автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сорокина, Наталия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя'

Текст диссертации на тему "Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя"

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА

На правах рукописи

СОРОКИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

РОМАН Л.ЛЕОНОВА "ПИРАМИДА" В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

Специальность 10.01.01. - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель - кандидат филологических

наук,профессор С.Б. Прокудин

Тамбов 1998

Оглавление

Введение.................................................. 3

Глава I. Место романа "Пирамида" в прозе Л. Леонова........... 10

1. У истоков леоновского мастерства: рассказ "Петушихинский пролом"................................................. 13

2. Романы "Пирамида" и "Вор": проблематика, тематические и образные связи, композиционные особенности произведений . . 27

у

3. На пути к итоговой "Пирамиде": романы "Соть", "Скута-ревский", "Дорога на Океан", "Русский лес".................. 51

Глава И. "Изобретение по форме и открытие по содержанию": о некоторых художественных особенностях романа Л. Леонова "Пирамида".................................................. 83

1. "Пирамида" и Книга Еноха: писательская интерпретация апокрифа.................................................... 83

2. От метафоры к образу-символу: эволюция заглавий произведений Леонова и смысл названия романа "Пирамида".......... 92

3. Жанровое своеобразие итогового произведения Л. Леонова .... ЮЗ

Заключение............................................... 122

Примечания.............................................. 129

Библиография............................................ 142

Введение

Роман Леонида Максимовича Леонова "Пирамида" (1994) явился произведением, во многом отразившим общие тенденции развития русской литературы конца двадцатого века. О. Овчаренко видит в произведении еще более глобальный итоговый смысл. "Роман Л.М. Леонова "Пирамида",- пишет она в предисловии к роману,- задуман как произведение, подводящее итоги нынешнего цикла человеческой истории. Итоговость является основной характеристикой романа не только в отношении творчества старейшего русского писателя, но и в отношении всей русской, а отчасти и мировой литерату-ры'71/.

Итоговый характер романа обусловлен не столько тем, что это последнее произведение Леонова, сколько завершенностью конкретных излюбленных авторских мотивов, образных характеристик; глубиной осмысления событий истории, культуры, литературы, соединением в одной книге художественных приемов отображения действительности, имевшихся в ранее созданных творениях художника.

Работа над романом велась Леоновым более пятидесяти лет. В одном из последних интервью писатель заметил, что замысел произведения возник у него еще до Великой Отечественной войны: "Мысль об ангеле, командированном Богом на землю в нашу жизнь, пришла ко мне полвека назад, поздней осенью предвоенного года. Пришла и потом уже больше не отпускала, заставляя все пятьдесят лет постоянно думать и думать об этом, работать и работать'72/.

Фрагменты нового произведения начали появляться в печати с 70-х годов: "Мироздание по Дымкову" (первая редакция) - в 1974 году, вторая - в 1984; "Последняя прогулка" - в 1979; "Спираль" - в 1987 /3/. Полностью книга была завершена и вышла приложением к журналу "Наш современник" в 1994 году. Отдельным изданием "Пирамида" была выпущена и в издательстве "Голос" (1994).

Каждый критик, приступающий к анализу романа Леонова "Пирамида", отмечает пока ещё очень малое число исследований об этом произведении. Основная причина этого видится в необычайной сложности, философской глубине,, жанровом своеобразии книги. Заметим, что Леонов во многом предвидел такую судьбу своего последнего творения. В "Пирамиде" как полноправный персонаж действует сам автор. В разговоре с ним студент Никанор Шамин, один из героев романа, замечает: "Судя по почерку, именно у вас получился бы вразумительный, в патмосском жанре репортаж об ожидающих нас бедах, если своевременно не принять мер самозащиты. Правда, ни подобающей шедеврам вечности, ни оваций читательских посулить автору не смогу..." (№ 1, 91).

