автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Русский национальный идеал в структуре национального самосознания

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Шишкин, Василий Архипович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Русский национальный идеал в структуре национального самосознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русский национальный идеал в структуре национального самосознания"

На правах рукописи

ШИШКИН Василий Архшдо]

1ВИЧ

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В СТРУКТУРЕ /о НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

09.00.13 - философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

005004825

- 8 ДЕК 2011

Омск-2011

005004825

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор Николин Виктор Владимирович

доктор философских наук, профессор Селиванов Александр Иванович; кандидат философских наук, доцент Филимонов Александр Григорьевич

ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

Защита состоится 27 декабря 2011 г. в 15.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.177.03 при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, наб. Тухачевского 14, ауд. 212.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан 25 ноября 2011 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

Л. А. Максименко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема русского национального самосознания и национального идеала актуальна для современной России, поскольку после распада Советского Союза встали многочисленные вопросы, связанные с оценкой прошлого, выбором путей развития, защиты национальных интересов внутри и вне страны, с поиском смысла'бытия русского народа. Нельзя не согласиться с С. В. Кортуновым, считающим, что все эти проблемы связаны с кризисом национальной идентичности, кризисом культуры в целом, что на кардинальные вопросы современности следует отвечать с позиции понимания многовековых национальных интересов и задач. Представление народа о самом себе, своём месте среди других народов, пути и цели развития, а также его роли в истории - это проблема национального самосознания.

Анализ НСС как междисциплинарного явления, конституирующего и смыслоопределяющего бытие русской нации, позволяет глубже осмыслить историческое развитие русской культуры в целом. В частности, русской и российской государственности, экономики, социальных явлений, а также трансцендентных и антропологических аспектов. Значимость исследования НСС возрастает и потому, что в последние десятилетия очевиден очередной системный кризис русской культуры в целом, а не её отдельных уровней или компонентов. На поверхности это выражается в неуклонном снижении численности русской нации, в различных других негативных явлениях.

Причина такого состояния прежде всего в духовно-политическом кризисе, сомнении в многовековых ценностях и идеалах самой русской нации, утрате духовных опор и ориентиров, в глубоком сомнении в безопасности текущего бытия и будущих поколений. В условиях вызовов глобализации национальным культурам, навязывания ценностей утилитаризма, индивидуализма и всеобщей конкуренции, ранее не свойственных русской культуре, актуализируется проблема исследования русского национального идеала, проблема влияния идеала на различные стороны бытия культуры, а также методологическая проблема определения места его самого в структуре НСС, более строгого анализа структуры НСС.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время к проблеме НСС имеются следующие подходы: географический детерминизм, рационализм, интуитивизм, органицизм, социал-дарвинизм и расизм, фор-мационная теория (марксизм) с разновидностями, цивилизационная теория (культурно-исторических типов) с разновидностями. Каждый из них - это исследование феномена НСС под определённым углом зрения: как явления либо социального, либо природного, либо духовного.

Проблема национального самосознания освещалась в исследованиях национального менталитета, русской идеи, национальных характеров и образов мира, национальных отношений и национализма, общественных, правовых и политических идеалов, интересов и ценностей и других вопросов, Трансформации и формам проявления, сущности и структуре, инте-гратавньщ качествам менталитета посвящены исследования С. В. Вальце-ва,,Д. А. Григорьевой, Н.Н.Губанова, В.В.Егорова, Р. 3. Зулькарнаевой, Г. В. Жарковой, Т. С. Корнеевой, Ф. В. Советова, И. Н. Супарова, В. К. Трофимова и др. Исследованию русской идеи, мессианизма посвящены диссертации Ё. В. Голошумова, С. Н. Кочерова, В. М. Сторчака, И. В. Шарковой и др. '

Национальные отношения, противоречия и конфликты, политика исследованы Д. А. Абгаджавой, Е. J1. Викторуком, И. Б. Гасановым, Б. Б. Жамсуевым, В. Д. Шаколюковой, В. М. Шевцовым. Национальные интересы исследовали Ю. Н. Касперович, Б. С. Муханов. Этническим аспектам НСС посвящены диссертации Ф. Ю. Албаковой, К. К. Атаева, А. Я. Зарипова, П. В. Кузнецова, Л. Я. Михайловой, С. И. Цая, M. М. Шах-бановой, Ф; С. Эфендиева. Проблемам национализма посвящены исследования Ю. Д. Гранина, Н. А. Мосуновой. Национальный образ России и национальную идентичность исследовали И. В. Борисенко, А.С.Зайцева, И. В. Татаренко, А. Ю. Хамнаева. Нация как социокультурное образование и роль национального самосознания рассмотрены в диссертации В. П. То-рукало. Вопросы трансформации ценностей и политических институтов, цивилизации в переходной России отражены в исследованиях С. А. Бурцева, А. Г. Дугина, М. С. Кочергина, А. А. Лактионова, Ю. И. Мирошникова, О. В. Салтыковой, В. Р. Свечкарёвой, А. М. Пономарёва, А. А. Федоровских. Национальный характер и дух отражён в исследованиях 3. А. Авгановой, Л. А. Коневских, В. Е. Фомина, И. В. Храмова. Политический и общественный идеалы отражены в исследованиях М. Ю. Билаоновой, А. М. Кумыкова, Т. А. Лушкиной, С. Н. Шумилова. Наконец, исследование проблемы сущности и противоречий НСС предпринято Д. Г. Абуладзе.

Вместе с тем национальное самосознание мало исследовано как междисциплинарное целостное образование в категориях на уровне сущности; недостаточно освещены вопросы методологии его структуры, переходов сущности в формы и форм друг в друга. В философии культуры практически не исследована система противоречий НСС, проблема этапов его исторического развития, форм и видов самосознания, превращенных форм. Проблема собственно национального идеала как ядра культуры и источника её развития в отечественной философии практически не ставилась.

Проблемы русского национального самосознания и идеала рассмотрены в разнообразных источниках, отражающих единство и многообразие

русского национального бытия. В трудах по истории России, мировой истории и истории культуры А. Н. Боханова, Б. Д. Грекова, Н. Дэвиса, А. А. Зимина, Д. И. Иловайского, Н. М. Карамзина, С. Г. Кара-Мурзы, Э. Каррер д'Анкосс, В. О. Ключевского, В. В. Кожинова, Н. И. Костомарова, М. И. Ко-яловича, А. де Кюстина, В. В. Леонтовича, Л. В. Милова, М.В.Назарова, Н. А. Нарочницкой, Д. Норвича, С. В. Перевезенцева, Б. С. Рыбакова, А. Н. Сахарова, В. Г. Сироткина, С. М. Соловьёва, Р. Г.Скрынникова, Е. В. Тарле, А. Дж. Тойнби, С. А. Токарева, А. И. Уткина, Б. Н. Флори, Дж. Хоскинга и др. рассматриваются вопросы исторического развития России, форм политической, социальной и духовной жизни русского народа, осознаются особенности России как отдельного культурно-исторического типа, причины её особенностей: суровый климат и гигантские пространства, принятие православной религии, жёсткая централизованная власть, длительное существование общинных отношений.

