автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ивлиева, Полина Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века"

На правах рукописи

Ивлиева Полина Дмитриевна

РОМАНЫ ИРМТРАУД МОРГНЕР В КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОЙ ГИНОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ГЕРМАНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XX ВЕКА

Специальность 10.01.03—литература народов стран зарубежья (немецкая)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

5 ¡Ш ¿013

005542286

Нижний Новгород 2013

005542286

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Шарыпина Татьяна Александровна

Официальные оппоненты: Воротникова Анна Эдуардовна,

доктор филологических наук, профессор, ГОУВПО ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», доцент кафедры иностранных языков;

Киселёва Ирина Станиславовна,

кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», доцент кафедры зарубежной литературы

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина»

Защита диссертации состоится « 26 » декабря 2013 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.166.02 на базе ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.ИЛобачевского» по адресу: 603000, г. Н. Новгород, ул. Большая Покровская, 37, ауд.312.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» по адресу: 603950, г. Н.Новгород, пр. Гагарина, 23.

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Юхнова Ирина Сергеевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Немецкая литература последней трети ушедшего XX и первого десятилетия начавшегося XXI века была и остается предметом споров и дискуссий литературоведов и критиков. Особый интерес представляет так называемая «женско-центрированная традиция»1, в русле которой развивалось творчество Ирмтрауд Моргнер (Irmtraud Morgner, 1933 - 1990) - одной из наиболее ярких фигур литературного процесса Германии второй половины XX века. Романное наследие писательницы не получило должного признания как в её отечестве, так и за рубежом, о чем свидетельствует малое число переводов её произведений и небольшое количество откликов на них в зарубежной и отечественной критике. Новая социокультурная эпоха даёт возможность переоценить вклад И. Моргнер в литературное наследие.

Немецкая писательница, лауреат Национальной премии ГДР, родилась в г. Шемнитц (после образования ГДР - Карл-Маркс-Штадт), изучала германистику в Лейпцигском университете, с 1958 г. позиционировала себя как профессиональную писательницу. Ключевые её произведения («Сигнал к отправлению» / «Das Signal steht auf Fahrt», 1959; «Дом на краю города» / «Ein Haus am Rand der Stadt», 1962; «Свадьба в Константинополе» / «Hochzeit in Konstantinopel», 1968; «Красавица и животное: Ценная история» / «Der Schöne und das Tier. Eine Liebesgeschichte», 1991; «Игровая история женщин» / «Gauklerlegende», 1970; «Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании ее шпильфрау Лауры» / «Leben und Abenteuer der Trobadora Beatriz nach Zeugnissen ihrer Spielfrau Laura», 1974; «Аманда» / «Amanda. Ein Hexenroman», 1983) отличаются свойственным только ей стилем повествования. Социальные фантастические романы И. Моргнер отражают неприятие существующей действительности, в которых на первый план выдвигаются проблемы вечного противостояния полов и социального бесправия женщины. Супруг И. Моргнер Пауль Вине (Paul Wiens) был писателем и в то же время неофициальным сотрудником штази, что нашло отражение в романах Моргнер и повлияло на

1 Термин заимствован из области феминистской литературной критики

автобиографическую направленность её произведений. К достижениям последних лет её жизни относятся премии имени Генриха Манна (1975), Литературной премии города Гайдерхейм (1985) и Литературной юмористической премии города Касселя (1989). В 1996 году после тяжелой многолетней болезни Ирмтрауд Моргнер скончалась.

Вторая половина XX века - эпоха тендерного противостояния, которое проявилось во всех пластах и аспектах человеческого бытия, в частности в политике, социологии, юриспруденции, культурологии, породив движение феминизма. В сферу влияния женского движения за равноправие попало и искусство, а результатом явилась «женская литература» - понятие, которое до сих пор остается дискуссионным в науке. Таких писательниц, как И. Бахман, К.Вольф, И. Моргнер и некоторых других можно отнести к новому формирующемуся литературному направлению, основанному на принципе гиноцентризма, - гиноцентрическому (gyne - греч. «женщина», centrum — «центр круга»). Основным его жанром становится гиноцентрический роман. В данной работе термин «гиноцентризм» используется в значении принципа художественного воссоздания истории через образ женщины, её мирочувствование и мировидение. В подобных произведениях малая история женщины и большая история общества уравнены в правах. В отличие от привычной женской прозы, представляющей собой лишь увлекательное, массовое, занимательное «одноразовое чтение», посвященное будничным проблемам женщины, гиноцентрическая литература характеризуется высококонцентрированной субъективностью, глубиной и философичностью, пытается решить социальные проблемы, затрагивает политические и экономические, вписывает в канву повествования свое «я», которое является оценочным фактором и мерилом всего происходящего.

