автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фобелова, Даниела
Введение
Глава I. Методологические проблемы мировоззренческого воспитания молодежи
§ I. Молодежь как объект коммунистического воспитания
§ 2. Формирование научного мировоззрения -составная часть коммунистического воспитания
§ 3. Атеистическое воспитание в системе коммунистического воспитания
Глава П. Семья и высшая школа как факторы формирования материалистического научно-атеистического мировоззрения молодежи
§ I. Семья и высшая школа в системе мировоззренческого атеистического влияния на молодежь
§ 2. Совершенствование взаимодействия семьи и высшей школы в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Фобелова, Даниела
Социальная практика построения и совершенствования развитого социалистического общества значительно повышает роль субъективного фактора в различных областях общественной жизни. Формирование нового человека является составной частью революционного преобразования действительности. Перспективы строительства коммунизма все в большей степени связываются с трудовой, общественно-политической и духовно-творческой активностью нынешней молодежи. Выступая на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций, Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко выразил полное доверие советского народа передовому отряду молодого поколения стран социализма: "Составляя планы на ближайшую пятилетку и вплоть до начала следующего века, мы в значительной мере рассчитываем именно на мастерство рук, на дерзание мысли, на трудовую I совесть нынешней молодежи .
Воспитание нового человека является не только целью, но и необходимым условием решения задач коммунистического строительства. В процессе целенаправленного воздействия на формирующуюся личность молодого человека необходимо учитывать особенности конкретно-исторических условий и социально-демографических характеристик молодежи: "В самостоятельную жизнь сегодня вступает наиболее грамотное за всю историю страны молодое поколение, наиболее подготовленное профессионально. Оно выросло в условиях социализ
Черненко К.У. По-ленински жить, работать, бороться. Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 года.- Правда, 29 мая 1984. ма, постоянного подъема благосостояния, в условиях мира"^.
Процесс развития общества, свободного от антагонизмов и классового угнетения, не лишен определенных сложностей, противоречий, реальных проблем, находящих свое отражение в сознании людей. Особенно критично относится ко всякого рода недостаткам молодежь. Необходимо постоянно иметь в виду, ".что наш противник стремится использовать в своих целях особенности психологии молодежи .
Молодежь является главным объектом воспитательного влияния. Особое внимание следует уделять формированию коммунистического мировоззрения студенческой молодежи, часть которой в ряде социалистических стран, в том числе в Чехословакии, в период кризисного развития была спровоцирована оппортунистическими, ревизионистскими элементами на антисоциалистические, антисоветские действия.
С ростом значения активности и сознательности молодежи настоятельно выдвигается требование к социальным наукам всесторонне изучать процесс формирования марксистско-ленинского мировоззрения. Формирование научного мировоззрения КПЧ считает одной из главных задач строительства развитого социализма: "Вся история революции и строительства социализма,- подчеркнул на ХУ1 съезде КПЧ Генеральный секретарь Коммунистической партии Чехословакии тов. Г.Г^сак,- дает достаточно примеров, подтверждающих, что человек, вооруженный марксизмом-ленинизмом, глубоко убежденный в Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года, с.55.
Там же. правоте социализма, не отступает перед сложными жизненными ситуациями и бесстрашно вступает в борьбу за социалистические идеа-„I льг .
В период между. Х1У и ХУ1 съездами КПЧ рассматривала заботу о формировании научного, марксистско-ленинского мировоззрения молодежи, воспитание ее в духе социалистического патриотизма и-пролетарского интернационализма как первостепенную задачу партии и всего общества. Большое влияние на воспитательный процесс в высшей школе оказали Пленумы ЦК КПЧ и ЦК КПС 1973 года, Открытое письмо ЦК КПС партийным организациям Словакии, мартовский Пленум ЦК КПЧ 1980 года.
В современных условиях бескомпромиссной идеологической борьбы двух миров важной составной частью комплексного коммунистического воспитания молодежи в социалистических странах является атеистическое воспитание.
