автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Роль провинциальных библиотек в трансформации менталитета русского общества в культуре второй половины XIX - начала XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль провинциальных библиотек в трансформации менталитета русского общества в культуре второй половины XIX - начала XX века"
На правах рукописи
Головань Елена Владимировна
Роль провинциальных библиотек в трансформации менталитета русского общества в культуре второй половины XIX — начала XX века
24.00.01 Теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии
11 НОЯ 2015
Киров-2015
005564276
005564276
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» на кафедре теории и истории культур
Научный руководитель:
доктор культурологии, профессор кафедры истории ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» Едошина Ирина Анатольевна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, доцент кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Института философии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Артамошкина Людмила Егоровна
кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» (Кировский филиал) Семибратов Владимир Константинович
Ведущая организация:
ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
Защита диссертации состоится 27 ноября 2015 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.041.02 при ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет» по адресу: 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26, ауд. 104.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет» по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, д. 89.
Объявление и текст автореферата размещены на сайте ВАК Министерства РФ http://vak.ed.gov.ru и официальном сайте ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет» http://www.vggu.ru
Автореферат разослан «2Г» октября 2015 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
О
' А.А. Машковцев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования заключается в изучении механизмов ментальных трансформаций на материалах содержания и деятельности библиотек в культуре провинции второй половины XIX -начала XX века. Библиотека как особая часть информационной культуры на протяжении веков играла ведущую роль в усвоении человеком базисных ценностей и формировании мировоззренческих ориентации, передающихся из поколения в поколение, что в полной мере отражает генезис библиотечных фондов. Особую актуальность придает работе исследование роли библиотек в процессе демократизации русского общества, усвоения общеевропейских ценностей. Реформы Александра II, открывшие широкие возможности в организации системы народного просвещения, привели к распространению всесторонних знаний посредством внешкольного образования — публичных и народных библиотек, ставших духовным «правилом» народа. Актуальным является постижение последствий ментальных трансформаций в массовом общественном сознании, вызванных трансляцией научного знания, инициированного библиотеками. Значимый аспект в актуальности диссертации представляет определение места и роли чтения художественной литературы в трансформационных процессах в культуре русской провинции.
Реформы 90-х XX века, обусловившие радикальные перемены в стране, открыли «шлюзы» западной массовой культуре, отличной по своим свойствам от культуры русского общества. Сегодня Интернет и масмедиа в значительной степени формируют поведение наших соотечественников, методично распространяя собственные ценностные стандарты, изменяющие традиционный менталитет, что является актуальной футурологической проблемой понимания места библиотеки в социокультурном контексте современности в аспекте динамики русской ментальности. Постижение этой проблемы позволяет увидеть следствия причины утраты современными библиотеками влияния на процесс формировании самосознания, мировоззрения и развития человека в целом, а также обозначить приоритетные направления в деятельности библиотеки как формы культуры для повышения статуса в условиях современного информационного общества.
Степень разработанности проблемы. Уяснение сущности феноменов культуры, к которым принадлежит библиотека, связано с базовыми для культурологии понятиями - ментальность и менталитет (в их русской специфике - в том числе). Принципиальное значение в понимании данных терминов имеют классические труды H.A. Бердяева, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, свящ. П.А. Флоренского, а также работы современных ученых - А.Ю. Большаковой, B.C. Жидкова, И.А. Едошиной, A.M. Камчатнова, В.В. Колесова, С.А. Наумова, JI.H. Пушкарева, О.Г. Усенко, С.Е. Юрлова — и серия выпусков «Язык и ментальность» Санкт-Петербургского государственного университета (2004 — 2006).
Поскольку менталитет есть категория временная, то были востребованы материалы по истории русской культуры, специфика которой раскрывается в трудах В.М. Живова, А.Ф. Замалеева, И.В. Кондакова, A.M. Панченко, М.Н. Покровского, H.A. Хренова, Н.И. Яковкиной.
Деятельность библиотек («книжных собраний») была объектом пристального изучения деятелей просвещения дореволюционного времени. Концепцию библиотеки как собрания книг и одновременно феномена культуры развивали или разделяли К.Н. Дерунов, A.A. Покровский, H.A. Рубакин, В.И. Соболыциков, В.В. Стасов, Л.Б. Хавкина.
Библиотека как социокультурный институт, ее функции в сохранении культурного и духовного наследия рассмотрен в трудах Е.Ю. Гениевой, Т.Б. Марковой, A.B. Соколова, H.A. Фалалеевой, В.Р. Фирсова.
