автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Сатирические образы в современной казахской прозе (1970-1980 гг. )

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Мусаев, Алпысбай
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Сатирические образы в современной казахской прозе (1970-1980 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сатирические образы в современной казахской прозе (1970-1980 гг. )"

)

министерство народного образования казахской сср

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени АБАЯ

Специализированный сосет К 113.03.01

На правах рукописи УДК 894.342.09

МУСАЕВ Алпысбай

САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЕ (1970—1980 гг.)

10.01.02 — Литература народов СССР (советский период)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алма-Ата — 1990

Работа выполнена на кафедре казахского языка и литературы в Уральском ордена Знак Почета педагогическом институте имени А. С. Пушкина.

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор ТЛЕУЖАНОВ М. М.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук АТИМОВ М.

Ведущая организация

Защита состоится «

кандидат филологических наук, доцент МАКПЫРОВ С.

— Казахский Государственный Женский педагогический институт

»........ 1990 года

з ..... часов на заседании специализированного совета

К.113.03.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая.

Адрес: 480100, Алма-Ата, ул. Советская, 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Абая.

Автореферат разослан «

Ученый секретарь специализированного совета

1990 года.

МАГАУИН М. Л\,

ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Как называлось иа ХХУП съезде К11СС, главным объектом исследования художественной литературы является человек, его борьба за будущее человечества, его преданность общечеловеческим и коммунистическим идеям. В литературе изображается также его антипод, не видящий кругом ничего, кроме своего благополучия; мещанин, чинуша, взяточник, тунеядец и стяжатель, бракодел и бездельник, рав-нодушниИ к общественным интересам. Создание правдивых художественных образов как честных, так и корыстолюбивых людей является главной и благородной целью литературы. "Главная линия в развитии литературы и искусства - укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической деятельности, вдохновение и яркое раскрытие нового* передового и страст-

Т1

ное обличие всего, что мешает движений общества вперед" говорится в новой программе КПСС.

Актуальность работы обусловлена необходимостью более гдуйоКо-го изучения проблемы создания сатирического образа в казахской прозе с точки зрения новых требований, с позиции идей перестрййки. "Надо видеть недостатки и пороки, заклеймить их, надо сделать все, чтобы их не было "^говорил М.С.Горбачев 8 отчетном докладе На ХХУИ съезде КПСС. .

Объектом исследования является современная казахская проза 70-80 годов, которая отличается глубоким психологизмом, смелым раскрытием разных аспектов жизни, пристальным вниманием к тонким нюансам человеческой души, к психологии индивида и убедительностью изображения вечной борьбы добра Со злом. Вновь поднявшая голову в общественной жизни мещанская психология, карьеризм и бирй-

I/ Программа Коммунистической Лартии Советского Союза: Новая ре-

дякпия. Политиздат. М.: 1989г. с.59.

2/ Горбачен М.С.Политический доклад Центрального Комитета КПСС

ХХУИ съезду Коммунистической партии Советского Союза.1989г.с.100,

- 4 - .

кратиэм, приспособленчество, лицемерие и равнодушие - объект ка-нахской сатиры, которая в последнее время поднялась на качественно новую ступень. Эта тенденция особенно заметна в сатирических образах сатирических и несатирических произведений современной казахской прозы 70-80 годов. Именно поэтому сатирический образ в современной казахской прозе стал объектом специального исследования. Эта проблема в казахском литературоведении до последнего времени оставалась малоразработанным и не получала должного освещения. Суждения о сатирических образах казахской проза в диссертации рассматриваются в совокупности с другими проблемами литературы.

Изученность проблемы. Проблема создания сатирического образа в современной казахской прозе мало изучена. Общие проблемы сатиры я юмора рассмотрены в трудах Т.Кокакеева.^ В его исследованиях

раскрыты канровые особенности сатира, также рассмотрены общетеоре-

р/

тические проблемы сатиры й юмора. М.Тлеужанов в своем труде '.посвященном раскрытию природы казахского шора в произведениях Г.Мус-репова, акцентирует внимание на национальное своеобразие омора в казахской прозе. Изучение сатиры и юмора так же глубоко связано с другими проблемами нашей литературы, что наблмдается в трудах известных казахских ученых и литераторов А.Таяибаева, З.Кабдоло-йа, Р.Нургалиева, Р.Рустембековой.^ Но проблемы сатирического образа как самостоятельный объект исследования почти не йзу^йлась.

I/ Т.Кокакеев. а) Сатира и эпоха. Алма-Ата, 1976 г.

(!) Человек, общество и сатира. Алма-Ата, 1980 г.

в) Сатирические жанры. Алма-Ата, 1982 г.