Социалистическое сознание, убеждение в истинности марксистско-ленинской идеологии является результатом активного воспитательно-образовательного воздействия, тесно связанного с прогрессивной общественной практикой как главным революционизирующим мировоззрение фактором.
Основоположники марксизма-ленинизма разработали научные принципы и методы исследования общественной жизни, общефилософскую теорию и методологию социального познания. В их идейном наследии значительное место принадлежит анализу социальной роли молодежи и принципов ее коммунистического воспитания.
В марксистской, в первую очередь, советской философской и социологической литературе обстоятельно анализируются методологиг
Husak G. XVI. zjasd KSC. Dokumenty a raaterialy.- Bratislava: Pravda.- I981, s.39. ческие проблемы изучения молодежи как социально-демографической группы.
В'работах Боряза В.Н.,Голофаста В.Б.»Иконниковой С.Н.,Кона И.С.,Лисовского В.Т.,Решетова П.Н.,Слесарева Г.А.,Слепенкова И.М., Яблокова И.Н., в материалах научных конференций и симпозиумов, состоявшихся в 70-е и 80-е годы, раскрывается понятие "молодежь", выявляются его главные признаки и особенности.
Растет интерес к данной проблематике и в ЧССР. К числу авторов значительных работ в этой области относятся Ю.Варголик, Я.Гавлова,Ф.Зих,Л.Махачек,И.Сухи,0.Чмолик,Я.Штипек и другие.
В последнее десятилетие в литературе социалистических стран значительное место занимают проблемы коммунистического воспитания молодежи, ядром которого является мировоззренческое ¡воспитание. Их разработке посвящены труды Грулиха В.,Дуды Е.Дбанковой И.И.,Иванова В.П.,Калашникова М.Ф.,Копнина В.П.,Лармина О.В., Лоукотки И.,Мужика И.,0йзермана Т.И.,Попеловой И.,Правдика Р., Рожина В.П.,Румла В.,Федосеева П.Н.,Френдловски Б.,Цигера И., Шинкарука В.И. и др.
Непосредственно проблемы атеистического воспитания как элемента формирования мировоззрения решают в своих работах Галечка Т.,Губанов Н.И.,Евдокимов В.И.,Лоукотка И.,Новиков М.П.,Секот А., Селиванов П.Д. ,Угринович Д.М.,Черняк В.А.»Шалаев Ю.Н.,Яблоков И.Н. и другие. Они разрабатывают вопросы сущности, принципов и практических форм атеистического воспитания.
В современной литературе уделяется значительное внимание отдельным элементам мировоззренческого влияния на молодежь, например, воздействию семьи и высшей школы. Гораздо в меньшей степени разработан вопрос об их взаимодействии, взаимообусловленности в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения студентов высших учебных заведений, хотя социальная практика настоятельно требует его разработки и решения.
В настоящее время в литературе и на практике можно считать преодоленным взгляд, в соответствии с которым недооценивалось значение преподавания научного атеизма в высшей школе ЧССР.
Высшая школа имеет воспитательно-образовательный характер, теоретически формирует сознание молодых людей, призвана связать образование и воспитание с практикой повседневной жизни социалистического общества. Ключевой задачей высшей школы в социалистическом обществе должно являться коммунистическое воспитание молодежи.
Формализм в воспитательном процессе, отсутствие научного подхода к сложному делу формирования коммунистического мировоззрения в вузах имеют неблагоприятные последствия для развития общества, строящего коммунизм.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -раскрытие роли семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи, выявление путей их взаимодействия в этом процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие взаимосвязанные задачи: а) дать анализ особенностей молодежи, в первую очередь, студенческой, как социально-демографической группы, выявить ее роль в построении и совершенствовании развитого социалистического общества; б) рассмотреть специфику формирования коммунистического мировоззрения на основе определения содержания и функций понятия "мировоззрение"; в) исследовать место, роль и принципы атеистического воспитания в системе коммунистического воспитания в высшей школе; г) проанализировать воспитательное влияние семьи на молодежь; д) выявить пути совершенствования взаимодействия семьи и высшей школы в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения студенческой молодежи (на материалах социологических исследований в Университете им. Я.А.Коменского, Братислава, ЧССР).
