автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Романы Ирмтрауд Моргнер
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы Ирмтрауд Моргнер"
Санхт-Иеторбургскай государственный уняверситет
На правах рукопжск
БОЙЧУК Алла Михайловка РОМАНЫ' игатрдуд ГОРГНЕР
Специальность 10.01.05 - литература стран Западной Евршн.Амарвка а Австралии
-АВТОРЕФЕРАТ - диооертацни иа соискание учгноЗ степега кандидата фгдолайческЕХ наук
Санкт-Петербург 1992
О У'
•• Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского университета • ,
Научный руководитель - доктор филологических наук .
'профессор А .В.РУСАКОВА
' Официальные оппоненты- доктор филологических.наук
профессор Л.С.КАУФМАН,
кандидат филологических наук ■ доцент М.А.ЩИТИНСКАЯ
Ведущее.учреждение - Северо-осетинский государственный университет им. К.Л.ХетагуроЕа
Защита состоится " 1992 года в часов на
заседании специализированного совета К 063.57.42 по присувде-. ш:ю ученой степени кандидата филологических наук в Санкт-Петербургском университете по адресу:.199164, Санкт-Петербург, Университетская набережная, II.
С диссертацией можно ознакомиться в научно.й библиотеке им. А.м.Горького (195164, Санкт-Петербург, Университетская • набережная,' 7/9).
Автореферат разослан н
щ 1992 года. . .
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук
доцент ' ■ А.И.ВЩИМИРОВА
- s -
Совреиевиад иркаЕзеткха перекисает, аесомвенно, погвй атак озоеи развтаяп. Ойъедйкение Геркаягг я крукзна? okctôku ссдпа- ■ isaa otpaeaœse* па ук&гас«рое>швх совр&шшявов к аородаи-не-îôesHoe неяезсря» ко tsrorcay, pauso csasaœîcay' горкеввмамв о ITejnîypi» IД?.
Вместе с тек ваучлов, свободной о? адеологкчэскоЕ подоаиаяк ¡учеЕпг яиеразурз ГД? к ев отдвдизкх аредотаЕ^-отай s 'nosct.' яорнко-дй?етащ>яеа еокхзхо?« лгьяг-гса е-ообзшо мауегърж.
Ees язортемзв 'tîopr-?sp (1933-1330) ярЕдстаыгенге о
тврадурэ ГДР би ке тслшо пз яслязд, но и .-.здоотаадчЕж.
Созэт&аму tss.açsÂO и«д адаора. гачгп сгасва' квзвапово, сдцякс . о?ечестзевпо«Е repw^aeiCE-» ояо гксмгязд еоь, кхчда& раг, ютдг-m ara о гсзейгах -дооткгсгла: дтрзхя«? IJP, о »эттедыой. УД Г6Е52Я-1Я<ЙСОЮа £ Ï« ОКШОЗХОСЛХ. Р^ЗТС'РУ'-ГКЯ prtCOra стрс-зтея эгчаста воозстая» ьги х$оС<я,.
Tsopnecrx-s дрозда îi.î'opr.ïop (н^о'лота.г^. па: a^Ap^i :здга5лле;:2 uçncl пэтзсгьз: кС^/г.л .гдя - '.гл-л/* (1S5S) л
iïHJ pc^sr^s: «Лди.па csr^e.rcnsrn" Í1232), чСиздьба Коя-звгивеаогэ" visse). - <ярз.ч-
г-л.. IÎ KC^ra./íir^.w?" (К7Я)5 г. ¡жед^СШК
Scaíjr.e ог-'^лн^из®' ».э вкиъЭ*«? .Ve-
ía » - г: з -гггглзтшс'* (1??1> я.Сл'лк.тя." Ведь-
В ¿"г'-рчгунг ;!SJA:;;:.? да nyrrv—s
ir; caw зрег-^озг-; . , г;. сл'лт- ù rii-van -
.-'сзя тп"» г'"к ::зv-rcr jipj Пп , пе>-
:з г.й: шго;-«',, venir« ík и:
i, тс?г^-г: и:,-« г-. : >.v.:a -Огздъй-ч и Ко?огакт:;ягг. ппо жеч '-гкг'аолг'о^й " В i;Tt л'.ч '.г; ^veevv..
