Дагестана, при написании курсовых и дипломных работ по истории России и Дагестана. В связи с возросшим интересом народа к своей древней истории и истокам материалы диссертации могут быть использованы работниками образования и культуры в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. В условиях нарастания национального сепаратизма и разрыва
дружеских связей между народами стран СНГ и России лекции, доклады и статьи, освещающие близость происхождения ногайцев и современных тюркских народов: татар, башкир, каракалпаков, казахов, киргизов, узбеков могут послужить актуальной задаче сохранения и укрепления дружбы между этими народами, их духовного сближения и преодолеют негативных тенденций.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Истории Дагестана Дагестанского, государственного университета.
Основные положения работы отражены в научных статьях, опубликованных в Сборнике научных работ студентов и аспирантов, Трудах молодых учёных, Вестнике ДГУ.
Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии использованных источников и литературы, списка принятых сокращений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении определяется научная актуальность работы, выясняется степень разработанности проблемы, определён предмет исследования, сформулированы цели и задачи диссертации, определена-её методологическая и теоретическая основа, новизна и практическое значение.
Глава первая посвящена изучению источников и литературы по данной проблеме. Источники нами условно разделены на русские, западные и восточные, привлекался исторический фольклор, а также археологические, антропологические данные и лингвистические материалы. В русских источниках, каковыми являются «Повесть временных лет» и «Полное собрание русских летописей», где опубликованы три летописных памятника: Никоновская летопись, Сокращённый летописный свод 1493 и Сокращённый летописный свод 1495 года1 отражены борьба русского народа с половцами, описываются золотоордынские события: борьба Тимур-Кутлуга с Тохтамышем за ханский престол.
Сведения о половцах-кипчаках и ногайцах сохранились в трудах у западных путешественников: Г.Рубрука, П.Карпини, Поло Марко, Р.Клавихо,
1 Повесть временных лет / Под ред. В.П. Адриановой-Перети - М.-Л., 1950. - Ч. 2.; Полное собрание русских летописей. - М.-Л., ¡962. Т. 27; Полное собрание русских летописей. - М.: Изд-во Вост. лит., 1962. - Т.2.
М.Меховского, С.Герберштейна, А.Дженкинсона, М.Броневского1. Их сообщения носят историко-этнографический характер и интересны для нас в том плане, что помогают воссоздать картину состояния половецкого общества после монгольского нашествия, взаимоотношения монголов с завоёванными народами, а также материальную культуру ногайцев начала XVI века.
Восточные источники представлены в трудах Рашид-ад-дина, Абуль-Гази, Ибнельасира, Эль-Омари, Ибн-Батутты, Ибн-Арабшах, Эннувейри, Шереф-ад-дина Али Йезди, Кемаль-ад-дина Абд-ар-рразака Ибн Исхака Са-марканди.2 Работы этих историков чрезвычайно важны, так как они являлись свидетелями, происходивших событий в Золотой Орде, ценны их описания жизни и занятий населения Дешт-и-Кипчака.
Сочинения Рашид-ад-дина и Абуль-Гази являются единственными источниками по воссозданию этнического состава населения Золотой Орды. Из них мы узнаём о племенах тюркского и монгольского происхождения.
Вышеупомянутые источники дополняет привлечённый нами фольклор - поэма XIV века «Идиге»,3 которая воспроизводит в сокращённой перспективе основные моменты борьбы Идиге и Тохтамыша.
Источниками для исследования служат и труды, содержащие археологический материал, который помогает нам воссоздать материальную культуру половцев-кипчаков, чтобы затем сравнить её с материальной культурой ногайцев и выявить параллели.
Археологический материал сосредоточен в работах4 Т.М.Минаевой, где она исследует могильники половцев в степях Предкавказья и на Север-
' Рубрук Г. Путешествия в восточные страны. - М.: Гос. изд-ао географ, лит., 1957; Карпини П. История монголов. - М.: Гос. изд-во географ, лит., 1957; Марко Поло. Путешествие в 80 тысяч вёрст по Татарии и другим странам Востока. — СПб., 1874; Клавихо Р. Дневник путешествия ко двору Тимура (1403-1406) /Пер. КС. Мироковой - М.: Наука, 1990; Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. - M.-JI., 1963; Герберштейн С. Записки о Московии / Пер. с нем. А.И. Малеина и A.B. Наза-ренко/Подред. B.J1. Янина - М.: Изд-во МГУ, 1988; Английские путешественники о России /Пер. с англ. Ю.В. Готье -Л., 1937; Бронееский М. Описание Крыма (Tartari#pDescriptio) //ЗООИД. - Одесса, 1867. - Т. 6.
2 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. -СПб., 1884.-Т.1.-С.2-3; Там же.-С.207-251; Там же.-С.278-315; Там же.-С.455-474; Там же.-С. 128-171; Там же.-С.540-542.
3 Поэма Идиге //Половецкая луна. - Черкесск, 1991.-Хя1 .-С.33-64.
4 Минаева Т.М. К вопросу о половцах на Ставрополье по археологическим данным // М-лы по изучению Ставропольского края. - Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1964. - Вып. 11, Её же. Очерки по археологии Ставрополья. - Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1965.
ном Кавказе, он помог нам составить представление об экономическом положении половцев-кипчаков, проживавших на территории Северного Кавказа, их обычаях и верованиях.
Ценный археологический материал содержит работа? Г.А.Фёдорова-Давыдова, в ней содержится описание археологических находок, найденных в половецких погребениях. Очень важен для нас вывод Г.А.Фёдорова-Давыдова об отсутствии на территории южнорусских степей монгольских погребальных памятников.
Интересный археологический материал сосредоточен в монографии2 Я.А.Фёдорова и Г.С.Фёдорова. Исследуя погребения и археологические находки половецкой эпохи, авторы обозначили тюркоязычные зоны на Северном Кавказе, доказав присутствие половцев на этой территории.
Очень ценный материал для нашей темы сосредоточен в работе3 С.А.Плетнёвой где даны описания каменных статуй, набор оружия из погребений воинов половецкого времени.
Чрезвычайную ценность представляют данные антропологии, являющиеся важным источником для исследования. Немаловажный вклад в разработку проблему формирования ногайцев внесла работа4 Т.А.Трофимовой, в которой с привлечением огромного археологического материала и антропологических данных обосновывается положение о южносибирском типе населения Дешт-и-Кипчака. Вывод Т.А.Трофимовой о; том, что монгольское завоевание слабо изменило этнический и расовый состав половцев-кипчаков является для нас очень ценным.
В процессе работы над-диссертацией были использованы материалы Центрального государственного архива древних актов и Центрального государственного военно-исторического архива города Москва, вошедшие в монографию Б.-А.Б.Кочекаева «Ногайско-русские отношения в ХУ-ХУШ вв.» Алма-Ата: Наука, 1988.
Богатый разносторонний этнографический материал, без которого невозможно воссоздать сколько-нибудь объективную картину формирования этногенеза ногайцев, содержат труды русских и иностранных авторов, побывавших в России, Крыму, на Северо-Восточном Кавказе. Следует подчеркнуть,
1 Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордын-ских ханов. - М.: Изд-во МГУ, 1966.
2 Фёдоров А.Я., Фёдоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. - М: Изд-во МГУ, ¡978.
3 Плетнёва С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990.
7 Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. - М,-Л. : Изд-во АН СССР, 1949.
что работы, содержащие этнографический материал, скорее относятся к первоисточникам, нежели к собственно историографическим исследованиям.
Источниковой базой исследования послужили описания, дневниковые записи, мемуары путешественников XVII века Де Люка, Ф.Котова, А.Олеария, Я.Стрейса, Э.Челеби, Д'Асколи.1 Все они оставили описания увиденного и услышанного в Ногайской Орде. Сведения путешественников XVII в. носят описательный характер, сочинения наполнены чувством восторга, удивления и восхищения от увиденного ими.
