автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Музеефикация памятников культурного наследия Русской православной церкви

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Коваленко, Павел Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Автореферат по культурологии на тему 'Музеефикация памятников культурного наследия Русской православной церкви'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музеефикация памятников культурного наследия Русской православной церкви"

На правах рукописи

Коваленко Павел Сергеевич

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА БИЙСКА)

24.00.03 — Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 скт 2015

Томск-2015

005563339

005563339

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет», на кафедре историко-культурного наследия и туризма.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Труевцева Ольга Николаевна

Официальные оппоненты:

Шелегина Ольга Николаевна, доктор исторических наук, старший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук» (г. Новосибирск), сектор «Музей СО РАН», ведущий научный сотрудник

Сизова Ирина Алексеевна, кандидат исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (г. Томск), кафедра музеологии, культурного и природного наследия, доцент

Ведущая организация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул)

Защита диссертации состоится 06 ноября 2015 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.18, созданного на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 (учебный корпус № 3, ауд. 27).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке и на официальном сайте федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» www.tsu.ru.

Автореферат разослан «25» сентября 2015 г.

Материалы по защите диссертации размещены на официальном сайте 11 У: http://www.ams.tsu.ru/TSU/QualificationDep/co-searchers.nsf/newpublicationn/Kovalenko PS06112015.html

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, профессор

Некрылов Сергей Александрович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью сохранения и научного изучения уникального православного наследия города Бийска и Алтайской духовной миссии в контексте современного периода возрождения Русской православной церкви (РПЦ).

Памятники православной культуры уникальны, обладают мощным научным и духовно-нравственным потенциалом. Научный подход в процессе их выявления, сбора информации, исследования и популяризации имеет большое значение для построения целостной концепции развития города, региона и, как следствие, — российского общества и государства. К сожалению, многие объекты православного наследия все еще мало изучены, а некоторые находятся в руинированном состоянии и нуждаются в реконструкции и реставрации. Музеефикация памятников православия Бийска — основа объективного научного подхода в решении проблемы сохранения культурного наследия РПЦ. Учитывая, что Алтайский край является одним из самых привлекательных регионов для разных видов туризма, предложенная в работе тематика исследования и полученные результаты, безусловно, актуальны и значимы.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ архивных источников, периодической печати, музейных и частных собраний, выявленных в процессе работы, позволяют утверждать, что тема исследования слабо изучена. Только в последние три десятилетия начал проявляться интерес ученых к истории РПЦ. Появляются отдельные статьи в научных изданиях, проводятся научные конференции, симпозиумы.

В процессе работы над диссертацией изучена научная дореволюционная литература по истории Сибири, Томской губернии и епархии, Алтайской духовной миссии и г. Бийска.

Среди первых научных работ, содержащих отдельные сведения о центральном миссионерском стане Алтайской духовной миссии в г. Бийске, а также о миссионерах, чьи судьбы связаны с Бийском, следует назвать книги, брошюры и статьи второй половины XIX - начала XX в. таких авторов, как А. Ген, протоиереи В. Вербицкий и С. Ландышев, епископы Бийские Макарий (Невский), Владимир (Синьковский) и некоторые другие.

Основателю Алтайской миссии архимандриту Макарию (Глухареву), начинавшему миссионерскую деятельность на Алтае по приезде в Бийск и многократно посещавшему город по делам миссии, посвящены труды конца XIX - начала XX в. Д. Д. Филимонова, И. Ястребова, П. В. Птохова, И. В. Ливанского, К. В. Харламповича и других. Некоторые факты пребывания основателя миссии в Бийске изложены в книге «Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии», изданной под редакцией К. В. Харламповича в 1905 г. в городе Казани.

В 1910 г. и 1911 г. вышли книги бийского уездного полицейского исправника В. П. Штейнфельда «Бийский уезд Томской губернии: Топографический, экономический и этнографический очерк уезда» и «Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду». Это первый научный труд по истории Бийска, где отдельная глава посвящена истории и различным аспектам

жизни города. К сожалению, в книгах дается только перечисление названий православных приходов и упоминается Бийское архиерейское подворье -резиденция бийских архиереев, начальников Алтайской духовной миссии.

Изучение опубликованных краеведческих изданий и отдельных статей в местной и краевой периодической печати по Бийску и Алтайскому краю в советские годы, в период 1920-1980-х гг., дает понимание того, что авторы либо обходят церковную тему стороной, либо их идеи направлены на «разрушение» православных вероубеждений читателей. Пропитанные духом советского атеизма публикации бийских краеведов А. К. Короля, Л. А. Мальцева, Э. П. Шмойлова, В. Третьякова и других исследователей содержат только упоминания названий бийских храмов и отдельных учреждений церковного образования.

В связи с изменением политического курса в стране в конце 1980-х гг., подготовкой к празднованию 1000-летия христианства на Руси церковная тематика краеведческих исследований и публикаций становится с каждым годом все более актуальной. Так, краевед В. Н. Шипилов первым предпринимает попытку изучить роль Церкви в жизни дореволюционного бийского общества, рассматривает благотворительную деятельность некоторых купцов, направленную на строительство церковных зданий, школ и причтовых помещений. Ему принадлежат статьи и краткие публикации на страницах городских газет «Бийский рабочий», «Кредо», «Круг», содержащие рассказы об истории Успенской церкви, о судьбах миссионеров, Апостолов Алтая - Макария (Глухарева) и Макария (Невского), о регенте бийского архиерейского хора А. В. Анохине, настоятеле Старо-Успенского «Казачьего» собора протоиерее Владимире Дагаеве. В. Н. Шипилов создает объемную рукопись «Макарий Невский - Апостол Алтая», которая до настоящего времени не издана, но интересна и актуальна, так как содержит ценные и редкие исторические данные о миссионерской деятельности святителя.

Возрождение Казанской архиерейской церкви, возведение храма во имя святого благоверного князя Александра Невского у истока Оби, строительство комплекса Свято-Макарьевского Покровского мужского монастыря в Бийске отражаены в начале 1990-х гг. в местных газетах в публикациях журналистов: Б. С. Косенкова, А. Никольского, Ю. П. Верещагина, О. И. Павлово, Ф. И. Быханова, иерея Валерия Замятина и других авторов.

Назревший в обществе вопрос о передаче Александро-Невской церкви Бийска, используемой со времен Великой Отечественной войны под кузнечный участок предприятия «Электропечь», побуждает корреспондента городской общественно-политической газеты «Бийский рабочий» Л. М. Хвостенко разобраться в истории храма, собрать воспоминания старожилов и бывших прихожан.

В 1992 г., в связи с формированием краевого свода памятников историко-культурного наследия Алтайского края, создается сборник-каталог бийских памятников «Бийск. Бийский район. Памятники истории и культуры», где появляются краткие описания Успенской церкви и комплекса Бийского архиерейского подворья исследователей из г. Барнаула доктора искусствоведения Т. М. Степанской и краеведа, писателя, бывшего ответственного секретаря

Бийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры В. Ф. Гришаева.

С образованием Барнаульской епархии в 1994 г. начинает ежемесячно издаваться епархиальная газета «Алтайская миссия», в которой публикуется несколько исторических исследований, посвященных святым местам Бийска. Бийским историком С. Ю. Исуповым в 1990-е гт. проводятся исследования, посвященные первым храмам Бийска. Их итоги публикуются сначала в местной периодической печати, а затем в двух его книгах: «Бийск: острог, крепость, город» и «Крепость Бийская есть главная». В основу его работы были положены материалы фондов Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки, в частности, «Сборник указов из Барнаульского духовного десятоначалия священноцерковнослужителям крепости Бийской за 1749-1807 гг.».

В 1995 г. начинает выходить газета «Храм» - печатный орган Бийского благочиния и Казанского православного братства Бийска, в 2003 г. переименованная в «Наш храм», на страницах которой появляются воспоминания о бийских храмах (Троицком соборе, Сретенской церкви), а также более десятка исторических статей о других православных святынях города. В 1996 г. и 1997 г. в Бийске предпринята попытка издания еженедельника благотворительного фонда «Возрождение Алтая», приложения к городской газете «Бийский рабочий».

