автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Русский православный кафедральный храм второй половины XIX в.
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Туманик, Артемий Геннадьевич
Введение.
Глава первая. Идейно-символические аспекты архитектурно-художественной культуры русского православного храма.
1.1. Основные представления о символике церковной архитектуры в культуре Византийского Православия.
1.2. Символическое значение церковной архитектуры в культуре Русского Православия.
1.3. Выводы.
Примечания
Глава вторая. Роль православно-церковной архитектуры в градостроительном развитии крупнейших городов Сибири в XVII — первой половине XIX века.
II. 1. Градостроительство в Сибири в начальный период освоения края.
П.2. Православно-церковное зодчество в градостроительном развитии городов Сибири в XVII - второй половине XVIII века.
II.3. Православно-церковная архитектура в период становления регулярного градостроительства в Сибири в конце XVIII - первой половине XIX века.
П.4. Выводы.
Примечания.
Глава третья. Историко-культурная реконструкция процессов создания крупномасштабной архитектуры кафедральных соборов в центрах православных епархий
Сибири во второй половине XIX века.
III. 1. История создания архитектуры кафедрального собора во имя Пресвятой Троицы (Свято-Троицкого) в г. Томске.
Ш.2. История создания архитектуры кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Богородице-Рождественского) в г. Красноярске.
Щ.З. История создания архитектуры кафедрального собора во имя Казанской Иконы Божией Матери (Казанского) в г. Иркутске.
Ш.4. История создания архитектуры кафедрального собора во имя Успения Божией Матери (Свято-Успенского) в г. Омске.
Ш.5. Выводы.
Примечания.
Глава четвертая. Характеристика основных особенностей архитектурной культуры крупнейших православных храмов
Сибири.
IV. 1. Градостроительные аспекты архитектуры православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века.
1У.2. Архитектурно-художественная культура крупнейших православных храмов Сибири.
1У.З. Выводы.
Примечания.
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Туманик, Артемий Геннадьевич
Актуальность темы исследования. Нельзя не признать, что традиция христианской религиозной культуры на протяжении многих веков оказывала определяющее - формирующее - воздействие на характер мировосприятия, мировоззрения и строя жизни русского народа на различных уровнях ее организации: в бытовой сфере, в сфере индивидуальной активности личности, наконец, в духовно-бытийной сфере. Важнейшим компонентом религиозной культуры нации, - а именно духовную культуру, таким образом, следует считать основанием уникальности и самостояния последней, - выступала освященная высоким религиозным чувством своих создателей, призванная служить удовлетворению и развитию этого чувства архитектурная культура христианского храма.
Феномен традиционной архитектуры христианского храма характеризуется не только и даже не столько тем, что именно в церковной архитектуре, начиная эпохой средневековья, масштабнее и полнее, чем в любом другом из ее видов, «все искусства синтезировались в единое целое»1. Важнейшее качество храмовой архитектуры состоит в том, что ее синтетическая природа выходит далеко за рамки искусства как такового, ибо данная архитектура - это «не только искусство, но идеология и мировоззрение, техника и строительные приемы.». Христианский «храм как «Град Божий на земле» воплощал в себе картину мира средневекового человека, служил центральным звеном в организации его повседневной жизни. Процесс создания храма, начиная с закладки и кончая освящением, представлял собой целую серию ритуалов, носил сакральный характер. Поэтому в храме любая деталь имела определенный смысл»2, в нем не было место ничему тому, что противоречило бы его общему мистическому замыслу и предназначению.
Традиция русского христианского (православного) храмостроитель-ства, в результате «масштабной и решительной» модификации «русски5 ми зодчими византийских идей»3 вполне самостоятельно и целостно проявившаяся в архитектурно-художественном облике Свято-Софийских кафедральных4 соборов гг. Киева, Новгорода, Полоцка уже в середине XI века и развивавшаяся на протяжении шести с лишним столетий, вплоть до конца XVII века, в дальнейшем была в значительной степени, - как формально, так и идейно, - вытеснена перенесенной на русскую почву из западноевропейского мира - культивированной Ренессансом и Реформацией - универсальной (наднациональной) традицией классицизма. Несмотря на стремление нескольких поколений русских зодчих творчески освоить жесткую классицистическую стилистику (здесь - формальную сторону архитектуры) и, так или иначе, «русифицировать» воплощенную в ее символах религиозную идеологию, - что позволило в рамках данного стилистического направления не только создать многочисленные архитектурно-художественные и градостроительные шедевры, но и придать им выразительные черты местного своеобразия, - даже столь значительное явление мировой культуры, как русский классицизм (в данном случае - совокупность близких друг к другу по культурным истокам, взаимопроникающих идей-форм (стилей) художественной культуры России XVIII - первой половины XIX века, таких, как: «петровское барокко», «елизаветинское барокко», ранний классицизм, строгий классицизм, русский ампир), нет оснований детерминировать в качестве явления органически национального5.
В связи с этим, осуществившийся к середине XIX столетия выход русской архитектурно-художественной культуры, в русле широкого социально-культурного движения, за пределы устойчивой классицистической системы следует рассматривать как реализацию осознанной и выстраданной потребности просвещенных слоев русского общества (в первую очередь - в лице представителей высших кругов церковного и светского государственного управления, а также деятелей искусства и культуры) в переориентации на изучение и творческое осмысление собствен6 ной - национальной - архитектурной традиции. Пришедшее на смену классицистическому канону впечатляющее стилистическое разнообразие творческих исканий зодчих, обусловившее утрату новой архитектурой стилевой (формальной) «чистоты», но, в то же время, вернувшее ее в русло национальной идейно-религиозной и мировоззренческой традиции, в сфере церковного зодчества уже через непродолжительный период времени и вполне отчетливо обозначило формирующиеся черты трех родственных, активно взаимодействующих друг с другом и, таким образом, складывающихся в своеобразную систему «исторических» (национальных) протостилей, - по содержательным и формальным признакам преемственности византийской и древнерусской архитектурно-художественной традиции позволяющих условно определить их как «стиль византийский», «стиль русско-византийский», «стиль русский» эпохи архитектурно-художественной эклектики (явление которой, при широкой трактовке данного понятия, охватывает без малого вековой период времени: с 18266 по 1917 г.). Многочисленные храмовые постройки, выполненные в соответствии с идеями и формами новой стилистической системы, символизировали собою начало реального (практического) восстановления идейно-творческой преемственности в рамках развития русской архитектуры.
Опираясь на подобную точку зрения, наиболее характерной и значимой составляющей русской православно-церковной архитектуры середины XIX - начала XX столетия следует признать архитектуру соборных храмов, имевших статус главных (кафедральных) соборов в административно-территориальных границах епархий Российской Православной Греко-Кафолической Церкви7, которых, по данным на 1914 г., в пределах Российской Империи насчитывалось 678, включая 10 епархий на территории Азиатской России9 (из них 5 - Тобольская, Омская, Томская, Енисейская, Иркутская епархии - географически соответствовали региону Сибири). Именно в середине XIX - начале XX века во многих городах 7 центрах православного епархиального (в гражданской административно-территориальной системе - губернского или краевого) управления России были воздвигнуты крупномасштабные кафедральные храмы. Подобными городами в пределах европейской части Российской Империи явились: Москва, Киев, Варшава, Вильно, Петрозаводск, Вятка, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новочеркасск и др., на азиатской - Верный, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Чита, Владивосток. Представляется закономерным то, что в ряду произведений монументального православно-церковного зодчества, созданных в указанный период на территории Азиатской России, наиболее значительную группу образовали кафедральные храмы религиозно-культурных, политико-экономических центров Сибири - обширнейшего и исторически важнейшего региона страны.
В настоящее время, в эпоху радикальных общественных переустройств, характеризующихся утратой человеком религиозного мышления и религиозного мировоззрения, в решении проблемы возврата, приобщения личности к наследию традиционной религиозной культуры заключается, без преувеличения, возможность сохранения нации. В этих условиях русское национальное наследие в сфере архитектуры православного храма как один из важнейших компонентов традиционной духовной культуры народа требует разносторонне-углубленного и сопричастного изучения, - наибольшее, быть может, значение приобретая в тех образах, которые в полноценном состоянии, то есть воплощенными в форму архитектурно-художественных объектов, ныне уже не существуют, сохранив свой след лишь в разрозненных историко-документальных источниках: материалах, освещающих деятельность государственных и общественных институтов соответствующей эпохи, уцелевших проектных чертежах, авторских заметках и эскизных рисунках.
