автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Романы И. Бобровского

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гильфанова, Гульнара Тавкильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Романы И. Бобровского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гильфанова, Гульнара Тавкильевна

Введение.

I глава. Путь И. Бобровского: истоки и современный опыт.

1. И. Бобровский в контексте немецкой послевоенной литературы 20 века.

2. Проблема исторического выбора в литературе ГДР.

3. Мировоззрение немецкого писателя И. Бобровского:.

3.1 Формирование нравственного мира писателя И. Бобровского;.

3.2 Духовные истоки гуманизма писателя.

II глава. Немецкая история в романах И. Бобровского.

1. К проблеме освоения истории в художественной литературе.

2. «Мельница Левина»:.

2.1 Система персонажей, их роль в раскрытии исторического аспекта романа. Официальная Германия, «верхи».

2.2 Социальный аспект анализа немецкой истории. Народный взгляд.

3. «Литовские клавиры»:.

3.1 Соединение прошлого и современности. Параллельная история Донелайтиса и Пошки.

3.2 Проблема гуманизма, культуры взаимоотношений народов в романе, нравственно-духовные аспекты.

III глава. О поэтике романов И. Бобровского.

1. Особенности композиции романов И. Бобровского.

2. Фольклор, музыка, искусство в романах.

3. Язык романов, речь персонажей.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Гильфанова, Гульнара Тавкильевна

Введение

Проблема освоения истории в мировой художественной литературе необычайно важна и стала наиболее актуальной в 50-70-е годы XX столетия, называемые эпохой возрождения исторического жанра.

Расцвет исторической прозы во II половине XX века - явление объективное, закономерное: назрела необходимость художественного осмысления последствий второй мировой войны в литературах стран Европы. Трудно дать точные определения «историческому духу времени», каждая эпоха и каждый писатель предъявляет свои требования к историческому жанру и художественно воссозданные исторические события важны не сами по себе, а как проекция на современность: «Литература историческим взглядом охватывает современность, она видит современность в ее историческом движении, пытается отыскать ее определяющие силы, опознать в ней наиболее существенные моменты социального и исторического развития» (45, с.8). В этом специфика художественного освоения истории в литературе.

Предметом полемики и спора современных литературоведов (G. Wolf, В. Leistner, Н. Peters, Н. Geppert) является проблема взаимодействия исторического прошлого и современности в литературе, проблема «актуализации истории», ее эстетическое обоснование, которая требует от художника соотносить прошлое с насущными социально-духовными задачами текущей действительности.

Поэтому проблема художественного осмысления истории так актуальна и требует специального рассмотрения. Писатель, как историк, описывает события и облик прошлого, но художественное освоение истории в литературе отличается от научного воссоздания фактов: опираясь на исторические данные, автор произведений исторического жанра идет по пути творческого вымысла, изображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Это происходит с учетом субъективного взгляда художника на историю.

Специфика художественного воссоздания истории выявляется не только в сопоставлении ее с картиной естественнонаучной, но и с областью гуманитарного, в частности исторического знания. Синтез знаний, проникновенного художественного анализа позволяет писателю нередко опережать историческую науку в толковании смысла тех или иных событий.

Когда мы говорим об отражении истории в литературе, то речь идет о вымышленном повествовании, где художник способен дать достоверную картину жизни, он может объяснить целую эпоху, объяснив исторические факты и события «человечески»: в центре внимания человек, его отношение к миру, его оценки и мироощущения.

Тогда писатель - художник избирает такие жизненные ситуации и общественные условия, которые позволили бы глубже понять и отразить субъективное представление о мире.

Нараставшие негативные процессы в нравственном облике современного общества послужили для многих зарубежных, а в первую очередь, немецких писателей поводом для того, чтобы искать первопричины нынешних общественных драм и трагедий в прошлом. Но противостоять им, оперируя материалом современным, не представлялось возможным: нездоровая социально-нравственная послевоенная обстановка мешала художественному сознанию предельно критично самовыразиться в открытой форме. Поэтому в художественной литературе отчетливо обозначилась историческая ретроспектива, рассматривающая настоящее в свете прошлого, остро актуализирующая исторический материал.

Ретроспективная, если быть точнее, историческая проза - это не просто произведение об историческом прошлом, а целая система видов (романов, повестей, рассказов) со своим жанровыми и поджанровыми типологическими структурами. «История - это роман, который был; роман - это история, которая могла бы быть» (Эдмон и Жюль Гонкуры). То есть, история - это не только наука, состоящая из голых фактов, событий, не только хронологическая таблица, история - это творчество людей, по-другому, роман, «который был». В то же время любое литературное произведение, в том числе и роман, - это история, которая была или могла бы быть. Одним словом, история и литература - это две грани одного удивительного явления - судьбы человеческого общества.

Традиционный исторический роман, более высокий уровень художественного освоения истории, исследует генезис тех драматических противоречий, что разрывает сегодня общество и сознание человека, изображает их в иных, отличных от современных, условиях, изучает зарождение этих противоречий, их развитие и созревание, чтобы художественно осмыслить закономерность и открыть перспективу. Предметом изображения в историческом романе являются реально-исторические события, здесь имеет место художественный вымысел, присутствует особая авторская трактовка истории с точки зрения современности. Традиционный исторический роман в XX веке приобрел новые черты:стал более многогранным, усовершенствовалась жанровая специфика, с точки зрения композиционной структуры исторический роман стал более гибким и динамичным (50, 55, 67, 69, 83, 106, 108, 119, 125, 126). Важнейшим качеством исторического романа является наличие исторической дистанции, исторической перспективы, а также современность писательской позиции, осмысление прошедших событий с позиции сегодняшнего дня. «Исторический роман», по словам Б. Г. Реизова, «должен объяснить настоящее и быть разумным вторжением в действительность» (98).

Расцвет, развитие исторического романа в XX веке вполне закономерно, ибо XX век в истории человечества стал периодом, насыщенным резкими поворотами в судьбах людей, трагедиями мирового масштаба, распадом империй и политических систем, крушением идеологических догм и теорий - все это не могло не отразиться в литературе XX века, особенно в жанре исторического романа.

