автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Роль воображения в процессе формирования религиозности индивида

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Соловьева, Татьяна Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Роль воображения в процессе формирования религиозности индивида'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Соловьева, Татьяна Павловна

ВведениеЗ

Раздел I. Определение понятия религиозни

Раздел II. Христианские представления о влиянии воображения на религиозноезнание

Раздел III. Природа воображения и особенности его функционирования

Раздел IV. Роль воображения в формировании религиозных образов (теоретическое рассмотрение и анализ эеримента)

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Соловьева, Татьяна Павловна

Изучение роли воображения в формировании религиозных представлений является важной проблемой религиоведения. Данная проблема не может не представлять интерес для философов, психологов, социологов и религиоведов. Тем не менее, влияние воображения на религиозность изучено ещё не достаточно.

Практическое значение изучения психологических механизмов формирования религиозности возрастает в связи с изменившейся за последнее время динамикой религиозности, с ростом религиозности в различных слоях населения. Ссылаясь на результаты социологических исследований по Российской Федерации (Т.И.Варзанова, Р.А.Лопаткин, В.П.Михалюк, М.П.Мчедлов, С.Б.Филатов, Д.Е.Фурман, Е.С.Элбакян и др.), можно говорить о подъёме религиозности в последнее десятилетие. Соотношение среди групп опрошенных выглядело следующим образом: 42% верующих и 28% неверующих (остальные 30% опрошенных отнесли себя к группе колеблющихся, безразличных или затруднялись с ответом).1 Некоторый рост уровня религиозности начинается у людей старше 45 лет и достигает максимума у представителей наиболее старших поколений. К религиозной вере обращаются самые социально незащищённые слои населения. Доля верующих среди женщин выше, чем среди мужчин . Но наиболее активно в последние годы росла религиозность молодёжи. М.П.Мчедлов отмечает: « Если ещё 10-15 лет назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель

1 Медведко C.B., Элбакян Е.С. Верующие в России: социально-экономическая ситуация и отношение к рыночным реформам. //Религиоведение. №1, 2001,с.90. религиозности ( 1-2%) был среди молодых ( среди взрослых- ок. 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения»3.

В последнее время происходит процесс возрождения и укрепления православия, ислама, иудаизма, буддизма. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодёжи важно учесть то, что значительное число молодых людей считает себя сторонниками традиционных религий. Сказывается здесь и тесная связь религиозного и национального самосознания. Религия воспринимается как фактор самоидентификации.

Воображение является важным фактором присвоения и укрепления религиозности; оно может способствовать более полному и проникновенному вхождению в религию, восприятию Священных текстов и т.д., может содействовать интериоризации религиозности, но может и разрушать религиозность, уводить с религиозного пути, когда тесно связано с критическим мышлением. Воображение, направленное на религиозную тематику и на историю религии (например, христианства), присутствует у людей различного возраста и разного культурного и образовательного уровня. В результате работы воображения у человека могут возникнуть такие представления о религиозных предметах, которые будут сильно отличаться от догматических. Однако у глубоко верующего человека воображение может создать предпосылку к таким интеллектуальным и эмоциональным процессам, при которых не происходит критического

2 См.: // Социс. -М., 1998, №9, с. 93-98.

3 Мчедлов М.П. О религиозности российской молодёжи. // Социс. -М., 1998, №6, с.107. анализа церковных догматов и писаний. Таким образом, влияние воображения на религиозность осуществляется по-разному в различных ситуациях и у разных личностей, и это требует как теоретического, так и эмпирического изучения роли воображения в формировании религиозных представлений.

Степень изученности проблемы.

Проблема влияния воображения на религиозность имеет непосредственное отношение к человеческой личности, её сознанию и чувствам. Данная проблема не может не представлять известный интерес для философов, психологов, социологов, культурологов, религиоведов. Тем не менее, аспект, выделенный в данной работе, - влияние воображения на формирование религиозности индивида - не получил ещё достаточно полного исследования.

Проблема воображения принадлежит к одной из наиболее часто дискутируемых проблем. Практически невозможно назвать какое-либо из современных течений философской и психологической мысли, которое так или иначе не осмысливало бы проблему воображения. Феноменология, психоанализ, бихевиоризм, французский постмодернизм, философия искусства, культурология внесли немалый вклад в дело изучения воображения.

Среди отечественных учёных-психологов, обращавшихся к изучению роли фантазии (преимущественно в сфере эстетического творчества) можно выделить Л.С.Выготского. Особенно важным представляется разработка этим автором связей между фантазией и эмоцией и роли фантазии в катарсическом воздействии искусства. Обращаясь к проблеме воображения, Л.С.Выготский отмечает, что эта область остаётся чрезвычайно мало изученной, как и область чувства, и самым проблематическим и загадочным остаётся для современной психологии связь и отношение эмоциональных фактов с областью фантазии».4 Природа воображения рассматривается и в исследованиях других авторов. Так, С.Л.Рубинштейн отмечает, что воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Это отлёт от прошлого опыта, преобразование его, осуществляемое в образной форме.5 А.В.Петровский трактует воображение как «необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью».6 О.М.Дьяченко считает, что вопрос о механизмах развития воображения тесно связан с концепцией Л.С.Выготского о развитии высших психических функций.7То есть процесс развития воображения также подчиняется общему закону развития высших психических функций.

Из философских работ, посвящённых воображению, следует выделить работы А.В.Брушлинского, Л.С.Коршуновой. В этих работах подчёркивается, что воображение тесно переплетается с другими формами отражения действительности - с восприятием, представлением, мышлением, памятью. Л.С.Коршунова подчёркивает: «Воображение есть там, где имеется чувственный образ».

4 Выготский Л.С. Психология искусства. —М., 1968, с.64.

5 См.: Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М., 1973, с.423.

6 Петровский A.B. Воображение. //Введение в психологию. /Под ред. А.В.Петровского. -М., 1997, с. 222.

7 См.: Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. -М., 1996, с.34.

8 Коршунова JI.C. Воображение и его роль в познании. -М.,1979, с.33.

В рамках изучения мифологического сознания Я.Э.Голосковер определял статус воображения как творящего «смыслообразы». Он стремился описать логику образа внутри логики мифа, а также проследить «имагинативную жизнь образа». Я.Э.Голосковер чрезвычайно высоко оценивал воображение и видел в нём «основной инстинкт культуры». Этот автор делает разграничение между воображением и фантазией и строго отличает проблему воображения и фантазии от проблемы аффектов и страстей. Фантазия - лишь часть воображения, его «подстрекатель». Воображение познаёт мир (в том числе и научно) и даже определяет судьбу. Фантазия же создаёт то, чего не может быть - «выдуманную жизнь». Вцелом, Я.Э.Голосковер склонен оценивать роль и фантазии, и воображения положительно как одновременно защитную и культуросозидающую ментальную структуру.

