автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Роже Мартен дю Гар и театр (по материалам эпистолярного наследия)

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Герман, Ирина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Роже Мартен дю Гар и театр (по материалам эпистолярного наследия)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Герман, Ирина Ивановна

Введение .3

Глава I. Переписка Р.Мартен дго Тара и некоторые проблемы изучения эпистолярного жанра . . . II

Глава П. Театральные искания в первые десятилетия

XX века.40

Глава Ш. "Комедия подмостков" и крестьянские фарсы 78

Глава и. Роман и драма.119

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Герман, Ирина Ивановна

Художественное наследие Роже Мартен да Гара, одного из наиболее значительных писателей-реалистов первой половины XX века, в последнее время привлекает все более пристальное внимание советских и зарубежных литературоведов. Начиная с 60-х годов появляется ряд монографий, диссертаций, статей, посвященных как обзору творчества Р.Мартен дю Гара,* так и исслер дованию его философских взглядов, проблемам историзма и творческого метода писателя, жанровым особенностям романов "Семья Тибо" и "Кан Баруа",4 анализу изобразительных средств,^

1 Наркирьер Ф.С. Роже Мартен дю Гар. М.: 1ЖЛ, 1963. Borgal Cl. H.Martin du Gard. P.: éd. Universitaires, 1958; Brenner J. R.Martin du Gard. P.î Gallimard, 1961; Roza R. Martin du Gard et la banalité retrouvée. P.: Didier, 1970.

2 Gorilovics T. Recherches sur les origines et les sources de la pensée de R.Martin du Gard. Budapest, 1962. 3

Daix P. Réflexions sur la méthode de R.Martin du Gard. P.î éd. Français réunis, 1957; Daspre A. Le regard de R.Martin du Gard dans "Maumort". - Revue d'histoire littéraire de la France, 1982, N5/6.

4 Кирнозе З.И. К социальной эпопее. Роман Мартен дю Гара. -Кирнозе З.И. Французский роман XX века. Горький, 1977.

Swedenborg Е. "Jean Barois" de R.Martin du Gard. Etudes des moyens et des techniques narratives. Lund, 1979»

5 Jacobsson H. L'expression imagée dans les Thibault de R. Martin du Gard. Lund, 1968 генезису его произведений,^ а также некоторым частным вопро-р сагл. Б работах Т.Л.Мотылевой и Ф.С.Наркирьера достаточно полно изучено плодотворное влияние традиций русского классического романа на творчество Р.Мартен дю Гара, преломление в мировоззрении писателя художественных и этических взглядов Л.Н.Толстого.3

Б 1981 году в связи со столетием писателя Общество литературной истории Франции организовало коллоквиум, материалы которого были опубликованы в специальном выпуске журнала "Ревю д,истуар литтерер".4 В докладах, прочитанных учеными Франции, Венгрии, Японии, ФРГ, Швеции, США, были намечены новые направления изучения творчества Р.Мартен дю Гара, которые открываются в связи с начавшейся с 1980 года публикацией его архива, переписки и дневника.

Несмотря на интерес, который вызывает творчество Р.Мартен дю Гара, остается немало вопросов, требующих более детального

Daspre A. R.Martin du Gard romancier, d'après Jean Barois. Thèse Paris III, 1976

Garguilo R. La genèse des Thibault, P.: Klincksviek, 1974 Sicard Cl. R.Martin du Gard, les années d'apprentissage litté raire. P.: Champion, 1979 ^ Vrolyk J. Le temps et la mort dans l'oeuvre romanesque de R.Martin du Gard. P.: La Pensée universelle, 1974 Hellenz F. D'un certain ordre fantastique. - NRF, 1958, N72

Наркирьер Ф.С. Op. cit.; Мотылева T.Л. Достояние современного реализма. M.: Сов.писатель, 1973. 4 Revue d'histoire littéraire de la France, 1982, N5/6 рассмотрения. Почти незамеченными как в советском, так и в зарубежном литературоведении остались ранние произведения писателя, его повесть "Старая Франция", новелла "Африканское признание", эссе "Заметки об А.Жиде", его воспоминания и переписка, незавершенный роман "Подполковник де Момор".

Драматургия Р.Мартен дю Тара, а в более широком плане -целый круг вопросов, связанных с напряженным интересом писателя к современным ему художественным исканиям в области драматургии и театрального искусства, остаются одними из самых неизученных.

Б советском литературоведении эти проблемы не только не разработаны, но и по существу вообще не поставлены. Более того, утвердилось мнение, что драматургия Р.Мартен дю Тара представляет собой нечто побочное, второстепенное по сравнению с его романами. Ф.С.Наркирьер, признавая, что театр Р.Мартен дю Тара "расширяет наше представление о творчестве писателя, раскрывает его с новых, порой неожиданных сторон", не только не указывает, какие же стороны можно считать "неожиданными", но и помещает драматургию "несколько в стороне от магистральной линии его творчества". Содержание фарсов Р.Мартен дю Тара сводится им к изображению "простейших биологических инстинктов", а драмы "Молчаливый" - "ненормальных о извращенных устремлений".

Исследованию драматических произведений Р.Мартен дю Тара была посвящена диссертация Б.-С.Покнелл,^ которая отсутст

1 Наркирьер Ф.С. op. cit» с.82.

2 Там же, с.81.

3 Там же, с.86, 82.

4 Pocknell В.-Е. R.Martin du Gard et le theatre. P., 1970. ствует в библиотеках Советского Союза. Другие исследователи только частично касались проблематики и содержания драм и комедий писателя, а также использования некоторых особенностей драмы в его эпических произведениях. Так, Э.Сведенборг обращается к своеобразию жанровой природы романа "Жан Баруа", написанного в форме диалога.* К.-Э.Маньи выделяет технику "узлов событий" и монтажное соположение частей романа "Семья Тибо", приближающие его структуру к драматической компози о ции. Работа польской исследовательницы И.Филиповской посвящена отражению в произведениях Р.Мартен дю Тара эстетической я категории трагического.

В юбилейный выпуск журнала "Ревю д'истуар литтерер" были включены две статьи, касающиеся драматического творчества Р.Мартен дю Тара, одна из которых, принадлежащая К.Боргалю, носит обзорный характер и не предлагает какого-либо принципиально нового подхода к изучению нашей темы.^ Гораздо более интересной представляется статья Б.Аллуэна, автор которой, используя архивы писателя рассматривает неопубликованную с драму Р.Мартен дю Тара "Два дня каникул".