Среди подобных явлений русской храмовой культуры на одном из первых мест по потенциальной значимости и, вместе с тем, малоизучен8 ности стоят православные кафедральные храмы крупнейших городов Сибири. Созданные накануне трагического излома национальной истории, ставшие частью громадных и во многом невосполнимых потерь, понесенных русским (православным) церковным зодчеством и всей отечественной культурой в национальной катастрофе XX века10, эти масштабные произведения религиозного чувства и творческого труда русского человека требуют профессионального исследования в отношении их значимости и как национальных религиозных святынь, символических средоточий духовной, социально-культурной жизни православного населения Сибири и России в целом, и как уникальных образцов русского национального архитектурного искусства.
Степень разработанности проблемы исследования. Рассмотрение широкого круга научной литературы по историко-культурной проблематике позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует специальный опыт комплексного изучения объекта данного исследования - русского православного кафедрального храма второй половины XIX века - как феномена национальной архитектурно-художественной культуры. Основной причиной данного положения, безусловно, следует признать принципиальное и стойкое - сохранявшееся на протяжении многих десятилетий - неприятие советской искусствоведческой, историко-культурной наукой русской архитектурно-художественной эклектики как полноценного явления национальной культуры, - во многом имевшее место, конечно же, в силу того, что именно православно-церковное зодчество с ярко выраженными национальными чертами нашло наиболее масштабное и разностороннее выражение в рамках эклектического искусства второй половины XIX века11.
Начало процесса пересмотра отдельными отечественными исследователями однозначно-негативных оценок русской эклектической культуры, характерных для советской эпохи, было ознаменовано выходом в свет в 1989 г. монографии Т.А. Славиной, посвященной профессиональ9 но-творческой деятельности архитектора Константина Андреевича Тона12; по словам Е.И. Кириченко, данным трудом Т.А. Славина внесла «свою лепту в дело реабилитации автора Храма Христа Спасителя в Москве. и его величайшего создания»13. В рамках творчества К.А. Тона в указанном исследовании впервые с позиций научной объективности был рассмотрен формально-эстетический аспект «национальной» стилистики целого ряда произведений русской православно-церковной архитектуры.
В последующие годы вопросам истории создания, анализу архитектурно-художественных, градостроительных качеств Спасского собора в Москве как уникального и символического явления русской культуры, а также творчеству К.А. Тона в части проектирования и строительства им Храма во имя Христа Спасителя были посвящены работы (статьи и монографии) таких исследователей, как: Е.И. Кириченко, М.В. Нащокина, A.B. Буторов14.
В 1997 и 1998 гг. вышли из печати монографии A.B. Иконникова и Е.И. Кириченко, посвященные различным сторонам проблемы «исторической» (национальной) стилистики в отечественном архитектурном наследии15.
Публикациями отдельных авторов в последние годы поднята прежде практически закрытая тема - тема религиозной символики православно-церковного зодчества (в этом отношении исключительным можно считать обозначение данной проблематики в некоторых искусствоведческих работах позднего советского периода, посвященных древнерусской иконописи и церковному монументальному искусству16). Так, исходное (византийского периода) содержание богословской и религиозно-философской традиции символического толкования христианского (православного) храма (в частности - как объекта архитектурно-художественной культуры) изложено в ряде фрагментов монографиче
17 ского исследования В.В. Бычкова . В статье Н.Ф. Гуляницкого осуществлен подробный анализ религиозно-символического содержания харак
10 терной крестово-куполыгой структуры византийских и русских церквей18. Авторская общая концепция целостного - без отрыва от богословской основы - подхода к изучению русской храмовой архитектуры предложена A.C. Щенковым19. Проблеме религиозно-символической трактовки традиционных принципов и форм архитектурно-градостроительной композиции русских городов, органически связанных с сакральной функцией храмовой архитектуры, посвящен ряд статей
20
И.А. Бондаренко .
При безусловном признании значимости научного вклада указанных авторов в формирование нового - комплексного - подхода к изучению различных аспектов архитектурной культуры русского православного храма, по-прежнему, к сожалению, следует констатировать единичность случаев профессионального интереса к постклассицистическому, -фактически порубежному, предреволюционному, - периоду в развитии данного, в национально-историческом плане - поистине всеобъемлющего, явления, и считать остающимся невосполненным тот существенный тематический пробел в историко-архитектурных, искусствоведческих, культурологических исследованиях, который соответствует комплексной историко-культурной реконструкции (ибо подавляющее большинство объектов изучения было уничтожено в советскую эпоху) и анализу русского православно-церковного зодчества середины XIX - начала XX века.
Источники, сформировавшие научно-теоретическую и научно-фактологическую базу исследования, подразделяются на две основных группы:
1) опубликованные источники (научные труды и материалы) по различным аспектам: всеобщей истории и теории культуры; истории и теории русской культуры; истории и теории русской региональной культуры;
11
2) неопубликованные источники - систематизированный свод различных архивных, коллекционных и иных фактологических материалов цо тематике исследования, самостоятельно выявленных автором в процессе научной работы и вводимых в научный оборот в составе настоящей диссертации.
Объектом настоящего исследования является крупномасштабная архитектура русских православных кафедральных храмов второй половины XIX века в контексте историко-культурного развития городов Сибири.
Предметом исследования являются органически взаимосвязанные историко-культурные, формально-функциональные и формально-эстетические аспекты архитектуры православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века в рамках регионального и общероссийского культурно-исторического процесса.
Границы исследования определяются: хронологические - периодом отечественной истории с 1840-х годов до начала XX века - временем создания крупномасштабной архитектуры православных кафедральных храмов Сибири; территориальные - исторически сложившимися архитектурно-планировочными системами крупнейших городов Сибири: Омска, Томска, Красноярска, Иркутска.
Целью настоящей работы является комплексная историко-культурная реконструкция, характеристика качества, определение значимости архитектуры православного кафедрального храма России второй половины XIX века как феномена русской культуры.
Для реализации цели исследования автором решались задачи:
1) исследования идейно-символических, социально-исторических аспектов традиционной архитектурной культуры русского православного храма;
2) исследования исторических особенностей формирования архитектурно-градостроительной среды русского города;
12
3) характеристики исторической роли архитектуры православных храмов в процессах архитектурно-планировочного развития крупнейших городов Сибири в XVII - первой половине XIX века;
4) комплексной историко-культурной реконструкции и характеристики процессов создания крупномасштабной архитектуры кафедральных соборов в центрах православных епархий Сибири во второй половине XIX века;
5) документального воссоздания исторического архитектурно-художеетвенного и градостроительного облика утраченных крупнейших православных храмов Сибири;
6) комплексного историко-культурного анализа качества и определения значимости архитектуры православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века в контексте регионального и общероссийского культурно-исторического процесса.
Методологическими основами исследования являются:
1) метод комплексной историко-культурной реконструкции явлений культуры в их исторической динамике (примерами которых служат процессы: формирования архитектурно-градостроительной культуры Сибири в XVII - первой половине XIX века (на примере ее крупнейших исторических центров); создания крупномасштабной архитектуры кафедральных соборов в центрах православных епархий Сибири во второй половине XIX века);
2) метод комплексного историко-культурного анализа памятников национальной культуры (каковыми являются православные кафедральные храмы Сибири второй половины XIX века) в контексте регионального и общероссийского культурно-исторического процесса.
Применение указанных методов базировалось на значительном теоретическом и фактологическом материале по тематике исследования, полученном в результате: формирования и систематизированного изучения широкого круга опубликованных источников (научных трудов и мате
13 риалов); выявления и структурной обработки комплекса неопубликованных источников (архивных, коллекционных и иных фактологических материалов), а также материалов авторских натурных исследований и фотофиксации современного состояния историко-культурной среды изучаемых объектов.
