автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Беллавина)

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Хайруллина, Полина Ароновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Беллавина)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Хайруллина, Полина Ароновна

Введение.

Глава I Православие на Северо-Американском континенте в XVIII - XIX веках: метаморфозы и перспективы

§1 От государственного статуса к свободе вероисповедания: русское

Православие в Северной Америке (1794-1870 гг.).

§2 Русская Православная Церковь (РПЦ) в США в последней трети XIX века и проблема ее модернизации.

§3 Святитель Тихон (Беллавин): становление личности и начало церковной карьеры (1865-1898 гг.).

Глава II Стратегия обновления: эволюция политики РПЦ в Северной Америке (1898-1907 гг.)

§1 Реорганизация епархиальной структуры.

§2 РПЦ и задачи адаптации к новым потребностям конфессиональной жизни.

§3 Просветительско-благотворительная деятельность православной миссии и ее отношения с основными религиозными деноминации.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Хайруллина, Полина Ароновна

Соединенные Штаты Америки и Россия — две великие державы, оставившие наиболее глубокий след в истории XX столетия. Именно этим во многом объясняется их обоюдный интерес к истории и политической жизни друг друга, а вопросы диалога американской и русской культур привлекают внимание все большего числа ученых различных гуманитарных наук, журналистов, писателей.

Заметный след в американской культуре оставила деятельность Русской православной церкви (РПЦ). Долгие десятилетия история православия оставалась за рамками отечественных научных исследований. Сегодня наша страна переживает сложный, но в то же время один из самых динамичных периодов своей истории, характеризующийся метаморфозами идеологических ориентиров, общественных идеалов, ценностей и традиций. Данный процесс актуализировал интерес к мировому религиозному наследию. В настоящее время в российской исторической науке происходит отход от преобладавших прежде стереотипов, становление новых представлений о религии и церкви, их роли и месте в общественной жизни, национальном самосознании, духовной культуре народов. За религиозными учениями признается роль носителей и хранителей общечеловеческих, нравственных ценностей. Иными словами, идет складывание новой научной проблематики, связанной с духовной жизнью общества и функционированием церковных институтов.

Образование США и проникновение православия на СевероАмериканский континент происходили практически в одно и тоже время. Первое из этих событий плод деятельности отцов-основателей, второе - итог работы русских миссионеров. Как известно, фундаментом поднимавшейся в конце XVIII - начале XIX вв. американской нации стала англосаксонская культура и протестантизм. Американцы и сейчас остаются преимущественно протестантами. При толерантном отношении к любым вероисповеданиям и конституционно закрепленном равенстве всех религиозных течений 57 % граждан США причисляют себя к тем или иным протестантским церквям [283. С.134].

С начала своей деятельности в Новом Свете Русская православная церковь развернула активную работу по распространению христианства и просвещению туземных народов. Однако, как ни парадоксально, православие в качестве религиозного воззрения значительной части американцев заявило о себе лишь после 1867 г., когда правительство Российской империи уступило Аляску и Алеутские острова США.

В 1870 г. на территории бывшей Русской Америки была организована епархия Аляскинская и Алеутская*. Данные перемены знаменовали переход к новому этапу в истории православия на Северо-Американском материке. Объективно обозначилась альтернатива эволюции Алеутской епархии РПЦ в Американскую православную церковь.

Особое место в деле адаптации православной миссии к своеобразным условиям США принадлежит выдающемуся церковному деятелю святителю Тихону (Беллавину) - будущему патриарху Московскому, возглавлявшему Алеутскую кафедру с 1898 г. по 1907 г.

Объектом данного исследования является роль и место православия в социально-культурной и духовно-религиозной жизни США последней трети XIX - начала XX вв.

Предмет изучения диссертации составляет политика руководства Алеутской епархии в связи с проблемой модернизации деятельности РПЦ в США.

Исходя из этого, цель работы заключается в том, чтобы выявить характерные особенности и направленность эволюции русского православия в Северной Америке, которая происходила там под воздействием глубоких общественных перемен последней трети XIX - начала XX вв. В 1900 г. указом Св. Синода епархия была переименована в Алеутскую и Североамериканскую.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные этапы развития православной миссии на Северо-Американском материке в XVIII - начале XX вв.;

- определить место православной церкви в религиозной среде США;

- выявить факторы и пути адаптации РПЦ к быстроменяющимся условиям общественной и религиозной жизни Северной Америки;

- проанализировать общественно-просветительскую и благотворительную деятельность православной церкви в США; охарактеризовать ее отношения с основными христианскими конфессиями;

- выявить значение личностного фактора и, прежде всего, роль самого святителя Тихона, как ключевой фигуры в процессе модернизации православной миссии.

Актуальность избранной темы обусловлена рядом причин. В первую очередь, это исключительная значимость проблемы модернизации православия в США разработка которой позволяет дать достоверные ответы на два кардинальных вопроса: 1) почему и каким образом РПЦ удалось приспособиться к особым условиям Северной Америки и интегрироваться в ее конфессиональную среду; 2) каковы причины, стимулировавшие трансформацию Алеутской епархии Русской церкви в Американскую православную церковь. Изучение данного аспекта американской истории представляется весьма важным, тем более что в настоящее время православие играет далеко не последнюю роль в религиозно-культурной жизни США. По авторитетному заявлению Э.Л. Нитобурга, «православие в США в XX в. постепенно распространилось по всей стране, и к трем признанным ранее главенствующим в США вероисповеданиям — протестантскому, католическому, иудейскому - добавилось ныне православие» [213. С.54]. Православная культура, традиции, в том числе церковно-бытовые, продолжают оказывать определенное воздействие на духовную жизнь страны.