, г) Смех оружие сильных. Алма-Ата, 1986 г.

2/-М.Тлеужанов. Юмор Г.Мусрепова, Алма-Ата, 1978 г.

3/ А.Тажибаев. Становление и развитие драматургии в казахской литературе. Алма-Ата, 1971 г.

Р.Нургалиев. Эстетические искания казахской драматургии. Алма-Ата, 1985 г.

Р.Рустеибякога. Казахская советская комедия. Алма-Агй, 1978г.

Известно, что сатирический колорит присущ многим произведениям художественной литературы. Это особенно заметно в современной казахской прозе. Поэтому вполне закономерно, что эта тема становится объектом специального исследования.

Целью исследования является изучение проблемы создания сатирического образа в казахской прозе 70-80 годов. Для этого, рассматривал генезис и пути становления сатирического образа в казахской литературе, диссертант предпринимает попытку осветить некоторые особенности в изображении жизненной правды.

В ходе исследования ыы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить проблемы создания сатирического образа как одной из основополагающих проблем литературы социалистического реализма;

- проанализировать наиболее значительные произведения казахских прозаиков, в которых наиболее ярко выражено взаимоотношений сатирического образа с окружающей его действительностью;

- рассмотреть исторические условия, обусловившие возникновение сатирического образа;

- определить место и роль сатирического образа в современной казахской прозе;

- выявить направление литературного процессе. ' .

Научная новизна исследования обусловлена необходимостью осмысления еще малоизученной в казахском литературоведении проблемы создания сатирического образа й современной казахской Прозе, Произведения А.Нурпеисова, З.Кабдолова, С.Адамбекова, Т.АйймкуЛова, У.Уайдина, Е.Домбаева, зэктые нами для анализа ранее специально Не; рассматривались в литературоведении е. аспекте йэбйШнай диссертантом проблемы/Впервые предлагаются „тля.научного исследования не- : которые произведения А.Таради, ЖайсанЙека Молдагплиава, О.Са^сен-баева, М.Магауина, Д.Досжянова, М.Каиазова, Т.Абдиковп1А.СулеИме^

но па, Д.Исабекова, М.БаЙгутова, Г.Нурмагамбегова, С.Асылбекова и других.

Реферируемая диссертация является первым обобщающим трудом по избранной проблеме, в котором иссле,дуются тенденции и закономерности развития казахской прозы в контексте развития многонациональной советской прозы.

Новизна работы во многом обусловлена ее функциональностью; всесторонностью охвата темы и но литературному периоду (70-00-ые •годы) и проблематике (в работе конкретно освещается процесс создания сатирического образа на примере современной прозы). При отом автор поставил перед собой задачу не только самостоятельно проанализировать и оценить творчество отдельных писателей, но и определить сущностные черты тенденции сатирической и иронико-фи-лософской прозы. Специфические закономерности развития казахской сатирической прозы исследователь рассматривает как в контексте втических, эстетических, так и социально-исторических проблем на* Шей эпохи.

• Методологической и теоретической основой диссертаций явились •Груды классиков марксизма-ленинизма о литературе и Искусстве,нынешнее положение о возрастающей роли человеческого фактора, выд-

, винутое ПУЛ съездом КПСС и конкретизированное последующими Иле— Кумашг ЦК КПСС. Ибпользованы фундаментальные труды советских и казахских лоте^атуроведов, имеющие прямое или косвенное отношение к конкретным вопросам исследуемой проблемы. ., 1 Практическая значимость работы. '

• . . Результаты исследования могут быть использовань! в работах по воаремениой казахской литературе, посвященных главным образом со-

I ; * '

..'временному литературному процессу» Материалы диссертации могут ■ быть также применены в учебной процессе вузов республики - в общих лекционных и специальных курсах казахской советской литературы.

- 7 -

Апробация работы Результаты исследования изложены в статьях диссертанта,список

которых прилагается, а также отдельные положения работы докладывались на конференциях профессорско-преподавательского состава Уральского пединститута (начиная с 1982г.). Работа обсуядена и ■ представлена к защите на заседании кафедры казахского языка и литературы Уральского пединститута им.А.С.Пушкина и на заседании кафедры казахской литература Казахского государственного педагогического института им.Абая. Но изучаемой теме опубликованы четыре статьи. Подробный список публикации прилагается. Структура работа Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертационной работы составляет 134 страницы машинописного текста. Список использованной литературы включает в себя 130 наименований.

Основное соде;.жание работы Во введении обосновывается тема и актуальность поставленных в диссертации проблем, определяется научная Новизна й.практическое значение, цели и задачи работы, дается Краткий обзор литературы по теме. .