Фундаментальное изучение библиотечных фондов (формирование, свойства, функции, закономерности развития, особенности моделирования, комплектование, использование, коммуникативно-семиотический аспект) представлено в трудах К.И. Абрамова, А.И. Ванеева, Ю.В. Григорьева, М.И. Слуховского, Ю.Н. Столярова, О.В. Суконкиной, В.И. Терешина, В.В. Шилова
В диссертациях Т.А. Камсковой, М.Ю. Матвеева, C.B. Харитоновой учитывается культурологический подход в понимании деятельности библиотек в провинции1. Ценностным аспектам отбора документов в фонд универсальной научной библиотеки посвящена диссертационная работа Г.М. Вихревой2.
Объектом научного исследования является библиотека как социокультурный феномен русской провинции второй половины XIX -начала XX века.
Предмет исследования - культуротворческая деятельность провинциальных библиотек как условие и результат трансформации менталитета русского общества второй половины XIX - начала XX века.
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании связи формирования фондов провинциальных библиотек с ментальной спецификой и культурно-ценностными ориентациями русского общества второй половины XIX - начала XX века.
Задачи исследования:
— обосновать в рамках диссертации значимые для ее проблематики аспекты в понимании терминов «ментальность» и «менталитет», их культурфилософское содержание;
- выявить историко-культурный контекст изменений в менталитете русского общества второй половины XIX — начала XX века;
1 Камскова ТА. Народные библиотеки как явление культуры: дис.... канд. пед. наук: 05.25.03. Самара, 2003; Матвеев М.Ю. Общественные библиотеки России и их читатель, вторая половина XIX - начало XX в.: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. СПб., 1998; Харитонова C.B. Библиотеки просветительных обществ российской провинции второй половины XIX- начала XX вв.: дис.... канд. пед. наук: 05.25.03. Самара, 2004.
2 Вихрева ГМ. Ценностные аспекты отбора документов в фонд универсальной научной библиотеки: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. Новосибирск, 2000.
- на основе анализа библиотечных фондов описать основные социокультурные изменения, в которых отразилась трансформация менталитета русского общества исследуемого периода;
- охарактеризовать основные трансформации в сфере антиномических характеристик менталитета русского общества, которые раскрываются в организации и деятельности народных библиотек в провинции;
- определить главные культурно-ценностные ориентиры, положенные в основу формирования фондов и функций провинциальных библиотек;
- выявить социокультурную обусловленность ценностных ориентации менталитета читателя.
Методология и теоретические основания исследования. В качестве ведущей методологии исследования использован интегративный подход к постановке и решению задач диссертации, синтезирующий системный, культурно-исторический, сравнительно-исторический, аксиологический методы, позволяющие рассмотреть проблему в целостности. Специфика методологии обусловлена также междисциплинарностью исследования, что отражает основной вектор современных культурологических изысканий. В процессе интерпретации содержания библиотечных фондов применялись элементы герменевтического и феноменологического методов.
Научная новизна исследования
1. Выявлен историко-культурный контекст изменений в менталитете русского общества в культуре провинции обозначенного периода.
2. Проведен углубленный анализ противоречивого характера ментальных трансформаций, отражающий конфликт традиционных и либеральных устремлений; впервые представлен анализ этих трансформаций в контексте социокультурных изменений эпохи.
3. Представлена характеристика культурно-ценностных ориентиров менталитета русского общества в культуре провинции второй половины XIX
- начала XX века.
4. Впервые на материалах библиотек Костромской губернии монографически исследован менталитет русского общества в культуре провинции второй половины XIX — начала XX века, раскрыто его влияние на социокультурные процессы.
5. Впервые проведена идентификация печатных изданий из собрания Костромской городской библиотеки-читальни имени Ф.В. Чижова, позволившая с учетом специфики менталитета, скорректировать итоговые наблюдения как о влиянии культурных ориентиров эпохи на содержание библиотечного фонда, так и о влиянии этого фонда на трансформацию менталитета русского провинциального читателя.
6. В научный оборот впервые введены документы из Архивного фонда H.A. Рубакина (НИО рукописей ФГУ РГБ. Ф. 358) - письма к H.A. Рубакину разных лиц из Костромской губернии, касающиеся библиотек.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов диссертации в аналогичного рода исследованиях, при разработке лекций по истории российской (в том числе региональной) культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в работе с иностранными специалистами, студентами и аспирантами, изучающими русскую культуру.
Личный вклад диссертанта состоит в том, что:
- комплексно, на основании анализа деятельности библиотек Костромы и Костромской губернии было осуществлено исследование особенностей их формирования как отражение специфики менталитета русского общества в культуре провинции второй половины XIX — начала XX века;
- обоснован и реализован интегративный методологический подход к изучению формирования народных библиотек как социокультурного феномена;
- выявлены, систематизированы и введены в научный оборот архивные документы, библиотечные каталоги, проведен их анализ.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Представленная работа в целом соответствует формуле специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (Культурология). В соответствии с формулой специальности полученные научные результаты соответствуют пунктам 1.11 — «Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии»; 1.16 - «Традиции и механизмы культурного наследования»; 1.18 - «Культура и общество»; 1.29 - «Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики»; 2.5 - «История культуры и история культурологии».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. «Мощь» русского менталитета, укрепленная православной традицией, имела прочную духовную конструкцию, устойчивую к процессу разрушения. Однако усвоенные образованным российским обществом идеи либерализма рождали иные ментальные ориентиры. Внешнее благополучие страны подтачивалось изнутри — оптимистическое доверие к разуму и вера в собственные силы привели к революционным изменениям в обществе. Значимую роль в этом процессе сыграли библиотеки, повсеместно открываемые в провинции во второй половине XIX — начале XX века.