Научная новизна исследования. Настоящая диссертационная работа представляет собою практически первый в сфере историко-культурных (исторических, историко-архитектурных, искусствоведческих, культурологических) исследований опыт комплексного научного рассмотрения - на примере значительного (охватывающего территорию крупнейшего региона России) историко-архитектурного материала - такого масштабного и многостороннего явления, формирующего целый пласт отечественной культуры, как русский православный кафедральный храм второй половины XIX века. В ходе исследования: впервые в рамках комплексной историко-культурной реконструкции и характеристики основных этапов архитектурно-градостроительного развития крупнейших исторических центров Сибири анализируется роль объектов православно-церковной архитектуры; впервые на базе значительного числа неопубликованных историко-культурных источников комплексно реконструируются и характеризуются процессы создания крупномасштабной архитектуры кафедральных соборов в центрах православных епархий Сибири во второй половине XIX века, воссоздается исторический архитектурно-художественный и градостроительный облик утраченных храмов; впервые осуществляется комплексный анализ качества, определяется значение православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века как компонентов регионального и общенационального культурно-исторического процесса; в научный оборот вводится значительный объем неопубликованных документальных материалов, относящихся к истории архитектурно
14 градостроительной культуры Сибири и создания на ее территории во второй половине XIX века крупномасштабной архитектуры православных кафедральных соборов.
Выбор темы научного исследования, его осуществление и представление в форме диссертации расширяют тематику и объем плановой научно-исследовательской работы кафедры Основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии и носят характер исследовательской инициативы.
На защиту выносятся основные положения диссертации, характеризующиеся научной новизной и соответствующие ее главным выводам. (Формулировки основных результатов исследования содержит текст заключения, формулировки выводов по главам содержат тексты разделов 1.3, П.4, Ш.5,1У.З настоящей диссертации.)
Практическая значимость исследования. Практическая ценность исследования состоит в том, что его теоретические результаты, а также образующий его научную базу и впервые вводимый в научный оборот значительный комплекс фактологических материалов - важны для истории отечественной культуры и могут быть использованы: в сфере научных (исторических, историко-архитектурных, искусствоведческих, культурологических) исследований по различным аспектам изучения: русской православной храмовой культуры; архитектурно-градостроительной культуры Сибири и России в целом; творчества мастеров отечественного архитектурно-градостроительного искусства; в составе разрабатываемых в рамках образовательных программ государственных высших учебных заведений: общих и специальных учебно-лекционных курсов по теории и истории русской культуры в ее общенациональном и региональном аспектах; учебных заданий и учебно-методических пособий;
15 в деятельности проектно-реставрационных и научно-проектных организаций по сохранению и реконструкции отечественного архитектурно-градостроительного наследия, по решению задач современного и перспективного развития российской архитектурной и градостроительной культуры; в составе экспозиций историко-культурных музеев и выставок, аккумулирующих и популяризирующих наследие отечественной культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и материалы исследования были представлены в ряде научных публикаций, в том числе: в авторской монографии «Крупнейшие православные храмы Сибири» (Новосибирск, 1998; книга отмечена Дипломом Сибирского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук (Новосибирск, 1998) и Поощрительной грамотой Комитета по премиям Фонда памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (Москва, 1999); в авторской монографии «Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века. Опыт историко-культурного исследования на примере крупнейших православных храмов Сибири» (Новосибирск, 2000; книга отмечена Дипломом Сибирского смотра-конкурса в области градостроительства, архитектуры и дизайна «Золотая капитель» (Новосибирск, 2000); в статье «Предпосылки возведения крупномасштабных храмовых зданий в центрах исторических городов Сибири во второй половине XIX в.» (научно-теоретический журнал «Строительство» (серия «Известия высших учебных заведений»), 1997, № 11); в статье «Из истории создания главного (кафедрального) собора во имя Богоявления Господня в г. Иркутске» (международный тематический сборник научных трудов «Взаимовлияние культур Востока и Запада: развитие устойчивых поселений», том II, Иркутск, 1998); в статье «Архитектура крупнейших православных храмов Сибири. Опыт характеристики» (журнал по проблемам архитектуры,
16 градостроительства, дизайна «Архитектон» (серия «Известия высших учебных заведений»), 1999, №№1 - II); в авторском учебно-методическом пособии «Крупномасштабная архитектура православных кафедральных соборов в центрах исторических городов Сибири во второй половине XIX века» (Новосибирск, 1999), изданном по решению Методической комиссии Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, - и доложены на научных конференциях:
51-й международной научно-технической конференции молодых ученых и студентов (Санкт-Петербург, 1997);
Третьем корейско-российском международном научно-техническом симпозиуме «К01Ш8-99» (Новосибирск, 1999);
Четвертом корейско-российском международном научно-техническом симпозиуме «КСЖШ-2000» (Ульсан (Корея), 2000);
Международном научном симпозиуме «Православие и культура этноса» (Москва, 2000);
Республиканской научной конференции «Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее» (Новосибирск, 1993);
Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская архитектурно-художественная школа» (Новосибирск, 1999);
Региональной научной конференции «Проблемы истории местного управления Сибири XVII - XX веков» (Новосибирск, 1997);
Третьей региональной научной конференции «Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI - XX веков» (Новосибирск,
1998);
Региональной научно-практической конференции «Архитектурно-художественные проблемы организации городской среды в сибирском регионе» (Новосибирск, 1999);
Четвертой региональной научной конференции «Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI - XX веков» (Новосибирск,
1999);
Региональной научно-практической конференции «Архитектура и строительная индустрия в совершенствовании массовой застройки городов Сибири» (Новосибирск, 2000);
Межотраслевых научно-технических конференциях по проблемам строительства и архитектуры (Новосибирск, 1995, 1996);
Юбилейной научно-практической конференции «Региональная архитектурно-художественная школа» (Ростов-на-Дону, 1998);
Научно-практической конференции «Архитектурнохудожественное образование России на рубеже веков» (Ростов-на-Дону, 2000).
Теоретические и фактологические материалы диссертации использованы при разработке общего учебно-лекционного курса «История русской архитектуры», лекций спецкурса «История архитектуры и градостроительства Сибири», читаемых автором на Архитектурном и Художественно-дизайнерском факультетах Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы, свода структурированных иллюстративно-документальных материалов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Русский православный кафедральный храм второй половины XIX в."
1У.З. Выводы
1. Христианские (православные) основы древнерусской градостроительной культуры (XI - XVII вв.) определили главенство сакральной функции города при формировании его как архитектурно-планировочной системы (получившей, в связи с этим, самостоятельную религиозно-символическую трактовку), а также ярко выраженную, устойчивую иерархичность как смыслового, так и формально-образного (композиционного) начала данной системы. Перечисленные качества, в свою очередь, обусловили: неизменную ориентацию градостроительной системы русского города на архитектуру христианского (православного) храма как ее смысловое (сакральное) средоточие и объемно-пространственную доминанту; ведущую роль церковной архитектуры в процессе градоформиро-вания; размещение храма не только в композиционном центре городского ансамбля, но и на открытом, допускающем всесторонний обзор пространстве, то есть на площади.
2. Принципы русского регулярного градостроительства, сложившиеся в конце XVIII - первой половине XIX века, не только сохранили, но и акцентировали исторически важнейшую роль православно-церковной архитектуры в формировании объемно-пространственных структур русских городов. В системе перспективного регулярного плана функционально-смысловые, пространственно-композиционные, масштабные, архитектурно-стилистические характеристики проектируемого центрального ансамбля города, заложенные в его композиционно-смысловом ядре - комплексе соборной площади во главе с объемом главного городского храма, - непосредственно влияли на характер организации планировки и застройки всей городской территории.
Таким образом, изначальным «идейным» (концептуальным) и «техническим» (формальным) содержанием градостроительных проектов для городов Сибири в первой половине XIX века, а в дальнейшем - реализа
311 цией планов крупномасштабного храмостроительства на малоосвоенных перспективных городских территориях зданиям православных кафедральных соборов в гг. Омске, Томске, Красноярске, Иркутске была определена ведущая градоформирующая роль в развитии архитектурно-планировочных структур центров и городов в целом, придано - в рамках этого процесса - значение уникальных структурно-смысловых первооснов.
