автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Национальная идея как форма концептуализации национального самосознания
Текст диссертации на тему "Национальная идея как форма концептуализации национального самосознания"
У
с? с/
ц
4
I л
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им,, Н„ Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
На нравах рукописи
09,00,11 ■•• социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель—
доктор философских наук, профессор В» А.. Кооьшянский
Чита 1999
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3-9
Глава I. НАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
1. Идея нации в истории философской мысли........ 10-25
2. Проблемы нации в марксистском и современном российском обществознании..................... 26-44
Глава II. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА
1. Специфика национального самосознания и особенности национальной самоидентификации........... 45-67
2. Национальные чувства.......................... 67-79
3. Национальные интересы......................... 79-91
Глава III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ
РЕФЛЕКСИИ
1. Национальная идея в социально-философской
ретроспективе.................................92-104
о
л
Национальная идея как идейно-теоретический
комплекс национального самосознания..........105-119
3. Национальная идея на уровне специализированного
национального самосознания...................119-143
Глава IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ
1. От идеологии национального нигилизма к идее национального возрождения России.............144-153
2. Российская общенациональная идея как единство многообразного...............................153-167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................168-172
Список литературы.....................................173-187
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования обусловлена по сути необходимостью дальнейшего переосмысления традиционной для отечественного обществознания проблемы "роли национального фактора в общественном развитии", определяемой нынешними процессами роста самосознания наций и активизацией их деятельности в качестве субъектов социально-исторического процесса.
Переходный, кризисный период в жизни наций и народов, характерный, в частности, для нынешней России, обусловливает интенсификацию деятельности национальной интеллигенции по формированию идей и концепций более совершенного устройства общества. Разработка идей и теорий будущности нации способствует оформлению национальной идеи, которая в общей, концентрированной форме аккумулирует в себе результаты национального самосознания, отражает актуальные для общности интересы, идеалы, цели и оптимальные пути их достижения, выступает в качестве важнейшего фактора национальной интеграции и мобилизации. Отсюда актуальным является исследование природы, структуры и функциональной направленности национальной идеи, которое могло бы способствовать более глубокому пониманию причин активизации и сущности процессов национально-культурного возрождения и национальных движений.
Актуальность анализа национальной идеи тесно связана с необходимостью дальнейшего исследования природы, структуры и социальных функций национального самосознания, которое со всеми издержками и противоречиями формируется как массовый феномен во многих странах и регионах мира, в т.ч. и России, и представляет собой основу и средство формирования национальной идентичности народов, их концепций дальнейшего развития.
Изучение национальной идеи имеет не только теоретическое значение, но и вызывается практическими интересами общественных систем. Разработка национальных идей и концепций тесно связана с потребностями общества в определении перспектив социального развития и дальнейшего прогресса.
Для современного кризисного этапа истории России чрезвычайно насущной является проблема формирования общенациональной идеи, разработка которой органично связана со степенью и уровнем теоретического анализа национального самосознания и национальной идеи. В данной связи актуальность исследования приобретает определенный социально-политический аспект. Адекватное теоретическое освещение проблемы позволит учитывать степень влияния национальных идей и концепций на процессы, происходящие в обществе, и корректировать практические решения в области межнациональных отношений.
Степень изученности проблемы. В общетеоретическом плане вопросы, связанные с проблемой национальной идеи, исследуются в отечественном обществознании с начала 90-х г. в связи с изучением реальных проявлений национального самосознания в разных сферах постсоветского общества, активизацией деятельности различных партий и национальных движений и актуализацией ими целого спектра национально ориентированных интересов, идеалов, идей.
Данные исследования стали возможны благодаря разработкам различных аспектов проблемы нации, национального самосознания, национальных отношений в трудах таких отечественных ученых, как Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Агаев, С.Н. Артановский, С.М. Арутюнян,
A. 0. Бороноев, Ю.В. Бромлей, А.Х. Гаджиев, А. Д. Дашдамиров, Н. Джандильдин, М. С. Джунусов, Л . М. Дробижева, В. И. Затеев, С.Т. Калтахчян, М.И. Куличенко, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин,
B.А. Тишков, К.Н. Хабибуллин и др.
К настоящему времени по данной проблеме имеется определенный корпус исследований, которые по своей общей направленности можно выделить в следующие группы.
Первую из них составляют труды общетеоретического характера, в которых с методологических позиций рассматривается сущность и структура национальной идеи в ее взаимосвязи и взаимообусловленности национальным самосознанием. Сюда следует отнести исследования Э.А. Баграмова, А.И. Вдовина, А.И. Доронченкова, P.M. Нигома-туллиной, В.Н. Сагатовского, А.К. Уледова и др. /1/.