В философских работах И. С. Аксакова, В. Г. Белинского, Н. А. Бенедиктова, Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Б. П. Вышеславцева, Г. Гегеля, А. И. Герцена, А. В. Гулыги, С. Ф. Денисова, В. В. Егорова, В. К. Егорова, И. А. Ильина, В. К. Кантора, Н. В. Карлова, И. В. Киреевского, Н. Г. Козина, С. В. Кортунова, В. И. Ленина, К. Маркса, М. А. Маслина, В. М. Ме-жуева, В. В. Николина, А. С. Панарина, И. К. Пантина, В. Я. Пащенко, Д. В. Пивоварова, П. А. Рачкова, В. В. Розанова, Н. С. Розова, Ю. Ф. Самарина, Ю. И. Семёнова, В. С. Соловьёва, А. Г. Спиркина, Л. Н. Столовича, Э. Трёльча, П. А. Флоренского, Д. М. Федяева, С. Л. Франка, А. С. Хомякова, И. Я. Чаадаева, С. В. Чешко, Л. И. Чинаковой, О. Шпенглера, В. Шу-барта, К. Ясперса, А. И. Яценко и др. в различных подходах отражена специфика русского национального самосознания, выражаемая в ценностях, идеалах, религии, идентичности, русской идее, идеологиях; определяются задачи и способы цивилизационного развития России, вопросы границ культурной трансформации.

В трудах по социологии, этнопсихологии, психологии 'К. А. Абульха-новой, Н. Я. Данилевского, А. Г. Здравомыслова, А. А. Зиновьева, Б. Ю. Кагар-лицкого, О. В. Крыштановской, Н. И. Лапина, Д. А. Леонтьева, О. А. Мих-невича, П.А.Сорокина, Н.Е.Тихоновой, В. А. Ядова, В. Г. Япринцева и др.; в трудах по культурологии и политологии Ю. В. Бромлея, Р. Барта, 3. Бжезинского, Ю. М. Галеновича, Г. Д. Гачева, Л. Н. Гумилёва, К. Н. Леонтьева, А. Ф. Лосева, Н. Макиавелли, А. А. Миголатьева, П. Н. Савицкого, Н. А. Струве, Н. С. Трубецкого, К. А. Феофанова, С. Хантингтона, А. Цулад-зе и др.; в трудах по этнографии и этнологии В. Г. Бабакова, Ю. В. Бромлея, С. И. Брука, С. Т. Калтахчяна, М. В. Крюкова, В. М. Семёнова, В. А. Тишко-ва и др. также с различных научных и идеологических позиций исследуются особенности формирования русской культуры в политической, социальной

и религиозной сферах. Выдвигаются концепции возникновения и развития культур и цивилизаций: культурно-исторических типов, смены формаций в ходе развития этноса в народ и нацию, цивилизационных циклов, пассионарного этногенеза, евразийства как срединной цивилизации между Востоком и Западом, национального эроса, эпифеноменальности нации. В зависимости от позиции авторов России предназначается роль культурной водительницы наций, или автаркического субъекта истории, или периферии мировой истории. Исследуются национальные интересы и ценности, этапы политического развития России и другие вопросы.

В русской философии исследовались идеалы этический, религиозный, эстетический, государственный, общественный, но все они не являются национальным идеалом, потому что не отражают в себе всю целостность культуры, а национальный идеал должен выражать, опираться на всю культуру, интегрировать её в себе. Русский национальный идеал является ядром культуры русской нации (великороссов, украинцев и белорусов, живущих в РФ), но в силу комплементарности русских другим этносам, живущим рядом с ним на территории России, русская культура, культура более 80 % населения страны, объективно служит ядром формирования российской нации. Независимо от того, как будут называться её представители: русскими или россиянами. Как известно, современные нации! везде имеют разное этническое и разное конфессиональное происхождение. В силу этого необходимо выяснить, что происходит в самом ядре русской культуры, т. е. исследовать русский национальный идеал.

Проблема исследования русского национального идеала может быть сформулирована в следующих задачах:

1. Выявить структуру национального самосознания, а также дать определение национального самосознания.

3. Определить место национального идеала и национальной идеи в структуре национального самосознания.

4. Раскрыть содержание категорий национального самосознания: национальных потребностей, интересов, ценностей и идеалов.

5. Раскрыть содержание категории «прототип русского национального идеала» в историческом и логическом контексте развития национального самосознания и показать активную роль прототипа в развитии идеала и культуры в целом.

6. Выявить структуру русского национального идеала, дать его определение, раскрыть его сущность как ядра национального самосознания и общего закона развития культуры.

7. Показать характер взаимосвязи русской идеи и русского национального идеала, а также процесс развития национальной идеи. I

8. Раскрыть процесс формирования русского национального идеала как сложного единства ценностей в «вертикальном» и «горизонтальном» разрезах.

9. Раскрыть процесс и формы реализации национального идеала в культуре России.

Методологические и теоретические основы исследования. Со времени написания К. Марксом «Капитала» известно, что исследование общественных процессов возможно тогда, когда они приобрели зрелые формы, а Г. Гегель подчёркивал, что невозможно понять результат развития без исследования процесса становления, т. е. необходимо применять исторический метод. Национальное самосознание и национальный идеал как его ядро, - это синтез уже отражённого в сознании бытия, обновляющегося отражения живого бытия народа и, в свою очередь, непрерывного воздействия сознания на бытие.

Первая предпосылка данной работы исходит из того, что проблему национального самосознания необходимо рассматривать в его развитой форме и невозможно рассматривать без истории зарождения и развития. Вторая предпосылка заключается в том, что проблема НСС заведомо междисциплинарная в силу того, что оно отражает и активно воздействует на единство бытия народа как носителя самосознания, поэтому в философском анализе следует привлекать для рассмотрения различные источники русской культуры и общественные науки, всесторонне отражающие творчество самого народа.

Теоретической основой настоящего исследования являются теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского с её разновидностями, формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, теория общества как социального организма; кроме того, исследования проблем русского менталитета, национальной идеи, интересов, ценностей и идеалов, диалектических противоречий, а также исторические, социологические, психологические, политологические, экономические, этнологические теории.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании выдвинуты и обосновываются следующие положения:

-выявлены существование двух слоев в структуре национального самосознания - менталитета и концептуально-идеологического слоя - и их разная роль в НСС;

- выявлена роль национального самосознания как конституирующего признака нации;

- сконструирована модель «русский национальный идеал как триединая сущность» и выявлена роль национального идеала как закона бытия и развития нации и её самосознания, выявлены антропологические и трансцендентные аспекты содержания идеала;

- выявлена глубинная связь русского национального идеала с русской идеей в религии, а также соответствие зрелости национальной идеи зрелости национального самосознания;

- сконструирована модель «прототип национального идеала» как активной относительно самостоятельной составляющей идеала, как формы его саморазвития и как критерия смены этапов развития национального самосознания, как причины автоколебаний русской культуры, выявлены антропологические и трансцендентные аспекты содержания;

- раскрыты противоречия внутри национального идеала, между ним самим и его прототипом, между идеалом и его опорами-заменителями;

- сконструирована модель формирования национального идеала в четырёх условиях реализуемости, пяти уровнях вертикального строения и трёх ценностных группах горизонтального строения;

- сконструирована модель алгоритма реализации национального идеала в трёх уровнях: категории НСС - структура НСС - формы действительности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальное самосознание - это конституирующее бытие нации сознание, сформировавшееся в историческом бытии отношение нации и её членов к Богу, к себе и месту среди других народов, к смыслу и целям своего бытия как уникального явления истории через своё творчество и жизнедеятельность, через потребности, интересы, ценности и идеалы.

