автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Русские свадебные приговоры (поэтика жанра)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Русские свадебные приговоры (поэтика жанра)"
.МОСКОВСКИ ГОСУДАРСТВЕННА (ЛКРЫТЬЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
? ГЗ
На правах рукописи
ФЕДОРОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
РУССКИЕ СВАДЕБНЫЕ ПРИГОВОРЫ (ПОЭТИКА ЖАНРА)
Специальность 10.01.09 - фольклористика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических кауя
Москва - 1994
Работа выполнена в Московском государственном открытом педагогическом институте
Научзсьй руководитель
доктор филологических наук, член-корреспондент РЖ), профессор КРУГЛОВ ВриЯ Георгиевич
«
Официальные оппоненты
доктор филологических наук, профессор АЛИЕВА Алла Ивановна, ШЛИ им, А.У.Горького
кзддащаг ^шологичзсккх кауа, доцент? /рАЭДШВ Сергей Акопов««!, МПУ
Ведущее учреждение - Московский государственный педагокгезеккй
заседании специализированного совета Д 113.25.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.09 - фольклористика в Московском государственном открытом педагогическом институте по адресу: Москва, ул.Верхняя Радищевская, д. 16/18.
С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке Московского государственного открытого педагогического института.
университет Защита состоится 27 января
Автореферат разослан
п
декабря 1993 г.
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат филологи
Свадебные приговоры - практически не исследованная область брядового фольклора. Эмпирически выделенные в отдельную группу *е в первых публикациях свадебных обрдцов (И.Снегирева, С.Гуляша, И.Доброзракова и др.), тем не менее в большинстве записей вадеб они представлены фрагментарно, в качестве иллюстрации к обязанностям и действиям свадебного дружки.
Публикации текстов приговоров в полном виде появляются толь-:о в начале XX века. Однако немногочисленные работы (А.Кузнецова, (.Зеленина, В.Серебренникова (Г.Аргентова)), свидетельствовавшие ) существовании самостоятельного жанра, не привлекли внимания фольклористов, и изучение приговоров представлено в настоящее )ремя лишь отдельными небольшими исследованиями (Д.К.Зеленин, 1.К.Мореева( А.В.Торопова, Ю.Г.Круглов, В.А.Поздеев).
К 80-м годам XX века в фольклористике сложился качественно 40вый подход к изучение и осмыслению обрядового фольклора. Серь» ?эные теоретические исследования обрдцовой поэзии, ее связей с збрядоы и народной жизнью, многофункциональности я сенкретизыа, а также ее филологическое изучение - определение понятия "фольа-иорный жанр" через его поэтику, бытовое применение, форму исполнения я связь с музыкой, уточнение термина "поэтическое содержание произведения" и соответствующей ему художественной формы, вы~ явление специфики использования художественных средств в разных канрах (см. работы В.П.Аникина, U.U.Бахтина, П.Г.Богатырева, В.В. Гусева, Н.П.Колпаковой, Д.С.Лихачева, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, К.В.Чистова и др.) - все вто является теоретическое базой для исследования жанра свадебных приговоров.
Цель диссертации - анализ повтикм жанра свадебных приговоров. В связи с втиы были поставлены сладущне задачи:
- выяснить соотношение обряда я приговора, показать юсто, функция я роль приговоров в обряде;
- определять области прахткческя-пхуховноя деятельности «зало-века, которые отражаются в повтоюском содержания приговоров)
- выявить специфику магической функция и ее взаямод«#ст»кя с другими функциями приговоров}
- охарактеризовать особенности я суцпость яспольясмяяя а приговорах различных способов изображен** оОряп^вс* двРстют**»'-
иости, а также показать специфику организации художественного пространства и времени;
- выделить основноые принципы создания художественного образа в приговорах;
- установить, какие драматургические элементы является характерной приметой жанра;
- показать обусловленность типа художественной формы обря~ довш назначением и поэтическим' содержанием приговора;
- проследить, как проявляется многофункциональность пригов ров на уровне обряда, текста, композицни9 языка, художественных средств;
- показать особенности языка и стиля свадебных приговоров?
- рассмотреть вопрос о влитии фольклорных жанров на сэа-добные приговоры.
Практическое значение настоящей работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в учебных курсах по фольклору на филологических факультетах педвузов, а ?акке прк подготовке к публикации текстов свадебных приговоров*
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые да* анализ поэтического содерлашия жанра свадебных приговоров, кок рое рассматривается в тесной связи с обрядом; подробно охаршггс ризоваиа композиция приговоров; г контексте обряда представлен« образная система и выделены все обрядовые функции основного кс« полнителя приговоров - дружки 5 с точки зрения полифушсциональнс ти охарактеризовано использование художественных средств; отме« чены взаимосвязи жанра свадебных приговоров с другими фольклорными жанрами и профессиональной поэзией.
