автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему: Роль прогрессивных традиций офицеров Российской Армии в воспитании современных военных кадров
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль прогрессивных традиций офицеров Российской Армии в воспитании современных военных кадров"
| I и им
I
ГУМАНИТАРНАЯ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
На правах рукописи
ВОЛОТОВСКИЙ Александр Аркадьевич
/
РОЛЬ ПРОГРЕССИВНЫХ ТРАДИЦИЙ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КАДРОВ
Специальность 09.00.10 — философия политики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
МОСКВА — 1993
Диссертация выполнена на кафедре политологии Гуманита; ной академии Вооруженных Сил.
Научный руководитель — кандидат философских наук, доце] Лушников В. П.
Официальные оппоненты — доктор философских наук, профе сор Воробьев К. А.; кандидат философских наук, доцент Ко даков А. М.
Ведущая организация — Военная академия бронетанков! войск имени Р. Я. Малиновского.
Защита состоится « » мая 1993 года в часов
заседании специализированного совета по философским наук; при Гуманитарной орденов Ленина и Октябрьской револющ Краснознаменной академии Вооруженных Сил (103107, г. Моек! К-107, Б. Садовая, д. 14).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академ1
Автореферат разослан « » 1993 года.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент
МЕНЬШИНИН Б.
Печ. л. 1/.
Зак.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Проблемы обеспечения национальной безопасности преображающегося Российского государства настолько многообразны, сложны и ответственны,что решать их без всестороннего осмысления опыта прошлого невозможно.
Какие нравственные норлы и духовные идеалы могут вдохновить офицера формирующейся армии России? Какой духовно-нравственный выбор можно предложить современному защитнику преобразующегося Отечества? Что позволит избежать колебаний и шатаний в вооруженных силах и в государстве? Что должно прийти на смену нравственному идеалу - Защитника социализма?.На эти и другие вопросы попытался ответить автор в своей работе.
Многое предстоит переосмыслить.Но ясно одно - не восстановив связь времен,вряд ли удастся найти удовлетворительный ответ на вопрос,чем заполнить духовный вакуум? Ныне.когдй уже в новых, принципиально иных условиях ставятся вопросы о защите Отечества, о воинском долге,о воспитании.воинов,офицерской чести,развитии демократии в Армии и на Флоте,обращение к офицерским традициям России вполне оправдано и полезно.Отметая все реакционное,следует берэжно сохранить,упрочить и развить все народное»демократическое, прогрессивное, что питало и обогащало военную культуру России.
Как ни важны внешнеполитические,социально-политические.духовные и другие факторы.фундамент национальной безопасности всегда составляла мощь армии.Россия накопила богатейший опыт решения комплекса вопросов строительства своих вооруженных сил,который заслуживает самого тщательного исследования и учета в решении современных проблем.Определенный интерес представляет и опыт формирований офицерского корпуса России,как костяка вооруженных сил, носителя традиций,гаранта необратимости демократических реформ в армии и на флоте.
"Создавая собственные Вооруженные Силы,Российская Федерация сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых и героических традиций российской армии,^говорится в указе Президента России "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации."1
1.См.:Красная Звезда.-9 мая 1992 года.
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами:
- во-горвых,недостаточностью разработки в отечественной политологической и военной науке проблемы прогрессивных традиций офицеров российской армии и необходимостью освобождения научной мысли от идеологических стереотипов в осмыслении современных процессов в вооруженных силах;
- во-вторыхнеобходимостью использования в работе с офицерами,в их воспитании опыта военно-исторического образования,лучших традиций русской и советской армий.Понятия воинского долга,чести, совести,патриотизма,беззаветного служения Отечеству и защиты его интересов,вплоть до самопожертвования,должны стать святыми для каждого российского воина;
- в-третьих,важностью определения в условиях нравственного кризиса,смены нравственных идеалов,новой нравственной парадигмы офицерской службы на основе научного анализа традиционных нравственно-профессиональных ценностей;
- в-четвертых,необходимостью демократизации в вооруженных силах, объективными потребностями современного этапа развития общества, армии,военной политики,потребностям! реформирования Вооруженных Сил России,а также недостаточной разработкой проблемы преемственности и развития лучших традиций офицеров российской армии;
- в-пятых,необходимостью поиска новых подходов политико-философского анализа прогрессивных традиций офицеров российской армии, способствующих разработке эффективных путей по воспитанию современного офицерского корпуса;
- в-шестых.появление данного исследования вызвано необходимостью теоретико-методологического исследования преемственности и развития прогрессивных традиций офицеров российской армии,способствует решению проблем методологического обеспечения процесса изучения традиции в ракурсе психологии.педагогики и истории,социологии, теории культуры и других наук., представляет возможность рас ширить диапазон направлений и средств воспитания офицеров и курсантов военных училищ.
Все это требует тщательного анализа места традиций в политической жизни,их генезиса и развития,выделения их общих и особенных признаков и свойств исследования механизма воздействия
традиций на деятельность офицера,поиска эффективных способов возрождения лучших офицерских традиций и утверждения новых,соответствующих демократическому этапу развития общества традиций.
Ешш образом,теоретическая и практическая значимость избранной теш диссертационного исследования исходят из потребностей современного этапа общественного развития,необходимости укрепления обороноспособности России и повышения боевого потенциала ее вооруженных сил.
