автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Русское старообрядчество как культурный феномен

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Новикова, Оксана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Русское старообрядчество как культурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Новикова, Оксана Анатольевна

кие особенности старообрядчества как феномена енной культуры. гтические движения на Руси. этестантизм и старообрядчество: сравнительный анализ ?еделение специфики старообрядчества.! офско-публицистическое наследие старообрядчества. мическая литература ХУП-Х1Х вв.<

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Новикова, Оксана Анатольевна

Актуальность исследования. Рубеж ХХ-ХХ1 вв. - время особенно внимательного отношения к прошлому. В процессе осмысления традиций русской культуры, в поисках новых ценностей мы обращаемся к историческому опыту. Сегодня Россия столкнулась с необходимостью решения важнейших мировоззренческих проблем, поиска основ национальной идентичности. В своем развитии и исторической рефлексии российская культура не может пройти мимо трагического опыта многих внутренних конфликтов и расколов общества в ходе тысячелетней истории. Церковный раскол XVII в. стал действительно переломным для последующей судьбы православия в России. В нашей культуре он выглядит особенным, ни с чем не сравнимым явлением, и с этой точки зрения, его изучение сохраняет постоянную научную и национально-мировоззренческую актуальность.

Старообрядчество оказало существенное (хотя и не всегда открыто манифестируемое) влияние на развитие отечественной культуры, облик и ценностные ориентации общества. Это своеобразие русского староверия, особую природу его идеологии и культуры, незримое воздействие на психологию значительной части населения невозможно объяснить лишь его обрядово-ритуальной самоизоляцией в архаических формах. Не стоит забывать, что за традиционностью богослужебных форм лежит глубочайший пласт нравственного опыта и этики социального поведения русского народа, накопленный и сохраненный усилиями многих поколений. Разумеется, существенная часть этого опыта вошла и в культуру обновленного русского православия, но некоторые элементы и черты сохранились только в старообрядческой среде.

Воссоздание научно объективной картины современного состояния старообрядчества - дело чрезвычайно сложное, учитывая обособленность староверов от общества в целом, сохранившееся и после отмены любого рода преследований за принадлежность к расколу. Это мир, недоступный для взгляда постороннего наблюдателя и во многом для него непонятный. Трудность исследователя заключается еще и в том, что старообрядчество распадается на ряд самостоятельных толков и согласий, а отдельные разновидности одного и того же течения нередко значительно отличаются друг от друга. Более того, такие толки, как федосеевский, филипповский, нетовский не имеют единой организации и представляют собой конгломерат почти ничем не связанных общин.

Следует учитывать и известную семиотическую концепцию, согласно которой, большинство реликтовых культурных форм (сохранившихся в условиях самоизоляции) при всем внешнем подобии своим историческим прототипам со временем существенно меняют свое семантическое и смысловое наполнение, уже во многом не соответствующее первоначальному содержанию. Это еще больше усложняет процесс осмысления культуры русского старообрядчества.

Ныне старообрядчество - одна из крупных религиозных конфессий в России. К середине 1990-х гг. в составе Русской Православной Старообрядческой Церкви действовало 250 приходов в России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Растет и число зарегистрированных общин. Исторически сложилось так, что центром старообрядчества является Рогожское кладбище в Москве. Тут размещается совет архиепископии и здесь же находится кафедральный Покровский собор - центр и символ духовного единства и стойкости старообрядцев.

Хотя вопрос о ликвидации раскола всегда был одним из центральных среди проблем Русской Православной Церкви, понятно, что это не может быть совершено как простое возвращение к дореформенным обрядам. Невозможно объединение со старообрядцами и в рамках экуменистского движения. Старообрядчество несет в себе уникальный исторический опыт: как выживания культурно-конфессиональной группы в целом, так и нравственного самосовершенствования человеческой личности в длительных экстремальных условиях. Официальная РПЦ не обладает подобным опытом в таких масштабах; потому и не может противостоять общей тенденции секуляризации социальной жизни. Старообрядцы же 250 лет были приравнены к государственным преступникам и подлежали физическому истреблению. Их культурно-нравственный и социально-адаптивный опыт схож лишь с эпохой гонений на ранних христиан (длившейся почти столько же времени).

Трудно что-либо сказать о перспективах старообрядчества. Маловероятно, что оно когда-нибудь станет массовой религией большинства русского народа, не обладающего тем специфическим опытом, о котором говорилось выше. Но как субкультура религиозных изолятов, староверы могут существовать бесконечно. Вместе с тем, старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление представляет собой интереснейший объект для исследования архаичных черт национальной менталь-ности и культуры, для анализа социально-психологических потенций человека, не только сопротивляющегося внешнему давлению со стороны социума, но и находящего в себе нравственные силы с пользой служить этому социуму, влиять на его ценностные ориентации. В нашей диссертации старообрядчество исследуется как один из своеобразных путей становления русского капитализма на этической базе, сложившейся в России в позднем Средневековье, и как попытка "полулегальным" путем сохранить элементы культурного наследия названной эпохи.

Субкультура русского старообрядчества - уникальное и чрезвычайно сложное явление отечественной истории, отражающее специфические ценностные ориентации части русского общества. Старообрядчество несмотря на всю свою фундаментальную консервативность на определенном этапе существования продемонстрировало немалую созидательную энергию. В этом видится одна из загадок нашей истории: наличие конструктивного потенциала в наиболее ретроспективно ориентированном культурном институте страны. Одновременно в этом заложена и основная познавательная проблема, составляющая актуальность диссертации.

На страницах нашей работы культура старообрядцев временами обозначается как "субкультура" по отношению к общерусской национальной культуре ХУШ-ХХ вв. Вместе с тем, применение термина "субкультура" в данном случае требует особого такта. Несмотря на предельную самоизоляцию самих старообрядцев как социальных групп правильнее было бы говорить об их культуре как о позднесредневековой общерусской этнической культуре, сохранившейся в отдельных изолированных очагах. Мы же не называем культуру Древней Руси "субкультурой" современной российской культуры. А в случае со старообрядцами речь идет именно об этом.

