автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Русская литературная баллада 1840-1890-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Иванов, Владимир Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. СТРУКТУРА БАЛЛАДЫ 1840 — 1890-х гг.
Методика исследования.
Примеры анализа баллад.
Результаты анализа.
Глава И. ЭВОЛЮЦИЯ БАЛЛАДЫ В 1840 — 1890-е гг.
Баллада 1840-х гг.
Баллада 1850-х гг.
Баллада 1860-х гг.
Баллада 1870-х гг.
Баллада 1880-х гг.
Баллада 1890-х гг.
Баллада 1840 — 1890-х гг.
Глава III. ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЛЛАДЫ 1840 — 1890-х гг.,
НЕ НАШЕДШИЕ ОТРАЖЕНИЯ В БАЛЛАДНОЙ ФОРМУЛЕ.
Источник сюжета баллады.
Результаты анализа источников сюжета баллад.
Историческое время в балладе.
Результаты анализа исторического времени баллад.
Место действия баллады.
Результаты анализа места действия баллад.
Жанровые разновидности баллады.
Результаты анализа жанровых разновидностей баллад.
Результаты анализа источников сюжета, исторического времени, места действия и жанровых разновидностей баллад.
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Иванов, Владимир Александрович
Русская литературная баллада, зародившись как жанр на рубеже XVIII — XIX вв., продолжает существовать до настоящего времени. За это время баллада неоднократно трансформировалась, сохраняя, тем не менее, ряд характерных признаков, отличающих ее от произведений иных жанров.
Предметом настоящего исследования является баллада 1840 — 1890-х гг., в первую очередь, ее содержательные признаки и иные характеристики (источник сюжета, историческое время, реальное место действия и жанровая разновидность).
Указанный период следует непосредственно за периодом наивысшего расцвета русской литературной баллады (1820 — 1830-е гг.), когда баллада выдвинулась в старшую линию литературного процесса. В это время господства романтизма окончательно оформляются каноны и традиции жанра литературной баллады.
В 1840-е гг. начинается интенсивная утрата балладой характерных жанровых признаков, связанная с окончательным распадом строгой системы жанров, которая, претерпев значительные изменения в период романтизма, дожила до начала исследуемого нами периода. Романтическая баллада переживает глубокий кризис и переходит из старшей в младшую линию литературного процесса. Таким образом, баллада исследуемого периода по отношению к романтической балладе вторична, а исследование эволюции баллады 1840 — 1890-х гг. сводится, по сути дела, к исследованию процесса утраты балладой своих содержательных признаков. Логическим завершением этого процесса должно явиться превращение баллады в простое фабульное стихотворение. На вопрос, насколько продвинулся данный процесс, и ответит настоящая работа.
Объектом исследования послужили произведения наиболее заметных поэтов рассматриваемого периода, создавших значительное число произ4 ведений балладного жанра: А.К.Толстого, Я.П.Полонского, А.А.Фета,
A.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, Л.А.Мея, К.К.Случевского, А.Н.Апухтина,
B.С.Соловьева, С.Я.Надсона, К.М.Фофанова. Из всего корпуса произведений вышеназванных поэтов нами выделено 125 произведений, принадлежащих к жанру литературной баллады. За пределами исследования остались переводные, юношеские, незавершенные баллады исследуемых авторов, а также баллады, дата написания которых неизвестна, и баллады, входящие составной частью в более значительное по объему произведение.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить эволюцию балладной структуры в 1840 — 1890-е гг. и выявить некие закономерности в развитии балладного жанра в данный период.
Актуальность подобного исследования очевидна: в отечественном литературоведении существуют лишь работы, в которых рассматриваются те или иные аспекты баллады вышеперечисленных авторов, но не существует специальных трудов, посвященных теории жанра баллады в 1840 — 1890-е гг. в целом (см. об этом ниже).
Задачи, решаемые в ходе исследования, подчинены общей цели и обусловлены объектом и предметом исследования.
