автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса"
На правах рукописи
Жуковская Татьяна Михайловна
РОЛЬ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА В РЕАЛИЗАЦИИ РИТОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ)
Спецдальность 10.02.04 - германские языки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва-2006
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре фонетики английского языка факультета иностранных языков
доктор филологических наук, доцент ФРЕЙДИНА Елена Леонидовна
доктор филологических наук, профессор
МАГИДОВА Ирина Марковна
кандидат филологических наук, доцент
ВЕЛИКАЯ Елена Васильевна
Московский институт открытого образования
Защита состоится 2006 г. в /0 часов
па заседании диссертационного советй Д 212.154.16 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд.
Научный руководитель -Официальные оппоненты —
Ведущая организация -
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.
Автореферат разослан <//» 2006 г.
Ученый секретарь , я.
диссертационного совета ^уц^' -."" МурадоваЛ.А.
Изучение «речевого голоса» как сложного многокомпонентного звукового феномена является одним из актуальных направлений современной фонетики. К настоящему моменту накоплен значительный объем знаний о звучащей речи и об особенностях речевого голосообразования. Однако до сих пор остается много вопросов, вызывающих дискуссии. Это связано с полшшформативным и многофункциональным характером речевого голоса.
К числу таких проблем относятся, например: определение речевого голоса; компонентный состав этого, явления; функциональная значимость речевого голоса в целом и его составляющих в частности.
Особого внимания заслуживает вопрос, касающийся особенностей реализации речевого голоса в различных видах устной коммуникации, в частности, в публичной речи. Изучение речевого голоса в риторическом дискурсе позволяет, с одной стороны, установить его функциональную значимость, а с другой стороны, уточнить представления о самом речевом голосе и его компонентах.
В реферируемой диссертации предпринимается попытка установить роль речевого голоса и его составляющих в реализации устного монологического выступления.
Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной фонетики и риторики к изучению феномена «речевой голос», в частности, к вопросам, связанным с его ролью в обеспечении эффективности риторического дискурса. Актуальность данного исследования определяется также необходимостью комплексного описания компонентов речевого голоса и установления их функциональной значимости.
Научная новизна исследования заключается в синтезе лингвистического и риторического подходов к описанию фонетического явления - «речевой голос». Предлагается классификация речеголосовых
компонентов, входящих в состав номенклатуры речевого голоса, и выявляется их риторическая значимость.
Объектом исследования в работе являются современные британские публичные речи (академическая, политическая и траурная).
Предметом исследования является речевой голос, который рассматривается как одно из средств реализации эффективной публичной речи.
Дель исследования состоит в выявлении и описании состава речевого голоса и в установлении риторической значимости речевого голоса в целом и его компонентов в частности при реализации академической, политической и траурной публичных речей.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть компоненты речевого голоса с точки зрения классической и современной риторики, описать их звуковые характеристики и выявить их риторическую значимость;
2) дать описание речевого голоса как фонетического явления, раскрыть природу его компонентов с точки зрения артикуляционного, акустического и перцептивного подходов; систематизировать и классифицировать научные сведения о речевом голосообразовании;
4) выделить текстовые отрезки (в трех видах публичной речи), в которых наблюдаются звуковые контрасты, создаваемые компонентами речевог о голоса;
5) установить взаимосвязь лексико-грамматических средств и речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора;
6) выявить особенности проявления компонентов речевого голоса при реализации трех видов публичной речи и установить их функциональную значимость.
Для решения поставленных задач в работе был использован комплексный метод исследования, включающий методы перцептивного
анализа (выявление слуховых предпочтений «наивных» слушателей в отношении компонентов речевого голоса) с последующей статистической обработкой данных, риторико-семантического и аудиторского анализа, направленного на выявление особенностей проявления компонентов речевого голоса в трех видах публичной речи с последующей лингвистической интерпретацией.
Материалом исследования послужили звучащие тексты академической публичной речи, записанные в ходе лекций на научные и научно-популярные темы; звучащие тексты политических публичных речей современных британских политиков, записанные в ходе их выступлений, и звучащие тексты траурной речи британских священников, записанные во время траурной церемонии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней разрабатываются актуальные проблемы теории речевого голоса. Исследование позволяет уточнить научные представления о составе номенклатуры речевого голоса и раскрывает возможности рассмотрения фонетического явления в риторическом контексте. Освещение роли речевого голоса в реализации риторического дискурса открывает определенные перспективы для развития теории риторики.
Практическая ценность диссертации заключается в возможности применения ее теоретического материала, результатов и выводов в курсах теоретической и практической фонетики, риторической теории и практики, а также при разработке пособий, посвященных обучению основам публичной речи и ораторскому мастерству.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Речевой голос является базовым звуковым компонентом
риторического дискурса, который используется оратором при реализации его стратегического плана и способствует обеспечению влиятельности речи.
2) В состав номенклатуры речевого голоса входят следующие компоненты: качество голоса, тембр голоса, интонация, голосовые модуляции и топ голоса.
3) Речевой голос является полиинформативным звуковым явлением; качество голоса признается показателем анатомо-физиологической информации; тембр голоса является показателем психо-эмоциональной информации; голосовые модуляции и тон голоса - показатели эмотивной информации; интонация признается показателем всех трех упомянутых видов информации,
4) В звуковом оформлении публичного выступления значимую роль играют голосовые модуляции и тон голоса оратора.
5) Характер звучания речевого голоса напрямую зависит от риторической задачи оратора.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на ежегодных научных чтениях МПГУ по итогам научпо-исследовательской работы в 2004 и 2005 годах и отражены в трех научных статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и научная новизна, определяется основная цель и конкретные задачи, выбираются методы исследования, формулируется теоретическая значимость и практическая ценность исследования, освещаются основные положения, выпосимыс па защиту, а также устанавливается структура диссертации.
В первой главе освещаются теоретические предпосылки исследования. Категория «речевой голос» рассматривается с позиции риторической теории и практики и фонетики. В данной главе дается краткий исторический обзор,
раскрывающий, как категория «речевой голос» и ее звуковые составляющие разрабатывались в античной риторике, в отечественной риторике ХУТТ-ХТХ в.в. и в современных риторических исследованиях. Дается научный анализ «речевого голоса» и его компонентов, основанный на современных фонетических концепциях. Кроме того, предлагается классификация компонентов, входящих в состав номенклатуры речевого голоса, устанавливается их категориальный статус и определяется их риторическая значимость.
Во второй главе представлено описание методики проведения исследования, включающего перцептивный, риторико-семантический и аудиторский анализ.
В третьей главе рассматриваются результаты исследования. В первом параграфе освещаются оценочные реакции и предпочтения информантов в отношении речевого голоса в академической, политической и траурной публичных речах. Второй параграф посвящен рассмотрению функциональной значимости компонентов речевого голоса и их роли в реализации риторических стратегий оратора в трех видах публичной речи.
Выводы содержат 10 пунктов, отражающих основные итоги проведенного исследования, а именно результаты перцептивного, ригорико-семангаческого и аудиторского анализа.
В заключении в краткой форме освещаются результаты проведенного исследования и намечаются перспективы их дальнейшего использования.
Библиография содержит список использованной научной литературы по вопросам, рассматриваемым в диссертации.
Содержание работы.
Проблема «речевого голоса» как сложного, штогофу! пстщот гал ы го го явления изучается сегодня как в парадигме риторики, так и в парадигме лингвистики. В данной работе предпринимается попытка объединить оба подхода, что позволяет в полной мере раскрыть как риторическую, так и лингвистическую значимость этого феномена.