1 Swedenborg Е. Op. cit. 2

Magny Cl.-E. Histoire du roman français à partir 1918. P.: Seuil, 1950. 3

Filipowska I. Le tragique de 1»individu dans les romans de R.Martin du Gard. Poznan, 1968. 4

Borgal Cl» R.Martin du Gard et le théâtre. - Revue d'histoire littéraire de la France, 1982, N5/6

Alluin B. " Deux ¿jours de vacances". La création littéraire ch< chez R.Martin du Gard. - Ibid.

Однако все эти исследования не содержат всестороннего анализа концепции театра и драмы Р.Мартен дю Тара. В них изучаются лишь отдельные моменты и частичные аспекты ее проявления.

Научная новизна диссертации связана, в первую очередь, с восполнением этого пробела. Впервые подвергнута многоаспектному анализу концепция театра и драмы Р.Мартен дю Тара, показано ее значение для формирования эстетической позиции и творческого метода Мартен дю Гара-романиста.

Особое значение с точки зрения нашей теш представляет эпистолярное наследие писателя, его переписка с А.Жидом"^ и Ж.Копо.^

При всем своем интересе к театру Р.Мартен дю Гар никогда не ставил себе цель выработать стройную систему взглядов на драматическое искусство. Однако, если сопоставить его суждения с его художественным творчеством, драматургией в частности, и с общими направлениями поисков драматургов, режиссеров, театральных деятелей, можно увидеть, насколько показательными являются даже случайные его замечания.

В письмах Р.Мартен дю Тара содержатся не только его оценки деятельности Копо в театре, постановок в "Старой Голубятне", анализ драм Жида и пьес самого Р.Мартен дю Тара, но и

1 Gide А. - Martin du Gard H» Correspondance» T.I-II. - P.:Gallimard, 1968, Сноски даются по этому изданию в тексте

EMG/.

2 Copeau J. - Martin du Gard R. Correspondance. ï.I-II. - P.î

Gallimard, 1972. Сноски даются по этому изданию в тексте /JC-BMG/. многочисленные высказывания о сущности и содержании современного ему театрального движения и процесса эволюции театра и драмы, специфике драматического как одной из форм художественного отражения действительности.

Поэтому драматургия Р.Мартен дю Тара, его размышления о природе драматического, о соотношении в художественном произведении драматического и эпического начал соотнесены с эстетическими исканиями современных ему писателей, режиссеров,, театральных деятелей и в то же время рассмотрены в контексте всего художественного творчества Р.Мартен дю Тара, его дневниковых записей, мемуаров, переписки.

Исследование в таком аспекте проблемы "Р.Мартен дю Гар и театр" определяет новизну данной диссертационной работы.

Актуальность работы определяется тем, что изучение концепции театра и драмы Р.Мартен дю Тара и его драматургии позволяет не только более полно представить некоторые вопросы, связанные с творческим методом.писателя, и неизвестные ранее аспекты творческой деятельности Р.Мартен дю Тара, но и выявить направления развития французского театра и драмы XX века.

Б первые десятилетия XX века берут начало многие процессы, получившие развитие после второй мировой войны: демокра--тизация театра, поиски народного зрителя, политический театр; намечаются многие лиши эволюции драмы, разрабатываются специфические театральные проблемы режиссуры,, определяются принципы и возможности сценической интерпретации.

Поиски были самыми разнообразными и велись в самых различных областях драматического и театрального искусства, что и обусловило неоднородную, с трудом подвергающуюся какой-либо классификации драматическую продукцию. Трудность изучения французской драматургии 20-х годов заключается еще и в том, что несмотря на множество авторов, не было того своеобразия и устойчивости черт, которые до появления интеллектуальной драмы позволили бы выделить определенный тип театра и драмы.

Французские литературоведы и историки театра выделяют легкую, сатирическую, романтическую комедию, психологический театр, историческую драму и т.д. Подобное жанровое разделение хотя и позволяет в некоторой степени ориентироваться в области драматургии, все же не отражает особенностей театрального процесса первой половины XX века, включающего не только собственно художественное творчество драматургов, но и поиски в области режиссуры, сценографики, разработку различных систем актерской игры и т.д.

Анализ содержащихся в письмах Р.Мартен дю Тара суждений о сути и формах эволюции театра и драмы позволяет выделить основные черты театрального процесса первых десятилетий XX века, а также определить особенности драматургической концепции Р.Мартен дю Тара.

Делью исследования является изучение творческого метода Р.Мартен дю Тара, обусловленного единством и взаимодействием эпического и театрально-драматического начал. Их слияние определило как структуру и композицию романов Р.ГЛартен дю Тара, так и ориентацию на эпическую изобразительность в драматических произведениях.

Отсюда вытекают задачи работы. Тема "Р.Мартен дю Гар и театр" представляет для исследования три аспекта: - анализ в переписке Р.Мартен дю Тара художественных исканий в области театра и драмы первых десятилетий XX века;

- анализ собственно драматургического творчества Р.Мартен дю Гара и особенностей его театрально-драматической концепции;

- анализ соотношения в творческом методе писателя драматического и эпического как двух форм художественного отражения действительности;

- исследование драматизации эпической формы и попыток Р.Мартен дю Гара ввести элементы эпической изобразительности в драму;

- использование эпистолярного наследия писателя как одного из основных источников исследования требует анализа переписки Р.Мартен дю Гара и изложения некоторых общих принципов изучения писем как литературных документов.

Практическая ценность работы определяется тем, что материал диссертации может быть использован в общих курсах лекций по истории зарубежной литературы XX века, при изучении творчества Р.Мартен дю Гара, при чтении спецкурсов по истории французского театра и драмы XX века, французского романа 1920-х - 1930-х годов, а также при изучении мемуарно-эпистолярной литературы как литературного документа эпохи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роже Мартен дю Гар и театр (по материалам эпистолярного наследия)"

- 176 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для искусства первой трети XX века, когда велись интенсивные поиски новых эстетических принципов, характерна внутренняя противоречивость художественного сознания, которая сказалась в частичном пересмотре творческих позиций у писателей, старшего поколения и самых разнообразных исканиях молодых. Реалистические тенденции соседствовали и порой тесно переплетались с субъективистскими. Стремительное возникновение, распад группировок, кружков, экспериментальных объединений в области литературы, изобразительного искусства и театра, их идейно-эстетическая неустойчивость свидетельствовав ли о кризисном, переломном моменте культуры этих десятилетий. Не менее наглядно, чем в живописи или поэзии, процесс этот отразился и в театре. . . "Наш театр не современен."1 - писал А.Салакру, анализируя театральные течения первых десятилетий XX века. Каким должен стать совремешшй театр, чем будет определяться его современность и художественная ценность, что является основой его преобразования - это проблема волновала умы многих писателей, драматургов, режиссеров и реформаторов сцены. Не раз .возвращаются к ней в письмах Р.Мартен дю Гар и Ж.Копо.

