автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Русская философия второй половины XIX - начала XX веков как педагогика

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Гололобова, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Русская философия второй половины XIX - начала XX веков как педагогика'

Текст диссертации на тему "Русская философия второй половины XIX - начала XX веков как педагогика"

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

ГОЛОЛОБОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА

XX ВВ. КАК ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность 09.00.03 - История философии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Емельянов Б.В.

Нижневартовск 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение _;_3-13 стр.

Глава 1. Русский антропологический материализм и педагогическая антропология _14-48 стр.

Глава 2. Философия свободного воспитания ( Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель) _49-74 стр.

Глава 3. Христианская философия и педагогика ( П.Д. Юркевич, В.В. Зеньковский)__75-105 стр.

Глава 4. Педагогика как прикладная философия С.И. Гессена _ 106-143 стр.

Заключение_144-148 стр.

Использованная литература_149-160 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В силу внутренних особенностей и внешних социально-политических обстоятельств своего развития русская философия на протяжении всего исторического существования искала и успешно находила различные формы существования (См.:, Емельянов Б.В. Национальные особенности русской философии // Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург. 1995: Ванчугов В. Очерк истории философии "самобытно-русской". М., 1994 и др.). Одной из таких форм бытия русской философии и культуры является русская художественная литература. Об этой ее характеристике имеется большая научная литература. Меньше написано о другой форме ее существования - педагогике. Вместе с тем большинство выдающихся русских педагогов' имеют значительные заслуги перед отечественной философией, отражая в своих работах и высказываниях не только собственно педагогические, но и философские идеи своего времени. Тоже можно сказать и о большинстве русских философов, постоянно указывающих на тесную связь и взаимообогащение философии и педагогики. В качестве примера сошлемся на речь малоизвестного русского религиозного философа-профессора Киевской духовной академии П.Линицкого "Образовательное значение философии (1872). В ней он прямо указывал, что "философия всегда имеет характер национальный, ибо есть выражение самосознания народного духа". Она проникает во все стороны духовной жизни народа, в том числе в образование и воспитание: поэтому

"общее образование должно соединяться с образованием философским" (Линицкий П. Образовательное значение философии: Речь/ЛГруды Киевской духовной академии. 1872. №11. С. 14).

Связь русской педагогики и философии - большая малоисследованная проблема. И это делает ее всеобъемлюще актуальной. Она актуальна прежде всего как научная историко-философская проблема, поскольку обращает внимание на ту область отечественной мысли, которая не просто характеризует развитие только философии, или только педагогики, а указывает на их взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимообогащение. Становление отечественной педагогики как науки относится к середине XIX века с последующим достаточно бурным ее развитием во второй половине XIX - начале XX вв. Ее история как и история русской философии этого периода, до недавнего времени носила печать идеологических штампов и замалчивания тех ее сторон, которые относились к идеалистическим или религиозным проявлениям мировоззрения русских мыслителей и педагогов. Поэтому исследование взаимосвязи русской философии и педагогики второй половины XIX - начала XX вв. актуализируется общей тенденцией современной отечественной гуманитарной науки - дать подлинную, адекватную картину развития русской общественной мысли без каких либо ограничений. Конечно, при этом должна быть дана критическая, теоретически обоснованная оценка историко-философских фактов и источников.Здесь нельзя, как это можно было наблюдать в историко-философских работах послеперестроечного периода, просто менять знаки оценок: некритически возносить тех, кого еще недавно либо ругали, либо

замалчивали. Как писал известный русский педагог П.Ф.Каптерев, "следует критически относиться к прошлому, переоценивать его результаты, с выбором применять их к настоящему, но отбрасывать все более ранние приобретения целиком нет достаточных оснований" (Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. с 203). Эти слова, как методологическое положение, прежде всего необходимо применять к работам русских философов и педагогов-идеалистов, таких как П.Д.Юркевич, В.С.Соловьев, В.В.Зеньковский. С.И.Гессен и др. Их работы в настоящее время опубликованы и дают достаточный материал для историков философии, изучающих заявленную проблему.

Наконец, тема эта актуальна ее несомненным выходом в современную практику педагогического процесса, постоянного поиска педагогических новаций. При этом часто обнаруживается, что новое это хорошо забытое старое.Поэтому историко-философские, историко-педагогические исследования помогают такие "повторения" избежать и использовать достижения прошлой мысли сегодня. Один из современных теоретиков педагогики - В.И.Додонов эту актуальность историко-философских исследований особо подчеркивает. Он пишет: "Определение пространственно-временного отношения стратегии образования не исчерпывает в полной мере задачи ее осуществления. Это лишь начало. Важно дать этой стратегии историческое, а значит и научное обоснование. Важно попытаться найти в историческом прошлом те основные идеи или их зародыши, которые могли бы если не лечь в основу этой стратегии, то по крайней мере обосновать значимость и правомерность ее реализации. В этом

плане идейное наследие русских философов-идеалистов конца XIX - начала XX вв. является ценным материалом для решения этой важной задачи. . . Обращение к их наследию, "овеществление" их идей может дать существенные практические выходы в статистически прогностическом аспекте на современную образовательно-воспитательную систему с учетом ее реального состояния" (Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX века. М . 1993. с. 132-133).

