автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Дерунец, Елена Станиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины"

На правах рукописи

ДЕРУНЕЦ Елена Станиславовна

РУССКОЕ УЧЕНИЕ О ГАРМОНИИ ВТ ОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

17 00 02 Музыкальное искусство

Автореферат диссьртации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2008

003447744

003447744

Работа выполнена на кафедре гармонии и сольфеджио Российской академии музыки имени Гнесиных

Научный конс\пьтант доктор искусствоведения, профессор

Науменко Татьяна Ивановна

Официальные оппоненты доктор искусствоведения, профессор

Рагс Юрий Николаевич

кандидат искусствоведения, профессор Шинкарева Майя Изъяславовна

Ведущая организация Московский государственный институт

музыки им А Г Шнитке

Защита состоится 9 сентября 2008 г в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 210 012 01 в Российской академии музыки имени Гнесиных по адресу 121069, г Москва, ул Поварская, д 30/36

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки имени Гнесиных

Автореферат разослан « » июля 2008 г

Ученый секретарь Диссертационного совета, Доктор искусствоведения

И П Сусидко

ОБЩАЯ ХЛРАК1ЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования В истории отечественного музыковедения период второй половины XIX — начала XX века занимает особое место Он совпадает с той замечательной эпохой в развитии русской научной мысли, которая получила название «золотого века» науки Учение о ¡армонии этого времени представляет одно из ярких достижений отечественной музыкальной культуры В рамках данного исторического этапа был разработан значительный корпус разножанровой научной литературы, изданы переводы наиболее значительных теоретических трудов Именно этот период ознаменовался выработкой понятийно-терминологического аппарата музыковедения

Соответственно, заметно расширился и круг научных интересов, появилась плеяда замечательных авторов и переводчиков В их числе — не только выдающиеся авторы первых оригинальных учебников по гармонии П И Чайковский и НА Римский-Корсаков, но и значительный ряд теоретиков, чья роль в формировании русского учения о гармонии также оказалась весьма существенной Среди авторов пособии можно найти имена как более, так и менее известные А Аренский, В Виллуан, М Ипполитов-Иванов, А Казбирюк, Г Катуар, Н Кашкин, Н Ладухин, А Пузыревский, Ю Пусторослева, Н Соловьев, В Степанов Очевидно, что именно совместными усилиями множества педагогов-музыкантов складывался неповторимый облик одной из наиболее значительных областей русской теории музыки — учения о гармонии

Необходимость обращения к его изучению совпадает с ведущими тенденциями современной науки, где проблема самоисследования мыслится как одна из первоочередных Об этом пишет, в частности, А В Михайлов «Насгоятечьное саыоосмысленае науки — наук о культуре и науки о литературе, в частности, — и есть ее исторический час сегодня, ее первоочередная и первостепенная задача»'

В музыковедении последних лет появился целый ряд исследований, посвященных различным аспектам «науки о науке» Среди авторов назовем такие имена, как Т С Бершадская, Н С Гуляиицкая, Л С Дьячкова, В В Медушевский, Е В Назаикинский Т И Науменко, И А Преснякова, 10 Н Холопов и ряд других

' Мтшпов 1 В Несколько 1е№и>в о теории литературы // Литера проведение как ьроб !ема Тручы Научного совета «Наум о штературе в контексте наук о культуре» М / Наследие 2001 С 220 ]

На фоне возросшего интереса к указанной проблематике особое место принадлежит такой важнейшей области научного знания, как исследование языка науки — научной терминологии Можно сказать, что эта проблема относится к разряду «вечных» Неслучайно П А Флоренский называл терминологию «сутью науки», подчеркивая мысль о том, что «всякая наука — система терминов Поэтому жизнь терминов — и есть история науки»2

Таким образом, необходимость настоящего исследования обусловлена совокупностью обстоятельств, среди которых решающими стали возросший интерес современного музыковедения к собственной истории и теории, необходимость изучения языка науки, ее понятийно-терминологического аппарата, а также недостаточная изученность одного из важнейших периодов становления русского учения о гармонии

Главной проблемой диссертации является исследование русского учения о гармонии второй половины XIX — начала XX века в единстве его содержательных подходов и средств выражения основной проблематики и особенностей понятийно-терминологического аппарата

В связи с этим необходимо решить ряд субпроблем

■ выявить круг источников, образующих основу учения о гармонии обозначенного периода,

■ осуществить их интерпретацию по жанровой и, соответственно, функциональной принадлежности в рамках развития учения,

■ определить значение каждой группы источников в становлении проблематики и терминолексики русского учения о гармонии,

■ исследовать и описать базовые понятия и термины в области учения о тональной системе и ее элементах,

■ исследовать и описать базовые понятия и термины в области учения об интервалах и аккордах

Гипотеза исследования заключается в том, что в рассматриваемый исторический период русская мысль о гармонии обрела статус систематического учения, тщательно разработанного как в аспекте проблематики, так и в аспекте языка описания — научной терминолексики

' Фюренскии П -I Собрание сочинений в двухтома\ т2 М Праща 1990 С 229

Обьектом исследования является русское учение о гармонии, представленное в разножанровых учебных, теоретических и словарно-онциклопедическнх изданиях соответствующего периода

Предмет связан с изучением жанровой направленности источников, проблематики, а также совокупности базовых понятии и терминов, отражающих сущностный облик учения о гармонии

¿Материалы, использованные в диссертации, образуют «множественный объект», охватывающий значительным круг теоретических, учебных, методических источников, музыкально-энциклопедические издания, переводы, а также другие публикации, относящиеся к избранной проблематике В их числе музыкальная критика, публицистика, мемуары, эпистолярное наследие русских композиторов и ученых Среди основных источников — не только широко известные труды П Чайловского, Н Римского-Корсакова, С Танеева, Г Катуара, но и те источники, которые до сих пор находились вне поля зрения исследователей Это учебные пособия по гармонии и элементарной теории музыки, созданные такими авторами, как А Арепскии, М Ипполитов-Иванов, А Казбирюк, Н Кашкин, 10 Пусторослева, А Рубец, Н Соколовский, Н Соловьев, В Степанов, К Шведов и ряд других

Методологии исследования потребовала привлечения достаточно широкого круга музыковедческих, науковедческих, лингвистических и общенаучных подходов, направленных на комплексное исследование такого сложного феномена, каким предстает музыкально-теоретическое учение Среди основополагающих назовем положения музыкального науковедения и терминоведения (Т Бершадская, Н Гуляницкая, Е Назаикинский), подходы, выработанные в области исследования учений (И Преснякова, Ю Холопов, В Ученова, С Шомова), специальные исследования в области терминолексики, выработанные в трудах ученых-лингвистов (В Виноградов, А Реформатский, В Садовский)

К анализу избранного материала привлекаются также некоторые частные методы, выработанные в смежных областях гуманитарного знания, среди которых — контекстуальный метод, выявляющий семантические процессы, сопровождающие функционирование терминов, сравнительно-исторический и сопоставительный подходы, позволяющие проследить особенности учения о гармонии в диахроническом и синхроническом срезах

Ограничения, связанные с исследуемым материалом, затрагивают те аспекты его проблематики, которые выходят за пределы двух важнейших составляющих русского учения о гармонии — учения о тональной системе и учения об интервалах и аккордах Слово «базовый» в названии нашего исследования также заключает в себе ограничительный потенциал Из общего, достаточно обширного терминологического лексикона, представленного в анализируемых трудах, были избраны термины, исторически подтвердившие свою жизнеспособность и прочно вошедшие в научный обиход последующих периодов

В исследовании не выделяется в специальную проблему анализ учебников гармонии П И Чайковского и Н А Римского-Корсакова это продиктовано, с одной стороны, значительно большей изученностью этих трудов на фоне малоизвестных русских «руководств» рассматриваемого периода, с другой — обусловлено спецификой аналитического ракурса работы, в значительной мере связанного с выявлением понятийно-терминологической специфики Разумеется, в рамках рассматриваемого в диссертации «множественного объекта» эти труды также получают свою оценку

Следует также отметить, что в круг рассматриваемых источников не вошла та часть исследований русской гармонии, которая нашла свое воплощение в двух представительных областях русского музыковедения отечественной музыкальной медиевистике и этномузыкознании Изучение особенностей музыкально-теоретических учений, выработанных в рамках данных разделов науки, представляется нам отдельной большой проблемой

Одновременно круг анализируемых источников несколько расширен в сторону элементарной теории музыки Это в значительной степени оправдано общностью ряда задач, решаемых в русле обеих дисциплин

Научная новизна исследования определяется рядом установок, отражающих теоретические и практические ракурсы диссертации, а также современным состоянием изучения объекта исследования При всем разнообразии и широте охвата в анализе разных сторон русского классического учения о гармонии, рассматриваемый в диссертации период его развития продолжает оставаться малоизученным Среди исследований соответствующей направленности укажем на работы В О Беркова (1950), Ю Н Тюлина (1959) об учебнике гармонии Н А Римского-Корсакова, А Н Мясосдова (1972), А А Степанова (1976) о некоторых аспектах