Еще в начале века Р.Роллан разрабатывает основные эстетические принципы народного театра, рассматривая его как форму, воспитания национального самосознания и приобщения народа к активной общественной.и духовной жизни. Деятельность Роллана -и его .единомышленников дала толчок к возникновению

Salacrou A. Les idées de la nuit. P.:A.Fayard, 1960, p.109 первых рабочих театров, в предместьях Парика /народные театры в Бельвиле и Клиши/. Р.Моракс и М.Поттешер проводили программу своеобразного "эстетического народничества", стремясь приблизить театр к низшим социальным слоям. ФЛ1емье в 1920 году делает попытку создать профессиональный народный театр,.но его начинания не встречают должной поддержки.

К.Копо, выступая против коммерческого буржуазного театра, связывает причины упадка современного театрального искусства с отсутствием драматургии, способной стать частью духовной культуры нации. Поиски такой драматургии режиссер связывает одновременно с обогащением сцены художественными достижениями литературы и разработкой драматических форм, учитывающих условности сценического воплощения.

Появление и развитие режиссуры ставит проблему взаимоотношений театра и драмы, которая именно в этот период приобретает особую остроту. В отличие от театра конца XIX - начала XX века, когда на. французских сценах интенсивно ставятся пьесы Ибсена, Стриндберга, Чехова, потребовавшие иных, чем прежде, форм сценического воплощения,.в период 20-х годов разработанные собственно театральные средства построения сценического образа, признание, условной,, игррвой природы театра в определенной степени повлияли.на появление качественно. иной драматургии.-Процессы развития режиссуры и эволюции драмы взаимосвязаны, но ни один не является определяющим. Однако то внимание, которое авторы переписки уделяют специфически театральным проблемам, говорит о том, что жизненность драматического произведения связывается ими скорее с его зрелищноетью, чем с актуальностью содержания.

С одной стороны в этом явлении отражаются определенные отношения между литературой и театром, сложившиеся в этот период. В самой общей форме их можно определить как художественное и идейное отставание театра и драмы от других видов литературы.

С другой стороны драматическая форма художественного отражения действительности,включающая элементы условности, воспринимается Р.Мартен дю Гаром как ограниченная, неспособная к полному и адекватному изображению действительности. Поэтому отношение Р.Мартен дю Тара к театру и драме даже в периоды наибольшего увлечения ими.основано на постоянном противопоставлении драмы и романа, признании большей художественной емкости и выразительности последнего.

Мы попытались исследовать основные принципы воплощения в романах Р.Мартен.дю Тара формы драматического отражения действительности, соотношение в их структуре эпического и театрально-драматического начал, обусловивших своеобразие жанровой природы романа "Жан Баруа" и композицию романа "Семья Тибо". Все эти вопросы самым непосредственным образом связаны с проблемой творческого метода писателя.

Драматизация эпической формы в творчестве Р.Мартен дю Гара выступает в двух аспектах: как средство изобразительности, отвечающее отрешению писателя к объективности повествования, и использование особой природы и функции драматического.

Известно,. что Ж.Копо не раз признавал наличие у Р.Мартен дю Гара "чувства сцены", "театрального инстинкта", состоящего, по его мнению, в определенной степени отстранения художественного материала, соответствующей театрализации замысла.Копо, естественно,.мыслит категориями сценическими. Письма Р.Мартен дю Гара к А.Жиду о соотношении объективного и субъективного в художественном творчестве помогает понять, какое конкретное содержание подразумевает выражение, употребленное Копо.

12 августа 1933 года Р.Мартен дю Гар пишет А.Жиду: "Объективный романист. Это означает, что в противоположность большинству современных-писателей, основной источник творчества которых внутренний, я, прежде чем приступить к художественному осмыслению материала, должен воссоздать его перед собой, вне себя, оторвать от себя. Я должен дать моим персонажам их собственную жизнь, а не только более или менее отразить себя в каждом из них". /ао-юю , I, 571/

Свой метод, названный им методом "объективного зрения", Р.Мартен дю Гар не раз сопоставляет с методом ученого-историка. Писатель признает несовпадение научной логики как воссоздающей факты действительности и художественной как пересоздающей.их на основе эстетической позиции автора, его мировоззрения. Но, поставив перед собой задачу адекватного отображения действительности, проникновения в объективную сущность эпохи, Р.Мартен дю Гар стремится сблизить научное и художественное отражение. Художественное познание, каким его. видит писатель, должно опираться на объективную, документальную достоверность факта. Таким же объективным, свободным от субъективных авторских оценок должно быть и изображение.

Создание эпических образов средствами сценического диалога, что наиболее ярко проявилось, в романе "Жан Баруа", позволили писателю изменить традиционное для классического романа соотношение рассказа.о персонаже, предполагающего определенную авторскую точку зрения, и его показа. Опора на действенность драматического слова сделала возможным отказ от пространных описаний и воспроизведение наиболее значимых с точки зрения развития сюжета эпизодов жизни героев, что приблизило структуру повествования к драматическому членению на сцены. "В сущности, театральная форма повествования лучше всего соответствует его методу постижения действительности, - пишет А.Даспр. - Взгляд значит для него столько же, сколько и для художника, т.к. и по отношению к реальному миру, и к его художественному изображению он ставит себя в позицию наблюдателя".

В большей степени, чем выбором средств изобразительности, драматизация прозы Р„Мартен дю Гара объясняется пониманием им драматизма как свойства самой действительности и одной из существенных черт эволюции общества и человека.

Конфликт - сердцевина категории драматического - как о идеальная субстанция" рождает. драму как специфическую форму художественного освоения драматизма бытия. Р.Мартен дю Гар определяет центральную проблему своего творчества как поиски гармонии личности с самой собой и окружающим миром, которые осуществляются как единый процесс самопознания и познания объективных.закономерностей жизни общества. Диалектика исторических процессов изображается как субъективно воспринимаемая героягли, отраженная в их сознании.

Daspre A* Sur la g6nese du гошап. - Martin du Gard R. be lieutenant-colonel de Maumort, p. XL p

Кендлер К. Драма и классовая борьба. М.: Искусство, 1974, с.194.