В основе современных концепций, посвященных речеголосовой тематике, лежит учение о голосе, восходящее к античной риторике. Античные авторы признавали и подчеркивали силу звучащего голоса оратора, который признавался эффективным средством воздейстия на слушателей. В рамках речевого голоса выделялись такие составляющие, как интонация, качество голоса/тембр (данные понятия отождествлялись), гибкость или голосовое модулирование, тон голоса, которые необходимо было совершенствовать. Описание этих звуковых составляющих носило импрессионистический характер и не было четко классифицировано, но уже предпринимались попытки изучения речевого голоса по трем направлениям: артикуляционному, акустическому и перцептивному. Отрабатывались приемы контролирования фонационного процесса. Голосовые качества оратора подразделялись на физиологически обусловленные и профессионально обусловленные.
Речевой голос воспринимался как полиинформативное звуковое явление, предоставляющее физиологическую, психоэмоциональную и социальную информацию о говорящем (H.H. Кохтев, В.Н. Радченко).
Идеи, представленные античными риторами, получили дальнейшее развитие в современных работах по риторике. Следует также отметить, что для современной науки особенно актуальным стало изучение роли речевого голоса в реализации риторического дискурса, которое проводится с опорой на достижения современных фонетических исследований.
В свою очередь, накопленные риторикой практические знания о составляющих речевого голоса оратора получили теоретическое осмысление в современных фонетических работах. Таким образом, происходит научное взаимообогащение современной риторики и фонетики в вопросах, связанных с эффективным использованием речевого голоса в публичной речи.
Следует отметить, что изучение речевого голоса является одним га актуальных направлений современной фонетики. Исследователи стремятся установить природу речевого голоса, определить его компонентный состав и выявить его функциональную значимость в речи.
В работе на основе критического анализа исследований, посвященных явлению «речевой голос» и его компонентам (Н.Ф. Медведева, М.Н. Козырева, С.В: Кодзасов, О.Ф. Кривнова, И.А. Анашкина, Г.Е. Крейдлин), было установлено, что под речевым голосом следует понимать сложное, полиинформативное и многофункциональное явление, представляющее собой совокупность звуковых компонентов разной природы и используемое говорящим для передачи различного рода информации и для оказания речевого воздействия. Поскольку в центре внимания данного исследования -роль речевого голоса в риторическом дискурсе, в работе было предложено определение речевого голоса оратора, под которым понимается сложное многокомпонентное и полифункциональное фонетическое явление, создаваемое в результате работы ларингального и супраларингального отделов голосового аппарата, сознательно используемое оратором с целью реализации его стратегического плана и оказания интеллектуального и эмотивного воздействия на аудиторию. Следует отметить, что под эмотивностью понимается запланированная демонстрация эмоций, направленная на объект воздействия (Т.В. Ларина).
Реализация дискурсивных (риторических) стратегий оратора связана с эффективным вербальным воздействием на слушателя как участника
общения посредством использования звуковых возможностей речевого голоса наряду с лексико-грамматическими средствами.
Важно подчеркнуть, что в настоящее время вопрос о выделении компонентов речевого голоса, их определении и классификации остается дискуссионным. В связи с этим в работе были рассмотрены классификации как отечественных (И.А. Анагпкина, IO.JI. Будасов, Ю.А. Дубовский, А. П. Варфоломеев, C.B. Кодзасов, О.Ф. Кривнова, М.Н. Козырева, М.Э. Конурбаев, Н.Ф. Медведева и др.), так и зарубежных ученых (D. Abercrombie, J.C. Catford, D. Crystal, D.B. Fry, A.C. Gimson, D. Jones, J. Laver и др.), демонстрирующие различные взгляды по данному вопросу.
Исследова1ше показало, что для риторического дискурса значимыми компонентами речевого голоса являются: качество голоса, тембр голоса, голосовые модуляции, тон голоса и интонация. Вслед за Дж, Лейвером мы рассматриваем каждый их этих компонентов как носитель определенной «индексальной информации» (J. Laver, 1972, 1980): качество голоса (анатомо-физиологическая и социальная индексальная информация), тембр голоса (психо-эмоциональная индексальная информация), голосовые модуляции (эмотивная индексальная информация), тон голоса (эмотивпая индексальная информация) и интонация (анатомо-физиологическая, психоэмоциональная, эмотивная и социальная индексальная информация).
Важно отметить, что характер звучания составляющих речевого голоса зависит от характера фонации, под которой погашается результат активности гортанной системы и воздушного потока, способствующие порождегапо акустической энергии, которая затем модифицируется голосовым аппаратом (J. Laver, 1994).
Выделенные компоненты речевого голоса можно охарактеризовать следующим образом. Качество голоса - это физио-акустический квазипостоянный компонент речевого голоса, являющийся акустическим продуктом фонации. Тембр голоса — это сложный квазипостояшгый
психоакустический супрасегменпшй компонент, зависящий от фонационного процесса, акустически влияющего на спектр голосового источника, и артикуляционных позиций, усиливающих резонансные качества речевого аппарата. Голосовая модуляция - это особый кратковременный функционально обусловленный звуковой образ эмотивного характера, создаваемый оратором в результате использования артикуляционной базы голосового аппарата с целью достижения риторических целей. Тон голоса -это голосовая характеристика окказионального характера, придающая голосу дополнительные звуковые оттенки эмотивного характера. Интонация — это сложное явление, представляющее собой изменения высоты тона, громкости и темпа. Следует отметить, что перечисленные составляющие речевого голоса находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и их разделение в некоторой степени носит условный характер.
Схема 1 демонстрирует полный состав компонентов речевого голоса.
Схема 1. Компоненты речевого голоса.
Речевой голос
Качество голоса (анатомо-физиалогическая и социальная индексальная информация)
шепчущий фальцет; скрипучий фальцет; скрипучий голос; придыхательный голос;
шепчущий скрип; шепчущий голос; шепчуще-скри-пучий фальцет; шепчущс-скри-пучий голос
Тембр голоса Голосовые
(психо-эмоцио- модуляции
нальная индексалъ- (эмотивная ная информация) индексальная информация)
светлый, темный, бархатный, металлический, звонкий, глухой
звонкий голос, фальцет, звучность, резонангаость, хриплость, -скрип, придыхательность, приглушенность, грудное звучание, шепот
Тон голоса Интонация (эмотивная (анатомо-физио-индексальная логическая, информация) психо-эмоцио-нальная, эмотивная и социальная индексальная нежный, информация)
вовлеченный, назидательный, иронический, яростный, гневный, важный, нервный, грустный, трагичный, неуверенный, уверенный, радостный, восторженный и др.
В работе предпринята попытка комплексного анализа роли речевого голоса и его компонентов в реализации риторического дискурса. Поскольку данная работа принадлежит к функциональному направлению лингвистических исследований, то она направлена на установление риторической функции речевого голоса в целом и его составляющих в частности.
Как уже отмечалось во вступлении, корпус исследования составили звучащие публичные монологи (академическая, политическая и траурная публичные речи), записанные непосредственно в момент исполнения.
Обоснованием выбора данных трех жанров публичного выступления в качестве материала исследования послужил тот факт, что они представляют собой разные по цели, содержанию и стилизации типы риторического дискурса. В связи с этим важным представлялось установить голосовую динамику, характерную для каждого из выбранных видов.
Фонетическое исследование состояло из двух этапов: перцептивного эксперимента (с привлечением трех групп информантов: «наивных» слушателей-не носителей языка, «наивных» слушателей-носителей языка и профессиональных аудиторов-фонетистов) с последующей математической обработкой данных и специализированного аудиторского анализа (выполненного профессиональными фонетистами).
Цель первого этапа состояла в определении роли речевого голоса в создании голосового образа оратора. Важно было установить, как речевой голос воздействует на разные категории слушателей и какие компоненты речевого голоса в большей степени обеспечивают влиятельность речи.
