автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Русская Православная церковь и государство 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская Православная церковь и государство 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири)"
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННА УНИБЕРСИТИГ
ОД
На правах рукописи
л г г*" ; 1 < | I- И
I 1 -им
коголь Татьяна Николаевна
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО,
1917 - 1327 гг. /НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИШРЦ/.
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
АВТСРШЕРАТ диссертации на соискание ученой отепени кандидата исторических науа
Томок - 1996
Работа выполнена на ксфедре современной отечественной историй Томского государственного университета
Научные руководители - доктор исторических наук, заслуженный деятель науки профессор {ПЛОТНИКОВА М.Щ - доктор исторических наук, профессор ФОМИНЫХ С.Ф. Офицпалыше оппоненты - доктор исторических наук, заслуженный работник культуры Р®, профессор БОЖЕНКО Л.И. - кандитат исторических наук, старший научный сотрудник ЛМЙТРИЕНКО Н.М. Ведущая организация - Красноярский государственный университет, кафедра истории Россия
Зашита состоится "29" сентября 1996 г. в Ш часов на заседании диссертационного ооввта Д.06Э.6Э.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по спецгальностям 07.00.02 - Отечественна* которий, 07.00.03 -Всеобщая история я 07.С0.09 - Историография, источниковедение я методы исторического исследования в Томском государственном университете / 634010, г.Томок, 10, пр. Ленина, 36 /.
С диосертацзей ношо ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета.
Автореферат разослан " .,.* 1695 г.
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ диссертационного совета,
доктор исторических наук ' ЗИНОВЬЕВ В.П.
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Болезненный,псогиворечнвци процесс рождения посткоммунисгического социума настоятельно требует крнти-геского пере. смыслеиия многих проблем становления и развития со-зетской государственности, В первую очередь это касается выяа-тения негативных моментов и анализа причин, их породивших,как а зрактике самого государственного строительства, так и в практике этношений Советской власти с различными социальными институтами, з том числе и с религиозными организациями.
В отношении последних государство в настоящее время отказалось от политики конфронтации. Однако до сих пор из решенными остаются ряд таких проблем как: правовое равенство религий и фактическое неравенство их социального статуса; какой должна бить модель вероисповедной политики в современной России; каким долано Зыть государственное регулирование в религиозной области и церковной деятельности и другие. Не менее слоеным остается и вопрос о том, какое место должна занять Ру екая Праьославная Церковь /РПЦ/ в новом общественло-гооударстьенном устройстве, и какОЕа должна быть ее роль в нравственном, духовном возрождении России?
Лдть ответы на эти и другие вопросы невозможно не обращаясь К истории взаимоотношений Церкви и Российского государства, особенно в период, последовавший после революционных потрясений 1917 гчзда. Чрезвычайно важным становг ся переосмысление места, рола и значения Православной Церкви в традиции отечественной культуры и государственности вообще и осмысление печального, зачастую трагического опыта *тношений Церкви и советского государства в частности.
В даншм диссертационном исследовании предпринята попытка показать состояние РПЦ и раскрыть ее взаимоотношения р новой властью в первое десятилетие существования советской государственности на территории Западной Сибири.
Дело в том, что на сегодняшни:1 момент проблема церковно-государственных отношений в 20-е годы продолжает оставаться тем "белым пятном" в отвчест енной истории, гд больше всего умолчаний, тенденциозности и искажений. Актуальность ее научно-теоретического анализа вытекает так.„э из явной недостаточности освещения в историографии советского периода темы отношений Церкви и государства как в целом по стране, так и по отдельным ео регионам. Господствовавший в истории ьгмоть до конца 80-х годов под-
ход был направлен на обоснование государственно-политического курса "решительной борьб» с гедигией". Поэтому деятельное--, Церкви рассматривалась крайне односторонне, В центре внимания бали вопросы негативного отношения духовенства к различным государственна актам, распоряжениям, направленным против верующих и самой Православной Церкви. При этом действия государства в лице его властных исполнительных органов, осуществлявших религиозную политику, оставались вне поля критики. Русская Церковь была представлена как "реакционный", "антинародный" институт, а органы государственной власти получачи исключительно положительную оценку.
Основная цель" диссертации; раскрыть характер и сущность взаимоотношений Русской Православной Церкви и советского государства на территории Западней Сибири в 1917 - 1927 годах.
Поставленная цель реализуется через решение конкретны^ задач-.
- проанализировать состояние Церквя как социально-религиозного института накануне и в период февральской революции в рамках всей страны и Западной■Сибири в частности;
- рассмотреть политический курс РТЩ во время становления советской государственности»-проследить его эволюцию, вскрыть причины изменения церковио-политического.вектора п показать поиски общественно-политического самоопределения западно-сибирского духовенства в изменившихся исторических, реалиях;
- обозначить, основные, проблемы шутряцерковной жизни в первое десятилетие Советской власти как в;центральных-районах страны, так и на территории Западно-Сибирских епархий; :'
- выделить причины рождения обновленческого движения, проследить его влияние на развитие церковно-государственных отношений и показать основные вехи-истории обновленчества в Западной Сибири;
- определить круг конкретных государственных органов власти, которые формировали государственно-религиозную политику а-занимались ее практическим осуществлением в-центре и на" местах, в .-частности в Западно-Сибирском регионе;
- показать методы, средства н формы работы' центральных и местных органов власти в ггроцессз практического,осуществления политики государства в отношении Церквя ц религиозных организаций,
Б решений поставленных задач заключается таучнпя новизна а и ценность диссертации. В плане практ'чче с ко Г; ■ з н % ч;имо „д я рыгала я положения работы могут быть использованы при написании трудов по истории Сибири, при характеристике .религиозно-церковной «из ни ре»
гиона в первую очередь, в учебном процессе при подготовке курсов лекций по проблемам жизнедеятельности Русской Церкьи в начала XX века.