Новизна предпринятого диссертационного исследования заключается в выяснении механизмов взаимодействия и взаимообусловленности семьи и высшей школы в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения студентов, в анализе характера и особенностей этих механизмов; во введении в научный оборот значительного числа идей и достижений теоретиков коммунистического мировоззренческого воспитания в семье и высшей школе ЧССР; в выявлении основных направлений совершенствования взаимодействия семьи и высшей школы в атеистическом воспитании студентов на основе анализа результатов социологического исследования, проведенного в вузах Словакии.
Теоретико-методологической основой работы являются идеи и положения классиков марксизма-ленинизма - К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Широко использованы методологические указания, содержащиеся в материалах ХХУ1 съезда КПСС, ХУ1 съезда КПЧ, Пленумов ЦК КПСС 1983-1984 годов, Пленумов ЦК КПЧ, КПС и других партийных и государственных документах.
Практическая ценность исследования заключается в определении путей совершенствования взаимодействия семьи и высшей школы в процессе атеистического воспитания студенчества. Основные выводы и результаты диссертации могут быть использованы в преподавании марксистско-ленинской философии, истории и теории атеизма, в специальных курсах по методологии мировоззренческого, атеистического воспитания, при подготовке кадров атеистов, в лекционно-пропагаццистской работе, в практике идеологической борьбы с буржуазными фальсификаторами образовательно-воспитательного процесса в странах социализма.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитое социалистическое общество в современных условиях формирует молодое поколение, которое становится важным фактором общественного прогресса, преемником классовых идеалов и традиций старшего поколения, сферой сближения элементов социальной структуры общества, ускорения его движения к социальному равенству и однородности.
Молодежь не только использует предоставленные ей старшими поколениями возможности, но и прилагает серьезные усилия для решения актуальных проблем общественного развития. Под руководством коммунистической партии образовательные учреждения и общественные организации обеспечивают подготовку политически сознательных, всесторонне развитых членов социалистического общества, активно участвующих в строительстве коммунизма, в укреплении коммунистических элементов образа жизни: ".первейшим условием и важнейшим гарантом революционной преемственности поколений в социалистическом обществе является руководство партии молодежным движением"*. Это особенно актуально в условиях ЧССР, где вопросы религии и атеизма традиционно занимают в общественном сознании значительное место.
Важное место занимают проблемы формирования научного мировоззрения в семье и высшей школе. Перед народами стран социализма наряду с такими задачами строительства нового общества, как развитие производительных сил, совершенствование системы общественных отношений, со всей остротой стоит задача воспитания молодежи в духе преданности коммунистическим идеалам. Генеральный Черненко К.У. По-ленински жить, работать, бороться.- Речь на
Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г.- Правда, 28 мая 1984 года. секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко высоко оценил достижения в решении этой задачи: "Мы многого добились в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда и не ставил, - формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но оснований для самоуспокоенности нет. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и треX бования к ней со стороны общества" .
Одним из важных аспектов формирования коммунистического воспитания молодежи является атеистическое воспитание. В основу научно -атеистиче с кой подготовки молодежи в семье и высшей школе необходимо положить следующие основные принципы: классовый подход к определению целей, содержания и форм научно-атеистического воспитания и образования; связь обучения с производительным трудом; производительный труд как основа политехнического образования; единство умственного развития, физического воспитания и технического обучения при обязательном учете особенностей различных групп молодежи.