Апробация работы; основные положения настоящего исследования изложены в научном докладе на межрегиональной конференции 'Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания", проходчв-пей в сентябре 1991 г. в Тамбова. Днссертоцяя обсуждалась на а: седаниях кафедры русской литературы ЫГОПИ. Положения дисеертац] отразились э публикациях, указанных в конце реферата.
Цели, задачи к специфика свадебных приговоров определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, четырех гла
заключения и библиографического указателя.
Во "Введении" излагается история собирания и изучения жанра свадебных приговоров в русской фольклористике, дается анализ теоретических работ по этой проблеме, формулируются цель и задачи исследования.
Первая глава "Обряд и приговор" посвящена выявлению характера "связей обрядовой поэзии с обрядом и - через него либо независимо от него - с определенными сферами народно!! кизни"*. Основное внимание уделяется выяснению закономерностей использования внутрижаяровых разновидностей приговоров на различных этапах свадьбы. Указывается, что профилактические заговоры и заклинания в основном сопровождают предсвадебные обряды, и это связано с практической необходимостью заклясть благополугяое течения всего обряда и "оберечь" асех участников ритуала от злых сил на пораод его совершения; В обрядах дня свадьбы значение магической фушгцзи ослабевает, уступая место ритуальноЯ: обрядовые пригозора формирую? д-эйствия в соответствии с цногоззкооой традицией, отзол-/! каздочу строго определенное иесто.
В обрядах, основное содерканио ко?орих било связано о няеы практических и хозяйственных вопросов, а тигле а обрядах прощшия непесты с родним довлом, деревней s родстзеняиктси , приговоры нз звучат: первыэ вообще не комментируется никакими свадеб-нши поэтическими saHpaia, вторые, отдаляя tauiyry опончательноЯ разлуки, сопровождаются причитантши и лиричзоктм песгизя!.
Свадебные приговори, направлял развито обряяз, екц?нтяру»т внимание на самих веяных, сувгвствешшх, по народкде пр-здатавленя« ям, мошштох. Подробное описание сцони зыборч яруккй, иг-n ít aro развернута» монологи, отрава»? значшость ít-ого пюге
а сЗрядо. Мотив заботы о конях, прйсутстаугпг^ о качдой snjrwjn свадебных обряде«, свидетельству о той тев.^стр-'^ой р»ги, которую предстояло сиграть з ритуала»
Магнчэеаяе прэдаяаалвкяя народа, сэязгкягз з культю? гтрад-
I» Путаяоз В Л!. Мв-рододогая сролггл^д^г/^-отсгг'ч-^яого rrsy^nsfc-? фольклора. Л., 1975. С. 204.
- б -
rob и жилищем, сформировали ритуал преодоления порога, входа в дом. Нарушение границы, связывающей внутренний и внешний мир, "свое" и "чужое" пространство - обязательный эпизод в свадебных приговорах. Здесь, в основном, как заклинание используется подробное идеализирующее описание дома.
Многофункциональность свадебных приговоров отражает практи< ческую направленность жанра - сформировать обряд в соответствии о магическими верованиями и в сочетании с восприятием ритуала как явления эстетического. Фактически в каждом приговоре обнаруживаются все три функции - ритуальная, заклинательная и эстетическая, среди которых одна в каждой обрядовой ситуации выступав* доминирующей, что обусловлено назначением и местом приговора в обряде. Содержанием большинства приговоров, сопровождавших прио; дружки и свадебного поезда в дом невесты, является описание рит; альных действий, которые необходимо совершить участникам свадьб; Магическая функция лишь сопровождает доминирующую обрядовую! ма гия проявляется не в "чистом виде", сама по себе, а через строгое соблюдение последовательности и точности выполнения ритуала
Приведенное в этой главе краткое описание свадебного обряд; свидетельствует, что приговоры в ритуале свадьбы - явление на случайное: казвдый приговор имеет свое строго определенное место и выполняет ту или иную функцию в зависимости от обрядового наз' начения. Ритуальная, магическая и эстетическая функции в пригов pax взаимосвязаны, разграничить их, выделить какую-то функцию в "чистом" виде практически невозможно. Сочетание этих функций МО' жет быть разнообразным, но, как правило, одна из них является д< минирующей, что определяется назначением приговора. Эстетическа функция присутствует во всех приговорах без исключения, она o6yi ловлена уже самим поэтическим содержанием и стихотворной природ жанра. Однако в качестве доминирующей она выступает редко, чаще всего в приговорах, содержание которых не связано ни с ритуальным, ни с магическим назначением, но обусловлено обрядовым требованием потешить и развлечь участников свадьбы.
Роль и назначение обрядовой функции свадебных приговоров о' мечаля все исследователи. Магическую функцию либо вообще йгнори' ровали, либо лишь констатировали без аргументированного обоснов! ния ее необходимости.