2. Ценностные ориентиры определяются национальным самосознанием и корректируются временем. Исторически национальное самосознание в России формировалось под влиянием Церкви на основе представления об Истине как о нравственном начале жизни в целом, и знании — в частности. Принимая «вызовы времени», менталитет русского общества трансформируется в сторону секуляризации сознания, ослабления веры. В этих процессах открываемые библиотеки становились, с одной стороны, источником просвещения, а с другой, - неверия и сомнений.
3. Деятельность государственных и частных лиц в формировании библиотек в культуре российской провинции второй половины XIX — начала
б
XX века носила системный характер, в котором отражались ментальные изменения. Регламентация чтения как способ воздействия на читателя определяла общие контуры трансформации менталитета русского общества этого времени.
4. Народная библиотека в провинции явилась новой общественной формой, свободной от сословных ограничений, что послужило примером равноправия и гражданских свобод. Структура и состав фондов библиотек стали отражением ментальных процессов в культуре русской провинции: рациональное постижение мира развивало утилитаристские приоритеты, связанные с качеством жизни. В результате свойственная русской ментальности метафизика подменяется практицизмом: Истина оборачивается практическим знанием, Добро сводится к достоинствам материального мира, Красота сужается до эмоциональной области бытия.
5. В своей деятельности библиотеки активно влияли на процесс ментальной трансформации русского общества в провинции. Читатель как социокультурная модель времени является олицетворением нового русского человека, чья ментальность в значительной степени определяется книжным знанием. Библиотека и чтение приводят к противоречивым результатам, внося в процесс инкультурации драматизм, связанный с критическим отношением к провинциальной культуре; выработке активной деятельностной позиции взамен пассивной созерцательности, революционному радикализму.
Апробация результатов исследования.
Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культур ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова», прошли апробацию в докладах на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научных конференциях в 2011 - 2015 гг. в Костроме, Москве, Павлодаре.
По теме диссертации опубликовано 11 работ, в том числе 4 - в рецензируемых изданиях ВАК.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы в количестве 334 наименований и приложения. Объем диссертации составляет 226 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень её научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи, методологические и теоретические основания, научная новизна; формулируются положения, выносимые на защиту; выявляется теоретическая и практическая значимость работы, охарактеризован личный вклад диссертанта, представлена апробация результатов исследования.
В первой главе «Библиотека как форма репрезентации менталитета русского общества в культуре провинции второй половины XIX — начала XX века» представлены некоторые аспекты понятий «менталитет» и «ментальность», определена специфика национальной ментальности, её временные трансформации на примере стремительного развития библиотек в провинции в контексте исторического времени, выявлены причины этого развития и способы влияния на ментальные процессы, представлена социокультурная модель читателя.
В параграфе 1.1 «Национальная ментальность: константы и влияние времени» ментальность анализируется как культурологическая категория, выступающая основанием для выявления и объяснения принципов формирования библиотечных фондов как феноменов культуры. Ментальность выражается в комплексном представлении о мире в виде верований, социальных и этических ценностей, образа природы, пространства и времени, закрепленных характерными константами - религиозной нравственностью, добротой, трудолюбием, патриотизмом и коллективизмом русского народа. Антиномичность русской ментальности определяет самобытность и непохожесть России ни на какую другую страну мира.
Ментальность обладает определённой степенью изменчивости в процессе развития, что зафиксировано в понятии «менталитет», восходящем к латинскому существительному женского рода «mens» («mentis»), семантическое поле которого включает не только «ум, мышление, разум», но и самую «мысль», а также «настроение, воспоминание, душевный склад, гнев, страсть, мужество»3. Даже из этого неполного представления всей совокупности значений слова «mens» видно, что менталитет не исчерпывается только собственно деятельностью ума (отсюда дифференциация: mens et ratio - разум и ум), предполагая его непременным атрибутом эмоциональную сферу. Наличие представленных коннотаций позволило французскому этнологу JI. Леви-Брюлю ввести в научный оборот концепт «менталитет» («mentalite»), который понимался автором как форма мышления, соответствующая определенной общественно-исторической ситуации («закон партиципации»). Отсюда рабочее определение понятия «менталитет» — миропонимание, подверженное влиянию идеологем времени на константы ментальности. Менталитет обусловливает стереотип поведения в исторически конкретных условиях, но в типичных для национальной (в данном случае - русской) культуры проявлениях. Представляя сферу неявного знания, будучи одновременно связанным с национальными культурными доминантами, русский менталитет второй половины XIX -начала XX века окрашивается устремлениями противоположного характера, вызванными реформами и историческими событиями. Согласно концепции смены исторических эпох, одним из основных направлений трансформации менталитета является переход от крестьянского уклада к городскому, который постепенно осуществляется под влиянием объективных
3 Латинско-русский словообразовательный словарь / Авт.-сост. Г.В. Петрова. М., 2008. С. 311.
