автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Роль творчества в процессе саморазвития личности

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Хамаганова, Ксения Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Роль творчества в процессе саморазвития личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хамаганова, Ксения Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа творчества.

1.1. Творчество как вид человеческой деятельности.

1.2. Природа и сущность творчества.

Глава 2. Искусство как творчество и способ саморазвития и совершенствования личности.

2.1. Искусство как вид творчества.

2.2. Искусство и личность: некоторые аспекты взаимовлияния.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Хамаганова, Ксения Владимировна

Актуальность темы исследования

Проблема сущности человека, его специфических качеств и индивидуальных проявлений стоит ныне чрезвычайно остро. Конец 20 века ознаменован глобальным кризисом, охватившим все сферы жизнедеятельности общества: социально-политическую, эколого-экономическую, культурную и т. д. В поисках выхода современная наука вновь обращается к человеку. Поэтому изучение природы человеческой деятельности, творчества как ее высшей формы, импульсов саморазвития личности играет особую роль в выработке стратегии дальнейшего развития.

Для понимания сущности личности большое значение имеет обращение к творчеству как специфической и высшей форме человеческой деятельности, одному из основ человеческой жизни, культуры, как результату проявления сущностных качеств личности. Внутренний мир личности, богатый и, порой, необъяснимый, находит свое яркое воплощение именно в творческом про * цессе, и поэтому он является сегодня одним из важнейших, на наш взгляд, объектов научного изучения. В проблеме творчества, как философской проблеме, представлена и всеобщая (объективная), историческая и субъективно-личностная стороны.

Постижение различных аспектов творчества может дать реальную возможность по-новому, глубже представить природу человека, его сущностные проявления во взаимоотношениях с окружающим его миром.

Рассмотрение человеческой сущности в ее диалектическом единстве биологического и социального, эмоционального и интеллектуального, интуитивного и рационального убеждает в том, что человек есть единство всех этих начал, и именно такую целостность представляет собой личность.

Цель любой индивидуальности - саморазвитие, проявление внутреннего богатства и неповторимости. И здесь велика роль искусства. В художественном творчестве человек проявляет себя наиболее ярко, полно, самозабвенно. Здесь начинают "работать" эмоции и чувства, которые часто "отдыхают" в человеческой повседневности. В мире искусства человек поглощен игрой фантазии, эмоциональные порывы, волнения, позволяют .уйти от стереотипных границ. В искусстве человек свободен, и в момент его творения, и в минуты общения с ним. Интуиция и вдохновение заставляют человека творить, созидать отраженную реальность в художественных образах. Восприя-. t тие искусства - также творческий процесс. Таким образом, искусство получает в конечном счете иную интерпретацию, определяясь в фокусе человеческой индивидуальности, выступает посредником, средством общения между человеком и окружающей реальностью.

Обострение глобальных проблем в современном мире свидетельствует о неоднозначности результатов человеческой деятельности, определенном размывании представлений о ее целях и смыслах.

Все это актуализирует проблематику сущности человеческой деятельности и развития у современной личности полноценных творческих начал. I

Степень изученности темы

Проблема личности, человеческой деятельности и искусства, издавна вызывает глубокий интерес.

Литература по этой проблематике может быть условно разделена на группы:

1) литература, посвященная проблемам творчества, как вида человеческой деятельности, его сущности, природы, проявлений в человеческой жизнедеятельности;

2) исследования искусства как реализации творческого начала в человеке. !

Среди работ первой группы выделяются труды из истории философской мысли: учения Платона и Аристотеля о творчестве,* взгляды на творческий Платон. Соч.: В 4-х т.-М., 1990. Аристотель. Метафизика,-М., 1934. Политика, 1911, Поэтика,- М.,1956; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли,- М.,1962 и др. процесс английских просветителей,* представителей немецкой классической философии** и др. Представляют интерес также работы, содержащие разные подходы к природе творчества.***

Касаясь данной литературы, следует отметить, что философы прошлого достаточно глубоко изучили процесс творчества. Что касается исследований нашего времени, можно отметить недостаточность проработки некоторых аспектов проблемы, например, вопроса об источниках и причинах творчества.

