автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Загадка и магия в художественной системе свадьбы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Балашова, Оксана Борисовна
Введение.
§ 1 .Историографический обзор работ по непесенным жанрам свадебного фольклора.
1.1. Свадебная загадка.
1.2.Свадебная магия: приметы, заговоры, заговорные молитвы, обереги.
1.3.Свадебные приговоры.
§2.Свадьба как драма: к вопросу о сюжетике свадебного действа.
Глава первая
Свадебная загадка и ее разновидности.
§1.Место и роль свадебных загадок в обряде.
1.1. Сватовство.3<
1.2. Торги и выкупы.
1.3.Свадебный пир.7<
1.4.Ритуал оповещения о целомудрии/нецеломудрии невесты.
§2.К вопросу о классификации свадебной загадки и ее разновидностей.99
Итоги и выводы.
Глава вторая
Свадебная магия: приметы, заговоры, заговорные молитвы, обереги.111
§ 1 .Место и роль "магических" жанров в обряде.
1.1. Сватовство.
1.2.Баня в доме жениха/невесты ("баенная" магия).
1.3.Первый день свадьбы (включая венчание).
1.4.Первый день: после венчания.
1.4.1 .Проводы на подклет.
1.4.2.Бдагопожелания первого дня свадьбы.
1.4.3.Приметы и поверья первого дня.
Итоги и выводы.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Балашова, Оксана Борисовна
Русская свадьба как единый драматургический и обрядовый комплекс издавна привлекала внимание фольклористов и этнографов насыщенностью действия, поэтичностью оформления, где поведение каждого участника было строго регламентировано и мотивировано как содержанием определенного ритуала, так и поведенческими канонами народной этики. Оттого любой этап этого порой многодневного обряда обставлялся соответствующими магическими действиями, заговорами, оберегами, песнями, приговорами, загадками и представлял собою своеобразный комплекс словесных и песенных текстов, подчиненных веками отработанным законам свадебного действа. 4
На сегодняшний день по свадебному фольклору накоплен огромный материал,1 где традиционный свадебный обряд в отечественной фольклористике представлен как текстами, так и исследованиями, в которых содержится анализ отдельных жанров (причитания, величальные и корильные песни, "наговоры" дружки и др.), оговаривается специфика драматургического характера свадебного действа, систематизируется символика свадебного обряда в целом, раскрывается своеобразие локальных типов русской свадьбы, рассматриваются параллели с волшебной сказкой и календарной поэзией, затрагиваются вопросы семантики.
Однако, несмотря на богатый опыт в области изучения свадебного фольклора, по-прежнему вне исследования остаются некоторые непесенные жанры, анализ которых позволит, наконец, наиболее полно представить свадебный фольклор, в понятие которого должен входить не только песенный пласт, но также загадки, приметы, заговоры, заговорные молитвы, обереги, использование которых в обряде функционально мотивировано.
Среди ученых нет общего мнения и по вопросам жанровой природы свадебного фольклора, который воспринимается некоторыми фольклористами не как самостоятельная художественная система обрядовой поэзии, а как некая компиляция лирических, эпических и драматических жанров. Отсюда, может быть, и дробление тем и сфер исследований, а не их обобщение (последнее, безусловно, способствовало бы написанию в такой же мере обобщающей работы по русской свадьбе). "В своем содержании обрядовая поэзия заключает одновременно не только обрядовую, но также бытовую, магическую, социально-психологическую, эстетическую и другие функции. Такой полифункциональности художественного текста, такого сцепления в нем поэзии и жизни нет ни в эпическом, ни в лирическом, ни в драматургическом жанрах " (Торопова 1975:50).
Накопленный . материал по свадебной обрядности и обрядовой поэзии дал исследователям возможность увидеть не только своеобразие свадебного обряда в различных местностях России, но и определить степень 5
Свадебный обряд, в котором в процессе формирования единой системы сложились свои внутренние подсистемы и взаимосвязи обрядового действия и слова, до последнего времени не рассматривался подробно с точки зрения свадьбы-драмы, и тем более не анализировалась сюжетика2 обряда как драмы в целом. Именно сочетание, комбинация сюжетов, мотивов и поэтических формул позволяет определить то объединяющее начало, которое делает возможным совмещение столь разных жанровых форм, которыми насыщен свадебный обряд. В связи с этим новое осмысление получает проблема функционирования непесенных жанров в художественной системе свадьбы3. Филологический и этнографический подходы помогает понять, уточнить и объяснить уникальность этой системы, ее способности к консервации и регенерации всей обрядовой структуры или отдельных частей этой структуры, а также специфику существования и функционирования свадебного обряда в общем культурно-историческом процессе. "Ярко выраженная традиционность свадебного обряда, которая прослеживается в самом его построении как драматического действия, где определены основные части, кульминационный момент, состав участников свадебной "игры", точная соотнесенность исполняемых свадебных песен и причитаний к определенному эпизоду свадьбы, даже реплики участников, представляющие традиционные поэтические формулы, наконец, широкая вариативность обряда являются свидетельством живой культурной традиции, отголоски которой сохраняют и современные свадебные обряды" (Ведерникова 1997:9-10).
Источниками непесенных жанров традиционного свадебного обряда до сих пор служат в основном временные публикации локального материала с изменения или устойчивости отдельных обрядовых деталей и поэтических элементов " (Жекулина 1975:3).
2 Под сюжетикой свадьбы понимается совокупность сюжетов отдельных, и притом самостоятельных, этапов, эпизодов и "внутриэпизодовых" ситуаций, где каждый сюжет состоит из определенного набора мотивов, но в целом соответствует общему и центральному одновременно - "борьба родов".
3 Свадьба — структурированный обряди, следовательно, представляет собой целостную систему с внутренней цельностью частей, единством компонентов с отношениями взаимоподчинения и связей. См.: Аникин 1996:314342 (гл. "Художественная система"). 6 избирательным описанием этнографических подробностей свадебной обрядности. Выявление и отслеживание интересующего нас фольклорного материала, буквально "рассыпанного" в многочисленных изданиях и публикациях ХУШ-нач.ХХ1 вв., сведение и описание этого материала по-прежнему актуально. В качестве материала исследования были взяты тексты из известных сборников, отдельных публикаций по свадебному фольклору (см. библиографию), из архивов (архива кафедры фольклора МГУ, архива рукописного отдела Научной библиотеки КГУ, архива Детской фольклорно-этнографической лаборатории Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, архива автора). Многие тексты анализируются впервые. По ходу исследования привлечен и использован материал более 1000 описаний свадебного обряда, в том числе 42 описания репортажных наблюдений современной свадьбы, из них 29 сделаны автором в период с 1984 по 1999 г. Весь анализируемый материал неоднороден по составу вследствие локальных особенностей свадебной обрядности, неполной фиксации некоторых текстов и самого свадебного обряда, отсутствия необходимых и уместных комментариев. Задачи диссертационной работы заключаются в том, чтобы описать и изучить свадебные загадки, приметы, заговоры, заговорные молитвы и обереги, их функции и художественные особенности, а также выявить их взаимодействие на фоне свадебных речей в обрядовом контексте.
