автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Вертепное представление восточных славян
Текст диссертации на тему "Вертепное представление восточных славян"
Российский Институт Истории Искусств
на правах рукописи
А
Давидова М. Г.
« ВЕРТЕПНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ В НАРОДНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ »
11.00.09.-« Теория искусств^)
диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель кандидат искусствоведения Некрылова А. Ф.
Санкт - Пет ербург, 1998
ВЕРТЕПНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ТЕКСТ И КОН ТЕКСТ В НАРОДНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ"
Оглавление
Введение...................................................................................... 3
Глава первая. Национальное своеобразие локальных версий вертепной драмы у восточных славян на текстовом уровне .... 38 Вступление к первой главе......................................................... 38
Анализ текстов вертепного представления. Композиционная
основа...................................................................................................................................................................................52
1. Сцены-операторы: зачин, связка, концовка. Кукольный вертеп........................................................................................................................55
2. Сцены-операторы живого вертепа...............................................................77
3. Основное композиционное ядро канонической части............86
4. Основное ядро бытовой части........................................................................................90
Анализ текстов вертепного представления. Текстовое
заполнение композиционного каркаса...........................................................................92
I. Бытовая часть...........................................................................92
1. Сцены с Жидом........................................................................................................98
2. Сцены с Цыганом........................................................................................................................103
3. Сцены с Козой........................................................................................................105
И. Каноническая часть.......................................................................................................................110
1. Избиение младенцев.............................................................................................................111
2. Смерть Ирода....................................................................................................................................112
3. Вступительные сцены канонической части......................................113
Вместо заключения (Характеристика вертепных традиций). .. 114 Украинский вертеп. Полтавская традиция. Волынская
традиция....................................................................................................................................................................114
Белорусский вертеп. Минская традиция. Могилевская
традиция. Новогрудская традиция................................................................................123
Русский вертеп. Смоленская традиция. Витебская
традиция. Новогородская традиция...................................................................128
Глава вторая. Вертепное представление в контексте
христианской традиционной культуры..........................................................................^з
Вступление ко второй главе.......................................................
Пространственно-временной универсум вертепной драмы. ....
Время...........................................................................................................................................................141
Пространство...................................................................................181
1. Вертеп-ящик.........................................................................182
2. Вертеп-дом............................................................................185
3. Вертеп-церковь.................................................................... 186
4. Вертеп-иконостас.................................................................189
5. Мыслимое пространство......................................................193
Заключение......................................................................................205
Список использованной литературы..............................................269
Архивные материалы.......................................................................278
Список иллюстраций.......................................................................279
Список сокращений.......................................................................278
Приложение
Словарь сокращений к таблице N 1..............................................211
Список условных обозначений к таблице N 1..............................217
Руководство к чтению таблиц N 2-6 ............................................218
Словарь сокращений к таблицам 2-6............................................219
Список условных обозначений к таблицам 2-6...........................233
Приложение к таблицам 7-12........................................................236
Текстовые вкладыши......................................................................260
Описания вертепных ящиков..........................................................282
ВВЕДЕНИЕ
Обзор литературы. Исследование народного вертепного театра имеет свою традицию, которая сформировала очень четкий круг вопросов, нуждающихся в разрешении, и несколько общепринятых ответов на эти вопросы, ставших стереотипными положениями научной литературы о вертепной драме. История изучения вертепа охватывает период времени со второй половины XIX в. до наших дней и может быть условно разделена на несколько этапов. 1. С 60-х годов XIX столетия до начала XX века. Большинство исследователей считает вертеп особым родом драматической литературы1. Это общая посылка порождает ряд аштюцм из неё идей. Вертепный театр воспринимался как первый атлП в э&опюцш театра профессионального2 и в силу этого рассматривался в его отношении к школьной драме и в контексте школьной драмы или
1 См., напр.: Резанов В.И. Из истории русской драмы. Школьные действа 17-18 вв. и театр иезуитов. М., 1910.
Петров Н.И. Очерки из истории украинской литературы 17-18 вв. Киевская искусственная литература преимущественно драматическая. Киев, 1911.
2 См.: Веселовский А. И. Старинный театр в Европе. М., 1870. Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси. Исторический очерк /7 Ежет™«^ императорских театров. Сезон 1894-1895 г. Приложения. Кн. 1. Спб., 1895. С. 85-185. Той же точки зрения придерживались Н. С. Тихонравов, П. П. Пекарский, П. О. Морозов. Й. Ю. Федас в своей книге "Украшський нар. вертеп (у дослщженн>ях 19-20 ст.). Кжв, 1987, на с. 14-15 дает полный список научных трудов, отражающих данную точку зрения.