Объектом исследования является гиноцентрическая проза Германии указанного период как социально-культурный феномен, в частности творчество немецкоязычных писательниц И. Бахман, К. Вольф, И. Моргнер.

посвящены исследования И. Жеребкиной2, А. Э. Воротниковой3, К.Вольф4, И. Бахман, Ремаевой Ю. Г5, М. Юргенсена (М. Jurgensen)6, Э. Шоуолтер (Е. Showalter)7, Сюннове Класон (Synn6ve Clason8), Э. Левис (A. Lewis)9, Г. Шпригат (G. Sprigath)10, И. Брендер (I. Brender)11 и др.

Методологической значимостью для исследования немецкоязычной женской прозы обладают монографии и докторская диссертация А.Э. Воротниковой, посвященные глубокому анализу творчества Э. Елинек, И. Бахман, Б. Фришмут, К. Вольф и других. Труды исследовательницы представляют собой теоретическое осмысление проблемы тендера и сущности женской литературы на материале немецкоязычной прозы второй половины XX столетия. По мнению учёного, женской литературы как таковой не существует, равно как и мужской. Однако нужно иметь в виду «предпочтения мужчин и женщин в выборе идейно-художественных средств»12. Явления «женской эстетики» следует воспринимать «как проявление настойчивой потребности слабого пола в самоутверждении и в утверждении своего особого места в искусстве, отличного от мужского»13. А. Э. Воротникова вводит в методологию литературоведения понятие гиноцентризма, вкладывая в него идейно-эстетический смысл и способ освоения бытия. В трудах учёного решается проблема существования гендерно детерминированной эстетики, излагаются

2 Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001 - 708 с. - (Книжная серия «Тендерные исследования»),

Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова; Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2008. 37 е.; Воротникова, А. Э. Мифорецепция в романе К. Вольф «Кассандра»: монография / А.Э. Воротникова. - Воронеж: ВГПУ, 2007. 150 с.

4 Вольф К. Франкфуртские лекции//Ог первого лица: Пер. с нем./Сост. Е.А. Кацева- М.: Прогресс, 1991.416 с.

Ремаева Ю.Г. Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. :феномен "чиклит": дис. ...канд.

филол. наук: 10.01.03/Ю. Г. Ремаева; Н. Новгород, —ННГУ, 2007. 260с.

Frauenliteratur.-Autorinnen. Perspektiven. Konzepte. Hrsg. von Manfred Jurgensen. Bern, Frankfurt 1983.382 s. Elaine Showalter, A Literature of Their Own. The British Woman Novelists from Bronte to Lessing (Princeton, N.J.: Princeton UniversityPress, 1977)

8 SynnSve Clason: Der Faustroman „Trobadora Beatriz", Stockholm 1994.

' Alison Lewis: Subverting patriarchy, Oxford 1995.

10 Gabriele Sprigath Frauen und Männer und die Wirklichkeit der Kunst/hrsg. von Cristian Geissler [u. a.] - 1983, H.4 S. 147-154.

" Irmela Brender Gedanken zur Frauen Literatur /hrsg. von Heinz Puknus. Mit e. einleitenden Essay von Elisabeth Endres. - München: Beck, 1980.

12 Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова; Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2008. С. 11.

13 Там же.

основные понятия «женской литературы», устанавливается общность выбранных автором произведений на основе реализации в них гиноцентрического принципа. Таким образом, выводы автора по этой проблеме становятся основополагающими для методологии настоящего исследования.