Исторический роман потому и выдвинулся на центральное место среди жанров ретроспективной прозы (26), что он реалистичен по своей природе и считает своим коренным принципом историзм художественного восприятия прошлого. Как явление реалистического искусства исторический роман не считает оживление прошлого главной и единственной задачей. Он обращается к нему, сверяя его с современным, собственным опытом, надеясь обнаружить в минувшем образцы разумной и гуманной жизни. XX век дал литературе новый толчок для рождения принципиально нового эстетического качества в историческом романе: утверждение перспективы гуманистического развития личности. XX век, особенно конец XX века, знаменовался новыми ценностями в истории цивилизации: крах коммунистической идеологии, триумфальное шествие демократического в странах Восточной Европы и в России - все это дало возможность осознать, насколько важна роль личности, роль простых людей в становлении духовных ценностей. Правильно живет и развивается то общество, где все ради и для человека, а не человек, личность для государства.

Естественное углубление и обогащение историзма дает возможность запечатлеть полнокровную картину прошлого, где всесторонне учитываются социально-политические, духовные, нравственные и психологические черты эпохи. Причем' особые измерения этой картине придает то, что она предстает в свете отчетливой исторической перспективы. А это особенно важно для исторического романа, ибо он обращается к истокам назревающих и совершающихся эволюционных и революционных перемен, раскрывает глубинную связь прошлого и настоящего; утверждая историческую правду, роман прочно сплавляет эту объективную трактовку с подчеркнуто современным видением минувших эпох.

Немецкая историческая проза (20-40-е гг. XX в.) стремилась к постижению противоречий немецкой действительности тех лет во всей ее остроте и сложности, которая была пропитана нацистской антигуманной идеологией, пропагандировавшей ненависть к славянским народам.

Немецкая литература тех лет стала летописью истории народа, его трагедии и позора, его капитуляции перед фашизмом и его борьбы с силами реакции. Возрос интерес к теме народа, его роли в истории. Ярко проявилось стремление к познанию закономерностей исторического развития, особенно исторических судеб Германии соотносительно с судьбами других народов, особенно, народов Европы, соседей на Западе и Востоке. Поэтому проблема исторического жанра занимает важное место в немецкой литературе первой половины XX столетия. Писатели обращались к истории самых разных времен и народов, чтобы понять свое время, разобраться, что такое история вообще и что знают о ней немцы: Л. Фейхтвангер - к античности, Г. Манн - к истории Франции XVI - XVII в.в., А. Деблин - к истории завоевания Латинской Америки, Б. Франк - к Испании XVI века. При этом нередко темы и проблемы современности переносились в исторически далекое прошлое, конфликты, характерные для далеких времен, трактовались в современном духе. Так, в трилогии Л. Фейхтвангера «Иосиф Флавий» древние римляне спорят о национализме и космополитизме, автор наделяет их психологией людей XX века, склонностью к рефлексии тоже отнюдь не античного происхождения.

В немецком литературоведении жанру исторического романа уделяется особо важное место. Еще в 30-е годы Деблин писал: «Особенность исторического романа заключается в том, что он рисует не одну лишь «вершинную историю», т.е. известные события прошлого, но и «историю глубинную», судьбы отдельных людей и обстоятельства, в . которых они живут!» (35). Искажение национальной истории в условиях фашистской Германии привело к тому, что писатели не могли остаться в стороне от происходящих событий в стране и создавали свои исторические романы, как в Германии, так и за ее пределами, в эмиграции.

Немецкий исторический роман периода антифашистской эмиграции, как одно из проявлений исторической прозы, стал наивысшим достижением в развитии художественной исторической прозы в первой половине нашего века. Обращаясь к прошлому, авторы исторических произведений утверждают образ положительного героя-гуманиста, поборника справедливости и человечности, противостоящего образу «сверхчеловека» в фашистской историографии и литературе.

Основным творческим завоеванием художников-реалистов стали книги, в которых главный герой - известное историческое лицо -помещен в многомерную панораму его эпохи, поставлен в центр сложной системы связей, отражающих социальные конфликты далекой поры, ее духовную атмосферу, проливающих свет на историческое существование народа.

Немецкие писатели, работавшие над исторической тематикой, -Генрих Манн, Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Иоганнес Р. Бехер, Бертольд Брехт, Арнольд Цвейг, Анна Зегерс - доказали, как велико значение исторического жанра в кризисную эпоху, какой духоподъемной силой обладает он, как уроками прошлого помогает понять настоящее.

Раскрытие подлинной правды о немецкой истории является новой ступенью развития жанра исторического романа в 30-е годы 20 века.

Стремление познать себя как народ, как нацию отражено в творчестве известных писателей Германии, которые пытались осознать, в первую очередь, создавшуюся ситуацию в стране. Историческая дилогия Г. Манна о Генрихе IV выражает отношение самого писателя к немецкой действительности 30-х годов, к судьбе Германии, оказавшейся в плену фашизма, с необычной точки зрения: попытка взглянуть на трагедию своей эпохи с позиции многовекового исторического прошлого Европы. Образ мыслей человека из XVI века в высшей степени актуален для XX века. История и современность в историческом романе Г. Манна - это словно единый организм; в нем пульсирует одна кровь, существуют проблемы, конфликты, проходящие через все века, хотя внешне и проявляющиеся в различных исторических масках. На фоне динамической картины развития Европы в столетиях фашизм неминуемо выглядел обреченной авантюрой. Две концепции жизни -гуманистическая и тоталитарная - противостоят друг другу в философских диспутах, дружеских спорах, в противоречивых поступках отдельных государственных деятелей.

Одной из важных задач немецкого исторического романа 30-40-х годов является разоблачение мифа о превосходстве и непобедимости германской расы.

Исторические романы отражают важную ступень развития жанра исторического романа: стремление увидеть движущие силы и перспективы развития истории Германии. Драматизация истории - один из основных принципов писателя ("Безобразная герцогиня" - (1923), "Еврей Зюсс" - (1925)).

Захват власти фашистами ошеломил немцев своей мнимой неожиданностью, нарушил "меру вещей", сместил все представления о нравственности, правах; обязанностях и о долге человека, о добре и зле. Их вера в буржуазный миропорядок рухнула, перед ними встала беспощадная альтернатива - или жить борясь, или бесславно и бессмысленно погибать.

Актуальными для всех времен остаются слова немецкого поэта Гете: "Человеческий сброд ничего так не страшится, как разума. Глупости следовало бы ему страшиться, пойми он, что воистину страшно". Глупость в любом ее проявлении опасна и может иметь серьезные последствия. Бездействие таких, как Опперманн Л. Фейхтвангера дало возможность восторжествовать власти Гитлера в 1933 году. Но это далеко не главная причина трагедии немецкого народа, двенадцатилетней "оккупации" черной бездуховности, которая не прошла бесследно не только для немецкого народа, но и для всего человечества в целом. Мнимого распорядителя человеческих судеб в историческом романе Л. Фейхтвангера, представителя новой власти (Фогельзанга), можно узнать в словах Гете: "Из чувства собственной неполноценности он заковал себя в броню грошового национализма, сквозь которую не проникает ни один луч разума"(13).

