автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Самоопределение как базовая стратегия социализации в современном мире
Полный текст автореферата диссертации по теме "Самоопределение как базовая стратегия социализации в современном мире"
САНКТ-ПЕРЕРБУГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ТРУФАНОВА ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
005544980
Санкт-Петербург - 2013
005544980
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого».
Научный руководитель: доктор философских наук, доцент
Камнев Владимир Михайлович.
Официальные оппоненты:
1. Попов Михаил Васильевич, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры социальной философии и философии истории;
2. Воскресенский Алексей Александрович, кандидат философских наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, доцент кафедры философии.
Ведущая организация:
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина».
Защита состоится декабря 2013 г. в 16:00 часов на заседании
диссертационного совета Д 212.232.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. 167.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
А. Б. Рукавишников
Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования.
Социализация играет огромную роль в жизни общества, его функционировании и разностороннем развитии. Уровень развитости социума во многом зависит от отлаженное™ механизма социализации, который предполагает каузальное течение процессов социализации. Каждый человек без исключения в течение всей своей жизни, от младенчества до смертного одра, проходит этапы социализации, включается в типологически маркируемое социальное бытие и приобретает социальные качества, позволяющие соответствовать объективным условиям развития данного бытия, наряду с этим накапливает опыт, приходит (или не приходит) к пониманию важности коммуникативных практик и ценностно-смысловых измерений, формируемых социумом, и его роли в развитии каждого.
Эмпирическое исследование современной социокультурной ситуации позволяет выявить достаточно яркие и неоднозначные феномены: с одной стороны, можно утверждать о нарастании хаоса, усугублении ценностных, коммуникативных, символических разломов во всех сферах человеческой деятельности и всех видах социального бытия, о размывании культурных оснований и подмене универсальных вечных ценностей индивидуальными потребностями, с другой - о генерировании предпосылок к положительной духовно-культурной динамике индивида. Соответственно, таким образом характеризуется и ситуационный анализ современного состояния российского общества. Сама социальная среда делает запрос на высококачественное комплексное теоретическое исследование и обоснование причин разрывов в процессах социализации и проектах по улучшению функционирования социума.
Осмысление роли и значимости антропологического как единичного в социальном как общем в рамках современного социально-философского дискурса осуществляется за счёт уточнения и расширения концептуальной
базы и создания на её основе моделей взаимодействия современного человека и общества. Важной характеристикой таких моделей является акцентирование внимания на антропологическом факторе, как существенном в динамике процессов социальной реальности и детерминации специфики таковых.
Исходя из этого, возрастает актуальность изучения механизма самоопределения индивида как регулирующего его поведение в социуме и способствующего формированию его миропонимания, мироотношения и мировоззрения, так и участвующего в построении и реализации стратегии его социализации.
Современная социальная философия призвана смотреть на общество и человека, вписанного в его структуру, опираясь на онтологические законы и давая независимую оценку и необходимую для корректировки критику, арбитрирование, поэтому целесообразнее всего обращаться именно к социально-философскому анализу социализации и принципов самоорганизации индивида в ней.
Системный анализ позволит нам оценить перспективы развития современного российского общества, спроецировать картину процессов социализации в нашей стране, концептуально обосновать её и зафиксировать для апробации в практике аналитического консультирования, построения социально значимых проектов применительно к путям решения различных проблем социализации и самоопределения.
Проблема самоопределения - ключевая проблема взаимодействия человека и общества, с моментами внешней детерминации, внутренней реакции и работе по выявлению собственной роли и места человека в социальной реальности. Самоопределение анализируется нами в пространстве дискурсивного взаимодействия философских, социологических, психологических, антропологических областей знания, совокупно презентующих социальное бытие и механизм вхождения в него -социализацию.
В основе данного диссертационного исследования лежит взаимная комплементарность диалектического, онтологического, системного и цивилизационного подходов. Самоопределение понимается как механизм саморегулирования индивида в социокультурном бытии, характеризующийся соотнесением образов «требующего Я» и «желающего Я» в плане сознания индивида, а также приведения их в соответствие той или иной составляющей «Я». Самоопределение является тем внутренним механизмом, который, с одной стороны, регулирует жизнь человека во внешней реальности, корректирует его соответствие социальным нормам, способствует повышению уровня осознанности, культурности, духовности человека, а с другой - является обусловливающим внешние детерминанты.