Степень научной разработанности проблемы.№opeтичеекая разработка проблемы прогрессивных традиций офицеров российской армии и их преемственности основана на анализе результатов целого ряда исследований.которые можно свести в несколько групп.
Первая группа представлена работами общетеоретического ха-рактера,анализирующими сущность,содержание,типы и функции традиций.1
Вторая группа представлена работами авторов,исследовавших проблему воинских традиций,процесс их становления и развития.^
Третью группу источников представляют работы,рассматривающие традиции и их роль в нравственном воспитании,особенно воинов армии и флота.3
Х.Аленина P.A.Социальная природа'традиций и их роль в жизни и вазвитии общестза:Автореф.дис. ...канд.филос.наук.-М.,1977;Бага-Е98в Р.Политические традиции как Фактор формирования'и развития политической культуры трудящихся масс:Автореф. дис. ...канд.фи-лос.каук.-Казань,1У87;Дкангужин Р.Новаторство как традиция.-Ал-ма-Ата:Казахстан,1982;Плахов В.Традиции и общество.-М.:Мысль, 1£82{Суханов И.В.Обычаи,традиции и преемственность поколений.-М.:Наука,1976 и др.
2.См.:Гаврилюк Д.Ф.Боевые традиции,их место и роль в формирова-нлиготовности к защите Родины:Автореф.дис. ...канд.филос.наук.-;Л..1£87;Копылов А.В.Критический анализ'традиций вооруженных сил СШАгАвтореф.дис. ...канд.филос.наук.-М.,1886;Рощин JT.B.Методологические вопросы формирования и развития традиций Советских Вооруженных Сил:Автореш.днс. ...канд.йилоб.наук.-М.,1970;Фокин Н.М. Традиции защиты социалистического Отечества как фактор воспитания воинов армии и Флота.-Автореф.дис. ...канд.б&илос.наук.-М. ,1983 и др.
3.Лосев И.В.Проблема традиций и творчества в морали:Автореф.дис. ...канд.филос.наук.-Киев,1987;Новиков В.И.Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе:Автореф.дис. ... канд.тилос.наук.-Пермь,1963:Цветков А.Г.Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров вооруженных сил.-Автореф.дис.
...канд.филос.наук.-М.,1992 и др.
Анализу механизма воздействия традиций на служабно-функци-ональную деятельность офицера,посвящены работы военных исследователей: Вале ева Б.Л..Волкогонова Д.А..Каверина Б.И. .Меркулова В. Н..Миловидова A.C..Табунова Н.Д..Сапегина П.Е и др.
Значительную группу литературы представляют исследования, охватывающие проблему преемственности в духовной и,прежде всего, в нравственной сфере,в том числе применительно к традициям.^
В отдельную группу целесообразно выделить работы,анализирующие процесс развития традиций.
Богаты:: эмпирический материал для обобщения и иллюстрации теоретических положений содержится в трудах дореволюционных военных авторов,в мемуарной литературе.^
Все эти работы представляют большую научную ценность и имеют важное значение,составляют источниковую базу настоящего исследования. Вместе с тем,отдавая должное указанным работам,хотелось
1.См.:Залеев Б.Л.Офицерская Честь //Военная шсль.-№ 11-12.,1991 -С.74-72;Волкогонов Д.А.Советская воинская этика.-М.:Воениздат, 1976;Каверин Б.И.Методологические проблемы исследования связи'об-ществнного сознания и мировоззрения личности советского воина.-М.:ВПАЛ988;КсеноФонтов В.Н.Идеологические отношения и их проявления в духовной жизни советских воинов.-Ы. :ВПА,198В;'/1иловидов А.С.,Сапегин П.Е.,Симанов Л.А.Патриотическое сознание:сущность и Нормирование.-Новосибирск:Наука,1585;Рахимов О.л.Эффективность воинской деятельности ¡нравственный аспект.-¡Л. :В11А,1983;0арих В. Д.Воинские ритуалы.-М. :Воаниздат,1981;Хробостов В.II.Истоки мужества и героизма:0 воспитании у воинов высоких'морально-политических и боевых качеств.-М.:Воекиздат,1982 и др.
2.См.:Баллер Э.А.Социальный прогресс и культурное наследие.-М.: Наука, 1987 :>Сучмаева И.К.Культурное наследие:Современные проблемы -М.:Наука,1987;Суханов И.В.Указ.соч. и др.
3.Земляной С.И.Духовно-нравственный потенциал общественного прог ресса.-М.:3нание,1987¿Культурные ценности:прошлое и современное! /Отв.ред.Кучмаева И.К.-5,1.:ЖАН, 1988;Рябов В.Ф.Наш духовный мир.-Л.:Лениздат,1987 и др.
4.Ол.:Бутовский Н.Статьи на современные темы.-СПб.,1907;Галкин М Новый путь современного аТ;ицера.-СПб. ;1907;Гарлинский Д.Н.Армия и ее живая сила.-СПБ. ,1911;Дитмар С.л.Армия и самодержавие.-Харь ков,1908;Драгомиров М.И.Избранные труды.-М.:Воениздат,1956;Запис А.П.Ермолова.1798-1826 гг.-М.:Высшая школа.1991;Зайончковский П. А.Самодеожавие и русская армия на рубеже 19-20 столетий.-М.: Мысль,1973;Кавтарадзе А.Г.Военные специалисты на службе"Республики Советов.1917-1920 гг.-М.:Наука,1988: Тартакойский А.Г.1812 год...Военные дневники.-М.:Сов.Россия.,1990 и др.