Поэтому фигура центрального персонажа немецкого исторического романа тридцатых годов воспринимается как ключ к пониманию общественных движений, духовных и нравственных исканий, а его деятельность - как часть живой многокрасочной картины исторического прошлого и исторического процесса вообще.

Противостояние нацистской фальсификации истории - основная задача немецкого исторического романа 30-40-х гг. Воспеванию рыцарей Ливонского ордена, официальной гитлеровской поэтизации "сильной личности", чудовищному искажению отечественной истории как разумная альтернатива, выступает исторический роман антифашистской эмиграции, главной задачей которого явилось восстановление исторической правды.

В фашистской Германии была столь сильно востребована подлинная правда об истории, в том числе о национальной истории. Это было связано, в первую очередь, с попыткой, стремлениями невообразимого искажения нацистскими историками, идеологами истинной исторической немецкой ситуации тех лет, разрушения гуманных духовных ценностей, нравственного начала большей части немецкого общества. Соответственно появилась «дешевая» литература, где фашисты трактовали свою версию мировой и национальной истории: пустозвонная романтика, возводящая мелочные «идейки» в большие идеалы; подмена социальных проблем национально-психологическими. Это делалось для того, чтобы увести читателя от основных проблем, убедить его в правильности идеологии германского фашизма, основой которой была пропаганда немецкого идеализма: ревностное отношение ко всему «немецкому» (захват чужих территорий - исконных польских, прибалтийских земель - и признание их своей собственностью); неприятие, отказ от национального духовного и культурного наследия и мировой культуры.

Поэтому именно исторический роман, рожденный в антифашистской эмиграции, помог расстаться многим молодым немцам после мировой войны с искаженными представлениями о прошлом, увидеть его в гуманистическом, правдивом истолковании.

Достигнутое писателями - Г. Т. Манном, Л. Фейхтвангером -особенно важно для тех, кто участвовал в становлении и развитии исторической прозы ГДР.

Немецкая литература XX века (особенно послевоенная) наполнена проблемой отношения немцев к своей истории. Писателей волнует прежде всего «неспособность немцев выработать в себе историческое сознание, взглянуть в лицо коренному противоречию своей истории» (4). Результатом этого является неумение немцев извлечь уроки из своей истории, ее забвение, искажение, колоссальное подретуширование собственной истории» (К. Вольф). Отсюда колоссальные исторические ошибки Германии XX века - германский фашизм, вторая мировая война, и как результат этого - раскол Германии (две культуры, две идеологии).

С какой болью и беспощадной правдой говорит Томас Манн о закоренелом индивидуализме немцев, о пустынных, страшных высотах Германии, об опасном высокомерии немцев по отношению к остальному миру.

Художественное освоение истории рассматривается в немецкой литературе как одна из главных проблем, как проблема «преодоления немоты» (85).

Известные немецкие писатели стремились преодолеть узость трактовки истории Германии и отражают эту проблему в своих работах Криста Вольф («Тень мечты», 1978) говорит: «Мы оглядываемся назад, движимые раз и навсегда потребностью понять самих себя, нашу роль в современной истории».

Современный русский германист А. Гугнин в своей статье «Год 1990 - что дальше?» пишет: «Главная, хотя и мучительная победа литературы ГДР, обусловившая ее подлинный расцвет, состоит не в достижениях старшего поколения писателей-антифашистов, а в переработке их опыта в новых исторических условиях следующими поколениями (Г. Маурер, И. Бобровский, Э. Штриттматтер, Ф. Фюман, Гюнтер де Бройн, Г. Кант (воевавшие в рядах гитлеровской армии), X. Мюллер, К. Вольф)» (43, 18-19).

Историческая проза ГДР раскрывает новую правду о немецкой жизни и истории, расширяет рамки художественного осмысления прошлого страны. Она показывает неоднозначность трактовки национальной истории: узость взглядов, ограниченность в понимании гуманистических традиций культурного наследия прошлого Германии, недостаточность только социального объяснения исторического развития. В лучших произведениях исторической прозы ГДР авторы стремились преодолеть эту узость: Ст. Гейм «5 дней в июне», 1959 (основная тема исторических романов писателя - противоречие между свободой и диктатурой), «Бумаги А. Ленца» (1963), «Свобода» (1969), «Книга царя Давида», (1970); Ф. Фюман «Богемия у моря» (1961), «Еврейский автомобиль», (1962); К. Вольф «Размышления о Кристе Т.».

В ряду немецких писателей XX века, решившихся высказать самую суровую правду о самих себе, о немецком пути, вскрыть темные тайны истории, одно из самых значительных мест принадлежит И. Бобровскому.

И. Бобровский в числе представителей старшего поколения немецких писателей, глубоко переработав в своей мировоззрении и художественном сознании повороты «немецкого духа» от «третьего рейха» к догматическому социализму, обратился к немецкой истории, чтобы на ее уроках и примерах найти ответы на трудные вопросы немецкой жизни середины XX века.

Интерес к творчеству И. Бобровского, поднявшего произведения исторического жанра на новый художественный уровень и открывшего уникальный путь в исследовании отечественной истории, понятен и закономерен. Его произведения, отмеченные оригинальным талантом, новаторской переработкой национального литературного опыта, получили широкое признание не только в обеих частях Германии, но и в Европе. Уже в 60-е годы критики отмечали постоянство проблематики в поэзии и прозе И. Бобровского (историческое прошлое), связь с немецким и славянским фольклором, органическое соединение культурных традиций и современных художественных исканий. Однако глубокое, непредвзятое изучение творчества писателя, жившего и творившего в специфических политических и духовных обстоятельствах ГДР, началось лишь через десятилетия после его смерти. Эта задача остается актуальной и сегодня, когда это государство исчезло с политической карты мира. Его творчеству посвящена критическая литература в Германии, в других немецкоязычных странах, в Польше, России.