2. Триединый характер идеала как единство социального, политического и духовного идеалов; в частности, русский национальный идеал - это единство и братство на основе правды.

3. Духовно-политический идеал как прототип русского национального идеала, как критерий смены этапов развития национального самосознания и как причина автоколебаний русской культуры.

4. Русская идея как историческое призвание нации, как то, что может дать нация другим нациям, имеет глубинное родство с русским национальным идеалом через духовный идеал, характеризует специфику национальной культуры и отражает своим развитием зрелость самой нации.

5. Процесс формирования национального идеала имеет четыре условия осуществимости - а) предпосылка в виде фиксаций неудовлетворённости нации состоянием текущих дел, б) идеал как совершенный образец и общая цель, в) отражение в идеале коренных интересов нации, г) содержание идеала определяется способом его усвоения - через мифологию, религию и идеологию;' пять уровней вертикального строения - потребности, интересы, ценности, идеал сферы самосознания, национальный идеал; три ценностных группы как основа горизонтального строения. При этом выявляется, что'идеалы сфер самосознания переводят социальные смыслы

!

в смыслы кулыуры и антропологии, а национальный идеал является синтезом синтезов, конституирует единство и устойчивость культуры.

6. Алгоритм реализации национального идеала имеет три уровня: на уровне категорий, структуры самосознания и на уровне форм действительности. Алгоритм реализации выявляет большое сходство элементов структуры заимствования идеала и его гомогенного развития, что доказывает сопротивление культуры некритическому заимствованию инокультурных новаций во всех сферах культуры.

Теоретическое и практическое значение исследования. В данном диссертационном исследовании проведён междисциплинарный анализ национального самосознания, как целостного образования и как конституирующего признака нации, а также русского национального идеала как ядра национального самосознания и культуры. Вместе с тем теоретические выводы данной работы выходят за рамки «чистого» философствования - в сферу экономической, политической и социальной практики. С развитием теории национального самосознания и национального идеала в дальнейшем возможно вырабатывать социальные, политические и экономические решения, не противоречащие глубинным тенденциям развития отечественной культуры, но вместе с тем учитывающие необходимые в данное историческое время коррективы.

Апробация работы. Материалы исследований по проблеме НСС были опубликованы автором в журнале из списка рецензируемых изданий в соответствии с требованиями ВАК «Омский научный вестник», в журналах «Вестник развития науки и образования», «Научная жизнь», в материалах всероссийской и международной научно-практических конференций в городах Ульяновске, Пензе. Результаты исследований использовались при проведении занятий по философии культуры и политической культуре в рамках учебных дисциплин «Философия» и «Политология» в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 254 названия. Работа изложена на 180 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень её разработанности, формулируются цель, задачи и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Структура и категории национального самосознания» посвящена выявлению роли и структуры национального самосознания, конституирующего характера самосознания в развитии культуры, анализу категорий самосознания и исторического процесса развития прототипа национального идеала.

Первый параграф «Структура и роль национального самосознания» посвящен обзору научных подходов и их разновидностей к пониманию национального самосознания, а также анализу структуры национального самосознания с целью определения местонахождения национального идеала в ней, а также даётся определение национального самосознания.

Обзор научных подходов. 1. Географический детерминизм — концепция, объясняющая явления общественного бытия и политического развития народов влиянием географических и климатических условий страны. (Гекатей Милетский, Геродот, Гиппократ, Аристотель, Ж. Боден, Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель, Р. Челлен, X. Маккиндер, В; П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. И. Мечников). Здесь содержится предпосылка для установления характера взаимосвязи природного и этнического факторов.

2. Рационалистический подход, согласно которому нация есть огромный социальный механизм, разумно устроенный, развивающийся по объективным механическим законам и воплощающий некоторую идею (общественного договора, свободы) без влияния природной и этнической составляющих (Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо). В концепции Т. Гоббса речь идёт о Левиафане - символе всемогущего государства-механизма, подчиняющего себе народ; но поскольку социальные факторы переплетаются с этническими в бытии нации, можно перейти от государства и к самой нации. В данном подходе содержится предпосылка исследования структуры и проблемы функционирования нации как большой системы, исторического организма.

3. Формационный подход исходит из того, что этнические общности — этнос, народность, нация — соответствуют определённым общественно-экономическими формациям и одновременно являются социальными общностями, они отличаются языком, культурой и психикой, а также этнокультурными элементами - устной и письменной речью, диалектным членением языка, формированием единого литературного языка и развитыми средствами массовой информации (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ю. В. Бромлей, Ю. И. Семёнов и др.). Разновидности этого подхода, характеризуемые попытками синтеза с другими ¡подходами - концепция социоисторических организмов Ю. И Семёнова и концепция единой человеческой цивилизации, развиваемая А. Н. Сахаровым, А. Н. Бохановым, Л. Е. Морозовой, М. А. Рахматуллиным, В. А. Шестаковым. Из формацион-ного подхода необходимо использовать диалектический метод, категориаль-

ный аппарат в исследовании идеальной сферы нации, а также исторический метод в её развитии.

4. Цившизационный подход и его разновидности, согласно которому нация является частью культурно-исторического типа или самостоятельным культурно-историческим типом (локальной цивилизацией); нация проявляется в определённом сочетании религиозных, культурных, политических и экономических начал, развиваясь по присущим этому типу (локальной цивилизации) закономерностям. В нём выделяются следующие разновидности:

- теория замкнутых культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского;

- концепция византизма К. Н. Леонтьева;

- концепция циклической истории культур О. Шпенглера;

- концепция цивилизационных циклов П. А. Сорокина;

- концепция локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби;

- концепция столкновения цивилизаций С. Хантингтона;

-концепция евразийства и примыкающая к нему концепция пассионарного этногенеза (Е.С.Трубецкой, Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г. В. Флоровский, Л.Н.Гумилёв, В. В. Кожинов). Из цивилизационного подхода следует выделить анализ культуры, цивилизации как целостного структурированного объекта, а также её структурных частей.

5. Органицистский и близкий ему космопсихологический подход, в котором всякая национальная целостность есть единый организм, Кос-мо-Психо-Логос, т. е. единство природы, национального склада психики и мышления (немецкая «историческая школа права», славянофилы, Э. Трёльч, Г. Д. Гачев). В этом подходе можно использовать предпосылку развития принципа универсальной взаимосвязи и целостности духа и бытия, междисциплинарного подхода.