Сборник, составленный Б. Пивоваровым «Из духовного наследия алтайских миссионеров», издан в 1998 г. в г. Новосибирске. Цель сборника - представить богатейшее духовное наследие миссионеров-просветителей Алтайской духовной миссии.

С 1999 г. в Барнауле и Бийске издаются книги писателя В. Ф. Гришаева «Дважды убитые» и «Невинно убиенные», впервые рассказывающие о политических репрессиях на Алтае и в г. Бийске, где часть статей посвящена судьбам священно- и церковнослужителей, невинно пострадавших за православные вероубеждения.

В 2000-е гг. выходят несколько брошюр и книг по истории Алтайской духовной миссии, миссионерскому делу на Алтае доктора искусствоведения и кандидата богословия, протоиерея Ю. А. Крейдуна. В 2010-2013 гг. выходят его монографии.

В последние два десятилетия появились монографии, сборники тезисов научных конференций и другие научные издания, где опубликованы работы ученых вузов Алтайского края: профессоров В. А. Скубневского, А. В. Старцева, Ю. М. Гончарова, кандидата исторических наук А. В. Летягиной, а также писателя В. А. Шнайдера, - исследующих отдельные факты православной жизни Бийска, связанные с темой купечества и предпринимательства на Алтае.

Особенности архитектуры культового зодчества Бийска и отдельные вехи истории строительства бийских храмов в период 1990-2000-х гг. рассмотрены в исследованиях доктора искусствоведения Т. М. Степанской. Декан факультета истории и права Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина, кандидат исторических наук Р. В. Мезенцев в своей диссертации «Русская Православная Церковь на Алтае в 1917-1940 гг.» и ряде научных публикаций рассмотрел тему церковного обновленчества, впервые предприняв

попытку обобщить в том числе и данные по г. Бийску. В научных работах Р. В. Мезенцева и Л. К. Дрибаса, опубликованных в сборнике тезисов IV Бородавкинских чтений, изложены результаты исследований документов по истории Церкви в Бийске и сибирском регионе.

Кандидат исторических наук Н. А. Старухин, исследуя историю старообрядчества в Х1Х-ХХ вв., рассматривает в своих работах деятельность основанного в Бийске противораскольничьего братства во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

При Национальном исследовательском Томском государственном университете кандидатом культурологии Е. А. Поляковой в 2015 г. завершена работа по подготовке докторской диссертации по теме «История светских и церковных педагогических музеев Западной Сибири как образовательной формы культуры (вторая половина XIX — начало XXI века)».

Статьи на основе личных исследований, посвященные отдельным аспектам истории православия в Бийске в период с 1990 г. по 2013 г., опубликованы краеведами И. В. Молодцовой, Л. Н. Новиковой, А. И. Кудиновым и другими.

С 2006 г. по 2008 г. в рамках совместной просветительской программы Бийского благочиния и Бийского отделения Демидовского фонда выходят три номера альманаха духовно-нравственного содержания «Бийск православный». В первом выпуске автор настоящей диссертации публикует проведенное с участием краеведа М. В. Торопчина многолетнее исследование «Православная летопись города Бийска (1709-2006)».

Начиная с 1999 г. автором данной диссертации написаны и опубликованы две брошюры: «Храмы Бийска» и «Вековая история Успенского собора г. Бийска», опубликовано более 140 статей в сборниках тезисов к научно-практическим конференциям, в научных изданиях, в том числе энциклопедии «Бийск», «Алтайский благодатный край», на страницах краевых и городских альманахов, вестников, газет.

Работы, посвященные вопросам музеефикации объектов православной истории и культуры в Бийске, единичны. Это опубликованная в историко-публицистическом альманахе «Краеведческий вестник» статья Н. И. Заниной, заведующей отделом фондов Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки, характеризующая музейное собрание рукописных и старопечатных книг XVII - начала XX в. Других публикаций автором по теме исследования выявлено не было.

Таким образом, научные издания в рамках темы исследования можно объединить в две группы:

1. Работы по истории православного Бийска в Х1Х-ХХ1 вв.

2. Работы, посвященные музеефикации объектов православной истории Бийска XXI в.

Анализируя историографию проблемы, с уверенностью можно утверждать, что комплексное исследование трехвековой православной истории Бийска отсутствует.

Объектом исследования является культурное наследие РПЦ.

Предметом исследования выступает православная история Бийска периода XVIII — начала XXI в., процесс научного изучения и музеефикации объектов православной истории города.

Целью исследования является обоснование концепции музеефикации памятников православной истории и культуры Бийска на основе комплексного изучения православной истории города.

Задачи исследования: выявить, собрать и изучить архивные документы и вещественные памятники культуры, раскрывающие особенности православной истории Бийска, позволяющие проследить историю приходов, других церковных организаций и составить целостную картину - православную летопись Бийска; разработать основу научной части концепции музеефикации объектов православной истории Бийска и Алтайской духовной миссии, памятников православной культуры посредством организации Музея истории Алтайской духовной миссии; выявить имена священноцерковнослужителей Бийска — известных деятелей РПЦ, изучить их биографии; разработать комплекс мероприятий по музеефикации объектов православного исторического наследия на примере Бийского архиерейского подворья, территории Троицкого кафедрального собора, Бийского Вознесенского некрополя и приступить к их выполнению; разработать проект музеефикации и реставрации уникального архитектурного ансамбля конца XIX - начала XX в. «Бийское архиерейское подворье» для создания на его основе всероссийского мемориального историко-архитектурного и культурного музея-заповедника.

Территориальные рамки исследования обусловлены исторически сложившимися границами административно-территориальной муниципальной структуры города Бийска.

Хронологические рамкн исследования определяются возрастом исследуемых объектов православного наследия Бийска, музеефикация которых реконструирует историю православия города и отдельных территорий Алтайской духовной миссии: начало XVIII - начало XXI в., то есть три столетия истории Бийска.

Методологической основой исследования выступает синтез различных философско-исторических подходов. В качестве методологической основы нами использована диалектика, предполагающая рассмотрение любого объекта как саморазвивающегося, взаимосвязанного целого, в совокупности разнообразных сил и тенденций, с разделением единого на противоположные стороны и их изучением.

В процессе исследования нами использовался системный подход.

Низкая степень изученности обозначенной проблемы определила использование метода структурно-функционального анализа, который предполагает поэтапный характер исследования, определяет структуру работы, включающую реконструкцию объекта исследования, изучение церковной, образовательной и духовно-просветительской деятельности приходов Бийска.

В процессе исследования активно применялся метод исторической антропологии, признающей ведущую роль личности в историческом процессе. Использование метода хорошо просматривается через исследование биографий,

многогранную деятельность церковных иерархов, некоторых священнослужителей: епископов Бийских - Владимира (Петрова), Макария (Невского), Мефодия (Герасимова), Иннокентия (Соколова), Никиты (Прибыткова), протоиереев Владимира Дагаева, Павла Митропольского, священника походного храма Бийского полка Елевферия Макаренко и многих других.

В ходе исследования также использовались методы периодизации, исторической реконструкции, ретроспективный, историко-сравнительный, историко-статистический, историко-генетический и метод дедукции. Так, историко-статистический метод нашел свое отражение в виде данных, обобщающих количественные и качественные показатели по изучаемым нами объектам православной истории Бийска, в характеристике собраний и коллекций Музея истории Алтайской духовной миссии.

Настоящая работа базируется на принципах историзма, объективности, под которыми понимается не только всесторонний анализ архивных исторических документов, но и оценка изучаемого, а также принципы единства и взаимной связи общего и особенного.

Использование в работе всех вышеуказанных принципов позволило, на наш взгляд, избежать предвзятости и субъективизма при изучении данной темы.

Источниковая база исследования, включающая в себя документы, различного рода вещественные материалы и предметы, многообразна и репрезентативна.