Большое внимание в литературе 60-80-х годов уделялось изучению познания в рамках творческого акта.**** Большинство авторов этого периода опирались в своих исследованиях на марксистскую теорию отражения.

Тем не менее, все подчеркивают трудность исследования проблемы природы и сущности творчества из-за ее многогранности.***** Стоит отметить наличие многообразия взглядов на природу творческого процесса, его проявлений. Сегодня многие авторы по-новому рассматривают природу творчест Локк Д. Избр. философ, произв. в 2-х т.- М.,1960; Гоббс Т. Левиафан // Избр. произв. в 2-х т.- М., 1964 и др. Кант И. Соч. в 6-ти т.- М., 1966; Гегель Г.- В. - Ф. Эстетика, в 4-х т.- М.,1968; Овсянников М. Ф., Средний Д. Д. Эстетика Гегеля в современной борьбе идей // Вопр. филос., 1970., № 8 и др. I См. напр.: Каган М. С. Человеческая деятельность. - М., 1974 ; Лук А. Н. Мышление и творчество,- М., 1976; Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности,- М., 1989; Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов,- СПб., 1994; Насонова А .И. Духовное жизне-творчество личности,- М., 1995; Батищев Г. С. Введение в психологию творчества. -СПб.,1997 и др. Сагатовский В. Н. Деятельность как философская категория // Филос. науки.-М., 1972, № 2; Коршунов A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков,- М.,1974; Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980 и др. См. напр.: Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций,- М., 1970; Кедров Б. М. Соотношение отражения и творчества в процессе познания // Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика,- София., 1974; Архипцев Ф. Т. Творческая природа человеческого сознания // Вопр. филос., 1974; Стрельник Н. Т. Проблема активности сознания,- М., 1981 и др. ва, опираясь на герменевтику, феноменологию, неклассическую философию, теорию игры и т.д.* Современная психология также занимается исследованием процесса творчества, его мотивационной сферы.** Человек рассматривается как субъект творчества, а творчество - как результат самовыражения.*** Во 2-ой группе основное внимание уделяется художественному творчеству, которому посвящены многочисленные публикации, рассматривающие его в связи с человеком, художником, творцом.**** См. напр.: Франкл В. Человек в поисках смысла,- М., 1990; Налимов В. В. В поисках иных смыслов,- М., 1993; Грофф С., Дэлифакс Д. Человек перед лицом смерти,- М., 1996; Иванов Г. И. Основные мотивы творческой деятельности,- Ангарск, 1999 и др. См. напр.: Грофф С. За пределами мозга,- М., 1993; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы,- М., 1999 и др. См. напр.: Габдулнасырова Р. И., Лебедев Б. К. Индивидуальность как личная форма общественных отношений // Личность в общественных отношениях, социально-философский аспект,- Казань, 1983; Налимов В. В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к 20 веку,- М., 1994; Кривцун О. А. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал, 1996; № 2 и др; Фромм Э.Человек для себя, иметь или быть,- Минск, 1997; Дука С. И. Человек - единство противоположностей. Социальная философия и философия политики (Материалы российского конгресса).- СПб., 1997 Ермаш Г. Д. Творческая природа искусства,- М., 1977; Борев Ю. Эстетика,- М., 1988; Трусов В. П. Современные психологические теории личности,- Л., 1990, Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры 20 в.- М., 1991; Резвицкий И. И. Личность и индивидуальность. Общество,- М., 1992; Искусство. Современные творческие процессы,- М., 1993; Фельдштейн Д. Психология становления личности,- М., 1994; Вейдле В. Умирание искусства. СПб., 1996; Кривцун О. А. Историческая'психология и история искусства.- М., 1997 и др.

В.западной литературе анализировались разные аспекты искусства и художественного творчества (А. Шопенгауэр, Б. Кроне, Ф. Ланге, Т. Липпс, Э. Ганслик и X. Ортега-и-Гассет и др.)-* В психологической литературе освещается природа художественного творчества, его психологические основы, этапы и механизмы.** (А. Маслоу, К. Юнг,. 3. Фрейд, Л. С. Выготский и др.)