бы все таки отметить,что во-первых,практически нет исследований, объектом которых являются традиции офицеров российской армии и флота.
Во-вторых,в них не получила глубокой научной разработки проблема преемственности прогрессивных традиций офицеров российской армии.
В-третьих,практически не изучены звенья механизма воздействия прогрессивных традиций на деятельность офицеров.
Словом,объективные потребности современного этапа развития общества и его морали,военной политики,потребовали теоретической разработки проблемы преемственности и развития лучших традиций офицеров российской армии,обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования,его объект,предмет,цель и задачи.
Объектом диссертационного исследования являются традиции офицерского корпуса российской армии и флота,как устойчивые,повторяющиеся,передающиеся из поколения в поколение правила,обычаи и нормы поведения офицеров,сложившиеся в процессе исторического развития армии и флота,связанные с деятельностью по защите своего Отечества.
Предметом особого анализа избраны сущность и содержание прогрессивных традиций офицеров российской армии и флота,а также взаимосвязь традиций и процесса военно-профессионального и нравственного воспитания офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении научных характеристик/сущности,содержания,функций.путей,средств.механизма и т.д./ этой взаимосвязи.
Достанениз этой цели предполагает решение следующих основных задач:
-определение на основе философско-политологического анализа сущности и содержания традиций русских офйцеров,их места в системе воинских традиций;
-выявление предпосылок и факторов,обусловивших появление и развитие традиций офицеров российской армии; -разработка основных социально-политических функций традиций офицеров российской армии и формирование на их основе соответствующих качеств офицеров армии и флота;
-исследование системы объективных условий и субъективного фактора, влияющих на эффективность Функционирования прогрессивных традиций офицеров российской армии;
-определение и обоснование этапов становления и развития прогрес сивных традиций офицеров российской армии»исходя из политического анализа содержания исторических временных рамок; -раскрытие исторической специфики преемственности прогрессивных традиций офицеров российской армии и традиций современных офицеров;
-выработка конкретных практических рекомендаций по использованию прогрессивных традиций в деле воспитания командных кадров в современных условиях.
оре тико-ме тододогической основой диссертации являются результаты политологических и философских исследований отечестве ных и зарубежных ученых,в том числе специалистов в области истории ,права,этики,педагогики и психологии,а также трудов военных политологов и философов.посвященных проблемам преемственности и развития традиций в сфере профессиональной морали военных кадра Для теоретических обобщений и выводов использовались результаты конкретных военно-социологических исследований.
Важным источником написания диссертации явились Указы Президента, Приказы Министра Обороны,решения Главного Управления по работе с личным составом,результаты дискуссий и обсуждений современных проблем развития офицерских традиций,нравственной культуры офицерских кадров,излагаемые на страницах периодической печати, в специальной политологической и философской литературе, публицистике.
Эмпирическую базу исследования составили данные социологических исследований,проведенных автором в военном училище,резул: таты опроса слушателей академии,социологических исследований, проведенных центром ВСШШ данные,приведенные в периодической печати,наблюдения,основанные на личном опыте автора. '
П. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ А ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСШСШНИЙ,ВЫНОСИМЫХ НА ЗЩПУ
Научная новизна исследования заключается:
1.Центр военно-социологических,психологических и правовых исследовании вооруженных сил.
- в выявлении сущности и содержания прогрессивных- традиций офицеров российской армии и флота,в определении их функций и места* система воинских традиций и в истории общественно-политической шсли;
- в раскрытии специфики преемственности прогрессивных традиций офицерского корпуса Российской армии;
- в итогах исследования процесса развития прогрессивных традиций офицеров российской аршн .факторов.условий.влияющих на эффективность функционирования прогрессивных традиций офицеров российской армии;
- в обосновании и определении этапов становления и развития прогрессивных традиций офицеров российской армии;
- в определении современных критериев прогрессивности офицерских традиций,в обосновании основных тенденций этого процесса в современных условиях;
- в раскрытии исторической специфики преемственности прогрессивных традиций офицеров российской армии и традиций современных офпцэров;
- в анализе основных направлений использования прогрессивных традиций в деле воспитания командных кадров в современных условиях.
Исходя из содержания и- научной новизны исследования,на защиту выносятся следующие основные положения:
1.Определение сущности.содержания традиций офицеров российской армии,определение их места в системе воинских традиций и в истории общественно-политической мысли.
Проблема традиций появилась в науке как стремление осознать место и роль в общественной практике устойчивых,передаваемых от поколения к поколению,элементов материальной и духовной жизни общества.
В патриархальном общество традиции играли роль основного рэгулятква,составив историческую основу морали,своеобразную пра-мораль.
К античному периоду относится первая попытка создать учение о традициях,в котором традиционность воплощается в понятии • "этос" - нрав,обычай.К традиционным относятся прежде всего такие категории,как "добродетель"7справедливость",что свидетельствует о разработке проблемы традиций в русле зарождающейся этики.В объ-
яснения традиция выделяется направление .которое подходит к это-су исключительно как к духовному образованию.