В следующую можно включить работы, связанные с исследованием содержания, характера и направленности национальных идей в истории отдельных /в т.ч. и российских/ народов /2/.
1. См.: Баграмов Э.А. Национальная идея и интернационализм. -Киев, 1991; Доронченков А.И. "Национальная идея" как политический феномен// Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. Вып. 4.- СПб, 1996.- С. 30-44; Нигоматулли-на P.M. Национальное самосознание как фактор становления культурно-исторической целостности мира. Дисс... к.ф.н. - Казань, 1994; Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб., 1994 и др.
2. См.: Аюшеева А.Б. Проблема национального самосознания в идеологии бурятского просвещения. Дисс... к.ф. н.. -Улан-Удэ, 1998; Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М., 1990; Макарец Н.Ф. Становление "украинской идеи"// Национальная психология и проблемы ее исследования.-Днепропетровск, 1991. - С.44-55; Молодяков Э.А. "Школа национальных наук" и формирование японской идеи// Восток,- 1994,- N 3.-С.45-53; Тульчинская Т.В. Идея нации в политической культуре (исторический опыт Франции)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки.-1996.- N 3.- С.48-63; Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления (на примере белорусской нации).. Дисс.... к.ф. н. - М., 1993 и др.
В отдельную группу, как нам кажется, следует выделить труды, представляющие собой исследования "русской идеи" и составляющие подавляющую в количественном отношении часть публикаций по рассматриваемой проблеме /3/.
Определенный вклад в развитие представлений о природе национальной идеи вносят исследования, связанные с теоретической разработкой положений российской общенациональной идеи и опирающиеся на анализ национального самосознания и национальной идеи /4/.
Несмотря на имеющиеся в изучении различных аспектов национальной идеи результаты, вряд ли сегодня было бы правомерно признавать достаточной степень разработанности этой проблемы.
Отдавая должное научной и практической значимости работ, касающихся данной проблемы, нельзя не отметить, что многие из них не обладают необходимой глубиной анализа и недостаточно состоятельны в методологическом плане. Последнее нередко обнаруживается в необоснованном отождествлении отечественными исследователями понятия "национальная идея" с такими категориями, как "националь-
3. См.: Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. - М. ,1995; Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. - Иркутск, 1997; Мокренко В.И. Русская идея и современная Россия (социально-философский анализ). Дисс.... к.ф.н. - М.,1993.; Подберезкин А. И. Современная Русская Идея и Государство. - М., 1995; Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи: социально-философские очерки. - М., 1991; Чубайс И. Б. От Русской Идеи - к идее новой России. Как нам преодолеть идейный кризис. - М., 1996 и др.
4. См.: Вдовин А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX в. и общенациональная российская идея.- М.,1995; Межуев В.М. О национальной идее //Вопросы философии. - 1997. -N12. - С. 3 - 14; Коваленко В.И., Голошумов Е.В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. - 1998.-N 4; Российская общенациональная идея.- М.,1996; Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М., 1994 и др.
ный интерес", "национальный идеал", "национальный вопрос", неправомерным, на наш взгляд, употреблением концепта "идея нации" для обозначения национальной идеи и т. д.
Свидетельством незавершенности, недостаточности анализа сущности национальной идеи является также употребление данного понятия без обоснования и определения даже в специальных работах, равно как и то, что в большинстве появившихся в последние годы словарных и справочных изданиях по этнонациональным проблемам отсутствует сам термин "национальная идея". Отсюда необходимость дальнейших исследований природы, сущностных характеристик и функций национальной идеи как важнейшего компонента самосознания нации, инкорпорирующего в себя все содержание составляющих это самосознание элементов.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ национальной идеи как формы концептуализации национального самосознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть роль нации как коллективного носителя национального самосознания и национальной идеи;
- проанализировать особенности природы, структуры национального самосознания как основы формирования национальной идеи;
- исследовать сущностные характеристики национальной идеи как важнейшего, определяющего фактора развития самосознания и деятельности современных наций;
- рассмотреть существенные моменты состояния национального самосознания народов России в нынешний кризисный период и роль общенациональной идеи в их духовном возрождении;
Объект исследования: национальная идея как концептуальная форма национального самосознания.
Предмет исследования: сущность, специфика и особенности функционирования национальной идеи в самосознании и бытии нации.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу работы составили системно-структурный подход, принципы единства особенного и общего, историзма и конкретности. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области философии, этнологии, социологии, социальной психологии, истории, культурологии, политологии.