учебника П И Чайковского, Н А Мироновой о развитии музыкально-теоретического образования в Московской консерватории (1995), статьи Л М Малшшпои, посвященные терминологическим исследованиям в области русской гармонии Существенное значение для нашей работы имеет диссертационное исследование И А Пресняковой, посвященное становлению русскояшчнои музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII — начала XIX веков Нам также известна дипломная работа Е Ануфриевои о базисных понятиях русского классическою учения о гармонии, защищенная в ГМПИ им Гнесиных (рук Н С Гуляницкая) в 1975 году

В отличие от вышеназванных работ, в нашей диссертации описание учения о гармонии как комтекса учебной и научной литера гуры, а также разработанного в этих рамках понятийно-терминологического аппарата предпринимается в сисгемном виде впервые В научный обиход вводятся как малоизвестные труды русских музыкантов-теоретиков, так и упорядоченные, соотнесенные между собой понятия и термины русского учения о гармонии На основании их анализа выявляются системообразующие факторы, присущие как учению о гармонии в целом, так и терминологическому его аспекту Для адекватного осознания процессов развития научной мысли в отечественной теории гармонии предпринимается анализ теоретических воззрений авторов в рамках выработанного ими понятийного аппарата, а также устанавливаются соответствия с современным состоянием музыкальной терминологии

Практическое значение диссертации. Результаты исследования могут расширить представления об истории отечественного теоретического музыкознания, помочь в осмыслении процессов становления учения о гармонии в России Материалы работы могут быть внедрены в практику преподавания вузовских курсов гармонии, музыкально-теоретических систем, методики преподавания гармонии

В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие положения

1 Корпус научной и учебной литературы, разработанной в период второй половины XIX — начала XX века, является зафиксированным отражением феномена русского учения о гармонии, дающим представление о его становлении, проблематике и базовых понятиях и терминах

2 Жанровое многообразие научных текстов, совокупно представляющих русское учение о гармонии указанного периода, свидетельствует о достаточной разработанности музыкально-теоретического знания, в полной мерс соответствующего общенаучным тенденциям своей эпохи

3 В призме проблематики русского учения о гармонии, а также его понятийно-терминологического аппарата, отчетливо преломляются важнейшие историко-эволюционные процессы развития отечественной теории музыки в ее различных отделах, отражается ход развития самого музыкального искусства

4 Формирование русской научно-музыкальной терминологии становится предпосылкой интенсивного развития научного аппарата музыкальной теории в последующие периоды ее развития

Апробация диссертации состояла в многолетней практической работе автора, связанной с использованием основных положений исследования в историческом разделе курса методики преподавания гармонии на историко-теоретическом факультете РАМ имени Гнесиных Идеи работы отражены в ряде публикаций, а также прозвучали в докладах на научно-практических конференциях Музыкально-теоретическое образование на рубеже XX — XXI веков (Москва, МГУКИ, 1999), «Музыкальное образование в контексте культуры» (РАМ им Гнесиных, 2004)

Диссертация состоит из трех глав, Введения, Заключения и Библиографии

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении дается обоснование темы и ее актуальности, определение главной проблемы и входящих в ее комплекс задач, описание методологии, ограничений, научной новизны и возможностей практического применения

I глава — «Теоретические аспекты анализа учений о гармонии и проблема терминологии» — имеет установочный, методолошческий характер, и направлена на обоснование всех принципиальных положений исследования

Особый абрис темы потребовал привлечения разнообразных научных источников, связанных с изучением целого ряда проблем Среди

них — проблема анализа учений, ставшая в последние десятилетия предметом интереса различных наук Для нас было важным выяснить следующее Какие вопросы являются первоочередными в данной области научных исследований'' Каковы ведущие тенденции, с чем связана тематика и проблематика соответствующих работ7

В связи с этим акцентируется внимание на феномене персонализацнн научных теорий прошлого, возрастании внимания к личному вкладу ученого Эта проблема заострена в науковедческих трудах таких авторитетных ученых, как С С Авсринцев, А В Михайлов, А А Гахо-Годи, Ю Н Холопов Одновременно отмечается и усиление тенденции, связанной со сравнительно-историческим подходом в ряде исследований особое место начинает занимать изучение научных теорий в контексте «стиля времени»

Характер развития учения о гармонии обусловил и обращение к основам интерпретации, принятой в современной науке в связи с изучением жанровых разновидностей текстов Выделяются три группы текстов, жанры которых рассматриваются на страницах диссертации переводы зарубежных учений, лексико]рафические издания и учебная литература, отмечается их роль в становлении отечественной туки и научной терминолексикн

Подходы в области изучения терминологии образуют раздел, посвященный целенаправленному описанию аппарата научного исследования терминологии и основных принципов терминологической работы Основное внимание уделяется рассмотрению системной ор1анизации терминологии и ее структурно-семантических особенностей — двух позиций, обеспечивающих необходимое единство и целостность языка науки Обосновывается правомерность методов терминологической работы для анализа музыкальных терминосистем

II глава — «Русское учение о гармонии- источники, жанры, хронология» — посвящена характеристике научной и педагогической ситуации в русской культуре второй половины XIX — начала XX века, связанной, в частности, с открытием первых русских консерваторий и возрастанием роли музыкально-теоретического образования

Одним из показателей преодоления дилетантизма в музыкальном образовании первой половины XIX века стал уровень развития музыкальной теории Ее статус резко возрастает формируются новые отрасли научного знания, создаются значительные труды практически во

всех сферах музыкальной науки — в гармонии (Чайковский, Римский-Корсаков), в музыкальной форме (Аренский, Конюс), инструментоведении и оркестровке (Римскии-Корсаков), полифонии (Танеев), фольклористике (Сокальский), музыкальной палеографии (Разумовский, Металлов, Смоленский) Одновременно теория музыки в отечественной педагогике обретает статус автономной учебной дисциплины Само обучение к концу века реализуется по фундаментальным учебникам В области гармонии таковыми явились первые оригинальные русские учебники П И Чайковского (1872) и Н А Римского-Корсакова (1886), получившие затем широкое распространение не только в России, но и в зарубежной педагогической практике

Учение о гармонии е русских музыкальных изданиях Весь массив учебно-теоретической литературы этого времени представлен переводными и оригинальными русскоязычными изданиями Отличительная черта русского учения о гармонии — его неразрывная связь с педагогикой — получает подтверждение в преобладающем внимании авторов к жанрам специализированного практического руководства и учебника по гармонии или элементарной теории музыки Среди других популярных изданий — учения, лекции, сборники задач, упражнений, вопросов, а также самоучитель, записки, энциклопедия Важную роль играют также музыкальные словари, содержащие в наиболее «сгущенном» виде обширный слой терминологии

Лексикографические издания Появление специальных музыкальных словарей в России с середины XIX века явилось следствием настоятельной необходимости иметь справочные издания, отражающие всю сумму накопленных музыкальной наукой знаний, фактов и их отношений Музыкальные словари, изданные не только в столицах, но и на периферии, создавались для разных категорий музыкантов учителей, регентов, певцов, любителей музыки Таковы издания 11 Перепечицына (Москва, 1884), МАнцева (Витебск, 1904), В Воронина (Владимир, 1908) Источниками для них послужили иностранные справочники, общие русские энциклопедии, периодическая печать, нотные каталоги

В 1901 году выходит русский перевод «Музыкального словаря» ГРишгна крупнейшего издания в области справочной музыкальной литературы Интересный факт несмотря на авторитетность словаря, русские музыковеды с самого начала отнеслись к нему критически Версии различны — от полного неприятия (в силу несогласия с теоретическими

положениями, особенно в области теории гармонии) до отторжения некоторых терминов Для исправлений и дополнений к данному словарю была создана «Редакция русскою издания» под председательством Ю Энгеля, в то время наиболее авторитетного музыкальною критика и переводчика с немецкою В результате русский отдел словаря прибрел самостоятельную научную ценность Через несколько лет, в 1910 году Ю Энгечь издал собственный «Краткий му шкальный словарь», куда включил музыкальную терминологию, краткие биографии музыкантов, сведения по истории и теории музыки, церковному пению и тп Безусловно, образцом явился словарь Римана, но собственный словарь Энгеля во многом построен в ориентации на раскрытие авторской позиции и связан с оригинальными научными взглядами

