автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Русская детская повесть 20-40-х годов XIX века и типология характеров

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Костюхина, Марина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Русская детская повесть 20-40-х годов XIX века и типология характеров'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская детская повесть 20-40-х годов XIX века и типология характеров"

Г Г Б ОД 12

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ вмени А.й.ГЕИВДА

На правах рукописи УДК 882 - 31. "184"

КОСТЮХЙНА Марина Сергеевна

РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ПОВЕСТЬ 20-40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА И ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1С94

Работа выполнена на кафедре русской литературы Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Н.Н.Скатов Официальные оппоненты - доктор филологических наук.

Ведущая организация - Петрозаводский государственный университет.

К 113.05.05 по'присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена /199053 Санкт-Петербург, 1-ая линия Васильевского острова 52, ауд. Д/ /.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан К_ 1994 г.

профессор В.М.Маркович

кандидат филологических наук, доцент В.В.Головин

т

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических нау] додент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

История русской детской литературы, насчитывающая более двух веков, еще не написана. В немногочисленных учебниках по русской детской литературе главное внимание уделяется классикам "большой" литературы, чьи произведения вошли в круг детского чтения, тогда как писатели, адресовавшиеся непосредственно к детям, едва упоминаются. Поэтому одна из насущных историко-литературных задач - воссоздание истории собственно детской литературы в общелитературном контексте.

Актуальность темы. Решение этой задачи встречает немало трудностей, объясняемых спецификой детской литературы. С одной стороны, литература эта включена в общелитературный процесс и подчиняется его законам. Но детская литература как составное звено русского литературного процесса изучена плохо. С другой стороны, детская литература обладает известной автономией, поскольку преследует ярко выраженные воспитательные цели. Это, в свою очередь, роднит детскую литературу с дидактической прозой, назидательной литературой XIX в., которая также почти не изучена. Между тем у назидательной литературы, как и у детской, есть собственная жанровая система, здесь оформились своеобразные художественные принципы.

Так определяется еще одна актуальная задача в изучении детской литературы - теоретико-литературная. Нуждаются в изучении жанры детской литературы. Ее дидактическая направленность определяет типологию характеров, очень устойчивую на протяжении многих десятилетий. И хотя детская литература чутко откликается на перемены в "большой" литературе, она не отказывается от традиционных для нее принципов изображения мира и человека.

Научная новизна реферируемой диссертации в том, что и жанр детской повести, и типология ее характеров исследуются впервые. Сформулированные задачи решаются здесь на материале русской детской литературы периода ее становления - 20-40-х гг. XIX в. с кратким экскурсом в эпоху зарождения нашей детской литературы на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Эти годы очень важны в истории детской литературы, поскольку именно в это время появляются первые профессиональные детские писатели, начинают выходить многочисленные детские журналы и альманахи, складывается жанровая система детской прозы, где на первом месте оказывается повесть из детского быта. В этом жанре наиболее четко выявляется типология характеров нашей детской литературы начального ее периода.

Цель диссертации заключается в определении источников русской детской прозы, характеристике творчества первых русских детских писателей, исследовании детской литературы в аспекте важнейших теоретико-литературных категорий - жанра и характера, включении детской литературы в общелитературный процесс.

Метод исследования. Специфика детской литературы показывается в диссертации на обширном историко-литературном материале. Только максимальная полнота материала позволяет дать объективную оценку детской литературы. Феномен детской литературы изучается в процессе его развития, что позволяет выделить основные типы произведений детской прозы с ее характерологией. Следовательно, метод исследования в реферируемой диссертации представляет сочетание приемов историко-литературного анализа с апробированными в отечественном литературоведении приемами исследования типологического.

Практическая значимость работы. Реферируемая диссертация писалась в процессе преподавания ее автором детской литературы в Российском государственном университете им. А.И.Герцена и вытекает из опыта практической работы. Ее положения использованы в курсе истории русской детской литературы, в работе студенческого спецсеминара. Материалы диссертации могут быть полезны и в общем курсе истории русской литературы.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в докладах на ежегодных Герценовских чтениях в РГП7 им. А.И.Герцена /1993 и ISS4 гг./, на конференции молодых ученых в Институте русской литературы /Пушкинский Дои/ РАН в 1994 г., на 2-ой научной конференции "Российские женщины и европейская культура" /РАН, 1994 г./ и четырех публикациях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из вступления, трех глав и библиографии. Ее объем - 206 машинописных страниц. Библиография включает 200 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении к работе намечается ее проблематика и формулируются цели исследования. В изучении начального этапа русской детской литературы понятие "литература для детей" было подменено другим - "круг детского чтения". Поэтому преимущественное внимание уделялось авторам, для детей не писавшим, но занявшим главное место в круге детского чтения /Пушкин, Крылов, Ершов и др./. Собственно детские писатели в большинстве своем были забыты. Новые педагогические установки обесценивали литературу, служившую отживающим педагогическим воззрениям,-независимо от ее художественных достоинств. Лишь с середины XIX в. положение меняется: эстетические качества детской книги приобретают не меньшую значимость. И все же сопряжение художественности с внелитературяыми задачами воспитания оста-

- 4 -

ется определяющей чертой детской литературы.

Функциональная направленность детской книги обусловила связь ее с назидательной литературой" "для взрослых". Но эта богатая литература осталась за пределами внимания литературоведения, поскольку дидактика представляется явлением антихудожественным. Между тем назидательная литература - определенная сфера культуры, не чуждая художественности /красоте нравственной идеи должна отвечать красота ее выражения/. Изучение назидательной литературы XIX в. могло бы многое прояснить в истории нашей детской литературы.

Стойкое предубеждение литературоведческой науки против назидательной литературы сказалось к на изученности литературы детской. За нею закрепилась в XIX в. репутация литературы "примитивной", второсортной, не достойной серьезного внимания. Но дидактическая литература, храня верность традиционным художественным принципам, не чуждалась литературных новшеств. Такова же и детская книга XIX в.: она представляет многослойный литературный пирог, в котором сосуществуют различные пласты литературного развития. Настоятельная необходимость изучения назидательной литературы диктуется не только значением ее как культурного феномена, но и тем, что это неотъемлемая часть русского литературного процесса.