При воспроизведении звучащих текстов три категории слушателей должны были отметить в предлагаемых анкетах воспринимаемые на слух общие черты голосового образа, половые, возрастные, артикуляционные, физиологические благоприобретенные характеристики, и отметить компоненты речевого голоса каждого оратора: голосовые модуляции, тембр
голоса и тон голоса. Аудиторы-фонетисты оценивали также качество голоса ораторов. В заключение слушателям следовало оценить, какое впечатлите (положительное/ отрицательное) произвел на них голос выступающего.
Как показали оценочные реакции информантов в отношешга составляющих речевого голоса в трех видах публичной речи, «наивные» слушатели-билингвы в первую очередь выделяли характеристики тона голоса ораторов, что, возможно, связано с русской голосообразовательной культурой, в которой очень важная роль принадлежит манере и стилю ведения устной коммуникации. В то же время «наивные» слушатели-носители языка в первую очередь обращали вшшание па модуляционное варьирование, так как в английском речевом голосообразовании заметное место занимает голосовая маневренность, достигаемая использованием голосовых модуляций.
Перцептивные оценки трех групп информантов в отношении компонентов речевого голоса в рамках трех жанров публичной речи позволили выявить следующие оценочные реакщш:
- на положительное/ отрицательное слуховое впечатаете информантов от речевого голоса ораторов в большей степени влияли голосовые модуляции, интонация и оттенки тона голоса, при этом природные качества голоса и тембральная окраска голоса оказывали дополнительное воздействие;
- высокую положительную оценку слушателей во всех видах публичных выступлений получили следующие виды речевого голосообразования: среди физиологических голосовых качеств были отмечены: «скрипучий голос», «придыхательный голос», «шепчущий голос», «шепчущий фальцет» и «скрипучий фальцет»; среди тембральных окрасок: «звонкий», «светлый» и «темный» тембр голоса; в число голосовых модуляций вошли приподнято-гортанные модуляции такие, как «звонкий голос», «звучный голос» и «резонаптность» (иногда в сочетании со «скрипом», «придыхателыгостыо» и
«приглушегаюстью»); тон голоса был определен как «вовлеченный» и «важный»;
- негативную реакцию у аудитории в трех видах дискурса вызвало применение некоторыми ораторами модуляции «фальцет» особенно в сочетают с «яростным» и «раздраженным» тоном голоса; в политическом дискурсе подобное звучание было воспринято как манипулятивное звуковое воздействие со стороны ораторов.
Задачей второго этапа исследования было выявление роли различных компонентов речевого голоса во взаимодействии с лексико-грамматическими средствами в реализации риторических стратегий оратора.
В ходе исследования было установлено, что компоненты речевого голоса способствуют реализации следующих стратегий: стратегий информирующего типа и стратегии - реализация собственной позиции оратора в трех видах дискурса; стратегии - реализация экспрессивности в академической публичной речи и в траурной речи; стратегии - реализация риторического давления (прямого и косвенного характера) в политической публичной речи.
Важно отметить, что согласно результатам исследования выбор оратором тех или иных риторических стратегий определяется, с одной стороны, спецификой жанра, с другой стороны, индивидуальным планом самого оратора. Независимо от жанровой принадлежности речи доминирующая роль в реализации риторических стратегий оратора принадлежит голосовым модуляциям, интонации и оттенкам тона голоса.
Например, драматично-напряженное звучание в траурной речи создается, главным образом, при помощи низко-гортанной модуляции -«резонантность», низкие тональные характеристики которой в сочетании с повышенной громкостью и печально-скорбным тоном голоса передают драматическое настроение. Медленный темп и длительные паузы между синтагмами способствуют усилению трагического характера речи.
Отметим, что пример также демонстрирует маркирование семантически важных фокусов при помощи модуляции «придыхательность»:
We^iv^thanks to Godfor*Diana\princess of>Wales\11 for her*sense ofjoy\ | Resonant voice ^
andfor the*way she xgave^so much\ id so many people\\ Lord wex thank you for
Breathiness Breathiness 'Diana\ \ whose llifestouched usxall\\\ andformal! those ^memories of her that we Breathiness
^treasure| [| We givehhanksfor those Qualities andxstrengih]that efidearedher tqjis\ |
for her vulnerability]] for her ^radiant and\ibrantpersonality] 11 for her^ability] to
communicateyvarmth] and compassion\\\for her ringing¡augh]] andbbovebll^for
Breathiness
her\eadinesslj..
Еще одним важным результатом экспериментального исследования является тот факт, что одна и та же риторическая стратегия в рамках одного жанра может быть реализована посредством различных голосовых модуляций, интонационных средств и тона голоса. Таким образом, одна и та же коммуникативная задача может иметь разные способы решения, что свидетельствует о глубоких потенциальных возможностях составляющих речевого голоса. Например, в рамках академической публичной речи неожиданная или сенсационная информация (сообщение о необычном факте или событии положительного или негативного характера) может иметь вариативное звуковое оформление: от высокого участка тонального диапазона (например, модуляции «звучный голос») до очень низкого (например, приглушенное или грудное звучание).
.. P"and|"3iey^stimate| that in the^ear two^thousand| there wilHjepywe
>billion] one thousand million]%nexbillion [peoplealearning>EngIish| around
Huskiness ^ Sonorous Voice
the ¿у or ld\ afrany onetime] and that is a^pretty1accurate] statistic ||[ (1)
Пример (1) демонстрирует употребление модуляции «звучность», которая усиливается уверенным тоном голоса оратора. При этом отмечается медленный темп речи, широкий тональный диапазон и четкий ритм. Подобный просодический рисунок в сочетании со звучным голосом создают эффект важности и неожиданности сообщения. Заметим, что синтагма, содержащая уточнение в данном примере, оформлена «приглушенным звучанием».
And thcquestion is?now| whatbappens to a language) when it£pmes to be
jised in thatjdnd o£¿vay| and thejirst thing^thaHiappens] ancUhis]] is»not\)^ahvays\
. Resonant voice
шра!а(аЫе\[point] | be prepared to be upset] | The first hhing thatJiappens] is you ^ i
hav&ioI giveyupyour]^>wnership\pf it]¡{^verybodyjias toj|| (2) Pectoral voice
Пример (2) отличается частой сменой голосовых модуляций, что способствует оптимизации восприятия и понимания. Наблюдается контрастное понижение громкости при переходе от резонантности к грудному звучагапо, значительное замедление темпа и паузальная насьпцегаюсть в сочетании с торжественно-печальным тоном голоса. Высказывание, имеющее подобное коптрастивное голосовое оформление, побуждает ответную реакцию аудитории.
Таким образом, проведенное исследование показало, что речевой голос используется оратором для реализации риторического стратегического плана, направленного на воздействие на субъективно-оценочное восприятие слушателя с целью формирования или изменения его положительных/ отрицательных оценок по отношению к предмету обсуждения.
Каждый из компонентов речевого голоса выполняет определенную роль в звуковом оформлении текста: качество голоса как носитель физиологической индексальпой информации (т.е. показатель
артикуляциошюй настройки голоса) определяет звуковой потенциал речевого голоса в отношешш возможностей модуляционного варьирования; квази-постоянный психо-эмоципальный компонент - тембр голоса, добавляя речевому голосообразовашпо природную специфическую тембральную окраску, придает законченность «голосовому образу»; носители эмотивной индексальной информащш - голосовые модуляции и тон голоса, а также интонация в значительной степени способствуют созданию различных звуковых эффектов.
Изучение речевого голоса в рамках публичной речи позволило установить значимость этого фонетического явления в эмоционально-модальном, фоностилистическом и прагматическом аспектах и показать его роль в обеспечении эффективного риторического дискурса. Избранный подход к изучению речевого голоса позволил, с одной стороны, расширить представления о фонетическом характере дискурса, а, с другой стороны, глубже проникнуть в природу речевого голоса и установить его функции в речевой коммуникации.