Задачи эти таковы:
- выделить основные формальные и содержательные признаки, входящие в понятие "русская литературная баллада";
- разделив содержательные признаки традиционной баллады по степени значимости на три группы (основной признак, факультативные и виртуальные признаки) и придав им буквенные и цифровые обозначения, получить на их основе логическую формулу инварианта русской литературной баллады, заключающую в себе все возможные разновидности русской литературной баллады, выведенные аксиоматически;
- представить структуру жанра русской литературной баллады графически (в виде матрицы);
- проанализировать все имеющиеся произведения на предмет наличия содержательных признаков традиционной баллады и вывести формулы этих произведений, на основе чего заполнить матрицу структуры жанра конкретными произведениями;
- проследить эволюцию каждого из содержательных признаков баллады, равно как и всех содержательных признаков баллады в целом в 1840 — 1890-е гг. (отталкиваясь от полученных ранее балладных формул), а также в каждое отдельное десятилетие названного периода;
- проследить в хронологическом порядке (по десятилетиям) изменения, затрагивающие различные характеристики баллады исследуемого периода (источник сюжета, историческое время, реальное место действия, жанровую разновидность);
- на основе полученных результатов выявить закономерности, касающиеся эволюции русской литературной баллады 1840 — 1890-х гг.
Методологической основой исследования послужили труды А.Н.Веселовского, В.Я.Проппа, Б.В.Томашевского (фабулу и сюжет произведения мы понимаем по Б.В.Томашевскому, мотив — по В.Я.Проппу). Методика исследования разработана нами с опорой на работу О.А.Левченко "Жанр русской романтической баллады 1820 — 1830-х гг." и собственные наблюдения над текстами баллад.
Теоретическая ценность работы заключается в разработке оригинальной методики исследования произведений балладного жанра, в выведенной на ее основе логической формуле инварианта русской литературной баллады, являющейся основой для построения схемы структуры жанра русской литературной баллады.
Научная новизна исследования состоит в первую очередь в том, что выработанная методика исследования балладного жанра позволяет четко отграничить произведения, принадлежащие к жанру русской литературной 6 баллады, от произведений, к указанному жанру не принадлежащих, независимо от времени их написания.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовать предлагаемую нами методику в исследованиях, касающихся теории жанра литературной баллады от его зарождения до наших дней, поскольку сравнение характеристик любого произведения с балладой, обладающей полным набором содержательных признаков, дает критерий для определения принадлежности данного произведения к балладному жанру.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структура русской романтической баллады, ставшей традиционной для всех баллад более позднего времени, дает ключ для построения структуры жанра всей русской литературной баллады.
2. Основной признак традиционной русской литературной баллады (наличие в произведении одной из разновидностей балладной фабулы) является, наряду с наличием формальных признаков традиционной баллады, основным критерием для причисления исследуемого произведения к балладному жанру, независимо от времени его написания.
3. Структура баллады 1840 — 1890-х гг. подверглась значительному разрушению; в рассматриваемом балладном массиве произведения с утратой той или иной части содержательных признаков составляют почти две трети.
4. Тем не менее, традиционная баллада сохраняет свое влияние на всем протяжении рассматриваемого периода. Это влияние гораздо сильнее деструктивных процессов, пытающихся полностью лишить балладу характерных признаков, т.к. среди произведений с разрушенной структурой основная масса значительно сильнее ориентирована на традиционную балладу, нежели на простое фабульное стихотворение. Поэтому говорить о полном разрушении структуры традиционной баллады в 1840 — 1890-е гг. не7 правомерно. Центростремительные силы в системе жанра русской литературной баллады в данный период намного сильнее центробежных.
5. Наиболее распространенными характеристиками баллады рассматриваемого периода, не нашедшими отражения в балладной формуле, являются следующие характеристики: источник сюжета — реальная действительность, историческое время — прошлое, реальное место действия — европейские страны с умеренным климатом (мы именуем такие баллады ординарными, в отличие от экзотических), жанровая разновидность — ситуационная баллада, или "баллада положений". В балладном массиве исторические ординарные ситуационные баллады с сюжетом из реальной действительности составляют наиболее количественно значимую группу произведений.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы и приложения, содержащего таблицы, в которых приводятся различные характеристики баллады исследуемого периода.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская литературная баллада 1840-1890-х годов"
Основные результаты анализа баллад, проделанного в настоящей главе, таковы:
1. Ведущее место занимает баллады с источником сюжета из реальной действительности. Среди полигенетических баллад, занимающих по количеству второе место, в большинстве произведений одним из источников сюжета служит реальная действительность. Из прочих баллад наиболее значительны группы баллад фольклорных и литературных.
178
Баллада с сюжетом из реальной действительности безраздельно господствует в 1850 — 1880-е гг., т.е. в середине исследуемого периода. В 1840-е гг. на первом месте литературная (подражательная романтическая) баллада, а в 1890-е гг. возрастает интерес к фольклорной балладе.
2. Авторы отдают предпочтение изображению событий исторического прошлого. Значительную часть массива баллад занимают произведения с неопределенным историческим временем. Баллады на современном материале и баллады, изображающие большой временной промежуток, пишутся редко.