Переводные учебные издания Терминология, относящаяся к сфере гармонии, появляется в первую очередь в связи с переводами немецкой учебно-теоретической литературы Одним из основных в обучении был Учебник гармонии Эрнста Фридриха Рихтера («Lehrbuch der Harmonie»), методические установки которого соответствовачи плану практического курса гармонии Выпущенная в свет в Германии в 1853 г, эта книга была издана в русском переводе в Петербурге в 1868 г Однако методическая привлекательность и практическая востребованность этого учебника не дюжет заслонить другой его безусловной ценности бережного отношения переводчика к языку оригинала Автор перевода, А С Фаминцьш, изучал музыкально-теоретические предметы у ЭФ Рихтера и M Гауптмана, обучаясь в 1862-64 годах в Лейпциге Вернувшись в Россию и приступив к преподаванию в Петербургской консерватории в качестве профессора истории музыки и музыкальной эстетики, он перевел на русский яшк целый ряд немецких учебников разных авторов, включая все основные работы своего учителя Впервые в жанре переводной учебной литературы появчяется пространное предисловие «От переводчика», указывающее на цели перевода 1) способствовать пополнению большого пробела в нашей музыкальной литературе, 2) установить печатно, насколько возможно, до сих пор еще довольно шаткую теоретически-музыкальную номенклатуру на русском языке

1860-е годы ознаменоватись вниманием П И Чайковского к переводам популярных в Европе двух музыкально-педагогических трудов К первому из них — «Руководству к инструментовке» Ф-О Геварта («Tiaité geneial d'instiumentation», 1863) — Чайковский обращается еще в

бытность студентом Петербургской консерватории, в 1865 году Чаиковский, не ограничившись простым переводом книги Геварта, снабдил его примечаниями, нередко критическими, и терминологическими поправками «Руководство» Геварта в переводе Чайковского, изданное П А Юргенсоном в 1866 году, было принято как учебное пособие в Петербургской и Московской консерваториях и долгие годы являлось общепризнанным

Перевод другого труда ответил потребностям самых широких кругов музыкантов — профессионалов и любителей «Музыкальный катехизис» Иоганна Лобе («Katechismus dei Musik», 1851) был переведен Чайковским в 1869 году с 8-го немецкого издания и в следующем году напечатан Об исключительной популярности этой справочной книги свидетельствует то, что каждые 3-4 года она переиздавалась Юргенсоном, а после смерти Чайковского пополнялась по новейшим немецким изданиям Благодаря переводу Чайковского в отечественном гармоническом лексиконе появляется новый акцент в трактовке понятия гармония Можно предположить, что именно в процессе перевода композитор убеждается в определении существенных признаков этого понятия, закрепленных им впоследствии в собственном учебнике

Среди иностранных учебных пособий, рассчитанных на «среднее» музыкальное образование, безусловным авторитетом пользовались труды немецкого музыковеда Адольфа Бернгарда Маркса, в частности, его популярная книга «Всеобщий учебник музыки» (Allgemeine Musiklehie, 1839) Первая попытка перевода была предпринята в 1848 году московским учителем музыки Викентием Лемохом, более поздний перевод А С Фаминцына был опубликован в Петербурге в 1872 году Он отличается той степенью тщательности и научной добросовестности, которая характеризует все переводы этого автора Многочисленные редакторские отступления, обширные сноски, богатый ссылочный аппарат становятся в этом переводе признаками подлинно научного подхода к тексту оригинала

По примеру «Музыкального катехизиса» И Лобе и «Всеобщего учебника музыки» А Б Маркса позже появляются и аналогичные отечественные труды в 1896 году — «Краткое руководство к теории музыки Элементарная теория музыки, гармония, контрапункт, формы инструментальной и вокальной музыки» Л А Cakkemmu, а год спустя «Краткая энциклопедия теории музыки» Н М Ладукина

«Практический учебник гармонии в 54 задачах» (Praktische Harmonielehie, 1875) Людвига Бусслера, немецкого теоретика, автора учебников по теории, истории музыки и композиции, получивших в конце XIX века широкое распространение, был переведен АРБершардом Он вышел в свет в 1885 году, когда уже было создано «Руководство» Чайковского и издавался «Практический учебник» Римского-Корсакова

В 90-е годы были изданы труды Гуго Римана «Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах» (1898) (Sistematische Modulationslehie als Grundlage der musikalischen Formenlehre, 1887) и «Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов» (1896) (Vereinfachte Ilatmonielehre odei die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, 1893) в переводе 10 Энгеля В трудах Римана ощутима определившаяся ко второй половине XIX века тенденция к влиянию смежных наук на теорию музыки, среди которых акустика, физиология, психология Функциональная теория рассматривается в ряде свойств, среди коюрых важнейшее — теория дуализма мажора и минора Концепция Римана формировалась с опорой па мировое теоретическое музыкознание и, блаюдаря синтезу многих направлений, обнаруживает тенденцию к универсализму

Русскоязычные учебные пособия Наряду с трудами Чайковского и Римского-Корсакова в дореволюционный период вышли многочисленные пособия по гармонии и теории музыки Имеющие прикладной, практический характер, они нередко оригинально преподносят ряд вопросов теории гармонии, дают достаточно полную характеристику ее основных понятий и терминов

Первым трудом, открывшим новый период в развитии учения о гармонии, следует считать «Краткую музыкальную грамматику» (1871) А И Руби а Она на юд опережает «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) П И Чайковского и содержит попытку разработать собственные определения важнейших понятий гармонии

Однако именно «Руководство» Чайковского в значительной мере определило научно-педагогическии стиль последующих русских учебников и пособий К его важнейшим качествам, впоследствии сформировавшим традиции отечественной музыкально-теоретической педагогики, стали музыкально-творческая направленность курса и тщательность разработки педагогически целесообразных технологических приемов В «Руководстве» впервые применяется методика

систематического построения курса, новым является взгляд на систему соотношений аккордов натурального мажорного лада, которые группируются по ладовому признаку и по принадлежности к трем функциональным группам1

В области элементарной теории музыки вскоре появился учебник «Элементарной теории музыки» (1875) НДКашкина, принятый в качестве одного из пособий в Московской консерватории Учебник содержит последовательно выстроенный материал, связанный с понятиями о звуке, тембре, нотных знаках, интервалах, гаммах и ладах, транспозиции, такте, акцентах, мелизмах и т д

Ряд важных направлений в изучении гармонии нашел свое воплощение в «Практическом руководстве к изучению элементарной теории музыки» (с задачами)» (1878) В Ю Виллуана «Руководство» Виллуана примечательно стремлением к упорядочиванию в систематизации музыкальных «элементов», в нем теория музыки как учебная дисциплина приобретает достаточно отработанный вид Спустя несколько лет «Руководство к практическому изучению гармонии» (1883) выпускает А Ф Казбирюк Показательно, что в предисловии к своему труду автор в первых же строках ставит вопрос о бедности «технически-музыкального языка», приводящей к необходимости использования общепринятой терминологии Ученик Римского-Корсакова, опытный преподаватель, Казбирюк одним из первых русских музыкальных теоретиков ставит вопрос о языке науки

В 1884 году выходит в свет еще один — после «Руководства» Чайковского — выдающийся учебник гармонии Это «Учебник гармонии» НА Римского-Корсакова, окончательный вариант которого (с учетом многих замечаний Чайковского и основательной переработки) в 1886 был издан именно как «Практический учебник гармонии» Особенностями нового подхода, использованного Римским-Корсаковым, является полный отказ от цифрованного баса, акцент ставится на гармонизации мелодии (чем утверждается господствующий и сегодня тип учебного задания) Одним из заметных достижений Римского-Корсакова стало создание оригинальной системы тонального родства, исходя из которой получили

Чайковский написал и цругое учебное пособие, адресованное певчим и регентам («Краткий учебник I армонии» 1875) впервые богато проилпюетрировзв его примерами из музыки Львова и Бортнянского и тем самым создав образец аналитическою курса для музыкантов-практиков в то время как «Руководство» предназначалось в первую очередь для композиторов творчески одаренных учащихся

объяснение принципы модуляции В тот период влияние методических установок учебника Римского-Корсакова проявилось у А Аренского (последовательная работа над гармонизацией мелодии), Н Ладухина (систематизация тональных отношений по степеням родства), Н Соколовского (отделение трезвучий главных ступеней ог побочных)

Начиная с 90-х годов различные руководства по гармонии и элементарной теории музыки стали выходить достаточно часто Вероятно, к этому времени следует отнести формирование шцутимои общественной потребности в добротном музыкально-теоретическом образовании Среди наиболее заметных рассматриваются учебники А С Фаминцына («Начатки теории музыки» 1895), Л А Саккетпш («Краткое руководство к теории музыки», 1896), ААКаиевцова («Элементарная теория музыки», 1897), М МИтюттова-Иваноьа («Учение об аккордах, их построении и разрешении», 1897), Л МТурыгиной («Элементарная теория музыки», 1899), Н М Ладухина («Руководство к практическому изучению гармонии», 1898), А И Пузыревского («Музыкальное образование Основы музыкально-теоретических знаний», 1903), СТАббакумова («Популярные лекции по теории музыки», 1904), Г Л Любомирского («Руководство к практическому изучению элементарной теории музыки, приспособленные к самообучению и изложенные в 32 уроках», 1906), Н Ф Соловьева («Полный курс гармонии», 1911), МВасильева («Учебник элементарной теории музыки», 1912), Ю И Пусторослевой «Элементарная теория музыки», 1913) Отметим, что общим модусом изложения в каждом из рассмотренных источников является обилие определений и терминов Объяснение гармонического явления сопровождается поиском связанного с ним понятия, что требует тщательного подбора нужного слова или словосочетания, нередко со ссылкой на иноязычные аналоги Это может свидетельствовать, на наш взгляд, о том, что в литературе указанного периода происходит ишенсивное становление русского научного языка в области i армонии