'^".■ичеотао Гр.«т:лт! I¿vn ;:<-•!) (а соойснпо чо ро:.'.5;?~г:ли-го-яяч п тпйтэ.?;- п'л'лг^й ^ь.мтеаг;« №íb".-í оо^ск;cí '.таигога-'.т) - яига;;:;; 1» Д1}'- m :'•;■••:;a?rí"то;1.';пся в пр;■•ид-зауп
:г.*у, Ор5Ц!ШКЙ>Я9№!. ^УДС.18<ЖВС1!Г(« О ВОГтДСЮЯ !',f«I ßBTtfW- ОН; síjco'ío '.ч ' ва,«?,-:- м арвзшпеч ?. усаап-.« »'<'-гвдозалп ravpi:«. иопусста К? вагр-.т;,»» Коршр и.оь-;ей :"п.. ГЛйярт (1Э75);- .tíi1?? году - .Kivp^T r-эгтггл ГДР. р 15'й г. )k.:'xkaCvki' .'/п-^цт-.'ылх raf-шя в iKÄwr« о í^n ^ s ¡-85 - гдг^гтур-
- 4 - . " . на.я ярешя ropo» Кавоевя ш гротвахзшЗ гкор»
Уеядуяародгая известность пасатолхяяца аоалевда ьа собой г,ао-гочЕСлсЕЯне поездки: -фрагаш, СССР, 5РГ, СЕЛ» Езейцароя. Б IS89 г. Цэдмахекпй j'HKi!срсгл'ох прттлзиэ.ег 2I.Moprr.cp душ чгеггя леацгЁ в Неыецком секшйрс. Здесь osa вверзнз црочаюяа oipuscs нэ 5.0-кзйа". с рабсшм ваагаааая »Хвияггаююда странетди*. Заквршкл. posan па удалось. Швсяо в Bbefaapsra оовзвде» верив щазвгз« болезни, ставней цргоэоа. смерта нвсквзьщячги
И.Коргвер уыэрла 6 мая ISi-О rcKVsa S ыссллсв до joro, заж обцествепнуэ структуру, в условиях которой xt.ícox.'jjo фориарова-. иве лачности васатаяыида, сС^дала дюгрздакроаагзэй себя, в Германская Демокраипесеш pssny&stra растворилась а «хйлдашея-;-ioí. Герканва. . - ■
Першш Моргаер кразнзда ^таазо« я iam» айв» касаедсаатвла: последние «кыш смуввЕД кагузгагеа Сатозавгах тою» в лагературе Г;£Р oc7ct?.-:oo?;K гаяолоз. Одашэ с соааазнвга парной, д затем и второД часгз дюшхаа,- еатуацся яггш&ась. Ведая за хатературвы-;c¿ оригагга есзззсюъ с?ачьа Еаазаказх ведущих литературоведов а хрзязш ЩР (á.Aysp, Г.Воягф, Э.Кау|бая). И вое на, яеераз-HSFi20 чада чьи fía родане тьорчостао рсканасхка являлось объектом вашгаакя ^чешх Езэцяз,'SFT, Ascspaa я.Шве2цария.
Оо'шгвяегва кто казгагз ойрааса тем, здо тека жшсжоа к/лясе-аанэа, к жоторсй хф^ааксд ва&аавлкшва,' становятся tcodeaso щйояехагелваса '»я йредегавстелгнэд феавкастсгого двигезия на . Йатадз (Г.Гар, К.Обгрмсяжер, П.Хореанту8, А.Шаар-
' д;р» Й.Шасрр), В фскгзавтсзмй шяерпретедзи идея шансашиши еов-з гаотяосхзо Шртг^&р лаэазась своей зсудажасхвеаяой даогомер-чгада. Огеодеегелк* гзесаачаазш гзреотза с aaeasea сглой Корг-зр, ^«уагаспя. «аз ггр&гязо, вс аэоечая* арктической ;.;¡ .■■ а ч:тди . -хмгйра.Ез огя&зсга» а дгавнз- цсрсогазу, авторской нроаяа. Свада-адьййе! Соггззго гетеакаг к творчоетву И.Моргкер на Зазодо чем лй Заягеа«, *»хут кос^г43агь дзе дасоертацга, аавасааше зрчедта-:-1л учзм-кз Л .ttscaj^v©.'»«) м n.fcKJep (-2РГ).
rf агюразгре^-заггаа кагермура & Моргявр асчераива-
•гтея к iя"л lacuifiswtóa (Ю.Гвнабург,' Е.Зачсаскай)
'а -у.-дг^кчама зпо- <?a;-Lyr¿«Xi\ э 5 ü"ícp>«s npsn /qee:' знко
.'"e-Jao.ro „'ля о&^ч-гл грч. Ш-Г^та:^ Е.С7вапсг.-са»я) .М^ч-
-H -
ду тем, проза пкеительлкяы, оягро.чуигйй Ба&кейгле прейте.^ сок- ' реиеивостк, аужгэвгся в более щяотальасй впкчапаа. Кдтврас . ■ вройазме Есторгя, едгЕсгво нагзояачьпого и кэдж?аго®яьяого прл es яудоЕостйспнаг ос:.етсленга, приводят Моргизр и соз/^итд проекта повей куяиурк, которая одвоврскёвко кшгает кезу» этзгееокуо
еяеюну, ЧТО ЕЕРХЭ ЯНрШСШб 3 8СТвТКЧООКОЙ Структуре рСГС&ЗС» 3 -
обусловило SffîSË£ffîS3£ язучьсия худссзяственгах шжвд2" ро:.:™-ппстки. • •
¡¡ель 1<.ося?дсраетя соотоэт в р^оскогтеяза гаор-гесгаа Ирьдрауд Коргнер кпя зуякзсхзсяяого одакстга, сСладг&дацггэ ра;;!По а поз;;-нке преамскеяпя. Па оеясяв sîoî-o зддезгваго подеок* с pîdoro аредзагаягся штсёрзрягаисл scEspetbeç .текотоз. Нсз&соде:о asps-r делать, хах вроавсояаяо етанозжже CBsqjWKî'i Жйкзидуаяьгьгга, кгете еовдияокпеекяс, ф^лйсофезаэ в сСг^к^ы-ур-
яае гдеа обуслаэЕяа форггзкзэдзе а оагукага 'ггорчсс.теД тира кк-сатвльнрщг. Хвкяо ьшазхть др:{~тл особого влашгя радистка к проблема ист орал и осгетпчесетй Кятгрэскка. предстал- .