3. По реальному месту действия баллады делятся на ординарные и экзотические. Число ординарных баллад превышает число экзотических более, чем вдвое. Предпочтение, отдаваемое авторами ординарной балладе, есть предпочтение тем из русской жизни темам из жизни отдаленных стран. Русская литературная баллада второй половины XIX в., таким образом, есть в первую очередь национальная баллада.
4. Среди жанровых разновидностей баллады в течение периода 1840 — 1890-х гг. преобладает баллада ситуационная ("баллада положений"), за ней следуют баллада любовная, фантастическая и комическая. В разные десятилетия положение меняется: в начале периода (1840-е гг.) преобладает любовная и фантастическая баллада, а в 1890-е гг. количество баллад различных жанровых разновидностей почти уравнивается. В этом проявляется размывание жанра баллады: наиболее традиционные жанровые разновидности (любовная и фантастическая баллады) постепенно убывают, и увеличение доли комических баллад в 1880-е гг. наглядно иллюстрирует углубившийся кризис жанра баллады.
5. В 1840 — 1890-е гг. в рассматриваемом массиве преобладает историческая "баллада положений", написанная на ординарном материале, с сюжетом, заимствованным из реальной действительности.
179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшие выводы из настоящей работы таковы:
1. Наиболее устойчивыми характеристиками балладной фабулы являются ее полнота и традиционность, что находит свое выражение в абсолютном преобладании произведений с фабулой а] (полная традиционная балладная фабула) в исследуемом массиве баллад.
2. Среди второстепенных признаков наибольшему разрушению в период 1840 — 1890-х гг. подверглись признаки, прочнее других привязанные к поэтике именно романтической баллады: признаки с2 (наличие фантастического элемента), Ь2 (наличие традиционного балладного времени и С] (наличие мрачного колорита). Наиболее устойчивыми оказались признаки Ь[ (наличие традиционных балладных персонажей) и Ьз (наличие традиционных балладных топосов); баллады с таким набором признаков (15-я балладная разновидность) чаще других встречаются среди исследуемых произведений.
Произведения с частичной утратой второстепенных признаков (5 — 16-я разновидности баллады) преобладают количественно во всем массиве баллад; это свидетельствует о том, что процесс размывания жанра достиг своей середины, но далек от своего логического завершения (превращения баллады в простое фабульное стихотворение).
Наличие среди преобладающих балладных разновидностей не только 15-й и 10-й, но также 1-й и 2-й прямо указывает на достаточную устойчивость жанра, его сопротивляемость разрушению.
3. Произведения с полной традиционной фабулой (а]) преобладают в 1840 — 1890-е гг. в балладном массиве над всеми прочими; среди этих произведений присутствуют как собственно традиционные баллады, так и произведения, утратившие ряд содержательных признаков. Роль собствен
180 но традиционных баллад наиболее велика в начале и в конце рассматриваемого периода (в 1840-е и 1890-е гг). Таким образом, позиции традиционной баллады продолжают оставаться достаточно прочными.
4. Среди баллад, сгруппированных по источникам сюжета, ведущее место занимают баллады с источником сюжета из реальной действительности (45 произведений из 125). Добавим к этому, что и среди полигенетических баллад, занимающих второе место по количеству (21 произведение), в большинстве произведений реальная действительность служит одним из источников сюжета. Из прочих баллад наиболее значительны группы баллад фольклорных и литературных (соответственно 23 и 18 произведений).
Баллада с сюжетом из реальной действительности безраздельно господствует в 1850 — 1880-е гг., т.е. в середине исследуемого периода. В 1840-е гг. на первом месте литературная (подражательная романтическая) баллада, а в 1890-е гг. возрастает количество фольклорных баллад.
5. Большую часть баллад составляют исторические баллады (58 произведений). Значительную часть массива занимают и произведения с неопределенным историческим временем (35 произведений). Современных баллад довольно мало (22), и на всем протяжении периода их количество ни разу не превышает количества исторических баллад; доля баллад, изображающих большой временной промежуток (историко-современных), незначительна.
Таким образом, действие большинства произведений отнесено авторами в историческое прошлое; к этому необходимо добавить, что читатель более склонен отнести события, описанные в балладе с неопределенным историческим временем, к прошлому, нежели к настоящему, уподобляя подобные произведения широко распространенным историческим балладам.
6. Число ординарных баллад превышает число экзотических более, чем вдвое. Предпочтение, отдаваемое авторами ординарной балладе, есть предпочтение тем из русской жизни темам из жизни отдаленных стран.