Большой интерес представляют работы австралийского германиста М. Юргенсена (Manfred Jurgensen,),14 который затрагивает различные аспекты явления «женской литературы» и, осмысливая процессы, происходящие в Германии, начиная с 60-х гг., пытается создать общее поле под условным, обозначением «Женская эстетика». Среди отдельных публикаций и научных изысканий о женском письме можно выделить работы Э. Сиксу (Helene Cixous)15, Г. Otto (Gabriele Е. Otto)16, Э. Гросс (Elizabeth Grosz)17. Хотя явление гиноцентризма уже стало мировым, на сегодняшний день отсутствуют работы, предполагающие системный анализ романов гиноцентрической литературы.

Творчество Ирмтрауд Моргнер до сих пор находится на периферии изучения в германистике. В западной науке к творчеству обращались М. Шарлоте Вольф (М. Charlotte Wolf48, Дж. Вестгейт (Geoff Westgate)19, Э. Морир (Elizabeth Morier)20, У. Либерц-Грюн (Ursula Liebertz-Grün)21. Среди отечественных исследователей, в чьи научные интересы входил анализ творчества Ирмтрауд Моргнер, отметим работы Зачевского Е.22, Шарыпиной Т.А.23 Творчеству И. Моргнер посвящена также кандидатская

Jurgensen-Manfred (e<j.). Frauenliteratur: Autorinnen-Perspektiven-Konzepte. Bern • Lang 1983 233 n |t Helene Cixous, «The Laugh of the Medusa», Signs 1 (summer, 1976), pp 875-899

°tbík Ел v Weiw'hlS Er^len? Entwickl™S der Erzählverfahren in Ingeborg Bachmanns Prosa, Königshausen & Neumann, Würzburg 2009, S. 300.

1995n£ *.24>SZ' SPSCe' T™e' and Perversion' Es-ys on the Politics of Bodies (New York and London: Routledge,

n M' ?a.40ttC „W,0,lf Dissertation Tbe treatment of fragmentation in Irmtraud Morgner's unfinished Salman Trilogy / Union Institute & University, Cincinnati, Ohio, 2004. S. 249.

New books in German: Editorial [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncw-books-i.i-gcrman.com.'feature8.hím (дата обращения 17.06.2011).

A Literary Saloon & Site of Review [Элекфонный ресурс]. - Режим доступа: http:/Avww complete-revie\v.coni/quarterly/vol2/issuc2/morgner.htm (дата обращения 27 05 2011)

Wege zu einer postpatnarchalen Ästhetik, in: Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft: internationales Organ ffir neuere deutsche Literatur/hrsg. v. Fritz Marthe [u.a.] - 40,1996. S.324-347

ВУ&™9ЙМ. №5lC43^°PraeP' АМаНЛа' БеС°ВСКИЙ P°MaH " Современная художественная литература за

Шарыпина T.A. Традиции Э Т. А. Гофмана и концепция фантастического в немецкой прозе 70-80-х гг (Ю ьрезан, К. Вольф, И. Моргнер) // Проблема традиций и взаимовлияния в литературах стран Западной Евпопм и Америки XIX-XX вв. Н. Новгород, 1993. С. 105-115; Шарыпина Т. А S^ Лм„1и^ск„й

элемент» в литературе ГДР // История зарубежной литературы XX века: Учеб. пособие. М„ 2009. С. 427-442

диссертация Бойчук A.M. «Романы Ирмтрауд Моргнер»24, в которой вьмвлены причины, повлиявшие на трансформацию взглядов писательницы, что привело к формированию новой манеры письма и отказу от предыдущих художественных принципов и форм.

Целью настоящей работы является комплексное изучение принципов и особенностей гиноцентризма, их систематизация и теоретическое обоснование на материале романного творчества Ирмтрауд Моргнер в контексте современных аутентичных текстов Германии.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать феномен «женской литературы», эволюцию явления и проблему его определения;

2. обосновать роль деконструктивизма как одного из ключевых компонентов гиноцентрической литературы;

3. определить явление гиноцентрической литературы в качестве особого направления немецкой женской романистики (И. Моргнер, К.Вольф, И.Бахман);

4. охарактеризовать И. Бахман и К. Вольф как предшественниц и сподвижниц И. Моргнер, воплощавших в своих этико-эстетических изысканиях проблемы женского бытия;