В работах XVIII века С.Г.Гмелина, И.Г.Георги, И.Г.Гербера, Клеема-на, И.А.Гильденштедта2 также сосредоточен этнографический материал по ногайцам. Они добросовестно описали местность, занимаемую ногайцами, перечислили ногайские роды, детально описали юрту, одежду как мужскую, так и женскую, быт ногайских татар, их промыслы. Исследователи обратили внимание на приготовление отдельных блюд ногайской кухни и дали их описание.
' Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов, и грузин Жана де Люка монаха доминиканского ордена (¡625) // ЗООИД. -Одесса, 1879.-T.il.; Котов Ф.А. Хождения куща Федота Котова в Персию // Дагестан е известиях русских и западноевропейских авторов ХШ-ХУШ вв. / Сост. В.Г. Гаджиев - Махачкала: Даг-книгоиздат, 1992.-С.61-67; Олсарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб.: Издание А.С.Суворина, 1906; Стрейс-Я.Я. Три путешествия (Пер. Э. Бородиной) - М.: ОГИЗ Соц. экгиз, 1935; Челеби Э. Книга путешестсая ХХ'П о. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.) -М.: Наука, 1979. - Вып. 2.; Д'Асколи.
Описание Чёрного моря и Татарии составленное доминиканцем Эмиддио Дортели Д'Асколи, перфектом Каффы, Татарии и пр., 1634г. //ЗООИД. - Одесса, 1902. -Т. 13.
2 Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трёх царств естества. В 3-х частях (Пер. с нем.) - СПб., 1777.-Ч.2; Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений, забав.-СПб., 1799.-Т.2; Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль Западного берега Каспийского моря ¡728 г. //История, география и этнография Дагестана ХУШ-Х1Х вв.. Архива, мат./Под. ред. М.О. Косвена иХ.М. Ха-шаева. - М., 1958.-С.64-65; Клееманово путешествие га Вены в Белгород в Новую Килию, также в земли буджакских и ногайских татар и во сеарь Крым в 1768, 1769 и 1770 годах. - СПб., 1789; Гильденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия акад. Гильденштедта через Россию по Кавказским горам в 1770-73гг. //Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов ХШ-ХУШ св. / Сост. В.Г. Гаджиев. -Махачкала: Дагкниго-издат, 1992.-С.211-225.
Особо хочется отметить работу ИГ.Георги, где он старательно описал женские украшения из серебра: кольца, серьги, браслеты, нагрудные украшения, пояса, которыми ногайские женщины любили дополнять свои платья.
Им же описаны ногайские игры и состязания.
В XIX веке свой интерес к малочисленным народам проявили А.Павлов, П.Небольсин, С.Броневский, Сталь, Г.Малаявкин, Г.Ананьев1, а также офицеры царской армии Н.Семёнов, Н.Дубровин2. Работы этих авторов схожи по своему характеру: как и их предшественники, они подробно описали образ жизни ногайцев, их быт, занятия, жилища, национальные кушанья, костюмы и даже ювелирные украшения.
Среди работ XIX в. ценным является труд Г. Ананьева, в нём затронут широкий круг вопросов быта ногайцев, а также ритуалы, связанные с появлением на свет ребёнка, свадебные обычаи и обряды, семейное положение женщины и занятия караногайцев.
В начале XX века ногайцам посвящаются труды А.И.Якобий, С.В.Фарфоровского, И.ЛЩеглова, Ф.О.Капельгородского.3 В их работах затронуты вопросы этнографии ногайцев, а также история Золотой Орды, междоусобная борьба золотоордынских ханов, её распад и образование Ногайской Орды. Среди работ XX в. необходимо выделить труд Ф.О.Капельгородского, который записал племенные названия родов ногайцев, что является для нашей работы одним из важных моментов, а также фольклор.
Данные лингвистики помогли нам выявить языковую преемственность
' Павлов А. О ногайцах, кочующих по Кизлярской степи.-СПб., 1842; Небольсин П. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // ВИРГО на 1851 год -СПб., 1851.-T.2.-K.H.4.; Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о
Кавказе. - М., 1823.-Ч.2; Сталь. Этнографический очерк черкесского народа.(1852) /У КС.-Тифлис, 1900.-Т.21; Малявкин Г. Караногайцы // Терский сборник.-Вып.З,-Кн.2. приложение к Терскому календарю на 1894 г./Под ред. Г.А.Вертепова,-Владикавказ, 1893.-С. 142-154; Ананьев Г. Караногайцы, их быт и образ жизни // СМОМПК.-Вып.20.-Тифлис. 1894.
2 Семёнов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Ногайцы.-СПб., ¡895.-T.13; Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе.-СПб.,1871.-Т.1.-Кн.1.
} ЯкобийА.И. Тюрки степей Северного Кавказа.-СПб., 1901; Фарфоровский C.B. Ногайцы Ставропольской губернии. Историко-этнографический очерк // ЗОИРТО.-Тифлис, 1909,-Вып. 7.-Кн.26; Щеглов И.Л. Трухмены и ногайцы Ставропольской губернии. - Ставрополь: Изд. Департ. гос. зем. имуществ, 1910.-Т.1; Ка-пельгородский Ф.О. Караногай, страна кочевников и патриархального быта //Рук. фонд ИИ A3 ДНЦ РАН. Ф.5.0п.1.Д.68.
и
кипчакского и ногайского языков. Источником в этом вопросе нам послужил «Словарь тюркских наречий» М.Кашгарского1, где приводятся многие кипчакские термины и лексические обороты, связанные с животноводством и встречающиеся в современном ногайском языке.
Интересные сведения о кипчакском языке сохранило для нас поэтическое произведение «Слово о полку Игореве».2
Ценнейшим пособием для изучения кипчакского языка является рабо-TaJ историка-эмигранта Д.А.Расовского. Автор исследовал письменный памятник кипчакского языка «Codex Cumanicus», на основе которого можно судить о кипчакском языке и его особенностях.
Ценным вкладом^ в разработку проблемы изучения кипчакского языка является труд4 А.Н.Гаркавца, он помог нам выявить языковую общность кипчакского и ногайского языка.
Чрезвычайную ценность представляют собой «Документы на половецком языке XVI в. Каменец-Подольской Армянской общины». Они являются важным языковым памятником, донёсшим до нас особенности разговорного кипчакского языка XVI в., на котором общались между собой украинские армяне.
Обратившись к источникам различного происхождения - восточным, европейским, русским письменным-и историко-фольклорным, привлекая археологический материал и данные антропологии, используя большой этнографический материал, который также относится к первоисточникам и лингвистические данные - при таком подходе нам представилась возможность преодолеть односторонности каждого их них и взаимно восполнять их свидетельства. Если европейские источники дают объективное, но всё же «точечное» изображение какого-то момента этнографического процесса, то восточные источники представляют, хотя и в своеобразной форме родословий, -непрерывные линии причинно-следственных связей. Что же касается историко-фольклорных текстов, то здесь интересна и народная оценка исторических явлений, а известная субъективность их фактологической стороны может быть скорректирована сопоставлением с письменными свидетельст-
' Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории Средневекового Казахстана.-Алма-Ата: Наука, 1989.
' Баскаков H.A. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве».-М.: Наука, 1985.
3 Расовский Д.А. К вопросу о происхождении Codex Cumanicus // Сб. ст. по археологии и византиноведению, издаваемый Н.П. Кондаковым. III Семинариум Кондако-ва.-Прага, 1929.
4 Гаркавец А.Н. Кыпчакские языки: куманский и армяно-кипчакский.-Алма-Ата: Наука, ¡987.
вами. Данные археологии и этнографии помогли нам проследить непрерывные связи материальной культуры половцев-кипчаков, населения Золотой Орды и ногайцев, доказав положение о том, что ногайцы являются продолжателями традиций половцев-кипчаков. А данные антропологии и лингвистики ещё более утвердили это положение, отнеся ногайцев по расовому типу и языку к половцам-кипчакам.