Изучение многообразной конфессиональной структуры США, и в частности православия как одной из ее составляющих, есть еще один самодостаточный фактор. Формирование представлений о религиозно-духовной жизни различных вероисповеданий, которые во многом определяют внутренний мир человека, немаловажно для создания более полной картины социально-психологического облика американской нации и ее культуры в целом.

Весьма значимо также то, что рассматриваемая тема находится в одном русле с процессами, происходящими в современной отечественной исторической науке. Речь идет, прежде всего, об изучении общественных систем с позиций цивилизационного подхода, который предполагает признание наряду с экономическими и социально-политическими обстоятельствами равнозначной роли духовных факторов. Комплексность и многофакторность цивилизационного метода позволяют по-новому взглянуть на «старые» явления, открыть и оценить такие их грани, которые до тех пор ускользали от внимания исследователей. Изучение истории православия в США в последней трети XIX - начале XX вв. позволяет обогатить наши представления о социокультурной, духовной стороне жизни Северной Америки в один из ключевых моментов формирования там своеобразной цивилизационной системы.

Не менее актуальна данная тема для изучения взаимоотношений американской и русской культур, особенно в свете окончания «холодной войны» и вступления российско-американских отношений в новую стадию развития, когда интеллектуальные, культурные, духовные контакты начинают играть не менее важную роль, чем экономические и политические.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывает период последней трети XIX - начала XX вв. Отправной точкой работы являются события конца 1860 - начала 1870-х годов, когда после перехода

Аляски под юрисдикцию США и образования Алеутской епархии русское православие в Северной Америке столкнулось с нарастающей проблемой адаптации к новым условиям своей деятельности. Верхней временной рамкой диссертации стал 1907 г., который завершил восьмилетний этап реформ святителя Тихона. Первые десятилетия функционирования Алеутской епархии представляют особый период ее истории. Оказавшись в последней трети XIX века перед лицом серьезных испытаний, Североамериканская миссия РПЦ в начале XX столетия вступила в полосу модернизации и сумела найти подходы к решению наиболее актуальных задач. Достигнутые в 1898-1907 гг. результаты придали импульс и на длительную перспективу предопределили направление дальнейшего развития православия в Северной Америке. Особенности выдвигаемых автором задач обусловили также обращение и к более раннему периоду истории православия в Новом Свете, наследие которого оказывало долговременное влияние на состояние дел в Алеутской епархии и политику ее руководства.

Структура диссертации определяется поставленной целью, задачами и внутренней логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на три параграфа, заключения, списка использованных источников, библиографии и приложения. В диссертации используются как проблемно-хронологический, так и проблемный принцип изложения материала, что позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть различные аспекты темы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Беллавина)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История православия в Америке определенно подразделяется на два периода: первый - длился немногим более ста лет от начала проникновения русских первопроходцев на Алеутские острова и Аляску в середине XVIII в. до продажи их правительством Александра II США в 1867 г.; фактически век занял и второй период, включающий в себя события XIX - XX столетий от образования Аляскинской епархии РГПД до обретения Американской православной церковью автокефалии в 1970 г. В рамках последнего периода особое место занимает этап, охватывающий последнюю треть XIX — начало XX вв., в ходе которого РПЦ, лишившись в Америке государственного статуса, была поставлена перед выбором: либо обрести свою нишу в системе религиозно-духовных отношений США, либо оказаться на обочине конфессиональной жизни. 1870 - 1890-е годы - это время, когда объективная необходимость модернизации деятельности РПЦ в Новом Свете становилась все более настоятельной.

Бурное развитие американской индустрии, модернизация средств связи и путей сообщения, освоение новых территорий, невиданный рост населения, являвшийся следствием интенсивной эмиграции, буквально на глазах изменяли условия, в которых приходилось действовать православной церкви. Все это, а также процессы, происходящие с последней трети XIX в. внутри самой миссии: расширение этнического состава паствы, постепенное распространение православия по территории всей Северной Америки, увеличение количества униатских общин и движение среди них к воссоединению с православием делали очевидной необходимость пересмотра миссионерских задач, методов работы, форм и организации благотворительной и общественной деятельности. Кроме того, зависимость епархии (в том числе материальная) от Св. Синода России становилась все более неестественной, не отвечающей запросам, и особенностям развития православия в Северной Америке. Появление в 1870 г. первой православной юрисдикции в США объективно обозначило альтернативу эволюции Алеутской епархии РПЦ в самостоятельную Американскую православную церковь. В то время данные тенденции осознавались весьма немногими и приветствовались единицами.

Православная церковь могла занять достойное место среди других конфессий США, привлечь в свое лоно униатов, аборигенов-язычников, поднять престиж собственной веры в глазах американцев только в случае проведения многоплановой модернизации епархии, серьезной реорганизации ее структуры и деятельности. Однако в данной ситуации явно ощущался дефицит субъективного фактора: ни руководство Алеутской епархии, ни Синод не имели четко сформированных представлений относительно характера назревших задач и способов их разрешения.

В этот весьма непростой, по существу судьбоносный не только для православной миссии РПЦ, но и всего американского православия момент, главой Аляскинской епархии назначается епископ Тихон — представитель нового, молодого поколения церковной элиты, которое формировалось, как под воздействием условий пореформенной России, так и под влиянием происходивших во всем мире кардинальных перемен. Неслучайно, что разносторонне образованный, широко мыслящий, обладавший опытом работы в многоконфессиональной среде архиерей оказался исключительно адекватен условиям и требованиям, в которых ему предстояло действовать. Суть стратегии святителя Тихона сводилась к решению двух важнейших взаимоувязанных задач: обеспечение предельно возможной автономии вверенной ему епархии и интеграция православия в социокультурную среду США. При этом он проявлял исключительное упорство, предприимчивость и инициативу, зачастую действуя на свой страх и риск, не дожидаясь официального согласия Синода.