3. Основными архитектурно-художественными характеристиками, объединяющими постройки православных кафедральных соборов в крупнейших городах Сибири, являются: центричное пятиглавие крестообразного в плане основного (собственно храмового) объема (в форме равноконечного или близкого к нему, вписанного в квадрат (Свято-Троицкий собор в г. Томске, Казанский собор в г. Иркутске), прямоугольник (удлиненного по пространственной оси «запад - восток»; Бого-родице-Рождественский собор в г. Красноярске) или восьмигранник (Свято-Успенский собор в г. Омске) широкого креста, восточный рукав которого может завершаться активно формирующим фасадную композицию здания полуцилиндрическим выносом центральной алтарной апсиды (Свято-Успенский собор в г. Омске, Богородице-Рождественский собор в г. Красноярске); обусловленная перечисленными особенностями и соответствующая традиционной (канонической, то есть узаконенной во взаимосвязи с определенным, заполняющим всю архитектурную форму религиозно-символическим содержанием) структуре русских православных церквей пятиглавая крестово-купольная композиция храма (основной объем); беспрецедентная крупномасштабность, монументальность общей архитектурно-художественной композиции: кафедральные соборы гг. Омска, Томска, Красноярска, Иркутска являлись исторически крупнейшими православными храмами на территории Сибири и входили в совокупность ретроспективно наиболее масштабных русских православно-церковных построек, создание которых в пределах Российской
312
Империи относится к середине XIX - началу XX века; реминисцирую-щая в рамках сложившейся в XI - XVII веках национальной традиции каменного православно-церковного зодчества, - с опорой на богатейший профессиональный опыт и лучшие творческие достижения классицистической эпохи, - стилистика архитектуры и декоративно-художественного убранства, соответствующая трем родственным, активно взаимодействующим друг с другом национальным стилям периода русской архитектурной эклектики (вторая четверть XIX - начало XX века), а именно: «византийскому» стилю (Казанский собор в г. Иркутске); «русско-византийскому» стилю (Свято-Троицкий собор в г. Томске); «русскому» стилю (Богородице-Рождественский собор в г. Красноярске, Свято-Успенский собор в г. Омске).
4. Созданные в соответствии с объективной общественной потребностью эпохи и общественными же (широчайшими) усилиями, по оригинальным проектам и под руководством выдающихся мастеров отечественной архитектуры (таких, как К.А. Тон, барон Г.В. Розен, Э.Ф. Виррих и др.), здания православных кафедральных соборов в гг. Омске, Томске, Красноярске, Иркутске как произведения русского архитектурно-строительного и монументально-декоративного искусства, будучи практически свободными от, казалось бы, неизбежных для регионального социокультурного процесса признаков так называемой «провинциальности», «вторичности», - уникально сочетали в себе лучшие эстетические и технические качества профессиональной архитектуры России второй половины XIX столетия с канонически выраженным в архитектурно-художественной форме идейно-религиозным содержанием православного храма и являлись, таким образом, важнейшим «материалом» для разносторонней (как персонифицированной, ограниченной рамками индивидуального творчества авторов, так и обобщающей историко-теоретической, концептуальной) характеристики современных им процессов в сфере русской национальной культуры.
313
5. Творческое устремление русских зодчих XIX века к восстановлению преемственного развития отечественной архитектуры (прежде всего
- как исторической основы ее - храмового зодчества), пополнившее сокровищницу национальной культуры впечатляющим множеством уникальных произведений, дает основание утверждать, что русское православно-церковное зодчество второй половины XIX столетия, хронологически соответствуя последней эпохе эволюционно-исторического развития России и естественно отражая как многоплановые, так и противоречивые черты ее своеобразия, явило собою органический результат тысячелетнего преемственного развития не только русского христианского (православного) храмостроения, но и всей национальной религиозной культуры. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века как культурный феномен предреволюционной эпохи стал универсальным, органическим и, в определенной мере, даже утрированным символом исторической традиции национальной жизни.
6. Типологическая полноценность (обеспечившая возможность реконструкции признаков и характеристики архитектурной культуры русского православного кафедрального храма второй половины XIX века как общенационального явления), но, вместе с тем, количественная и территориальная ограниченность ставшей объектом настоящего исследования крупномасштабной православно-церковной архитектуры Сибири, определяет необходимость: дальнейшей разработки заявленной темы в расширенных хронологических (до 1917 г.) и территориальных рамках, с включением в совокупность изучаемых историко-культурных объектов
- «эклектической» (в вариантах концептуально представленной в настоящей работе и требующей специального исследования национальной стилистики) архитектуры православных кафедральных храмов как оставшейся за пределами Сибири азиатской, так и европейской части России в границах начала 1914г.; более подробной историко-культурной реконструкции (в том числе профессионального графического - на уров
314 не документально обоснованных эскизных проектов - воссоздания утраченной храмовой архитектуры, что могло бы позволить в перспективе вести речь об исторически полноценной реставрации соборных построек в городской среде) и углубленного анализа рассматриваемых явлений национальной культуры во всей их исторической общности, во всем их историческом многообразии.
315
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерное для православной культуры каноническое понимание религиозного образа (символа) не только как максимального подобия, но и как реального и действенного присутствия (вместилища) религиозного первообраза, обусловило интерпретацию сущности христианского храма как реального явления бытия Царствия Божия. Византийский богослов-ско-философский опыт творческого осмысления и выдвижения на единый план с первообразом Спасителя Иисуса Христа - первообраза Богородицы привел к отождествлению Богоматери как «сердца вселенной», Царицы Небесной - с явлением Царствия Божия, - что в русской традиции, самостоятельно связавшей первообраз Богородицы Покровительницы и Заступницы с исторической данностью Православной Руси, установило тождество понятий и явлений Царствия Небесного и Святой (Богородичной) Руси как религиозного идеала Руси Православной. Таким образом, определенного кульминационного пункта развитие русской традиции толкования символики христианского (православного) храма достигло в осмыслении храма как национально-мирообъемлющего религиозного образа (символа) Святой Руси.
Традиция православно-церковной архитектуры, будучи одной из важнейших составляющих феномена гармонической целостности православного храма, формировалась и развивалась всецело в качестве производной его догматического идейно-религиозного содержания и неотделимо от этого содержания. Следовательно, совершенная архитектурно-художественная форма православного храма на всем протяжении своего эволюционного развития и в общем творческом замысле зодчего, и в трактовке отдельных элементов сохраняла всеобъемлющее образно-символическое единство с идейно-религиозной сущностью храма, согласно канонам церковно-богословской культуры, «реально» (и смысловым началом, и качеством духовной «энергии» как средства воздействия
325 на окружающий мир, и собственно духовной природой) отображая (символизируя) мистическое явление религиозного первообраза.
Принципы русского регулярного градостроительства, сложившиеся в конце XVIII - первой половине XIX века, не только сохранили, но и акцентировали исторически важнейшую роль православно-церковной архитектуры в формировании объемно-пространственных структур русских городов. В системе перспективного регулярного плана функционально-смысловые, пространственно-композиционные, масштабные, архитектурно-стилистические характеристики проектируемого центрального ансамбля города, заложенные в его ядре - комплексе соборной площади во главе с объемом главного городского храма, - непосредственно влияли на характер организации планировки и застройки всей городской территории. Таким образом, исходным концептуальным и формальным содержанием градостроительных проектов для городов Сибири в первой половине XIX века, а в дальнейшем - реализацией планов крупномасштабного храмостроительства на малоосвоенных перспективных городских территориях зданиям православных кафедральных соборов в гг. Омске, Томске, Красноярске, Иркутске была определена ведущая градоформирующая роль в развитии архитектурно-планировочных структур центров и городов в целом, придано - в рамках этого процесса - значение уникальных структурно-смысловых первооснов.
Основными архитектурно-художественными характеристиками, объединяющими постройки православных кафедральных соборов в крупнейших городах Сибири, являются: центричное пятиглавие крестообразного в плане основного (собственно храмового) объема (в форме равноконечного или близкого к нему, вписанного в квадрат (Свято-Троицкий собор в г. Томске, Казанский собор в г. Иркутске), прямоугольник (удлиненного по пространственной оси «запад - восток»; Бого-родице-Рождественский собор в г. Красноярске) или восьмигранник (Свято-Успенский собор в г. Омске) широкого креста, восточный рукав
326 которого может завершаться активно формирующим фасадную композицию здания полуцилиндрическим выносом центральной алтарной апсиды (Свято-Успенский собор в г. Омске, Богородице-Рождественский собор в г. Красноярске); обусловленная перечисленными особенностями и соответствующая традиционной (канонической, то есть узаконенной во взаимосвязи с определенным, заполняющим всю архитектурную форму религиозно-символическим содержанием) структуре русских православных церквей пятиглавая крестово-купольная композиция храма (основной объем); беспрецедентная крупномасштабность, монументальность общей архитектурно-художественной композиции: кафедральные соборы гг. Омска, Томска, Красноярска, Иркутска являлись исторически крупнейшими православными храмами на территории Сибири и входили в совокупность ретроспективно наиболее масштабных русских православно-церковных построек, создание которых в пределах Российской Империи относится к середине XIX - началу XX века; реминисцирую-щая в рамках сложившейся на Руси в XI - XVII веках национальной традиции каменного православно-церковного зодчества, - с опорой на богатейший профессиональный опыт и лучшие творческие достижения классицистической эпохи, - стилистика архитектуры и декоративно-художественного убранства, соответствующая трем родственным, активно взаимодействующим друг с другом национальным стилям периода русской архитектурной эклектики (вторая четверть XIX - начало XX века), а именно: «византийскому» стилю (Казанский собор в г. Иркутске); «русско-византийскому» стилю (Свято-Троицкий собор в г. Томске); «русскому» стилю (Богородице-Рождественский собор в г. Красноярске, Свято-Успенский собор в г. Омске).
