автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Русская философия конца XIX - середины XX века и современное обществоведческое образование
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Калабушкина, Юлия Станиславовна
Глава 1. Проблема познания в русской философии конца XIX середины XX века и современное обществоведческое образование
1.1. Проблема истины в русской философии конца XIX середины X X века и
1.2. История как предмет познания в русской философии конца X X середины
Глава 2. Проблема человека и духовной культуры в русской философии конца XIX — середины XX века и современное обществоведческое образовании
2.1 Проблема человека в русской философов конца XIX середины X X века и современное обществоведческое образование —
2.2. Проблема духовной культуры в русской философов конца XIX середины X X века и современное обществоведческое образование
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Калабушкина, Юлия Станиславовна
Актуальность использования философского наследия русских мыслителей конца XIX - середины XX века в системе современного обществоведческого образования объясняется тем, что в настоящее время поставлена задача осуществления коренной модернизации системы образования, в том числе и путем усиления его духовного содержания. В решении этой задачи огромную роль может сыграть преподавание в общеобразовательной и высшей школе философского наследия русских мыслителей эпохи религиозно-философского ренессанса, представители которого создали неповторимые духовные ценности.
Актуальность введения в школьные и вузовские программы России фундаментальных идей философской мысли последнего десятилетия XIX - начала XX века объясняется и тем, что именно в эту эпоху в России возникает собственно философская литература, которая не только впитала в себя достижения мировой философской мысли, но и выразила особенности национального сознания народа. Это обстоятельство и определило общезначимость и оригинальность русской национальной философии, первым великим представителем которой стал Владимир Сергеевич Соловьев.
Актуальность поставленной проблемы объясняется также необходимостью преодоления отставания содержания учебных предметов от развития современной философской мысли, поставившей перед человечеством проблемы сущности истины, смысла жизни и смысла истории, природы человека и духовной культуры.
Актуальность исследования объясняется и существующей органической связью образования и философского знания, которое носит существенный вклад в разработку аксиологического компонента изучаемых предметов.
Наконец, актуальность проблемы объясняется особой необходимостью осмысления и философских основ обществоведческого знания.
Степень разработанности проблемы
Возможность и необходимость максимального учета философских проблем в системе образования впервые в русской философии сформулировал B.C. Соловьев (1853-1900), указав, что задачей образования является «цельное знание», а его результатом формирование цельной личности. Сформулированное B.C. Соловьевым в концепции мира как Всеединства, это положение исходило из того, что знание не может иметь только теоретический характер, а должно удовлетворять всем потребностям человека, то есть образование определяется внутренним обликов самого обучающегося, суть которого раскрывается философской антропологией1.
Решением этой проблемы занимались известные русские фило
2 3 4 софы - В.В. Розанов , С.Н. Булгаков , С.И. Гессен , показавший, что всем культурным ценностям образования соответствуют свои отделы философии. Среди европейских философов тесную связь между образованием и философией показал в П. Наторп5, определивший педагогику как конкретную философию. В основе педагогики лежат, по его мнению, логика, эстетика и этика. В труде «Социальная педагогика» Наторп дает систему такой философской педагогики, которая мыслится автором как главным образом теория нравственного образования6.
1 См.: Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Собр. соч. B.C. Соловьева. Т.1. - СПб., 1873-1877. - С. 250-406.
2 Розанов В.В. О понимании. - СПб., 1994. - С.6-7; См.: Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990. - С.92-102.
3 Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры.
4 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - С.36.
5 Нартоп П. Философия как основа педагогики. - М., 1910.
6 Нартоп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.
В отечественной педагогической литературе необходимость более глубокой связи философии и образования в начале XX века обосновывается М.М. Рубинштейном1.
Последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось выходом ряда научных трудов, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы связи философии и системы образования.