Действительно, степень изученности романа не велика. Глубоких, серьезных исследований, даже рецензий мало. Тем более удивляет появляющиеся на страницах печати отклики читателей. Например, "Тамбовская жизнь" напечатала отзыв ветерана войны, лично знавшего Леонова, С. Федорова под названием "Нетрадиционные мысли'74/.

В первую очередь необходимо отметить статьи профессора О. Овчаренко, первого литературного редактора "Пирамиды": "Ума и рук не хватает обнять Россию...": Роман Леонида Леонова "Пирамида" и русская идея (Москва. 1994. № 9); "Роман Леонида Леонова "Пирамида" и мировая литература" (Наш современник. 1994. № 7). Прослеживается глубокое внимание к произведению исследователей из Петрозаводска, Новосибирска, Бирска 151.

Своеобразную трактовку основных образов и художественных особенностей романа дают А. Казинцев, Н. Корниенко, Ю. Оклянский на страницах центральных журналов 161.

Роман Леонова обсуждался на научных симпозиумах. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН провел три семинара и конференцию по "Пирамиде", на которых рассматривались различные стороны леоновского романа: от вопросов жанровой специфики

"Пирамиды", символики и философии книги до проблем изучения нового романа Леонова в школе и вузе. Резюме сделанных на семинарах докладов опубликованы в журнале "Русская литература"/7/. Итогом обсуждения нового произведения писателя на филологическом факультете Волгоградского государственного университета стала публикация под символичным названием "Нас объединила "Пирамида" /8/, подчеркивающим необходимость всестороннего анализа леоновского романа, привлечение к работе не только литературоведов, но и специалистов различных отраслей науки - социологов, историков, философов, математиков.

•Роман Л. Леонова "Пирамида" многими исследователями включается в контекст сложившейся литературной ситуации в России конца XX века.

На данный момент защищены две кандидатские дисертации, посвященные исследованию леоновского романа. В работе Богачевой О.В. "Роман Л.М. Леонова и нравственно - философские мотивы русской прозы 1980-х годов" (СПб, 1997) проводится анализ космогонического, нравственно-философского пластов "Пирамиды" в их соотнесенности с другими произведениями русской литературы 80-х годов, такими, как "Плаха" Ч. Айтматова, "Покушение на миражи" В. Тендрякова, "Фа-культет ненужных вещей" Ю. Домбровского и другие.

Варламов А.Н. посвящает отдельную главу диссертации "Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века" анализу "Пирамиды" Леонова как произведения, наиболее ярко отразившего тенденцию современной литературы к осмыслению настоящего периода как апокалиптической эпохи в жизни человечества. Разбор основных конфликтов романа ведется с параллельным рассмотрением произведений с ярко выраженной апокалиптической направленностью: "Прокляты и убиты" В. Астафьева, "Лаз" В. Маканина, "Экологический роман" С. Залыгина, "Тавро Кассандры" Ч. Айтматова, "Онлирия" А. Кима и другие.

Вопрос о роли и месте "Пирамиды" в творческой эволюции самого Л. Леонова до сих пор глубоко не рассмотрен. Именно такой подход способен обозначить новые пути для осмысления непростой структуры "Пирамиды", понимания авторской' позиции, трактовки основных тем и образов, чем и определяется актуальность проведенного диссертационного исследования "Роман Л. Леонова "Пирамида" в контексте творчества писателя".

Каждое ранее написанное произведение Л. Леонова значительно и оригинально по-своему. Но с выходом в свет "Пирамиды" все предшествующие романы писателя воспринимаются как отдельные этапы длившейся на протяжении десятилетий работы по освоению огромного материала - истории России XX века в контексте человеческой истории.

В диссертации прослеживается развитие основной проблематики творчества Л. Леонова, преемственность сюжетных линий, символов и метафор. Данная проблема принципиально важна, ибо ее решение способно высветить новый угол зрения в леоноведении, дополнить представление об уже изученных романах писателя. С вершины созданной Л. Леоновым "Пирамиды" несколько по-иному воспринимается все ранее написанное художником.