В процессе настоящего исследования выявлены и изучены архивные материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Томской области (ГATO), Государственного архива Алтайского края (ГААК), архивного отдела Администрации города Бийска, архива Бийского благочиния Барнаульской епархии. Совершенно новыми, ранее не изученными и не введенными в научный оборот стали десятки архивных документов РГИА конца XIX - начала XX в., входящих в состав таких фондов, как: № 733 «Департамент народного просвещения» - (проект устава Бийского миссионерского катехизаторского училища, утвержденный в 1888 г.; планы постройки зданий для бийских городских приходских училищ); № 796 «Канцелярия Синода» — (статистические ведомости Бийского архиерейского дома; ежегодные отчеты Алтайской духовной миссии середины XIX в.; указ о выделении финансовых средств на миссионерскую деятельность по борьбе с расколом); № 799 «Хозяйственное управление» - (выписки из определения Святейшего Синода об отведении земли на постройку Покровской церкви Бийска и причтовых помещений; указы о выделении средств для возведения пристроя к зданию катехизаторского училища; на ремонт Бийского архиерейского дома; страховые оценочные ведомости на церковные здания Бийска); № 1149 «Департамент законов государственного совета» — (списки и тарификация штатных единиц Бийского миссионерского катехизаторского училища и распределение учебных предметов по классам); № 1293 «Техническо-строительный комитет Министерства Внутренних Дел» - (проект часовни в г. Бийске в честь коронования Их Императорских Величеств).

Так, фонд № 799 содержит страховые оценочные ведомости за 1910-1914 гг. на большинство церковных строений Бийска, где дается довольно подробная архитектурная характеристика храмов, учреждений церковного образования, жилых и хозяйственных строений, зданий архиерейского подворья, Бийского миссионерского катехизаторского училища, комплекса Бийского Тихвинского монастыря, приходских и домовых церквей.

В ходе исследования нами вьивлен и изучен 261 документ из Государственного архива Томской области (ГАТО), характеризующий православие Бийска в период с 1858 г. по 1916 г. Преобладающее число документов - ежегодные клировые ведомости на приходские и домовые храмы Бийска, Бийский Тихвинский монастырь. Они отложены в фонде № 170 «Томская духовная консистория» и позволяют проследить динамику изменений, происходивших в большинстве приходов, в том числе в составе церковного причта. Ведомости о службе лиц и послужные списки братии Бийского архиерейского дома за разные годы в период 1885-1915 гг. содержат фонды № 183 «Бийский архиерейский дом» и № 184 «Алтайская духовная миссия».

В ходе работы над диссертацией изучены десятки документов из собрания Государственного архива Алтайского края (ГААК), отражающих отдельные исторические события храмостроительства и приходской жизни в Бийске. Фонд № 1 «Ревизские сказки» содержит документы о первых храмах Бийской крепости. Заметки и очерки о Бийской городской общественной и частной жизни Е. П. Клевакина за 1885-1886 гг., служившего помощником бийского окружного полицейского исправника, создают выразительные образы православной жизни бийчан в конце XIX в. и включены в фонд № 77 «Личный фонд Е. П. Клевакина». В фонде № 174 «Бийская городская управа» интерес представляют формулярные списки о службе бийских купцов, в частности М. С. Сычева, список его пожертвований в период с 1876 г. по 1902 г. в пользу духовного ведомства.

Источником исследования стали энциклопедические издания: «Энциклопедический словарь» и «Новый энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, «Большая энциклопедия» под редакцией С. Н. Южакова. Однако анализ всех выявленных источников: книг, сборников статей и справочников, содержащих сведения по Бийску и православной жизни города, показал, что полной хронологической истории отдельных церковных объектов просто не существует. Так, только краткую информацию о церковном причте Градо-Бийских Троицкого собора и Успенской церкви дает «Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии», составленная Г. Меншагиным и выпущенная в Томске в октябре 1886 г.

Ценной источниковой базой в процессе исследования стали четыре «Справочные книги по Томской епархии», изданные в период с 1900 г. по 1914 г. Характеристика приходов, церковных школ и попечительств, биографии правящих архиереев, священно- и церковнослужителей составлены на основе данных, взятых из ежегодных клировых ведомостей храмов и монастырей. Здесь отражены годы постройки бийских церквей, даты открытия учреждений церковного образования, статистические данные о численности приходов, а также биографии лиц церковных причтов.

Краткая и разобщенная историческая информация по истории Бийского архиерейского подворья, Сахаровской церковно-приходской школы и Бийского миссионерского катехизаторского училища содержится в ежегодных отчетах Алтайской духовной миссии, составленных бийскими архиереями и их помощниками. Автором исследования изучены материалы фондов Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки, Краеведческого музея МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. В. Бианки» г. Бийска, музейной комнаты истории городской улицы Техучилище. Ценные документы по истории православия Бийска обнаружены в собраниях музеев г. Барнаула — Алтайском краевом краеведческом музее имени И. И. Ползунова, Музее истории народного образования на Алтае, Музее истории православия на Алтае.

Это редкие и ранее неизвестные многим исследователям фотоматериалы: почтовые открытки с видами бийских храмов конца Х1Х-ХХ вв., семейные фотоальбомы потомков священников Евтихия Сафановского, Владимира Дагаева, иеромонаха Петра (Селиверстова), бийчан Лушниковых, коллекции фотографий иерея Евгения Щигрева, протоиерея Вячеслава Трубина, схимонахини Серафимы (Бородиной), краеведов Б. X. Кадикова, Н. А. Цехановской, А. Г. Бошкова, И. В. Молодцовой и других. Некоторые фотографии выступили единственными носителями информации в процессе создания проектов реставрации отдельных зданий Бийского архиерейского подворья; позволили точно определить нахождение утраченных объектов на местности - Ильинской и Вознесенской кладбищенской церквей, Иверской, Александро-Невской и Никольской часовен. Фотографии воспроизводят архитектуру и первоначальный вид церковных зданий, события, портреты священно-церковнослужителей: протоиерея Владимира Дагаева, бийского купца А. В. Соколова и других. В ходе исследования выявлены и аннотированы серии совершенно новых фотографий начала XX в., запечатлевших здания и достопримечательные места Бийского архиерейского подворья, интерьеры архиерейского дома начала XX в., похороны купца-попечителя Алтайской духовной миссии В. Н. Осипова (1904 г.), некрополь у алтаря Бийского Троицкого собора, общий вид территории и церкви Бийского Тихвинского женского монастыря 1914 г., Никольской часовни на Ярмарочной площади Бийска начала XX в.

Важной источниковой базой исследования местонахождения храмов и других православных сооружений на территории Бийска в разные исторические периоды явился картографический материал ХУШ-ХХ вв.: планы Бикатунской и Бийской крепостей, города Бийска 17481, 17502, 17603, 17684, 18265, 18306,

1 Государственный архив Алтайского края (далее ГААК). Ф. 50. On. 1. Д. 1353. План Бикатунской крепости, составленный В. Медером. 21 марта 1748 г.

2 ГААК. Ф. 50. Оп. 21. Д 1355. План вновь назначенной Бийской крепости, составленный В. Медером. 9 марта 1750 г.

3 План Бийской крепости 1760 г. // Исупов С. Ю. Бийская крепость есть главная... Барнаул, 2009. С. 71

4 Там же. С. 75.

ГААК. Ф. 50. Оп. 13. Д 68. Геометрический специальный план заштатного города Бийска Томской губернии. 1826 г.

ГААК Ф. 50. Оп. 13. Д 69. Геометрический специальный план окружного г. Бийска Томской губернии. 1830 г.

18347, 1908®, 19149, 192910 гг. Фотоматериалы и картографические планы позволили локализовать территорию Градо-Бийского Троицкого собора в процессе музеефикации для создания историко-мемориального комплекса.

Особую источниковую группу составили коллекции документов, свидетельств и похвальных листов выпускников церковно-приходских школ и училищ Бийска из собраний Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки и Музея истории Алтайской духовной миссии.

Важными источниками, носителями информации для реконструкции православной жизни Бийска в 1990-2000-х гг. являются документальные фильмы и видеохроника православных событий города кинооператоров Г. А. Нечаева, Л. А. Федякиной, М. В. Кривобокова, архивные собрания бийских телестудий ТВ-КОМ, ОТН, ТВ-Алби, ТРК «РИФ».