В работе дается синхронное описание исследуемых жанров в отношении этнографического материала, поставлен вопрос о драматургическом аспекте непесенных жанров в свадебном действе. Специфика так называемых "пограничных" жанров4, взаимодействий и соотношений песенных и непесенных жанров "внутри" художественной системы не является целью
4 "Понимание фольклора в широком смысле этого слова. требует от фольклориста более пристального внимания к малым и "пограничным" жанрам - закличкам, благопожеланиям, заговорным призывам и приглашениям, отгонным ритуальным монологам и диалогам, плачам, народным представлениям о природе, животном и растительном царстве и т.п. Эти "микрожанры" сохраняют устойчивость текстов и могут служить хорошим источником для определения этнологической общности и типологических параллелей в славянском фольклоре" (Славянский и балканский фольклор 1984:3). 7 данной диссертационной работы, но подходы и возможные способы анализа этой проблемы намечаются, создавая перспективы изучения свадебной поэтики не только на материале русского фольклора, но и славянского.
Сравнительный аспект исследования позволяет вычленить loci communes для жанров, представляющих разные обрядовые системы: календарь, рождение, свадьба, похороны (в данной работе - свадьба). А это в свою очередь даст возможность в будущем систематизировать изучение поэтики любой из указанных обрядовых структур. Требуют уточнения и систематизации сугубо "свадебные" мотивы (содержание, состав, функции, словесная реализация), играющие роль своеобразных "проводников" основного сюжета и скрепляющие весь "речевой" контекст свадебного обряда в единое целое. В связи с этим становится возможным рассмотрение вопросов импровизации, трансформации и модификации, имеющих место в непесенном свадебном фольклоре в разное культурно-историческое время. С этой целью привлекается не только традиционный материал, но и современные записи.
Поставленные задачи решаются в процессе анализа - в последовательности по ходу обряда - загадок, приговоров (монологов дружки, диалогов и полилогов участников свадьбы), заговоров, заговорных молитв, оберегов, примет и поверий, встречающихся в обряде; привлекается необходимый параллельный фольклорный и этнографический материал белорусской и украинской свадеб. Работа выполнена на материалах Кировской (Вятской), Калужской, Тверской, Владимирской, Архангельской, Вологодской, Воронежской, Смоленской областей с широким привлечением материалов других регионов (Поволжье, Башкирия, Зауралье и др.). Реконструкция описаний развития действий (по ходу обряда) при всей своей условности ориентирована на общерусский тип свадебного обряда, что облегчает анализ. Основание для этого дают сходство, общие поэтические и структурные особенности свадебной обрядности русских. 8
Основные задачи работы решаются в соответствии с теоретическими и методологическими принципами, изложенными в трудах В.Я.Проппа, П.Г.Богатырева, В.П.Аникина, К.В.Чистова, Е.Г.Кагарова. Приняты во внимание подходы и разработки анализа фольклорного текста Н.И.Савушкиной, В.И.Чичерова и др. Методика исследования включает в себя элементы жанрово-типологического, историко-генетического и сравнительного анализа.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Загадка и магия в художественной системе свадьбы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ русская свадьба чрезвычайно любопытна, как факт психологический, как комплекс переживаний, исключительный по богатству и разнообразию, по глубине и цельности настроения, вкладываемого в свадебную драму ее участниками.
П.Богословский
В результате исследования функционирования загадок и магии, их места и роли в обряде, поэтических особенностей дано подробное описание свадебной загадки и ее разновидностей, а также примет, заговоров, заговорных молитв, оберегов и благопожеланий, их функционирования в обрядовом контексте; определены специфические темы и образная система свадебной магии, что свидетельствует о развитых в древности суеверных представлениях в связи с обустройством и проведением свадьбы; установлена генетическая связь загадок с обрядовой иносказательной тайной речью, что подтверждает высказанные некоторыми учеными предположения о происхождении загадки из обрядовой тайной речи; выявлены традиционные мотивы и формулы
111 Ср.: Иванова 1996:11.
112 Кузнецова 1993:170.
189 непесенных жанров свадебного фольклора, в совокупности представляющие единство структуры свадебной сюжетики.
Особенности свадебных загадок, а также "магических" жанров определяются целями и задачами обряда. И загадка, и магические жанры фиксируют наиболее актуальные для сюжетики свадьбы темы, связанные с основными установками обряда - продолжение рода, а также отражающие осуществление обрядов перехода. Последовательный анализ (по ходу свадьбы) жанров свадебной загадки и магии в художественной системе свадьбы позволяет говорить о закономерности и обоснованности "присутствия" рассмотренных непесенных жанров в составе свадебного действа как в обрядовом контексте, так и в соотношении со свадебными речами (приговорными диалогами, приговорами-монологами, полилогами). В каждой главе даны описания специфики функционирования всех из указанных жанров в художественной системе свадебного обряда (их роли и места в обряде), содержится анализ жанровых разновидностей, выделяются системы (для конкретного жанра в отдельности) традиционных мотивов и формул, рассматриваются также свойства приговорного стиха, анализируется комплекс стилеобразующих элементов
В свадебной драме выделяется строго определенный набор мотивов и формул. В зависимости от целей и задач каждого эпизода (или "внутриэпизодовой ситуации) доминирует акцентный мотив (или формула), "обслуживающий" ту или иную функцию обряда. Все подчинено этой задаче: и слово и действие. Отсюда широкий выбор поэтических средств, привлечение других жанров фольклора (соответствующих данной цели), включение=использование стилизации и практически неограниченные возможности импровизации113, которая также важна для определения функционирования того или иного жанра: ".при изучении жанровой
113 Богатырев 1964.
190 специфики должны быть учтены и изучены характер и формы проявления импровизации" (Астахова 1966:78).
Каждый жанр в составе свадебного фольклора, какую бы обрядовую ситуацию он ни отражал, развивает определенный мотив, который соотносится с данным обрядом, отвечает условиям свадебной "игры" и конкретной функциональной заданности. В свою очередь мотив опирается на устойчивую формулу, в которой заключается его основное значение. Таким образом, "набор" опорных формул (например, непесенных жанров) создает своеобразный "речевой код" свадебного обряда. В связи с детальным анализом сюжетики свадьбы (в данной работе - на материале непесенных жанров, а в будущем и на материале песенных жанров) появляется возможность уточнения и выделения общих для свадебного фольклора мотивов и их основных строевых констант - формул. Отчетливо заявлены в свадебной сюжетике основной мотив всего действа, лейтмотивы основного сюжета действа и мотивы локального сюжета эпизода. Причем каждый мотив "обыгрывается" не только в фольклорных жанрах, но и в речевых, и, что важно, может быть представлен, "закреплен" посредством отдельных фоновых реплик (здесь: "речевом фоне" того или иного эпизода), свойственных драматургии обряда. Участники обрядового действа, включаясь в игровое драматургическое пространство, принимали "условия" свадебной игры, активно поддерживали ее в соответствии с сюжетом обряда в целом и отдельными мотивами в частности. Например:
Основной мотив свадебного действа: "борьба родов", т.е. противоборство родов: а) невеста - жених (род жениха - род невесты) противоборство магий: б) вся свадьба (оба рода) - чужая недобрая сила извне род жениха - чужая недобрая сила извне + род невесты род невесты - чужая недобрая сила извне + род жениха
L b i' от сватовства до передачи (вручения) невесты жениху)
191 лейтмотивы основного сюжета действа: соединение" - "разъединение" "испытание" I на протяжении всех этапов) мотивы локального сюжета эпизода: "величание" - "корение" "путь-дорога" и др. по эпизодам)
Наблюдение за функционированием исследованных непесенных жанров по ходу обряда показало интересную, с нашей точки зрения, особенность свадебного действа - параллельное дублирование некоторых обрядовых ситуаций: "испытание жениха" - "испытание невесты"; "вход в дом невесты -(выход) - вход в дом жениха" и др. Зеркальность обрядовых ситуаций -структурная специфика свадьбы. Логика сюжетных линий "опирается", в сущности, на простую оппозицию, заявленную в "борьбе родов". Закрепление посредством циклического дублирования "идеи" "соединения" (в доме невесты - при вручении невесты жениху, на нейтральной территории (в церкви), в доме жениха - во время свадебного пира и "на подклете", во время ритуала оповещения о целомудрии/нецеломудрии невесты и при хождении ряженых) -последовательное осуществление юридического акта при разных представителях (род невесты, род жениха, оба рода вместе, свидетели со стороны). Восхождение сюжета движется по "нарастающей" - к кульминации всей свадьбы - "соединению" и официальному признанию нового члена рода. Именно обрядовая ситуация диктует использование второстепенных и детальных мотивов, развивающих одновременно дополнительные сюжетные нюансы, "украшающие" общий сюжет и оттеняющие основные мотивы внутриэпизодовых ситуаций. Особенно это подробно рассмотрено на примере текстов загадок (на фоне свадебных речей) и магических жанров (с
192 привлечением вербального компонента) в обрядовом этнографическом контексте.