Территориальные релкц исследования определяйся границами Йападно-Сибирокого региона, в который на сегодняшний день входят Томская, Окская, Тюменская, Новосибирская, Кемерове кая области и Алтайский край. В рассматриваемый автором период это территории трех епархий - Омской, Тобольской а Томской.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1917 года до конца 1927 года. Определение низшей границы исследования продиктовано с одной стороны, тем, что 1917 год явился поворотным годом не только для судеб России, но я Православной Церкви. Для нее это било время окончания двухсотлетнего синодального периода и начала процесса творческого Возрождения,выразившегося в переустройстве всех сторон и сфер церковной ямзни и быта. С другой стороны. приход к власти большевиков искусственно прервал магистральную линию па выздоровление церковного организма и иткрыл новую страницу в истории РПЦ.
Не случайно выбрана и верхняя граница исследования. В 1927 году вых т-'т Декларация митрополита Сергия - документ, который провозгласил новый церковно-полпгпчегкий курс и окончательно закрепил основные принципы отно.юн.:,! Церкви и государства на все последующие десятилетия. Кроме того, к 1927 году структура государственных органов, занимавшихся практическим осуществлением государственно-церковной политики была в основном сформирована. Система взаимоотношения Церкви с государством получила в целом заверь {Н:;.! I ид.
Определяя, метол лямчпекие пуцпщпи. выступающие в качестве исходных для автора работы, отметим, что традиционные для марксизма идеи о гом, что человеческие поведение и егчямше полностью детерминированы экономическими отношениями и классовой принадлежностью но актульны в той системе категорий, которой оне-рир; ет т.'.Ог ортант.
В настоящее время не визивет сомнений факт, что любая научная теория является естественно ограниченной. Невозможно создать единую теоретическую схему, способную охватить всю сложность исторического процесса. Выход из этой ситуции лежит в тем, чтобы опираться и историческом исследовании на широкий арсенал социальной мнели, используя различные направления и подходы.
Исследуя проблему взаимоотношений Русской Церкви и советско-
го государства, автор прежде ясего рассматривал их в качестве общественных институтов, конкретных социальных фактов истории. Исходя из того, что каждый исторически!! факт непосредственно познаваем, он шел в габоте путем последовательного эмпирика. основывая спои выводы не на отвлеченных размышлениях, а на опыте, анализе и наблюдения. Используя конкретно-исторический, сравнительный методы и метод историзма автор стремился к наиболее объективному изложению событий и их оценке.
ИстогиоггаФия . В изучении истории Православной Церкви в условиях становления советского государства отечественная история прошла несколько этапов.
В 20-30-е годы шло складывание научно-методологических основ по проблемам религии и атеизма. Особое место занимали исследования, направленные на разоблачение фактов "контрреволюционной" деятельности РПЦ в период октябрьской революции и гражданской войны. Данилов С., Кандидов Б.П., Лукинин Н.мЛ и другие авторы отстаивали тезис о том, что Церковь принимала активное участие в Белом Движении и ей удалось создать внутренний фронт против Советов.
Освещая вопрос о позиции РПЦ в период борьбы с голодом 15211922 гг. и особенно в связи с изъятием церковных ценностей, Горев /Галкин/ М.В.» Лукин А.В.2и другие уделяли выманив сопротивлению духовенства изъятию ценностей. Это рассматривалось как нежелание содействовать борьбе с голодом и давало основание оправдывать репрессии государства против Церкви, :'
В 1922 году внутри РПЦ произошел обновленческий раскол. Но т работах указанного периода не последовало глубокого анализа причин рождения обновленчества^.
В Сибири исследования по проблемам отношений Церкви и государства в 20-е гг. появились позгйз. Работы Войкова и., Окладни-
Данилов С, Черное воинство,М.,1918} Кандидов Б.П. Церковь и контрразведка.М.,1930; Лукинин Н.М. Революция и Церковь.М., 1923 п др.
2. Горев М.В. Голод и церковное богатство.М.,1922; Лукин А. О делах тихоновских.М.,1922 и др.
3> См.: Введенский.Л.В. Церковь Патриарха Тихона.М.,1923; Титлинов Б.В. Церковь во время революции.М.;Пг.,1923; Брихи-чев И.П. Патриарх Тихон и его Цетжевь.М.,1и др.
нова А.П.1 и других, освещая атеистическое движение в крае. показывали сибирское духовенство как противника социалистического строительства. Вышедшие в 30-е гг. публикации Дубровского К.В., Кандидова Б.П., Якушкина Е.^ показывали вооруженную борьбу священников Сибири против новой власти на стороне войск А.Б.Колчака.
Новый период в изучении отношений Церкви и государства начался с утверждением в стране тоталитарного г.ежима, что определяло обьем. тематическую заданность и научный уровень работ 30-х-се-редины 50-х гг. Так, антирелигиозные сборники статей3, содержа фальсифицированные ({акты "морального разложения" духовенства, были направлены на формирование "коммунистической личности". Публикации учешгх-историков Беляева В., Юрина А.4, отражая узкополитическую направленность, доказывали, что "реакционная" сущность Церкви сохраняется и после свержения капитализма.
Литература указанного периода руководствовалась преяде всего соображениями идеологического характера. В изучении вопросов отношений государства и Церкви как в центре, так и в отдельных регионах, она не внесла ничего нового по сравнении с предшествующим временем.
