автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Савушкина, Нина Ивановна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Савушкина, Нина Ивановна

Введение. 3

Глаьа I. Основные аспекты и проблемы изучения . 8

Глава 2. Собирание народной драмы.

Характеристика источников . 32

Глава 3. Классификация и ошетный состав.

Систематизация и краткое описание свжетов и вариантов народных драм . 49

Глава 4. Роль массового демократического искусства конца ХУШ-Х1Х века в формировании развитой народной драмы . Г . 98

Глава 5. Идейно-эстетичеокая структура народной драмы 137

Глава 6. Функции песни в народной драме .184

Глава 7. Сжетно-композиционные типы народной драмы. 199

Глава 8. Система персонажей .236

Глава 9. Типы речевых характеристик (монологов и диалогов) и их строение . . 250

Глава 10. Предметно-тематическая образность . 307

Глава II. Речевой стать•> * *. . „ . 327

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по филологии, Савушкина, Нина Ивановна

Русская народная драма принадлежит к достаточно поздним жанрам фольклора. Основной репертуар дошедших до нас драматических произведений ( развитых пьес ) сложился в России в середине ХУШ - первой половине XIX века.

Позднее возникновение, несомненные литературные влияния, своеобразный стилевой облик создали народной драме среди части исследователей репутацию нетрадиционного и даже нефольклорного искусства ( 25 ).

Подобный взгляд на народную драму опирался на укрепившееся еще в дореволюционной науке представление о "спускании? ее сюжетов в народную среду из литературы, а не формировании их, как мы постараемся доказать, в русле фольклорной традиции.

К тому же, народная драма, как и народный театр в целом, благодаря своей сложности, полиэлементности, оказалась " на стыке " нескольких наук - литературоведения, театроведения, фольклористики и этнографии, что и определило своеобразные подходы к ней.

Показательно, что к ее изучению чаще обращались историки теат -ра и литературы (П.О.Морозов, Б.В.Варнеке, В.В.Каллаш, В.Н.Всеволод-ский-Гернгросс, В.Н.Перетц, В.Д.Кузьмина, П.Н.Берков), нежели этнографы и фольклористы (П.Г.Богатырев, В.Ю.Крупянскэя, Т.М.Акимова, В.Е.Гусев).

Большинство работ по народной драме посвящено преимущественно выяснению ее генезиса, исторического развития и судеб, а так же среды ее бытования, истории отдельных сюжетов. Эти вопросы находятся в центре внимания в трудах В.Ю.Крупянской ( 113,115 ), В.Н.Всеволодом го -Гернгро с са (60 ), В.Е.Гусева ( 77 ).

В том же направлении работали и другие советские исследователи, авторы содержательных статей с названной проблематикой, основанных на новых записях локального характера (10,50,51).

Некоторое усиление интереса к русской народной драме в 19501960 годы стимулировалось капитальными трудами о происхождении и развитии различных форм обрядности и театрального искусства и их взаимосвязи (6, 7, 160, 211)'«

В настоящее время, как и в начале века, одной из наименее разработанных проблем продолжает оставаться идейно - эстетическое своеобразие русской народной драмы, на что в разное время указывали исследователи (223, с, 157; 76, с, 4-5; 15, с, 100-106),

В работах общего характера, в том числе и новейших (232, 78), народная драма рассматривается в контексте народной театральной культуры, народного (фольклорного) театра, допускающем выборочное использование текстов, отсутствие их детальной классификации и филологического анализа. Внимание исследователей здесь закономерно сосредоточивается на особенностях театрального воплощения, разыгрывания драм, специфике исполнения.

Между тем в неменьшей степени важно изучение народной драмы как явления фольклорного словесного искусства, осуществляемое на базе всего известного текстового материала с необходимым учетом особенностей исполнения, определяющих его специфику.

Подобный подход предполагает обязательность систематизации и научного описания текстов?

Только анализ совокупности всех сюжетов, их версий и вариантов на всех уровнях текста дает основание говорить о фольклорной природе народной драмы, степени устойчивости всех ее элементов, может выявить реальное соотношение в ней традиционного и импровизационного начал.

Результаты исследования особенностей строения сюжета и композиции драмы,системы образов персонажей,приемов речевых характеристик, речевого стиля основываются на выделении устойчивых сюжетно-композиционных элементов и словесных формул ( клише ) и определении характера их изменений по вариантам. Они позволяют пересмотреть сложившийся в фольклористике взгляд на преимущественно импровизационный характер драмы в пользу преобладания в ней традиционных форм варьирования

Специфика русской народной драмы в отличие от основных жанров традиционного фольклора состоит в сложности ее идейно - эстетического облика, характеризующегося отчетливыми литературными влияниями.

Народная драма всегда активно откликалась на животрепещущие вопросы социальной жизни народа. Сюжеты драм широко отразили культурный ( прежде всего - .читательский , театральный ) кругозор ее создателей, их вкусы и потребности. Народные пьесы, сформировавшись на протяжении конца ХУШ - XIX века, культивировались в среде мелких ремесленников, отдельных групп рабочих, крестьян - отходников, прислуги, солдат. В конце XIX - начале XX века они широко распространились и в деревне. Собственно фольклорный сюжетный и образно - стилевой фонд составлял лишь часть драматического репертуара. Он явился " строительным материалом " в основном для сатирических драм и комических сцен.

Развитая народная драма, концентрируя многие свойства позднего фольклора, наиболее наглядно демонстрирует сложные процессы творческого усвоения фольклором профессиональной и массовой "низовой" литературы, театрального и изобразительного искусства.

Анализ этих процессов с необходимостью обусловил широкое привлечение нами таких типичных явлений массовой культуры XIX - начале XX века, как лубочная литература, народные картинки, балаганные зрелища и демократический театр. Важным моментом работы является установление конкретных форм включения и творческой переработки заим-стованных элементов в рамках народной театрально - драматической традиции.

Таким образом новизна настоящей работы состоит во впервые предпринятом всестороннем идейно - художественном анализе в значительной части ранее неизвестного фольклористике, научно систематизированного нами материала, что позволило установить: I) творческий характер поздней фольклорной традиции, проявившийся в формировании сюжетов народной драмы, ассимилировавшей в своей художественной системе элементы профессионального и массового ("низового") искусства конца ХУШ - начала XX веков, 2) устойчивость всех уровней народной драмы как художественной системы, функционирующей по законам фольклорного искусства, что позволило ей на протяжении более чем полутора веков обозреваемого нами периода существовать в самых широких слоях народа, передаваться от поколения к поколению, сохраняя свой пафос, свои драматургические и исполнительские приемы.