Русская литературная баллада, таким образом, есть в первую очередь национальная баллада, хотя далеко не чуждая "всемирной отзывчивости".
7. Среди жанровых разновидностей баллады в 1840 — 1890-е гг. преобладает баллада ситуационная ("баллада положений"), за ней следуют баллады любовная, фантастическая и комическая.
Баллада чутко реагирует на изменение литературной ситуации: любовная и фантастическая баллады, господствующие в начале рассматриваемого периода (в 1840-е гг.), в течение последующих десятилетий (до 1870-х гг. включительно) пишутся реже, уступая балладе ситуационной; в 1880-е гг. на первый план выступает комическая баллада, а в 1890-е гг. количество баллад различных жанровых разновидностей практически уравнивается (за исключением комических, представленных единственным произведением).
Здесь также прослеживается размывание жанра баллады: наиболее традиционные жанровые разновидности (любовная и фантастическая баллады) постепенно снижают свои показатели, за счет чего возрастает количество ситуационных баллад.
8. В 1840 — 1890-е гг. в исследуемом массиве преобладают исторические ситуационные баллады, созданные на ординарном материале, с сюжетом, заимствованным из реальной действительности.
182
Список научной литературыИванов, Владимир Александрович, диссертация по теме "Русская литература"
1. Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М.В.Отрадина, сост., подг. текста и примеч. Р:А.Шацевой. — (Б-ка поэта. Большая серия). —Л., 1991.
2. Майков А.Н. Полное собрание сочинений: В 4 т. — 9-е изд., испр. и доп. — СПб., 1914. — (Приложение к "Ниве" на 1914 г.).
3. Майков А.Н. Избранные произведения / Вступ. ст. Ф.Я.Приймы. Сост, подг. текста и примеч. Л.С.Гейро. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1977.
4. Майков А.Н. Сочинения: В 2 т. / Общ. ред. Ф.Я.Приймы, сост. и подг. текста Л.С.Гейро. — М., 1984.
5. Мей Л.А. Полное собрание сочинений: В 5 т. — СПб., 1887. Мей Л.А. Избранные произведения / Вступ. ст., подг. текста и примеч. К.Бухмейер. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1972.
6. Надсон С.Я. Стихотворения. — Изд. 19-е. — СПб., 1902. Надсон С.Я. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Г.А.Бялого, подг. текста и примеч. Ф.И.Шушковской. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1962.
7. Мечты и звуки: Стихотворения H.H. — СПб, 1840.197
8. Некрасов H.A. Собрание стихотворений: В 2 т. / Вступ. ст.
9. A.М.Еголина, подг. текста, примеч. и статья К.И.Чуковского. — (Б-ка поэта. Большая серия). — JL, 1949.
10. Некрасов H.A. Полное собрание стихотворений в трех томах / Общ. ред. и вступ. ст. К.И.Чуковского. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1967.
11. Т. 1: Стихотворения, написанные до 1856 г. / Подг. текста и примеч.
12. B.Э.Бограда, А.М.Гаркави, А.Л.Гришунина, ред. тома Б.Я.Бухштаб.
13. Т. 2: Стихотворения, относящиеся к 1857 — 1874 гг. / Подг. текста и примеч. М.Я.Блинчевской, В.Э.Вацуро, Т.П.Головановой, А.Л.Гришунина, Е.И.Кийко, А.Б.Муратова, С.А.Рейсера, Н.Н.Скатова, ред. тома С.А.Рейсер.
14. Т. 3: "Кому на Руси жить хорошо". Стихотворения, написанные в 1875 — 1877 гг. / Подг. текста и примеч. А.И.Груздева, А.Б.Муратова, И.Ю.Твердохлебова, М.В.Теплинского, ред. тома И.Г.Ямпольский.
15. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. — Т. 1: Стихотворения 1838 — 1855 гг. — Л., 1981.
16. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. — Т. 2: Стихотворения 1855 — 1866 гг. — Л., 1981.
17. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. — Т. 3: Стихотворения 1866 — 1877 гг. — Л., 1982.
18. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. — М., 1948 — 1953.
19. Некрасов H.A. Стихотворения / Подг. изд. И.И.Подольской, отв. ред. Б.Ф.Егоров. — (Литературные памятники). — М., 1988.
20. Полонский Я.П. Стихотворения / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Б.М.Эйхенбаума. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1954.
21. Полонский Я.П. Сочинения в двух томах / Сост., вступ. ст., комм. И.Б.Мушиной. — Т. 1: Стихотворения и поэмы. — М., 1986.198
22. Случевский K.K. Сочинения: В 6 т. — СПб., 1898.