В жанровой панораме русского учения о гармонии рубежа веков также упоминается учебник «Строгий стиль гармонии Опыт изложения оснований строгого и строг оцерковного стиля гармонии» (1897) прот Васишя Метапоеа, блестящего историка церковного пения, палеографа, композитора профессора истории церковного пения Московской консерватории Деление автором гармонических сгилеи на «строгий» и «строгоцерковный» проявилось в двухчастной структуре учебника, I часть

которого является образцом «классического» учебника с устоявшимся для того времени тематическим планом и терминологией Во II же части даются сведения о «строгоцерковном» гармоническом стиле с акцентом на практических заданиях

III глава — «Понятия и термины русского классического учения о гармонии» — содержит анализ русской терминологии, сложившейся в области гармонии На примере изучения разнообразных источников показывается, как в призме терминологии преломляется ход развития музыкально-теоретических понятий, связанных с учением о тональной системе и ее элементах и учением об интервалах и аккордах

Учение о тональной системе К основным элементам тональной системы в русском учении о гармонии следует отнести понятия, выражаемые терминами лад, гамма, строй, тон, тональность То, как они используются в учебно-теоретической литературе, в полной мере отражает особенности периода становления терминологии, отмеченного обилием синонимов, полисемичных терминов, отсутствием строгости, точности, однозначности в их употреблении В настоящем разделе рассматривается возникновение и развитие терминов в учебной и словарной литературе, а также показываются процессы словесного заимствования из иноязычных изданий Прослеживается, как происходит становление базовых понятий русского учения о гармонии, среди которых — лад, строй, диатоника, тональность, тональная система, модуляиия

Термин лад в большинстве учебных пособий того времени трактуется как основная организация всей «звуковой массы» сочинения, как основание для определенных «звуковых отношений», для построения гармонической вертикали (Римский-Корсаков, Соловьев, Пусторослева и др) Несмотря на частные случаи синонимичности, авторы стремятся подчеркнуть именно те признаки лада, которые наиболее точно раскрывают содержание стоящего за ним понятия Так, Виллуан характеризует лад не только с его звукорядно-мелодической стороны, но отмечает также гармонические связи, реально управляющие процессом развития в классической музыке и потому оказывающиеся важнейшим фактором ладовой организации На иные способы упорядочивания ладового звукоряда указывает сопутствующие термину iad определение «хроматические и г/еютоновые ряды», встречающиеся в учебниках Римского-Корсакова и Казбирюка Существенными, коренными свойствами понятия iad оказываются, во-первых, опредстенный

звукорядпый инвариант, во-вторых — централизованные взаимоотношения тонов в пределах данного звукоряда Синонимами, находящимися в сфере «притяжения» понятия чад, оказываются термины с общим инвариантным признаком гамма, звукоряд, наклонение, строй, тональность

Отметим также введение Г Кошосом новог о термина лад высшего порядка в учебную программу по специальному курсу i армонии для консерватории, написанную в 1924 году Авторская трактовка этого понятия выразилась в новом, более широком подходе к его объяснению к ладовым категориям Коиюс относит понятия диатоники, альтерации, хроматизма, энгармонизма

В русской классической теории широкое распространение получил термин строй Он используется как совершенно самостоятельно (Римский-Корсаков, Ладухин, Ипполитов-Иванов), так и со словами-синонимами тон, тональность, реже — лад

Первым научным описанием строя стсдует, по-видимому, считать объяснение, данное Фаминцыным в предисловии к русскому переводу учебника гармонии Э Ф Рихтера «Наибольшую трудность, однако, представляло мне потребление нового, более определенного термина для слова Tonart на место неопределенного, многозначащего названия тон Я избрал для этого понятия обозначение строй»4

В данном случае бережное отношение переводчика к языку оригинала, стремление не допустить при переводе произвольной многозначности или искажения смыслового значения послужили основанием для возникновения русского термина строй Указание на связь этого термина с немецким «Tonart» находим впоследствии и в учебнике Соловьева «каждый строй (Tonart) имеет два наклонения или рода (Tongeschlecht) мажорное и минорное»5, а также в сходных определениях у Виллуана и Фаминцына Примечательно, что термин строй устойчиво употребляется для характеристики функциональных отношений аккордов данной гармонической системы в пределах единого звукоряда и при главенстве одного тона — центра строя Основа строя — лад и диатоническая гамма Опираясь на них, строй в иерархии звуковысотной системы оказывается понятием более высокого порядка, объединяющим

4 Pmmip Э Учебник гармонии СПб Карт Рнккер 1876 С 5-6

ioiunbLbH Полным курс 1 армонни СПб Юргенсом 1411 С И

гармоническую горизонталь и вертикаль в пределах диатонической гармонической системы

Понятие диатоника трактуется авторами двояко с одной стороны, круг диатонических звукорядов ограничен интервальным признаком — семью основными ступенями, не содержащими хроматических интервалов (Клочков, Соловьев) С другой стороны, к диатоническим следует отнести семиступенные звукоряды содержащие видоизмененные ступени Таким образом, и натуральные и гармонические разновидности мажора и минора «уравниваются в правах» Особое положение гармонического минора отмечал еще Кашкин «Минорная гамма, несмотря на хроматические повышения, в ней находящиеся, причисляются к диатоническим»6 Это положение подтверждается и получает дополнительную аргументацию в целом ряде пособий по элементарной теории — Рубца, Саккетти, Васильева, Виллуана По мнению Пусторослевой, к диатоническим могут быть отнесены мажор и минор трех видов Качество диатонической системы, определяемое как количеством ее элементов, так и их связями, является понятием исторически меняющимся Хроматизм — понятие не противопоставляемое диатонике, а взаимосвязанное с ней Таким образом, в русской учебно-теоретической литературе второй половины XIX — начала XX века были фактически описаны основные признаки диатонической системы, получившей позже теоретическое обоснование в труде Кату ар а

Термин тональность Известный с начала XIX века, термин тональность (tonalité, Tonalitat, Tonart, tonality) устойчиво употребляется в европейском музыкознании этого времени для обозначения, по сути, разных понятии Тональность мыслится широко, трактовка ее многоаспектна от мелодико-звукорядного понимания (ФФетис, отчасти Щ Кателъ) до выявления и описания комплекса главных признаков классической гармонической тональной системы (Г Риман, Ф Геварт)

Понятие тональность в русской теории развивалась первоначально в связи с термином тон (Чайковский), строй (Римский-Корсаков, Ладухин), над (Чайковскии, Виллуан, Клочков) В учебных курсах рассматриваемого периода установить смысловые границы термина тонспьность довольно сложно, т к он часто не имеет самостоятельного значения, выступая в качестве синонима таду и строю Эти термины

й Kaiuhim H Учебник элементарной теории музыки M Юргенсом 1891 С 32

соседствуют на страницах учебников Ипполиюва-Иваиова, Виллуана, Соловьева, Аренского Термин встречается в таких сочетаниях «модуляция в близкие тональности», «модуляция в близкие строи», равенство в значении терминов тональность и строй подчеркнуто также в предисловии к учебнику гармонии Казбирюка Римский-Корсаков вовсе не использовал термин тональность У Чайковского он заменен на более определенное для автора слово топ, хотя именно тональному типу организации посвящены его учебные пособия В определениях «совокупность звуков, взятых от известной тоники, называется тональностью или строем» (Кашкин), а также «гамма с определенной тоникой и ладом называется тональностью или строем» (Клочков) понятия не разграничены, термин тональность привлекается только в качестве синонима Так на основе устойчивых признаков уже известного понятия строй, в очерченных им рамках, в русской теории развивается новое, более богатое по содержанию понятие тональность

С И Танеев в 1906 году первым в русской учебно-теоретической литературе раскрыл существенные признаки этою понятия, дав его описание в «Подвижном контрапункте строгого письма» Так же, как и строгий стиль (полифония), музыкальная система свободного стиля (гармонии) рассматривается Танеевым прежде всего как система мышления Ее характеризуют следующие показатели 1) новая тональная основа — мажоро-минор, 2) новый тип связи — тяготение, иными словами, — внутренняя централизация тональной системы По Танееву тональность — многослойная система дифференциации функций различного уровня аккордов, тональностей, частей формы Необходимо иметь в виду, что хотя Танеев и использовал в своей теории ценные положения римановского функционального учения, именно в процессе их дальнейшего развития проявилось новаторство русского ученого В рассмотрении вопросов теории модуляционного плана (объединяющей тональности), в описании существенных признаков тональной системы, наконец, в подлинно научной критике современной композитору эпохи распада тонального мышления и сопутствующего ему «упадка крупной формы» Танеев открывает путь широкому пониманию тонального принципа