Актуальность данного исследования обусловлена общими проблемами фольклористики: необходимостью дальнейшего изучения художественной специфики фольклора, в особенности периода капитализма, типологии его форм, характера взаимосвязей с литературой, массовой культурой, постижением своеобразия эстетики и поэтики отдельных фольклорных жанров на позднем этапе их существования.

Сходные процессы освоения литературных традиций .находим . в сказке ( авантюрная сказка ), песне ( поздняя баллада, жестокий романс). Сложный идейно-эстетический облик этих жанров ( жанровых разновидностей ) еще не стал предметом изучения фольклористики.

Названная проблематика становится особенно актуальной в связи с рассмотрением судеб фольклора в современном мире, эволюцией массовой культуры и ее дальнейшего влияния на фольклор, особенностями творческих процессов в народном искусстве и роли традиции в его сохранении и воспроизведении.

Изучение народной драмы как фольклорного искусства слова имеет большое значение и для современной культуры в целом. К народной драме и театру нередко обращаются деятели профессионального и самодеятельного театрального искусства. Успешное использование народных традиций в этой области невозможно без понимания специфики фольклорной драматургии.

В настоящее время, когда в советском искусстве, как отметил Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ХХУ1 съезду КПСС," поднимается новая приливная волна", особенно важно глубокое освоение фольклорных традиций в области драматического и театрального искусства. Они, несомненно, будут способствовать созданию произведений, герои которых не замыкались бы "в круге мелочных дел, а жили заботами своей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра" ( 5, с.61-62 )•

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства"

386 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитая русская народная драма принадлежит к поздним фольклорным явлениям эпохи ломки и глубочайших преобразований в народной культуре и фольклоре в частности, которые были обусловлены возникновением и развитием капитализма в России и порожденными им противоречиями во всех сферах жизни.

Анализ произведений русской народной драмы, взятой в совокупности всех известных в настоящее время вариантов, бытовавших в России в середине XIX - начале XX веков, показал, что народная драма этого времени формировалась и жила в русле фольклорной традиции, осложненной влиянием профессионального и "низового" искусства.

В народных драматических произведениях особенно наглядно выступает новый тип фольклорного творчества, ассимилировавшего в своей художественной системе элементы других художественных систем. Непривычность и некоторая "пестрота", "мозаичность" художественного облика народной драмы, подчас эстетически обесценивавшие ее в глазах исследователей, были результатом становления, формирования этого типа творчества, жизни фольклорной традиции в новых культурно-исторических условиях.

Неразработанность проблем взаимодействия народной и профессиональной театральных культур, идейно-эстетического своеобразия народной драмы XIX - начала XX века способствовала закреплению представления о том, что русская народная драма существовала лишь как начальная стадия,- "предистория" профессиональной драматургии и театрального искусства, в частности, повлиявшая и на становление демократического театра ХУШ века и его драматургии, русской бытовой комедии. В дальнейшем, в XIX и начале XX века по мнению ученых она уступила место театральному любительству (В.Д.Кузьмина, П.Н.Берков, Г.А.Хайченко).

Между тем развитая русская народная драма XIX - начала XX века сама сформировалась в определенном смысле как продолжение драматургических и театральных традиций раннего русского театра, демократического театра ХУШ - XIX веков, как следующий этап в развитии массового демократического искусства.

Характеристика круга народного чтения, перечень наиболее распространенных,часто переиздававшихся лубочных книг л картинок, доступных народу пьес дает представление о той сфере народной духовной культуры, которая вместе с демократическими театральными традициями ближайшим образом оказала влияние на формирование новых эстетических вкусов и идеалов народа . в период зарождения и развития капиталистических отношений в России.

В основу сюжетов народных драм брались события значительные, занимательные, находившиеся вне сферы повседневной народной жизни, происходившие в особой обстановке и поражавшие остротой и неразрешимостью конфликтов, социальный и морально-этический смысл которых мог принимать в определенных обстоятельствах злободневную и политическую окраску (усиливать социальную и обличительную функции).

Формирование сюжетов осуществлялось с использованием книжных заимствований мотивов, стилевых формул (школьная драма, ч низовая" драматургия ХУШ - XIX веков, лубочная повесть и народная картинка), достаточно, известных, популярных, вошедших в народный культурный обиход и пополнявшихся на протяжении XIX - начала XX век<1 Подобная "вторичность" материала не исключала, а предполагала творческое его освоение, перекраивание, обогащение новыми смысловыми акцентами.

Результаты проведенного анализа показали несостоятельность теории существования одного источника, к которому якобы восходил каждый из сюжетов народных драм, с последующим его "обрастанием" и искажением, приводившим к "затмению первоначального и истинного смысла пьесы".

Напротив, было выявлено наличие жизнеспособной традиции, позволяющей перерабатывать и вводить новые художественные элементы и впечатления в устойчивые структуры, гарантирующие сохранение в народном эстетическомсознании устойчивого идейного замысла.

Результаты сравнительного изучения показали так же, что развитая народная драма обладает традиционной идейно-эстетической структурой. Эта структура соответствует сюжетно-компози-ционным типам пьес и иерархической системе персонажей. Система персонажей, в свою очередь, регулирует строение и состав монологов и диалогов, обладающих своими типовыми микроструктурами в устойчивом образно-стилевом оформлении (простые и сложные формулы). Вышесказанное позволяет расценивать народную драму как целостную художественную систему.

Всесторонний анализ идейно-эстетической структуры и поэтики драмы не только раскрыл взаимосвязанность всех уровней ее текста, но и позволил определить конкретно способы творческого усвоения многочисленных источников, установить, не только что, но и как было воспринято, усвоено и переработано. Наиболее наглядно творческие процессы обнаруживают себя в речевом стиле.

Развитая народная драма обнаружила устойчивость Есех художественных уровней.- Наблюдаемые изменения отдельных элементов, их развитие или редуцирование, вели к изменению структуры целого. Однако традиция всегда оказывала СЕое регулирующее воздействие. Варьирование происходило на уровне традиционных сюжетно-композиционных элементов, типовых микроструктур (речевых характеристик) и словесных формул-клише, оно состояло в количественных изменениях (усечении или наращении) отдельных элементов, реже - их перестановках. Сличение формул по вариантам позволило обнаружить их постоянные (опорные, преимущественно начальные) и переменные части.

Импровизация, свойственная комическим сценам, речевым характеристикам,1формулам, имела в основе использование традиционных общефольклорных приемов комического (обыгрывание глухоты, пародирование, оксюморон и т.д.).

Последний этап жизни драмы отмечен появлением нетрадиционных вариантов пьес, сориентированных на один литературный источник, не вошедших в широкое бытование.