Немецкие критики или сосредоточивали свое внимание на доказательстве принадлежности Бобровского к социалистической литературе и искании им своего места в социалистическом обществе (литературоведы ГДР Г.Вольф, Б.Лейстнер, З.Штреллер) или на его I чужеродности идеологии марксизма, родственности его повествовательного стиля с произведениями «новых романистов», литературой «намека», «монтажа» (западногерманские авторы А.Келлетат, И.Мекель, И.Меллер).

Немецкие исследователи, Б. Лейстнер, Г. Вольф, Г. Хартунг (20, 165, 166, 169, 185, 186), рассматривали его прозу в нескольких аспектах, например, с точки зрения: 1) связи событий в романах с автобиографическими фактами жизни писателя (В. Leistner "I. В. Studien und Interpretationen") (165); 2) связи исторического прошлого Литвы, исторических событий в Польше с немецкой историей (G. Wolf "I. В. Leben und Werk") (185). Бобровский, по словам Г. Вольфа, стремится показать национальную историю перспективно, расширить рамки ее показа, он актуализирует прошлое, сопоставляет ответственность за настоящее с историческим событием: «Мы должны иметь дело с литературой современности, заимствуя тему и мотивы из прошлого, из истории» (185). Это говорит о том, что в немецком литературоведении недостаточно изучена специфика художественного освоения писателем отечественной истории, его оригинальный, своеобразный подход к пониманию истории: несмотря на «повседневное столкновение двух народностей - литовского и немецкого, - возможно их неагрессивное примирение, поэзия, нравы и обычаи которых не противопоставлены воинствующе-шовинистически, они дополняют друг друга» (142, 372). По мнению В. Эммериха, известного немецкого литературоведа, «большое искусство Бобровского в том, чтобы через изображение отношений в малом и повседневном показать недостатки общественной структуры в больном обществе, обществе господ и подчиненных".

В российском литературоведении имеются работы, в которых рассматриваются некоторые произведения немецкого писателя или отдельные аспекты его творческой деятельности (69, 99, 100, 101, 105, 77, 115). Особо следует выделить кандидатскую диссертацию Лучука Т. В. «Восточно-европейские корни творчества Бобровского» (1990). Цель работы, по словам автора, заключалась в освещении центральной («сарматской») темы творчества И. Бобровского, которая является основой правильного понимания феномена немецкого писателя, происходившего из бывшей Восточной Пруссии. Рассматриваются восприятие и переработка И. Бобровским мотивов славянской и балтийской мифологии, произведений литовской, польской и других литератур, прослеживается эволюция создания «сарматского пространства» в поэзии и прозе И. Бобровского.

В нашей стране творчество И. Бобровского изучено или в самом общем плане, или в отдельных его проявлениях (предисловия, статьи

Ю.Архипова, А.Березиной, А.Гугнина, Г.Ратгауза и др.). Однако системное, целостное исследование идейно - художественных исканий писателя, его новаторской деятельности по обновлению романа XX века, поэтики его прозы отсутствует. В равной степени ждет своего глубокого изучения принадлежность Бобровского, новеллиста и романиста, к исторической прозе, неповторимые образы которой (особенно романы «Мельница Левина» и «Литовские клавиры») во многом опередили свое время, художественное освоение и осмысление истории в литературе тогдашних социалистических стран. В полной мере эта задача может быть решена при освещении жизненного и мировоззренческого пути писателя, его духовной эволюции и связи с наследием немецких гуманистов эпохи Просвещения, особого отношения к так называемой социалистической культуре.

Таким образом, выбор темы нашего диссертационного исследования вызван тем, что анализом творчества И. Бобровского с точки зрения художественного осмысления истории, специфики его художественного историзма никто специально не занимался.

Достижения И. Бобровского как мастера исторической прозы оригинальны, значительны и авторитетны в исследовании национальной истории Германии. «Значительная проза 60-х годов о прошлом Германии исходит от И. Бобровского, он призывает говорить на дружеском, понятном всем языке" - говорится в "Illustrierte Geschichte der deutschen Literatur". Он стремится взглянуть на немецкое прошлое глазами народа - в этом специфика его художественного осмысления национальной истории, - становится на народную точку зрения (история - жизнь истинных представителей народа, его деятельность, его творчество) и делает это нетрадиционно. Бобровскому удалось показать живую народную жизнь и живописную местность без романтицизмов и фальшивой идеализации. Родина, провинция как место обычных повседневных конфликтов, которые перспективно имеют мировое историческое значение. Под этим углом зрения мы и хотели провести свое исследование, делая акцент на его специфичное художественное осмысление истории.

Актуальность выбранной темы диссертационной работы мотивируется и тем, что в мировой литературе вообще возрос интерес к истории, темам исторического плана. Продолжается и особое, художественное осмысление истории. Это связано с тем, что мировая цивилизация стремительно идет вперед, налицо сильная интеграция и сближение языков, культур разных народов. Мировое сообщество все больше принимает общечеловеческий облик. И интернациональные идеи Бобровского о родстве различных народов актуализирует сама жизнь.

Еще одна из причин: мы запутались в противоречиях и конфликтах, не знаем, как жить, какой выбрать путь. Обращаем - с надеждой - свои взоры в прошлое, надеясь в нем, в уроках прошлого найти разгадку, подсказку. Человечество, народы и нации устремили свой взор в историю, в корни, в истоки. Появляется необходимость осознания приоритетности национальных традиций в формировании современной системы жизни. Интерес и внимание к национальной истории выражается особым образом: через художественные образы и картины. И немецкий писатель понимает литературу как часть современности, подпитываемую звучанием, отголосками исторического прошлого народа. Реальную основу «живой истории литературы» составляет творческая индивидуальность И. Бобровского, особенности претворения им поэтической идеи в плоть конкретного (с исторической проблематикой) произведения.

Научная новизна. Впервые в российском литературоведении предпринимается попытка проанализировать творчество И. Бобровского как образец нового осмысления немецкого прошлого, выявить специфику его художественной концепции истории. Проза немецкого писателя не была подвергнута тщательному и целостному анализу; таким образом, диссертационная работа есть первое монографическое исследование прозы И. Бобровского (художественного осмысления истории в романах И. Бобровского). Научная новизна исследования также и в том, что результаты исследования позволили прийти к интереснейшему выводу: произведения Бобровского представляют собой исторический роман особого рода - современный, насыщенный новой художественной концепцией истории, оригинальное художественное решение исторической темы.

