автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Романы Р. Олдингтона 1930-х гг.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Фадеева, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Романы Р. Олдингтона 1930-х гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Фадеева, Светлана Анатольевна

Введение.

Глава первая. Р.Олдингтон после «Смерти героя»: первая ступень поисков (роман «Дочь полковника»).

1. «Смерть героя»: критический пафос романа и проблема идеала.

2. Судьба Джорджи Смизерс: проблема обстоятельств и скрытых „„„ ^п

Ж*1.3ИС±1ПЫЛ ViMJl.^ I

2.1. Роман «Дочь полковника»: образ главной героини, особенности сюжета и конфликта и их роль в раскрытии авторской позиции.

2.2. Жанровое своеобразие романа «Дочь полковника».

2.3. Формы раскрытия внутреннего мира героини и особенности субъектной организации в романе «Дочь полковника».

Глава вторая. Авторский идеал и проблема жизнестроительства в романах «Все люда- враги» и «Женщины должны работать».

1. Проблема жизненных ориентиров в романах английских писателей

1920-30-х гг.

2. Роман «Все люди - враги» как програмное произведение писателя.

2.1. Роман «Все люди - враги» в свете критических суждений: замысел произведения и этико-философский смысл названия.

2.2. Образ Энтони Кларендона и проблема авторского идеала.

2.3. Особенности сюжетно- композиционной организации романа.

2.4. Автор и герой: особенности субъектной организации романа.

2.5. Жанровое своеобразие романа.

3. Образ Этты Морисон в романе Р.Олдингтона «Женщины должны работать»: противоречивость автора или героини?.

Глава третья. Проблема героя и его мировосприятия в романах «Сущий рай» и «Отвергнутый гость».

1. Крис Хейлин и его идейная программа: авторские pro и contra.

1.1. Роман «Сущий рай» в свете критических суждений.

1.2. Крис Хейлин и его «концепция жизни».

1.3. Сюжетный план как проверка героя действием.

1.4. Автор и герой: особенности субъектной организации романа.

2. Роман «Отвергнутый гость»: поражение героя.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Фадеева, Светлана Анатольевна

Литературная карьера Ричарда Олдингтона (1892-1962) началась в 1910-е гг. Впервые широкому кругу читателей он стал известен благодаря публикации его стихотворений в сборнике «Имажист» («Des Imagist», 1914), составленном Э.Паундом и Т.С.Элиотом.

Однако по-настоящему талант Олдингтона проявляется после первой мировой войны. Писатель заявляет о себе не только как поэт, признанный главой английских имажистов, но и как литературный критик, серьезный исследователь, автор рассказов, романист, переводчик, биограф. В 1924 году выходят сразу два сборника его статей «Литературные исследования и рецензии» («Literary Studies and Reviews») и «Литературные рецензии» («Literary Reviews»). Известно, что Олдингтон первым в Англии пишет о М.Прусте, он рецензирует «Улисса» Дж.Джойса (1921).

В 1920-30-е гг. он также пишет биографии Вольтера (1925) и Ч.Уотертона (1934), обращается к творчеству Д.Г.Лоуренса (1927) и Реми де Гурмона (1928). Параллельно он переводит произведения Боккаччо^ Шадерло де Лакло, Сирано де Бержерака, Реми де Гурмона, Еврипида, Мелеагра и др.

В течение одного десятилетия с 1929 по 1939 Олдингтон создает семь романов: «Смерть героя» («Death of а Него»,1929), «Дочь полковника» («Colonel's Daughter», 1931), «Все люди - враги» («All Men are Enemies», 1933), «Женщины должны работать» («Women Must Work,» 1934), «Сущий рай» («Very Heaven»,1937), «Семеро против Ривза» («Seven against Reeves»,1938), «Отвергнутый гость» («Rejected Guest»,! 939). В это же время он публикует два сборника рассказов «Дороги к славе» («Roads to Glory», 1930) и «Кроткие ответы» («Quiet Answers», 1932) и лучшие свои поэмы «Сон в Люксембургском саду» («А Dream in the Luxembourg», 1930), «Съеденное сердце» («The Eaten Heart», 1933), «Поиски жизни» («Life Quest», 1935) и «Кристальный мир» («The Crystal World», 1937).

Уже первый роман «Смерть героя» приносит Олдингтону широкую известность не только на родине, но и за рубежом. Вот что о нем пишет Ч.-П.Сноу в 1938 году: «Книги его переведены более, чем в десяти странах, а читают их во всем мире. Он по праву принадлежит к немногим современным английским писателям, имеющим поистине мировую славу».1 М.В.Урнов подчеркивает, что в Советском Союзе в 1930-е гг. Олдингтон был едва ли не самым читаемым современным английским писателем. По словам исследователя, появляясь на русском языке, его романы находили живой отклик на страницах литературно-критических изданий того времени, становились причиной бурных дискуссий.

Тем не менее, судьба писателя в критике сложилась не просто. В настоящее время Олдингтон причислен к писателям второго плана; «малый классик» - так назвал его в своей монографии «Ричард Олдингтон» (1977) Р.Ю.Смит. Поражает, насколько мало внимания уделялось творчеству Олдингтона в западном литературоведении. Эту ситуацию очень верно описал Б.Бергонци: «. его роман «Смерть героя» <.> вызвал интерес в 1929 году, но после Олдингтон был в целом забыт».3 Следует также отметить, что первые издания некоторых его романов появлялись сначала в США и только потом в Великобритании, а автобиография Олдингтона так и не была опубликована на родине писателя. В числе немногих зарубежных исследований творчества Олдингтона можно назвать брошюру Т.Макгриви («Richard Aldington: an Englishman», 1931), эссе Ч.-П.Сноу («Richard Aldington», 1938), монографии Н.Т.Гейтса («The Poetry of Richard Aldington», 1974) и Р.Ю.Смита («Richard Aldington», 1977) и сборник докладов конференции в Рединге, посвященной творчеству писателя («Richard Aldington: Papers from the Reading Conference»,1987). Следует также упомянуть сборник статей под редакцией А.Кершо («Richard Aldington: An Intimate Portrait», 1965), который содержит воспоминания людей, знавших Олдингтона, и который дает представление о нем не только как о писателе, но и как о человеке. Р.Ю.Смит называет также диссертации С.Розенталя («The Fiction of Richard Aldington», 1967) и С.Б.Китгереджа («The Literary Career of Richard Aldington»,1976)/ В монографиях английских ученых, посвященных в целом английской литературе 1920-30-х гг., Олдингтон упоминается как поэт-имажист или как писатель военного поколения; его роман «Смерть героя» рассматривается в ряду других романов о первой мировой войне. Нередко Олдингтон интересен для исследователей в силу близкого знакомства с Э.Паундом, Т.С.Элиотом, Д.Г.Лоуренсом и другими известными писателями.