Таким образом писатель связывает индивидуальную судьбу с драматическими коллизиями времени. Поэтому драматизация эпической формы является для него необходимым условием. отображения конфликтного характера эпохи. Однако в области драматургии Р.Мартен дю Гар так и не создал ничего значительного. Этот факт закономерно объясняется целым комплексом причин: и общественной позицией писателя, и общей направленностью театральных исканий 1910-х - 1920-х годов,.и своеобразием драматургической концепции самого писателя, полагавшего, что театр в силу своей "зрелищной" и "игровой" природы не способен, в отличие от романа, отразить в полной мере драматизм действительности, показать во всей сложности становление человека Размышления Р.Мартен дю Гара о театре и драме, о природе драматического отражения действительности сыграли важную роль в эволюции его творческого метода. Театральные искания писателя оказались .созвучными.некоторым существенным тенденциям, характеризующим литературный и театральный процесс.

 

Список научной литературыГерман, Ирина Ивановна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1.Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М.: Искусство, 1983, т.1, 605с., т.2. - 704с.1. Общие работы

2. Адмони Б.Г. Поэтика и действительность. Л.: Сов.писатель, 1975. - 310с.

3. Анастасьев Н. Первая мировая война и литература. Вопросы литературы, 1984, №9. - с.51-87.

4. Антуан А. Дневники директора. М.-Л.: Искусство, 1939.- 503с^

5. Апт С.К. Письма Т.Манна. В кн.: Т.Манн. Письма. - М.: Наука, 1975, с.375-395.

6. Балашова Т. Споры о реализме во Франции на рубеже 20-х 30-х годов. - В кн.: Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада. - М.: Наука, 1975, с.183-213.

7. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М.: Искусство, 1979.-390с.

8. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М.: Наука, 1983. - 351с.

9. Бачелис Т.И. Эволщия сценического пространства (от Антуана до Крэга). В кн.: Западное искусство. - М.: Наука, 1978, вып.1, с.148-212.

10. Ю.Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. - 367с.

11. Блок В. Диалектика театра. Очерки по теории драмы и ее сценическому воплощению. М.: Искусство, 1983. - 296с.

12. Божович В. Поэзия зрительного образа. Вопросы литературы, 1978, № 5, с.105-131.

13. Болдина Л.И. Ирония как вид комического. Автореферат на соискание уч.степени кандидата филологических наук. М.: МГУ,1982.-23с.

14. Борев Ю. Борьба вокруг концепции личности в искусстве . XX века. M.; 1976. - 38 с.

15. Борев Ю. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.

16. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. - 399 с.

17. Брехт Б. О театре. М.: изд. Иностранная литература, . i960. - 363 с.

18. Валери П. Введение в систему Леонардо да Винчи. Воп-. росы философии,. 1972, lé.2, с.95-114. .

19. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Щ, 1940. . - 647 с.

20. Вилар Ж. О .театральной традиции. М. : изд. Иностранной , литературы, 1956. - 155 с.

21. Вильдрак Ш. Пароход Тенасити. М., 1936,-63 с.

22. Владимиров C.B. Действие в драме. Л.: Искусство, 1972, . - 159 с.

23. Гасснер Да. Форма и идея в современном театре. М.: . изд. Иностранная литература, 1959,- .256 с.

24. Гвоздев А. Р.Роллан в борьбе за Народный театр. Театр, , 1939, J& 2г-3, с.75-88.

25. Гвоздев А. У.истоков натуралистического театра. Театр, . 1937, JÊ 2, с.42-47.

26. Гегель Г. Эстетика,. т.З. М. : Искусство, 1971,-621 с.

27. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципах построения характера. Вопросы литературы, 1970, JÊ 7,с.62-91. . ,

28. Гинзбург Л.Я.,0 литературном герое. Л.: Сов.писатель, . 1979, - 222 с.

29. Гинзбург Л.Я.,0 психологической прозе. Л.: Худ. лит., 1977, - 443 с.

30. Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. Л.: ЛГИТМИК, 1976, - 84.с.

31. Днепров.В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980, . - 600. с.

32. Дживилегов А. Итальянская народная комедия. М.: изд. . АН СССР., 1962, - 288 с. .

33. Додельцев Р. О социально-психологических предпосылках современного буржуазного искусства. -.В кн.: Реализм и.художественные искания XX века. М.: Наука, 1969,с.Ш-133. .

34. Дкшлен Ш. Воспоминания.и заметки актера. М.: изд. . Иностранная литература, 1958, - 147 с.

35. Еланский Н.П. К проблеме сравнительной эффективности художественных систем.жизнеподобия и условности.1. Калинин, 1980,.--36,с. .

36. Жемье.Ф. Театр. М.: Искусство., 1958, - 250 с.

37. Жид А. Переписка Достоевского. В.кн.:.Жид А. Собра. ние сочинений. - Л.: ГИХЛ, 1935, т.2, с.333-360.

38. Жид А. Саул. В кн.: Жид А. Собрание сочинений. - Л.: , ГИХЛ, 1935, т.1, с.315^392.,

39. Жуве Л. Мысли о театре. М.: изд. Иностранная литера. тура, 1960, - 298 с. .

40. Зарубежная литература: 30-е годы XX века. М.: Наука, 1969, - 400 с.

41. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М.: Наука, 1979,.- 391 с.

42. Игнатов.С. История западноевропейского театра нового . времени. М.-Л.: Искусство, 1940,.- 419 с.

43. История,западноевропейского театра. М.: Искусство, . 1963, т.З, - 688 с.,.т.5, - 639 с.

44. История Франции. М.: Наука, 1973,.т.З, - 599 с.

45. История.французской литературы. М.-Л.: изд. АН СССР, . 1946, т.1, - 810 с.

46. Карская. Т.Я. Французский.ярмарочный театр. М.-Л.: . Искусство, 1948, - 231 с.

47. Карягин A.A. Драма как эстетическая проблема. М.: Нау-. ка, 1971,.-.224 с. .

48. Карягин A.A. Современный критический реализм и театральное искусство. -.В кн.: Реализм и.художественные иска. ния XX века. М.: Наука, 1969, с.134-т169.

49. Кендлер К. Драма и классовая борьба. М.: Прогресс, , 1974, - 351.с.

50. Кирнозе З.И. .Франдузский роман XX века. Горький, . 1977, - 351.с.

51. Климова Л.П. Содержательность сценической формы. Л.: , ЛГИТМИК, 1977, - 7.8 с.

52. Костелянц Б. Лекции-по теории драмы. Драма и действие. . Л.: ЛГИТМИК, 1976, - 158.с. .

53. Крэг Г. Искусство театра. Спб., 1912, - 170 с.

54. Кузьмина В.Г. Жанровая специфика французской комедии 20-х 30-х годов XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологический наук. - М., 1981, - 18 с.