Степень разработанности проблемы. Прежде всего, следует отметить, что четкое разведение источников и научной литературы по нашей теме крайне сложно, поскольку большинство исследователей сами являются приверженцами староверия, и в их работах помимо объективных данных постоянно присутствует и собственный духовный опыт старообрядчества. Огромное письменное наследие старообрядческой культуры, многочисленные произведения исторической и художественной литературы, различные, зачастую противоположные, суждения ученых, свидетельствуют об исторической уникальности и познавательной неисчерпаемости данной темы. Работы ученых, издание множества книг, статей и материалов по тематике старообрядчества делают его уже не просто заметной страницей этнокультурной истории, но и специальным предметом отечественной историографии.

Несомненно, изучение феномена старообрядчества было бы невозможным без сочинений самих старообрядцев. Большую часть из них составляют рукописные книги, письма, послания, челобитные и т.п. Наиболее выдающиеся - произведения протопопа Аввакума, Епифания, братьев А. и

С.Денисовых, И.Филипова, П.Любопытного, И.Кириллова, Ф.Мельникова, Л.Пичугина и других.

Круг научной литературы, посвященной старообрядчеству, широк и разнообразен. Создано немало трудов историко-описательного характера, содержащих массу сведений о событиях, приведших к выходу старообрядчества из лона Русской Православной Церкви. Среди написанного сохранилось много ранних работ, не утративших своей значимости и на современном этапе. Историографическая основа нашей диссертации опирается на труды историков XIX в.: Н.М.Костомарова, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова. Особая роль в исследовании старообрядчества принадлежит А.П. Щапову (1831-1876) - автору ряда крупных и оригинальных исследований по истории раскола и старообрядчества. В 1859 г. была опубликована его первая монография "Русский раскол старообрядчества".

В середине XIX в. в описании старообрядчества главенствовала клерикально-охранительная, обличительная позиция, соответствовавшая официальной доктрине Синода. Щаповская концепция истории раскола базировалась на принципиально иной методологии и коренным образом отличалась от официальных схем. Щапов поставил вопрос о старообрядчестве как образе религиозной и социальной жизни значительной части русского народа, не сводя всю проблему лишь к обрядовым разногласиям, а раскрывая широкую картину этнического бытия, объединяющим названием которой стал "дух народа". Монография оказала влияние даже на "официальных" историков.

Большой вклад в выявление глубинных причин религиозного кризиса XVII в., а также в создание объективных характеристик выдающихся подвижников старообрядческого движения внесли: Н.Ф.Каптерев, Е.Е.Го-лубинский, П.Ф.Никольский, В.Г.Дружинин, А.В.Карташов и другие.

Н.Ф.Каптерев (1847-1917) - церковный историк, профессор Духовной академии. Его многочисленными произведениями, среди которых "Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях", "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа", а также фундаментальное двухтомное исследование "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович", была подорвана официальная мифология никонианства. Им было доказано, что те обряды, которые были отвергнуты в результате реформ Никона, на самом деле являлись обрядами древней вселенской Церкви и всего греко-православия времен Византийской империи, а нововведения (троеперстие, трегубая аллилуйя и пр.) появились уже в период турецкого владычества, в условиях ослабления контроля со стороны Константинопольского патриарха за единообразием церковных обрядов в православной среде. Научная общественность высоко оценила труды Каптерева, в печати появился ряд работ, развивающих и дополняющих его исследования.

Имя В.Г.Дружинина (1859-1936) - члена-корреспондента Российской Академии наук - широко известно. Он внес весомый вклад в исследование истории старообрядчества, быта и культуры старообрядцев. Собранная им библиотека древних рукописей, старопечатных и старообрядческих книг являлась уникальной. На основании своего книжного собрания в 1912 г. он составил знаменитый справочник-указатель "Писания русских старообрядцев", который, хотя и не лишен отдельных ошибок, до сих пор является настольной книгой и в доме старообрядца, и в кабинете ученого.

Долгое время изучение феномена старообрядчества была прерогативой миссионеров Синодальной церкви либо ученых академической среды. Лишь в начале XX в. появились первые историко-философские обобщения самих старообрядческих авторов: "Правда старой веры" И.А.Кириллова, "Философия истории старообрядчества" В.Сенатова. Известный старообрядческий писатель и экономист И.А.Кириллов - автор крупных научных работ, в которых, в частности, исследовались связи старообрядческой этики с развитием капитализма в России. На современном этапе эта тема была продолжена в трудах М.А.Гавлина. Тема его многолетних изысканий - история российского предпринимательства. В 1996 г. вышла его монография "Российские Медичи", где собраны обстоятельные жизнеописания многих предпринимателей-старообрядцев конца XIX - начала XX вв. Яркие социокультурные портреты старообрядцев и их семейств создали В.П.Рябушин-ский и П.А.Бурышкин.

Недостаточная проработанность старообрядческой темы (особенно вклада староверов в духовную культуру России) связана с острым дефицитом источников. В этой связи появление новых исследований о старообрядчестве заслуживает особого внимания.

Одним из лучших современных трудов о староверии является монография С.А.Зеньковского "Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века", написанная за границей в 1970 г. и опубликованная на Родине в 1995 г. Изданная в 1998 г. книга М.О.Шахова "Философские аспекты ста-роверия" уникальна в своем роде, так как автор одновременно является и старообрядцем, и научным сотрудником Отдела рукописей РГБ. В 1996 г. был создан энциклопедический словарь "Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы". Издания подобного типа являются серьезной информационной базой для исследования этой темы. Заслуживают большого внимания научные публикации по истории, культуре и современному состоянию старообрядчества в сборниках под редакцией И.В.Поздеевой (по итогам комплексных археографических исследований МГУ) и Е.М.Юхи-менко. Эти ученые вносят огромный вклад в дело изучения и сохранения на современном этапе уникальной культурной миссии старообрядчества.