Выявлены статьи и публикации разных авторов в местных и региональных изданиях: вестнике «Алтайская миссия» (1994—2014 гг.) и газетах «Томские губернские ведомости» (1894-1896 гг., 1908 г.), «Алтай» (1911-1918 гг.), «Алтайский край» (1919 г.), «Бийская правда» (1918 г.), «Звезда Алтая» (19231929 гг.), «Бийский рабочий» (1943-2014 гг.), «Моя земля» (1994-2013 гг.), «Храм» (1995-2003 гг.), «Наш храм» (2003-2004 гг.), «Возрождение Алтая» (1996-1997 гг.), а также «Деловой Бийск» (1995-2014 гг.), «Бийские ведомости» (2004-2014 гг.), «Наш Бийск» (2009-2014 гг.), «Кредо» (1991-2014 гг.) и некоторых других. Они вошли в единый библиографический указатель «Бийск православный. XIX - начало XX в.», составленный автором работы.

В процессе исследования привлечены личные семейные архивы жительницы г. Санкт-Петербурга Л. А. Маричевой, потомков священнослужителей Дагаевых, краеведа А. Г. Бошкова, бывшего бухгалтера Успенской церкви Бийска М. Г. Балахниной, дочери священника - педагога С. П. Черепановой и другие материалы.

Особую ценность представляют «Томские епархиальные ведомости» (с 1880 г. по 1917 г.), практически каждый номер которых содержит хронику событий православной жизни города, главы ежегодных отчетов Алтайской духовной миссии, Бийского отделения противораскольнического братства во имя святителя Димитрия Ростовского, списки учащихся Бийского миссионерского катехизаторского училища.

Важной составляющей источниковой базы исследования в процессе музеефикации стали сохранившиеся и построенные в последние десятилетия храмы и часовни, здания Бийского архиерейского подворья и Бийского Тихвинского монастыря, надгробия Вознесенского некрополя с биографическими данными почивших. Современное состояние памятников православной архитектуры, истории и культуры позволяет сделать сравнительный анализ изменения их облика по отношению к первоначальным архитектурным проектам,

7 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 1293. Оп. 167. Д. 16. Окружной город Бийск. 1834 г.: план.

8 РГИА Ф. 1140. On. 1. Д 127. План города Бийска Томской губернии. Август 1908 г.

' ГААК. Ф. 50. Оп. 13. Д 73. План земель г. Бийска. 1914 г.

10 Бийск: План г. Бийска 1920-х гг. / Сибирская советская энциклопедия. М., 1929. Т. 1. С. 333-334.

фотоматериалам разных десятилетий, характеристикам из архивных документов и устных источников.

Особую группу в процессе исследования составили устные источники. Собрано и зафиксировано более 60 воспоминаний о православии в Бийске в разные десятилетия XX в. Это воспоминания В. Ф. Соболевой, С. П. Типикиной, И. Ф. Шевцовой, М. Г. Бапахниной и других. Собранные материалы в виде анкет, рукописей, на аудиовизуальных носителях хранятся в фонде Музея истории Алтайской духовной миссии. Некоторые устные источники используются как важный фактический материал в процессе изучения истории объектов православия в советское время, помогают воссоздать недостающие фрагменты исторической хроники.

Источниковая база исследования позволяет всесторонне исследовать тему и решить поставленные задачи.

Научная новизна заключается в том, что в работе впервые комплексно исследована история православной жизни Бийска, а также история памятников православной культуры города. Впервые научно обоснованы и раскрыты предпосылки создания инновационного проекта музеефикации объектов православной истории Бийска посредством организации церковного музея. В работе впервые рассмотрена проблема музеефикации уникального комплексного памятника «Бийское архиерейское подворье» в условиях естественного ландшафта, предложены этапы реализации проекта, выполнение которых в контексте развития культурно-познавательного и паломнического туризма в регионе позволит в перспективе создать всероссийский мемориальный историко-архитектурный и культурный музей-заповедник «Бийское архиерейское подворье».

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при разработке программ спецкурсов и факультативов, подготовке лекций и семинарских занятий в вузах, средне-специальных и общеобразовательных учреждениях; разработке тематико-экспозиционных планов и тематических выставок в музеях Алтайского края и Республики Алтай; в научно-исследовательской работе студентов, аспирантов, магистрантов, ученых, историков и краеведов.

Источники, собранные в процессе исследования, документальные и вещественные предметы, ставшие музейными экспонатами, открывают широкие возможности для создания научных и литературных изданий в рамках просветительских программ музеев истории и православия Сибири.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Православная история г. Бийска, центрального стана Алтайской духовной миссии, представлена рядом уникальных объектов.

2. Становление и утверждение православной культуры в Бийске тесно связано с деятельностью выдающихся священнослужителей РПЦ.

3. Оптимальным методом сохранения объектов культуры РПЦ в г. Бийске является музеефикация.

4. Музеефикация памятников православия Бийска должна проводиться на основе их комплексного научного исследования.

5. Музей истории Алтайской духовной миссии является центром процесса музеефикации объектов православия Бийска, в частности Бийского архиерейского подворья.

6. Организация Музея истории Алтайской духовной миссии, созданного на основе разработанной научной части концепции музеефикации объектов православной истории Бийска и Алтайской духовной миссии, позволит сохранить самобытность и традиции РПЦ, показать особенности православной истории и культуры города, проследить историю приходов, других церковных организаций и составить целостную картину - православную летопись Бийска.

В процессе работы над диссертацией ее результаты неоднократно рассматривались на заседаниях кафедры историко-культурного наследия и туризма Алтайского государственного педагогического университета.

Апробация основных положений и выводов осуществлялась в докладах и сообщениях на международных, всероссийских и региональных конференциях.

Структура диссертации определяется поставленными целями и задачами, методами и приемами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из 8 параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы в количестве 425 названий и 8 приложений: «Православной летописи города Бийска (1709-2014 гг.)», биографического справочника «Священно- и церковнослужители города Бийска. XVIII - начало XXI в.», библиографического указателя «Бийск православный. XIX — начало XXI в.», «Путеводителя по фондам, собраниям и коллекциям Музея истории Алтайской духовной миссии», фотолетописи «Объекты музеефикации истории православия города Бийска XVIII—XXI вв.», списка публикаций автора диссертации по теме «Бийск православный», буклетов автора диссертации, выпущенных в рамках просветительской работы Музея истории Алтайской духовной миссии, авторского научно-популярного документального фильма «Сердце Святого Алтая». Основной объем диссертации — 222 страницы, общий объем — 263 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность, научная значимость и новизна выбранной темы, выделены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, исходя из которых определены территориальные и хронологические рамки, представлен методологический обзор.

В первой главе «История становления православия города Бийска». состоящей из 5 параграфов, на основе архивных источников, анализа литературы, документального и вещественного фондов Музея истории Алтайской духовной миссии впервые комплексно освещена история православной жизни Бийска XVIII - начала XXI в., представлены памятники православной истории и культуры города — центрального стана Алтайской духовной миссии. Особое внимание уделено изучению истории городского храмостроительства. Рассматривается приходская жизнь храмов в разные исторические периоды, их роль в сохранении православных традиций.

В первом параграфе первой главы «Бийск православный — центр духовной жизни Алтая» рассматривается история православия Бийска — одна из ярких самобытных страниц летописи Алтая.

С 1880 г. до 1920 г. Бийск являлся центром Алтайской духовной миссии, сыгравшей огромную роль в распространении христианства среди инородцев, просвещении алтайского и русского народов.

С историей Бийска связаны имена известных ныне алтайских святых в земле Российской просиявших - святителя Макария (Невского) и преподобного Макария (Глухарева), священномучеников Никиты (Прибьпкова), Германа (Коккеля), Александра Дагаева и других. В историю города вписаны имена десятков алтайских миссионеров - Апостолов Алтая, заслуги которых велики и поучительны.

С 1880 г. по 1933 г. на бийской кафедре усердно трудились 10 архипастырей, начальников Алтайской духовной миссии, внесших значительный вклад в становление и развитие Бийска - главного миссионерского центра Алтая.