Следует отметить, что для английских литературоведов Олдингтон остается, прежде всего, поэтом. Стихотворения и поэмы считаются вершиной его творчества. Б монографии Р.Ю.Смита поэтическим произведениям писателя уделяется гораздо больше внимания, чем его романам. То же происходит и в эссе Ч.-П.Сноу, который замечает: «Из всего творчества Олдингтона именно стихи представляются мне наиболее совершенным созданием»/

Основные направления в изучении творчества Олдингтона исследователями советского времени были обозначены в работах Д.Г.Жантиевой и Н.П.Михальской (соответственно разделы в книгах «Английский роман XX века. 1918-1939» (1965) и «Пути развития английского романа 1920-30-х годов» (1966)), а также М.В.Урнова и Г.Э.Ионкис.

М.В.Урнов является автором единственной в нашей стране небольшой монографии, посвященной английскому писателю - «Ричард Олдингтон» (1968); его статья вошла в академическое издание трехтомной «Истории английской литературы» (1958). Почти все издания романов Олдингтона на русском языке сопровождаются его предисловиями. М.В.Урнов также принимал участие в конференции в Рединге, о которой мы упоминали выше.

В монографии ученого (как и в его статье в «Истории английской литературы») творчество Олдингтона рассматривается в хронологической последовательности, выявляются самые общие тенденции его развития. Немногие биографические факты попадают в поле зрения М.В.Урнова постольку, поскольку они находят отражение в творчестве Олдингтона. Это особенно ощущается в анализе романа «Смерть героя», занимающего центральное место в исследовании, когда ученый останавливается на истории написания этого произведения. Следует отметить, что М.В.Урнов обращается только к прозаическим произведениям английского писателя, главным образом, к его романам и рассказам. Он подробно рассматривает романы «Смерть героя», «Все люди — враги», «Сущий рай» и «Семеро против Ривза», который определяет как «роман о знакомых»; бегло характеризует «Дочь полковника» и почти не касается романов «Женщины должны работать» и «Отвергнутый гость», уделяя им несколько строк.

Исследования Г.Э.Ионкис, автора первой кандидатской диссертации по творчеству Олдингтона («Ричард Олдингтон - романист», 1964), интересны стремлением к более точному анализу, ко все большему проникновению в творчество писателя как художественной индивидуальности. Более подробно, чем М.В.Урнов, она останавливается на проблемах жанрового своеобразия, эмоциональной окраске произведений.

В своей диссертации исследователь так же придерживается хронологического принципа в освещении творчества Олдингтона; центральное место так же принадлежит роману «Смерть героя». Вместе с тем, Г.Э.Ионкис обращается и к анализу поэзии Олдингтона, его ранним стихотворениям, обнаруживая в них мотивы, которые прозвучат и в его романах. В отдельной главе рассматриваются и сатирические тенденции в произведениях, писателя.

Подробнее позиции Г.Э.Ионкис и М.В.Урнова, как и взгляды на творчество Олдингтона других отечественных и зарубежных исследователей, будут освещены далее при анализе каждого романа писателя.)

В целом произведения Олдингтона изучались неравномерно. Как для российских, так и для зарубежных литературоведов он до сих пор остается автором одного романа - «Смерть героя». Именно это произведение традиционно признается главным творением писателя, в то время как другие его романы рассматриваются постольку, поскольку в них раскрывается тема и проблематика, характерные для «Смерти героя». А такие романы Олдингтона, как «Женщины должны работать» и «Отвергнутый гость», как мы уже говорили ранее, нередко остаются и вовсе без внимания.

Можно говорить о том, что в критике советского периода четко обозначились две тенденции в изучении творчества английского писателя. Прежде всего, Олдингтон рассматривался как писатель, отстаивающий реалистические принципы в противовес модернизму. Это особенно ощущается в монографии Д.Г.Жантиевой, которая, анализируя романы Олдингтона, постоянно сопоставляет их с произведениями писателей -модернистов, и чаще всего с Д.Г.Лоуренсом. Исследователь приводит высказывания самого Олдингтона, которые свидетельствуют о его критическом отношении к Дж.Джойсу, Э.Паунду, Т.С.Элиоту. В свою очередь, Н.П.Михальская акцентирует внимание на том, что в своих произведениях писатель в отличие от модернистов создает цельные характеры в их обусловленности средой и исторической ситуацией, обращается к острым проблемам современности.

Вторая тенденция в оценке Олдингтона-романиста, тесно связанная с первой, состоит в том, что писатель воспринимался, главным образом, как критик буржуазного общества, как обличитель его пороков, ханжеской морали и фальшивых ценностей.

Безусловно, подобный взгляд на творчество Олдингтона был вполне обоснован. Общий критический настрой его произведений, особенно первых двух романов, не вызывает сомнений. Писатель, действительно, высоко оценивая талант Джойса, дал в рецензии нелицеприятный отзыв на роман

Улисс», а после первой мировой войны скептически относился к творчеству Элиота и Паунда. Однако со временем, эти две обозначенные нами тенденции претерпели чрезмерную идеологизацию. Само противопоставление реализма и модернизма обнаружило свою ущербность и сильно упростило картину литературной жизни Великобритании 1920-30-х гг., что отразилось в оценках творчества отдельных писателей. Более того, в работах исследователей, которые шли вслед за упомянутыми выше крупными отечественными учеными, стало укрепляться упрощенное, стереотипное представление об Олдингтоне - «прогрессивном писателе», «противостоящем разрушительным тенденциям модернизма». Сравнение романа «Смерть героя» с произведениями Э.Хемингуэя и Э.-М.Ремарка, отнесение его романов к литературе «потерянного поколения», мысль об идейной эволюции писателя и его героя в конце 1930-х гг. в сторону радикальных настроений и преодоление им «буржуазной ограниченности» в романе «Сущий рай» стали общепринятыми штампами.0

Наличие этих штампов, с одной стороны, а с другой - точка зрения западных литературоведов на Олдингтона как на писателя второго ряда привели к утрате интереса исследовательской мысли к его творчеству в последнее десятилетие.7

А между тем, в трудах и отечественных, и зарубежных исследователей обнаруживается целый ряд любопытных наблюдений, заставляющих думать, что как творческая индивидуальность Олдингтон не так прост и оценка его до сих пор не исчерпана.

Некоторые из ученых убеждены, что Олдингтон обладает особой способностью видеть и передавать красоту окружающего мира. Т.Макгриви восхищается мастерством писателя, сумевшего не хуже Д.Г.Лоуренса о запечатлеть английский пейзаж.0 Д.Г.Жантиева называет эту способность особым «даром большого художника».9 В эссе Ч.-П.Сноу эта мысль развивается в несколько ином направлении. Он говорит о том, что в произведениях Олдингтона ощущается течение самой жизни. По его мнению, как никто другой он «стремится к разнообразию впечатлений», будь то

10 ощущение радости или страдания.

