автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Русская народная необрядовая лирика Орловского края

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Сальникова, Эльвира Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Русская народная необрядовая лирика Орловского края'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сальникова, Эльвира Валерьевна

1 Глава Орловские песенные варианты в сравнении с общерусскими

2 Глава Композиционная организация орловских вариантов лирической песни

3 Глава IIоэтика сопоставления окружающей действительности в орловских песенных вариангах

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Сальникова, Эльвира Валерьевна

Идут столетия, но народная память хранит как величайшую ценность духовное наследие своих предков. Что-то с течением времени утрачивается, забывается, но в культуре народа всегда есть то, что принадлежит настоящему, что унесут наши потомки в будущее.

Каждому цивилизованному человеку важно знать, откуда пришла основа той современности, в которой он живет. Его интересует не только то, как прошлое существовало, но и то, чем оно существовало, какими идеалами и духовными устоями жили предыдущие поколения. Неуважительное отношение к материальной и духовной культуре своего народа - один из негативных показателей уровня цивилизованности нации.

Становление современного общества происходит по нескольким направлениям: культурному, политическому, экономическому, социальному, образовательному. Любой процесс развития предсказуем, его результаты, прогресс или регресс при должном уровне изучения можно спрогнозировать, но для этого необходимо интерполировать то наследие, те факты и события, которые пришли к нам из прошлого. Кроме того, прогрессивное движение, всегда базирующееся на незыблемых основах исторического опыта, достижениях культуры, неотступно сопровождается различными формами торможения, рассеивающими веками устоявшиеся национальные культурные традиции. Существование новомодных социальных течений зачастую оказывается кратковременным, не несущим в себе того духовного потенциала, который воплощен в творчестве народа При этом в общественной среде происходит активное перераспределение ценностей, прослеживается явный недостаток нравственного воспитания. Такая ситуация имела место до настоящего момента. Одной из причин сложившегося положения являлся, в большей степени, многолетний экономический и социально-политический кризис в государстве с глубоко уходящими корнями в игнорирование истории и культуры нации.

После времени явного безразличия к духовному наследию наших предков в современном обществе наступает переломный момент. Этот период характеризуется увеличением интереса к национальному творчеству, активизацией исследовательской работы по вопросам особенностей культурного развития отдельных регионов и локально ограниченных территорий. Акцентирование внимания к фольклору отдельных регионов России свидетельствует о возрастании значения и активизации его роли в возрождении культурного и нравственного потенциала нации. Именно на этой грани возникает одна из самых трудных и сложных задач современности - возвращение этических и эстетических идеалов в обществе. Решить ее можно, действуя сразу в нескольких направлениях, среди которых особенно важным является изучение устного народного творчества как составной части искусства.

Вопросами фиксации, классификации и систематизации исследуемых материалов отечественная фольклористика занимается около двух веков. За этот период времени специалисты обращались к самым различным аспектам народного творчества, в результате чего появлялись новые школы, направления, течения. Приверженцы и последователи одних взглядов придерживались традиционных форм и методов, другие стремились найти не совсем привычные решения возникающих вопросов, но, несмотря на порой принципиальные различия их позиций, постоянное общение с фольклорным материалом, стремление прикоснуться к многообразию устного творчества приводило к прогрессу в деле изучения национального богатства русского народа, его культуры.

Опираясь на результаты собирательской деятельности и учитывая исследовательские наблюдения, нельзя категорично утверждать, что в настоящее время фольклор активно развивается или, напротив, отмирает. Некоторые формы и жанры бытуют, даже продуцируют, на основе их возникают новые формы и произведения, это относится в первую очередь к песням, другие сохраняются лишь частично, в каких-то отдельных группах населения, трансформируются и переосмысляются; некоторые же, не созвучные мировоззрению современных людей, забываются и отмирают (заговоры, духовные стихи.).

До недавнего времени существовала довольно прямолинейная оценка сложных условий и обстоятельств, с одной стороны влияющих на сохранение и воспроизведение фольклорной традиции, с другой - предопределяющих ее интенсивное угасание. В качестве основных факторов, оказывающих действие на эти процессы, указывались исторические особенности складывания общественной формации, уровень социально-экономического развития общества, его культурный прогресс, а также бытовой уклад.

Эта позиция в чистом виде отражает два альтернативных направления: развития и деградации бытующего фольклора. Но толкование данного аспекта зачастую абсолютно субъективно. Основная причина субъективизма может быть заключена в неправильном определении подходов, критериев оценки процесса бытования. Это является одной из наиболее важных проблем изучения и сохранения культурного фольклорного наследия. Однозначных путей решения данной проблемы в настоящее время нет, но были предприняты попытки ее решения.

Работы Т. М. Акимовой, Н. П. Колпаковой, В. Я Проппа, С. Г. Лазутина и многих других исследователей характеризуют 60-80-е годы XX столетия как наиболее активный период в изучении фольклора. С 90-х годов прошлого века большинство современных ученых акцентируют свое внимание на проблемах экономики, юриспруденции, исследуют закономерности политического и социального развития общества, - вопросы же культурного и нравственного потенциала нации начали отодвигаться на второй план. В том числе, меньше стало появляться исследовательских работ, отражающих анализ и структуру различных фольклорных жанров, особенности их бытования.

Как исследовать динамику фольклора? Что дает основание для определения состояния фольклора? Для решения этих вопросов необходимо учитывать не только условия и обстоятельства хозяйственно-экономического, культурно-бытового развития, но и, возможно, в первую очередь, историко-этнические особенности формирования того или иного общества, будь то целый народ или отдельно взятая локальная группа этого народа. При анализе каждой конкретной ситуации бытования традиционного фольклора в современных условиях могут быть учтены, помимо вышеназванных, следующие факторы: обширность территории; наличие устойчивой традиции в прошлом; межэтнические связи; взаимодействие с граничащими территориями; климатические условия местности.

Показатели, оценивающие каждый из этих факторов, неравнозначны, кроме того, могут быть рассмотрены в разных сочетаниях. Поэтому наряду с имеющимися общими тенденциями, характеризующими фольклорный процесс как органическую часть русской культуры, целесообразно отметить и особенности бытования устного народного творчества. Их выражение можно проследить на примере изучения репертуара сравнительно небольшой отдельно взятой местности.

Актуальность темы

Расширение границ изучения русского фольклора, результаты, полученные в ходе исследовательской работы, проведенной на конкретной территории, позволяют по-новому взглянуть на проблемы зарождения, распространения и бытования произведений. Сохранение, систематизация фольклорного, а значит, и культурного наследия России, раскрытие поэтической природы отдельных жанров, изучение локальных традиций является определенным вкладом в общерусскую фольклористику.