Ранняя русская детская литература остается заповедной зоной не только для историков, но и теоретиков литературы. Никто не исследовал ее жанровую систему, нет работ по сгожетике и характерологии русской детской литературы. Во Введении мотивируется главная теоретико-литературная задача диссертации -исследование категорий жанра и характера в русской детской литературе начала XIX в. Избранная для анализа повесть из детского быта стала центральным жанром детской литературы того

времени. Превращение назидательного рассказа в детску® повесть -процесс, в ходе которого формируется наша детская литература. Особенно значимой оказывается категория характера, поскольку воспитательная функция детской литературы предопределяет тягу к образцам поведения.

Традиционная типология характеров детской литературы подвергалась воздействию "большой" литературы: она усложнялась и трансформировалась. Взаимоотношения между взрослой классикой и детской литературой - особая проблема, лишь частично освещаемая в реферируемой диссертации. Освоение детства во взрослой литературе во многом происходит самостоятельно, независимо от детской литературы. Но и у детских писателей были несомненные художественные открытия в психологии детского характера.

Во Введении дается историографический обзор того немногого, что написано о русской детской литературе периода ее становления.

Глава I. "Истоки жанра и проблематика русской детской повести /1780-е - 1810-е годы/", обращена к начальной поре русской детской литературы. Это последние десятилетия ХУШ в., когда детская литература складывается в Европе повсеместно, т.е. имеет интернациональный характер. Русская литература для детей обращается к общеевропейскому достоянию. Вдохновляясь педагогическими идеями Руссо, она ставит прежде всего дидактические цели. Первые детские писатели и издатели почти все были педагогами: И.Г.Кампе /с его основополагающей "Детской библиотекой"/ в Германии, А.Беркень во Франции, М.Эджворт в Англии, В.С.Подшивалов и А.А.Прокоповкч-Антонский в России.

Первые детские издания представляли внушительные по объему сборники, включавшие десятки произведений разных жанров. В России такие сборники стали, выходить с середины 70-х гг. ХУШ в. /т.е. еще до знаменитого новиковского журнала "Детское чтение

для сердца и разума", с которым обычно связывают возникновение русской детской литературы/. Самым знаменитым из них стала "Детская библиотека" А.С.Шишкова /1-е издание - 1783 г./. Сюжетный материал русских сборников почти весь взят из книг Каше и Беркеня, но это не смущало русских авторов и издателей: важно было обнаружить в русском ребенке извечную, наднациональную детскую сущность. Многие из этих сюжетов стали общим достоянием европейской детской литературы и встречаются у нас вплоть до конца XIX в., в том числе в творчестве К.Ушин-ского и Л.Толстого.

Среди жанров детской прозы главное место занимает назидательный рассказ. Он имеет очевидную басенную установку: у героя нравоучительного рассказа нет пола и национальности -важна лишь его общечеловеческая сущность. Главное в этом универсальном герое - поступок, позволяющий отнести его к категории человека добродетельного или порочного, определяющий всю его последующую жизнь. Завершающее рассказ назидание выполняет Функцию басенной морали.

Назидательный рассказ, родственный басне, имел и свою специфику. Главное - он говорил о ребенке и ребенку г.е предназначался. Он, кроме того, был "полезным" - не только в плане назидательном, но и учебном. Назидательные рассказы знакомили юных читателей с правилами общежития, давали навыки прак-тическоЗ психологии. Если басня учила, как не надо поступать, и смеялась над недостатками человеческой натуры, то назидательный рассказ давал образцы для подражания, исходя из представления о благодетельной силе примера. Это сближает нравоучительный рассказ с поучением - жанром, имеющим давнюю национальную традицию. Но поучения ке всегда нуздаются в примерах, а если используют их, то чаще обращаются к биограОиям истори-

ческих и мифологических героев. Теснее взаимодействовал назидательный рассказ с жанром беседы. Беседа по поводу поступка /или проступка/ должна привести ребенка к выбору правильного пути. Беседа могла входить в структуру назидательного рассказа, да и сам рассказ был способен превратиться в диалог и стать беседой.

Именно назидательный рассказ стал основой для центрального жанра русской детской литературы XIX в. - повести из детского быта. Приключенческие романы и сказки о волшебниках /"фейные сказки"/, занимавшие немалое место в детском чтении ХУ!!! в., не только не оказали какого-нибудь заметного влияния на русскую детскую повесть XIX в., но были с негодованием отвергнуты ее создателями как "пустое чтение, увлекающее детей в понятия ложные и следовательно вредные" /"Звездочка" за 1844 г./.

В русской детской прозе начального периода ребенок противоречив. С одной стороны, это дитя природы, полное чистых помыслов и светлых чувств. С другой, ребенок еще мал и неразумен, так что первой детской добродетель® оказывается по-слуяание. "Дитя чувствительное" и "датя дидактическое" - »то два начала, вольно участвуйте в создании характеров детскоЁ прозы. Внутри одного и того же сборника облик ребенка меняется, нередко в зависимости от жанровой принадлежности произведений. Но явно преобладают два типа характера: ребенок порочный и ребенок добродетельный.

Порочный человек во взрослой и детской литературе ХУШ в. изображается совершенно по-разному. Корни зла во взрослой литературе - дурные нравы, так что "падение" человека начинается в родительском доме /"Недоросль" Д.Фонвизина, "Евгений" А.Измайлова/. За порочными родителями следуют развратные воспита-

тели и плохие учителя. Путь героя к моральной пропасти обставлен пестрыми картинами его жизни, по-своему интересной и разнообразной. Будь он праведником, ему не пришлось бы испытать этого острого ощущения жизни и не увидеть бы и одной десятой того, что перед ним открылось.

Роль "нравов" в детской литературе невелика, и сущность героя отнюдь не определяется дурным или хорошим воспитанием. В детской литературе ХУШ в. родители всегда на высоте: они правильно понимают свой общественный долг и всячески способствуют тому, чтобы дитя было достойно высокого звания человека. Ребенок становится порочным или добродетельным независимо от "нравов". Не исправить нравы, а исправить душу - так представляли свою роль первые детские авторы, находившиеся на пересечении просветительского и сентиментального направлений.