6. Социал-дарвинистский и расистский подходы характеризуются тем, что сводят закономерности развития человеческого общества, нации либо к закономерностям биологической эволюции, либо к определяющей роли расовых различий; принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных или господство «высшей расы» выдвигают как определяющие факторы жизни наций, оправдывая насилие и эксплуатацию «примитивных» народов и рас (Т. Мальтус, Г. Спенсер, Т. Гексли в социал-дарвинизме; Д. Нотг и Д. Глиддон, А. де Го-бино и Ж. Лапуж, X. Чемберлен и Ф. Гальтон, К. Хаусхофер в расизме).

7. Интуитивистский подход, при котором, с одной стороны, субъект национального самосознания обнаруживает себя укоренённым в бытии, находит первичное бытие в себе, с другой стороны, по существу, вы-

веден за пределы нации, в рамки локальной цивилизации (у Н. А. Бердяева и С. J1. Франка, у А.Дж. Тойнби).

8. Синтетический подход, используемый в данном исследовании, -опыт синтеза элементов цивилизационного, формационного и органицист-ского подходов с террией двойного взаимоотражения субъекта и объекта Г. Гегеля. Его основные черты состоят в следующем: а) национальная культура есть саморазвивающаяся многоуровневая, многофакторная система противоречий: между природными условиями и созданными самим народом; между сферами этой культуры; между слоями, формами и видами самосознания; а также на уровне самосознания групп и индивидов; б) национальный идеал - это единство идеалов сфер культуры, порождённых ими и опирающихся на них, а также закон бытия и развития нации в духовной, политической, культурной и социально-экономической сферах; в) историческая периодизация развития русской нации и её самосознания проводится в соответствии с развитием и сменой прототипов национального идеала -духовно-политических идеалов этапов развития. Тем самым наряду с действием материальных интересов в развитии культуры утверждается активная роль духа вслед за такими мыслителями, как С. Н. Булгаков, М. Вебер, Б. П. Вышеславцев, К. Ясперс.

Рассматривая структуру национального самосознания, автор приводит структурные составляющие НСС: признаки, сферы самосознания, слои самосознания - менталитет, концептуально-идеологический слой, а главное - определено место национального идеала в этой структуре.

По мнению автора, признаки.НСС выражают собой соответствующие материально-организационные и духовные условия бытия, которые в своём единстве обеспечивают целостность и существование нации. Автор приводит семь признаков. Отмечая, что из философского анализа НСС выпали сферы культуры по Н. Я. Данилевскому, автор показывает, что им соответствуют сферы самосознания. Их анализ не носит формального характера: именно в сферах культуры происходит переход социального содержания самосознания'в культурное и антропологическое.

Подробно рассматриваются разногласия в таком вопросе, как; сущность и структура менталитета в связи с тем, что автор ставит методологическую задачу: выяснить, какую роль играет менталитет в самосознании, в каком именно слое НСС находится национальный идеал? Автор делает вывод, что менталитет имеет разные слои - устойчивые и изменчивые, что это ядро качественного своеобразия нации, её психического и умственного склада.

Национальный идеал находится в ментальном слое и пронизывает собой все его слои, выходя в другой слой НСС - концептуально-идеологический, который включает различные идеологии, богословские, философ-

ские учения, теории и концепции общественных наук, а также литературные и искусствоведческие теории. В этом слое зарождается и формируется такое сложное духовное явление, как национальная идея - то, что указывает нации идеальный образ, её цель во внешнем мире. Автор обосновывает роль национального самосознания, как конституирующего фактора развития нации и тем самым раскрывает его антропологическое значение.

На основе анализа роли национального самосознания в культуре автор даёт его определение. Национальное самосознание - это конституирующее бытие нации сознание, сформировавшееся в историческом бытии отношение нации и её членов к Богу, к себе и месту среди других народов, к смыслу и целям своего бытия как уникального явления истории через своё творчество и жизнедеятельность, через потребности, интересы, ценности и идеалы.

Во втором параграфе «Категории национального самосознания»

проводится анализ сущности национального самосознания, выражаемой в категориях самосознания: потребностях, интересах, ценностях, идеалах сфер самосознания. Анализ этих категорий приводит к следующим выводам:

-существуют объективные, коренные интересы нации, заключающиеся в обеспечении условий благоприятного вопроизводства самой себя и культуры; и субъективные национальные интересы, которые понимаются как особое, привилегированное положение своей нации перед другими;

- национальные ценности регулируют социальные отношения людей в обществе, занимают переходную ступень от интересов к идеалам, играя среди категорий самосознания роль категории особенного. Бытие нации организуется совокупностью ценностей-ориентиров, ценностей развития, а также парных им ценностей-ограничителей, отражающих момент устойчивости всей системы ценностей. Диссертант считает, что главная ценность, выражающая антропологическое содержание НСС - это сама нация, национальная культура. В силу этого невозможно ограничивать исследование НСС только социальным анализом;

- в качестве главных ценностей - идеалов политической, духовной и социальной сфер самосознания - в русском национальном самосознании выделились следующие: единство, братство, правда. Эти идеалы интегрируют политическую, духовную и социальную сферы самосознания и переводят социальные категории в категории культуры и антропологии.

В третьем параграфе «Русский национальный идеал: исторические прототипы» вводится новая категория национального самосознания «прототип национального идеала» для анализа исторических форм развития национального идеала и причин их смены друг другом. Проводится

анализ развития духовного и политического идеалов на историческом материале.

Проводится сопоставление общечеловеческих и национальных ценностей, выявляется предмет исследования - национальные ценности, определяющие специфику развития и целевые установки в сферах самосознания. Далее показан исторический характер самих национальных ценностей в политической и духовной сферах и последствия изменения соотношения ведущей и ведомой ролей между идеалами: это ведёт за собой смену ^исторического этапа в самосознании нации. |

Прототип русского национального идеала, или духовно-политическая ценность, возник в историческом бытии Киевской Руси не позднее второй половины X в. вместе с крещением Руси. В Западной Европе прототип идеала возник в конце VIII в. и сменился после Реформации, в Византии возник в VI в. и исчез после её захвата турками-сельджуками. Прототип описан многими богословами, историками, философами и писателями, однако его истинная роль как активной составляющей национального идеала и НСС не была осмыслена: обычно его отождествляли с самим идеалом. Не была осмыслена также проблема соотношения исторической формы воплощения идеала на отдельном этапе развития народа и процесса развития национального идеала. Смена прототипов русского национального идеала выдвигается в качестве причины и критерия смены исторических этапов развития русской нации. Предвестником такой смены в историческом процессе выступает серия катастрофических событий в короткий период.