Установлено, что в процессе формирования и параллельного бытования на протяжении XIX - начала XX века разные сюжеты и типы драмы взаимодействовали менаду собой, контаминировались, использовали один общий сюжетно-композиционный и образн^бтилевой фонд, что позволяет говорить о развитой традиционной драме как едином жанре с двумя разновидностями -сатирические и романти-ко-героические пьесы соответственно простого и сложного построения.

Очевидно, авторы, писавшие о своеобразном романтизме лубочной литературы, а вслед за ней и развитой народной драмы, были по-своему правы, имея в виду ее героев, ситуации, стиль (Н.П.Андреев, В.Ю.Крупянская). Можно полагать, что обострение социальных противоречий в эпоху капитализма вызвало к жизни в фольклорном искусстве особый романтический характер изображая фольклорных героев и обстоятельств их существования, конфликтов, что нашло отражение в народной драме; В народных пьесах наличествуют романтические герои, леди необычной судьбы, и связанные с ниш мотивы и ситуации, присущие и друтим жанрам позднего фольклора, но разработанные своеобразно: побег из плена, тюрьмы, неволи; прославление свободы как воли, вольной жизни вне общества; изгнаничество; поединки и смерть на чужбине; борьба за веру, убеждения, отстаиваемые ценой смерти.

Неслучайны в составе пьес и песни преимущественно романтического характера - баллады, романсы, песни литературного происхождения соответствующей тематики, С романтическим характером связана и ритмическая проза (В,М.Жирмунский) как стилевая особенность народной драмы. Истоки этих романтических черт, "питавших" и лубочную литературу, и позднее народную лирику, и народную драму, лежат, очевидно, в профессиональной прозе, поэзии и драматургии конца ХУШ - начала XIX века (Н.К.Козьмин, А.И.Яцимирский).

Задача изучения традиций литературного романтизма и их трансформации в позднем фольклоре не стояла специально в нашем исследовании. Она представляется весьма важной и может быть решена преимущественно на материале эпических и лирических жанров.

Комическое начало народной драмы находится всецело в русле фольклорной традиции, однако его функции в произведении близки ранней русской драматургии (В.Н.Перетц, П.Г¿Богатырев) •

Решение проблемы идейно-эстетического и поэтического своеобразия народной драмы, в свою очередь, является лишь частью общего вопроса о своеобразии фольклора периода капитализма^

Очевидно, идейно-эстетическое и поэтическое своеобразие фольклора XIX - начала XX века может быть выявлено лишь в результате ряда конкретных исследований поздних разновидностей народной прозы,.типов книжных сказок (возникших на лубочной основе, авантюрных и др.) эпических и лирических песен литературного типа. О важности изучения подобного материала неоднократно писали советские фольклористы (Н.П.Андреев, М.К.Азадов-ский, А.М.Астахова, П.Г.Богатырев, Э.В.Померанцева).

Решающее значение имеет при этом учет всех записей, систематизация вариантов.

При выявлении влияния литературы на народное поэтическое творчество, как было показано, неправомерно опираться на отдельные примеры, единичные варианты, не зафиксированные в устойчивой устной традиции, или ограничиваться указанием литературного "источника", констатацией его отдельных изменений в устном обиходе.

Переработанные и включенные в фольклорную поэтическую систему литературные элементы могут быть выявлены на всех 34?ов-нях фольклорного художественного текста.

Таким образом от систематизации источников, текстов и свидетельств, во всей их полноте к установлению творческого характера фольклорной традиции, обнаруживаемого при анализе совокупности вариантов отдельных сюжетов, жанровых разновидностей и жанров позднего фольклора, к изучению нового исторически обусловленного типа фольклорного творчества в Х1Х-ХХ веках - такой нам представляется важнейшая перспектива исследований в русле нашей темы. Они, несомненно, будут содействовать созданию истории русского фольклора во всей его сложности и многообразии.

 

Список научной литературыСавушкина, Нина Ивановна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Маркс К., Конспект книги Костомарова "Бунт Стеньки Разина". В кн.: К.Маркс и Ф.Энгельс Об искусстве, в 2-х т. M., 1976, т.1, с.489-491.

2. Энгельс Ф., Письмо Лауре Лафарг 18 сентября 1893 г. -В кн.: К.Маркс и Ф.Энгельс Об искусстве в 2-х т., M., 1976, т.1, с.524-525.

3. Энгельс Ф., Немецкие народные книги. В кн.: К.Маркс и Ф.Энгельс Об искусстве в 2-х т., M., 1976, т.2, с.525-531.

4. Ленин В.И., На прямую дорогу. Полн.собр.соч., т.17, с.1-8.

5. Брежнев Л.И., Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУ1 съезду -В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС, M., 1981, с.3-80.

6. Авдеев А.Д., Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л.-М.; Искусство, 1959. - 265с, ил.

7. Авдеев А.Д., Маска и ее роль в процессе возникновения театра. М.: Наука, 1964. - Юс.

8. Азадовский М.К., Сказительство и книга. В кн: Язык и литература, УШ. Л., 1932. с.5-28.

9. Акимова Т.М., Фольклор Саратовской области. Кн. I j Сост. Т.М.Акимовой под ред.А.П.Скафтымова. Саратов.: Обл.кн. изд-во, 1946. - 536с.

10. Акимова Т.М., Народная драма в новых записях. Учен, зап.Саратовского ун-та, т.20, вып.филологич., 1948. с.3-49.

11. Акимова Т.М., Тец.на кн.: Русская народная драма ХУП-ХХ веков. М., Искусство, 1953 | В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, П, М.-Л., 1957. с.341-348.

12. Акимова Т.М., 0 жанровой природе русских удалых песен.

13. В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, У, М.-Л., i960, с.183-199.

14. Акимова T.M., Народные удалые песни в устном бытовании и в художественной литературе конца ХУШ первой половины XIX в.: Автореф.дис.докт.филолог.наук. - Л., 1964. - 35с.

15. Акимова Т.М., Архангельская В.К., Песни, сказки, частушки Саратовского Поволжья. Сост. Т.М.Акимова, В.К.Архангельская. - Саратов,: Приволжск. кн. изд-во, 1969. - 346с.

16. Акимова Т.М., Русский народный театр в исследованиях послевоенных лет. Сов.этнография, 1976, № 5, с.100-106.

17. Алексеев-Яковлев А.Я., Русские народные гуляния по рассказам А.Я.Алексеева-Яковлева. Запись и обработка Е.Кузнецова. Л.-М.: Искусство, 1948. - 171с., ил.