Материалом, объектом и предметом исследования является проза Л. Леонова. В центре внимания - роман "Пирамида" с привлечением предшествующих произведений писателя: рассказов 1920-х годов, романов "Барсуки", "Вор", "Соть", "Скутаревский", "Дорога на Океан", "Русский лес", публицистических выступлений и статей.

Основными целями и задачами диссертации являются следующие:

- используя сопоставительный метод анализа хронологически следующих друг за другом произведений Л. Леонова, проследить трансформацию тем, образов, художественных приемов в прозе писателя 20-90-х годов;

- аргументировать преемственность эстетических решений в творчестве JI. Леонова, до сих пор лишь констатирующуюся;

- сформулировать черты новизны художественной структуры ( "Пирамиды" в сравнении с предшествующими произведениями;

- определить жанровую специфику "Пирамиды";

- обосновать, опираясь на эволюцию заглавий в творчестве Л. Леонова, семантику символа пирамиды в романе;

- выявить особенности авторской интерпретации основных линий Книги Еноха, на связь которой с романом "Пирамида" указал Л. Леонов в авторском предисловии.

Целями и задачами исследования обусловлен выбор метода, в основе которого - синтез историко-культурного, сравнительно-типологического, структурно-семантического подходов.

Теоретико-методологической базой работы являются достижения отечественной науки в области теории и истории литературы с опорой на богатый опыт леоноведения, представленный в трудах H.A. Грозновой, В.А. Ковалева, В.П. Крылова, М.П. Лобанова, Т.М. Вахитовой и других.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Точкой отсчета, истоком цельной художественной системы Л.М. Леонова, своеобразно завершенной в "Пирамиде", является рассказ "Петушихинский пролом" (1922), дающий начало важнейшим темам творчества писателя. Начав повествовать о "великом проломе не в одном человеческом сердце" на примере маленького села Петушихи, Л. Леонов в последующем творчестве будет говорить о "проломе" в душе целой нации и цивилизации.

2. Роман Л. Леонова "Пирамида" представляет итог последовательного движения писательской мысли. Эскизы многих фрагментов "Пирамиды", лишь контурно созданные в романах 20-30-х годов, оформляются окончательно в "Пирамиде".

Большинство героев "Пирамиды" имеет предшественников в ранее написанных произведениях.

3. В жанровом отношении "Пирамида" Л. Леонова представляет собой социально-философский фантасмагорический роман с определенной ролью в нем элементов различных эпических форм: притчи, жанра житий и хождений, мениппеи, полифонического романа, семейно-бытового повествования и других.

4. Стремление автора найти "формулу" для объяснения трагических катаклизмов истории человечества приводит Леонова к использованию на идейно-образном уровне мотивов апокрифа Еноха, особенно в плане разработки проблемы нравственного и физического совершенствования человека.

5. Возведенное в ранг символа заглавие итогового романа Леонова отражает авторскую мысль о вечном стремлении человека ввысь, о незыблемости вечных приоритетов и непреходящем значении культурного наследия. Пирамида олицетворяет формулу пути человечества, пришедшую на смену спирали как диалектического принципа развития, и является одновременно оригинальной моделью мироздания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации приведен детальный сопоставительный анализ "Пирамиды" с рассказами 20-х годов, романами "Вор", "Соть", "Скутаревский", "Дорога на Океан", "Русский лес".

В диссертации впервые проводится развернутое сопоставление мотивов Книги Еноха с романом Леонова "Пирамида". В опубликованных ранее работах авторы не делали ссылок непосредственно на текст апокрифа, ограничиваясь цитатами из энциклопедии "Мифы народов мира". Приведенные многочисленные цитаты из первоисточника позволяют лучше понять, почему именно в апокрифе Еноха Леонов видит "уплотненное" выражение истории человечества. Связи различ-

ных вариантов апокрифа с художественной структурой "Пирамиды" прослеживаются на идейном, сюжетном, образном уровнях.

Определение специфики романного жанра и трактовка заглавия "Пирамиды" ведется с учетом публицистических выступлений писателя, а также имеющихся в современном литературоведении новых подходов к решению подобных задач.