В настоящее время хорошо известны такие самобытные фольклорно-этнографические регионы, изучение которых велось на протяжении многих десятилетий, как Печорский район Прионежья, Карельскоее Поморье, песенные центры бывших Вологодской, Пермской, Вятской и многих других крупных губерний. Ведется активная фольклористическая работа в Поволжье [6, 26, 36, 37, 40, 67, 110], на Урале и в Приуралье [1, 19, 44, 73, 108], Забайкалье [61, 100], на Дальнем Востоке и Сахалине [41, 104], в других центральных и отдаленных регионах России.

Региональная история и культура, ее особенности, являются основополагающими факторами, позволяющими говорить о многообразии всего национально-эстетического достояния России. Органическая связь Орловщины с общерусской культурой, обусловленная неординарностью ее становления и развития, как одного из локальных очагов цивилизации, представляет собой значимую составляющую в деле изучения истоков духовного развития русского народа в целом.

Древнейшие следы пребывания человека на территории современной Орловской области относятся к периоду каменного и бронзового веков. С наступлением раннего железного века в местности, в настоящее время занимаемой Тульской, Калужской и Орловской областями, развивается верхнеокская культура, основными представителями которой являлись, по мнению исследователей, балты [68 - С. 10].

По предположению ученых, балты заселяли лесное правобережье Оки и большую часть правобережья Зуши (реки, протекающие в Орловской области), а лесостепное правобережье занимали племена сейминской культуры лесостепных скифов. Их этническая принадлежность вызывает у специалистов споры. Одни относят их к предкам мордвы, другие к славянам, третьи рассматривают их иранское происхождение. Часть населения у скифов-будинов вела кочевой, а часть оседлый образ жизни. Их поселения обнаружены в современных Глазуновском, Кромском, Волховском и Новосильском районах Орловской области.

С VIII века начинается постепенное заселение земель верховья Оки племенным союзом славян-вятичей, происхождение которого «Повесть временных лет» связывает с ляхами, то есть с западными славянами. К IX веку ареал расселения вятичей достиг своих наибольших размеров. В состав территории вятичей вошли верхняя и средняя Ока до впадения в нее реки Цны, а также бассейн реки Москвы и ее притоков, кроме верховьев рек Руза и Истра [95-С. 143,216].

О жизни и быте вятичей до нас дошло не так много сведений, к тому же древнерусские летописцы описывают их как дикий лесной народ, несмотря на то, что вятичи были связаны с Киевской Русью и сопредельными территориями. На их землях пересекался ряд торговых водных и сухопутных путей.

Местные племена часто устраивали нападения на суда купцов и торговые караваны. В Орловской области, недалеко от водораздела рек Снежеть и Цон, в настоящее время находится село Девять Дубов. В этой местности, при сухопутной переправе судов из бассейна Десны в Оку, занималось разбоем племя с тотемом соловей (каждое из местных племен имело свой тотем). На основе этих данных исследователи сделали предположение о том, что имя Соловей из былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике являлось, скорее, не собственным, а тотемным. Владения же Соловья Рахматовича находились в верховьях реки Вытебеть; по преданию именно там, в урочшце Девять Дубов (современный Хотынецкий район Орловской области) и произошла его схватка с Ильей Муромцем. Здесь протекает и речка Смородина, упоминаемая в былине, а также в некоторых общерусских необрядовых песнях в качестве символического обозначения места, на котором происходило какое-либо сражение. Для фольклорных же произведений, бытующих на Ор-ловщине, упоминание этой речки имеет конкретное значение, поясняющее определенное географическое положение свершающихся событий.

Во времена правления Владимира Мономаха начинается активное закрепление верхнеокских территорий за Киевской Русью, для чего было развернуто строительство новых городов. Для их заселения сюда переводили людей из других мест Киевского государства. Переселенцы приносили с собой на новое место не только свой скарб, сельскохозяйственные орудия и инструмент, но и полюбившиеся названия городов, рек, земель. Этим можно объяснить появление на Орловщине таких южнорусских названий, как Звенигород, Волхов (по Волховской земле под Киевом), Белгород (Белое городище у с. Маслово Орловского района) [68 - С. 20] и других теперь уже привычных названий. Помимо этого, среди населения начиналась активная ассимиляция языческих обычаев, обрядов и суеверий, которые довольно долго еще держались на земле вятичей. Происходило взаимопроникновение моральных представлений и культурных традиций.

Весной 1566 года был решен вопрос о постройке нового города «на реке Орлее». Для строительства Орла было собрано не только окрестное население, но и «прибавочные» люди, и «сведенцы», присланные сюда на вечное жительство из других городов. Кроме того, сюда хлынул пришлый и гулящий люд из центральных районов России. Каждый из переселенцев приносил с собой элементы того бытового и культурного уклада, при котором он жил прежде. Обмен многообразными представлениями об окружающей действительности, первоначальными эстетическими критериями и понятиями приводил к образному осмыслению существования мира и человека, к развитию творческих способностей народа.

Есть предположение, что песни как жанр возникли именно в XVI веке, в эпоху формирования централизованного государства [74 - С. 106]. До этого времени существовали словесно-ритмические произведения, непосредственно связанные с языческими действами, о чем свидетельствуют факты преследования церковью обрядового фольклора в древней Руси и упоминания в летописях игрищ, плясок и «бесовских» песен радимичей, вятичей и северян. Что же касается собственно лирических песен, не связанных с обрядом, то сведения о них относятся только к XVII и XVIII векам.

Начало XVII столетия ознаменовалось неурожаями в Русском государстве. Поэтому в поисках лучшей жизни многие орловские стрельцы и казаки (город в то время вел гарнизонную жизнь) вынуждены были бежать из крепости Орел в южнорусские города, где многие из них оставались на постоянное проживание. Современные «следы» такой миграции можно обнаружить в Курске, Ельце, Старом Осколе и многих других современных населенных пунктах России, а также Украины, Мордовии, Казахстана, где и сейчас существуют поселки, созданные орловскими переселенцами [68].

Вплоть до второй половины XYII века все население Орла состояло исключительно из служилых людей, что накладывало свой отпечаток на образ жизни и культуру. Видимо, поэтому и до настоящего времени на территории города бытует много эпических произведений, в которых нашли отражение основные темы городского фольклора того периода: рассказы и пересуды о войне, битвы и воинские приключения. В уездах же широкое распространение получает лирическая песня, отражающая жизнь и быт деревни.

В создании и длительном хранении традиционной песни принимали участие разные слои народа, но главенство и в том и в другом, бесспорно, принадлежало крестьянам-земледельцам. Творческая одаренность и духовное богатство людей, работающих с землей и на земле, дали возможность появления и развития лирического песенного фольклора, включающего в себя множество поэтических произведений, различных по назначению, содержанию и форме.