Исследования последних лет, в частности Г.Сытина, А.Мейера-иана, Р.Бердвиссла^ и др. экспериментально доказывают, что сло-
0 имеет огромное психологическое воздействие на человека (и оно озрастает прямо пропорционально количеству повторов), что пере-1ача информации активно происходит и за счет невербальных средств Мщения. Учитывая это, можно объяснить столь частые повтори в 'екстах приговоров, использование традиционных формул, спределен-гый отбор лексики и синтаксических конструкций. Огот подход поэ-юляет наглядно показать ту "пользу" красивого, на которую в свое фемя указывал А.Блок^, проиллюстрировать хозя^ственно-<5ытовую, фактическую функцию приговоров.
Такое понимание сущности заговорно-раклинательной поэзии юдводит и к другому важному выводу о ¿вязи магической и обрядо->ой функций: сам обряд в его многократном воспроизведении имеет уы человека магическое значение, а заклинание, в свою очередь, (сегда - определенный ритуал; оба эти элемента являются составили частями обряда, одна кз основных функций которого "состоит
1 том, что с его помощьв абсолютные, безусловные биологические фоцессы [..преобразуются в условные категории"^. Практичес-(0в значение этого преобразования заключается в том, что кризис-ше моменты жизк/. каждого человека преодолеваются по раз и нав-:егда заданн\.»< образцам, что является моцньэ* психотвралевтнческиу ¡редством л повышает устойчивость коллектива эо времени.
Именно такой схемой является обряд - последовательность ря-гуалйных действий, где каждое звено - завершение предыдущего я » то же время - начало последующего действия. Исключение какого-¡ибо элемента ведет к дисгармонии, нарушении логяки развития со->ытий.
Способ преобразования биологических процессов а условию
[. Сытин Г.И. Животворящая сила. СПб., 1993; Ms А. tatUa-i. J?.,
%/VejjAfej, ZtSaaLjusebik, JHe-f/nc/tt, Ca¿'/ю?-v.sл., S07f; &i*cCurkijte€£ C. /¿¿^cjicj . а n.e£ xt,
Utuvet3iiy of PenAjyiva.t¿a. ßzess, ¿9PO.
i. Блок A.A. Собр.соч. в т. Т. 5. С. 36-60.
3. Рай бури и А.К. Ритуал: меяду бкологг*;оегкм и corc!Wj:ri?4.//$o'iv«>-
*ор и этнографическая действительность. СПб., Ii"92. С. 19.
категории закрепился многовековой традицией в форме ритуала. Восприятие обряда как явления эстетического формируется позже, и эстетическая функция приговоров, в основном, подчинена магической й ритуальной, и выступает доминирующей лишь в тех приговорах, содержание которых связано с обрядом опосредованно.
Во второй главе "Поэтическое содержание свадебных приговоров" выявляются специфика отбора явлений действительности и способы их интерпретации в поэтическом мирю приговоров.
Главной особенностью поэтического содержания свадебных приговоров является его обусловленность реальной действительностью, но не всем стихийным потоком бытия, а тем конкретным обрядовым пространством, в границах которого совершается ритуал. Отбор "моментов" аизни, предметов, явлений и персонажей для организации художественного пространства приговоров определяется единственным критерием - связью с обрядом.
Художественное пространство постоянно сохраняет свою фактологическую сущность и всегда соотносится с конкретным реальным обрядовым пространством. Выбор "сцен действия" в свадебных приговорах обусловлен самим ритуалом, основные события которого происходят в доме жениха, в доме невесты и на дорогах, их соединяющих. Полностью отсутствует в приговорах изображение церемонии венчания в церкви.
Основные моменты действия обряда описываются подробно н являются обязательным элементом в приговорах, что обусловлено магическими представлениями народа и заклинательной функцией приговоров.
Изображение реального пространства в поэтическом мире свадеб-1!ых приговоров обеспечивается способом описания обрядовой действительности, тип которого определяется назначением и функцией приговора. Так, магической функции соответствует идеализированное и фантастическое воспроизведение действительности, обрядовой • реальное, естеткчэской - балагурно-шутовское. Сочетшше различных способов изображения действительности с одном приговоре иллюстрирует многофункциональность приговора, к в зависимости от доминирующей функции выделяется ведущий тип описания. Например, ритуальная функция способствует преимущественно реальному способу изображения действительности: •
Благословите божеский милосердием, Своим неоставлением в благословении Нашего князя у своей новобрачной Русу косу расплести, Надвое заплести, Вокруг головы обвести И золот повойник надеть!* Своеобразие худоиественного пространства свадебных приговоров заключается в том, что в нем кадцое явление, предмет, вещь одновременно существуют как бк в двух мирах - реальном и поэтическом, и в последнем, в зависимости от функции и цоли приговора, предстают в каком-то одном плане - подчеркивается, гиперболизируется одно из значений: либо возвьиенное, идеальное, либо безобразное.