Средневековье характеризуется господством традиционной морали,т.к. приоритет религиозно-сословного сознания.определил осмысление традиций как священных правил и заповедей.Истолкование обычая и традиции в качестве чисто идеальных форм станет в дальнейшем господствующим в философии.
Для культуры Нового времени свойственно историко-литературное и этнографическое рассмотрение традиций.Признание ведущей иск рико-культурной роли традиций зачастую сочеталось с отрицанием их позитивной роли в настоящем и будущем,что было особенно характерно для периода Просвещения,хотя А.М.Ампер,включает традиции,наряду с кибернетикой,теорией власти и дипломатией в одну общую науку "первого порядка" - политику.
Классики диалектического материализма не оставили разработанных положений о сущности и роли традиций.Для них характерно противоречивое отношение к этому социокультурному феномену.С одной стороны,традиции рассматривались как тормоз общественного раз вития,а с другой признавалась их позитивная роль в истории общества и даже способность положительно влиять на социальные про-цессы.В последующие периоды развития диалектического материализма были сформулированы некоторые методологические основы анализа традиций.Во-первых,традиции должны рассматриваться в неразрывной связи с историческим процессом,особенностями его этапов.Во-вторых .необходимо исследовать совокупность материального и духовного наследия,обусловившего возникновение традиции.В-третьих,ваяно различать прогрессивные ж регрессивные/реакционные/традиции,которые могут быть либо тормозом,либо основой развития.
Для русской политической мысли свойственен культурологический и правовой взгляд на традиции.которые рассматривались как основа для развитифультуры,как гарантия будущего существования общества.
В настоящее время можно выделить три основных подхода к традиции :
Первый подход.функциональный,в центре интереса часто оказывается функция передачи из поколения в поколение тех или иных в основном духовных ценностей данной общности.Этот подход дает
возможность изучения механизма передачи традиций,роли различных институтов в этой передачи,внимания.которое.уделяют этой передачи в данном государстве,обществе»коллективе.
Второй подход, объективи^ий, связан с перемещением внимания исследователя с того,как эти ценности передаются,на то,каковы эти ценности,что подлежит передаче.Второй подход помогает ответить на вопрос,что передается из поколения в поколение.
Третий подход,субъективный,на первом плане здесь находится отношение данного поколения к прошлому,его согласие на наследование,или же протест против этого.
В современной политологической и философской литературе определение сущности традиции сводится,чаще всего,к поиску субстанциональной основы.В качестве таковой чаще всего используются устойч. чивые формы регуляции человеческой деятельности и отношений,такие как обычай,правило,норма,привычка,обряд,нрав и т.п.Исследование ' различных частных случаев традиционности позволяет прийти к выводам:
- традиции распространены и в материальной,и в духовной сферах человеческого бытия;
- традиционность охватывает все классы явлений и процессов,присущих обществу;
- поиск оснований для определения сущности традиций следует вести в ряду наиболее интегративных свойств.характеризующих традиционные явления и процессы.
В результата многогранной деятельности людей по защите своего Отечества формируются и развиваются воинские традиции,которые не являются только простых! отражением процесса защиты Отечества. Они влияют и на причину,порождающую их,так как находятся в диалектической взаимосвязи с политикой,правом,моралью,пронизывают все формы общественного сознания.
Существенными признаками.воинских традиций являютсягмассо-вость;прочность./устойчивость/,преемственность /повторяемость^ эмоциональность.
Наиболее важным свойством воинских традиций можно считать прочность /устойчивость/ - без которой невозможна никакая преемственность. С этим свойством связаны закрепление.усвоение^сохранение и передача традиционного.Другие существенные свойства инте-
грируются в преемственности.Здесь воинская традиция выступает как связь прошлого,настоящего и будущего.
Включенность традиций в процесс передачи ценностей позволяет рассматривать их не только как результат преемственности,а и как часть этого процесса.Т&кого подхода требует и этимология понятия "традиция".первоначальный смысл которого заключается не только в сохранении "преданий",а и в "передаче".
Офицеры являются носителями традиций в Вооруженных Силах, выступают главными проводниками Их в массы.Они передают эстафету сланных дел от одного поколения воинов к другому.
Появление прогрессивных традиций офицеров российской ар:лии было обусловлено экономическими,социально-политическими и правовыми предпосылками.
Формирование и развитие этих традиций происходило под воз-действйём ,по мнению автора,следующих факторов: а/влиянием внешней и внутренней политики государства; б/воздействием военных традиций иностранных государств; в/уровнем отечественной культуры; г/религии;
д/деятельности прогрессивных мыслителей.видных военачальников; е/самим функционированием вооруженных сил.
Таким образом,мы видим,что формирование и развитие офицерских традиций происходило в прямой зависимости от государства и его'политики.
Исследование сущности традиций офицеров российской армии, позволяет определить их как устойчивые,повторяющиеся,переда-ющиеся из поколения в поколение правила,обычаи и нормы поведения офицеров,сложившиеся в процессе исторического развития армии и плота,связанные с деятельностью по защите своего Отечества.
Прогрессивные традиции офицеров российской армии испытывают на себе особенности влияния на них конкретных требований к офицеру,зависящими от характера профессиональной деятельности,а также от требований к офицеру.закрешгенных в правовых документах - уставах,присяге,приказах и т.д.
Изучение и сопоставление различных офицерских традиций свидетельствует о том,что каждая из них имеет определенную структуру,образуемую взаимосвязанными социально-политическими явлениями.
