автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Сатирические тенденции в американском романе 1960-70-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сооль, Реэт Вольдемаровна
Введение
Глава I. Модернистское направление в американской сатирической прозе 60—70-х годов ("черный юмор")
Глава П. Творчество Джозефа Хеллера и проблемы реалистической сатиры.*.
Глава Ш. Сатирический роман Курта Воннегута
Введение диссертации1982 год, автореферат по филологии, Сооль, Реэт Вольдемаровна
Проблемы современной литературы во всем многообразии их значений наиболее тесно связаны с непосредственными "реципиентами", т.е. современниками автора. Общепризнанной считается функция литературы как одной из форм самопознания общества, Однако надо заметить, что проблематика современной литературы является наименее исследованной, что можно сказать и об изучении американской литературы. Учитывая то, что для всякого обобщения необходима определенная временная дистанция, вполне естественно, что американский роман 60-х и 70-х годов нашего столетия до настоящего времени не получил исчерпывающего анализа. Это обстоятельство послужило причиной выбора темы данной диссертационной работы, которой мы попытались внести свой вклад в исследование этой столь обширной проблемы. Мы сосредоточили наше внимание на сатирических тенденциях в развитии американского романа, т.к. они, как нам кажется, и социально, и эстетически относятся к наиболее значительным явлениям этого периода.
Таким образом, целью данной диссертации является изучен ние сатирических тенденций романа США 60-х и 70-х годов в общем контексте развития американской прозы. В связи с тем, что-именно в эти годы заявил о себе феномен*"черного юмора", имеющий существенное значение одновременно и как литературное направление, и как определенная эстетическая позиция, мы задались целью исследовать это явление с нескольких аспектов. Американская литературная критика, как правило, рассматривает романы Джозефа Хеллера и Курта Воннегута как часть данного литературного явления. Мы попытаемся провести анализ и критическую оценку творчества этих авторов с учетом их методологических отличий от философии и поэтики "черного шора". Это и будет основной задачей данной диссертации.
Новизна исследования заключается в подходе к анализу американской сатирической прозы 60-х - 70-х годов как литературного явления, включающего в себе как модернистское, так .и реалистическое направления, и, соответственно, в изучении произведений, наиболее ярко характеризующих каждое направление. Для того, чтобы избежать поверхностного подхода в раскрытии выбранной нами темы, мы будем анализировать лишь наиболее характерные для этих направлений романы. Тем не менее они будут рассмотрены в общем контексте развития всего творчества писателей.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в изучении послевоенной американской литературы в университетах, а также для создания общей концепции современной сатиры в литературах стран Запада.
Основные суждения советских критиков по данной теме можно встретить в виде статей в различных периодических изданиях. Не существует, однако, ни какого-либо общего труда, посвященного указанной проблематике, ни сравнительно развернутого исследования творчества Хеллера или Воннегута.
Следует, однако, заметить, что некоторые советские специалисты по современной американской литературе обращались к творчеству этих двух авторов, трактуемому как неотъемлемая часть общего литературного процесса. М.О. Мендельсон рассматривает творчество Хеллера и Воннегута в рамках исторического развития американской сатиры /23 : 256-267; 23 : 306-324/. А.С. ВДулярчик также указывал на особое место Хеллера в послевоенной американской литературе в работе под характерным зат-головком "Гротески Джозефа Хеллера" /28 : 150-179/. Н.О. Ов-чаренко в книге "Современный антимилитаристский роман США" . посвящает Хеллеру и Воннегуту отдельную главу под названием "Реалистическая сатира и социальная фантастика против милитаризма" /31 : 102-144/.
В связи с тем, что понятие "черный юмор" исходное в этой работе, необходимо подробно остановиться на происхождении и смысле этого термина.
Отметим, что термин "черный юмор" неизменно вызывает противоречия и споры, касающиеся его приемлемости и исчерпы-ваемости для характеристики явлений, им характеризуемых. Особенно это характерно для работ американских литературных крит-тиков середины 60-х - начала 70-х годов. Такие термины, как "черный юмор", "черная комедия", "роман абсурда",. "комико--апокалидтический роман", "антироман", "терроризм изобилия", "эпикурейская комедия", "стоическая комедия",, "шизоидный рот-ман", "роман разрушения" (и самое "свежее" название - "постмодернистский" роман), были предложены как однородные названия—ярлыки и использовались различными критиками достаточно свободно /см., напр., 75 : 20; 26 : 118/. Во избежание терми-г нологической путаницы и следуя традиции советского литературоведения, мы будем придерживаться первого термина - "черный юмор", доказавшего свою состоятельность в том смысле, что им охватываются реальные литературные явления рассматриваемого периода.