Магическая функция обусловила и особенности изображения пей-загл в свадебных приговорах. Не являясь характеристикой внутреннего мира и душевных переживаний человека, пейзаж в свадебных приговорах всегда соотносится с категорией внешнего, опасного, вследствие чего в описаниях преобладают фантастические и идеализированные картины:
Поедем мы в далеку далицу, В чисто поле - широко раздолье, За темные леса, За черные грязи, За быстрые рекн...^ Характерной особенностью художественного пространства свадебных приговоров является его открытость по отношению в участникам обряда. Связь реального и поэтического пространства обвела» швается как прямня комментированием совершающихся обрядовых действий о настоящий яонент времени, таи и вовлеченном в художественное пространство приговоров участников обряда, пзсз«еп»згшл и дей-е?в.чд гготоркх » приговоре отраяаот рзалышэ собнтзя, созерЕзке^гэ-ея з сбрддойой действительности.
1. Кртаояагакн У.9. Енисейский егтруг н его зязиъ, СГЙ.Г 1859.
ч. п. с. ш.
2. ПордсшспнЗ Н. Свалка в Ветлугспсм крае.// Эггогряфягяпзсэ обозрггпо. 1895. Т. 31(4). С. 109.
Яс^^лЩ в свадебных приговорах нереальных фантастических к сказочных пространств объясняется двумя причинами. Первая связана с воспроизведением определенных событий, имевших место в прошлом и завершившихся к началу обряда. Вторая обусловлена обрядовой функцией потешить свадебжан и гостей, сократить время ожидания очередного обрадового действия, -> в этом случав художественное пространство не соотносится с реальной действительностью, существует автономно и замкнуто по отношению к ритуалу, что особо подчеркивается в начале приговоров: "Во времена было старопрежние, не во нонешние, новопрежние - при царе Иване Васильевиче".*
Художественное время свадебных приговоров совпадает с астрономическим временем совершения обряда, оно едино и неразрывно, что обеспечивается драматургической сущностью приговоров и отсутствием времени исполнителя. Прошедшее и будущее времена в приговорах всегда подчинены настоящему, которое выступает связующим звеном, является показателем непрерывности и последовательности течения художественного времени, отражает взаимообусловленность всех трех времен. Художественное время в свадебных приговорах не замедляется и не убыстряется, однако оно может искусственно растягиваться и сжиматься, чему способствует использование определенных поэтических жанров (песня, причитание, приговор и т.п.), сопрововдаюцих то или иное обрядовое действие.
В свадебных приговорах выделяется четыре группы персонажей. Первую составляют свадебные чины, в реальной жизни которых после обряда происходят существенные изменения в семейно-брачных отношениях; персонажи второй группы являются хранителями традиций и организуют сам обряд; в третью группу входят гости, "смотрельщи-ки", "гляделыцики", представляющие крестьянский мир, общество; четвертую группу составляют необязательные свадебные чины, они обычно "безмолвны", и упоминания о них могут вообще отсутствовать в приговорах.
Для основных персонажей свадебный обряд - опоэтизированный фрагмент реальных изменений жизни, обусловленных складывающимися
I. Серебренников В.Н. Свадебные обычаи и песни крестьян Андреевской волости Оханского уезда Пермской губернии. Пермь, 1911. С.35.
новыми родственными отношениями. Для остальных участников обряда свадьба - театрализованное представление, праздник с элементам»; карнавала. Персонажи в приговорах представлены в строгом соответствии с иерархией свадебных чинов, чем определяется и степень актуализации каждого из них.
Персонажи приговоров однотипны и схематичны, в основе их изображения лежит традиционная формула-клише. Родители и жених с невестой представлены, по преимуществу, идеализированно, - обрядовый портрет персонажа состоит в основной из характеристики его действий, то есть в первую очередь отмечаются те качества человека, которые обеспечивают выполнение им обрядовых действий. Изображение внешности этих персонажей, как правило, отсутствует, что связано с их визуальным восприятием.
В изображении неосновных персонажей используются различные типы описаний; обрядовый портрет этих свадебных чинов в основной строится на контрасте идеального и балагурно-шутовского, реального н фантастического воспроизведения действительности; соединение величального и корильного начал в приговорах закреплено в традиционных формулах.
Черты индивидуальной характеристики персонажа обнаруживается в изображении свадебного чина дружки, в автохарактеристиках которого присутствуют в равной мере как шаблонные схемы, так и специфические, реальные детали, присущие коняратному человеку, исполняющему роль дружки, - они вплетаются в идеальное или балагур-но-иутовспое описание персонажа, высвечивая в традиционном обрядовом образе конкретного исполнителя.
Контрастный способ изображения персонажей характерен и прз описании поезжан.