ГЛАВА I. Проблема генезиса и традиционности сатирического г образа в казахской прозе.

В названной главе диссертант рассматривает начальный этол, гзнезис и пути становления сатирического образа. Диссертант'обращает внимание но новый расцвет сатирики юмора ч литературе в результате революционных преобразований, ногой социально-экономической политики партии и правительства. Классовую и партийную почи-ция сатиры определяет ее астрал социальная критика и нетерпимость ко редкого рода теневым сторонам в жизни обществп и индивида. Далее в диссертации говорится о том, что у колыбели советской елти-

- 8 , ■

ры стояли Такие корифеи литературы, как М.Горький, В.Маяковский и их приемники М.Кольцов, И.Ильф, Е.Петров, М.Зощенко, которые, яростно бичуя противоречия и недостатки, неизбежные в молодом социалистическом обществе, как бы указывали пути если не избежания, то хотя бы их устранения.

Во второй половине XX века казахская сатире, в обличительном, а также художественном отношениях поднялась на новую качественную ступень. В абаевской блестящей галерее сатирических образов достойное место заняли уездные начальники и волостные управители, карьеристы и проходимцы, невежды и интриганы. Традиции сатйры Абая были подхвачены и дальше развиты в дальнейшем казахскими писателями начала XX века. Каррикатушые образы Жорга Нурыыа и Ит-бая в романах С.Торайгырова "Камар суду" ("Красавица Камар") и С.Кубеева "Калин мал" ("Калым") сталй для казахской сатирической : литературы немалым явлением.

Правдивые образы обновленных в процессе преобразований 20-30 годов людей дал Б.Майлин. Писатель органично вцитввший народный ¡ юмор и живший в то бурное время в гуще народной массы, блестяще р : развил его и сумел передать в своих произведениях традиции сатиры й юмора. Б.Майлин привел й казахскую литературу глубоко националь-' ный, юмористический образ Мыркымбая, который стал собирательным, ' типизКровашам образом казахских бедняков того бремени.

В Вб-бО.годы весомы образцы сатирических типов были созданы Г.Мусреповым. Один из главных способов писателя - передача богатой палитра оттенков щутки, которыми он мастерски пользовался в своих произведениях. Бессмертные сатирические образы Шумана,Ка-рабая, Конкая, Байжана как бы впитали в себя созданные народом, на протяжении веков горькую иронию и веселую шутку.

А Последующее поколение казахских сатириков, используя в качестве образца лучшие сатирические образы, созданные до них,раз-

вивало и углубляло их в соответствии с задачами нового времени. В 1960-1980 годы новая волна сатириков - С.Адамбеков, Ш.Смахан-улы, Ж.Алтайбаев, О.Аубакиров, Т.Алимкулов, К.Балгабек-улн, А.Та-раэи, У.Уайдин, Е.Домбаев, Г.Кабыыев, О.Иманалиев, С.Альжиков обогатила казахскую прозу новыми сатирическими образами.

Одаа из главных задач литературы - формирование нового человека, человека с новым мышлением. Казахские писатели-сатирики выдвинули как главную цель показать негативные стороны наглей жизни, пьянство и алкоголизм, коныоктурщину и карьеризм, накопительство и мздоимство, штурмовщину и командно-административный стиль работы.

В процессе работы над сатирическим образом писатель концентрирует характеры, свойственные конкретно тому или иному человеку, его нравственные взгляды, его идеалы, его веру и надежду и через призму сугубо индивидуальных характеристик мы зримо представляем образ этого человека. Становление и развитие характера в худояест-венной литературе постепенно передаются в произведении через жизненные коллизии, которые оказывают влияние на данного персонажа. Если Т.Абрамович, А.Бушмин в создании типического сатирического образа во главу угла ставят гиперболу и гротеск и Считают их основным принципом, то А.Булис признает богатые возможности пародии. В типологии сатирического образа применяются все богатства арсенала смеха, от стилистических средств до интонационных узоров. Боль~ Шую роль играет- также насыщенность сюжета, намеренное увеличение,, гиперболизация. Ю.Борев указал:"Преувеличение И заостроение в сатире есть проявление более общих закономерностей, тенденциозной деформации жизненного материала, способствующей выявлению наиболее существенных пороков, явлений, достойных сатирического осмеяния".1/

I/ Ю.Борев. Теория литературы. С.394.