Среди разнообразных пороков главным оказывается непослушание, трактуемое как вид страсти, которая затмевает требования здравого рассудка. Лишь постепенно непослушание начинает оцениваться иначе - как следствие детских шалостей. Так появляется в литературе для детей новое слово - "шалун" /впервые у Шишкова/. Дитя резвится и играет, потому оно и непослушно. Но по логике назидательного рассказа играющее дитя - это дитя в итоге порочное, и эта логическая связь обрывается только в детской повести XIX в.

Последствия непослушания в назидательном рассказе - физические страдания и смерть. Они особенно живописуются, поскольку представляют объективный результат проступка, подобие безличного рока, наказующего ослушника. Страдания могут причиняться родителями, которые выступают в назидательных рассказах не только в роли резонеров, но и тех, кто жестоко наказывают провинившихся. И опять-таки только А.С.Шишков отказыва-

ется от описания страданий наказанных детей и родительских жестокостей, представляя старших не столько холодными резонерами, сколько чувствительными воспитателями, которые опечалены дурным поведением своих детей. Б целом же порочное дитя назидательных рассказов ХУШ в. служит прежде всего дидактическим целям детских книг.

Среди добродетелей на первом месте находится послуианне. Однако от героя назидательного рассказа требуется активность, тогда как послушание лишает его права на поступок. Авторы назидательных рассказов видят несколько выходов из этого очевидного противоречия. Самый элементарный - не совершение поступка, а преодоление искушения этот поступок совершить /отказ от "запретного плода"/. Есть и другой выход: благодетельное дитя совершает благотворительные поступки. Благотворительность оценивается исключительно высоко и оправдывается как с точки зрения рациональной /подал нищему, а тот спас тебя от гибели/, так и с точки зрения нравственной: способность к благотворительности выдает человека доброго и чувствительного. "Воспитание сердца" почиталось первым делом как русскими просветителями, так и сентименталистами. Так было в теории. В практике же назидательного рассказа предпочтение отдавалось ребенку рассудительному, а не чувствительному.

Детская и взрослая благотворительность принципиально разнятся. Для героя сентиментальной повести способность к благотворению есть "дар ■ • 'тых небес", и добрые дела творит он по наитию. Ребенке;-., : свершающим благотворительные поступки, обычно руководит рассудочное начало. "Чувствительного" ребенка русская детская лит?-"¡тура когтч ХУШ в. еще не знала. Бессознательная тяга реб::чкэ т. доб;. будет открыта русской детской литературой позже. Благотворительность станет признаком чувст-

вительного сердца, но детская повесть не откажется и от привычного для нее материального вознаграждения за добрые дела.

Среди добродетелей высоко ценилось чувство благодарности, понимаемой довольно широко - от благодарности к родителям до благодарности к любимому отечеству. Однако патриотический поворот этой теш встречается лишь в педагогических статьях и речах, тогда как детская литература начальной поры о любви к родине не говорит: ребенок здесь - не роосийсккй гражданин, а существо вненациональное. Зато в назидательных рассказах, прославляющих чувство благодарности, ребенок получает нередко социальную характеристику: это бедное дитя. Будучи облагодетельствовано, оно помнит добро, и это уравнивает детей благородных и простых. При всем том авторы назидательных рассказов не устают напоминать юным читателям, что каждый должен находиться в своем.состоянии и быть довольным им.

Рассказы о бедных детях были очень перспективными для развития жанра детской бытовой повести XIX в. Облагодетельствованный бедный ребенок мог подняться "из грязи в князи". Пройдя сквозь множество испытаний и приключений, он добивался богатства и уважения к себе. Такие истории давали благодатный материал для авантюрно-приключенческого романа. Но эту возможность русская детская литература XIX в. практически не использовала. С другой стороны, история бедного ребенка могла сопровождаться рассказом о судьбе его родителей и картинами тяжелой крестьянской жизни. Здесь открывается дорога к бытовой повести.

Типология характеров детского назидательного рассказа устремлена к парности, и нередко в рамках одного рассказа герои составляют антитезу. "Что такое хорошо и что такое плохо" начинались в ХУШ в. Но эта жесткая схема с явным предпочтением

разума сердцу подверглась серьезному испытанию в русской детской литературе первой трети XIX з.

Глава 2, "Русская детская повесть 30-40-х гг. XIX в. и усложнение традиционных характеров",- центральная в исследовании: здесь дается характеристика жанра русской детской повести, определяются ее художественные принципы и прослеживаются изменения, которые происходят в типологии детских характеров, сложившихся в ХУИ! в. Главное внимание уделяется первым русским детским писателям-профессионалам: А.П.Зонтаг, Л.А.Яр-цовол, Г.П.Еурнашеву, А.О.Пшимовои. Но понять происходящее в детской литературе позволяют не только произведения ее классиков, но и творчество писателей "второго ряда", зачастую даже безымянных, печатавшихся в многочисленных сборниках и альманахах.

В 20-30-е гг. XIX в. меняется статус детской .литературы. Прежде она претендовала на особое положение, оправдываемое высокими нравственно-педагогическими целями, стоявшим! перед детскими писателями. Теперь на смену просветительскому пафосу приходит литературный профессионализм. В.Г.Белинский, ставший первым критиком нашей детской литературы, предъявлял к детскому писателю те же требования, что и ко "взрослому". Так детская литература включалась в общелитературный процесс. Она осваивает популярные в литературе того времени жанровые форглы, и главной из них оказывается повесть.

Сюжетным ядром детской повести чаще всего служит старый назидательный рассказ. Он насыщается бытовым: подробностями, разрастаясь в объеме. Иногда авторы объединяют отдельные рассказы в длинные повествовательные цепочки. Постепенно рядом с традиционными сюжетами, восходящими к Каше к Беркеню, появляются сюжеты оригинальные. Эпоха пересказов уходит в прошлое,

- 12 -

иноземные источники русифицируются, хотя их роль в детской литературе остается заметной.

Нравоучительный рассказ мог расширяться в объеме и за счет включения в него материала научно-популярного. 7 нас в конце ХУШ в. полезность детской книги виделась, в частности, в том, чтобы сообщить юному читателю как можно больше сведений из разных областей знания. Но в 30-40-е гг. детская повесть отмежевывается от научно-популярной информации /складывается особая научно-популярная литература для детей/ и редко пользуется ее "услугами". Это освобождало детскую повесть от "постороннего" материала и обеспечивало единство сюжета.