23. Случевский К.К. Песни из Уголка. — СПб., 1902.
24. Случевский К.К. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., подг. текста и примеч. А.В.Федорова. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Д., 1962.
25. Случевский К.К. Стихотворения, поэмы, проза / Вступ. ст. Е.В.Ермиловой. — М., 1988.
26. Стихотворения Владимира Соловьева. — Изд. 7-е. — М., 1921.
27. Соловьев B.C. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. З.Г.Минц. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Д., 1974.
28. Толстой А.К. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., ред. и примеч. И.Г.Ямпольского. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Д., 1937.
29. Толстой А.К. Полное собрание стихотворений в двух томах / Вступ. ст. Л.И.Емельянова, сост., подг. текста и примеч. Е.И.Прохорова. — Т. 1: Стихотворения и поэмы. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Д., 1984.
30. Толстой А.К. Собрание сочинений: В 4 т. — Т. 1: Стихотворения / Вступ. ст., подг. текста и примеч. И.Г.Ямпольского. — М., 1963.
31. А.Ф. Лирический пантеон. — М., 1840.
32. Фет A.A. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подг. текста и прим. Б.Я.Бухштаба. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1959.
33. Фет A.A. Вечерние огни. — 2-е изд. / Под ред. Д.Д.Благого и М.А.Соколовой. — (Литературные памятники). — М., 1981.
34. Фофанов K.M. Иллюзии. — СПб., 1900.
35. Фофанов K.M. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Г.М.Цуриковой, сост., подг. текста и примеч. В.В.Смиренского. — (Б-ка поэта. Большая серия). —Л., 1962.1991. ЛИТЕРАТУРА
36. Алексеев М.П. Народные баллады Англии и Шотландии — М., 1984. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин): Его жизнь и сочинения.: Сб. статей. — М., 1911.
37. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730 — 1980: Компендиум.
38. Изд. 2-е, испр. и доп. — Смоленск, 1994.
39. Баевский B.C. Типология стиха русской лирической поэзии: Дис. . д-ра филолог, наук. — Тарту, 1974.
40. Балашов Д.М. Русская народная баллада // Народные баллады / Подг. текста и примеч. Д.М.Балашова. — (Б-ка поэта. Большая серия). — М.;Л., 1963.
41. Бахор Т.А. Стихотворения Мея и стиховая культура середины XIX в.: Автореферат дис. . канд. филолог, наук. — Тарту, 1990.
42. Белинский В.Г. Мечты и звуки H.H. (1840) // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М., 1953 — 1959; — Т. 4. — М., 1954.
43. Белинский В.Г. Письмо В.П.Боткину от 26 дек. 1840 г. // Там же. — Т. 11,—М., 1956, —(О Фете).
44. Белинский В.Г. Письмо А.И.Герцену от 2 янв. 1846 г. // Там же. — Т. 12. — М., 1956. — (О "Секрете" Некрасова).
45. Белинский В.Г. Стихотворения Аполлона Майкова (1842) // Там же.1. Т. 6, —М., 1955.1. Библия. — М., 1991.
46. Бородкин М.М. Поэтическое творчество Майкова. — СПб., 1900. Бороздин А.К. А.Н.Апухтин. — СПб., 1895.
47. Боткин В.П. Стихотворения А.Фета // Боткин В.П. Литературная критика; Публицистика; Письма. —М., 1984.
48. Брюсов В.Я. К.М.Фофанов // Брюсов В.Я. Собрание сочинений; В 7 т, —Т. 6, —М., 1975.200
49. Бухмейер K.K. Л.А.Мей // Мей Л.А. Избранные произведения / Подг. текста и примеч. К.К.Бухмейер. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1972.
50. Бухштаб Б.Я. Фет // История русской литературы. — Т. 8. — Ч. 2. — М.; Л., 1956.
51. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет // Фет A.A. Полное собрание стихотворений / Подг. текста и примеч. Б.Я.Бухштаба. — (Б-ка поэта. Большая серия.). — Л., 1959.
52. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерк жизни и творчества. — Л., 1974.
53. Бялый Г.А. С.Я.Надсон // Надсон С.Я. Полное собрание стихотворений / Подг. текста и примеч. Ф.И.Шушковской. — (Б-ка поэта. Большая серия).—Л., 1962.
54. Величко В.Л. Вл. Соловьев: Жизнь и творчество. — СПб., 1902.
55. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М., 1989.
56. Воздушный корабль: Литературные баллады / Сост. А.Г.Мурик и А.В.Парина. Вступ. ст. и примеч. В.В.Ерофеева. —М., 1986.