школьной поэзии1; метод осмысления вертепных текстов мало отличался от метода работы с древнерусскими рукописными памятниками. Последнее закономерно, поскольку часто исследователи имели дело со школьными рукописными сборниками, в составе которых можно было встретит тексты отдельных вертепных сцен или частей драмы2.
1 Петров Н. И. Очерки из истории украинской литературы ХУН-ХУШ в. Киевская искусственная литаратура, преимущественно драматическая; Петров Н. И. Старинный южно-русский театр и в частности вертеп // Киевская старина, 1882, 12. С. 438^80. Перетц В. Н. К истории польского и русского народного театра // Изв. отд. рус. яз. и словесн. имп. АН, 1911, т. 16. кн. 4. С. 39-66. Резанов В. И. Из истории русской драмы. Школьные действа ХУН-ХУШ вв. и театр иезуитов. М., 1910.
2 Например, старейший список украинской вертепной драмы дошел до нас, по мнению И. Франко, в школьном рукописном сборнике 1788 !701 г. (I. Франко. До шторй украшського вертепа 18 в. Льв1в, 1906. С. 38). Текст сокиренского вертепа Гр. Галагана, отражающий представление, виденное в 1770 г.. был записан позже. Наиболее ранней письменной фиксацией текста Сокиренского вертепа на основании драм Галагана и Маркевича можно считать запись И. Щ. в рукописи, сб. 1843 г. (Марковський Е. Украшський вертеп. Кшв, 1929. С. 22-23).
Первые попытки систематизировать имеющиеся тексты1 касались
1 Наиболее активно в научный обиход были ведены варианты - или, как их называли, "списки"- текста Сокиренского вертепа: 1. Маркевича (Маркевич Н. А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев, I860); 2. Галагана (Галаган Г. Малорусский вертеп или вертепная рождественская драма // Киевская старина, 1882, 10. С. 1-38); 3, 4. Полный текст Галагана и сборная редакция Галагана-Маркевича, принадлежащая перу И.Щ. (Марковський Е. Украшський вертеп. Кш'в, 1929). Как список Сокиренского вертепа расценивался текст М. К. Чалого (Чалый М. К. Воспоминания // Киевская старина, 1889, т. 24, январь. С. 27-40). Об этом упоминает, например, Петров Н. И. (Петров Н. И. Очерки из истории украинской литературы XVII-XVIII веков. Киевская искусственная литература преимущественно драматическая. Киев, 1911. С. 484), а вслед за ним и Е. Марковский (Марковський Е. Указ. соч. С. 9 ("Указ.соч." - о тех изданиях, которые уже упоминались в пределах одной страницы данной работы. "Указ.соч." не действует за пределами страницы)). Конечно, тексты Иркутского, Смоленского, Новгородского вертепов (Ир., Смол., Дух., Нов.В. (Расшифровку сокращений названий текстов вертепа и указание выходных данных изданий, содержащих эти тексты, см. в Словаре сокращений к табл. № 1 в конце раб.) фигурируют в ранних исследованиях (Петров Н. И. Указ. соч. С. 514-522). Однако максимальный интерес вызывает1 именно Сокиренский текст; благодаря его разнообразию, полноте и относительной древности (драма исполнялась в 1770 году). Этот текст оказывается наиболее популярным среди историков искусства и в более позднее время. См., например: Архимович Л. Б. Старинный музыкальный театр Украины !! Новые черты в русском туре и искусстве XVII - нач. XVIII вв. М., 1976. С. 146 -162).
распределения их по редакциям1. 2, Рубеж веков-первая половина XX века. . Мысль о фольклорной природе вертепного театра приходит на страницы филологических трудов не сразу. Хотя влияние народной культуры на формирование текстов вертепной драмы иногда отмечалось, это влияние чаще всего связывалось с традицией христианского колядования школяров2. Е.Р. Романова можно считать первым исследователем, рассматривающим вертеп если не в контексте, то на фоне народной святочной обрядности: ряжения, колядования, различных игр3. Однако четко свою позицию автор выражает. О ней приходится до-
1 Петров Н.И, выделяет Волынскую, Малорусскую, Смоленско-Белорусскую с Новгородским вариантом и Сибирскую редакции. (Петров Н. И. Указ. соч. С. 524). М. С. Возняк различает Волынскую, Киевскую и наиболее древнюю-Сибирскую редакции. (Возняк М. С Початки украшськой комеди (1619-1819). Льв1в, 1919. С. 164). Цит. по: Фе-дае Й. Ю. Украшський нар,-тщний вертеп (у дослщженнях XIX-XX ст). Кию, 1Q«7.C. 25.