Материалы данной работы могут быть полезны для любых исследований, посвященных речеголосовой проблематике, а также могут использоваться для обучения основам риторики, поскольку эффективное ораторское изглашение может быть достигнуто только благодаря уместному и целесообразному использованию составляющих речевого голоса.
Основные положения диссертации отражены в трех опубликованных
1. Жуковская Т.М. Фонация и ее основные звуковые параметры: громкость, высота тона и оттенок голоса. // Актуальные проблемы английской филологии. Сборник научных трудов. Выпуск 1. — М.: Прометей, 2002. - С. 23-26. (0,2 пл.)
2. Жуковская Т.М. Оттенок голоса как многоплановый показатель психофизического состояния говорящего. // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 1. — М.: Прометей, 2002. — С. 39-42. (0,2 п.л.)
3. Жуковская Т.М Риторический потенциал голоса оратора. // Актуальные проблемы английской лингвистики и
лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 4. - М.: Прометей, 2005. - С. 66-70. (0,3 п.л.)
работах:
Подл, к печ. 14.06.2006 Объем 1 п.л. Заказ №. 130 Тир 100 экз.
Типография МПГУ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Жуковская, Татьяна Михайловна
Оглавление.
Введение.
Глава I. Общие теоретические предпосылки исследования.
§ 1. Риторическая значимость категории «речевой голос» в классической риторике и в современных риторических исследованиях.
1.1. Изучение «речевого голоса» в античной риторике.
1.2. Исследование категории «речевой голос» в российских работах по риторике XVII-XIX в.в.
1.3. Проблема «речевого голоса» в современных работах по риторике.
§2. «Речевой голос» и его составляющие в современных исследованиях звучащей речи.
§3. Компоненты речевого голоса и их риторическая значимость.
3.1. Качество голоса как показатель анатомо-физиологической индексальной информации.
3.1.1. Проблема определения понятия «качество голоса» в лингвистических исследованиях.
3.1.2. Проблема соотношения понятий «фонация» и «качество голоса». Фонация как процесс голосообразования.
3.1.3. Проблема описания качеств голоса в перцептивной фонетике.
3.1.4. Классификация фонационных видов и типов качества голоса.
3.1.5. Категориальный статус «качества голоса».
Вопрос о риторической значимости «качества голоса».
3.2. «Тембр голоса» как основной показатель психоэмоциональной индексальной информации.
3.2.1. Специфика «тембра голоса» как психоакустического компонента речевого голоса и его терминологический статус.
3.2.2. Категориальный статус и риторическая значимость «тембра голоса».
3.2.3. Соотношение явлений и понятий «тембр голоса» и «тембр речи».
3.3. Голосовые модуляции и тон голоса как основные показатели эмотивной индексальной информации.
3.3.1. Голосовые модуляции и их классификация. Риторическая релевантность голосовых модуляций.
3.3.2. Тон голоса как эмотивный компонент речевого голоса. Категориальный статус тона голоса.
§4. Речевой голос как средство формирования голосового образа оратора. Основные факторы, влияющие на голосовой образ.
Глава II. Методика проведения экспериментально-фонетического исследования.
§1. Отбор, монтаж записи экспериментальных текстов для аудирования и лексико-синтаксический анализ экспериментального материала.
§2. Формирование трех групп информантов и проведение сеансов прослушивания для «наивных» испытуемых.
§3. Проведение аудиторского анализа.
§4. Сопоставление результатов аудирования в трех группах испытуемых. Обработка результатов аудиторского анализа.
Глава III. Лингвистическая интерпретация результатов перцептивного эксперимента.
§ 1. Оценочные реакции информантов в отношении речевого голоса в академической, политической и траурной публичных речей.
1.1. Восприятие речевого голоса в академической публичной речи тремя группами информантов.
1.2. Восприятие речевого голоса в политической публичной речи тремя группами информантов.
1.3. Восприятие речевого голоса в траурной публичной речи тремя группами информантов.
Выводы.
§2. Речевой голос как фундаментальный фонетический компонент дискурса, способствующий реализации риторических стратегий оратора (лингвистическая интерпретация результатов аудиторского анализа компонентов речевого голоса в академической, политической и траурной публичных речах).
2.1. Роль компонентов речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора в академической публичной речи.
2.1.1. Реализация стратегий информирующего типа посредством компонентов речевого голоса.
2.1.2. Реализация экспрессивности посредством компонентов речевого голоса.
2.1.3. Реализация собственной позиции оратора посредством компонентов речевого голоса.
2.2. Роль компонентов речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора в политической публичной речи.
2.2.1. Реализация стратегий информирующего типа посредством компонентов речевого голоса.
2.2.2. Реализация собственной позиции оратора посредством компонентов речевого голоса.
2.2.3. Реализация стратегии - риторическое давление посредством компонентов речевого голоса.
2.3. Роль компонентов речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора в траурной речи.
2.3.1. Реализация стратегий информирующего типа посредством компонентов речевого голоса.
2.3.2. Реализация экспрессивности посредством компонентов речевого голоса.
2.3.3. Реализация собственной позиции оратора посредством компонентов речевого голоса.
Выводы.
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Жуковская, Татьяна Михайловна
Изучение «речевого голоса» как сложного многокомпонентного звукового феномена является одним из актуальных направлений современной фонетики и риторики. К настоящему моменту накоплен значительный объем знаний о звучащей речи и об особенностях речевого голосообразования. Однако, до сих пор остается много вопросов, вызывающих дискуссии. Это связано с полиинформативным и многофункциональным характером речевого голоса.
К числу таких проблем относятся, например: определение речевого голоса; компонентный состав этого явления; функциональная значимость речевого голоса в целом и его составляющих в частности.
Особого внимания заслуживает вопрос, касающийся особенностей реализации речевого голоса в различных видах устной коммуникации, в частности, в публичной речи. Следует отметить, что под публичной речью в данной работе понимается устная, монологическая, в разной степени подготовленная форма речи, языковое оформление которой обусловлено стилистическими и композиционными нормами и коммуникативными интенциями оратора, направленная на информирование и оказание интеллектуального и эмоционального воздействия на слушателей. Данное монологическое выступление, с одной стороны, регламентировано определенными правилами, с другой стороны, каждый раз это новое и уникальное «устное риторическое произведение» оратора.
Изучение речевого голоса в риторическом дискурсе позволяет, с одной стороны, установить его функциональную значимость, а с другой стороны, уточнить представления о самом речевом голосе и его компонентах.
Исследование явления «речевой голос» предполагает обращение к риторическому знанию, для которого на протяжении столетий речевой голос был и остается ведущей категорией коммуникативного дискурса. Риторика как учение о создании эффективной убеждающей речи всегда относилась к речевому голосу как к важному звуковому средству, умелое использование которого способно оказывать целесообразное воздействие.
Так как иллокутивная сила речевого голоса направлена в первую очередь на слушателя как участника коммуникации, и от характера голосообразования зависят его оценочные реакции, то еще одним важным вопросом является рассмотрение процесса формирования слуховых впечатлений аудитории от воспринимаемого речевого голоса.
Таким образом, для установления места, роли и характера речевого голосообразования в публичном монологическом выступлении важно синтезировать фонетическое и риторическое знание, что позволит исследовать артикуляционный и перцептивный аспекты речевого голоса и рассмотреть риторические идеи, тем самым, расширив границы понимания фонетического явления.
Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной фонетики и риторики к изучению феномена «речевой голос», в частности, к вопросам, связанным с его ролью в обеспечении эффективности риторического дискурса. Актуальность данного исследования определяется также необходимостью комплексного описания компонентов речевого голоса и установления их функциональной значимости.