В философских и психологических исследованиях представлены работы и по проблеме воображения и по проблеме религиозности, но число работ, посвящённых роли воображения в формировании религиозности, весьма незначительно. В этом плане следует отметить диссертацию Пузанова О.П. Рассматривая роль воображения в религии, он показывает, что воображение есть необходимый фактор возникновения и воспроизводства религиозных представлений и возникающих на их основе религиозных понятий. ПузановО.П. рассматривает соотношение представлений и понятий в религиозном сознании. Этот автор указывает, что «религиозное отражение действительности совершается как в сенсорных, так и в понятийных формах, но оно «пропитано» наглядностью, чувственностью».9 В диссертации Тарабанова А.Э. рассматривается специфика воображения в религиозном опыте. Этот автор делает акцент на выявлении роли воображения и воображаемого в Христианской культуре, а также вводит понятие «антипродуктивности» воображения. Согласно Тарабанову А.Э., «антипродуктивность - «разрушительность» воображения, как одна из наименее контролируемых сил души, учитывалась как в церковном вероучении, так и в монашеской практике».10

В области психологии религии Угринович Д.М. рассматривает специфику роли фантазии в искусстве и в религии.11

Рассматривая личностные предпосылки религиозного опыта, Мусхелишвили Н.Л. уделяет внимание рассмотрению религиозных притчей, подчёркивая их символическое значение. Тем самым автор способствует осмыслению роли воображения в данном аспекте.12

Связь воображения и веры (в гносеологическом аспекте)

13 рассматривается в работах Евстифеевой Е.А. Говоря о спонтанности проявлений веры, эта автор утверждает, что «на уровне чувственного отображения вера как акт принятия чего-либо в качестве несомненного

9 Пузанов О.П. Роль воображения в формировании иллюзорно-фантастических религиозных представлений. Дисс. -М., 1981, с.25.

10 Тарабанов А.Э. Воображение и воображаемое в Христианской культуре: религиозный опыт и космология. Дисс. К.ф.н. -СПб., 1996, с.23.

11 См.: Угринович Д.М. Искусство и религия. -М., 1982, с. 11-12.

12 См.: Мусхелишвили Н.Л. Психология отношения к нуменальному (личностные предпосылки религиозного опыта). Автореф. дисс. докт. псих. Наук. -М., 1994, с.24-27.

13 Евстифеева Е.А., Иванов В.Г. Проблема веры и традиции: пределы социального планирования: Монография. -Тверь, 1994. Евстифеева Е.А. Феномен веры: автореф. д.ф.н.-М., 1995. выступает как механизм оправдания всякого чувственного образа».14 Самой яркой формой экзистенциальной веры, по мнению Евстифеевой Е.А., служит религиозная вера, вера в Бога.

Рассматривая формирование религиозности, Никонов К.И. подчёркивает, что «совершенно неоправданно усматривать наличие в детстве какой-то роковой антропологической предрасположенности к религии».15 В разные моменты своей жизни человек может обнаружить различную восприимчивость к религиозным идеям и представлениям. В силу известных психологических обстоятельств в детстве такая восприимчивость может быть большей. Как указывает Никонов К.И., «к детским переживаниям, мечтам, фантазиям, страхам могут восходить и позднейшие религиозные чувства».16

В диссертационной работе мы, в первую очередь, рассматривает формирование религиозности в детском возрасте. Религиозные фантастические представления не появляются в сознании детей «самопроизвольно». Для их возникновения необходимо включение сознания ребёнка в социально принятую систему религиозных значений.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является выявление роли воображения в формировании религиозности индивида. Основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных философов, религиоведов, социологов и психологов, на полученных результатах прикладного исследования детей младшего школьного возраста, автор стремился решить следующие задачи: - раскрыть природу воображения;

14 Евстифеева Е.А. Феномен веры. Автореф.к.фс.н. -М., 1995, с.16.

15 Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? -М., 1990, с.39.

16 Никонов К.И. Там же, с.39.

- провести анализ понятия фактора религиозности индивида;

- показать роль воображения в формировании религиозных образов;

- рассмотреть оценку воображения в христианской традиции;

- опираясь на прикладное исследование, показать особенности воображения у детей младшего школьного возраста в связи с религией. Научная новизна исследования. Научная новизна состоит в решении автором задач, обусловленных главной целью диссертационного исследования:

- проведён анализ роли продуктивного и репродуктивного воображения в формировании религиозных представлений человека;

- показана двойственность в понимании христианской традицией роли воображения при формировании религиозных образов; выявлены особенности функционирования воображения у детей младшего школьного возраста в связи с религией;

- разработаны специальные методики, направленные на выявление представленности религиозных образов в воображении ребёнка младшего школьного возраста; применение этих методик позволило охарактеризовать знание религиозных образов, религиозных сюжетов и эмоциональное отношение к ним.

Методологическая основа диссертации. Методологическая основа работы представлена теоретическими подходами к изучению религии, разработанными отечественными религиоведами в течение последних десятилетий. Основное значение для нашего исследования имеют работы Ю.Ф.Борункова, И.В.Гараджи, Ю.А.Левады, Я.Н.Митрохина, К.И.Никонова, М.П.Новикова, З.А.Тажуризиной, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и других.

Определение и анализ понятия воображения, играющего ключевую роль в диссертационном исследовании, базировалось на работах отечественных и зарубежных учёных В.Вундта, У.Джеймса, З.Фрейда, К.Г.Юнга, Л.Фейербаха, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, Л.С.Коршуновой, И.В.Страхова, О.М.Дьяченко и других.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования ряда положений и выводов работы в проведении дальнейших исследований в области теоретического и практического религиоведения. Материалы диссертации могут быть включены в создание новых учебных курсов и семинарских занятий. Полученные результаты работы также могут быть учтены при построении интервью, составлении опросов и психодиагностических методик в области исследования социологии и психологии религии. Автор выражает надежду, что проведённое прикладное исследование представляет определённый научный интерес и может стать перспективным при дальнейших разработках серьёзных религиоведческих проблем.

I раздел. Определение понятия религиозности.

В настоящее время существует значительное количество философских, социологических и психологических исследований, в которых предпринята попытка дать определение понятия религиозности. Широкая область исследования данной проблемы, многочисленность и противоречивость существующих определений является вполне достаточным доказательством того факта, что само понятие религиозности является комплексным. Мы попытаемся рассмотреть различные подходы к определению понятия религиозности.