Вспомним, что в свое время Олдингтон был широко известен в нашей стране, его книги выдержали не одно издание в США, роман «Все люди -враги» хотели даже экранизировать. Не случайно и то, что творческий расцвет писателя приходится именно на 1930-е гг., когда для большинства людей насущной была потребность в вере. По словам И.В.Кабановой, которая ссылается на зарубежных литературоведов и приводит высказывания Дж.Оруэлла, эта потребность реализовывалась по-разному - в обращении к марксизму или католицизму.11 Можно говорить о том, что произведения Олдингтона в этом смысле отвечали духу времени, отвечали потребностям определенного круга читателей. Хотелось бы подчеркнуть, что Олдингтон не только отрицал и критиковал, в своих романах он также утверждал веру в человека, в изначальную красоту его души. Уже в предисловии к роману «Смерть героя» он писал: «Я верю в людей, верю в некую изначально присущую им честность и чувство товарищества.»12

Известно, что первая мировая война стала поворотным моментом в жизни Олдингтона, как и в жизни многих других писателей, принимавших в ней участие. Поклонение красоте в его ранних стихотворениях обретает в 1920-30-е гг. форму «положительной программы», по определению Ч.-П.Сноу, «жизненного кредо».13 Война для Олдингтона явилась тем событием, которое сделало очевидным несовершенство человеческого общества вообще и английского общества в частности, когда система общественных отношений строится на лжи, лицемерии и ханжестве. Однако за гневными обличениями, иронией и сарказмом в романах писателя стоит попытка создать свой собственный идеал полноценной жизни, «кристальный мир» красоты и гармонии.

На первый взгляд, Олдингтон проповедует банальные истины. Он

разделяет две тесно связанные стороны жизни каждого человека. Одна из них внешняя, общественная, подчиненная правилам и установлениям, другая -внутренняя, личная. Именно эта вторая сторона, по мнению Олдингтона, должна определять жизнь человека в целом. Отстаивание писателем приоритета внутреннего мира личности, его рассуждения о необходимости следовать чувствам и инстинктам позволили исследователям сравнивать его, правда, довольно бегло, с Д.Г.Лоуренсом и намекать на вторичность Олдингтона по отношению к автору «Любовника леди Чаттерли» (1928).

Олдингтона и Лоуренса связывали особые отношения. Их дружбу не смогла нарушить даже взаимная обида, когда Лоуренс изобразил Олдингтона в «Жезле Аарона» (1922), а тот в свою очередь нарисовал злую карикатуру на Лоуренса в «Смерти героя». Олдингтон всегда восхищался талантом Лоуренса. Не случайно он посвятил ему две монографии; вспоминая беркширские годы своей жизни, Олдингтон в основном пишет о пребывании у него Лоуренса. В литературоведении не существует единого мнения по этому вопросу. Ф.Суиннертон, П.Квин говорят об отзвуках Лоуренса.14 Т.Макгриви отстаивает самостоятельность Олдингтона.15 В нашей стране о влиянии Лоуренса пишет М.В.Урнов, который усматривает его в чрезмерном интересе Олдингтона к психологии и к вопросу взаимоотношения полов.10 В свою очередь, Д.Г.Жантиева делает акцент на их различии, пытаясь доказать, что культ внесоциального в человеке в целом не свойственен для творчества Олдингтона.17

В нашу задачу не входит выяснение степени влияния Лоуренса на мировоззрение Олдингтона. В данном вопросе мы придерживаемся точки зрения Ч.-П.Сноу, который считал, что «.витализм Олдингтона иного свойства, в основе своей он остался таким же, даже если бы Олдингтон вовсе

1Я не знал Лоуренса». Свои взгляды сам писатель излагает в предисловии к роману «Все люди - враги». Идея «полной прекрасной жизни» противостоит внешней, общественной жизни человека, исключая любое его участие в ней.

Отрицая социальное, Олдингтон, в первую очередь, отрицает общественные предрассудки и правила приличия, которые мешают внутренней жизни, внутреннему совершенствованию человека. Но «жизнь чувств, жизнь глубоких инстинктивных сил» не подразумевает возвращение к естественному, природному состоянию. Олдингтон считает, что «.truly civilized mail does not ruthlessly suppress the gifts of his instincts and senses, but by refining and governing them creates a web of living hours» («.по-настоящему цивилизованный человек не подавляет безжалостно дарованные ему инстинкты и чувства, но управляя ими и совершенствуя их, создает сложный узор жизни»).19

В основе мировоззрения писателя, его положительной программы лежит особое чувственное мировосприятие, соединяющее в себе духовное и земное. В понимании Олдингтона жизнь есть нечто большее, чем погоня за деньгами, славой, карьерой, служение идее. Настоящая жизнь подразумевает участие в ней всех человеческих чувств и ощущений - слуха, зрения, осязания, вкуса, когда, открывая красоту своей души, человек познает красоту окружающего мира. Такая жизнь не нуждается в оправдании, она само достаю чна.

Важным компонентом олдингтоновского идеала гармоничной жизни является любовь. За рассуждениями о разумных отношениях полов, свободной любви исследователи не всегда видят тот смысл, который придает этому чувству Олдингтон. В отличие от того же Лоуренса, который акцентирует плотское, земное начало, Олдингтону удается передать гармонию души и тела. Художественным воплощением олдингтоновского идеала стал роман «Все люди - враги». На это первым указал Ч.-П.Сноу, который увидел в нем выражение «жизненного кредо» писателя. Возможно, он единственный из исследователей, кто сумел понять, что лежит в основе мировосприятия Олдингтона. Размышляя о природе «горечи» и «резкости» романов писателя, он видит их причину в несоответствии идеала и реальности. Олдингтон остро осознает, что мир совсем не похож на тот, каким бы он хотел его видеть: «Романтический идеал и его отрицание; «прекрасная полная жизнь» и ее отсутствие по причине человеческой тупости; восторг и чистота приятия и горечь от духовного безобразия и враждебности - в этом Олдингтон»20 По мнению Сноу, «болезненное осознание идеала и его отрицания» делают книги Олдингтона «в основе своей трагичными»/1

Сноу не анализирует в подробностях романы Олдингтона, уделяя некоторым из них буквально несколько строк. Однако в своем эссе он решает не менее важную задачу, пытаясь «понять, как же все-таки следует рассматривать его творчество».22

Нельзя сказать, что в исследованиях ученых советского времени вопросу об идеале в творчестве Олдингтона вовсе не уделяли внимания. Обычно о нем упоминали применительно к роману «Все люди - враги», но, в первую очередь, всегда указывалось на принципиально неверное направление поисков писателя, на уязвимость олдингтоновского идеала, подчеркивался и подвергался критике его индивидуалистический характер и оторванность от общественной жизни.