- 10,В гиперболе размеры, количество, потенциальные возможности

критикуемого объекта намеренно преувеличиваются, хотя сатирик старается не оторваться от жизненной правды. Все обыкновенное, что мы видим в повседневной жизни показывается как бы под увеличительным стеклом. В гротеске же изображение человека или картин человеческой жизни нередко осуществляется в уродливокомическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное - с необычайно смешным. Этот прием встречается в изображении сатирических персонажей в романе С.Адамбекова "Легенда о расстрелянной девушке". Главными сатирическими персонажами является мулла Сыбая и.Жаманкара. Первый из них - необычайно ловкий плут, несмотря на то,что является служителем культа,он приворяет-0я, верой и правдой, что служит богу, но в действительности мулла, предается разврату и накопительству. Рада своей Выгоды он служит богу, Но р самом готов предать дущу нечистому. Расхождение между его словаки и поступками делают его объектом осмеяния. Через внут-•'ренние же монойоги совершаются лирические и юмористические отступления в прошлое сатирических персонажей. Все это способствует насыщению сюжета и раскрытии образа.

Для писателей-сатрийов типично предельно объектизировенное изображение. Они чаще всего Не дают прямую авторскую оценку героя. Она обнаруживается через его поступки, Действия: сатирический герой как бы сем себя разоблачает, причем субъективно не ощущает своего поражения и не чувствует, что он смелой. Авторское понимание жизни и понимание жизни героем развиваются как бы в двух различных плоскостях. Как известно, сатирический образ всегда основан на противоречивых началах; внешнего, видимого и внутреннего, подлинного, до определенного момента окрытаго. Однако при общих типологических фертах сатирические образы каждого писателя имеют свою художествен-

!

ную специфику, которая определяется его способами изображения и присущими ему особыми приемами сатирического заострения. Обращаясь к творчеству С.Адамбекова, О.Аубакирова, У.Уайдина, Е.Домбае-ва, Б.Кидыр<5ек-улы и других писателей-сатириков, мы пытались показать различные способы сатирического заострения, при которых ' писатели прибегают к фантастике, внешней деформации образа.

Для сатирического слога Е.Домбаева характерно то, что герой и среда, в которой он действует,остается, как правило, в рамках жизненного правдоподобия. В романе "Жаман Жаутик" сатирическое заострение образа достигается путем предельно гиплертротированных и доведенных до абсурда чувств героя, которые делают его поведение смешным и несуразным. Сатиричности образа Е.Домбаев добивается, главным образом, средствами психологической Характеристики. Сатирические ситуации рассматриваются как один из важнейших компонентов сатирического произведения} на них падает.основная идейная нагрузка, происходит резкий переход от кадущегося к действительному, раскрывающему сущность сатирического образа, Е.Домбаев откапывается от услуг рассказчика-повествователя и переходит к прямому изображению от лица автора, избирает форму повествования, исключающую авторский комментарий, широко использует приемы многоголосой беседы и синхронного изображения событий. Это придает повествованию емкость и компактность, что составляет одну из основных черт худояеетвениой структуры сатирического романа..

. Сатирический образ строится на основе конфликта« У мого образа существует до поры до времени скрытый формы, которые ждут своего постепенного раскрытия. Внутреннее динамического развития образа вдет своего часа до выяснения "кто есть к*0м,. пока персонаж не сбросит маску. И только затем предстает перед шпателем во всем своем неприглядном виде. Эта быстрая метаморфоза создает

своего рода сатирический "взрыв" с неожиданным комическим эффектом. ■ -

О.Аубакиров при создании образов часто применяет меткое авторское слово, тем самым открывая Простор для толкования характера героя. Писатель обладает колоритной сатирической речью и его литературные герои: Воден, Мимырт, Паштуан, Коди, Соди, Тырдай, Салпан, Таутан - представляет, перед нами как люди Часто встречающиеся среди нас, легко узнаваемые тйпажи. В дебютных произведениях писателя, в основном высмеиваются отдельные недостатки персонажа, а частности, злоупотребление алкоголем, азартными играми, В более зрелых равсказах последнего периода он поднимается до сажального обобщения сути явления. Он уже не ограничивается осмеянием недостатков своего Персонажа, ь старается высмеять его пороки через действия другого персонажа, часто пользуясь методом проецирования» давая возможность Читателям самим оценить этих героев.

Ирония - тонкая, затаенная усмешка, употребление слов в обратном, противоположном его значении, когда с серьезным видом -притворно утверждают противоположное тому, что думаят В действительности о каком-^ибо явлении или человеке. Одна из особенностей современной казахской прозы ~ сгущение иронической палитры в Передаче сатирического образа.» Ирония как одна из разновидностей -комического призвана не столько осуждать и высмеивать, сколько . обнаруживать й вскрывать противоречия, обнажать узость и догматизм устоявшихся представлений. В отличив от сатиры ирония не обязан на в принципе давать ясный ответ, что должно И что не должно быть. Ее задача - показать возможность неоднозначного ответа На каждый вопрос. Особенно часто иронический подтекст чувствуется в произведениях Т.Алимкулова, М.Магауина, О.Сарсенбаева, Т.Абдикова.Д.Иса-бекова и М.Каназова.