Для рассмотрения вопроса этногенеза ногайцев и роли половецко-кипчакского компонента в его становлении также был использован большой круг разнообразной по своему характеру литературы - это и литература, посвященная половцам-кипчакам, монографии и статьи, касающиеся истории Золотой Орды и, наконец, литература, связанная непосредственно с ногайцами.
В дореволюционной России история кочевых народов своё освещение получила в трудах таких видных историков как В.Н.Татшцева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва.1 В их трудах история кочевых народов -печенегов, торков и половцев рассматривалась в ракурсе борьбы русского народа против кочевников - варваров.
Историки середины XIX в. отошли от дворянской идеологии в области истории и стали рассматривать кочевые народы как явление закономерное в истории. Вопросы завоевания половцев-кипчаков монголами и образования Золотой Орды получили освещение в работах В.В.Вельяминова-Зернова и Г.Перетятковича.2 В то же время появляется труд1 П.В.Голубовского, где он даёт картину миролюбивых взаимоотношений степняков с Русью.
Вопросы исторической географии Половецкой земли отразились в исследовании4 Н.Я.Аристова, где он рассмотрел пределы кочевания половецких орд.
Н.И.Веселовским рассматривалась история Золотой Орды и происхождение термина «ногайцы» - он видел в поздних ногайцах потомков темника Золотой Орды хана Ногая5. Тем самым Н.И.Веселовский стал родоначальни-
' Татищев В.Н. История Российская.-М.-Л., 1962.-Т.1.; Карамзин Н.М. История государства Российского.-СПб.,1892.-Т.1; Соловьёв С.М. Сочинения в 18 кн.- М.: Мысль, 1988.-Кн.1.-Т.2.
2 Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах.-СПб., 1834.-Ч.2; Перетяткович Г. Поволжье вXVиXVIвеках.-М.,1877.
3 Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей 1Х-ХШ вв.-Киев: Тип. И.Завадского, 1884.
4 Аристов Н.Я. О земле Половецкой.-Киев, 1877.
1 Веселовский Н.И. Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время // Зап. РАН по отд-нию ист. наук и филологии.-Пг., 1922.-Т. ¡З.-ЛЬ 6.
ком теории о монгольском происхождении ногайцев.
После Октябрьского переворота вопросами этнического состава тюркских народностей занимались академик В.В.Бартольд, русский историк -эмигрант ДА.Расовский и З.Ш-Наширванов1.
Историческая география Половецкой земли стала предметом многолетних исследований К.В.Кудряшова2, который определил шесть центров половецких кочевий.
В монографии" Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского обоснована теория, по которой в южнорусские степи и сер. 'XIII в. пришло небольшое количество монголов, которое со временем ассимилировалось в кипчакской среде.
•Вопросы взаимоотношений половцев-кипчаков с другими народами и .их влияние на мировую культуру средневековья отразились в исследовании4 видного египетского учёного- Амин аль-Холи.
З.М.Шараповой впервые рассмотрены вопросы социально-экономического и политического характера половецкого общества накануне монгольского нашествия5.
Следует быть отмеченной как по широте затрагиваемых вопросов, так и по глубине их освещения фундаментальная монография6 М.Г. Сафаргалие-ва, посвященная процессу образования и становления Золотой Орды. Особенно познавательны для нас главы, где затронуты взаимоотношения половцев-кипчаков и монголов-завоевателей. Вопросы формирования Ногайской ■ Орды, её государственное устройство, а-также вопросы политических и дипломатических взаимоотношений с Москвой нашли отражение в другой работе7 М.Г. Сафаргалиева.
1 Бартолъд В.В. Сочинения в 9 тт.. - М.: Изд-ео Наука, 1963.-Т.2.-Ч. 1; Расовский Д.А. Половцы // Сб. ст. по археологии и византиноведению, издаваемый институтом им. Н.П. Кондакова.-Прага, 1963.VIII; Навишрванов З.Ш. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму//ИТОИАЭ /Подред. Н.Л. Эрнста. - Симферополь, 1929.-Т.З (60-й).
1 Кудряшов КВ. Половецкая степь. Очерки истор. географии.-М.,1948.
3 Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. - М.-Л., ¡950.
4 Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XII 1-Х!V вв. /Под ред. Е.А. Беляева,-М.: Изд-ео Вост. лит., 1962.
1 Шарапова 3. М. Социально-экономический и политический строй у половцев // Учён. зап. Моск. обл. пед. ин-та. Труды кафедры истории Древнего мира.-М., 1953.-Вып.2.
6 Сафаргапиев М.Г. Распад Золотой Орды // Учён. зап. Мордовского гос. ун-та,-Саранск, 1960.-Вып. 1 ].
1 Его же. Ногайская Орда во 2-ой половине XVI в. // Сборник научных работ. - Саранск: Мордовское гос. изд-во, 1949.
Вопросы участия в формировании современных тюркских народов кипчакских племён нашли своё освещение в трудах С.К.Ибрагимова, Б.А.Ахмедова, С.МАбрамзона, РГ.Кузеева, М.С.Муканова, К.Ш.Шаниязова, Т.И.Султанова, АХХаликова, С.М.Ахинжанова, а также в ряде обобщающих трудов - «История народов Узбекистана от образования государства Шейбанидов до Великой Октябрьской социалистической революции», «Народы Средней Азии и Казахстана».
В 90-е гг. отечественная историография обогатилась интересными исследованиями А.В.Г'адло1 и Г.С.Фёдорова-Гусейнова2, где на разностороннем археологическом,(материале) этнографическом материалах рассматриваются взаимоотношения горцев Северного Кавказа и половцев-кипчаков.
Истории и этнограф™ ногайцев посвящён ряд работ, хотя связанная с этим проблематика освещена в них очень неравномерно.
После 1917 г. к изучению истории ногайского народа и собиранию фольклора приступил А.Джанибеков.
Социально-экономическая проблематика разрабатывалась в исследованиях Б.Кочекаева и Е.Поноженко.
Вопросы расселения ногайцев и изменения их этнонимов и племенных названий нашли своё отражение в работах Н.Г.Волковой.
Специально семье и материальной культуре ногайцев посвящены работы Б.Кочекаева, С.Ш.Гаджиевой", представляющие для нашего исследования чрезвычайный интерес.
Большой вклад в изучение этногенеза ногайцев внёс Я.А.Фёдоров.4 Интересные сведения по истории ногайцев содержатся в работе5 А.Сикалиева, где он также исследует основы ногайского героического эпоса. Отдельные аспекты проблемы истории ногайцев получили отражение в ряде обобщающих трудов - «Основы этнографии», «История народов Северного Кавказа» и «Истории СССР».
Во второй главе «Половцы-кипчаки до нашествия монголов» детально изучается социально-экономическое и политическое положение по-
' Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. - СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, ¡994.
2 Фёдоров-Гусейнов Г.С. История происхождения кумыков. - Махачкала: Изд-во ДГУ, ¡996.
3 Кочекаев Б. Ногайская юрта и её убранство // История горских и кочевых народов Северного Кавказа. - Ставрополь, 1975; Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев вXIX- нач. ХХв.-М.: Наука, 1976.
4 Фёдоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа.-М.: МГУ, 1983.
3 Сикалиев А. Ногайский героический эпос.-Черкесск, 1994.