Необходимо постоянно помнить о неразрывной.связи теории и практики в деле воспитания молодежи. Марксистско-ленинское мировоззрение, классовое самосознание, политическая убеэзденность, коммунистическая нравственность должны быть прежде всего итогом вов* Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г.- М: Политиздат, 1983, с.35. лечения студенческой молодежи в практическое строительство нового общества, в бескомпромиссную идеологическую борьбу с противниками теории маркеизма-ленинизма.
В период обучения молодого человека в вузе влияние семьи становится фрагментарным, но оно продолжает сохранять действенность, стабильность, экономическую основу. Семья как малая группа, является "фильтром" общественного влияния на молодежь, действующим параллельно воздействию высшей школы, осуществляющей целенаправленное планомерное формирование мировоззрения молодежи на основе теоретических представлений и систематических научных знаний. Сегодня это особенно важно, поскольку "те, кто сегодня садится за школьную парту, будет решать сложнейшие задачи грядущего двадцать первого века. И мы хотим, чтобы они решали эти задачи в расцвете своих дарований, свободные от нравственных изъянов"1.
Совершенствование взаимодействия семьи и высшей школы в атеистическом воспитании необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: введение преподавания научного атеизма в вузах ЧССР всех профилей в программу обучения на П-Ш курсах вместе с изучением других социально-экономических дисциплин, восстановление упраздненных в ряде вузов в 1980 г. отделений научного атеизма; повышение квалификации преподавателей естественных и общественных наук в сфере овладения методикой целенаправленного формирования научно-атеистического мировоззрения студентов; организация педагогического просвещения родителей, в ходе Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с.55. которого необходимо передать им сумму мировоззренческих, научно-атеистических знаний; поддержание постоянной связи с семьями студентов через органы студенческого самоуправления и ССМ; подготовка студентов к семейной жизни, особенно в вопросах воспитания (в первую очередь, мировоззренческого) детей; организация атеистической пропагандистской работы студентов-медиков, педагогов, юристов; естественников и др. в семье и по месту жительства; разработка и внедрение новой гражданской обрядности, связанной с важными событиями в жизни молодого человека в семье и вузе; развитие межсемейных форм общения посредством высшей школы, привлечение семейных коллективов к различным видам общественной деятельности (к работе на воскресниках и т.д.) и совместному отдыху.
Социалистическое общество предоставляет всем его членам равные возможности и условия для всестороннего, гармоничного развития, максимальной самореализации, удовлетворения духовных потребностей: ".новый человек - это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней"''". Поэтому оно предъявляет к специалистам, получающим образование в высшей школе, все новые повышенные требования. Подготовка профессиональных кадров, атеистически убежденных, высоконравственных, готовых в решительной борьбе отстаивать коммунистические идеалы - важнейшая социальная задача, решаемая в ходе взаимодействия социалистической семьи и высшей школы. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года.- М.: Политиздат, 1983, с.27.
Список научной литературыФобелова, Даниела, диссертация по теме "Философия религии"
1. Маркс К. К критике Гегелевской философии права. Введение.-Маркс К.,Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. 1. с.414-429.
2. Маркс К. Проект закона о разводе,- Маркс К.,Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. I, с.161-164.
3. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального С.овета по отдельным вопросам.- Маркс К.,Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд.,т. 16, с.194-203.
4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.- Маркс К.,Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. 42, с.41-174.
5. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К.,Энгельс Ф.-Соч., 2-е изд., т. 3, с.11-586.
6. Энгельс Ф. Недавняя • война в Лейпциге.- Рабочее движение в Германии.- Маркс К.,Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. 2, с.555-558.
7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К.,Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. 20, с.1-338.
8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Маркс К.,Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. 21, с.23-178.
9. Ленин В.И. Студенческое движение и современная политическая ситуация.- Полн. собр. соч., т. 17, с.214-220.
10. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.- Полн. собр. соч., т. 17, с.417-426.
11. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.-Полн. собр. соч., т. 17, с.429-438.
12. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн. собр. соч., т. 18, с.7-525.13