Шейн П. 5. Материалы для изучения быта и языка рус. населения северо-западного края. Т. 3. Спб., 1902. С. 152-153. Перетц В. Н. К истории польского и русского нар. театра // Изв. отд. рус. яз. и словесн. имп. АН,
1911. т. 16, кн. 4. С. 33-66). Копаневич И. К. Рождественские святки и сопровождающие их нар. игры и развлечения в Псковской губернии. Псков, 1896. С. 7-10.
3 Романов Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Быт белорусса. Вильна,
1912. С вертепными текстами в издании соседствуют описания выступления звездарей (С. 70-71), вождения Козы (С. 104-109), Кобылы (109111), Медведя (111), хождения со Щодрой.
гадываться, исходя из структуры книги,
которая в целом примыкает к традиции полуэтнографических полуфилологических сборников, знакомящих читателя с обычаями определенной местности1.
Одна из центральных проблем изучения вертепной драмы за первые два периода ее исследования вопрос о ее происхождении, который продолжает волновать филологов и театроведов до сего дня2. Проблема происхождения вертепа может быть поставлена в связи с его местом зарождения . и временем возникновения у восточных славян, а также в связи с его причастностью к католической литургической драме, школьным представлениям, фольклорной традиции. Для исследователей конца XIX - нач. XX в. наиболее вероятными источниками вертепного представления оставались литургическая и школьная драмы3 или обычай пения кантов у специального ящика с неподвижными фигурами, изображающими Рождество
1 К этой же традиции можно отнести издания: Маркевия Н. А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев, 1860. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка рус. населения северо-западного края. Т.З. Спб., 1902.
2 Книга Й. Ю. Федаса "Украшський народний вертеп" (Кшв, 19В7) полностью посвящена вопросам происхождения вертепной драмы. См. также: Смелянская С. А. Украинский вертеп. (К проблеме изучения истоков народного театра на Украине). Автореф.дисс.... канд. иск. М., 1980.
3 Петров Н. И. Старинный южно-русский театр и в частности вертеп /У Киевск.стар., 1982,12. С.438-480.
Резанов В. И. Из истории русской драмы. Школьные действа ХУЛ-ХУЛ! вв. и театр иезуитов. М., 1910.
Христово, восходящий к "Вифлеему" Франциска Ассизского1. Местом возникновения вертепного тглтргх признавалась Польша, где он появляется не без влияния Западной Европы2. Против польского происхождения восточнославянского вертепа высказывался И. Франко, полагавший, что вертепный театр зародился на Волыни3. Касательно времени возникновения восточнославянского вертепа разные авторы высказываются по-разному. Появление вертепной драмы на Украине относится исследователями к XVI4, XVII и
1 Перетц В. И. Кукольный театр на Руси. Исторический очерк // Ежегодник императорских театров. Сезон 1894-1895 г. Приложения. Кн.1. Спб, 1895. С. 126-159.
2 Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. Спб 1862. С. 384. Этих авторов в своем обзоре литературы упоминает Й.Ю.Федас (Федас Й.Ю. Украшський народний вертеп. Киш, 1987. С. 54). Карский Е. Ф. Белорусы. Т. 3. Очерки словесности белорусского племени. В. 3. Худ. лит. на народи. яз. Петроград, 1922. С. 117.
ТТТейи П. В. Материалы для изучения быта и языка рус. Населения северо-западного края. Т.З. Спб. 1902. С. 152.
3 Франко I. До юторп Украшського вертепа 18 века. Льв1в, 1906. С. 35.
4 К XVI веку относят появление вертепа те авторы, которые доверяют свидетельству Изопольского, резко раскритикованному И.Франко. (Франко I. Указ.соч. С. 27-32). Изопольский описывает украинское представление в Ставищах "Пгата! \vertepowy о ¿тега" и ящик с датой 1591 г. (ЬороЫа Е. Вгата! \vertepewy о зтега // А&етшт. ЭД!1по, 1843, № 3. С. 65-66). С этой датой соглашаются В. Н. Перетц (Кукольный театр на Руси. Исторический очерк // Ежегодник импер. театров. Сезон
XVIII1 векам.