Прикладная значимость и научно-исследовательская новизна данного диссертационного исследования для социума обусловлены комплексностью взгляда на проблему включения человека в социальное бытие и адекватного пребывания в нём с сохранением себя как целостности и целостности социального пространства, а также выделения самоорганизации индивида и его самоопределения как основных факторов в формировании стратегий социализации в современном мире.
Степень научной разработанности проблемы.
Практически каждый мыслитель, анализирующий проблемы социальной философии, в той или иной степени когда-либо занимался и рассмотрением социализации, поскольку процессы приобщения человека к социуму и формирования у него определённых качеств соответствия социальным требованиям, можно найти повсеместно. Таким образом, степень научной разработанности проблемы определяется, с одной стороны, количественным и качественным увеличением исследований по различным аспектам социализации, сознания и самосознания человека в социуме, а с другой -недостаточной разработанностью с позиций системного философского подхода
проблем, связанных с анализом внешних и внутренних факторов, влияющих на социализацию индивида.
Для нахождения способов решения этих проблем наиболее значимыми, на наш взгляд, были признаны следующие научные исследования:
- среди работ, посвящённых рассмотрению принципа самоорганизации в системах различного типа, выделены труды А. Богданова, И. Герловина, Н. Моисеева, И. Пригожина, А. Самарского, Г. Хакена, Ф. Хайека, М. Эйгена;
- для прояснения вопроса о структуре социальной организации мы воспользовались работами А. Богданова, Н. Винера, К. Поппера, М. Фуко, Ф. Хайека и др., в методологическом плане - исследованием Л. Мизеса и других;
- при выявлении особенностей современной социальной структуры и стратегий социализации интерес вызвали труды Д. Белла, П. Бергера, М. Вебера, системная философия Г. Гегеля, Н. Девиса, Э. Дюркгейма, В. Иноземцева, Т. Лукмана, Р. Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, А. Смита, Г. Спенсера, Ф. Тенниса, Й. Фихте, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, а также концепция П. Штомпки, модель А. Щюца и др.;
- анализ опыта социализации осуществлялся преимущественно в рамках концепций А. Бандуры, Г. Блумера, А. Гезелла, К. Клакхона, Ч. Кули, У. Макдаугалла, А. Маслоу, Г. Мейна, Р. Мертона, Дж. Мида, П. Монсона, Г. Олпорта, Т. Парсонса, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Дж. Тернера, Э. Торндайка, 3. Фрейда, М. Херсковица и др.;
- проблему определения места и роли современного человека в социуме позволили осветить работы Р. Барта, М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, Л. С. Выготского, А. Гелена, О. И. Генисаретского, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Р. Лифтона, М. Фуко, немецких классиков, X. Плесснера, 3. Фрейда, С. С. Хоружего, N1. Шелера и др.;
- раскрытию механизма саморегулирования человека в социокультурной среде способствовали работы К. Абульхановой-Славской, О. Анисимова, П.-К. Анна-Нелли, Л. Выготского, Г. Зиммеля, Л. Колберга, Ч. Кули, А. Леонтьева,
Мерлина, Дж. Мида, А. Мудрика, Г. Никова, А. Петровского, Ж. Пиаже, С. Рубинштейна, В. Сафина, 3. Фрейда, Д. Эльконина, Э. Эриксона и др.;
- культурологическая концепция Я. Ассмана была воспринята как особым образом раскрывающая специфику формирования механизма регулирования поведения, формирования идентичности через кумуляцию «культурной памяти»;
- изучению принципов формирования самоопределения индивида в теориях социализации способствовали работы К. Абульхановой-Славской, С. Рубинштейна, Г. Никова, А. Петровского, В. Сафина, В. Ядова;
- прояснению понятия идентичности послужили воззрения К. С. Аксакова, 3. Баумана, Р. Баумайстера, П. Бергера, Э. Гидденса, П. А. Карсавина, И. В. Киреевского, Т. Лукмана, Й. Фихте, Ю. Хабермаса, В. Хесле, А. С. Хомякова и др..
Цель исследования заключается в построении и обосновании социально-философской модели самоопределения как базовой стратегии социализации.
Объектом исследования выступает механизм самоопределения социализирующегося индивида.
Предмет исследования - понимание самоопределения в процессе социализации индивида.