Социологический подход к изучению религиозности тесно связан с эмпирическими методами исследования социального поведения человека (индивидов и социальных групп). Социолог исследует вопрос

0 том, как именно религиозные верования индивида (наряду с

17 религиозными организациями) воздействуют на поведение людей.

Исследуя понятие религиозности индивида, отечественные социологи рассматривают степень воздействия религии на сознание индивида, демографических групп, а также общества в целом. Социологический анализ понятия религиозности индивида требует выявления реализации социальной природы религии. Религиозность, таким образом, представлена как особое состояние индивидов, групп и общностей, верующих в сверхъестественные силы и поклоняющиеся

18

ИМ.

По Д.М.Угриновичу, социологическая характеристика религиозности включает в себя ряд моментов:

1 п

Гараджа В.И. Социология религии: учебное пособие. —М., 1996, с.6,7.

18

Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -2-е изд. -М., 1985, с.126,127.

- степень религиозности, которая фиксирует уровень влияния религии на индивида (порядковое построение эмпирических признаков религиозности индивида лежит в основе построения типологии мировоззренческих групп, отличающихся по степени религиозности);

- уровень религиозности, который характеризует отношение к религии группы людей, определяемое как процентное соотношение числа религиозных людей в группе с общим количеством членов группы или соотношение типологических групп в определённой общности или регионе;

- характер религиозности, который выявляет характерные различия религиозности представителей разных религиозных конфессий (различные специфические признаки субъективного и объективного характера).

Отдельным вопросом является выявление критериев религиозности, позволяющих фиксировать религиозность индивида. Подход к разработке критериев религиозности определяется теоретическими позициями социолога.19

Изучая социальную природу религии, Ю.А.Левада полагал, что в социальной практике особо важным является анализ религиозных систем, призванный раскрыть их социальную обусловленность и

20 социальное значение. По мнению Ю.А.Левады, понимание религии не как совокупности взглядов, объяснений или переживаний, но как системы определённых общественно значимых действий, выдвигает на

19 См.: Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -М., 1985, с.127-129.

20

См.: Левада Ю.А. Социальная природа религии. -М., 1965, с.36. первый план вопрос о структуре религиозной деятельности или религиозного поведения.21

И.Н.Яблоков определяет религиозность как социальное качество индивида и группы, которое выражается в совокупности их религиозных свойств; соответственно, отсутствие данного качества отличает людей нерелигиозных. Таким образом, основными критериями религиозности выступают факты сознания, поведения и включённость в религиозные отношения.22

Согласно И.Н.Яблокову понятие «религиозность» соотносится с терминами:

- «фидеистичность» - означает наличие религиозной веры;

- «принадлежность к религиозной группе» - формальная или неформальная включенность индивида в систему отношений в религиозной группе;

- «ритуалистичность» - это присутствие у индивида свойств религиозного поведения.23

Религиозное сознание отражает действительность преимущественно в наглядной, чувственно-образной форме и в форме «смыслообразов». Например, христианские идеалы нравственности изобилуют такими выражениями как «чистота сердца», «нищета духа», «алчущие и жаждущие правды» и т. п. Религиозному сознанию присуща метафоричность, связанная с особенностями психологической лексики. Так, совесть может «грызть», сердце - быть «чистым» и т. п. В религии «наложение» неадекватной метафорической лексики на внутренний мир

21 См.: Левада Ю.А. Там же, с. 105.

22 См.: Яблоков И.Н. Социология религии. -М., 1975, с.123-124.

23 См.: Яблоков И.Н. Социология религии. -М., 1979, с. 122. человека ( воображение в данном случае осуществляет синтез разнородных сторон действительности) создаёт возможность обобщений на наглядно-образном уровне. Например, принцип непротивления злу насилием даётся в Евангелии через наглядный образ: «.Не протився злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую».(Матф.5, 397). В данном случае мы имеем дело не просто с более или менее общим представлением о человеке, которого бьют по лицу, а он не сопротивляется. Это - «смесь представления и понятия», «смыслообраз»: в представлении содержится общий принцип непротивления, выраженный в чувственно-образной форме.

Исследование религиозного сознания включает в себя и изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Под религиозными мотивами понимается внутренний стимул действия, в качестве которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство («страх Божий», любовь к Богу, надежда на загробное воздаяние и т.д.)

Этот мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучительными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл деяния. Религиозный мотив

24 выступает важным показателем религиозного сознания.

Религиозное поведение подразделяется на: а) культовое( посещение богослужений и участие в них; выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников; совершение культовых действий в домашних условиях и др.) и

24 См.: Яблоков И.Н. Социология религии. -М., 1979, с.126. б) внекультовое (сочинение религиозных произведений, преподавание богословских дисциплин в духовных учебных заведениях, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег по работе, в группах «соседи», «улица», «деревня», участие в деятельности церковных советов, соборов и т. д.). Перечисленные акты внекультового религиозного поведения служат достаточно надежными признаками религиозности.

Общение в религии имеет два основных направления, которые условно можно назвать «вертикальным», т.е. связанным с отношением верующих со сверъестественным и «горизонтальным», связанным с отношениями между верующими. Конкретными формами «вертикального» общения выступают: индивидуальная и коллективная молитва, исповедь ( она осуществляется через «посредника» между Богом и человеком, - через священника), система символически значимых действий (коленопреклонение, погружение в воду при крещении, причащение и т.п.). «Горизонтальное» общение выражается в обмене религиозной информацией, в обмене религиозными представлениями в ходе литургии, проповедей священнослужителей, в беседах верующих на религиозные темы, в процессе символических действий, обозначаемых принадлежность верующих к одной конфессии (например, омовение ног у пятидесятников).

Выделяются и соответствующие типы религиозности. Выбор типологической схемы зависит от исследуемой социальной группы, типа религии, конкретных целей и задач исследования и ряда других признаков.

Как мы видим, рассматривая религию как социальный феномен, социологи изучают общие правила, образцы поведения и способы религиозной мотивации индивида, социальных групп и общества в целом.