Наряду с этим существует большое расхождение во мнениях, касающихся особой природы художественного мышления и специфики типа романа, называемого литературой "черного юмора". Этот термин был представлен широкой публике Брюсом «Идеей Фридмэном в его антологии "Черный юмор", увидевшей свет в 1965 году. Она состояла из коротких отрывков и выдержек из произведений следующих 13 авторов: Томаса Линчона, Брюса Джея Фридмэна, Джозефа Хеллера, Джеймса Патрика Донливи,. Владимира Набокова, Чарльза Симмонса, Джона Речи, Эдварда Олби, Джона Барта, Терри Сазерна, Джеймса Парди, Конрада Никербокера и Луи Фердинана Селина. Самый перечень этих писателей свидетельствует о немалой эклектичности выбора Фрид-мэна, а предисловие редактора лишь усугубляет такое впечатление. "На этих страницах соседствуют тринадцать литераторов, ничем друг другу не обязанных, - говорит Фридмэн. У каждого из них собственное и неповторимое художественное видение. Во многих отношениях они настолько непохожи друг на друга, что, случись им познакомиться с творчеством своих соавторов по этой книге, они, вероятно, не сумели бы его понять" /56 : : УП-УШ/. Итак, Фридмэн не считает, что существует какая-либо определенная писательская школа, которая оправдывала бы издание антологии "черного юмора". Однако, по его мнению, есть нечто, связующее этих писателей. Это "нечто" - определенное понятие о качестве мира, ощ)ужающего их, и особая связь фантазии и реальности в художественном творчестве включенных в антологию писателей, Фридмэн пишет: "Это - неясная черта, ускользающая, почти невидимая линия, и вы проследите эту идею, пронизывающую всю антологию". Затем он так характеризует превалирующее настроение: ". это нервность, необычное, полуистерическое метание в пустоте, карающая изоляция и странное, безумное, не ведомое прежде одиночество. Все это - в музыке, и в разговорах, и в кино, и в театре, и это - в стиле прозы Джозефа Хеллера и Терри Сазер?-на" /56 : УШ/. Автор предисловия пытается проиллюстрировать свою точку зрения, указывая на необычность каждодневных явлении окружающей жизни. Война во Вьетнаме и отношение к ней буржуазной прессы служат одним из примеров того безграничного безумия, которое, по мнению Фридмэна, охватило Америку., Он доходит до того, что называет газету "Нью-Йорк тайме" ис-^ точником и Библией "черного юмора" /56 : УШ/. Это, конечно, ироническое преувеличение, но с достаточно ясным намеком: американская общественная и политическая жизнь потеряла всякую устойчивость, а пресса отображает ее как абсолютно нормальную. Тем самым сама пресса становится как бы абсурдной - журнал, описывая ядовитый газ, применяемый во Вьетнаме, называет его "благоухающим", о жертве преступления говорится, что "были попраны" ее гражданские права /56 : X/, и т.д.
Следовательно, средний американец не видит четкой границы между разумным и безумным. Это, приблизительно, и есть то, что подразумевается под словами Фридмэна о "стертой черт-те между фантазией и реальностью".
В то же время в сознании среднего американца вырабатывается так называемая "неспособность удивляться", пользуясь выражением Фридмэна /56 : X/. Средства массовой информации обрушивают на него столь огромное количество жестокостей, что равнодушие при их виде - один из видов психологической самозащиты. Так, подчеркивая ужасающую безнадежность социальной атмосферы, Фридмэн тем самым подготавливает почву для утверждения о том, что ". возникает новый изменчивый стиль поведения, тот, который может быть описан лишь новым, находящимся на грани сумасшедствия, стилем литературы" /56 : IX/.
Итак, мы видим, что, по мнению редактора первой крупной антологии "черного юмора", существует определенная почва для возникновения подобного типа литературы. Не будем углубляться в детали для демонстрации необоснованности такого подхода - это мы покажем несколько позже. Необходимо отметить, что субъективность выбора Фридмэна и имплицитно им признаваемая дифференциация "черного юмора" как определенного единства снижают значение его работы как манифеста. Еще важнее, что тем самым затемняется существо проблемы, поставленной в статье Фридмэна. Это - отношение писателя к тому, что его окружает, его идеологическое и эстетическое восприятие мира. Выстраивая свою концепцию литературы "черного юмора", Фридмэн исходит лишь из формальных качеств творчества писателя. Именно поэтому он считает правомерным объединение Джозефа Хеллера
О I* •• и представителен черного юмора в единое художественное целое. Предисловие Фридмэна и отрывки, включенные им в антологию, не позволяют ясно увидеть литературное явление, которое он пытается представить, как целостность. Как это ни парадоксально, именно разнородность этого направления довольно верно отражает его дух.
В 1967 году увидела свет книга Роберта Шоулза "Сочинители притч". В отличие от Фридмэна, ее автор твердо утверждает, что "черный юмор" г- это определенное литературное движение с традициями и связями, идущими из глубины веков: от . комедий Аристофана до более близких по времени предков таких, как великие сатирики Свифт и Вольтер. Однако поиски литературных "корней" в большинстве случаев остаются слишком неглубокими и поверхностными, хотя почти каждая намечае-. мая Шоулзом параллель небезосновательна. Примером может.слу» жить высказывание о том, что "черный юмор" сатиричен по своей природе, и, следовательно, ему присущи определенные родо-. вые художественные свойства сатиры - гротеск,.специфическое одноплановое изображение героев и т.д. Среди представителей этого движения Шоулз опять называет Хеллера и Воннегута, а. также Барта, Олби, Донливи, Фридмэна, Хоукса, Парди,. Пинчотг на и Сазерна /см. 121 : 37/. Таким образом,.ему не.удается заметить основное различие между реалистической сатирой и модернистской тональностью. Пытаясь определить специфическую природу "черного шора" с помощью различных формальных перекличек и параллелей как в настоящем, так и прошлом мировой литературы, Шоулз скорее показывает то, что не входит в сфе^-ру творческих возможностей "черных юмористов". Критик под-г черкивает отказ "черного юмора" от реализма не как творческого метода (категория, как известно, в основном отрицаемая западными учеными), но как от принципа жизнеподобия; по его мнению, "черный юмор" это "менее реалистичный и более искусный вид повествования: . более связанный с идеями и идеалами, менее - с предметами" /121 : 12/. Подобно Фридмэну, он видит оправдание возникновения этого рода литературы во все более усложняющейся и противоречивой природе американской социальной жизни: "внешние события в современном мире настолько абсурдны, что ответ на них "черных юмористов" наиболее приемлемый из всех возможных" /121 : 38/. Характерно, что Шоулз не делает обоснований этого высказывания и не уделяет дожного внимания анализу идеологических позиций и художественных склонностей определенных писателей.
Последующие годы были отмечены все возрастающим количеством различных произведений и интерпретаций литературы "черного юмора". В 1967 году появилась антология "Мир »,черного юмора" под редакцией Д.М. Дейвиса. Она рассмотрена Дж. Биром в его значительной работе "Расцвет и закат американского юмора", вышедшей в свет в 1968 году. Бир не считает "черный юмор" определенным литературным стилем или направлением, а видит в нем вид стиля, присущего многим современным американским романистам /55 : 306/.