яяетоя такг.э последсваг?. стяо^шз азтечл а градяка х
свозойразнсз преяиигекао етога охйокака з ггор«сг»е й,?.!орг;:ор.-Глубокая соцгальвая кзяргимячгоз'ь ИЛсргдср и оч-
яонреиеино ее кнргочг.о-чеигаз хулязетзшг&з •¡жсге.рп^сз trarps-. Соаалп устагевдзикя вздс.эсгтая мзду худо£гс*згя1г,г.я1 коясгпжв-мз ршзвиегхп a-tsopîssnoM епсайлз-i ГД?,; с тш-:тз дп?псе огрзя ■ а обгдаа ^¿Эдйяцшет ра?затая дрэдеооа co3£t»sn83-' ' ••••
ста, .■' - - - - - . •...■•
дисосртздан s-'iKaïKàôro.i's Tes, ч?п с за ггапат- ■ ел перш иопочрафгчбош! дсс.-^етппдой дорче&т&з Нрлгтл'-д î'opr-1 вер а отечзстздйясй гврз&яогяго. Sbojsps ееупостшйггя всзвйвг. говвдутягь взкгийяия изорчовхей noasrani кягера о tpazan^eas«'! конкретного Есторкяе~;д»8ра55?ри>го и. соцьвдапото жгстетвбаг^Вкер-анз тыке свсе-образие жудквеохгедоа врагйу.'лч* резгшогха р»с- -сптривастоя как треэудтт товде&уалвдаЗ игхгг-солчж'д. astojn о прзшцйгкга лй?п?г з^дазеетсвшх oserez. • - .
Нсвнм явшось pacéisospoid пр^йе*« ясасяоЗ в аро-
цгзедеяшк Каргаэр как эас"сч.«а асхсрпчоспоХ фЪ'ХК-я. • . ■
Впэрпио тыаз jx;»?xсгоо «ассобраззе дгиохя Йорзсц ' \ •
по г5^й»»свя»8 с концерна атеорка.рса>лкохпл?
рчС«? ^"v-
■■ ' -В- ~ стоя работа советски п неадецклх ^чеках-латературозедов по об-щетеоретическам и саециальнам' вопросам. Састаишй подход к исследуемому материалу обеспечил- возможность учета как внутренних, так и внешних связей .нра рассмотрения художественной сяотеш пн-сательыпщ, а также их взашодэйетвае.
' Каучио-пгактаческая значзкоот ъ диссертации соотсзт в возможности использовать кабладенил а внзода в последагцш взучениа творчества Иртграуд Иоргяер, а тахгз при теоретической разработка проблем яаира рсахва £ "горой вохшиш XX века. Материала диссертации могут призлагатьсй еря подгогаш» общи я специальны* курсов по истории зарубежкой литература УХ века.
Апройадоя. Ocsasme ргэульзаты наследования tea отраавнн в докладах ыа научно-практической коиЗерешвк в Кокчетавсяом педа- , гогическом институте (I9S0) в ка аощайтскса оеггаиарэ кафедра история зарубекаа литератур ЛГУ (1990). . .• - Структура' работа. Диссертация состоит аз вваденяя, трех глав, заключения и списка литературы. .
'. Во введения кратко сфориулироваш задача исследсаднкя, определяются актуальность и научная нозаз«а предлагаемой,работы.
Первая глава посвящена ранкам яроиезеаенгя« Моргаер, прослеживаются причина» обуслоэавпие трашфор.шет езторскюс взглядов, ' отказ от прежних худсаеетаезша прзшдапог а выработку новей ыа-неры ниоша. Кратко упоминается лерваг свиа вгоагеяьняаз, пс-весхь кСигйал дан - юхко ех-гь", редаа «Дад ла окраине гореда" и акадлзкрувтея произведения ^переходного" згааа: кСвай&ба в Константинополе" а «Првюычеьня Густаза - странице. Дтаьй рашш с когмеятвряйш*.
. Еторая глава ссдораат езаиш -Еомрачгожоа кокцепцаа essopa, . ШЕедасй свое Есидоазаза в ;«лдважа о Лада З&дъага. Рассыйтргза- -е«я чрк«яа есоЗого а&санаа рздшжжя к apoaaeso scsopan, а такэ® Еьаааовязь «егохой а язю^а'моьой «еш в еа вагврореяздиг,
В третье! гкаго ясаа&^игся ксисомяамцае ссоб< .¡косм даыю-гак t&pntep, jet «агзмьсвязь с гонцейикеЛ aosopaz автора. Удаляете;. sj!G<is»s® соохасавиш глюрохей позгакя а авторской рола в гйиестаоз&йззи
■В зсж&юргя кратка овойзеш реоуаьтаза ороьаденкого ксолвдо— вайня. Csaepaaax дассзршгй» спгсдк »сйсльзоваяйоа.в работа тэратурн. •
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснсеизаотся впбор теш двсзертацаи я зз актуальность, формулируется цели псследозания, а .таете определяется особенности материала веследозаяия и псдаюда. к его изучении.
иРанка® ггроиззедзшш И.Мсргаер" содержи? анализ цропгззэдзяиЗ „Свадьба з Кавстовдазошмв* я пУдавдалгше ауте-SSÍ-ЛЕХЧ ryciasa-ci'tñíüMsa. Лгшй'ромая с' , я ка-'
ряд? о эти?,', осуществляется попигза лргдетазпхь отаяаадеши творческой дапг.уи дадоеюшшя.
Нацело к&лгзкзонло-йсгоуо этзпа а •ягортооъг.з Й.'Ло^т-дер здяаа-пс> о влходем в e:w* г Хозсгаакгаосолс-". Вэдлэтде
;•то, ,-тто л етш срокзадапчг., как к т? зэрззос двух, азгор откла-••аетоя ка аягугтац»и проблеет «сдрдегягесгп* sos. ms сюооб та ху-даостзсяного «жииюю« 'о^яичз^'оя срзкюшяэод'», Цг-пф^льяой фоблеко.Ч роиз:;?, стала üjjüaesia 5"Г1к:;>дйЯогз:.л .'^¡текчогуестга.