18. Алчевская Х.Д., Что читать народу. Критический указатель книг для народного и детского чтения. Сост. Х.Д.Алчев-ской и др. t.I-HI. СПб.: тип.В.С.Балашова,1884-1906.

19. Аникин В.П., Творческая природа традиций и вопрос о своеобразии художественного метода в фольклоре. В кн.: Проблемы фольклора. M., 1975. с.30-40.

20. Андреев Н.П., Исчезающая литература. (Из заметок о лубочной литературе) Казанский библиофил, 1921, JS 2, с.3-15.

21. Асеев Б.Н., Русский драматический театр ХУП-ХУШ веков. М.: Искусство, 1958. - 415с., ил.

22. Асеев Б.Н., Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Искусство, 1977. - 576с., ил.

23. Астахова А.М., Сатира и юмор в русском былинном эпосе. -В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, П, М.-Л., 1957. с.5-39.

24. Астахова А.М., Былины в народной книге и других общедоступных изданиях конца XIX начала XX века. (Роль книги впозднем быжнном сказительстве). Сов.этнография, i960, № 4, с.137-146.

25. Базанов Б.Г., О социально-эстетической природе причитаний. Рус.литература, 1964, № 4, с.77-104.

26. Балашов Д.М., Драма и обрядовое действо (К проблеме драматического рода в фольклоре). В кн.: Народный театр. Л., 1974. с.7-19.

27. Бахтин М.М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ.лит-ра, 1965. -526с.

28. Берков П.Н., Русская народная драма, ХУП-ХХ веков. Тексты пьес и описания преде тавлений./ред.,вст.статья и комм. П.Н.Беркова. М.: Искусство, 1953. - 356с.

29. Берков П.Н., Вероятный источник народной пьесы "О Царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе" Труды отд. древнерусской лит-ры, M.-JI., 1957, т.ХШ, с.298-312.

30. Берков П.Н., Материалы для библиографии литературы о русских народных (лубочных) картинках. В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, И, М.-Л., 1957. с.353-362.

31. Берков П.Н. Одна из старейших записей "Царя Максимилиана" и "Шайки разбойников" (1885) В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, 1У, М.-Л., 1959. с.331-374.

32. Берков П.Н., Трагедия А.П.Шопова "Смъртьта на княза Потемкина" и ее русский источник. (Библиографическое разыскание) В кн.: Сборник в чест на академик Никола В.Михов, София, 1959. с.19-30.

33. Берков П.Н., Греческий источник трагедии А,П.Шопова "Смъртьта на княза Потемкина" В кн.: Годишник на Българския библиографски институт, Елин - Пелин, IX, 1962, София, 1963. с.125-134.

34. Берков П.Н., История русской комедии ХУШ века. Л.:

35. Наука, Ленингр.отд-ние, 1977. 397с, ил.

36. Бирюков В.П., Дореволюционный фольклор на Урале. Собрал и составил В.П.Бирюков. Свердловск.: Обл.изд-во, 1936. - 364с.

37. Блок A.A., Собрание сочинений в 8-и томах. М.-Л. 1960-1963. т.5, 6.

38. Блюм A.B. Русская лубочная книга второй половины XIX века. В кн.: Книга. Исследования и материалы. Сб-к 42, М., 1981. с.94-114.

39. Блюммер Л., Чему могут служить лубочные картинки. Заметки по доводу современного вопроса о народной грамотности и народного образования. СПб.: Тип.Л.Демиса, 1859. - 16с.

40. Бунаков Н.Ф., Опыт народного театра. Русский начальный учитель, 1852, № I, с.21-22.

41. Бунаков Н.Ф., Размышления по поводу выставки Народного театра, устроенной в Москве в 1895 г. В кн.: Народный театр. М., 1896. с.168-175.

42. Богатырев П.Г., Стихотворение Пушкина "Гусар", его источники и его влияние на народную словесность. В кн.: Очерки по поэтике Пушкина, Берлин, 1923. с.147-195.

43. Богатырев П.Г., Чешский кукольный и русский народный театр. Берлин-Петроград: Опояз, 1923. - 124с.

44. Богатырев П.Г., ^Рец.на кн.: Ю.Голомбек. "Царь Максимилиан", Краков, 1938 (на польск.яз.у—Сов.этнография, 1946, I, с.250.

45. Богатырев П.Г., J Рец.на кн.: Русская народная драма ХУП-ХХ веков., Искусство, 1953. Известия АН СССР. Отд. лит-ры и языка. М., 1955. т.Х1У, в.2, с.194-197.

46. Богатырев П.Г., Словацкие, эпические рассказы и лиро-эпические песни ("Збойницкий цикл".) М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 191с., ил.

47. Богатырев П.Г., Заметки о народном театре. Acta Ethnographica Academiae Scientiarum Hungaricae, tomus 19, 1970, pp.53-64.-1» . i \ ♦

48. Богатырев П.Г., Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971. 543с.

49. Боярский А. |^Лансфельд A.A.TJ Мамаево побоище или Дмитрий Донской. Большая историческая драма в 5-и действиях. Соч. А.Боярского. Представлено в первый раз 20 января 1891 года в Москве в театре г.Лентовского. Б.м. Б.г. 65с.

50. Варнеке Б.В., Источник одной народной драмы. -Известия отд.русск.яз.и словесности Имп.АН, СПб. 1913, т.ХУШ, кн. 2, с.188-195.

51. Варнеке Б.В., История русского театра ХУП-Х1Х веков. 3-е изд. M.-JI.: Искусство, 1939. - 363с.

52. Белецкая H.H., О позднем этапе истории русской народной драмы. Сов.этнография, 1963, Ii 5, с.20-31.

53. Виноградов H.H., Народная драма "Царь Максемьян и непокорный сын его Адольф". Известия отд.рус.языка и славес-ности Имп.АН, 1905, т.Х, з.2, с.301-338.

54. Виноградов H.H., Русская народная драма. Живая старина. М., 1906, вып.4, отд.4, с.2.

55. Виноградов H.H., Народная драма "Царь Максимильян" Тексты, собранные и дригот.к печати Н.Н.Виноградовым. Сборник отд.рус.языка и словесности Имп.АН, СПб., 1914, т.ХС, 7,- -188с.

56. Владимиров С.В., Действие в драме. I: Искусство, 1972. - 159с.

57. Волков P.M., Народная драма "Царь Максимьян и непокорный сын его Адольф". Опыт разысканий о составе и источниках ■ Рус.филолог.вестник, 1912, В 1-2. с.323-343, В 4, с.280-336.

58. Волькенштейн В.М., Драматургия. 5-е изд., доп. -М.: Сов.писатель, 1969. - 335с., ил.,

59. Всеволодский-Гернгросс В.Н., Русский театр. От истоков до середины ХУШ в. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 262с, ил.