В философском подходе особое внимание уделяется анализу религиозного мировоззрения индивида. В исследованиях отечественных религиоведов одним из основных способов действия религии в обществе признаётся её мировоззренческая функция. Благодаря наличию в каждой религиозной системе своего типа установок и взглядов на человека, общество, окружающую природу, индивиду предлагается определённое религиозное миропонимание, миросозерцание, мирочувствование и мироотношение. Религия объясняет мир в целом и отдельные явления и процессы в нём, она отражает его в ощущении и восприятии. Религия предлагает своё эмоциональное принятие или отвержение, свою оценку и своё видение прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, религиозное мировоззрение определённым образом задаёт критерии и принципы, посредством которых должен пониматься мир, человек, социум. С помощью этих же критериев обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Именно благодаря приданию смысла наличному бытию, верующему человеку предоставляется возможность, хотя бы в воображении, вырваться за пределы ограниченности, за рамки повседневного существования, заполненного психологическими проблемами и стрессами. Наполненность окружающего мира определённым религиозным смыслом и значением поддерживает в индивиде надежду на достижение счастливого будущего, на вечное блаженство и избавление от страданий, несчастий, одиночества.

Психологический подход к исследованию религиозности сконцентрирован не только на объективной, но, в большей степени, на субъективной (внутренней) стороне религии, т.е. на изучении религии в контексте человеческой психики. Анализируются индивидуальные мотивы формирования религиозности индивида, психологические

25 предпосылки обращения к религии. Так, М.А.Попова указывает, что «религия может привлекать людей по разным причинам. Для одних она является формой преодоления кризисных ситуаций, для других -средством удовлетворения познавательных, эстетических, этических потребностей, для третьих - способом заполнения недостающих социальных связей, для четвертых - формой самоутверждения».26 Анализ работ исследователей по психологии религии позволяет сделать вывод, что в рамках психологического подхода главным компонентом религиозности признаются религиозные переживания, эмоции и чувства индивидов.

Созданные человеческим воображением представления и образы необходимо связаны с переживаниями, что детерминирует определённую эмоциональную насыщенность религиозности индивида. Религиозные чувства проявляются в виде особого отношения верующих к сакрализованным существам и свойствам, местам и действиям, друг к другу и к самим себе. Подобное эмоциональное отношение обуславливает потребность в религиозном переживании.

25

См.: Попова М.А. О психологии религии. —М., 1969; Фрейдизм и религия. —М., 1985; Рязанова Е.В. Психология религии. //Введение в общее религиоведение. /Под ред. И.Н.Яблокова. -М., 2001; Угринович Д.М. Психология религии. -М.,1986; ДжемсУ. Многообразие религиозного опыта. -СПб., 1993; Юнг К.Г. Психологические типы -М., 1997; Психология и религия //Архетип и символ. -М., 1991 и др.

Изучение сферы религиозных переживаний занимало существенное место в работах зарубежных исследователей. Ещё Ф.А.Шлейермахер, производя подробный анализ теоретического и практического взглядов на религию (как на образ мыслей, веру и как на способ действия, особый род поведения и внутренней мотивации человека), пришёл к выводу, что религия не исчерпывается сферой поведения индивида, или областью теоретических и практических знаний (равно как и не является синтезом этих областей), но представляет собой совершенно особое, «самобытное» явление, которое «может своеобразно развиваться в сердцах людей». Этой самобытной областью Шлейермахер называет область чувства. Именно чувство представляет собой религиозность человека, выражая не только собственное бытие и жизнь индивида, но и общие бытие и жизнь Вселенной, ибо Бог действует на индивида посредством воздействия мира на индивида. Более того, по Шлейермахеру, «нет чувства, которое бы не было религиозным»."

Исследуя область религиозных переживаний индивида, один из основателей психологии религии У.Джеймс полагал, что чувства индивида являются глубочайшим источником религии и фундаментом религиозной философии. Своеобразное ощущение индивидом присутствия мира, Космоса, в котором он пребывает, неизбежно ведёт к формированию индивидуального темперамента, определённого

Л/Г

Попова М.А. О психологии религии. -М., 1969, с.13.

27

Шлейермахер Ф.А. Речи о религии к образованным людям, её презирающим //

Речи о религии. Монологи. -СПб., 1994, с.72.

28

Фактически, Шлейермахер отождествляет религию с чувством, относя понятия и пригципы к области познания, т.е. к нерелигиозной сфере жизни. См.: Шлейермахер Ф.А. Там же, с. 83. восприятия жизни, эмоциональных переживаний, выражая тем самым определённое восприятие человеком Вселенной. Эти переживания личности, по Джемсу, не являются религиозными в строгом смысле слова. Однако подобно тому, как ярые оппоненты религиозных учений временами проявляют довольно сильный темперамент, тождественный религиозному рвению, эти переживания можно отнести к всеобщей сфере религиозной жизни и классифицировать, в широком смысле, как

29 религиозные проявления. Однако Джемс полагает, что неправильным было бы называть религиозностью любое чувство, например, легкомысленное или ироничное отношение к жизни, возведённое в систему. Настоящая религиозность, по Джемсу, порождает серьёзное отношение к жизни, и религиозные переживания всегда несут в себе нечто величавое, значительное, умиляющее и торжественное, будь то проявления радости или печали, ибо иное отношение к Божеству невозможно. « Вещи могут быть более или менее божественными, душевные состояния в большей или меньшей степени религиозными, реагирование - более или менее полным, но границы здесь неопределённы, и всё решается относительной интенсивностью и значительностью явления. Но когда религиозные переживания достигают высшей степени развития, не может возникать вопроса, каковы они. Божественные черты религиозного объекта и торжественность реагирования на него здесь так ярко выражены, что не

30 оставляют места колебаниям».

29

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. -СПб., 1993, с. 42-43.

30

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. -СПб., 1993, с.46.

Таким образом, от различного рода переживаний, которые могут быть названы религиозными лишь с натяжкой, Джемс отличает сильно выраженные душевные состояния, религиозный характер которых достиг крайнего предела своего выражения. Подобные состояния, по Джемсу, без колебания могут быть названы религиозными переживаниями, специфическими чертами которых являются особая яркость, интенсивность и эмоциональность. Именно благодаря эмоциональной насыщенности религиозные переживания иногда принимают такие аскетические формы, когда радость в человеческой душе прямо пропорциональна тяжким физическим страданиям. «Никакое душевное движение, кроме религиозного, не может дать человеку таких переживаний».31

По мнению Джемса, проявления религиозной жизни часто бывают связаны со сферой подсознания индивида. Так, чувство подвластности высшей силе, возникающее у индивида, Джемс напрямую соединяет с состояниями «вдохновения» и «откровения», также вышедшими из сферы подсознательного. В переживаниях некоторых верующих подобные откровения, по мнению Джемса, приобретают вид ярко выраженной двигательной силы поведения индивида.