Народная бытовая песня, возникшая в русской глубинке, отражает в себе все богатство и разнообразие человеческих чувств и переживаний: печаль и радость, любовь и дружбу, жалость и ревность, жажду воли и протест угнетению. Крепостная неволя, бедность и бесправие, тяжкий труд породили такую душевную боль и сердечную тоску, которые сложились в великолепные творения, озвученные чувствительными струнами русской души. Извечные проблемы восприятия человеком окружающего мира, пропущенные через сердца исполнителей и слушателей, проявляются в каждой поэтическом произведении, каждой народной лирической песне. Именно такая песня, по мнению

Н. П. Колпаковой, имеет первоочередное право на углубленное изучение в свя зи с тем, что «она является основой всей русской песенности», «в ней с наибольшей отчетливостью и яркостью отражается национальный характер народного поэтического творчества» [46 - С.8].

Сведения, добытые экспедициями в разных районах Орловщины, их анализ, отражают неравномерность интенсивности бытования песенных фольклорных произведений в естественных условиях, различный характер их трансформации и адаптации в сфере исполнительской деятельности.

По наблюдениям участников исследовательских групп, в настоящее время наиболее активно бытующими и продуктивными формами фольклора являются песенные жанры бытовой направленности.

Первые единичные записи традиционных русских народных песен относятся к XVII веку, но только со второй половины XVIII века начинают появляться обширные сборники. Наибольший размах научная собирательская деятельность получила уже в XIX веке. Вышли в свет классические собрания: «Песни, собранные П. В. Киреевским» (в записях 1830-1850-х годов), «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах.» П. В. Шейна (записи 1850-1880-х годов), семитомный свод А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» (1895-1902 года). Во всех этих собраниях есть материал, зафиксированный в разных селах и деревнях России, в том числе большое количество записей было сделано в Орловской губернии.

Орловский песенный необрядовый фольклор характеризуется жанровым разнообразием. Он представляет несомненный интерес для изучения особенностей бытования отдельных текстов, широты и степени их распространенности, позволяет выявить общее и отличительное в российском народном песенном репертуаре и поэтическом творчестве различных уголков орловского региона.

Объектом исследования является традиционная русская народная бытовая песня в записях, произведенных в различных регионах России, песенный материал Орловской губернии, зафиксированный в классических сборниках, а также песенные тексты, собранные в период с 1978 года по 2001 год членами фольклорных студенческих экспедиций и творческой группы, возглавляемой автором работы. В результате собирательской деятельности сделано свыше ста записей песен, бытующих в настоящее время на территории Орловского края.

Предмет изучения - поэтика песенных жанров необрядовой лирики Орловского края, вариативность, современное бытование.

Цель работы - систематизация песенного необрядового фольклора Ор-ловщины, выявление его художественного своеобразия.

Для достижения цели формулируются и решаются следующие задачи'.

1) разделение традиционной крестьянской лирики, бытующей на территории Орловского края, на основные группы в зависимости от идейно-тематического содержания, сравнение распространенных на территории Ор-ловщины традиционных необрядовых песен с общерусскими вариантами;

2) характеристика композиционной организации фольклорных необрядовых песенных текстов, зафиксированных на Орловщине;

3) анализ поэтики сопоставления окружающей действительности в орловских песенных вариантах.

Во введении отражена актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, показаны ее научная новизна, методологическая основа изучения, практическая значимость.

В первой главе «Орловские песенные варианты в сравнении с общерусскими» рассмотрена проблема классификации песенного устного народного творчества. Прослежены содержательные особенности основных мотивов и сюжетных ситуаций любовной и семейно-бытовой лирики. Для выявления общих и отличительных черт в традиционных народных песнях сравниваются общерусские лирические произведения с вариантами, бытующими на Орловщине.

Во второй главе «Композиционная организация орловских вариантов лирической песни» охарактеризованы основные композиционные формы протяжной лирической песни: монолог, диалог, повествование, песни формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог и диалог». В соответствии с этим проанализированы песенные тексты, записанные на территории

Орловского региона, рассмотрены основные принципы и приемы их структурного построения.

В третьей главе «Поэтика сопоставления окружающей действительности в орловских песенных вариантах» произведен анализ символьных представлений, характерных для необрядовых песен, бытующих на территории Орловского края.

В заключении сформулированы основные выводы исследования.

Методологической основой изучения являются теоретические аспекты исследований классической и современной фольклористики, касающиеся специфики песенных жанров русского устного народного творчества. В работе используется системный анализ жанрово обусловленных идейно-тематических групп песенного материала, зафиксированного на территории России и Орловской области, применяется сравнительно-исторический метод, методика структурного и компонентного анализа.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые произведено системное исследование, в котором с позиций локально-территориального изучения русского фольклора анализируется необрядовая песенная поэзия Орловщины. Впервые в научный оборот вводится свыше ста текстов, собранных, как уже отмечалось, творческой группой автора во время собирательской работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в качестве рекомендаций при изучении различных жанров фольклора в других локально-территориальных регионах России, реализованы в учебно-образовательном процессе разных уровней, при подготовке научных работ по истории и культуре Орловского края.

Апробация работы состоялась на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания Орловского государственного университета, кафедры литературы Смоленского педагогического университета. Вопросы, поднимаемые в диссертации, излагались и обсуждались на научно-практических конференциях, проходивших в Орле и Курске, за «круглыми столами» и на научных семинарах, посвященных вопросам фольклористики. Основные положения работы нашли отражение в шести публикациях.

Поставленные цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем диссертации 170 страниц, библиография включает 224 наименования. В контексте диссертации приведены общерусские и орловские записи песенных текстов из классических сводов, а также тексты лирических песен Орловской области, зафиксированные в 1978 - 2001 годах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская народная необрядовая лирика Орловского края"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, в период осознания необходимости возвращения к духовным национальным источникам, люди по-новому начинают относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, поскольку именно в этих народных ценностях сконцентрированы самые основные культурные достижения, "отшлифованные" и обогащенные мудростью веков.

Многие исследователи акцентируют внимание на проблемах особенностей культурного развития отдельных регионов России. Изучение конкретных локальных традиций значительно дополняет общерусский культурный фонд. Эта тенденция говорит не только о желании расширить границы изучения, но и о стремлении получить ценнейшие источники для решения научных проблем принципиального значения - о судьбах народного творчества в целом и отдельных фольклорных жанров, о бытовании, миграции и трансформации сюжетов, о своеобразии и многообразии народной творческой мысли. Таким образом, региональная история и культура, ее особенности, являются основополагающими факторами, позволяющими говорить о многоплановости всего национально-эстетического достояния России. Фольклорное наследие Орловского края, рассматриваемое как одно из значимых локальных составляющих современной цивилизации, подтверждает существование органической связи

Орловщины с культурой и традициями других российских регионов.

