автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Захарова, Наталья Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Захарова, Наталья Сергеевна

Введение.

Глава 1. Методологические вопросы исследования эстетического идеала и его атеистического потенциала.

§ 1. Специфика эстетического идеала и его соотношение с религиозным

§ 2. Место и роль эстетического идеала в атеистических воззрениях

§ 3. Атеистические-функции эстетического идеала

Глава Л. Эстетический идеал как регулятор атеистического развития молодежи

§ 1. Роль эстетического идеала в преодолении религиозной и развитии атеистической мотивации формирующейся личности

§ 2. Роль искусства социалистического реализма в становлении научно-атеистических убеждений молодежи

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Захарова, Наталья Сергеевна

Актуальность темы. Проблема определения места и роли общественного эстетического идеала в развитии научно-атеистического мировоззрения приобретает сегодня особую социально-политическую и практическую значимость, так как в философском плане является частью более широкого и всегда актуального вопроса о взаимодействии между социальными идеалами и исторической действительностью. Это связано в первую очередь с особенностями того этапа, в который вступила наша страна. Товарищ К.У.Черненко в докладе на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС подчеркнул: "Эффективность идеологической работы прямо зависит от того, насколько точно учитываются особенности периода, переживаемого страной. Советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма, его всестороннее совершенствование - наша стратегическая за-«1 дача'1.

По мере развития социализма, по мере решения выдвигаемых на этом этапе задач и будет происходить постепенный переход к коммунизму, осуществляться все более полное воплощение коммунистического идеала в действительность.

Коммунистическая партия постоянно уделяет большое внимание проблемам формирования и социального функционирования всех видов общественных идеалов. В партийных документах подчеркивается необходимость усиления их роли в деле идеологического воспитания масс. "Надо активней ставить на службу нашим воспитательным целям великую притягательную силу ком Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 144 5 июня 1983 г. ~ М.: Политиздат, 1983, с.30. мунистических идеалов", - отмечал на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко*.

На исследование этих вопросов нацеливают материалы последних съездов партии, постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" /1979/, и0 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина" /1979/, "О 6(%*й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" /1982/, "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" /1982/, "Актуальные вшросы идеологической, массово-политической работы партии" /1983/, "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" /1984/, "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /1984/.

Значительное место в этом плане занимает и проблема специфической роли эстетического идеала в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения. Между тем, практическое решение ее все еще отстает от запросов жизни, от потребностей идейно-воспитательной работы в массах, в частI ности, среди молодого поколения нашей страны. Здесь есть, конечно, свои причины прежде всего, на наш взгляд, гносеологического и социально-психологического характера: во-первых, существование у определенной части людей религиозного мировоззрения; во-вторых, слабая психологическая подготовленность ряда людей к сознательной созидательной деятельности во имя Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М. : Политиздат, 1983, с.43. коммунистического идеала;

В-третьих, отдельные проявления недостаточно верного подхода к использованию в практике сегодняшнего дня эстетических средств в атеистическом воспитании масс.

Из сказанного очевидно, насколько важно для выработки истинных взглядов научно-обоснованное понимание всей сложности взаимоотношений эстетического идеала нашего общества и процесса развития научно-атеистического мировоззрения.

Нельзя не учитывать и того, что вопрос о роли эстетического идеала в развитии научно-материалистического мировоззрения оказался в самом центре идеологической борьбы. Буржуазные идеологи пытаются отрицать коммунистический эстетический идеал, социалистическое искусство, их социальные функции. Некоторые философы и эстетики-идеалисты отстаивают концепцию так называемого "чистого искусства", которое якобы по своей природе чуждо проблемам реальной жизни и не должно вмешиваться в сферу идеологии и мировоззрения.

Однако в рамках идеалистической эстетики существует и противоположная точка зрения на соотношение идеала и мировоззрения, искусства и мировоззрения. Эта точка зрения свойственна, в частности, представителям всего христианского богословия и церкви, которые выделяют религиозный идеал и считают, что искусство должно пропагандировать религиозное мировоззрение.

Вот почему правильная постановка вопроса о месте и роли эстетического идеала в процессе развития научно-атеистического мировоззрения имеет первостепенное значение для опровержения буржуазных теорий. В этом сегодня одна из важных предпосылок поступательной пропагандистской и контрпропагандистской работы как внутри страны, так и на международной арене.

Все вышеизложенное не оставляет сомнений в актуальности той проблемы, которая стала темой данной диссертационной работы.

Состояние исследования проблемы» В марксистско-ленинской эстетике и теории научного атеизма за последние двадцать с лишним лет к вопросу о месте и роли эстетического идеала в развитии научно-атеистического мировоззрения обращались немногие исследователи. Однако советскими и прогрессивными зарубежными учеными создан ряд'работ, в которых получили освещение отдельные аспекты изучаемой нами проблемы.

В разделах, посвященных анализу эстетического и религиозного видов сознания, сущности эстетического и религиозного идеалов, специфики их функционирования, роли искусства социалистического реализма в становлении научно-атеистических убеждений личности, автор спирался на труды этих обществоведов.

Прежде всего, это исследования, в которых характеризуется коммунистическая личность и роль научного атеизма в ее формировании. К ним мы относим работы Андрианова Н.Я., Бабосова Е.М., Гордиенко Н.С., Калашникова М. у>., Курочкина П.К., 1

Павлюка В. Б. и др. 1

См.: Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание.- М., 1981; Андрианов Н.П. Атеизм и эмоциональный мир личности. - Л») 1982; Андрианов Н.П«, Павлюк В.В. Атеистическому воспитанию - научные основы.-Л., 1971; Бабо-сов Е.М. Научночгехническая революция и утверждение атеистического мировоззрения.- М., 1982; Гордиенко Н.С. Атеизм и

Особый интерес представляют исследования, где анализируется место эстетического идеала в системе общественного коммунистического идеала, его специфика как социального феномена и роль в развитии общества. К ним мы относим работы Горыня В.й., Громова Е.С., Гуцаленко Л.А., Давидовича В.Е.,

Лармина 0.В., Лифшица М.А., Муриана В.М., Скатерщикова В.К., 1

Столовича Л.Н., Ястребовой H.A. и др. . В них в той или иной степени раскрывается Место эстетического идеала в системе коммунистического воспитания, определяются его социальные функции, уточняются в целом важные стороны гносеологического, исторического и социального характера.