Для достижения поставленной цели формируется ряд исследовательских
задач:
• осуществить концептуальный анализ опыта социализации и маркирование её сущностных характеристик;
• произвести философскую артикуляцию механизма саморегулирования поведения человека в социуме, раскрыть его сущность и специфические функции;
• рассмотреть принципы формирования самоопределения индивида в теориях социализации, его место и роль в данном контексте;
• выявить типы самоопределения человека в современных стратегиях социализации;
• разработать социально-философский проект решения проблемы стратегического самоопределения гражданина в современном российском обществе.
Методологическая основа исследования определяется его целями и задачами, характером его объекта и предмета, которые, в свою очередь, обусловлены междисциплинарностью разработки заявленной проблемы.
На базе цивилизационного подхода, принципах содержательно-генетической логики базируется первая глава исследования. Общефилософские методы (индукция, дедукция, анализ, синтез и т.д.), общенаучные (эмпирические и теоретические: наблюдение, описание, сравнение, измерение, идеализация, построение научной гипотезы и т.д.) применялись при работе с оригинальными источниками и интерпретационной литературой. В первом параграфе использовался аксиологический анализ на базе метасистемного цивилизационного подхода для понимания ценностей и характеристик человека и его роли в современном обществе. Концептуальная модель второго параграфа первой главы настоящей работы основывается на культурно-историческом и компаративном подходах, которые позволяют сформулировать и комплексно описать механизм социализации в социальных системах различного типа, выявить общие закономерности сложного процесса социализации и факторов, на него влияющих. При анализе понятий применялись различные методы семиотического, логико-онтологического, системного и метасистемного подходов.
Теоретическая основа исследования.
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы, раскрывающие сущность и основные характеристики социализации, основополагающие труды философов, социологов, психологов, культурологов, посвященные анализу формирования самоопределения индивида; работы по
методологии научного познания, аксиологии культуры, онтологии и теории познания, исследования по теории самоорганизующихся систем, изучению эволюционно-синергетической парадигмы.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём осуществлён системный социально-философский анализ самоопределения как фактора, влияющего на механизм социализации, выделены основные типы самоопределения и реализуемые на их основе стратегии социализации, предложена модель динамики самоопределения социализирующегося индивида в современном российском обществе.
Основные элементы научной новизны диссертационной работы выражаются в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. В основе современных стратегий социализации (как организующих форм всех социальных взаимодействий индивида) лежит его самоопределение.
2. Философская артикуляция самоопределения индивида закладывает фундамент будущей модели взаимодействия человека и общества в современном мире.
3. Принципы формирования самоопределения раскрывают основной фактор, влияющий на активацию механизма внутреннего реагирования и регулирования поведения — противоречие (конфликт) с внешней реальностью, вынуждающее расщепиться внутренний механизм реагирования и допустить внутри образ «другого», а затем осуществить процедуру соотнесения образов «себя» и «другого». Этот развивающий процесс способствует формированию новых качеств личности, протекает за счёт внутренней активности и использования внешних воздействий как условий реализации внутренней активности.
4. Типологизация самоопределения на основе онтологической классификации типов бытия, предложенной Г.В.Ф. Гегелем: бытие «в-себе», бытие «для иного», бытие «для себя» и бытие «для-в-себе» даёт возможность в соответствии с ней выделить возможные типы стратегий социализации в
современном мире, которые зависят преимущественно от образа «Я», от соответствия или не соответствия требованиям того социального пространства, в которое включён индивид.
5. Стратегическое самоопределение гражданина позволяет ему сохранять творческую самобытность личности и включённость в социокультурное бытие.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Материалы диссертационного исследования могут способствовать углублению осведомлённости о сущности механизма социализации, его влиянии на индивида, выращиванию личной способности к осмыслению социальных процессов, социальных требований и соответствию индивида таковым. Основные положения и выводы диссертации актуальны для дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности, в частности при разработке учебных дисциплин, проведении лекций, семинаров и научно-практических конференций, в качестве информационно-методического обеспечения социальной работы с различными группами людей, формирования социальных качеств и самоопределения индивида.