которая дмгоз гр-жи яраэдавв 13Г рига-
стоь здобохо. Искуотао раад^гтамсоз в у^-гзтзв апзоо^а ала гсккуреяга туга. Сп^те^нёокпй а«? гдедоя-як:
йлаягрцзшп;;; зоирпг^сль kj отясшегп г: гаузми '..¿тота поггаьил. Ъсгта» ее a^icjaie? а ойззогзэ щжвоаяг к оСразеазда» "!£» »гохиозгой.-а", о-есоблого рсяарпзаь »аду^э .роль 2 обяостаа. 'аа агеако «шг-j «гахлолрага", обзадавквго оогваяноа ссбогяза-:йго щетоаходстве волкверв з сугйом нз героев рока® «Свздьба "в ' 'саошкжшаи*. Okjhko '.«йгд исшкоЗЧзсшиышш яе ооотзе?-лесою ковтвяотуг а которг»' дзЕотзсзала яакяого пзобразовая-не, но крдапкзо дгду пгрвш «паргясага отроек" к, астуязаяе» вша в саор, в«сохос>б>«8эданБсв возов &r.;onüjm, Ковфгхда «я. у гякя ойтео счастливо разрэЕйлоя делес«! «ишромяоосй,
Взешяяя скявилая лзьзя вдакасг яугодастзае двух язябкетюх-йззха Пауля п гагокопсглтой Бсяй.'иа ода ;тз'йшк аурлрю'а, ело проводят во грзмг п^взотвия иксобркчвт ген я ¡¡.'«ч^рээ^-з, она хочет сявсхи. жшь о Пчугса, «тзигту таескаигаас'' эаяв&«шо?гу торкя, гатсрйяа ьвгастзя разряда» ого щаддаиз-с аоемвхокртае в&учроХ сб*вияю»взга а .¡шождеыквга па гкодешэ к худсоко-зтоеиисау соер-чкев, пф1заге5<М когорях« oí» является. Прсяеходгплз события и своя ис/оргд Бавв ваясовт в 1ЭВНЕК. Эксперимент дач стридательсай реаулитл я свадмЬ ге-.
роев еэ состоялась. Однако ражп выходах за рамки любовной ис-тораж.
0сглавке роизва ило параллельно выработке дозах творческих ' праищаоз. Стремление к иоследоЕаша), откинув плакатную иллвст-ркроЕацность а вагздатсльность нерзьсс яроизведений, породало поиск новой форда, открытой. Открытость фор,ш была достигнута посредством кеаользошшЕя ааара даевнака, где автор не стеснен, никакими рамяама, и повествование, регистрируя события, следует за сшюй. газик» с ее крпредеказуемыка проявлениями,' а также через обращение к моэдву Шехерезада, фаагазня которой, усиленная «лакаем спасти свою скзнЬ и лабозь, передала садкз невероятные образк и картины в ипегсгаяслентк -¿сторялх. Таким образ«.;, путевой дневник Бела - Шехереоадо образует каркас, на которой наела- . авелгея самий разноплановый ыатерасл, по подчиненный заданной цели - хелакса достиг единство с лойкм, сделать воэмошшм полноценное человеческое общепес.
Развита© аауки и техшши нрпеко к кьобходзкости более четкой и дифференцированной постановки вопроса о природе а функциональной структуре, человека, о соотношении з най биологической и со-циальясй сторон. Выделив ¡эта даа начала, их протасодействве б современном обществе, писатель?;;;:© приходит чорез параболическую структуру к отождествления женатого к магического, мугского и логического. Вика за разрыв мезду шет закрепляется за определенным социумом, яо вывод следует из схем.', в № событийном уровне, не подкрепляется. Беле и Пауль, таким образом, не просто влюбленные, но представители двух способов поананг.л мира - рационального и образного. Если исследования Пау^я ьнссдт свой аквад в ■ раскрытие тайн Вселенной, то Беле питается убедить Пауля в величии тайн человеческого существования - смерть, дабовь, рождение. Как более активная, ищущая, Бале стремится к единству логики и ■фантазии: она инициатор зхспериманта и творец многочисленных историй. "Такой же прием использует автор: она объедкигет паучкий метод познания (эксперимент), жанр дневника, используемый как в кау^.е, так и в искусстве, и параболическую структуру,.основанную на мотиве Шехсрезадн, позволяющую многозначность повествования, что допустимо лишь в искусстве. Беле кс удастся гкеести П&удз -ед предел! его рациональной логахи, ко едокегно логического к ьелкебного явилось тек счастлива,! союои, з ре&улмате которого
родалась книга Моргяер. Таким образсм; аехусство энстуогэг сю» ' сательной сшгс.й, способной вернуть человечество я едяпсгау разула и фантазии. То, что невозможно азкевмь лопшА в пра.чтакв, яаходит свой выход в искусстве.
Белс-Шехересзда поставлена автором в SKcnepratüxaaiaao усдо-5кя. Стремление ¡гехерегяди сохранять «шоп.гязнь в разной otOfens этяэсится к Бола, покаш-ку казнь для Беле icreer сюм только а гом случае, есдг в рлй есть лзбовг». Чузстзо опзоаоага со;дазг зэсего рода саграштщую гкзцгтэльрузз сйгушхта. Воеуюкиость про--ггрива оказывает ;?а памгл^ь з М1:пле-!лг иезг.лсчгоз гшлниэ-
Зотгаоналзасо рапрпзшэ пи^ятк воссоздает «Я", ог л:тп езтс-юго ведется жзйогв&ваЕаз,- ?о ¿сей «¿и&грогозпи сп-
;ic«:a иовезтзозакяя рпзр^Еаогся: л цсягрш posaimvo кара стаг*)-1ктся «Я" расстагэсва, готороо зос прилагает ггтр как оулгу обр,-103 л ощззний псрепггого «?и., itap рсыгна 'Еодчяюа cyötawsm« кил ycip©.«ici?.n!c Беле, Е-цог.-иет^зй ? .тчч^стве «адвоката гс^гад-аваостп". Msv'srino гт.ч *очвп уpjдня оргакччуе? rosowrscwaa:"».