Основная цель работы - исследование особенностей идейной трактовки и эстетического изображения немецкой истории, специфики художественного ее осмысления. *

Задачи работы заключаются в освещении: 1) многообразия влияний, способствующих формированию исторического мировоззрения немецкого писателя; 2) исторической темы в творчестве Бобровского; 3) особенностей ее идейно-философского осмысления писателем после разгрома фашизма, в обстоятельствах ГДР; 4) специфики образного, художественного воссоздания исторической проблематики в его прозе; 5) новаторской романной формы, выработанной Бобровским для воплощения сложной и противоречивой исторической проблематики, а также системы выразительных принципов и средств (поэтики), соединившей в себе традиции немецкого просветительского романа, фольклора, народного творчества и современные искания в области прозы.

Практическая ценность работы - возможность использования материалов и основных положений работы в чтении лекций по истории зарубежной литературы XX века, в курсе «история немецкой литературы» на факультетах и отделениях немецкой филологии институтов и университетов, в спецкурсах по немецкой литературе. Возможно также использование материалов исследования в периодической печати, например, ознакомление с творчеством малоизвестного (для основной массы читателей) писателя.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в одиннадцати публикациях автора (Москва, Казань, Набережные Челны, Орел, Самара, Пенза), излагались на международной конференции «Молодая наука - новому тысячелетию» (г. Набережные Челны, 1996 г.), на итоговых научных конференциях преподавателей КамПИ (1997, 1998), международной практической конференции «Языковая подготовка студентов вузов» (1999). I

Методологическая база диссертации опирается на положения известных исследователей по теории эстетики и литературы М. М. Бахтина (30), М. Б. Храпченко (128), Д. С. Лихачева (73), В. В. Кожинова (64), С. Б. Бочарова (33), С. Мейлаха (88), Н. К. Гея (40). Подспорьем в создании концепции художественного мира прозы И. Бобровского стали работы Бахтина М. М. «Эпос и роман (о методологии исследования романа), Кожинова В. В. «Происхождение романа» (теоретико-исторический очерк), Лихачева Д. С. «Прошлое - будущему» и др.

Основные проблемы диссертации рассматриваются главным образом с позиций конкретно-исторического и историко-функционального методов. При прочтении художественного текста романов использована методика системного анализа.

Список использованной литературы насчитывает сто восемьдесят восемь наименований.

Структура диссертации предопределена логикой раскрытия темы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Список научной литературыГильфанова, Гульнара Тавкильевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Бобровский И. Избранное. М.: Молодая гвардия, 1971. -448с.

2. Белинский В.Г. Полн. Собр. соч.: в 12 т. т. 12. - 1971. - 398 с.

3. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе бури и натиска, /под ред. Рудницкого. М.: Радуга, 1983.

4. Вольф К. Тень мечты // Повести и эссе писателей об эпохе Бури и Натиска и Романтизма. М.: Радуга, 1983. - С. 330-335.

5. Вольф К. От первого лица. Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1991. - 416с.

6. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977 -720 с.

7. Гербель Ф. Клопшток. М., 1890. - 300 с.

8. Деблин А. Исторический роман и мы. Эссе. //Das Wort. 1936. -№4.

9. Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л.:Худож.лит-ра,1972. - 495с.

10. Зегерс А. Собр. соч.: в 6 т. т. 4 - М., 1982. - 528с.

11. Зегерс А. Собр. соч.: в 6 т. т.5 - М., 1983. - 502с.

12. Лукач Г. Очерки истории новой немецкой литературы. -Берлин: Aufbau, 1953.

13. Фейхтвангер Л. "Безобразная герцогиня", "Семья Опперман". М.: Правда, 1982. - 570 с.

14. Штриттматтер Э. Погонщик волов. М.: Худож. лит-ра, 1981. - 336с.

15. Bobrowski I. Levins Mühle. Leipzig, 1975.

16. Bobrowski I. Litauische Claviere, 1966.

17. Bobrowski J. Das Land Sarmatien. Gedichte. Deutscher Taschenbuch Verlag, München, 1966, S.116-121.

18. Bobrowski J. Levins Mühle. 34 Sätze über meinen Vater. Nachwort von Bernd Leistner. Verlag Philipp Reclam. jun. Leipzig, 1971.

19. Bobrowski J. Selbstzeugnisse und Beiträge über sein Werk. Berlin, 1975.-230 s.

20. Bobrowski J. Fortgeführte Überlegungen. In: Antikommunismus und Proexistenz, Essays. Hrsg. Günter Wirth, Union Verlag Berlin, 1965.

21. Seghers A. Was ein Volk denkt und fühlt, spricht sein Schriftsteller aus. Ausgewählte Werke. Moskau Verlag Progress, 1979.1.. Теоретическая, научно-критическая и справочнаялитература.

22. Аникст А. Вступительная статья. // Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. П.: Худож. лит-ра, 1973. - С. 3-17.

23. Архипов Ю. Предисловие. //Бобровский И. Избранное. М.: Молодая гвардия, 1971. С. 3-12.

24. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991.

25. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "я". М., 1991.

26. Баканов А.Г. Современный зарубежный исторический роман. Киев, 1989.

27. Баканов А.Г. История и современность в драматургии ГДР (1950-1970 ). /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Киев, 1974.

28. Будагов P.A. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. -260 с.

29. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит-ра, 1973.-568с.

30. Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа). //Вопросы литературы и эстетики. М., 1972. - 417с.

31. Белая Г. Историзм как нравственная и художественная позиция писателя. // Жанро-стилевые искания современной прозы, /сб.ст. М., 1971. - С. 110-119.

32. Березина А.Г. Роман И. Бобровского «Мельница Левина». //Вестник Ленинградского Университета. 1974 . - № 14.

33. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985.-296с.

34. Вопросы теории фольклора. Русский фольклор XIX века. Л.: Наука, 1979.

35. Вопросы литературы (Соцреализм в поискахисторического прошлого»). №1. - С. 26-57.

36. Веселовский А. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 300-306.

37. Громан Г.И. Прощальный свет (Памяти И. Бобровского), /пер. Ратгауза Г.И. //Иностранная литература. 1966. - №4. - С. 272273.

38. Гурвич В. Исторический роман Г. Манна. //Интернациональная литература. 1936. - №6.

39. Гулы га A.B. Гердер. М.:Соцэкгиз, 1963. - С. 107-163.

40. Гей Н.К. Мир. Человек. Искусство. М.: Сов. писатель, 1965. -293с.

41. Гейрнус. КристионасДонелайтис и его эпоха. /Дисс. на соиск.уч. ст. доктора фил. наук. Вильнюс, 1964.