С другой стороны, Бартон Фелдмэн в широко известном эссе "Анатомия „черного юмора", переизданном в сборнике Маркуса Кпайна "Американский роман после второй мировой, войны", опубликованном в 1969 году, утверждает, что "черный юмор", возможно, единственное новое или важное достижение американской литературы после второй мировой войны" /131 : 224/.
Чарльз Харрис в книге "Современные американские романисты абсурда" (1971) подробно рассматривает явление, называемое эстетикой абсурдности, и, следовательно, творчество Томаса Пинчона, Джона Барта - так называемых "абсолютных абсурдистов" - и таких, как Джозеф Хеллер и Курт Воннегут, не сумев заметить принципиальное различие между этими писателями. Он также придерживается мнения о том, что новое движение, возникшее в 60-х гг., имеет корни в прошлом. В связи с этим Харрис называет такие имена, как Натанаэл Уэст - "во многих отношениях "отец" современного абсурдистского романа" /75 : : IX/, а также Мелвилл, поздний Твен и ранний Фолкнер. М.О. Мендельсон в исследовании "Роман США сегодня" убедительно показал искусственность таких параллелей /см. 26 : 127-129/, отметив, тем не менее, что аналогия с Уэстом в некоторой степени верна.
Рэймонд М. Олдермэн в своей работе "По ту сторону пустыни: Исследование американского романа шестидесятых" (1972) повторяет основные положения вышеназванных критиков, точно так же игнорируя отличия реалистической сатиры от модернистского "черного шора". Развивая терминологию, предложенную им самим, Олдермэн характеризует роман 60-х годов как обретший "свою всеобъемлющую метафору в образе пустыни" /III : 8/, т.е. прямо называет его по преимуществу абсурдистским романом. Олдермэн размышляет над тем, что он называет "видением, шестидесятых" /III : 5/, и приходит к тому же заключению, что и Фридмэн, Харрис и многие другие американские литераторы: возникает определенное стирание границ между фактом и видением, приводящее к смещенному восприятию действительности, что, на его взгляд, оправдано, поскольку действительность как таковая, в свою очередь, требует качественно новой реакции писателя.
В сущности, и Харрис, и Олдермэн повторили в своих исследованиях мысль Филипа Рота, высказанную еще в 1961 г., "В середине XX века американский писатель по горло занят попыткам ми понять, затем воспроизвести на бумаге и, наконец, заставить читателя поверить в подлинность многого из того, что им сказано о жизни в США. Ведь жизнь эта ошеломляет, она вызывает отвращение и ярость, а в конце концов даже приводит автора в состояние растерянности - уж слишком бедным оказывается по сравнению с нею собственное его воображение. Действительность постоянно превосходит наши таланты, а культура почти ежедневно так жонглирует фигурками людей, что этому, позавидует не один романист" /118 : 224/. Олдермэн перечисляет писателей, оказавшихся наиболее чувствительными к требованиям и нормам подобной действительности и чье творчество рассматривается в его книге: Кен Кизи, Стэнли Элкин, Джон Барт, Томас Пинчон, Джон Хоукс, Питер С. Бигл и - снова - Джозеф Хел-лер и Курт Воннегут.
Еще одно значительное исследование в этой области появилось в 1973 г. - книга Макса Ф. Щульца "Литература черного юмора" в 60-е годы". Плюралистское определение человека и его мира", в которой "черный юмор" охарактеризован как "движение без единства /123 : 3/, хотя вместе с тем и как "явление шестидесятых, школа, объединяющая писателей, которых роднят мировосприятие и эстетика, подчиненные задаче осмысления и изображения изнутри, без заранее определенной тематики и принципов ее претворения - атомно-технологического мира в его характерных особенностях" /123 : 5/. Воннегут и Хеллер снова фигурируют среди других романистов как представители этого направления.
Некоторые другие американские исследователи затронули рассматриваемое явление в обширных работах, посвященных современной американской литературе. Ихаб Хассан, например, в книге "Современная американская литература 1945-1972" (1973) характеризует "черный шор" как одно из новещих и самых заметных направлений послевоенной прозы" /76 : 81/. Альфред Кейзин придерживается того же мнения /см. 96 : 258-260/. Джин Э; Кеннард посвящает основную часть своей книги "Количество и кошмар. Формы фантазии в современной литературе" (1975) анализу творчества Барта, Парди, Хеллера и Воннегута, рассматривая их как представителей одного литературного стиля. Те же методологические ошибки повторяет Джозефин Хендин в обширной работе "Ранимые люди. Обзор американской прозы после 1945" (1978). Однако Сара Блахер Кохэн в антологии "Комический рельеф. Юмор в современной американской литературе" (1979) отделяет Воннегута от "собственно" "черных юмористов" /61 : 6/.
Таким образом, существует множество различных исследований американских критиков, посвященных "черному юмору". Мы назвали лишь наиболее значительные из них.Однако и эти работы не решают важнейших проблем, связанных с данным эстетическим явлением, поскольку не подвергают его необходит мому идейно-эстетическому рассмотрению.
Внимание, уделяемое советским литературоведением этим проблемам, закономерно, поскольку оно соответствует значению и истинной роли "черного юмора" в послевоенной американской литературе. Диссертация JI.JI. Черниченко "Школа ,.черного юмора" и американский: модернизм" (1979) была полностью, как и показывает ее название,.посвящена этой теме. . В ней давался обзор творчества'главных представителей рассматриваемого направления и- подчеркивалась связь их с эстетическими воззрениями и творческой практикой Гертруды Стайн, Эзры Паунда, Т.С. Элиота и Генри Миллера. М.О. Мендельсон в монографиях "Американская сатирическая проза XI века" (1972), "Роман США сегодня" (1977) и многочисленных статьях предлагает глубокий анализ проблем, относящихся к "черному юмору" . и абсурдистскому роману. Он подробно рассматривает наиболее типичные романы Донливи и Берроуза /см. 23 : 346-358/ и Стэнли Элкина /см. 26 : 140-156/. A.M. Зверев в работе "Модернизм в литературе США (1979) анализирует идеологическую и эстетическую стороны "черного юмора" в расширенном контексте истории американского авангарда и модернизма. Проблематика "черного юмора" была также рассмотрена Л.М. Земляновой в сборнике "Новоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-60 гг." /см. 29 : 106-119/. А.С. Мулярчик, анализируя творчество Да. Хеллера, также затронул эту тему /см. 28 : 151/.