Деятельность святителя Тихона на посту Алеутского архиерея можно расценивать как успешную попытку найти способы адаптации миссии к новым тенденциям в развитии общественной и церковной жизни. Владыке удалось кардинально реорганизовать епархиальную структуру. Переименование епархии (из Аляскинской и Алеутской в Алеутскую и Североамериканскую) и перенесение архиерейской кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк зафиксировало факт распространения православной веры по всему материку. 1898 - 1907 гг. ознаменовались появлением первой духовной семинарии и училища для подготовки местных кадров духовенства, мужского монастыря, ставшего основоположником православного монашеского жития на Северо-Американском континенте, двух первых викариатств (Аляскинского и Бруклинского) и двух миссий (сербской и канадской). Архиепископ организовал и обустроил десятки новых приходов, в том числе воссоединенных униатов, школ, братств, обществ трезвости и взаимопомощи, эмеритальные кассы для клира; построил и освятил большое количество храмов и часовен на Аляске, континентальных штатах, а также в Канаде.

Владыка проявлял заботу о духовных нуждах всех своих прихожан, независимо от их национальной принадлежности и места проживания. Он регулярно предпринимал поездки по обозрению огромной епархии, преодолевая расстояния от Атлантического до Тихого океана, от Флориды до Аляски. Святитель пытался подготовить православную церковь к самостоятельности и в материальном отношении. Он искал пути решения финансовых затруднений в мобилизации внутреннего потенциала миссии, привлекая общины к посильному участию в организации собственной приходской жизни, поощряя самообеспечивающиеся приходы.

Архиерей прилагал немало усилий, чтобы помочь епархии достойно отвечать на вызов богатых протестантских и католических миссий и в то же время стремился наладить отношения сотрудничества с представителями власти и членами других христианских деноминаций, в первую очередь с епископалами; уделял особое внимание проблеме воссоединения униатов.

Своеобразным итогом административно-организаторской деятельности владыки в США, стало проведение первого собора североамериканской православной церкви в г. Майфилде в феврале 1907г. Его важнейшие решения на долгие годы определили основные принципы управления церковью в США. Майфилдский собор положил традицию регулярного созыва таких форумов, продолжающуюся до сегодняшнего дня*. В результате архиерейство владыки стало первым значительным шагом в деле трансформации Северо-Американской епархии в самостоятельную, Поместную Американскую Церковь. Проводя обширную работу по изучению специфики развития православия в Новом Свете, владыка пришел к выводу о необходимости преобразования Алеутской епархии в экзархат Русской Церкви с максимально широкой самостоятельностью, вплоть до предоставления автокефалии.

Сообщив импульс процессу модернизации православной миссии РПЦ в США, глава епархии, безусловно, не мог за восемь лет своего архиерейства решить все накопившиеся проблемы. Тем не менее, именно политика святителя Тихона во многом определила и предвосхитила дальнейшее направление развития миссии на пути ее трансформации в независимую Поместную Американскую Церковь. Церковные иерархи, руководившие епархией после владыки Тихона, безусловно, прилагали немало усилий, чтобы поддержать и продолжить его начинания. Однако нужно иметь в виду, что святителю принадлежит первенство в проведении основополагающих, качественных преобразований. Первая мировая война, затем революция и гражданская война в России привели к нарушению и, наконец, утрате постоянной связи между епархией и Русской церковью. Без моральной и материальной поддержки Синода, Северо-Американская епархия оказалась в очень тяжелом положении и вынуждена была начать самостоятельную жизнь. В данных сложных, весьма неопределенных условиях отрыва от РПЦ православной церкви в Америке помог выжить, решить многие критические проблемы и занять свою нишу в современной конфессиональной системе

Так, в июле 2002 г. в США прошел XIII Всеамериканский собор, теперь уже независимой Американской православной церкви.

США заложенный еще святителем Тихоном фундамент самостоятельного существования, который стал основой православной церковной жизни.

В начале XX столетия идея владыки об автономии американской миссии воспринималась как чересчур радикальная и чуть ли не крамольная, в силу чего не была понята и одобрена Св. Синодом. И только по прошествии свыше 60 лет американская церковь обрела независимость, получив в октябре 1970 г. автокефалию от РПЦ. Таким образом, бывшая СевероАмериканская епархия приобрела статус Поместной Церкви. Она числится пятнадцатой по диптиху православных церквей и является самой молодой из них.

В настоящее время Американская православная церковь играет заметную роль в США. Она включает 16 епархий, свыше 500 приходов, насчитывает миллион прихожан, около 600 священнослужителей. Церковь располагает тремя семинариями и Свято-Владимирской духовной академией, официально получившей статус высшего учебного заведения США. Действуют мужские и женские монастыри. Успешно развивается издательская деятельность. Автокефальная православная церковь в Америке создала различные благотворительные, просветительские и социальные организации. Основным языком, используемым за богослужением, является английский, хотя существует ряд приходов, в которых в той или иной мере сохраняются церковнославянский и русский языки.

Половина паствы и клириков не являются православными по своему происхождению. Церковь привлекает коренных американцев, представителей других вероисповеданий, людей, не определившихся в религиозном мировоззрении. Значительная часть прихожан - выходцы из униатской среды. Новые приходы нередко формируются практически исключительно из потомственных американских граждан. Приток славян, в том числе русских уже не носит массового характера. Именно поэтому, современные американские православные священнослужители в качестве своей основной задачи рассматривают миссионерскую работу среди американцев самого разного этнического происхождения. Здесь нужно заметить, что святитель Тихон за время пребывания на Алеутской кафедре сумел широко поставить дело перевода основной богослужебной литературы на английский язык и благословил его продолжение. Это явилось мощным толчком для развития православия в Северной Америке.