Ус:и®епо с^оюкткслого ка-г~о. з ороазэедеагчк йЛоргзэт, гоч-гоЗ сгсчета "стогого зжш «Сзадъга в Ко;:ядптчясас-азп, среаагс-згъ;;? зхзч:**..": з.:'.:;> го^ззал-згая ьроб.теь», е^яга:?:":;; с ¿зерче-язем. Дчд Ирт-ггс-ауд .йорг.ир e.vX£bXFSnyvnar&
•яорчоокого ГЗЖКЗСТЯ 3 ХСЭТЦЗВПСПгЯ
«icps«ssr<# сетаобр.осг.ч чг.позэчеатаг?•зоИргдада., автвтая од-» •:м кз цзягргйплчх зэдогггшй еетяхегкэь глецзйяс» Итаскд :ovo усплгняого ск-стаютучсд• вращала ^-Sssasa, аяэдуог ;;снз"но з гсдать з айсажгзгзшз стека л мака, в рззул^-ттг готорас озпжжа лерзне грочззогзкия ша-^рльяйтш, 4 такгдз-я азуааэЕ-ня итературнс-гэ даздифга ДПР, произошедшего з 50-70 згацч»
Год ефншаяьпого здэояогачгокого опрагдашм георчеогоД $оягд~ ии (Пльи/и СЕПТ 1972 г.) явашя вшаврамгвво годам sksoä» в ■леи решна И.Ыоргевр "Удкввтешшо путвкзетаяя Гзгстааа-страшщ-а. Яяавнй роман с каел£н*арш»щв. Фтааад явяаегся здо«ь В9 росго Т0ШТЯЧС5К2М вспсьтсы,' аредеш» ваобрахев:-'! а сФ«гггои Btopcsoä рзфяекциг?, как чалакч~,скзд сизоо'<5яоогь, за
код з общественной поле даетедьясстд, ко оиа кеаоррадогзгеияо-' вязана с образом глаглохо город 1^гс«Ш1"«уоор15жа,
Роман "^давгользкэ иухес^ствкз З^отара-оур-гяваяа* сая^яа о млаксм "Севдь&1 в Кспстаатхпкюлз" отагъ vezzo. Это яо.
/
/
- мотив Шахере&ада. из иСказок тысячи й одной ночи", ко и обращение к пробдамг творческого воображения. Если в »Свадьбе ь Кон-стантииопо.та" авторское отвою вие к взаимосвязи логики и фантазии заключено в их юмяромисепом союзе, то «Удавительнка путешествия Тустава-страншша" - &то своеобразный гимн автора фантазии. Фантазия представлена здесь к? к человеческая сила » способная преобразовать mz?.
Проблема ^.нтазии в родало тесло связана с проблемой ястораи. Приход к историческому еозканз» оо^сАозден, по мысли автора,пробуждением воображения, т.е. работой создания вообще. Уже исходная сятуация создает модель, в которой соединяются вышевл и реальность, асторка я faEtasasu Во вре;.;п дежурства в университете, з перасд восстании'рабочих ГДР е IS33 году, Беле X. встречается со езоак умерган в-XS44 году дздушкой в.именно в этог момент к ней дракода чувство ссториа,' ощуаэиве нървзрнвяо-сти времени. I9E3 Год был знаке:: того, что Есторкя ке позволяет безболезяеинсго усечения - cjkekoîi быстрого 2 полного сабзения одного из времен. Расцениваема до IS89. года как «контрреволюция" выступления рабочих получает еегодкя в о&зствваноИ зшзна теперь уже единой Германии совершенно иную овэЕну: о:а: рассматриваются как смелая попытка противостоять насаздеяй» структур икааармвнно-го социализма". В романе происшествия, овязанше с 17 юазя 1953 г. становятся повод« дта переосмысления е созалвиа героина маогж данностей реальной истории. Еаяанле пс-каззоуу взглянуть m дейст- ■ вительность, побуждает ее "оживить" собственного дедушку, отправить его в путешествие по миру, чтоба с его помощь» разобраться в сегодняшнем мире.
Сказочный мотив лиаь создает аовестаозатедьну» перспективу, . дапцую возможность встречи в каре шли чудес а реальностей, правды к вымысла. Густе.г.-сттакзшк «адобаоСиндбаду-мореходу совершает свои семь путсьоствгЗ в таянсаЕвни» кара. Эта отрь» являются Густаву с иогехгшш и шезашггдо свазяш а срс-дставла-ниямч, Ода ярадоташ кйй сатарзческяй гротеск, другге как антиутопия. Перспгсьам&в jiciopmi, искоренение любви g страсти, обссценабанке человеческого сознания,. насилие, с которнми Густав встречается во время ооссшзшш планет - это пкетрумавто достияе-ная абсолютной, безграничной власти, тоталитаризма, дадяющеся, как правило, »рэкетом рефкекежа в хавра антаутоака. Обращение
- - II -
рсмглпсиш к пзггу в астериях Густава состатшяе? в. композиции романа своеобразную контрастную лавшэ сагзгА г; давай утопической Еартина прзобраэокашай а лагяя Гумава-муссрдака под воздействием сила фантазии, раскрэ падения духа. Гусяав-мусорпяк ¿<озвр-а~ ¡дается к человеческому б себз, обретает своз пвдопйуадьность, постигая пря покоса Густава-страшшка с пособи ограничения духовной свобод?, то глеем образом прсасходат аиведироваЕие чело-гена: ¡*ан5:туля1ЕШ о цг?рака, голлзктавгсгское'даалевде на личность, настав лад природой. :
Гусгав-страняик а Густав-мусор;©:-: приходят к своему счастью через осознание узости собственной жазяа, ее творческое осмысле-тто затем икеет внход з практику. Таким образом, писательница выводят на первый план чалпзеяофоршрукдую, актвЕнув, имеющую, связь с действительность?:, роль.фгятазки.