Научная новизна исследования заключается в синтезе лингвистического и риторического подходов к описанию фонетического явления - «речевой голос». Предлагается классификация речеголосовых компонентов, входящих в состав речевого голоса, и выявляется их риторическая значимость.
Объектом исследования в работе являются современные британские публичные речи (академическая, политическая и траурная).
Предметом исследования является речевой голос, который рассматривается как одно из средств реализации эффективной публичной речи.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой реализация стратегического плана оратора в публичной речи на звуковом уровне осуществляется посредством речевого голоса, при этом оратор стремится намеренно использовать определенные компоненты речевого голоса для достижения риторических задач.
Таким образом, цель исследования состоит в выявлении и описании состава речевого голоса и в установлении риторической значимости речевого голоса в целом и его компонентов в частности при реализации академической, политической и траурной публичных речей.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть компоненты речевого голоса с точки зрения классической и современной риторики, описать их звуковые характеристики и выявить их риторическую значимость;
2) дать описание речевого голоса как фонетического явления, раскрыть природу его компонентов с точки зрения артикуляционного, акустического и перцептивного подходов; систематизировать и классифицировать научные сведения о речевом голосообразовании;
3) выделить текстовые отрезки (в трех видах публичной речи), в которых наблюдаются звуковые контрасты, создаваемые компонентами речевого голоса;
4) установить взаимосвязь лексико-грамматических средств и речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора;
5) выявить особенности проявления компонентов речевого голоса при реализации трех видов публичной речи и установить их функциональную значимость.
Для решения поставленных задач в работе был использован комплексный метод исследования, включающий методы перцептивного анализа (выявление слуховых предпочтений «наивных» слушателей в отношении компонентов речевого голоса) с последующей статистической обработкой данных, риторико-семантического и аудиторского анализа, направленного на выявление особенностей проявления компонентов речевого голоса в трех видах публичной речи с последующей лингвистической интерпретацией.
Материалом исследования послужили звучащие тексты академической публичной речи, записанные в ходе лекций на научные и научно-популярные темы; звучащие тексты политических публичных речей современных британских политиков, записанные в ходе их выступлений, и звучащие тексты траурной речи британских священников, записанные во время траурной церемонии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней разрабатываются актуальные проблемы теории речевого голоса. Исследование позволяет уточнить научные представления о номенклатуре речевого голоса и раскрывает возможности рассмотрения фонетического явления в риторическом контексте. Освещение роли речевого голоса в реализации риторического дискурса открывает определенные перспективы для развития теории риторики.
Практическая ценность диссертации заключается в возможности применении ее теоретического материала, результатов и выводов в курсах теоретической и практической фонетики, риторической теории и практики, а также при разработке пособий, посвященных обучению основам публичной речи и ораторскому мастерству.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Речевой голос является базовым звуковым компонентом риторического дискурса, который используется оратором при реализации его стратегического плана и способствует обеспечению влиятельности речи.
2) В состав речевого голоса входят следующие компоненты: качество голоса, тембр голоса, интонация, голосовые модуляции и тон голоса.
3) Речевой голос является полиинформативным звуковым явлением: качество голоса признается показателем, анатомо-физиологической информации; тембр голоса является показателем психо-эмоциональной информации; голосовые модуляции и тон голоса - показатели эмотивной информации; интонация признается показателем всех трех упомянутых видов информации.
4) В звуковом оформлении публичного выступления значимую роль играют голосовые модуляции, интонация и тон голоса оратора.
5) Характер звучания речевого голоса напрямую зависит от риторической задачи оратора.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на ежегодных научных чтениях МГТГУ по итогам научно-исследовательской работы в 2004 и 2005 годах и отражены в трех научных статьях.
Основная цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса"
Выводы.
1. Речевой голос как базовый фонетический компонент дискурса является основным звукопродуцирующим средством, используемым ораторами для реализации риторического стратегического плана, направленного на воздействие на субъективно-оценочное восприятие слушателя с целью формирования или изменения его положительных/ отрицательных оценок по отношению к предмету обсуждения.
2. В исследуемых видах риторического дискурса (в академической, политической и траурной публичных речах) наблюдалось стремление большинства ораторов создать «активный» голосовой образ, динамичность которого достигалась варьированием голосовых модуляций, интонационных параметров и тона голоса.
3. Исследование показало прямую зависимость оценочной реакции аудитории от голосового образа оратора. На положительное/ отрицательное слуховое впечатление слушателей в большей степени влияли такие компоненты речевого голоса, как интонация, голосовые модуляции и оттенки тона голоса.
4. Согласно результатам экспериментального исследования «яростный», «гневный» и «нервный» тон голоса оратора в рамках политического дискурса производил негативное впечатление на аудиторию, подобное звучание голоса было воспринято как манипулятивное звуковое воздействие.
5. В независимости от жанровой принадлежности речи доминирующая роль в реализации риторических стратегий оратора принадлежит параметрам эмотивной индексальной информации - голосовым модуляциям и тону голоса и интонации.
6. Показатель физиологической индексальной информации, т.е. показатель артикуляционной настройки голоса - качество голоса определяет звуковой потенциал речевого голоса в отношении возможностей модуляционного варьирования; квази-постоянный психо-эмоцинальный компонент - тембр голоса, добавляя речевому голосообразованию природную специфическую тембральную окраску, придает законченность «голосовому образу».
7. Выбор оратором тех или иных риторических стратегий определяется, с одной стороны, спецификой жанра, с другой стороны, индивидуальным планом самого оратора. Использование голосовых модуляций, интонационных параметров и тона голоса находится в прямой зависимости от стратегической направленности публичной речи.
8. Одна и та же риторическая стратегия в рамках одного жанра может реализовываться посредством различных голосовых модуляций (при этом одна звуковая модификация может иногда сменяться другой), интонационных средств и тона голоса. Таким образом, одна и та же коммуникативная задача может иметь разные способы решения, что свидетельствует о глубоких потенциальных возможностях составляющих речевого голоса.
9. Общая тенденция использования голосовых модуляций характерная для академической, политической и траурной публичных речей выражается в следующем:
1) при реализации стратегии информирующего типа семантически важные центры оформляются с помощью модуляции «придыхательность»; высказывания, содержащие второстепенную или «фоновую» информацию, так же, как и неожиданные, сенсационные факты оформляются при помощи модуляции «приглушенность» с различным звучанием тона голоса;
2) при реализации экспрессивности создание экспрессивно-эмотивного образа достигается использованием модуляции «звучность»;
3) высказывания, выражающие ироническое отношение оратора к обсуждаемому вопросу, характеризуются «приглушенным звучанием».
10. Способствуя реализации риторических стратегий оратора речевой голос выполняет следующие функции: экспрессивную, эмоционально-модальную, прагматическую функции и участвует в реализации смысловой структуры текста.
Заключение.
В настоящей работе была предпринята попытка систематизировать накопленное в риторике и лингвистике научное знание о «речевом голосе», выявить функциональный аспект компонентов речевого голоса в риторическом дискурсе, а также рассмотреть их роль в реализации стратегического плана оратора с точки зрения их влияния на восприятие и оценку звучащей речи слушателями. Для этого были проанализированы риторические и лингвистические источники, определено явление «речевой голос» и его составляющие и рассмотрены конкретные способы проявления компонентов речевого голоса в естественных речевых ситуациях.
Анализ проблем риторической теории и практики показал, что изучение речевого голоса относится к числу важнейших вопросов. С античных времен признавалась роль речевого голоса в осуществлении эффективного воздействия на слушающего. Отмечалось, что в значительной степени именно характер звучания речевого голоса определяет предпочтения и оценку аудитории. Изучение этого феномена в классической риторике носило прикладной характер и заключалось в формулировании правил совершенствования природных речеголосовых качеств. Современная риторика, тесно соприкасаясь с лингвистикой, стремится изучать речевой голос, активно используя не только перцептивный, но также артикуляционный и акустический подходы.