5. проанализировать корпус текстов И. Моргнер («Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании её шпильфрау Лауры», «Аманда. Бесовский роман») в русле гиноцентризма;

6. определить место И. Моргнер в контексте немецкоязычной литературы второй половины XX века и рассмотреть особенности поэтики дилогии о Беатрис де Диа и Лауре Зальман в срезе исторических политических и социальных реалий современности;

7. выявить роль мифологического сюжета и степень его переосмысления в произведениях женской прозы на примере творчества И. Моргнер;

24 Бойчук A.M. Романы Ирмтрауд Моргнер: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Гос. ун-т. Санкт-Петербург, 1992.16 с.

 

Текст диссертации на тему "Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века"

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского»

04^0145 5360 На правах рукописи

Ивлиева Полина Дмитриевна

Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века

Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (немецкая)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор

Шарыпина Татьяна Александровна

Нижний Новгород 2013

Оглавление

Введение...........................................................................................................................3

Глава I. Женская литература на рубеже XX и XXI веков и принципы феминистской критики..................................................................................................19

1.1. «Женский бум» в истории и литературе 1970 - 1980 - х гг. (к проблеме термина «феминизм»)...................................................................................................19

1.2. Женская литература: эволюция явления и проблема определения..................29

1.3. К проблеме гиноцентризма в отечественном и зарубежном литературоведении ..........................................................................................................................................43

1.4. Принципы феминистской критики в контексте деконструктивизма как части семантического поля литературоведения...................................................................52

Глава 2. Аутентичность и историзм в романах Ирмтрауд Моргнер 1970 - 1980-х гг......................................................................................................................................70

2.1. Проблема аутентичности в новейшей немецкой литературе XX века.............79

2.2. Принципы аутентичного письма в романах И. Моргнер...................................90

Глава 3. Гиноцентрические стратегии письма (И. Бахман, К. Вольф, И. Моргнер) и проблема авторского мифотворчества...................................................................114

3.1. Соратницы и сподвижницы Ирмтрауд Моргнер в интеллектуальной борьбе за .............................................................................................................114

женское «я»

3.1.1. Художественная практика И. Бахман в контексте гиноцентрического романа ........................................................................................................................................114

3.1.2. Криста Вольф как теоретик и представитель женской литературы Германии XX века.........................................................................................................................125

3.2. Авторский «произвол» как явление современного мифотворчества и современные инварианты образа Медеи...................................................................132

3.3. Трансформация мифологических образов в романах И. Моргнер..................153

Заключение...................................................................................................................170

Приложение..................................................................................................................175

Список использованной литературы.........................................................................183

Введение

Литература последней трети ушедшего XX и первого десятилетия начавшегося XXI века - это явление многогранное и недостаточно изученное, включающее в себя множество различных направлений и течений. Немецкая литература была и остается предметом споров и дискуссий литературоведов и критиков, не потеряв при этом самобытности. Особый интерес представляет «женско-центрированная традиция»1 в германской литературе, т.е. традиция изучения творчества авторов-женщин, текстов, написанных женщинами, героинь-женщин и женского стиля письма, что всё в совокупности реализует концепцию женского авторства в узком смысле и идею женской эмансипации в литературе в широком.

Творчество Ирмтрауд Моргнер (Irmtraud Morgner, 1933 - 1990) -выдающееся звено литературного процесса Германии второй половины XX века. Немецкая писательница, лауреат Национальной премии ГДР, родилась в г. Хемнитц (после образования ГДР - Карл-Маркс-Штадт), изучала германистику в Лейпцигском университете, после окончания работала ассистенткой редактора в одном из берлинских периодических изданий и лишь с 1958 года позиционировала себя как профессиональная писательница, что не мешало ей состоять в газете «Neue Deutsche Literatur» («Новая немецкая литература») в должности внештатного автора. Её карьера началась с публикации рассказа «Сигнал к отправлению» («Das Signal steht auf Fahrt», 1959) и романа «Дом на краю города» («Ein Haus am Rand der Stadt», 1962), которые, несмотря на их социально-реалистическую направленность, прошли относительно незамеченными в немецкой литературе. После публикации романа «Свадьба в Константинополе» («Hochzeit in Konstantinopel», 1968), который, по мнению самой писательницы, является её первой настоящей книгой, стало узнаваемым не

1 Термин заимствован из области феминистской литературной критики

только имя Ирмтрауд Моргнер среди прочих представителей литературной прозы того времени, но и свойственная только ей манера письма, характеризующаяся смесью фантастики с элементами сказки, гротескного юмора, лаконичностью языка повествования и наличием обширной парадигмы символико-метафорических приемов «кодирования».