"Огт шель" конца 50-х-начала 60-х гг. привела к расширению масштабов работг касавшихся государственно-религиозной проблематики. Однако взгляд на историческую науку как оружие идеологии определил то, что исслздования 60-х-средины 80-х гг. оставались по содержзнию антирелигиозными и пнтицерковными. Куроедов В.А., Плаксин У.Р.^ и другие авторы продолжали следовать в русле прежней тематической традиции, уделяя большое внимание деятельности РПЦ в ц. /иод революции, гражданской во;Нш, строительства "основ" социализма.
БоЧков Я. В атаку на религию. Новосибирск.1923; Окладников А.П. Антирелигиозная пропаганда в деревне // Антирелнгиозгик.-192d.r№ 4 и др.
Дуб.,овский К.В. В цагстве нагайки и виселицы.М.;Л.,1919; Кандидов Б.Г1. Японск.'.'я интервенция в Сибири.М., 1933; Якушин Е. Церковь и борьба с пролетарской революцне.! в Восточной Сибири /1917-1918/ // Будущая С.!0ирь.-1932.-Я 4-6 и др.
3" Разоблачать церковных мракобесов. Новосибирск,1939 и др.
Беляев В, против контрреволюционной деятельности церков-
ников,!. ,1 "30; Юрин А. Под маской религии. М.,1939 и др.
б* Куроедов В.А, Религия и Церковь в советском государстве. М,,1981; Плаксин O.P. Крах церковной контрреволюции /1917-1923/. Ы, ,1968 и др.
В конце 60-х-начале 70-х гг. вн^вь поднимается проблема обновленческого гяскола в истории ГПЦ. ТЪрдиенкп Н.О., Шишкин А.'.., Шейман М.М. попитались критически проанализировать идеологию и политическую практику обнпнлотюв. Но в их работах не последовало серьезного рассмотрения причин краха "церковной реформации", роли государства в возникновении раскола.
Появились в ятот период и публикации, освещавшие вопросы "церковной контрреволюции" в Сибири и на Дальнем Востоке**. Особо хотелось бы отметить труды И.Д.Рйнгорна3. Несмотря на то, что они естественным образом отражают общепринятые подходы к рассмотрению позиций РПЦ, ее отношений с Советами, в них автор впервые вводит богатый фактический материал, характеризующий деятельность снбис-кой Церкви в 20-30-е годы. Через призму организации атеистической работы в регионе последняя также' рассматривалась в статьях Боженко Л.И., Войцеховской О.Е.4 и других сибирских историков.
Одна из первых попыток переосмыслить отношения Церкви и Советской власти, места, рол;! и значения селпгии в'зглзни социума была предпринята в сборнике статей "На пути к свободе совести"®» •Логическим его продолжением стал сборник статей "Религия к демократия"6, в историческом разделе которого затронуты узловые проблемы судьбы РПЦ в зтем веке.
Внимаете исследователей наших дней привлекает жизнь а деятельность Патриарха Тихона7, а также фигуры других видных иерархов 20-х годов . Авторы не только возвращают истории неоправданно за-
1• Гордиенко Н.С.Зволюция русского Православия /20-80-О годы XX столетия/.М.,15841 Шишкин ЛД.Сущность и критическая опенка об-нс ленческого раскола Русской Православной Церкви.Казань.1970; Шейман М.М.Обновленческое движение в Русской Православной Церкви после Октября//Вопросы научного атеизма.-Вш1.2.-М. ,1966.
2* Флеров В.^Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918-1923 гг.//Уч. зап. ТГУ.-ТГУ,1953.-й 37; Шяльдяшов И,¿¡.Религия в Спбярл и атеистическое воспитание.Новосибирск,! 982 и др.
Эйнгорн И.Д.Очаркл истории рэлигиии и атеизма в Сибири /1917-1937 гг./. Томск,1982 п др.
4* Боженко Л.И.Актиюелпгпозиая пропаганда в Сибири в начала ГОПа//По этапам развития атеизма в СССР.Л.,1967; Войцеховская О.Б. Из истории партийного руководства научно-атеистической пропагандой в Восточной Сибири /1928-1930/ //Уч. зап. Иркутского ун-та.-Вып.37,-Иркутск,1969 п др.
5* На пути к свободе соьести,М,,1989,
Религия и демократия, и.,1993.
7* Вострыпов М.Великий эгщагник гчри//СлоЕО.-1Р90.-.*Й; Одинцов М. Жребий ппетыря//Наукя л рел;!г;1Я.-Н^9.»£П ,4,Ь5б и д?.
бытие имена, но делают ее живой и персонифицированной1. Вновь, ии
с иных позиций, поднята и проблема обновленческого раскола, его
о
места и роли в истории Церкви . Впервие к оценке, рассмотрению причин принятия митрополитом Сергием Декларации 1927 года обращаются в своих статьях Полищук Е.г Васильева О.Ю.3 Слоаные и запутанные вопросы церковной лизни 20-х годов, причины массовых закрытий монастырей и церквей, репрессий против духовенства разбирает в своей работе "Иллюзии и догмы" В.А.Алексеев4. Большой интерес в плане публикации широкого круга документов по истории РПЦ в 20-30-е годы представляет книга Л.Регельсона5.
Число публикаций, касающихся истории отношений Церкви и государства в центре страны, велико, р знообразен их характер. Значительно меньше внимания уделяется "церковной периферии" - Сибири, Дальнему Востоку, Югу страны. На сегодняшний момент интересующему автора Западно-Сибирскому региону посвяшена статья Н.М.Дмитриенко6, в которой рассмотрен судебный процесс над духовенством г.Томска в период изъятия церковных ценностей, и диссертация И.Л.Бел оглазо-ва . Объектом внимания последнего стали проблемы государственного регулирования деятельности алтайской церкви в начале 20-хгодов.