Новая детская повесть сохраняет назидательность, без которой ранняя детская литература обойтись не могла. Но на смену суровому менторскому тону детских изданий ХУШ в. приходит новый стиль, ласковый и снисходительный, слегка шутливый. В детской повести 30-40-х гг. появляется рассказчик, представляющий себя не учителем жизни, а добрым другом детей. Особенно популярна была бабушка-рассказчица, безмерно любящая своих внуков. Назидательность становится "скрытой", и это ставит перед детскими писателями новую задачу: книга должна была занимать и развлекать детей, т.е. к ней предъявлялись не только назидательные, но и эстетические требования. В детской литературе создается "художественная реальность", соотносимая с действительностью. Отсюда гонения на сказку в детской литературе 3040-х гг. как на нечто "противоречащее природе", неправдоподобное /критическим атакам подвергалась даже ставшая классикой "Черная курица" А.Погорельского/.

Детские повести 20-40-х гг. XIX в. разделяются на несколько тематических групп. Сашя большая - это повести пз детского быта, прочно связанные с традицией назидательного рассказа и

представляющие зачастую его модификацию. Немногим уступали им в популярности повести о бедных дети;, отличающихся активностью и жизнеспособностью. Особую разновидность представляли пансионные повести, знакомившие юного читателя с опытом социальной жизни, поскольку учебное заведение является уменьшенной моделью большого мира. На периферии детской литературы находились в это время исторические и приключенческие повести. Каждая из этих тематических групп имеет не только свой сюжетный материал, но и свое отношение к реальности. К это значит, что традиционная, из ХЛГ в. идущая типология характеров детской прозы трансформируется к усложняется.

Хотя контуры добродетельного к порочного ребенка в типологии характеров детской повести 20-40-х гг. хорошо различимы, они не столь отчетливы, как прежде: детские пороки оборачиваются недостатками и не вызывают сурового осуждения. Главное же -герои детской повести конкретизируются. Они перестают быть носителями общих понятий добра и зла и обретают социальную определенность, превращаясь в обитателей подмосковных усадеб и петербургских гостиных. Значимыми оказываются названия улиц, где живут дети, их вещи и игрушки. Социальная обозначенность героя связана с появлением в детской повести 20-40-х гг. популярного сюжета о резкой смене социального положения. Причем это не только "путь наверх" /знаменитая ситуация "из грязи в князи"/, но и социальное крушение юного героя, требующее от него настойчивости и твердости характера. Так появляются в детской повести новые психологические коллизии.

Изображение порочных детей смягчается, и в первую очередь это связано с тем, что герой детской повести 20-40-х гг. XIX в. обретает возраст. Маленькие мальчики и девочки поступают плохо не потому, что они порочны, а потому что они малы и не понимают

- 14 -

последствий своих поступков. Первой увязала поступки детей с их возрастом А.П.Зонтаг, разделив свои повести на три группы -для детей "первого", "второго" и "третьего" возраста. Одна из первых мастеров русской литературной сказки, известная переводчица, Зонтаг обратилась к повестям М.Эджворт и так их пересказала, что русскими читателями они были восприняты как оригинальные. Зонтаг по-новому расставила психологические акценты. Проведя свою маленькую героиню через неразумные поступки, Зонтаг не осуждает ее: девочка находится не на пути порока, а на пути овладения опытом /повесть "Полинька"/. Подобные опыты есть у В.Бурнашева: героиня его повести "Белокурая коса" совершает проступок не потому, что она порочна, а из лояно понятой благотворительности: она еще мала и не понимает, что делает.

Связывая поступки детей с их возрастными особенностями, авторы детских повестей открывали в литературе психологию детского возраста. Безошибочное понимание детской психологии отличало А.О.Ишпыову. Переживания ее героев настолько психологически точны и художественно убедительны /особенно в "Рассказах старушки"/, что напоминают зарисовки с натуры. Еще до Кшимовой психологически верную историю детской души показал в "Черной курице" А.Погорельский: его маленький герой проходит путь от доброго мальчика до порочного ребенка. Несколько позже, чем детская, обращается к психологии ребенка "большая" литература, г со временем автономность психологических поисков детских авторов сменилась прямой их зависимостью от исследований детской дуля: в большой литературе.

Наконец, кроме социальной определенности и возраста, герой детской повести XIX в. обретает национальность. Поначалу это было "переложение на русские нравы" переводных произведений, где детали национального быта выполняли роль театральных де-

- 15 -

кораций. Одной из первых оригинальных русских книг стало "Счастливое семейство, или полезное чтение для детей" Л.Я.Яр-цовой. Это универсальная книга: в раикк одной повести были заключены многочисленные нравоучительные беседы, научные и исторические очерки. Сама же повесть - из русского быта. Главный пафос книги Ярцовол - прославление национального воспитания как основы счастливой и благополучной жизни. Счастливые дети живут среди русской природы, г:грают в русские игры, хорошо знают русскую историю. Жизнь деревенской усадьбы связана с жизнью крестьян из соседних деревень. В новом свете предстает традиционная тема детской благотворительности: помогая крестьянским девочкам, счастливые дети приобщаются к русской жизни. Они знакомятся с крестьянским бытом, простыми людьми, их проблемами. Через благотворительность маленькому герою открывается пестрый мир национальной жизни. Так движется повесть из детского быта: от "русских" деталей, выполняющих роль национальных сигналов, к русским детям, включенным в национальную жизнь.

В повестях из детского быта 20-40-х гг. появляются совершенно новые герои "из простых". Прежде всего это кормилицы, окруженные любовью и вниманием, добрые старушки /популярный образ няни - сказочницы, мудрой советчицы - в это время в детской повести еще не сложился/. Они воспринимаются как характерные типы русской национальной жизни.