В настоящей работе делается попытка рассмотреть романы Олдингтона, включая те, что были уже изучены («Смерть героя», «Дочь полковника», «Все люди - враги», «Сущий рай»), а также те, что не получили подробной оценки («Женщины должны работать», «Отвергнутый гость»), с точки зрения отстаиваемого писателем идеала, тех жизненных установок, которые определяют судьбу его героев. Эти установки также требуют более подробного анализа, в том числе, принимая во внимание их художественную реализацию в ткани романов.

Такой подход к произведениям Олдингтона обусловлен стремлением представить более широкий взгляд на писателя, чем уже сложившийся в отечественном литературоведении. Попытка уточнения этого взгляда * совпадает с общими тенденциями современной науки - дать более обширную картину литературного развития в XX веке, в том числе и в период 1930-х гг. Характерной приметой этой тенденции стали исследования последних лет. Это докторские диссертации й.В.Кабановой «Проблема жанра в английской прозе 1930-х гг.» (2001) и В.С.Рабиновича «Олдос Хаксли: эволюция творчества» (1999).

В своем исследовании И.В.Кабанова обращается к творчеству малоизученных в нашей стране писателей. Однако наиболее значимо то, что, анализируя общественную и культурную атмосферу Великобритании 1930-х гг., она характеризует саму эпоху, эстетические и идейные искания писателей в плане, выходящем за пределы традиционного представления о политизированных, «бурных», «красных тридцатых».

В своей диссертации В.С.Рабинович, отдавая дань сложившимся представлениям о Хаксли как о сатирике, уделяет большое внимание развитию философской мысли писателя и проблеме положительной программы в его творчестве. (Обращение писателей к поискам положительной программы, как мы попытаемся показать ниже, было одной из заметных примет времени.) Следует отметить, что повышается интерес и к художественному своеобразию произведений, к детальному анализу структуры романов. Примером в данном случае могут служить кандидатские диссертации Г.В.Яновской и А.А.Колотова, посвященные творчеству В.Вульф, и Л.И.Сероменко, которая обращается к новеллистике Э.М.Форстера.23

Цель настоящего диссертационного исследования:

- рассмотреть романы Р.Олдингтона 1930-х годов с точки зрения утверждения в них авторекою идеала, ею жизненных установок в противовес отвергаемой им действительности;

- выявить художественные пути и средства реализации авторскою замысла, сосредоточив внимание на отношениях автора и героя и субъектных и внесубъектных формах раскрытия авторской позиции;

- дать ответ на вопрос об идейной эволюции писателя и его мироо гношения.

Для достижения этой цели диссертант ставит перед собой следующие задачи:

- показать, как наряду с утверждением положительного идеала «от противного» автор стремится утвердить его как основу жизненных установок, жизнестроительства героев,

- выявить разные типы героев в романах Олдингтона с точки зрения их характеров, жизненных исканий и их соответствия авторскому идеалу;

- показать роль сюжета и композиции, системы образов и жанрового своеобразия в раскрытии авторской позиции в каждом из рассматриваемых романов;

- особо остановиться на субъектной организации текста, в частности роли несобственно-прямой речи, позволяющей более четко выявить

А.*Г.Т7 ЛТГТЛТТТТЛ ЛТ-.тЛЛЛ Х^ Т1/>*\ГУ?Л Т— ЛТ".Л 1Т,ТТГ>ТГ,~.ТТТТТ Ti в" X ГЛТПТТЛПТ.'Л» f ишОшшиъ oiitupa в. iopwiu и wu ®щил.ппшм jcianwDft<iivi.

В основе исследования лежат принципы культурно-исторического и сравнительно-исторического, а также биографического методов. Практиковался и подход к романам Олдингтона в свете проблемы автора, позволяющей рассматривать произведение как целостное явление, в тесной взаимосвязи формы и содержания. Теоретическим основанием такого подхода является учение об авторе М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Б.О.Кормана, Н.Т.Рымаря, а также работы, посвященные проблеме повествовательной формы, С.Н.Фшпошкиной, А.А.Андриевской,

Н.А.Кожевниковой и др.

В данной работе анализу подвергаются следующие романы английского писателя: «Дочь полковника», «Все люди - враги», «Женщины должны работать», «Сущий рай» и «Отвергнутый гость». Роман «Смерть героя» привлекается к исследованию, но, принимая во внимание его

16 изученность, в самом кратком варианте. За рамками диссертационной работы остается роман «Семеро против Ривза», содержание которого не связано с поставленной проблемой.

17

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Романы Р. Олдингтона 1930-х гг."

Заключение

1. Aldington R. Life for the Life's Sake. - P.411.

2. Михальская Н.П. Указ. соч. - С. 203.

3. Ионкис Г.Э. Олдингтон и английская романтическая традиция / Г.Э.Ионкис // Литературный процесс и творческая индивидуальность. -Кишинев, 1999. - С. 144-159.

4. Урнов М.В. Ричард Олдингтон. - С. 54.

5. Ионкис Г.Э. Комментарии [к роман}' Р.Олдингтона «Сущий рай»]. - С. 558.

6. Aldington R. Women Must Work. - P. 164.

7. Wilkinson D. The Curios Reader. Aldington's Berkshire Years / D.Wilkinson // Richard Aldington: Papers from Reading Conference. - Reading, 1987. - P. 6775.

151

 

Список научной литературыФадеева, Светлана Анатольевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Олдингтон Р. Единственная любовь Казановы / Р.Олдингтон. - Ростов-на-Дону: Гермес. 1994.

2. Олдингтон Р. Прощайте, воспоминания. Рассказы / Р.Олдингтон. М.: Прогресс, 1961.

3. Олдингтон P. P.JI. Стивенсон: Портрет бунтаря / Р.Олдингтон. М.: Книга, 1985.

4. Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. / Р.Олдингтон. М.: Худож. литература, 1988 - 1989.

5. Олдингтон Р. «Улисс» мистера Джеймса Джойса / Р.Олдингтон // Иностранная литература. 1963. - № 8. - С. 201 - 203.