Оригинальной группой образов свадебных приговоров ггзляэтея персонажи, представляйте "крестьянский ьетр". Ввделе»сся» по половозрастному прнэнану четыре поколения хонцектргтругяг в се^з идее всего общества, которое благословляет новобрачных я офяцяшгьяо закрепляет юридический статус новой семья. Характеристика &гах свадебных чинов наиболее однотипны я повторяется почта дословно во всех записях свадебных об ряд оз. Эта персона» игэбрштгяоя о основном в балатурно-иутовсхои а вморястяческях тонах. йсошчкете составляют мужчины (обрядовый портрет которых либо ссэей обтей,
-i.lt —
либо вообще отсутствует) и замужние женщины, в описании которых довольно значительное место отведено величальным элементам.
Животный мир представлен,в основной,одним образом коня, являющимся полноправные участником обряда. Изображение коня дано преимущественно в идеализированном и фантастическом плане, что связано с магической функцией приговора, заклинаяцвго коня послужить новобрачным и благополучно доставить их а дом невесты и в церковь. Однако в одной конкретной обрядовой ситуация (остановка после дороги) в описании коня преобладая? реальные и баяагурно-путоаские черты.
Домашние животные в приговорах изображаются редко, я только для создания смеховой ситуации или для характеристики достатка п благополучия семь»:
Все у нас здорово [...] ' И быки, и коровы, Телятки-гладкп, Привязаны хвосташ к лавке...* Таяиы образом, в зависимости от назначения прагоеора, его функции персонажи свадебных приговоров яредегшг в фектагткчйс-кои, идеализированном, реальном или балагурио-ауговеком тдо. Деа первых типа описания тяготеет к поэтической действительности, создавал возвышенный образ, идеал; другие два подчэркпваыт жизненное? конкретность образа. Однако художественна образ всегда сохраняет связь с реальным фактом действптельности, а переход его б поэтический мир обеспечивается гиперболизацией какого-ешбо одного значения или «юрты. И созерцашэ подобного образа восприншшетсл пан пзол!ггероеозй!шое удовольствпз"^, поскольку чзлоиек на глазах зрителей превращаемся в героя (то есть существус? одкозрамэгшо в дгзуЕ шрах), и каздый участшис свадьбы, в своп отарэдь, кого? стать кэрсокакеы приговора, опекаться в по?тэт:оскии №зро.
Нзпсородстссниая связь обрядового образа с реальной дойстзи-таяыюстьо, согмзщокиз в нэп поэгогзсяш: и розлыалч чэрт ссшжав?
1. Накатов С.В. Собр. соч. Т. 1«20. СПб.. 1508"ШЗ. Т. 14. нйя глушь). С. 79.
2, Лосуй А.й. Драязюмка кгфг./У А.ё.Лозса,. ёклософия. Ккфо&огсл. Кгат.сура. 'С, ( 19У1« С. 63.
обрядовый образ с мифологическим. Это свидетельствует о том, что обрядовая образность создана на основе мифологического, а не художественного, сознания человека. Обрядовый образ не отрешается от факта, он лиаь меняет смысл и идею повседневной, обыденной жизни. Иными словаки, обрядовый образ помогает "увидеть" поэзию и идеал в сомой жизни, приобщить человека к атому поэтическому миру.
Традиционность н схематизм в построения обрядовых образов является ярким свидетельством существования единого общенародного идеала, созданию которого в свадебных приговорах способствуют сб~ разы-еинволы, сохранякциэ постошшоо равновесие идеи и образа.
В третьей главе "Композиция и стиль свадебных приговоров" ок&жизируются особенности композиционного построения текстов с ¡за-, дейяых приговоров, выявляются специфика использования компогици-ошшх приемов и изобразительно-выразительных средств, своеобразие asasa а стиля приговоров.
Дня свадебных приговоров характерно два типа композиционного построения. Первый свидетельствует о том, что приговоры являются гюсбяодч.'шм компонентом обряда, имеют свое определенное место в ритуале и способствуют развитию обряда. Композиционное назначениэ приговора - создание тахой обрядовой ситуации, которая требует непременного совершения очередного ритуального действия. Место приговоров в обряда определяется их доминирующей функцией и поэтическим содержанием? в предсвадебных обрядах звучат заговорно-заплянательтзз и иноскац&телышз приговоры сватов; в день езадь-' бы з обряде появляется пригоЕоры дружки о деганкрующей сбггдоьо?. функцией. Кошоашрш приговоров но только определясь место s сб« ряда, ко и их взаимодействие с друркм срадеб;шмп поэтп,:;с|П2<к яаираия, обрядопкли действия«!, драматурягезегааги, вкзтзкотовечп элементами.
Второй тип Koimosinçnî сведеб!ГвК ;гркговореп зндлллотся на уровне отдельного приговора и характеризует как npir.vw п способы организация текста, тая и взшаюобуслозлениость со^срканяя приго« вора и сбрядовьсг действий его исиолшггепя. Все приговори ras&or двухчастную ттогтоэицаю: рбрацешэ плав позес1говгл?ельг$ая часть.