Освещение речеголосовой проблематики в рамках современных фонетических исследований показало, что сложность изучения данного явления отчасти состоит в существовании значительного числа концепций по данному вопросу. По-разному определяется не только «речевой голос», но и компоненты, входящие в его состав.
Что касается данной работы, то «речевой голос» как сложный и неоднозначно трактуемый феномен определил многоаспектный характер исследования, в ходе которого на основе интеграции риторического учения и фонетической теории было определено понятие «речевой голос», а также были выявлены и описаны его составляющие. Речевой голос рассматривался как сложное лингвистическое многокомпонентное и полиинформативное явление, в состав которого входят: качество голоса, интонация, тембр голоса, голосовые модуляции и тон голоса.
Качество голоса, являясь квази-постоянным физио-акустическим компонентом, признается показателем анатомо-физиологической индексальной информации; тембр голоса является квази-постоянным психо-акустическим компонентом и признается показателем психоэмоциональной индексальной информации; голосовая модуляция определяется как кратковременный функционально обусловленный звуковой образ, создаваемый оратором; тон голоса является окказиональным звуковым компонентом, связанным с манерой и стилем речи оратора; голосовые модуляции и тон голоса признаются показателями эмотивной индексальной информации; интонация является показателем всех трех видов перечисленной информации. Речевой голос в целом представляет собой социокультурное явление, т.е. является показателем социальной индексальной информации, звучание которого дает представление об образовании, социальном статусе, профессии оратора и национальных чертах его голосообразования.
Согласно результатам аудиторского анализа речевой голос является базовым звуковым компонентом риторического дискурса и способствует реализации дискурсивного плана оратора, который зависит от жанровой принадлежности публичного выступления и от индивидуальных предпочтений выступающего. Таким образом, проявление компонентов речевого голоса в звучащем тексте публичной речи зависит от вида риторических стратегий оратора.
Отмечая специфику проявления отдельных компонентов речевого голоса при реализации риторических стратегий оратора, необходимо подчеркнуть, что в первую очередь используются различные голосовые модуляции, а также различные оттенки тона голоса, сопровождающиеся варьированием интонационных параметров. В то же время природное качество голоса и тембр оратора оказывают дополнительное звуковое воздействие и влияют на его предпочтения в отношении выбора голосовых модуляций.
Важная особенность описанной тенденции состоит в том, что голосовое варьирование зависит от вида риторической стратегии оратора. При этом голосовые модуляции полифункциональны по своей природе, таким образом, одна и та же голосовая модификация способствует реализации разных коммуникативных интенций выступающего, и наоборот одна и та же риторическая стратегия может быть реализована несколькими модуляциями. Это зависит в первую очередь от вида публичной речи, а также от ораторского мастерства выступающего. В ходе эксперимента в рамках трех видов дискурса: академической, политической и траурной публичных речей были выявлены схожие черты и различия в использовании модуляционного варьирования.
Изучение речевого голоса в рамках публичной речи позволило установить значимость этого фонетического явления в эмоционально-модальном, фоностилистическом и прагматическом аспектах и показать его роль в обеспечении риторического дискурса. Избранный подход к изучению речевого голоса позволил, с одной стороны, расширить представления о роли фонетических средств в достижение эффективности публичной речи, а, с другой стороны, глубже проникнуть в природу речевого голоса и установить его функции в речевой коммуникации.
Избранное в данной работе направление исследования речевого голоса является перспективным и продуктивным, поскольку данная область сочетает лингвистическое и риторическое знание. Следует заметить, что рассмотренные вопросы речевого голосообразования и его проявления в рамках разных видов публичной речи не исчерпывают всей информации, которую можно извлечь из материала, посвященного голосовой проблематике.
Масштабность представленной темы позволяет рассматривать «речевой голос» и его компоненты под разными углами зрения. Объектом последующих работ может стать изучение проявления речевого голосообразования в других видах риторического дискурса, например, рекламного, юридического и др. Кроме того, представленная классификация составляющих «речевого голоса», а также классификации «качества голоса» и голосовых модуляций могут быть полезны для любых исследований, посвященных речеголосовой проблематике.
Список научной литературыЖуковская, Татьяна Михайловна, диссертация по теме "Германские языки"
1. Аврасин В.М. Некоторые замечания об условиях и характеристиках речевого воздействия на элемент общения. - Курган, 1991. - 22 с.
2. Анашкина И.А. Звучащий текст в аспекте культурной аксиологии. -Саранск, 1998.-264 с.
3. Андреев В.И. Деловая риторика. Изд-во Казанского университета, 1993.-251 с.
4. Античная поэтика. М.: Наука, 1991. - 256 с.
5. Антонов В.П. Эффективность речевого общения и культура звучащей речи. Абакан, 1996. - 17 с.
6. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1969.-160 с.
7. Аристотель. Риторика. В кн. Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо- Годи. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1978. - 352 с.
8. Астафурова Т.Н. Типология коммуникативных стратегий в научных парадигмах. // Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации. Сборник научных статей. Волгоград, 2003. - С. 1525.
9. Атабекова А.А. Интонационное оформление текста информативного типа (эксперим.- фонет. исслед.): Автореф. дисс. .канд. филол. наук. М., 1994.- 18 с.
10. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969 - 607 с.
11. П.Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС - Пресс, 2002. - 221 с.
12. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.: «Наука», 1991.-215 с.
13. И.Белякова И.П. Исследование участия просодии в механизмах восприятия речи (эксперим. психолингв, исслед.): Автореф. дисс. .канд. филол. наук. JL, 1991. - 15 с.
14. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М.: Высшая школа, 2000.- 159 с.
15. Блохина Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа.-М., 1980.-74 с.
16. Блохина Л.П. Специфика фонетической организации спонтанных текстов. В кн. Звучащий текст. / Отв. ред. Ф.М. Березин, Р.К. Потапова. -М.: ИНИОН АН СССР, 1983. С. 61- 76.
17. Блохина Л.П. Вопросы фонетической организации устной речевой коммуникации. М., 1992. - 157 с.
18. Богданов В.В. Речевое общение: прагматический и семантический аспекты.-Л., 1990.-88 с.
19. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина Н.В. Основы общей фонетики. СПб., 2000. - 157 с.
20. Будасов Ю.Л., Дубовский Ю.А. Роль фонетического тембра в различных коммуникативных процессах. Пятигорск, 1988. - 61 с.
21. Валигура О.Р. Интонационные признаки информационной структуры звучащего учебно-научного текста (эксперим.-фонет. исслед. на материале англ. яз.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Киев, 1988.-24 с.
22. Валуйцева И.И. Влияние фонетической значимости текста на особенности его восприятия: Автореф. дисс. .канд. филол. наук. -М., 1987.- 19 с.
23. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Сборник работ. / Отв. ред. В.И. Герасимов. М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
24. Варфоломеев А.П. Тембровая значимость речи и ее взаимодействие с фонетическим и коннотативным значением: Автореф. дисс. .канд. филол. наук. Л., 1984. - 17 с.
25. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. Учебное пособие для театральных вузов. М.: Искусство, 1977. -303 с.
26. Вишневская Г.М. Методология и методика экспериментально-фонетических исследований. Учеб. пособие. Иваново, 1990. - 84 с.
27. Волков А.А. Концепция публичной речи и единицы языка. В кн. Роль языка в средствах массовой коммуникации. М.: ИНИОН АН СССР, 1986.-С. 46-81.
28. Вопросы изучения фонетики текста. / Отв. ред.: A.M. Антипова. -М.: МГПИИЯ, 1978. 235 с.