ювецкого общества, чтобы в результате сравнения социалыю-жономического положения и общественного строя населения Дешт-и-Сипчака Х1-ХШ вв. и Ногайской Орды выявить сходство и различия между юловцами-кипчаками и ногайцами. До захвата половцами южнорусских ггепей обитателями этого региона были печенеги (конец IX в.), а затем торки нач. X в.). Но их господство в восточноевропейских степях было не долгим. Тоявляется более сильная кочевая волна, именуемая половцами в русских ¡сточниках и кипчаками в восточной средневековой литературе, которая гачала своё движение с верховьев Иртыша в IX в. и дошла до южнорусских :тепей в сер. XI в. Печенеги и торки, объединив свои усилия, отчаянно со-гротивлялись половцам-кипчакам, но не сумев сломить натиск врага, выну-кдены были подчиниться им. Так в XI в. произошла этнографическая пере-*ена, выразившаяся в том, что обширная степь, которую этнографы X в. на-ывают «гузской» по имени огузов-торков, теперь стала называться кипчак-кой (Дешт-и-Кипчак). В понятие Дешт-и-Кипчак входили земли Причерно-юрья, Поднепровья и до Волги, а также Крымские степи и берега Азовского горя. Обитали половцы-кипчаки в степях Прикубанья и в Дагестане. На тер-штории Дагестана обнаружены кипчакские каменные изваяния в районе )кибулака, Генторун и Чопалав-тебе, а также Миатлинский могильник на реднем Сулаке, датируемый ХИ-ХШ вв., подтверждает присутствие в Даге-тане половцев-кипчаков. Половцы-кипчаки кочевали также между Волгой и 1иком (Уралом). Северная граница Половецкой земли соприкасалась с юго-осточным рубежом Киевской Руси.
Обосновавшись в южнорусских степях, половцы-кипчаки не отличались т своих предшественников образом жизни. Они также как печенеги и торки ели кочевой образ жизни. Основным занятием половцев-кипчаков было коче-ое - отгонное скотоводство. Среди кочевников были и опытные охотники, оторые добывали ценные меха, а затем торговали ими. Дешт-и-Кипчак нёс громную политическую и экономическую нагрузку. Через Половецкую степь тли торговые пути, объединявшие Запад и Восток. Ассортимент половецких азаров был широкий, начиная с рыбьей икры, кончая драгоценными камнями, 'убрук и Ибн-ал-Асир, путешествуя по Дешт-и-Кипчаку в сер. XIII в., восхи-тались великолепием тамошних базаров и размерами транзитной торговли.
Половцы-кипчаки влияли на другие народы. Арабы научились изго-овлять кумыс, стали употреблять мясо лошадей, в моду вошли кипчакские афтаны и тюбетейки.
. Влияние половцев ощутили на себе и в Венгрии. Там росло влияние оловцев, особенно при Ладиславе (Ласло), воспитанном матерью-оловчанкой. Он окружил себя знатными половцами, при дворе распростра-
нились половецкие обычаи, роскошь и одежда.
В Болгарии была целая половецкая династия болгарских царей. В Византии были в моде -:роскошные ^половецкие одежды, кривые сабли, тугие луки и сёдла;
Отношения с самыми ближайшими соседями - Русью, были многоплановыми. За полтора -века половцы совершили 26 походов на Русь. Русскими князьями было организовано около двух десятков походов на Дешт-и-Кипчак. 13 раз заключали «вечный мир» половцы с киевским князем. Заключались между ними и брачные союзы, в основном они носили политический характер. Половцы охотно -оказывали военную помощь русским князьям, которые находились между собой в состоянии войны. Степняки играли активную роль в судьбе Древней Руси, раздираемой междоусобной борьбой.
Непростыми были взаимоотношения половцев-кипчаков с горцами Северного Кавказа. Кипчаки наносили-горцам значительный экономический ущерб, многочисленные стада кипчаков вытаптывали их посевы. Отношения горцев и кипчаков не всегда были враждебными. В XII вдкгчстанс^ятся обычным делом. «Тарих Баб» сообщает, что уже В 1064 г. «владетель Сари-ра» привлёк к союзу «различных тюрков и вместе с ними совершил набег на - Дербент. Грузинский анонимный автор XII в., рассказывая о походе Давиде IV (1089-1125 гг.) в Дагестан в 1123 г., сообщает о выступлении против неге «лаков и кипчаков дербендеких».
Но е самом Дешт-и-Кипчаке не было спокойствия, то и дело вспыхивали военные конфликты между враждующими племенами.
Не было в Половецкой степи единого централизованного государстве во главе с правителем, сильной армии, судов. Экономическая база оставаласг кочевой-скотоводческой. Экономика обусловила и сохранение в обществен ных отношениях сильных пережитков родоплеменного строя, хотя расслое ние общества на бедных и богатых прослеживалось, существовало у полов цев-кипчаков и семейное рабство. Не было у половцев-кипчаков и письмен ности. Не была принята единая монотеистическая религия. Ни экономика, ш социальный строй, ни культура не созрели ещё даже для создания раннефео дальнего государства. Ни о каком объединении половецких феодалов дл; борьбы с общим врагом не могло быть и речи. Вот такая весьма благоприят ная обстановка предстала перед монголами, сплочёнными железной диспип линой во главе с талантливыми военачальниками.
В третьей главе «Становление ногайской государственности) рассматривается цепь политических событий накануне распада Золотой Ор ды и выделение из её состава Мангытского Юрта, становление нового госу
царства Ногайская Орда, в недрах которого можно проследить более глубин-шй и менее заметный процесс формирования новой народности - ногайцев.
•У истоков зарождения нового государственного объединения стоял Здигей - выслужившийся нойон, который сумел в обстановке междоусобной )орьбы за" золотоордынский престол между кок-ордынской аристократией и снязьями правого крыла взять на себя руководство делами Золотой Орды, >бъединив Джучиев улус. Страной управлял не хан, а темник Едигей. Про-юлжалось это до тех пор, пока Едигей не изменил Тимуру, после чего Еди--ей со своей дружиной бежал к мангытам и основал в 1391 году Мангытский орт, где его провозгласили князем. Определив границы Мангытского юрта территория между Волгой, и Яиком (Уралом), Едигей создал государство в осударстве, имея постоянную армию в 2 тысячи всадшжов. Все государст-(енные должности в Мангытском юрте занимали соплеменники Едигея ман-ыты, а основное население юрта - кипчаки стали называть себя мангытами ю имени основателя князя Едигея - выходца из племени мангыт. Не успо-;аиваясь на достигнутом, Едигей стал играть активную роль в конфликте 1ежду Тимуром и Тохтамышем. Этот конфликт помог Едигею управлять 1олотой Ордой на правах хана.
После смерти Едигея началась борьба за ханский престол между мно-очисленными- сыновьями Тохтамыша в результате которой Золотая Орда 1ерестала существовать.
Едигею последнему удалось восстановить Золотую Орду. По словам >чевидцев был он мудрым правителем, храбрым военачальником, талантли-;ьш дипломатом. При нём укрепился Мангытский юрт, который стал колыбелью» Ногайской Орды. Турецкий историк Джаннаби назвал Едигея главой поколения ногайцев». В русских летописях конца XV в. именно ман-ыгов стали называть ногаями: «И приидоша ногаи прежде реченные манги-ами». М.Г.Сафаргалиев объяснил так, что слово «ногай» происходит от шнгольского слова «нохай», которое обозначает «собака», т.е. почитаемый у гонгольских племён тотем. Прозвище «нохай» дали самому Едигею, а затем но распространилось за его улусными людьми.
А.Джанибеков писал, что «калмыки всех ногайцев называют манги-ом...» Это ещё одно подтверждение тому, что это прозвище закрепилось не олько за Едигеем, но и распространилось и на всё подвластное ему население.
Существует и другая версия происхождения названия «ногайцы», вы-винутая профессором Н.И. Веселовским, который видел в поздних ногайцах одданных темника Ногая, называвшихся так по его имени. Мы не согласны такой версией и являемся приверженцами теории М.Г. Сафаргалиева, т.к. одданные Ногая никогда не называли себя ногайцами, а после его смерти
(1301) они разбрелись по разным улусам. Термин «ногайцы» впервые появился в коме XV - нач. XVI в., эти события разделяют два столетия. За это время сменилось по меньшей мере шестьгвосемь поколений людей. В памяти народа не сохранились известия о хане Ногае, а о Едигее народ сложил эпос, который дошёл до нашего времени.