Практическая значимость проведенной работы. Полученные результаты могут быть использованы в качестве комментариев при подготовке академического издания "Пирамиды", при разработке общей историко-литературной концепции, в создании научной эстетической системы Л.М. Леонова, в курсе лекций по истории русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах на филологических факультетах.

Основные положения диссертации апробированы в шести публикациях. Материалы исследования докладывались и обсуждались на Третьих международных Замятинских чтениях (Тамбов, 1997), на конференциях преподавателей и молодых ученых Тамбовского университета (Тамбов, 1997, 1998), на заседаниях кафедры истории русской литературы Тамбовского университета. Результаты исследования использовались на семинарских занятиях по курсу "История русской литературы XX века", в спецкурсе "Концепция времени в романном творчестве Л. Леонова", на занятиях аспирантского семинара для студентов.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и библиографию, состоящую из 193 наименований.

Глава I.

Место романа "Пирамида" в прозе JL Леонова

Роман Леонида Леонова "Пирамида" - последнее произведение писателя. Он завершает более чем семидесятилетнее творчество писателя. "...роман этот стал как бы высшей ступенью /.../ непрестанных леоновских раздумий о судьбах родной страны в контексте судеб всего человечества"/1/.

Книга представляет собой не только итог авторских исканий, раздумий. По аналогии имеет смысл вспомнить слова В.Г. Белинского, произнесенные им при оценке романа A.C. Пушкина "Евгений Онегин": "Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности"/2/. В романе Леонова "Пирамида" отразились самые сокровенные мысли писателя, его многолетние раздумья о судьбах человека, страны и мира. Именно в этом произведении основные, концептуальные идеи художника нашли свое законченное выражение.

В "Слове о Толстом", посвященном 50-летию со дня смерти великого классика русской литературы, Леонов заметил: "Насколько дано мне понимать, каждый большой художник, помимо своей главной темы включаемой им в интеллектуальную повестку дня, сам по себе является носителем личной, иногда безупречно спрятанной проблемы, сложный душевный узел которой он и развязывает на протяжении всего творческого пути"/3/. В письме В.А. Ковалеву писатель высказал мысль о наличии у каждого художника "духовной биографии", суть которой состоит в "заболевании некоей мечтой или иде-ей'74/.

В приведенных цитатах для нас важно следующее: одна из особенностей большого художника, по Леонову, - присутствие в творчестве главной, определяющей темы, "некоей мечты или идеи", которая, раз появившись, уже не исчезает со страниц произведений, а все более глубоко и масштабно развивается, обогащаясь новыми фактами, образами. Через все творчество Леонова проходит определенный круг проблем, переходящих из романа в роман, получающих новые художественные решения.

Леоноведами замечено существование в творческой лаборатории писателя особого переплетения тем, образных характеристик, сюжетов. В.А. Ковалев отмечает "очевидную преемственность образов и тем в творчестве Леонова" /5/: "Каждое новое произведение писателя является или сосредоточенным развитием каких-то сторон предшествующих произведений, или новым поворотом ранее затронутых тем и проблем, или новым вариантом конфликта или характера, разработанных в прежних вещах Леонова"/6/.

H.A. Грознова справедливо утверждает, что все творчество писателя "строится на поразительном хронологическом, проблемном скрещении, переплетении его работы над разными произведениями, возвращением к уже написанному, созданием новых редакций и вариантов"/?/. Важнейшая же задача современного леоноведения, по мнению исследователя, состоит в выявлении "внутренних закономерностей творческого развития Леонова", в объяснении, почему "зерна идей и образных решений "Последней прогулки" оказывались, предположим, уже в "Дороге на Океан"/8/.

Л. Финк считает, что "прямая перекличка с предыдущими произведениями - постоянная черта творчества Леонова"/9/. С этим согласна и Е.Старикова, полагающая, что "Леонов очень рано, сразу же, как начал писать прозу, очертил некий круг постоянных для своего творчества, н