29. Выгонная JI.T., Морозова Л.П. Интонационные характеристики речи и оценка ее индивидуального варьирования. В кн. Проблемы фонетики III. М., 1999. - С. 258-265.
30. Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. Учеб. пособие. -М., 1993. 166 с.
31. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.- 139 с.
32. Гойхман О .Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: ИНФРА, 1997.-271 с.
33. Голощапова Т.И., Кравчук О.Н. Лингвопсихологические аспекты предъявления для опознания по голосу и устной речи. // Теория и практика речевых исследований: Доклады 2-ой Всероссийской конференции. М., 2001. - 158 с.
34. Гусева С.И. Мелодическое оформление коммуникативно нагруженных участков спонтанной речи. Благовещенск, 1997. - 9 с.
35. Давыдов М.В., Яковлева Е.В. Основы филологического чтения. М.: Диалог - МГУ, 1997. - 134 с.
36. Долотин К.И. Проблемы экспериментального исследования эмоциональной речи. // Экспериментальные исследования звучащей речи.-М., 1998.-С. 29-51.
37. Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. Минск: Высшая школа, 1978. - 137 с.
38. Жакиева К.Р. Лингвистическая характеристика и экстралингвистическая обусловленность лекторской речи. М., 1986.-27 с.
39. Жакиева К.Р. Фоностилистическая организация лекторской речи в современном немецком языке (эксперим.-фонет. исслед.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1987. - 23 с.
40. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -157 с.
41. Жинкин Н.И. Взаимоотношение компонентов интонации в речи и в музыке. В кн. Проблемы структурной лингвистики. М., 1984. - С. 137-149.
42. Журавская О.А. Метаязык «наивного лингвиста» в описании речевой деятельности (на материале англ. яз.): Автореф. дисс. .канд. филол. наук. СПб., 1998. - 16 с.
43. Зеленецкий К.П. Исследование о риторике. М.: Знание, 1991.-64 с.
44. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. - 312 с.45.3онтова И.Jl. Коммуникативно-прагматический подход к анализу текстовой просодии. М., 1997. - 15 с.
45. Кларк Г.Г., Карлсон Т.Б. Слушающие и речевой акт. // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVII. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. - С. 270-322.
46. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Успешность речевого взаимодействия. М., 2002. - 317 с.
47. Кодзасов С.В. Уровни, единицы и процессы в интонации. // Проблемы фонетики. -М.: Наука, 1999. С. 197-216.
48. Кодзасов С.В. Голос: свойства функции и номинации. В кн. Язык о языке. М., 2000. - С. 502-526.
49. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 591 с.
50. Козырева М.Н. Введение в изучение речевого голоса. М., 1986. -96 с.
51. Конурбаев М.Э. Теория и практика тембрального анализа текста: Автореф. дисс. . доктора филол. наук. М., 1999. - 50 с.
52. Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС Пресс, 2002. -328 с.
53. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 240 с.
54. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: Просвещение, 1994. - 207 с.
55. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи. В кн. Язык о языке. М., 2000.-С. 453-501.
56. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. - 124 с.
57. Лалова Т.И. Интонация как сигнал потенциальной семантики текста (эксперим.-фонет. исслед. на материале фр. яз.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1986. - 22 с.
58. Ларина Т.В. Эмоциональность и эмотивность в коммуникации. // Межкультурная коммуникация и перевод. Материалы межвузовской конференции. М., 2002. - 160 с.
59. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
60. Лузина Л,Г. Выделенность информации в тексте. // Структура представления знаний в языке. М., 1992. - С. 71-111.
61. Марченко О.И. Интонационные возможности речевого действия. // Предмет риторики и проблемы ее преподавания. М.: Добросвет, 1998.-С. 220-228.
62. Матвеева Т.В. Категориально-текстовый подход в учебном курсе риторики. // Предмет риторики и проблемы ее преподавания. М.: Добросвет, 1998.-С. 101-109.
63. Медведева Н.Ф. К вопросу о прагмалингвистике национального голоса.-М., 1987.-27 с.
64. Методы экспериментально-фонетического исследования звучащей речи: учеб. пособие по теорет. фонетике иностр. яз. / Дворжецкая М.П., Стериополо Е.И., Валигура О.Р. и др. Киев, 1991. - 75 с.
65. Милосердова Е.В. Прагматика речевого общения. Тамбов, 2001. -122 с.
66. Минаева Л.В. Слово в языке и речи. М.: Высшая школа, 1986. -147 с.
67. Михайлов В.В. Влияние прагматического фактора на содержание публичной речи. // Проблемы лингвистики и методики обученияиностранным языкам: традиции и стратегия обновления. Тамбов, 2001.-С. 68-69.
68. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. М.: Знание, 1986. -256 с.
69. Назарова Т.В. Тембральная окраска голоса в фоноскопической экспертизе. // Теория и практика речевых исследований: Доклады III Всероссийской конференции. -М., 2003. 171 с.
70. Ножин Е.А. Мастерство устного публичного выступления. М.: Политиздат, 1989. - 255 с.
71. Об ораторском искусстве. / Составитель сборника А. Толмачев. -М.: Госполитиздат, 1958. 272 с.
72. Оптимизация речевого воздействия. / Сост. Безменова Н.А., Белянин В.П., Богомолова Н.Н. М., 1990. - 240 с.
73. Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. А.А. Леонтьев. -М.: Наука, 1974.-С. 241-312.
74. Отто Э. Слово предоставлено Вам. - М.: Экономика, 1988. - С. 2939.
75. Павлова Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие: Автореф. дисс. .доктора наук. М., 2000.-58 с.
76. Павловская И.Ю. Фоносемантические аспекты речевой деятельности: Автореф. дисс. . доктора наук. М., 1999. - 56 с.
77. Педагогическая риторика. М., 2001. - 352 с.
78. Петрова Л.А. О технике речи. М., 1981. - 40 с.
79. Поспелов Б.В. Речевокальная информация и ее акустические корреляты. М., 1997. - 208 с.
80. Потапова А.А. Фонетические средства оптимизации речевого воздействия. В кн. Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990.-С. 119-210.
81. Потапова Р.К. Коннотативная паралингвистика. М., 1998. - 67 с.
82. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика, радио связь. М., 2001. - 528 с.
83. Проблемы эффективности речевой коммуникации. Сборник научно-аналитических обзоров. М., 1989. - 220 с.
84. Радченко В.Н. Изучение ораторского искусства в США. М.: Знание, 1991.-64 с.
85. Речевое общение: искусство убеждать. / Сост. Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, JI.B. Степенова, Л.П. Стычишина. СПб., 1999. - 128 с.
86. Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. М.: Знание, 1989.-64 с.
87. Рождественский Ю.В. О термине «риторика». // Риторика. 1995. №1. -С. 7-12.
88. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М.: СвР -Аргус, 2000.-135 с.
89. Романова Н.Н. Филиппов А.В. Стилистика и стили: учеб. пособие. -М., 2000. 168 с.
90. Савкова З.В. Искусство оратора. СПб., 2000. - 189 с.
91. Скворцова Е.В. К вопросу об интонационном строе русского языка и взаимоотношении интонационных единиц. // Проблемы фонетики. -М.: Наука, 1993, №3. С. 227-235.
92. Скорикова Т.П. Лингвистические приметы акцентно маркированных лексем в устном научном тексте. // Проблемы фонетики. М.: Наука, 1999, №3. с. 265-272.
93. Снелл Ф. Искусство делового общения. М.: Знание, 1990. - 63 с.
94. Сопер Поль J1. Основы искусства речи. М.: Прогресс-Академия, 1992.-416 с.
95. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и причины причинности. // Язык и наука XX века. М.: Наука, 1995. - С. 35-73.
96. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория. Структура сознания в речевом воздействии. // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. - С. 5-18.