Среди них - труды Долженко О.2, Розина В.М.3, Микешиной JI.A.4, Шрейдера Ю.А.5, Федорова И.Б. и Волченко В.Н.6, Гершунского Б.С.7,
О Q
Степашко JI.A. , Андреевой И.Н. , Гололобовой Т.А., Емельянова Б.В., Наумова Н.Д.10, Ильина Г.Л.11.
Вместе с тем, признавая важность и глубину перечисленных исследованиях, следует отметить, что в них в недостаточной степени рассматриваются проблемы конкретного использования философских идей мыслителей прошлого в процессе преподавания обществоведческих дисциплин в общеобразовательной и высшей школе.
Исходя из положения, что обновление содержания образования является важнейшей стратегической задачей российского общества,
1 Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. -М„ 1910.
2 Долженко О. Очерки по философии образования. - М., 1995.
3 Розин В.М. Предмет и статус философии образования И Сб.: «Философия образования». -М., 1996. - С. 7-21.
4 Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Сб.: «Философия образования». - М., 1996. - С. 37-53.
5 Шрейдер Ю.А. Цели и ценности образования // Сб.: «Философия образования». -М„ 1996.-С. 135-148.
6 Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века // Сб.: «Философия образования». - М., 1996. - С. 227-245.
7 Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии. - М., 1997; Он же: Философия образования. - М., 1998.
8 Степашко JI.A. Философия и история образования. - М., 1999.
9 Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999.
10 Гололобова Т.А., Емельянов Б.В., Наумов Н.Д. Русская философия как педагогика. -Екатеринбург, 1999.
11 Ильин Г.Л. Философия образования. - М., 2002. максимально полная опора на наследие отечественной философии является одним из путей решения этой проблемы.
Объектом исследования данной диссертационной работы является анализ использования философского знания в современной системе образования.
Предмет исследования - научное обоснование использования конкретных философских проблем в системе обществоведческого образования.
Выбор объекта и установление предмета исследования определили тему исследования: Русская философия конца XIX - середины XX века и современное обществоведческое образование».
Цель и задачи исследования.
Цель диссертации состоит в обосновании научной и аксиологической значимости использования философских идей в обществоведческих программах общеобразовательной и высшей школы.
Исходя из цели исследования, задачи работы можно определить следующим образом:
- показать научную, культурологическую и аксиологическую значимость философских концепций истины и пути их использования в обществоведческом образовании;
- раскрыть содержание концепций философии истории и их значение для обновления обществоведческого образования;
- обосновать научное и воспитательное значение антропологических концепций в системе обществоведческого образования;
- определить возможности более глубокого использования философских концепций духовной культуры в система обществоведческого образования.
Теоретические и методологические основы диссертационного исследования
Обоснование самой возможности использования философского знания в современном образовании сформулировано B.C. Соловьевым в концепции мира как Всеединства, исходящего из того, что знание не может иметь только теоретический характер, а должно удовлетворять всем потребностям человека.
Являясь теоретической основой развития образовательной деятельности, концепция всеединства B.C. Соловьева строилась на анализе трех основных потребностях человека:
1. Достижение теоретического знания, то есть поиск истины.
2. Достижение добра в социальной сфере, реализуемое через систему нравственно-правового воспитания.
3. Создание красоты путем развития творчества и эстетического воспитания.
Развивая идей B.C. Соловьева, С.Н. Булгаков также связывал развитие образования с существованием трех основных характеристик человека:
1. Человек как существо мыслящее;
2. Человек как существо общественное;
3. Человека как существо творчески действующее в мире.
Рассматривая некоторые противоречия научного и философского знания, В.В. Розанов в 1886 году выдвинул категорию понимания как систему, способную обеспечить относительно полное раскрытие содержания обозреваемого мира.
Понимание, по Розанову, является методологией научного познания и средством устранения видимых противоречий разных направлений научного исследования, то есть достижением единства знания. В области образования его достижение предполагает реализацию трех основных принципов: принципа индивидуальности, принципа целости и принципа единства типа.