Существенный материал для изучения староверия дают собственно старообрядческие периодические издания. Легально и систематически издаваемая старообрядческая пресса появляется в России с 1905 г. и продолжает в изобилии издаваться вплоть до начала 1920-х гг. Издательская деятельность старообрядцев, оказавшихся в эмиграции, изучена очень плохо и практически не отражена в библиографиях литературы русского зарубежья. Современные периодические издания старообрядцев различных согласий издаются в СССР (России) с 1960-х-1970-х гг. и представлены журналами "Церковь", "Духовные ответы", газетами "Старообрядец", "Старообрядческий вестник", альманахами "Весточка", "Старовер", "Старообрядческий церковный календарь" и др. Весь этот комплекс периодики является серьезным источником для изучения старообрядчества на современном этапе.

Объект исследования: культурная специфика русского старообрядчества в тех формах, которые сохранились и стали его наиболее актуальными атрибутами.

Предмет исследования: этические основания повышенной социальной активности и моральной ответственности в деятельности видных старообрядческих активистов.

Цель исследования: определение роли и масштабов влияния традиционной культуры старообрядцев на различные стороны общенациональной русской культуры.

Задачи исследования:

1. Выявление особенностей старообрядческой социальной этики и причин мотивации социальной активности в сопоставлении с ортодоксальными и еретическими движениями в христианстве.

2. Теоретический анализ философско-публицистического наследия старообрядчества как особого направления национальной философии.

3. Определение вклада старообрядчества в социокультурное развитие России конца XIX - начала XX вв. с акцентом на практические области деятельности.

Гипотеза исследования. В процессе формирования старообрядчества как культурного феномена сложилась особая этика социальной активности и социальной ответственности верующих, которая в известном смысле перекликалась с аналогичной ролью протестантской этики в истории Европы. Разумеется, речь идет о двух несопоставимых по своей догматической направленности религиозных течениях, никак не влиявших друг на друга, но базировавшихся, примерно, на одних и тех же социальных группах, в которых преобладали торгово-ремесленные слои горожан-провинциалов и образованные клирики, состоявшие в конфликте с официальной Церковью.

Методология и методы исследования. Методологической основой нашей работы является классический принцип историзма - исследование феномена в динамике его временного бытия. Вместе с тем трехвековая культурная самоизоляция старообрядцев дает возможность исследовать это явление с привлечением отдельных методологических установок теории локальных цивилизаций - преобладания процессов саморазвития над внешними влияниями, особого авторитета традиции как главного консолидирующего фактора, семантической изменчивости отдельных культурных форм и др.

Обилие источников и литературы позволило нам применить в работе широкий спектр различных методов исследования:

- генетический анализ, исследующий происхождение раскола и его идейные основания;

- социально-синергетический анализ, прослеживающий динамику самоорганизации старообрядческих социумов и их культуры;

- компаративный анализ, позволяющий сопоставлять социальные и догматические установки русского старообрядчества с соответствующими параметрами других конфессий;

- контент-анализ, рассматривающий староверие в широком контексте как русской культуры в целом, так и масштабах общеевропейской христианский культуры;

- факторный анализ, позволяющий выделить основные факторы, способствовавшие зарождению и дальнейшему существованию старообрядчества;

- и т.п.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые:

- исследуется культурологическая концепция русского старообрядчества как особого этического движения, стимулировавшего повышенную социальную активность и ответственность верующих;

- проводится сравнительный анализ русского старообрядчества и западноевропейского протестантизма как этических доктрин;

- исследуется культура старообрядчества как уникальный реликт русской позднесредневековой культуры "среднего класса";

- обобщается и систематизируется влияние старообрядцев на развитие общественной мысли, просветительства и художественной культуры России Х1Х-ХХ вв.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и исследовании элементов конструктивно-созидательного потенциала, сохраняющихся и в наиболее традиционных и консервативных культурных движениях. Изучаются механизмы активизации подобного потенциала в различных исторических ситуациях.

Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы в процессах формирования этической идеологии и культуры современной России. Материалы исследования используются в учебном процессе как части курсов "История российской цивилизации и культуры" и "История христианства".

Положения, выносимые на защиту:

1. Русское старообрядчество является уникальной удавшейся попыткой сохранения (в условиях максимальной внешней изоляции) социально-этических норм, обычаев и обрядов позднесредневековой русской этнической культуры "среднего класса". Именно на основе изучения культуры старообрядцев сегодня возможно наиболее адекватное научно-теоретическое моделирование русской позднесредневековой городской культуры.

2. Социально-этический и культурный опыт русского старообрядчества, сохранявшегося 250 лет в крайне экстремальных условиях, по типу и практическому содержанию наиболее близок к опыту раннехристианских общин эпохи тотальных гонений и этим радикально отличается от исторического опыта РПЦ, что является главным препятствием к их единению.

3. Этика старообрядчества несмотря на доминирующие в ней архаические черты, близкие к идеям исихазма, до начала периода тотальной национализации культуры (30-е гг. XX в.) и перехода ее под абсолютную государственную регуляцию и стандартизацию сохраняла серьезные конструктивные потенции, к сожалению, своевременно не востребованные обществом, а ныне, при переходе к постиндустриальной стадии развития, превращающиеся в чисто "музейный реликт", тем не менее, нуждающийся в тщательном изучении и охране как одно из наиболее ценных явлений национального культурного наследия.

4. Русское старообрядчество отличается от европейского протестантизма, прежде всего, индифферентным отношением к социальной автономии личности и идеям сословного равноправия (т.е. демократии и гражданскому обществу), но сходно с ним в апелляции к раннехристианским (во многом еще иудаистским) нормам и требованиям к социальной активности и ответственности индивида, чувству "долга перед народом", поощрении личного предпринимательства (на пользу общины) и т.п.

5. Помимо хорошо известных фактов о значимой роли старообрядцев в становлении капиталистического предпринимательства в России староверы оказывали и весьма существенное (хотя и, как правило, латентное) влияние на состояние нравственности и ценностные ориентации образованной части российского общества (общественную мысль, просветительское движение, художественную культуру) второй половины XIX - начала XX вв.

Апробация работы.

1. Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях МГУКИ: "Человек в мире духовной культуры" - Москва, 24-25 марта 1999 г., "Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты" - Москва, 20-21 апреля 2000 г.; "XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека" - Москва, 16-17 мая 2001 г.; а также "Современные проблемы исследования культуры" -Москва, Высшая школа культурологии, 12-13 марта, 2001 г.