По наблюдениям участников исследовательских групп в настоящее время наиболее активно бытующими формами фольклора являются песенные жанры бытовой направленности. Фольклорные песенные материалы, зафиксированные на территории современной Орловской области, представляют несомненный интерес для изучения степени распространенности отдельных текстов, позволяют выявить общее и отличительное в российском народном песенном репертуаре и поэтическом творчестве различных уголков Орловского края.

Широкое бытование лирических песен, большая их популярность, сравнительно незначительное изменение песенных текстов вне зависимости от времени записи и их территориальной обусловленности, характеризуются довольно устойчивой сюжетной и эмоциональной содержательностью. Необрядовые песни имеют в своей структуре привычные для них образы, эпизоды, символы, то есть в них изображаются устойчивые и типичные жизненные явления. Эти обыденные ситуации, ярко выявленные и оттененные той особой эмоциональностью и глубиной переживаний песенных героев, которые присущи именно лирическим песням, представляют собой обобщенные художественные картины народного семейного быта, сложившиеся при патриархальных общественных устоях.

Традиционная бытовая песенная лирика обладает большой многогранностью сюжетных ситуаций, содержательных нюансов, яркостью выражаемых чувств и огромным эстетическим потенциалом. В рассматриваемом аспекте с учетом художественных особенностей поэтических произведений выделяются в любовной и семейно-бытовой лирике Орловщины группы песен, имеющих схожесть сюжетных мотивов и объединенных общей идейно-тематической направленностью. Песни, входящие в одну циклическую разновидность, хотя и близки друг другу по характерной содержательности, но, тем не менее, они не являются канонически ограниченными произведениями в смысле четкости развивающегося сюжета, композиционного строения, использующейся лексики или художественных приемов. Таким образом, бытовые песни обладают еще одной характерной особенностью - они способны к продуктивной вариативности.

Изменения и дополнения в необрядовых лирических песнях вызваны тем, что каждый исполнитель, передавая песню из уст в уста, выражает в ней свое мироощущение, свои чувства и эмоции, тем самым непосредственно участвуя в коллективном процессе художественного творчества. При этом варьирование не выходит за рамки связи содержания произведения с отражением действительности и обусловлено временем бытования, особенностями распространения в различных социальных средах и своеобразии существующей местной традиции.

На территории Орловской области бытуют песни различных тематически обусловленных групп во всем многообразии их вариантов, а также различных композиционных форм, принципов и приемов. Большое количество лирических песен и их вариантов не обладает обязательной композиционной структурой, то есть местоположение и форма компонентных составляющих не являются строго зафиксированными и регламентированными. Таким образом, помимо бытующих в орловском регионе песен-монологов, диалогов, описаний, повествований и формы "описательно-повествовательная часть в соединении с монологом или диалогом", широко распространены такие музыкально-поэтические произведения, в которых структурная организация включает в себя в свободных сочетаниях различные формульные элементы, созданные в рамках известных композиционных принципов или приемов. Такие компонентные звенья часто имеют в своей основе символическую обусловленность и поэтому они органически вписываются в художественно-эстетическое оформление произведения и привносят в нее дополнительное смысловое и эмоциональное звучание.

В народной песне прослеживается не столько желание изобразить различные факты реально-бытовой обстановки, сколько выразить отношение к этим реалиям. Именно поэтому специфика жанра песенной лирики предполагает широкое употребление самых различных символьных ассоциаций, превращающих песню в образно-поэтическое произведение.

Лирическая песня, во всем своем многообразии бытующая на всей территории России, в том числе и на Орловщине, несет в себе огромный жизненный, духовный, эстетический потенциал. Поэтому одной из основных задач современности является изучение и сохранение культурного наследия наших предков.

Вопрос о состоянии фольклора в современных условиях не может быть решен однозначно для всех регионов. На его судьбы влияют самые различные факторы: социально-исторические, экономические, демографические

 

Список научной литературыСальникова, Эльвира Валерьевна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Абишева У. К. Внеобрядовая песенная поэзия в русском фольклоре Восточного Казахстана. - Алма-Ата, 1989.-223 с.

2. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля древней Руси. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947.-234 с.

3. Акимова Т. М. О поэтической природе народной лирической песни. Изд-во Саратовского университета, 1966. 172 с.

4. Акимова Т. М. Очерки истории русской народной песни. Саратов, 1977.-188 с.

5. Акимова Т. М. О композиции народной песни //Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1981. Вып. 8. — С. 41- 52.

6. Алифриенко Е. И. Поэтическое своеобразие свадебной лирики Саратовского Поволжья. Волгоград, 1996. - 215 с.

7. Аникин В. П. Генезис необрядовой лирики //Русский фольклор. Л., 1971. Вып. 12.-С. 196-213.

8. Аникин В. П. Традиции русского фольклора //Традиции русского фольклора. Изд-во Московского университета, 1986. С. 4-29.

9. Аникин В. П. О нерешенных вопросах в истории русского фольклора //Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — М., 1990. № 3. -С. 37-49.

10. Аничков Е. В. Песня //История русской литературы. Народная словесность. М., 1908. Т. 1. - 156 с.

11. И. Артеменко Е. Б. Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления. Воронеж, 1974. - 88 с.

12. Артеменко Е. Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации. Воронеж, 1977. -160 с.

13. Артеменко Е. Б. Фольклорная формульность и вариативность в аспекте текстообразования //Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985. -С. 3-11.

14. Артеменко Е. Б. Принципы народно-песенного текстообразования.- Воронеж, 1988. 173 с.

15. Астафьева-Скалбергс Л. А. Символика в русской народной лирической любовной песне. М, 1971. - 335 с.

16. Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература.- М.: Советская Россия, 1986. 120 с.

17. Афанасьев Л. С. Живая вода и вещее слово. М.: Советская Россия, 1988.-152 с.

18. Афонин Л. А. Рассказы литературоведа. Тула: Приокское книжное издательство, 1979. - 186 с.

19. АхметшинБ. Г. Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала. — Алма-Ата, 1998. 232 с.

20. Бобунова М. А. Динамика народно-песенной речи: На материале фи-тонимической лексики в необрядовой русской народной лирической песне. Воронеж, 1990. - 221 с.

21. Бостан Г. К. Молдавско-русско-украинские фольклорные взаимосвязи контактных зон. Черновцы, 1987. - 184 с.