60. Всеволодский-Гернгросс В.Н., Русская устная народная драма. М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 136с., ил.

61. Гай-Сагайдачная Е.О., 0 мистериях и крестьянском театре. Театр и искусство, Пг., 1910, J& 17, с.350-354.

62. Гацак В.М., Войницкий и гайдуцкий народный театр в Молдавской ССР, Северной Буковине и Северо-восточной Румынии. -М.: Наука, 1964. Юс.

63. Гацак В.М., Восточно-романский героический эпос. -М.: Наука, 1967. 470с., ил.

64. Гацак В.М., Эпический певец и его текст. В кн.: Текстологическое изучение эпоса. - М.: 1971. с.7-47.

65. Гацак В.М., Сказочник и его текст (К развитию экспериментального направления в фольклористике). В кн.: Проблемы фольклора. М., 1975. с.44-53.

66. Гациский A.C., Нижегородский театр. (1798-1867). -Н.-Новгород: Тип.Нижегор.губ.правд., 1867. 137с.67.- Гациский A.C., Нижегородка. Путеводитель и указатель по Н.-Новгороду и по Нижегородской ярмарке. Н.-Новгород: тип. губ.правл., 1875. - 224с.

67. Гении Л.Е., Немецкий "разбойничий" фольклор ХУШ века как выражение антифеодального протеста. Известия АН СССР, отд.лит-ры и языка., М., 1956. т.Х1У, вып.6, с.533-535.

68. Гольберштадт Л., Народное издательство, интеллигенция и И.Д.Сытин. В кн.: Полвека для книги. I866-I9I6. Лит.-худ. сборник, поев.пятидесятилетию изд.деят.И.Д.Сытина. М., 1916. с.423-434,

69. ГреЯ H.H., Учебная книга русской словесности / Сост. Н.Гре4. 2-е изд., испр. - СПб.: тип.Имп.Воспит.дома, 1830. -327с.

70. Гусев В.Е.', Песни и романсы русских поэтов / Вст.ст., подготовка текстов и прим.В.Е.Гусева. М.: Сов.писатель, 1965. - Ш9с.

71. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. М.-Л.: Наука, 1967.318с.

72. Гусев В.Е., Песни в народной драме. В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, ХП, Л., 1971. с.67-79.

73. Гусев В.Е., Взаимосвязи русской вертепной драмы с белорусской и украинской. В кн.: Славянский фольклор. М., 1972. с.303-311.

74. Гусев В.Е., Роматизм в Польше и кукольный театр славянских народов. В кн.: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. УП Международный съезд славистов. Варшава, август 1973. М., 1973. с.307-329.

75. Гусев В.Е., Предисловие. В кн.: Народный театр. -Л., 1974. с.3-6.

76. Гусев В.Е., Истоки русского народного театра. Учебное пособие. Л.: ЛГИТМиК. 1977. - 86с.

77. Гусев В.Е., Русский фольклорный театр ХУШ начала XX века. Учебное пособие. - Л.: ЛГИТМиК, 1980. - 93с.

78. Гусев В.Е., Международный .симпозиум "Театр и народные традиции". Сов.этнография, 1981, № I, с.137-140.

79. Данилов С.С., Русский драматический театр XIX века. -Л.-М.: Искусство, 1957. 350с., ил.

80. Дмитриев Ю.А., Виталий Лазаренко. М.: Искусство, 1946. - 43с.

81. Дмитриев Ю.А., Русский цирк. М.: Искусство, 1953. -264с., ил.

82. Дмитриев Ю.А., Гуляния и другие формы массовых зрелищ. -В кн.: Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895-1907), кн.1. Зрелищные искусства. Музыка. - М.;1968. с.248-270.

83. Дмитриев Ю.А., Позднее скоморошество. В кн.: Новые черты в русской литературе и искусстве ХУЛ - начала ХУШ века. М., 1976. с.163-174.

84. Дмитриев Ю.А., Цирк в России от истоков до 1917 года. -М.: Искусство, 1977. 414с., ил.

85. Дмитриев Ю.А.;, Михаил Лентовский. М.: Искусство, 1978. - 302с., ил.

86. Добровольский Б.М., Соймйяов А.Д., Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. /Сост.Б.М.Добровольский, А.Д.Соймонов.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 206с., нот.

87. Достоевский Ф.М., Записки из мертвого дома, ч. I, гл.XI, Представление. Собр.соч. в 10-и томах, М., 1956, т.З. с.542-561.

88. Елеонский С.Ф., Из истории массовой литературы ХУШ века. Лубочные листки. Известия АН СССР, отд.лит-ры и языка, 1955, т.Х1У, вып.5, с.448-459.

89. Жирмунский В.М., Теория стиха. М.-Л.: Сов,писатель, 1975. - 663с.

90. Зарецкая З.Р., Пространство и время в народном театре. -В кн.: Вопросы русской советской и зарубежной литературы, т. П, Хабаровск, 1973, с.8-14.

91. Земцовский И.И., Календарные обходы дворов у русских. -Сов.этнография, 1973, ДО I, с.38-47.

92. Зоркая Н.М., На рубеже столетий. У" истоков массового искусства в Росии 1900-1910 годов. М.: Наука, 1976. - 303с.,ил.

93. Иванова Н.Б., Бытование народной драмы "Царь Максимилиан" вТамице (1900-1920-е годы). Рукопись. Архив кафедры фольклора. МГУ. 18л.

94. Ивин И.С., О народно-лубочной литературе. К вопросуо том, что читает народ (Из наблюдений крестьянина над чтением в деревне). Русское обозрение, 1893, - ДО 9. с.242-260; ДО 10, с.768-785.

95. Иезуитова Р.В., Литература второй половины 1820-1830-х годов и фольклор. В к.: Русская литература и фольклор. Первая половина XIX в.: Л., 1976, с.85-142.

96. История романтизма в русской литературе. Вып. I (1790-1825), М.: Наука, 1979. 312с; Вып. 2 (1825-1840). -М.: Наука, 1979. - 328с.

97. История русского драматического театра. В 7-и томах. /Ред.колл.Ю.А.Дмитриев, Н.Г.Зограф, Т.М.Родина и др. М.: Искусство, 1977, ~.т.1, 2, 3.

98. Каллаш В.В., Материалы для истории народного театра "Царь Максимилиан". Этн.обозрение, М., 1898, т.39, Ш 4,с.47-52.

99. Каллаш В.В., Страничка из истории русского народного театра. М.: тип.И.Н.Кушнерева, 1903. - 19с.