Настоящая диссертация состоит из трех глав. В первой рассматривается модернистская сатира, воплощенная в творчестве писателей "черного юмора", особенно в произведениях Джона Хоукса и Джона Барта. Вторая глава посвящена общим проблемам развития реалистической сатиры в литературе США после войны и - в связи с ними - творчеству Джозефа Хеллера. В третьей главе рассматриваются произведения Курта Воннегута и особенно его эстетическое обогащение реалистического сатирического романа.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Сатирические тенденции в американском романе 1960-70-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования мы пришли к ряду выводов, которые излагаются ниже.
Со времен Марка Твена сатира занимает важное место в американской литературе. Она имеет долгие и славные традиции. Отражая изменения в общественной, политической и экономической жизни страны, сатира претерпевает на пути своего развития определенные периоды роста и спадов. В "молчаливые" 50-е годы, характеризующиеся всеобщим застоем и идеологической нетерпимостью, демократически настроенным писателям приходилось сдерживать свои сатирические устремления. В 60-е годы благоприятные перемены в общественном и политическом климате Соединенных Штатов повлияли и на культурную жизнь страны, в том числе и на литературу.
Анализируя романы 60-х и 70-х годов, западные литературоведы, как правило, преуменьшали значение или вовсе отрицали существование в них сатиры. Основываясь на чисто формальных признаках, они относят творчество Курта Воннегута, Джозефа Хеллера, а также и Джона Барта, Джона Хоукса, Томаса Пинчона и некоторых других писателей к одному литературному направлению, носящему название "черного юмора". Такая позиция, несомненно, ошибочна.
Основываясь на марксистской методологии, мы можем утверждать, что "черный юмор" по своей природе направление модернистское. Он возник как реакция на усиливающиеся процессы механизации и стандартизации так называемого массового общества и, естественно, что эти факторы нашли свое отражение в произведениях "черных юмористов". Положение личности во враждебном ей по своей сущности окружающем мире -вот основная тема писателей этого направления. Не вообще человек, а человек в Америке, с его типично американскими страхами и надеждами, - вот что стоит в центре внимания "черных юмористов" в начале 60-х годов.
Показывая сложные отношения человека и его общества, "черный юмор" обнаруживает определенную склонность к философии экзистенциализма, особенно в трактовке человека. В то же время ему присущ отчетливо антиэкзистенциалистский уклон, который можно рассматривать как часть тотального отрицания ценностей 50-х годов в последующее десятилетие. "Черный юмор" потерял веру в достоинство человека и в его способность что-либо изменить, он не приемлет даже экзистенциалистскую идею, что выбор и ответственность являются прерогативами человека. Основной мыслью таких романов является сведение роли человека к послушной бессловесной вещи во всеобщем хаосе. Такое отношение к человеку можно объяснить влиянием углубляющихся процессов дегуманизации массового общества в 60-е годы с его типично американскими чертами - вульгарным рационализмом, нескрываемым прагматизмом и этическим релятивизмом. Вместо концепции "бунта", предложенной экзистенциализмом, являющейся, по мнению его апологетов, единственно достойной реакцией на абсурдность мира, "черный юмор" предлагает смех, нигилистский и безрадостный, лишенный человеческой теплоты. "Черный юмор" решительно отвергает всякий протест (основную черту движения битников, к которому критично относится "черный юмор"), ограничившись бесстрастным изучением человека и его тотально абсурдного мира. Он обнажает и подвергает осмеянию рационализм "общества потребления" - отсюда его сатирическая ориентация. Однако сатира "черных юмористов" ограниченна по охвату и воздействию. Начав с описания американского массового общества, высмеивая его притязания на црогресс и личную свободу, сатира "черных юмористов" сворачивает на типично модернистскую тропу, превращаясь в попытку изображения коренных пороков буржуазного общества как якобы универсальных черт человеческого опыта.
Черные юмористы" исходят из определенной эстетики, наиболее ярко отраженной в романах и критических статьях Джона Хоукса и Джона Барта.
Из всех представителей "черного юмора" Джон Хоукс наиболее близок традициям европейского модернизма. В его эстетических убеждениях так, как они представлены в его романах, и особенно в его определениях сюжета, героев, окружения и темы, которые он считает "главными врагами" романа, повторены теоретические взгляды представителей французского "нового романа" раннего периода его развития, главным образом Алена Роб-Грийе и Натали Саррот. Повышенный интерес к проблемам формы и идею ее главенствующей роли над содержанием можно проследить во всех произведениях "черных юмористов". Однако писателям-американцам не свойственны крайности, и они воздерживаются от "антистиля" структуралистских текстов или от сомнений в жизнеспособности самого жанра романа. И хотя их способ изображения действующих лиц и характер отношений с языковым материалом свидетельствует о влиянии европейского театра абсурда, они все же остаются американскими художниками, как в особенностях проблематики, так и в характере ее художественного воплощения. жон Хоукс является ярким примером "осознанного" подхода к творчеству, резко противоположного спонтанности, отличавшей произведения битников. Начиная с 60-х годов в его произведениях все более заметными становятся сатирические элементы. "Вторая оболочка", роман, написанный в 1964 г., -это сложное произведение, антиутопия, пародирующая условности и проблемы традиционной утопии, также содержащая пародийное переосмысление американской концепции "Нового Адама" и мифов, связанных с ней, - одним из основных при этом остается миф о роли США в социальном прогрессе, обеспечивающем индивидуальную свободу. Такая критика рационализма американского общества сочетается с типично модернистской интерпретацией человека как существа иррационального, жертвы всеобщей абсурдности Вселенной. Это значительно снижает степень художественной и социальной значимости романа. Роман "Тра-вестия" (1976) проникнут углубившимся духом тотального осмеяния буквально всех сфер человеческой деятельности, что вообще характерно для мировоззрения Хоукса.