2. Материалы исследования были опубликованы в научных статьях автора (см. список авторских публикаций в конце автореферата).

3. Материалы исследования были внедрены в содержание учебных курсов по русской истории и истории религии в образовательной программе Высшей школы культурологии МГУКИ.

4. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств 24 октября 2001 г. (протокол №3).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русское старообрядчество как культурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русское старообрядчество - многоплановый и обособленный феномен отечественной культуры, удивительное явление нашей истории. За три столетия своего существования оно, со всей очевидностью показало неисчерпаемую духовную силу и громадные возможности, заложенные в нем.

Еще в XIX в. философ-старообрядец В.Г.Сенатов, определяя ценностную значимость староверия в истории России, прежде всего ее духовную культуру отметил, что старообрядчество - «это своеобразный мир, со своей собственной идеей, со своей культурой, со своими историческими и даже мировыми задачами».

Старообрядчество всегда было верным хранителем наследия Древней Руси. Выступив на защиту церковной традиции от необоснованных ново-вводств, старообрядчество стремилось сохранить в неизменности весь уклад жизни русского человека. Это было тем более необходимо, что происходившая в России ХУП-ХУШ вв. ломка традиций и общий натиск европейской культуры сопровождались отпадением от веры. Разрушение церковности и отказ от бытовых традиций шли рука об руку. Изоляция от перемен, консерватизм помогали староверам сохранить из поколения в поколение наследие традиционной русской культуры, уклада жизни.

Почтение к материальным аспектам религии веками связывалось с русским православием. Традиционное русское православие и старообрядчество в частности направлены в область действия и обряда. Для них характерна интерпретация обряда как отражение догмы. По мнению Д.Шеффела, старообрядцы «заслуживают того, чтобы их относили к ритуалистам»*. #

Шеффел Д. Старообрядческая вера и русский церковный обряд // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск, 1992. - с.24.

Для того чтобы определить специфику старообрядчества необходимо мыслить в терминах сравнения и сопоставления культур. Возьмем защиту двоеперстия, восьмиконечного креста или иконографический и текстовой традиционализм - внимание к соблюдению деталей обряда, столь характерное для староверов, явно восходит к средневековому греческому православию и его столкновениям с римской католической церковью.

Обрядовые аспекты и предметы потому так важны для старообрядцев, что они являются главным средством передачи культуры. Это означает, что обряды выступают не только в роли средства общения - факт, хорошо известный антропологам и другим исследователям религии, но и как важное, связующее звено в «диалоге» между христианами прошлого и настоящего, т. е. между людьми, которые не могут взаимодействовать непосредственно.

По своим взглядам на соотношение между настоящим и прошлым старообрядцы относятся к категории, называемой Эдвардом Шилсом «сущностными традиционалистами». Они ценят «деяния и мудрость прошлого» и считают «схемы, унаследованные из прошлого, достойными того, чтобы следовать им»*.

Основания для использования старых моделей вместо придумывания новых многочисленны, но так или иначе они отражают требования св.Павла: «Будьте подражателями мне, как я Христу». Огромное внимание, уделяемое старообрядцами различиям между правильными и неправильными книгами, иконами, таинствами и обрядами, - результат решимости преодолеть разрыв между настоящим и прошлым.

Из исследований, проведенных культурными антропологами, лингвистами и психологами, видно, что роль обряда особенно велика в обществах, где знания передаются преимущественно устно. В отсутствие письменности

Там же. - с.26 особо ценные идеи должны храниться в легко запоминаемой форме, такой как пословицы, загадки и подобные обрядовые мнемонические средства.

Однако особое внимание старообрядцев к аутентичности передаваемой модели редко встречается в чисто бесписьменных обществах, которые, как замечает Д.Гуди, не повторяют, а воссоздают традиционные модели. Старообрядцы, по-видимому, относятся к промежуточной категории. Их характеризует то, что Д.Гуди называет «ограниченной грамотностью». Общества этого типа подходят к чтению и письму как к побочному продукту религиозности, и по сему написанное слово рассматривается не как произвольный символ, а как богодухновенный знак, который должен остаться неизменным, дабы вечно указывать истину.

Ограниченная грамотность ведет к тому, что чтение и письмо становятся самоцелью, а также к повышенной идеологической жесткости.

Отсюда становится понятным, почему за всю историю своего существования старообрядчество не вырабатывает никакой самостоятельной социально-политической, экономической или культурологической теории, независимой от религиозно-эсхатологической мотивации.

Следует признать, что на уровне обыденного сознания в старообрядчестве сохраняется до нашего времени резкое неприятие изменений и новшеств во всех видах бытовой культуры. В значительной мере это связано с тем, что разрушение даже отдельных форм традиционного уклада жизни, как показывает историческая практика, ведет к существенному изменению ментальности общества.

В условиях религиозной нетерпимости, постоянных гонений и преследований оно не только не прекратило своего существования, но и продолжало развиваться, оказывая огромное влияние на социокультурное развитие дореволюционной России. И переоценить это влияние невозможно.

Парадоксальность исторического развития заключается в том, что именно старообрядческая среда выдвинула тех передовых деятелей, которые, фактически, и создавали российскую промышленность и коммерцию. В условиях зарождающегося капиталистического уклада - раскол стал заметным его оплотом, содействуя вызреванию торговой и промышленной буржуазии.

Нет ни одной культурной области, где бы представители старообрядчества не внесли своего вклада. Культурно-просветительская и благотворительная деятельность отдельных подвижников-старообрядцев и многих старообрядческих династий подготовила и во многом предопределили "культурный ренессанс" в России на рубеже веков.

Сейчас мы можем говорить об огромном значении собирательской деятельности старообрядцев, о спасенных ими знаменитых коллекцях книг, икон, о дожившей благодаря им до сегодняшнего дня системе древнерусских литературных жанров.

Ныне это одна из самых крупных религиозных конфессий в России. Являясь значимым компонентом духовной культуры современного общества, оно может способствовать его духовно-нравственному выздоровлению.