Обобщая обзор литературы, можно отметить, что в отечественной науке до середины 80-х годов нашего столетия художественное творчество в основном рассматривалось в свете теории отражения. При этом недостаточно внимания уделялось личности творца, гипертрофировалась роль рационального и социального.

В противовес этому публикации последних лет отличаются абсолютизацией иррационального, субъективного, подчас не вполне адекватного восприятия зарубежных источников. Недостаточно анализируется художественное творчество в плане возможностей саморазвития не только творца, но и человека, воспринимающего искусство, а произведения художественного творчества иногда рассматривается в отрыве от какого-либо социо-культур-ного контекста.

Все это обусловило выбор темы данного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить роль художественного творчества в процессе саморазвития личности.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть природу и сущность творчества как вида человеческой деятельности; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.- М., 1990; Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20вв.- М., 1987; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.- М., 1991 и др. См. работы: Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова, А. Бейли, Г. Гончарова и др.

2) дать категориальный анализ личности, индивидуальности, человека как субъекта творчества;

3) исследовать художественное творчество как один из видов человеческой деятельности;

4) проанализировать некоторые аспекты взаимовлияния, искусства на личность.

Методологическая основа исследования

Теоретической и методологической основой диссертации явились труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам человека, деятельности, творчества и искусства. В качестве основных методов исследования использованы диалектический, феноменологический, герменевтический, аксиологический, исторический, системно-функциональный, анализа и синтеза и другие. Большое значение при рассмотрении процессуальных явлений, в частности такого сложного процесса, как творчество имеет синергетический подход, а также междисциплинарность в анализе человека и творчества.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) с новых позиций выявлена природа и сущность творчества как вида человеческой деятельности (единство рационального и иррационального).

2) .раскрыты понятия, "личность", "индивидуальность", "человек". Личность рассмотрена как субъект творчества;

3) художественное творчество интерпретируется как важнейший вид человеческой деятельности;

4) прослежены некоторые аспекты взаимовлияния искусства и личности.

Практическая значимость

Практическое значение работы определяется тем, что получение результаты могут использоваться в дальнейшей разработке теории творчества, сущности и природы человеческой личности, ее формирования и саморазвития. Выводы исследования, могут быть использованы при разработке спецкурсов по социальной философии, истории философии, философии искусства, эстетике, культурологии. Апробация работы

Основные положения работы докладывались на культурологическом семинаре "Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы" (Улан-Удэ, июнь 1998г.) и на межрегиональной научно-практической конференции "Театр и театральное образование Восточной Сибири и Севера: состояние, проблемы перспективы" (Улан-Удэ, ноябрь, 1999г.) Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль творчества в процессе саморазвития личности"

Заключение

В настоящей работе раскрыты некоторые аспекты творчества как высшего вида человеческой деятельности.

Человеческая деятельность - процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования окружающего мира в соответствии с его потребностями, целями и т.д. При рассмотрении духовной формы деятельности (в аспекте проблемы личностного саморазвития) на первый план выступает деятельность творческая.

Рассмотрены история изучения проблемы, основные подходы к ней, подчеркнуты многогранность, а отсюда и труднопостигаемость творческого процесса, необходимость его комплексного и междисциплинарного изучения.

Человек, как'субъект творчества, есть социально-индивидуальное существо. Формируясь в процессе деятельности, социализируясь в процессе становления, личность, в свою очередь, сама является "строителем" общественных отношений. Творчество - родовая потребность человека.

Творческое начало в человеке проявляется в формировании специфических мотивов деятельности, что, в свою очередь, существенно влияет на результаты этой деятельности, как совокупность непосредственных и опосредованных достижений, проявляющихся в ходе преобразования реальности. Одним из важнейших результатов творческой деятельности является возможность для субъекта (человека) раскрыть индивидуальные возможности, воплотить свои замыслы, идеи, представления и тем самым достичь более высокого уровня саморазвития.

Творчество - единство рационального и иррационального, необходимости, детерминированности и свободы, игры, познания сущего и моделирование возможного.