Пристальное внимание к история РПЦ а советский период проявляют также церковные историки. Пс ытка ее састештизеского изло-язния с официальной оценкой Патриархи;! была предпринята в книге "Русская Православная Церковь. 988-1988"8. Более подробно основные вехи церковной истории начала XX века с привлечением богатого документального материала освещаются в учебнике протоиерея В.Щь-
' * Рудко М.Святитель Илларион, архиепископ Верейский//Правос-лавнал беседа.-1992.Святитель Кирилл, митрополит Казанский и Свкяжски й// Пра во ела вная беседа.-1992. -М-5 и др.
Ерушлинекая 0, Остался нераскаянными/Наука и религия.-1988.-Й6; Вострышев И. ЙГ1ивцы"//СЛово.-1991 .-»12 и др.
3* Полящук Е.Патриарх Сергий и его Декларацяя//Вестник РХД,-Пария.1991.-№161: Васильева О.Ю.Русская Православная Церковь в 1927-1943 годах//Вопросы истории.-1994.-М а др.
Алексеев В.А. Иллюзия и догмы.М.,1991.
Регельеон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Парна.
1977.
Дмитриенко Н.М."Дело томских церковников".1922.//Социально-политическое развитие Си-яри /XIХ-ХХ вв./Ломск,1593.
Бечоглазов М.Л.Взаимоотношения органов государственной власти и Православной Церкви на Алтае /октябрь1917-19^2/.Томск, 1992.
3* Русская Православная Церковь.988-1988.М.Московская Натри; рхия, 1988.
пина'. Несомненный интерес представляет также ряд работ, опубликованных на страницах "Журнала Московской Патриархии". Утмянем статьи иеромонаха Дамаскина /Орловского/, архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна, Г.М.Чельцова, А.В,Нестерова, Л.П.Чельцовой и других.
В целом работы церковных историков носят нарративный характер, в переоценке многих моментов церковной истории они придерживаются сдержанной позиции и делают умеренные выводы.
Проблема взаимоотношений Православной Церкви и советского го-сударстна вызывала постоянный пристальный интерес у исследователей русского зарубежья. Тематика их работ разнопланова. Одни из них посвящены выяснению причин столкновения РПЦ с новой властью2, другие вскрывают конкретные факты гонений на Церковь в 20-30-е годы3, третьи содержат ценный биографический материал о церковных иерархах первого десятилетия Советской власти4. Значительное внимание уделено и анализу проблем внутрицерковной жизни - Карловац-кому расколу. Декларации митрополита Сергия, обновленчеству5. В.
отношении последнего особый интерес представляют исследования В.Щаврова, А.Левитина6 и А.Краснова-Левитина7,
Резюмируя обзор работ по теме диссертации, подчеркнем, что в советский период рассмотрение проблем взаимоотношений РПЦ и советского государства в 20-е годы как в центрь,' так и по отдельным регионам страны, определялось политико-идеологическими установками партии в области религии, в результате чего научно-критическое
1* Цыпин В..протоиерей.История Русской Православной Церкви. 1917-1990.М. ,1994. ' ;
ШР и ««>. . /
Зс Боголопов А.Церковь под властью коммунизма. Мюнхен ,1958; Pap Г, Плененная Церковь.Фрапфур?,1954 в др.
Польский М., протоиерей.Ношв мечзкшпш московские.Ддор-данвылль, 194,1 .Т.1-2 и др.
Стратонов И,Кризис церковной смуты в России и дальнеЙши!' ее рост за рубежоад//Путь.-Париж,1928,-№1,14,15,17; Струве Н.Соловецкие епископы и Декларация митрополита Сергия 1927 г.//Вестник РХД.-Пария, 1988.-Js152 и др.
Шавров Б., Левитин А. Очерк истории русской церковной смуты. Люцерн, 1977. Т.1-3.
7* Краснов-Левитин А. Люгав годы. 1925-1941 .Паршз, 1977.
осмысление приносилось в жертву интересам атеистического государства. С другой стороны, существование большого количества публикаций последних лет, трудов зарубежных историков по ооозначенной проблеме не способно исчерпать всего ее многообразия. Сто дает розможность в данной диссертации остановиться па некоторых важных аспектах, касающихся истории Церкви в Западно-Сибирском регионе в 20-е годы.
Источникоьця база. В работе использован комплекс опубликованных инструкций, циркуляров, актов, постановлений, регулирующих в законодательном порядке деятельность религиозных организаций, в том числе и Русской Православной Церкви.
Большое значение для оценки позиций политического руководства страны по проблеме религии и Церкви имели резолюции ш решения Коммунистической партии и Советского правительства, а также выступления видных деятелей партии и советского государства.
Серьезную помощь в изучении темы диссертации оказала периодическая печать как цен тральная, так и местная: областные, окружные, городские и районные газеты.
Принципиальное значение для разработки проблемы имела источники церковного характера: Постановления и определения Всероссийского Поместного Собора 1917-191С гг.; центральная церковная печать, издаваемая Синодом; местная церковная периодика в виде "Епархиальных ведомостей"; опубликованные материалы местных церковных соборов, епархиальных съездов; рад брошюр, которые были написаны церковниками Сибира и людьми близкими к Церкви в период революции и гражданской войны.
Важную роль при написании работы сыграли мемуары священнослужителей и иррархов Церкви 20-х годов. Субьективизм воспоминаний закономерен, но именно он, сохраняя сопричастность к произошедшему, дает возможность восстановить историчеок <в рёалии во всем спектре их эмоционально-психол гаческих характеристик.