Вторая глава - «Историческая концепция И.исргдер в далопш о Лауре Заль-гаа" посвящена акалаз^ вопросов изображения псториа з романах »Жизнь и приключения тробадоры Беатрис согласно свидетельствам ее шпильфрау Лаури" а »Аманла".
Особекяссть взгляда автора-позествователч на всэ еезорпа заключается в том, что предмете;.) ео поэтического исследования становятся проживание ззнщины во времени. Создавая спою концепцию истории, повествователь, не сбывает, что использует при этом уже готовив структура при ее написаний, и, такал образом, само создание этой асторлп носит пародийный характер. Автор шшет »зен-скую лсторию", поскольку суцоствуюяэл,. сфзшдалъаая зетортд написана муачЕяемл. Проблема ротка, в связи с особенностями его художественного мира, рассматризептся как ее урозне исаюраческагэ времени, так а мифологического. ' ;
Бея предшествующая культура, построенная га противопоставлениях, предстает как культура себя изжнвкая. Установившаяся как культура яерархяческях обществ, она нуждалась в противоположностях как средстве управления подструктурами. К этой культуре, как осмысливается в дилогии, относится яе только христианская доктрина, противопсставивтая земное терпение л небесное царство блаженства, но я з социалистической действительности сегодняина-го дня констатируется разрыв мавду благородной социальной теорией марксизма-ленинизма о счастье всех лядей и практикой реальной повседневности. Битуюпая этическая система слоилась апутря
- 12 »
классовых обществ, что свяш£ае?ся в концепции история автора с переходил от матршрхата г квтркархату,
0?яш es веющих мотавсз 2 исторической кощенцад автора является мотай неразрывности историк, единства времен, составляющих ее ход: «В мсмептз современности встречаются дез вечности, нроилое л будущее". Эта шсль обусловливает временную организацию худохасотекното-ашра дилогии..Прошлое, настоящее и будущее тесяо переплетаются. Автор вЪарождает тробадору Беатрис д-э Даа, зршвую как утверздатт ноторйческие хроники £ 12 воке в Провансе. Oib просыпается, в 1968 году во Франции, содрогающейся от студенческих волнений, чтобы своими песнями способствовать устанозле-, лип на зе.».гае îfî «ненсюто", не вмукского", но ..третьего", челе— зечоского порядка. Затем она янвет в ГДР, путеиествует по миру и даке побывает и Советском. Соазс.• Возрожденная тробадорг становится авторег-им кедиумом б .художественном исследовании ссзра:.;зй-;:ост;:. Нг.перскицей тробадорц, ее- шяильФрау (по аналогии ог ..зпиль-ва") становится ззиельдада ГДР Лаура Залькгад. Взгляд «чудака1" сродяев;1!шой троЗадора на современность погволязт увздегь подовому краьвчное, ко отнэдь ве яслазщеесй кериадьнш, поиоксааз
' гТр&тхй ьуть" развития челозечгства И.Моргаер предстазяяг-г шк ycxaacassnso автнаатсритараого о&цосхвеЕ:шо устрйстаа. Y.a-иэлкзуя различные утокичесх.т.о н фЕ-лтьахичгохше аязмонт», автор ваобрагаеу "мужекув?. г .е. о$зваашзу» нот.орлв как исторяв войь, раарушеяий, наеллая. Исгоргя «едоаичеогза коезх кнтъ цроложе-ппо лашь в таз случаа, есги ааэсеватеяьское миаяевяо кукчяв Q--дет- азкепзно жгвекзди сиооойкоетюш-к заботе и сохранения «ианя. Ыоргяер, обращаясь i: аэвеетясму мцфологпчвевоиу ехкзту "яакка Пандоры* нредстсвдйег свой вариант его прочтекуя, 1?отор;»й ыа на-фологачеекоы урезке является отоотоа ка вопрос; когда челскачес-как которая перестала бить "челоазчнэЁ". Бслх ш ЕСторачогком уровне эта потеря сэяигвается с переходом ст бесклассового общества (матриархат) к классово! структур® {naipaapxar). то к s мифологии osa (потеря) вакрзетена s'a ойрьво;.; кзнс^нк. В трактовке ро&аяиства бога обтаяла Прометея, сообгдгв еыу о несчастья: и вле в яяюе Баадорг. Властителе себзс боялась, что от либаа Прометея в П&адорн га гла родзться зддй, усвомыш прсака хябрв от рогдзния п ne стала ба повиноваться богач, так как àm: ба
- лЗ -
сильны своим единстэом. Саасекаеы для человечества дотаю стать возвращение Павгэр*» ее сэт>п с Прометеем а подале пае «четвертого", мирохвбшзого поколения людей, воспатавнокиак на цракцкаах прометеевской иухаетвеавоса, так а ааадорваасхах добродетелях.