Судьба практически всех культовых сооружений в советское время оказалась трагичной. Революционные события, изменение политического устройства государства, повлекли необратимые последствия — ликвидацию Алтайской духовной миссии, закрытие и разрушение храмов и монастырей, национализацию церко в но-приходских школ и приходских училищ, церковных сооружений и архиерейского подворья.

В советские довоенные и послевоенные годы XX в. Бийск продолжал оставаться духовным центром региона. До 1933 г. сохранялась кафедра «староцерковных» епископов, в 1920-1930-е гг. находилась кафедра «обновленческих архиереев». В условиях воинствующего атеизма вплоть до 1939 г. действовали Сретенский и Александро-Невский храмы.

Поэтому даже в атеистические советские годы социализма Бийск оставался «оплотом» православия на Алтае, хранителем и носителем православного мировоззрения и дореволюционных традиций, заложенных трудами алтайских миссионеров.

В конце XX в. начинает постепенно возрождаться православная жизнь города. 12 мая 1991 г. Бийск посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий И. В 1990-2000-е гг. восстанавливается Казанская церковь, архиерейский дом, возвращается здание катехизаторского училища, дом игуменьи Бийского Тихвинского монастыря, строятся храм св. Александра Невского на Оби, Свято-Макарьевский крестильный храм, комплекс Покровского Свято-Макарьевского мужского монастыря. В 1990-е гг. начинает работу благотворительный фонд «Возрождение Алтая», православное благотворительное братство в честь Казанской иконы Божией Матери, стараниями которой открыта Бийская православная гимназия во имя праведного Иоанна Кронштадтского.

Заметным событием в истории Бийска стало создание музея истории Алтайской духовной миссии. С 2009 г. музей размещается в Бийском архиерейском доме - уникальном памятнике архитектуры и истории Российской Федерации. В составе музея 19 экспозиций: «Алтайская духовная миссия», «Бийск православный», «Бийское архиерейское подворье», «Невинно убиенные», «За каждым именем — судьба», «Православная горница» и другие.

В 2009-2011 гг. открываются памятники святителю Макарию Алтайскому, святым Петру и Февронии, историко-мемориальный комплекс на месте разрушенного в 1934 г. Градо-Бийского Троицкого собора.

Таким образом, сегодня Бийск переживает время духовного возрождения, восстанавливая утраченное и поруганное.

Во втором параграфе первой главы «Бийское архиерейское подворье -административно-образовательный православный центр Алтайской духовной миссии и города Бийска» подробно освящается история становления одного из особо чтимых святых мест Алтая. Именно здесь с 1880 г. по 1920 г. находилась центральная резиденция начальника Алтайской духовной миссии Преосвященнейшего епископа Бийского, размещались административные миссионерские службы.

С момента переноса центра Алтайской миссии из Улалы (ныне г. Горно-Алтайск) в Бийск в 1880 г. и учреждения кафедры Бийского архиерея - викария Томской епархии, на территории исторической части города — Казанке, создается архиерейское подворье; возводится монументальный архитектурный комплекс зданий: архиерейский дом, Казанская архиерейская церковь, катехизаторское и Казанское приходское училища. К 1915 г. Бийское архиерейское подворье насчитывало 31 строение, утопало в пышной зелени садов с живописными верхними и нижними прудами.

Стараниями духовенства, при активной поддержке купцов-благотворителей, Бийск становится центром алтайского образования и просвещения с единственным в Сибири миссионерским катехизаторским училищем, учрежденным в 1883 г.

Основные здания подворья, как утверждают старожилы города, были связаны подземными переходами, а под Архиерейской площадью располагались подземные кельи для уединенной отшельнической молитвы монахов, о чем из поколения в поколение старожилами передаются легенды и предания. Этот факт, как и сами строения с сохранившимися внутри стен узкими «потайными» лестницами и погребами, до сих пор вызывают огромный интерес.

С 1990 г. подворье испытывает время вторичного возрождения. Поэтому, сбор исторических фактов и архивных документов, их изучение и анализ позволяют емко и глубоко проследить «биографию» подворья, его отдельных зданий, понять их первоначальное функциональное назначение и тем самым восстановить историческую преемственность.

В третьем параграфе первой главы «История приходских и домовых храмов Бийска» впервые освещается история приходских православных храмов Бийска, которые помимо основного предназначения были местом общественных собраний, торжественных церемоний; некоторые имели мемориальный характер. Приходские храмы в пределах отдельных локальных территорий города всегда ставились на обозреваемых местах и обычно главенствовали над общей архитектурой ландшафта. Именно приходские храмы являлись главными объектами притяжения приходов, символами исторически сложившихся районов города.

Первым храмом Бийской крепости в середине XVIII в. стал храм святых апостолов Петра и Павла.

Старо-Успенский «Казачий» собор находился в северной части современного стадиона «Авангард» (ныне улица Советская), являлся первым каменным зданием Бийской крепости; до постройки Троицкого собора именовался Градо-Бийским соборным - главным храмом города. Решением от 15 мая 1928 г. собор надлежало снести. Казачьему собору предшествовал деревянный Успенский храм, построенный стараниями коменданта крепости полковника П. И. Четова. В храме хранилось древнее стрелецкое знамя, принадлежавшее первым сибирским казакам, в науке известное как «Бийская хоругвь».

Современной доминантой исторической застройки старой части города является Успенский собор, построенный в период 1898-1903 гг. в русско-византийском стиле. Несмотря на жестокие испытания времени, Успенский кафедральный собор остается эталоном храмовой архитектуры, истинным украшением Бийска, оплотом православной веры и духовности.

Символом исторической части дореволюционного Бийска являлся Градо-Бийский Троицкий собор, построенный на средства бийского 1 гильдии купца, Потомственного Почетного Гражданина А. Ф. Морозова. Освященный 4 декабря 1877 г. собор просуществовал до 1934 г., пока не был взорван как практически все кафедральные храмы городов юга Западной Сибири. Его насыщенная историческими фактами история сегодня должна стать объектом пристального изучения. Многие события истории Бийска конца XIX - начала XX в. тесно связаны с историей Троицкого собора, о чем подробно идет речь в параграфе.

В Александро-Невской церкви с декабря 1941 г. до настоящего времени размещается кузнечный участок и склады эвакуированного в годы Великой Отечественной войны завода «Электропечь». Десятки официальных письменных обращений РПЦ в адрес руководителей уже частного предприятия ежегодно остаются без ответа. Первым настоятелем храма был иерей Василий Климов, ставший в 1908 г. членом Государственной Думы Российской Империи III созыва от Томской губернии.

В параграфе впервые изложены подробные исследования, посвященные истории трех Александро-Невских храмов, Покровского, Сретенского и практически всех других приходских церквей Бийска, освещается жизненный путь некоторых известных священнослужителей храмов.

В работе впервые рассматривается история некоторых домовых храмов Бийска.

Церковь во имя святых Равноапостольных царей Константина и Елены находилась во втором этаже Пушкинского городского реального училища, являлась приписной к приходу Успенской церкви. Построенная «тщанием» Потомственной Почетной Гражданки и купчихи Е. Г. Морозовой в память своей небесной покровительницы святой константинопольской царицы Елены, церковь была освящена в 1902 г. Храм закрывается в 1919 г. В начале 1920-х гг. разрушена звонница, снесен купол церкви. В советские послевоенные годы помещение домового храма подверглось серьезной реконструкции. В настоящее время во

втором этаже просматривается бывшая планировка храма. Сегодня в помещении церкви находятся аудитории естественно-географического факультета Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина.

На рубеже XIX — начала XX в. в Бийске появляются домовые, при Бийском тюремном замке сначала деревянная, а затем кирпичная, церкви во имя святых мучеников Космы и Дамиана. Кирпичный храм был доступен в определенные часы и дни согласно расписанию, как заключенным, так и всем горожанам. Жители окрестного микрорайона в большинстве и формировали его приход. Единственный из сохранившихся на территории Алтайского края образец домового тюремного храма до настоящего исследования не был выявлен и включен в реестр объектов историко-культурного наследия.