100. Клепиков С.А., А.С.Пушкин и его произведения в русской народной картинке Научное описание, комм, и вст.статья С.А. Клепикова. М.: Гослитиздат, 1949. - 130с., ил.

101. Клепиков С.А., Сатирические листы I8I2-I8I3 годов (Сводная библиография). В кн.: Труды Гос.б-ки СССР им.В.ИЛенина, т.УП. -М., 1963. с. 176-352.

102. Кожин H.A., Абрамов И.О., Народный лубок второй половины XIX века и современность. Л., 1929. - 38с.

103. Козьмин Н.К., 0 переводной и оригинальной литературе конца ХУШ начала XIX века в связи с поэзией В.А.Жуковского. -СПб.: тидВ.Безобразова и К0, 1904. - 46с.

104. Колесницкая И.М.!, 0 некоторых древнейших формах народных песен. В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, ХП, Л., 1971, с.25-36.

105. Коненков С.Г., Мой век. М.: Политиздат, 1972. -368с., ил.

106. Корецкий Н.В., Общедоступный театр. Худ.сборник избранных пьес для народных театров./ Сост.Н.Корецкий. СПб.: Тв-во худ.печати, 1903. - 239с., ил.

107. Котляревский А.Н., Для истории народного театра. -Русский архив, 1864, вып. 10, стлб.1092-1093.

108. Кошелев Я.Р., Из старых записей русского фольклора. -Б кн.: Из истории культуры Сибири, вып.1, • Томск, 1966,с.5-23.

109. Кравченко И.И., Донские народные драмы. В кн.: Литературный Ростов. Альманах, кн.8. Ростов на Дону, 1940, С.143-157.

110. Кривоносов В., Кулаковский Л., "Царь Максимилиан". Русская народная комедия. Сов.музыка, 1939, £ 7, с.32-43.,

111. Крупянская В.Ю., Народная драма "Лодка", ее генезис и литературная история. Дис.канд.филолог.наук. - М., 1944. -142л.

112. Крупянская В.Ю., Народный театр. В кн.: Русское народное поэтическое творчество, 2-е изд.перераб.и доп., М., 1956, с.463-495.

113. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С., Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX начало XX века). -М.: Наука, 1974. - 286с.

114. Крупянская В.Ю., Народная драма "Лодка" (Генезис и литературная история) В кн.: Славянский фольклор. - М.: 1972. - с.258-302.

115. Кубиков И., Роман "Разбойник Чуркин" и его читатели. -Искусство, 1927, й 2-3, с.57-70.

116. Кузнецов Е.М., Из прошлого русской эстрады. М.: Искусство, 1958. - 366с., ил.

117. Кузьмина В.Д., Народная драма в ХУШ веке. В кн.: Русское народное поэтическое творчество. Очерки по истории русского народного поэтического творчества середины ХУШ -первой половины XIX века, т.2, кн.1. М.-Л.: 1955, с.386-395.

118. Кузьмина В.Д., Русский демократический театр ХУШ века. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 207с., ил.

119. Кузьмина В.Д., Рыцарский роман на Руси. Бова. Петр Златых ключей. М.: Наука, 1964. - 344с., ил.

120. Кузьмина В.Д., Лубочная литература. Крат.лит.энциклопедия, т.4, M., 1967. стлб. 436.

121. Кукшанов В.В., Бытование народной драмы на горнозаводском Урале конца XIX начала XX века. - В кн.: Устная поэзия рабочих России, М.-Л, 1965. с.162-166.

122. Кукшанов В.В., Из истории народной драмы на горнозаводском Урале в конце XIX начале XX века. - В кн.: Фольклора^Фольклор и историческая действительность. Свердловск,1980, 123а.- Куликовская битва в литературе и искусстве. М.; Наука,1. С.1бУ™1/4«

123. Курочкин Ю.М., Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя. Свердловск: Книжн.изд-во, 1957. - 288с.

124. Лаврова Е.В., Народные спектакли в деревне. Образование, 1897, Jê 5-6, с.56-70.

125. Левинсон А.Г., Развитие фольклорных традиций русского искусства на народных гуляниях: Автореф.дис.канд.искусствов. наук. M., 1980. - 20с.

126. Левинсон А.Г., Неклассическая красота карусели. -Декорат.искусство, 1980, Л 9, с.31-34.

127. Лейферт A.B., Балаганы. Пг. 1922. - 74с.

128. Лихачев Д.С., Поэтика древнерусской литературы. -3-е изд.,доп. М.: Наука, 1970.: - 357с.

129. Лотман Ю.М., Художественная природа русских народных картинок. В кн.: Народная гравюра и фольклор в Росии ХУП-Х1Х веков, M., 1976. с.247-267.m

130. Лупанова И.П., Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX в. Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1959. - 504с.

131. Лупанова И.П., "Смеховой мир" русской волшебной сказки. В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, XIX, Л., 1979. с.64-83.

132. Малинка А.Н., К истории народного театра. Живой вертеп. Этн.обозрение, 1897, й 4, с.37-38.

133. Маракуев В.Н., Что читал и читает русский народ (Публичное чтение 9 марта 1884 года в Политехническом музее) -М.: тип.Кушнерева и К0. 1886. 39с.

134. Мелетинский Е.М.^, "Эдца" и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968. - 363с.

135. Мельников А.П., Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки. 1817-1917. Н.-Новгород: изд.Нижегор.ярм,купечества, 1917. - 288с.

136. Милюков М., 0 том, что читает народ и откуда берет он книги. Книжник, 1865, № I, стлб.39-50.

137. Митрофанова В.В. Народная поэзия в литературе на рубеже новой эпохи (ХУЛ в). В кн.: Русская литература и фольклор (Х1-ХУШ), Л., 1970. с.69-86.

138. Митрофанова Г.А., 0 лубке про можайских крестьян -партизан 1812 г. В кн.: Народная гравюра и фольклор в Росии ХУП-Х1Х вв. М., 1976. - с.199-220.

139. Михневич В.О., Исторические этюды русской жизни, т.2. Народная копилка Христа ради. СПб.: тип.Ф.Сущинского, 1882. - 431с.

140. Момвева Г.Н., Фольклор в литературе петровского времени. В кн.: Русская литература и фольклор (Х1-ХУШ в). Л.<, 1970. с.87-105.

141. Морозов И.О.", История русского театра (до половины ХУШ столетия), т^ I, СПб: тип.С.В;Демакова, 1889. - 398с.

142. Народная гравюра и фольклор в Росии ХУЛ Х1У вв.

143. К 150-летию со дня рождения Д.А.Ровинского). М.: Сов.художник, 1976. - 369с.