Уникальным источником для автора диссертации явился сборник церковных документов, составленный М.Е.Г^бониным: "Акты святейшего Патриарха ■Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковкой Власти. 1917-1943"1.
В работе над темой были привлечены также материалы, хранящиеся в коллекциях частных архивов: письма иерархов Церкви друг к другу, постановлен!«!, послания, обращения Высшей Церковной Влао-
1 * Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документа о "реемстве Высшей Церковной Власти.19*7-1943.М.,1994.
ти к духовенству, верующим, различном правительственным органам. К этой группе источников относятся и документы из отечественных архивов, которые были засекречены и увидели свет только сегодня в журнальных подборках и отдельных брошдрах.
Основными источниками для диссертационной работы стали неопубликованные материалы из фондов Российского Центра Хранения и Использования Документов Новейшей истории /РЦХИДНИ/, Государственного Архива Российской Федерации /ГАРФ/. Ценные документы содержат государственные архивы Новосибирской /РАНО/, Томской /ГАТО/ областей и города Тобольска /ТФ ГАТО/.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность теш, определены цель и задачи исследования, дается общая характеристика литературы по проблеме и источшковой базы диссертации.
В первой главе - "Русская Православная Церковь в 1917-1921 годах" - речь идет о гом, что накануне февральской революции 1917 года РПИ переживала кризис. Попытки простого духовенства и части прогрессивно настроенного епископата обновить церковную жизнь не увенчались успехом.. Возможность приступить к осуществлению реформ Церковь получила только после падения монархия. С этого момента я вполть до конца 1917 года в ее истории раблюдался процесс Церковного Возрождения. Основная его интенция состояла в демократизация церковного организма и освобождении Церкви от исторических деформаций синодальной системы.
Переводя к характеристике церковной жизни в Западной Сибири до революции, диссертант отагчает, что общее бедственное состояние РПЦ преломлялось эдэсь через призму региональной специфики: нерешенность проблемы "церковного освоения* края /малочисленность церквей, монастырей,'церковиогприходсхих школ и т.д./; многонациональный состав населения; многообразие религиозных направлений. Как и в центре,, духовенство Западной Сибири выход Церкви из кризиса видело в глубоком и всестороннем ее реформировании. Полученная в феврале 1917 года свобода'от тотальной опеки государства в церковно-обществеквой низки региона ознаменовалась бурной деятельностью священнослужителей, направленной на ькработку проектов реформ епархкально-прнхздег.ого с-¡та г их практическую реализацию. Анализ работы многочисленны съездов, заседикпл, собрана;!
духовенства и верующих Западной Сибири, прошедших в течение весны-лета 1917 года, позволяет утверждать, что их решения по всем основным вопросам - в области переустройства епархиальной жизйи, в сфере новых принципов взаимоотношений Церкви и государства, j отношении идейно-политической ориентации и самоопределения духовенства в изменившихся политических реалиях - носгли практически единый характер. Однако несмотря на общий образ мыслей стремление к объединению всех священнослужителей в рамках всего региона не удалось.
Трудно, небезболезненно проходил и процесс претворения в жизнь раз работ..иных реформ. Требовалось время, чтобы произошли, глубокие институциональные и мопально-психологические изменения. К концу 1917 года состояние Православной Церкви было сложным и противоречивым.
Ьо 2 разделе первой главы говорится о том, что- Октябрьская революция, принявшая антирелигиозное направление, прекратила процесс возрождения церковной жизни. С приходом к властт* большевиков для ГПЦ задача реализация новых принципов церковного общежития уступила место проблеме иггиганч.
Характеризуя идеЯио-тсоретическке взгляды большевизма в области религии, диссертант утчерддает, что столкновение и давленя" на Церковь со стороны новой власти было неиз^жно, несмотря на то. что Декрет от 23 января 1918 года t зновой государственяо-цер-kobi ;х отношений провозглашал принцин "отделения". При этом в. основе первых шагов советского правительства в отношении РПЦ лежало представление о возможности быстрого уничтоженЗя релит®, путем институционального разрушения церковного организма, его структуры через лишение материально-яконо».- ческой базы. Этой установке соответствовали как структура формировавшихся госуаротвенных органов, призванных проводить Декрет в жизнь /ЛИ Ликвидационный отдел прг НКЮ, Отдел церковных и монастырски имущее?в ар? Каркокпроое и т.д./, так я широкая, практика национализации цер-яозчыж и монастырских имуществ и капятз -ов.
Но уже в первые годы существования большевистской вдастя наступление на РПЦ не ограничивалось матераалъно-имупест^еяиоЯ стсрвпиО дела. Оно сопровождалось ограничением гражданских праг-лжг духовяоги звания /Конституция РС'СР 1318 г./. шезательзтвом ¿а янутреннюо етзнь Церкви /запрет СЯК на исполнение колокольного ru'OH'i, компания вск^-тия мелей/, пс .ыгкамя обеэглавлть чз /яулглэ~>$г/ле Иатряпрха Тихона на паотячеяял 1 в—1319 гг. s су-дебис.. :стр?нр-:стг/. чч?сэв:ггя apecri.-nt духсвзяства я »еяготог.
Подвергая всестороннему анализу политику Церкви в период смуты, автор приходит к выводу о существовании двух разнонаправленных векторов политического самоопределения духовенс гва. В центре иерархия во главе с Патриархом на основе принципа аполитичности, невмешательства в партийно-политическую борьбу стремилась к сохранению целостности, независимости церковного организма и пыталась избежать прямого кровавого столкновения с новым политическим режимом. В свою очередь, на ¡зри^ерии, в частности в Западной Сибири, священнослужители открыто выступили н;.. стороне противников большевиков - белогвардейцев.