Творчество, таким образом,- деятельность по созданию нового, предполагающая глубокое познание и одновременно преобразование мира, достижение осознанной цели, требующая проявления всего богатства личности человека, воплощения его индивидуального и социального опыта. В процессе творчества осуществляется самовыражение и саморазвитие человека, а тем самым - наиболее адекватное выражение его сущности. Иными словами, творчество - реализованная самость.

Дан анализ основных этапов, условий и состоянии творческого процесса.

Одним из важнейших видов творчества является художественное творчество и результат этого процесса - искусство. Художественное творчество, как продуктивный вид деятельности, имеет целый ряд характерных особенностей. Творческая сущность искусства - это:

- своеобразное моделирование действительности, творение нового, иллюзорного мира, художественной реальности;

- самореализация художника.

Художественное творчество при необходимых условиях может быть одним из способов саморазвития личности человека, воспринимающего искусство. Важно детерминировать творчество как процесс и искусство как вид художественного творчества и вместе с тем его результата. Итогом творчества как процесса является не только произведение искусства, но и влияние, которое оно оказывает на человека, т.е., в конечном счете, сам человек, его внутренний мир.

Творческая сущность искусства, как явления многогранного, заключается и в способности воздействовать на социальную реальность через многообразие его функций, представляющих определенное единство.

Искусство - одно из ярких проявлений человеческой индивидуальности, ее потенциальных возможностей. Художник как субъект творчества самовыражается и самораскрывается в процессе создания своих произведений. Каждая творческая индивидуальность обогащает искусство и обладает самоценностью. Но не только художник саморазвивает себя в искусстве - любая личность, общаясь с результатами художественного творчества, моделирует свои собственные внутренние возможности, испытывает его воздействие на чувства, эмоции, нравственные установки, идеалы и т.д.

В настоящее время осознается то, что технократические, сциентистские парадигмы не могут разрешить накопившихся проблем, связанных с совершенствованием человека. Постепенно осознается значимость творческого потенциала искусства в становлении и развитии человека и общества. В процессе восприятия произведения искусства или его создания происходит формирование мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы, становление целостной личности. Тем самым человек творит свое "Я", реализует свою творческую природу, саморазвивается и совершенствуется. Таким образом, искусство, со всеми присущими ему глубинными мотивами и смыслами, является одной из ярких, адекватных, позитивных точек приложения творческих сил, оправдывающих все творческие усилия, поиски себя в окружающем мире и дающих личности возможность духовного саморазвития и самосовершенствования. .

 

Список научной литературыХамаганова, Ксения Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни,- М., 1991.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности,- М., 1980.

3. Алексеев А. Д. Личность и сознание (Проблемы развития).- Л., 1989.

4. Американская философия искусства,- М., 1997.

5. Анциферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал,- 1992,- №5.

6. Андреев Ю. А. Место ис усства в познании мира.- М., 1983.

7. Античная художественная культура,- СПб., 1993.

8. Андреев А. Л. Искусство, культура, сверхкультура: (Философия искусства Н.А.Бердяева).-М., 1991.

9. Апресян 3. Г. Свобода художественного творчества,- М., 1985.

10. Аристотель. Поэтика,- М., 1957.

11. Аристотель. Метафизика.- М., 1934.

12. Аристотель. Политика. 1341 в. Сиб. 1911.

13. Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. -М., 1993.

14. Асмус В. Ф. Иммануил Кант,- М., 1973.

15. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества,- М., 1990.

16. Бакунин М. А. Избранные филос. сочинения и письма,- М., 1987.

17. Банфи А. Философия искусства,- М., 1989.

18. Барьядаева Б. Ж. Философия истории искусства: предмет, методология, концепция.-Улан-Удэ,1997.

19. Басиин Ф. В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. Об отношении активности бессознательного к художественному творчеству и художественному восприятию. Бессознательное,- Тбилиси, 1978.

20. Батищев Г. С. Введение в психологию творчества,- СПб., 1997.

21. Бахман Т. Восприятие и социальная деятельность,- Тарту, 1983.

22. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества,- М., 1979.

23. Безклубенко С. Д. Природа искусства,- М., 1982.