- и -
Первым звеном структуры офицерских традиций является конкретная потребность офицерского коллектива,порождаемая самим фактом его существования,задачами и условиями деятельности.
Вторым звеном в структуре офицерских традиций является мотивация поведения,как отражение в коллективной и индивидуальной психологии соответствующей потребности.
В качестве третьего звена выступает своего рода "програм- . ма" -содержательное наполнение всей поведенческой части традиции.
Процесс образования офицерских традиций осуществляется в соответствии с тремя типами.зависимости устанавливающихся в системе общественных отношений.В одном случае происхождение традиций существенно обусловленно способностями субъекта и представляет собой результат его намерений.В другом случае традиции возникают как непредвиденный.незапланированный,побочный,"косвенный результат субъективной деятельности,т.е непреднамеренно.В послед- " нем случае их образование происходит объективно как органический системный процесс.То есть,одни из традиций являются сознательно созданными человеком.Другие,в несравненном большинстве,возникают как побочные.независимые от непосредственных желаний .целей, побуждений и воли человека,т.е стихийно.
Взаимодействие субъективного фактора и института традиций-историческая проблема,поскольку субъективная деятельность,с которой мы в данном случае имеем дело - это но просто деятельность субъекта,а деятельность особого субъекта - класса,партии,государства и т.д.и не просто субъективная деятельность,а деятельность особым образом организованная - политически,научно,технически и т.д.
Офицерские традиции прочно взаимосвязаны с властью.правом. управлением.
Управление с опорой на традиции обеспечивает динамичное равновесие системы общественных отношений,повышают способность армии противостоять внешним и случайным по отношению к ней влияниям и вместе с тем "гарантируют" ее самосохранение и качественную определенность.При этом традиции и обычаи становятся элементом государственной политики.Правительства на могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность,полагаясь только на насилие.Необходимо уважение законности,традиций.
Содержание системы традиций офицеров российской армии позволяет провести их научную классишикацшо.Специфика исторического бытия офицерских традиций дает несколько оснований для анализа ¡степень общности /или социальный носитель/;сфера проявления; историческое основание;социальная направленность и устойчивость.
Т&ким образом традиции офицеров российской армии представляют собой сложное многоуровневое явление.функционирующее как в материальной,так и в духовной сфере деятельности людей.
2.Обоснование социально-политических функций традиций офицеров российской армии.
Природа традиций русских офицеров не может быть раскрыта достаточно глубоко,если не будут изучены их функции.Необходимость такого анализа продиктована тем,что офицерские традиции имеют систел&-функционалъную природу и в функциях проявляется действительное бытие традиций.То есть под социально-политическими функциями традиций офицеров российской армии мы понимаем ту роль, которую они выполняют в вооруженных силах Российского государства, а также определяют способ поведения офицеров российской армии в вооруженных силах,т.е в социальной системе,являющейся составной частью системы более высокого уровня - всего российского общества.
Основным критерием определения этих функций является социально-политическая направленность содержания традиций офицеров российской армии,влияющих на формирование необходимых качеств офицера как защитника Отечества,их тесная связь с функциями духовного фактора в целом.В связи с этим правомерно выделить следующие Функции:
Нормативно-регулятивную.Суть этой функции состоит в том, что традиции офицеров российской армии способствовали формированию необходимых качеств офицеров на основе координации и развития отношений между классами,нациями,социальными группами,между государством и армией,армией и офицерским составом по поводу защиты своего Отечества,а также в регламентации,ограничении и организации взаимоотношений между офицерами.
Транзитивная функция.Суть данной функции состоит в том, что происходит аккумуляция,консервация и трансляция опыта традиционного поведения из поколения к поколению.Каждое последующее
поколение вступая в жизнь берет у предыдущего не только созданные им материальные ценности,но и его традиции.Благодаря этой функции осуществляется трансформация индивидуального опыта в групповой,в общечеловеческий.С помощью традиций,происходит передача обычаев,правил и норм поведения,которые складывались в процессе многочисленных войн.Вместе с тем,офицеры,овладевали опытом ведения войны,причем,что по мнению автора особенно ценно,сразу в синтезированном,концентрированном виде.
Побудительная функция.Суть данной функции заключается в том,что она усиливает факторы идеологического и психологического воздействия на офицера,побуждает осознанно действовать определенным /целесообразным/ образом в.той или иной ситуации на основе сложившегося положительного опыта.В этом смысле традиции офицеров создают в офицерском коллективе благоприятную почву для деятельности командиров по воспитанию на положительном примере,который побуждает молодых офицеров идти по стопам старших поколений.С другой стороны,традиции офицеров российской армии способствуют искоренению всяких проявлений отрицательногЗ^оведения офицеров .преодолению пассивности,нерадивого отношения к выполнению служебных обязанностей,карьеризма,высокомерия и т.п.
Познавательно - информационная функция.Суть данной функции состоит в том,что традиции побуждали офицеров к познанию окружающей действительности,к совершенствованию своего профессионального мастерства,к борьбе с серостью.
Анализ функций традиций офицеров российской армии позволяет раскрыть характерные особенности этих функций,среди которых можно выделить основные:функции традиций офицеров российской армии находятся в диалектическом единстве{функции по своему характеру динамичны,та или иная традиция может утратить начальную функцию и приобрести другую /другие/.Анализ показывает,что одни и те же функции могут менять свое качеотвенное содержание в силу различных исторических преобразований и обстоятельств.