Как в последнее время отмечается во многих партийных документах, такие, ранее считавшиеся несвойственными социалистическому обществу явления, как равнодушие, бюрократизм, глубоко внедрились в экономику, в социальную и духовную жизнь народа и кой-гдо стали основанием для скепсиса и бездуховности, неверия в светлые идеалы социализма. Эти теневые явления получили свое отображение во многих произведениях, особенно в сатирической и иронико-философской прозе.

В рассказе Т.Алимкулова "Кулкын" ("Чревоугодие") рассуждения Каунбая о своем имени, профессий, начинающиеся с легкой Иронии, при, переходе к рассказу о проделках династии Бакдаулета превращается в горький сарказм. В рассказе Бакдаулет, обративший все Свой помыслы к обогащению, не Только словами, но и повседневным поведением, действиями предается осмеянию; Ирония в составе сатиричес^ кого образа - один из любимых творческих приемов Т.Алимкулоза. Такой прием трудно улавливается, но вполне понимается в сути своих скрытых тайн. Автор не часто пользуется гротеском и сарказмом, а передает свои мысли тонкими полунамеками. "БинарноСть, такова основная предпосылка иронического действия* будь то противостояние добра и зла, мечты и действительности, заставшего и динамического, смешного и драматического» разумного и алогичного", -писал при этом А.Бочаров.^

Повесть писателя "Какпахыл" ("Круговерть") 6 основном построена на диалогах с преобладающими-драматическими элементами." Здесь пустозвоны и бюрократы как бы соревнуется в отфутболивании дел Друг Другу. Драматический диалог коренным образом меняет ход событий, соотношение характеров.

Такая иронико-философская проза развивается в каждой национальной литературе. В современной украинской литературе получило

II А.Бочаров. Литература и время. с.298.

- 14 -.

развитие, так называемые "химерный" роман. В нем в единый поток сливаются реальность и ирреальность. Явь и выдумка, назначенные формировать главным образом нравственные основы и нравственные искажения человеческой природы. Более жесткая и резкая эстонская школа, представленная Э.Ветемаа, Э.Бээкман, А.Валгоном, П.Куус-бергом, нацелена преимущественно на общественно-социальные проблемы. Возможность иронии особенно сильно использовали грузинские Мастера слов Н.Думбадзе, У.Амирэджиби, А.Сулакаури, которые отличаются лирической мягкостью, большим расположением к человеку.

В своей безграничности ирония в кажднй исторический период опирается на приемы, легко находящие благодарный отклик у читателей, причем Иронические ассоциации, ироническое "довоображение" зависят не только от заряда» заложенного в самом тексте. Информативность иронии опирается на те приемы, которые доходят до читающей публики, пробуждает в ней способность постичь второй план, ■ осознать употребление слова, выражения, картины в мыслях, не совпадающие с буквальным. Подлинное иронико-филасофское повествование - действенное средство общественного самосознания, общественной критики, имеющей своей целью борьбы со всем, что мешает общественному прогрессу.

В произведениях А.Тарази роль положительных героев заменяет смех, который в руках писателя становится сильным оружием и позволяет ему раскрыть драматизм жизни, смотреть сквозь призму иро-* нии, выражай позицию самого автора. Интонация авторского смеха весьма разнообразна, но у него редко встречается доброжелательный и беззлобный смех. Е&сий сарказм автора в основном направлен против вновь поднявшей в нашем обществе голову мещанской психологии. В повестях писателя "Аяз и Биби", "Две чияарьГдействуют Ораз,Ну-"{яли, Кирпишбай, Еркебулан ставшие известными образами казахской

прозн 70-80 годов.

Кирпишбай - новое явление в галерее сатирических образов нашей литературы. На первый взгляд -,он - человек, которому все "до лампочки", тихий, занятый только собою, но стоит бросить углубленный взгляд в его внутренний мир, как открывается, что в "этом тихом болоте черти водятся" и что, он очень хитрый и двуличный человек, надевший маску другого. Отношения со средой, о другими людьми безупречны, со всеми всегда корректен, Ради карьеры может пожертвовать всем. Этот человек, который остро реагирует на идеологические установки времени, ради конъяктуры готов продать дулу кому угодно, является представителей зарождающего нового типа Мещанина. ■■