После смерти Едигея началась междоусобная борьба между .его сыновьями (было у него их 20). И только при.Нурадине, младшем сыне Едигея, Мангытский юрт был не только восстановлен в прежних пределах, но и несколько расширился. Окончательное оформление Ногайской Орды происходит при сыне Нурадина-Воккасе. Первые упоминания о ногайцах и Ногайской Орде и их правителе Воккасе мы находим у М.Меховского (1517 г.).
Но Ногайская Орда была аморфным государством, вскоре она распалась на Больших и Малых Ногаев.
Постоянные междоусобные столкновения между ногайскими мурзам* за ногайский престол привели к ослаблению ногайских улусов и потере прг столкновении в '4630 г. с калмыками, их государственной территории. Вслед за -этим последовала потеря государственной структуры Ногайской Орды создававшейся "Едигеем и его потомками на протяжении многих лет. Он; имела стройную систему, вобравшую в себя лучшие политические тр'адицш половецкого общества и некоторые формы общественного строя монголов со строгой регламентацией должностных обязанностей.
Верховным Органом власти являлся Большой Совет (курултай). Это' орган выбирал бия, ограничивая его власть. Сыновья бия и другие члеш бийского рода назывались мурзами.-Вся орда делилась 1и улусы и считалас: владением бия, улусами управляли мурзы. Ни одно мероприятие в Орде н проводилось без ведома мурз и духовенства.
Вторым лицом в Ногайской Орде был нурадин, в обязанности которо го входило охрана Орды.
Третье лицо - кековат, в его обязанности также входило охрана Орды.
Четвёртое лицо - тойбуга, его обязанности не совсем ясны. Бии и мур зы имели своих служилых людей: «имельдешей», «карачаев». Карачеи станс вились во главе войск, несли службу в посольстве.
Постоянный орган управления при бие был карадуван. Его чиновник* дуваны, занимались сбором пошлин, вели дипломатическую переписку встречали иностранных послов, являлись секретарями на советах при бис исполняли судебные функции, собирали налоги. Власть бия была огранича ной. Совет при бие определял как внутреннюю, так и внешнюю политик Ногайской Орды. Для разрешения важных вопросов внутренней и внешне политики Ногайской Орды, в торжественных случаях и для приёма инс
.транных посольств созывался Большой Совет - корныш. Для решения текших вопросов собирался Малый Совет. У мурз также были свои карачеи, (мельдеши, служилые князья, при них существовали корныши и малые сове-ы, свои дуваны, казначеи, сборщики налогов и пошлин.
В четвёртой главе «Этнический состав Ногайской Орды» рас-матриваются племена, принявшие участие в формировании ногайской на-юдности. По происхождению их можно разделить на две группы: кипчак-кую и монгольскую.
До нашествия монгол на Дешт-и-Кипчак её этнический состав был не-даороден. Это пространство населяли остатки племён печенегов, торков, !улгар, основным же населением степи были многочисленные племена кип-аков, которые согласно легенде «Зайн-ал-ахбар» Гардизи, вместе с другими шеменами входили в Кимакский племенной союз. По версии Рашид-ад-Дина [ Абуль-Гази кипчаки отделились от огузских племён.
Племя кипчак делилось на девять родов (тора-айгыр, туючка, кытабак, ултун, кокбурун, кунделен, узун, танбуга, карабалых) и 18 племён (токсоба, ¡ста, бурджоглы, бурлы, кангоуглы, анджылы, дурут, какабароглы, джузнан, арабиркли, котян, ворлу, тамкуре, корсак, кабал, куньбелен, сыта, кутан). С рпходом монгол на землю кипчаков этнический состав Дешт-и-Кипчака [еняется. Этнический состав монголов был также пёстрым, он состоял из лемён, некогда завоёванных отцом Чингиз-хана Есукай-Багадуром. Назва-ие племён найманов, кераитов, тангугов, тайджиутов, мангытов, китаев, рибывших с монголами в Дешт-и-Кипчак, дошли до нас благодаря сведени-м Рашид-ад-Дина, Абуль-Гази.
Эти и другие монгольские племена, сведения о которых, к сожалению, е сохранились, захватив южнорусские степи, стали постепенно вливаться в овую для них тюркскую этническую среду.
Завладев Дешт-и-Кипчаком, монголы образовали новое государство олотую Орду, основным подвластным населением Золотой Орды были за-оёванные кипчакские племена.
На раннем этапе истории Золотой Орды ещё не сложились социально-кономические предпосылки для создания единой народности. Только после г распада и образования самостоятельных государств: Астраханского, рымского, Касимовского, Узбекского,.ханств, Ногайской Орды появляются редпосылки для формирования новых этнических образований. Перечне-гнные выше племена монгольского происхождения и многочисленные кип-зкские племена приняли активное участие в формировании ногайской на-эдности.
В состав Ногайской Орды входило 33 племени и рода: уйсун, кыпчак, найман, -кереит, ас, ктай, дурмен, конгарат, нукус, кенегес, тама, мангыт, быдрак/борлак, канглы, кобек, баис, сарай, контур, мажар, мынг, коркыт, байдар, булгар, шижиут, уйгур, сеит, кобан, абаз, кыргыз, туьркпен, калмык, кумык и др. Названия этих родов у ногайцев сохранились вплоть до начала XX века. Несмотря на столь пёстрый этнический состав Ногайской Орды, всё же первостепенную роль в становлении ногайской народности сыграли многочисленные кипчакские племена, т.к. именно они составляли основное население Золотой Орды.
В составе ногайцев зафиксированы кипчакские роды: каракипчак, ку-- рулу-кипчак, белдауз-кипчак, байоглу-кипчак.
До сих пор существует ногайская поговорка: «Кый аударсан-кыпшак щыгар» (Перевернёшь кизяк - оттуда кипчак появится).
Тюркизированные монгольские племена и кипчаки дали начало не только ногайцам, но и другим современным тюркским народам: татарам, башкирам, каракалпакам, казахам, киргизам, узбекам. В составе перечисленных народов встречаются общие родовые названия, что свидетельствует об общности их происхождения.
К современным тюркским народам относятся и кумыки, но об общности происхождения тюркских народов .Поволжья и Средней Азии с кумыками говорить нельзя. По мнению ПС.Фёдорова, кумыки - автохтоны Дагестана, предки которых жили здесь с эпохи каменного века. Правда, говорят кумыки на кипчакском языке, т.к. находились под влиянием тюркских племён, которые начали проникать на территорию Северо-Восточного Дагестана £ конца IV века и вплоть до XIII века.
Население Дешт-и-Кипчака в домонгольский период представляло собой метисированную группу европеоидных и монголоидных элементов Т.А.Трофимова, исследовав серию черепов кочевого населения эпохи Золо той Орды из Пугачёвского района (Давыдовка-Августовка) и Саратовско! области, отмечает их монголоидный, южно-сибирский тип с европеоидно! примесью. Монголоидные черепа на территории южнорусских степей впер вые констатируются в курганах Х-ХН вв. на нижнем Дону, в районе хазар ского города Саркела.
Итак, -монгольское завоевание слабо изменило этнический и расовьл состав покорённого населения Половецкой степи.
В пятой главе «Материальная культура ногайцев» рассматривают ся вопросы территории расселения первых ногайцев, жилища, одежды, заня тия ногайцев, пищи, ремесла.
Территорией первых ногайцев был Мангытский юрт, границы которого простирались от Волги до Лика (Урала). Границы Мангытского юрта стали расширяться при Нурадине и Воккасе. В 40-х годах XVI в. Ногайская Орда занимала сравнительно большую территорию: от Волги до Иртыша и от берегов Каспийского и Аральского морей до лесной полосы на севере. На северо-западе он граничила с Казанским ханством по рекам Самаре, Кенили и Кенилчику. Иногда границы её владений доходили до города Казани. Владения ногайцев доходили и до Камы. На Северо-Востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством. Ногайцы населяли и прикаспийскую низменность Дагестана. Все обозначенные территории Ногайской Орды располагались на территории Дешт-и-Кипчака - родине кипчаков.