Доказательством ярдсутсташ автордтаркнх структур, а современ-коегз является рассмотрение ззакмосвкза эротики Я' общественного отношекяя :: ней. Зга проблема йялэетрзруется а рош;:з с особой ясностью па примера сноха. средаевековьн. Тсгаягпая власть церКЕа ■.прослазилась" печгяьяо известяши «процессами над ледь-ла®". ___ Тробддору Ееатрас, попытка соеякнлть з своей лэбвз духезяоо я эротическое влечерлв, пршгела х костру якышавшк, от которого ее спасло только висскоо общественное полонеаяе. Отсутствие эротической культура, уотадозка ва капралачйоегь сексуального, готу-певизаядс признаков собственной природа,' аравебрег.екге сма, с ко-торш.я средневековая тробздора встречается в действительности 20 зека, является подтверждением авторской аде а о налащш азт оритар-шх систем з обществах, 'худа воет автора; привода тробадору.
Проблема сексуальной свобода становится аротязояолекзим сексуальному ограничения долесоы при рассмотрена взаимосвязи меяф оротикой а общественной структурой. Беатрис возроздается во Фран-ааа з 1963 году, когда идеи сексуальной свобода Лша особенно по-пуляраа. По мнению теоретиков сексуаяьпоЗ рзводашв (В.РехЪс),которых приходятся чатать Беатрас, путь к ревышцноняону ооаобогде-яию мара проходят через освобождение человека от "сехсуалыжх репрессий". Автор однако уводит свою героаяв от .преобразователей мира за основе идей, представляющих.смесь марксизма и фрейдизма.
"Бунт интеллигентов" на западе тесно смыкается о теидевдаяма з кевдукародном коммунистическом двияеная, определяеишя до яи-нелшего времени как'"ревизибкастскае" а обусловленные попыткой изменить качество социализма в Венгрии, ГД?, Польша а Чехословакии. В этот период в мездународасм рабочем дпигения возреоло обсуждение проблем, связанных с государственно-монополистической системой власти при социализме, толчком к рассмотрев® которых послужил ВС сгеад КПСС. В рокаде о Беатрис включена отр:лз1ш пз неопубликованного романа писательница "Румба на-ас» осень", где основной темой являйся крушение иллюзий п аредгтаалеклй о дей- ■ ствительноота героев после XX с1--зда 1ШСС. По существу сааозапдя а мзглувародвсм кеммугаустз'веаз'м /ддадапап, роэзо как я. сплоггд":.
- Г4 -
империалистической саегемз, несмотря па различав в методах и •пршшпах действия вмззкс осаяе истоки: ош: возйшаи как протест абсолютному азтор-дтету тосуд1ро?веш;о~г:онспол2с1тлеокса сийтсгм, что и-ьспольэуетоя автором я ее. взгляде кд исторав.
Приоритет муячин о- ойдаетвэ предстает как аяод.каз1шзгдаща2 > «отца.земли" на Мйфологайескса уровне и. каг. результат шштаки ' государства на гсгорическом. Привнесение в иотора» язнсгвенкостл гз озетчавт,однако, в авторской концепции исйшчевгя муачдн ив ее хода. Новая модель сс&п, представ-юнная нвсагагьшцгй, становится сггоедвлягзей во всей создаваемой еп атЕПевкой система. Настаивая па кезкапатсяьЕосхв блологачесшх различай мездг гшзки, но к ьо огрздаа кх, путь к яовой еемье автор ввдкт в отсутствия крайностей прд расвредешюш ютрашншлышх рояеЗ. Физкодюгятас.;оо превосходство »двпаш в-сджз ве дслгло, по наш; авгрра, зес-щ авто-гэгачески к его Еревосходству. Созэдзд кухского авторитета, каг. цокагивалооь ранее, есть искусственное порождение язра^хачэ« снех систем в ходе иоторяз. Новая культура, "«оба шпата. вакс ка сущзсгвованяо, долгая рззрутагь искусстзенпьм. образования л в основу ценностей поставить чеаевечеокую шдезадуедьаоагь.
?т ч г,тавз - иПоегзка далогак К.Моргнзр* посвшрна нсслсдо-ьави» кошюзгояоышх особенностей дегох.а», вопросу соошдаккя авторской позшхк и роли в поабсгвсвиша а с: вгаамооваа с автороксй кояцс-адягй битя,'. . ■
Мксла об оиьсаостг, которую кесег с собой фшюнаав правей ■ «еявость.какой-либо одной вдев,'ваходаг сз'оз Бсялсщйкае и.в своеобразной организации художсезвеккых оршщкпо» ПЕсатеяьяБяз.Оа'ка-завшись от риторической вотегаш начала, Ыоргвор шшигалась избежать в своих нобе>: зудмюствеяиж кскашш; цоляренх противопоставлений, Худоквагвеяяый метод яие&теяы!««*, вашедаий свое претворение в даисгда,' складывается как резуные-г люлеивкк ссоарэ- • иешшиа тевдевцшша раавжгия вомака. Врйвцив •вханшдсйствк«' тштеолооюотеА поазолязу ей ашольго-вагь досзакшш сймяс раз-тас гстетглесквх скотсм. "Соаднвдна о ¡»ршмючеш:" ойь соедают с "аряктензем сочйнскдя" (Гянзрду). Оба рошш шеа? чаткуи фабулу, которая однако дшэна вздутой рола к служит д®х организации сложного мира романа, шогочасяеикцх'историй, вклвчзейк в него. В качестве "орнамента" фабула включает тогочасхотпс- ио-тввз нз мировой культурц, оаа украшется, эта кнегочвояенвао ук-
рашеяия доводят ее до гипертрофии, тем са>гым рэлятявирустся валкость фабули. Образ Беатрас вбирает з себя черты рыцаря, пи-кар о, Дон-Кихота, Фауста, эти черты обнгрывгщтся автором, роман зачастуэ дает объяснение, что именно автор использует в качество "орнамента". В столь "игровом" я свободном обращения с тради-гщей реализуется прием "нетрадиционной традиционности" автора.
