автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинском крае в XVIII - первой четверти XIX в.
Текст диссертации на тему "Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинском крае в XVIII - первой четверти XIX в."
Г/ .; - ' •■ ' ■
Министерство общего и специального образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Асочакова Валентина Нестеровна
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОГО КРАЯ В XVIII - ПЕРВОЙ
ЧЕТВЕРТИ XIX В. (структура, личный состав, политико-идеологические функции)
Специальность 07. 00. 02 - Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель -кандидат исторических наук, профессор Быконя Г.Ф.
Красноярск - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................„....„„...„„3
ГЛАВА 1. Освоение Хакасско-Минусинского края и становление Русской православной церкви в XVIII - первой четверти XIX в.
§ 1. Население и социальные отношения в Хакасско-Минусинском крае.........36
§ 2. Образование церковных приходов в Хакасско-Минусинском крае..........50
§ 3. Церковно-административное управление и формирование
личного состава духовенства в Хакасско-Минусинском крае................76
ГЛАВА 2. Роль и значение Русской православной церкви в истории
Хакасско-Минусинского края в XVIII - первой четверти XIX.....................120
§ 1. Церковь и русское православное население Хакасско-Минусинского края
.....................................................................................................122
§ 2. Христианизация ясачного населения Хакасско-Минусинского края ..... 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................199
Примечания....................................................................................204
Список использованных источников и литературы....................................232
Приложение....................................................................................248
Таблицы.........................................................................................264
ВВЕДЕНИЕ
Празднование тысячелетия крещения Руси пробудило интерес общества к истории церкви, стимулировало научные поиски новых фактов и переосмысление известных. В последнее десятилетие повысился авторитет Русской православной церкви в обществе, и активизировалась ее политическая роль. В то же время нарастает религиозность, и религиозное мировоззрение порой рассматривается как единственная альтернатива растущей бездуховности в условиях социально-экономического и политического кризиса. Возрождение Российского государства ставится в непосредственную зависимость от укрепления традиционной русской религии - православия. В общественном движении выделяются «правые православные», которые стремятся закрепить доминирующее положение Русской православной церкви, сделав ее в конечном итоге религиозным монополистом. Это приводит в многонациональной и поликонфессиональной стране, какой является Россия, к активизации тоталитарных и харизматических сект, обращению к нетрадиционным религиозным верованиям.
В современной историографии отношение к церкви меняется в позитивную сторону в связи с освобождением от жесткого идеологического диктата со стороны государства. Исследователи пытаются восстановить отдельные периоды истории церкви, ее деятельность в отдельных регионах страны, дать оценку роли, которую она сыграла в формировании государственности и менталь-ности русского народа. Православная церковь участвовала также в процессе формирования межнациональных отношений, так как одним из направлений церковной деятельности в дореволюцион-
ный период была христианизация коренных народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Ее контакты с коренными народами присоединенных территорий представляют значительный интерес. Миссионерская деятельность получила различные оценки в исторической литературе, противоречивость которых вызвана многогранностью этого явления, сложностью этнических процессов. Кроме того, миссионерская деятельность связана с рядом важнейших вопросов: государственная политика в Сибири, общественный строй сибирских народов, влияние русской культуры на быт и мировоззрение коренных народов, взаимоотношения православия и дохристианских религий, православия и мировых религий. В Сибири, ее национальных окраинах данные вопросы крайне важны для изучаемого периода, который относится к эпохе традиционных обществ, когда роль и значение русской православной церкви трудно переоценить. Таким образом, данная тема, которая является «белым пятном» в истории Хакасско-Минусинского края, хотя имеет как научное, так и практическое значение.
Историография темы
Основные подходы к проблеме влияния Русской православной церкви на народы Сибири и России наметились в дореволюционной историографии. Традиционная христианская концепция о вселенском православном царстве нашла отражение в сибирских летописях XVII в., взаимоотношения русского и коренного народов показаны с позиции торжества христианского вероучения и цивилизаторской роли российской православной государственности1.
В XVIII в. в русской исторической мысли обозначилось отдельное направление - сибиреведение, начало которому было положено историко-картографическим исследованием С.У. Ремезо-ва2. Он связывал процветание Сибири с распространением христи-
анства. Появляются первые описания жизни, быта, религиозных верований народов Сибири.
В работах историков XVIII в. - П.С. Палласа, И.Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера, И.Э. Фишера, В.Н. Татищева, которые для изучаемого нами периода являются не только историографическими, но и собственно историческими источниками, религиозные вопросы рассмотрены в контексте общей историко-этнографической тематики . В научный оборот были введены различные сведения о русском и ясачном населении, об истории церкви в Сибири, деятельности митрополитов, миссионерстве. Г.Ф. Миллер и П.С. Паллас были на территории Хакасско-Минусинского края и оставили материалы о начальном периоде освоения русскими региона. В частности Г.Ф. Миллер писал о крещении первых сибирских князей, отмечая, что крещение видного лица производилось только в Москве. И.Э. Фишер, поддерживая идею правительственной колонизации, один из первых констатировал возникающие противоречия между светской и духовными властями. Как и Г.Ф. Миллер, он отмечал низкий нравственный уровень первых поселенцев, в том числе некоторых представителей сибирского духовенства. П.С. Паллас оставил сведения о различных группах хакасских родов, отметив в том числе, новокрещеных.