144. Народный театр. Сборник драматических пьес для представлений на народных театрах в 2-х т. СПб: изд. ж. "Мирской вестник", 1875; вып. I. - 148с; вып. 2. - 64с.

145. Народный театр: Издание Е.В.Лавровой и Н.А.Попова. -М.: тип. А.Н.Снегиревой, 1896. 256с., ил.

146. Некрылова А.Ф. Закон контраста в поэтике русского народного рольного театра "Петрушка" В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования Х1У, Л., 1974. с.210-218.

147. Некрылова А:Ф., Народная ярмарочная реклама. К вопросу о соотношении словесного, изобразительного и игрового начал в народном зрелищном искусстве. В кн.: Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978). М., 1979. с. 335-350.

148. Ончуков Н.Е., Северные народные драмы. Сборник Н.Е.Ончукова. СПб.: тип.А.С.Суворина, I9II. - 141с.

149. Ончуков Н.Е., Разиновщина в народной драме ("Лодка") -ЦГАЛИ, ф. 1366, оп.1, ед.хр.42.

150. Перетц В.Н., Театр в Московской Росии 250 лет тому назад. В кн.: Старинный театр в России ХУЛ - ХУШ вв. -Пб. 1923. с.35-64.

151. Писарев С.С., Суслович P.P., Досюльная игра комедия "Пахомушкой" - В кн.: Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера I, Л., 1927. с. 176-185.

152. Померанцева Э.В., Сказочник и книга. В кн.: Народная гравюра и фольклор в Росии ХУП-Х1Х. M., 1976. с.351-369.

153. Попов H.A., О репертуаре народного театра (заметки) В кн.: Народный театр. M., 1896. с.237-256.

154. Поспелов Г.Н., Лирика среди литературных родов. -М.: Изд-во Моск.у-та, 1916. 207с.

155. Пропп В.Я., Русские аграрные праздники. Л.: Изд-во Ленингр.у-та, 1963. - 137с.

156. Пругавин A.C., Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. 2-е изд.доп. -СПб: тип.И.Н.Скороходова, 1895. - 547с.

157. Пушкарев Л.Н., Повесть о Еруслане Лазаревиче в русской лубочной картинке XIX начала XX века. - В кн.: Русская литература на рубеже 2-х эпох (ХУЛ- начало ХУШ в). M., 1971. с. 351-370.

158. Пушкарев Л.Н., Сказка о Еруслане Лазаревиче. М.: Наука, 1980. - 182с., ил.

159. Пушкин A.C., Заметки о народной драме и "Марфе Посаднице" Погодина. Полн.соб.соч.в 10-и томах, М.-Л., I960-I96I. т.о, с.316-319.

160. Пыпин А.Н., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. СПб.: тип.Имп.АН. 1857. - 360с.

161. Пыпин A.H., Народная грамотность. Рец.на кн.: Пругавин A.C. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. СПб, 1890. - Вестник Европы, 1891, Jë I. с.273-274.

162. Рабинович М.Г., Город и традиционная народная культура. Сов.этнография, 1980, $ 4, с.12-23.

163. Ранняя русская драматургия (ХУЛ начало ХУШ). Кн. 1-5. М.: Наука, 1972-1977.

164. Ремизов A.M., Царь Максимилиан• Театр Алексея Ремизова по своду В.В.Бакрылова. Пб. Госиздат, 1920. - 126с.

165. Ровинский Д.А., Русские народные картинки / Собрал и описал Д.Ровинский. СПб.: тщь Имп.АН., 1881, т.1-5.

166. Розанов И.Н.', 0гкниги в фольклор (какие стихи становятся популярной песней). - Лит.критик, 1935, № 4. с. 192-207.

167. Роллан Р., Народный театр. Соб.соч. в 14-и томах, M., 1958, т.14, с.167-262.

168. Ростовцев М.А., Страницы зкизни. Л.: Гос.Акад. малый оперный т-р, 1939. - 178с., ил.

169. Рубакин Н.И., К характеристике читателя и писателя из народа. Сев.вестник, 1891, В 4, c.III-145; JS 5, с.55-73.

170. Русская художественная культура конца XIX начала XX в. (1895-1907)9 кн.1. Зрелищные искусства. Музыка. М.: Наука, 1968. - 442с., ил.

171. Русские народные картинки ХУЛ ХУШ веков. Гравюра на дереве. Каталог / Сост.А.Г.Сакович, Г.А.Митрофанова.

172. М.: Изд-во Сов.художник, 1970. 49с, 26 ил.

173. Савушкина Н.И., Записи народной драмы на Онеге. -В кн.: Фольклор и этнография русского Севера. Л.: 1973.с.223-241.

174. Савушкина Н.И.', Программа для собирания сведений о народной исполнительской и театральной культуре. В кн.: Савушкина Н.И., Собирание фольклора. М, 1971. с.71-80.

175. Савушкина Н.И., Народные драматические и театральные традиции в современной деревне (на материале Горьковской области) В кн.: Народный театр., Л., 1974. с.160-183.

176. Савушкина Н.И., Народный театр в Сибири. В кн.: Фольклор и литература Сибири, вып. I, Омск, 1974. с.43-59.

177. Савушкина Н.И., Комическое в русской народной драме. -В кн.: Проблемы фольклора, М., 1975. с.93-99.

178. Савушкина Н.И., Русский народный театр. М.: Наука, 1976. - 151с., ил.

179. Савушкина Н.И., Театральные традиции в фольклоре русского Севера. В кн.: Фольклор народов РСФСР, вып. 3, Уфа, 1976. с.85-96.

180. Савушкина Н.И., Русская устная народная драма. Учебное пособие. Вып.1. Классификация и сюжетный состав. М.: Изд-во Моск.у-та, 1978. - 107с.

181. Савушкина Н.И., Русская устная народная драма. Учебное пособие. Вып. 2. Вопросы поэтики. М.: Изд-во Моск. у-та, 1978. - 58с.

182. Савушкина Н.И., Новые записи народной драмы в Сибири. -В кн.: Фольклор и литература Сибири. Вып.5, Омск, 1981. с

183. Савушкина Н.И., Творчество комического актера народного театра. В кн.: Фольклор народов РСФСР. Вып.Уфа, 1981. - g.87-23.

184. Садыкова Д., Народная драма "Царь Максимилиан" и демократический театр ХУШ века. Учен.зап.Ташкент.гос.пед. ин-та им.Низами, Ташкент, 1964, т.54, с.109-129.

185. Сахарова Е.В., Народный театр и семья В.Д.Поленова. Воспоминания дочери художника. В кн.: Тарусские страницы. Лит.-худ.иллюстр.сборник. Калуга, 1961. с.242-248.