Уже на первоначальном этайе установления Советской власти в регионе попытки провести в жизнь Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви встретили активное сопротивление со стороны западно-сибирского духовенства. Столкновение двух сил привело в ряде случаев к трагическим последствиям /вооруженные конфликты в начале 1318 года произошли в г.Омске, Новониколаевске, '1омске; был сначала арестован, а за^ем убит Тобольская епископ Гермоген/. Материально-экономическое положек ie Церкви Западной Сибири было восстановлено после падения Советской власти в регионе при A.B.Колчаке.
В течении короткого периода Временного Сибирского Правительства /июнь-ноябрь 1918 г,/, а затем с установлением власти Верховного Щравителя, религиозная жизнь западно-сибирских православных приходов и система церковного управления строилась по образцу других епархий, подконтрольных Белой Армии.
В условиях разорванности контактов сибирских епархий с центральным церковным управлением, местные архииереи с целью самостоятельного самоопределения при поддержке колчаковского правительства организационно оформились в рамках всего Сибирского региона, В ноябре 1918 года ими было создано Высшее Временное Церковное Управление /ВВЦУ/ - центральный административно-исполнительный орган, который направлял и контролировал деятельность всего духовенства Сибири. ■
Анализ отношений ВВЦУ и "Сибирского Диктатора" позволяет утверждать, что они были достаточно сложными. С одной стороны, A.B. Колчр~, не оставляя надежду реализовать идею создания своеобразного теократического государства с сильной религиозно-автократической системой власти, пытался поставить ВВЦУ в полное подконтрольное сложение. В свою очередь, сибирский епископат стремился тстоять свою независиг ость и самостоятельность. Результатом
поисков приемлемого компромисса стало создание в конце 1918 года Министерства исповедания и признание Колчаком ^ос+о существующего ВВЦУ.
Практическая деятельность духовенства региона в поддержку Белой Армии заключалась в создания специальных военных формирований из числа клириков: роты, отряды, полки "Иисуст", "Богородицы", "Святого креста" и т.д. В сибирской армии Колчака они получили наибольшее распространение.
Политическая автономность западно-сибирской Церкви просуществовала вплоть-до падения власти Верховного Правителя. С ликвидацией последней 20 января 1920 г. прекратило свое существование я Высшее Временное Церковное Управление.
Успешное окончание гражданской войны значительно укрепило позиций новой власти. Установленный гражданский мир, а затем принципы НЭПа не распространились однако на сферу государственно-церковных отношений. Положение РПЦ в ново« общественно-государственном устройстве продолжало оставаться зыбким и нгтрочным.
Тем не менее, начало 20-х годов было временем своеобразного "затишья" в государственно-церковных отношения?. "Кавалерийская атака" на Церковь постепенно с конца 1919 г. начинает перерастать в планомерное наступление.
Пользуясь относительны! спокойствием, церковное руководство во главе с Патриархом Тихоном, сохранят принцип аполитичности, начсло тактику постепенного признания Декрета и приступило к восстановлению изрядно пострадавшего церковно-приходского хозяйства;.
Восстановление церковко-приходской казни шло в начале 20-х гг. и. в епархиях Западной Сибири. В о яичие от центральных районов страны оно совпало со вторым этапом проведения Д-крета в жизнь. Диссертант простегивает процесс формирования структуры местных орлгпоа власти, занимавшихся практическим осуществлением Декрета, подробно рассматривает их тактику, конкретные мерз по отделению Церкви от государства в регио-.-е и отмечает, что они были идентична церковной политике общероссийского масатайа.
В свою очередь, ояализ политических воззрений и дея-ельиос-ти западно-сибирского духовенства в этот период дает основание говорить с том, что оно окончательно отказалось'от сопротявлв«'ля Советской власти, встало на ясзяяпю лояльного отнесения к ней я 1глд'~ло ссчэвкуе свою задачу в восстаяовлчгая иркяв-но-:;г:исдскоЙ жизни региона. Процесс воэрояхеяяя полледяе* про-
ходил в Западной Сибири трудно, осложняясь разрухой, ухудшением материально-экономического состояния региона, политикой проведения Декрета. Как и в ч^нтре он остался несвершенным и растянулся на вое 20-е годы.
Во второй глцве - "Церковно-государетпенные отношения в 1922-1927 годах" - диссертант в ее пёрвом разделе рассматривает политику государства в отношении Церкви в период голода 19211922 гг. и в процессе изъятия черковных ценностей. Анализируя ход кампании изъятия, он приходит к следушг?- выводам:
- ситуация голода-была использована большевиками для достижения политической цели - уничтожения Церкви;
- само изъятие не было вьшукденной экономической мерой. Оно явилось первой крупномасштабной попыткой государственного регулирования сугубо внутрицерковной жизни;
- в основу судебных разбирательств над духовенством лег сценарий шуйского процесса, разработанный В.И.Лениным. Судилища предоставляли, с одной стороны, возможность перенести вину за отсутствие церковных богатств на священников, с другой, выступали в качестве рычага для раскручивания обновленческого раскола;
- никакой "церковной фронды" в период изьятия не существовало.
В своих действиях Патриарх руководствовался как стремлением защитить независимость жизни Церкви, так и стремлением путем компромиссов избежать столкновения верующих с властями.
В Западной Сибири процесс изъятия церковных ценностей в отличии от центральных районов прошел два этапа.
Первый из них - с вааны до середины лета 1922 г. - носил достаточно спокойный, гласный и демократический характер. Это стало возможным благодаря двум факторам: методам, приемам работы кгшссий по изъятию и общей позиции духовенства региона в этом вопросе, которое шло на большие уступки.