55. Кургинян М.С. Трагическое и его роль в познании нового /из истории западноевропейской драмы и романа/. В кн.: Литература и новый человек. - М.: изд. АН СССР, 1963,с.309-370.

56. Личность в XX столетии. Анализ буржуазных теорий. М.: . Мысль, 1979, - 260 с.

57. Луначарский.А.В. О театре и драматургии. М.: Искусст-. во, 1958, т.2,707 с.

58. Миклашевский K.M. Итальянская комедия / commedia dell1 arte / В кн.: Очерки по истории европейского театра.

59. П.-.Academia , 1923, с.125-141.

60. Михайлов А. Средневековые французские фарсы. В.кн.: . Средневековые французские фарсы. - М.: Искусство, 1981,с.7-32.

61. Михайлова A.A. О художественной условности. М.: Мысль, . 1970, -.300 е. .

62. Моруа А. Шестьдесят лет.моей литературной жизни. М.: . Прогресс, 1977, - 295 с.

63. Мотылева Т.Л.-Достояние современного реализма. М.: . Сов. писатель, 1973, - 437 с.

64. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Сов. пи. сатель, 1966, -471с.

65. Муссинак Л. Возрождение народного театра. Театр, 1937, . & 3, с.144-146.

66. Муссинак. А. Вступительная статья к книге "Пьесы современной Франции". В кн.: Пьесы современной Франции.

67. М.:. Искусство, 1970, с.5-12.

68. Образ человека и индивидуальность художника.в западном искусстве XX века. М.: Наука, 1983,-215 с.

69. О литературно-художественных течениях XX века. М.:1. МГУ, 1966, 244 с.

70. О художественно-документальной литературе. Иваново, . 1979, - 174 с.

71. Писатели Франции о литературе. М.: Прогресс, 1978, . - 470 с. . .

72. Поляков М.Я. В мире идей и образов. ГЛ.: Сов.писатель, . 1983, - 366 с.

73. Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика. М.: МГУ, 1966, . - 60 с.

74. Реализм и художественные искания XX века. М.: Наука, . 1969, - 306 с.

75. Редько А.Е. Театр и эволюция театральных форм. М.; . 1926, - 132 с. .

76. Рождественская Н. Проблема "актер-зритель" в режиссерских системах XX века. -.В кн.: Художник и публика. Л.:1. ЛЛИЖК,, 1981, с.97-107.

77. Роллан Р.-Народный.театр. В кн.: Роллан Р.Собрание . сочинений, т. ХП. - Л.: Время, .1932, с.7-146.

78. Ромен Ж. Кромедейр Старый. М.-Л., 1925, - 136 с.

79. Смирнов Б. Взаимодействие театра и литературы в зарубежном искусстве, -г В кн.: Зарубежное.театральное искусст-. во XX века. Л.: ЛШТМИК, 1981, с.3-16.

80. Средневековые французские фарсы. М.: Искусство, 1981, . - 446 с.

81. У истоков режиссуры. Л.:ЛШТМИК, 1976, - 335 с. .

82. Финкельштейн Е.Л. Жак Копо и.театр Старой Голубятни. -, Л.: Искусство,.1971, 135 с.

83. Финкелыптейн Е.Л. Картель Четырех. Л.: Искусство, 1974, - 351 с.

84. Фрид Я. А.Франс и его время. М. : Худ.лит., 1975,-392 с.

85. Фукс Г. Революция театра. Спб., I9II, - 287 с.

86. Хализев Б. Драма как явление искусства. М.: Искусст-. во, 1978, -.240 с.

87. Холодов Е.Г. Композиция драмы. M., 1957, - 224 с.

88. Шпйтанов И. "Непроявленный жанр" или литературные заметки о мемуарной форме. Вопросы литературы, 1979, Jfc 2,с.50-77.

89. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его . времени, т М.: Наука, 1966, 151 с. . .

90. Эпштеин М. Игра в.жизни и.в искусстве. Современная . драматургия,.1982, të 2, с.244-255. .

91. Юровская Э.П. Эстетика в борьбе идей. Две тенденции в. развитии французской буржуазной эстетики XX века. Л.:1. ЛГУ, 1981,. 143 с.

92. Яснева Л.И. Способы сатирической типизации. Куйбышев, 1979, - 74 с.93* Alain, Système des beaux-arts. P.s Gallimard, 1972. -375 p.

93. Albérès R.-M. Lfaventure intellectuelle du XX siècle. -P.:A.Michel, 1959. 444p.

94. Albérès R.-M. Histoire du roman moderne. P.:A.Michel, 1962. - 461 p.97* Alluin B. "Deux jours de vacances". La création littéraire chez R.Martin du Gard. Revue d'histoire littéraire de la France, 1982, N5/6, p.744-759.

95. Attinger G* L'esprit de la commedia dell'arte dans le théâtre français. Neûchatel, 195o. - 351p.

96. Auglès A. A.Gide et le premier groupe de la КНР. Cahiers A.Gide, P.: Gallimard, 1972, N3, p.117-132- 189 100« Antoine A.-P. Antoine, père et fils« Souvenirs du Parislittéraire et théatral 1900-1939. P.: Gallimard, 1962. -303 p.

97. Arnaud L. Charles Dullin. P.: Arche, 1952* - 255 p.

98. Arnauld P. L'avenir du théâtre. P.: Savel, 1947. - 205 p.

99. Aslan 0. L'art du théâtre. P.ï Seghers, 1967. - 658 p.

100. Aubailly J.-C. Le théâtre médiéval. P.: Larousse, 1975.- 207 p.

101. Bablet D. Les révolutions scéniques du XX siècle. P.: éd. Société internationale d'art du XX siècle, 1975. - 387 p.

102. Baty G et Chavance R. Vie de l'art théâtral des origines à nos jours. P.: Pion, 1932. - 309 p.

103. Baudin H. La métamorphose du comique et le renouvellement littéraire du théâtre français de Jarry à Giraudoux. P.: PUF, 1981, - 667 p.