Ключевая идея романа "ТаСкзрган." - это борьба" с мещанством во всех его проявлениях. Но'говоря уже о такйх ярких сатирических характерах, как Аблез Кенжеев, Матехов, но й второстепенные персонажи Кашафов, Койкельди, Гали, &шалледин, Соьасурек -не похожие друг на друга'своеобразные характера. Подхалимство Мамарай-на, пустословие Кайафова, мастерство натравлять людей друг на друга Койкельди, грубость и жадность Гали, местничество, патриархально-родовые замшлки Жамелледина, надоедливо-навязчивый харак-_ Тер Сомяурека - все это чукдо нашему обществу, нашей морали. Всех их объединяет то, что все они отрицательные персонааи, но в то ао время в словах и поступках они не повторяют друг Друга. Образ Али в романе принадлежит к положительна* героям в .сатире. Али является проводником идей автора в его замысле разоблачения истинного ■ лица сатирических персонажей. Он всегда появляется гй самых неожидан-них местах и его действия отличаат.комизм и юмористические:ситуации. . ■. - • • ■■. .

Образная галерея художественного* произведения,: оценивается

умелой передачей жизненной правды, ее познавательной, воспитатель-

ной и эстетической стороны» В казахской сатирической прозе 70-80 годов встречаются образы людей находящихся на разной ступени иерархии власти, бесчестных и бездуховных. Они - не классовые враги, которые открыто, с оружием в рунах выступают против существующего строя, но тем не. менее приносят не меньше зла.

На ХХУ11 съезде KI1CÖ отмечалось, что будущее людей нашего общества, его духовная Культура основывается в борьбе со старым, не гативным явлением ii вредными привычками. Нашим мощным оружием в этой борьбе стала сатира. Поэтому создание сатирически}, образов

*

в казахской прозе •*• вто литературное явление» которое находится

В развитии.« имеет'своя особенности.

ГЛАВА П. Типология сатирического^ образа.

В этой главе поднимается один из важнейших вопросов - особенности сатирических образов в несатирических произведениях казахской литературы. Методика налшго исследования неизбежно привела нас к необходимости обратиться к анализу некоторых крупных романов не только как^художественных достижений современной литературы, но и как произведений с ярко выраженными сатирико-юмористичес-кими элементам!;, без учета которых нельзя, по нашшу мнению, раскрыть типологию сатирического образа, В трилогии А.Нурпейсова "Кровь й пот" образ Судыр Ахмета, несмотря на эпизодическое появление evb на страницах романа, является одним из ключевых образов и несет немалый философский груз. Люди, подобные ему, при любых социальных преобразованиях быстро адаптируются к новым условиям. Это, разумеется, происходит не от любви к новшествам, к более справедливому обществу, а лишь оттого, что у таких беспринципных людей всегда нА перг*ое место выходит эгоистическое "Я" и они как хамеле-в зависимости от обстановки быстро меняют окраску кожи, а то

и души. Безусловно, появлению в степи людей, подобных Судыр Ахме-ту, способствовало то дремотное состояние патриархально-феодального общества, занимавшегося исключительно скотоводством. Каждое деяние или слово этого безалаберного ô рождения трагического плута вызывает смех. Читатели убеждены вместе с писателем, что люди подобные Судыр Ахмету, были и будут в любом обществе.

Сатирический характер, вбирая в себя отрицательные стороны национальных воззрений, отражая тем самым социальные противоречий и морально-эстетические представления. Этим определяется жизненность и значительность сатирических образов. В русской и мировой литературе имеется целая галерея сатирических типов, ставших нарицательными - Чичиков, Иудушка, Гобсек, Тартюф. В данной работе исторически прослеживается ФипологНя сатирическая образов казахской литературы.

Разнообразными сатирическими приемами в создании отрицательных характеров пользуется А.Тарази. От внутреннего монолога писатель незаметно переходит к несобственно-прямсй речи и пользуясь средствами иронии как бы перевоплощается в своего сатирического персонажа. В этом заключается "скрытая" сила иногах его произведений. Заслуга автора и в том, что он обратил внимание rie Только на отживающие свой век характеры, но и на "report", порожденного новыми социальными условиями* Образ Какиша в романе "Руда" написании с глубочайаей иронией, доходящей до сарказма. Это видно через выражения авторского идеала различными повествовательными и сюжетно Композиционными средствами, в свете которых характер Какишй становится сатирическим.

В реайизме гротеск направлен на раскрытие подлинных связей между человеком и его социальным окружением. На каждом новом этапе развития; человечества он выступал в своем новом обличив, на пер-

вый план выдвигались различные его функции. Гротекс - предположение в повести Д.Досжанова "Исполни мое желание" служил автору своего рода экспериментальным условием, помогающим более глубоко раскрыть сложнейшие противоречия современной действительности и подвергнуть беспощадному сатирическому обличенииснасные социальные силы - невежество и бескультурие, коренящиеся в этой действительности и препятствующие становлению и развитию нового общества.