С середины лета 1922 г. ю Западной Сибири начался второй этап кампании изъятия. Он продолжался до конца года и отличался произволом, насилием местных властей над духовенством, остршй конфликтными столкновениями в городах и селах.
Одновременно с кроваво-ожесточенным процессом изьятия ценностей по Церкви был нанесен удар изнутри в виде хорошо организованного и спланированного обновленческого раскола. В работе детально освещается деятельность обновленцев в 20-а. годы, расс-
матривают'ся их отношения с Патриаршей Церковью, органами государственной власти, показаны отпопения между различиями группировками внутри обновленческого движения, обозначены причини* краха "церковной реформации" во второй половине 20-х годов.
Обращаясь к истории обновленчества в Западной Сибири, автор подробно восстанавливает основ.ше ее есхи и подчеркивает, что этот регион был одним из оплотов нового церковного движения на периферии. Характерной особенностью сибирских "реформаторов" било их редкостное единство и сплоченность. В отличие от центра в Западной Сиопри не существовало вратдукщих между собой внутриобновлен геских групп.Лее обновленцы региона до последнего момента своего существования остались приверженцами "Еивой Церкви".
Обновленческая Церковь Сибири делилась на два областных округа с томш.ми территориальными границами и собственными административно-исполнительными органами: Сибирским Областным Церковном Управлением /СибОЦУ/ с центром в г. Новони*-олаевске и Дальневосточным Церковным Областным Советом /ДВЦОС/ в Хабаровске. Будучи влиятельной, пре.-кде всего в количественном отношении, енлей в обновленческом движении В целом, "реформаторы" Сибири лишь формально находились в каноническом подчинении обновленческого Еысаего Церковного Управлени" /ВЛГ/. На практике СибО'ДУ располагало широкой автонс ностьв и свободой действ..
Следующей отличительной чертой сибирских обновленцев била их исключительная привязанность к институту женатого епископата, постоянное стремление защитить его узкогрупповые интерес. Осно1.,ув причину такого поведен;: : автор видит в принципе комплектования обновленческой иерархии в Сибири / бг-ьпинство епископата региона происходило из среды белого духовенства, имевшего се:дл: /.
Оценивал обновленческое движение как в центре, так и а ЗаплдноЛ С;:бнрп. диссертант подчеркивав: - ряд ваэтнх моментов: с рнутрицеркозной точки зрения опо было расколом; а плано политическом явилось пс.шткоЛ части духовенства па ослопе глубокого кс:;!орлиз!.-л по отношению к Советской власти ряаять проблем о;"-?сгасганая Церкви в повьтс условиях, поэтому культурно-прсс-г-'.титолосг.оз начало было отодвинуто па второй алал; по свооку
характеру, структуре не являлось новое церковное течение и движением широких церковных масс.Вызванное к жизни государственной необходимостью. оно могло существовать лишь благодаря его поддержке. Провал практики "взрыва" Церкви изнутри /очевидный крах "церковной реформации"/, равно как и ставка на ее крушение путем лишения материальной базы /национализация церковных имущеотв и капиталов/, а также попытки уничтожения в процессе изъятия церковных ценностей привели во второй ном. вине 20-х годов к эволюции политики государства по отношению к Церкви, Основной его целью стало максимальное интегрирование РПЦ в государственно-общественный организм, с возможностью посточнного контроля за ее деятельностью и иерархией.
Со своей стороны Церковь, оказавшись в сложном положении после смерти Тихона, видела свою задачу в том, чтобы добиться статуса легальности, не умаляя собственной независимости.
Вся вторая половина 20-х годов прошла в поисках'нахождения приемлемого консенсуса между государством и Церковью. В конечном итоге легализация РПЦ на условиях, предложенных властями, была принята митрополитом Сергием в июльской Декларации J927 года.
Появление Декларации означало смену церковио-политическ' го курса. Вместе с тем, внимательное сравнение полт'ческой линии Сергия с церковной политикой последних лет Патриарха Тихона обнаруживает определенную преемственность между ними - путем компромисса сохранить Церковь как религиозно-канонический институт с ее преемством епископата, неизменностью существа догмата и канона, К сожалению, скудность архивных материалов не позволила диссертанту реконструировать в полной широте и обьеме картину жизнедеятельности Церкви Западной Сибири в этот период. Пользуясь ограничь. ;ним кругом источников, он по мере возможностей попытался восстановить основные события тех лет.
Вторая половина 20-х годов в жизни западно-сибирского духовенства прошла под знаком острых переживаний за с»дьбу Церкви. В условиях фактической децентрализации Высшей Церковной Власти, как и в годы смуты, вновь обострилась проблема собственного самоопределения. Отдаленность региона от центра, отсутствие постоянных энтактов с Московской Патриархией, информационная блокада, равно как м малопонятная неискушенному в вс .¡росах церковной ик-ривии сибирскому духовенству "диалектическая каноника", развившаяся до невероятных размеров, обусловили то, что в глазах боль-шиьотва священнослужителе: региона споры иерархов о законности
нрав на управление Церковью были простой борьбой за власть.
Б этих условиях многие епархии. Западной Сибири пзрсшли на принцип автокефального управления, в конце января 1926 года об автокефалии заявила Омская епархия, в середине августа к ней присоединилось томское духовенство, затем иркутское, ряд церквей г.Красноярска. Всего в Сибири насчитывались 43 ав—жефальных прихода.
Принятая в июле 1927 года Декларация митрополита Сергия, так-ке как и в центре, вязвала очередную волну колебаний и нестроен 'й среди тихоновскою духовенства Западной Сибири. Конец 1927 и весь 1928 гол« прошли под знаком борьбы между шия. Большинство священнослужителей региона отнеслось негативно к условия,., легализации, которые ггрьнял Сергий. Встав в оппозиция» церковно-политической линии митрополита, западно-сибирские архииереи перешли в 192С году на сторону епископа Григория. В 1928-1929 гг. это течение получило в Сибири наибольшее распространение.