Заметно меняются акценты в повестях о бедных детях. Нравоучительные рассказы ХУЕ в. о бедных детях служили иллюстрацией к тезису о внесословной ценности человека. Авторы повестей 20-40-х гг. обращают внимание не столько на обстоятельства жизни юного героя, сколько на его национальную принадлежность. Бедный ребенок становится русским ребенком и проявляет исконные

свойства именно русской души. Набор этих свойств варьируется: трудолюбие и терпение, противоречивое сочетание силы и покорности, мужества к чувствительности. Таковы маленькие дети в повестях В.Бурнашева, где благополучный исход всех начинаний бедных детей - следствие их изначально русских добродетелей: умения трудиться к умения терпеть. В то же время детскость героя избавляет его от катастрофы: в трудную минуту к ребенку приходят на помощь. Бедная русская жизнь в детских повестях 20-40-х гг. еще не стала скорбной темой. Когда же в 40-е гг. бедные дети появляются на страницах взрослых повестей /5.Достоевский, Д.Григорович/, они оказываются униженными и оскорбленными, совершенно беззащитными. В середине XIX в. появляется целая литература о детских страданиях с ее "мрачным, тяжелым колоритом" /Н.Саввин/, которая воспринимается как литература правдивая, В 30-е же гг. повести о бедных детях не обходитесь без идеализации.

Открытие возраста, социального положения, национальности героев детской повести вело к освоению психологии ребенка. Психологизм же менял идущую из ХУШ в. типологию характеров. Поэтому повесть из детского быта - не просто выросший в объеме назидательный рассказ, это новый по сути своей жанр. Психологизм детской повести - отражение происходящего в "большой" литературе'и в жизни вообще. 30-е гг. - это и время становления жанра детской повести с углублением традиционных характеров, завещанных ХУШ—гл веком, но это и время их трансформации, появления новых по содержанию характеров.

В 3-й главе. "Типология характеров детской повести и "большая" литература", детская повесть рассматривается на фоне "большой" русской литературы, в их взаимосвязях. Отношения между ними оказываются далеко не простыми. С одной стороны.

- 17 -

детская литература - это часть единой русской литературы, с другой - внутри русской литературы в целом детская литература занимает несколько обособленное положение. Поэтому как бы ни отзывалась детская повесть на литературные новшества, в основе ее типологии характеров лежит традиционная пара добродетельного и порочного героев - паре, заданная воспитательным назначением детской литературы.

Парность героев детской литературы далека от той парности, которую ценила большая литература. Эраст и Леонид Карамзина, Онегин и Ленский Пушкина, Адуев-старший и Адуев-младший Гончарова не исключают, а взаимодополняют один другого, демонстрируя сложность человеческой натуры. В детской литературе парность героев - дидактический прием, факт внехудожественный в своей основе, и это вызывало негодование многих критиков, начиная с Белинского.

Власть этой педагогической антитезы хорошо видна на примере пансионной повести. Это детская психологическая проза, где душевные качества героев определяются их социальной жизнью, особенностям:: воспитания. Возможность соединить в рамках одного пространства героев разных социальных групп открывала перед пансионной повестью большие художественные перспективы. Тем не менее пестрота детских пороков и добродетелей в пансионной повести уложена в прокрустово ложе традиционной антитезы добродетельного и порочного, хотя авторы повестей стремятся к социальным и психологическим мотивировкам поступков юных героев.

При всей прочности традиционной типологии характеров детская литература испытывала о^гткмое влияние литературы взрослой. Самое значительное из них - влмние романтизма. Оно сказывается в двух отношениях: утверждение романтической концепции

детства и использование модных литературных приемов. В числе последних - расхожие романтические ситуации: судьба художника в обществе, цивилизованный герой в гире вольных и диких людей. Попадая в -кесткие дидактические рамки детско:" повести, ситуации эти выглядят пародийно, поскольку высокий романтический порыв оказывается на веревочке жиденькой моральной сентенции /особенно у В.Бурнашева/. Плохо приливались в детской литературе п романтические портретно-пейзашые формулы: они не отвечали привычным представлениям о душевной кротости ребенка. Романтический облик героя детской повести - всего лишь маскарад, потому что этому герою было отказано в сильных страстях и бунтарстве. В очень редуцированном виде представляла детская повесть оппозиционность романтического героя светскому обществу, довольствуясь упреками светским детям в распущенности и безнравственности.

Гораздо значительнее прямых пересказов "общих мест" романтизма была для детской литературы романтическая концепция детства. Для романтиков детская душа - это душа чистая, свободная от практицизма низкой действительности. Романтическая концепция детства укрепляется в общественном сознании и входит в большую литературу независимо от ее принадлежности к романтизму или реализму. Особая чистота детской душ, которую герой теряет с возрастом,- вот ностальгический мотив, сопровождающий тему детства во взрослой литературе.

Постепенное внедрение романтической концепции детства в детскую литературу сказалось презде всего на переосмыслении пары добродетельного и порочного ребенка. Прежний "невоспитанный" герой становится воплощением подлинной добродетели, а рассудительность вызывает подозрения в черствости души. Противопоставление непосредственного и рассудительного быстро ста-

новится штампом в детской литературе - вплоть до начала XX в.

Общей художественной областью, в которой детская и взрослая литература взаимодополняли одна другую, была поэтизация детства к ребенка. Знакомая еще поэзии ХУИ1 в. традиция умиления детскостью в 20-40-е гг. XIX в. делается достоянием прозы. Описания невинных снов ребенка к его искренних молитв нередко выглядят поэтическими отрывкаг.ш как во взрослой, так к в детской повести. Предметом авторского любования становится сам облкк ребенка. Уменьшительно-ласкательные слова завоевывают детскую литературу. "Сладостный стиль", вквывавгспй впоследствии в критике немало упреков, в детской повести БС-х гг. означал переворот в пре:л;еГ: традиции дидактической сдержанности и праведной суровости. Поэтг.ческпП отсвет падает на всех героев, опекающих "милых малюточек", презде всего бабушек, совершенно не похожих на резонеров преане" детской литературы.

Поэтизация детства не была отражением "реальных" свойств детской души - это явление литературное, и позже па смену ему придут новые принципы изображения ребенка. Б 2С-10-е гг. XIX е. эта поэткэацпя раскатывала градационную типологию характеров детской литературы: пет порочных и добродетельных - все дети хороши, поскольку детство - золотая пора человеческой жизни, С одной стороны, это мало отвечало реальности, с другой - било мимо привычных для детской литературы практических целей. Поэтому поэтизация детства, как бы это ни выглядело на первый взгляд странно, так и не утвердилась достаточно прочно в детской прозе.