Созданные в соответствии с объективной общественной потребностью эпохи и общественными же - широчайшими - усилиями, по оригинальным проектам и под руководством выдающихся мастеров отечественной архитектуры (таких, как К.А. Тон, барон Г.В. Розен, Э.Ф. Виррих
327 и др.), здания православных кафедральных соборов в гг. Омске, Томске, Красноярске, Иркутске как произведения русского архитектурно-строительного и монументально-декоративного искусства, будучи практически свободными от, казалось бы, неизбежных для регионального социокультурного процесса черт так называемой «провинциальности», «вторичности», - уникально сочетали в себе лучшие эстетические и технические качества профессиональной архитектуры России второй половины XIX столетия с канонически выраженным в архитектурно-художественной форме идейно-религиозным содержанием православного храма и являлись, таким образом, важнейшим «материалом» для разносторонней (как персонифицированной, ограниченной рамками индивидуального творчества авторов, так и обобщающей историко-теоретической, концептуальной) характеристики современных им процессов в сфере русской национальной культуры.
Творческое устремление русских зодчих XIX века к восстановлению преемственного развития отечественной архитектуры (прежде всего - как исторической основы ее - храмового зодчества), пополнившее сокровищницу национальной культуры впечатляющим множеством уникальных произведений, дает основание утверждать, что русское православно-церковное зодчество второй половины XIX столетия, хронологически соответствуя последней эпохе эволюционно-исторического развития России и естественно отражая как многоплановые, так и противоречивые черты ее своеобразия, явило собою органический результат тысячелетнего преемственного развития не только русского христианского (православного) храмостроения, но и всей национальной религиозной культуры. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века как культурный феномен предреволюционной эпохи стал универсальным, органическим и, в определенной мере, даже утрированным символом исторической традиции национальной жизни.
328
Типологическая полноценность (обеспечившая возможность комплексной реконструкции признаков и характеристики архитектурной культуры русского православного кафедрального храма второй половины XIX века как общенационального явления), но, вместе с тем, количественная и территориальная ограниченность ставшей объектом настоящего исследования крупномасштабной православно-церковной архитектуры Сибири, определяет необходимость: дальнейшей разработки заявленной темы в расширенных хронологических (до 1917 г.) и территориальных рамках, с включением в совокупность изучаемых историко-культурных объектов - «эклектической» (в вариантах концептуально представленной в настоящей работе и требующей специального исследования национальной стилистики) архитектуры православных кафедральных храмов как оставшейся за пределами Сибири азиатской, так и европейской части России в границах начала 1914г.; более подробной историко-культурной реконструкции (в том числе профессионального графического - на уровне документально обоснованных эскизных проектов - воссоздания утраченной монументальной храмовой архитектуры, что могло бы позволить в перспективе вести речь об исторически полноценной реставрации соборных построек в городской среде) и углубленного анализа рассматриваемых явлений национальной культуры во всей их исторической общности, во всем их историческом многообразии.
329
Список научной литературыТуманик, Артемий Геннадьевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. От Матфея святое благовествование // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М., 1976.
2. От Марка святое благовествование // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М., 1976.
3. От Луки святое благовествование // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М„ 1976.
4. От Иоанна святое благовествование // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М., 1976.
5. Российский государственный исторический архив, ф. 173, Департамент водяных сообщений Министерства путей сообщения. Оп. 1, е.х. 558. О построении нового кафедрального собора в Иркутске (1867).
6. Российский государственный исторический архив, ф. 797, Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 14, е.х. 34070.
7. Российский государственный исторический архив, ф. 797, Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 19, е.х. 43050,
8. Российский государственный исторический архив, ф. 797, Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 20, е.х. 44693. О падении купола строящегося в Томске собора (1850).
9. Российский государственный исторический архив, ф. 797, Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 47, е.х. 123. О проекте строительства собора в Иркутске (1877).
10. Российский государственный исторический архив, ф. 799, Хозяйственное управление Святейшего Синода. Оп. 13, е.х. 464. О постройке в Иркутске кафедрального собора (1880 1882).
11. Российский государственный исторический архив, ф. 799, Хозяйственное управление Святейшего Синода. Оп. 17, е.х. 103.346
12. Российский государственный исторический архив, ф. 1293, Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел. Оп. 116, е.х. 82.
13. Российский государственный исторический архив, ф. 1293, Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел. Оп. 127, е.х. 74.
14. Государственный архив Омской области, ф. 398, Комитет по сооружению нового соборного храма, г. Омск, 1895 1899 гг. Оп. 1, е.х. 2.
15. Государственный архив Омской области, ф. 437, Омский облисполком. Оп. 3, е.х. 2.
16. Азбука Христианства: Словарь-справочник / Сост. А. Удовенко. М., 1997.
17. Андрей Кесарийский. Толкования на Апокалипсис // Литературная учеба. 1991. Январь февраль. Книга первая.
18. Атлас Азиатской России. СПб., 1914.
19. Баландин С.Н. Каменный Софийский (Успенский) собор памятник архитектуры Тобольска // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986.
20. Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества Сибири с конца XVI до начала XX века: Автореферат диссертации. доктора архитектуры. М., 1987.
21. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских Инженеров Императора Николая I (Строительного Училища) (1842 17/X3I/1892). СПб., 1893.
22. Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
23. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М., 1986.347
24. Баталов A.JI., Лидов A.M. Введение // Иерусалим в русской культуре. М., 1994.
25. Баяндин В.И. Военное управление в Сибири во второй половине XIX -начале XX в. // Проблемы истории местного управления Сибири XVII -XX веков: Материалы Региональной научной конференции. Выпуск П. Новосибирск, 1997.
26. Велик С.Н. Икона догмат Христианства // Православная жизнь: Приложение к журналу «Православная Русь». 1995. Март. № 3.
27. Богданович К.В., Лопатин З.П. Красноярск. Красноярск, 1969.
28. Болдырев В.Ф. Основы градостроительства в условиях Западной Сибири: Учебное пособие. Томск, 1991.
29. Бондаренко И.А. Идеальная композиция древнерусского города // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: искусство композиции в истории архитектуры. Вып. 5. М., 1996.
30. Бондаренко И.А. Иерархическая структура древнерусского города (в реализации идеи «вечной гармонии») // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога/Сост. Т.В. Степугина. М., 1996.
31. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
32. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997.
33. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.
34. Бунин A.B., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1979.
35. Буторов А. Каким был Храм // Юный художник. 1996. № 6.
36. Буторов A.B. Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения. М., 1992.
37. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
38. Вагнер Г.К. Еще раз о церкви Нового Ольгова городка // Средневековая Русь. М., 1976.
39. Васильев А.П. Забайкальские казаки. Т. 1. Чита, 1916.348
40. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. Москва, 1994.
41. Вилков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII веке. М., 1967.
42. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 -1917 гг. Т. 1: Высшие государственные учреждения. СПб., 1998.
43. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Часть II. СПб., 1854.
44. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914.
45. Государственное учение Филарета, митрополита Московского // Православная жизнь: Приложение к журналу «Православная Русь». 1997. Сентябрь. № 9.
46. Григорий Богослов. Слово 22: О мире, говоренное в общем собрании единоверных, бывшем после примирения // Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
47. Григорий Богослов. Слово 23: О мире, говоренное в Константинополе по случаю распри. // Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
48. Гудков A.A. Регулярное градостроительство в Сибири в конце XVIII -первой половине XIX в.: Автореферат диссертации. кандидата архитектуры. М„ 1989.