В загисикостп от обрядовой ситуации овдицгиЛ npnrosop яргд-стеэляот собой одму os рязиозадтостой диалога - гиутр:гг м-згзанрсш.'П. д;;алор~дв^ствкз, д^апог-сяз-уац^я.
Композиционное построение приговоров на уровне обряда предполагает взаимодействие приговоров с другими жанрами свадебного фольклора или исполнение приговоров в контексте прозаической речи в наиболее важные моменты обряда. Так, отец девушки, соглашаясь играть свадьбу, говорит: "Да что ж, мы жениха не хаем! И кол жених берет, а ходок идет, то, значит, и по рукам. Только прееде сватушко, надо ведь ряду сделать: а перво наперво -На берегу уговорись, А там и в лодочку садись. А там и за реку поезжай г
Свадебные приговоры комментирует плотно следующие друг за другом обрядовые действия дня свадьбы и не характерны для медлен ных и протяженных во времени обрядов прощания предсвадебного периода.
Основной композиционный прием в свадебных приговорах - обр* щение; его главное назначение - вовлечь участников и гостей свад бы в обрядовое действие. Монологи-обращения в приговорах, всегд* диалогичные по сути, требуют определенного ответа от участников обряда, выраженного словом или действием. Различные типы обращений (представление и характеристика) в сочетании с разнообразны! грамматическими и синтаксическими формами кх выражения способе« ют постоянной концентрации внимания участников ритуала на обряд< вых действиях и исключают монотонность и однотипность повествов« ния. Конкретные и обобщенные, простые и распространенные, разве! нутые, иносказательные, метафорические обращения представляют ш сонаж стереоскопически, во всех его семейно-общественных отношениях.
Преимущественно препозитивное расположение обращения в прш ворах отвечает назначению жанра сформировать обряд, для которой важно, чтобы каждый свадебный чин выполнил определенное ритуалы действие. В том случае, если для обряда значило действие само ш себе, оно не закрепляется за конкретным персонажен, и обращение при атом, как правило, обобщенное, может быть постпозитивно.
I. Агренева-Славянокая О.Х. Описание русской крестьянской свадь( М., 1887. Ч. П. С. б.
Большое значение в формировании текста свадебных приговоров имеют композиционные приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, анафоры. Специфика использования этих приемов состоит в полифункциональности каждого из них и в соединении нескольких приёмов в границах одного текста. Например, дружка просит родителей жениха благословить молодого новобрачного: Суженую взять, Ряженую взять, По божьему повелению, По царскому уложению, По господскому приказаны), По мирскому приговору!* В этом приговоре использованы пять композиционных приемов: повтор, анафора, эпифора, ступенчатое сужение образов и параллелизм. Дословный повтор первых двух стихов (суженая и ряженая -обрядовые синонимы общего понятия "невеста") характеризует степень важности обрядового действия. Ступенчатое сужение образов двупланово: с одной стороны, представляет иерархию общества, с другой - показывает взаимоотношения человека с эти-: обществом. Анафора имеет ритмическую функцию, в содержательном же значении она фиксирует границы иерархической системы. Большую смысловую нагрузку имеет в приговоре рифма: противопоставление шестого стиха монорифме третьего-плтого выступает как антитеза мирского царскому, господскому, божьему и подчеркивает первостепенную значимость для человека именно мирского приговора, а не повеления Бога, до которого высоко, и не уложения царя, до которого далеко.
Композиционные приемы в свадебных приговора.: имеют свои особенности. Так, параллелизм основан не на сопоставлении субъекта и объекта, отражает не психологическое состояние пе^":онажей,,а изображает непрерывность и последовательность обрядовгг действий, объединенных синтаксическим параллелизмом, который в то же время разделяет подготовительные действия и основное, одно обря/чвое действие и другое.
Особой жанровой приметой свадебных приговоров является разнообразие художественных средств и отсутствие доминирующего трепа;
I. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряди.М., 1838. В. 4. С. 141.
Преимущественное использование изобразительных средств (эпитета, гиперболы, сравнения, оксюморона) обусловлено спецификой ванра, в котором в основном описываются действия, а не человек. Метафорическая образность в свадебных приговорах встречается сравнится но редко и, как правило, связана с иносказательным изображением событий и персонажей. По частоте использования из всех художественных средств выделяется эпитет. Во-первых, он служит средством создания обрядового портрета персонажа, обобщая и идеализируя об раз; во-вторых, с помощью эпитетов реализуется заклинательная фу кция приговоров; в-третьих, благодаря выразительным гпитетам, ш ющим оценочный характер, подчеркиваются индивидуальные, не обусловленные обрядом характеристики персонажа; в-четвертых, эпитет является средством пояснения и конкретизации обрядового действия Сравнение в свадебных приговорах является акцентологическим средством (а не выразительным, как в причитаниях), выделяет наиболее важные этапы обрлдоэнх действий, способы их выполнения, по; черкивает ведущую роль того или иного персонажа в конкретном приговоре.