Что же касается "трудного детства", с униженными к оскорбленным! детьми, то детская .литература 20-40-х гг. XIX в. эту тематику отвергает. Торжество натуральной школы таило серьезную опасность для детско"; литературы, пропагандировавшей

- 20 -

идеальные нормы поведения. Детская литература сохраняет за героем право на внутреннюю свободу, не снимая с него ответственность за совершенные поступки, тогда как для натуральной школы герой является "функцией действительности". Детская литература 20-40-х гг. уповает на "нетипичность" характеров и обстоятельств. На страницах самого популярного детского журнала 4С~х гг., ишшовской "Звездочки", было опубликовано много материалов из русской жизни, по ни один из них не был "физиологическим очерком". Сама Ишимова стремилась совместить реальные картины русской жизни и идеальный смысл человеческого существования, что было высоко оценено современной критикой. Иначе и быть не могло: детская литература стремилась учить на образцах г. давала примеры идеального поведения. Так вновь и вновь воскресала в детской литературе знакомая пара добродетельного и порочного героев.

Своеобразный бунт против жесткой назидательности детской прозы произошел в конце 40-^х гг., когда немецкий врач Г.Гофман написал небольшую книжку о непослушном мальчике, жестоко пострадавшем за свои прегрешения. Гротескное несоответствие проступка п его результата вызывало смех. Книжка вскоре была переведена ч? русский язык :: вызвала множество пересказов, переделок, подражаний. Русский ее rem:'; получил имя Степки-растрепки и, к великому негодованию педагогов, стал любимцем детей. История Степкг-гастрепкг - особая глава в детской литературе, г онп ппгнадло"гт yzc ново:" .эпохе, гтл«" ••»"•"«тс г .г*-"11-1 ская п го за, " ее xg^k^p^oio"" -,

Савсркается диссертация большой бп^лпографие;'. Главное ;.:осто в отдано не исследованиям пс те:;е, котогзх практически нет, а .-сточнккаг.;: глегпе из них выпали и.з поля зрения наших литературоведов и не встречаются в современных библио-

графических указателях. Восстановление истории русской литературы в полном ее объеме, где найдут место писатели второго и третьего ряда, где не будет забыта и детская литература, сс^г-зно выпадающая из общего литературного процесса,- эта задача представляется автору дкссертацпк одной из самых актуальных для современных историков литературы.

"1о теме диссертации опубликовано г сдагг» в печать: ■

I. Русская детская повесть /начато 'ИХ века/. - "Русскгя лкте-;:;тура", КСЗ, " 4 /1,5 п..-./.

С. Первая русская повесть из детского быта. - "Судьбы отечественной словесности Х1-ХХ веков". Тезисы докладов научной конференции молодых ученых и специалистов 20-21 апреля ХС£.4 года. Российская Акадег.тя нарт. Институт русской литературы /Пушкинский Дог/. СПб;,К£4 /0,1 п.л./.

С. "Петербургская старушка" А. С.Климова. - Тезисы доклгда на 2-й научной конференции "Российские :;:енщины и европейская культура". Российская Академия нарт. СП6..ГСГ4 /0,1 п.л./. 1. 1аг£зе»а Ь А - "Ыс-Ьюпаг^ о[ Яи^ькэп Н'степ te.г¿ "

£а ь, м Л Рм,-,. (Мв'^р^гТ, (о. 1„„.)

С. "стсргя валуна в старой детской .литературе. - "Детская ли-т^ттура" /Б печати, 0,5 п.л./.

!>ГПП"Курс".Зак.207у .-94 г.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Костюхина, Марина Сергеевна

повести (Г780-е - 1810-е годы)

1. Европейские источники русской детской повести

2. Басенная основа жанров детской прозы

3. Нравоучительный рассказ среди других жанров

4. Типология детского характера в малой прозе

ХЛП века

4.1 Порочное дитя

4.2 Благодеятельное дитя

Глава 2. Русская: детская повесть 30-40-х годов XIX века и усложнение традиционных характеров

1. Новые художественные принципы и сложение жанра

2. Проблема характера героя новой детской повести

2.1 Социальная определенность юного героя

2.2 Поступок и возраст героя детской повести

2.3 Национальный характер в русской детской повести

2.4 Трансформация темы благотворительности в повести из национального быта

3. Русская тема в повестях о бедных детях

Глава 3. Типология характеров детской повести и большая литература"

1. Устойчивость традиционной типологии характеров

2. Парафразы романтизма в детской литературе

3. Поэтизация детства

4. Детская литература и "реальное направление"

5. Антидидактический герой детской литературы

 

Список научной литературыКостюхина, Марина Сергеевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Аладьина Е.В. Воспоминания институтки. СПб., 1834.26. "Ангел хранитель детей". М., 1848.

2. Андреева Ю. Много детей много затей. СПб., 1893.

3. Анненокая А.Н. Зимние вечера. СПб., 1898; Л., 1990.

4. Аполлос, иеромонах. Неразрывный союз двух братьев. Повесть, из любомудрия почерпнутая. М., 1780.

5. Бажанов В., пер. Нравоучительные повести. Чч.1-2. Изд.4-е. СПб., 1847.

6. Барбо I. Домашние вечера, или открытый детский ящик для наставления и удовольствия юношества. СПб., 1832.

7. Бланшард П. Путь к благонравию, или нравоучительные примеры'в пользу и удовольствию детей. М., 1821.

8. Бланшар П. Маленькие дети. Изд. 2-е. СПб., 1845.

9. Болотов А. Детская философия, или нравоучительные разговоры между г-жою и ее детьми, сочиненные для поспешество-вания истинной пользе молодых людей. Чч.1-2. М., 1776, 1779.

10. Бомонт Лде. Юношеское училище, или нравоучительные разговоры между разумною учительницею и многими знатными ученицами. Тт.1-4. М., 1774.

11. Бомонт Л. де. Детское училище. СПб., 1784.

12. Бульи Н. Сказки дочери моей, для образования ее вкуса, привычек, разума и сердца. СПб., 1816.

13. Бульи Н. Советы для детей, или рассказы анекдотов, повестей и других назидательных примеров. СПб., 1838.