В работах некоторых авторов присутствовало демократическое начало (это присуще С.П. Крашенинникову и И.Г. Гмелину4), для которого были характерны гуманизм, отсутствие расовых предубеждений, интерес к культуре коренных народов Сибири, к проблеме культурного взаимовлияния русских и нерусских народов. С.П. Крашенинников отметил, что это сближение шло по хозяйственной линии5. По своим взглядам близко стоял к нему И.Г. Гмелин, участник второй Камчатской экспедиции. По мнению Л.П. Белковец он был представителем демократического на-
правления в историографии XVIII в.6 В своем дневнике, изданном в 1752 г. Гмелин подходил к явлениям сибирской действительности с позиций просветительства.
В целом история народов Сибири в дворянском направлении русской исторической мысли была представлена главным образом проблемами, связанными с включением Сибири в состав Российского государства. Отсюда заметная ограниченность тематики исследований, однако, по частным вопросам представители дворянского направления дали достаточно интересный фактический материал. В концептуальном плане провиденциализм сменился рационализмом, что проявилось в известной критической оценке состояния нравственности первых сибирских поселенцев, констатации недостаточного развития церковной организации и миссионерской деятельности.
Отечественная историография XIX столетия не дала специальных работ по истории Русской православной церкви в Хакас-ско-Минусинском крае изучаемого периода. Разрозненные сведения по истории края и функционирования православной церкви даны в общих работах по истории Сибири (П.А. Словцов, В.К. Андриевич, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков, П.Н. Буцинский, П.М. Головачев и другие) . Наибольшее внимание в общих сиби-реведческих работах уделялось деятельности церкви среди ясачного населения, при этом оценка результатов была противоположная у представителей разных направлений в историографии в зависимости от- идейно-политических взглядов авторов.
В работах официального направления (А.П. Степанов,
о
В.К. Андриевич, П.Н. Буцинский ) роль церкви освещалась как исторически предопределенная и просветительская. В частности, П.Н. Буцинский считал, что исторической миссией русских в Сибири является христианизация язычников. Он отрицал насильст-
венный и формальный характер крещения коренных народов Сибири9.
Заслугой П.А. Словцова, типичного представителя ранне-буржуазного направления10, является деление истории Сибири на периоды, каждому из которых соответствует определенная политика государства. Время с 1709 по 1823 гг. относится к двум последним периодам и характеризуется завершением процесса «завоевания» страны, усовершенствованием управления краем. Миссия русских в Сибири на первых этапах заключалась в распространении христианства, «просвещении в православной вере» в двух направлениях: среди коренных народов и русского населения. Историка не устраивало одно из проявлений этого «просвещения» — отвратительные формы рабства аборигенов, которые возникли в Сибири под флагом обращения в христианство язычников, что приводило к «обесславлению христианства»11.
Авторы буржуазно-демократического направления — Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков, П.М. Головачев — давали негативную оценку деятельности церкви. Н.М. Ядринцев писал, что действия православных миссионеров были не только «нелепые, но и грубые и бестактные и, даже, вредные», неумелая православная проповедь оттолкнула инородцев от русских. По его мнению, просветительская миссия русских в Сибири заключается в создании школ,
библиотек, распространении грамотности. Н.М. Ядринцев один из
12
первых связал христианизацию с политикои колонизации , а С.С. Шашков вполне определенно характеризовал миссионерство как часть колониальной политики, задачей которой было усмирение инородцев. Он ставил православных миссионеров в один ряд с чиновниками, сборщиками податей и считал, что российское государство уничтожало «инородческое богатство и их здоровую и
13
патриархальную нравственность» .
В работах второй половины XIX - начала XX столетия, посвященных разным сюжетам истории Хакасско-Минусинского края, тоже есть сведения по отдельным вопросам рассматриваемой нами тематики. Несмотря на публицистический характер, они содержат серьезную информацию о демографо-социальных условиях, в которых действовала Русская православная церковь в крае. Будучи окружным Минусинским начальником, князь H.H. Костров, дал характеристику обычного права коренного населения Хакасско-Минусинского края. При этом он отмечал поверхностное усвоение хакасами догматов православия и неустойчивость заимствований элементов русского хозяйственного уклада14.
В 1863 г. в крае проводил исследования известный тюрколог, археолог, этнограф, академик В.В. Радлов. Им были описаны культура, быт и верования «абаканских татар», относительно сохранения которых, автором высказаны довольно пессимистические предположения15. В работе, по справедливому замечанию С.И. Ванштейна, конечно, проскальзывают «нотки добропорядочного христианина, предпочитающего эту веру мусульманской, но это скорее дань времени и настроениям европейского читателя»16.