3 стремлении автора установить неразрывнуо связь между формой я содержанием, з нарочитом подчеркивании этой связи, ощущается полемичность по направления к эстетическим системам, где нарушался принцип их сопряженности, взаимообусловленности. Форма я содержание предстает: ъ дилогии как неразрывное единство, где одно глубоко спредере? другое, где форж содержательна. Это отсутствие сзрархли зо ззаа.юотнсгеаггп между формой и содержанием достигается автором посредства.! обращения'к сритяевой структуре, так как в притче внчаляй ялдюстратпяннй уровень неотделим от внутреннего, нзеуцзго глубокую стеяель обобщения, я .толкло при ззаикодойствии этих двух уровней сформируется зосприятие материала. Притча, традавошо занятая этачесюш проблема оуяестэо- ■ занял человека з социуме, давала зозгакгаость опереться на сту традашдо и совместить з романе ращюшиаьнув конструкт» яедсла изображаемого мира с его субъективянч видением.
Таяни же обосвсваин&м яра использовании пратчоаой структур* сханозится обтачек® автора я трхнккс литературного монтажа, которая при условия эстетической равноправности элементов в мента-обеспечивала автору субъзкгавруз ортатагащ» дэтвлей ромага, »бараваих дэзсуиеьт а з'-дво«, аяивкиу-алькоо а в&ообдзо, ко;-лч-ное и бесконечное, глоЗодневноз и вечное. "Мозаика есть нечто беды»*, чаи су;,-«а запекхоа утздрядает Лаура з разговоре" с редактора.! издательства. Зазор, сугеетчагай «езду зоюмдич автора и ипагольска: ьссприятие:,: прзвр-^ет гродгсс чтекгя а счоесбрагягГ. деалог чклхгля с авторе.;, зэскаг.ку ь: яо!гтаж& свобода читательской звтергултаияа боги-е а ода га, чем а любой дгугой поэтике.
3 далоглй кет гладкого ¡"•грел ила герсад«,.' соскол;,;;;-- автора анторесует арогдтаяло геячгач во арене к*, л а«оряа. С умствует йеока*:ыс& лротагекзотед, структур; достргзцдл .'.¿газа кардуя га чех зо кнегегг рэддаг-всл ^ггду со6«д. 'Го го$а дечес-гзгзйтчдь-«ырочато эгп'ля суд'у?у..г.мгдаа таг, что:-« г- содч гретая- всо
во?«згше варианты судаствоваапл вввтш в соцааисхгчеокоа ГДР.
В.-организации персонажен роиава, в отсутствии одного глазного х^роя ирослегивается авторская позиция, закпязнвал в желаяка ьо-плотдть юр, в которой азг иерархии к кокоструетур. Обращает ва себя однако внагяшпе и то, что слияние героев, еае юс' "разшо-гензе", что.обусловлено наличием одного обгдаго ядра з структур:? ~ кх образов -свидетельствует одновременно о присутствии ярг;о вы-раасяиой схеш в. устройстве перс ока: ног о мира ромг*на,плаборатор-коц" характере .ситуация. Повествоватедь-асскедсватель провоцирует развитие сктуацаа, убирая илп добавляя кугвш элемента характера, биографии." . -
Траио$оркацза позиция. автора, ее ог;:од ст описательной ссте-цриводат к смела авторской роли. Отказавшись от вссвдютия свгора-дешурга,- Моргиар"со всей отчетлгвостыз стреыагся.дсвэсхе до читателя суть своих еЕсвервдзятелвннх построений, включая раз-шздзнзя с рошкз в повествовательную ткань, чтобы вовлечь читателя в созисстыЛ поиск котята. Еа уровне аскета смена авторской роли приведет к появлении в романе авгора-персонага.
■Настойчивость и последовательность,которая обнаруживается в геланид пак ксото теснее связать жизнь,и искусство,превратить ио-* ■ куссвзо а йе£сгвятегьвай. анахруизаз позвашш ияр& и'человека, используя при ето;; подчеркнуто шдашадуалгше метода н црие:д, обу-" словлена не только ойсда прошссс^.-разыгия лнтератури XX вока, но 'и саецвЦгась развитая лдтератур:: Ш5. ••
Дюгаяш- Иретрзуд.&оргвзр является ерхаш^яой часаьо то£ датг-рагура ГДР, хзгорл еавсовада сшсй успех» црвзгаь давность и ваа-. кость суцеотвоваякя человеческой нотшздзтальзооти, арачшэегь ее тшрчесЕой орагиЕйлькаотн..
■ В слаточанни водводеоя кхогл последовздзя, кратко фораула-р.уются оешмш еш¡они ■ .
■ Оенезхшэ. волоейцвя диссзртадал отрехош п сзедукщос вубяака-дгж; ■ . .
1. Цробнзка всиуссота а яодитшш а ш?рчесг»о й.Моргяар //Политическая кр&тура. к.'пуга .00 форщреёахгл: Тозпса докидав на-учнонцрактачэскэЁ шфереккая, сосгсявезСвя 24-25 иад 1330 гада в г.Еокчгтйве.- 1520,- СЛ24--13Г,.
2. 0 роыашх Крвграуд Шргшр (на озе-л. «5ш;е) Д'ах дуг /Нага влаха/.- 1533,- £ 10.- 0.107-105, •