104. Beigbeder M. A.Gide. P.: éd.Universitaires, 1961. - 128 p

105. Bernard J.-J. Martine. La petite illustration, 1922, N106

106. Bernard J.-J. Mon ami le théâtre. P.: A.Michel, 1958. -255 p.

107. Billy A. L'époque contemporaine / 1905-1930/. P«: Tallan-dier, 1956. - 429 p. ■ . * ■

108. Block J.-R. Destin du théâtre. P.: Gallimard, 1930. - 203

109. Boisdeffre P. Où va le roman? P.î'Del Duca, 1962. - 311 p

110. Boisdeffre P. Une histoire vivante*dè la littérature d'aujourd'hui. P.: Perrin, 1968. - 1104 p.

111. Bonnerot S. Le théâtre de 1920 à 1950. P.: Masson, 1972.- 248 p. ~ '

112. Borgal Cl. A la recherche du temps. ÏÏRF, 1958, F72, p.1092-1098.

113. Borgal Cl Jacques Copeau. P.ï Arche, 1960. - 303 p.-копе. Bourneuf R., Ouellet R. L'univers du roman. P.: PUF, ; 1972. - 232-p. . " ::. :r

114. Brée G. À.Gide, l'insaisissable Protée. P.: Les belles lettres, 1953. - 373 p.

115. Brodin P. Maîtres et témoins de l'entre-deux-guerre. -New-Yorki Brentano's, 1943. 245 p.

116. Clouard H. Histoire de la littérature française. Du symbolisme à nos jours. P.î A.Michel, 1959. T.I - 672p.; t.II- 680 p.

117. Cocteau J. Le cordon ombical. -P.î Pion, 1962. 85 p.

118. Copeau J. A.Appia et l'art de la mise en scène. Cahiers Renaud - Barrault, 1955, N10, p.92-97.

119. Copeau J. Critiques d'un autre temps. P.: NEF, 1923»-252p<

120. Copeau J. Romains J. Correspondance. Deux êtres en marche. - P.î Flammarion, 1978. - 287 p.131* Copeau J. L'esprit des petits théâtres. Cahiers Renaud

121. Copfermânn E. Le théâtre populaire? Pourquoi? P.,1965. -168 p.

122. Corvin M. Le laboratoire de htéatre " Art et action". -P., 1973, 778 p.

123. Corvin M# Le théâtre nouveau en France. P •: PUP, 1963.128 p.

124. Crémieux B. Sincérité et imagination. HEP, 1924, N134, p.538-548.

125. Daspre A. Le roman historique et L'histoire. Revue d'his-tiore littéraire de la France, 1975, N2/3, p.235-244.

126. Delhorbe C. L'affaire Dreyfus et les écrivains français. -P.ï Attinger, 1932. 355 p.

127. Dëlpit L. Paris-théatre contemporain. Rôle prépondérante des scènes d'avant-garde depuis 30 ans. Smith College studies in Modern Language, 1925. - 355 P*

128. Dhomme S. La mise en scène contemporaine. P.: Nathan, 1959. - 351 p.144* Doisy M. Le théâtre français contemporain. Bruxelles:La Boétie, 1947. - 275 p.

129. Duhamel G. Problèmes de l'heure. P.: Mercure de France, 1957, - 260 p.

130. Duchene R. Réalité vécue et réussite littéraire: le statut particulier de la lettre. Revue d'histoire littérairede la France, 1971, N2, p.177-194

131. Dullin Ch. Ce sont les dieux qu'il nous faut. P.: Gallimard, 1960. - 317 P*

132. L'expressionisme dans le théâtre européen. P.: CNRS, 1971. - 408 p.149« Gide A. Bennet A, Correspondance. - Genève: Droz, 1964.- 223 p.

133. Gide A. Bussy D. Correspondance. - Cahiers A.Gide, 1979, N9. - 553 p.

134. Gide A. L'évolution du théâtre. Gide A. Oeuvres complètes. - P.î Gallimard, 1933. - T.IV, p.210-222.

135. Gide A. Journal. P.î Gallimard, 1943. - T.I, 469 p., t.II, 481 p.

136. Ginestier P. Esthétique des situations dramatiques. P.: PUF, 1961. - 254 p.

137. Girard A. Le journal .intime et la nltion de personne. -P.: éd. Universitaires, 1963. 640 p.

138. Giraudoux J. L'Impromptu de Paris. P.: Grasset, 1937.- 157 p.

139. Giraudoux J. Littérature. P.: Grasset, 1941. - 318 p.

140. Giraudoux J. Or dans la nuit. P.î Grasset, 1969. -237 p.

141. Gisèle M. Le théâtre symboliste. P.î Nizet, 1973. -192 p.

142. Gouhier H. Théâtre et Existence. P.: Aubier, 1953. - 224

143. Haedens K. Paradoxe sur le roman. P.î Grasset, 1964. -189 p.

144. L'Histoire et ses interprétations. P.î Mouton La haye, 1961. - 237 p.

145. Hytier J. A.Gide. P.î Chariot, 1946. - 319 p.

146. Jomaron J. Metteurs en*scène du Cartel et texte théâtral. Revue d'histoire littéraire de la France, 1977. -N6, p.900-916

147. Judrin R. L'imagination du vrai. NRF, 1958. - N238, p.244-247165« Keim A. Le demi-siècle. Souvenirs de la vie littéraire et politique, P., 1956. - 326 p.

148. Kemp R. La vie du théâtre. P.î A.Michel, 1956. - 336 p.

149. Knowles D. French drama of the inter-war years. London: Harrapaud co., 1967* - 334 P*

150. Lafïile P. A.Gide et le souci de l'opinion d'après le "Journal" et quelques lettres inédites. Cahiers A.Gide, 1972. - Iî3, p. 105-115.

151. Laffile P. A.Gide, romancier. P.î Hachette, 1954. -203 P.

152. Lalou R. Le théâtre en France depuis 1900. P., 1951. -128 p.

153. Larthomas P. Le langage dramatique. P.î A.Colin, 1972. « 479 p.

154. Lejeune P. Autobiographie en France. P.î A.Colin, 1971. - 272 p.

155. Lejeune P. Autobiographie et histoire littéraire. Revue d'histoire littéraire de la France, 1975. - N6, p.903-936.

156. Lejeune P. Le pacte autobiographique. P.îSeuil, 1975. - 357 p.

157. Le lieu théâtral dans la société moderne. P.: CNRS, 1962. - 249 p.

158. Lelièvre P. Le théâtre dramatique italien en France. -P., 1959. 651 p.177* Léonard A. La crise du concept de littérature en France au XX siècle. P.: Corti, 1975. - 270 p.

159. Linder L. Le roman du roman. Revue des lettres modernes, 1975. - N439-444, p.81-92.

160. Lioure M. Claudel et le théâtre à l'état naissant. -Revue d'histoire littéraire de la France, 1977« -p.916-930.

161. Lioure M. Le drame. P.: A.Colin, 1963. - 420 p.

162. Lioure M. Le drame de Diderot à Ionesko. P.: A.Colin, 1973. - 280 p.

163. Magny Cl.-E. Histoire du roman français à partir 1918.- P.: Seuil, 1950. 349 p.183« Mail et R. A.Gide et autrui. CaMers A.Gide, 1972. -N3, p.95-104.