Старообрядцы всегда отличались тем, что имели свое направление жизни, которому они никогда не изменяли, направление это уходит своими корнями в глубь русской души и истории русского народа, проходит заметной нитью через весь необозримый путь жизни русского народа и доходит до наших дней. Одно уже такое постоянство и устойчивость свидетельствуют о жизненности этого направления.

Именно религиозные воззрения повлияли на формирование тех мо-рально-этических особенностей, которые определили и определяют специфику старообрядчества в контексте современной духовной культуры.

Любое материальное или техническое превосходство начинается с превосходства религиозного, духовного, культурного. Качество нашей жизни - прямое следствие качества нашего духа, нашей культуры, нашей религии, нашей истории. Прежде чем зажить достойной жизнью, нужно веками культивировать достойных дух!

Русское старообрядчество есть залог и стиль высокой социальной возможности современного общества. Осуществляя собственную интерпретацию культурных традиций старообрядчества, с условием их активного функционирования, современное общество может сделать свой выбор в пользу нравственно-духовного возрождения.

Таким образом, в результате проведенного исследования удалось установить следующее:

1. Русское старообрядчество является уникальной удавшейся попыткой сохранения (в условиях максимальной внешней изоляции) социально-этических норм, обычаев и обрядов позднесредневековой русской этнической культуры "среднего класса". Именно на основе изучения культуры старообрядцев сегодня возможна наиболее адекватная научно-теоретическая реконструкция русской позднесредневековой городской культуры.

2. Социально-этический и культурный опыт русского старообрядчества, сохранявшегося 250 лет в крайне экстремальных условиях, по типу и практическому содержанию наиболее близок к опыту раннехристианских общин эпохи тотальных гонений и этим радикально отличается от исторического опыта РПЦ, что является главным препятствием к их единению.

3. Этика старообрядчества, несмотря на доминирующие в ней архаические черты, близкие к идеям исихазма, до начала периода тотальной национализации культуры (30-е гг. XX в.) и перехода ее под абсолютную государственную регуляцию и стандартизацию, сохраняла серьезные конструктивные потенции, к сожалению, своевременно не востребованные обществом, а ныне, при переходе к постиндустриальной стадии развития, превращающиеся в чисто "музейный реликт", тем не менее, нуждающийся в тщательном изучении и охране как одно из наиболее ценных явлений национального культурного наследия.

4. Русское старообрядчество отличается от европейского протестантизма, прежде всего, отношением к социальной автономии личности и идеям сословного равноправия (т.е. демократии и гражданскому обществу), но сходно с ним в апелляции к раннехристианским (во многом еще протоиу-даистским) нормам и требованиям к социальной активности и ответственности индивида, поощрением личного предпринимательства (на пользу общины), чувству "долга перед народом" и т.п.

5. Помимо хорошо известных фактов о значимой роли старообрядцев в становлении капиталистического предпринимательства в России староверы оказывали и весьма существенное (хотя и, как правило, латентное) влияние на состояние нравственности и ценностные ориентации образованной части российского общества (общественную мысль, просветительское движение, художественную культуру) второй половины XIX - начала XX вв.

 

Список научной литературыНовикова, Оксана Анатольевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Быковский И.К. История старообрядчества всех согласий (Единоверие, начало раскола и сектантства). М., 1906. - 144 с.

2. Денисов Симеон Д. Виноград Российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. - XVI. - 145 с.

3. Диаконовы ответы. Н.Новгород. Приложение к журналу «Старообрядец», 1906. - 8, XXII. - 294 с.

4. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. СПб., 1904.27 с.

5. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960. - 479 с.

6. История о отцах и страдальцах соловецких. М., 1907.

7. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: Из-во Росс, гос. гум. ун-та, 1997. - т.1 - 582 е., 1998. - т.2 - 479 е., 1999. - т.З - 639 с.

8. Кириллов И. А. Правда старой веры. М.: Тип. Тов-ва Рябушин-ских, 1916. - 546 с.

9. Кириллов И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. -М., 1914. 100 с.

10. Любопытный П. О. Исторический словарь староверческой церкви. -М., 1863.-57 с.

11. Любопытный П. О. Каталог или Библиотека староверческой церкви.-М., 1861.-159 с.

12. Лютер Мартин. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520 1526 гг. - X.: Око, 1992. - 352 с.

13. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994.-427 с.

14. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Центр христ. лит-ры и информ., 1997.-430 с.

15. Лютер М. Краткий катехезис д-ра Мартина Лютера и Христианское учение. 2 изд.: Финлянд. Церковь лютер. исповед., 1992. - 291 с.

16. Меч духовный. ОР РГБ, ф. 98, е/х 671. 433 л.

17. Поморские ответы. Напечатаны с подлинника. М.: Моск. старо-обряд. брат-во, 1911. - 693 с.

18. Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифа-ния. Л.: Наука, 1975. - 263 с.

19. Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. М.: изд. Союза старообрядческих начетчиков, 1908. - вып. 1. - 104 е., вып. 2. - 95 с.

20. Старообрядческий молитвослов. М., 1989. - 395 с.

21. Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва - Иерусалим: Мосты, 1994. - 239с.

22. Филиппов И. История Выговской пустыни. СПб.: изд. Д. Е. Ко-жанчикова, 1862. - 332 с.

23. Щит веры. М.: изд. Преображенского богадельного дома, 1913. -26, 736 л.1. Литература

24. Абрамов И. Старообрядцы на Ветке. Этнографический очерк. -СПб, 1907.-34 с.

25. Александр Б. Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб.: изд. Д. Е. Кожанчикова, 1861.-ч. I -291 е., ч. II-340 с.

26. Ануфриев Н.П. Старообрядческая народная академия. Причины ее возникновения, цели и задачи первых ее курсов. М., 1918. - 12 с.

27. Андерсон В. Старообрядчество и сектанство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб.: Губинский, б. г. - 460 с.

28. Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества.

29. СПб.: тип. М. А. Александрова, 1912. XVI, 426 с.