22. Василенко В. А. Традиции русской народной песенной лирики в Сибири и современная хоровая самодеятельность. Москва-Омск, 1955. -240 с.

23. Веселовский А. Н. Избранные статьи /под ред. Алексеева М. П., Десницкого В. А. JL: Гослитиздат, 1939. - 616 с.

24. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. - 337 с.

25. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор. Ижевск, 1998. - 193 с.

26. Вронская В. А. Народная любовная песня дореволюционного Урала. -М., 1960.-215 с.

27. Выходцев П. С. На новом этапе. Актуальные проблемы русской фольклористики //Русская литература. 1980. № 2. С. 21-38.

28. Гельгардт Р. Р. К вопросу о лингвистической основе фольклора и его культурно-историческом статусе //Вопросы лексикологии, стилистики и грамматики в аспекте общего языкознания. Калинин, 1977. - С. 8-37.

29. Герасимов Ю. К. Русский символизм и фольклор //Русская литература. 1985. № 1. — С. 9-21.

30. Грица С. И. Образ и среда в фольклоре //Фольклор: Песенное наследие. -М.: Наука, 1991. -С. 18-22.

31. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. JL, 1967. - 319 с.

32. Гусев В. Е. Виды современного фольклора славянских народов //История, культура, фольклор и этнография славянских народов. М., 1968.-С. 293-317.

33. Давлетов К. С. Фольклор как вид искусства. М., 1966. - 215 с.

34. Джанумов С. А. Фольклор. Традиции и новаторство. М., 1986. -167 с.

35. Евгеньева А. П. О языке фольклора //Русский язык в школе. 1939. № 4.-С. 52-56.

36. Еремина В. И. Классификация народной лирической песни в советской фольклористике //Русский фольклор. Л., 1977. Вып. 17. — С. 109-116.

37. Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978. -182 с.

38. Жаткин Д. Н. Парамическое творчество мордвы Пензенской области. -Саранск, 1999.-210 с.

39. Золотова Т. А. Таусеневые песни русских Поволжья. Йошкар-Ола, 1997. -193 с.

40. Иванова Т. Г. Становление понятия "вариант" в отечественной фольклористике //Русский фольклор. С-Петербург, 1999. Вып. 30. -С. 15-19.

41. Иламбетов В. X. Поэтика башкирских песен. Уфа, 1998. - 175 с.

42. Казакова Н. И. Народные песни на Сахалине. М., 1986. - 210 с.

43. Калашникова Е. А. Параллелизм как составляющее формульности эпического текста //Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1988. -С. 71-82.

44. Китиков А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. М., 1992. - 193 с.

45. Кокаре Э. Я. Комплексный анализ народной песни //Фольклор. Песенное наследие. М.: Наука, 1991. - С. 23-30.

46. Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. М,- J1., 1962. -284 с.

47. Колпакова Н. П. К вопросу о жанровом соотношении бытовых народных песен у восточных славян //Русский фольклор. М- Л., 1963. Вып. 8.-С. 186-205.

48. Колпакова Н. П. Принципы текстологического изучения фольклора. -М,-Л.: Наука, 1966.-С. 187-219.

49. Костин В. И. Русская народная бытовая /необрядовая/ песня в Мордовии. Саранск, 1970. - 297 с.

50. Кравцов Н. И. Проявление художественного единства в фольклорном произведении //Фольклор как искусство слова. Изд-во Московского университета, 1966.-С. 160-169.

51. Кравцов Н. И. Искусство психологического изображения в русском народном поэтическом творчестве //Фольклор как искусство слова. Изд-во Московского университета, 1969. Вып. 2. С. 5-35.

52. Кравцов Н. И. Сравнение в народных бытовых лирических песнях //Фольклор как искусство слова. Изд-во Московского университета, 1975. Вып. З.-С. 50-65.

53. Кравцов Н. И. Проблема традиции и вариантов в лирических бытовых песнях //Традиции русского фольклора. Изд-во Московского университета, 1986.-С. 63-87.

54. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. — М.: Высшая школа, 1977. 274 с.

55. Кулаковская Н. Н., Кулаковский Л. В. За народной мудростью: Рассказы о русском фольклоре. М.: Советский композитор, 1975. - 176 с.

56. Лазутин С. Художественная форма русской народной лирической песни. Изд-во Воронежского университета, 1955. Т. 42. Вып. 3. С. 58-170.

57. Лазутин С. Г. Вопросы поэтики русской народной песни //Славянский сборник. Воронеж, 1958. - С. 185-196.

58. Лазутин С. Г. Композиция русской народной лирической песни //Русский фольклор.-М,-Л., 1960. Вып.5. С. 183-221.

59. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1989. -189 с.

60. Лазутин С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.

61. Левашов В. С. Лирические песни забайкальских казаков и их потомков. Улан-Удэ, 1982. - 137 с.

62. Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Л.: Наука, 1989. - 168 с.

63. Мартыненко Л. Б. Вопросы контаминации русских народных необрядовых лирических песен. Воронеж, 1979. - 290 с.

64. Миненок Е. В. Текстология русской народной необрядовой песни. -М., 1998.-238 с.

65. Мирский В. В. Система образов народной семейной песни и их поэтика //Русская литература. 1964. Вып. 10. С. 311-160.

66. Моргунова Н. И. Лексика народной лирической песни Курской области. Курск, 1996. - 233с.

67. Налдеева О. И. Фольклорные традиции в мордовской поэзии. -Саранск, 1996.-215 с.

68. Неделин В. И. Орел изначальный. XVI-XVIII века. История. Архитектура. Жизнь и быт. Орел: Вешние воды, 2001. - 280 с.

69. Никольская Т. Н. Культура племен бассейна верхней Оки в I тысячелетии н.э. //Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1959, № 72. - 150 с.

70. Новичкова Т. А. Актуальные проблемы фольклористики //Русская литература. 1985. № 2. С. 8-15.

71. Оссовещшй И. А. О языке русского традиционного фольклора //Вопросы языкознания. -М., 1975. № 5. С. 66-77.

72. Павлова В. А. Воронежский фольклор, история собирания и изучения. Воронеж, 1967. - 210 с.

73. Подгорбунских Н. А. Семейные предания крестьян Южного Зауралья. Екатеринбург, 1995. - 219 с.

74. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музгиз, 1956. Вып. 2.-215 с.

75. Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. - 96 с.

76. Потебня А. А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. -Варшава, 1883.-212 с.

77. Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. -Харьков, 1914.-243 с.

78. Пропп В. Я. О русской народной лирической песне //Народные лирические песни. Л., 1961. - С. 3-52.

79. Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора //Русская литература. 1964. №4.-С. 58-76.

80. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров //Советская этнография. 1964. № 4. 147-154.