164. Malraux A. Esquisse d'une psychologie du cinéma. P.: Corti, 1946. - 38 p.

165. Marcel G. L'heure théâtrale. « P.î Pion, 1959. 233 p.

166. Marcel G. Tragique et personnalité. NRF, 1924. -H130, p.37-45.

167. Mettra Cl. Le romancier hors les murs. 2JRF, 1972. -N238, p.7-32.

168. Moeller Ch. Littérature du XX siècle et le christianisme. P.: Castermann, 1957. - T.II, 354 p.

169. Molino J. Qu'est-ce que le roman historique? Revue d'histoire littéraire de la France, 1975. - N2/3,p.195-234.

170. Moutote P. Le journal d* A.Gide et les problèmes du moi.- Montpelier, 1968. 680 p.

171. Radeau M. Le roman français depuis la guerre. P.: Gallimard, 1966. - 255 p.

172. Nathan J. Histoire de la littérature contemporaine. -P.: éd. F.Nathan, 1960. 347 p.

173. Raimond M. La crise du roman. P.: Corti, 1966. - 541p.197« Raimond M. Le roman depuis la Révolution. P.: A.Colin, 1968. - 413 p.

174. Raimond M. Le signe des temps. P.: SEDES, 1976. -288 p.199« Réalisme et poésie au théâtre. P.î CNRS, 1960. -295 p.

175. Robichez J. Le symbolisme au théâtre. P.î Arche, 1957. - 508 p.

176. Romains J. Souvenirs et confidences d'un écrivain. -P.: Fayard, 1958. 239 p.

177. Serreau G. Histoire du nouveau théâtre. P.: Gallimard« - 186 p.

178. Simon P.-H. L'Esprit et l'Histoire. P.î A.Colin, 1954. - 241 P.

179. Simon P.-H. Histoire de la littérature française au XX siècle. P.: A.Colin, 1957. - I.I, 224 p.- IS6

180. Surer P. Le théâtre français contemporain, P.: SEDES, 1964. - 514 p.

181. Suleiman J. La structure d»apprêttissage. Bildungsroman et roman à thèse. Poétique, 1979. -Ю7, p.24-42.

182. Le théâtre. P.: Bordas, 1980. - 253 p.

183. Le théâtre moderne. Hommes et tendances. P., 1958 -1967. - 372 p.

184. Le théâtre tragique. P.: CNRS, 1962. - 540 p.

185. Tison-braun M. La crise de ^humanisme. P.: Nizetr 1958. - T.I, 519 P.

186. Touchard P.-A. Copeau plus vivant que jamais. Monde, 1975, 23-24 fév., p.15.

187. Veinstein A. Du théâtre libre au théâre louis Jouvet. ~ P.: Billandot, 1955. 285 p.

188. Veinstein A. La mise en scène théâtrale et sa condition esthétique« P.î Flammarion, 1965. - 398 p.

189. Voltz P. La comédie. P.: A.Colin, 1964. - 472 p.

190. Walzer P. Le XX siècle. -P.: Arthaud, 1975. T.I, 459 p.

191. ЛИТЕРАТУРА О Р.МАРТЕН ДЮ ТАРЕ:

192. Виоллис А. Р.Мартен дю Гар. - Интернациональная литера. тура, 1937, & 8, с.187-188.

193. Гальперина . Е. Семья Тибо. — В кн.: Мартен.дю Гар Р. . Семья Тибо. М.: Худ. лит., 1972, т.1, с.5-22.

194. IVpiraa Т.Л. Об интеллектуальности метода Р.Мартен дю Гара. В кн.: Проблемы метода и стиля в прогрессивнойлитературе.Запада XX века. Пермь, 1966, с.213-230.

195. Гурина T.I. Образ А.Тибо и идейно-художественные поиски нового героя в романе Р.Мартен дю Гара "Семья Тибо". -В кн.: Образ героя образ времени. - Воронен: изд. Воронежского университета, с.107-118.- 197 .

196. Гурина. Т.Л. Роман Р.Мартен дю Тара "Семья Тибо". Автореферат диссертации.на соискание ученой степени кандидатафилологических наук, т Л., 1963. 24 с.

197. Зонина Л. Предисловие. В.кн.: .Мартен дю Гар Р. Жан

198. Баруа. М.:1ИХЛ, 1958., с.5-13.

199. Кирнозе З.И. Роль документа в трансформации романа Р.Мартен дю Гара "Семья Тибо". В кн.: Литература и общественно-политические проблемы эпохи. Л. : изд.ЛГУ, 1983,вып.2, с.46-52.

200. Кирнозе З.И. Романы Р.Мартен дю Гара /проблема становления личности/. Автореферат диссертации на.соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1962. -18 с.

201. Мартен дю Гар.Р. Библиографический указатель. Сост. А.В. Паевская. М.:изд. Всесоюзной книжной палаты, 1958.44 с.

202. Мотылёва Т.Л. Неожиданный Мартен дю Гар. Иностраннаялитература, 1984, 1Ю, с. 239-242. .

203. Наркирьер Ф.С. Р.Мартен дю Гар. М.:ГИХЛ, 1963. 228 с.

204. Овруцкая И.Н. Герой Р.Мартен дю Гара. Автореферат диссертации на соискание.ученой.стпени кандидата филологическихнаук. Киев, 1965. - 22 с.

205. Татиева Н.Н., Мастерство психологического анализа в романе Р.Мартен дю Гара "Семья Тибо". Автореферат диссертации ан соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси, 1984. - 22 с.

206. Alluin В. " Deux jours de vacances". La création littéraire chez R.Martin du Gard. Revue d'histoire littéraire de la Prance, 1982. - N5/6, p.744-759.

207. Borgal Cl. A la recherche du temps. NRF, 1958. - H72, p.1092-1098.- 198

208. Borgal Cl* R.Martin du Gard. P.: éd.Universitaires, 1958. - 128 p.

209. Borgal Cl. R.Martin du Gard et le théâtre. Revue d'histoire littéraire de la France, 1982. - N5/6, p.735-743.

210. Brenner J. L'été 1939. NEF, 1958, - N72, p.1053-1059.

211. Brenner J. R.Martin du Gard. P.ï Gallimard, 1961. -238 p.

212. Callu F. Le fond R.Martin du Gard de la Bibliothèque Nationale. Revue d'histoire littéraire de la Prance, 1982. - N5/6, p.818-824.