3. Третий период истории изучения вертепа (вторая половина XX в.). На* этом этлпе формируется представление о фольк-
лорной природе вертепного театра" попытки
1894-1895 г. Приложения. Кн. 1. Спб., 1895. С. 85-185), Гр. Галаган (Малорусский вертеп или вертепн. рожд. драма// Киевс.сшр., 1882,10).
1 Е. Марковский относит появление вертепного театра на Украине ко второй половине XVII в. (Марковський. Е. Украшський вертеп. Кшв, 1929. С. 5), Воробьев - к XVII в. (Воробьев Г. А. Шопка, польский вертеп // Историч.вестник, 1899, № 7. С. 248), Петров - к к. ХУП-ыач. XVIII в. (Петров Н. И. Очерки из истории украинской литературы ХУП-ХУШ веков. Киевская искусственная .¡¿ыхература преимущественно дарматиче-ская. Киев, 1911. С. 470), Франко - ко второй половине XVII в. (Франко I. До гстори Украшського вертепа 18 века. Льв1в, 1906. С. 35).
2 Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. М., 1959. Барышау Г. I., Саншкау А К. Беларусю народны тэатр "батлейка" 1 яш узаемасувязь з русом "вяртэпам" I польскай "шопкай". Мшск, 1963. Барышау Г. I., Саншкау А К. Беларуси народны тэатр "батлейка". Мшск, 1962.
Волошш I. О. Джерела народного театру на Украии. Кшв, 1960.
Гусев В. Е. Взаимосвязь рус. вертепн. драмы с белорусской и украинской
// Слав .фольклор. М., 1972. С. 303 -311.
Гусев В. Е. Романтизм в Польше и кукольный театр славянских народов /У История, культура, этнография и фольклор славянских народов. 7 Международный съезд славистов. Варшава, 1973. Доклады сов. делегации. М„ 1973. С. 307-329.
рассматривать вертепные тексты не как "редакции" драмы, а как разные локальные версии вертепного представления с несколькими вариантами отдельных версий1. При этом в абсолютном большинстве случаев отнесение текста к той или иной локальной версии определяется не его внутренней структурой, а названием местности, где он был записан2.
Некрылова А. Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр. Л.,
1983.
Грицай М. С. Украинская народная вертепная драма. Автореф.дисс.... канд.фил. наук. Киев, 1963.
Федас Й.Ю. Украшський народний вертеп (у дослщженнях 19 -20 ст.). Кшв, 1987.
1 См., напр.: Смелянская С. А. Украинский вертеп. (К проблеме изучения истоков народного театра на Украине). Автореф.дисс.... канд. иск. М.,
1980. С. 13.
3 Еще в исследив : 1тиях начала века - отмечал® близость
отдельных структурных моментов разных, с точки зрения географического происхождения, текстов. Например, Марковский указывал на присутствие в Славутинском и Могилевском вертепах (Сл.М., Сл.П., К.) одних и тех же ветхозаветных персонажей (Адам и Ева, пророк Давид). Он же отмечал их наличие в Сибирской кукольной драме (Марковський. Е. Украшський вертеп. Кшв, 1929. С. 127-137). Однако в начале века понятие вариантности не было во всей полноте введено в научный о отношении вергепных представлений, и наблюдение над строением пьес не вело к определению характерных типовых моделей драмы для той или иной • местности в рамках обширного региона. Этого не
происходит и в третьей четверги XX века. В. Е. Гусев, продолжая тради-
С середины XX века вертепная драма начинает восприни-
1
маться не как единое достояние восточных славян , а как три самостоятельных явления украинской, белорусской и русской национальных культур2.
Для исследователей второй половины XX в. характерна тен-
ь.И.
денция удревнения вертепа на восточнославянской территории:ЧЗсе-володский-Гернгросс полагает, что вертеп мог возникнуть и раньше
цию, заложенную еще И. Франко, выявлявшим различия меж-
ду польской шопкой и украинским вертепом, исследует вопрос о взаимосвязи и различиях между русским, украинским и белорусским вертепными театрами (Гусев В. Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. М., 1972. С. 303-311), рассматривая т.о. особенности вертеп