Подсознательное, по Джемсу, содержит значительный материал, сокрывшийся от индивида или незамеченный им. Это материал включает в себя воспоминания, сны, интуиции, предположения, фантазии, суеверия, убеждения, веру и другие иррациональные действия. Зачатки наших неясно мотивированных настроений, побуждений, симпатий, антипатий, предрассудков и пр. также относятся

31 Джемс У. Там же, с.54. к области подсознательного. Именно область подсознательного является источником религиозности индивида. Таким образом, подсознательные переживания индивида имеют существенное влияние на образование религии, поэтому верующие люди глубоко погружены в область подсознательного.32

Анализируя многообразный религиозный опыт человечества, Джемс пришёл к убеждению, что мысль и чувство одинаково детерминируют поведение индивида в повседневной жизни, и один и тот же поступок может быть вызван совершенно разными импульсами. Именно поэтому чувства и общее поведение представителей различных религиозных конфессий почти не отличаются друг от друга в своей практической жизни. Многообразие религиозных теорий является делом второстепенным и производным, а чувства и общее жизненное поведение представляют собой постоянные элементы. Религиозные установки, идеи и символы могут благополучно развиваться и совершенствоваться, но первостепенными элементами являются чувства индивида и его поведение. Именно между этими элементами, обладающими необходимыми для религиозной жизни функциями, происходит основной круговорот религиозной жизни человека.33

Религиозность немыслима без эмоционального отношения человека к объекту поклонения. Если же эмоциональное отношение затруднено, то объект поклонения для набожного человека теряет свой смысл. Религиозные чувства весьма тесно связаны с идеалами. Идеал целеустремляет верующего к объекту поклонения. Например, в

32

Джемс У.Многообразие религиозного опыта. -СПб., 1993, с. 380-383.

33 Джемс У. Там же, с. 399. христианстве образ морально совершенного человека и Бога Иисуса Христа противополагается несовершенству и порочности «простых смертных». Добро и зло верующий истолковывает как следствие божественного веления.

В настоящее время существуют различные направления психологии, которые по-разному смотрят на природу человека вообще и на природу религиозности человека, в частности. Поведенческая психология (бихевиоризм) рассматривает религиозность как особенность личности, приобретаемую в процессе научения. Религиозность формируется либо не формируется у человека в зависимости от организации окружающей среды, практики подкрепления и наказания. Психоанализ в ортодоксальном фрейдовском варианте рассматривает религиозность как одно из невротических проявлений. Механизм развития религиозности сходен с механизмом развития невротической личности. Гуманистические теории рассматривают различные религиозные системы и религиозность как средство развития личности. В зависимости от религиозной принадлежности человека религиозность может способствовать либо препятствовать личностному росту. Когнитивная психология подробно описывает развитие религиозного мышления.

Если посмотреть на проблему развития религиозности человека с позиций разных разделов психологии, то можно отметить, что наиболее детально этот вопрос изучен в возрастной и социальной психологии.

Возрастная психология исследует онтогенетическое развитие человека. В поле её внимания попадают вопросы становления религиозного мышления и поведения. Много исследований развития религиозного мышления инициировано работами Ж.Пиаже. Религиозность характеризует мышление не с процессуальной, а с содержательной стороны. Развитие религиозных представлений и понятий рассматривается в связи со стадиями интеллектуального развития, выделяемыми Ж.Пиаже.

Социальная психология изучает психологические особенности различных групп и поведение человека, обусловленное фактом его включения в группу. Развитие личности рассматривается в социальной психологии как результат процесса социализации. Соответственно рассматривается и развитие религиозности. Религиозность как черта личности появляется в результате взаимодействия человека с религиозными социальными институтами, в результате усвоения религиозных норм и ценностей в семье, школе и т. д. При этом движение идёт от внешней религиозности к внутренней.

Можно констатировать, что психологические исследования развития религиозности очень разноплановы и не всегда взаимосвязаны друг с другом. Это является следствием общей ситуации в современной психологии, которая включает в себя различные течения и направления.

Рассмотрев особенности социологического, психологического и философского подходов, мы пришли к выводу, что наиболее плодотворным представляется синтез указанных точек зрения, который позволит наиболее глубоко и объёмно выявить сущность религиозности человека и форм, в которых она выступает.

Учитывая многочисленные исследования, в которых даётся определение религиозности, мы принимаем за основу определение, где под религиозностью индивида понимается психологическое состояние религиозной веры, усвоение существующей в обществе религиозной информации, одобрение индивидом этой информации и влияние ее на его миропонимание; религиозность предполагает также определённое религиозное поведение.

Согласимся с М.Д.Шевченко в том, что у человека не может быть в чистом виде непосредственного отношения к миру. Мы видим только то, к чему наше восприятие подготовлено. Чтобы в изображённой на картине женщине увидеть Божью Матерь, человек должен иметь представление о христианском вероучении, о роли в нём Божьей Матери, об иконописных типах её изображений. Данные об окружающей действительности, получаемые непосредственно органами чувств человека, опосредованы всем предшествующим развитием навыков деятельности и мышления человечества, усвоенными индивидом с помощью системы обучения. М.Д.Шевченко утверждает, что не в меньшей степени опосредствовано «явление» религиозного персонажа верующему. «Для того, чтобы человеку «явилась» Божья Матерь необходимо знать, кто она такая, какова её роль и возможности, верить в эти положения, короче быть христианином, причём не самым не образованным. Только тогда ему может «явиться» желаемое»34. Он говорит о невозможности такого явления мусульманину или индуисту. Для подобного восприятия необходима соответствующая предрасположенность, соответствующие знания.

34 Шевченко М.Д. Методология изучения внутреннего мира верующего в историческом и индивидуальном развитии. -М., 1985, с. 107.

Сама религиозность неодинакова в различных возрастных группах. Степень религиозности индивида зависит и от его возрастных особенностей.

Т.И.Варзанова приводит данные социологических исследований религиозности молодёжи разного возраста. Было выявлено, что религиозность среди самых юных респондентов (17-летних) распространена больше, чем среди молодёжи более зрелого возраста, причём религиозность 24-летних и 31-летних находится на одинаковом уровне. Это подтвердило, что религиозное самоопределение молодёжи в основном складывается в 20-25 лет и по достижении этого возраста сознание обретает черты мировоззренческой устойчивости.

Т.И.Варзанова подчёркивает, что увеличение на 10% численности верующих среди 17-летних по сравнению со старшими молодёжными группами - это результат изменившейся религиозной обстановки, плоды возрождения религии, когда религиозность приветствуется, поощряется обществом, значение религии всячески подчёркивается, а атеизм отвергается. Взрослые к этому относятся по-разному, а дети принимают как должное. «Благодаря телевидению в их сознание с детства закладываются религиозные образы - патриарх, батюшка, иконы, свечи, кресты, колокольный звон, а также модели церковного поведения политиков, военных, артистов, т. е. тех, кто имеет для них авторитет».36 Как показывает исследование, всё это через 10 лет

35

См.: Варзанова Т.И. Молодёжь и религия ( Возрастные и тендерные аспекты религиозности) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -М., 1998, №1-2 (№ 13-14), с. 11.