81. Пропп В. Я. Народные лирические песни. Л., 1968. - 404 с.

82. Путилов Б. Н. Современная фольклористика и проблемы текстологии //Русская литература. 1963. № 4. С. 14-22.

83. Путилов Б. Н. Фольклорное наследие русского народа и современная культура //Русский фольклор. M.-JL, 1964. Вып. 9 - С. 76-93.

84. Путилов Б. Н. Современные проблемы исторической поэтики фольклора в свете историко-типологической теории. М.: Наука, 1977. -168 с.

85. РевицкийВ. В. Современное народное поэтическое творчество Белоруссии и некоторые закономерности его развития. Минск, 1966. - 284 с.

86. Савушкина Н. И. О современном состоянии фольклора //Традиции и современность в фольклоре. -М.: Наука, 1988. С. 7-21.

87. Сальникова Э. В. Орловские варианты необрядовой лирики в сравнении с общерусскими //Фольклор Центральной России. Орел, 1999. -С. 20-42.

88. Сальникова Э. В. Любовная и семейно-бытовая лирика //Фольклор Орловского края. Орел, 2002, - С. 84-93.

89. Сальникова Э. В. Вариативность необрядовых песен //Фольклор Орловского края. Орел, 2002. - С. 94-98.

90. Сальникова Э. В. Песни солдатские, ямщицкие, бурлацкие, разбойничьи //Фольклор Орловского края. Орел, 2002. - С. 99-102.

91. Сальникова Э. В. Педагогические аспекты в песенной лирике как составной части культуры народа //Материалы научной конференции "Юдинские чтения". Курск, 2002. -С. 180-189.

92. Сальникова Э. В. К вопросу классификации необрядовой песенной лирики //Материалы научной конференции "Юдинские чтения". Курск, 2002.-С. 124-127.

93. Сальникова Э. В. Фольклорные истоки "Записок охотника" И. С. Тургенева //Фольклор Центральной России. — Орел, 1999. С. 53-59.

94. Сафронова JI. А. Проблемы анализа сюжета //Ученые записки Тар-тусского гос. университета. Тарту, 1967. Вып. 198. - С. 17-31.

95. Седов В. В. Восточные славяне в XI-XIII вв. М., 1982. - 232 с.

96. Семенова М. Т. О жанровом составе русского песенного фольклора //Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1973. - С. 181-188.

97. Соймонов А. Д. Свод русской народной песни (проблема источников) //Русский фольклор. Л.: Наука, 1917. Вып. 17. - С. 197-219.

98. Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора //Художественный фольклор. -М., 1926. Вып. 1. С. 12-73.

99. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сборник научных трудов. -М.: НИИК, 1990-1991.-517 с.

100. Судакова О. Н. Русские лирические протяжные песни Забайкалья:региональная традиция: (Вторая половина XX века). Улан-Удэ, 2000.-284 с.

101. Традиции и современность в фольклоре: Сборник научных статей. -М.: Наука, 1988.-493с.

102. Ухов П. Д. О типических местах в русских народных песнях //Вестник Московского университета, 1957. № 1. -С. 94-103.

103. Федорова В. П. Особый тип припева в необрядовых лирических песнях //Русский фольклор. С-Петербург: Наука, 1999. Вып.21. -С. 38-42.

104. Фетисова Л. Е. Дальневосточная частушка и некоторые проблемы истории и поэтики жанра. Владивосток, 1981. ~ 294 с.

105. Ховрин Е. Л. Русская народная (необрядовая) песня в современной мордовской деревне. Саранск, 1981. - 274 с.

106. Хроленко А. Т. Ассоциативные ряды в народной лирике //Русский фольклор. С-Петербург: Наука, 1999. Вып.21. - С. 9-17.

107. Хроленко А. Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Курск, 1982. - 187 с.

108. Цветкова А. Д. Современное состояние былинки в русском фольклоре Северного Казахстана. Екатеринбург, 1996. - 162 с.

109. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. -Л.: Наука, 1986.-303 с.

110. Шаронов А. М. Традиционная обрядовая и необрядовая поэзия русского и финно-угорского народов Поволжья. Йошкар-Ола, 1994. - 302 с.

111. Шахматов А. А. К вопросу об образовании русских наречий и русских народностей. ЖМНП, 1899, апрель. С. 290-347.

112. Якунцева Т. Н. Судьбы народной любовной и семейно-бытовой песни конца XIX- начала XX вв. Свердловск, 1980. - 254 с.

113. Ярославцева Р. И. Современное состояние белорусской традиционной необрядовой песни. Минск, 1965. - 181 с.1. Тексты

114. Мордовцева А. Н., Костомаров Н. И. Русские песни, собранные в Саратовской губернии //Летописи русской литературы и древностей, издаваемых Н. Тихонравовым. М., 1862. Т. 4. - 120 с

115. Песни, собранные П. В. Киреевским. Изд-во Общества любителей Российской словесности при Московском университете. Песни необрядовые. Ч. 2. - М., 1929. Вып. 2. - 576 с.

116. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского //Литературное наследство. М., 1968. Т. 79. - 482 с.

117. Соболевский А. И. Великорусские народные песни: В 7-ми т.- Т. 3. СПб, 1895 - 1902. - 523 с.

118. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула: Приокское книжное изд., 1986. - 434 с.

119. Устное народное творчество Рязанской области. М., 1965. Т. 38.- 120 с.

120. Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. СПб., 1898 - 1900. Т. 1, ч. 1. - 373 с.1. Архивные материалы

121. Архив Географического общества СССР, р. 28, on. 1, л. 17.

122. Архив Географического общества СССР, р. 40, on. 1, л.37.

123. Архив Географического общества СССР, р.37, on. 1, л. 46.1. Рукописные материалы

124. Записано Ериной В. П. от Захаровой Т. И., 1921 г. р., в д. Хомутово Мценского района в 1978 г.

125. Эта и последующие записи хранятся на кафедре русского языка и методики его преподавания Орловского государственного университета.

126. Записано Николаевой П. В. от Половцевой Е. Н., 1902 г. р., в д. Фа-рафоново Мценского района в 1979 г.

127. Записано Степановой Е. П. от Щиголевой Т. К., 1920 г. р., в с. Круглое Ливенского района в 1980 г.

128. Записано Кондратенковой В. П. от Анисимовой Н. В., 1917 г. р., в г. Ливны в 1981 г.

129. Записано Костиным В. И. от Есиной В. И., 1912 г. р., в д. Сергиевка Ливенского района в 1981 г.

130. Записано Костиным В. И. от Путилевской Т. М., 1912 г. р., в д. Сергиевка Ливенского района в 1981 г.