Начало 70-х годов было ознаменовано путешествием писательницы в Париж, Рим и Москву, после чего появилось, но так и осталось незавершенным по причине смерти автора главное произведение её жизни - «Трилогия Зальман», принесшее Моргнер международное признание и «звание» феминистки ГДР. После выхода в свет двух из задуманных романов трилогии («Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании её шпильфрау Лауры» («Leben und Abenteuer der Trobadora Beatriz nach Zeugnissen ihrer Spielfrau Laura», 1974) и «Аманда» («Amanda. Ein Hexenroman», 1983) писательница совершила ряд поездок по Германии, Австрии и Швейцарии, где она выступала с чтением собственных произведений, а уже в 1984 году Ирмтрауд Моргнер в компании писательницы Хелги Шутц посетила университеты США, делясь со слушателями опытом и лекционными наработками. Роман «Жизнь и приключения...» является выдающимся социально-ориентированным произведеним писательницы.

И. Моргнер дважды была замужем. Второй из ее супругов, Пауль Вине (Paul Wiens), был поэтом, писателем и в тоже время неофициальным сотрудником и осведомителем штази, что нашло отражение в романах Моргнер и в существенной степени повлияло на автобиографическую направленность её произведений.

К достижениям последних лет жизни И. Моргнер относятся участие в Гамбургском Женском Фестивале двумя годами позже, выступления в качестве приглашенного доцента в университете Цюриха, публикация работы «Красавица и животное: Ценная история» («Der Schöne und das Tier. Eine Liebesgeschichte», 1991), присуждение премии имени Генриха Манна (1975), Литературной премии города Гайдерхейм (1985) и Литературной юмористической премии города Касселя (1989).

В 1996 году после тяжелой многолетней болезни Ирмтрауд Моргнер скончалась, по этой причине проблему вечного противостояния полов, которую она пронесла через все своё творчество, так и не удалось разрешить.

Актуальность темы представленного исследования связана с тем, что позволяет включиться в многолетнюю дискуссию о существовании женской прозы в качестве самостоятельного литературного явления, а также о жанре гиноцентрического романа и слагаемых поэтики произведений этого направления современной европейской, в том числе немецкой прозы.

В литературе, как явлении крайне чувствительном к преобразованиям всякого рода, отражаются любые изменения в исторической и социокультурной атмосфере эпохи. Писатели, перерабатывают информацию извне, осознанно или бессознательно отдают свои предпочтения тому или иному методу, приему и средствам словесно-художественного оформления бытия.

Вторая половина двадцатого века - эпоха тендерного противостояния, которое проявилось во всех пластах и аспектах человеческого бытия, в частности в политике, социологии, юриспруденции, культурологии, породив движение феминизма. В сферу влияния этого женского движения за равноправие попало и искусство, а результатом явления становится так называемая «женская литература» - понятие, которое до сих пор остается дискуссионным в науке о литературе. Более того, феминизм стал отправной точкой и источником вдохновения так называемого литературоведческого феминизма, который возник как критическая реакция на преобладание мужчин в каждой существовавшей до сих пор формы литературоведения.

Понятие «женская литература» является очень широким и, обратившись лишь к некоторым примерам из русской литературы, к образцам женской прозы Германии или к ярчайшим представительницам новейшей англо- и франкоязычной литературы, мы увидим, что под него подпадают все тексты, написанные женской рукой. Всех писательниц объединяет только одно - их авторская тендерная принадлежность. Особняком, однако, стоит ряд авторов-женщин, которые в середине двадцатого столетия вышли за рамки так

называемой женской литературы и обратились в своём творчестве к глубоким общечеловеческим проблемам бытия. Таких писательниц, как И. Бахман, К.Вольф, И. Моргнер и некоторых других можно отнести к новому формирующемуся литературному направлению, основанному на принципе гиноцентризма, - гиноцентрическому {gyne - греч. «женщина», centrum — «центр круга»). Основным жанром гиноцентрической литературы является гиноцентрический роман. В данной работе термин «гиноцентризм» используется в значении принципа художественного воссоздания истории через образ женщины, её мирочувствование и мировидение. Таким образом, в гиноцентрической литературе малая история женщины и большая история общества уравнены в правах.