Нашествие монголов нельзя рассматривать как значительное переселение монгольского народа в Дешт-и-Кипчак. Скорее всего это была военно-политическая экспансия монгольской империи. В Дешт-и-Кипчак прибыла монгольская армия, во главе со старшим сыном Чингиз-хана Джучи, состоявшая из 4000 воинов. Если учесть покорённые народы Средней Азии участвовавших в походе Бату, то число их было не более 100 тыс. человек. Такое количество, монгол не могло в корне изменить быт миллионов автохтонов. Не смогли монголы повлиять и на обряд захоронений. В ХШ-Х1У вв. появ-1яются погребения с подбоем, связанные с монгольским завоеванием, т.к. до «шествия татар подбоев не было. Но захоронений с подбоями ничтожно к!ало. По утверждению Г.А.Фёдорова-Давыдова «в Восточной Европе нет югребальных памятников, которые можно было бы связать с монголами по комплексу характерных черт».1
Монголов, по сравнению с половцами-кипчаками было мало и они 5ыстро смешались с местным населением. Процесс ассимиляции и его ре-[ультаты чётко передаёт в своём сочинении арабский путешественник Эль-Эмари: « В древности это государство (имеется в виду Золотая Орда) было •драной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их юдданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами к (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто от одного (с ними) рода, итого что монголы (и татары) поселились на земле кипчаков, вступали в ¡рак с ними и оставались жить на земле их (кипчаков)».2
Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордын-ских ханов. - М: МГУ, 1966,- С. 157.
Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды,-СПб.,1884. - Т.1.-С.235.
Кипчаков-половцев было во много раз больше пришельцев, которые были просто «поглощены» завоёванным населением. В результате этого на старой этнической основе «замешивался» новый этнос, с новым этническим именем - «ногайцы», унаследовавшие от половцев-кипчаков не только территорию, но и тип материальной культуры.
И у половцев-кипчаков, и у ногайцев жилищем служила тюркская куполообразная юрта.
Основу одежды ногайцев как и у половцев-кипчаков составлял кафтан, в зимнее время овчинные шубы спасали их от морозов.
В XIX веке степь была вовлечена в товарно-денежные отношения и ногайцы стали шить свою одежду из фабричных тканей. На традиционный ногайский костюм повлияло тесное и дружеское соседетво с народами Кавказа. Так ногайцы стали носить бешметы, украшенные газырями.
Основным занятием ногайцев как и у половцев-кипчаков, было отгонное скотоводство. Скот являлся мерилом благосостояния жителя степи. Ногайцы пасли многочисленные стада овец, верблюдов, лошадей. Была даж< выведена особая порода лошадей - «ногайская».
Продукты животноводства составляли основу жизни ногайцев. Основ ными продуктами питания и половцев-кипчаков и ногайцев являлось мясо I кобылье молоко и молочные изделия. Из кобыльего молока изготовляли ку мыс, а из мяса готовили различные блюда. Рацион питания дополняли про дукты охоты и рыболовства. Ногайцы, как и половцы-кипчаки , в местах бо лее благоприятных занимались разведением огородов, наблюдались и зачат ки земледелия.
Ремесло не отделилось от скотоводства. Ногайцы также как и половщ занимались домашним ремеслом, удовлетворяя свои каждодневные потреб ности.
Мужчины изготовляли деревянные части юрты, домашнюю утварь, ар бы, воинское снаряжение. Занимались сапожным, шорным и кузнечным делол
Женщины изготовляли войлок, обрабатывали шкуры и сшили из ни шубы, пряли шерстяные ткани.
Ногайцы унаследовали от половцев и знания ювелирного дела. Юв< лирами изготовлялись серебряные кольца, браслеты, серьги, нагрудные у| ращения.
Ногайцы вобрали в себя и сохранили материальную культуру поло! цев-кипчаков. Элементы монгольской материальной культур (конусообразная юрта, монгольский традиционный халат и плащи) у нога! цев не прослеживаются. Слово «кумыс», столь широко распространены среди половцев-кипчаков, а затем ногайцев не было известно монголам.
Шестая глава «Языковая преемственность половцев-кипчаков и ногайцев». Кипчакский язык относится к тюркской языковой семье. Сведения о кипчакском языке, относящиеся к 1Х-ХИ вв., до нас не дошли. Самым ранним и первым памятником на кипчакском языке является Половецкий словарь, относящийся к XIII в. Половецкие слова из словаря, приведённые в нашей работе в латинской и русской транскрипции, их перевод и смысловое значение соответствует словам в современном ногайском и кумыкском языках.
Кипчакский язык господствовал в Дешт-и-Кипчаке и после монгольского завоевания. Итальянский финансист XIV в. Франческо Пеголотга в своём руководстве для купцов рекомендует торговцам, которые собираются вести дела в Золотой Орде, иметь переводчиков, знающих кипчакский язык. На кипчакском языке не только говорили, но и писали. В 1961 г. в развале одного из зданий Нового Сарая была найдена лопатка быка с надписью, которая была написана на кипчакском языке арабскими буквами. Надпись датируется серединой или третьей четвертью XIV в. Ярлыки Тохтамыша и Ти-мур-Кутлуга были также написаны на кипчакском языке. Ибн-Баттута, путешественник XIV в., слышал тюркскую речь и при монгольских ханских дворах Дешт-и-Кипчака.
Кипчакский язык знали и на Руси. Знал его и автор знаменитого :<Слова о полку Игореве», где часто встречаются слова тюркского происхождения. Кипчакский язык знали в Венгрии. Там не только говорили по-кипчакски, но и соблюдали кипчакские обычаи, что крайне возмущало рим-:кого папу и венгерских вельмож.
На кипчакском говорили и в Египте. Кипчаки, проживавшие в Египте, вставили арабам большое наследие в области искусства и литературы. Преж-1е всего кипчакское влияние сказалось на лексике и форме литературных троизведений. На кипчакском языке говорили египетские мамлюки, правив-иие страной, многие арабы, стремясь заслужить их расположение, учились 'оворить по-кипчакски.
Украинские армяне также говорили на кипчакском языке. До нас юшли Половецкие судебные акты 1559-1567 гг.. армянской колонии в Каме-)ец-Подольске, которые являются важным языковым памятником, донёсшим ю нас особенности живого разговорного кипчакского языка XVI в., на кото->ом общались между собой украинские армяне.
Рассматривая «Половецкий словарь» - памятник XIII в. и «Документы [а половецком языке XVI в. Каменец-Подольской армянской общины», южно предполагать, что кипчакский язык не претерпел особых изменений.
Перестав существовать как единая народность, кипчаки вошли в состав многих современных тюркских народов, которые унаследовали от них и кипчакский язык.
Ногайский язык составляет отдельную кипчакско-ногайскую подгруппу в кипчакской языковой группе. Эта подгруппа объединяет современный ногайский, каракалпакский, казахский языки и некоторые диалекты узбекского языка.
Одним из основных признаков кипчакско-ногайской подгруппы является замещение ш<ч и с<ш.
В заключении диссертационной работы подводятся итоги и суммируются общие выводы, полученные в ходе исследования. Анализ имеющихся источников и материалов позволяет нам заключить, что предками ногайцев являются тюркские (главным образом кипчакские) и тюркизирован ные монгольские племена. Большую роль в этом сыграли мангыты, давши« ногайцам государственность, и половцы-кипчаки, от которых ногайцы унас ледовали материальную культуру и язык.
У племён, образовавших ногайскую народность, уже в средние век была общая территория от Волги до Иртыша и от берегов Каспийского I Аральского морей до лесной полосы на севере, сложился единый ногайски! язык, основу которого составлял кипчакский язык.
У всех племён, в основном кипчакских, уже в конце XIV - начале Х^ в. складывалось общее этническое самосознание. Они вели кочевой обра жизни, занимались скотоводством и охотой и жили в условиях патриархаль но-родового строя и патриархально-феодальных отношений.
•Все они исповедовали единую официально - признанную религию ислам. Из племенных эпосов сформировался единый общенародный эпичес кий памятник «Эдиге».