Описывая тональную систему, Танеев применяет такие термины как тональная связь, тональная зависимость тоначьная гармония, тональная функция, объединяющая тональность высшего порядка, внезапная

модучяция высшего порядка и другие Они становятся носителями более узких значений и привносят дополнительную содержательную емкость в общую картину изложения

Что же касается термина строй, то он употреблялся в собственном определенном значении, продолжая соседствовать с термином тональность до 20-х годов XX века, и лишь затем перешел в пассивным запас терминологии

В «Теоретическом курсе гармонии» (1924-25) Катуар, вслед за Танеевым и Гевартом, обосновывает далее системные принципы тональности В его труде этот термин имеет двойственную трактовку он используется и в соседстве с термином строй, и в значении системы, имеющей гармонический центр, объединяющей в себе гармонии, принадлежащие близким и отдаленным строям Новый взгляд на тональность утверждается в таких терминах, как главный н побочный строи, промежуточный строй, средитоиалъное откчонение

Понятие модуляция В русском учении о гармонии понятие модуляция (или переход) определяется как всякий переход из одной тональности (или тона, строя) в другую В некоторых описаниях сущность модуляционного процесса раскрывается полнее и глубже, указывается на взаимосвязь и соподчинение строев Ярче всего это отразилось в отношении к понят ию отклонение Ряд авторов рассматривает отклонение как внутритоналыюе явление Подчиненное по отношению к тональному центру значение отклонения подчеркивает Римский-Корсаков Определенно об этом говорится у Казбирюка «Отклонением или уклонением называется кратковременный выход из тональности, не имеющий решительного характера перехода, для того, чтобы потом опять возвратиться в главный строй»7 Аналогичны по смыслу описания, которые предлагают Ладухин, Фаминцын, Пусторослева

Основанием модуляции служит «сродство строев» Этот вывод, принадлежащий Римскому-Корсакову, — большое достижение отечественной теории Стремление Римского-Корсакова упорядочить общую систему тональных отношений было следствием тщательной разработки им функциональной обоснованности связей тональностей в постепенном модуляционном процессе Им были приведены в систему известные уже в учебной практике понятия «близких» и «далеких» тональностей, найдены принципы классификации тональных отношений

7 Кои'трюк I Указ сом с 141

по степени их близости друг другу Систему Римского-Корсакова полностью или частично использовали Ладухин, Соловьев, Пусторослева, Шведов Классификация Римского-Корсакова, сохраняемая в целом в большинстве учебных пособий, дополняется особым видом непосредственных модуляции, впервые описанных Чайковским (так называемые южные последовательность) Сущность их — в непосредственной мелодической связи аккордов, принадлежащих различным строям или ладам Кроме отклонений, «такие соединения, являясь типичными ложными последовательностями, огкрывают новое богатство гармонических соединений и расширяют еще более область «тональности»8

В новом свете теория модуляции предстает в теоретическом курсе Катуара, где обнаруживается стремление автора дать новую систематизацию тональных отношений с опорой на новую теорию тональности Главной особешюстыо его классификации стало разграничение «средитональных отклонении» и «модуляций-переходов» Концепция Катуара отразила исторический процесс постепенного расширения понятия тональности, а в связи с этим и сферы средитональных отклонений и ограничения области собственно модуляции

На основании проведенных наблюдений делается вывод, что терминологическая микросистема, связанная с понятием тональность, — самая классификационно упорядоченная и подробно разработанная в русском учении о гармонии

Учение об интервалах и аккордах — один из исходных моментов в классической школе гармонии Их изучение связано с исследованием свойств и условий применения двузвучий как гармонического материала Об этом свидетельствует вкчючение вступительного раздела, посвященного учению об интервалах, в большинство учебных пособий по гармонии Традиционно значительное место занимает учение об интервалах в учебниках по элементарной теории музыки, где обнаруживается общий подход в их классификации Понятие интервал определяется чаще всего однозначно как «взаимоотношение двух звуков по высоте» (Вшиуан) или как «разность по высоте двух одновременно или последовательно взятых звуков» (Катуар) В классификации интервалов выделены как их структурные свойства (простые и видоизмененные

а Ччикотмш II Полное собрание сочинении Т Ш-а М Музгиз 1957 С 13

основные и обращенные, раздвинутые и нераздвинутые), так и выразительные качества (консонансы и диссонансы) Таковы характеристики, данные в учебниках Чайковского, Аренского, Соловьева

Особого внимания заслуживают положения, представленные в пособии Ипполитова-Иванова «Учение об аккордах, их построение и разрешение» В определениях, данных автором, ясно чувствуется стремление к систематизации понятий Интервал и аккорд, будучи логически связанными между собой, представляют два уровня, две формы более широкого понятия созвучие Систематизируя интервалы, Ипполитов-Иванов дает научное основание классификации, предлагая более подробное деление консонансов и диссонансов Консонансы состоят из абсолютных, совершенных, средних и несовершенных Диссонансы рассматриваются в тональности Это связано с тем, что, в отличие от консонансов, которые «производят впечатление покоя», диссонансы «требуют после себя слухового удовлетворения, то есть консонирующего интервала»9 Таким образом, эта классификация впервые в отечественной теории определяется функциональными свойствами интервалов, законами гармонии

О понятии аккорд Одним из ключевых для области звуковысотных отношений является понятие аккорд, нередко совпадающее по смыслу с понятием гармония Учение об аккордах находится в центре внимания большинства русских учебных пособий Как удалось обнаружить, трактовка аккорда как сочетания или отношения звуков характерна для подходов Чайковского, Аренского, Казбирюка, Соловьева, Ипполитова-Иванова и других

Именно гармония (аккорд, гармоническая вертикаль, связь аккордов) в учебнике Римского-Корсакова является основой ладогармонической системы мажоро-минора, аккорд — ее первопричина, а определенный кругооборот аккордов — Т-Б-Б-Т — та нерушимая данность, из которой произрастают все средства связи, от голосоведения до «сродства строев» В учении Римского-Корсакова исходная посылка — оппозиционная парность понятий аккорд — спучайное сочетание, консонанс — диссонанс, разрешение (переход диссонанса в консонанс) — поспедоватечьность (соединение двух консонирующих или диссонирующих аккордов)

' Иппоттоь Иьанов М Учение об аккорцач ич построение и разрешение М Юрюнсон, 189 7 С 17

Искусство, современное изучаемому периоду, вносит много нового в лексику музыкального языка в роли «целостности» начинают выступать другие созвучия — как «аккорды с замененными тонами», «аккорды с побочными тонами» — комплексы, нетерцовые по интервальному составу Так, Чайковскии одним из первых в отечественном музыкознании указал на то, что терцеобразный принцип — лишь один из возможных в строении аккорда Для Чайковского голосоведение — фактор первичный и организующий, а аккордовое движение — вторичный и координирующий В учебнике акцентируется внимание на возможных вариантах образования аккордов разной структуры По представлению Чайковского, мелодическое развитие является источником образования диссонирующих аккордов Мелодические законы развития голосов столь сильны, что вызывают совершенно естественное их разрешение в любое из трезвучий «в пределах тоники ичи вне этих пределов При соблюдении требуемых мелодичностью условий, доминантаккорд может быть разрешен и в диссонирующий аккорд»10 Так Чайковский приходит к мысли о неисчерпаемости функционального развития в условиях мажоро-минорной системы и указывает на интонационно-мелодический принцип (и в образовании аккордов, и в их связях) как важнейший для ее обновления

В «Руководстве» Казбирюка, вышедшем несколько раньше, читаем «Гармонией или аккордом называется совокупность нескольких звуков, обыкновенно не менее трех, звучащих одновременно Звуки располагаются один от другого на различных интервалах»11 Отметим существенный момент выделение автором основополагающей роли интервального принципа в образовании аккорда Подтверждающие эти положения описания и определения приведены также в учебниках Аббакумова, Клочкова, Фаминцына, Энгеля

Чрезвычайно знаменательным представляется появление в русской музыкальной теории понятия не-аккорд Термин «случайные гармонические формы», получивший широкое распространение в русской теории музыки, введен Чайковским Известны и другие словосочетания «счучайные виды аккорда», «чуждые аккорду тоны», введенные Фаминцыным

Наиболее полная картина случайных гармонических сочетаний представлена в «Теоретическом курсе гармонии» Катуара «Кроме тонов,