8
миграционных процессов, продиктованных реформами Александра II. Реформы в государственном устройстве, имевшие общую цель демократизации общества, носили противоречивый характер, заключавшийся в конфликте идей европейского либерализма, насаждаемого частично правительственными кругами и образованной частью общества, и религиозной основой русской народной культуры, который обострил анархические характеристики, свойственные русскому менталитету и расшатывающие её духовно-нравственные устои. Исторические события («кровавое воскресенье», русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война) объединили образованную часть общества и простой народ в критическом отношении к царю, который перестал восприниматься как помазанник Божий. Одновременно в отличие от образованной части общества простой народ не утратил веру в Бога.
В параграфе 1.2 «Способы воздействия на ментальные трансформации посредством регламентации чтения» в качестве таковых автором рассматриваются издания для народа, программы народного чтения и регламентация чтения в библиотеках.
Издания для народа, предпринятые И.Д. Сытиным, изначально составляли лубочные картинки и народные лубочные книги. Лубочные картинки «Николай Чудотворец» и «Страшный суд» в крестьянской избе занимали место рядом с образами. Крестьянское сознание не отличало иконы от религиозного лубка, так как еще с XVIII века исходниками для духовных картин служили западноевропейские печатные листы, идентичные иконам после церковных реформ Никона. Наличие в избе религиозного лубка свидетельствовало о приверженности семьи к вере, а его отсутствие наводило на мысли о безверии или равнодушном к ней отношении. «Приспосабливая» народное сознание к изменениям внешнего мира, издания И.Д. Сытина являлись факторами влияния на трансформацию базисных основ менталитета русского общества. Лубок, заменивший икону в народной избе, дополнили произведения классической литературы и календари, дававшие разносторонние, в том числе новые научные сведения, изменявшие отношение к традиционным ментальным основам - религиозности и царской власти.
Программы народного чтения. Наиболее обстоятельной тематической программой в исследованиях народного чтения, на наш взгляд, являлась «Программа для собирания сведений о том, что читает народ и как он относится к школе и книге» A.C. Пругавина, рассматривавшая разные типы библиотек и условия пользования ими. Посредством вопросной системы открываются мало известные стороны крестьянского сознания конца XIX столетия, для которого книга являла духовную ценность, вносила коррективы в привычные представления, увлекала в мир не только практический, но и сугубо светский (в отличие от книг духовного содержания). Содержание Программы строилось на внимательном исследовании того, что читали крестьяне, и что на этом основании им можно было предложить. Причем
предлагаемая литература носила просвещенческий характер, что имело целевой задачей воздействие на народное миропонимание. Решение этой задачи напрямую было связано с развитием публичных и народных библиотек, выполнявших просвещенческие функции и постепенно приобретавших черты историко-культурных центров в провинции, которое, однако, сдерживалось регламентирующими правилами.
В частности, регламентация чтения заключалась в разработке и введении «Правил о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними» (1890), с одной стороны, упростивших порядок открытия библиотек, поставив их разрешение в зависимость от воли губернатора, с другой стороны, крайне ограничивших выбор книг в фонды. С 1872 года запрещённые книги подлежали уничтожению без возбуждения судебного преследования автора. Например, в 1882 году тираж книги A.C. Пругавина «Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства» был изъят из производства и уничтожен. Первая книга A.C. Пругавина о Расколе, составленная из статей и очерков, опубликованных ранее в периодической печати (в газетах «Русская мысль» и «Голос»), могла оказаться доступной грамотной части простого народа и повлиять на распространение народнических идей и учений, чего власть допустить не могла. В период с 1860 по 1890 годы Учёным комитетом Министерства народного просвещения для каталогов народных библиотек было одобрено только 10 % от общего числа изданий. Библиотека, имевшая в фонде подобную литературу, не могла удовлетворить требования не только детской ученической аудитории читателей, но и взрослого крестьянского населения, обращавшегося за книгой. Правила были сформированы таким образом, чтобы отстранить посетителей от проблемного чтения, вредного в охранительном понимании властных структур. С 1884 года в целях усиления надзора за библиотеками Министерством внутренних дел стали издаваться «Алфавитные списки произведений печати, не допускаемых к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях», которые явились частью комплексных мер, направленных на укрепление центральной и губернской власти и ужесточение контроля за революционным движением в стране. Произведениям писателей-разночинцев (демократов), включённым в первый список, которые обличали социальные и классовые противоречия в пореформенной России, «ломали» канонические догматы Церкви, «покушаясь» на государственные устои, противостояли так называемые антинигилистические романы («Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Подспудные силы» H.A. Чаева, «На ножах» и «Некуда» Н.С. Лескова). В полемике разных представлений о путях развития русского общества нашли отражение его ментальные трансформации. Нигилизм (термин, применённый и распространённый М.Н. Катковым) по своей сути отрицал все традиционные ценности русского народа, призывал к тотальному разрушению во имя построения некоего абстрактного счастливого будущего. Когда же произошли февральская революция и октябрьский переворот, то общество (в
Ю
том числе и передовых взглядов) иначе осознало эту идею, открыв подлинные причины давних споров.