Обращение к взглядам русских философов и педагогов второй половины XIX - начала XX вв. дает возможность убедиться в наличии реальных попыток построения педагогических идей на философских основаниях. Русские философы и педагоги, иногда прямо, иногда косвенно подчеркивали потребность связи педагогики и философии, указывали на ее практическое значение как для философии, так и для педагогики. Для последней - особенно. Но это были, как правило, авторские заявки. Цельного, многопланового синтеза этих двух сторон духовной жизни, культуры, общественной мысли почти не наблюдается. И все же те зримые и существенные примеры существования русской философии как педагогики надо признать очевидным фактом, требующим историко-философского анализа и претворения в жизнь значимых элементов этого единства.

Степень научной разработанности проблемы.

История русской философии в ее фундаментальном многоаспектном изложении, отвечающем всем методологическим принципам историко-

философского познания еще не написана. Для создания такой картины истории русской философии многое предстоит сделать, и прежде всего заполнить белые пятна. Одним из них является слабая изученность взаимосвязи русской философии и педагогики как специфической и актуальной историко-философской проблемы. Степень ее изученности на сегодняшний день, по нашему мнению, имеет следующий вид:

В дореволюционное время эта проблема освещалась преимущественно историками педагогики. Определенное место в виде отдельных характеристик и высказываний на тему философских основ педагогических теорий обучения и воспитания русских педагогов имеется в фундаментальных трудах: Каптерев П.Ф. История русской педагогики .СПб., 1909: 2-е изд. СПб., 1914; Медведков А.П . Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. 3-е испр.и доп. изд. Пг., 1916; Модзалевский Л.И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: В 2-х частях. СПб.,1892-1899 и др. Это -труды по истории педагогики. Другая часть решения проблемы содержалась в персональных характеристиках педагогического творчества и его философских оснований выдающихся русских педагогов: Н.И.Пирогова (Памяти Пирогова: Сб.статей.СПб., 1911; Бехтерев В.М Н.И.Пирогов как научный общественный деятель. СПб., 1910; Румянцев Н.Е. Н.И.Пирогов. Его взгляды на природу детей и задачи воспитания. СПб., 1916 и др.), К.Д.Ушинского (Острогорский А.П., Семенов Д. Русские педагогические деятели. Пирогов. Ушинский. Корф: М., 1887; Чернышев В.И. Забытые труды Ушинского. СПб., 1907; Блонский П.П. Место

К.Д.Ушинского в истории русской педагогики// Пед.листок. 1915. Кн.2 и др.), Л.Н.Толстого (Грунский Е.К. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого. Юрьев, 1914; Лозинский Е. Новые мысли Льва Толстого о воспитании и образовании//Вестник воспитания. 1913. № 1; Степанец Б. Л.Н.Толстой как педагог. Вильно, 1912; Тулупов Н.В. Толстой как педагог. М., 1911 и др.). Наконец, третья группа публикаций по проблеме связи русской философии и педагогики принадлежала перу самих отечественных философов и педагогов, чьи труды давали оригинальное толкование проблемы. В этой достаточно обширной группе историко-философских источников изучаемой проблемы самыми известными являются работы Н.И.Пирогова (Вопросы жизни, Быть и казаться), К.Д.Ушинского (Человек как предмет воспитания, Труд в его психологическом и воспитательном значении), Л.Н.Толстого (О народном образовании, Воспитание и образование. Прогресс и определение образования), П.Д.Юркевича (Чтения о воспитании, Курс общей педагогики с приложениями), К.Д.Вентцеля (Этика и педагогики творческой личности: Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного и гармонического развития жизни и сознания), С.И.Гессена (Основы педагогики: Введение в прикладную философию, Мировоззрение и образование), В.В.Зеньковского (Проблемы воспитания в свете христианской антропологии, Русская педагогика в ХХвеке) и др.

В советское время изучение истории отечественной философии и педагогики определялось идеологическими соображениями марксистско-ленинской философской традиции и замыкалось рамками так называемой

"прогрессивной материалистической философии". Поэтому решение проблем взаимосвязи философии и педагогики было представлено именами философов материалистической ориентации В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского, Н.В.Шелгунова (Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. M.-JL, 1948; Герцен

A.И. Избранные педагогические высказывания М., 1951; А.И.Герцен о воспитании. М., 1948; Добролюбов H.A. Избранные педагогические высказывания. М., 1939; Добролюбов H.A. Педагогические сочинения. М., 1949; Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М., 1940; Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения, М., 1954; Шелгунов Н.В. Избранные педагогические сочинения. М., 1954; Белинский

B.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г. Добролюбов H.A. Педагогическое наследие. М., 1988; Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М.,1990). Сюда, правда, добавлялись работы К.Д.Ушинского, а позже Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого.