Впервые системно описаны тексты свадебных загадок (во время сватовства, при "выкупах", ритуале оповещения о целомудрии /нецеломудрии невесты во второй день свадьбы), подробно рассмотрен комплекс "свадебной" магии (приметы, поверья, былички, заговоры, заговорные молитвы и обереги), что, несомненно, представляет определенную научную ценность, а также способствует уточнению некоторых вопросов поэтики свадебной обрядности и позволяет представить более целостную картину традиционного русского свадебного действа. В работе представлен возможный вариант принципа отслеживания речевых структур в обрядовом контексте и выделение непесенных жанровых форм и новообразований в их составе, что, безусловно, поможет составлению свода русского фольклора, в том числе и по свадебному обряду. Проблемным оказалось рассмотрение речевых114 и фольклорных жанров в одном обрядовом контексте вследствие общей неразработанности данного вопроса. Пока неясно, каким образом рассматривать, например, собственно наказы-наставления-советы: как распространенный в обрядовом контексте речевой жанр или как один из концептуальных мотивов фольклорных жанров1 ь. Вероятно, в будущем здесь необходимо провести необходимые наблюдения и изучение. Перспективы исследования видятся в возможных сопоставлениях выявленных сюжетных особенностей свадебного действа через непесенные жанры с привлечением свадебных песен и причитаний, в анализе семантики, мотивов и образов свадьбы на традиционном славянском материале, в систематизации поэтики на основе loci communes любой из таких обрядовых структур, какими, кроме свадьбы, являются календарь, рождение, похороны.
114 Бахтин 1986:.250-277; Левинтон 1974: 162-170.
115 По мнению И.П.Зырянова, внутирижанровая классификация причитаний насчитывает десять основных типов: заплачки, просьбы, заклинания, наказы (советы и пожелания). Извинения, благодарения, сетования, причитания невесты-сироты, плачи на приглашения гостей, "сны" невесты (Зырянов 1977:6-23).
Список научной литературыБалашова, Оксана Борисовна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Архив кафедры фольклора МГУ.
2. Аргентов Г. Наговоры дружки// Альманах "Уральский современник". 1940, №3.
3. Аргентов Г. Наговоры дружки. /Прикамье. 1941, №2.
4. Бажин И. Крестьянская свадьба в Котельничском уезде.//Вятские губернскиеведомости, 1848, №9, 28 февраля, с. 56-59.
5. Балашов Д.М., Красовская Ю.Е. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л., 1969.
6. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский р-н Вологодской обл.). М., 1985.
7. Баранов А.В. Уральская свадьба. Свердловск, 1940.
8. Барсов Е.В. Свадебный обряд в Заонежье//Причитанья Северного края, собранные Е.В.Барсовым. СПб.,1997, т.2, с.486-495.
9. Березин П. А. Свадьба в Заветлужье. Горький, 1981.1. Богданов А. Приметы:губ. вед. Ч. неофиц. 1852, 19
10. Былины/Сост.,вступ.ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. М.,1988 (Б-ка русского фольклора.Т. 1).
11. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской губернии)/Авторы-составители Б.М.Фирсов,И.Г.Киселева. СПб., 1993.
12. Библиографический указатель материалов фольклорного архива/Сост. К.Е.Корепова, Т.М.Волкова. Горький, 1980, вып 2.
13. Варфоломеева 1988 Васильев 19951. Василькова 1911
14. Ветлужская сторона 1996 Виноградов 19071. Виноградов 1908,19091,1908.Вып. 2, Войтенко 1993 Волжский фольклор 19371. Волков 1851 уезда1. Востриков 2000
15. Вятский фольклор 1994 Гаген-Торн 19261. Ганчев1987 Геннади 1852194
16. Варфоломеева Т.Б. Северобелорусская свадьба. Минск, 1988.
17. Васильев С. Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статистическом и топографическом отношениях. (Публикация И.С.Велиевой)//Великий Устюг. Краеведческий альманах. Вып.1. Вологда, 1995, с.450-456.
18. Василькова М. Свадьба в станице Ладожской Кубанской области//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. СПб.,1911 .вып.29.отд.З,с.49-86.
19. Ветлужская сторона. Фольклорныйсборник. Вып.2. Кострома, 1996.
20. Виноградов Н.Н. Народная свадьба в Костромском уезде//Труды Костромского научного общества по изучению местного края. 1917,в.8,с.71-152.
21. Виноградов Н.Н. Заговоры, оберегиспасительные молитвы. СПб. Вып.1909.
22. Войтенко А. Что двор, то говор. М.,1993.
23. Волжский фольклор/Сост. В.М.Сидельников,в.Ю.Крупянская. М.,1937.
24. Волков Н.Н. Описание Серпуховского Московской губернии//Моск. губ. вед. 1851, 3 марта, №9, с.98-102.
25. Востриков О.В. Традиционная культура Урала. Этноидеографический словарь русских говоров Свердловской области. Выпуск 2. Народная свадьба. Екатеринбург, 2000.
26. Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994.
27. Гаген-Торн Н. Свадьба в Салтыковской волости Моршанского уезда Тамбовской губернии//Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. JI.,1926, с. 171195.
28. Ганчев И., Чимев К., Стоянов И. Математический фольклор. М.,1987.
29. Геннади Г. Свадебные обряды и песни крестьян Сычевского уезда Смоленской1. Гринкова19261. Гуляев 18481. Даль 1957 Дерунов 18681. Дилакторский 19031. Добровольский 1891-19031. Довнар-Запольский 18881. Домострой 19911. До сю л ьная свадьба 1916
30. Древняя российская вивлиофика 18961. ДФЛ 1989-20021. Едемский 1910старина, Елеонская 1994195губернии//Вестник ими. РГО. СПб., 1852, ч.5,кн.2,с.12-19.
31. Гринкова Н. Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии//Сб. Ржевского о-ва краеведения. Ржевский край. Сб.1. Ржев,1926,№1, с.98-142.
32. Гуляев С.И. Этнографические очерки Южной Сибири//Библиотека для чтения. 1848. Т.90. Науки и художества.
33. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.,1957.
34. Дерунов С.я. описание свадебного обряда//Труды Ярославского статистического комитета. Вып.5. Ярославль, 1868.
35. Дилакторский П.А. Свадебные обряды Вологодской губернии//Этнографическое обозрение 1903,№1, с.25-51.