49. Гуляницкий Н.Ф. Крестовокупольный храм древней Руси и грекоантич-ная традиция // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». Вып. 2. М., 1993.
50. Гуляницкий Н.Ф. Черты преемственности в композиции центров русских городов, перепланированных в XVIII в. // Архитектурное наследство. Вып. 29. М„ 1981.
51. Девятьярова И.Г., Селюк В.И. Старый Омск. Почтовая открытка рубежа XIX-XX веков. Омск, 1991.349
52. Дельвиг бар. А.И. Полвека русской жизни: Воспоминания А.И. Дельвига (1820 1870) / Под ред. С.Я. Штрайха. М.; Л., 1930.
53. Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997.
54. Дулов A.B. Иркутская епархия в XVIII начале XX в. Деятели, события, факты // Апостол Аляски: Материалы научной конференции, посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии. Иркутск, 1998.
55. Дулов A.B. Иркутская епархия в 1860 1917 гг. // Из истории Иркутской епархии: Сборник научных трудов. Иркутск, 1998.
56. Дулов A.B., Пешкова В.К. Литература по истории Иркутской епархии // Апостол Аляски: Материалы научной конференции, посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии. Иркутск, 1998.
57. Дулов В.И. План Иркутска 1768 г. // Записки Иркутского областного краеведческого музея: Сборник к 300-летию Иркутска. Вып. 2. Иркутск, 1961.
58. Евсина H.A. Архитектурная теория в России второй половины XVIII -начала XIX века. М., 1985.
59. Евтропов К. Краткий обзор постройки Троицкого кафедрального собора. Томск, 1900.
60. Енисейские губернские ведомости. 18<э1. №43.
61. Енисейские епархиальные ведомости. 1884. № 3.
62. Енисейские епархиальные ведомости. 1884. № 22.
63. Журавлев A.M., Иконников A.B., Рочегов А.Г. Архитектура Советской России. М„ 1987.
64. Журнал Министерства Внутренних Дел. 1838. № 3.
65. Захарчук М. Первая годовщина со дня кончины о. Льва Лебедева // Православная Русь. 1999. 28 мая. № 10.
66. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М., 1997.350
67. Иллюстрированный календарь на 1991 год: Издание Омского отделения Всероссийского фонда культуры. Омск, 1990.
68. Иркутские губернские ведомости. 1863. № 4.
69. Иркутские епархиальные ведомости. 1864. № 43.
70. Иркутские епархиальные ведомости. 1867. № 26.
71. Иркутские епархиальные ведомости. 1868. № 24.
72. Иркутские епархиальные ведомости. 1872. № 15.
73. Иркутские епархиальные ведомости. 1874. № 19.
74. Иркутские епархиальные ведомости. 1875. № 15.
75. История названий томских улиц / Отв. ред. Г.Н. Старикова. Томск, 1998.
76. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.
77. Каждан А.П. Византийская культура (X XII вв.). М., 1968.
78. Катанаев Г.Е. Историческая справка о том, когда и как построен город Омск. Омск, 1996.
79. Кеслер М. Пути возрождения духовности // Архитектура. 1995. № 1 2.
80. Киринициянов Ю. Белый орел над храмом // Российская газета. 1997. 25 июля.
81. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
82. Кириченко Е.И. Искусство и Государь Николай Павлович // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: личность в истории архитектуры». Вып. 4. М., 1995.
83. Кириченко Е.И. Русский стиль. М., 1997.
84. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. Издание 2-е. М., 1997.
85. Киприан Оропосский и Филийский. Ересь экуменизма и святоотеческая позиция православных // Православная жизнь: Приложение к журналу «Православная Русь». 1999. Ноябрь. № 11.351
86. Колесников А.Д. Памятники военно-оборонительного искусства Сибири // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986.
87. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.
88. Комеч А.И. Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь. М., 1976.
89. Комеч А.И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (к характеристике начального периода развития древнерусской архитектуры) // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
90. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири (конец XVII -XVIII в.). Новосибирск, 1979.
91. Корач В. Два типа кафедральных соборов XI в. в областях, культурно связанных с Византией // Средневековая Русь. М., 1976.
92. Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город. Омск, 1960.
93. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М., 1978.
94. Красовский М. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века). М., 1911.
95. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т. 4. Кн. 2 / Под ред. В.П. Зиновьева, Д.Я. Резуна. Новосибирск, 1998.
96. Краткий обзор тематики диссертаций, рассмотренных ВАК России в 1997 году // Бюллетень Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации. 1999. № 2.
97. Кураев В.И. Всеединство // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. М., 1999.
98. Лебедев Л. Орто-Доксия // Православный Путь: Церковно-богословско-философский ежегодник / Приложение к журналу «Православная Русь» за 1994 г. Джорданвилл, 1994.
99. Левошко С.С. Православный храм архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй половине XIX - первой трети XX в. // Хри352стианство на Дальнем Востоке: Материалы Международной научной конференции. Части I и II. Владивосток, 2000.
100. Лидов A.M. Небесный Иерусалим в восточнохристианской иконографии // Иерусалим в русской культуре. М., 1994.
101. Лисичников Д.В. Образы иркутских архиереев в произведениях Н.С. Лескова // Апостол Аляски: Материалы научной конференции, посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии. Иркутск, 1998.
102. Литературная учеба. 1991. Январь февраль. Книга первая.
103. Майданюк Э.К. Прогулка по старому Томску. Томск, 1992.
104. Малиновский И. Прошлое Томска//Город Томск. Томск, 1912.
105. Матханова Н.П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В.Я. Руперт, H.H. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков. Новосибирск, 1998.
106. Миненко H.A. Развитие феодальных отношений и генезис капитализма в Сибири (конец XVI первая половина XIX в.): Учебное пособие для студентов и аспирантов ГФ НГУ. Новосибирск, 1988.
107. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983.
108. Михайлова М.Б. Соборные площади новых городов юга России периода классицизма//Архитектурное наследство. Вып. 36. М., 1988.
109. Московские ведомости. 1882. 24 декабря. № 357.
110. Ш.Нащокина М.В. Градостроительные аспекты сооружения в Москве храма-памятника Отечественной войны 1812 года // Архитектурное наследие Москвы. М., 1988.
111. Несин В., Сауткина Г. Павловск Императорский и Великокняжеский. СПб., 1996.
112. Овчинникова Е.С. Изобразительное искусство России до XVIII века. // История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века / Россия семнадцатого и восемнадцатого веков. М., 1963.
113. Оглы Б.И. Иркутск: о планировке и архитектуре города. Иркутск, 1982.353
114. Оглы Б.И. Особенности архитектуры городов Восточной Сибири во второй половине XVTII начале XIX в. // Сибирские города XVII - начала XX века. Новосибирск, 1981.
115. Оглы Б.И. Формирование планировки и застройки городов Сибири в конце XVIII первой половине XIX в. // Города Сибири. Эпоха феодализма и капитализма. Новосибирск, 1978.
116. Оглы Б.И. Формирование центров крупных городов Сибири. Градостроительные и социально-культурные аспекты. Новосибирск, 1999.
117. Омские епархиальные ведомости. 1898. 15 сентября. № 18.
118. О Священном Писании Нового Завета // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Приложение. М., 1976.
119. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1995.
120. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861.
121. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863.
122. Памятная книжка Иркутской губернии 1906 года. Иркутск, 1906.
123. Памятный листок г. Иркутска. Иркутск, 1895.
124. Панкеев И. Послесловие // Трубецкой кн. E.H. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
125. Пелипенко A.A. Городской миф о городе (в эволюции художественного сознания и городского бытия) // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В. Степугина. М., 1996.
126. Перевезенцев C.B. Русская религиозно-философская мысль X -XVII вв. (Основные идеи и тенденции развития). М., 1999.
127. Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. М., 1833.
128. Пешков А.И. «Кто разоряет мал во Царствии Христовом.» // Победоносцев К.П. Сочинения / Вступительная статья. СПб., 1996.
129. Пилявский В.И., Тиц A.A., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. JL, 1984.354
130. Победоносцев К.П. Московский сборник // Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.
131. Победоносцев К.П. Ученье и учитель. Педагогические заметки // Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.