Как показывает ход развития литературы, расцвет иронии как определенного умонастроения совпадает с переломными моментами в истории, Со временем брожения и дестабилизации, когда наиболее остро и болезненно ощущалась социальная дисгармония мира, В произведениях М.Иагауина, Д.Исабекова, А.Сулейменова заметно усилилось ироническое звучание как самостоятельной формы комического. В отличие от юмора насмешная ирония не теряет своей эстетической сущности. Смех - в иронии - это только толчок к пониманию глубокой противоречивости предмета, о котором идет речь.

Цель человека, посвятившего себя нелегкому писательокому труду - дать портреты не только ярких современников, но и обличение прочих сторон жизни. Тулумхан из рассказа М.Магауина "Счастье Ту-луыхаяа" И Самет и Сембек из "Наследника", Аллан и Токсеит из рассказа О.Сарсенбавва "Пожар", Абдикали из рассказа М.Каназова "Страх1*, его же СшжабаЙ из рассказа "Сосед настырного человека" Люди с Дефектом. Создавая яти типичные образы, писатели обычно попьзуются авторским рассказом, или действиями персонажа, а иногда происходящее оценивается глазами другого персонажа. /■ • При детальном анализе несатрической прозы 70-80 годов мы обнаружили всеобъемладую возможность юмористического смеха в создании типических героев, в выявлении положительного и индивидуального в писательском мастерстве. При этом важно отметить, что следа смехово.'О присутствия смеха наблюдается почти во всех слагаемых

произведениях и в структуре образа, и во многих сюжетных положениях, и в стилевой атмосфере. Граница же между смешным и серьезным пролегает на уровне авторской позиции. Последнее авторское слово в сатире почти всегда серьезно, оно содержит, как правило, глубокую философскую или социальную оценку изображаемого явления. Такого рода разграничения бывает трудно выполнимы в художественном отношении, поэтому, сатира так часто "грешит" дидактизмом, прямолинейностью, слишком открытой публицистичностью.

Мсянбеку Молдагалиеву более близок легкий и веселый юмор, чем острая сатира. Его герои простой аульный люд; вчерашние участники Великой.Отечественной войны, механизаторы, животноводы, хлеборобы, агроном, водитель, работник почты, журналист, доярка, бухгалтер, Директор совхоза, Секретарь райКоМа, ревизор и другие» Особенности стиля писателя - это проходные герои, кочующие из одного рассказа в другую. Образ Султангазы, который и "певец и кнец, и на дудё игрец", то заведующий собеса, то управляющий отделением. Этих сатирических героев мы знаем не только по романам и повестям, но и многим его рассказам. Таких сквозных» кочующих героев у писателя немало. Кроме Него так же знакоьынам жители аула} русский старик Дмитрий Калмыков, которого; местные казахи по-своему зовут . Метреем, татарин Ислам абаи, председатель Хасен, доярка Гелия,кочующие по многим произведениям автора.

Писатель улавливает смешное в лодях, в их. поведении в тех неожиданных ситуациях, которые складываются в процессе столкновения , между т;ми, и смех его Всегда светел. Ог.йв"Только поднимает на смех отдельные недостатки этих простых сельских т ружейников, но иногда с добродушным, легким юмором как бы. прощает йм незначительные грехи. Смех автора благороден ибо в основе юмОра писателя лежит глубокая вера в человека и неприятие всего,; что уродует жизнь

людей. Мастерство большого писателя способно даже, казалось бы из незначительной жизненной ситуации сделать значительное, глубокое социальное обобщение. Майлинская шутливо-ироническал манера повествования получила развитие в творчестве Т.Нурмагамбетова. Шутливая манера позволяет автору высказываться обо всем, даже о том, о чем серьезно оказать либо нельзя, либо неприлично, либо банально. Невольно вызывает улыбку убеждение Наманкула. из рассказа "Мураб", который свое убогое существование не собирается менять на царский престол. В рассказе "Шашубай" неуклюжее движение вызывает у нас иной раз добру», в другой раз серьезную улыбку, кол добрый знакомый, которого встречаешь каждый день. Шашубай, который на словах может перевернуть горы, а на самом деле легкомысленный пустозвон. Жена же его женщина спокойна, но с острым языком.