Искусство Джона Барта, рассматривающего окружающий мир с тех же модернистских позиций, что и Хоукс, более тесно связано с культурным наследием Америки, главным образом благодаря конкретности изображения социальных обстоятельств и тяготению к традиционной для американского юмора форме "небылиц". Его критика образа жизни "среднего" американца, систем образования и судопроизводства хотя и присутствует в романах, но не имеет основного значения.
Основными мишенями сатиры Барт выбирает распространенные мифы о современном американском обществе, его стремлении к разумности, порядку и стабильности. В романе "Плавучая опера" (1956) он высмеивает экзистенциалистскую проблему самоубийства, выдвигая собственный крайне релятивистский взгляд на человека и его мир. Этот роман особенно важен в более широком контексте современной американской литературы, ведь он впервые выразил новое отношение, а именно ослабление доверия, к экзистенциализму как к влиятельному интеллектуальному направлению послевоенного периода. Роман показывает также растущий интерес Барта к эстетической проблематике, к взаимоотношениям жизни и искусства, или, другими словами-, "факта" и "вымысла". Это привело Барта к: серьезным экспериментам в.области формы, кульминацией которых.стал роман "Химера" (1972). Эта книга, раскрывающая перед нами творческую лабораторию писателя, ярко демонстрирует результат подобных формалистских ухищрений - тупик,- в котором находится современная модернистская литература. Пародируя различные литературные условности, стирая границу между автором, и.рассказчиком, прерывая плавное течение повествования, экепериментируя-с различными временными уровнями и т.п., Барт раскрывает — свой всецело релятивистский -взглдц-на жизнь, однако не достигает какого-либо художественного единства.-Попытки писателя- -обогатить эстетику романа не увенчались успехом вследствие того, что они не основаны на социально значимом содержании*
Сатира, для того, чтобы достичь действенности, предполагает определенное этическое чувство со стороны автора. Это то, чего, как правило, недостает модернистской сатире. Если сопоставить ее с сатирой реалистической, то последняя основана на четкости этических категорий. Реалистическая сатира обладает четким представлением о мире, порядке вещей в нем и истинных ценностях. Как бы хаотичны ни были внешние обстоятельства, изображаемые писателем-реалистом, сохраняется этический центр, который определяет тональность повествования и его идейную направленность.
Хеллер унаследовал традицию гротеска, идущую еще от американского фольклора и "небылиц", а также от гротескности кино, наибольших высот достигшего в лучших фильмах Чарли Чаплина. Его герои почти всегда гротескны, однако писатель не считает, что такого рода гротескность - это естественное их состояние. Это отличает Хеллера от представителей модернистского направления в сатире. Изображая американскую милитаристскую и экономическую систему как конкретный источник зла в "Уловке 22" (1961), автор романа поднимает свой голос против бесчеловечного отношения к человеку. Подобная позиция прослеживается и в романе "Что-то случилось" (1974), где Хеллер показывает деперсонализацию "среднего" американского бизнесмена и его семейства. Под пером Хеллера вся описываемая социальная система предстает по сути бесчеловечной. Это явствует и из романа Хеллера "Чистое золото" (1979), где сатира направлена непосредственно на лицемерие и коррупцию американской политической системы. Какими бы пессимистичными не были взгляды Хеллера на современное ему обществ во, он видит возможность утверждения человеческих ценностей, что подтверждают все его романы.
Наряду с Хеллером, Курта Воннегута также можно назвать представителем реалистической сатиры. Миссию современного писателя он видит в том, чтобы, прослеживая социальное и политическое развитие общества, немедленно реагировать на опасные ситуации, которые оно создает. Моральная ответственность характеризует все творчество Воннегута.
В ранних романах Воннегут предостерегает читателей против сил механизации и дегуманизации, которые угрожают превратить человека в бесполезный и ненужный "объект". Однако главной темой его произведений остается война, нравственная двусмысленность роли Соединенных Штатов в этой войне и жестокие последствия такой роли для рядовых участников войны. Воннегут прослеживает потенциальный элемент фашизма в самой американской социальной системе.
Роман "Бойня номер пять" (1969) в наибольшей степени выявляет проблематику и поэтику всего творчества Воннегута. Сложная структура романа служит усилению общей атмосферы катастрофы и хаоса, являющихся делом руте человека. Биографический элемент создает характерное чувство авторского присутствия. Этот же црием помогает Воннегуту создать дистанцию между взглядами Билли Пилигрима и собственными идеями. В образе Билли Пилигрима, современного "рядового человека", остановившегося в своем развитии из-за войны и ее последствий, Воннегут воплощает свою концепцию войны как страдание для миллионов неповинных. Пассивность Билли и его тральфамадорианской теории отрицается писателем, таким образом стремящимся утвердить мысль об ответственности человека перед лицом истории. Воннегут, стоящий на антимилитаристских позициях, утверждает жизнь и величие человеческого духа.-,
В романе "Завтрак для чемпионов" (1973) мишень сатиры Воннегута - антигуманность технократического общества. Воннегут создает своеобразную энциклопедию типично американских пороков и безумств. Так Воннегут придает традиционному американскому сатирическому роману современную форму. Раскрытие секретов творческой мастерской писателя, осуществляемое в ходе самого повествования, заставляет читателей наблюдать и даже принимать участие в самоанализе автора. В отличие от "Химеры" Барта, где этот прием применяется с формальными целями, в "Завтраке для чемпионов" он служит цели активизации сознания читателя.
Таким образом, мы видим, что сатирические тенденции, возникшие в романе 60-х и 70-х годов, не являются однородными. Их необходимо разделять на два различающихся между собой направления - реалистическое и модернистское, с присущими каждому определенными идеологическими, этическими и эстетическими задачами и своеобразной поэтикой. В то время как модернистская сатира зашла в тупик (что демонстрирует "Химера" Барта), реалистическая сатира идет по пути дальнейшего развития. Творчество Джозефа Хеллера и Курта Воннегута -убедительное доказательство этого.