36. Смоленский этнографический сборник / Сост. В.Н. Добровольский// Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии. СПб, 1891-1903,т.20,23,27.
37. Довнар-Запольский М.В. Белорусская свадьба и свадебные песни. Киев, 1888.
38. Домострой /Вступит, ст., сост. и коммент. В.В.Колесова. М. 1991.
39. Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье Олонецкой губернии/Собр. и изложено в драматической форме В.Д.Лысановым. Петрозаводск, 1916.
40. Древняя российская вивлиофика/Изд-е Н.И.Новикова. М.,1896. Т.,ч.УН (Свадьбы князей и царей).
41. Детская фольклорно-этнографическая лаборатория Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, архив 19892002 гг.
42. Едемский М. Свадьба в Кокшеньге Тотемского у. (Вологодской губ.)//Живая 19Ю.Приложение, с. 1-137.
43. Елеонская Е.Н. Записки обычаев и обрядов Московской губ. Можайского у. :Свадьба//Сказка,1961. Ефименко 1877,18781. Ефремов 1927
44. Захарченко, Мельников 19831. Зеленин 19041. Зеленин 1914-19161. Зеленина 19971. Зимин 19031. Зиновьев 19871. Золотова 1991
45. Зорин 1981 Зырянов 1970 Иваницын 1853
46. Ильинский 1893 Карский 1916заговор и колдовство на Руси. М.,1994, с. 198213.
47. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С.Ефименком.М.,Ч. 1,1877;ч.2,1878.
48. Ефремов А.П. Свадьба крестьян хутора Танеевка /Курского уезда//Известия Курского губ. общества краеведения. Курск, 1927, №№1-2.
49. Захарченко В., Мельников М. Свадьба Обско-Иртышкского междуречья. Этнографическое описание свадебных обрядов и напевов песен. М.,1993.
50. Зеленин Д.К. Свадебные приговоры Вятской губернии Вятка., 1904.
51. Зеленин Д.К. Описание рукописей ученого архива императорского Русского географического общества. СПб., 1914-1916,вып.1,2,3
52. Зеленина Т.В. Описание свадебного обряда в Сумском посаде//Народная культура Русского Севера. Архангельск, 1997, с. 161-176.
53. Зимин М.М. Свадебный обряд в Ветлужском уезде Костромской губернии/ Этнографическое обозрение, 1903,кн.2,с. 174-181.
54. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири/Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, 1987.
55. Русская свадьба/Русская свадьба Юринского района Марийской АССР//Сост. Т.А.Золотова. Йошкар-Ола, 1991.
56. Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981.
57. Зырянов И.В. Чердынская свадьба. Пермь,1970.
58. Иваницын А. Домашний быт Малоросса, Полтавской губернии Хорольского уезда//Этнографический сборник имп. РГО. Вып.1-2. СПб.,1853.
59. Ильинский О. Русская свадьба в Белгородском уезде. Кременец, 1893.
60. Карский Е.Ф. Белорусы.М., 1916. Т.З.вып.1.1971. Колпакова 1928
61. Костомаров 1993 Крестьянская свадьба 19031. Кузнецов 1902
62. Лирика русской свадьбы 1973 Листопадов 19471. Лысанов 19161. Майков 18691. Малыхин 1853
63. Макарова 1915 Медведева 19971. Мельников 19761. Митрофанова 1978
64. Колпакова Н.П. Свадебный обряд на реке Пинеге//Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Л.,1928,т.2, с. 117-176.
65. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.,1993, с.209-239
66. Крестьянская свадьба конца 19 века в Старицком уезде Тверской губернии. Старица, 1903.
67. Кузнецов А. Свадебные приговоры дружки по рукописи половины XIX столетия//Сб. Отделения русского языка и словесности имп. АН. СПб.,1902,т.72,№5.1. Лирика русской свадьбы /
68. Изд. подгот.Н.П.Колпакова. Л., 1973.
69. Листопадов A.M. Старинная казачья свадьба на Дону. Ростов-на-Дону, 1947.
70. Лысанов В.Д. Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье Олонецкой губернии//Собр. и изложено в драм, форме В.Д.Лысановым. Петрозаводск. 1916.
71. Майков Л.Н. Великорусские заклинания. СПб., 1868 (Записки РГО по отделению этнографии. Т.2).
72. Малыхин П. Быт крестьян Воронежской губерни Нижнедевицкого уезда //Этнографический сборник РГО. Вып. 1-2. СПб., 1853. С. 203-234.
73. Макарова С.М. Крестьянская свадьба. М.,1915.
74. Медведева В.Н. Южнорусская свадьба. Село Подсереднее. Свадьба казаков-некрасовцев/Юбрядовая поэзия: Библиотека русского фольклора/Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1997, с.596-608.
75. Мельников М.Н., Прозвицкая Л.И Смоленские свадебные традиции в Сибири (описание обрядов, свадебные песни)//Смоленский фольклор. Новосибирск, 1976,в.3.
76. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.1981. Новые поступления 19831. Обрядовая поэзия 1980
77. Мифологические рассказы 1987 Мифологические рассказы русскогонаселения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987.
78. МыльниковаДинциус 1926 Мыльникова К., Цинциус В. Северная
79. Великорусская свадьба// Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Jl-д, 1926, с.17-170.
80. Нижегородская свадьба 1998 Нижегородская свадьба: Пушкинскиеместа. Нижегородское Поволжье. Ветлужский край. СПб., 1998.т. 23.
81. Новые поступления в фольклорный архив кафедры русской литературы Горьковского университета 1977-1982 гг. Свадебный обряд. 4.2. Горький, 1983.
82. Обрядовая поэзия Пинежья. Материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970-1972)/Под ред. Н.И.Савушкиной.М.,1980.
83. Озаровская О.Э. Северная свадьба//Художественный фольклор. М.,1927, вып.2-3, с.96-102.
84. Описание свадебного обряда, сделанное в 1850 году. Из собрания профессора Толмачева И.А. РО НБ КГУ, ф. 16, ед.хр.№28.
85. Орехов Г.И. Свадебные обряды, обычаи и песни в Холмском уезде Псковской губернии/Живая старина 1914 ,В.З-4, 305-317. Ордин Н.Т. Свадьба в подгородных волостях Соль-Вычегодского уезда//Живая старина, 1896, вып. 1.
86. Поздин Ф.Ф.Свадебный обряд деревни Вохтога Раменской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии /публикация А.В.Быкова//Городок на Московской дороге. Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1994, с.257-270.
87. Полное описание свадебного обряда Ветлужского района Горьковской области. Горький, 1940.
88. Полушкина А.Л. Поверья, обряды и обычаи при рождении, браке и смерти крестьян Слободского уезда Вятской губ. Вятка, 1892.1. Озаровская 19271. Описание 18501. Орехов 19141. Ордин 18961. Поздин 19941. Полное описание 19401. Полушкина 18921991. Попов 1903
89. Пословицы,поговорки 1961 Предтеченский 1859 Причитанья 1997 РО НБ КГУ
90. Русская демократическая сатира 1954 Русская традиционная культура 1997
91. Попов П.И. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903.
92. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках 18-20 вв. М.-Л.Д961.
93. Предтеченский Я. О свадебных обрядах г.Чердыни//Пермский сборник. Пермь, 1859.Кн.1.
94. Причитанья Северного края, собранные Е.В.Барсовым. СПб., 1997, т.2.