57. Гаркави A.M. К вопросу об источниках поэзии Н.А.Некрасова // Ученые записки Калининградского пед. института. — В. 3. — Калининград, 1957.
58. Гаркави A.M. Поэзия Н.А.Некрасова в годы "мрачного семилетия" // Ученые записки Калининградского пед. института. — В. 2. — Калининград, 1956.
59. Гаркави A.M. Поэзия Некрасова и литературная школа Белинского // Ученые записки ЛГУ. — № 171. — Л., 1954.
60. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфа. — М.,1984.
61. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. -— М., 1974.
62. Гейне Г. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 1. — М., 1980.
63. Гете И.-В. Собрание сочинений: В 10 т. — Т. 1. — М., 1975.201
64. Гинзбург JI.Я. О лирике. — Изд. 2-е, доп. — Л., 1974.
65. Григорьев A.A. Стихотворения А.Фета // Отечественные записки. — 1850.— Т. 68.—№2.
66. Губарева Р.В. "Светлана" Жуковского: Из истории русской баллады // Из истории русской литературы: Статьи и исследования. — Л., 1963.
67. Гугнин A.A. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады / Сост., подг. текста, предисл. и комм. А.А.Гугнина. — М„ 1989.
68. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
69. Денисюк Н.Ф. Гр. Алексей Константинович Толстой: Его время, жизнь и сочинения. — М., 1907.
70. Добролюбов H.A. Стихотворения Л.Мея (1857) // Добролюбов H.A. Собрание сочинений: В 3 т. — Т. 1. — М., 1950.
71. Древние русские стихотворения. — М., 1804.
72. Дружинин A.B. Стихотворения Майкова // Дружинин A.B. Собрание сочинений. — Т. 7. — СПб., 1865.
73. Дружинин A.B. Стихотворения А.А.Фета (1856) // Дружинин A.B. Литературная критика. — М., 1983.
74. Дунаевская Л.Ф., Таланчук Е.М. Жанровая специфика баллад Мея // Вопросы русской литературы. — В. 1 (39). — Львов, 1982.
75. Д у шина Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Дис. . канд. филолог, наук. —Л. 1975.
76. Душина Л.Н. Роль чудесного в поэтике первых русских баллад // Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах. — М., 1972.
77. Евгеньев-Максимов В.Е. Некрасов и театр. — М.; Л., 1948. — С. 18. (О "Водяном" Некрасова).202
78. Емельянов Л.И. А.К.Толстой // Толстой А.К. Полное собрание стихотворений в двух томах. — Т.1: Стихотворения и поэмы / Сост., подг. текста и примеч. Е.И.Прохорова. — (Б-ка поэта. Большая серия) — Л., 1984.
79. Ермоленко С.И. Эстетические основы русской баллады // Проблемы литературных жанров: Материалы IV научной межвузовской конференции 28 сент. — 1 окт. 1983 г. — Томск, 1983.
80. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. — Л., 1978. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. —Л., 1979.
81. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.,1977.
82. Жирмунский В.М. Теория стиха. —Л., 1975. Жуков Д.А. Алексей Константинович Толстой. — М., 1982. Жуковский В.А. Стихотворения / Вступ. ст., подг. текста и прим. Н.В.Измайлова. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1956.
83. Зарубежная поэзия в переводах В.А.Жуковского: В 2 т. / Сост. А.А.Гугнин. — М., 1985.
84. Зелинский Ф.Ф. Античный мир в поэзии Майкова // Русский вестник. — 1899. — № 7.
85. Иванова Т.И. Композиционно-смысловая и семантическая структура текста баллады: На материале англо-шотландских баллад XVIII — XIX вв.: Автореферат дис. . канд. филолог, наук. — Л., 1982.
86. Иезуитова Р.В. Из истории баллады 1790 — первой половины 1820-х гг. Жуковский и Пушкин: Дис. . канд. филолог, наук. — Л., 1966.
87. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. — СПб., 1818 — 1829.
88. Катенин П.А. Избранные произведения / Вступ. ст., подг. текста и прим. Г.В.Ермаковой-Битнер. — (Б-ка поэта. Большая серия). — М.;Л., 1965.203
89. Коварский H.A. А.Н.Апухтин // Апухтин А.Н. Стихотворения / Подг. текста и примеч. Р.А.Шацевой. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Д., 1961.
90. Кондратьев A.A. Граф А.К.Толстой: Материалы для истории жизни и творчества. — СПб., 1912.