Кроме того, важную роль для написания диссертации сыгрелигия в современной борьбе идей. - Л., 1982; Калашников М.Ф., Курочкин Д.К. Нормирование научно-атеистического мировоззрения молодежи.« М., 1981 и др. См.: Горынь И.В. Общественно-эстетический идеал.-Киев, 1983; Громов Е.С. Эстетический идеал.- М., 1961; Гуцаленко Л.А. Диалектика воплощения прекрасного.- Минск, 1973; Давидович В.Е. Теория идеала.- Ростов-на-Дону, 1983; Давыдов Ю.Н. Эстетический идеал и коммунизм.- В кн.: Вопросы эстетики, вып.7. - М.,1965; Лармин 0.В. Эстетический идеал и современность.- М.,1964; Лифшиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал.- М.,1979; Муриан В.М. Эстетический идеал.-М., 1966; Скатерщиков В.К. Эстетический идеал и его формирование у подрастающего поколения. - Советская педагогика, 1966, № 5; Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. - М., 1969; Ястребова H.A. Нормирование эстетического идеала и искусство. - М., 1976 и др. 8 рали исследования по проблеме соотношения эстетического и религиозного видов сознания, позволяющие уточнить их специфику, структурные особенности, определить место эстетического и религиозного идеалов. Прежде всего, это работы Кочетова А.Н., Лоукотки И., Тэнасе А., Угриновича Д.М., Яковлева Е.Г. и др.^ Однако в указанной литературе вопрос о соотношении эстетического и религиозного идеалов затрагивается лишь частично, не получая в целом глубокого и всестороннего анализа. Также в современных исследованиях практически отсутствует анализ атеистических функций эстетического идеала, его конкретной роли в развитии атеистической мотивации и преодолении религиозных представлений.

Еще одну группу интересующих нас работ составляют исследования по проблеме роли искусства социалистического реализма в атеистическом воспитании. Следует отметить, что в литературе по эстетическим и научно-атеистическим вопросам эта проблема ставится и раскрывается достаточно глубоко. О некоторых исследованиях по общим вопросам мы уже говорили раньше. К ним необходимо добавить также работы Букина В.Р., Михнов-ского Д.В., Угриновича Д.М., Яковлева Е.Г. и др., в которых уточняется место искусства в системе атеистического воспитания всех слоев населения, раскрывается связь истории реалистического искусства с историей свободомыслия и атеизма,дается анализ антиклерикальных и антирелигиозных художественных произведений, предлагаются конкретные рекомендации по исполь См.:Кочетов А.Н. Искусство и религия.- М.,1984; Лоу-котка И. О религии и искусстве.- М.,1979; Тэнасе А. Культура и религия.- М.,1975; Угринович Д.М. Искусство и религия.

М.,1982; Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия.- М.,1969 и Др. 1 зованию искусства в атеистическом пропаганде4.

Многие авторы конкретизируют роль каждого вида искусства в процессе развития атеистических знаний, взглядов,убеж--2 дении .

В ряде исследований дается характеристика содержания отдельных произведений и их влияние на атеистическое развитие личности . Однако, на наш взгляд, в большинстве работ не См.: Букин Б.Р. Искусство и общественная психология.-Л., 1976; Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. - JI., 1979; Букин В.Р. Изобразительное искусство как средство изучения и преодоления религиозной психологии.- В сб.: Искусство и религия.- Л., 1979; Михновский Д.Б. Значение, современное состояние и основные направления изучения проблемы взаимоотношений искусства и религии.- В сб.: Искусство и религия.- Л., 1979; Михновский Д.В. Искусство в атеистическом воспитании.-Л.,1980; Угринович Д.М. Культура и религия (некоторые теоретические проблемы).- В кн.: Вопросы научного атеизма.- М., 1982; Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения.- М.,1983; Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.,1977; Яковлев Е.Г. Проблема взаимодействия искусства и религии в современном буржуазном обществе.-В сб.: Искусство и религия.- Л., 1979 и др.

2 См.: Антонова O.A. Музыка и церковь. - М.,1977; Розен-шильд К.К. Музыкальное искусство и религия.- М.,1964; Чуднов-цев М.й. Церковь и театр. Конец XIX - начало XX в. - М., 1970 и др.

3 См.: Некрасов С.М. Вопросы атеизма на телеэкране.- В сб.: Искусство и религия.- Л.,1979; Русские писатели о религии и церкви./Составитель Гордиенко Н.С.- Л., 1984 и др. акцентируется внимание на то, что искусство есть специфический носитель определенных эстетических идеалов и поверхностно анализируются его энергетические, внутренне заложенные ре-з ервы.

Анализ марксисткой и зарубежной литературы, посвященной вопросам специфики эстетического и религиозного видов сознания, специфики искусства в формировании атеистических убеждений, показывает значительную степень изученности этих проблем, но тем не менее еще недостаточно глубоко исследован вопрос о соотношении эстетического и религиозного идеалов, не выявлены атеистические функции эстетического идеала, его роль в развитии атеистической мотивации личности, а также поверхностно характеризуется роль искусства как носителя атеистически значимых сторон эстетического идеала в формировании атеистических убеждений личности.