95. Рукописный отдел Научной библиотеки КГУ. Описание свадебного обряда, сделанное в 1850 году. Из собрания профессора Толмачева Н.А., ф.16, ед.хр.№28.
96. Русская демократическая сатира.М.-Л. 1954.
97. Русская свадьба 2000-2001 Русская свадебная 1984
98. Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. М., 1998. РыбниковаМ.А. Загадки. М.-Л.Д932. Загадки русского народа/Сост. Д.Садовников. М.,1959.
99. Сатыренко А.С. Гадания в Котельническом районе// Проселки. Литературно-краеведческий альманах. Котельнич, 1991,с. 16-26.
100. Сказания русского народа семейной жизни своих предков. Собранные И.П.Сахаровым. СПб., 1841-1849. Т.1-2.Кн.1-8 (Т.2, кн.6 Русские народные свадьбы).
101. Серебренников В.Н. Меткое слово. Песни. Сказки. Пермь.,1964,с.98-105.
102. Соколовы Ю.М. и Б.М. Сказки и песни Белозерского края. М.,1915.1. Русские заговоры 1998
103. Рыбникова 1932 Садовников 19591. Сатыренко 19911. Сахаров 1841-18491. Серебренников 19641. Соколовы 1915200
104. Таинство брака 1998 Тамбовский фольклор 19411. Терещенко 1847-18481. Традиционные обряды 19851. Труды 1877
105. Старинная севская свадьба 1978 Старинная севская свадьба/Зап. и свод
106. О.А.Славяниной;Подгот. Текстов к печати и ред. Ф.М.Селиванова. М.,1978.
107. Таинство брака/Сост. Моисеев Д. М.,1998. Тамбовский фольклор/Ред. и предисл. акад. Ю.М.Соколова и Э.В.Гофман. Тамбов, 1941.
108. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.,1847-1848,т.1-4.
109. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья/Сост. Г.Г.Шаповалова, Л.С.Лаврентьева.Под ред. Б.Н.Путилова. Л., 1985.
110. Труды этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания. Антропология и этнография. Кн. V, вып. 1/Под ред. Н.А.Попова. М., 1877.
111. Ушаков А.Д. Крестьянская свадьба конца 19 века в Старицком уезде Тверской губернии. Старица, 1907.
112. Федосова И.А.Избранное/Сост., вступит статья и коммент. К.В.Чистова. Петрозаводск, 1981.
113. Феоктистов П. Обычаи крестьян при свадьбах в Пензенской губернии/Пензенские губ. вед. 1860,№5-8.
114. Фольклорные сокровища 1997 Фольклорные сокровища Московскойземли. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1997.
115. Цейтлин Г.Свадьба в Поморье (очерк из быта поморов)//Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. Архангельск, 1910, №20.с.10-30.
116. Худяков И.А. Великорусские загадки. М.,1861.
117. Чубинский П.П.Труды этнографическо-статистической экспедиции в1. Ушаков 19071. Федосова 19811. Феоктистов 18601. Цейтлин 1910
118. Худяков 1861 Чубинский 1877
119. Западнорусский 1878,т.4(1877). Чулков 17861. Шейн 1898,1900в.2.край.1. СПб.,1872
120. Чулков М.Д. Абевега русских суеверий. М.,1786.
121. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1898, т.1, в.1 и 1900,201
122. Шейн 1902 Шейн П.В. Материалы для изучения бытаи языка русского населения северо-западного края.1. СПб., 1902, т.З.
123. Этнографический сборник 1853 Быт белорусских крестьян
124. Этнографический сборник РГО. Вып. 2. СПб.,1853, с.111-268. Якушкин 1983, 1986 Якушкин П.И. Зарайская свадьба//Собраниенародных песен П.В.Киреевского: Записки П.И.Якушкина. В 2 т. Л., 1983, т.1 (с. 188-196);1986,т.2.
125. Агапкина, Виноградова 19941. Адрианова-Перетц 1996загадок // народной1. Акимова, Бахтина 19831. Аникин 1957
126. Аникин 1959 Аникин 1987 Аникин 1996 Аникин 2001 Астахова 19641. Астахова 19661. ИССЛЕДОВАНИЯ
127. Агапкина Т.А., Виноградова JI.H. Благопожелания: ритуал и текст//Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. 1994, с.168-208.
128. Адрианова-Перетц В.П. Символика сновидений Фрейда в свете русских Секс и эротика в традиционной культуре. М.,1996,с.519-526.
129. Акимова Т.М., Бахтина В.А. и др. // Русское народное поэтическое творчество: Пособие к семинарским занятиям, М., 1983.
130. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.,1957.
131. Аникин В.П. Д.Н.Садовников и его сборник загадок // Загадки русского народа. М., 1959.
132. Аникин В.П. Русский фольклор: Учебноепособие для филол. спец. вузов. М., 1987.
133. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 1996.
134. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001.
135. Астахова A.M. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М., 1964.
136. Астахова A.M. Импровизация в русском фольклоре (ее формы и границы в разных жанрах) // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. М.- JL, 1966,т.10, с.63-78.
137. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1866,т. 1; 1869,т.З.
138. Байбурин А.К. Функция загадки в свадебном обряде // Тартуский университет. Материалы 25-й научной студенческой конференции. Литературоведение. Лингвистика. Тарту, 1970, с. 11-12.
139. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Волшебная сказка и свадьба // Квинквагенарио.Сб. статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1972,с.67-69.
140. Байбурин А.К. К описанию структуры русского свадебного обряда // Материалы 27 научной студенческой конференции. Литературоведение. Лингвистика. Тарту, 1972, с.10-11.
141. Байбурин А.К. К ареальному изучению русского свадебного обряда // Ареальныеисследования в языкознании и этнографии.1977, с. 92-96.
142. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Об анализе новых записей свадебного обряда // Современность и фольклор. М., 1977, с.305-311.
143. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л., 1978, с. 89-105.
144. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
145. Байбурин А.К. Загадка // Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. М., 1991, с. 42-43.
146. Балашова О.Б. Некоторые вопросы жанровой специфики свадебного приговора. Дипломная работа. М., 1988.
147. Балашова О.Б. Традиционные приговоры современной свадьбы // Фольклорные современного села. М., 1990, с. 53-63. Балашова О.Б. Некоторые вопросы методики собирания свадебных приговоров //
148. Методические указания по собиранию фольклора. М., 1994, с. 61-67.
149. Балашова О.Б. Свадебный обряд в Раменском и Сергиево-Посадском районах (к проблеме фиксации фольклорного материала) // Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. Егорьевск, 29-30 мая 1996 г. М, 1997,с. 135-142.
150. Балашова О.Б. Свадебные приговоры // Русская свадьба. Т.2. М.,2001, 255-303.
151. Балашова О.Б. Свадебная загадка/ТМатериалы научно-практической конференции "Фольклор и современность". Савушкинские чтения (IV).M.,2002,с.50-58.
152. Балашова О.Б. Фольклорно-этнографическая экспедиция школьников: современное бытование свадебной обрядности// Материалы научно-практической конференции
153. Фольклор и современность".чтения (II-III). М.,2002, с. 145
154. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//
155. Бахтин М.М. Эстетика словесного М,1986, с.250-277.
156. Бернштам Т.А. Свадебная обрядность на Поморском и Онежском берегах Белого моря//Фольклор и этнография, Л.,1974, с. 181-188.
157. Бернштам Т.А. Обряд "расставания с красотой": (К семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском свадебном обряде)//Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР. Сб.МАЭ. Л, 1982. XXXVIII, с.55-57.
158. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX вв.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.,1988.
159. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. СПб, 2000.
160. Бломквист Е.Э. Свадебные указы Ростовского уезда//Художественный фольклор.1. М, 1927,в.2-3, с.103-109.204
161. Богатырев 1964 Богатырев 1971 Богданов 19961. Богословский 19271. Болонев 19831. Варганова 19791. Варганова 19951. Ведерникова 19971. Велецкая 19781. Веселовский 1899
162. Министерства №3, с. 97-101. Веселовский 1940 поэтика. Власова 19721. Виноградов 1998
163. Богатырев П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. М., 1964.
164. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.-Л. 1971.
165. Богданов А.К. Заговор и загадка (к формульности заговора) // Русский фольклор. Л., 1996, с.3-13.
166. Богословский П.С. К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1927, вып. 3, с. 1-63.
167. Болонев Ф.Ф. Приемы продуцирующей магии в свадебных и календарных обрядах русского населения Восточной Сибири (вторая половина XIX начало XX в.)//Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII- нач.ХХ в.). Новосибирск, 1983, с. 31-44.
168. Варганова В. Плач и смех в жанровой системе пинежского обряда // Вопросы жанра и стиля в русской и зарубежной литературе. М., 1979, с. 3-10.
169. Варганова В. Сексуальное в свадебном обряде // Русский эротический фольклор. М., 1995, с.149-156.
170. Фольклор Калужской губернии в записях и публикациях XIХ-начала XX вв. Вып. 1. Народные обряды и поэзия/Составитель Н.М.Ведерникова. Альманах "Русская традиционная культура". М., 1997,№№4-5, с.3-22.
171. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.,1978.
172. Веселовский А.Н. Три главы изисторической поэтики // Журнал народного просвещения, 1899,
173. Веселовский А.Н. Историческая1. Л, 1940.
174. Власова З.И. К изучению поэтики устных заговоров/УРусский фольклор. М.,1972,вып.13,с. 194-201.
175. Виноградов Г.С. Детские тайные языки//"Страна детей". С-Пб.,1998, с.105-127.2051. Виноградова 19821. Виноградова, Толстая 19951. Виноградова 20021. Власова 19721. Вознесенский 1908
176. Виноградова 1981 Виноградова JI.H. девичьи гадания озамужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели)//Славянский и балканский фольклор. М. 1981, с.13-43.
177. Виноградова JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология исследования. М., 1982.
178. Виноградова JI.H., Толстая С.М. Ритуальные приглашения мифологических персонажей на рождественский ужин: формула и обряд//Малые формы фольклора. М., 1995, с. 166197.
179. Виноградова JI.H. Та вода, которая. (Признаки, определяющие магические свойства воды)//Признаковое пространство культуры. М., 2002, с.32-60.
180. Власова З.И. К изучению поэтики устных заговоров// Русский фольклор. Вып. 13, М., 1972, с. 194-201.
181. Вознесенский И.И. О складе или ритме и метре кратких изречений русского народа: пословиц, поговорок, загадок, присказок и др. Кострома, 1908.
182. Волоцкая З.М. Тема смерти и похорон в загадках// Малые формы фольклора. М., 1995,с.245-255.
183. Всеволодский-Гернгросс 1959 Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русскаяустная народная драма. М., 1959.
184. Гвоздикова,Шаповалова 1982 Гвоздикова JI.C., Шаповалова Г.Г. "Дивьякрасота" (картографирование свадебного обряда на материалах Калининской, Ярославской и Костромской областей)//Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. с.266-276.
185. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов/Пер. с франц. М.,1999.
186. Громыко М. Честь и достоинство//Родина 1995, № 1,с. 106-110.
187. Гура А.В. Поэтическая терминология севернорусского свадебного обряда//Фольклор и этнография. Л.,1974, с. 171-180.
188. Гура А.В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда /по материалам Вологодской губернии // русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л., 1978, с.72-88.
189. Гура А.В. О роли дружки в северорусском свадебном обряде//Проблемы славянской этнографии. Л., 1979, с. 162-172.
190. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
191. Гуржий Т.Г. Традиции волшебных сказок о сватовстве и свадебный обряд. Дисс. канд. филол. наук. М.,1997.
192. Дикарев М.А. О царских загадках// Этнографическое обозрение, 1896, №4, с.1-64.
193. Евтихиева Л.Ю. Структура и терминология свадебного обряда (на материале тамбовских говоров). Автореф. канд. филол. наук. Саратов, 1991.
194. Елеонская Е.Н. Роль загадок в сказке // Е.Н.Елеонская. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994,с. 70-89.
195. Еремина В.И. К вопросу об исторической общности представлений свадебной и погребальной обрядности. (Невеста в "черном")// Русский фольклор. Л.,1987, т.24,с.21-32.
196. Жекулина В.И.Поэзия свадебного обряда
197. Новгородского края. Дисс. на соиск. учен, канд. филол. наук. Л., 1975.
198. Жекулина В.И. Исторические изменения в свадебном обряде и поэзии // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982, с.237-253.
199. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан. М., 1980.
200. Журинский А.Н. Семантическая структура загадки. М., 1989.
201. Зеленин Д.К. Табу слов у народов восточной Сибири и северной Азии.//Сборник
202. Музея антропологии и этнографии.Т.8-9. JL,1930.
203. Зиновьев В.П. Былинка как жанр фольклора и ее современные судьбы. // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987, с. 381-400.
204. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. М.,2001.
205. Зырянов И.В. Заговор и свадебная поэзия //Фольклор и литература Урала. Пермь, 1975,с.49-81.
206. Зырянов И.В. Сюжетно-тематический указатель свадебной лирики Прикамья. Пермь, 1975.
207. Зырянов И.В. Типы свадебных причитаний//Фольклор и литература Урала. Пермь, 1977, с.6- 23.
208. Иванникова В. Тихвинская свадьба: комментарий свадёбников//Традиционное искусство и человек. Тезизы докладовХ1Х научной конференции молодых фольклористовпамяти А.А.Горковенко 15-17 апреля 19971. СПб., 1997, с.30-31.
209. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследованияв области славянских древностей, фразеологические вопросытекстов. М.,1974.
210. Иванова А.А. Мифология Вятского края //Вятский фольклор. Мифология. Котельнич, 1996, с.3-14.
211. Ивлева JI. Ряженье в русской традиционной культуре. Пт-г., 1994.
212. Кавтаськин Л.С. Пережитки обрядов, причитаний и песен, связанные с древним мордовским обычаем имитации свадьбы при похоронах умершей девушки // Фольклор и этнография. Л., 1974, с.267-273.
213. Кагаров E.F. О значении некоторых русских свадебных обрядов//Известия Академии HayK.Cep.VI, №9. Петроград, 1917, с.645-652.
214. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея
215. Кагаров 1981 Кальницкая 1984
216. Карпухин 1972 Карпухин 1985 Карпухин 19981. Квятковский 1966 М.,
217. Кёнгэс-Маранда 1984 Кербелите 19961. Киселева 20011. Кляус 1997 южных1. Ковш, Красневич 1996208антропологии и этнографии. JL, 1929,т. 8,с. 152193.
218. Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981, с.66-76.
219. Кальницкая A.M. Взаимодействие и взаимосвязи поэзии с обрядами в среднерусской свадьбе. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. М., 1984.
220. Карпухин И.Е. Русская свадьба в Башкирии. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. М.,1972.