3. Определение и обоснование этапов становления и развития прогрессивных традиций офицеров российской армии.
Говоря о прогрессивных традициях офицеров российской армии, автор предлогает их определить,как традиции которые выражали национальный интерес России,несли национальные ценности и которые
не только выдержали испытание временем,но и способны активно формировать и оказывать влияние на офицерские кадры.
Важно определить основной критерий прогрессивности.По мнению автора им может быть соответствие традиций национальным интересам государства,общества,вооруженных сил и офицеров.Это соответствие определяет положение офицера в обществе и способствует его авторитету и престижу военной профессии.
Процесс формирования и развития традиций офицеров российской армии был подчинен определенной внутренней логике.Автор исходил из особенностей методологии как политологии,исторической науки, так и других общественных наук.Акцент сделан главным образом не столько на время событий,сколько на политический анализ содержания исторических временных рамок.Что позволило выделить следующие этапы формирования и развития традиций офицеров российской армии;
1 этап - конец 17 до конца 18 веков.- Этап становления, утверждения и расцвета традиций офицеров российской армии.
Фактически Петр "сковал" новую Россию,ее армию и флот,способствовал созданию и расцвету офицерских традиций."В службе честь" - вот наиглавнейший завет Петра,вошедший в плоть и кровь русского офицерства.
Создавая и развивая традиции офицеров,правительство решало несколько задач - повышало престижность службы в офицерском корпусе и в вооруженных силах в целом,повышало боеспособность русской армии и укрепляла монархическую власть русского престола.
2 этап - конец 18 - начало 19 века.- Этап противоборства двух тенденций /Российской и Прусской/.
Павел первым попытался навязать общественному сознанию иные ценности и традиции.что сказалось на военной мощи.России,и в целом на изменении ее внешней и внутренней политики.
3 этап - начало 19 века т февраль 1917 года.-Этап реформирования прогрессивных традиций.
Период между началом 19 века и февралем 1917 года,один из самых сложных для исследования. Это время,когда феодальный строй вступил в полосу кризиса,крепостничество и самодержавие тормозили экономическое,культурное и военное развитие России,обрекали ее на отсталость от передовых стран Западной Европы,это был период вступления России в капитализм,период революционных потрясений.
В начата 80-х годов во внутренней политики царизма возобладал открыто реакционный курс,который проявился в попытке навязать армии несвойственную ей полицейскую функцию,что само по себе вело к разрушению прогрессивных традиций.
Однако большинство офицерского состава осталась верна военному воспитанию на лучших традициях,вырабатывавшему высокие понятия о долге,чести и призвании военного человека,которыми так силен был тогдашний генерал и офицер.
4 этап - с февраля 1917 года - по настоящее время.-Этап становления новых отечественных офицерских традиций на базе прогрессивных традиций офицеров Российской армии и флота.
Очена социально-экономического и политического строя в советский период обусловила существенное изменение системы факторов наследия традиций.К ним можно отнести:новую идбйно-полити-ческую ориентацию;замэну социальной базы наследователя;изменение системы профессиональной морали на основе приоритета морально-политических ценностей;появление новой системы нравственного воспитания, основанной на партийной идеологии;изменение организации и способа комплектования Вооруженных Сил;иной характер личностного фактора.
Главным противоречием,определявшем наследование прогрессивных традиций в советский период,было противоречие между требованиями военной практики и идеологией.Наследование традиций проходило формально,с существенной трансформацией содержания в соответствии с господствующей идеологией.
Сегодняшний период наследования традиций характеризуется глубоким нравственным кризисом »связанным с постепенной утратой вчерашних приоритетов и отсутствием социальных механизмов для возрождения прогрессивных традиций офицеров.
Армия - крепость нации,спаянная традициями,превращается в твердыню,на которой держится наша государственность.
4. Р&скрытие исторической специфики преемственности прогрессивных традиций офицеров Российской армии и традиций современных офицеров.
Поскольку преемственность прогрессивных традиций офицеров российской армии,носит характер наследования,его механизм имеет существенную особенность - творческую переработку субъектом объекта наследовашот.Характер наследования тем самым будет зави-
Г-
сить от степени зрелости субъективного фактора - наеладоваталя.
Процесс наследования предполагает и наличие результата -наследия,т.е совокупности традиционных ценностей,перешедших из прошлого состояния в последующее.
Возможность к наследованию определяется наличием объективных и субъективных условий:сохранением объективной ценности традиций и позитивным отношением к ним со стороны субъекта.осознание им ценности традиций.
Отношение субъекта к наследованию определяет различную активность наследователя.Отношение может быть активным,пассивным, нейтральным и негативным в зависимости от степени соответствия традиции интересам субъекта.
Характер наследования прогрессивных традиций офицеров определяется рядом факторов,основанных на специфике сферы их функционирования: степенью военной опасности,степенью прогрессивности войны.итогами войны.характером развития воспитания офицера,его уровнем культуры,системой идеологической обработки,личностным фактором, социальной базой наследователя,наличием институтов нравственного контроля.
Преемственность в полной мере зависит от социально-политических изменений в обществе,т.к это вызывает смену политики и идеологии.