В.В. Розанов показал, что система образования, в которой нарушен принцип индивидуальности, не воспитывает. В свою очередь, нарушение принципа целости не способствует воспитанию каких-либо убеждений. Наконец, если не соблюдается принцип единства типа и источника получения знаний происходит недооценка достижений национальной культуры.
Развитие идей B.C. Соловьева о необходимости выработки философского основания образования связано также с именем известного ученого-педагога, философа и публициста С.И. Гессена (1887-1950).
Рассматривая в 1923 году формирование содержания образования в тесной связи с целями жизни общества, С.И. Гессен полагает, что цели жизни и есть цели образования, а между образование и культурой «имеется точное соответствие».
Если, как считал Гессен, цели образования совпадают с целями культуры, то очевидно видов образования должно быть столько же, сколько имеется отдельных ценностей культуры. И вполне закономерно, что педагоги говорят об образовании нравственном, научном (или теоретическом), художественном, правовом, религиозным.
Поскольку задачей всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного, каждой культурной ценности соответствует особый отдел философии и обратно: сколько отделов философии, сколько ценностей культуры. Если мы сравним приведенный нами выше каталог культуры с традиционными отраслями философского знания, то увидим, что всем культурным ценностям соответствуют свои отделы философии.
Философия есть наука о самих этих ценностях, их смысле, составе и законах. Но эти ценности и суть цели образования. Отсюда следует, что история педагогики есть отражение истории философии.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- показано философское содержание концепции истины в русской философии конца XX - середины XX века и обоснована необходимость ее изучения в системе обществоведческого образования;
- проведен системный анализ основных направлений философии истории в русской философии первой половины XX века и определены задачи по ее изучению в системе общего и высшего профессионального образования;
- осуществлена теоретическая реконструкция философской антропологии русских мыслителей конца XIX - середины XX века и
- выявлена ее аксиологическая значимость для системы современного образования;
- показана научная и аксиологическая значимость концепции духовной культуры русских философов эпохи религиозно -философского ренессанса для современного образования.
Исходя из новизны исследования, на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Русская философия конца XX - середины XX века представляет собой философское наследие, использование которого необходимо для модернизации современного обществоведческого образования.
2. Возможность и необходимость максимального учета философских проблем в системе образования впервые в русской философии сформулировал B.C. Соловьев в концепции Всеединства, показавший, что содержание образования определяется внутренним обликов самого обучающегося, суть которого раскрывается философской антропологией, исходящей из единства Истины, Добра и Красоты.
3. Рассматривая гносеологию как учение об истине, русские философы конца XIX - середины XX века определяли истину не путем соотнесения образа и предмета, а в процессе исследования самой реальности, стремящейся к состоянию высшей «просветленности и преображенности».
4. Особенностью отечественной философии истории эпохи религиозно-философского ренессанса было признание особого значения духовно-нравственных ценностей в историческом процессе.
5. Основной идеей философской антропологии русских мыслителей конца XIX - середины XX века является идея Богочеловечества, основным содержанием которой было убеждение, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация.
6. Концепция духовной культуры в русской философии эпохи религиозно-философского ренессанса исходила из признания существования двух пути развития человека: пути цивилизации и пути культуры, то есть творческого отношения человека к миру.
Научно-практическая значимость исследования
Результаты проведенного исследования имеют как теоретическое, так и практическое значение. Материалы и выводы диссертации будут способствовать более глубокому пониманию таких фундаментальных философских категорий как истина, проблему смысла истории, основные положения философской антропологии и сущности духовной культуры.
Материалы диссертации могут быть использованы для более глубокого изучения проблем философии истории, философской антропологии, теории культуры и природы научной истин в системе современного обществоведческого образования.
Список научной литературыКалабушкина, Юлия Станиславовна, диссертация по теме "История философии"
1. Августин Блаженный. Исповедь. - М.,1992. - 427 с.
2. Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 1. М., - 358 С.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1994. - 457 с.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989,600 с.
5. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990. 387 С.
6. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Минск, 2000. -.304 с.
7. Бердяев Н.А. Самопознание. М.,1990. - 234 с.
8. Бердяев Н.А. Истина и откровение. СПб.,1996. - 214 С.
9. Булгаков С. Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт.Т. 1. М., 1993. - С.49-297.
10. Булгаков с.Н. Философия хозяйства. Речь на докторском диспуте // Булгаков С.Н. Соч. в 2-хх тт.Т.1. С.298-310.11 .Булгаков С.Н. Трагедия философии II Булгаков С.Н. Соч. Т.1.-С.311-537.
11. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.-415 с.
12. Булгаков С. Н. Тихие думы. — М., 1996. 509 с.
13. Булгаков С.Н., Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть 1. М., 2000. - 464 с.
14. БУЛГАКОВ С.Н. СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ // БУЛГАКОВ С.Н. ПЕРВООБРАЗ И ОБРАЗ. Соч. в 2-х тт. Т.1. М. - СПб. 1999. - 317 С.
15. Булгаков С.Н. Жребий Пушкина // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.,1996. С.251-268.
16. Булгаков С.Н. Из философии культуры. Размышление о национальности // Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество.— М., 1992. -.С. 173-209.
17. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество,— М., 1992. -.С.258-337.
18. Булгаков С.Н. Иван Карамазов как философский тип // Булгаков С.Н. Соч.в 2-х тт.Т.2. М.,1993. С. 15-45.
19. Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М.,1993.-С.95-130.
20. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Булгаков С.Н. Соч.в 2-х тт.Т.2. М.1993. С.222-239.
21. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь // Булгаков С.Н. Соч.в 2-х тт.Т.2. М.,1993. -С.458-498
22. Булгаков С.Н. Русская трагедия // Булгаков С.Н. Соч.в 2-х тт.Т.2. М.,1993. -С.499-526.
23. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С.Н. Соч.в 2-х тт.Т.2. М.,1993. С.637-643.
24. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.,1994. 368 с.
25. Гадамер X,- Г. Истина и метод. М.,1998. - 704 с.
26. Гессен С.И. Основы педагогики. -М., 1995. 447 С.
27. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Избранные произведения. -М.,1950.-214-367.29.3еньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Л.,1991. 30 Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.,1997. - 368 с.
28. Кант И. Соч. в шести томах. Т.З. М„ 1964- 467 С.
29. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи. М.,1984. С.227-244.
30. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М.,1927. - 274с.
31. ЛОсев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.,1991. 412 С.
32. Лосский Н.О. История русской философии. -М.,1991. -475 с.
33. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.,1944. - 432 с.
34. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Мережковский Д.С. В тихом омуте.М.,1991. С.350-377.ЗБ.Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов-Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте.М.,1991. С. 378-415.
35. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.,1995. 560 с.
36. Мейендорф И. Введение в святооческое богословие. Вильнюс-Москва., 1992.-359 с.
37. ПаламаГ. Триады в защиту священно- безмолствующих. -М.,1995.- 343 с.
38. Платон. Соч. в трех томах. Т.1. -М.,1986. 359 С.
39. Пушкин А.С. Александр Радищев // Пушкин А.С. Золотой том. -М.,1993. 14 С.
40. Розанов В.В. О понимании. СПб.,1994. - 539 С.
41. Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. -М. ,1990. -604 С.
42. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.,1990. - 624 С.
43. Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Соловьев B.C. Избранные сочинения. Ростов-на-Дону. 1998. С. 122-275.
44. Соловьев B.C. Три силы // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1998. - С. 19-31.
45. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. T.2. М.,1999. - С.5-174.
46. Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. T.2. М.,1999. - С.219-246.
47. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // СоловьевB.C. Собрание сочинений в 15 томах.Т.1.СПб., 1873-1877. С.250-406.