221. Карпухин И.Е. Частушка на русской свадьбе // Фольклор народов РСФСР: Межвузовский сборник. Уфа,1985,с.48-56.
222. Карпухин И.Е. Сюжет как основа для сравнительного изучения свадеб разных этносов //Место и значение фольклора и фольклоризма в национальной культуре: история и современность. Челябинск, 1998.
223. Квятковский А.П. Поэтический словарь.1966.
224. Кёнгэс-Маранда Э. Теория ипрактика анализа загадок//Паремио логические исследования. М., 1984, с. 47-60.
225. Кербелите Б.П. Древо жизни. К вопросу о реконструкции фольклорных образов//Секс и эротика в традиционной народной культуре. М., 1996, с. 330-351.
226. Киселева Ю.М. Смысловая организация русских лечебных и любовных заговоров. Автореф. дисс. канд.филол.наук. М., 2001.
227. Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных иславян. М.,1997.
228. Ковш А., Красневич А. Былички и свадебный обряд активно бытующие фольклорные жанры современного села: анализ специфики бытования жанра // Дети -собиратели и исследователи фольклора. М., 1996, с.10-72.
229. Козаченко 1957 Колесницкая 1941 Колесницкая 1977
230. Колпакова 1941 Колпакова 1965
231. Колпакова 1973 Корина 2002
232. Кравцов 1972 Кравцов, Лазутин 1983 Криничная 2002
233. Критска-Иванова 1978 Круглов 1968209
234. Козаченко А.И. К истории великорусского свадебного обряда // Советская этнография, 1957, №1,с.57-72.
235. Колесницкая И.М. Загадка в сказке // Учен.зап. Ленинградского гос. университета, 1941, №81, Сер. филол. науки, вып 12, с.98-142.
236. Колесницкая И.М., Телегина Л.М. Коса и красота в свадебном фольклоре восточных славян // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977, с. 112-122
237. Колпакова Н.П. Старинный свадебный обряд//фольклор Карело-Финской ССР. Петрозаводск, 1941. вып.1, с. 164-179.
238. Колпакова Н.П. Отражение явлений исторической действительности в свадебном обряде русского Севера // Славянский фольклор и историческая действительность. М.-Л., 1965, с.159-283.
239. Лирика русской свадьбы / Изд. подгот.Н.П.Колпакова. Л., 1973, с.239-263.
240. Корина Л. Разговор с исполнителем: к вопросу о собирательской практике//Материалы научно-практической конференции "Фольклор и современность". Савушкинские чтения (II-III). М.,2002.
241. Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972.
242. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. русское устное народное творчество: Учебник. М., 1983.
243. Криничная Н.А. Посвящение в колдуны: историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов о передаче-усвоении эзотерических знаний//Этнографическое обозрение №2 2002, с. 10-22.
244. Критска-Иванова Е.Ф. Свадебный обряд и свадебный фольклор донских казаков. Дисс. канд. филол. наук. М., 1978.
245. Круглов Ю.Г. О драматической сущности русской свадьбы // Филологический сборник. Алма-Ата, 1968,вып.8-9, с. 109-118.
246. Круглов Ю.Г. Русские свадебные причитания (Поэтика жанра). Дисс. .канд. филол. наук. М, 1972.
247. Круглов Ю.Г. Символика в свадебной поэзии//Фольклор как искусство слова. Вып.5. М.,1981. с.5-18.
248. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.,1982.
249. Круглов Ю.Г. Свадебные приговоры как многофункциональное явление русского фольклора//Полифункциональность фольклора.
250. Новосибирск, 1983, с.3-19.
251. Крушевский Н.В. Заговоры как вид русской народной поэзии//Варшавские Университетские Известия. Варшава, 1876, кн.З.
252. Кузнецова В.П. Причитания в севернорусском свадебном обряде. Петрозаводск, 1993.
253. Лавонен Н.А. Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел// Фольклор и этнография. Л, 1984, с. 171-179.
254. Лаврентьева Л.С. Символические функции еды в обряде// Фольклор и этнография. Л., 1990, с.37-46.
255. Лазутин С.Г. Метафоры в загадках // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1976.
256. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.
257. Лебедева А.А. Материальные компоненты, их характер и роль в традиционном свадебном обряде русских старожилов Тобольской губернии (XIX начало XX в.)//Русский народный свадебный обряд. Л, 1978, с.202-219.
258. Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда//Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л, 1974, с.162-170.
259. Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог)// Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991, с. 211-225.
260. Лепик Л. Семейная обрядность в селе Байкальском Иркутской области//Материалы международной конференции "Фольклор и современность", посвященной памяти профессора Н.И.Савушкиной (20-22 октября 1994 года). М., 1995, с.51-53.
261. Липатов В.А. Драматургия свадебной игры //Фольклор Урала. Свердловск, 1982, с.64-83.
262. Листова Т.А. Благословение, молитва, венчание в свадебном обряде//Живая старина 1994, №3, с.12-14.
263. Липец Р.С. Общие черты в поэтических жанрах русского фольклора 19 века//Славянский фольклор и историческая действительность. М.-Л., 1965, с.300-326.
264. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII начало XX века. М., 1996.
265. Лихачев Д.С., Панченко A.M. "Смеховой мир" Древней Руси. М., 1976.
266. Лобанов М.А. Фольклор в деревнях по р. Кулой//Русский фольклор. Л., 1984, с.35-49.
267. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
268. Макашина Т.С. Свадебный обряд//Русские. М.1997, с.466-499.
269. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
270. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. (К изучению эстетики устного поэтического канона) // Русский фольклор. Т.21: Поэтика русского фольклора. Л., 1981, с. 13-37.
271. Марков А. О методе изучения загадок // Этнографическое обозрение, 1909, №4,с. 84-88.
272. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19-начала20 в. М.,1984.
273. Мельников М.Н. К вопросу о современных праздниках и свадебных обрядах // Сибирский фольклор. Томск, 1965, вып.1, с.120-143.
274. Митрофанова 1961 Митрофанова 19661. Митрофанова 1966
275. Митрофанова 1978 Мицкевич 19661. Мореева 19271. Морозов 1998
276. Народные знания 1991 Невская 1982 Неклюдов 1984 Никольский 1955. Новичкова 19871. Островский 1997212
277. Митрофанова В.В. Загадка в песнях //Специфика жанров русского фольклора /тезисы докладов/. Горький, 1961,с.84.
278. Митрофанова В.В. Специфика русских народных загадок и их связь с другими жанрами фольклора // Русский фольклор, т. 10. М.-Л, 1966, с.79-102.
279. Митрофанова В.В. Вопросы публикации и текстологического изучения русских народныхзагадок // Принципы текстологическогоизучения фольклора. М., 1966.
280. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. J1, 1978.
281. Мицкевич A.M. Семейная обрядность белорусского народа. Дисс. канд. филол. наук. Минск, 1966.
282. Мореева А.К. Традиционные формулы в приговорах свадебных дружек // Художественный фольклор. М., 1927.В.2-3, с.112-127.
283. Морозов И.А. Женитьба добра молодца: Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой "свадьбы"/ "женитьбы". М., 1998.
284. Народные знания. Фольклор. Народное искусство./Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. М.1991.
285. Невская Т.А.Традиционная и современная свадьба сельского населения Ставрополья /Советская этнография, 1982, №1, с. 89-100.
286. Неклюдов С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов//Фольклор и этнография. JI., 1984, с.221-229.
287. Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск, 1955.