24. Берсон А. Творческая эволюция. 1909.

25. Бердяев Н. А. Кризис искусства.- 1993.

26. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства,- М., 1994.

27. Бердяев Н. А. О назначении человека,- М., 1993.

28. Бердяев Н. А. Самопознание,- М., 1990.

29. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества,- М., 1989.

30. Библер В. С. Мышление как творчество,- М., 1976.

31. Блок В. JI. Потребность в искусстве,- М., 1997.

32. Божович JI. И. Проблемы формирования личности: Избр. исихол. труды.-М., 1996.

33. Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т.- Смоленск, 1997.

34. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение,- Минск, 1990.

35. Бубенкова Н. А. Эстетические аспекты научного творчества.- Омск, 1969.

36. Вейдле В. Умирание искусства,- СПб., 1996.

37. Вельфин Г.Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения,- СПб., 1997.

38. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры,- М.,.1988.

39. Воробей Ю. Д. Диалектика художественного творчества,- М., 1984.

40. Выготский JI. С. Психология искусства.- М., 1968.

41. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного,- М., 1991.

42. Гадамер Г. Г. Истина и метод,- М., 1989.

43. Гачев Г. Д. Творчество, жизнь, искусство.- М., 1980.

44. Гете И. В. Об искусстве,- М., 1975.

45. Гегель Г. В. Ф. Собр. соч.: В 14-ти т.- М., 1938.

46. Гегель Г. В. Ф. Эстетика.- М., 1968.

47. Гальтон Ф. Наследственность таланта.- М., 1996.

48. Гоббс Т. Левиафан // Избр. произв.- М., 1965.

49. Гольдентрихт С. С. Творчество как философская проблема // Творческая активность сознания,- Л, 1986.

50. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества,- М., 1977.

51. Голомшток В. Тоталитарное искусство,- М., 1994.

52. Гончаренко'Н. В. Гений в искусстве и науке,- М., 1991.

53. Гораций. Послание к поэтам // Наука поэзии,- М., 1958.

54. Горбунова Г. В. Природа художественных идей. Искусство в системе общественного сознания^-Л., 1991.

55. Грамши А. Искусство и политика,- В 2-х т.- М., 1991.

56. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов,-СПб., 1994.

57. Громов Е. С. Природа художественного творчества.- М., 1986.

58. Громов Е. С. Начала эстетических знаний,- М., 1984.

59. Гулыга А. В. Искусство в век науки,- М., 1978.

60. Гуревич П. С. Философия культуры,- М., 1994.

61. Гутчин И. Б. Формальные нейроны в. бионике,- М., 1984.

62. Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике этико-политических взглядов Платона и Аристотеля,- М., 1968.

63. Демина М. В. Личность в социалистическом обществе (философ, аспект формирования).- М., 1988.

64. Дмитриева Н. А. Опыты самопознания // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве 20 в.- М., 1984.

65. Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура,-М., 1990.

66. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности,- М., 1981.

67. Дубровский Д. И. Проблема идеального.- М., 1983.

68. Дука С. И. Человек единство противоположностей. Социальная философия и философия политики (мат-лы российского конгресса).- СПб., 1997.

69. Еремеев А. Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества.- М., 1987.

70. Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства,- М., 1977.

71. Западное искусство. 20 век. Между Пикассо и Бергманом,- СПб., 1999.

72. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии,- М., 1994.

73. Иванов Г. И. Основные мотивы творческой деятельности,- Ангарск, 1999.

74. Иванов С. П. Мир личности:контуры и реальность,- М., 1999.

75. Ильин И. А. Одинокий художник,- М., 1993.

76. Ионин Л. Г. Социология культуры. Учебник для ВУЗов,- М., 1996.

77. Искусство: художественная, реальность и утопия,- Киев, 1992.

78. Искусство. Современные творческие процессы,- М., 1993.

79. Искусство в,мире духовной культуры,- Киев, 1985.

80. Искусство в системе культуры,- Л., 1987.

81. Искусство и общение,- Л., 1984.

82. Искусство и социокультурный контекст,- Л., 1986.