6. Aldington R. All Men are Enemies / R.Aldington. Garden city, 1933.

7. Aldington R. Collected poems. 1915 1923 / R.Aldington. - L., 1933.

8. Aldington R. Colonel's Daughter / R.Aldington. L., 1931.

9. Aldington R. Death of a Hero / R.Aldington. -N. Y., 1929.

10. Aldington R. D.H. Lawrence ! R.Aldington. L., 1930.

11. Aldington R. Ezra Pound and T.S. Eliot. A Lecture / R.Aldington. N.Y., 1965.

12. Aldington R. Jane Austen / R.Aldington. Passadena, 1948.

13. Aldington R. Life for the Life's Sake: A Book of Reminiscences / R.Aldington.- N.Y.,1941.

14. Aldington R. Literary Reviews / R.Aldington. L., 1924.

15. Aldington R. Literary Studies and Reviews / R.Aldington. N.Y., 1924.

16. Aldington R. Pinorman / R.Aldington. L., 1954.

17. Aldington R. Portrait of a Rebel. The Life and the Work of R.L. Stevenson / R.Aldington. L., 1957.

18. Aldington R. Rejected Guest / R.Aldington. N. Y., 1939.

19. Aldington R. Roads to Glory / R.Aldington. N.Y., 1931.

20. Aldington R. The Romance of Casanova / R.Aldington. N.Y., 1964.

21. Aldington R. Seven Against Reeves / R. Aldington Harmondworth, 1950.

22. Aldington R. Very Heaven / R.Aldington. L., 1938.

23. Aldington R. Voltaire / R.Aldington. L., 1934.

24. Aldington R. Women Must Work /R.Aldington. L., 1934.

25. A Passionate Prodigality. Letters to Alan Bird from Richard Aldington / Ed. by M.J. Benkovitz. N.Y., 1975.

26. Во И. Мерзкая плоть / И.Во // Избранное: Сб. М.: Прогресс. - 1974. -С. 21 - 181.

27. Во И. Пригоршня праха / И.Во. М.: Эксмо-Пресс, 2000.

28. Голсуорси Дж. Конец главы / Дж. Голсуорси. Ташкент, 1990.

29. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах: в 2 тт. / Дж. Голсуорси. М.: Худож. литерат., 1973.

30. Грин Г. Меня создала Англия / Г.Грин // Избр. произв.: в 2 тт. М.: Худож. литература, 1991. - Т. 1. - С. 5 - 223.

31. Грин Г. Сила и слава / Г. Грин // Собр. соч.: в 6 тт. Т.2.- М.: Худож. литерат., 1993.-С. 7-213.

32. Грин Г. Стамбульский экспресс / Г.Грин. Л.: Лениздат, 1989.

33. Жионо Ж. Да останется радость моя / Ж.Жионо // Интернациональная литература. 1936. - № 2-5.

34. Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли / Д.Г.Лоуренс. М.: Книжная палата, 1991.

35. Моэм У.С. Узорный покров / У.С.Моэм /У Избр. произв.: в 2 тт. М.: Радуга, 1985. - Т. 1. - С. 209 - 377.

36. Ремарк Э.-М. На западном фронте без перемен. Три товарища / Э.М.Ремарк. -М.: Правда, 1985.

37. Wells Н. The World of William Clissold / H.Wells. б.г.

38. Хаксли О. Жёлтый Кром / О.Хаксли. М.: Худож. литерат., 1987.

39. Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет умирает лебедь / О.Хаксли. СПб.: Амфора, 1999.

40. Хаксли О. Шутовской хоровод / О.Хаксли. СПб.: Амфора, 1999.

41. Хемингуэй Э. Прощай, оружие / Э.Хемингуэй. М.: Худож. литерат., 1977.

42. Аллен У. Традиция и мечта. Критический обзор английской прозы с 20х годов до сегодняшнего дня / У.Аллен. М.: Прогресс, 1977. - С. 21 - 163.

43. Андриевская А.А. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона / А.А.Андриевская. Киев, 1967.

44. Аникин Г.В. Современный английский роман / Г.В.Аникин. -Свердловск, 1971.

45. Ауэрбах М.Э. Мимесис: Изображение действительности в Западной литературе / М.Э.Ауэрбах. М., 1976.

46. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы 1960 1970 годов / Э.А.Бальбуров. - Новосибирск: Наука, 1989.

47. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М.М.Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-С. 188-236.

48. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М.Бахтин // Литературная учёба. 1978. - № 1. - с. 200 - 219.

49. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979.

50. Бобылева Л.К. О стилистическом своеобразии романа Л. Олдингтона «Смерть героя» / Л.К.Бобылева. Владивосток, 1979.

51. Бобылева Л.К. Сказ в английском романе: С. Моэм, Р. Олдингтон, Гр. Грин / Л.К.Бобылева. Владивосток, 1979.

52. Борщевская М.В. Синтаксис авторской речи в романе Р. Олдингтона «Смерть героя»: Автореф. дисс. канд. филол. наук / М.Б.Борщевская. -Львов, 1972.

53. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В.Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971.

54. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: (Основные проблемы социологического метода в науке о языке) / В.Н.Волошинов. Л.: Прибой, 1929.

55. В память о Ричарде Олдингтоне // Иностранная литература. 1966. - № 7. -с. 282.

56. Гиль О.Л. Документально-художественные биографии в творчестве Р. Олдингтона: книги о писателях: Дисс. канд. филол. наук / О.Л.Гиль. -СПб., 1996.

57. Гинзбург Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург Л.: Худож. литерат., 1977.

58. Гинзбург Л. О структуре литературного персонажа / Л.Гинзбург // Искусство слова. М.: Наука, 1979. - С. 376 - 388.

59. Голос автора и проблема героя: о некоторых особенностях современной прозы // Иностранная литература. 1987. - № 3 - 4.

60. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор персонаж в художественном тексте / Е.АГончарова. - Томск, 1984.

61. Турина Т.Л. Образ интеллектуального героя во французском романе 20 30 годов XX века / Т.Л.Гурина // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVII - XX веков. - Воронеж, 1982. - С. 91 - 100.

62. Турина Т.Л. Поиски положительного идеала и его художественная реализация в романе Ж. Жионо «Радость» / Т.Л.Гурина // Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX XX веков. -Воронеж, 1980. - С. 177 - 192.

63. Днепров В. Идеи времени и формы времени / В.Днепров. -Л.: Сов. писатель, 1980.

64. Днепров В. Черты романа XX века / В.Днепров. Л.: Сов. писатель, 1965.

65. Добрицкая И.Г. Проблематика и художественное своеобразие советского социально-психологического романа / И.Г.Добрицкая. Минск, 1987.

66. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали / Е.С.Добин. -Л.: Сов. писатель, 1981.

67. Долинин К. А. Интерпретация текста / К.А.Долинин. М.: Просвещение, 1985.

68. Есин А.Б. Стиль литературного произведения / А.Б.Есин /У Русская словесность. 1997. - № 4. - С. 86 - 92.

69. Ершова Т.В. Литературная критика Р. Олдингтона 20х гг.: Проблема литературных традиций / Т.В.Ершова. М., 1977.

70. Ешмамбетова З.Б. Соотношение авторской речи и речи персонажа как лингвопоэтическая проблема: Автореф. дисс. канд. филол. наук / З.Б.Ешмамбетова. М., 1984.

71. Жаборюк И.А. К вопросу о внутрижанровой сущности и типологии романа /' И.А.Жаборюк. Одесса, 1987.

72. Жанровое разнообразие современной прозы Запада / Под ред. Д.В. Затонского Киев, 1989.

73. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII XX веков. - Киев - Одесса, 1985.

74. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. 1918 1939 / Д.Г.Жантиева - М.: Наука, 1965.

75. Жантиева Д.Г. Предисловие / Д.Г.Жантиева // Aldington R. Short Stories. М.: Progress, 1967. - С. 3 - 11.

76. Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века / Н.Ю.Жлуктенко. Киев: Высшая шк., 1988.

77. Затонский Д.В. Век XX: Проблемы литературной формы на Западе / Д.В.Затонский. Киев, 1961.

78. Затонский Д.В. В наше время: Книга о зарубежной литературе XX века / Д.В.Затонский. М.: Сов. писатель, 1979.

79. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век / Д.В.Затонский. М.: Худож. литерат., 1973.

80. Зверев A.M. Американский роман 20 30-х годов / А.М.Зверев. - М.: Худож. литература, 1962.

81. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века / В.В.Ивашева. -М.: Высшая шк., 1984.

82. Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века: (1917 1945) / Г.Э.Ионкис. -М.: Высшая школа, 1980.

83. Ионкис Г.Э. Интеллектуальный герой Р. Олдингтона / Г.Э.Ионкис // Уч. зап. / МГПИ М., 1964. - № 218. - С. 347 - 365.

84. Ионкис Г.Э. Комментарии к роману Р. Олдингтона «Все люди -враги». / Г.Э.Ионкис // Олдингтон Р. Собр. Соч.: в 4 тт. М., 1988 - 1989. -Т. З.-С. 485-491.

85. Ионкис Г.Э. Комментарии к роману Р. Олдингтона «Сущий рай». / Г.Э.Ионкис // Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. Т. 4. - С. 556 - 561.

86. Ионкис Г.Э. Р. Олдингтон в борьбе за реализм / Г.Э.Ионкис //' Уч. зап. / МГПИ М., 1963. - № 203. - С. 135 - 148.

87. Ионкис Г.Э. Ричард Олдингтон-романист: Дисс. канд. филол. наук / Г.Э.Ионкис. М., 1964.

88. Ионкис Г.Э. Олдингтон и английская романтическая традиция / Г.Э.Ионкис /7 Литературный процесс и творческая индивидуальность. -Кишинёв, 1990. С. 144 - 159.

89. Ионкис Г.Э. Особенности сатирического метода Р. Олдингтона / Г.Э.Ионкис /У Уч. зап. / МГПИ М., 1966. - Т. 245. - С. 273 - 284.

90. История английской литературы: в 3 тт. /' Под ред. И.И. Анис-имова -М.: Из-во АН СССР, 1958. Т. 3.

91. Кабанова И.В. Английский роман тридцатых годов / И.В.Кабанова. -Саратов, 1999.

92. Кабанова И.В. Проблема жанра в английской прозе 1930-х годов: Автореф. дисс. докт. филол. наук/Й.В.Кабановой. М., 2001.

93. Кагарлицкий Ю. 10 лет спустя / Ю.Кагарлицкий // Иностранная литература. 1969. - № 5. - С. 264 - 266.

94. Квитченко О.Г. Типология романа в современном советском литературоведении / О.Г .Квитченко. -М., 1984.

95. Кирнозе З.И. Французский роман XX века: (Годы 20 30-е. Проблема жанра) / З.И.Кирнозе. - Горький, 1977.

96. Князева М.П. Лиризм как вид пафоса: Автореф. дисс. . канд. филол. наук / М.П.Князева. Киев, 1987.

97. Кожевникова Н.А. О соотношении речи автора и персонажа / Н.А.Кожевникова /У Языковые процессы современной русской литературы. Проза. М.: Наука, 1977. - С. 55 - 57.

98. Кожевникова Н.А. О типах повествования в советской прозе / Н.А.Кожевникова /У Вопросы языка современной русской литературы. М.: Наука, 1971. - С. 97 - 163.

99. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX -XX веков / Н.А.Кожевникова. М.: Ин-т русского языка РАН, 1994.

100. Колотов А.А. Художественная структура романов В. Вульф 1920 -начала 1930-х годов: Автореф. дисс. . канд. филол. наук / А.А.Колотов. -М., 2000.

101. Копыстянская Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости / Н.Ф.Копыстянская У/ Контекст 1986: Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука. - 1987. - С. 178 - 204.

102. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора / Б.О.Корман /У Проблема автора в художественной литературе. -Ижевск, 1974. С. 219 - 224.

103. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения / Б.О.Корман. Ижевск, 1977.

104. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О.Корман /У Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981.-С. 3954.

105. Корман Б.О. О целостности литературного произведения / Б.О.Корман /У Известия АН СССР. Серия литература и язык. Том XXXV. - № 6. - 1977. -С. 503 - 515.

106. Кухаренко В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1978.

107. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918 1945 годов (эволюция жанра) / Н.С.Лейтес. - Пермь, 1975.

108. Лейтес Н.С. О типологической классификации жанровых форм прогрессивного немецкого романа 1933 1945 годов / Н.С.Лейтес /У Уч. зап. / Пермский гос. ун-т. - Пермь, 1968. - № 188. - С. 58 - 81.

109. Лейтес Н.С. Роман как художественная система / Н.С.Лейтес. Пермь, 1985.

110. Лимерова В.А. Авторская позиция в эпическом произведении / В.А.Лимерова. Сыктывкар, 1995.

111. Лисова Q.M. К проблеме сатирических мотивов в романах Р.Олдингтона / О.М.Лисова // Вопросы филологии и методики преподавания германских и романских языков. Воронеж, 1974.

112. Малыхина И.И. К проблеме фзтжции авторского модального плана в художественном тексте: Стрзтстура авторских отступлений в романе Р. Олдингтона «Смерть героя» / И.И.Малыхина. Благовещенск, 1988.

113. Map Н.И. Ричард Олдингтон / Н.И.Мар /У Map Н.И. Пятьдесят интервью. М., 1964. - С. 488 - 514.

114. Мирский Д. Предисловие к роман}' «Дочь полковника». / Д.Мирский /У Олдингтон Р. Дочь полковника. М., 1935. — С. 3 — 12.

115. Михайлов Н.Н. Р. Олдингтон и имажис-ты / Н.Н.Михайлов /У Уч. зап. / МОПИ- М., 1968,- Т. 220. Вып. 11 - С. 162 - 176.

116. Михайлов Н.Н. сочетание лирического и эпического в романе «Смерть героя» Р. Олдингтона / Н.Н.Михайлов //' Уч. зап. / МОПИ М., 1968. - Вып. Н. - С. 152 - 161.

117. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века / Н.П.Михальская, Г.В .Аникин. М.,: Высшая шк., 1982.

118. Михальская Н.П. Антивоенный роман Р. Олдингтона и английская литература 20-х годов /' Н.П.Михальская /У Уч. зап. / МГГТИ М., 1963. - № 203.-С. 92- 131.