14. Бурнашев (Бурьянов) В. Библиотека детских повестей и рассказов. Чч.1-4. СПб., 1837-1838.

15. Бурнашев В. Детский рассказчик, или собрание повестей, сказок, рассказов и театральных пьесок. Тт.1-2. СПб., 1836.

16. Бурнашев (Бурьянов) В. Прогулка с детьми по земному шару. Чч.1-2. СПб., 1836.

17. Бурнашева С. (Девица Эсбе). Неделя у бабушки на даче. СПб., 1839.

18. Вагнер Н.П. Романы, повести и рассказы Кота Мурлыки. Изд. 4-е. СПб., 1905.

19. Васильев С.И. Шалуны и шалуньи. Сборник рассказов и стихотворений для детей. М., 1893.

20. Висс. Новый Робинсон, или Швейцарское семейство, потерпевшее кораблекрушение. Чч.1-3. СПб., 1833.

21. Воронова А. Бабушка-рассказчица, Повести для детей. СПб., 1843.

22. Воронова А. Детские портреты. СПб., 1855.51. "Воспитание". Комедия в пяти действиях. Сочинена в 1774 году, печатана при Московском университете.

23. Вучетич Н.Г. Красный фонарь. СПб., 1901.

24. Георгиевский И. Евгения, или письма к другу. СПб.,

25. Гладкова М. Пятнадцатидневное путешествие, пятнадцатилетнею писанное, в угождение родителю и посвящаемое пятнадцатилетнему другу. СПб., 1810.

26. Глинка С.Н. Русские исторические и нравоучительные повести. Чч.1-3. М., I8I9-I820.

27. Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4. Обломов. М., 1979.

28. Грен А. Моей малютке. СПб., 1835.

29. Григорович Д.В. Избранные сочинения. М., 1955.

30. Давыдов А. Детские повести и стихи. М., 1848.

31. Ддль В.И. (Казак Луганский). Повести. Рассказы. Очерки. Сказки. М.; Л., 1961.

32. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.2. Л., 1972; т.22. Л., 1981.

33. Дюкре-Доменилъ. Яшенька и Жоржетта, или приключениядвух младенцев, обитавших на горе. СПб., 1796.67. "Евгения, или избалованное дитя". Повесть для детей. M., 1845.

34. Екатерина П. Сочинения. СПб., 1893.69. "Едена, или добродетельное дитя". Повесть для детей. M., 1845.

35. Жукова М.С. Вечера на Карповке. M., 1986.71. "Записки доброй матери, или последние наставления при выходе дочери в свет". СПб., 1857.

36. Засодимский П.В. Из дневника Андрея Муратова. М.,1914.

37. Зонтаг А. Повести для детей. Чч.1-3. СПб., 1828-1830.

38. Зонтаг А. Повести и сказки для детей. Чч.1-3. СПб., 1832-1834.

39. Зонтаг А. Детская библиотека, содержащая в себе любопытные и нравоучительные повести многих авторов, с присовокуплением повести "Голубок". M., 1835.

40. Зонтаг А.П. Новые повести для детей. СПб., 1844.

41. Зонтаг А. Подарок детям в день Светлого Воскресения, или собрание детских повестей и рассказов для первого возраста.Чч.1-2. М., 1861.

42. Извекова М. Милена, или редкий пример великодушия. СПб., 1809.

43. Ишимова А.О. Рассказы старушки. Чч.1-2. СПб., 1839.

44. Ишимова А. Каникулы 1844 года, или поездка в Москву. СПб., 1846.

45. Ишимова А. Несколько слов о чтении романов. СПб.,1847.

46. Ишимова А. Кончака, царевна татарская. СПб., 1847.

47. Ишимова А. Первое чтение и первые уроки для маленьких детей. Чч.1-2. СПб., 1858.

48. Ишимова А. Катя и ее крестная маменька. СПб., 1861.

49. Ишимова А. Русским детям. СПб., 1881.

50. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Чч.1-3. Изд. 6-е. СПб., 1890.

51. Кампе И. Новый Робинзон, служащий к увеселению и наставлению детей. Чч.1-4. М., 1819.

52. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. Л., 1956.

53. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в 2 томах. М.; Л.,1964.

54. Кашпирева С.С. Наши проказники. СПб., 1896.

55. Кони Ф. Книжка-малютка для милых малюток. Издал Федор Инок. СПб., 1837.

56. Корсини М. Мысли и повести, посвященные юношеству. СПб., 1846.

57. Красницкий А.И. Маленький Геркуле с. СПб., б.г.

58. Круглов A.B. Большак. Изд. 3-е. СПб., 1890.

59. Крылов И.А. Сочинения в 2 томах. М., 1955.98. "Литературная сказка пушкинского времени". М., 1988.

60. Львов В.В. Серый армяк, или исполненное обещание. СПб., 1836.

61. Львов В.В. Приемыш Сережа. М., 1854.

62. Льдов К.Н. Двадцать проказников и десять шалунов. СПб., 1903.102. "Маша Титова, или проступки". СПб., 1832.

63. Модестов В. Маленькие шалуны и шалуньи, проказники и проказницы. М., 1859.104. де Местр Кс. Параша Лупалова. СПб., 1845 (изд. 1893 г.: Параша Сибирячка).105. "Назидательные разговоры между Аннушкою и Любушкою". СПб., 1833.

64. Невежин П.М. Милые шалуны. М., 1900.107. "Нового роду игрушка, или забавные и нравоучительные сказки, для употребления самых маленьких детей". СПб., 1776.

65. Одоевский В.Ф. Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея. СПб., 1838.

66. Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1959.

67. Остолопов Н. Евгения, или нынешнее воспитание. СПб., 1809.

68. Панов А.Ф. Царство шалостей. СПб., 1912.

69. Погорельский А. Черная курица, или подземные жители. Волшебная повесть для детей. СПб., 1829.

70. Погорельский А. Двойник или мои вечера в Малороссии.Монастырка. M., I960.114. "Подарок моим племянницам". Соч. A.M. СПб., 1859.

71. Позняков Н.И. Святочные рассказы. СПб., 1902.

72. Полевой Н. Мечты и жизнь. М., 1988.117. "Поэты 1820-1830 годов". Тт.1-2. Л., 1972.