В четвертом параграфе первой главы «Монастыри Бийска» освещаются результаты подробных исторических исследований, посвященных существовавшему Бийскому Тихвинскому женскому и строящемуся комплексу зданий предполагаемого Свято-Макарьевского Покровского мужского монастыря.

Бийский Тихвинский общежительный женский монастырь находился в восточной части города, именуемой в народе «Монастырь». В 1894 г. по ходатайству Макария (Невского), епископа Томского и Семипалатинского, учреждена Тихвинская православная женская община. Указом Святейшего Синода за № 4288 от 26 июня 1900 г. преобразована в монастырь.

В 1915 г. монастырю принадлежало 42 строения: два храма, дом настоятельницы, дома-кельи, кузница и мастерская, рушейка гречки, амбары и бани, завозня, погреба.

Если в 1897 г. в монастыре проживало 99 сестер, то в 1916 г. - уже 313. Каждая из насельниц помимо молитвы, за исключением больных и малолетних, выполняла послушания.

В монастыре находились две особо чтимые чудотворные иконы. Одна, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, масло от которой, взятое с неугасимой лампады, «даровало исцеления больным». Другая, икона Божией Матери «в скорбях и печалях утешение» с шестью частицами мощей святых угодников Божиих, была прислана в дар с Афона.

В 1920 г. Тихвинский монастырь официально был ликвидирован, но продолжал действовать как трудовая религиозная община до 1929 г.

Решением Думы г. Бийска «Об утверждении свода памятников архитектуры и истории» за № 262 от 18 августа 2005 г. по ходатайству автора исследования сохранившиеся монастырские постройки и исторические объекты Тихвинского монастыря признаны комплексным памятником архитектуры и истории местного значения.

В 1996 г. по инициативе общественного благотворительного фонда «Возрождение Алтая» начались строительные работы по возведению каменного Покровского храма. В 2002 г. в храме произошло чудесное явление — зафиксировано мироточение иконы Святителя Макария (Невского), митрополита Алтайского. Епископом Максимом, Барнаульским и Алтайским, тогда принято

решение о преобразовании в будущем строящегося комплекса в Свято-Макарьевский Покровский мужской монастырь.

Пятый параграф первой главы «Бийский Вознесенский некрополь — мемориальный памятник православной истории» содержит материалы исследования одного из исторических мест Бийска, которым является старое городское кладбище. Оно хранит роскошные образцы каменных и чугунных надгробий на могилах давно почивших горожан, известных и авторитетных людей, попечителей Алтайской миссии.

Очевидно, первые захоронения на территории кладбища следует относить к 1772 г. Первоначально кладбище называли Солдатским. В 1858 г. освящена кладбищенская церковь во имя Вознесения Господня. Вероятно, с этого момента кладбище стало именоваться Вознесенским. В 1901 г. был возведен новый Вознесенский храм, который был разрушен в конце 1930-х гг.

На территории Вознесенского кладбища в настоящее время сохранилось более 130 высокохудожественных памятников и надгробий, изготовленных из мрамора и гранита на мраморном предприятии М. Д. Кочерженко в г. Томске, Колыванской камнерезной фабрике, мастерами европейской части России и Бийска. Особыми художественными достоинствами отличаются монументы, относящиеся к концу XIX - началу XX в. Все надгробия представляют собой малые архитектурные формы; некоторые воспроизводят античные мотивы и содержат трогательные поэтические эпитафии.

Старейшее обнаруженное нами захоронение датируется 1869 г. «Здесь покоится прах титулярного советника Андрея Васильевича Копылова, умершего 16 марта 1869 г. на 72 году от рождения», сообщает текст, высеченный на гранитном памятнике.

Практически все надгробия, состоящие из отдельных блоков, разрушены в советское время, в преддверии празднования в СССР 50-летия Советской власти. Утрачены венчавшие их мраморные скульптуры ангелов, плакальщиц, ажурные кресты.

На сегодняшний день нам удалось разобрать 46 надписей, установить имена и некоторые биографические данные тех людей, которые тогда жили в Бийске, определили его статус как известного торгового и православного центра юга Сибири. Начиная с 2001 г., мы организовали более десятка акций по благоустройству исторической части кладбища и приведению в порядок могил попечителей Алтайской миссии. На территории Западной Сибири это одно из старейших кладбищ крупных размеров, сохранившееся до настоящего времени.

По ходатайству автора данного исследования постановлением Думы г. Бийска в 2005 г. кладбище стало мемориальным историческим памятником «Бийский Вознесенский некрополь».

Таким образом, анализируя результаты исследования, изложенные в первой главе, можно утверждать, что православная история Бийска - уникальная составляющая летописи города и края. Православие, зародившееся с приходом служилых казаков, строителей и первых жителей Бикатунского острога и Бийской крепости, прошло непростой путь становления и развития, ярко отражая исторические процессы, происходившие в последние три столетия в жизни

государства и РПЦ. Несмотря на тяжелые годы советского атеизма и богоборчества, в Бийске сохранилось довольно много памятников православной истории и культуры - бесценных свидетелей колоритной истории православия города. Это комплексные памятники архитектуры, истории и культуры второй половины XIX - начала XX в.: «Бийское архиерейское подворье», «Бийский Тихвинский женский монастырь», «Бийский Вознесенский некрополь», приходские и домовые храмы, здания церковно-приходских школ, приходских училищ и богаделен, ландшафтные комплексы православного садово-паркового искусства и святые источники.

В городских музеях, у жителей Бийска хранятся многочисленные памятники русской православной культуры: иконы, медное художественное церковное литье, русские старопечатные и рукописные православные книги, а также предметы богослужебной утвари. Проследить самобытную историю православного Бийска сегодня позволяют многочисленные письменные документальные источники XVIII - начала XXI в. и фотографии, сохранившиеся в собраниях государственных, региональных и местных архивов, фондах музеев. Сбор и изучение документального и фактического материала дали возможность емко проследить историю отдельных храмов, составить православную летопись Бийска. В процессе исследования удалось выявить на территории Бийска ряд не взятых ранее под охрану православных объектов и комплексов, провести их исследование, позволившее придать им статус памятников архитектуры и истории и включить в реестр охраняемых объектов местного и регионального значения. Богатое православное наследие Бийска требует комплекса мероприятий, направленных на сохранение памятников православной культуры. Одним из самых эффективных способов сохранения православного наследия Бийска, на наш взгляд, должен стать процесс музеефикацин объектов православной истории города. Важно всегда помнить, что оптимальная концепция музеефикацин памятника неизменно должна базироваться на глубоком понимании и знании его истории.

Во второй главе «Музеефикация памятников православной культуры города Бийска». состоящей из трех параграфов, рассматривается проблема музеефикацин объектов православной истории Бийска, освещается история становления и развития Музея истории Алтайской духовной миссии, раскрываются отдельные аспекты собирательской, научно-исследовательской, фондовой, экспозиционной и просветительской музейной деятельности. Впервые предлагается концепция создания стационарных экспозиций Музея истории Алтайской духовной миссии в условиях Бийского архиерейского дома, подробно раскрываются исторические предпосылки экспозиционного замысла, определяются названия, содержание и принципы построения экспозиций, а также формируется структура их расположения с учетом планировки здания.

Многочисленные исторические факты православной жизни Бийска, полученные в результате исследования, анализа источниковой базы и изложенные как в данной работе, так и других работах автора, несомненно, способствовали решению одной из важных проблем — восстановлению православной истории Бийска, уникальной составляющей самобытной истории города и края.

Первый параграф второй главы «История создания Музея истории Алтайской духовной миссии» посвящен рассмотрению одной из самых оптимальных форм музеефикации для объектов православной истории Алтая в контексте современной истории — созданию церковного музея, отражающего историю православной жизни города и региона.

На 1 декабря 2014 г. фонды музея насчитывали 48.147 экспонатов, из них 39.746 экспонатов отнесены к основному фонду.

За время работы музеем проведено 3912 экскурсий для разных категорий экскурсантов по экспозициям музея, Бийскому архиерейскому подворью, святым и достопримечательным местам Алтая, историческим районам Бийска. На экскурсиях побывало более 163 тысяч человек — жителей России и других государств.