Полученные и апробированные результаты данной работы уместно использовать в социокультурных проектах, ориентированных на оптимизацию и выравнивание функционирования институтов управления, образования, экономики, культуры, повышения уровня эффективности взаимодействия государственного управления и культуры, управленческой деятельности, образования, экономики, а также при разработке стратегий антикризисного управления страной, стратегий эффективной социализации индивидов, стратегий повышения качества профессионализма представителей государственного управленческого аппарата и других специалистов.
Апробация работы.
Основные положения и выводы настоящей диссертационной работы были изложены в ряде научных выступлений и докладов соискателя:
1. Всероссийская научная конференция с международным участием «Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах», 9 октября 2007 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему: «Основные характеристики метаантропологических стратегий».
2. Всероссийская научная конференция с международным участием «Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира», 21 октября 2008 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему: «Социальные практики конструирования культурной памяти».
3. Всероссийская научная конференция с международным участием «Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов», 20 октября 2009 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему: «Традиция как интеллектуальная практика конструирования культурной памяти».
4. Научно-исследовательская конференция «Особенности формирования национальной идентичности в эпоху модернизации России», 5 июля 2010 г., г. Москва, РАНХиГС при президенте РФ. Доклад на тему: «Национальная идентичность и стратегии модернизации».
5. Круглый стол «Российская цивилизация: социальная теория и практическая философия», 12 июля 2010 г., г. Москва, РАКО АПК. Выступление на тему: «Современные коммуникативные технологии в стратегиях социализации».
6. Проблемный научный семинар «Проблема стратегического развития России», 14 июля 2010 г., г. Москва, РАГС при президенте РФ. Доклад на тему: «Стратегический анализ проекта «Сколково»» .
7. Всероссийская научная конференция с международным участием «Бренное и вечное: власть и общество в мифологиях модернизации», 16 ноября 2010 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему: «Роль духовной практики в самоопределении и самоорганизации индивида».
8. XVIII научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов. Секция «Современные проблемы философской антропологии», 28 марта
2011 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему: «Духовные основания в самоорганизации личности».
9. Всероссийская научная конференция с международным участием, посвящённая 1150-летию российской государственности, «Бренное и вечное. Человек в пространстве российской государственности: мифологии, идеология, социокультурная практика», 13 декабря 2011 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему: «Принципы самоорганизации в стратегиях социализации».
10. XIX научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов. Секция «Современные проблемы философской антропологии», апрель
2012 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему: «Проблема самоопределения личности: антропологический форсайт».
И. Всероссийская научная конференция с международным участием «Бренное и вечное. Социокультурная драма истории между мифом и политикой», 27-28 ноября 2012 г., г. Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, философский факультет. Доклад на тему «Самоопределение в современном российском социуме: проблема и пути решения».
Результаты апробации диссертационного исследования представлены:
в серии статей и выступлений на научных конференциях и семинарах, осуществлённых соискателем в рамках аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009 — 2011 гг.). Грант 377 НИЦ г/б по теме «Государство, общество, личность в контексте российской культуры: ценностное измерение» (научный руководитель — к. филос. н., доцент С. В. Девяткин);
- участием в научно-исследовательском проекте «Россия 2020: региональные сценарии и общественные предпочтения» (ноябрь — декабрь 2009 г., г. Москва,);
участием в проблемно-проектном модуле по теме: «Моделирование критериев организации и развития психического потенциала человека», 30 января 2011-12 февраля 2011 гг., г. Москва, AHO «Методологический центр «Цивилизационные стратегии»;
- участием в проблемно-проектном модуле по теме: «Технологии многоплоскостного мышления», июль 2011 г., г. Москва, РАГС при президенте РФ.
Результаты научно-исследовательской работы были отмечены стипендией «Оксфордского Российского Фонда» («Oxford Russia Fund») в 2009 году, именной стипендией «Господин Великий Новгород» - в 2011-2012 учебном году.
Основные положения диссертационного исследования использованы в информационно-аналитической работе соискателя, в организации и проведении культурно-воспитательных мероприятий «Креативный призыв», тренингов Школы Молодежного Актива по политическому проектированию в рамках Общероссийского молодёжного проекта «Креативный капитал», (2007 - 2008 гг., г. Москва, г. В. Новгород), в организации 31 научно-методологического семинара в рамках научно-исследовательского проекта «Университетский научно-методологический семинар «Актуальные проблемы современности сквозь призму философии» (2009 — 2013 гг., г. В. Новгород), при проведении лекционных и семинарских занятий в НовГУ имени Ярослава Мудрого по дисциплине «Философия» для нефилософских специальностей (2013 г.).