132. Повесть временных лет // Рассказы Начальной русской летописи / Пер. с древнерусского и пояснения Т.Н. Михельсон; научн. ред. Д.С. Лихачев. Новосибирск, 1991.
133. Подъяпольский С.С. Воссоздание утраченных памятников архитектуры // Проблемы российской архитектурной науки: Сборник трудов членов Отделения архитектуры РААСН. М., 1999.
134. Покровский И.М. Русские епархии в XVI XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. В 3-х т. Т. 2 (XVIII век). Казань, 1913.
135. Покровский H.H. Томск. 1648 1649 гг. Воеводская власть и земские миры. Новосибирск, 1989.
136. Попов А.И. Томск. М„ 1959.
137. Попова О.С. Византийская аскеза и образы искусства XIV века // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997.
138. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -1054 г.). Брюссель, 1964.
139. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1863. № 11.
140. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1864. № 29.
141. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1865. № 9.
142. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1866. № 24.
143. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1878. № 36.
144. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1880. № 36.
145. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1881. № 10.
146. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1894. № 3.355
147. Проскурякова Т.С. О преемственности в русском градостроительстве второй половины XVIII в. // Архитектурное наследство. Вып. 33. М., 1985.
148. Раппопорт П.А. Раскопки церкви на Большой Краснофлотской улице в Смоленске//Средневековая Русь. М., 1976.
149. Раппопорт П.А. Русская архитектура на рубеже XII и XIII веков // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977.
150. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X XIII вв. СПб., 1994.
151. Резун Д.Я. Очерки истории изучения сибирского города. XVIII век. Новосибирск, 1991.
152. Резун Д.Я., Васильевский P.C. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989.
153. Романов Н.С. Летопись города Иркутска. 1857 1880 гг. Иркутск, 1914.
154. Российский Архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII XX вв.). Вып. 1. М., 1991.
155. Ружже В.Л. Красноярск. Вопросы формирования и развития. Красноярск, 1966.
156. Русская старина. 1884. Январь.
157. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987,
158. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. М., 1984.
159. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: Учебник для вузов. М., 1989.
160. Салимов A.M. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994.
161. Санников А.П. Церковная администрация Восточной Сибири в конце XVII середине XVIII в. // Из истории Иркутской епархии: Сборник научных трудов. Иркутск, 1998.356
162. Сеток В. Взорванная красота // Вечерний Омск. 1990. 14 апреля.
163. Скобельцына A.C. Внешние влияния в древнерусской культуре (X -нач. XIII в.): Автореферат диссертации. кандидата культурологических наук. СПб., 1998.
164. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975.
165. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986.
166. Славина Т.А. Константин Тон. JL, 1989.
167. Славнин В.Д. Томск сокровенный. Томск, 1991.
168. Словцов И.Я. Историческая хроника Омска. Омск, 1880.
169. Словцов И.Я. Материалы по истории и статистике Омска // Труды Акмолинского Статистического Комитета. В 2-х т. Т. II. Омск, 1880.
170. Снегирев B.JI. Архитектор A.JI. Витберг. М.; Л., 1939.
171. Советская историческая энциклопедия. В 16-ти т. Т. 11. М., 1968.
172. Советский энциклопедический словарь. М., 1982.
173. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. Т. 1 2. М., 1988.
174. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. III. Т. 5 6. М., 1989.
175. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. VIII. Т. 15 16. М„ 1993.
176. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IX. Т. 17 18. М., 1993.
177. Сытина Т.М. Архитектура России. // История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века / Россия семнадцатого и восемнадцатого веков. М., 1963.
178. Тальберг Н. История Христианской Церкви. М.; Нью-Йорк, 1991.357
179. Толстой M.B. Рассказы из истории Русской Церкви // История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.
180. Томские епархиальные ведомости. 1885. № 10.
181. Томские епархиальные ведомости. 1886. № 3.
182. Томские епархиальные ведомости. 1900. № 11.
183. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 4.
184. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 7.
185. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 8.
186. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 9.
187. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 10.
188. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 11.
189. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 12.
190. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 15.
191. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 18.
192. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 23.
193. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 24.
194. Трубецкой кн. E.H. Два мира в древнерусской иконописи // Трубецкой кн. E.H. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
195. Трубецкой кн. E.H. Россия в ее иконе // Трубецкой кн. E.H. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
196. Трубецкой кн. E.H. Умозрение в красках // Трубецкой кн. E.H. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
197. Фирсова Л.В. Трубецкой Евгений Николаевич // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. М., 1999.
198. Фруменкова Т.Г. Высшее православное духовенство России в 1917 г. // Из глубины времен. № 5. СПб., 1995.
199. Храм Христа Спасителя в Москве: Фотоальбом / Автор текста Е.И. Кириченко, сост. Г.А. Иванова. М., 1992.
200. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. В 2-х частях. М., 1903.358
201. Шквариков В.А. Очерк истории планировки и застройки русских городов. М., 1954.
202. Щенков A.C. О принципах изучения русской храмовой архитектуры // Архитектура в истории русской культуры: Сборник научных трудов. М., 1996.
203. Элерт А.Х. Народы Сибири в трудах Г.Ф. Миллера. Новосибирск, 1999.
204. Этенко-Фатеева JI. Варшавский грех // Новое время. 1995. № 45.
205. Этингоф O.E. Образ храма в иконографии «Богоматерь с Пророками» XI XII веков // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997.
206. Этингоф O.E. Образ храма-«универсума» в иконной композиции и миниатюрах конца XI XII в. // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Государственного музея изобразительных искусств имени A.C. Пушкина за 1986 год. М., 1987.
207. Яковлева А.И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997.
208. Бони К.И. Григорий Богослов. Цит. по: Киприан Оропосский и Фи-лийский. Ересь экуменизма и святоотеческая позиция православных // Православная жизнь: Приложение к журналу «Православная Русь». 1999. Ноябрь. №11.
209. Герман Константинопольский. Богословские сочинения. Цит. по: Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.
210. Герман Константинопольский. Historia ecclesiastica. Цит. по: Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
211. Гимн, посвященный храму в Эдессе. Цит. по: Бычков В.В. Малая история.
212. Григорий Богослов. Слово 6: О мире, говоренное в присутствии отца после предшествовавшего молчания, по случаю воссоединения монашествующих. Цит. по: Киприан Оропосский и Филийский. Ересь экуменизма. . // Православная жизнь.
213. Григорий Богослов. Слово 18: Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия. Цит. по: Киприан Оропосский и Филийский. Ересь экуменизма. // Православная жизнь.
214. Григорий Палама. Богословские сочинения. Цит. по: Бычков В.В. Малая история.
215. Евсевий Кесарийский (Евсевий Памфил). Описание храма в Тире. Цит. по: Бычков В.В. Малая история.
216. Житие иже во святых отца нашего Григория Богослова, епископа На-зианзского. Цит. по: Киприан Оропосский и Филийский. Ересь экуменизма. . // Православная жизнь.
217. Житие святого отца нашего Петра, митрополита Киевского и всея России. Цит. по: Перевезенцев C.B. Русская религиозно-философская мысль X XVII вв. (Основные идеи и тенденции развития). М., 1999.
218. Иоанн Геометр. Описания христианских храмов. Цит. по: Бычков В.В. Малая история.
219. Кизеветтер A.A. Победоносцев. Цит. по: Пешков А.И. «Кто разоряет -мал во Царствии Христовом.» // Победоносцев К.П. Сочинения / Вступительная статья. СПб., 1996.
220. Кирилл Александрийский. Послание к Целестину, епископу римскому. Письмо 11. Цит. по: Киприан Оропосский и Филийский. Ересь экуменизма. // Православная жизнь.
221. Кириллов В.В. К проблеме изучения древнерусского города XVI -XVII вв. Цит. по: Резун Д.Я. Очерки истории изучения.
222. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа. В память Преподобного Сергия. Цит. по: Трубецкой кн. E.H. Россия в ее иконе // Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.360
223. Кюхельбекер B.K. О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие. Цит. по: Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
224. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. Цит. по: Сытина Т.М. Архитектура России. // История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века / Россия семнадцатого и восемнадцатого веков. М., 1963.
225. Муравьев. [Экспертное заключение по проекту реконструкции Омской крепости.] Цит. по: Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город. Омск, 1960.