119. Михальская Н.П. Коментарии к роману Р. Олдингтона «Дочь полковника». / Н.П.Михальская // Олдингтон Р. / Собр. соч.: в 4 тт. М., 1989. - Т. 2. - С. 504 - 507.

120. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920 Зи-х годов. Утрата и поиски героя / Н.П.Михальская. - М.: Высшая шк., 1966.

121. Молдавский Д.М. Ричард Олдингтон в Ленинграде / Д.М.Молдавский /У Нева 1963. - № 5. - С. 164 - 167.

122. Мотьшёва Т.Л. Зарубежный роман сегодня / Т.Л.Мотылева. М.: Сов. писатель, 1966.

123. Одинцов В.В. О языке художественной прозы / В.В.Одинцов. М.: Наука, 1973.

124. Пар невская Е.М. Ричард Олдингтон: Библиографический указатель / Б.М.Парчевская. М.: Книга, i965.

125. Педаш Е.Д. О некоторых лексико-стилистических особенностях романа Р. Олдингтона «Смерть героя» / Е.Д.Педаш /7 Исследования по германской филологии. Кишинёв, 1975. - С. 51 - 58.

126. Петрушкин А.И. Писатели «потерянного поколения» в 20 30-ые годы (к проблеме «автор и герой» в творчестве Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона, Э.-М. Ремарка): Дисс. канд. филол. наук / А.И.Петрушкин. - Пермь, 1972.

127. Петрушкин А.И. «Потерянность» и её преодоление / А.И.Петрушкин // Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX века. Пермь, 1975. - Вып. 1. - С. 90 - 105.

128. Платонов А.П. Сутций рай (по поводу романа Р.Олдингтона «Сзтций рай») /' А.П.Платонов /7 Платонов А.П. Размышления читателя. М.: Современник, 1980. - С. 164 -181.

129. Полуэктова И.А. Лирический компонент прозы Б.К. Зайцева: Автореф. дисс. канд. филол. наук / И.А.Полуэктова. Воронеж, 2000.

130. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов / Г.Н.Поспелов. М., 1976.

131. Проблема автора в художественной литературе / Под ред. Б.О. Кормана -Воронеж, 1967.

132. Проблема личности автора в художественном произведении на материале западноевропейской литературы / Под ред. А.Л. Гурвич. -Владимир, 1982.

133. Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX XX веков / Под ред. Е.П. Ханжина. - Пермь, 1993.

134. Рабинович B.C. Олдос Хаксли: Эволюция творчества / В.С.Рабинович. -Екатеринбург, 1998.

135. Реализм в зарубежных литературах XIX XX веков / Под ред. Е.А. Петровой. - Саратов, 1989.

136. Реизов Б.Г. Творчество Флобера / Б.Г.Реизов. М.: Гослитиздат, 1955.

137. Ричард Олдингтон: Методические рекомендации к вечеру, посвященному 80-летию писателя. М., 1972.

138. Романенко М.В. Теоретические аспекты изучения романа на современном этапе / М.В.Романенко. М., 1992.

139. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа / Н.Т.Рымарь. Воронеж, 1989.

140. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы / Н.Т.Рымарь. Воронеж, 1978.

141. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности /Н.Т.Рымарь, В.П.Скобелев. -Воронеж, 1994.

142. Сероменко Л.И. Новеллистика Эдварда Моргана Форстера: греко-италийские образы и мотивы: Автореф. дисс. канд. филол. наук / Л.И.Сероменко. Москва, 2001.

143. Сноу Ч.-П. Ричард Олдингтон /' Ч.-П.Сноу // Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. Эссе. Интервью. Выступления. М.: Прогресс, 1985. - С. 24 -37.

144. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория / Л.А. Соколова. Томск, 1968.

145. Струкова Т.Г. Английский морской роман XIX XX веков / Т.Г.Струкова. - Воронеж, 2000. - С. 3 - 26.

146. Тимошенкова Т.М., Крамчанина О.М. Английская интеллектуальная проза / Т.Н.Тимошенкова, О.М. Крамчанина. Харьков, 1999.

147. Тукузина Л.А. Принципы временной организации повествования в тетралогии Ф.М. Форда «Конец парада» / Л.А.Тукузина // Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX XX веков. -Воронеж, 1980. -С. 130 - 138.

148. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе / М.В.Урнов. -М.: Худож. литерат., 1986.

149. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы. (Конец XIX начало XX века) / М.В.Урнов. - М.: Наука, 1970.

150. Урнов М.В. Об авторе и его герое: Предисловие к роману Р. Олдингтона «Все люди враги». / М.В.Урнов // Олдингтон Р. Все люди -враги. -М.: Правда, 1983. - С. 3 -16.

151. Урнов М.В. Позиция творческого мужества / М.В.Урнов /7 Олдингтон Р. Семеро против Ривза. М.: Худож. литерат., 1968. - С. 3 -20.

152. Урнов М.В. Предисловие /М.В.Урнов // Олдингтон Р. Смерть героя. -М.: Правда, 1988. С. 3 -16.

153. Урнов М.В. Ричард Олдингтон / М.В .Урнов. М.: Высшая шк., 1968.

154. Урнов М.В. Ричард Олдингтон и его книги / М.В.Урнов // Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. М., 1988. - Т. 1. - С. 5 - 29.

155. Урнов М.В. Судьба Стивенсона / М.В.Урнов // Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет Бунтаря. М.: Книга, 1985. - С. 6 - 33.

156. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Р.Уэллек, О.Уоррен. М.: Прогресс, 1978.

157. Фрадкин И.М. О жанрово-структурных особенностях немецкого интеллектуального романа / И.М.Фрадкин // Художественная форма в литературах социалистических стран. М., 1969. - С. 239 - 259.

158. Фшпошкина С.Н. Авторское сознание и проблемы повествовательной формы в английском романе 50 70-х годов XX века: Дисс. . докт. филол. наук / С.Н.Фшпошкина. - Москва, 1992.

159. Фшпошкина С.Н. Герой и проблемы нравственной ориентации в современном английском романе / С.Н.Филюшкина // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. - С. 91 - 99.

160. Фшпошкина С.Н. Деталь в романах Гр. Грина / С.Н.Филюшкина /7 Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1974. - С. 139 - 151.

161. Фшпошкина С.Н. Драматизация романа / С.Н.Филюшкина // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980. - С. 54 - 68.

162. Фшпошкина С.Н. Особенности повествовательной манеры в романе У.М. Теккерея «Записки Барри Линдона» / С.Н.Филюшкина /У Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX XX веков. -Воронеж, 1980. - С. 120 -130.

163. Фшпошкина С.Н. Современный английский роман (формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники) / С.Н.Филюшкина. Воронеж, 1988.

164. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики У Л.В.Чернец М.: МГУ, 1982.