Весной 1897 г. группа под руководством A.A. Кузнецовой, П.Е. Кулакова (последний был членом - секретарем статистического комитета) организовала исследование образа жизни, религиозных верований и языка хакасов. Несомненным достоинством работы является активное использование различных архивных документов, в том числе Кызыльской инородческой управы за 20-е гг. XIX в. Авторы рассматривали причины «обрусения инородцев» и проявление этого процесса в разных сферах жизни. Причиной интенсивного «обрусения» они считали христианизацию коренного населения, а его проявление видели в русском влиянии на одежду, жилище, хозяйственный уклад хакасов17.
Заметный вклад в изучение интересующих нас вопросов внесли работы авторов областнического направления (Г.Н. Потанин, H.H. Козьмин, И.И. Серебренников, поздние работы П.М. Головачева)18 широтой постановки вопросов просвещения, географии, фольклора, этнографии Сибири. В частности, П.М. Головачев среди первоочередных проблем исследования выделял вопросы переселенческий и «инородческий». Создавая образ сибиряка, он обращался к «метким научным наблюдениям, подтвержденным историческим развитием» и писал об очень стойких особенностях в характере, умственном складе и даже внешнем виде «у давних русских насельников Сибири», выделяя такие черты характера как
19
«предприимчивость», «известный закал», «самостоятельность» . Областники относились резко отрицательно к русификаторской политике государства и церкви, считая, «вымирание инородцев» прямым ее следствием. Они рассматривали народы Сибири как равные среди других народов мира и считали их культуру самобытной и вполне самодостаточной20.
Положительную роль в координации изучения прошлого и настоящего Сибири сыграли Сибирские отделы Императорского географического общества и краеведческие музеи, в частности музей в Минусинске. В их деятельности принимала участие демократически настроенная интеллигенция, в том числе политические ссыльные. На заседаниях Восточносибирского отдела Императорского географического общества не раз выступал участник народнического движения, сосланный в Сибирь публицист, статистик, историк C.JI. Чудновский. Он обобщил свои материалы в отдельной книге, приуроченной к 300-летнему юбилею Сибири. Автор, изредка обращаясь к церковным сюжетам, дал общую характеристику положения населения Енисейской губернии, рассматривая при этом процесс вымирания и ассимиляции коренного насе-
ления Хакасско-Минусинского края как следствие жестокой политики российского правительства21.
Этнографические работы Н.Ф. Катанова и A.A. Ярилова не затрагивали хронологически исследуемый период, но они интересны ретроспекцией результатов официального русификаторского влияния на жизнь хакасов22. Аналогичный интерес представляют работы этнографа A.A. Макаренко, посвященные народному быту русского населения . Социально-психологическая характеристика сибиряка-старожила и особенности его отношения к коренному населению отмечены в работах Д.А. Клеменца и A.A. Макаренко.
Заметное место в разработке вопросов, связанных с формированием и деятельностью Русской православной церкви на окраинах России, занимает ведомственная церковная или клерикальная историография. Перу клерикальных деятелей принадлежат как обобщающие, так и региональные исследования по различной церковной тематике. Как справочное пособие может быть использована многотомная «История российской иерархии», написанная Е. Болховитиновым и иеромонахом А. Орнатским24. В 5-томной «Истории Русской церкви» архиепископа Филарета, вышедшей в 40-х гг. XIX в., можно найти краткие общие сведения о формировании церковной организации и христианизации народов Сибири и Камчатки25.
В исследованиях П.В. Знаменского, И.М. Покровского признавался низкий уровень образования сибирского духовенства, неэффективность миссионерской политики. В определении причин подобного состояния церкви в Сибири они были близки к светским историкам. В частности, И.М. Покровский считал, что первоначально для государства культурно-просветительные задачи отступали на второй план перед церковным устройством. Госу-
дарство само ослабляло миссии, запрещая русским "беспокоить иноверцев", распространение христианства ограничивалось строительством церквей и монастырей. Сибирские православные миссии одновременно служили церкви и государству27. Выводы И.М. Покровского перекликались с рядом положений работы Е.Н Воронца, который осуждал Анну Иоанновну, Екатерину II, Павла I и Александра I за слабую поддержку миссионерского движе-
ЛЛ
ния . В целом, в работах второй половины XIX в. отмечался застой в миссионерской деятельности, связанный с изменением религиозной политики при Екатерине И.
Общая политика светских и духовных властей по отношению к старообрядчеству в ХУП-ХУШ вв. на материалах Западной Сибири, неоднозначность подхода этих двух ведомств к проблеме раскола в 60-х гг. XVIII в. показана И. Сырцовым .
Особо следует отметить вклад в освещение истории православия и миссионерства представителей сибирского духовенства. Большое значение для изучении истории церкви в Сибири имели периодические печатные церковные издания второй половины XIX в. («Енисейские епархиальные ведомости», «Иркутские епархиа