288. Новичкова Т.А. Эпическое сватовство и свадебный обряд // Русский фольклор. Т.24:Этнографические истоки фольклорных явлений. Л., 1987,с.З -20.
289. Островский Е.Б. Свадьба//Морозов И.А и др. Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь. М., 12997,с.321-3442131. Островский 19991. Автореф. Павлова 19841. Петров 1981
290. Пермяков 1970 Пилипенко 19771. Пирожкова 1972
291. Плесовский 1968 Поздеев 19841. Поздеев 19931. Познанский 19171. Поспелов 1983
292. Пропп 1976 Пропп 1986 Путилов 1975
293. Островский Е.Б. Вологодский свадебныйфольклор (истоки, традиции, поэтика).дисс. канд. филол. наук. М.,1999.
294. Павлова Е.Г. Опыт классификации народных примет// Паремиологические исследования. М., 1984, с.294-299.
295. Петров В.П. Заговоры/Публикация А.Н.Мартыновой// Из истории русской советской фольклористики. JL, 1981, с.77-142.
296. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. М.,1970.
297. Пилипенко М.Ф. Свадебные обычаи славянских народов во второй половине XIX-начале XX в.(выкуп и приданое)// Вопросы истории: Межвузовский сборник. Минск, 1977,вып. 4, с. 114-118.
298. Пирожкова Т.Ф. Художественные особенности жанров свадебной лирики. Дисс. канд. филол. наук. М., 1972.
299. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми: Обряды и причитания. Сыктывкар, 1968.
300. Поздеев В.А. Свадебный обряд и его поэзия//Мето дичее кие рекомендации к практическим занятиям для студентов 1 курса специальности "Русский язык и литература". Киров, 1984.
301. Поздеев В.А. Традиционные основы свадебной поэзии (на материалах севернорусских записей). Дисс. канд. филол. наук. М., 1993.
302. Познанский И.Ф. Заговоры.Опыт исследования, происхождения и развития заговорного фольклора. Пг.,1917.
303. Введение в литературоведение: Учебник для филол. спец. ун-тов/Под ред. Г.Н.Поспелова. М.,1983.
304. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.,1976.
305. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
306. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент//Типологические исследования по фольклору. М.,1975, с. 141-155.2141. Пфадль 19981. Розов 1981
307. Рыбникова 1938 Савушкина 1984
308. Савушкина 1988 Самоделова 19921. Самоделова 19921. Самоделова 20011. Сатыренко 1997
309. Селиванов 1988 Селиванов 1990 Силантьев 19991. Скворцова 1974
310. Пфадль X. Отношение к приметам и бытовым обычаям как индикатор культурного поведения русскоязычного эмигранта "третьей" и "четвертой" волны / Славяноведение, №2 1998,с.31-45.
311. Розов А.Н. К сравнительному изучению поэтики календарных песен//Русский фольклор. Поэтика русского фольклора, т.21. Jl.,1981, с.47-69.
312. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа//Загадки. М-Л, 1938,с. 13-62.
313. Савушкина Н.И. Стиль русской народной драмы в сравнительном изучении//Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. М., 1984, с.57-92.
314. Савушкина Н.И. Русская народная драма: художественное своеобразие. М., 1988.
315. Самоделова Е.А. Былички о колдунах и домашних духах в сопоставлении со свадебноймагией//Сказка и несказочная проза.1. М.,1992,с.63-81.
316. Самоделова Е.А. Образы и мотивы русской свадебной поэзии: поэтическая семантика и этнографический контекст (на материале Рязанской области). Дисс. канд. филол. наук.М.,1992.
317. Самоделова Е.А.Дружка и его помощник//Мужской сборник. Вып. 1.Мужчина в традиционной культуре. М.2001,с.28-47.
318. Сатыренко А.С. Подблюдные песни как цикл и особенности их поэтики. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1997.
319. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.1988.
320. Частушки /Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. М., 1990.
321. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии /СО РАН-Новосибирск, 1999.
322. Скворцова З.Р. О причитаниях в свадебном обряде. Фольклор и этнография. Л.,1974,с.244-250.
323. Славянский и балканский фольклор. М,1984.
324. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.,1941.
325. Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народнойобразности (образ свадьбы-смерти) в фольклоре//Фольклор и этнография, с.188-195.
326. Соколова В.К. К исследованию обрядового фольклора (На примере восточнославянского материала)//Советская этнография 1981 №4, с. 1625.
327. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.
328. Сорокина С.П. Традиционное и новое в современной свадьбе//Фольклорные традиции современного села (по материалам фольклорных экспедиций МГУ 1981-1987 гг. в русские села Татарской АССР)/Под ред. Н.И.Савушкиной. М, 1990, с.42-52.
329. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранныетруды/Послесловие А.К.Байбурина и В.З.Фрадкина; сост. и примеч. А.К.Байбурина. М, 1996.
330. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М,1989.
331. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.,1990.
332. Толстая С.М. Символика девственности в полесском свадебном обряде//Секс и эротика в традиционной народной с.192-206.
333. Топорков АЛ. Домашняя утварь в обрядах и обычаях Полесья. Дисс. на соиск. звания канд. ист. наук. JI,1986.
334. Топоров В.Н. Из наблюдений над загадкой//Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. М, 1994, с. 10-112.
335. Торопова А.В. К вопросу о жанровой классификации свадебного фольклора//Фольклор и этнография.Л,1974,с.155-161.
336. Торопова А.В. Наговоры дружки в поэтической системе свадебного фольклора. Дисс. канд. филол. наук. JI.,1975.
337. Тульцева Л.А. Современные праздники иобряды народов СССР. М., 1985.
338. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
339. Украинцы. М., 2000, с.291-309 (Свадебные обычаи и обряды).
340. Федорова Т.Ю. Русские свадебные приговоры. Дисс. канд. филол. наук. М.,1994.
341. Фишков Ю.Б. Место фразеологических единиц при формировании образа-символа в русской обрядовой поэзии//Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. М.,1988, с.54-57.
342. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра/Подгот. текста, справочно-научный аппарат, послесловие Н.В.Брагинской. М., 1997.
343. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1986.
344. Хроленко А.Т. Ассоциативные ряды в народной лирике//Русский фольклор. T.XXI: Поэтика русского фольклора. Л.,1981,с.3-12.
345. Цивьян Т.В. Оппозиция шум/тишина в ритуале // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М., 1988, с.149-151.
346. Чижикова Л.Н. Свадебные обряды русского населения Украины//Русский народный свадебный обряд. Л., с.159-179.
347. Чижикова Л.Н. Этнические традиции в современной свадебной обрядности сельского населения этноконтактной зоны (на примере Белгородской области)/Советская этнография, 1980, №2, с. 10-24.
348. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. М.,1959.
349. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959.
350. Орел, 1966. Этносемиотика 1993217
351. Чистов К.В.Народные традиции и фольклор. Л.,1986.
352. Чистов К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор// Этнография восточных славян: традиционной культуры. М., 1987, с.396
353. Шевченко Е.А. Свадебные частушки Лузы //Русский фольклор. Т.ЗО. Спб.,1999, с. 198-214, с.156.
354. Шкловский В. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля//Поэтика:Сборники по теорииязыка. Вып.З. Петроград, 1919, с. 115
355. Штернберг Л.Я. Новые материалы по свадьбе//Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926.
356. Элиаш Н.М. Русские свадебные песни.Историко-этнографический анализтематики, образов, поэтики жанра.
357. Этносемиотика ритуальных предметов. СПб, 1993.218