73. Разин А. Повести и рассказы для детей. СПб., I860.119. "Рассказы о маленьком шалуне". М., 1890.

74. Ремизов С. Щастливый воспитанник, или долг благодарного сердца. Российское сочинение. М., 1808.

75. Ростовская М. Сельцо Лебяжье. Чч.1-2. Казань, 1856.

76. Ростовская М. Жучка. СПб., 1857.

77. Ростовская М. Дети. Рассказы для первого возраста. СПб., 1862.

78. Рохов Ф.Э. Детский друг. Книга для чтения поселянам. Чч.1-2. СПб., 1807.130. "Русская повесть XU века. 40-50 годы". Т.2. М.,1952.

79. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. М., 1807.

80. Свирский А.И. Дети улицы. СПб., 1909.

81. Сенковский О.И. Сочинения барона Брамбеуса. М.,1989.

82. Сичкарев Л. Зритель мира и деяний человеческих. СПб., 1784.135. "Сказка за сказкой". Тт.1-2. СПб., 1842.

83. Теплов Г. Наставление* сыну. 2-е изд. СПб., 1768.

84. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. T.I. M., 1978.

85. Тургенев И.О. Собрание сочинений в 12 томах. T.I. М., 1953; т.10. М., 1956.

86. Ушинский К.Д. Родное слово. СПб., 1864.

87. Федоров Б. Новый храм счастья. Дэтская игра, составленная из нравственных цримеров. М., 1836.

88. Фенелон. Приключения Телемака, сына Улиссова. Чч.1-2. СПб., 1788-1789.142. "Физиология Петербурга*. М., 1984.

89. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений в 2 томах. М.; Л.,1959.

90. Фролова-Багреева Е.М. Чтение для малолетних детей. Чч.1-2. СПб., 1828.

91. Чарская Л. Повести. Л., 1991.

92. Чистяков М. Повести, рассказы и сказки для детей от 8 до 12 лет. СПб., I860.

93. Чистяков М. Дитя. Новые рассказы, повести и сказки. СПб., 1864.

94. Чистяков М.Б. Для малюток-. СПб., 1868.

95. Шишков A.C. Детская библиотека, или собрание детских повестей. СПб., 1806-1807.

96. Шишков A.C. Разговор старца с юной девицею. СПб.,1835.

97. Эджворт М. Дети с их характерами. Повести, могущие возбудить в юных читателях желание добродетелей и открыть в сердцах их сокрытые недостатки. Англ. соч. мисс Еджеворт. М., 1827.

98. Эйкин Д., Барбо Л. Семейные вечера, или собрание полезных и приятных рассказов для юношества. Соч. Д.Экина и г-жи Барбольд. СПб., 1833.

99. Ярцова I. Полезное чтение для детей. Кн.1-3. СПб., 1834-1835.

100. Ярцова Л. Первый день Светлого праздника. СПб.,1836.

101. Ярцова Л. Новый год, масляница и Рождество Христово. Рассказы для детей. СПб., 1861.

102. Ярцова Л, В каждом состоянии можно делать добро. Шесть повестей для юношества. СПб., I860.

103. Ярцова Л. Неистощимый кошелек. СПб., 1861.

104. Campe J. Kleine Kinderbibliothek. Hrsg. von J.Campe. Hamburg, 1785П. Исследования и материалы

105. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Тт.1-13. М., 1953-1959.160. "В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов о детской литературе". М., 1954.

106. Григорьев А. Литературная критика. М., 1967.

107. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. Опыт педагогической хрестоматии. М., 1898.

108. Демурова Н.М. Из истории английской детской литературы ХУШ-Х1Х веков. М., 1975.164. "История немецкой литературы". В 3 томах. Т.2. М.,1986.165. "Книги для детей дошкольного возраста". Вып.1. СПб.,

109. Кочеткова Н.Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма. В кн.: Итоги и проблемы изучения русской литературы ХУШ века ("ХШ век". Сб. 16). I., 1989.

110. Кочеткова Н.Д, Литература русского сентиментализма. (Эстетические и творческие искания). АДЦ. Л., 1991.

111. Лебедев А.И. Детская и народная литература. Нижний Новгород, 1916.

112. Локк Д. О воспитании детей. М., Г759.

113. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.', 1955.175. "Переписка Я.К.Грота с П.А.Плетневым". Тт. 1-3. СПб., 1896.

114. Плетнев П.А. Сочинения и переписка. Т.З. СПб., 1885.

115. Привалова Е.П. О сотрудниках журнала "Детское чтение для сердца и разума". В кн.: Русская литература ХУШ века. Эпоха классицизма ("ХУШ век". Сб. 6). М.; Л., 1964.

116. Прокопович-Антонский A.A. Слово о воспитании. М.,

117. Путилова Е.О. Тайна авторства "Степки-Растрепки". "Нева". 1985. Jß 12.

118. Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения. М.,1958.

119. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. JT., 1973.

120. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести. СПб., 1903.188. "Словарь русских писателей ХУШ века". T.I. I., 1988.

121. Сухомлинов М.И. История Российской Академии. Вып.8. СПб., 1888.

122. Сухонин П.П. Александр Семенович Шишков, в его литературной деятельности. "Журнал Министерства народного просвещения". 185I. Т.59.

123. Толль Ф. Наша детская литература. СПб., 1862.192. "Уткинский сборник". Письма В.А.Жуковского М.Мойер и Е.А.Протасовой. Под ред. А.Е.Грузинского. М., 1904.

124. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Л., 1989.

125. Феоктистов И. К вопросу о детском чтении. СПб., 1891.

126. Чехов Н.В. Введение в изучение детской литературы. М., 1915.

127. Чехов Н.В. Детская литература. М,, 1915.197. "Что читать народу?" Критический указатель книг для народного и детского чтения. СПб., 1884.

128. Brüggemann Th. Handbuch zur Kinder- und Jugendliteratur von 1750 bis 1800. Stuttgart, 1982.

129. Kunze H. Schatzbehalter von Besten aus der älteren deutschen Kinderliteratur. Berlin, s.a.200. "Lexicon der Kinder- und Jugendliteratur1". Bb.I-4. Basel, 1977-1982.