Это и определило цель и задачи данной диссертации.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе марксистско-ленинской методологии раскрыть природу и сущность эстетического идеала, выяснить, какова его роль в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения подрастающего поколения.

Для реализации поставленной цели автор счел необходимым решить следующие задачи:

- охарактеризовать специфику эстетического идеала и его соотношение с религиозным;

- показать место эстетического идеала в системе атеистических воззрений;

- выделить атеистические функции эстетического идеала;

- рассмотреть роль эстетического идеала в преодолении религиозной и развитии атеистической мотивации молодежи;

- раскрыть искусство как конкретизацию эстетического идеала;

- вдавить роль искусства социалистического реализма в формировании научно-атеистических убеждений молодежи.

Предмет ом и с с л е д о вания является эстетический идеал как регулятор процесса формирования научно-атеистического мировоззрения, его внутренняя структура и атеистические функции.

Объектом исследования являются учащиеся 8-10-х классов средних общеобразовательных школ, ГИТУ, студенты, молодые рабочие ряда предприятий г.Перми и Пермской области. Учащиеся этого возраста вполне осознанно подходят к формированию своего мировоззрения, готовят себя к выбору жизненного пути. Именно на этом этапе развития личности важно расширить и углубить формы и методы воздействия на личность, уметь сформировать коммунистическую убежденность, в том числе и научно-атеистическую. В высшей школе продолжается процесс формирования научно-атеистического мировоззрения будущего специалиста. Отсюда вытекает необходимость нахождения специфических средств атеистического воспитания студентов, наполнения их атеистической значимостью.

3 аключа ет ся в том, что в нем впервые в советской исследовательской практике:

- обосновывается и делается вывод о специфической роли эстетического идеала в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения;

- выясняются и анализируются атеистические функции эстетического идеала;

- выявляется специфическая роль эстетического идеала как внутреннего регулятора преодоления религиозной мотивации и развития атеистической;

- анализируются важнейшие направления формирования эстетического идеала в процессе атеистического воспитания молодежи.

Методология и источники исследования. Мет од©логической основой данного диссертационного исследования явились разработанные основоположниками марксизма-ленинизма принципы анализа социальных явлений, а также выводы классиков марксизма-ленинизма о реакционном роли религии и путях ее преодоления.

Первостепенное значение для диссертанта имели указания, содержащиеся в документах Коммунистическом партии Советского Союза и Советского государства, прежде всего, в материалах ХХ.У и ХХУ1 съездов партии, Постановлении Пленума ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", Постановлении Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 года "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", в трудах руководителей партии и государства, шределивших ведущие направления повышения уровня политико-воспитательной работы и формирования научного мировоззрения у широчайших слоев населения.

Важную роль в работе над диссертацией играл анализ исследований советских философов, историков, психологов, социологов, в которых рассматривается сущность эстетического идеала, его социальная роль в атеистическом воспитании, соотношение эстетического и религиозного идеалов и анализируются возможности эстетического идеала в преодолении религиозного мировоззрения.

-13

Определенное внимание диссертант уделил критическому анализу богословской литературы. В качестве объекта критики были использованы труды апологетов православия дореволюционного времени и современные издания Московской патриархии: статьи в "Журнале Московской патриархии" и "Богословских трудах". состоит в следующем: полученные результаты дают возможность более дифференцированно подойти к проблеме формирования научно-атеистического мировоззрения молодого поколения, оптимизировав этот процесс и повысив его эффективность. С этой целью в работе исследовано содержание индивидуальных эстетических идеалов школьной и студенческой молодежи, проанализированы взаимосвязи общественного и индивидуальных эстетических идеалов в процессе социализации личности, их влияние на активное творческое освоение окружающего мира, лишенное мистической религиозной окраски.

Исследования проводились на базе проблемной социологической лаборатории кафедры научного коммунизма Пермского государственного педагогического института в 1974-1983 годы. Диссертант принимал в этих исследованиях непосредственное участие.

Материалы, обобщения и теоретические выводы диссертации могут найти применение:

- в процессе преподавания вузовских курсов "Основы научного атеизма" и "Основы марксистско-ленинской эстетики", в частности, в темах: "Атеизм и искусство", "Нравственное содержание атеизма", "Методы, средства и формы атеистического воспитания", "функции искусства", "Специфика эстетическо

- 14 го идеала в системе общественного коммунистического идеала" и др.;

- при составлении программ спецкурсов по вопросам научного атеизма, атеистического и эстетического воспитания, в частности, в темах "Искусство и религия", "Эстетический идеал и его роль в развитии научно«атеистического мировоззрения школьной молодежи", "Эстетика педагогического труда" и др.;

- во внеучебной и научно-исследовательской работе студентов педагогического института: в тематике студенческих докладов и рефератов, а также в лекциях для учащихся средних школ и профессионально-технических училищ;

- в лекционной работе, проводимой обществом "Знание", а также в курсах научного атеизма и марксистско-ленинской эстетики, читаемых для слушателей вечерних университетов марксизма-ленинизма, институтов повышения квалификации учителей.

Материалы диссертации могут быть использованы и для дальнейшей разработки поставленных в исследовании проблем.