Таким образом, регламентация чтения в истории комплектования фондов библиотек как фактор влияния отражает специфику русского менталитета второй половины XIX - начала XX века, характерной стороной которой является ее неустойчивость вследствие пребывания в постоянной критике традиционных ценностей со стороны либерально-демократических кругов, стремящихся к революционным преобразованиям русского общества.
В параграфе 1.3 «Читатель как социокультурная модель времени (на костромских материалах)» рассматриваются ментальные изменения читателей в процессе их инкультурации, представляется социокультурная модель читателя.
Читатели-подписчики и бесплатные абоненты библиотек предстают в виде поколений и определённых социальных групп, непосредственно участвующих в жизни общества, социально-демографические характеристики которых определяют разные признаки состава библиотечных фондов. В реконструкции условного читателя как представителя той или иной социальной группы рассматриваемого периода наиболее ценными являются документальные свидетельства - результаты анкетирования, письма и творческие послания читателей. По мнению автора, особый интерес представляют письма, адресованные H.A. Рубакину разными лицами из Костромы и губернии, в которых раскрываются их ментальные особенности, дающие основания для объективной характеристики фактов времени, отражающих особенности трансформации менталитета. За период с 1895 по 1915 годы H.A. Рубакину написали 14 человек разного возраста и разного социального положения. В одном из корреспондентов — И.М. Грачеве -обнаруживается личность, олицетворяющая социокультурную модель нового русского человека, ментальность которого определяется книжным знанием. Появление такого нового человека из провинциального общества было непосредственно связано с процессами отходничества, влиявшими на изменения профессионального статуса и социальное положение. В городе, альтернативном деревне многообразными видами профессиональной деятельности, крестьянин должен был адаптироваться к особенностям новой социальной среды. В процессе инкультурации менялись его манеры, стереотипы поведения. Устойчивой становилась привычка к чтению газет и посещению библиотек, игравших значительную роль в изменении крестьянского менталитета. Особое место в инкультурации занимали женщины, во второй половине XIX века составлявшие 52 % от общей численности населения Костромской губернии. Процесс инкультурации учительницы Л.М. Красовской, инспирируемый чтением (возможно, изначально неосознанным) современной либеральной печати, повлиял на её менталитет, внеся в него драматизм и критическое отношение к провинциальной культуре в целом.
Переписка H.A. Рубакина отразила индивидуальные стороны процесса инкультурации читателей в их духовных устремлениях к самопознанию, идеалу, самосовершенствованию, верному устройству жизни, выработке активной деятельностной позиции взамен пассивной созерцательности, революционному радикализму сообразно запросам времени. «Вхождение» в культурное пространство представителей разных социальных групп осуществлялось неоднородно, в зависимости от уровня образования, условий труда и экономической свободы и прочих факторов.
Во второй главе «Фонды библиотек как отражение ментальных ценностей в социуме русской провинции» рассматривается роль земских уездных органов и частных лиц в организации публичных и народных библиотек, осуществлявших формирование системы ценностей нового времени, что неизбежно влекло трансформацию самого понимания сути Истины.
Параграф 2.1 «Социокультурная обусловленность ценностных ориентиров менталитета читателя в ментальном аспекте» посвящен рассмотрению содержания библиотечных фондов, являвшихся отражением дуальной ситуации русского менталитета, пребывавшим между верой и ее критикой.