Так в недрах ногайского государства, из разных племён, сложился не вый этнос - ногайцы.
Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. К вопросу о происхождении половцев // Сборник статей студентов и
аспирантов. Гуманитарные науки.-Вып.4.-Махачкала: Издат.-полиграф. центр ДГУ, 1995.-С.44-47.
2. К вопросу о роли половцев в формировании ногайского этноса //
Там же.-С.47-50.
3. К вопросу о государственном устройстве Ногайской Орды // Труды
молодых учёных. Гуманитар. науки.-Вып.2.-Махачкала: Издат.-полиграф. центр ДГУ, 1996.-С.226-228.
4. К вопросу об этническом составе Ногайской Орды // Там же.-С.228-
233.
5. Языковая преемственность половцев и ногайцев // Вестник ДГУ.
Гуманитарные науки. - Вып. 6. - Махачкала: Издат.-полиграф. центр ДГУ, 1997.-С.15-18.
Текст диссертации на тему "Роль Половецко-Кипчакского компонента в формировании ногайского этноса"
V' Г /
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи.
ГИМБАТОВА МАДИНА БАГАВУТДИНОВНА
РОЛЬ ПОЛОВЕЦКО-КИПЧАКСКОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ НОГАЙСКОГО ЭТНОСА.
Специальность № 07.00.02 - Отечественная история.
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание учёной степени кандидата исторических иаук.
Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор М.Г. Магомедов.
МАХАЧКАЛА -1998.
Содержание.
стр.
Введение................................................................................................................3
Глава I. Источники и литература.......................................................................8
Глава II. Половцы-кипчаки до нашествия монголов............... ........................40
Глава III. Становление ногайской государственности
§ 1. Выделение Мангытского юрта из состава Золотой Орды...............54
§ 2. Государственное устройство Ногайской Орды..................................77
Глава IV. Этнический состав Ногайской Орды..............................................96
Глава V. Материальная культура ногайцев
§ 1. Территория расселения первых ногайцев................. ...........................119
§ 2. Жилище....................................................................................................126
§ 3 Хозяйство ногайцев................................................................................134
§4 Пища.........................................................................................................153
§ 5. Одежда...................................................................................................158
Глава VI. Языковая преемственность половцев-кипчаяов и ногайцев.......165
Заключение........................................................................................................186
Список сокращений.......................................................................................191
Библиография..................................................................................................192
Введение.
Проблема формирования и становления ногайской народности всегда привлекала внимание не только историков, но и общественности своей чрезвычайной важностью, сложностью и многогранностью. Вопрос формирования этногенеза любого народа является наиболее сложным в исторической науке. Эта тема в различные периоды приобретала разной степени остроту и звучание. В дореволюционной исторической литературе высказывались мнения о том, что предками ногайцев являются татары, тюрки, монголы, печенеги. Встречаются суждения о том, что ногайцы смешанного тюркско-татарского происхождения. Довольно много сторонников имеет версия о монголо-татарском и монголо-кипчакском происхождении ногайцев.
Некоторые авторы называли ногайцев наследниками Золотой Орды. Многие советские исследователи считают, что предками ногайцев были только тюркские племена.
В советской литературе существует и несколько иная точка зрения, согласно которой помимо половцев-кипчаков (так называли тюркское племя в русских летописях «половцы» и в восточной средневековой литературе «кипчаки», отделившееся от Кимакского каганата и начавшее в X и XI в. своё движение на запад) в этногенезе ногайцев значительное участие приняли тюр- • кизированные монгольские племена мангитов и конгуратов.
Нет единого мнения у исследователей и в вопросе о формировании ногайского этноса. Из года в год происходит обогащение исторической науки новыми источниками как письменного, так и археологического характера, которые уточняют, дополняют вопросы происхождения ногайского народа.
Наиболее остро этот вопрос стоит в наше время, в связи с реалиями сегодняшнего дня, когда распад Советского Союза вызвал волну национальных движений, возросший интерес к истокам становления народности. Возросло чувство национальной гордости и самосознания, в особенности у малочислен-
ных народов.
В связи с возрастающими потребностями у людей знать историю сво- • его народа появляются небольшие статьи, отдельные монографии и коллективные труды, в которых прямо или косвенно затрагивается проблема этногенеза ногайской народности. В создавшихся условиях весьма актуальной представляется дальнейшая разработка аспектов формирования этногенеза ногайцев, и в частности, выявление роли половцев-кипчаков в формировании ногайского этноса, базирующаяся на письменных источниках, археологических, этнографических и фольклорных материалах.
Своевременность исследования этногенеза ногайцев обусловлена тем, что в последние годы советскими историками накоплен разносторонний материал, без систематизации, теоретического осмысления и обобщения которого невозможно воссоздать сколько-нибудь объективную картину сложения ногай- • ского этноса.
Наша работа - это попытка проследить историю становления ногайского этноса и участие половцев-кипчаков в этногенезе ногайцев. Актуальность темы заключается в том, что тема происхождения народов приобрела в последнее время особую остроту и её рассмотрение требует своего решения.
Тема диссертации как предмет специального исследования до сих пор не изучалась, хотя ряд её аспектов нашёл отражение в отдельных публикациях и обобщающих исследованиях. В этих работах в различной степени анализу подвергались разные периоды развития Золотой Орды, а затем Ногайской Орды, но тема диссертации как единая, взаимосвязанная проблема в поставленных хронологических рамках не рассматривалась. Несмотря на обширность . письменных источников и этнографического материала она до сих пор не стала предметом специального научного исследования. По ней не только не защищено ни одной диссертации, но и не опубликовано ни одной монографии, в которой с последовательно научных позиций раскрывался бы вопрос о роли половцев-кипчаков в формировании ногайского этноса.
Всё это и предопределило выбор нашего исследования, которое является первым обобщающим трудом, посвященным проблеме роли половцев-кипчаков в формировании ногайского этноса.
Выбор исследования темы диссертации объясняется тем, что в исследуемый нами период происходит формирование не только ногайского этноса, но и становление башкир, узбеков, казахов, татар и других тюркоязычных на- . родов. Этот факт объясняется тем, что предки ногайцев и перечисленных нами народов некогда входили в состав Золотой Орды и этноплеменные компоненты участвовавшие в формировании ногайского этноса присутствовали и у упомянутых тюркских народов.
Одним из самых значительных племён было племя кипчак, так как до прихода монгол в восточноевропейские степи Дешт-и-Кипчак населяли многочисленные кипчакские племена, которые и после монгольского нашествия оставались основным населением Золотой Орды.
В диссертации исследуется история половцев-кипчаков середины XI в. (с момента их заселения южнорусских степей), предварающая изучение роли половцев-кипчаков в становлении ногайского этноса.
С помощью различных источников и новейших достижений исторической науки мы попытаемся определить хронологические рамки нашей работы: от выделения из Золотой Орды Мангытского юрта (1391 г.) до первых упоминаниях о ногайцах в русских летописях и западных источниках (нач. XVI в.)
Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые в исторической науке проблема этногенеза ногайцев рассматривается на основе комплексного изучения и использования всей совокупности имеющихся источников и литературы, с точки зрения анализа сравнительной роли племенных компонентов в становлении ногайского этноса, явного перевеса кипчакского компонента над всеми остальными племенами. В диссертации впервые на конкретном археологическом и большом этнографическом материалах сравнивается материальная культура половцев и ногайцев и выявляется общность этих
культур. Новизна работы и в том, что в ней вводится фольклорный материал, который отражает общественный строй ногайцев, помогает воссоздать материальную культуру и традиции народа. В диссертации также использованы «Codex Cumanicus» (Половецкий словарь) и «Документы на половецком языке XVI в.», позволяющие судить о кипчакском языке и утверждать, что ногайцы унаследовали язык кипчаков.