30. Барсов Н. И. Братья Андрей и Симеон Денисовы. М.: Университетская тип., 1866. - 162 с.

31. Бахтина О. Н. Старообрядческая литература и традиции христианского понимания слова. Томск.: Изд-во Томск, ун-та, 1999. - 261 с.

32. Белокуров С. А. Арсений Суханов. М.: Университетская тип., 1891. -ч. 1-611 е., 1894. -ч. П-ЬХХУ1, 283 с.

33. Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. -XXXII, 1034, 11 с.

34. Бердяев А. Н. А. С. Хомяков. М.: Путь, 1912. - 250 с.

35. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-220 с.

36. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.\\ О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). М.: Наука, 1990. - с. 43 - 271.

37. Библиография старообрядчества и его разветвлений. 1887.-523 с.

38. Богомолова Л. М. Историография изучения устной традиции в культовом певческом искусстве \\ Из истории музыкальной жизни России (XVIII XIX вв.). - М., 1990. - с. 97 - 107.

39. Болонев Ф. Ф. Семейские: Историко этнографические очерки. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985. - 143 с.

40. Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. СПб, 1898.

41. Бороздин А. К. Русское религиозное разномыслие. СПб.: Прометей, 1907.-236 с.

42. Боханов А. Н. Алексей Иванович Гучков \\ Исторические силуэты (Страницы истории нашей Родины). М.: Наука, 1991. с. 63 - 106.

43. Брук Л. В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX в. Л., 1981. - Гл. I. - с. 10 - 55.

44. Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во II половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. - 435 с.

45. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

46. Булгаков С. Н. Православие. М.: Терра, 1991. - 416 с.

47. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М.: Столица, 1990. - 352 с.

48. Варнек К. А. Письма из Москвы //Русский художественный листок. СПб. - 1862. - N29. - с. 115 - 116.

49. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. - 302 с.1 49.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - с.61 - 273.

50. Виноград Российский. М.: Интерпракс, 1992. - 112 с.

51. Воронихин В. Москва старинный город. - 2-е изд., доп. - Дубна, 1997.-363 с.

52. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. - 119 с.

53. Гавлин М. А. Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых. М.: ИНИОН, 1991. - 63 с.

54. Гавлин М. А. Из истории российского предпринимательства: династия Солдатенковых. М.: ИНИОН, 1992. - 31 с.

55. Гавлин М. А. Меценатство в России: научно аналитический обзор.-М., 1994.-50 с.• 56. Гавлин М. А. Российские Медичи (портреты предпринимателей). -М.: Терра, 1996.-317 с.

56. Гагарин Ю. В. Старообрядцы. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. - 143 с.

57. Гарин И. И. Кальвин. Харьков.: Фолио, 1994. - 128 с.

58. Гарин И. И. Лютер. Харьков.: Фолио, 1994. - 286 с.

59. Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политикацарского правительства, 1861 1892 гг. - М., 1960. - 415 с.

60. Голубинский Е. К. К нашей полемике со старообрядцами. М., Изд. 2-е, 1905.-260 с.

61. Громов M. Н. Структура и типология русской средневековой философии. М.: РАН, 1997. - 288 с.

62. Громов M. Н. , Козлов Н. С. Русская философская мысль X XVII вв. -М., 1990.-с. 237-241.

63. Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядчества. Сергиев Посад: 2-ая тип. А. И. Снегиревой, 1895.-56 с.

64. Демин А. С. Русская литература второй половины XVII начала XVIII века. - М.: Наука, 1977. - 296 с.

65. Демкин А. В. Русское купечество XVII XVIII вв. Города Верхневолжья. - М.: Наука, 1990. - 94 с.

66. Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума. Д., 1974. - 168 с.

67. Демкова Н. С. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. С. - П., 1998. - 330 с.

68. Достоевский Ф. М. Два лагеря теоретиков // Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч-ий. Т. 20. - М.: Наука, 1980. - с. 5 - 22.

69. Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVII в. СПб.: тип. М. А. Александрова, 1909. - 117 с.

70. Дружинин В. Г. Памятники истории старообрядчества XVII в. Д., 1927.- 178 с.

71. Дружинин В. Г. Поморские палеографы н. XVII столетия. Пг.: Археогр. комиссия, 1921. - 66 с.

72. Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб.: тип. М. А. Александрова, 1911. - 32 с.

73. Думова Н. Друзья Художественного театра: Савва \\ Знамя. -1990.-N8.- с.199 212.

74. Думова Н. Г. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992. -333 с.

75. Дурылин С. Н. Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже. М.: Путь, 1914. - 69 с.

76. Жуков Д. А., Пушкарев JI. Н. Русские писатели XVII в. М.: Молодая гвардия, 1972. - 336 с.

77. Журавлев А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб.: изд. при Академии наук, 1795. - 427 с.

78. Зеньковский В. В. История русской философии. JL: МП «ЭГО», 1991.- т. 1. — ч.1.-220 с.

79. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: изд. Свято - Владимирского братства, 1992. - 268 с.

80. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество (духовные движения XVII века). М.: Церковь, 1995. - 528 с.

81. Зернов Н. М. Вселенская церковь и русское православие. Paris: YMSA - press, Сор. 1952. - 318 с.

82. Зернов Н. М. Русские писатели эмиграции: биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре, 1921-1972. Бостон, 1973.-125 с.

83. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. 2-е изд. - Paris: YMSA - press, 1991. - 367 с.

84. Зернов Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.: Моск. рабочий, 1995. - 212 с.

85. Ильин И. А. Основы христианской культуры // Встреча. 1991. -N9.-с. 28-31.87. преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. М.: изд. Спасо - Преображенского Валаамского монастыря, 1993. - 382 с.

86. Исаев С. А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991. - 236 с.

87. Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. - 235 с.

88. История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI XX вв. - Новосибирск: Наука, 1998. - 315 с.

89. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад, изд. 2-е, 1913.-271 с.

90. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. -Сергиев Посад, 1909. 524 с.

91. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. Сергиев Посад, изд. 2-е, 1914. - 567 с.

92. Карташов А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.-542 с.

93. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. М.: Терра, 1993.- т. 1.- 686 е., т. 2.- 568 с.

94. Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Калинин: Калининский государственный университет, 1971.-Ч. 2.- 208 с.

95. Катунский А. Е. Старообрядчество. М., Политиздат, 1972. -120 с.

96. Кизеветтер А. А. Протопоп Аввакум. Очерк. Ростов - на - Дону: Донская речь, 1904. - 28 с.

97. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. Пособие для вузов. М.: Аспект - Пресс, 1994. - 366 с.

98. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973. - 256 с.

99. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV и в I половине XVI вв. М.: Из-во Академии Наук СССР, 1960. - 411 с.

100. Клибанов А. И. Юродство как феномен средневековой культуры \\ Диспут. 1992. - N 1. - с. 46 - 63.

101. Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Крещение Руси: история и современность. М.: Знание, 1988. - 63 с.

102. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. - 483 с.

103. Ключевский В. О. Курс русской истории \\ Сочинения в 9 ти т. - М.: Мысль, 1987. - т. 1. - 430 е., т.2 - 446 е., т.З - 414 е., т.4 - 398 с.

104. Ключевский В. О. Опыт и исследования. М., изд. 2-е, 1915.552 с.

105. Костомаров Н. И. История раскола у раскольников //Собрание сочинений. СПб., 1905. - т. 12. - 418 с.

106. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 1993. - 430 с.

107. Краткий библиографический указатель литературы по вопросам православия, старообрядчества и сектантства за 1922 1972 гг. - М., 1974. -212 с.

108. Кузьмичев Р., Петров Н. Русские миллионщики: семейные хроники.-М., 1993.- с. 109.

109. Куйбышева К. С. Крупная московская буржуазия в период революционной ситуации в 1859 1861 гг. // Революционная ситуация в России в 1859 - 1861 гг. - М., 1956.- с. 314-341.

110. Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861 1890). - М., 1974.-252 с.

111. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. СПб.: Наука, 1991. - с. 171 - 296.

112. Липранди И. П. Краткое обозрение русских расколов, ересей и сект. М., 1870.-77 с.

113. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431 с.

114. Мартин Лютер реформатор, проповедник, педагог. - М.: Из-во РОУ, 1996.-235 с.

115. Материалы к библиографии истории и культуры русского старообрядчества. 1994. - Вып. I. - 78 с.

116. Мельгунов С. П. Великий подвижник протопоп Аввакум. М., 1907.-210 с.

117. Мельгунов С. П. Из истории религиозно общественных движений в России XIX в. Старообрядчество. Религиозные гонения. Сектанст-во. - М., Задруга, 1919. - 236 с.

118. Мельников Ф. Е. Блуждающее богословие. М.: тип. П. П. Ря-бушинского, 1911.- 252 с.

119. Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979.- 126 с.

120. Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. -М.: Мысль, 1969.- 112 с.

121. Миловидов В. Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. -М.: Знание, 1983.-64 с.

122. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Изд -воМГТУ, 1992.- 157 с.

123. Миролюбов И. И. Русско украинские духовные связи накануне раскола // Старообрядческий церковный календарь на 1989 г. - Рига. -1989.-с. 36-42.

124. Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. СПб: Хронограф, 1992.-Вып. 1. - 139 с.

125. Мир старообрядчества. Москва старообрядческая. М.: Росс, унив. издательство, 1995. - Вып. 2. - 221с.

126. Мир старообрдчества. Книга. Традиция. Культура. М.: Боро-дулино, 1996. - Вып. 3.-247 с.

127. Мир старообрядчества. Живые традиции. М.: Росс, полит, энциклопедия, 1998. - Вып. 5.-618 с.1 130. Мир старообрядчества. История и современность. М.: Изд-во1. МГУ, 1999.-Вып. 5.-415 с.

128. Митрохин JI. Н. Философия религии. М.: Республика, 1993.416 с.

129. Молзинский В. В. Старообрядческое движение II половины XVII в. в русской научно исторической литературе. - Спб.: С. - Петерб. гос. академия культуры, 1997. - 240 с.

130. Московский архив. Историко краеведческий альманах. - М.: Мосгорархив, 2000. - Вып. 2. - 595 с.

131. Найденов Н. А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М., 1905. - 4.2. - 318 с.

132. Настольный старообрядческий иллюстрированный календарь. -1908.-26 с.

133. Неизвестная Россия: К 300- летию Выговской старообрядческой пустыни. М.: Калинкин и Ко, 1994. - 95 с.

134. Нильский Н. М. История русской церкви. 4-е изд. М.: Политиздат, 1988.-445 с.

135. Новикова С. Из истории отечественного меценатства //Посев. -1992.-N2.-с. 106-111.

136. Панова Т. Кокоревская галерея // Художник. 1980. - N8. - с. 52-61.

137. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. -Л.: Наука, 1984.-205 с.

138. Перевозчиков М. С. Староверы: Документы. Письма. Встречи. -Красноярск: Кн. из-во, 1991. 111 с.

139. Петров Ю. А. Павел Павлович Рябушинский \\ Исторические силуэты.-М., 1991.-с. 106- 154.

140. Петрова Е. В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья: этносоциологический анализ. Улан - Удэ, 1999. - 129 с.

141. Пинкевич В. К. Вероисповедные вопросы в думский период1906- 1917 гг.).-М., 1995.-163 с.

142. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М.: Высшая школа, 1993.-735 с.

143. Подмазов А. Старообрядчество в Латвии. Рига: Лиесма, 1970. -111с.

144. Полный церковно славянский словарь. - М.: Типография Вильде, 1900.- 1120 с.

145. Православие: Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1988. - 272 с.

146. Протестантизм: Словарь атеиста. М.: Издательство политической литературы, 1990. - 318 с.

147. Протокол заседаний Учредительного съезда представителей общин Древлеправославной Поморской Церкви России. М., 1989. - 13 с.

148. Пругавин А. С. Раскол сектантство. Материалы для изучения религиозно - бытовых движений русского народа. - М., 1887. -Вып. 1.-92 с.

149. Пушкарев Л. Н. Общественно политическая мысль России. Вторая половина XVII в. Очерки истории. - М.: Наука, 1982. - 288 с.

150. Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. М., 1991.-Вып. 1.-е. 101.

151. Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. -М.: Наука, 1974.-264 с.

152. Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. М.: АН СССР, 1963. - 316 с.

153. Розанов В. В. Психология русского раскола \\ Религия и культура. М.: Правда, 1990. - с. 47- 81.

154. Родная старина: Сборник, посвященный вопросам религиозно -нравственного и национального просвещения.-М.: Третий Рим, 1997.-304 с.

155. Русские меценаты. М., 1995. - 29 с.

156. Русские письменные и устные традиции и духовная культура. -М.: Из-во МГУ, 1982. 318 с.

157. Русское Православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.719 с.

158. Скальковский К. А. Наши государственные и общественные деятели. СПб, 1890. - 586 с.

159. Смирнов П. С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования. Спб., 1910. - 154 с.

160. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. -Спб.: тип. Глав, управления уделов, 1903. 276, 34, IV с.

161. Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб.: тип. Меркушева, 1908. - IV, 233 с.

162. Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.-448 с.

163. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. // Сочинения в 18 ти кн. - М., 1988. - Кн.VI. - 751 с.

164. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984. - 288 с.

165. Стадников А. В. Московский купеческий род Рахмановых \\ Московский архив. М.: Мосгорархив, 2000. - Вып. 2. - с. 399 - 428.

166. Стадников А. В. Список купеческих старообрядческих фамилий Москвы (XIX начала XX) // Мир старообрядчества. История и современность. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - Вып. 5. - с. 341 - 377.

167. Старообрядческая культура Русского Севера. М. Каргополь, 1998.- 126 с.

168. Старообрядческий вестник. 1980. - N1. - 12 с.

169. Старообрядцы. Н. - Новгород: М. И. Усова, 1908. - 24 с.

170. Старообрядцы. Н. - Новгород: М. И. Усова, 1909. - 31 с.

171. Старообрядческий церковный календарь. Рига, 1988. - 117 с.

172. Старообрядческий церковный календарь. М., 1994. - 108 с.

173. Старообрядчество в России (XVII XVIII вв.) // Сборник научных трудов. M.: Археографический центр, 1994. - 236 с.

174. Старообрядчество в России (XVII XX вв.) - М.: Языки русской культуры, 1999. - 456 с.

175. Старообрядчество: история и культура. Барнаул, 1999. - Вып. 1.-190 с.

176. Старообрядчество: история, традиции, современность. М.: изд. отдел Музея истории и культуры старообрядчества, 1994. - Вып. 1. - 80 с.

177. Старообрядчество: история, традиции, современность. М.: изд. отдел Музея истории и культуры старообрядчества, 1995. - Вып. 2. - 115 с.

178. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996. - 317 с.

179. Стасов В. В. Письма к деятелям русской культуры. М.: Наука, в 2-хт., 1962- 1967.

180. Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования (1874 1894). - М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман. - 395 с.

181. Субботин Н. И. О сущности и значении раскола в России. -СПб.: Синодальная тип., 1892. 47 с.

182. Сухов А. Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М.: РАН, 1995. - 156 с.

183. Сухов А. Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. М.: РАН, 1998. - 196 с.

184. Таинства православной церкви. Таинство священства // Встреча. 1991. -№.- с. 37-38.

185. Таинства православной церкви. Венчание // Встреча. 1991. -N6.-с. 53.

186. Таинства православной церкви. Соборование // Встреча. 1991. -N8.-C. 44.

187. Таинства православной церкви. Покаяние // Встреча. 1991. -N5.-с. 51.

188. Таинства православной церкви. О православном таинстве Евхаристии // Встреча. 1991. - N4. - с. 46 - 47.

189. Таинства православной церкви. О христианском таинстве мир-ропомазании // Встреча. 1991. - N2. - с. 51 - 52.

190. Таинства православной церкви. Таинство крещения // Встреча. 1991. -N1.- с. 53 -54.

191. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1992. - 323 с.

192. Успенский Б.A. Historia sub specie semioticae // Успенский Б.A. Избранные труды. T.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996. -с. 71-82.

193. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.-268 с.

194. Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. Paris: YMCA press, 1935. - 151 с.

195. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции \\ О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). М.: Наука, 1990.-с. 403-443.

196. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914.-813 с.

197. Флоровский Г. В. Пути русского богословия \\ О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). -М.: Наука, 1990. с. 272 - 378.

198. Форте Д. Мартин Лютер и Томас Мюнцер или Начала Бухгалтерии.-М., 1976.-296 с.

199. Хохлова Т. А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России (XVIII н. XIX вв.). - М., 1997. - 17 с.

200. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. Т. 2. - 671 с.

201. Церковь: Старообрядческий церковно-общественный журнал. -М.: Церковь, 1992. N1. - 21 е., N2. - 23 с.

202. Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.-351 с.

203. Шеффел Д. Старообрядческая вера и русский церковный обряд // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новоссибирск: Наука, 1992.-е. 22-27.

204. Шапошников А.Е. Идеология славянофильства и современное православие. М.: Знание, 1985. - 64 с.

205. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Третий Рим, 1998.-207 с.

206. Шелгунов Н.В. Русские идеалы. Герои и типы // Дело. 1868. N 5.-е. 79-112.

207. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992.-256 с.

208. Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества. Казань: И. Дубровин, изд. 2-е, 1859. - 547 с.

209. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999.-331 с.

210. Cherniavsky М. The Old Believers and the New Religion. Slavic Review. vol. 25. - № 1. - march 1966.

211. Zenkovsky Serge. A. The Confession of Epiphany, Studies in Russian and Polish Literature, The Hague, 1962, 46-71.

212. Zenkovsky Serge. A. The ideological World of the Denisov Brothers, Harvard Slavic Studies, 1957. III, 49 -66.

213. Zenkovsky Serge. A. The Old Believer Avvakum, Indiana Slavic Studies, 1956.-1, 1 -51.

214. Zenkovsky Serge. A. The Russian Schism, Russian Reviev, 1957. -XVI, 37-58.