Также к изобразительна средствам в свадебных приговорах сл< дует отнести гиперболу, использование которой определяется магической и балагурно-шутовской функциями.
Юмористическое художественное средство — оксиморон, сопровоэ дая серьезные обрядовые приговоры, способствует созданию атмосферы непринузденного общения, помогает управлять обрядовыми действ! ями, внооя смех, разрядку в торжественную напряженность ритуала. Например, друака должен был первым выйти иэ дома на двор, сдобы осмотреть поезд н лошадей; и он, обращаясь к присутствующим, говорит :
Вперед меня, дружки, На двор никто не суйся, Л кому угодно -Прошу покорно!* Угроза«^изерзых даух стихах наолиданно заканчиваемся просьОЧ выводить вреред дружки, ч?о и поаволяэу ему в^Лти первым, попа лоеззфн<з,:«ааломленныб "наказанием", смеются,
1.1.Шей»!Щ4В^ Великорусе в своих песнях* обрядах, легендах и 5.и. <Ш.!,-?Ш8-1900.-Т. I. С. £84.
Интересна специфика использования в свадебных приговорах такого общефольклорного средства, как уменьшительно-ласкательные суффиксы. Они, с одной стороны, выражают идеальное отношение к персонажам, с другой - создают комический эффект на основе контраста, не позволяя в то же время юмору перейти в сатиру.
Стиль свадебных приговоров в зависимости от функции приговора и его места в обряде можэт быть автологическим или иносказательным. Закономерное использование иносказаний в начале и конце обряда связано с профилактической и продуцирующей магией.
Особенностью стиля приговоров следует считать изображение серьезных ритуальных действий через призму комического. Учитывая исконную функцию обрядового смеха пробуждать жизненные силы*, подобное сочетание не моггет рассматриваться как противоречив.
Язык свадебных приговоров - лаконичный, четкий, ясннй и простой, способствует?^ созданию яркого образа. Приговоры строятся в основном на понятной всем бытовой разговорной лексике, комическая, функция способствует обращению приговоров к сниженной лексике, просторечию и бранным словам.
К зарактзрннм приметам языка свадебных приговоров относится насиценность глаголами. Препозитивное или постпозитивное расположение глагола в стихе обусловлено характером содержания приговора. Глаголы, стоящие в конце стиха, как правило, образуют цепочку, которая является схемой обрядового действия н заключает в себе логику его раззятияг
Под злат венец встать, Закон божий принять, Златим перстнем поменяться И по уста сахарные поцеловаться.^
Особая прилета свадебных приговоров - наличие устойчивых тра-днцпошглх формул. поэтических шаблонов, представляющих собой крат-пуя поэтическую схему обряда.
1. Пропп Б.Я. Проблемы комизма-и смеха. II., 1976. С. 155.
2. Гудяеп С.И. Этнографические очерки йтноП Сибири.//Библиотека дгп тгекия. 1848. С. 35. •
В четвертой главе "Внутрижанровые изменения и межжанровые взаимодействия свадебных приговоров" рассматривается влияние жанров обрядового и необрядового фольклора на формирование жанра свадебных приговоров и заимствования из профессиональной поэзии.
Поэтика заклинаний осваиваясь свадебными приговорами особенно активно. Свадебные приговоры-заклинания представляют собой внутрижанроеув разновидность приговоров. Заклинания начала обряда, звучавшие во время сватовства, наиболее близки к традиционным: тексты, небольшие по объему, произносились в определенные моменты обряда с совершением магических действий (или без них) и проговаривались быстро, шепотом. Эти заклинания всегда отделены от текста ритуального приговора и обрддового действия. Так, заклинание коня предваряется замечанием: "Дружка подходит к коню, и, наступив ногой на копыто, в ухо коню шепчет заклинание: Ретивой конь, Секи-руби,
Не знай ни встречного, Ни поперечного Iй^ Заклинание могло органично входить в состав приговора, несколько меняя свою форму (обращение к заклинаемому персонажу опосредованное), но сохраняя магическую сущность. В подобных случаях заклинание никак не отделялось от обрядового приговора.
. Элементом заговорно-заклинательной по&тики можно считать подробное детальное описание, представляющее собой эпическую часть заговора, в котором функции экспозиции и закрепки выполняли ритуальное обращение и просьба совершить обрядовое действие. Подобные тексты нельзя классифицировать как заклинание или заговор, »то -приговоры с доминирующей магической функцией.
Влияние заговорно-заклинательной поэтики проявилось и в формировании особых традиционных заклинательных формул (типа "Выпьешь до дна - увидишь добра, не выпьешь до дна - не увидишь добра"), сопровождавших обрядовое требование. Эти зшшшшшя действенна лишь при условии выполнения (или невыполнешш) свадебнш Определенных ритуальных действий. В отдельных случаях заклинания, входящие в состав обрядового приговора, способствовали создании комического эффекта, однако шор в заклинаниях набдздается только
I. Серебренников В.Н. Ук&э,. соч. С. 35.
по отношению к неосновным персонажам.