Чем же гиноцентрическая литература отличается от просто «женской литературы»? Первая (гиноцентрическая) характеризуется

высококонцентрированной субъективностью, глубиной и философичностью, пытается решить социальные проблемы, затрагивает политические и экономические проблемы, вписывает в канву повествования свое «я», которое является оценочным фактором и мерилом всего происходящего. Обязательно наличие феминистической подоплеки, образа сильной, мужественной женщины, совокупность принципов и приемов отображения субъективной авторской реальности, обширной символико-мифологической парадигмы кодирования и определенных принципов письма.

Вторая же представляет собой лишь увлекательное, массовое, занимательное «одноразовое чтение», посвященное исключительно частным переживаниям одной конкретной женщины, будничным проблемкам, легко и понятно написанное и поэтому общедоступное.

Объектом исследования является немецкоязычная гиноцентрическая проза указанного периода как социально-культурный феномен, в частности творчество писательниц И. Бахман, К. Вольф, И. Моргнер.

Непосредственным предметом исследования являются аутентичные произведения Ирмтрауд Моргнер (Irmtraud Morgner), особенности поэтики и

стиль её произведений в контексте немецкой гиноцентрической прозы второй половины XX века. В центре внимания - романы «Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании её шпильфрау Лауры» («Leben und Abenteuer der Trobadora Beatriz nach Zeugnissen ihrer Spielfrau Laura», 1974) и «Аманда» («Amanda. Ein Hexenroman», 1983) как наиболее яркие образцы данного литературного направления.

Характеризуя степень изученности, можно сказать, что на данный момент уже существует ряд работ, которые направлены на изучение феномена западноевропейской «женской литературы». Различным аспектам женской литературы и женского письма посвящены исследования И. Жеребкиной2, А. Э. Воротниковой3, К.Вольф4, И. Бахман, Ремаевой Ю. Г5, Манфреда Юргенсена (Manfred Jurgensen)6, Элейн Шоуолтер (Elaine Showalter)7, Сюннове Класон

8 9

(Synnöve Clason ), Элисон Левис (Alison Lewis) , Габриеле Шпригат (Gabriele Sprigath)10, Ирмелы Брендер (Irmela Brender)11 и других. Так, в труде И.Жеребкиной («Введение в тендерные исследования», 2001) излагаются теоретические аспекты проблемы, в частности различаются три вида текстов: «женские тексты», написанные женщинами авторами, «фемининные тексты», написанные в стиле, культурно означенном как «женский» и «феминистские тексты», сознательно бросающие вызов методам, целям задачам доминантного патриархального литературного канона.

Методологической значимостью для исследования немецкоязычной женской прозы обладают монографии («Гиноцентрические романы Германии и

2 Введение в тендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001 - 708 с. - (Книжная серия «Тендерные исследования»).

3 Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова; Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2008. 37 с.

4 Вольф К. Франкфуртские лекции/Ют первого лица: Пер. с нем./Сост. Е.А. Кацева- М.: Прогресс, 1991. 416 с.

I Ремаева Ю.Г. Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. :феномен "чиклит": дис. ...канд. филол. наук: 10.01.03 / Ю. Т. Ремаева; H. Новгород, — ИНГУ, 2007. 260с.

fiFrauenliteratur.-Autorinnen. Perspektiven. Konzepte. Hrsg. von Manfred Jurgensen. Bern, Frankfurt 1983.382 s.

7 Elaine Showalter, A Literature of Their Own. The British Woman Novelists from Bronte to Lessing (Princeton, N.J.: Princeton UniversityPress, 1977)

8 Synnöve Clason: Der Faustroman „Trobadora Beatriz", Stockholm 1994

9 Alison Lewis: Subverting patriarchy, Oxford 1995

10 Gabriele Sprigath Frauen und Männer und die Wirklichkeit der Kunst/hrsg. von Cristian Geissler [u. a.] - 1983, H.4 S. 147-154.