42. Гугнин A.A. Современная литература ГДР. /уч. пособие М.: Высшая школа, 1987- 111с.

43. Гугнин А. Год 1990 что дальше? //Вопросы литературы, 1990. -№10. - С.5-33.

44. Гугнин А. Предисловие. //Вольф К. От первого лица. Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1991. - С. 4-12

45. Гугнин A.A. Писатели ГДР (об И. Бобровском). М.: Радуга, 1984. - С. 233-246

46. Гугнин A.A. Эмпирические размышления. //Литературное обозрение, 1989,- №8.

47. Гирнус В. Красные розы Иоганнесу Бобровскому. //Иностранная литература. 1969. - № 2. - С. 210-220.

48. Данилина Г.И. Дилогия Г. Манна о Генрихе IV (Гуманистическая концепция истории). /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. -М., 1988.

49. Джанумов С.А. Фольклор. Традиции. Новаторство. М.: Знание. -1978.-№12.

50. Девекин В. Не сгоревшие на костре. М., 1979.

51. Друскин М. Личность Баха. //Муз. жизнь. 1980. - №3. - С. 1516

52. Зарубежная литература XX века. М.: Знание, 1986. - 400 с.53.3апровская И. Художественная литература германской социал-демократии. М.: Гослитиздат, 1935.54.3атонский Д.В. Искусство романа и XX век. Киев, 1973. - 540с.

53. Знаменская Г. Генрих Манн. М.:Худож. лит-ра, 1971. - 186с.бб.Затонский Д.В. Сцепление жанров. //Жанровое разнообразие современной прозы Запада. Киев: Институт литературы им. Т. Г. Шевченко, 1989. - С. 4-58

54. История литературы ГДР. М.: Наука, 1982. - С. 382-395.

55. История. Мир. Новое время. 1870-1917. -Спб.: СМИО, 1997.

56. История литературы ФРГ. М.: Наука, 1983.

57. Кедров Б. Предисловие. //Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы М.: Искусство, 1985. - С. 3 -15.

58. Карпов А.Н. Роман о расчете с прошлым. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Киев, 1984.

59. Калныня Д.Я. Современный западногерманский роман /Дисс. на соиск. уч. ст. доктора фил. наук. Рига, 1969.

60. Ковальчук Л.В. Типы немецкого историко-биографического романа XX века. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Киев, 1987.

61. Кожинов В.В. Происхождение романа. (Теоретико-исторический очерк). М.: Сов. Писатель, 1963. - 445с.

62. Кормилов С.И. Художественный историзм как теоретическая проблема. // Филологические науки. - 1977. - № 4. - С. 24-30.

63. Кормилов С.И. Художественный историзм и поэтика литературы нового времени (принцип единства динамического многообразия). //Литературный процесс/ под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1981. - С. 145-150.

64. Книпович Е. "О современном историческом романе на Западе". //Интернациональная литература. 1937. - №5.

65. Кан Г. Немцы и русские. Сквозь призму вековой истории. М.,1992.

66. Львов С. Последняя книга И. Бобровского. //Иностранная литература. 1969. - №5. -С.77-82.

67. Львов С. Вступительное слово //Штриттматтер Э. Погонщик волов. М.: Худож. лит-ра, 1981. - С. 3 -25.

68. Лукач Г. Исторический роман. Берлин, 1955.

69. Литературоведение и литературная критика ГДР 1960-1970 гг. -М.:Худож. лит-ра, 1983.

70. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. //Статьи и очерки - Л., 1985.

71. Лейтес Н.С. От "Фауста" до наших дней. Из истории немецкой литературы. М.: Просвещение, 1987.

72. Лиссер Р. Эстетика исторического романа //Дон. №4. - 1962.

73. Ленобль Г. История и современность. //Дружба народов. №11. - 1959. - С. 213-217.

74. Лучук Т.В. Восточно-европейские корни творчества Иоганнеса Бобровского. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Киев, 1990.

75. Лейтес Н.С. Эволюция жанра романа в немецкой литературе 1918-1945. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Пермь, 1972.

76. Млечина И.В. Западногерманский роман 60-х гг. Общественно-нравственная проблематика и жанровые особенности. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. М., 1972.

77. Млечина И. В. Развитие романа ГДР в типологическом рассмотрении. /Дисс. на соиск. уч. ст. доктора фил. наук. М., 1986.

78. Моты лева Т. Комментарий. //Зегерс А. Собр. Соч.: в 6 т. т.5. -М., 1983. -С. 5-10.

79. Мотылева Т. Роман свободная форма. - М.:Сов. писатель, 1982,- 380с.

80. Мотылева Т. Антифашистская проза сегодня. //ИЛ. 1986. -№10. - С. 210-215.

81. Макаровская Т.В. Типы исторического повествования. Саратов, 1972. -280с.

82. Млечина И. Вслушиваясь в голоса предшественников (Гуманистические традиции нем. литературы и нравственно-эстетические искания писателей ГДР) //Вопросы литературы. -1984- №5.-С. 92-95

83. Млечина И. Взглянув в лицо времени Панорама: 70-е годы в литературах социалистических стран Европы. //ИЛ. - 1981. -№3. - С. 169-172.

84. Морозов С. Бах. М.: Молодая гвардия, 1975. - С. 116-122.

85. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. -М.: Искусство, 1985. 318 с.

86. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи просвещения. М.: МГУ, 1959.

87. Николаева Т.С. Антифашистский исторический роман Л. Фейхтвангера 30-40-х гг. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Саратов, 1975.

88. Новикова A.M. Александрова Е.А. Фольклор и литература. М.: Просвещение, 1978.

89. Нусинов И. Проблема исторического романа. М.; Л., 1927.

90. Орлов С. О жанровом своеобразии исторического романа. //Ученые записки Горьк. пединститута. т. 23. - Горький, 1958. -С. 48-50.

91. Пашигорев В.Н. Немецкий антифашистский исторический роман 30-х годов. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Л., 1970.

92. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.просвещение, 1971. -271с.

93. Понятие менталитета. //Международный психолого-педагогический журнал. М., 1997.

94. Попов В. К вопросу об истории и вымысле в историческом романе. //Труды кафедры русской литературы. Вып. 2 - Сб.ст. -Львов: Львовский ун-т, 1958.

95. Реизов Б.Г. Творчество В. Скотта. М.; Л., 1965. - 360с.