97. Текст как единица коммуникации. М.: Изд-во МГЛУ, 1991. - 140 с.
98. Теоретическая фонетика английского языка. / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С.Тихонова, P.M. Тихонова. М.: Владос, 1996. - 286 с.
99. Трубникова З.С. Ритм, просодия и интонация. Оренбург, 1990.-7 с.
100. Фесенко Т. А. Речевая коммуникация в контексте психолингвистики. // Теория и практика речевых исследований: Доклады 2-ой Всероссийской конференции. М., 2001, - С. 72-75.
101. Филиппова Л.С. О риторике, ораторском мастерстве и культуре речи. Тюмень, 1997. 103 с.
102. Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодия. М.: Прометей, 2005.- 191 с.
103. Целебрицкая Л.В. Тембр 2 в составе регистра научного общения: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1985. -22 с.
104. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е издание. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998.-685 с.
105. Яковлева Е.А. Риторика как базовый компонент в сфере высшего образования. // Риторика в современном обществе и образовании. М.: Флинта, Наука, 2003. - С. 12-19.
106. A Handbook for the Study of Human Communication: Methods and Instruments for Observing, Measuring and Assessing Communication Processes. / Ed. by Ch.H. Tardy. Norwood: Ablex Publishing Corporation, 1988. - 407 p.
107. Abercrombie, D. Elements of General Phonetics. Edinburgh University Press, 1967 - 203 p.
108. Aikin, W.A. The Voice. An Introduction to Practical Phonology. -Longman, 1932.- 159 p.
109. Argyle, M. The Psychology of Interpersonal Behaviour. Penguin Books, 1967.-223 p.
110. Attitudes towards Language Variation. / Ed. by E.B. Ryan and H. Giles. London: Edward Arnold, 1982. - 286 p.
111. Brazil, D. Phonology: Intonation in Discourse. // Handbook of Discourse Analysis. Vol. 2. Dimensions of Discourse. - London, Tokyo, 1985.-P. 57-76.
112. Brown, G., Currie, K.L., Kenworthy, J. Questions of Intonation. -London: Croom Helm, 1980. 206 p.
113. Catford, J.C. Fundamental Problems in Phonetics. Edinburgh University Press, 1977. - 278 p.
114. Catford, J.C. A Practical Introduction to Phonetics. Clarendon Press, Oxford, 1988.-239 p.
115. Cicero, M.T. Selected Orations and Letters of Cicero. / Ed. by F.W. Kelsey. Boston, New York, Chicago, 1905. - 142 p.
116. Clark, J., Yallop, C. An Introduction to Phonetics and Phonology. -Oxford & Cambridge, 1995. P. 232-237.
117. Communication in Face to Face Interaction. Ed. by J. Laver and S. Hutcheson. - Penguin Books, 1972. - 417 p.
118. Crystal, D. Prosodic Systems and Intonation in English. -Cambridge University Press, 1969. 381 p.
119. Crystal, D. The English Tone of Voice. London: Edward Arnold, 1980.- 198 p.
120. Crystal, D. A Dictionary of Linguistics and Phonetics. 2nd edn. -Oxford, New York, 1985. 339 p.
121. Crystal, D., Quirk, R. Systems of Prosodic and Paralinguistic Features in English. London, The Hague, Paris, Mouton & Co, 1964. -94 p.
122. Davydov, M.V., Yakovleva, Y.V. Types of Voices as Part of Speech Portrayals. Moscow: MAX Press, 2001. - 186 p.
123. Dijk, T.A. van Discourse and Literature. / Ed. By van Dijk T.A. -Amsterdam; Philadelphia; Benjamins, 1985. 245 p.
124. Encyclopedia of Rhetoric. / Thomas o. Sloane, editor in chief. -Oxford University Press, 2001. 837 p.
125. Fry, D.B. The Speech Mechanism as Sound Generator. // The Physics of Speech. Cambridge University Press, 1996. - P. 61-70.
126. Gardner, R.C. Social Psychology and Second Language Learning: The Role of Attitudes and Motivation. London: Edward Arnold, 1985. -208 p.
127. Giles, H., Powesland, P.F. Speech Style and Social Evaluation. -London, New York, San Francisco, 1975. 218 p.
128. Gimson, A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. -London: Edward Arnold, 1980. 352 p.
129. Handbook of Discourse Analysis. Volume 3: Discourse and Dialogue. / Ed. by van Dijk T.A. London, Orlando, San Diego, New York, Austin, Boston, Sydney, Tokyo, Toronto, 1985. - 251 p.
130. Handbook of Discourse Analysis. Volume 4: Discourse Analysis in Society. / Ed. by van Dijk T.A. London, Orlando, San Diego, New York, Austin, Boston, Sydney, Tokyo, Toronto, 1985. - 228 p.
131. International Dictionaries of Science and Technology: Sound. Ed. by R.W. Stephens. - London: Crosby Lockwood Staples, 1974.
132. Johnson, K. Acoustic and Auditory Phonetics. Cambridge (Mass.), Oxford: Blackwell, 1997. - 169 p.
133. Jones, D. An Outline of English Phonetics. Cambridge University Press, 1960.-379 p.
134. Kantner, C.E., West, R. An Introduction to the Principles of Phonetic Science from the Point of View of English Speech. New York: Harper & Brothers Publishers, 1960. - 433 p.
135. Labov, W. The study of Language in its Social Context. // Stadium Generale, V. 23,1970. P. 30-37.
136. Ladd, D.R. Intonational Phonology. Cambridge University Press, 1996.-334 p.
137. Ladefoged, P. Elements of Acoustic Phonetics. The University of Chicago Press, 1962. - 118 p.
138. Language and Social Psychology. / Ed. by H. Giles and R.N.St Clair. Oxford: Basil Blackwell, 1979. - 261 p.
139. Laver, J. The Phonetic description of Voice Quality. Cambridge University Press, 1980. - 186 p.
140. Laver, J. Principles of Phonetics. Cambridge University Press, 1994.-707 p.
141. Mackay, I.R.A. Phonetics: The Science of Speech Production. -San Diego, 1987.-P. 72.
142. Nolan, F. The Phonetic Bases of Speaker Recognition. -Cambridge University Press, 1983. 221 p.
143. Pennington, M.C. Prosody. // Phonology in English Language Teaching. Longman, 1996.-P. 156-165.
144. Phonetics in Linguistics. Ed. by W.E. Jones and J. Laver. -Longman, 1973. - 345 p.
145. Roach, P. Introducing Phonetics. Penguin English, 1992. - 128 p.
146. Roach, P. English Phonetics and Phonology. A Practical Course. 3d edn. Cambridge, 2000. - 283 p.
147. Searle, J.R. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge University Press, 1969. - 203 p.
148. Social Markers in Speech. Ed. by K.R. Scherer and H. Giles. -Cambridge University Press, 1979. - 395 p.
149. Tannen, D. Talking Voices: repetition, dialogue and imagery in conversational discourse. Cambridge University Press, 1989. - 240 p.
150. The Handbook of Phonetic Sciences. / Ed. by W.J. Hardcastle and J. Laver. -Blackwell Publishers, 1997. 904 p.
151. Trager, G., Smith, H. An Outline of English Structure. Norman: Battenburg Press, 1951. - 92 p.
152. Virtanen, T. On the Definitions of Text and Discourse. // Folia Linguistica 24, no. 3-4, 1990. P. 447-455.
153. Wells, W.H.G. An Experimental Approach to the Interpretation of Focus in Spoken English. In: Intonation in Discourse. / ed. By Catherine Johns-Lewis. London, Sydney: Groom Helm, 1986. - P. 53-75.
154. Young, R.E. Becker, A.L., Pike, K.L. Rhetoric: Discovery and Change. NY, Chicago, San Francisco, Atlanta, 1970. - 383 p.