Перестройка 80-90 годов, разрушение идеологических стереотипов, крушение единовластия марксистско-ленинской философии в корне изменила картину изучения проблемы. Прежде всего начали публиковаться забытые работы философов и педагогов-идеалистов. Для изучения поставленной нами проблемы важное значение имеет публикация трудов П.Юркевича, С.Гессена, К.Вентцеля, В.Зеньковского. Одновременно начали появляться публикации о их философском и педагогическом наследии. Правда, это до сих пор лишь журнальные публикации (Например: Богуславский М.В. Слово о Вентцеле//Свободное воспитание. 1992. № 1;

Королев Ф.Ф. К.Н.Вентцель - виднейший представитель теории свободного воспитания//Советская педагогика. 1964. № 4; Мальцева В.М. В.В.Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности //Педагогика. 1994. № 4; Никольская A.A. Психолого-педагогические взгляды П.Д. Юркевича // Педагогика. 1993. № 3; Осовский Е.Г. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. № 6 и др. ) и проблема взаимосвязи русской философии и педагогики решалась в них косвенно, как одна из сторон философского и педагогического творчества русских мыслителей. Эта же характеристика относится к нескольким диссертациям, защищенным в последнее время: Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX - XX вв. ( Историко-философский анализ)/ Автореф. докт. дис. Екатеринбург, 1994; Бухалова Т.В. Философские взгляды П.Д. Юркевича / Автореф. канд. дис. М., 1995; Толмачева Т.П. Педагогические взгляды К.Н. Вентцеля/ Автореф. канд. дис. М., 1992 и др.). Представленный нами краткий обзор степени научной разработанности проблемы позволяет утверждать, что он недостаточен и, следовательно, актуализирует поставленную в нашем исследовании проблему.

Цель и основные задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ основных проблем взаимосвязи русской философии второй половины XIX - начала XX вв. с педагогикой. Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих исследовательских задач:

- Выяснения причин возникновения и основных интегрирующих моментов

развития русского антропологического материализма и педагогической антропологии.

- Анализа традиция философии свободного образования и воспитания в России на примере философских взглядов и педагогических теорий Л.Н.Толстого и К.Н. Вентцеля.

Выявления основных концептуально-понятийных принципов взаимодействия христианской философии и педагогики.

- Рассмотрения этих принципов в философско-педагогических концепциях П.Д. Юркевича и В.В. Зеньковского.

- Исследования основных положений "педагогики как прикладной философии" русского неокантианца С.И.Гессена.

Решение этих задач, по нашему мнению, способно дать достаточно полное представление о существовании русской философии в рамках педагогики, о их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Методологическая основа исследования

Методологическое основание диссертационного исследования составляют принципы историко-философского познания философии отдельного народа, важнейшими из которых автор считает принципы историзма и целостного подхода к изучаемому явлению.

В качестве историко-философских источников используются произведения выдающихся русских философов и педагогов XIX - начала XX века, особенно Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, П.Д.Юркевича, В.В.Зеньковского,

С.И.Гессена, а также работы тех исследователей, которые писали о русской философии и педагогике этого периода.

Апробация работы

Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного педагогического института, основные идеи диссертации автор излагал на различных научных конференциях: на Региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы подготовки специалистов высшей школы" (Нижневартовск, 1994), на Республиканской научно-практической конференции "Индивидуализм, коллективизм, соборность в структуре русской духовности" (Комсомольск-на-Амуре, 1994), на Научной конференции "Высшая школа в преддверии XXI века" (Екатеринбург, 1995), на Межрегиональной научно-практической конференции "Философия и социология образования на пороге XXI века" (Екатеринбург, 1996), на Всероссийской научно-практической конференции "Православие, современное образование и культура" (Барнаул, 1996).

Выводы и положения диссертации отражены автором в 7 публикациях, указанных с списке использованной литературы.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного педагогического института и рекомендована к защите.

Структура и обьем диссертации

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем ее составляет 160 страниц машинописного текста.

Глава 1

РУССКИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Связь и взаимодействие философии и педагогики как традиция русской философии впервые основательно проявила себя в середине XIX в. И первым примером ее явилось влияние идей антропологического материализма на педагогику.

Наивысшего своего развития антропологический материализм достиг в трудах Н.Г.Чернышевского (1828-1889). Его очевидная устремленность к монизму привела к монистическому взгляду на природу человека. Русский мыслитель не только наполняет просветительскую концепцию человека и антропологический материализм своего учителя Л.Фейербаха новым содержанием, но и выходит за их рамки (См.: Емелья