Роль пассивной оболочки и противовеса активному ядру принадлежит социальному идеалу, но его чрезмерное удаление от ядра грозит социальным взрывом и быстрым распадом государства и общества. Имманентная неравномерность развития прототипа и целостности национального идеала являегНся причиной автоколебаний всего идеала и русской культуры в целом. Замена одного из составляющих русский национальный идеал идеалов сферы НСС (политического идеала на экономический) неизбежно приведёт к качественному преобразованию культуры, поскольку эта замена затрагивает самые основы русского национального менталитета и меняет смыслы и цели бытия нации.

Указывая на наличие прототипа идеала в Византийской империи и в Западной Европе до Реформации, автор видит проблему для дальнейших сравнительных культурологических исследований национальных идеалов наций, принадлежащих к различным ветвям христианского мира: православия, католицизма и протестантизма в условиях острой конкуренции с Западом за ресурсы и пути развития всей человеческой цивилизации. Для обоснования выдвигаемой концепции прототипа национального иде-

ала диссертант показал развитие по этапам единства как политического и братства как духовного идеалов на исторических материалах.

Во второй главе «Русский национальный идеал как сущность национального самосознания» диссертант проводит методологический и исторический анализ структуры русского национального идеала, противоречий внутри самого идеала, логический анализ формирования национального идеала и алгоритмов реализации национального идеала в различных уровнях и формах.

В первом параграфе «Русский национальный идеал и русская идея» на материалах дискуссий Х1Х-ХХ вв. о сущности общественного идеала рассматриваются методологические требования к национальному идеалу. Обосновывается привязка национального идеала к сферам культуры русского народа, с незначительными уточнениями понимаемыми автором так же, как они понимаются в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. На материалах обширной и длительной дискуссии, продолжающейся 960 лет и на основании анализа религиозных, богословских, философских, исторических и литературных источников выводятся идеалы сфер самосознания: единство - идеал политической сферы, братство - идеал духовной сферы и правда — идеал социальной сферы. На основе идеалов сфер самосознания русский национальный идеал определяется как диалектически противоречивое триединство: «единство и братство на основе правды».

В его структуру входят духовный, политический и социальный идеалы как целеполагающие векторы развития этих сфер самосознания, в разной степени несущие в себе трансцендентное, антропологическое и социальное содержание самосознания. Кроме того, к проблеме национального идеала примыкает проблема национальной идеи. Диссертант показывает, что национальная идея лежит в концептуально-идеологическом слое и своей направленностью на внешний к национальному бытию мир, по сути, продолжает национальный идеал, лежащий в ментальном слое.

В силу сложной структуры и неодинаковости целей, выдвигаемых идеалами сфер самосознания, и борьбы за одни и те же национальные ресурсы как средства достижения этих целей между ними развиваются и разрешаются противоречия в единстве национального идеала. Следовательно, можно сделать вывод, что национальный идеал является общим законом развития культуры, проявляющимся в форме исторической тенденции. Составляющие его идеалы сфер самосознания являются взаимодополнительными как по содержанию моментов единства, так по своему содержанию -социальному, культурному, антропологическому.

Национальный идеал есть ядро бытия и общий закон развития, условие единства нации, основа её самоидентификации, это «механизм» пре-

вращения социального содержания в содержание культуры и антропологии, трансценденции сознания, опосредствованного идеалами сфер самосознания. Национальный идеал имеет динамический механизм балансирования внутри себя: активное ядро прототипа уравновешивается пассивной оболочкой и всей целостностью национального идеала. В анализе выявляется, что действие идеала тесно связано с кризисами культуры, что это происходит по причине неполноты осуществления идеала из-за развития его в форме организационных опор, заменителей идеала.

Проведён анализ соотношения национального идеала и русской идеи, а также анализ изменения русской идеи в истории и сделаны следующие выводы. Анализ соотношения национального идеала и русской идеи показывает, что национальный идеал - это объективация в НСС наиболее глубинных отношений самой культуры и её закона развития, а национальная идея - объективация в НСС межкультурных связей целостности культуры вовне её. Национальная идея - это рефлексия национальной культуры о своём месте, смысле и задачах среди других культур, но также рефлексия, вышедшая и отражённая от самого национального идеала как ядра культуры. В идеологеме графа С. С. Уварова «православие-самодержавие-народность», считающейся формулой русской идеи, на самом деле выражается фиксация организационных опор, заменителей национального идеала.

Анализ этапов развития русской идеи показывает, что, во-первых, русская идея выражает специфику национальной культуры. Русская идея отличается соборностью, живой христианской верой, смирением, открытостью миру, созидающей созерцательностью, эсхатологизмом, провиденциализмом. Во-вторых, степень зрелости русской идеи коррелирует со степенью зрелости НСС и самой нации: на этапе образования этноса и государственности - это религиозно-философский образ этноса в мире, на этапе созревания государственности - это религиозно-философско-государственный образ народа, на этапе созревания культуры - религиозно-философско-куль-турный образ нации в мире.

Во втором параграфе «Национальный идеал: анализ формирования» диссертант анализирует четыре условия реализуемости идеала, суть которых в опоре на национальные интересы. В связи с этим в параграфе рассмотрены методологические требования к процессу формирования.

Проводится анализ формирования идеала в вертикальном разрезе восхождения от национальных потребностей и интересов к национальным ценностям и идеалам, в конечном итоге к национальному идеалу. Это вое-" хождение, таким образом, совершается в пяти уровнях развития.

Уже идеал сферы самосознания синтезирует социальное содержание интересов и ценностей в антропологическое содержание культуры, национальный идеал завершает этот синтез в сферах культуры синтезом более

высокого уровня и выявляет антропологическое и трансцендентное содержание культуры. В вертикальном анализе выявляется также, что изменения в ментальности цации вызываются осуществлением долгосрочных проектов и новаций в .культуре, что в сфере бессознательного нации постоянно происходит отбор и подтверждение на жизнеспособность идеалов сфер самосознания.

В горизонтальном разрезе рассмотрено группирование ценностей вокруг идеала сферы самосознания; сделан вывод о том, что ценности одной сферы взаимодополнительны, идеал сферы выражает самое глубокое противоречие данной сферы и одновременно цель её развития. Ценности, задающие вектор развития нации, дополняют ценности норм поведения в различных условиях и интегрируются путём самоорганизации через ментальность до уровня теорий, концепций и идеологий.

В третьем параграфе «Национальный идеал: анализ алгоритмов реализации» автор рассматривает в соответствии с выявленной структурой национального самосознания уровни и формы реализации национального идеала. Реализация происходит на уровне категорий НСС, на уровне сфер и слоев самосознания, а также на уровне форм действительности - религиозных, социальных, политических, экономических реформ, национальных программ и проектов, а отдельных случаях в виде революций и контрреволюций.

Анализ слоев самосознания выявляет, что национальный идеал имеет с религиозным сознанием общие черты: во-первых, и то, и другое есть предмет поклонения, уважения, восхищения; они связаны с бессознательным и сознанием национальной общности; они реализуются через разные формы (в том числе и через одни и тс же); они выходят из духовной сферы и входят в обыденность жизни. Во-вторых, религиозное сознание и идеал служат средством идентификации, сплочения национальной общности и создания целостного мировоззрения, хотя идеал делает последнее в совокупности с системой ценностей. В-третьих, идеал служит средством управления и манипуляции массами в форме идеологий для решения текущих целей господствующих элит, обытовляется и перестаёт выполнять свою главную роль - быть ориентиром, целью развития всей нации, а усекается до этих текущих целей.