Результаты диссертационного исследования изложены в публикациях соискателя общим объёмом 4,76 п.л., в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций.
Структура диссертационного исследования.
В структуру исследования входят введение, две главы, включающие в себя четыре параграфа, заключение и библиографический список, насчитывающий 228 отечественных и зарубежных источников. Первая глава посвящена раскрытию теоретико-методологических принципов изучения стратегий социализации, во второй главе осуществляется выявление типов самоопределения в современных стратегиях социализации и. построение социально-философской модели стратегического самоопределения гражданина в современном российском обществе.
Основное содержание работы.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи диссертационной работы, определяются её объект, предмет и
14
методологические основания, обосновывается новизна и выдвигаются положения, выносимые на защиту, характеризуется теоретическая и практическая значимость полученных научных результатов; демонстрируется степень апробации работы, а также представляется структура диссертации и указывается её объём.
Первая глава «Теоретико-методологические принципы исследования стратегии социализации» посвящена анализу социально-философских воззрений на статус человека с современном мире, раскрытию основных характеристик его социокультурного бытия. Здесь рассматриваются теоретические концепции общества, осуществляется концептуальный анализ опыта социализации, выявляются онтологические и экзистенциальные характеристики человека современности.
В первом параграфе «Человек в структуре социума» рассматриваются синергетические концепции, позволяющие выделить основные характеристики социальной системы. Автор указывает на то, что для функционирования и развития социальной системы безусловно важно наличие конфликта как некоего противоречия, столкновения противоборствующих элементов системы, переносящих на новый виток развития всю систему. Автор признаёт схожесть современной социальной системы с классическими диссипативными системами, а следовательно, учитывает влияние индивидуального сознания (микромира) на общество (макромир) в фазе сохранения логики развития социокультурного процесса.
Рассматриваются методологические принципы к изучению социума, к описанию сущностных характеристик человека в нём, которые опираются на положение о взаимозависимости и взаимообусловленности природных и социальных систем. Обобщая результаты рассмотренных концепций, делается вывод о том, что социальная система, элементами которой выступают человек и его отношения с миром природы, людей, предметов, организаций и информации, в сущности есть диссипативная система, потенциально
существующая на физическом и духовном уровнях в условиях регулярного и непрерывного обмена человека с внешней средой веществом, энергией и информацией (посредством процессов дыхания, питания, теплообмена, выделения, размножение, познания, производства ценностей, общение и коммуникации). В условиях высокого типа организации общества формируется самоорганизация индивида в нём.
Различные классификации типов обществ иллюстрируют влияние различных факторов на устойчивость социальной системы как таковой. Устойчивость системы общества обеспечивается внутренним механизмом контроля и компенсаторными функциями системы. Ценности и нормы генерируют основу функционирования системного типа. Необходимость учёта специфики антропологического фактора в решении проблемы целостности научной картины мира даёт возможность признания необходимости диалогического подхода и организованной коммуникации. Коммуникативные практики обеспечивают преемственность информации, глубину анализа концепций с минимумом погрешностей в результатах анализа. В данном контексте принципиально важно раскрыть проблему понимания социальной реальности, начиная с постановки вопроса о человеке, его месте и роли в социуме в контексте междисциплинарного дискурса современной науки (философии, социологии, психологии, антропологии, генетики, этологии и т.д.), применяя средства системного анализа, раскрывая глубину проблемы изучения человека в социуме, и вытекающую из этого проблему формирования его индивидуальной стратегии социализации.
Отсутствие адекватного для описания сущности современного человека дискурса и отказ от дальнейших поисков онтологических констант приводят к констатации характеристик нового статуса человека в мире: текучести, пластичности, аморфности, поливариантности его бытия. Это связано с расширением информационного пространства, усложнением техники и технологий, расширением возможностей распространения образов себя в
пространственно-временном континууме. Обогащая возможности такового распространения, человек увеличивает свой интеллектуальный потенциал и стремится расширить границы привычного ему бытия. Современный человек находится в ситуации приобретения нового опыта, связанного с переживанием пороговых состояний, с целями самопознания, презентации и изменения себя в новом бытии. В ситуациях деструкции и деконструкции исчезает семиотический план всех онтологический конструкций, вне которых человек перестаёт быть культурным существом. Социальное бытие — особый тип бытия, основным законом которого является согласование конфликтующих элементов, позволяющее сформировать новые, более эффективные коммуникативные стратегии.