Музеем проводится исследовательская работа по нескольким направлениям: «История православных храмов и часовен Бийска», «История народного образования Бийска в XIX - начале XX в.»; «Памятники архитектуры, истории и культуры Бийска»; «Алтайская духовная миссия — история и современность»; «История музейного дела г. Бийска». Планомерно ведется работа по составлению: «Православной летописи Бийска», «Православной летописи Бийского благочиния», «Летописи Музея истории Алтайской духовной миссии», «Летописи истории народного образования г. Бийска до 1917 г.».

Музей истории Алтайской духовной миссии, обладая в условиях Сибирского региона и Алтайского края уникальным собранием памятников православной истории и культуры, становится важным научно-просветительским православным музейным центром Бийска и Алтайской митрополии, популярным объектом паломнического и познавательного туризма.

Второй параграф второй главы «Концепция создания стационарных экспозиций Музея истории Алтайской духовной миссии» подробно излагает авторскую концепцию музея.

Приоритетной задачей стационарной экспозиции музея должна стать реализация личностного подхода. Именно люди, священно- и церковнослужители, миссионеры и благотворители являются центральным объектом исторического процесса, созидателями и носителями русской православной культуры. Через понимание жизни и деятельности людей мы постигаем историю.

В процессе создания экспозиционного пространства музея используется дифференцированный подход в проектировании каждого экспозиционного комплекса, построении экспозиций с высокой степенью проработанности интерьеров. Важным результатом концепции должны стать мобильные экспозиции, способные к трансформации и саморазвитию. Только такие экспозиции постоянно будут востребованы и популярны.

Важно понимать, что каждый из залов обязан выполнять и собственную функцию в рамках общей задачи построения стационарной экспозиции. Поэтому создание экспозиционного образа Музея истории Алтайской духовной миссии является одним из ключевых аспектов музейной деятельности.

Таким образом, предлагаемая нами концепция стационарных экспозиций музея, направлена на сохранение уникальной составляющей истории православия

региона в современном культурном пространстве. Именно архиерейский дом, выполнявший административные функции миссии, должен стать ядром музейной экспозиции мемориального историко-архитектурного комплекса «Бийское архиерейское подворье».

В третьем параграфе второй главы «Создание и особенности реализации инновационного проекта музеефикации архитектурного и историко-культурного памятника «Бийское архиерейское подворье» впервые предлагается решение проблемы сохранения комплекса посредством его музеефикации.

В содержании новых «брендовых» туристических проектов губернатора и Администрации Алтайского края «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова» Бийск занимает ключевое место, откуда берут начало маршруты. Одним из постоянных объектов посещения участниками экскурсий перечисленных маршрутов является «Бийское архиерейское подворье». Сегодня это один из немногих за Уралом относительно хорошо сохранившийся комплекс архиерейского подворья. Расположенный среди многоэтажной и частной застройки города комплекс сохранил свою уникальность, неповторимость и притягательность, несмотря на некоторые утраты и реконструкцию сохранившихся объектов.

Особую значимость в процессе возрождения Бийского архиерейского подворья, как исторически значимого административного и духовно-просветительного центра, объекта паломнического и познавательного туризма, занимает Музей истории Алтайской духовной миссии. Создание и открытие музея послужило началом музеефикации объектов Бийского архиерейского подворья, вовлечения его в музейное и туристическое пространство. Сбор исторических сведений о зарождении и становлении резиденции бийских архиереев, вещественных памятников материальной православной культуры, предметов культуры и быта горожан Х1Х-ХХ вв., создание тематических музейных экспозиций в архиерейском доме явилось важным аспектом зарождения музейной коммуникации.

Музеефикация подворья предполагает создание выставочных музейных инсталляций, посвященных истории как каждого сохранившегося здания и объекта, так и комплекса в целом, а также основным историческим событиям, к которым они имеют отношение; известным людям — бийским архиереям и братии архиерейского дома, священно- и церковнослужителям, попечителям подворья, проживавшим и трудившимся здесь. Все это дает возможность более полно использовать потенциал исторических зданий.

Концепция музеефикации памятников Бийского архиерейского подворья, на наш взгляд, предполагает реализацию ряда проектов.

1. Проведение комплексной научной исторической экспертизы подворья и мероприятий, направленных на изменение статуса памятника (от регионального до федерального).

2. Возвращение РПЦ возможных участков исторической территории подворья и всех сохранившихся зданий (Сахаровской церковно-приходской школы, больницы и студенческой бани Бийского миссионерского катехизаторского училища, флигеля, архиерейских конюшен), находящихся в ведомстве

Министерства обороны РФ. Определение границ и специфики охранной зоны территории в условиях городской среды.

3. Создание генерального плана по восстановлению и реставрации памятника. Основной его идеей должно стать сохранение исторической планировки, сложившейся к началу 1917 г., фасадов и интерьеров зданий. Реализация проектов ландшафтного дизайна территории комплекса. Реконструкция Архиерейской площади и мощение булыжником. Восстановление ландшафта Александровского сада с верхними архиерейскими прудами, Архиерейской рощицы с малыми архитектурными формами - первым в истории Бийска фонтаном, беседками, скамейками. Ландшафтная реконструкция возможных участков Архиерейского сада в процессе озеленения жилого микрорайона № 23.

4. Проведение ремонта »-реставрационных и благоустроительных работ под руководством краевого государственного учреждения культуры научно-производственного центра «Наследие» и отдела по церковному строительству и архитектуре Алтайской митрополии.

5. Воссоздание ограды по периметру территории подворья в условиях новых границ. Восстановление с южной стороны разрушенных в советское время двух парадных святых ворот с калитками. Музеефикация сохранившихся исторических зданий архиерейского подворья. Восстановление и вторичное освящение домового при катехизаторском училище храма во имя апостола Иоанна Богослова, колокольни и его святых глав, утраченных в 1920-е гг. Колокольня во время экскурсионных программ может использоваться как смотровая площадка для обозрения территории подворья, показа панорамы исторической части города — Казанки и сопредельных районов. Восстановление утраченных над предельных святых глав Казанской церкви. Это важно и необходимо в целях создания узнаваемости архитектурного исторического облика ансамбля.

6. Восстановление исторических названий объектов, подлежащих музеефикации. Переименование улицы имени Т. Г. Шевченко в Архиерейскую. Комплекс мероприятий по изменению наименований на планах города, в информационно-справочных службах. Установка мемориальных и информационных досок на здания и объекты музеефикации.

7. Построение музейных тематических экспозиций в зданиях архиерейского дома, катехизаторского училища, флигеля при архиерейском доме, раскрывающих функциональное назначение и отдельные важные эпизоды их истории.

8. Создание концепции, определяющей порядок и время посещения храмов подворья туристами и паломниками в рамках программ познавательных экскурсий.

9. Проведение комплекса археологических и реставрационных работ по выявлению, локализации и восстановлению подземных коммуникаций -переходов между зданиями, келий и сооружений разного функционального назначения, что представляет феноменальное явление в архитектурном решении

комплекса в условиях Сибирского региона. Расчистка погребов зданий архиерейского подворья.

10. Поисковые и археологические работы по воссозданию исторических некрополей у алтаря Казанской церкви и «в саду при катехизаторском училище», мест погребения известных священно- и церковнослужителей Алтайской духовной миссии, попечителей, студентов училища, о чем свидетельствуют воспоминания старожилов и архивные источники. Оформление мест захоронений надгробными плитами и крестами.

11.Размещение на территории подворья музея «Городская крестьянская усадьба конца XIX - начала XX в.». Музеем истории Алтайской духовной миссии собраны значительные этнографические коллекции предметов культуры и быта (более 18 тыс. ед. хр.), позволяющие содержательно и качественно выстроить экспозицию.

12.Создание на территории Архиерейской рощи музейно-экспозиционного этнографического комплекса под открытым небом «Алтайская деревня». На базе данной реконструкции возможно проведение массовых музейных мероприятий с демонстрацией этнографических выставок, театрализацией праздников алтайской и кумандинской национальных культур, не противоречащих православным религиозным канонам и догматам.