В концептуально-идеологическом слое с идеалом также происходят превращения, переходы из одних форм в другие. В просвещённых слоях народа вера приобретает новые качества, обретая подпорки рационально-философского обоснования. В этих слоях идеал размыкается с сакральным, но тогда объектом веры становится истина, научное знание, рациональное обоснование мира. С другой стороны, народные массы нуждаются в живой вере, а идеал - в опоре на веру в самом народе. То есть в культуре проис-

ходит расхождение качеств идеала в противоположные стороны. В ситуации потери связи духовного и политического идеалов с народными массами социальный идеал начинает выполнять роль вместо национального идеала, подменяя его единство, в первую очередь подменяя духовный идеал и разрушая опоры политического идеала.

Диссертант показывает на основе исторических, политологических и философских источников, что как гомогенная, так и заимствованная форма реализации идеала в действительности имеют большое сходство, на основании чего приходит к выводу, что существуют объективные границы восприятия национальной культурой инокультурных нововведений, что эти нововведения должны вводиться постепенно, последовательно и с учётом культурных традиций. Анализ алгоритмов реализации идеала приводит к выводу: национальное самосознание в стране должно воспринять необходимость и глубину изменений; в их внедрении должна широко участвовать сама нация, её квалифицированные представители, только тогда они будут относительно безболезненно восприняты в бытии нации. В противном случае при любом общественном строе России в период реформ или революции угрожает опасность распада государства и связей в обществе.

При реализации идеала возникает проблема неполноты воплощения, подмена самого идеала опорами-заменителями (государством, субъектами экономики и церковью), в результате такого воплощения «социально-экономическая нация» становится формой отчуждения антропологических и трансцендентных смыслов её бытия. Здесь автор видит необходимость продолжения исследований для углубления понимания действующих в культуре механизмов реализации идеалов, поскольку большая часть процессов проходит в форме коллективного бессознательного и сопряжений различных институтов культуры.

В заключении приводятся выводы проведённого исследования и показаны направления дальнейших исследований проблемы национального идеала и национального самосознания.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикация в научных изданиях, рекомендованном ВАК РФ:

1. Шишкин, В. А. Формы и виды объективации категорий национального самосознания / В. А. Шишкин // Омский научный вестник. - 2009. -№4.-С. 89-93.

2. Шишкин, В. А. Этапы развития национального самосознания / В. А. Шишкин // Омский научный вестник. - 2009. - № 5. - С. 102-105.

Статьи, тезисы в других научных сборниках и журналах:

3. Шишкин, В. А. Взаимосвязь форм хозяйства, общества и культуры /

B. А. Шишкин // Вестник развития науки и образования. - 2007,- № 5. -

C. 26-35.

4. Шишкин, В. А. Трансформации российского государства и общества как явления национальной культуры / В. А. Шишкин // Вестник развития науки и образования. - 2007. - № 6. - С. 57-68.

5. Шишкин, В. А. Русское национальное самосознание в поэзии М. Ю. Лермонтова / В. А. Шишкин // Вестник развития науки и образования. - 2008. - № 2. - С. 68-77.

6. Шишкин, В. А. Национальное самосознание: сущность и специфические формы проявления / В. А. Шишкин // Вестник развития науки и образования. - 2008. - № 4. - С. 52-58.

7. Шишкин, В. А. Национальное самосознание: формы и виды функционирования, этапы развития / В. А. Шишкин // Вестник развития науки и образования. - 2008. - № 6. - С. 57-64.

8. Шишкин, В. А. Национальное самосознание: категории и система противоречий / В. А. Шишкин // Научная жизнь. - 2008. - № 6. - С. 99-107.

9. Шишкин, В. А. Национальное самосознание: признаки и условия функционирования / В. А. Шишкин // Научная жизнь. - 2009. - № 1. — С. 69-76.

10. Шишкин, В. А. Предпосылки гражданского общества в России /

B. А. Шишкин //; Человек в российской повседневности: история и современность: Междунар. науч.-практ. конф.: сб. статей. - Пенза: РИО ПГСХА, 2008.-С. 318-322.

11. Шишкин, В. А. Смуты как явления русской культуры / В. А. Шишкин // Человек в российской повседневности: история и современность: Междунар. науч.-практ. конф.: сб. статей. - Пенза: РИО ПГСХА, 2008. -

C. 322-326.

Подписано в печать 24.11.2011. Формат 60 х 84/16. Бумага офсетная. Печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ И 030

Издательство ОмГПУ Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб. Тухачевского, 14, тел/факс (3812) 23-57-93

 

Текст диссертации на тему "Русский национальный идеал в структуре национального самосознания"

61 12-9/71

На правах рукописи

ШИШКИН Василий Архипович

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

09.00.13 - философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Николин В.В.

Омск-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................3

Глава I. Структура и категории национального самосознания............13

§ 1. Структура и роль национального самосознания................................13

§ 2. Категории национального самосознания..........................................37

§ 3. Русский национальный идеал: исторические прототипы......................62

Глава II. Русский национальный идеал как сущность национального

самосознания.................................................................................79

§ 1. Русский национальный идеал и русская идея....................................79

§ 2. Национальный идеал: анализ формирования....................................106

§ 3. Национальный идеал: анализ алгоритмов реализации.........................131

Заключение.................................................................................152

Библиография.............................................................................157

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема русского национального самосознания и национального идеала актуальна для современной России, поскольку после распада Советского Союза встали многочисленные вопросы, связанные с оценкой прошлого, выбором путей развития, защиты национальных интересов внутри и вне страны, с поиском смысла бытия русского народа. Можно согласиться с C.B. Кортуновым, считающим, что эти проблемы связаны с кризисом национальной идентичности: «Кризис идентичности - это утрата Россией своего исторически сложившегося представления о самой себе. <...> Вопрос о национальной идентичности России лежит не только и не столько в плоскости современной политики, сколько в плоскости её истории и культуры. Возможно, только с этих позиций, т.е. с позиций вековых национальных интересов и задач, удастся ответить на кардинальные вопросы текущей внутренней жизни страны»1 Представление народа о самом себе, своём месте среди других народов, пути и цели развития, а также роли в истории - это и есть проблема национального самосознания.

Феномен национального самосознания весьма сложен для осмысления, поскольку в его структуре действует много разных факторов, имеется много уровней, в силу чего в философии и общественных науках выдвигаются противоречивые подходы к нему. (Ввиду частоты употребления термина «национальное самосознание» в тексте вводится аббревиатура НСС.) В своём бытии народ находит и цель, и смысл своего существования. НСС - продукт самодеятельности и культуры всего народа: исходя из этого понимания, необходимо искать существенное, закономерное, существующее реально в самом самосознании. В этом отношении феномен НСС есть момент бытия, идеальное бытие нации. В условиях малочисленности систематических исследований по данной проблеме необходимы усилия по теоретическому

Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла / C.B. Кортунов. - М.: Аспект Пресс, 2009.-С. 8, 36.