48. Соловьев В.С Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т.Т.1. М., 1988. - С.581 -745.
49. Соловьев B.C. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.,1971.C.316-370.
50. СОРОКИН П. Социальная и культурная динамика. СПб.,2000. -1028 С.
51. Сорокин П. Кризис в системах истины: наука, философия и религия // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992. 479 С.
52. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. -М., 1994. С. 5-222.
53. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. -М.,1994. С.223-291.
54. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. Т.1-2. М.,1995. -367,612 с.
55. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // Флоренский П.А. Сочинения в 2-х тт.Т.1., М.,1990. 489 с.
56. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.Вильнюс. 1991. 567 С.
57. Флоровский Г.В. Догмат и история. -.М.,1998. 487 С.
58. Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М.,2000. 317 С.
59. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли.-М.,1998. 431 С. .64.Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основыобщества М.,1992. - с.471-500.
60. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия.-м., 1997.-479 С.
61. Франк С.Л. Этика нигилизма // Франк С.Л. Сочинения. м.,1990. -C.77-112.
62. Франк С.Л. Светвотьме. -М.,1998.-253 С.
63. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1992. - С. 13-147.
64. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993. -С.316-326.
65. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. -М.,1993,-С.221-237.
66. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие. -М.,1993. -С.361-380.
67. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993. - С.345-360.
68. ЭрнВ.Ф. Борьба за логос//ЭрнВ.Ф. Сочинения. М.,1991. С.11-294.
69. ЭрнВ.Ф. От Канта к Круппу//ЭрнВ.Ф. Сочинения. М.,1991. С.308319.
70. Эрн В.Ф. Г.С. Сковорода. Жизнь и учение. // Эрн В.Ф. Борьба за логос. Г.С Сковорода. Жизнь и учение. М.,1999. С.333-590.
71. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994. - 525 С.
72. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.,1999. - 187 С.
73. Гершунский Б.С. Образование в треьем тысячелетии. М.,1997.117 С.
74. Гершунский Б.С. Философия образования. М.,1998. - 427 С.
75. Гололобова Т.А., Емельянов Б.В., Наумов Н.Д. Русская философия как педагогика. Екатеринбург. 199. - 123 С.
76. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.,1993.247 с.
77. ДолженКО О. Очерки по философии образования. -М.,1995. 235 С.
78. Дюпрон А. Язык и история // Труды Международного конгресса исторической науки. М.,1970. - 18 С.84.3амалеев А.Ф. Курс истории русской философии. -М., 1996. 237 с.
79. Ильин И. Постмодернизм. М.,1998.214 с.
80. Ильин Г.Л. Философия образования. М.,2002. - 211 С.
81. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. м.,1994.380 С.
82. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб.,2001. 565 С.
83. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Сб.: «Философия оброазования». М.,1996. - С.37-53.
84. Клибанов А.И. Духовная культуры средневековья. м.,1966. - 366 С. 91 .Панченко A.M. Русская история и культура. - СПб., 1999. - 520 с. 92.Розин В.М. Предмет и статус Философии образования // Сб.:Философия образования». М.,1996. -C.7-21.
85. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. -М.,1995. 361 с.
86. Де Соссюрф. Курс общей лингвистики. -М„1933. 378 С.
87. Степашко JI.A. Философия и история образования. М.,1999. - 267С.
88. Успенский Б.А. Краткий очерк русского литературного языка. -М.,1994. 105 С.
89. Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмыXXI века// Сб.: «Философияобразования». -М.,1996. С.227-245.
90. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. -СПб.,1994.-445 с.
91. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. - 239С. ЮО.Шнейдер Ю.А. Цели и ценности образования // Сб.: «Философияобразования». М.,1996. - С.135-146.Ю1.Юрганов А Л. Категории русской средневековой кульутры. -М.,1998. 448 С.
92. Философия. Учебник для вузов // Под ред проф. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. М.,1999. - 304 С.