Апробация работы. Предложенные результаты исследования вошли в план работы по эстетическому и атеистическому воспитанию Пермского государственного педагогического института. Результаты работы докладывались на Всесоюзной научной конференции "Проблема повышения общественной активности будущего учителя в процессе обучения в педвузе" /Пермь, 1978/; зональном совещании "Духовная культура и социально-профессиональная ориентация молодежи" /Пермь, 1978/; конференции молодых ученых г.Перми /Пермь, 1981/; Всероссийском координационном совещании по проблемам атеистического воспитания молодежи /Пермь, 1984/; научных конференциях преподавателей Пермско

- 15 го государственного педагогического института /1974-1984 годы/; заседаниях кафедры философии Пермского государственного педагогического института. Диссертация обсуждена на кафедре научного атеизма Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена 21 сентября 1984 года и рекомендована к защите. Материалы диссертации отражены в республиканских сборниках научных трудов Пермского государственного педагогического института, тезисах Всесоюзных конференций. По теме диссертации имеется 7 публикаций общим объемом 2,6 печ.л.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование научного мировоззрения молодого поколения советского общества рассматривается Коммунистической партией как важнейшая задача всей нашей идеологической, политико-воспитательной работы. Эта задача может успешно решаться только при условии комплексного подхода к постанов1 ке всего дела воспитания , когда используются все средства и методы воспитательного воздействия в их единстве и взаимосвязи.

Эти указания полностью относятся и к такой сфере формирования нового человека, как утверждение научно-материалистических взглядов и атеистических убеждений. Поэтому вопросы, связанные с раскрытием специфической роли эстетического идеала в процессе атеистического развития молодежи, становятся в наши дни весьма актуальными.

Общество на этапе социалистического строительства, формируя и развивая свой эстетический идеал, воплотило в нем самое передовое, прогрессивное, стремясь к достижению поставленных целей.

Будучи особого рода общественно-функционирующим явлением, направленным на уравновешивание, гармонизацию отношений "общество-мир (действительность)", эстетический идеал несет в себе громадный атеистический потенциал. Направляя человечество на познание мира, оценку его, идеал раскрывает перед ним реальные перспективы активного и творческого преобразования мира. Ведя общество к уничтожению религии как регрессивного, мешающего социальному развитию явления, эс

1 См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. - М., 1976, с.76.

- 122 тетический идеал вытесняет из сознания религиозное мировоззрение, его ядро - религиозный идеал, формируя при этом научно-атеистические взгляды, знания, убеждения у каждой личности.

Вот почему процесс развития личностного эстетического идеала молодежи становится глубоко общенародным делом, требующим применения эффективнейших средств и методов воспитательной работы. Одним из таких средств является искусство социалистического реализма, раскрывающее конкретные черты эстетического идеала зрелого социализма. Чем совершенней и полнее воплощает в себе искусство эстетический идеал современности, чем активнее работает идеал на уровне искусства, чем глубже проникает он содержательно в индивидуальное сознание, тем эффективнее процесс формирования атеистических убеждений советской молодежи.

Это не раз подчеркивалось и в материалах последних съездов КПСС и в постановлениях Пленумов ЦК КПСС. В Отчетном докладе ЦК ХХУ1 съезду партии отмечалось: ".В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства"*.

В постановлении июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС также определен большой вклад, вносимый искусством социалистического реализма "в обогащение духовной жизни трудящихся, 2 в их воспитание на коммунистических идеалах .

Все эти документы партии и правительства прямо направ

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., 1981, с. 61. о

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с. 76.

- 123 лены на разоблачение концепций наших идейных противников за рубежом, богословов и защитников религии в нашей стране, пропагандирующих "силу" и "истинность" своего религиозного идеала, а также утверждающих в качестве основы искусства религиозную веру.

Подводя общий итог проделанной работе, обобщая результаты анализа и оценки проблем, связанных с определением роли эстетического идеала в формировании научно-материалистического мировоззрения молодежи, можно сформулировать следующие выводы и практические рекомендации:

1. Эстетический идеал несет в себе громадный атеистический потенциал, направленный на уничтожение религиозного мировоззрения; его ядра - религиозного идеала и развитие научно-атеистического мировоззрения.

Данный вывод, на наш,взгляд, необходимо использовать в работе со студентами, при чтении курсов по диалектическому и историческому материализму, марксистско-ленинской эстетике и научному атеизму, а также в раооте со студенческой лекторской группой, при чтении лекций в ооществе "Знание" по проблемам атеистического и эстетического воспитания;

2. Соотнося эстетический и религиозный идеалы между собой, выявляем противоположность их содержательного наполнения, развития и социального функционирования. Эстетический идеал есть истинный идеал, направляющий общество и личность на познание и преобразование мира. Религиозный же идеал, выдвигая желаемую цель в виде сверхъестественного, заведомо исключает человека из процесса ее достижения, делая его постоянно зависимым от Божества.

Этот вывод следует учитывать при чтении лекций по науч

- 124 ному атеизму и марксистско-ленинской эстетике как в вузе, так и в институте повышения квалификации учителей, а также в работе с лекторами и пропагандистами;

3. В рамках атеистических воззрений домарксовского материализма эстетический идеал был выделен как теоретическая проблема. Атеисты увидели в нем активную силу в воспитании гражданских и человеческих качеств. Вся история развития атеистических учений подготовила предпосылки для освобождения идеала от порабощения мистикой, выделила его роль в становлении человека, преодолевающего гнет-со стороны религии. Но в силу гносеологических причин и социальных условий данные положения не были до конца осознаны и не нашли практической реализации. Только с возникновением диалектического и исторического материализма было научно осознано место и роль эстетического идеала как действующей духовной силы, как двигателя и выразителя настроения и активности масс.

Данный вывод необходимо использовать в курсе лекций по истории атеизма и истории развития эстетической мысли, учитывать в работе с лекторами и пропагандистами;

4. Эстетический идеал обладает рядом атеистических функций. Под ними мы понимаем стороны активного действия идеала в процессе его творческого отношения с реальной дейст вительностью, направленного на отрицание ложности, иллюзорности религиозных ценностей и преобразование общественного и индивидуального сознания на основе высшей содержательной формы организованности мира как меры настоящего и будущего освоения человеком бытия, противостоящей религиозному видению и оценке мира.