Научная новизна диссертационного исследования. В процессе разработки темы получены следующие результаты:
- выделены основные подходы зарубежных и отечественных исследователей к осмыслению нациеобразующих факторов; проанализирована роль нации как коллективного носителя национального самосознания и национальной идеи;
- осуществлен социально-философский анализ природы, специфики, структуры национального самосознания как основы формирования национальной идеи; рассмотрена взаимосвязь национальных, общественных и государственных интересов; дифференцированы понятия "чувство патриотизма" и "чувство патриотического национализма";
- рассмотрены сущностные характеристики национальной идеи как важнейшего компонента национального самосознания; дифференцированы понятия "национальная идея" и "идея нации"; осуществлена реконструкция основных моментов процесса оформления национальной идеи;
- рассмотрены существенные черты современного состояния национального самосознания российских народов; выявлены основные методологические подходы к оформлению российской общенациональной идеи как важнейшему фактору духовного возрождения России.
Научно-практическая значимость исследования. Значимость работы обусловлена особой важностью рассматриваемой проблематики для российской государственности и национального бытия народов России.
Материалы диссертации могут иметь определенное значение для осмысления процессов, происходящих в сфере духовной деятельности российских народов. Результаты диссертационного исследования могут найти практическое применение в общетеоретических и специальных вузовских курсах социальной философии, этнологии, политологии, социальной психологии.
Апробация работы. Выводы и материалы по теме диссертации докладывались и обсуждались на международных конференциях "Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты" /Улан-Удэ, 1997/, "Молодежь мира на рубеже тысячелетий" /Чита, 1998/, на региональной конференции "Национальная идея: образование и воспитание" /Чита, 1998/. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедр философии Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского и Бурятского государственного университета.
Основные положения диссертационного исследования отражены в более чем десяти научных публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
I. НАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. 1.1. ИДЕЯ НАЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
Концепт "национальная идея" уже семантически обнаруживает свою связь, детерминированность категорией "нация" и комплексом связанных с ней понятий. Поэтому методологически оправданным, на наш взгляд, было бы начать анализ объекта исследования с рассмотрения принципиальных положений теории нации, что обусловливается необходимостью выяснения функциональной связи между феноменами нации и национальной идеи.
Вопросы концептуального осмысления сущностных характеристик нации в российском социально-философском дискурсе последнего десятилетия затрагивались в той или иной мере в ходе различных дискуссий, конференций, освещались в целом ряде работ монографического и диссертационного характера, нашли отражение в справочных изданиях /1/. Тем не менее сегодня по-прежнему актуальна констатация того, что "понятие нации требует коренного пересмотра в нашем обществознании, а вместе с этим - в общественно-политической и конституционно-правовой практике"/2/.
На наш взгляд, несоответствие уровня теоретического осмысления феномена нации глубине и масштабности изменений, происходящих в сфере межнациональных отношений, обусловливает существование ряда принципиальных обстоятельств. Во-первых, очевидна теоретическая девальвация понятия "нация", проявляющаяся в стремлении рассматривать его как нечто уже известное и не требующее специ-
альных фундаментальных исследований, хотя до сих пор в обществоведении не существует общепризнанной теории нации. Во-вторых, налицо диверсификация понятия "нация", проявляющаяся в том, что оно экстраполируется на не соответствующие его сущностным характеристикам явления и в то же время превращается в своего рода "фон" исследований различных элементов социальной системы и их особенностей. В-третьих, обнаруживается прагматизация анализа нации, заключающаяся в необоснованном забвении общих проблем в угоду актуальным запросам политики, идеологии и т. п.
Данные обстоятельства обусловливают необходимость в комплексных, междисциплинарных исследованиях, направленных на осмысление сущности нации, законов ее возникновения, развития и функционирования в современном обществе. Одним из конкретных результатов такого анализа могло бы стать оформление специальной научно-учебной дисциплины - нациологии - как интегративной системы знаний, "совокупности специфических идей и взглядов о нации в политико-правовой, социальной, экономической мысли"/3/, необходимость которой уже обосновывалась в российской социально-философской литературе /4/.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных положений теории нации, сделаем несколько предварительных замечаний. Во-первых, мы отдаем себе отчет в том, что проблема нации достаточно широка, многоаспектна и требует отдельного специального исследования, потому остановимся лишь на тех основных подходах и позициях, которые могут способствовать оформлению авторского взгляда на рассматриваемый концепт. Во-вторых, отметим, чт