96. Ратгауз Г.И. Рецензия на книгу И.Бобровского "Знаки грозы". -//Современная литература за рубежом. 1968. - №5. - С. 3945.

97. Ратгауз Г.И. Иоганнес Бобровский. // Бобровский И. Белендорф и литовские клавиры. М.:Молодая гвардия, 1969. -С. 3-10.

98. Ратгауз Г.И. Этюды к портрету И. Бобровского. //Вопросы литературы. 1969. - №8.

99. Рымарь Н.Т. Современный западный роман (Проблемы эпической и лирической формы). Воронеж, 1978.

100. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Саратов: Саратовский ун-т, 1990.

101. Редеккер X. Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном творчестве. М., 1971.

102. Слуцкие М. Бобровский и Литва. //Иностранная литература. -1973. №4. - С. 209-217.

103. Серебров H.H. Генрих Манн. М., 1964.

104. Синкявичене Р.И. И. Бобровский и Литва. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Вильнюс, 1989.

105. Сучков В. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Сов. писатель, 1977. - 528с.

106. Судьбы романа. Сб.ст. - М.: Прогресс, 1975.

107. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1981.-1600 с.

108. Скаллер P.C. Становление антифашистского исторического романа в литературной полемике 30-х годов. Иркутск, 1968.

109. Скудина Г. Жизнь Баха. //Муз. Жизнь. 1985. - №6. - С. 1617.

110. Словарь литературоведческих терминов, /под ред. Л.И. Тимофеева и C.B. Тураева. М.: Просвещение, 1974. - 509с.

111. Скаллер P.C. Антифашистский исторический роман Л. Фейхтвангера 30-х гг. (Трилогия "Иосиф и его братья", "ЛжеНерон"). /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Иркутск, 1969.

112. Тимофеева М.И. Синтаксические особенности стиля И.Бобровского. / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Л., 1980.

113. Топер П.П. Комментарий. //Зегерс А. Собр. соч. в 6 т. т.4 -М., 1982. - С. 7-9.

114. Топер П. П. Яковлева Н.Б. Исторический роман в литературах социалистических стран Европы. М.: Наука, 1989.

115. Топер П. Овладение реальностью. М., 1987. -472с.

116. Фрадкин И. Историческая тема в современной немецкой литературе. //Литература ГДР. 1958.

117. Фролов Г.А. Об освоении идейно-эстетического опыта романтизма в романах И. Бобровского. //Литературно-художественные связи и взаимодействия. / под ред. проф.Л. И. Савельевой. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - С. 154-163.

118. Фролов Г.А. Наследие романтизма в современной немецкой литературе XX в. /Дисс. на соиск. уч. ст. доктора фил. наук. М., 1991

119. Фасахов К.М. Правда остается правдой. Казань, 1987.

120. Хертинг X. Литературоведы ГДР об актуальных проблемах социалистического реализма. Берлин, 1982.

121. Хмельницкая Т. Антифашистский исторический роман на Западе. //Литературный современник. 1938. - №8. - С. 194200.

122. Хмельницкая Т. История в немецком антифашистском романе 30-х гг. (Исторический роман Фейхтвангера). //Хмельницкая Т. Голоса времени. М.; Л.: Сов. писатель, 1963.

123. Хепке К. Литература и жизнь: Классика и современность в восприятии читателя. М., 1984.

124. Храпченко М.Б. Язык художественной литературы. //Литература и современность. Статьи о литературе. - М.: Худож. лит-ра, 1984. - С. 86-87.

125. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.:Сов. писатель, 1975.- 416с.

126. Хропотинский А.Г. Фольклоризм молдавских новеллистов. /Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Кишинев, 1973.

127. Цокор Ф.Т. Возможен ли еще исторический роман? Deutsche Akademie fur Sprache und Dichtung. Darmstadt. Jahrbuch, 1962, 1963, Heyderer, Изд. Lambert Schneider, 1963 (нем. яз).

128. Штреллер 3. Национальное и социальное в творчестве И. Бобровского. //Литературоведение и литературная критика 1960-70-х годов. М.:Худож. лит-ра, 1983.

129. Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья. / уч. пособие. Тверь:Изд-во Твер. ун-та, 1995. - 125с.

130. Юдин В.А. Человек. История. Память. М.: Современник, 1990-255с.

131. Arntzen, H: Der moderne deutsche Roman. Voraussetzungen, Strukturen. Gehalte Heidelberg, 1962.

132. Begenau. J. Bobrowski. Weimar, 1956.

133. Bieneck H. Nachwort. //Bobrowski J. Das Land Sarmatien. Gedichte. Deutscher Taschenbuch Verlag, München, 1966, S.116-121

134. Beresina A.G. J. Bobrowskis Roman "Litauische Klaviere'TWeimarer Beiträge, 1974, №5 S. 91-106

135. Behrmann. F: Facetten. Untersuchungen zum Werk Johannes Bobrowskis. Stuttgart, 1977.

136. Baldauf H. Die Deutschen und ihre ostlichen Nachbarn (ein Interview des Deutschlandsenders) Berlin, 1975.

137. Cwojdrak: "Litauische Klaviere". In: Die Weltbühne, Berlin. Nr. 28/13 7.1966 S.881-883

138. Deutsche Literaturgeschichte von W. Beutin, Klaus Ehlert, W. Emmerich. J.B. Metzlerische Verlagsbuchhandlung, Stuttgart, Metzler, 1989 S. 467-505

139. Emmerich W. Kleine Literaturgeschichte der DDR. Leipzig, 1996.

140. Essner-Schaknys, G.: Die epische Wircklichkeit und die Raumstruktur des modernen Romans. Dargestellt an Th. Mann. F. Kafka und H. Hesse. Diss. Marburg, 1957.

141. Funke, Ch.: "34 Sätze um einen Großvater. Jn: Berliner Zeitung, Berlin. 18.12.1964.

142. Friedmann, H. und Mann, O.: Deutsche Literatur im 20 Jahrhundert. Strukturen und Gehalten. 2 Bde, Heidelberg, 1961.

143. Geerdts, H.J. Deutsche Literaturgeschichte in einem Band, Berein, 1966 (Курс немецкой литературы от эпохи средневековья до 1960-х гг.).

144. Grutzmacher, C.: Das Werk von J. Bobrowski. Eine Bibliographie. München, Wilchelm Fink, Verlag, 1974.

145. Grande, J.: Uber Johannes Bobrowskis Erzählekunst in seinem Roman Levins Mühle. Jn: Archiv für das Studium der neueren Sprachen, Brauenschweig, Bd. 211 Jg. 126, 2. Halbjahresbd, 1974. S. 271-286.