Список научной литературыСооль, Реэт Вольдемаровна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критикакритической критики. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 179-228.
2. Анастасьев Н. Есть ли будущее у литературы? Вопросылитературы, 1974, № 4.
3. Анастасьев Н. Расширение художественных горизонтов.
4. К.В. Тюремная пташка. Иностранная литература, 1982, J6 6.
5. Андреев Л. Современная литература Франции. М.: Издательство Московского университета, 1977.
6. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
7. Борщаковский А. Такие дела. Литературная газета,1970, 15 июля.
8. Вишневский С. Когда реальность абсурдна. Иностранная литература, 1975, № 2.
9. Воннегут К. Любви должно быть больше, чем смерти. Литературная газета, 1981, II февраля.9. 1убко Н. Антивоенный роман Курта Воннегута. Звезда,1971, № 6.
10. Денисова Т. Современный американский роман. Киев, Наукова Лумка, 1976.
11. Затонский Д. Бек двадцатый. Заметки о литературной .форме на Западе. Киев, Издательство Киевского университета, 1961.
12. Затонский Д. В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века. М.: Советский писатель, 1979.
13. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973.
14. Зверев А. Американская литературная пародия. Вопросылитературы, 1972, № 8.
15. Зверев А. В поисках "мифотерапии". Иностранная литература, 1972, № 5.
16. Зверев А. ое profundis Курта Воннегута. Иностраннаялитература, 1970, № 8.
17. Зверев А. "Маленький человек" и безумный мир. Иностранная литература, 1968, № I.
18. Зверев А. Модернизм в литературе США. Формирование,эволюция, кризис. М.: Наука, 1979.
19. Зверев А. Сказки технического века. Вопросы литературы, 1975, № 2.
20. Зверев А. Тупик. К вопросу об американском постмодернизме. Иностранная литература, 1982, № 6.
21. Культура и общество. Марксистская литературно-художественная критика США. М.: Прогресс, 1976.
22. Литература США XX века. М.: Наука, 1978.
23. Мендельсон М. Американская сатирическая проза XX века.- М.: Наука, 1972.
24. Мендельсон М. Каким видит мир Курт Воннегут? США экономика, политика, идеология, 1974, № 12.
25. Мендельсон М. Основные развития современной литературы.- М.: Наука, 1973.
26. Мендельсон М. Роман США сегодня. М.: Советский писатель, 1977.
27. Мулярчик А. Критический реализм в послевоенном американском романе. Проблемы американистики, 1978, № I.
28. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. М.:
29. Художественная литература, 1980.
30. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-60 гг. М.: Художественная литература, 1972.
31. Николаев П. Реализм как творческий метод. М.: Издательство Московского университета, 1975.
32. Овчаренко Н. Современный антимилитаристский роман. США.- Киев, Наукова Думка,,1981.
33. Проблемы становления литературы США. М.:Наука /ИМПИ АН СССР/,1983.
34. Проблемы новейшей литературы США. Киев, Вища школа,1981.
35. Ротенберг Т. Рецензия на КНИГУ "Something Happened" ,HY,1974. Современная художественная литература за рубежом, 1975, № 3.
36. Скороденко В. О безумном мире и позиции художника. Роман К. Воннегута. В кн.: "Колыбель для кошки". М.: Молодая гвардия, 1970.
37. Тертерян И. Литературы капиталистического Запада на пороге нового десятилетия. Вопросы литературы, 1981, №. 5.
38. Хмельницкая Т. Сложный путь к простейшим истинам.1. Новый мир, 1971, № 4.
39. Черниченко Л. Рецензия на роман Т. Пинчона "Радугаземного притяжения", 1973. Современная художественная литература за рубежом, 1974, №. 2.
40. Черниченко Л. Школа "черного юмора" и американский модернизм: Автореф. дис. . канд. фил. наук. ГЛ.: Издательство Московского университета, 1979.
41. Шперлин К. О жанре романов Курта Воннегута. Проблемытеории романа и рассказа. Рига: Издательство Латвийского государственного университета, 1972.
42. Эльсберг Я. В битве за человека. Литературная газета,1972, I января.
43. Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. М.: Советский писатель, 1957.43* Abady-Nagy, Z. The Principle of Metaphoric Means in
44. John Barth's Novels. Hungarian Studies in English X, Debrecen: Kossuth Lajos Tudomanyegyetem, 1976.
45. Abady-Nagy, Z. The Skilful Seducer. Hungarian Studiesin English VIII, Debrecen: Kossuth Lajos Tudomanyegyetem, 1973.
46. Aldridge, J.W. The Deceits of Black Humor, w Harper's1. Magazine, 1979, N 1546.
47. American Dreams, American Nightmares. Edited by David
48. Madden. London & Amsterdam: Southern Illinois Univ. Press, 1971.
49. Barth, J. Chimera. New York: Random House, 1972.
50. Barth, J. End of the Road. New York: Avon Books, 1966.
51. Barth, J. LETTERS. New York: G.P. Putnam's Sons, 1979.
52. Barth, J. The Floating Opera, London: Penguin Books,1970.
53. Barth, J. The Literature of Exhaustion. Atlantic,1967, N 220.
54. Barth, J. The Literature of Replenishment: Postmodernist
55. Fiction. Atlantic, 1980, N 245.
56. Bassoff, B. Mythic Truth and Deception in "Second Skin".- Etudes anglaises, 1977, N 3.
57. Bellamy, J.D. The New Fiction. Interviews with Innovative American Writers. Urbana, Chicago, London: Univ. of Illinois Press, 1975.