36

См.: Варзанова Т.И. Там же, с. 12. принесло результат (в виде усилившейся религиозности молодёжи, хотя и поверхностной, противоречивой).

Более широкое распространение веры среди самой юной молодёжи не проявляется в соответствующем церковном поведении, а, значит, религиозность носит отчасти формальный характер, отчасти -личный, внутренний, а не церковно-общинный, не обрядовый. Общая черта религиозности всей опрошенной молодёжи - это равнодушие к повседневной церковной обрядности.

Можно сказать, что прежняя психологическая установка на атеизм сменилась установкой на религию. Сказанное свидетельствует об изменении религиозной ситуации в стране, благодаря чему уже ничто не препятствует формированию религиозной веры ещё в детском возрасте одновременно с пробуждающимся сознанием. Дети теперь читают не только сказки, но и «Детскую Библию», рассказы об Иисусе Христе, пророках, святых, смотрят о них передачи, мультфильмы и художественные фильмы, даже в «Спокойной ночи, малыши» с ними беседуют молодые батюшки, не говоря уж о многократно повторяемых телероликах с призывами жертвовать на храмы, которые, как и любая реклама, формируют у детей соответствующую систему ценностей.

По результатам социологического опроса московских студентов, Т.И.Варзанова (ж. Изм) делает вывод, что большинство молодёжи (8090%) считает себя верующим, но к «определённо верующим» относит себя около 20%, остальные верят в Бога лишь «в какой-то степени» либо понимают религию по-своему: «верят в душе», или вне церкви. Вообще «воцерковленных» студентов, регулярно посещающих церковь, -минимум (1,5 -2 %), а от половины до двух третей опрошенных бывает в храме лишь время от времени.37 Тем не менее, из опроса следует, что молодёжь если и не «обращается к Богу», то постепенно адаптируется к религии, усваивает церковные традиции, участвует в обрядах, ставит свечи перед иконами за себя и за близких, однако делает это не столько в силу религиозной потребности - веры, сколько из чувства долга перед родными или из-за суеверия, «на всякий случай».

Согласно данным социологических исследований в области религиозных ориентаций населения, В.П.Михалюк заключает, что профессиональные показатели и показатели материального благополучия позволяют выделить некоторые различия в группах опрошенных. Так, чаще считают себя верующими неработающие пенсионеры, домохозяйки, служащие и отчасти предприниматели, проживающие в крупных городах. Материальное положение верующих характеризуется очень высокими или крайне низкими, а также умеренно средними доходами. Не считают себя верующими чаще всего руководители различных рангов и управленческие работники, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, а также учащиеся и студенты, проживающие в малых городах и сельской местности. В.П.Михалюк указывает, что у неверующих такой резкой разницы в

38 доходах не отмечается.

Большую роль в формировании религиозности индивида играет религиозное воспитание. Выяснена чёткая корреляция между наличием религиозно-фантастических представлений детей и религиозными л Варзанова Т.Н. Жизнь студентов в двух измерениях: вера в Бога и любовь. // Изм. -М., 1999, №3, с. 114.

38

См.: Михалюк В.И. Религиозные ориентации населения: социологический срез. //Политая. -М., 1997/1998, №4, с. 23. убеждениями их родителей. В процессе воспитания происходит социализация человеческого индивида, включение его в систему общественных отношений, усвоение норм поведения, различных представлений. В онтогенезе для восприятия и усвоения религиозно-фантастических представлений в детском сознании имеется ряд специфических условий и возможностей. Они связаны с возрастными особенностями психического развития детей в возрасте до 8-10 лет. В это время большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка. Это возраст интенсивного интеллектуального развития. Незавершённость развития психических свойств, несравнимая с последующими возрастными этапами высокая пластичность психики, делают детей в младшем школьном возрасте особенно восприимчивыми к внешним воздействиям, в том числе и к религиозным. Младший школьник находится весь во власти яркого факта и образа, а стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется.

Ведущей деятельностью учащихся 1-3 классов становится учение, основной целью которого является усвоение научных знаний и соответствующих им умений. Переход от игры к целенаправленной деятельности существенно изменяет мотивы поведения человека, ставит новые проблемы в его отношении к окружающей действительности.

В процессе учёбы ребёнок должен постоянно овладевать умением отчётливо представлять результаты своих действий. Его мышление в первые годы учёбы отличается рядом особенностей: оно практически

39

См.: Попова М.А. Критика психологической апологии религии. -М., 1972, с.223-231. действенное или чувственное; воспринять предмет, помыслить о нём означает что-то сделать с ним.

1. Учащиеся часто существенное и важное не воспринимают. Выделяя случайные детали или внешний признак, они судят о предметных ситуациях весьма односторонне. Обобщения, производимые детьми на этой стадии, происходят под сильным давлением броских признаков объектов действительности.

2. Мышление 8-10 летних детей - наглядно-образное. Оно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опоры в наглядных впечатлениях, самим младшим школьникам понять трудно. Они воспринимают и рассуждают о тех объектах, их свойствах и особенностях, которые вызывают у них непосредственно-эмоциональный отклик. Яркое и живое воспринимается лучше.

Отмеченные особенности определяют религиозность младших школьников. Они способны представить объект веры. Одной из особенностей взаимоотношений взрослых воспитателей и ребёнка является доверие детей к той информации, которую они получают от взрослых. «.Целый ряд детских свойств: подражательность, внушаемость, доверчивость, послушание, - отмечает П.П.Блонский, -создаёт отсутствие предпосылки для того, чтобы доказательства заметно фигурировали в жизни маленького ребёнка».40 У младших школьников практически отсутствует критическое отношение к сообщению взрослого. Поэтому данные возрастные особенности

40 Блонский П.П. Психология доказывания и её особенности у детей. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1980, с. 145. создают благоприятные предпосылки для формирования религиозности у этих детей.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль воображения в процессе формирования религиозности индивида"

Заключение.

Анализ роли воображения в религии показывает, что воображение может быть необходимым фактором возникновения и воспроизводства религиозных представлений.

В результате рассмотрения различных подходов к определению понятия религиозности - философского, социологического и психологического - мы пришли к выводу, что само понятие религиозности является комплексным.

Учитывая многочисленные исследования, в которых даётся определение религиозности, мы принимаем за основу определение, где под религиозностью индивида понимается психологическое состояние религиозной веры, то есть усвоение существующей в обществе религиозной информации, а также одобрение индивидом этой информации и влияние ее на его миропонимание и поведение.