226. Никифор Константинопольский. Полемика с иконоборцами. Цит. по: Бычков В.В. Малая история.
227. Николай Кавасила. Богословские сочинения. Цит. по: Бычков В.В. Малая история.
228. Новгородская синодальная летопись. Цит. по: Бунин A.B., Саварен-ская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1979.
229. Опись состояния г. Омска осенью 1755 г. Цит. по: Кочедамов В.И. Омск.
230. Паллас П.С. Путешествия по разным местам Российского государства. Цит. по: Кочедамов В.И. Омск.
231. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Цит. по: Комеч А.И. Древнерусское зодчество.
232. Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства. Цит. по: Перевезенцев C.B. Русская религиозно-философская мысль.
233. Пселл Михаил. Хронография. Цит. по: Комеч А.И. Древнерусское зодчество.
234. Седова P.A. Святитель Петр, митрополит Московский, в литературе и искусстве Древней Руси. Цит. по: Перевезенцев C.B. Русская религиозно-философская мысль.
235. Сергеев В.И. Основание городов Западной Сибири (до середины XVII века). Цит. по: Резун Д.Я. Очерки истории изучения сибирского города. XVIII век. Новосибирск, 1991.
236. Сергеев В.И. Первые сибирские города, их военное, экономическое и культурное значение. Цит. по: Резун Д.Я. Очерки истории изучения.
237. Симеон Солунский. Богословские сочинения. Цит. по: Бьгчков В.В. Малая история.
238. Слово Илариона, митрополита Киевского. Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. Т. 1 -2. М., 1988.
239. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Цит. по: Санников А.П. Церковная администрация Восточной Сибири в конце XVII -середине XVIII в. // Из истории Иркутской епархии: Сборник научных трудов. Иркутск, 1998.
240. Сочинения князя М.М. Щербатова. Цит. по: Резун Д.Я. Очерки истории изучения.
241. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки. Цит. по: Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997.
242. Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька. Цит. по: Кочеда-мов В.И. Омск.
243. Филимонов Г.Д. Очерки русской христианской иконографии. I. София Премудрость Божия. Цит. по: Яковлева А.И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977.
244. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ3643650
245. Рис.2. Салоники. Церковь во имя Пресвятой Богородицы (Панагии Халкеон). 1028 г. Общий вид с юго-запада. План. Пример архитектуры византийского православного храма основополагающего (крестово-купольного) типа.366
246. Рис.3. Афины. Церковь во имя Святых Апостолов. Начало XI века. Общий вид с юго-востока. План. Пример архитектуры византийского православного храма основополагающего (крестово-купольного) типа.367
247. Рис.5. Киев. Православный кафедральный собор во имя Святой Софии -Премудрости Божией. Интерьер. Общий вид на купол и центральную апсиду.
248. Рис.6. Чернигов. Православный собор во имя Преображения Господня (Спасо
249. Преображенский). 1030 1040-е гг. Общий вид с северо-востока. План. План- Один из древнеиших примеров архитектуры русскогона уровне хорправославного храма основополагающего (крестово-купольного) типа.
250. Рис. 7. Чернигов. Православный собор во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенский). Интерьер. Общий вид на купол и центральную апсиду.
251. Рис.9. «Горний Иерусалима -храма.
252. Иерусалим». Русская православная икона. Образ Горнего Царствия Божия - отождествлен с образом православного
253. Рис.11. «Покров Пресвятой Богородицы». Русская православная икона. -Царствие Небесное представлено как храм всеединства, образованный осенящим все и всех Покровом Божией Матери.375
254. Рис. 12. «Покров Пресвятой Богородицы». Коллаж. Пример художественного выражения идейно-религиозного содержания русского православного храма как национально-мирообъемлющего религиозного образа (символа) Святой Руси.3761. Источники иллюстраций
255. Рис.13. Томский «город» (острог) XVII в. Общий вид. Реконструкция. -Православный храм во имя Пресвятой Троицы функционально-смысловой (сакральный) и архитектурно-планировочный центр первоначального русского поселения на р.Томи.378
256. Рис. 16. Омская крепость в первой половине XVIII в. Общий вид. Реконструкция. Православный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского -функционально-смысловой (сакральный) и архитектурно-планировочный центр первоначальной русской крепости на р.Оми.381
257. Рис.17. Томск в середине XVIII в. Панорама. Рис. Ю.В.Флека. Архитектура православных храмов отчетливо доминирует в естественно формирующейся системе планировки и застройки города.
258. Рис.18. Красноярск в первой половине XVIII в. Панорама. Рис. И.Люрсениуса. Архитектура православных храмов отчетливо доминирует в естественно формирующейся системе планировки и застройки города.382
259. Рис.19. Иркутск. 1735 г. Панорама. Рис. И.Люрсениуса. Архитектура православных храмов отчетливо доминирует в естественно формирующейся системе планировки и застройки города.
260. Рис.20. Томск. Схематический перспективный план. Проектный вариант. 1818г. Автор томский губернский архитектор А.П.Деев.383
261. Рис.21. Томск. Схематический перспективный план. Проектный вариант. 1820 -1824 гг. Автор томский губернский землемер С.Зверев. - Вариант, принятый за основу при разработке регулярного плана города под руководством архитектора В.И.Гесте.
262. Рис.23. Красноярск в первой половине XVIII в. Схематический план. Реконструкция. Крепостной комплекс на стрелке рек Енисея и Качи, сформировавшийся вокруг здания Преображенской церкви, приобретает значение городского центра.385
263. Рис.25. Иркутск. Схематический перспективный план. Проектный вариант. 1768 г. Автор М.Турчанинов. - Первый (нереализованный) проект перепланировки города на «регулярной основе».387
264. Рис.29. Томск. Православный храм во имя Благовещения Господня. 1800-е гг. Общий вид. Фотография начала XX в. Кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви до 1900 г.390
265. Рис.30. Иркутск. Православный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя. 1706 1710 гг. Общий вид. Современная фотография. - Спасская соборная церковь - первый каменный храм г.Иркутска и всей Восточной Сибири.3921. МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ ТРЕТЬЕЙ
266. Рис.37. Красноярск. Православный кафедральный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 1849 1861 гг. Автор - архитектор К.А.Тон. Общий вид. Фотография конца XIX - начала XX в.399400
267. Рис.41. Омск. Православный кафедральный храм во имя Успения Божией Матери. Главный (западный) фасад. Проект архитектора Э.Ф.Вирриха. 1894 г. Авторская разработка Э.Ф.Вирриха, осуществленная в архитектуре Успенского кафедрального собора в г.Омске.403
268. Рис.42. Омск. Православный кафедральный храм во имя Успения Божией Матери. Боковой (южный) фасад. Проект Э.Ф.Вирриха.404
269. Рис.43. Омск. Православный кафедральный храм во имя Успения Божией Матери. План. Проект Э.Ф.Вирриха.1. Источники иллюстраций
270. МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ ЧЕТВЕРТОЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЮ
271. Рис. 46. Москва. Ансамбль Кремля в архитектурно-планировочной среде города конца XVI в. План. Фрагмент «Петрова чертежа» (1596 1598 гг.). -Архитектура православных храмов выявляет ансамбль Кремля как сакральный и композиционный центр русской столицы.409
272. Рис.54. Томск. Общий вид с Воскресенской горы. Фотография конца XIX в. -Архитектура православного кафедрального храма во имя Пресвятой Троицы в системе общегородской планировки и застройки.
273. Садовая улице, оч-ь 7*дашгогят?еекаго Институт а Тояекъ — Т0Ш8&
274. Рис.64. Константин Андреевич Тон (1794 1881 гг.). Фотографический портрет. 1840-е гг. - Архитектор К.А.Тон - воссоздатель национального идейно-стилистического своеобразия русской православно-церковной архитектуры в 30-е - 50-е гг. XIX в.423
275. Петрозаводска Каеедральный соборъ.
276. Рис.87. Москва. «Дворец Советов» главная композиционно-символическая доминанта общегородского центра советской столицы. Проект архитектора Б.М.Иофана. 1930-е гг.443
277. Рис.88. Совмещенные силуэтные изображения Храма Христа Спасителя и «Дворца Советов». Объекты представлены в едином масштабе.444
278. Рис.89. Иркутск. Руины православного кафедрального храма во имя Казанской Иконы Божией Матери, взорванного по распоряжению советских властей. Фотография середины 1930-х гг.