Процесс преемственности офицерских традиций в дореволюционный период характеризовался рядом противоречий.Прежде всего-мэвду национальными,прогрессивными традициями офицеров.российской армии и флота и прозападными - прусской ориентации,насаждавшимися официальными кругами.Существенное влияние на трансформацию традиций оказало противоречие между представлениями о нравственно-должном и реальной практикой использования армии для разрешения внутриполитических конфликтов.
Можно констатировать,что дореволюционный период наследования характеризовался устойчивостью традиций.К лучшим из них,по результатам социологического опроса офицеров,можно отнести:традиции товарищества,верности Отечеству,мужества и героизма,чести и достоинства,демократизма и высокой культуры,преданности и дисциплинированности, любви к своему делу и заботе о подчиненных,высокого профссионализма и гуманности.рыцарского отношения к жен-
щине.
Изменашо традиционных приоритетов,связанных со сменой социально-экономического и политического строя.определило выход преемственности на новый уровень,связанный с интенсивным пересмотром профессиональных ценностей,с их заменой идеологическими постулатамя.Наследовашге офицерских традиций проходило формально, с существенной трансформацией содержания в соответствии с господствующей идеологией.
Сегодня,глубокий нравственный кризис,в котором находится наше общество,несомненно отрицательно сказывается на процессе возрождения прогрессивных традиций офицеров российской армии и флота.Вкесте с тем,процессы демократизации,деполитизации и роста национального самосознания создают условия возрождения лучших традиций российской армии,объединения всех прогрессивных сил на основе патриотизма и любви к своему Отечеству.
5. Политологическая характеристика основных направлений использования прогрессивных традиций в деле воспитания командных кадров в современных условиях.
Анализ тенденций строительства новой Российской армии,армии демократического правового государства в условиях гуманизации и демократизации общественной и политической жизни,в условиях резко возросшего интереса к своему славному прошлому,учет роли и места традиции как надстроечного явления,позволяют определить следующие направления использования прогрессивных традиций русского офицерства в воспитании командных кадров в современных условиях:
Первое направление,это создание стройной системы общегражданского и военного законодательства,опирающегося на конституционные положения о вооруженных силах Ро с сии;признание примата законов над военной сферой,создание благоприятной правовой базы для возникновения традиций,и их формирования.
Вторым направление» является восстановление системы формирования и развития офицерских традиций.
Третьим важнейшим направлением должно стать изучение и пропаганда военной истории России и ее славных офицерских традиций.
Четвертым направлением может стать расширение системы ду-
ховно-нравствэнных стимулов,введение института поощрений верности долгу и офицерской чести.
Пятым важнейшим направлением должно стать развитие институтов офицерского самоуправления.
Важным направлением является обеспечение соответствия передаваемых традиций офицеров российской армии - уровню политической и общей культуры современных офицеров.И здесь возрастает роль прессы,литературы,телевидения,искусства.Автор считает,что возрождение, развитие и использование прогрессивных традиций офицеров российской армии и флота требует комплексных усилий государ-ства,общественности,командования и офицерского корпуса Вооруженных Сил.
Ценить настоящее и успешно строить грядущее можно только опираясь на положительный опыт,традиции,накопленные предыдущими поколениями.
Ш. ПРАКТИЧЕСКИЕ ШШЯЩВДИ И АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
На основании результатов диссертационного исследования автор,в частности предлагает следующее:
В области теоретической;
- объединенными усилиями военных политологов,философов,социологов,историков и этиков,других исследователей различных специальностей подготовить научный труд.раскрывающий различные стороны, роль и механизм влияния прогрессивных традиций офицеров российской армии на политическую,нравственную,эстетическую,профессиональную, военно-техническую культуру современного офицерского корпуса;
- выработать общую методику формирования и развития офицерских традиций в Российских Вооруженных Силах;
- создать научно обоснованную систему влияния офицерских традиций на поведение офицеров в мирное время,в боевой обстановке и в экстремальных условиях;
-провести анализ методологических основ процесса демократизации жизни вооруженных сил,создания и функционирования их демократических институтов..
В организационно-практической работе; -использовать предложения,изложенные автором в диссертации при доработке общевоинских уставов Вооруженных Сил России;
- Министерству обороны целесообразно совместно с научными центрами разработать рекомендации по внедрению в войска,изучению и практическому использованию традиций офицеров российской армии;
- желательно Министерству обороны совместно с научными центрами, Центральным музеем Вооруженных Сил ускорить разработку,принять
и внедрить:
а/новую форму одежды.связанную традиционно с историей России; б/новую геральдику России и символику ее Вооруженных Сил; в/уточнить и разработать новые ритуалы /ритуалы принятия присяги, посвящения в офицеры,прощания со Знаменем,принятия в офицерское собрание и т.д/.