91. Копылова Н.И. Пародирование романтической баллады и фольклор // Поэтика литературы и фольклор: Сб. статей. — Воронеж. 1979.
92. Коринфский A.A. Поэзия К.К.Случевского. — СПб., 1900.
93. Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова. — Воронеж, 1964; 2-е изд.: Ижевск, 1978.
94. Кормилов С.И. Иван Грозный и его эпоха в творчестве М.Ю.Лермонтова и А.К.Толстого // Вестник Московского университета: Филология. — 1977. — № 4.
95. Кравцов Н.И. Славянская народная баллада // Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. — М., 1972.
96. Купала Янка. Избранное / Вступ, статья, сост. и примеч. Р.И.Файнберг, ред. стих. пер. В.А.Рождественского. — (Б-ка поэта. Большая серия). —Л., 1973.
97. Латунов А.И. Поэзия Я.П.Полонского 50-х годов // К проблемам теории и истории литературы. — Ставрополь, 1966.
98. Латунов А.И. Поэзия Я.П.Полонского 60-х годов // Язык и стиль художественного произведения. —М., 1966.
99. Левенстим А. Граф А.К.Толстой: Его жизнь и произведения // Вестник Европы. — 1906. —№ 10.
100. Левченко O.A. Жанр русской романтической баллады 1820 — 1830-х гг.: Дис. . канд. филолог, наук. — Тарту, 1990.
101. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений в двух томах / Сост., подг. текста и примеч. Э.Э.Найдича. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1989.204
102. Лобкова Н.Я. О сюжете и ритме русской литературной баллады 18401870-х гг. // Проблемы литературных жанров: Материалы научной межвузовской конференции, посвященной 50-летию образования СССР: 23 — 26 мая 1972 г. — Томск, 1972.
103. Лобкова Н.Я. Русская баллада 40-х гг. XIX в. // Проблемы жанра в истории русской литературы. — Л., 1969.
104. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. — М.,1972.
105. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии: В 3 кн. — Пг., 1916 — 1921.
106. Маршак С.Я. Собрание сочинений: В 8 т. — Т. 4. — М., 1969. Меус X. Метрический репертуар А.К.Толстого // Материалы 26-й научной студенческой конференции: Литературоведение. Лингвистика / Отв. ред. П.А.Руднев и П.С.Сигалов. — Тарту, 1971.
107. Микешин A.M. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады // Из истории русской и зарубежной литературы XI — XX вв.1. Кемерово, 1973.
108. Микешин A.M. О жанровой структуре русской баллады // Проблемы литературных жанров: Материалы научной межвузовской конференции, посвященной 50-летию образования СССР: 23 — 26 мая 1972 г. — Томск, 1972.
109. Минц З.Г. Владимир Соловьев — поэт // Соловьев B.C. Стихотворения и шуточные пьесы / Сост. и примеч. З.Г.Минц. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1974.
110. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. — М., 1980 — 1982. Мушина И.Б. Поэзия и проза Полонского // Полонский Я.П. Сочинения: В 2 т.—Т. 1,—М., 1986.205
111. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха / Сост., статьи и примеч. В.Е.Холшевникова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — JL, 1987.
112. Назарова JI.H. Надсон // История русской литературы. — Т. 9. — Ч. 1,—М.; Л., 1956.
113. Народные баллады / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Д.М.Балашова. — (Б-ка поэта. Большая серия). — М.; Л., 1963.
114. Нечаева B.C. Эпигоны "светского" стиля в русской поэзии конца XIX века // Литература и марксизм. — 1929. — № 1.
115. Орлов В.Н. Полонский // История русской литературы. — Т. 8. — Ч. 2, —М.;Л., 1956.
116. Отрадин М.В. А.Н.Апухтин // Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений / Подг. текста и примеч. Р.А.Шацевой. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1991.
117. Покровский В.И. Я.П.Полонский, его жизнь и сочинения: Сб. историко-литературных статей. — М., 1906.
118. Прийма Ф.Я. Поэзия А.Н.Майкова // Майков А.Н. Избранные произведения / Сост, подг. текста и примеч. Л.С.Гейро. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1977.
119. Пропп В.Я. Морфология сказки. — 2-е изд. — М., 1969.
120. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Изд. 4-е. — Л., 1977 — 1978.
121. Пяст В. Мей и его поэзия. — Пг., 1922.
122. Рейсер С.А. Мей // История русской литературы. — Т. 8. — Ч. 2. — М.; Л., 1956.
123. Русская баллада / Предисл., ред. и примеч. В.И.Чернышева. Вступ. ст. Н.П.Андреева. — (Б-ка поэта. Большая серия). — М, 1936.