131. Записано Костюниной И. Г. от Коломыцевой В. П., 1919 г. р., в г. Ливныв 1981г.

132. Записано Осиной В. И. от Голоктионовой Е. К., 1902 г. р., в г. Ливии в 1981 г.

133. Записано Орловой Н. Т. от Рябцевой Н. А., 1906 г. р., в п. Кромы в 1981 г.

134. Записано Сафроновой О. Г. от Меньшовой Е. К., 1910 г. р., вг. Ливны в 1981 г.

135. Записано Белкиной И. Н. от Гусевой П. И., 1904 г. р., в п. Шаблы-кино в 1986 г.

136. Записано Бельской Г. В. от Бельской П. Н., 1906 г. р., в д. Закром-ский хутор Кромского района в 1986 г.

137. Записано Пеньковой В. И. от Симоновой Г. В., 1916 г. р., в п. На-рышкино Урицкого района в 1986 г.

138. Записано Соковой Л. М. от Прасловой П. А., 1914 г. р., в д. Шен-ский мост Новосильского района в 1986 г.

139. Записано Татарниковой И. Н. от Кузькиной М. И., 1914 г. р., вд. Соколовка Свердловского района в 1988 г.

140. Записано Бужаковой С. М. от Мурлыкиной А. В., 1928 г. р., в д. Заречье Новосильского района, в 1989 г.

141. Записано Гришиной Н. А. от Журавлевой М. Н., 1920 г. р., в д. Обельна Хотынецкого района в 1990 г.

142. Записано Мальцевой О. Н. от Кузнецовой Е. И., 1913 г. р., в д. Старое Хотынецкого района в 1990 г.

143. Записано Мальцевой О. Н. от Дикопольцевой Н. М., 1941 г. р., в д.Обельна Хотынецкого района в 1990 г.

144. Записано Сурновым О. Н. от Коростылевой А. В., 1916 г. р., в д. Старое Хотынецкого района в 1990 г.

145. Записано Костиным В. И. от Новиковой А. А., 1917 г. р., в д. Екатериновка Колпнянского района в 1991 г.

146. Записано Костиным В. И. от Симоновой М. И., 1925 г. р., в д. Теламово Мценского района в 1991 г.

147. Записано Костиным В. И. от Тарасовой М. И., 1914 г. р., в д. Лы-совка Кромского района, в 1991 г.

148. Записано Сальниковой Э. В. от Плаксиной Н. М., 1921 г. р., в д. Мокрецы Свердловского района в 1991 г.

149. Записано Костиным В. И. от Казадуевой А. И., 1914 г. р., в с. Верхняя Любовша Краснозоренского района в 1992 г.

150. Записано Сальниковой Э. В. от Корчагиной Е. С., 1914 г. р., в д. Кунач Глазуновского района в 1992 г.

151. Записано Костиным В. И. от Сафоновой А. А., 1922 г. р., в д. Глы-бочки Шаблыкинского района в 1993 г.

152. Записано Сальниковой Э. В. от Агеевой Т. М., 1924 г. р., в д. Тагино Глазуновского района в 1999 г.

153. Записано Сальниковой Э. В. от Володиной И. П., 1930 г. р., в д. Мокрецы Свердловского района в 1999 г.

154. Записано Сальниковым В. В. от ДудинойЕ. С., 1919 г. р., в д. Мокрецы Свердловского района в 1999 г.

155. Записано Сальниковой Э. В. от Трофимовой Н. Н., 1926 г. р., вг. Россошь Воронежской области, в 2000 г.

156. Записано Сальниковой Э. В. от Верижниковой В. А., 1940 г. р., вд. Каменка Залегощенского района в 2001 г.

157. Записано Сальниковой Э. В. от Волоховой Т. И., 1949 г. р., в д. Примково Свердловского района в 2001 г.

158. Записано Сальниковой Э. В. от Гонцовой В. Ф., 1941 г. р., в д. Гри-невка Малоархангельского района в 2001 г.

159. Записано Сальниковой Э. В. от Гришиной Е. И., 1960 г. р., в д. Тагино Глазуновского района в 2001 г.

160. Записано Сальниковой Э. В. от Давыдовой М. М., 1939 г. р., в д. Жерновка Ливенского района в 2001 г.

161. Записано Сальниковой Э. В. от Засухиной А. И., 1943 г. р., в д. Юдинка Малоархангельского района в 2001 г.

162. Записано Сальниковой Э. В. от Зикиной Н. Н., 1942 г. р., в д. Чер-никово Колпнянского района в 2001 г.

163. Записано Сальниковой Э. В. от Зимовой Н. И., 1947 г. р., в д. Клей-меново Хотынецкого района в 2001 г.

164. Записано Сальниковой Э. В. от Злюдиной Е. М., 1930 г. р., в д. Скворцово Хотынецкого района в 2001 г.

165. Записано Сальниковой Э. В. от Зуличко И. А., 1941 г. р., в д. Малые озерки Свердловского района в 2001 г.

166. Записано Сальниковой Э. В. от Ивайкиной Н. А., 1939 г. р., в д. Александрова Волховского района в 2001 г.

167. Записано Сальниковой Э. В. от Прониной В. И., 1951 г. р., в п. Ко-рытинка Новодеревеньковского района в 2001 г.

168. Записано Сальниковой Э. В. от Исаровой Г. М., 1948 г. р., в д. Те-лежье Новодеревеньковского района в 2001 г.

169. Записано Сальниковой Э. В. от Ишкиной М. К., 1927 г. р., в д. Моховая Залегощенского района в 2001 г.

170. Записано Сальниковой Э. В. от Кваровой Н. В., 1933 г. р., в д. Русский Брод Ливенского района в 2001 г.

171. Записано Сальниковой Э. В. от Копыловой Е. М., 1936 г. р., в д. Семенихино Ливенского района в 2001 г.

172. Записано Сальниковой Э. В. от Крюковой О. П., 1937 г. р., в с. Иль-инское Глазуновского района в 2001 г.

173. Записано Сальниковой Э. В. от Кузиной Е. П., 1933 г. р., в с. Верхнее Муханово Троснянского района в 2001 г.

174. Записано Сальниковой Э. В. от Кузьмичевой О. П., 1934 г. р., в д. Гнилуша Глазуновского района в 2001 г.

175. Записано Сальниковой Э. В. от Купцовой К. К., 1938 г. р., в д. По-здеево Свердловского района в 2001 г.

176. Записано Сальниковой Э. В. от Кучеренко JI. П., 1938 г. р., в с. Бу-нино Урицкого района в 2001 г.

177. Записано Сальниковой Э. В. от Лавиной Л. К., 1942 г. р., в д. Коноплянка Болховского района в 2001 г.