Одним из следствий приобщения народа к книге была секуляризация общественного сознания. В России значительную роль в этом процессе сыграли работа Ж. Ренана «Жизнь Христа», в которой отрицалась Божественная сущность Творца, и книга Ф.В. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа». В обеих книгах утверждался земной характер жизни Спасителя, подчеркивалась его человеческая природа, и отрицалось всё, что было связано с чудом. Когда народное сознание сталкивалось с подобным взглядом на события христианской истории, его неизбежно охватывала смута, разделяя прошлое и настоящее. Традиционная ментальность подвергалась мощному натиску и постепенно ослабевала. Одновременно процесс секуляризации мировоззрения крестьянства упрочил положение книги и библиотеки как наиболее достоверного источника познания образа мира. Художественная, историческая и научно-популярная литература постепенно «укоренялись» в сознании читателей как новая материалистическая опора, дававшая разносторонние теоретические и практические знания, используемые в общественной жизни. Характер изменений в содержании фондов библиотек можно определить изменениями в национальном менталитете: секуляризация религиозной системы взглядов о мире и обществе отразилась на целом комплексе культурных взаимосвязей - книжного, печатного и библиотечного дела. Издание дешёвых книг для народа, развитие школьного образования и создание разных типов библиотек привели к изменениям ментальных ценностей в народной среде: осуществился «переход» от религиозной книги к книге светского содержания (художественной, исторической, естественнонаучной), от житийной литературы - к романам, повестям и пьесам русских классиков, широко представленных в библиотеках. Одним из
проявлений изменений в русской ментальности являлся «женский вопрос», ставший в России одним из основных в общественной проблематике демократической прессы и книгоиздания, выпускавшего многочисленные книги и брошюры, посвященные изучению вопросов женского движения, которые пополняли коллекции публичных библиотек.
Русская ментальность, принимая «вызовы времени», не могла не трансформироваться. Базовые принципы, особенно вера, хотя и сохранялись, но подвергались мощному воздействию со стороны образованной части общества, что вело к секуляризации сознания. В этих процессах книга играла значимую роль, будучи, с одной стороны, источником просвещения, а с другой, - неверия и сомнений.
В параграфе 2.2 «Роль библиотек в формировании ценностной системы ментальных трансформаций» определяется значение деятельности уездных земских управ и частных лиц по организации и развитию публичных и сети народных библиотек, фонды которых имели светский характер, направленный на определение новых ценностных приоритетов, трансформирующих традиционное общественное сознание.
Значительную роль в воздействии на менталитет играла художественная литература, занимавшая в фондах публичных библиотек до 70 % от общего их состава, что свидетельствует о светском, просветительском характере библиотек, отражавшем мировоззренческие ориентиры составителей и направленность влияния на читателей. Для низших слоев населения -крестьян и мещан, а также для лиц других сословий, приближавшихся к первым двум по уровню образования и социальным условиям, — земскими управами и частными лицами открывались народные библиотеки, имевшие в фондах «хорошее и полезное чтение» для народного читателя. Обратим внимание, что именно земства инициировали создание библиотек в российской провинции, воспринимая библиотеки как место светского просвещения простого народа. Библиотека явилась одной из форм новой культуры, соответствующей сущности местного самоуправления. Но сущность эта питалась из источников, чуждых традиционной ментальности, потому требовала от человека отказа от наследия предков во имя новой жизни, в которой господствовал естественнонаучный взгляд на мир, а библиотека рассматривалась как средство для поддержания грамотности в народе и отвлечения молодежи от «непроизводительного» труда. Земства не церковными, а светскими способами стремились исправить народную жизнь, используя чтение как форму организации свободного времени. Библиотеки воспринимались как ступень к формированию иного государственного устройства.
В провинции библиотека оказалась форпостом интеллигентного развития читателей. Рост библиотек, созданных для народа, явился итогом прогрессивно-либеральной деятельности государственной власти в лице уездных земских органов. Общедоступность и бесплатность, отсутствие залоговых и штрафных условий послужили привлечению большого
количества грамотного и неграмотного населения в библиотеки, вследствие чего повысился образовательный и культурный уровень местных граждан, часть которых следовала трезвому образу жизни. Естественнонаучный и художественный состав фондов библиотек, сложившийся на основе либеральных взглядов попечителей и представителей земства, отразился в дальнейшей трансформации менталитета русского общества в провинции, направленность которой определялась развитием интеллектуальных способностей человека, становлением его как личности, способствующей формированию гражданского общества.
В параграфе 2.3 «Структура и состав библиотечных фондов как отражение ментальных процессов в культуре русской провинции» представлен анализ библиотечных фондов на примере публичной библиотеки H.A. Сунгурова.