124. Саводник В.Ф. Поэзия Вл.С.Соловьева. — М., 1901.
125. Сахаров И.М. Сказания русского народа. — Ч. 1. •— СПб., 1836.206
126. Сильман Т. От баллады к лирическому стихотворению // Стилистика романо-германских языков.—Л., 1972.
127. Слонимский А. Некрасов и Маяковский // Книга и революция. — 1921. — № 2.
128. Смирнов А. Своеобразие использования романтической балладной традиции в стихотворении Н.А.Некрасова "Зеленый Шум".// III Некрасовские чтения: Тезисы выступлений: 7 — 10 дек. 1988 г. —Ярославль, 1988.
129. Смирнов Ю.И. Восточно-славянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий. — М., 1988.
130. Снегирев И.П. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. —В. 2. — М., 1838.
131. Созонович И.И. "Ленора" Бюргера и родственные ей сюжеты в народной поэзии, европейской и русской. — Варшава, 1893.
132. Стафеев Г. А.К.Толстой: Очерк жизни и творчества. — Тула, 1967. Степанов Н.Л. Ап. Майков // История русской литературы. — Т. 8. — Ч. 2. — М.; Л., 1956.
133. Тархов А.Е. "Музыка груди" (О жизни и поэзии Афанасия Фета) // Фет A.A. Сочинения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1982.
134. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. — М., 1990, Томашевский Б.В. Стих и язык: Филологические очерки. — М.; Л.,1959.
135. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. — М ; Л., 1928. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. — М., 1996. Тынянов Ю.Н. "Извозчик" Н.А.Некрасова // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977;
136. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. Тынянов Ю.Н. Проблемы поэтического языка: Статьи — М., 1965. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. — М., 1968.207
137. Тынянов Ю.Н. Стиховые формы Некрасова // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. —М., 1977;
138. Федоров A.B. Поэтическое творчество К.К.Случевского // Случев-ский К.К. Стихотворения и поэмы / Подг. текста и примеч. А.В.Федорова. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1962.
139. Хмелевская Е. М. Апухтин // История русской литературы. — Т. 9. — Ч. 1.— М.; Л., 1956.
140. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Пособие для студентов филологических факультетов. — Л., 1972.
141. Цурикова Г.М. К.М.Фофанов // Фофанов K.M. Стихотворения и поэмы / Сост., подг. текста и примеч. В.В.Смиренского. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1962.
142. Черашняя Д.Н. О жанровой специфике баллад А.К.Толстого.// Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сб. — Петрозаводск, 1984.
143. Чудесный рог: Народные баллады / Сост., подг. текста, комм. А.В.Парина и А.Г.Мурик. — М., 1985.
144. Чуйко В.В. К.К.Случевский // Чуйко В.В. Современная русская поэзия в ее представителях. — СПб., 1885.
145. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. — 4-е изд. — М., 1962.
146. Чуковский К.И. Н.А.Некрасов // Некрасов H.A. Полное собрание стихотворений в трех томах / Общ. ред. К.И.Чуковского. — (Б-ка поэта, Большая серия). — Т. 1. — Л., 1967.
147. Чуковский К.И. Некрасов: Статьи и материалы. — М., 1926.
148. Чулков М. Абевега русских суеверий. — М., 1786.
149. Шкловский В.Б. Поэтика. — Пг., 1919.
150. Эйхенбаум Б.М. Некрасов // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969.
151. Эйхенбаум Б.М. О литературе. — М., 1987.
152. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. —Л., 1969.
153. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. — JL, 1987.
154. Эйхенбаум Б.М. Я.П.Полонский // Полонский Я.П. Стихотворения / Подг. текста и примеч. Б.М.Эйхенбаума. — (Б-ка поэта. Большая серия). — Л., 1954.
155. Эолова арфа: Антология баллады / Сост., предисл., комм. А.А.Гугнина. — М., 1989.
156. Ямпольский И.Г. А.К.Толстой // История русской литературы. — Т. 8. —Ч. 2,— М.; Л., 1956.
157. Ямпольский И.Г. Сочинения Апухтина // Литературное обозрение. — 1938, —№ 13-14.
158. Baer J. Т. Schopenhauer und Afanasiy Fet // Schopenhauer. Jahrbuch fur das Jahrl980. S. 90 — 103.
159. Dalton M. A.K. Tolstoy / Twayne World Authors Series. — 1972.
160. The Penguin Book of Folk Ballads of the English-Speaking World / Ed. by A.B.Friedmann. — Penguin Books, 1977.