146. Gsteiger M.: "Levins Mühle", Jn: Neue Züricher Zeitung, Zürich 23.01.1965.

147. Gajek B. und Haufe E.: J. Bobrowski. Chronik Einführung. - Bibl. (Ausw.) F. Fm 1977 Frankfurt a. M./Bern.

148. Gneuss, Ch.: Gesellschaftskritik im modernen deutschen Roman, Brauenschweig, 1961.

149. Holl, O.: Der Roman als Funktion und Uberwindung derZeit. Uber Zeit und Gleichzeitigkeit als formale und inhaltliche Kategorie der Romanepik an Beispielen deutscher Romane des 20 Jahrhunderts. Diss. Wien 1964.

150. Heydebrand, R.: Überlegungen zur Schreibart J. Bobrowskis. Am Beispiel des Prosastücks "Junger Herr am Fenster" Jn: Der Deutschunterricht. Jg. 21,1969, H.5, S. 100-125.

151. Haufe E. Bobrowskis Weg zum Roman -"Weimarer Beitrage", 1970, №1.

152. Härtung G "J. Bobrowski" Jn: "Sinn und Form", Berlin, 1966, H4, S. 1189-1217

153. Horst K.A. Johannes Bobrowski und der epische Realismus. Jn: Merkur, Köln/Berlin, Nr. 200 = Heft 10/11 Oktober November 1964, S. 1080-1082.

154. Hexelschneider E. John E. Als einigendes Band? (Eine Auseinandersetzung mit der These von der "Einheiten Deutschen Kulturnation") Dietz Verlag, Berlin, 1984.

155. Hohoff, C.: Die Welt des Großvaters. Jn: Rheimischer Merkur, Koblenz, 13.11.1964.

156. Jenssen C. Der historische Roman. Möglichkeiten und Gefahren. Rendsburg, 1954.

157. Kahler H. Bobrowsskis Roman. Jn: "Sinn und Form", 1965, H.3-4, S. 631-635.

158. Kelletat A. Johannes Bobrowski //Deutsche Dichter. Band 6. Stuttgart, 1990. S. 193-203.

159. Kayser. W. Entstehung und Krise des modernen Romans. Stuttgart, 1961.

160. Kritik in der Zeit. Literatur der DDR 1945-1975.

161. Leistner, B.: Johannes Bobrowski. Studien und Interpretationen. Berlin OST. 1981.

162. Leistner, B.: Der Epicker. Johannes Bobrowski. Diss. Leipzig 1971, S. 328-349.

163. Liersch, W. Das Flüchtigte fest machen: Bobrowski und sein letzter Werk "Neue deutsche Literatur" H.12, 1965, S. 139-144.

164. Liersch, W.: Aus der Hand der Vergangenheit. Jn: Neue deutsche Literatur. UV Berlin, Heft 2/Februar 1965, S. 146-149 ("Levins Mühle").

165. Leistner, B.: Zusammenschau und Bilanz (zum roman "Litauische Klaviere"), Berlin, 1975.

166. Literarisches Klima "Ganz neue Xenien, doppelte Ausführung" Berlin, 1977.

167. Möller, J.: Wölfe unter Schafen, Gesellschaftskritik in Bobrowskis "Levins Muhle." Jn: Der Deutschunterricht, Stuttgart, Heft 2/1973 S.40-48.

168. Meckel, Ch: Erinnerung an Johannes Bobrowski (Düsseldorf 1978) Carl Hanser Verlag. München, Wien, 1989.

169. Metzler Autoren Lexikon (Deutschsprachige Dichter und Schriftsteller vom Mittelalter bis zur Gegenwart J.B. Verlagsbuchland/ung, Stuttgart: Metzler, 1986, S.54.

170. Neues Handbuch der deutschen Gegenwartsliteratur seit 1945. Begründet von Hermann Kunisch. Herausgegeben von Dietz-Rudiger Moser, (Unter Mitwirkung von Petra Ernst, Thomas Kraft, Heidi Zimmer) S.81.

171. Oellers, N.: J. Bobrowski. Jn: Deutsche Dichter der Gegenwart. Ihr Leben und Werk. Hrs. g. von B. Wiese. Berlin 1973, S. 413-435

172. Reichert S. Das verschneite Wort. Untersuchungen zur Lyrik Johannes Bobrowskis, Bonn, 1988.

173. Sauter J.H. Ansichten und Absichten (ein Interview des Berlinerrundfunks) Berlin, 1975.

174. Streller. S.: Johannes Bobrowski. Jn: Literatur der DDR in Einzeldarstellungen. Hrsg. von H.J. Geerdts. Stuttgart 1972 S.292-315 (Verlag Berlin 1974 S. 259-277).

175. Streller, S.: Zählen zählt alles: zum Gesellschaftsbild J. Bobrowskis. "Weimarer Beitrage." 1969 №5, S. 1076-1070.

176. Streller, S.: Variationen über ein Werk/Neue Deutsche Literatur. -1972- H.12 S. 154-158.

177. Schlenstedt; D.: Bobrowskis letzter Roman. Jn: Neues Deutschland, Berlin, ND Literatur 66, Nr.6/8, 6.1966.

178. Seidler. M.: Die Klaviere des Herrn Donelaites Jn: Die Zeit, Hamburg, 23.9.1966.

179. Strittmatter: Diskussionsbeitrag auf dem V. Deutschen SchriftstellerkongreB vom 25-27 Mai 1961. Jn: V. Deutscher SchriftstellerkongreB Referate und Diskussionsbeiträge: Hg. V. Deutschen Schriftstellerverband. Berlin, 1961, S.128.

180. Welzig, W. Der deutsche Roman im 20 Jahrhundert. Alfred Kröner Verlag. Stuttgart. 1967 (история нем. романа ХХв.).

181. Wolf G. Johannes Bobrowski. Leben und Werk. Deutche Reihe. Schriftsteller der Gegenwart. Berlin. Volk und Wissen. 1967.

182. Wolf G. Beschreibung eines Zimmers. 15 kapitel über Johannes Bobrowski. Volk und Wissen, 1971.

183. Wolf Ch. Die Dimension des Autors. Bd. 2, 1983, S.349.

184. Walzer Illustrierte Geschichte der deutschen Literatur. Leipzig, 1995.