В заключение хотелось бы отметить, что ретроспектива устроения Поместных Церквей четко демонстрирует роль личностного фактора, влияние примера и подвига отдельных миссионеров. Так и в утверждении православия в Северной Америке, становлении Американской православной церкви, выдающуюся роль сыграли несколько церковных деятелей: иноки первой миссии РПЦ, пр. Герман Аляскинский, св. Иннокентий (Вениаминов). Не последнее место в этой плеяде имен занимает святитель Тихон (Беллавин). Его миссионерская деятельность получила заслуженную оценку американцев, которые избрали владыку Тихона почетным гражданином США.

 

Список научной литературыХайруллина, Полина Ароновна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Российский Государственный Исторический Архив

2. Фонд 468 Кабинет Его Величества

3. Фонд 468, опись 13, дело 1928.

4. Фонд 468, опись 42, дело 2149.

5. Фонд 565 Департамент финансов

6. Фонд 565, опись 7, дела 28089, 29087.

7. Фонд 796 Канцелярия Синода

8. Фонд 796, опись 25, дело 226, 333.

9. Фонд 796, опись 74, дело 210.

10. Фонд 796, опись 148, дело 1486.

11. Фонд 796, опись 173, дела 318, 2695.

12. Фонд 796, опись 177, дела 3301, 3316, 3317,3329, 3330,3331, 3332,3343.

13. Фонд 796, опись178, дела 3625, 3670, 3671, 3672,4034, 4202.

14. Фонд 796, опись 179, дела, 3470, 3986, 3999, 4008, 4031, 4034, 4065, 4086, 4089, 4109, 4120, 4134, 4148, 4170, 4187, 4189.11 .Фонд 796, опись 180, дела 3539, 3542.

15. Фонд 796, опись 181, дела 3063, 3078, 3105, 3157, 3486.

16. Фонд 796, опись 182, дела 4164, 4165.

17. Фонд 796, опись 183, дела 4472, 4573, 4581, 4612, 4615, 4643.

18. Фонд 796, опись 184 , дела 5216, 5244, 5332, 5343, 5355, 5356, 5433, 5434.

19. Фонд 796, опись 185, дела 5737, 5851, 5862, 5891, 5941.

20. Фонд 796, опись 186, дела 5096, 5924, 5934, 5986.

21. Фонд 796, опись 187, дела 7217, 7303, 7376.

22. Фонд 796, опись 188, дело 7599.

23. Фонд 796, опись 190, дело 217. 21 .Фонд 796, опись 204, дело 21.

24. Фонд 796, опись 205, дела 241, 396, 468, 478, 479, 488.

25. Фонд 796, опись 442, дела 917, 1652,1707,1759, 1816,1820, 2191, 2192, 2254, 2315, 2371, 2434, 2562.

26. Фонд 797 Канцелярия обер-прокурора Синода

27. Фонд 797, опись 70, дела 7, 140.

28. Фонд 797, опись 96, дело 56.

29. Фонд 799 Хозяйственное Управление при Синоде

30. Фонд 799, опись 25, дела 62, 116, 736.

31. Фонд 799, опись 29, дело 278.

32. Фонд 802 Учебный комитет при Синоде

33. Фонд 802, опись 9, дела 18, 36, 318.

34. Фонд 1284 Департамент общих дел МВД

35. Фонд 1284, опись 186, дело 124.

36. Архив Санкт — Петербургской Епархии

37. Фонд 2, опись 1, дело 15. 31 .Фонд 2, опись 15, дело 1.

38. Alaskan Russian Church Archives

39. Series H (Other Papers), reel 359, 360.

40. Официальные материалы и сборники документов

41. Вручение томоса об автокефалии //ЖМП. 1970. №6. С.69-79.

42. Иммиграция в Соединенные Штаты // Статистический ежегодник России 1913г. Спб., 1914. С.41-46.

43. К истории Российско-Американской компании: Сб. док. / Под ред. П.Н. Павлова. Красноярск, 1957.

44. Конституционные акты Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран: Сб. док. М., 2000. С. 181-203.

45. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. Спб., 1901.

46. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в.: Сб. док. / Под ред. Р.В. Макаровой. М., 1989.

47. Свод законов Российской Империи повелением Государя Императора Николая I составленный. Спб., 1857. Т.1. 4.1.

48. Canonization of Saint Herman of Alaska. Kodiak, 9 August, 1970. Alaska, 1970.

49. Historical Statistics of the United States 1789-1945. Washington, 1949.

50. Statistical Abstract of the United States. Washington, 1907. 44.The Russian American Colonies. A Documentary Record 1798-1867. Oregon, 1989.

51. Речи, поучения, проповеди, послания, статьи святителя Тихона (Беллавина)

52. Заветы и наставления Американской Православной Церкви его Святейшества патриарха Московского и всея России Тихона. Слова, речи, поучения. Нью-Йорк, 1924. Вып.2.

53. Патриарх Тихон Россия в проказе: Сб. речей, посланий, статей. М., 1998.

54. Послания и воззвания патриарха Тихона // Жития и творения русских святых. М., 1993. С.450-461.

55. Послания святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси. Орхей, 1990.

56. Святитель Тихон (Беллавин) Вегетарианство и его отличие от христианского поста. М., 1996.

57. Слово православия в Америке: Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. М., 2001.

58. Воспоминания, эпистолярные источники и труды современников описываемых событий

59. Вениаминов И. Состояние православной церкви в Российской Америке. СПб., 1840.

60. Митр. Сан-Францисский Феофил Воспоминания о святейшем Патриархе Тихоне // Журнал Московской Патриархии. 1990. №4. С.70-71.

61. Митрополит Евлогий (Георгиевский) Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994.

62. Митрополит Нестор (Анисимов) Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Сергиев Посад, 1995.

63. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 1865-1878 / Собраны И. Барсуковым: В 3 кн. Спб., 1897-1901.

64. Рождественский А. Святейший Тихон патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София, 1922.

65. Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев / Сост. Р.Г. Ляпунова. М., 1994.

66. Святейший патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. М., 2000.

67. Творения Иннокентия, митрополита Московского / Собраны И. Барсуковым: В 3 кн. М., 1886-1888.

68. Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776-1780. М., 1971.

69. Трубецкой Г. Памяти св. патриарха Тихона // Путь. Орган русской религиозной мысли. М., 1992. Кн. 1-6. С.86-89.1. Путевые заметки

70. Бородин Н. Американцы и американская культура. Петроград, 1915.

71. Вильчур М. В американском горниле. Путевые заметки. Нью-Йорк, 1914.

72. Лопухин А. Путевые заметки русского псаломщика. Спб., 1881.

73. Сидоров В. Америка. Путевые заметки и впечатления. Спб., 1895.

74. Хольцов Л.С. Современная Америка. Нью-Йорк, 1907.

75. Публицистические материалы71 .Архангелов С.А. Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях. Спб., 1899.

76. Архиеп. Евдоким (Мещерский) Религиозная жизнь в Америке. Сергиев Посад, 1915.

77. Архим. Анатолий (Каменский) Американские очерки. Одесса, 1908.

78. Беседы о так называемой «мормонской вере». Самара, 1904.

79. Васильев Н. 50-летний юбилей Христианского Общества молодых людей в Северной Америке. Спб., 1902.

80. Вероисповедная свобода в Америке. Одесса, 1905.

81. Гневушев М. Успехи православной миссии в Америке. Киев, 1891.

82. Губяка Д., Руссин Д., Верещагин Е. Православие не когда не несло с собой русификации // Континент. 1999. №102. С.339-352.

83. Гюре Ж. Христиане многоженцы / Пер. с фран. Петербург, 1904.80.3амечания об американской «Книге общих молитв». Спб., 1904.

84. Избрание нового Предстоятеля Американской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2002. №9. С.82-83.

85. Ковригин И. Письма из Калифорнии // Православное обозрение. 1870. июнь. С.159-173; июль. С.189-212; сентябрь. С.279-288.

86. Котляревский Л. Свобода совести в Северной Америке // Наблюдатель. 1886. январь. С. 215-229.

87. Леонтовский В.П. Лекция беседа высокопреосвященного Платона «Наша Русь в Америке». Полтава, 1915.8 5. Лопухин А. Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно экономической и политической жизни в Соединенных Штатах Америки. Спб., 1882.

88. Лопухин А. Заокеанский Запад в религиозно нравственном отношении. Спб., 1887.

89. Лопухин А. Настоящее и будущее православия в Северной Америке. Спб., 1897.

90. Лопухин А. Свобода религиозной совести в Америке. М., 1881.

91. Лопухин А. Современный Запад в религиозно — нравственном отношении //Христианское чтение. 1885. 4.2. С.450-489; 653-690.

92. Любимов Н. Неувядаемый цвет // Москва. 1993. №7. С.72-91.

93. Манн В. Два столетия православия на Аляске // Россияне. 1994. №10. С.144-148.

94. Матросов E.H. Заокеанская Русь // Исторический вестник. 1897. январь. С.131-160; февраль. С.478-517; март. С.852-874; апрель. С.83-104; май. С.435-459.

95. Недзельницкий И.Я. Галицкие и угорские русские в Соединенных Штатах Америки. Одесса, 1913.

96. Недзельницкий И.Я. Православная Русь в Америке. Одесса, 1914.

97. Недзельницкий И.Я. Православная церковь в Северной Америке. Одесса, 1917.960 религиозном образовании в Северо-Американских Соединенных Штатах. Киев, 1900.97.0лекса М. Православие на Аляске // Мир Божий. 1997. №1. С.4-7.

98. Попов П.И. В Америке. Очерки американской жизни по личным наблюдениям автора, проживающего в Америке безвыездно 23 года (1872-1895 гг.). Спб., 1906.

99. Православие в Северной Америке // Русский паломник. 1904. №14. С.244-245.

100. Православная церковь в Нью-Йорке. Чернигов, 1900.

101. Присоединение к православию русских униатов в Северной Канаде. Спб., 1897.

102. Религиозное воспитание общества в Америке // Иркутские епархиальные ведомости. 1907. №9. С.265-269.

103. Религиозно-нравственные сообщества молодежи // Иркутские епархиальные ведомости. 1906. №23. С.625-628.

104. Русское православное кафолическое Общество взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах / Сост. П.Коханик. Нью-Йорк, 1915.

105. Сахаров К.И. Патриарх Тихон. М., 1925.

106. Свято-Тихоновская обитель. Воззвание. М.,1907.

107. Скворцов В.М. Духоборы в Америке и граф JI.H. Толстой. Спб., 1900.

108. Тейлор P.J1. Русская православная церковь в Америке // Америка. 1991. №3. С. 10-27.

109. Тичер Н. Новейшее общественное движение в Америке в пользу религиозного и церковно-школьного обучения. Спб., 1910.

110. Устав Северо-Американского Православного братства во имя св. равноапостольного кн. Владимира в Петрограде. Петроград, 1915.

111. Хойнацкий А. Римско-католическая церковь в Америке. Спб.,1879.

112. Хотовицкий A.A. Усердно прошу дочитать до конца эти строки. Воззвание от имени русских православных переселенцев в Северной Америке. Спб., 1903.

113. Щебальский П. Русская область в Царстве Польском // Русский вестник. 1883. июнь. С.493-516.

114. Янжул Е. Американская школа. Очерки методов американской педагогики. Петроград, 1917.