213. Camus A. R.Martin du Gard. Martin du Gard R. Oeuvres complètes. - P.; Gallimard, 1955. - Ï.I, p.VII-XXIX.

214. Daix P. Réflexions sur la méthode de R.Martin du Gard.- P.: éd. Français réunis, 1957. 363 p.

215. Daspre A. Le regard de R.Martin du Gard dans "Maumort V- Revue d'histoire littéraire de la Prance, 1982. -N5/6, p.848-855.

216. Daspre A. R.Martin du Gard, son temps et le notre. -La Pensée, 1982. N226, p.62-67.

217. Daspre A. Sur le réalisme de Jean Barois. Europe, 1963. - N413, p.41-46.

218. Delay J. Commencement d'une amitié. NRF, 1958. -N72, p.976-984.247* Delay J. Leur extraordinaire dialogue se nourissait de leurs oppositions. Monde, 1968, 23 mars, suppl., p.4.

219. Fernandez D. Proust ou Martin du Gard? NRF, 1958. -N72, p.1077-1091.

220. Filipowska I. Le tragique de l'individu dans les romans de R.Martin du Gard. Poznan, 1968. - 105 p.199

221. Garguilo R. La génèse des Thibault de R.Martin du Gard. -Lille, 1974. 843 p.

222. Garguilo R. La méthode de R.Martin du Gard d'après les notes préparatoires des "Thibault". Revue d'histoire littéraire de la France, 1973. - N6, p.1010-1028.

223. Genton R. La méthode de R.Martin du Gard. La nouvelle critique, 1965. - N163, p.37-65.253« Gorilovics T. Recherches sur les origines et les sources de la pensée de R.Martin du Gard. Budapest, 1962. - 57 p

224. Guéhenno J. Le sens d'un certain Honneur. NRF, 1958. -N72, p. 1036-1038.

225. Hellens F. D'un certain ordre fantastique. NRF, 1958. -N72, p.1099-1106.

226. Jacobsson H. L'expression imagée dans les Thibault de R. Martin du Gard. Lund, 1968. - 387 p.

227. Jouhandeau M. Figure exemplaire. NRF, 1958. - N72, p.1008-1009.

228. Judrin R, R.Martin du Gard et le style du roman. NRF, 1958. - N72, p.1074-1078.

229. Lalou R. R.Martin du Gard. P.: Gallimard, 1937. - 148 p.

230. Magny Cl.-E. Les Faux-Monneyeurs, un roman pur; les Thibault, le chef-d'oeuvre du sur-roman. Monde, 1968,23 mars, suppl. p.5.

231. Mauriac F. Martin du Gard et moi, nous n'étions pas de la meme paroisse. Monde, 1968, 23 mars, suppl. p.5.

232. Maurois A. L'univers de R.Martin du Gard. NRF, 1958. -N72, p.1029-1035.

233. Morand J. Entre la littérature et la vie. La solitude de R.Martin du Gard. Les lettres nouvelles, 1958, 21 nov., p.507-515.264* Nouvelle Revue Fraçaise, 1958« N72, numéro spécial 11 Hommage à R.Martin du Gard ", p.965-1176.

234. Revue d'histoire littéraire de la Prance, 1982. N5/6, numéro spécial R.Martin du Gard, p.722-1072.

235. Rieuneau M. La correspondance de R.Martin du Gard et D.Bus-sy. Revue d'histoire littéraire de la Prance, 1982. -N5/6, p.825-837.

236. Roza R. R.Martin du Gard et la banalité retrouvée. P.î Didier, 1970. - 229 p.

237. Schalk D. R.Martin du Gard. The novelist and History. -Ithacai Cornell univ. press, 1967. 257 p.

238. Sicard Cl. Le Journal de R.Martin du Gard. Revue d'histoi re littéraire de la Prance, 1982. - N5/6, p.838-847.

239. Sicard Cl. R.Martin du Gard. Les années d'apprentissage littéraire. Lille, 1976. - 770 p.

240. Swedenborg E. Jean Barois de R.Martin du Gard. Etude des moyens et des techniques narratives. Lund, 1979. - 226 p.

241. Swedenborg E. 11 Jean Barois" et la technique narrative. -Revue d'histoire littéraire de la Prance, 1982. N5/6, p.728-734 p.

242. Tieghem van Fh. Jean Barois et nous. NRP, 1958. - N72, p.1065-1067.

243. Vrolyk J. Le temps et la mort dans l'oeuvre romanesque de Roger Martin du Gard. P.î La Pensée universelle 1974. -222 p.

244. White Hall T. A Note on the So-called change in technique in 11 Les Thibault " of R.Martin du Gard. The French Review, 1953. - V.XXVTI, N2, p.108-113.- 201

245. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РОКЕ МАРТЕН.ДЮ ГАРА.

246. Мартен дю Гар Р. Воспоминания. -.В кн.: Писатели Франции о литературе. М.: Прогресс, 1978. - с.170-191.

247. Мартен дю Гар Р. Жан Баруа. М.: ГИХЛ, 1958. -384" с.

248. Мартен.дю Гар Р. Семья Тибо. T.I-II. М. : Худ. лит., 1972. - T.I, 800 е., т.II, 911 с.279* Block J.-R. Martin du Gard R. Correspondance. - Europe, 1963. - N413, p.5-37; N414, p.47-78; N415-416, p.83-117.

249. Copeau J. Martin du Gard R. Correspondance. T.I-II. -P.: Gallimard, 1972. - T.I, 452 p., t.II, 441 p.

250. Gide ¿. Martin du Gard R. Correspondance. T.I-II. -P.: Gallimard, 1968. - T.I, 732 p., t.II,571 p.

251. Martin du Gard R. Consultation littéraire. NRP, 1958. -N72, p. 1117-1135.

252. Martin du Gard R. Correspondance générale. T.I-II. -P.: Gallimard, 1980. T.I, 416 p., t.II, 303 p.

253. Martin du Gard R. Discours de Stockholm. NRF, 1959. -N77, p.956-960.

254. Martin du Gard R. Le lieutunant-colonel de Maumort. -P.: Gallimard, 1983. 1316 p.

255. Martin du Gard R. Lettres à un ami. NEF, 1958. - N72, p.1137-1146.

256. Martin du Gard R. Oeuvres complètes. T.I-II. P.: Gallimard, 1955. - T.I, 1403 p., t.II, 1439 p.

257. Martin du Gard R. Sur des questions de politique. -UEF, 1958. N72, p.1146-1153.

258. Martin du Gard R. Le Vieux-Colombier. NRP, 1919. -Décembre, p.1113-1118.