Это положение можно раскрыть при чтении лекций на те

- 1 25 ' мы: "Атеизм и искусство", "Специфика эстетического идеала в системе общественного коммунистического идеала", при чтении спецкурса "Эстетический идеал и его роль в развитии научно-атеистического мировоззрения школьной молодежи", а также при составлении программ атеистического и эстетического воспитания в вузах, средних специальных учебных заведениях, ПТУ, школах. Анализ атеистических функций эстетического идеала необходим в практической работе со студенческой и школьной молодежью, при проведении занятий по марксистско-ленинской эстетике и научному атеизму в художественной галерее на темы: "Пермская деревянная скульптура", "Древнерусское искусство Прикамья" и др., в театрах и мастерских художников города;

5. Особенности содержательной наполненности и атеистического функционирования позволяют эстетическому идеалу наполнять мотивационные компоненты личностного поведения атеистическим эмоционально-рациональным содержанием и энергетическим зарядом, делая их из внешне воспринимаемых, внутренне принятыми и реально действующими атеистическими побуждениями, интересами, целями и т.д. Все это позволяет говорить об эстетическом идеале как специфическом регуляторе развития атеистической мотивации формирующейся личности и преодолении религиозной.

Данный вывод следует использовать при чтении лекций по психологии религии, специфике религиозного и научно-атеистического мировоззрения, методам, средствам и формам атеистического воспитания, а также учитывать в практической работе по атеистическому и эстетическому воспитанию советской молодежи.

Искусство, раскрывая конкретные стороны эстетического идеала как носителя прогрессивных черт атеистического осмысления мира и будучи специфическим по содержанию и форме передачи явлением, есть особое средство атеистического развития молодежи.

Это положение, на наш взгляд, рекомендуется учитывать в лекционном материале по проблемам атеистического, эстетического и художественного воспитания молодого поколения, в практике воспитательной работы с молодежью, а также при проведении практических занятий со студентами по теме: "Роль искусства в развитии научно-атеистического мировоззрения школьников" и т.д.

Таковы краткие выводы и практические рекомендации. Автор надеется, что они помогут в дальнейшем совершенствовании атеистического воспитания молодежи нашей страны.

- 127

 

Список научной литературыЗахарова, Наталья Сергеевна, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. К еврейскому вопросу. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т. 1, с. 382-413.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 414-429.

3. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты"г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65-185.

4. Маркс К. Греческое восстание. ~ Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т. 10, с. 129-131.

5. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс

6. Ш. Соч. 2-е изд., тЛ9, с. 9-32.

7. Маркс К. Капитал т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т.23, с. 43-784.

8. Маркс К. Экономичесжо-философские рукописи 1844 г.

9. Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с. 7-544.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

12. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.4, с. 41 9459.

13. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм 1 У, король прусский. Маркс

14. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 487-495. И. Энгельс Ф. Успехи движения за социальные преобразования на континенте. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 525-541. 12. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век.- Маркс- 128

15. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1 , с. 572-597.

16. Энгельс Ф. Принципы коммунизма, Маркс К., Энгельс Ф.

17. Соч.: 2-е изд., т.4, с. 322-342.

18. Энгельс & Крестьянская война в Германии.- Маркс К.,

19. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с. 343-437.

20. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.

21. Маркс К., Энгельс Соч. 2-е изд., т.19, с.306-314.

22. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.-Маркс

23. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с. 185-230.

24. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.20, с. 5-338.

25. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф.

26. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.

27. Энгельс Ф. Критика откровения. Маркс К., Энгельс Ф.

28. Соч. 2-е изд., т.21, с. 7-13.

29. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с. 269-317.

30. Энгельс Ф. К истории первобытной семьи (Бахофер, Мак

31. Леннал, Морган). Предисловие к 1У изд. работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 214-229.

32. Энгельс Ф« К истории первоначального христианства.

33. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т.22, с. 465492.

34. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюютпротив социал-демократов. (Ответ на статьи "Русского богатства" против марксистов). Поли. собр. соч., т.1 , с. 125-346.

35. Ленин Б.й. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн. собр. соч., т.1, с. 347-534.

36. Ленин В.й. Из экономической жизни России. Полн. собр.соч., т.6, с. 280-292.

37. Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции.-Полн. собр. соч., т.И, с.1-131.

38. Ленин В. И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т. 12,с. 142-147.

39. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.- Полн.собр. соч., т.17, с. 415-426.

40. Ленин В.й. Классы и партии в их отношении к религии ицеркви. Полн. собр. соч., т.17, с. 429-438.

41. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.

42. Полн. собр. соч., т. 17, с. 206-213.

43. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр.соч., т.18, с. 7-384.

44. Ленин В.й. Духовенство и политика. Полн. собр. соч.,т.22, с. 8-81.

45. Ленин В.й. Три источника и три составных части марксизма. -Полн. собр. соч., т.23, с. 40-48.

46. Ленин В.И. Государство и революция. -Полн. собр. соч.,т. 33, с. 1-120.

47. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский.

48. Полн. собр. соч., т. 37, с. 101-110.

49. Ленин В.й. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39,с. 1-29.

50. Ленин В. И. 0 значении воинствующего материализма.

51. Полн. собр. соч., т. 45, с. 29-33.

52. Ленин В. И. Письмо к Горькому (13 или 14 ноября 1913 года). Полн. собр. соч., т.48, с. 230-281.

53. Ленин о культуре и искусстве. М.: Искусство, 1956.572 с.

54. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.256 с.

55. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М. : Политиздат, 1981.223 с.

56. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-восп итательной работы. Постановление ЦК КПСС 26 апреля 1979. М. : Политиздат, 1979. - 15 с.

57. О 1Ц0-Й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС 13 декабря 1979 г. -Справочник партийного работника. Вып. 20. М. : Политиздат, 1980, с. 343-352.

58. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик. Постановление ЦК КПСС 19 февраля 1982 г. Справочник партийного работника. Вып. 23. -М.: Политиздат, 1983, с. 112-127.

59. О творческих связях литературно-художественных журналовс практикой коммунистического строительства. Постановление ЦК КПСС 23 июля 1982 г. Справочник партийного работника. Вып. 23. - М. : Политиздат, 1983, с. 456-459.

60. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.- 131

61. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

62. Сборник документов и материалов.- М.: Политиздат, 1984. 112 с.

63. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомоломи повышение его роли в коммунистическом воспитании молодежи. Постановление ЦК КПСС 7 июля 1984 г. -Правда, 1984, 7 июля.•Л

64. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977.- 62 с.

65. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массовое олитичеек ой работы партии.- В кн.: Черненко К.У. Избранные речи и статьи.- М.: Политиздат; 1984, с. 574-601.

66. Черненко К. У. Дело всей партии, долг каждого коммуниста.- В кн.: Черненко К.У. Избранные речи и статьи.-М.: Политиздат, 1984, с. 604-625.

67. Черненко К.У. Идеология революционного созидания и мира.- В кн.: Черненко К.У. Избранные речи и статьи.-М. : Политиздат, 1984, с. 626-642.х хлитиздат, 1980. 255 с.

68. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.:1. Лениздат, 1974. 171 с.

69. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическоевоспитание. М. : Политиздат, 1981. - 64 с.

70. Андрианов Н.П. Атеизм и эмоциональный мир личности.

71. Л.: Об-во "Знание" PQSCP, 1982. 16 с.

72. Андрианов Н.П., Павлюк В.В. Атеистическому воспитанию- 132 научные основы. Л.: Лениздат, 1971. - 70 с.

73. Андрианов Н.П., Маркин Л.В. Актуальные вопросы атеистического воспитания. Л.: Об-во "Знание"РС^СР, 1984. - 30 с.

74. Анисимов С.^. Ценности реальные и мнимые. Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры.- М.: Мысль, 1970. 181 с.

75. Анищенко А.И. Структура общественного сознания: Учеб.пособие. М.: Высшая школа, 1973. - 88 с.

76. Антонова O.A. Место и роль музыкального искусства и религии в культурно-историческом процессе. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 30, Атеизм, религия и культура. - М.: Мысль, 1982, с. 79-94.

77. Антонова O.A. Искусство и православие. М.: Московскийрабочий, 1983, г 94 с.

78. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 157 с.

79. Атеистическое воспитание в высшей школе./Под ред. H.A.

80. Пашкова. М. : Изд-во МГУ, 1982. - 127 с.

81. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и утверждениеатеистического мировоззрения.нМ.:3нание,1982.- 64 с.

82. Балтанов Р.Г. Социологические проблемы в системе научноатеистического воспитания. Казань, 1973.- 249 с.

83. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.1. М. : Наука, 1978. ЗИ с.

84. Букин В.Р. Искусство и общественная психология. Л.:

85. Об-во "Знание"РС£СР, 1976. 40 с.

86. Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. Л.: Лениздат,1 979. 1 76 с.

87. Букин В.Р. Атеистическому воспитанию комплексный подход. JI.: Лениздат, 1980. - 47 с.

88. Букин В.Р. Изобразительное искусство как средство изучения и преодоления религиозной психологии. В сб.: Искусство и религия. - Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с. 59-69.

89. Ванслов В. В. Прогресс в искусстве . М.: Искусство,1973. 256 с.

90. Володин Искусство и мировоззрение. М.: Йзд~во1. МГУ, 1 982. 174 с.

91. Волков И.У?. Партийность искусства и социалистическийреализм. М. : Искусство, 1974. - 168 с.

92. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство,1965. 379 с.

93. Галицкая И.А. К вопросу об изучении религиозности молодежи.- В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 7,-М.: Мысль, 1969, с. 389-405.

94. Гегель. Лекции по эстетике. Кн. 1-я. Соч., т. ХП.- М.:1. Соцэкгиз, 1938. 471 с.

95. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т.1.

96. Госполитиздат, 1948. 372 с.

97. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания: Учеб.пособие. М.: Высшая школа,1974. 103 с.

98. Гончаров И.Ф. Взаимодействие искусства и действительности в формировании эстетического идеала. Советская педагогика, 1976, № 5, с. 24-30.

99. Горбачев H.A. Диалектика и проблемы атеизма. Саратов:

100. Изд~во Саратов, ун-та, 1972. 278 с.- 134

101. Гордиенко Н.С. Старое и новое в современном православии. М. : о—во "Знание" РОйСР, 1972. - 24 с.

102. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона.- Л.: Лениздат,1975.~175 с.

103. Гордиенко Н.С. Актуальные проблемы критики современногоправославия. В сб.: Атеизм, религия, современность. -Л.: Политиздат, 1977, с. 82-99.

104. Гордиенко Н.С# Провославные святые: кто они? Л.: Лениздат, 1979. 270 с.

105. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбеидей. Л.: Лениздат, 1982. - 171 с.

106. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-егоды XX столетия. М.: Знание, 1984. - 64 с.

107. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Основные особенности эволюции религии и церкви в условиях социализма.- В сб.: Вопросы научного атеизма.- М.: Мысль, 1980, вып. 25, с. 223-244.

108. Горынь И.В. Общественно-эстетический идеал. Киев:

109. Наукова Думка, 1983. 140 с.

110. Гуцаленко Л.А. Диалектика воплощения прекрасного.

111. Минск: Изд-во БГУ, 1973. 184 с.

112. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону: Изд-во

113. Ростовского ун«га, 1983. 183 с.

114. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука,1976. 190 с.

115. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.

116. Части вторая и третья. Свердловск: Ургу, 1971.356 с.