осмыслению всего комплекса вопросов, поскольку исследований по отдельным вопросам национального самосознания явно недостаточно.

Анализ национального самосознания как междисциплинарного явления, конституирующего и смыслоопределяющего бытие русской нации, позволяет глубже осмыслить историческое развитие русской культуры. Значимость исследования НСС возрастает и потому, что в последние десятилетия очевиден очередной системный кризис русской культуры в целом, а не её отдельных уровней или компонентов. На поверхности это выражается в неуклонном снижении численности русской нации, в различных других негативных явлениях.

Причина такого состояния - прежде всего в духовно-политическом кризисе, сомнении в своих многовековых ценностях и идеалах самой русской нации, утрате духовных опор и ориентиров, в глубоком сомнении в безопасности текущего бытия и будущих поколений. В условиях вызовов глобализации национальным культурам, навязывания ценностей утилитаризма, индивидуализма и всеобщей конкуренции, ранее не свойственных русской культуре, актуализируется проблема исследования русского национального идеала, проблема влияния идеала на различные стороны бытия культуры, а также методологическая проблема определения места его самого в структуре НСС, философского анализа структуры НСС.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно намечает проблемы границ заимствования элементов других культур, выходит в сферы экономики, политики и идеологии при исследовании алгоритма реализации национального идеала. Это исследование будет полезно для использования в преподавании специальных курсов по философии культуры, транзитологии, культурологии, политологии, национальным отношениям.

Степень разработанности проблемы. К проблеме национального самосознания имеются следующие подходы: географический детерминизм, рационализм, интуитивизм, органицизм, социал-дарвинизм и расизм, формационная теория (марксизм) с разновидностями, цивилизационная теория

(культурно-исторических типов) с разновидностями. Каждый из них - это исследование феномена НСС под определённым углом зрения: как явления либо социального, либо природного, либо духовного.

Проблема национального самосознания в целом и отдельные вопросы его в конце XX - начале XXI века отражены в ряде диссертационных исследований по онтологии и теории познания, социальной философии, философии культуры, истории философии. Трансформации и формам проявления, сущности и структуре, интегративным качествам менталитета посвящены исследования C.B. Вальцева, A.A. Григорьевой, H.H. Губанова, В.В. Егорова, Р.З. Зулькарнаевой, Г.В. Жарковой, Т.С. Корнеевой, Ф.В. Советова, H.H. Супарова, В.К. Трофимова и другие. Исследованию русской идеи, мессианизма посвящены диссертации Е.В. Голошумова, С.Н. Кочерова, В.М. Сторчака, И.В. Шарковой и другие.

Национальные отношения, противоречия и конфликты, политика исследованы Д.А. Абгаджавой, E.JI. Викторуком, Гасановым И.Б., Б.Б. Жамсуевым, В.Д. Шаколюковой, В.М. Шевцовым. Национальные интересы исследовались Ю.Н. Касперовичем, Б.С. Мухановым. Этническим аспектам НСС посвящены диссертации Ф.Ю. Албаковой, К.К. Атаева, А.Я. Зарипова, П.В. Кузнецова, Л.Я. Михайловой, С.И. Цая, М.М. Шахбановой, Ф.С. Эфендиева. Проблемам национализма посвящены исследования Ю.Д. Гранина, H.A. Мосуновой. Национальный образ России и национальная идентичность исследовались И.В. Борисенко, A.C. Зайцевой, И.В. Татаренко, А.Ю. Хамнаевой. Нация как социокультурное образование и роль национального самосознания рассмотрены в диссертации В.П. Торукало. Вопросы трансформации ценностей и политических институтов, цивилизации в переходной России отражены в исследованиях С.А. Бурцева, А.Г. Дугина, М.С. Кочергина, A.A. Лактионова, Ю.И. Мирошникова, О.В. Салтыковой, В.Р. Свечкарёвой, A.M. Пономарёва, A.A. Федоровских. Национальный характер и дух отражён в исследованиях З.А. Авгановой, Л.А. Коневских, В.Е. Фомина, И.В. Храмова. Политический и общественный идеалы отражены в

исследованиях М.Ю. Билаоновой, A.M. Кумыкова, Т.А. Лушкиной, С.Н. Шумилова. Наконец, комплексное исследование проблемы НСС предпринято Д.Г. Абуладзе.

Вместе с тем, национальное самосознание мало исследовано как междисциплинарное целостное образование в категориях на уровне сущности; недостаточно освещены вопросы методологии его структуры, переходов сущности в формы и форм друг в друга; в философии культуры практически не исследуется система противоречий HCC, а также проблема этапов его развития, форм действительности и видов самосознания, превращенных форм. Проблема собственно национального идеала как ядра культуры и источника её развития в отечественной философии практически не ставилась, хотя отдельные догадки высказывались.

Проблемы русского национального самосознания и идеала отражаются в разнообразных источниках, отражающих единство и многообразие русского национального бытия. Например, в трудах по истории России, мировой истории и истории культуры А.Н. Боханова, Н. Верта, Б.Д. Грекова, И.Н. Данилевского, Н. Дэвиса, A.A. Зимина, Д.И. Иловайского, Н.М. Карамзина, С.Г. Кара-Мурзы, Э. Каррер д'Анкосс, В.О. Ключевского, В.В. Кожинова, Н.И. Костомарова, М.И. Кояловича, А. де Кюстина, Ж. Ле Гоффа, В.В. Леонтовича,

B.Р. Мединского, Л.В. Милова, М.В. Назарова, H.A. Нарочницкой, Д. Норвича,

C.B. Перевезенцева, С.Ф. Платонова, Б.С. Рыбакова, А.Н. Сахарова, В.Г. Сироткина, С.М. Соловьёва, Р:Г. Скрынникова, Е.В. Тарле, А.Дж. Тойнби, С.А. Токарева, А.И. Уткина, Б.Н. Флори, Дж. Хоскинга и других.

Далее, в философских работах И.С. Аксакова, В.Г. Белинского, H.A. Бенедиктова, H.A. Бердяева, В.И. Вернадского, Б.П. Вышеславцева, Г. Гегеля, А.И. Герцена, A.B. Гулыги, С.Ф. Денисова, В.В. Егорова, В.К. Егорова, И.А. Ильина, В.К. Кантора, Н.В. Карлова, И.В. Киреевского, Н.Г. Козина, C.B. Кортунова, В.И. Ленина, К. Маркса, М.А. Маслина, В.М. Межуева, В.В. Николина, A.C. Панарина, И.К. Пантина, В.Я. Пащенко, Д.В. Пивоварова, П.А. Рачкова, В.В. Розанова, Н.С. Розова, Ю.Ф. Самарина, B.C. Соловьёва, И.Л.