Свадебные заговоры встречаются значительно реже. Они, как правило, используют традиционную композиционную форму заговоров (пяти- или трехчастную в зависимости от обрядовой ситуации) и не имеют модификаций. В начале ритуала звучат объемные заговоры-обереги на благополучие всего обряда свадьбы, в ходе ритуала отдельные персонажи или действия заговариваются от порчи относительно короткими формулами. Следует отметить, что заговоры, в отличие от заклинаний,- всегда сохраняют свою атрибутику - произносятся быстро, шепотом, с выполнением определенных магических действий и всегда отделяются от обрядовых приговоров тоном голоса, интонацией, внетекстовыми элементами, а в записях свадебных обрядов - ремарками.
Существенное влияние на формирование жанра свадебных приговоров оказали загадки. С одной стороны, традиционная загадка используется в "чистом" вид©, оформляя сказочный мотив решения трудных задач, с другой - определенные обрядовые ситуации строятся в соответствии с поэтикой загадки (в сценах у запертых ворот дома невесты). Классическая композиция традиционной загадки (вопрос -ответ) в свадебных приговорах обретает иную содержательную форму: ответ может быть выражен действием и постановкой нового вопроса-ситуации. Выделяется собственно свадебная загадка; она может представлять собой усеченную форму традиционной загадки ("Дайте мне утку с моря" - сравни традиционную: "Утка в море, хвост на заборе"), либо при формировании вопроса внимание фиксируется на тех качествах предмета, которые значимы для конкретного персонала приговора и его действий("Дайте золотой костыль, чтобы было на что опереться"). Загадка в свадебных приговорах имеет две функции: способствует развитию обряда и созданию смеховой ситуации.
В сценах сбора свадебного поезда и поездки его за невестой, а также при изображении свадебных чинов "князя молодого" и "дружки", приговоры активно используют поэтику былин. Тоадественность в описании действий и поступков сближает образы князя и дружки с былинными богатырями, является своеобразной гиперболизацией свадебных чинов, что служит основой создания идеализированного обрядового образа.
Заимствование свадебными приговорами тематических и стилис-
тичеоких приемов волшебной сказки закономерно и обусловлено единством мотива добывания невесты. И в свадебных приговорах, и в большинстве волшебных сказок свадьба является заключительной сценой, логическим завершением сюжета. Из волшебных сказок приговори заимствуют следующие мотивы: поиски невесты, преодоление препятствий, решение трудных задач, оборотничество. Встречаются случаи прямого цитирования волшебных сказок, оно используется в основном для украшения приговора:
Это еще не сказка, а присказка, Сказка будет впереде, На той неделе к среде.* Самым незначительным представляется влияние на свадебные приговоры профессиональной литературы, которое выражается преимущественно в цитировании отдельных сгихов, строф и стихотворений более-менее соответствующих содержанию приговоров, но всегда звучащих как ритмический или логический диссонанс. Подобные "перо-бои" четко вццеляются в тексте приговора: Теперь за этот стакан Читать решился я невольно, Нукда заставила меня, Она мне сердце давит больно, Прошу вас выслушать меня. Если знать вы все ходите, То повнимательней свдк?е, То узнаете тогда Мое молитву до конца
В "Заключении" подводятся i.voni исследования, обобщаются основные выводы и обозначаются перспективы нзучшшн jsaitpa.
1. Аррентов Г. Наговоры друяки. //Прэтгздм». 1941. О. 104.
2. Там so. С. 102..
По тзме диссертации опубликованы следутаие работы:
1. Русское народное поэтическое творчество./Программа для высших педагогических учебных заведений по специальности "Рус» сккй язык к литература"./Сост. Ю.Г.Круглот?, Т.В.Сгдирнова, Т.Ю. Федорова. М., МГСПН, 1991. - 17 с.
2. Комическое и средства его вырагакия в свадебтгах приговорах. //Семантика языковых единиц, Мат-ян 3-Й нзжаузовскоИ на-утгно-иесяодовательсяой конференции. ЧЛ. Лексическая еемзтнка, И.» МГОПИ, 1992. С. 109-113.
3. Саедсбиые приговоры: поэтика глира.//Прсблчии худокос-твснного метода, ?»"Уфа, стиля а русской литературе, .'¿егкзузезе-ккЯ еборшк научных трудов, П., ШЗПИв 1993. С. 171-178.
4. Круглзв й.Г., Федорова Т.Ю, История собирания и изучения русской свадьбы. (С прилеганием библиографического указателя. 1725-1930 гг,} / Сое?. Т.В.Федорова, отв.рад. Ю„Г.Круглое, Дсп, з ЙНИОИ РАН. 1993. - 600 с.
Раз'аюгеио на роталрндтв в Т^псграаял "Р0Т31Й" 100 зкй,, зак. 1113, Млсняцкая, 35.