Понятие религиозности в результате исследования определено как комплекс нескольких одинаково важных и необходимых для анализа взаимосвязанных элементов, подверженных воздействию множества внешних факторов, среди которых можно назвать общее состояние социально-психологической атмосферы, групповое и общественное мнение, механизмы отчуждения, подражания, влияние установленных социальных традиций и обычаев, влияние семейного воспитания, влияние источников информации и многое другое. Религиозность человека - очень сложное и неоднородное понятие, в содержание которого входит целая совокупность психологических элементов.

На формирование религиозности большое влияние оказывает и религиозное воспитание. Возрастные психологические особенности детей 8-10 лет делают их особенно восприимчивыми к религиозному влиянию. Младший школьник находится весь во власти яркого факта и образа, а стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Мышление 8-10 летних детей -наглядно-образное. Оно опирается на восприятие и представления. И воображение как психический процесс наиболее определённо формируется именно в этом возрасте. Можно заключить, что религиозность носит приобретённый характер, и воображение играет большую роль в её формировании.

В христианской литературе даётся двойственная оценка роли воображения в формировании религиозности. Из работ представителей церкви следует, что вопрос о влиянии воображения на религиозное сознание решается неоднозначно. В большинстве случаев влияние воображения оценивается как негативное или антипродуктивное, способствующая впадению в «прелесть». Но в христианской литературе также рассматривается и позитивная роль фантазии, когда существуют возможности Божественных видений, преображения души через созерцание благих образов. Для этого выдвигается задача «душевной дисциплины» и контроля над способностью воображения. Таким образом, в христианской литературе фантазия или воображение оценивается по-разному: с одной стороны, как способность души воспринимать и порождать образы, необходимые для всей полноты духовно-душевной жизни, а, с другой стороны, как сила, приводящая ум в «смущение» и в «прельщение» демоническими образами.

В философской и психологической литературе представлены различные подходы к изучению воображения. Оно является исключительно важной сферой психической жизни человека и включено в большинство личностных образований: в когнитивные процессы, эмоциональные реакции, защитные механизмы, в творческую деятельность.

Рассмотрение процессуального аспекта воображения (его направляющих факторов, приёмов, взаимодействие с другими формами отражения) позволяет обнаружить те стороны деятельности процесса воображения, которые могут вести к возникновению религиозных образов и представлений.

Наличие в воображении детей религиозных образов далеко не всегда свидетельствует о религиозности. Анализ проведённого прикладного исследования показал нам, что религиозное воображение может формироваться в первую очередь тогда, когда человек имеет достаточные знания по основам соответствующей религии (что обеспечивается в ходе религиозного воспитания). Религиозная культура является целостной системой, которая может быть воспринята только на основе соответствующего знания. Эмоциональная сфера в формировании религиозности может быть продуктивно задействована только после получения соответствующих знаний.

Без религиозного воображения человек не будет религиозным. Но воображение может оказывать позитивное влияние на религиозность только после приобретения человеком достаточных религиозных знаний. У воцерквлённого человека образ мира включает основные религиозные догматы. В этом случае развитие религиозного воображения является важным фактором повышения религиозности.

Из приведённого нами экспериментального исследования видно, что дети, имеющие высокий уровень знаний и эмоциональной заинтересованности по тестам, и, соответственно наиболее высокую представленность религиозных образов в воображении, оценивали православную музыку выше светской симфонической.

Религиозные чувства и религиозные знания, как и религиозное поведение выступают как важные составляющих религиозности индивида (разумеется, не только они). Проведённое прикладное исследование с детьми младшего школьного возраста даёт нам основание заключить, что при формировании у детей образов религиозной фантазии в первую очередь играет роль опора на наглядность, что связано с возрастными психологическими особенностями этих детей.

 

Список научной литературыСоловьева, Татьяна Павловна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Августин Блаженный. О граде Божьем. 1882, ч. 1.

2. Алексей Введенский. Религиозное сознание язычества. Т.1, М., 1902.

3. Антология мировой философии. В 4 т. -М., 1969-1972.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М., 1974.

5. Беркинблит М.Б., Петровский A.B. Фантазия и реальность. -М., 1968. 5. Бёме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. -М., 1990.

6. Бёме Я. " Christosophia", или Путь ко Христу. -СПб., 1994.

7. Блонский П.П. Психология доказывания и её особенности у детей. //«Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии». -М.,1980.

8. Большая Советская энциклопедия, -М., 1974,т.16.

9. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М., 1971.

10. Бубенкова H.A. Эстетические аспекты научного творчества. Дисс. к.ф.н.-Томск, 1969.

11. Бэн А. Психология. -СПб., 1887.

12. Варзанова Т.И. Молодёжь и религия ( Возрастные и тендерные аспекты религиозности) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -М, 1998, №1-2 (№ 13-14).

13. Варзанова Т.И. Жизнь студентов в двух измерениях: вера в Бога и любовь. // Изм. -М., 1999, №3.

14. Варзанова Т.И. Религиозная ситуация в России // Церковно-общественный вестник. -М., 1997, №11.

15. Васильев И.А. Поплужный В.Д. Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М., 1980.

16. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. -М., 1987.

17. Вульф М.В. Фантазия и реальность в психике ребёнка. -Одесса, 1926.

18. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб.; М., 1914.

19. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. //Собр. Соч. в 6-ти т. -М., 1982, т.2.

20. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., 1968.

21. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.,1956.

22. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. -М, 1960.

23. Выготский JI.C. Лекции по психологии. -СПб., 1997.

24. Выготский Л.С. Проблема развития структурной психологии. //Коффка К. Основы психического развития. -М.,-Л., 1934.

25. Гараджа В.И. Социология религии. -М., 1996, с.6,7.

26. Гараджа В.И. Религиеведение. -М., 1995.

27. Гельгорн Э. Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. -М., 1966;

28. Гурова Л. Воображение. //Философская энциклопедия. Т.1.

29. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. -СПб., 1993.

30. Дионисий Ареопагит О небесной иерархии. -СПб, 1997.

31. Добротолюбие. -Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1992, т.1.33. Добротолюбие, т.5.

32. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск, 1974.

33. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. -Берлин, 1922.

34. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. -М.,1996.

35. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. //Хрестоматия по истории психологии религии. -М., 1980.

36. Евстифеева Е.А., Иванов В.Г. Проблема веры и традиции: пределы социального планирования: Монография. -Тверь. 1994.

37. Евстифеева Е.А. Феномен веры: автореф. д.фс.н. -М., 1995.