Во втором параграфе «Механизм саморегулирования человека в социальной среде: сущность и функции» в рамках социально-философского дискурса осуществляется раскрытие сущности, функций и специфики внутреннего механизма реагирования при взаимодействии человека с социокультурной средой. Системный анализ различных теорий формирования личности позволяет сделать вывод о том, что механизм внутреннего реагирования и регуляции внешнего поведения формировался по мере взаимодействия человека с «другим» и со внешней средой. Тогда же возникает эффект отражения внешней реальности внутри плана сознания и различения образа «себя», а по мере необходимости соответствовать предписанным извне нормам и правилам поведения, образ «себя» усложнялся и формировалось представление о «Я».
Основное внимание в построении модели социума современности и стратегий социализации следует уделять человеку, его внутренней природе и механизму внутреннего реагирования и регулирования поведения, мотивации, построения образа «Я». Структура «Я» является результатом взаимодействия человека с внешним миром, результат адаптации к нему, попытка вписаться и занять своё, согласованное с образом себя, место.
Фактором, запускающим этот механизм, является противоречие или конфликт с внешней реальностью, провоцирующее внутренний механизм расщепления и включения в свою внутреннюю структуру образа «другого», а также последующего осуществления процедуры соотнесения образов «себя» и «другого». Такое соотнесение представляет собой самоопределение.
Самоопределение является ключевой проблемой взаимодействия человека и общества, что проявляется в определении момента внешней детерминации, описании внутренней реакции и в работе по выявлению собственной роли и места во внешней реальности. Самоопределение конструирует основу планирования и организации поведения человека в обществе, мотивирует его к ответам на основные вопросы о том, кто он, что должен делать и что требует от него общество.
Вторая глава «Социально-философская модель динамики самоопределения в стратегиях социализации» носит прикладной характер.
В первом параграфе «Социально-философский анализ самоопределения в современных стратегиях социализации» раскрывается суть философской трактовки самоопределения, осуществляется построение типологии самоопределения. Автор показывает, что изучение стратегий социализации позволяет, с одной стороны, реконструировать сложную систему социокультурного бытия, а с другой — рассмотреть индивидуальные особенности личности, включённой в систему социальных взаимоотношений, интериоризирующую вовне свои свои бессознательные желания, представления, архетипические образы в виде норм, предпочтений, которые в свою очередь, влияют на характер и направленность самих социокультурных процессов.
Формированию стратегии социализации предшествует появление самоопределения, которое в свою очередь предполагает интеллектуальное осмысление, выявление мотивационной установки и последующей её корректировки в сторону желания быть полезным социокультурному
пространству, занять определённое место в нём с учётом индивидуальности личности и её потребностей. В зависимости от степени соответствия образа «Я» требованиям того или иного социального пространства можно выделить типы самоопределения и соответствующие этим типам возможные стратегии социализации в современном мире.
Во втором параграфе «Самоопределение в современном российском социуме: проблема и пути решения» анализ отдельных характеристик современной современной социокультурной среды в России позволил установить, что в настоящее время на всех уровнях организации (от культурно-духовного до индивидуального) разворачиваются кризисные процессы. Характеризуемые события в культуре, образовании, государственном управлении, экономике, общественных институтах, системе деятельности и быте народа позволяют сделать вывод о функциональных сбоях, нарастании деградационных процессов. Данные процессы являются фактором замедления развития страны и служат размыванию культурных критериев, разрушению целостности мировоззрения и мироотношения как на индивидуальном, так и на общегосударственном уровнях, утрате способности к стратегической постановке проблем и поиску путей их решения. На сегодняшний день эти процессы носят всеохватывающий характер, отсюда актуально изучение проблемы стратегий социализации и моделей взаимодействия человека и социума в России. Автор указывает на факторы, формирующие самоопределение гражданина России и следствия их влияния, даёт характеристику основных моделей социализации в нашей стране и формирует стратегический проект решения проблемы самоопределения российского гражданина в обществе.