58. Bier, J. The Rise and Fall of American Humor. New
59. York: Holt, Rinehard & Winston, 1968.
60. Black Humor. Edited by Bruce Jay Friedman. New York:1. Bantam Books, 1965.
61. Bourjaily, V. What Vonnegut Is and Isn't. New York
62. Times Book Review, 1972, Aug. 13.
63. Bryan, C.D.B. Kurt Vonnegut on Target. New Republic,1966, Oct. 8.
64. Clancy, L.J. If the Accident Will. Meanjin Quarterly,1971, N 1.
65. Clancy, L.J. Running Experiments Off. Meanjin Quarterly, 1971, N 1.
66. Comic Relief. Humor in Contemporary American Literature.
67. Edited by Sarah Blacher Cohen. Urbana, Chicago, London: Univ. of Illinois Press, 1979.
68. Crichton, J.M. Sci-Fi and Vonnegut. New Republic,1969, Apr. 26.
69. Davis, G.W. "Catch-22" and the Language of Discontinuity. Novel, 1978, N 1.
70. DeMott, B. Vonnegut's Otherwordly Laughter. Saturday Review, 1971, May 1.
71. Dickstein, M. Black Humor and History: Fiction in the
72. Sixties. Partisan Review, 1976, N 2.
73. Dickstein, M. Gates of Eden. American Culture in the
74. Sixties. New York: Basic Books, Inc., Publishers, 1977.
75. Edwards, T.R. On the Gold Standard. New York Reviewof Books, 1979, N 5.
76. Fiedler, L. The Collected Essays of Leslie Fiedler.
77. New York: Stein and Day Publishers, 1971.
78. Fiedler, L. The Pleasures of John Hawkes. In "The1.me Twig" by John Hawkes. London: Chatto & Winders, 1968.
79. Finkelstein, S. Existentialism & Alienation in American Literature. New York: International Publishers, 1968.
80. Gass, W.H. Fiction and the Figures of Life. New
81. York: Alfred A. Knopf, Inc., 1970.
82. Gray, P. Money Matters. Time, 1979, N 11.73 • Grossman, E. Vonnegut and His Audience. Commentary, 1974, N 1.
83. Guerard, A.J. Introduction to "The Cannibal" by John
84. Hawkes. New York: New Directions, 1962.
85. Harris, C.B. Contemporary American Novelists of the
86. Absurd. New Haven: College and Univ. Press,1971.
87. Hassan, I. Contemporary American Literature 19451972. An Introduction. New York: Frederick Ungar Publishing Co., 1973.
88. Hauck, R.B. A Cheerful Nihilism. Confidence and 'The
89. Absurd' in American Humorous Fiction. Blooming-ton/London: Indiana Univ. Press, 1971.
90. Harvard Guide to Contemporary American Writing. Editedby Daniel Hoffman. Cambridge, Massachusetts & London, England: Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1979.
91. Hawkes, J.; Barth, J. Hawkes and Barth Talk about
92. Fiction. New York Times Book Review, 1979, Apr.l.
93. Hawkes, J. Second Skin. New York: New Directions,1964.
94. Hawkes, J. The Passion Artist* New York: Harper &1. Row, Publishers, 1979.
95. Hawkes, J. Travesty. New York: New Directions,1976.
96. Hayman, D. Double-Distancing: An Attribute of the
97. Post-Modern' Avant-Garde. Novel, 1978, N 1.
98. Heller, J. Catch-22. New York: Dell Publishing Co,1.c., 1971.
99. Heller, J. Good as Gold. New York: Pocket Books,1980.
100. Heller, J. Something Happened. New York: Ballantine1. Books, 1976.
101. Hendin, J. Vulnerable People. A View of American
102. Fiction since 1945. New York: Oxford Univ. Press, 1978.
103. Hicks, G. Literary Horizons. A Quarter Century of
104. American Fiction. New York: New York Univ. Press, 1970.
105. Holland, T.R. Vonnegut's Major Works. New York:1. Cliffs Notes Inc., 1973.
106. Hone, A.R. The Pattern of American Literature.
107. Tartu: Tartu State Univ., 1973.
108. Horton, R.W. & Edwards, H.W. Backgrounds of American1.terary Thought. New York: Meredith Publishing Co, 1967.
109. How Is Fiction Doing? New York Times Book Review,1980, Dec. 14.
110. Irving, J. Kurt Vonnegut and His Critics. New Republic, 1979, N 12.
111. It's a Funny Thing, Humour. International Conferenceon Humour & Laughter. Edited by Antony J. Chapman and Hugh C. Foot. Oxford, New York, Toronto, Sydney, Paris, Frankfurt: Pergamon Press, 1977.
112. Joseph Heller Replies. The Realist, 1964, N 50.
113. Kazin, A. Bright Book of Life. Boston-Toronto:1.ttle, Brown, 1973.
114. Kennard, J.E. Number and Nightmare. Forms of Fantasyin Contemporary Fiction. Hamden, Conn. : Archon Books, 1975.
115. Klinkowitz, J. Rec. on Lundquist, J. "Kurt Vonnegut".- American Literature, 1978, N 4.
116. Klinkowitz, J. Rec. on Vonnegut, K. "Slapstick. A
117. Novel". New Republic, 1976, N 13.
118. Knight, D. In Search of Wonder. Chicago: Advent1. Publishers, 1956.
119. Krim, S. You & Me. New York: Holt & Rinehart,1974.
120. Kuehl, J. John Hawkes and the Craft of Conflict.
121. New Brunswick, New Jersey: Rutgers Univ. Press, 1975.
122. LeClair, T. The Novelists: John Hawkes. New Republic, 1979, N 19.
123. Lundqjiist, J. Kurt Vonnegut. New York: Frederick1. Ungar, 1977.
124. Mason, M. Communication Problems. Times Literary1. Supplement, 1976, N 3895.
125. May, J.R. Vonnegut's Humor and the Limits of Hope.
126. Twentieth Century Literature, 1972, N 1.
127. Michaels, L. Bruce Gold's American Experience.
128. New York Times Book Review, 1979, Mar. 11.
129. Miller, J.E. Quests Surd and Absurd. Chicago &1.ndon: Univ. of Chicago Press, 1967109. Nobile, P. Intellectual Skywriting. Literary Politics and the New York Review of Books. New York: Charterhouse, 1974.