178. Записано Сальниковой Э. В. от Лобовой В. К., 1930 г. р., в д. Себя-кино Орловского района в 2001 г.

179. Записано Сальниковой Э. В. от Лоломиной Л. Е., 1949 г. р., в п. Хомутово Новодеревеньковского района в 2001 г.

180. Записано Сальниковой Э. В. от Ломакиной С. Л., 1948 г. р., в д. Му-равьевка Новодеревеньковского района в 2001 г.

181. Записано Сальниковой Э. В. от Луговиной Л. Н., 1947 г. р., в д. Солнцево Орловского района в 2001 г.

182. Записано Сальниковой Э. В. от Марковой С. П., 1932 г. р., в д. Звя-гинки Орловского района в 2001 г.

183. Записано Сальниковой Э. В.от Матюшкиной Т. Ф., 1943 г. р., в п. Илышское Малоархангельского района в 2001 г.

184. Записано Сальниковой Э. В. от Марыковои О. М.5 1931 г. р., в д. Даниловка Колпнянского района в 2001 г.

185. Записано Сальниковой Э. В. от Маряниновой Р. С., 1946 г. р., в д. Мужиково Новосильского района в 2001 г.

186. Записано Сальниковой Э. В. от Моргуновой Т. С., 1929 г. р., в с. Никольское Свердловского района в 2001 г.

187. Записано Сальниковой Э. В. от НаболевойН. В., 1944 г. р., в д. Же-лезница Орловского района в 2001 г.

188. Записано Сальниковой Э. В. от Наешковой В. Г., 1941 г. р., в д. Ру-мянцево Урицкого района в 2001 г.

189. Записано Сальниковой Э. В. от Нехиной О. М., 1941 г. р., в п. Большое Юрьево Хотынецкого района в 2001 г.

190. Записано Сальниковой Э. В. от Нобуховой Т. Л., 1949 г. р., в с. Медведки Волховского района в 2001 г.

191. Записано Сальниковой Э. В. от Овсянниковой В. И., 1937 г. р., в д. Кобылино Болховского района в 2001 г.

192. Записано Сальниковой 3. В. от Пироговой М. С., 1947 г. р., в п. Хомутово Краснозоренского района в 2001 г.

193. Записано Сальниковой Э. В. от Полянской В. Д., 1939 г. р., в д. Мартыновка Болховского района в 2001 г.

194. Записано Сальниковой Э. В. от Прилепской Р. М., 1942 г. р., в с. Арнаутово Малоархангельского района в 2001 г.

195. Записано Сальниковой Э. В. от Пуговой В. А., 1932 г. р., в д. Гремячево Глазуновского района в 2001 г.

196. Записано Сальниковой Э. В. от Путеевой В. М., 1939 г. р., в д. Гри-невка Малоархангельского района в 2001 г.

197. Записано Сальниковой Э. В. от Пюловановой Т. П., 1943 г. р., в д. Красная рыбница Свердловского района в 2001 г.

198. Записано Сальниковой Э. В. от Пяровой Н. М., 1931 г. р., в д. Ново-петровка Свердловского района в 2001 г.

199. Записано Сальниковой Э. В. от Ратиной А. А., 1933 г. р., в д. Кута-фино Кромского района в 2001 г.

200. Записано Сальниковой Э. В. от Ретельниковой Р. И., 1931 г. р., в с. Узкое Волховского района в 2001 г.

201. Записано Сальниковой Э. В. от Речец А. Н., 1955 г. р., в д. Рыдань Волховского района в 2001 г.

202. Записано Сальниковой Э. В. от Рининой Л. В., 1949 г. р., в с. Ивановское Орловского района в 2001 г.

203. Записано Сальниковой Э. В. от Роднина К. Р., 1934 г. р., в д. Нечаеве Новосильского района в 2001 г.

204. Записано Сальниковой Э. В. от Руковой И. С., 1950 г. р., в д. Дубровка Ливенского района в 2001 г.

205. Записано Сальниковой Э. В. от Сабуровой П. И., 1930 г. р., в д. Бобровка Покровского района в 2001 г.

206. Записано Сальниковой Э. В. от Савкиной Л. И., 1954 г. р., в д. Вла-совка Дмитровского района в 2001 г.

207. Записано Сальниковой Э. В. от Светловой А. Л., 1932 г. р., в д. Гри-горово Волховского района в 2001 г.

208. Записано Сальниковой Э. В. от Телегиной У. К., 1939 г. р., в д. Бе-лозеровка Малоархангельского района в 2001 г.

209. Записано Сальниковой Э. В. от Телятник J1. В., 1950 г. р., в д. Мокрецы Свердловского района в 2001 г.

210. Записано Сальниковой Э. В. от Тимаковой Е. В., 1942 г. р., в с. Но-вополево Глазуновского района в 2001 г.

211. Записано Сальниковой Э. В. от Тимохиной Л. П., 1946 г. р., в д. Дросково Покровского района в 2001 г.

212. Записано Сальниковой Э. В. от Тросняковой Ю.М., 1960 г. р., в д. Лаврово Орловского района в 2001 г.

213. Записано Сальниковой Э. В. от Ту былевой А. П., 1929 г. р., а д. Мелехове Сосковского района в 2001 г,

214. Записано Сальниковой Э. В. от Урасловой В. Н., 1940 г. р., в д. Брянцево Дмитровского района в 2001 г.

215. Записано Сальниковой Э. В. от Ушибиной М. Р., 1927 г. р., в д. Роща Сосковского района в 2001 г.

216. Записано Сальниковой Э. В. от Уятовой Е. М., 1937 г. р., в д. Моченые дворы Орловского района в 2001 г.

217. Записано Сальниковой Э. В. от Фатеевой В. Е., 1934 г. р., в д. Диш-ня Залегощенского района в 2001 г.

218. Записано Сальниковой Э. В. от Фединой О. А., 1939 г. р., в д. Озерки Свердловского района в 2001 г.170

219. Записано Сальниковой Э. В. от Филькиной А. М., 1936 г. р., в д. Поздеево Свердловского района в 2001 г.

220. Записано Сальниковой Э. В. от Фроловой М. И., 1937 г. р., в д. Поповка Дмитровского района в 2001 г.

221. Записано Сальниковой Э. В. от Хохлова А. Т., 1938 г. р., в с. Борисоглебское Свердловского района в 2001 г.

222. Записано Сальниковой Э. В. от Чивыковой М. И., 1932 г. р., в д. Мокрецы Свердловского района в 2001 г.

223. Записано Сальниковой Э. В. от Шульдешовой Н. А., 1952 г. р., в д. Мураевка Сосковского района в 2001 г.