Солоневича, А.Г. Спиркина, JI.H. Столовича, Э. Трёльча, П.А. Флоренского, Д.М. Федяева, C.J1. Франка, A.C. Хомякова, П.Я. Чаадаева, C.B. Чешко, Л.И. Чинаковой, О. Шпенглера, В. Шубарта, К. Ясперса, А.И. Яценко и других.

Кроме того, в трудах по социологии, этнопсихологии, психологии К.А. Абульхановой, H .Я. Данилевского, А.Г. Здравомыслова, A.A. Зиновьева, Б.Ю. Кагарлицкого, О.В. Крыштановской, Н.И. Лапина, Д.А. Леонтьева, O.A. Михневича, П.А. Сорокина, Н.Е. Тихоновой, В.А. Ядова, В.Г. Япринцева и других; в трудах по культурологии и политологии Ю.В. Бромлея, Р. Барта, 3. Бжезинского, Ю.М. Галеновича, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилёва, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н. Макиавелли, A.A. Миголатьева, П.Н. Савицкого, H.A. Струве, Н.С. Трубецкого, К.А. Феофанова, С. Хантингтона, А. Цуладзе и других; в трудах по этнографии и этнологии В.Г. Бабакова, Ю.В. Бромлея, С.И. Брука, С.Т. Калтахчяна, М.В. Крюкова, В.М. Семёнова, В.А. Тишкова и других. В данном исследовании использованы результаты из различных общественных наук.

Философские словари, Новая философская энциклопедия Института философии РАН не дают понятий национального самосознания и русского национального идеала, то есть, устоявшихся взглядов в философии на эту проблему нет. В энциклопедическом словаре по политологии под редакцией Ю.И. Аверьянова имеется статья «Национальное сознание», на деле описывающая самосознание; краткое определение НСС дано в словаре по политологии под редакцией М.А. Василика, а также в учебнике для вузов «Философия» А.Г. Спиркина. Однако целостный подход к проблеме реализуется недостаточно, тогда как НСС представляет собой целостное образование и нуждается в адекватном отражении в философии и специальных науках.

В русской философии исследовались идеалы этический, религиозный, эстетический, государственный, общественный, но все эти идеалы не являются национальным идеалом, потому что национальный идеал по своей сути должен интегрировать всю культуру в себе. Русский национальный идеал

является ядром культуры русской нации (великороссов, украинцев и белорусов, живущих в РФ), но в силу комплементарности русских другим этносам, живущим рядом с ним на территории России, русская культура, культура более 80% населения страны, объективно служит ядром формирования российской нации. Независимо от того, как будут называться её представители: русскими или россиянами. Как известно, современные нации везде имеют разное этническое и разное конфессиональное происхождение. В силу этого необходимо выяснить, что происходит в самом ядре русской культуры, то есть исследовать русский национальный идеал.

Проблема исследования структуры национального самосознания и русского национального идеала может быть сформулирована в следующих задачах:

1. Дать методологическое обоснование разделения на менталитет и концептуально-идеологический слой в структуре НСС;

2. Раскрыть конституирующую роль НСС в культуре, а также дать определение национального самосознания;

3. Определить место русского национального идеала и русской идеи в структуре НСС,

4. Раскрыть содержание категорий НСС - национальных потребностей, интересов, ценностей и идеалов;

5. Обосновать введение категории «прототип русского национального идеала» в историческом и логическом контексте развития НСС и показать активную роль прототипа в развитии идеала и культуры в целом, а также его антропологическое и трансцендентное содержание;

6. Показать структуру русского национального идеала, дать его определение, раскрыть его сущность как ядра НСС и общего закона развития культуры через анализ внутренних противоречий, раскрыть его антропологическое и трансцендентное содержание;

7. Показать характер взаимосвязи русской идеи и русского национального идеала, а также процесс развития национальной идеи;

8. Раскрыть процесс формирования русского национального идеала как сложного единства ценностей в «вертикальном» и «горизонтальном» разрезах;

9. Раскрыть процесс и формы реализации национального идеала в культуре России.

Методологические и теоретические основы исследования. Вслед за К. Марксом A.A. Зиновьев, ставя задачи методологии исследования общества, отмечал: «При теоретическом исследовании объектов некоторого данного типа мы вправе выбрать для наблюдения их наиболее развитые и чётко выраженные экземпляры».1 Национальное самосознание и национальный идеал, как его ядро, - это синтез уже отражённого в сознании бытия, обновляющегося отражения живого бытия народа и, в свою очередь, непрерывного воздействия сознания на бытие. В согласии с Гегелем, конечный результат (синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения, «голый

2 т~т

результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». Первая предпосылка данной работы исходит из того, что проблему национального самосознания необходимо рассматривать в его развитой форме и невозможно рассматривать без истории зарождения и развития.

Вторая предпосылка заключается в том, что проблема НСС заведомо междисциплинарная в силу того, что оно отражает и активно воздействует на единство бытия народа, как носителя самосознания, поэтому в философском анализе следует привлекать для рассмотрения различные источники русской культуры и общественные науки, всесторонне отражающие творчество самой нации. Эту особенность НСС отметил ещё В.Г. Белинский, указывая на

о

неразрывность развития искусства и других форм сознания.

Теоретической основой настоящего исследования являются теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского с её разновидностями, формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, теория общества как

1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. - С. 47.

2 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. Шпета Г. Г., Комментарий Селиванова Ю. Р. -М.: Академический Проект, 2008. - С. 37.

3См.: Белинский В. Г. Сочинения Державина // Собр. соч. в 3-х т., Т. 2. - М.: ГИХЛ, 1948. - С. 483.

социального организма; исследования проблем русского менталитета, национальной идеи, интересов, ценностей и идеалов, диалектических противоречий; а также исторические, социологические, психологические, политологические, экономические, этнологические теории.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании выдвинуты и обосновываются следующие положения:

- выявлены существование двух слоёв в структуре НСС - менталитета и концептуально-идеологического слоя - и их разная роль в НСС;

- выявлена роль НСС как конституирующего признака нации;

- сконструирована модель «русский национальный идеал как триединая сущность» и выявлена роль национального идеала как закона бытия и развития нации и НСС, выявлены антропологические и трансцендентные аспекты содержания идеала;

- выявлена глубинная связь русского национального идеала с русской идеей в религии, а также соответствие зрелости национальной идеи зрелости национального самосознания;

- сконструирована модель «прототип национального идеала» как активной относительно самостоятельной составляющей идеала, как формы его саморазвития и как критерия смены этапов развития национального самосознания, как причины автоколебаний русской культуры, выявлены антропологические и трансцендентные аспекты содержания;

- раскрыты противоречия между самим идеалом и его прототипом, между идеалом и его опорами-заменителями;

- сконструирована модель формирования национального идеала в четырёх условиях реализуемости, пяти уровнях вертикального строения и трёх ценностных группах горизонтального строения;

- сконструирована модель алгоритма реализации национального идеала в трёх уровнях: категории НСС - структура НСС - формы действительности.