115. Bezkorovainy A. A History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago. USA, 1992.

116. Bishop Gregory Sitka and St. Michael's Cathedral. Alaska, 1974.

117. Smith B.S. Science Under Sail Russia's Great Voyages to America 1728-1867. Anchorage, 2000.

118. St. Ioasaph of Alaska // St. Herman Calendar. 1999. P.l-2, 86-87.

119. The Orthodox Church in America and Other Writings by St. Alexis (Toth) Confessor and Defender of Orthodoxy in America. Minneapolis. 1996.1. Периодические издания

120. Американский православный вестник 1896-1917.

121. Американский русский вестник. Орган соединения греко-католических братств. 1892. 29 декабря.

122. Благовещенские епархиальные ведомости 1907.

123. Богословский сборник. 2000. №6.

124. Вестник Европы 1881, 1898-1907.125. Друг просвещения. 1905.

125. Журнал Московской Патриархии 1931-1935, 1954-1955, 19692004.

126. Иркутские епархиальные ведомости 1906, 1907.

127. Исторический вестник 1899-1900.129. Мир Божий 1899, 1903.

128. Миссионерское обозрение 1898-1907, 1996-2003.131. Наблюдатель. 1887.

129. Официальная хроника. 1994. №9/10.

130. Православное обозрение 1870-1871.

131. Православный благовестник 1898-1907.

132. Прибавления к «Иркутским епархиальным ведомостям» 1906, 1907.

133. Прибавления к «Церковным ведомостям» 1888-1908.

134. Русский паломник 1898-1907, 1991-1998.138. Странник 1868, 1892-1907.

135. Холмско-Варшавский епархиальный вестник 1892-1898.

136. Церковно-исторический вестник.1999. №4-5.

137. Церковные ведомости 1888-1908.

138. Ярославский и Ростовский Епархиальный Вестник 1907-1911.

139. Alta California.1889. 19 May, 31 May.144. Atlantic Monthly. 1906.

140. Chicago Herald. 1888. 22 October.

141. Examiner. 1889. 23 May, 15 October.

142. New York American. 1904.13 February.

143. Public Lender. 1891. 29 June.

144. Russian Orthodox American Messenger.npmio^KeHHe к журналу Американский православный вестник. 1900-1907.

145. San-Francisco Chronicle. 1888. 19 April; 28 August.

146. The American Magazine. 1900, 1906, 1907.

147. The Century Illustrated Monthly Magazine. 1906.

148. The Daily Examiner. 1888. 7 May.

149. The Evening Post. 1889. 24 May.

150. The Morning Telegraph. 1903.19 April.

151. The Munsey Magazine. 1898, 1899, 1900, 1904, 1905, 1907, 1908.157. The Nation. 1911.

152. The New York Herald. 1872.25 February; 1898.4 September; 1899. 27 March.159. The New York Times. 1915.

153. The New York Times. 1913. January March.

154. The North American Review.l896, 1897, 1899, 1900, 1902, 1903, 1904, 1907.

155. The Trenton Times. 1893. 21 January.1. Монографии и статьи

156. Адамов А. Г.И.Шелихов. M., 1952.

157. Адамов А. Первые русские исследователи Аляски. М., 1950.

158. Архим. Августин Россия и США: обзор церковных связей. Миннеаполис, 1991. 4.2.

159. Барсуков И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883.

160. Беляев С.А. Американское служение патриарха Тихона (18981907) // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. М.,1996. С.147-157.

161. Болховитинов H.H. Русско-американские отношения и продажа Аляски. М., 1990.

162. Болховитинов H.H. Становление русской православной церкви в Северной Америке (XVIII начало XIX вв.) // Научно -богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999.

163. Болховитинов H.H. У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII в. 1794г.) // Американский ежегодник. 1993. С.127-132.

164. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993.

165. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993.

166. Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. М., 1993.

167. Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). Спб., 1900.

168. Валаамский монастырь и его подвижники. Спб., 1903.

169. Вострышев М.И. Божий избранник: Крестный путь патриарха Московского и всея России. М., 1994.

170. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 1995.

171. Вострышев М.И. Холмская Русь // Журнал Московской Патриархии. 1994. №3. С. 17-25.

172. Гневушев М.В. Преосвященный Владимир, епископ Алеутский и Аляскинский, и состояние православной русской церкви в Америке. Киев, 1890.

173. Григорий (Афонский), еп. Ситхинский и Аляскинский История русской православной церкви на Аляске 1794-1917 / Пер с анг. Т.Победоносцевой // Официальная хроника. 200 лет Православия на американском материке. 1993. 9/10 спец. выпуск. С.45-65.

174. Григорьев Д. Митрополит Иннокентий миссионер — пророк // Тысячелетие крещения Руси. М., 1988. С.248-258.

175. Григорьев Д. Русская православная миссия в Северной Америке // Бежин луг. 1996. №4. С. 107-120.

176. Григорьев Д. Русская православная миссия в Северной Америке // Журнал Московской Патриархии. 1990. №12. С.56-60; 1991. №1. С.59-60; 1991. №3. С.62-64.

177. Еп. Иоанн (Митропольский) Из истории религиозных сект в Америке: Вып.1-5. М., 1876-1882.

178. Жизнеописание святейшего патриарха московского и всея Руси Тихона // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X XX вв. М., 1992.

179. Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера//Странник. 1862. №2. С.51-72.

180. Жизнь и апостольские труды святителя Иннокентия (Вениаминова) // Указание пути в Царство Небесное. М., 1997. С.55-111.

181. Зноско-Боровский М. Сравнительное богословие. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектанство. М., 2003.

182. Зубок Л.И. Очерки истории США (1877-1918). М., 1956.

183. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. М., 1997.

184. История православной церкви в XIX в.: В 2т. М., 1998.

185. История религии: В 2т. М., 2002.