165. Чернец Л.В. Художественная деталь У Л.В.Чернец И Русская словесность. 1997. - № 6. - С. 74 - 80.

166. Шайхутдинова Н.Р. Ритмическая организация авторских отступлений в романе Р. Олдингтона «Смерть героя» У Н.Р.Шайхутдинова. Горький, 1980.

167. Эпштейн М.Н. Аналитизм и полифонизм во французской прозе (стили Стендаля и Бальзака) У М.Н.Эпштейн /У Типология стилистического развития XIX века. М.: Наука, 1977. - С. 230 - 266.

168. Зсалнек А.Я. Внутрижанровая типология романа и пути её изучения: Автореф. дисс. доктора филол. наук / А.Я.Эсалнек. IvL, 1986.

169. Зльяшевич А. О лирическом начале в прозе / А.Эльяшевич /У Звезда. -1961.-№8-С. 189-202.

170. Юльметова С.Ф. Творческие искания молодого Франса (становление интеллектуального романа) У С.Ф.Юльметова и Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII XX веков. - Воронеж, 1982. - С. 77 -91.

171. Яновская Г.В. «Миссис Дэллоуэй» В. Вульф: структура повествования: Автореф. дисс. канд. филол. наук /' Г.В. Яновская. Новгород, 2001.

172. Allen W. The English Literature. A Critical History / W.Allen. -Harmonds worth, 1963.

173. Allen W. English Novel / W.Allen L,, 1954.

174. Alien W. The Novel Today / W.Alien. L., 1964.

175. Alien W. Tradition and Dream. The English and American Novel from the 20s to Our Time / W.Aiien. L., 1964.

176. Barlow A. Answers to My Murdered Self Aldington's postwar poetry / A.Barlow // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. - Reading,1987.-P. 22-31.

177. Beach J.W. The Twentieth Century Novel: Studies in Technique / J.W.Beach. -N.Y. -L., 1932.

178. Bergonzi B. Heroes Twilight / B.Bergonzi. N. Y., 1965.

179. Bergonzi B. The Turn of a Century / Bergonzi. L., 1973.

180. Bradbery N. The Colonel's Daughter as Polemic Fiction / N.Bradbury /У Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 13 -21.

181. Burgess A. English Literature / A.Burgess. L., 1974.

182. Collins A.S. English Literature of 20th Century / A.S.Collins. L„ 1956.

183. Critiques and Essays on Modern Fiction. N.Y., 1952.

184. Cunningham V. British Writers of the Thirties / V.Cunningham. Oxford,1988.

185. Daiches D. The Novel and the Modern World / D.Daiches. Chicago, 1947.

186. Daiches D. The Present Age after 1920 / D.Daiches. L., 1958.

187. Doyle Ch. R. Aldington and T.S. Eliot / Ch.R.Doyle // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987.

188. Evans B.I. English Literature between the wars / B.I.Evans. L., 1948.

189. O'Faolain S. The Vanishing Hero / S. O'Faolain. L., 1956.

190. Forster E.M. The Development of English Novel between 1918 1939 / E.M.Forster. - Giasgo, 1945.

191. Fowler A. Kinds of Literature: An Introduction to the Theory of Genres and Modes / A.Fowier. Cambridge, 1982.

192. Fox Су Aldington and Wyndham Lewis Allies Against the Fool-Farm / Cy Fox /7 Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. - Reading, 1987.-P. 83-97.

193. Fraser G.S. The Modern Writer and His Age / G.S.Fraser. L,, 1953.

194. Friedman N. Form and meaning in Fiction / N.Friedman. The Athens, 1975.

195. Frierson W.C. The English Novel in Transition / W.C.Frierson. Norman,1 л л л

196. Gates N.T. The Poetry of R. Aldington / N.T.Gates University Park, 1974.

197. Gates N.T. The Road of Reading / N.T.Gates /7 Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 32- 38.

198. Hughes G. The Rebel Imagism and the Imagists. A Study in the Modern Poetry / G.Hughes. - L., 1960.

199. Kettle A. Introduction to the English Novel / A.Kettle. L., 1954.

200. Kunitz S.L. Twentieth Century Authors. A Biographical Dictionary of Modern Literature / S.L.Runitz, N.Y., 1955.

201. Loofbourow J. Theories and the Forms of Fiction / J.Loofbourow. L., 1964.

202. Lubbock P. The Craft of Fiction / P.Lubbock. L., 1939.

203. McGreery Th. Richard Aldington: An Englishman / Th.McGreevy. L., 1931.

204. The Modern Age. The Pelican Guide to English Literature i Ed by B. Ford. -L., 1961.

205. Moor T. S. Some soldier poets / T. S .Moor. N. Y., 1920.

206. Morris J.A. The Modernist Context of Aldington's poetry / J.A.Morris // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 49- 60.

207. Quinn P. Aldington's Minor Novels / P.Quinn // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 106- 121.

208. Rashid A! Mohammed. Aldington as Biographer / A1 Mohammed Rashid // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 76- 82.

209. Ridgway Ch. Aldington and The First World War / Ch.Ridgway // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 1- 12.

210. Richard Aldington: An Intimate Portrait. / Ed. By A. Kershow. -Edvardsville, 1965.

211. Routh H.V. English Literature and Ideas in the 20th Century / H.V.Routh. -L., 1948.

212. Schwartz D.R. The Transition of the English Novel, 1890 1930 / D.R.Schwartz. - L., 1989.

213. Scott-Games R.A. Fifty Years of English Literature, 1900 1950 / R.A.Scott-Games. - L., 1956.

214. Smith R.E. Richard Aldington / R.E.Smith. Boston, 1977.

215. Snow P.C. Richard Aldington / Ch.P.Snow. L., 1938.

216. Stansy P., Abraham W. Journey to the Frontier /' P.Stansy. L., 1966.

217. Stanzel F. Narrative Situations in the Novel. Tom Jones, Moby Dick, The Ambassadors, Ulysses / F.Stanzel. L., 1971.

218. Swinnerton F. The Georgian Literary Scene / F.Swinnerton. L., 1938.

219. Symons J. The Thirties. A Dream Revolved / J.Symons. L., 1960.

220. Temple F.J. Homage to Richard Aldington / F.J.Temple // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P.61- 66.

221. Tindall W.Y. Forces in Modern British Literature. 1885 1946 / W.Y. Tindall - N.Y., 1947.

222. Ward A.C. Twentieth Century English Literature, 1900 1960 / A.C.Ward. -L., 1964.

223. West A. Crisis and Criticism / A. West. L., i 937.167

224. Wilkinson D. The Curious Reader. R. Aldington's Berkshire Years / D.Wilkinson // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. -Reading, 1987.-P. 67-75.

225. Winter R. Aldington, Modernism and Soviet Criticism / R.Winter // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 96 - 105.

226. Woodlock G. The Writer and Politics / G.Woodlock. L., 1948.