II Irmela Brender Gedanken zur Frauen Literatur /hrsg. von Heinz Puknus. Mit e. einleitenden Essay von Elisabeth Endres. - München: Beck, 1980.

Австрии 1970-1980-х гг.» (2006), «Мифорецепция в романе К. Вольф «Кассандра» (2007), «Поэтика памяти и забвения в романе Э. Елинек «Дети мертвых» (2013), и докторская диссертация А.Э. Воротниковой «Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг.», посвященные глубокому анализу творчества Э. Елинек, И. Бахман, Б. Фришмут, К. Вольф и других. Работы исследовательницы представляют собой теоретическое осмысление проблемы тендера и сущности женской литературы на материале немецкоязычной прозы второй половины XX столетия. По мнению исследователя, женской литературы как таковой не существует, равно как и мужской. Однако нужно иметь в виду «предпочтения мужчин и женщин в выборе идейно-художественных средств»12. Явления «женской эстетики» следует воспринимать «как проявление настойчивой потребности слабого пола в самоутверждении и в утверждении своего особого места в искусстве, отличного от мужского»13.

А.Э.Воротникова вводит в методологию литературоведения понятие гиноцентризма, вкладывая в него идейно-эстетический смысл и способ освоения бытия. В монографиях и докторской диссертации Воротниковой решается проблема существования гендерно детерминированной эстетики, излагаются основные понятия «женской литературы», устанавливается общность выбранных автором произведений на основе реализации в них гиноцентрического принципа. Таким образом, выводы автора о роли гиноцентрического принципа в литературе становятся основополагающими для методологии настоящего исследования.

Среди диссертационных исследований, посвященных изучению женской прозы, отметим кандидатскую диссертацию Ремаевой Ю. Г.14 «Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв.: феномен «чиклит», в которой исследуются романы нового направления постфеминистской прозы Британии, известные в англоязычном литературоведении как Chick Lit / «чиклит», создававшиеся на рубеже XX и XXI вв. Автор концентрирует свое

12 Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова; Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2008. С. 11.

13 Там же

14 Ремаева Ю.Г. Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. :феномен "чиклит": дис. ...канд. филол. наук: 10.01.03 / Ю. Г. Ремаева; Н. Новгород, — ННГУ, 2007. 260с.

внимание на осмыслении «молодого» явления Британии - женской прозы так называемой «новой волны», которая в связи с изменившимся социальным и психологическим статусом женщины характеризуется новыми формами повествования, новыми темами и героинями.

Среди зарубежных исследователей большой интерес представляют работы австралийского германиста Манфреда Юргенсена (Manfred Jurgensen)15, профессора университета штата Квинсленд, который затрагивал различные аспекты явления «женской литературы» и осмысливал процессы, происходящие в Германии, начиная с 60-х годов. Причем под понятием «Deutschland» понимается скорее не географическое явление, а некий образ западногерманской книжной ярмарки, которая вмещает в себя всё, что так или иначе литературно впитал в себя и затем выразил немецкий язык. М. Юргенсен вплотную занимался изучением «женского вопроса» и выпустил ряд научных работ, посвященных немецким авторам-женщинам современности: «Women, Writers, Women Writers: An Alternative History of German Literature», «Deutsche Frauenautoren Der Gegenwart: Bachmann, Reinig, Wolf, Wohmann, Struck, Leutenegger, Schwaiger» (1983), «Frauenliteratur: Autorinnen, Perspektiven, Konzepte» (1983).

Манфред Юргенсон попытался обобщить все творчество писательниц и создать некое общее поле под условным обозначением «Женская эстетика», не умаляя при этом индивидуальность каждой из писательниц и их отдельно взятых произведений. Кроме того, одной из его целей было осветить и проанализировать проблему противостояния женских текстов и женской рецепции, освободить и уравнять в правах» женский анализ по отношению к традиционному мужскому. Объектом его интересов стали такие имена, как Ингеборг Бахман, Криста Райниг, Криста Воль