186. История Русской Америки 1732-1867 / Под ред. акад. H.H. Болховитинова: В Зт. М., 1997-1999.

187. Керенский В. Американская епископальная церковь. Ее происхождение и состояние преимущественно в вероисповедном отношении. Казань, 1908.

188. Крыжановский Е.М. Русское Забужье (Холмщина и Подляшье). Спб., 1911.

189. Курков Н.В. Первые английские переводы русских богослужебных книг в США (к 200-летию российской православной миссии в Америке) // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. М., 1996. С. 157-164.

190. Лопухин А. Религия в Америке. Спб., 1882.

191. Лопухин А. Римский католицизм в Америке. Спб., 1881.

192. Лопухин А. Столетие православной миссии в Северной Америке 1794-1894. Спб., 1895.

193. Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров //

194. Прибавления к «Церковным ведомостям». 1894.№38. С.1317-1326; №39. С.1361-1370.

195. Майков А.Н. Патриарх Тихон // XX век. Люди и судьбы / Под ред. Н.И. Элиасберг. Спб., 2001. С.26-40.

196. Марков С.Н. Летопись Аляски. М., 1991.

197. Материалы для истории Православной Церкви в царствование Императора Николая I / Под ред. Н.Ф. Дубровина. Кн. 1-2 // Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Спб., 1902. Т.113.

198. Мейендорф И. Святейший патриарх Тихон служитель единства Церкви // Вестник русского христианского движения. Париж - Нью-Йорк - Москва, 1990. С.37-51.

199. Миссионерское служение святителя Тихона в Северной Америке // Журнал Московской Патриархии. 1990. №4. С. 67-70.

200. Митр. Вениамин (Федченков) «Раскол или единство?» Материалы для решения вопроса об Американской Церкви // Церковно-исторический вестник. 1999. №4-5. С.5-140.

201. Митрополит Иннокентий, проповедник евангелия на Алеутских островах. Тобольск, 1899.

202. Митрополит Макарий (Булгаков) История Русской Церкви: В 6 т. Т.6. М., 1996.

203. Митрофанов Г. История русской православной церкви 19001927. Спб., 2002.

204. Мюнстерберг Г. Американцы: В 2т. / Пер.с нем. A.A. Громбаха. М., 1906.

205. Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999.

206. Нитобург Э.Л. Русская православная церковь в США // США. Канада: экономика, политика, культура. 2000. №4. С.34-54.

207. Одинцов М.И. Жребий пастыря // Наука и религия. 1989. №1. С.38-41; №4. С. 16-29; №5. С.18-21; №6. С.34-40.

208. Одинцов М.И. Русские патриархи XX века. М., 1999.

209. Окунцов И.К. Русская эмиграция в Северной и Южной Америке. Буэнос-Айрес, 1967.

210. Очерк из истории американской православной духовной миссии 1794- 1837. Спб., 1894.

211. Патриарх Московский и всея Руси св. Тихон: Личность, эпоха, наследие: Матер, науч. чтений, посвящ. 100-лет. архиер. хиротонии и 80-лет. патриарх, интронизации. Торопец, 19-21 нояб., 1997.

212. Патриарх Тихон // Новые мученики Российские. М., 1994. 4.1. С.84-124.

213. Патриарх Тихон и его время // Русская православная церковь 988-1988. Очерки истории 1917-1988. М., 1988. Вып. 2. С.14-32.

214. Патриарх Тихон и история Русской церковной смуты / Сост. М.Е. Губонин. Спб., 1994. Кн.1.

215. Петров В. Русские в истории Америки. М., 1991.

216. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871 1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937). Спб., 1995.

217. Религиозная жизнь в Северной Америке // Русский вестник. 1883. №2. С.527-569; №4. С.90-142; №5. С.139-206; №8. С.578-617; №9. С.71-127; 1884. №2. С.589-637; №4. С.645-686.

218. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России. Джорданвиль, 1965.

219. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т.2.

220. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М., 1980.

221. Смирнов П. История христианской церкви. М., 1998.

222. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. М., 1997. 4.2.

223. Согрин В.В. Основатели США: Исторические портреты. М., 1983.

224. Сысоева Е.А. Жизнь и подвиги Иннокентия, митрополита Московского. Спб., 1914.

225. Тальберг Н. История Русской Церкви: В 2т. М., 1994.

226. Тихменев П. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени: В 2т. Спб., 1861.

227. Труды и заслуги покойного митрополита Московского Иннокентия. М., 1895.

228. Уткин А.И. Теодор Рузвельт: Политический портрет. Свердловск, 1989.

229. Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии: конец XVIII в. 1867. М., 1971.

230. Хайруллина П.А. Миссионерская поездка в Квихпакскую и Кускоквимскую миссии (Аляска) епископа Тихона (Беллавина) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 1. История. 2004. №1. С. 85-92.

231. Хайруллина П.А. Начало распространения православия в Северной Америке в конце XVIII начале XIX вв. // Сб. науч. раб. аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск, 2001. 4.1. С.151-158.

232. Хайруллина П.А. Образ пастыря в американских проповедях святителя Тихона (Беллавина) // Вестн. Челяб. ун-та. Сер.2. История. 2003. №2. С. 173-176.

233. Хайруллина П.А. Образ православного христианина в американских проповедях святителя Тихона (Беллавина) // Культура и интеллигенция России между рубежами веков:

234. Хайруллина П.А. Русская православная церковь в США в конце XIX начале XX вв. Обзор деятельности еп. Тихона (Беллавина) //Матер, конф. по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск, 2002. 4.2. С.79-86.

235. Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Забужья. Спб., 1887.

236. Цыпин В. История русской церкви 1917-1997. М., 1997.

237. Чаннинг Э. История Северо-Американских Соединенных Штатов / Пер. с анг. Е.И. Бошняк. M., 1897.