117. Еремеев А.Ф. Искусство как ввд общения.« В сб.: Эстетику в йизнь. Сб.4. Свердловск, УрГу, 1,973,с. 3-13.

118. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формированияубеждений. М. : Изд-во МГУ, 1982.- 120 с.

119. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М. : Искусство, 1969. 174 с.

120. Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание.

121. М. : Политиздат, 1978. 119 с.

122. Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. М. : Политиздат,1 982. 1 58 с.

123. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М. : Политиздат,1968. 319 с.

124. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр.ст. по философии и эстетике. М. : Искусство,1984. -349 с.

125. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.2.е изд. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 766 с.

126. Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия. Пермь:

127. Перм. кн. изд-во, 1977. 312 с.

128. Калашников М.3>., Курочкин П.К. Формирование научно-материалистического мировоззрения молодежи. М.: Знание, 1981. - 64 с.

129. Карпушин И.И. Религиозно-идеалистическое и художественное восприятие действительности.- В сб.: Общественное сознание и вопросы формирования научного мировоззрения. М.: Моск. обл. педаг. ин-т им. Н.К. Крупской, 1977, с. 79-87.

130. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности иатеизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 107 с.

131. Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании. М. : Знание, 1982. - 64 с.

132. Кочетов À.H. Искусство и религия. 2-е изд., доп. М. :1. Знание, 1984. 64 с.

133. Красников Н.Й., Степин К.К. История, культура и атеистическое воспитание. М.:об-во "Знание" РСФСР, 1 981 . - 36 с.

134. Крывелев И.И. История религий. Очерки в 2-х томах.- М. :1. Мысль, 1975, т.1 , 415 с.

135. Крывелев И.И. История религий. Очерки в 2-х томах. М. :1. Мысль, 1976, т.2. 419 с.

136. Кузнецов В.Н. Актуальность атеистического наследияфранцузских материалистов. М.: Знание, 1979.64 с.

137. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе.2.е изд, доп. М. : Политиздат, 1981. - 256 с.

138. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия.1. М. : Знание, 1971. 45 с.

139. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М.:

140. Изд-во МГУ, 1964, с. 155. И7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. - 572 с.

141. Лоукотка И. О религии и искусстве. М. : Знание, 1974.64 с.- 137 ~

142. Лифшиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал.2.е изд. М.: Художественная литература, 1979.471 с.

143. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. « М.: Знание,1975. 64 с.

144. Михновский Д.Б. Л.Фейербах о соотношении искусства ирелигии. В кн.: Вопросы научного атеизма, этики и эстетики. Т. 413. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1971, с. 15-26.

145. Михновский Д.В. Проблема взаимоотношений искусства ирелигии в трудах К.Маркса, Ф,Энгельса и В.И.Ленина. В кн.: Искусство и религия. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1977, с. И-35.

146. Михновский Д.В. Значение, современное состояние и основные направления изучения проблемы взаимоотношений искусства и религии. В сб.: Искусство и религия. - Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с. 3-20.

147. Михновский Д.В, Искусство в атеистическом воспитании.1. Л.: Лениздат, 1980. 72 с.

148. Муриан В.М. Эстетический идеал. М» : Искусство, 1966.247 с.

149. Натадзе Р.Г. Восприятие и установка.- В кн.: Познавательные процессы ощущения, восприятия. М.: Педагогика, 1982, с. 80-88.

150. Некрасов С.М. Вопросы атеизма на телеэкране,- В сб.:

151. Искусство и религия. Л.: Гос.муз ей истории религии и атеизма, 1979, с. 69-79.

152. Нестеренко Ю.Л. Основные противоречия религиозногомышления. Противоположность религиозной и художественной фантазии.- В сб.: Искусство и религия.- Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с.20-32.

153. Новиков М.П. Атеизм в духовной жизни общества.- М.:1. Знание, 1984. 64 с.

154. Никольский Н.М. История русской церкви. 3,-е изд. М. :1. Политиздат, 1983. 448 с.

155. Никитин В.Н. Критика современной религиозной проповеди.- Л.: об-во "Знание" Р05СР, 1971. 40 с.

156. Овсянников М.Ф. Эстетическая теория К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.- М.: Знание, 1974.- 100 с.

157. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия: Учеб.пособие.- М.: Высшая школа, 1975. 224 с.

158. Парыгин Б.Д. Основы социальночюихологической теории.

159. Пищик Ю.Б. Становление атеизма К.Маркса и Ф.Энгельса.1. М.: Мысль, 1983. 173 с.

160. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.

161. Русские писатели о религии и церкви./ Составление,- 139 послесловие и комментарии Н. С.Гордиенко. — Л*: Лениздат, 1984. 256 с.

162. Рюриков Б.С. Активное, антидогматическое искусство.

163. В сб.: Эстетика и жизнь. Вып. 3. М.: Искусство, 1974, с. 172-201.

164. Салманов Ю.С., Татаринцев В.Г. 0 взаимосвязи социальнойактивности и социального идеала.- В сб.: Философское освоение мира человеком. Л.: ЛГОИ им. А.И.Герцена, 1977, с. 21-28.

165. Силин В.П. Искусство как фактор социализации. В сб.:

166. Человек и общество, вып. 9, Л.: Изд-во ЛГУ, 1971 , с. 118-129.

167. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966.93 с.

168. Спиридонов Л. И. Социализация индивида как функция общества. В сб.: Человек и общество, вып.9. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971, с. 130-1 НО.

169. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат,1972. 303 с.

170. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. (Философские проблемы исследования). 2-е изд. М.: Мысль,1973. 143 с.

171. Сыпачева Т.Л. Роль эмоционального фактора в атеистическом комплексе. В сб.: Научный атеизм. Проблемы формирования мировоззрения учащейся молодежи. -Пермь: Перм. гос. пед. шн*-т, 1983, с. 85-95.

172. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание,1974. 96 с.

173. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественныйидеал. Историко-проблемные очерки. « М.: Искусство, 1969. 352 с.

174. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М. : Политиздат, 1972. »-271с.

175. Татаринцев В.Г. О понятии "общественный идеал".- В кн.:

176. XXIX герценовские чтения. Философия и социальная психология,- Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена,1976, с.47-54.

177. Тэнасе А. Культура и религия. Пер. с румын. М.: Политиздат, 1975. 127 с.

178. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теоретическийочерк). М.: Политиздат, 1983. - 287.

179. Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения. М.: Знание, 1983. - 64 с.

180. Ульянов Л.Н. Опыт исследования мотивации религиозногоповедения. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. U. ~М. : Мысль, 1971, с. 219-235.

181. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2томах.- М. : Госполитиздат, 1955, т.1. 676 с.

182. Чернышевский Н.Г. Эстетика. М.: Госполитиздат,1958. 375 с.

183. Чижова В.А. Конкретно-исторический характер эстетического идеала. В сб.: Эстетику в жизнь. Сб. 4. -Свердловск: УрГу, 1973, с. 51-58.

184. Шамаро А.А. Православие и русская культура: церковные притязания и историческая реальность.- М. : Знание, 1980. 64 с.

185. Шамаро А.А. Искусство под эгидой церкви: истина против апологетики. М. : Знание, 1981. - 64 с.

186. Эстетическая культура слветского человека./Под ред.- 141

187. М.С.Каган. Л.: Йзд-во ЛГУ, 1976. - 167 с.

188. Эстетическое развитие и воспитание молодежи /Под ред.

189. О.В.Лармина.- М.: ■ Изд-во Моск.ун-та, 1978.- 326 с.

190. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.182 с.

191. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М.: Искусство, 1969. - 176 с.

192. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Искусство, 1977. 224 с.

193. Яковлев Е.Г. Проблема взаимодействия искусства и религии в современном буржуазном обществе.- В сб.: Искусство и религия. Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с. 32-46.*

194. Яковлев Е.Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. М.: Искусство, 1983. -167 с.

195. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 296 с.х хминариях по обличию социализма. М.: печатня А.И. Снегиревой, 1912. - 12 с.

196. Антоний /Мельников/, митрополит. Миссия русской православной церкви в прошлом и настоящем. Журнал Московской патриархии, 1982, Ш 5, с. 48-50.

197. Архангельский Г. Поучение к простому народу. СПб.:

198. Изд-во Тулузова И.П., 1904. 368 с.

199. Бажанов В.Б. О вере и жизни христианской. СПб.:

200. Изд-во Тулузова И.П., 1904. 32 с.- 142

201. Белоусов Е. Современная война и русские религиознонравственные идеалы. Церковные ведомости, 1913, Ш 3. Прибавления, с. 213-268.

202. Библия /Ветхий и новый завет/. М. : Изд-во Московской патриархии, 1976. 1360 с.

203. Бетелев А. Царство Божие Богословские труды. Сб.14.

204. М.: Изд-во Московской патриархии, 1975, с.62-76.

205. Воронов Л. Андрей Рублев великий художник Древней

206. Руси Богословские труды. Сб.14. - М. : Изд-во Московской патриархии, 1975, с. 77-94.

207. Волоцкий Иосиф. Просветитель или обличив ереси жидовствующих. Изд И. Казань, 1903. - 287 с.

208. Заболотский Н.А. Церковь и общество. Журнал Московской патриархии, 1974, Ш 11, с. 45-53.

209. Иванов В.В. Эстетика священника Павла Флоренского.

210. Журнал Московской патриархии, 1982, fê 5, с.75-77.

211. Из богословского наследия священника Павла Флоренского Богословские труды. Сб.17, - М.: Изд-во Московской патриархии, 1977, с. 85-248.

212. Иосиф /Пустоутов/, игумен. Православный взгляд на воспитание к миру. Журнал Московской патриархии, 1977, § 5, с. 46-50.

213. К знаменательному юбилею в жизни Русской православнойцеркви: 988-1988 /К 1000-летию крещения Руси/.-Журнал Московской патриархии, 1982, Ш 1, с.5-8.

214. Левицкий Д.С. Премудрость и благость божия в судьбахмира и человека. М.: Тип. Готье,1858. - 448 с.

215. Лосский В.Н. Богословие образа Богословские труды,

216. Сб.14. М. : Изд-во Московской патриархии, 1975,с. 105-113.

217. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности. Богословские труды. Сб.14. М.: йзд-во Московской патриархии, 1975, с. И 4-120.

218. Мест еров М. Социализация по христианскому православному нравоучению. СПб.: Изд-во Тулузова И.П., 1914. - 330 с.

219. Настольная книга священнослужителя. М.: йзд-во Московской патриархии, 1977, т.1. 768 с.

220. Осипов А.И. Иисус Христос объединяет. Присутствие Христа в церкви и миссии церкви в мире. Журнал Московской патриархии, 1975, № 8, с. 59-65.

221. Сергий /Голубцов/ архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева. Богословские труды. Сб.22. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1981, с. 3-67.

222. Соколова М.Н. Картина и икона./Лекция, прочитанная в

223. МДА в 1966 г./. Журнал Московской патриархии, 1981, i 7, с. 73-78.

224. Флоренский Павел. Столп и утверждение истины. Опытправославной феодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. - 176 с.

225. Флоренский Павел. Иконостас. Богословские труды.

226. Сб.9. М.: Изд-во Московской патриархии, 1972, с. 83-148.

227. Флоренский Павел. Моленные иконы Преподобного Сергия. -Журнал Московской патриархии, 1969, В 9, с. 80-90.