130. O'Hara, J.D. Instantly Digestible. New Republic,1973, N 19.
131. Olderman, R.M.- Beyond the Waste Land: A Study of the
132. American Novel in the Nineteen-Sixties. New
133. Haven and London: Yale Univ. Press, 1976.
134. Palmer, T. Inside Vonnegut. Spectator, 1973,1. July 21.
135. Prescott, P.S. Nothing Sacred. Newsweek, 1973,1. May 20.
136. Raud, V. Saateks. Kurt Vonnegut. "Tapamaja, korpusviis ehk Laste ristisoda". Tallinn: Eesti Raa-mat, 1971.
137. Raud, V. Saateks. Kurt Vonnegut. "Tsempionide eine".- Tallinn: Eesti Raamat, 1978.
138. Reed, P.J. Kurt Vonnegut, Jr. Hew York: Warner1. Books, Inc., 1972.
139. Robbe-Grillet, A. Interview to t*he Contemporary1.terature, 1975, N 3.
140. Roth, P. Writing American Fiction. Commentary,1961, N 31.
141. Samuels, C.T. Age of Vonnegut. New Republic, 1971,1. N 24.12(0. Scholes, R. Slaughterhouse-Five, or The Children's Crusade. New York Times Book Review, 1969, Apr. 6.
142. Scholes, R. The Fabulators. New York: Oxford Univ.1. Press, 1967.
143. Schriber, M.S. Bringing Chaos to Order. Genre,1977, N 2.
144. Schulz, M.P. Black Humor Fiction of the Sixties.
145. Athens, Ohio: Ohio Univ. Press, 1973.
146. Scotto, R.M. Three Contemporary Novelists. An Annotated Bibliography of Works by and about John Hawkes, Joseph Heller, and Thomas Pynchon. New York & London: Garland Publishing, Inc., 1977.
147. Sheppard, R.Z. Speaking about the Unspeakable.1. Time, 1979, N 11.
148. Sontag, S. Against Interpretation. London: Eyre &
149. Spottiswoode Publishers Ltd., 1967.
150. Stade, G. The Realities of Fiction and the Fictionof Reality. Harper's Magazine, 1973, N 1476.
151. Stevick, P. Letters from Incongruent Worlds.1. Nation, 1979, N 11.
152. Stevick, P. Voice and Vision. Partisan Review,1974, N 2.
153. Tanner, T. City of Words. American Fiction 19501970. New York, Evanston, San Fransisco, London: Harper & Row, Publishers, 1971.
154. The American Novel Since World War II. Edited withan Introduction by Marcus Klein. New York: Fawcett Publications, Inc., 1969.
155. Theroux, P. Funnybone. New Statesman, 1976, Nov.5.
156. The Vonnegut Statement. Edited by Jerome Klinkowitzand John Somer. New York: Delacorte Press, 1973.
157. The World of Black Humor. An Introductory Anthologyof Selections and Criticism. Edited by Douglas M. Davis. New York: E.P. Dutton & Co, Inc., 1967.
158. Todd, R. "Breakfast of Champions": This Novel Contains More Than Twice Your Minimum Daily Requirement of Irony. Atlantic, 1973» N 5.
159. Todd, R. The Masks of Kurt Vonnegut, Jr. New York
160. Times Magazine, 1971, Jan. 24.
161. Towers, R. Return to Sender. New York Review of1. Books, 1979, N 20.
162. Towers, R. So It Went. New York Review of Books,1976, N 19.
163. Tsekhanovskaya, L. On Some Problems of Postwar American Literature. Tallinn: E. Vilde nim. Tal-linna Pedagoogiline Instituut, 1977.140. 20th Century American Literature: A Soviet View.
164. Moscow: Progress Publishers, 1976.
165. Updike, J. On Vonnegut's "Slapstick". New York
166. Times Book Review, 1976, Nov. 28.
167. Uphaus, R.W. Expected Meaning in Vonnegut's Dead-End
168. Fiction. Novel, 1975, N 2.
169. Vidal, G. Matters of Pact and of Fiction. Essays1973-1976. New York: Random House, 1977.
170. Vonnegut in America. An Introduction to the Life and
171. Work of Kurt Vonnegut. Edited by Jerome Klinko-witz and Donald L. Lawler. New York: Delacorte Press/Seymour Lawrence, 1977.
172. Vonnegut, K. Breakfast of Champions, or Goodbye
173. Blue Monday. New York: Dell Publishing Co, Inc., 1975.
174. Vonnegut, K. Cat's Cradle. New York: Dell Publishing Co, Inc., 1974.
175. Vonnegut, K. God Bless You, Mr. Rosewater, or Pearls
176. Before Swine. New York: Dell Publishing Co, Inc., 1970.
177. Vonnegut, К. Jailbird. New York: Delacorte Press/1. Seymour Lawrence, 1979.
178. Vonnegut, K. Mother Night. New York: Dell Publishing Co, Inc., 1974.
179. Vonnegut, K. Player Piano. New York: Avon, 1973.
180. Vonnegut, K. Rec. on Heller, J. "Something Happened". New York Times Book Review, 1974, Oct. 6.
181. Vonnegut, K. Slapstick, or Lonesome No More. New
182. York: Delacorte Press/Seymour Lawrence, 1976.
183. Vonnegut, K. Slaughterhouse-Five, or The Children's
184. Crusade. New York: Delacorte Press, 1969.
185. Vonnegut, K. The Sirens of Titan. New York: Delacorte Press, 1973.
186. Vonnegut, K. Wampeters, Foma and Granfalloons.
187. New York: Delacorte Press/Seymour Lawrence, 1974.
188. Wilde, A. Modern/Modernist. Contemporary Literature, 1979, N 3.
189. Wood, M. Dancing in the Dark. New York Review of1. Books, 1973, N 9.
190. Writer's Choice. Edited by Rust Hills. New York:
191. David McKay Co, Inc., 1974.