83. Искусство и человек,- Фрунзе, 1981.

84. Искусство советского времени. В поисках нового понимания,- М., 1993.

85. Каган М. С. Человеческая деятельность,- М., 1974.

86. Каган М. С. Проблема творчества в марксистской теории деятельности // Семинар по методологическим проблемам творчества. Семфирополь, 1994.

87. Каган М. С. Эстетика как философская наука,- СПб., 1997.

88. Как построить свое "Я",- М., 1992.

89. Камю А. Человек бунтующий // Философия. Политика. Искусство,- М., 1990.

90. Кант И. Соч.: В 6-ти т.- М., 1966.

91. Касавин И. Г. Магия и творчество: теоретико-познавательный подход.-М., 1986.

92. Кириос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление,- М., 1992.

93. Коган JI. Н. Цель и смысл жизни человека.- М., 1984.

94. Колин К. Человек и будущее: динамический вызов // Alma mater.- 1999.-№ 10.

95. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков,-М., 1971.

96. Коршунов А. М. Творчество как объективный процесс // Творчество и социальное познание,- М., 1982.

97. Коршунов А. М. Диалектика чувственного и рационального в воображении // Творчество и социальное познание,- М., 1982.

98. Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание,- М., 1982.

99. Кривцун О. А. Историческая психология и история искуссива,- М., 1997.100: Кривцун О. А. Ценности культуры и судьбы искусства,- М., 1989.

100. Кривцун О. А. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал,- 1996,- № 2.

101. Кроче Б. Философия духа.- М., 1985.

102. Кузьмин А. В. Метафизика: самоидентичность, самопознание, духовность: диссерт. канд. филос. наук,- Улан-Удэ, 1998.

103. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность,- М., 1979.

104. Левидов А .М. Автор-образ-читатель. 2-е изд. доп.- Л., 1983.

105. Лилов А. Природа художественного творчества,- М., 1981.

106. Лисенков А. В. Музыка созидающая и разрушающая,- М., 1989.

107. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества.-СПб., . 1996.

108. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних пр-ий,- М., 1990.

109. Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэтике,- Тарту, 1964.

110. Локк Д. Избр. филос. произв. в 2-х т.- М., 1960.

111. Лобанова Б. Е. Философия и социология творчества,- Саратов, 1983.

112. Лукин Н. Н., Ивченко Н. П. Социальная философия и философия политики,- СПб., 1997.

113. Лукшин И. П. Искусство как социальный институт,- М., 1984.

114. Мазепа В. И., Михалев В. П., Азархин А. В. Культура художника.-Киев, 1988.

115. Малахов В. Герменевтика и традиция: Традиция, в которой мы не жи-вем.-М., 1999.

116. Маньковская Н. Б. "Париж со змеями": (введение в эстетику постмадер-низма).-М.,1995.

117. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры 20 века.- М., 1991.

118. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9-ти т.- М., 1985.

119. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы,- М., 1999.

120. Матюгин И. Ю., Чаекаберья Е. И. Развитие образной памяти,- М., 1993.

121. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989,- № 6.

122. Мерешковский Д. С. Эстетика и критика: В 2-х т.- М., Харьков, 1994.

123. Мерлин В. С. Психология индивидуальности.- М., Варонеж, 1996.

124. Мерло-Понти М. Око и дух,- М., 1992.

125. Миголатьев А. А. Социальная философия. Человек и время // Социально-гуманитарные знания,- 1999,- № 2.

126. Михайлов А. В. Из истории характера // Человек и культура, Индивидуальность в истории культуры,- М., 1990.

127. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве 20века,- М., 1994.

128. Налимов В. В. В поисках иных смыслов,- М., 1993.

129. Налимов В. В. На грани третьего тысячелетия,- М., 1994.

130. На пороге третьего тысячелетия.: Проблемы художественной культуры,- М., 1997.

131. Насонова А. И. Духовное жизнетворчество личности,- М., 1995.

132. Никитина Н. Н. Мимесис в эстетике Аристотеля,- М., 1990.

133. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т,-М., 1990.I

134. Овчинникова О. А. Идеальная природа творческой активности сознания // Творческая активность сознания,- Л., 1986.36: О диалектическом единстве самопознания и самореализации в целом // Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека,- М., 1984.

135. Орлов Б. В. Субъект. Объект. Эстетика:версии Бахтина, Гадамера, Лу-кача.-Екатеринбург, 1992.

136. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Самосознание европейской культуры 20 века.- М., 1991.

137. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

138. Перов К. В. Вопросы социального функционирования художественной культуры. -М., 1984.

139. Петрушин В. И. Музыкальная психология.- М., 1997.

140. Петров В. М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования,- М., 1996.

141. Платон. Соч.: В 4-х т.- М., 1990.

142. Пономарев Я. А. Фаза творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества.-М.,1983.

143. Попов Е. В. Основы философии,- М., 1997.

144. Пушкин В. Г. Сознание и творчество // Творческая активность сознания." Л., 1986.

145. Пушкин В. Г. Отражение и самоорганизация при переходе от неживого к живому // Отражение и деятельность,- Л., 1983.

146. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество,- М., 1992.

147. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.-1991.-№ 1.

148. Розин В. М. Психическое и культурное развитие человека: Учебное пособие,-М., 1994.

149. Рэлф О. Д. Человек существо одинокое: Биологические корни одиночества // Лабиринты одиночества,- М., 1989.152! Сабиров X. Ф. Человек как социологическая проблема,- М.,1987.

150. Сборник каф. философии УГАТУ, 1996.

151. Сердюченко М. Д., Флегонтова С. М. Отражение и деятельность.-Л, 1983.

152. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация,- СПб., 1995.

153. Серебрякова Ю. А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры,- Улан-Удэ, 1996.

154. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика,- М., 1991.

155. Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры.-М., 1990.159: Столин В. В. Самосознание личности,- М., 1983.

156. Столович Jl. Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности,-М., 1985.

157. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии.- М., 1994.

158. Табидзе О. И. Ценностный аспект творчества//Вопр. филос. -1981. -№ 3.

159. Творческая активность сознания.- Л., 1986.

160. Творчество и социальное познание,- М., 1982.

161. ТельчароваР. А. Музыкальная культура и личность.- Владимир, 1987.

162. Тищенко П. Д. Жизнь как феномен культуры // Биология в познании человека,- М., 1984.

163. Трусов В. П. Современные психологические теории личности,- Л., 1990.

164. Тупицын В. "Другое" искусство: Беседы с художниками, критиками, философами. 1980-1995,-М., 1997.

165. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству,- М., 1996.

166. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности,- М., 1994.

167. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и формирование личности // Человек в мире художественной культуры,- М., 1982.

168. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем.-М., 1990.

169. Фрейд 3. Художник и фантазирование,- М., 1995.

170. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ,- М., 1922.

171. Фрейд. 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов,- М., 1987.

172. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20вв.-М., 1987.

173. Хейзинга И. Осень Средневековья,- М., 1988.I

174. Художественное восприятие: проблемы теории и истории,- Калинин, 1988.

175. Художественное в эстетике и в искусстве.- Киев, 1990.

176. Художественное осмысление и действительность,- М., 1988.

177. Художественное творчество и психология,- М., 1991.

178. Художественное творчество и проблемы восприятия,- Калинин, 1990.

179. Человек как объект философского и социогуманитарного познания.-Владивосток, 1988.

180. Шеллинг Ф. В. Философия искусства,- М., 1966.

181. Шопенгауэр А. Избранные произведения,- М., 1992-1993.

182. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.- М., 1900.

183. Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 4-х т.- М., 1900-1910.

184. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис.- М., 1996.

185. Эстетика Иммануила Канта и современность.- М., 1991.

186. Эстетика. Словарь.- М., 1989.

187. Юнг К., Нойман 3. Психоанализ и искусство.- Нью-Йорк, 1996.

188. Юровская Э. П. Философия-творчество-жизнь //Сартр Ж. П. Философские пьесы.- М., 1996.1. ОССИЙСКАЯ1. ДАРСТВЕННО1. О!