- можно рекомендовать Главному управлению по работе с личным составом уделить особое внимание вопросам гуманитарной подготовки, обязательно ввести разделы -история Российской Армии и традиций офицерского корпуса,возродить выпуск "Библиотеки офицера".продумать целесообразность создания отдела по организации воспитания на традициях ;
- усилить нравственную направленность учебно-воспитательного процесса в военных вузах,введя курс"0снов профессиональной этики и традиций офицерского корпуса";
- изыскать возможность и открыть при военных академиях специальные школы на правах СНГ,пересмотреть программу обучения в СБУ с 2-х лет до 3-х - 7 лет;
- при аттестации офицерских кадров,при написании отзывов на выпускников военных училищ четче определять их верность лучшим офицерским традициям;
- целесообразно Главному управлению по работе с личным составом, совместно с министерством культуры создать Совет "Армия и Культура",для помощи в духовном и нравственном обновлении армии,для выработки новой культурной стратегии;
- Главному управлению по работе с личным составом,совместно с Воениздатом,студией "Грекова" -подготовить и выпустить серию специальных учебных кинофильмов,слайдов,диафильмов,грамзаписий, наглядных пособий /альбомов,плакатов,схем и др./ по вопросам традиций российского офицерского корпуса,для офицеров и курсантов целесообразно издавать, журнал "Честь имею";
- возродить в Российской армии традиционные для нее воинские
звания;
- для возрождения национальной военной культуры и восстановления исторической справедливости присвоить исторические наименования частей Российской армии вновь создаваемым частям с передачей права наследования традиций и присвоенных ранее отличий.
В интересах совершенствования морально-психологической и информационной работы:
- пересмотреть всю систему воспитания офицерского состава,сосредоточив основное внимание на нормировании нравственного сознания, качеств патриота.высокого чувства чести,гражданственности;
- активнее,с помощью имеющихся теоретических и материальных средств агитации и пропаганды,йорм и методов морально-психологической подготовки и культурно-просветительной работы освещать лучшие традиции,нормы воинского этикета,образцы поведения общения военнослужащих как в условиях военного,так и мирного времени,показывать на конкретных примерах роль и значение традиций в повышении боевой готовности,укреплении воинской дисциплины,поддержании уставного порядка,субординации т„т др.;
- в армейской печати больше публиковать научно-теоретических.методических и публицистических материалов в помощь командирам подразделений по методике использования и пропаганды офицерских традиций в деле повышения культура,дальнейшего укрепления воинской дисциплины,единоначалия,уставных взаимоотношений между различиями категориями военнослужащих и др.
Теоретическая и практическая значимость работы: теоретическое значение диссертации определяется новизной проблемы, что позволяет рассматривать еэ как источник дальнейших исследований традиций офицерского корпуса России.
Практическая значимость исследования заключается в формулировании рекомендаций,воплощение которых позволит существенно сплотить офицерские коллективы,повысить эффективность воздействия традиций на воспитательные процессы у деятельность офицеров,поднять авторитет офицерских кадров,престижность их службы,что в конечном счете скажется на боеспособности войск.
Работа позволяет на основе выявления особенностей становления и развития прогрессивных традиций офицеров российской армий определить основные направления возрождения лучших традиций в
Вооруженных Силах Россия.нравственной культуры отечественного офицерского корпуса.
Положения диссертации могут способствовать процессу возрождения традиционных ценностей морали офицерских кадров,обновлению системы оценок поведения офицера,его нравственной ориентации.Появляется возможность на качественно новой основе внести изменения в "Кодекс офицерской чести",внести новые положения в уставы и наставления.Диссертация дает некоторые методологические основания для анализа проблем профессиональной этики,активизации деятельности офицерских собраний.
Автору представляется,что высказанные предложения по возрождению прогрессивных традиций российского офицерского корпуса и внедрению новых,будет способствовать повышению авторитета офицера в обществ^ формированию у профессиональных военных высоких нравственных качеств,возрождению российского офицерского корпуса, укреплению обороноспособности России и повышению боевого потенциала ее вооруженных сил.
Апробация исследования и публикации по теме диссертации. Основные положения диссертации апробированы автором в выступлениях на международной научно-практической конференции "Современные социальные технологии:сущность,многообразие форм и внедрение" /апрель 1991,г.Белгород/,всесоюзной научно-практической конференции "Политическая роль армии в современном обществе" /май 1991, Москва/,встрече с членами международной делегации Гуманистического Интернационала /тгонь 1992,Москва/,конференции ЕВУЗОВ "О чести и достоинстве советского офицера,история и современность" /январь 1991,Москва/,в сообщениях на кафедре политологии Гуманитарной академии Вооруженных Сил,а также в процессе проведения занятий со слушателями академии.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1.Роль традиций в подготовке молодежи к защите Отечества /Материалы Международной научно-практической конференции в г.Белгороде 18-20 апреля 1991 года.-Белгород.-1991.-0,5 п.л./
2.Культура поведения курсантов.-Тбилиси:ТВАККУ,1988.-1,5 п.л.
3.Прогрессивные традиции офицеров российской армии и их роль в . воспитании современных военных кадров.-//Сборник научных статей.-
«
М.: ГА ВС,1992,- Л 51.- 1 п.л.
4. Роль традиций офицеров российской армии в воспитании современных командных кадров //Политическая роль армии в современном обществе,- Материалы научно-практической конференции.-М.:ВПА,1991.-0,3 п.л.
5.Так жить нельзя,что делать ? //Армия России.-декабрь 1992,0,2 п.л.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она включает: введение,три раздела /первый раздел- "1Ь-незис и сущность прогрессивных традиций русских офицеров"{второй раздел - "Функции и основные этапы становления и развития офицерских традиций российской армии";третий раздел - "Проблемы преемственности прогрессивных традиций офицеров российской армии в воспитании военных кадров в современных условиях",/ заключение ,библиография.
подполковниц/?)' - А.Волотовский