186. Сиделъников В.М., Народный театр в Сибири. В кн.: Фольклор и литература Урала. Материалы научной конференции. Тезисы докладов. Сообщения. Учен.зап.Пермского пед.ин-та,т.90.- Пермь, 1971. 0.8-9.

187. Сидельников В.М., Русский народный театр Сибири.

188. В кн.: Проблемы'литературы Сибири ХУП XX веков. Новосибирск, 1974.: с.24-36.

189. Сидорова Л.П., Древнерусские источники трагедии В.А.Озерова "Дмитрий Донской". В кн.: Исследования и материалы по древнерусской литературе. Вып. I, М., 1961. с.227-242.

190. Сидорова Л.П., Историческая лубочная повесть И.Кассирова "Княжья могила" и ее древнерусские источники. -В кн.: Исследования и материалы по древнерусской литературе. Вып. 3. М., 1971. с.371-387.

191. Соколов Ю.М., Лубочная литература (русская). -Лит.энциклопедия, т.6, М., 1932. стлб. 595-605.

192. Соколова В.К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белоруссов. XIX начало XX века. -М.: Наука, 1979. - 287с., ил.

193. Сперанский М.Н., Лубочная литература. Энцикл. словарь Русского библ.и-та Гранат., М., 1914, т. 27, стлб. 416-420.

194. Стернин Г.Ю., Художественная жизнь Рооии на рубеже XIX XX веков. - М.: Искусство, 1970. - 293с.

195. Стернин Г.Ю., Художественная жизнь Росии-начала XX века. М.: Искусство, 1976. - 221с.

196. Сытин И.Д., Из пережитого (автобиографические наброски). В кн.: Полвека для книги. I866-I9I6. Лит.-худ. сборник, поев.пятидесятилетию изд.деят.И.Д.Сытина. М.: 1916. с.11-28.

197. Танев Т., К столетней годовщине болгарского театра. -В кн.: Сто лет болгарского театра. М.: 1962. с.83-112.

198. Тигле Г.А., Русские писатели и проблема народного театра в 1880-х начале 1890-х годов. - Рус.литература, 1977, JS 4. с.144-152.

199. Уорнер Л., О фольклорном происхождении некоторых эпизодов русской народной драмы "Царь Максимилиан" и ее сходстве с народным театром Англии. Сов.этнография, 1973,1. JS 5, с.51-59.

200. Фольклорный народный театр. Театр, 1975, № 12, с.64-65.

201. Хайченко Г.А., Русский народный театр конца XIX -начала XX века. М.: Наука, 1975. - 366с., ил.

202. Харузина В.Н., Примитивные формы драматического искусства. Этнография, 1927, J£ I. с.57-85; JS 2, с.283-300; 1928, ^ I, с.24-43; В 2, с.3-31.

203. Черных Л.В., Роль фольклора в развитии русской драмы. В кн.: Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. Л., 1976. с.407-446.

204. Чехов Н.В., Лубочные книги. В кн.: Полвека для книги. I866-I9I6. Лит.-худ.сборник,поев.пятидесятилетию изд.деят. И.Д.Сытина. - М., 1916. с.149-162.

205. Чичеров В.И., Зимний период русского народного земледельческого календаря ХУ1-Х1Х веков. (Очерки по истории народных верований).- Труды и-та этнографии АН СССР им.H.H.Миклухо-Маклая. Новая серия,т.XL -М.: Изд-во АН СССР,1957. 236с.

206. Шаповалова Г.Г., Сатира и шор в русских пословицах и поговорках. В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, П, M.-JI. 1957. с.85-97.

207. Шаповалова Г.Г., Опыт создания первых книг для народа ("Матросские досуги" В.И.Даля). В кн.: Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии, вып. 2, М., 1963. с.58-70.

208. Шаповалова Г.Г., Диалог в русском свадебном обряде. -Сов.этнография, 1978, ДО I. с.ИО-117.

209. Шептаев Л.С., Народная драма в XIX веке. В кн.: Русское народное поэтическое творчество. Очерки по истории русского народного поэтического творчества середины ХУШ -первой половины XIX века. т.2. кн.1, M.-JI., 1955. с.395-407.

210. Щеглов И.Л., Народ и театр. Очерки и исследования современного народного театра. В 6 частях. Петроград:5.я гос.типография и изд-во бывш.П.П.Сойкина, 1918. 413с.

211. Яковенко В., С книгой по ярмаркам. (Письма из Полтавской губернии). Вестник Европы, 1894, т.5, кн.9. с.401-419.

212. Якуб A.C., Современные народные песенники. Известия отд.русск.языка и словесности Имп.АН, M., 1914, т.XIX. кн.1. с.47-92.

213. Якубович П.Ф., В мире отверженных. Записки бывшего каторжника, т.1. М.-Л: Худ.лит-ра, 1964. - 420с.

214. Ян^ук H.A., Литературные заметки. Известия отд. русск.языка и словесности Ими. АН, СПб., 1907, т.ХП, кн.4, с.199-255.

215. Яцимирский А.И., Дубровский. В кн.: Библиотека великих писателей. А.С.Пушкин. СПб., 1910, т.1У. с.271-286.

216. Богатырев П., Проблеми за изучаване на народния театър у славяните. В кн.: Славянска археология и етногра-фия в Съветския Съюз. - София, 1947. с.156-167.

217. Васильев Д., История на българския театър. От древ-ностьта до наши дни. Варна: Графиза, 1942. - 239с., ил.

218. Каракостов Ст., Българският възрожденски театър на освободительната борба. От просвещение, класицизъм и оантиментализъм към героична романтика, реализм и революционна демокрация. 1858-1876 София: Наука и изкуство, 1973. -763с., ил.

219. Стефанов К., Спиров С., Плевенского читалшце "Съгласие" до 9 сентября 1944 года. В кн.: Сто година народно читалшце Георги Димитров, Плевен-София, 1969, с.17-20.

220. Театрално дело в Русе. Исторически бележки и спомени. 1871-1901-1926. София, 1926. - 212с.

221. Bogatyrev P., Lidové divadlo ceské a slovenske. -Praha, 1940. 327 о.

222. Golabek. J., Car Maximilian (y/idowisko ludowe na Eusi) Krakow, 1938. - 97 c.

223. Nisard Ch., Hisfeire des livres populaires. V.1,2.-Paris: Amyot, 1854.231« Polska grafiea ludowa. Katalog. Krakow, 1970. -250 c.232, \7arner E.-A., The Russian folk theatre. Hague-Paris: Mouton, 1977. - 257.