38. Запорожец A.B. Избр. психологич. труды: в 2-х т. -М., 1986.Т. 1.

39. Зеньковский В.В. Психология детства. -Екатеринбург, 1995.

40. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью. // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. -Ярославль, 1966.

41. Иеромонах Серафим (Роуз) Душа после смерти. -М., 1991.

42. Ильенков Э.В. О воображении. //Народное образование. -М., 1968,3.

43. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Книга 2.

44. Кант И. Критика чистого разума. -М., 1994, т.З.

45. Кант И. Религия в пределах только разума. СПб., 1908.

46. Карсавин Л.П. Католичество. Откровения блаженной Анджелы. -Томск, 1997.

47. Кириллова Г.Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2г. 7 мес. 5 лет). Автореф. Дисс. . канд. психол. наук. -М., 1971, с. 3

48. Климент Александрийский Строматы. -Ярославль, 1892, с.23.

49. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. -М., 1973.

50. Короленко Ц.П. Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). -Новосибирск, 1975.

51. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. -М., 1979.

52. Коффка К. Основы психического развития. -М.,-Л., 1934.

53. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

54. Культурология XX век. Энциклопедия. В 2-х томах. -М., 1998.

55. Левада Ю.А. Социальная природа религии. -М., 1965.

56. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.,1994.

57. Леви-Строс К. Первобытное мышление. -М.,1994.

58. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975.

59. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1981.

60. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. -Киев, 1986.

61. Лойола И. Духовные упражнения. -Париж, 1996.

62. Лопаткин P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. -М., 2001.

63. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М.,1991.

64. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. -М., 1980.

65. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.23.

66. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. -М., 1976.

67. Медведко С.В., Элбакян Е.С. Верующие в России: социально-экономическая ситуация и отношение к рыночным реформам. //Религиоведение, 2001, №1.

68. Мистики XX века. Энциклопедия. -М., 1996.

69. Митрохин Л.Н. Философия религии. -М., 1993.

70. Михалюк В.И. Религиозные ориентации населения: социологический срез. //Политая. -М., 1997/1998, №4.

71. Мусхелишвили H.JI. Психология отношения к нуменальному (личностные предпосылки религиозного опыта). Автореф. дисс. докт. психол наук. -М., 1994.

72. Мухина B.C. Возрастная психология. -М., 1998.

73. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодёжи. // Социс. -М., 1998, №6, №9.

74. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). -Ереван. 1985.

75. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов./Под ред. Б.С.Братуся, С.Л.Воробьёва. -М., 1995.

76. Немов P.C. Психология. В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии. -М„ 1994.

77. Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? -М., 1990.

78. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. Сумерки богов. -М., 1989.

79. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? -М., 1978.

80. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -М., 1996.

81. Палагина H.H. Механизмы зарождения процесса воображения. //Проблемы возрастной психологии. Тезисы докладов к 7 съезду Общества психологов СССР. -М., 1989.

82. Педагогическая энциклопедия. -Т.1, -М., 1964.

83. Петровский A.B. Воображение. // Общая психология. /Под ред. А.В.Петровского. -М., 1977.

84. Петровский A.B. Воображение. //Введение в психологию./Под ред. А.В.Петровского. -М., 1997.

85. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. -М., 1932.

86. Платонов К.К. Психология религии. -М., 1967.

87. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. -М., 1997.

88. Попова М.А. Критика психологической апологии религии. М., 1972.

89. Попова М.А. О психологии религии. -М., 1969.

90. Попова М.А. Фрейдизм и религия. -М., 1985.

91. Пузанов О.П. Роль воображения в формировании иллюзорно-фантастических религиозных представлений. Дисс.к.фс.н. -М., 1981.

92. Радугин A.A. Введение в религиоведение. Курс лекций. -М., 1996.

93. Рейсбрук Удивительный. Одеяние духовного брака. -Томск, 1996.

94. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. -М., 1994.

95. Рибо Т. Творческое воображение. -СПб., 1901.

96. Романец В.А. Творческая фантазия и познавательный процесс. Автореф. дисс. .к.ф.н. -Киев, 1964.

97. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. -М, 1964.

98. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.//Под ред Шорохова Е.В.-М., 1973.

99. Русская философия. Словарь -М., 1999.

100. Рязанова Е.В. Психология религии // Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. -М, 2001.

101. Селли Дж. Очерки по психологии детства. -М., 1909.

102. Скородумов A.A. Увлечение религиозным сектанством: психологический анализ. // Учёные записки. -СПб., 1998, №1.

103. Страхов И.В. Психология воображения. -Саратов, 1971.

104. Социология религии: классические подходы. -М., 1994.

105. Тарабанов А.Э. Воображение и воображаемое в Христианской культуре: религиозный опыт и космология. Дисс. к. фс. н. -СПб., 1996.

106. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова Д.А.). -СПб., 1996, т.1.

107. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. -М., 1973.

108. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -М., 1985.

109. Угринович Д.М. Искусство и религия. -М., 1982.

110. Угринович Д.М. Психология религии. -М., 1986.

111. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. -М., -Л., 1926.

112. Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании // Социс, 1992, №7.

113. Философская энциклопедия, -М., 1964,т.З.

114. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. -М., 1989. 117. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. -Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980.

115. Фрейд 3. О сновидениях. -СПб., 1904.

116. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. -М., 1925.

117. Христианство. Словарь. -М., 1994.

118. Шевченко М.Д. Методология изучения внутреннего мира верующего в историческом и индивидуальном развитии. М., 1985.

119. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М., 1971.

120. Шлейермахер Ф.А. Речи о религии к образованным людям, её презирающим // Речи о религии. Монологи. -СПб., 1994.

121. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. -М., 1990.

122. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. 1922.

123. Экхарт М. Избранные проповеди. -М., 1912.

124. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. -М, 1999.

125. Элиаде М. Священное и мирское. -М.,1994.

126. Юнг К.Г. Психологические типы. -М., 1997.

127. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. -Киев, 199.,

128. Юнг К.Г. Подход к бессознательному. // Архетип и символ. -М., 1991.

129. Юнг К.Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии.// Архетип и символ. -М., 1991.

130. Юнг К.Г. Психология и религия //Архетип и символ. -М., 1991.

131. Яблоков И.Н. Социология религии. -М., 1979.

132. Яблоков И.Н. О научной интерпретации динамики психологических состояний верующих в молитве и покаянии. //Вопросы научного атеизма. -М., 1971, №11.

133. Яблоков И.Н. Религиоведение. -М., 1998.

134. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. -М., 1985.

135. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.

136. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. -М„ 1976.