Традиционные ментальные ценности - Истина, Добро, Красота, -находят настоящее воплощение в библиотечных фондах, особым образом встроенных в ценностную систему общества, как источник (носитель) духовных ценностей и как продукт ценностей материальных. Русский менталитет этого времени подвергает одновременно и критике, и утверждению базовые ценности веры, и культурная миссия библиотеки заключается в выработке нового менталитета, сущность которого составляет естественнонаучная картина мира. Об этом свидетельствует малый процент книг духовного содержания (2 %) в публичных библиотеках (например, библиотеки H.A. Сунгурова), обозначающий соблюдение скорее неких цензурных требований, нежели их значимости. Так, русская дворянская интеллигенция просто соблюдала обряд. Хранение церковного предания постепенно (и далеко не всегда) «оживало» как органическая часть миросозерцания. Эти 2 % книг отражают не просто их количество, а общественное безразличие к духовной литературе. Душеполезное (религиозное) чтение предназначалось простому народу, чьё сознание ещё не было «просвещено» передовыми идеями времени, как дань этой самой непросвещённости. Книги гуманитарного содержания, составлявшие 4 % фонда, более дифференцированы по содержанию. В этой разнице прослеживается стремление упрочить гуманитарные знания как мировоззренческие, потому философия оказывается на первом месте, а далее следует логика, уже напрямую апеллирующая к рациональному способу постижения феноменов бытия и самого бытия, человека в том числе. Потому столь логичным выглядит отдел книг естественнонаучного содержания, который открывает математика. Обширными по содержанию являются историко-общественные отделы (включая критику), основанные на естественнонаучном подходе. Отделы прикладного, художественного и языковедческого характера составляют «ядро» библиотеки: на русскую и зарубежную литературу приходится 40 % фонда, на детские книги — 11 %. Обилие художественной литературы объясняется одной из фундаментальных характеристик русской ментальное™ - её литературоцентризмом
(И.В. Кондаков). В истории отечественной культуры литература заняла место житий святых, имплицитно сохраняя наследуемую сакральность, которой наделялось слово писателей. Причём сакральность понимается здесь в пушкинской формулировке («глаголом жги сердца людей»), а сам писатель обретает черты пророка, демиурга.
Анализ структуры и состава фондов библиотек выявляет ориентиры системы ценностей, которая была направлена на корректировку традиционных ментальных установок русского народа с целью формирования личностного начала. Приобщение к естественнонаучным знаниям благоприятствовало формированию личности, способной анализировать происходящие события, занимать определённую позицию. Рациональное постижение мира внушало доверие к прогрессу и (параллельно) прививало утилитаристские приоритеты, связанные с качеством жизни. В результате Истина оборачивалась практическим знанием, Добро сводилось к достоинствам материального мира, а Красота сужалась до эмоциональной сферы: свойственная русской ментальное™ метафизика подменялась практицизмом. Конечно, чтение формировало думающую личность, но вектор дум был уже заложен в фондах библиотек.
В параграфе 2.4 «Дух времени» в детско-юношеском чтении: ментальная специфика жанров» обозначаются общественно-политические черты времени, определяющие жанровую специфику в чтении детей и юношества.
Сущность термина «дух времени» заключается в том, что утверждается в качестве принципа или движущей силы за определёнными мнениями, суждениями и действиями коллективного характера. С этих позиций возникновение научно-популярной литературы во второй половине XIX века и её дальнейшее развитее явилось следствием не только высоких достижений отечественной и европейской науки в области естествознания и научного прогресса, но стало выражением духовно-практического освоения природы и мира человеком, социально-культурного развития личности.
«Дух времени» отразился в жанровой специфике беллетристической детской литературы. В авторской сказке, хорошо разработанном в русской литературе жанре, отпечаталось время идейной борьбы за умы и души людей: в привычную для народа форму вкладывалось новое политическое содержание, направленное на критику царской власти. Эта незаметная подмена в сказках Марко Вовчок, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого -одна из характерных черт русского менталитета второй половины XIX столетия, всесторонне отражённая фондами библиотек. Детская психологическая проза (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой) в своем развитии обретает общественно-политические черты, обнажая негативные и даже уродливые стороны современной жизни (В.Г. Короленко). В то же время неоромантические герои приключенческой литературы Р.Л. Стивенсона и Р. Киплинга, подобные «ницшеанскому сверхчеловеку» с несколько «размытыми» границами добра и зла, привлекают детское воображение и
занимают одно из центральных мест в детско-юношеском чтении. Массовое распространение в библиотеках на рубеже веков получают сочинения из «сыщицкой литературы». Увлечение детективами явилось прямой реакцией менталитета на войну с Японией, революционные выступления, террор, которые усложняли однообразную обыденную жизнь и одновременно повышали чувства пережитого, заостряли интерес к смелым героическим личностям, действовавшим в реальном или иллюзорном мире-. По данным анкеты об идеалах учащейся молодежи (1909) герои сыска оказались более привлекательными, чем учёные и писатели (А.Э. Брем, Д.И. Менделеев, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев) и даже Иисус Христос.
Таким образом, детско-юношеское чтение по своему содержанию вполне соответствовало «духу времени», что отражает сложившаяся система жанров, напрямую связанная с ментальными трансформациями своего времени, проявившимися в демократической направленности, связанной с человеческой личностью, бунтующей против произвола, стремящейся к свободе и независимости.