238. Чистович И. Санкт-Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.). Спб., 1889.

239. Широков С. Валаамский монастырь и американская православная миссия. М., 1996.

240. Широков С. Миссионерское служение святителя Тихона // Москва. 2002. №4. С.225-236.

241. Шлезингер A.M. Циклы американской истории. М., 1992.

242. Эндруз В. История Соединенных Штатов после междоусобной войны 1861-1862 гг. и до наших дней / Пер. с анг. Е.А. Гурвич. Спб., 1905.

243. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке: В 2 т. Нью-Йорк, 1944-1945.

244. Afonsky G., bish. A History of the Orthodox Church in Alaska 1774-1914. Kodiak, 1977.

245. Afonsky G., bish. A History of the Orthodox Church in America 1774-1917. Alaska, 1977.

246. Bensin B. History of the Russian Greek Orthodox Church of North America. N.Y., 1941.

247. Bensin B. Russian Orthodox Church in Alaska 1794-1967. Alaska, 1967.

248. Boyer P.S., Clark C.F. The Enduring Vision: A History of the American People. Volume 2: From 1865. Massachusetts, 1990.

249. Chevigny H. Russian America. The Great Alaskan Venture 17411867. N.Y., 1965.

250. Chrysostonues J. Kirchengeschichte Rußland der nenlsten Zeit. 1965.

251. Erickson J.H. Concrete Structural Organization of the Local Church: The 1971 Stature of the Orthodox Church in America. N.Y., 1976.

252. Garrett P.D. St. Innocent Apostle to America. N.Y., 1979.

253. Golder F.A. Father Herman, Alaska's Saint. Calif., 1968.

254. Grigorieff D. Metropolitan Innocent: The Prophetic Missionary (1797-1879) // St. Vladimir's Theological Quarterly. 1970.Vol.21. №1.

255. Grigorieff D. The Orthodox Church in America an Historical Survey//Russian Review. 1972. Vol.31. 2 P. 138-152.

256. Grigorieff D. The Orthodox Church in America From Mission to Autocephaly // St. Vladimir's Theological Quarterly. 1970. Vol.14. №4.

257. Ivanov V.V. The Russian Orthodox Church of Alaska and the Aleutian Islands and its relation to Native American traditions: an attempt at a multicultural society. 1794-1912. Wash., 1997.

258. Kovach M. The Russian Orthodox Church in America. Pittsburgh, 1957.

259. Olekca M. Alaskan Missionary Spirituality. N.Y., 1987.

260. Olekca M. Orthodox Alaska. A Theology of Mission. N.Y., 1992.

261. Orthodox Alaska. N.Y., 1992.

262. Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America / General Editor С.J Tarasar. N.Y., 1975.

263. Pierre R.A. The Russian Orthodox Religious Mission in America. Kingston, 1978.

264. Rochcau V. Innocent Veniaminov and the Russian Mission to Alaska 1820-1840 // St. Vladimir's Theological Quarterly. 1971. №15.

265. Russian America. The Forgotten Frontier / edited by B.S. Smith and R.J. Barnett. Wash., 1990.

266. Russian Orthodox Catholic Church. Archdiocese of the Aleutian Islands and North America. N.Y., 1954.

267. Serafim (Surrency), arch. The Quest for Orthodox Church Unity in America. New York, 1973.

268. Smith B.S. Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission. N.Y., 1980.

269. Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America 1794-1994. N.Y., 1995

270. The Life of Innokenty of Alaska and his Famous Sermon. Indication of the Way into the Kingdom of Heaven. Canada, 1976.

271. Ushimaru P.Y. Bishop Innocent founder of American Orthodoxy. 1964.1. Справочные издания

272. Америка. Энциклопедия повседневной жизни. М.,1988.

273. Полный православный богословский словарь. М.,1992. Т.2.

274. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2001. Т.2.

275. Словарь американской истории / Под ред. A.A. Фурсенко. Спб., 1997.

276. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М., 1988.

277. Христианство. Энциклопедический словарь: В Зт. М., 1993.

278. Энциклопедический словарь (издание Брокгауза и Ефрона). Спб., 1896. Т. 19.1. ШШ1. ШШШ

279. Архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон

280. Русское православное кафолическое Общество взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах / Сост. П.Коханик. Нью-Йорк, 19)5. С.33.

281. Протоиерей Александр Хотовицкий

282. Русское православное кафолическое Общество взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах / Сост. П.Коханик. Нью-Йорк, 1915. С.28.1. Протоиерей Иоанн Кочуров.

283. Русское православное кафолическое Общество взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах! Сост. П.Коханик. Нью-Йорк. 1915. С.35,

284. Епископ Рафаил (Хававини), викарий Бруклинский, руководивший приходами православных арабов.

285. Слово православия в Америке: Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха Московского И всея Руси, просветителя Северной Америки. М., 2001. С.65.

286. Храм во имя Святителя Николая в Нью-Йорке. Сооружен в 1902 году и освящен святителем Тихоном.

287. Слово православия в Америке: Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки, М., 2001. С.44.

288. Храм в Чикаго во имя св. Троицы. Освящен святителем Тихоном в 1903 году.

289. Слово православия в Америке: Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. М., 2001. С.51,1.Триложение 71

290. Свято-Тихоновский монастырь. Фото начала 40-х годов XX в.

291. Слово православия в Америке: Проповеди й поучения святителя Тихона, патриарха Московского и всея Русн, просветителя Северной Америки М., 2001, С.57.

292. Епископ Тихон (первый справа) и отец Иоанн Кочуров (третий слева) с группой епископальных священников. Висконсин, 1900.

293. Слово православия в Америке: Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха Московского и всей Руси, просветителя Северной Америки. М, 2001. С.84.