В Заключении подводятся общие итоги проведённого научного диссертационного исследования: формулируются выводы, основные положения исследования, проецируются перспективы дальнейшей исследовательской разработки проблематики самоопределения в контексте
формирования полноценной культуры управленческого мышления (в государственных структурах, корпорациях, творческих объединениях и т.д.), а также в рамках развития практик психологического консультирования.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:
1. Труфанова О. В. Современная стратегия социализации как становление человека самоопределяющегося [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов, 2012. -№ 8 (22): в 2-х ч. Ч. 1. ISSN 1997-292Х. - С. 207-209. [0,5 п.л.];
2. Труфанова О. В. Гражданское самоопределение и солидарность — формула стратегического успеха России [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2012. - № 9 (23): в 2-х ч. Ч. 1. ISSN 1997-292Х. - С. 173-176. [0,5 п.л.];
3. Труфанова О. В. Самоопределение в контексте стратегического управления [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2012. - № 9 (23): в 2-х ч. Ч. 2. ISSN 1997-292Х. - С. 180183. [0,5 п.л.].
Статьи и тезисы:
4. Труфанова О. В. Духовные практики даосизма как метаантропологическая стратегия [Текст] // Берестень: философско-культурологический альманах /
редкол. М. Н. Громов, А. П. Донченко, К. Ф. Завершинский, С. Г. Кара-Мурза, С. А. Маленко, Б. В. Марков, А. Г. Некита; НовГУ им. Ярослава Мудрого. -Великий Новгород, 2008. - № 2 (2). - 301-305. [0,31 п.л.];
5. Труфаиова О. В. Традиция как интеллектуальная практика социального конструирования культурной памяти в даосизме и исихазме [Текст] // Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всероссийской научной конференции 21-22 октября 2008 г. / редкол.: А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - 342-346. [0,31 п.л.];
6. Труфанова О. В. Личность в культурно-исторической традиции исихазма и даосизма [Текст] // Берестень: философско-культурологический альманах / редкол. М. Н. Громов, А. П. Донченко, К. Ф. Завершинский, С. Г. Кара-Мурза, С. А. Маленко, Б. В. Марков, А. Г. Некита, Р. В. Светлов, Э. Ю. Соловьев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. - № 1(3). - 386-390. [0,31 пл.];
7. Труфанова О. В. Тело в пространстве культуры даосизма [Текст] // Человек и Вселенная / Ред. Рябчевская JI.JI. - Санкт-Петербург, 2009. - № 1 (69). С. 289-293. [0,31 п.л.];
8. Труфанова О. В. Роль духовной практики в самоопределении и самоорганизации индивида // [Текст] / Бренное и вечное: власть, общество в мифологиях модернизации: Материалы Всерос. Науч. Конф. 16-17 ноября 2010 г. / редкол. А.П. Донченко, Г.Э. Бурбулис, Ю.В. Синеокая, A.A. Кузьмин, А.Г. Некита, С.А. Маленко; НовГУ. - Великий Новгород, 2010. - 406 с. - С. 360 -362. [0,31 п.л.];
9. Труфанова О. В. Роль игровых методов в преподавании философских дисциплин и формировании способности мыслить [Эл. текст] // Гуманитарные научные исследования. - Май, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=1282 [0,8 п.л.];
10. Труфанова О. В. Репрезентация образов бессознательного в кинематографе (на примере киносериала «Кошмар на улице Вязов») [Эл. текст] // Гуманитарные научные исследования. - Май, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1228 [0,4 п.л.];
И. Труфанова О. В. Проблема самоопределения в механизме социализации [Текст] // Материалы докладов аспирантов, соискателей, студентов: XIX научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. Великий Новгород, 2-7 апреля 2012 г. 4.1. / Сост. Г.В. Волошина, Т.В. Прокофьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2012. - 304 с. С. 23-25. [0,2 п.л.];
12. Труфанова О. В. Самоопределение в современном российском обществе: проблема и пути решения [Текст] // Бренное и вечное: социокультурная драма истории между мифом и политикой: Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 ноября 2012 г. / редколлегия: А. А. Кузьмин, Г. Э. Бурбулис, Ю. В. Синеокая, А. П. Донченко, А. Г. Некита, С. А. Маленко; НовГУ. - Великий Новгород, 2013. - 460 с. - С. 396-401. [0,31 п.л.].
Подписано в печать 11.11.2013. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 6 Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.
Отпечатано в ИПЦ НовГУ. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.