В Заключении излагаются основные результаты исследования, в основу которого положена категория ментальности, кумулирующая неизменные константы, обеспечивающие национальную идентичность, изменения которой соотносятся с закономерностями исторического развития и складываются в специфику национального менталитета, отражающую парадигму сознания определенного времени:
происходит формирование сущности нового русского человека как социокультурной модели времени, чья ментальность полностью определяется книжным знанием.
Особое место в этом знании занимают, помимо научных, художественные тексты, широко представленные в библиотеках, которые постепенно вытесняют религиозные книги и, таким образом, трансформируют традиционное религиозное сознание в сторону секуляризации.
Диссертант обозначает вектор дальнейшей разработки поставленной проблемы, которая сегодня нуждается в исследовании модели современной личности в условиях социокультурного контекста, определяемого информационным обществом. Новые ментальные трансформации порождают новые общественные кризисы, ведущая роль в которых принадлежит информационным технологиям. Сможет ли библиотека занять утраченную позицию лидера в глобальной культурно-коммуникационной системе, -вопрос для новых исследовательских проектов.
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях:
В ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Головань, Е. В. К. Н. Дерунов. Послесловие к юбилею / Е. В. Головань // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2011. — № 5 - 6. - С. 74-80.
2. Головань, Е. В. Книжные фонды библиотек и регламентация чтения во второй половине XIX - начале XX вв. (Костромская область) / Е. В. Головань // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2013. — Т. 19,-№4.-С. 189-192.
3. Головань, Е. В. Научно-популярная литература для детей и юношества второй половины XIX - начала XX вв. как отражение «духа времени» (по материалам каталогов библиотеки Н. А. Сунгурова в Костроме (1898 - 1904) / Е. В. Головань // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 219-222.
4. Головань, Е. В. Раскол в исследованиях второй половины XIX в. (по каталогам библиотеки Костромского общественного собрания, (1899 -1906)) [Электронный ресурс] / Е. В. Головань // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/121 -18441 (дата обращения: 09.04.2015).
В других изданиях:
5. Головань, Е. В. Александр II: Хроника реформ просвещения / Е. В. Головань // Культура земли Костромской: традиции и современность. Личность в культуре Костромского края: Сб. науч. тр. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. - С. 89-96.
6. Головань, Е. В. Библиотека в современном информационном обществе / Е. В. Головань // Сапоговские штудии — 2012. Современное гуманитарное знание: Сб. науч. тр. / сост. И. А. Задоров, А. Ю. Стогниенко. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. - С. 48-52.
7. Головань, Е. В. Григоровская женская гимназия как отражение общественного сознания учащихся средней школы в волнениях 1905 г. / Е. В. Головань // Женские мотивы и образы в культуре русской провинции: (К 155-лет. со дня основания первой женской гимназии в России): Сб. науч. тр. / Сост. И. А. Едошина, И. А. Задоров; отв. ред. А. Ю. Стогниенко. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. - С. 13-19.
8. Головань, Е. В. Издания для детей и юношества: По материалам каталогов библиотек Н. А. Сунгурова (бывшей Е. Ф. Олоховой) и Н. П. Стайновского в Костроме (1904 — 1908 гг.) / Е. В. Головань II Сапоговские штудии 2013. Современное гуманитарное знание в России: Сб. науч. тр. / сост. А. Ю. Саранин, Е. В. Свешникова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - С. 62-69.
9. Головань, Е. В. Народное просвещение в 1888 - 1891 гг. Опыт начальных училищ Костромской губернии / Е. В. Головань // Актуальные вопросы культурологи, истории, филологии: Сб. науч. ст. / сост. А. Ю. Стогниенко, А. А. Бубнихин; отв. ред. А. Ю. Саранин. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - С. 48-52.
10. Головань, Е. В. Национальный менталитет и ментальность книжных фондов / Е. В. Головань // Библиотека ВУЗа - ведущие направления развития: Тр. региональной межвуз. научно-практ. конф., Кострома, 10 - 14 ноября 2014 г. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - С. 51-66: ил.
11. Головань, Е. В. Общественные библиотеки-читальни как социальные институты культуры в конце XIX - начале XX вв. (на примере Костромской городской общественной библиотеки-читальни имени А. Н. Островского и городской общественной библиотеки-читальни имени Ф. В. Чижова) / Е. В. Головань // Актуальные вопросы культурологи, истории, филологии: Сб. науч. ст. / сост. И. А. Едошина, А. Ю. Саранин; отв. ред. А. Ю. Стогниенко. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - С. 209-216.
Подписано в печать 12.10.2015 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,45. Тираж 100 экз. Заказ№117.
Отпечатано в полиграфическом цехе издательства ООО «Радуга-ПРЕСС» т. (8332) 262-390 610044, г. Киров, ул. Лепсе 69-48.