К концу 1928 года на территории Западной Сибири были представлены все враждебные друг другу тихоновские группировки: "сергианцн", "григорианцы", "автокефалисты". Борьба между ними, как и в центральных епархияз, постепенно затихает к началу 30-х годов, закончившись окончательным утверждением позиций "сергиан-ской Церкви".
В заключении подведет основные и-эги. сделаны обощендя. Аяа-~,:з взаимоотношения Православно« Церкви я советского государства в период 20-х годов как в центре, так й в Западной Сибири, дает возможность утворвдать, что. положении;; в основу чтят от! ¡гений демократический по своему содержание я происхождению принцип "отделения" в советской Россия не шит-тал действительного демократического наполнения. В позитивном своем смысле он "е был реализован ни в государственной практике, ни в общественной зязня. 20-е годы етт*:! временем насильственного подчинения Церкви государству. Процесс ее превращения- в один из "аспектов" государственной яязнл я отот период провел ряд э-апов.
До середины 20-х годов стратегической задачей большевиков было уничтожение церк »иного организма'. Первая пппытка бита с делам ч в гоям гтаяданскоЛ войны. Крайняя няпрюмнностъ государстипя-т-ценсопнкх отношений в это время объяснялась такзе открытым со'фо лухгвзкетяе яои^му -сейму па «еояфср?и стрит, в
чпст'гостя р Западно!» Сибири, где Церковь яаляла~ь фактячеся» с« "у'-р :рля!спе;'1ся цергозпой единицей. Эта ая^мстратяЕчо-аолйт;:-
чеекая независимость западно-сибирского духовенства била ликвидирована только в результате победи большевиков. О этого момента в политическом своем гилоопределении оно ..тало еле човать в русле общецерковной политики.
Очередной этап наступления государства на Церковь произошел в 1922 году. Он стал возможен благодаря двум обстоятельствам: голоду 1921-1922 гг., давшему благоприятный повод к захвату церковных ценностей и появлению внутри самой Церкви обновленческого движения, которое пошло навстречу большевикам.
Пытаясь реализовать в процессе изъятия идею уничтожения церковного организма, власть отвеогла впервые предоставившуюся возможность достижения реального консенсуса. Наличие такой возможности подтвервдает в частности то. что, например, в Западной Сибири изъятие ценностей на первом своем отяпе носило достаточно конструктивный и демократический характер. Только под давлен >ем высших правительственных инстанций оно приняло характер произвола и насилия.
Одновременно в деле разрушения Церкви осударогво использовало в этот период и обновленческий раскол. История обновленчества интересна в двух аспектах. В плане эволюции государственно-церковной политики оно в качестве средства уничтожения РПЦ явилось последней и безуспешной попыткой. В то же время на опыте нового церковного течения власть выработала и отработала те принципы, на которых в дальнейшем допустило существование Патриаршей Церкви. В судьбе РПЦ обновленчество сыграло роковую роль. Расколов Церковь, оно перед лицом тотального наступления государства ослабило силу ее сопротивления. История обновленческого движения в западно-сибирском регионе является убедительным доказательством этих положений.
Новый этап во взаимоотношениях Православной Церкви и государства наступил во второй половине 20-х годов. Историческое значение его состоит в том, что РПЦ окончательно йшп подчинена политическому режиму Советов. Новые принципы сосуществования двух институтов были закреплены в Декларации митрополита Сергия. О ;с-тема государственно-церковных отношений с атого момента получила р целом завершенный вид и не претерпевала изменений во все последующие десятилетия.
Для РПЦ Декларация 1927 года явилась вынужденным, вырванным компрош: сом. Она не была результатом властолюбивых устремлений Се^.ия, став, по меткому г мечанив А.Картпшева, одновременно и
победой и поражением Православия1» Одним из еа следствий явилась очередная волна колебаний и расколов внутри Церкви, захлестнув-тая и епархии Западной Сибири. Церковные нестроения продолжались здесь вплоть до начала 30-х годов. В конечном итоге, борьба м<. к-ду различными тихоновскими группировками в регионе завершилась утверждением позиций сторонников митрополита Сергия. Духовенство Западной Сибирп окончательно было интегрировано в новый общественно-государственный организм и разделило общую для Русской Православной Церкви судьбу насильственного пленения тоталитарным государством, ■
Апробация работы. Ряд положений и выводов диссертации апробирован на научной студенческой конференции /Томск.199О/ на .л-федре соврешнной отечэствешюй истории Томского государственного университета. Содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:
1. Коголь Т.Н. Декларация митрополита Сергия* Причини й условия принятия.-Томск: Гос ун-т.1993.-25 с.Рук, дея. в ИНВЭН РАН )Ъ 48722 от 13.12.93.
2. Коголь Т.Н'. Декларация 1927 г.: компромисс или подчике- ■ Н'с // Тезисы докладов второй республиканской конференции "История Советской России: новне идеи, суждения".-Тюмень,1993.-4.2.
3. Коголь Т.Н. Проблем:: религиозного солчанйя крестьянства в 20-е годы // Тезисы 45-й и 46-й студенческих научных конференций Томского университета. Рукланнтзрнш науки.-Токск: ГЬо. ун-т, 1993.
пля побей Православия // пТеч<?ст-
л лот. рия.—1 УУ<;.—А 6,
Згг э Я//. РИО ТГУ
/00 гзо. , Тсмсз, 29, Нютгпша.4.