10 Чаикиес мн/ Я Уьач соч с 34, 152

'' казбирюк 4 Указ соч с Я

входящих в состав аккордов, в музыке на каждом шагу встречаются тоны чуждые аккордам, тоны неаккордовые, случайные или побочные»12 Все неаккордовые звуки обозначены автором термином побочные тоны, впервые появляющимся в русской литературе о гармонии Катуару принадлежит весьма стройная, обоснованная и, как нам кажется, наилучшая классификация побочных тонов Они разделяются на две группы 1) побочные тоны при неизменном аккорде (чаще всего на слабых или относительно слабых частях такта), 2) побочные тоны в момент образования нового аккорда (чаще всего на сильном времени или на относительно сильных частях такта)13 Кроме того, у Кагуара впервые уравниваются в правах и приготовленные, и неприготовленные формы задержания (последние не смешиваются с проходящими и вспомогательными нотами на сильных долях такта) Взгляды Катуара соответствуют его ориентации на позднеромантические нормы, положенные во главу угла «Теоретического курса гармонии»

Диссонирующие сочетания — один из самых распространенных в русской учебно-теоретической литературе видов «случайных гармонических форм» Они образуются, когда «в пределах одного и того же аккорда могут являться чуждые ему или не принадлежащие аккорду тоны» (Казбирюк) «Кажущиеся аккорды» складываются при одновременном вступлении побочных тонов в нескольких голосах «сложные вспомогательные тоны часто образую 1 собой случайные, кажущиеся аккорды»14 Признаки «кажущихся аккордов», их отличия от основных описаны Чайковским, затем Аренским, Казбирюком, Соколовским, Соловьевым К ним относятся неправильное разрешение, случайное появление, отсутствие ритмического акцента

Учение об аккордах и случайных гармонических формах разработано в русской музыкальной теории достаточно широко Его составляют, по сути, два понятия — аккорд и не-аккорд, охватывающие все возможные случаи организации гармонической вертикали Предложенное русской теорией научное определение аккорда основывается на выявлении его существенных признаков, оказывается релевантным для разных, эпох, разных аспектов музыкальной организации

Р Кат'ар Г Теоретический курс гармонии Ч 2 М Гос изд во Музеектор 1924 С 14

13 Тан же с 15

14 Риме кии-Корсаков И Попиоесобрание сочинении Т IV М Музпп 1960 С 339

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ понятийно-терминологического аппарата, представленного в учебно-теоретическои и словарно-справочнои литературе конца XIX — начала XX века, свидетельствует о том, что учение о гармонии на данном историческом этапе отразило противоречивое состояние теории и музыкальной практики Это обстоятельство явилось стимулом для развития новых теоретических идей, их закрепления и упорядочивания в базовых понятиях и терминах Таковы понятия лад, тональность, аккорд, гармония В систему теоретического знания включаются понятия и термины, ранее не получившие научного «статуса» и определившие специфику русской школы К таким понятиям относятся созвучие (как отражение естественности звучания), гочосоведение (как конкретный вид связи звуков и аккордов), строй (как диатоническая основа произведения) Очевидно и то, что понятийно-терминологический аппарат русского учения о гармонии рубежа веков находится на пути к формированию признаков системности Его упорядочивание стало важным моментом не только для формирования русской музыкальной науки, но и для практики ведения учебных курсов

Русское учение о гармонии второй половины XIX — начала XX века, запечатленное в совокупности текстов, предстает как результат плодотворного развития научной и педагогической мысли множества музыкантов, стремящихся осмыслить и зафиксировать в слове бесконечно подвижную и изменчивую ткань музыкального произведения В контексте интенсивной разработки, перевода, издании учебной музыкально-теоретической литературы отметим первостепенное значение учения о гармонии как базовой дисциплины в воспитании музыканта Именно в этой области за сравнительно короткое время возникло большое количество учебников, руководств, пособий, лекций и других видов изданий Русская музыкальная наука охотно приобщается к передовой научной мысли Запада труды европейских музыковедов переводятся и издаются практически в то же время, когда и на родине

Творческий характер развития проблематики и терминолексики учения о гармонии доказывается тем фактом, что после тщательного отбора некоторые его термины не подтверждали своей жизнеспособности, на смену им приходили новые, с точки зрения авторов более естественные Происходил процесс формирования живого и подвижного языка науки,

готовилась почва для будущих достижении русской музыкально-теоретической мысли

Таким образом, русское учение о гармонии стало одним из первых в отечественном музыковедении примеров становления оригинальной научной теории и поучительным образцом формирования всех важнейших ее составляющих, изучение которых помогает по-новому взглянуть на развитие музыкально-теоретической мысли в последующие периоды музыкальной истории

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статья в издании, рекомендованном ВАК

Дерунец Е О системообразующих признаках терминологии русского классического учения о гармонии // Культурная жизнь юга России Краснодар, июнь 2007 С 8 — 9, 0,25 и л

Статьи в других изданиях Дерунец Е О некоторых сторонах теоретической концепции Г Катуара / Гос муз -пед Ин-т им Гнесиных М , 1989 Деп В РИО Информкультура Гос б-ки СССР им Ленина 5 11 86 № 1239, 0,9 п л

Дерунец Е Из истории становления понятийно-терминологического аппарата в русском учении о гармонии конца XIX — начала XX века / Гос муз -пед ин-т им Гнесиных М , 1989 Деп в НИО Информкультура Гос б-ки СССР им Ленина 27 10 89 № 2016, 1,5 п л

Дерунец Е Русская учебно-теоретическая литература по гармонии методические аспекты изучения терминологии // Совершенствование музыкально-теоретического образования в высшей школе Сб тр Вып 137 / РАМ им Гнесиных, М , 1997 С 67 — 79, 0,5 п л

Дерунеп Е Специфика музыкальной терминотогии // Музыкально-теоретическое образование на рубеже XX — XXI вв материалы научно-практической конференции / МГУКИ М , 1999 С 61 —72, 0,5 п л

Дерунец Е Базовые термины учения о гармонии в русских музыкальных словарях XIX — начала XX века // Музыкальное образование в контексте культуры Вопросы теории, истории и методологии / Материалы международной научной конференции 26 — 29 октября 2004 года РАМ им Гнесиных М , 2004 С 238 — 248, 0,4 п л

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Дерунец, Елена Станиславовна

Введение

Глава I Теоретические аспекты анализа учения о

Современное состояние знания в избранной области. Проблематика современных исследований (15). Жанровая интерпретация источников (1В). Состояние проблемы в музыковедении (25).

1.2. Анализ терминологии в научной литературе.

О комплексном методе исследования терминологии (30). Структурно-семантические особенности терминологии (37). Системный характер терминологии (43). Специфика музыкальной терминологии (46).

Глава II Русское учение о гармонии: источники, жанры, хронология.

2.1. Предпосылки формирования русского учения о гармонии.

Картина русской культуры второй половины XIX века(57). Открытие первых консерваторий (59). Возрастание роли теории музыки (67).

2.2. Учение о гармонии в русских музыкальных изданиях.

2.2.1. Лексикографические издания.

2.2.2. Переводные учебные издания.

2.2.3. Русскоязычные учебные пособия.

Глава III Понятия и термины русского классического учения о гармонии.

3.1. Учение о тональной системе и ее элементах. гармонии и проблема терминологии.

1.1. Анализ учений в научной литературе

Определение лада в учебной литературе (101). Определение понятия лад в словарной литературе (105). Термин строй( 108). Понятие диатоника (110). Термин тональность (111). Определение термина тональность в словарях (123). Понятие тональная система (124). Понятие модуляция (125).

3.2. Учение об интервалах и аккордах.

Интерпретации понятия интервал (130). Трактовка понятия аккорд (133). Определения интервала и аккорда в словарях (142).

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Дерунец, Елена Станиславовна

Одной из актуальных проблем современного знания является проблема самоисследования науки: основных вех ее развития, особенностей содержания, структуры, методологии, ключевых понятий. Об этом пишут многие ученые — сошлемся, например, на вполне определенное высказывание А. В. Михайлова: «Настоятельное самоосмысление науки — наук о культуре и науки о литературе, в частности, - и есть ее исторический час сегодня, ее первоочередная и первостепенная задача» {Михайлов 2001: 229).

В музыковедении эта проблема также осознается и освещается вполне обстоятельно: в последние годы появился целый ряд исследований, посвященных различным аспектам «науки о науке». Среди авторов, внесших вклад в развитие музыкальной наукологии, назовем такие имена, как Т. С. Бершадская, Н. С. Гуляницкая, Л. С. Дьячкова, Л. М. Малинина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Р. А. Насонов, Т. И. Науменко, Ю. Н. Пантелеева, И. А. Преснякова, Ю. Н. Холопов, Т. В. Чередниченко и ряд других.