Целью диссертационной работы является не написание очередного историко-этнографического очерка о ногайцах, а попытка проследить хронику политических событий на последней стадии развития Золотой Орды перед самым её распадом, выделение Мангытского юрта из состава Золотой Орды, становление нового государства - Ногайская Орда и нового этноса - ногайцы. Хроника политических событий - это своего рода историко-хронологический каркас, дающий «опоры» для прослеживания более глубинного и менее заметного процесса этногенеза, становления народности, перехода от союза племён как доклассовой категории к народности как категории классового общества.
В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- проследить процесс становления ногайской государственности и скрытый в его недрах незаметный процесс формирования этноса;
- провести анализ сравнительной роли этноплеменных компонентов в становлении ногайского этноса и вычленить племена, сыгравшие решающую роль в этногенезе ногайцев;
- сравнить материальную культуру половцев-кипчаков и ногайцев, выявить общность культур, показать, что ногайцы, в основном, унаследовали материалную культуру половцев-кипчаков;
- раскрыть историческое место языковой преемственности половцев-кипчаков и ногайцев.
К числу целей данной работы не относится полное и окончательное решение вопроса о генезисе ногайского народа, по-видимому, это предстоит сделать будущим поколениям исследователей. Мы же ставили себе более част-
ную и конкретную задачу: выяснить роль половецко-кипчакского компонента в становлении ногайцев и соотнести его со вкладом других этнических компонентов.
Решение указанных вопросов и проблемы в целом имеет практическое и научно-познавательное значение. Результаты, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при составлении обобщающих работ как по истории Россйи, так и по истории Дагестана, а также при подготовке спецкурсов по этнографии народов Дагестана для исторических факультетов университетов Дагестана, при написании курсовых и дипломных работ по истории России и Дагестана. В связи с возросшим интересом народа к своей древней истории и истокам материалы диссертации могут быть использованы работниками образования и культуры в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. В условиях нарастания национального сепаратизма и разрыва дружеских связей между народами стран СНГ лекции, доклады и статьи, освещающие близость происхождения ногайцев и современных тюркских народов: татар, башкир, каракалпаков, казахов, киргизов, узбеков могут послужить актуальной задаче сохранения и укрепления дружбы между этими народами их духовного сближения и преодоления негативных тенденций.
Методологической и теоретической основой диссертации служил принцип историзма, предполагающий изучение любого явления в конкретных исторических условиях и связях, выявление его исторической перспективы, рассмотрение его в единстве настоящего, прошлого и будущего, утвердившееся в отечественной историографии учение о преемственности и взаимопроникновении культур разных народов, о взаимосвязях развития народов в рамках всеобщей истории. И поэтому предпочтение отдавалось системно-структурному, комплексному типу исследования. Источники изучаются и исследуются целостно и в логической полноте. Для полного раскрытия темы использовались ис-торико-сравнительный и историко-типологический методы.
Глава I. Источники и литература.
При написании диссертации автором были использованы различные источники: русские летописные источники, труды как западных историков, так и восточных, привлекался фольклор, а также археологические, антропологические данные и лингвистические материалы.
Первым, кто попытался дать какое-то объяснение неожиданно появившимся на Руси ранее неизвестным кочевым народам был русский летописец-составитель «Повести временных лет».1 Объяснение исходило из библей-
'У
ских знаний. Далее в «Повести временных лет», а затем и в русских летописях даётся более точной определение кочевым племенам, раскрываются взаимоотношения кочевников и русских, описываются в чёткой хронологической последовательности набеги половцев на Русь и ответные походы русских дружин в половецкие степи. В 27 томе «Полного собрания русских летописей» опубликованы три летописных памятника: Никоновская летопись, Сокращённый летописный свод 1493 года и Сокращённый летописный свод 1495 года.3 В сокращённом летописном своде 1493 года даются сведения из истории Золотой Орды: борьба Темир-Кутлуга с Тохтамышем за царский престол и ещё одно большое историческое событие - битва на реке Ворскле (1399 г.). Два этих немаловажных события представляют для нас большой интерес в том плане, что в политической истории Золотой Орды самое активное участие принимают русские, украинцы, молдаване, немцы, литовцы и другие народы. Интересен сговор царя Тохтамыша с литовским князем Витовтом о сферах политического влияния и как политические события, происходящие в одном регионе отража-
1 Повесть временных лет / Под ред. В.П. Адриановой - Перетц.-М.-Л., 1950. -
4.2.
2 Полное собрание русских летописей. -М.: Изд-во Вост. лит., 1962.-Т.2.
3 Полное собрание русских летописей. -М.-Л, 1962.-Т.27.
лись на истории других народов: последствия их для Мангытского юрта заметно отразились и на становлении ногайской народности.
Историческая литература располагает интереснейшими сведениями западноевропейских памятников XIII-XIV вв. К ним относится сообщения Гильома Рубрука1 - участника шестого крестового похода, посла французского короля Людовика IX в Монголию. Целью этого посольства было, кроме возможного заключения союза с «великим ханом» в борьбе против ислама, и создать союз крестоносцев с монголами. Посольство Г.Рубрука высадилось на южном берегу Крыма, через Перекоп вышло в Южно-Русскую степь и, миновав её, добрались до лагеря Бату, а оттуда в Кара-Корум к Мунке-Хану. Пробыв здесь более двух месяцев, вернулось в Европу, путешествуя по Дешт-и-Кипчаку Г.Рубрук оставил описание самой местности, образа жизни кочевников, их верований.
Большой интерес для нашей работы представляет сочинение Плано Карпини «История монголов».2 Своё путешествие в Монголию он совершил приблизительно в то же время, что и Г. Рубрук - в середине XIII в. В своём путешествии Плано Карпини достаточно полно описал состояние монгольского войска и его вооружения, положение татарских земель и особенно тех районов, через которые проезжал. В его сочинении содержится ценный этнографический материал, в котором воссоздана картина того времени.
Чуть позже, в 1271 г., своё путешествие через Восточную Европу и Центральную Азию к монгольскому хану совершил известный венецианский путешественник Поло Марко. Записи его путешествия, переведённые на многие языки, получили широкую известность. Интересны сведения М.Поло о быте татар, их образе жизни. С большим интересом путешественник описывает
1 Рубрук Г. Путешествие в восточные страны. -М.: Гос. изд-во геогр. лит.,
1957.
2 Карпини П. История монголов.-М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1957.
домашний скарб татар, рацион питания. От внимания М.Поло не ускользнул даже такой факт, как ориентировка юрты - он заметил, что двери юрты постоянно обращены к югу, этот элемент привнесли монголы.1
В начале XV в. в Золотой Орде побывал испанский посол Руи Гонса-лес де Клавихо, который оставил нам свой «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406)».2 Труд Клавихо - типичное сочинение средневекового автора, которое интересно не только как документ, в котором отмечаются глазами европейца факты и события начала XV в. на Востоке, но и как своего рода историческая энциклопедия. Для нас интересны сообщения Клавихо о вражде Тимура и Едигея, об интригах, чинимых Едигеем против Тохта-мыша. Клавихо высоко оценил Едигея, как политического деятеля, его полководческий талант.
Труд3 польского историка XVI в. Матвея Меховского, представляет большой интерес для историков, занимающихся историей ногайского народа. Этот труд повествует об истории ногайцев. М.Меховский проследил ход исторических событий, начиная с появления и нашествия татар на половцев до выделения Ногайской Орды как государственного объединения различных племён. Меховский пишет о Ногайской Орде как об одной из самых многолюдных, о первом ногайском князе - Оккасе. Историк описывает обычаи, нравы ногайцев, их быт. Меховский уточняет границы Ногайской Орды, где правят сыновья и внуки Оккаса, отмечает отсутствие товарно-денежных отношений. М. Меховский одним из первых упоминает о существовании ногайцев и
1 Поло Марко. Путешествие в 80 тысяч вёрст по Татарии и другим странам
Востока.-СПб., 1874.
2 Клавихо Р. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406)/
Пер. пред. и комм. И.С.Мироковой. -М.: Наука Главная редакция вост. лит.,
1957.
3 Меховски