13.Создание инфраструктуры сервиса для всех категорий посетителей.

Модель музеефикации и регенерации исторического комплекса на примере

«Бийского архиерейского подворья» будет формировать совершенно новый подход в развитии реставрации объектов историко-культурного и архитектурного наследия, способствовать созданию городской инфраструктуры туризма.

Процесс музеефикации зданий и других объектов подворья, комплексный подход к решению выше поставленных проблем, заинтересованность всех участников проекта, несомненно, позволят получить желаемый результат, занять Бийску важное место посредством музейных инноваций в сфере познавательного и паломнического туризма.

Поэтому в настоящее время возникает необходимость реализации генерального проекта музеефикации и реставрации уникального архитектурного ансамбля, возможности создания на его основе мемориального историко-архитектурного и культурного музея-заповедника.

В заключении подведены итога исследования и сделаны основные выводы. Проблема сохранения православной истории г. Бийска и Алтайской духовной миссии, многочисленных объектов православного историко-культурного наследия — одно из важных приоритетных направлений, которому и посвящено настоящее исследование. Решением актуальной проблемы, несомненно, должен стать последовательный процесс музеефикации православного наследия региона. В настоящей работе впервые подробно описано, каким образом музеефикация объектов православной истории Бийска системно применяется на практике.

В процессе диссертационного исследования были выявлены и изучены новые источники по истории православной культуры города Бийска, которые оставались большей частью вне интересов исследователей данной проблемы. Основу исследования составили документы, найденные в центральных и

региональных архивах Российской Федерации, музеях Сибири. Были рассмотрены труды ученых, обнаруженные в собраниях научных библиотек, личных архивах горожан и потомков священнослужителей, статьи и публикации в местных и региональных газетах.

На основе систематизации и обобщения значительного количества документальных и вещественных источников, большая часть которых впервые введена в научный оборот, восстановлена история православной культуры города Бийска, как неотъемлемая составляющая истории и культуры Алтайской духовной миссии. В процессе исследования доказано, что деятельность Православной Церкви в Бийске тесно связана с именами ее выдающихся священнослужителей.

На основе анализа источников и литературы доказано, что оптимальным методом сохранения объектов культуры РПЦ в городе Бийске является музеефикация. Музеи, созданные на основе музеефикации исторических памятников и памятных мест, являются в современных условиях главными хранителями культурного наследия, содействующими сохранению исторической памяти народа. Именно музеефикация позволяет организовать сохранение объектов наследия, включить их в маршруты познавательного и паломнического туризма.

Музеефикация памятников православной истории и культуры Бийска проводится на основе комплексного научного исследования, включающего последовательный процесс выявления объектов, их изучения, реконструкции, реставрации и включения в музейную среду.

В настоящее время возникает необходимость объединения усилий РПЦ, государственных федеральных и региональных структур, органов муниципального самоуправления, музейного сообщества, интеллигенции и всех заинтересованных лиц для разработки и реализации генерального проекта музеефикации сохранившихся православных объектов и комплексов Бийска. Особое место в этих мероприятиях должна занять музеефикация ансамбля Бийского архиерейского подворья с целью создания на его основе всероссийского мемориального историко-архитектурного и культурного музея-заповедника.

Статьи, опубликованные в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук-.

1. Коваленко П. С. История становления и основные направления пастырско-миссионерской деятельности Успенского кафедрального собора г. Бийска / П. С. Коваленко // Вестник Томского государственного университета -2013. - № 370. - С. 66-70. - 0,4 п. л.

2. Коваленко П. С. Возрождение православной истории и культуры города Бийска / П. С. Коваленко // Вестник Алтайской науки. - 2013. - № 3. - С 321-325 -0,4 п. л.

3. Коваленко П. С. Создание и особенности реализации инновационного проекта музеефикации архитектурного и историко-культурного памятника

«Бийское архиерейское подворье» / П. С. Коваленко // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 458-461. - 0,4 п. л.

4. Коваленко П. С. Концептуальные основы отражения истории Алтайской духовной миссии в музейной экспозиции / П. С. Коваленко // Мир науки, культуры, образования.-2014.-№ 1 (44).-С. 310-314.-0,4 п. л.

5. Коваленко П. С. Православная история Бийска в трудах исследователей / П. С. Коваленко // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5 (48). -С. 263-266.-0,4 п. л.

6. Коваленко П. С. Старо-Успенский «Казачий» собор - уникальная составляющая православной истории Бийска / П. С. Коваленко Н Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 496-499. - 0,4 п. л.

7. Коваленко П. С. Источники изучения истории православия города Бийска / П. С. Коваленко // Вестник Томского государственного университета. —2015. — № 390. - С. 73-77. - 0,4 п. л.

Публикации в других научных изданиях:

8. Коваленко П. С. Бийский Вознесенский некрополь / П. С. Коваленко II Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л. А. Никитиной. -Барнаул, 2006. - Вып. 15. - С. 89-91. - 0,2 п. л.

9. Коваленко П. С. Храмы Бийска / П. С. Коваленко. - Бийск: Изд-во Бийск. гос. педагог, ун-та, 2006. - 40 с. - 1,2 п. л.

10. Коваленко П. С. Бийск православный / П. С. Коваленко // Наследие народов РФ: Алтайский благодатный край. - М.; НИИ Центр, 2007. - С. 234-243. — 0,5 п. л.

П.Коваленко П. С. Бийскому архиерейскому подворью - 130 лет / П. С. Коваленко // Вопросы локальной истории : сборник научных трудов / отв. ред. Д. С. Орлов ; Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина. - Бийск : Алт. гос. акад. образования, 2011. - Вып. 1. - С. 63-67. - 0,2 п. л.

12. Коваленко П. С. Бийское архиерейское подворье — уникальный объект познавательного паломнического туризма РФ / П. С. Коваленко // Туристские ресурсы - основа модернизации экскурсионного дела в Сибири : материалы научно-практической конференции, организованной в рамках региональной специализированной выставки «АлтайТур. АлгайКурорт 2011 г.». Барнаул, 7-9 апреля 2011 г. / под ред. О. Н. Труевцевой. - Барнаул, 2012. - С. 86-89. - ОД п. л.

13. Коваленко П. С. Бийский Тихвинский монастырь - уникальный объект православного культурно-исторического наследия Алтая / П. С. Коваленко // Известия Алтайского отделения РГО. - 2013. - Вып. 34. - С. 153-158. - 0,3 п. л.

14. Коваленко П. С. История Градо-Бийского Троицкого собора / П. С. Коваленко // Известия Алтайского отделения РГО. - 2013. - Вып. 34. -С. 158-162.-0,3 п. л.

15. Коваленко П. С. К проблеме реализации инновационного проекта музеефикации историко-культурного комплекса «Бийское архиерейское подворье» / П. С. Коваленко // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. -№ 16. - С. 49-57. - 0,3 п. л.

16. Коваленко П. С. Музеефикация православной истории Бийска посредством создания музея истории Алтайской духовной миссии / П. С. Коваленко // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2014.-№ 18. - С. 63-67. - 0,2 п. л.

17. Коваленко П. С. Музей истории Алтайской духовной миссии в Бийске / П. С. Коваленко // Барнаульская епархия: 20 лет возрождения : сборник статей / ред.-сост. протоиерей Г. Крейдун. - Барнаул : Алт. дом печати, 2014. - С. 128-130.-0,2 п. л.

18. Коваленко П. С. Музей истории Алтайской духовной миссии и посетитель: процесс, прогресс и протест / П. С. Коваленко // Известия Алтайского отделения РГО. - 2014. - Вып. 35. - С. 93-96. - ОД п. л.

19. Коваленко П. С. Вехи истории Градо-Бийского Александро-Невского собора / П. С. Коваленко // Известия Алтайского отделения РГО. - 2015. -Вып. 36. - С. 102-105. - 0,3 п. л.

Подписано в печать 30.07.2015 г. Формат А4/2. Ризография Печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 0.08-15 Отпечатано в ООО «Позитив-НБ» 634050 г. Томск, пр. Ленина 34а