На фоне возросшего интереса к указанной проблематике особое место принадлежит такой важнейшей области научного знания, как исследование языка науки — научной терминологии. Можно сказать, что эта проблема относится к разряду «вечных». Неслучайно П.А. Флоренский называл терминологию «сутью науки», подчеркивая мысль о том, что «всякая наука — система терминов. Поэтому жизнь терминов — и есть история науки <.>, изучить историю науки, значит, изучить историю терминологии» {Флоренский 1990: 229).

В поле зрения настоящего исследования оказывается один из наиболее значительных периодов в истории отечественной музыкальной науки, в частности связанный с интенсивным развитием такой важной ее области, какой предстает учение о гармонии. Это период, охватывающий временные рамки второй половины XIX — начала XX века.

Объективное значение этого периода развития русской науки подтверждается многими исследованиями как общенаучного, так и музыковедческого характера. Так, в трудах по истории научного знания в России отмечается целый ряд эпохальных открытий, приходящихся на это время (см.: Лазарев 1950, Лотман 1996, Юдин 1990 и др.). В истории отечественного музыкознания указанный период также получает специальную характеристику: так, Ю. Н. Холопов связывает его с «развитием оригинальных идей русского музыкознания» — в частности, проводя сравнение с музыкальной наукой первой половины века (Холопов 1996). Среди причин, способствующих развитию музыкально-теоретических учений, назовем также открытие в Петербурге и Москве высших профессиональных учебных заведений — первых русских консерваторий.

Учение о гармонии в русском музыковедении второй половины XIX — начала XX века представляет одно из ярких достижений отечественной музыкальной культуры. «Учебный предмет есть прежде всего тексты»,— в соответствии с этим утверждением известного филолога Ю. В. Рождественского1 можно говорить и об интенсивном формировании гармонии как учебного предмета, и о возрастании статуса теории музыки в целом.

Именно в отмеченный период возник значительный корпус разножанровой научной литературы на русском языке, были изданы переводы наиболее значительных теоретических трудов — Э. Ф.Рихтера, Г. Римана, Л. Бусслера и др. Именно этот период ознаменовался выработкой понятийно-терминологического аппарата данной науки.

Соответственно, заметно расширился и круг проблематики, появилась плеяда замечательных авторов и переводчиков. В их числе - не

1 Рождественский Ю. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996: 109. только выдающиеся создатели первых оригинальных учебников по гармонии П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков, но и значительный ряд теоретиков, чья роль в формировании русского учения о гармонии также оказалась весьма существенной. Среди авторов пособий можно найти имена как более, так и менее известные: А. Аренский, В. Виллуан, М. Ипполитов-Иванов, А. Казбирюк, Г. Катуар, Н. Ладухин, А. Пузыревский, Ю. Пусторослева, Н. Соловьев, В. Степанов. При этом очевидно, что именно совместными усилиями множества педагогов-музыкантов складывался неповторимый облик одной из наиболее значительных областей русской теории музыки — учения о гармонии.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена совокупностью обстоятельств, среди которых решающими стали: возросший интерес современного музыковедения к собственной истории и теории; необходимость изучения языка науки, ее понятийно-терминологического аппарата; недостаточная изученность одного из важнейших периодов становления русского учения о гармонии, понимаемого нами — в соответствии с установкой Б. В. Асафьева — как «зов к грядущему, а не усталое созерцание голосов минувшего» (Орлова 1983:33).

Главной проблемой диссертации является исследование русского учения о гармонии второй половины XIX — начала XX века в единстве его содержательных подходов и средств выражения: основной проблематики и особенностей понятийно-терминологического аппарата.

В связи с этим необходимо решить ряд субпроблем: выявить круг источников, образующих основу учения о гармонии обозначенного периода; осуществить их интерпретацию по жанровой и, соответственно, функциональной принадлежности в рамках развития учения; определить значение каждой группы источников в становлении проблематики и терминолексики русского учения о гармонии; исследовать и описать базовые понятия и термины в области учения о тональной системе и ее элементах; исследовать и описать базовые понятия и термины в области учения об интервалах и аккордах.

Гипотеза исследования заключается в том, что в рассматриваемый исторический период русская мысль о гармонии шла к обретению статуса систематического учения, тщательно разработанного как в аспекте проблематики, так и в аспекте языка описания — научной терминолексики.

Объектом исследования является русское учение о гармонии, представленное в разножанровых учебных, теоретических и словарно-энциклопедических изданиях соответствующего периода.

Предмет связан с изучением жанровой направленности источников, проблематики, а также совокупности базовых понятий и терминов, отражающих сущностный облик учения о гармонии.

Материалы, использованные в диссертации, образуют «множественный объект», охватывающий значительный круг теоретических, учебных, методических источников; музыкально-энциклопедические издания; а также другие публикации, относящиеся к избранной проблематике. В их числе: музыкальная критика, публицистика, мемуары, эпистолярное наследие русских композиторов и ученых. Среди основных источников — не только широко известные труды П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, Г. Катуара, но и те интереснейшие источники, которые до сих пор находились вне поля зрения исследователей. Это учебные пособия по гармонии и элементарной теории музыки, созданные такими авторами, как А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, А. Казбирюк, Н. Кашкин, Ю. Пусторослева, А. Рубец, Н. Соколовский, Н. Соловьев, В. Степанов, К. Шведов и ряд других. В круг изучаемых источников также включены переводные труды, изданные в России в указанный период.

Методология исследования потребовала привлечения достаточно широкого круга музыковедческих, науковедческих, лингвистических и общенаучных подходов, направленных на комплексное исследование такого сложного феномена, каким предстает музыкально-теоретическое учение. Среди основополагающих назовем: положения музыкального науковедения и терминоведения (Т. Бершадская, Н. Гуляницкая, Е. Назайкинский); подходы, выработанные в области исследования учений (И. Преснякова, Ю. Холопов, И. Рожанский, В. Ученова, С. Шомова); специальные исследования ученых-лингвистов в области терминолексики (Ю. Апресян, В. Виноградов, А. Реформатский, В. Садовский).

К анализу избранного материала привлекаются также некоторые частные методы, выработанные в смежных областях гуманитарного знания, среди которых — контекстуальный метод, выявляющий семантические процессы, сопровождающие функционирование терминов; сравнительно-исторический и сопоставительный подходы, позволяющие проследить особенности учения о гармонии в . диахроническом и синхроническом срезах.

Ограничения, связанные с исследуемым материалом, затрагивают те аспекты его проблематики, которые выходят за пределы двух важнейших составляющих русского учения о гармонии — учении о тональной системе и учении об интервалах и аккордах. Слово «базовый» в названии нашего исследования также заключает в себе ограничительный потенциал. Из общего, достаточно обширного терминологического лексикона, представленного в анализируемых трудах, были избраны термины, исторически подтвердившие свою жизнеспособность, прочно вошедшие в научный обиход последующих периодов.

В исследовании не выделяется в специальную проблему анализ учебников гармонии П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова: это продиктовано, с одной стороны, значительно большей изученностью этих трудов на фоне малоизвестных русских «руководств» рассматриваемого периода, с другой — обусловлено спецификой аналитического ракурса работы, в значительной мере связанного с выявлением понятийно-терминологической специфики. Разумеется, в рамках рассматриваемого в диссертации «множественного объекта» эти труды также получают свою оценку.

Следует также отметить, что в круг рассматриваемых источников не вошла та часть исследований русской гармонии, которая нашла свое воплощение в двух представительных областях русского музыковедения: отечественной музыкальной медиевистике и этномузыкознании. Изучение особенностей музыкально-теоретических учений, выработанных в рамках данных разделов науки, представляется нам отдельной большой проблемой.

Одновременно круг анализируемых источников несколько расширен в сторону элементарной теории музыки. Это в значительной степени оправдано общностью ряда задач, решаемых в русле обеих дисциплин.

Научная новизна исследования определяется рядом установок, отражающих теоретические и практические ракурсы диссертации, а также современным состоянием изучения объекта исследования. При всем разнообразии и широте охвата в анализе разных сторон русского классического учения о гармонии, рассматриваемый в диссертации период его развития продолжает оставаться малоисследованным. Описание учения о гармонии как комплекса учебной и научной литературы, а также разработанного в этих рамках понятийно-терминологического аппарата предпринимается впервые. В научный обиход вводятся как малоизвестные труды русских музыкантов-теоретиков, так и упорядоченные, соотнесенные между собой понятия и термины русского учения о гармонии. На основании их анализа выявляются системообразующие факторы, присущие как учению о гармонии в целом, так и терминологическому его аспекту. Для адекватного осознания процессов развития научной мысли в отечественной теории гармонии предпринимается анализ теоретических воззрений авторов в рамках выработанного ими понятийного аппарата, а также устанавливаются соответствия с современным состоянием музыкальной терминологии.

Практическое значение диссертации. Полученные результаты исследования могут расширить представления об отечественной истории теоретического музыкознания, помочь в осмыслении процессов становления учения о гармонии в России. Материалы работы могут быть внедрены в практику преподавания вузовских курсов гармонии, музыкально-теоретических систем, методики преподавания гармонии.

В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие положения:

1. Корпус научной и учебной литературы, разработанной в период второй половины XIX — начала XX века является зафиксированным отражением феномена русского учения о гармонии, дающим представление о его становлении, проблематике и базовых понятиях и терминах.

2. Жанровое многообразие научных текстов, совокупно представляющих русское учение о гармонии указанного периода, свидетельствует о достаточной разработанности музыкально-теоретического знания, в полной мере соответствующего общенаучным тенденциям своей эпохи.

3. В призме проблематики русского учения о гармонии, а также его понятийно-терминологического аппарата, отчетливо преломляются важнейшие историко-эволюционные процессы развития отечественной теории музыки в ее различных отделах, отражается ход развития самого музыкального искусства.

4. Становление русской научно-музыкальной терминологии становится предпосылкой интенсивного развития научного аппарата музыкальной теории в последующие периоды ее развития.

Диссертация состоит из трех глав, Введения, Заключения и Библиографии.

Во Введении дается обоснование темы и ее актуальности, определение главной проблемы и входящих в ее комплекс задач, описание методологии, ограничений, научной новизны и возможностей практического применения.

I глава — «Теоретические аспекты анализа учений о гармонии и проблема терминологии» — посвящена исследованию современного состояния науки в области анализа теоретических концепций. Рассматривается как общенаучная литература, так и источники, связанные с избранной нами областью музыкознания. Дается комплексное обоснование методов и подходов, используемых в диссертации. Глава состоит из двух основных разделов, посвященных анализу существующего знания, сложившегося как в области исследования учений, так и в сфере анализа научной терминологии. Раздел, посвященный анализу учений в научной литературе, представлен основными исследовательскими подходами, выработанными в соответствующей области научной литературы и направленными на такие аспекты аналитической оценки теоретических учений, которые связаны с ведущими тенденциями современного знания, жанровой интерпретацией источников, а также спецификой музыковедческих подходов в избранной области исследования.

Подходы в области изучения терминологии образуют раздел, посвященный целенаправленному описанию аппарата научного исследования терминологий и основных принципов терминологической работы. С разнообразных сторон рассматривается феномен термина как лексической единицы и единицы научного знания, характеризуются методы изучения терминологий. Основное внимание уделяется рассмотрению системной организации терминологии и ее структурно-семантических особенностей — двух позиций, обеспечивающих необходимое единство и целостность языка науки. Специальный раздел посвящен выяснению специфики музыкальной терминологии с точки зрения ее ключевых проблем. Обосновывается правомерность методов терминологической работы для анализа музыкальных терминосистем.

II глава — «Русское учение о гармонии: источники, жанры, хронология» — посвящена последовательному описанию трех жанровых групп источников, отражающих различные формы воплощения учения о гармонии избранного периода. Эти три группы образуют лексикографические издания, включающие словари, справочники и другие источники соответствующего жанра; переводные учебные издания, представляющие собой научные и учебные труды крупнейших западных теоретиков того времени, введенные в обиход русской науки; а также русскоязычные учебные пособия в области гармонии и элементарной теории музыки.

Каждая из рассмотренных групп по-своему представляет аспекты русского учения о гармонии, а также является показателем определенной историко-стилевой стадии его развития.

III глава — «Понятия и термины русского классического учения о гармонии» — содержит аналитическое обоснование русской терминологии, сложившейся в области гармонии. На примере анализа разнообразных источников показывается, как в призме терминологии преломляется ход развития музыкально-теоретических понятий, связанных с такими ключевыми аспектами музыкальной теории, как учение о тональной системе и ее элементах и учение об интервалах и аккордах. Соответственно, объяснение получают такие базовые элементы учения о гармонии, как лад, строй, диатоника, тональность, модуляция. Каждая группа терминов рассматривается в диссертации как в свете авторских подходов, так и с точки зрения жанровой специфики источников.

В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются возможные перспективы дальнейшей разработки проблем анализа музыкально-теоретического знания.

Диссертация содержит Библиографию, три раздела которой включают научные источники из области наукологии, лингвистики, музыковедения, а также оригинальную и переводную учебную и справочную литературу.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины"

Выводы. Анализ понятийно-терминологического аппарата русского учения о гармонии, представленный в учебно-теоретической и словарно-справочной литературе конца XIX — начала XX века позволяет сделать следующие выводы.

Учение о гармонии в России на этом историческом этапе отразило противоречивое состояние теории и музыкальной практики, что явилось стимулом для развития новых теоретических идей, их закрепления и упорядочивания в понятиях и терминах. Утрата регламентированности, определенности в теории звуковысотной организации (как следствие -противоречивость и нечеткость основных понятий и терминов), характеризующая переходный этап развития музыкального искусства, стала моментом прозрения русской музыкальной науки, ее отхода от формализованных западно-европейских теорий.

В русском теоретическом знании вырабатывается гибкий понятийно-терминологический аппарат, с одной стороны, отражающий моменты стилевой неустойчивости, многообразия, с другой — стремящийся к точности и определенности в фиксации устоявшихся явлений. В систему теоретического знания включаются понятия и термины, ранее не получившие научного «статуса» и определившие специфику русской школы. К таким понятиям относятся созвучие (как отражение естественности звучания), голосоведение (как конкретный вид связи звуков и аккордов), строй (как диатоническая основа произведения).

Анализ употребления базовых терминов учения о гармонии в русских терминологических словарях рубежа XIX — XX веков показал, во-первых, постоянное изменение научных дефиниций по мере развития научного знания; во-вторых, стремление авторов к объединению терминов одной научной области в единое поле, обладающее структурными признаками. В ряде случаев в словесных описаниях-дефинициях устанавливаются существенные признаки понятий. Однако при этом не определяется ни их место в системе понятий науки о: гармонии, ни связи с другими понятиями этой области знания. И это неудивительно: теория; гармонии находится в стадии становления; формирующие ее понятия? выявляются фрагментарно, в «узлах», еще не полностью увязанных между собой:

Вместе с тем понятийно-терминологический аппарат русского учения о гармонии рубежа веков находится на пути к формированию признаков системности. Его упорядочивание стало важным моментом не только- для практики ведения учебных курсов, но и для русской музыкальной науки:

Проведенное исследование показало, что проблема терминологии в: музыковедении не только важна и актуальна, но и выходит на уровень глубинного: понимания сущности явлений, связей между ними- и, в конечном, счете,, на^ представление о русском: учении о гармонии как терминосистеме. Научные открытия русского музыкознания указанного периода не только значимы для своего времени, являются не только определенной и важной ступенью в познании законов музыки, но и могут быть представлены в исторической? перспективе как источник развития современных учений о гармонии. Познание законов; звуковысотной организации через собственно музыкальный материал привело отечественное теоретическое знание к, возможности оптимального отражения, явлений музыкальной действительности того времени. Механизмы звуковой организации рельефно обозначились в терминологической; системе — часто противоречивой, описательной, но стремящейся к разграничению понятий, их соотнесенности с определенным историческим уровнем, определенным аспектом самой музыкальной системы.

Противоречия между состоянием музыкальной практики и теории данного периода явились стимулом для развития теоретических идей, новой художественный фон требовал своего адекватного отражения в новых понятиях, определениях, терминах. Традиционные понятия подвергаются новой интерпретации, ставшей возможной только с осознанием самостоятельного значения созидающего, сознательного фактора в организации звуковысотности. Теория выходит на более высокий уровень знания. Теперь ее интересует не только и не столько конкретный звуковой материал, сколько законы его организации. Введенные в учение о гармонии понятия и термины реализуют представления об упорядоченности и, как следствие, приводят к определению главных свойств звуковысотной организации. Нам представляется вполне закономерным вывод о том, что русское учение о гармонии рубежа XIX — XX веков вырабатывает гибкий понятийно-терминологический аппарат, пригодный для исследования разных эпох и стилей; переводит знания о звуковысотной организации с узко формальных представлений на подлинно научный уровень; при сохранении «номенклатуры» понятий, меняет понимание их сущности; устанавливает подход, связанный с определением места, значения, иерархии компонентов звуковысотной системы.

Вместе с тем, в рассматриваемую эпоху понятийно-терминологической аппарат русского учения о гармонии еще не может быть обозначен как стройная сложившаяся система. Ее описательный характер в значительной степени связан с этапом становления самого учения. И только в последующем будут сделаны акценты на иных моментах: функциональных связях элементов системы, соотнесенности уровней системы и т.п. Более того, к концу XX века возникнет ряд научных подходов, направленных на интеграцию знаний из различных научных областей — с тем, чтобы научиться описывать системы сложного нелинейного, открытого типа.

Преемственность отечественного теоретического знания определяется единством фундаментальных установок в области учения о гармонии, впервые намеченных и плодотворно развитых в обширном массиве литературы, созданной замечательной плеядой русских авторов.