В повести "Люди далекого аула" есть персонаж по имени Кигаш-бей, который даже своей походкой вызывает смех аулчан. Л»бое слово или действие этого упрямого парня приводит к юмористической ситуации и он всегда на вида у своих земляков. На его проделки смотришь с простительной улыбкой. Мастерство писателя выражается его умением обрисовать очень тонкие психологические моменты, которые невозможно .втянуть в определенные рамки, несколькими штрихами. Комический парадокс как средство сатирического разоблачения, играя исключительно важную роль.в художественной системе писателя, закреплялось, своеобразной чертой его стиля-сплапом юмора . и сатиры. Отказ от гротеска, нарочитого комического преувеличения породил многозначность их комизма, двуплановость произведения. Внешний план - смешные обыденные ситуации, данные во всей их бытовой конкретности. Но мелочи жизни помогают обнаружить утрату персонажами истинно человеческого содержания и больше - очевидную

связь - их мироощущения с уродливыми чертами общественного уклада. Юмор переплавляется в сатиру ("Талисман", "Жортуыл").

Известно, что в года застоя получили широкое распространение такие неприглядные явления, как злоупотребление служебным положением, кумовство, приспособленчество, взяточничество, расхищение государственного добра, командно-административный и бюрократический стиль работы. Способствовг.ть искоренению таких чуждых нашему социалистическому обществу - явлений первейшие и благороднейшие' цели современной казахской литературы. Образы Кужака, Сары ¡Пая, Коткиншея Кошен, Шуан Жвкаич, из романа "Долг" А.Нурпеисова,Каким, Стасик, Берген из романа "Руда" А.Тарази. Ег.мурза, Касым, Мухсина, Орынбай, Кубей из романа ."Красная луна" М.Сундетова,действенно служат этой благородной цели литературы. .,'<,..',' ■ Если представить перёд мысленным взором вей галерею образов ■ начиная с античных времен, мм бы увидели вей гамму красок человеческого развития. Мы бы увидели вершины качества художественности и диалектику психологических фигур, двигателей общественно социального прогресса и рудименты регрессирующих сил. Эти.разновид^бстй Мещанства можно встретить не только й сатирически* Произведения*, но и в любом Другом жанре художественной прозы. В казахской литературе 70-80 годов начиная от рассказа, кончал романом, создана,, целая галерея сатирических и юмористических персонажей. Мы спра-» ведливо считаем, что это осколки застойного общества, избавиться от которых, к сожалению, до си* пор не. удается. В традициях сатирического искусства ставится цель очищения всего наносного и Напускного, чтобы выявить суть явления й тем ЬэМыЯ способствовать формированию новой ЛИЧНОСТИ. ; ' : ' . ' ;

В заключении отмечается, что проблема создания сатирического образа нуяшо рассматривать з совокупности со всеми литературным

процессами, так как эти традиции глубоко сеязэны с развитием других литературных жанров. Диссертант отмечает, что качественное обновление казахской сатиры происходит на основе национального опыта, взаимодействующего с опытом многонациональной советской и прогрессивной мировой литературы. Следуя идеям народности искусства, казахские сатирики находят разнообразные формы выражения авторской позиции, активно действующего положительно комического героя и его антипода - сатирический образ. Канры казахской сатиры в своем стремительном развитии не были нононизиропяни в строгих рамках и формах, а постоянно расширялись, обогащались новыми выразительными средствами, приемами, красками. Многообразие способов и стилей сатирического изображения характеров в "больших" и "малых" жанрах казахской литературы не разъединяет их авторов, а объединяет в общем стремлении художественно воплащая через критику устаревших представлений и идеалов.

В реферируемой работе широко охватываются виды сатирических образов; гротескный образ, авторский образ, образ-правда, положительные образы в сатире. В типологии сатирических образов в основном применяются гипербола, грогеск, пародия, богатые возможности осмеяния и другие стилистические приемы по конкретизации сатири- " ческого обрйэа. В сатирической прозе конфликты обличаются посредством смеха, речь сатирического насыщена смехом. Народ старается об^титьв смех неприемлимче для него явления. В данной работе , см ихего. функции особенно внимательно рассматриваются в изйбра-,.ке:яЫ. сатирического образа.

' ■ Застойные явления, командно-административный стиль работы глубоко внедрились• в общественк^то жизнь и окономику страны, принося в духовную жизнь народе элементы' благодушия и довольства. Эти явления.особенно резко очерчены сатирическими образами 'в Про-

нико-философской прозе. По нашим наблюдениям в типологии сатирических образов иронико-философской прозы широко применяются возможности пародийности, диалога, сарказма, иронического парадокса,

В период после ХХУП съезда КПСС, в период перестройки, обновления общества и серьезного отношения к человеческому фактору, гласности и демократии дана возможность называть.вещи своими именами. В наше время ведется систематическая послеДойательск&я борьба со всеми теми, кто метает движению Советского народа по. пути к исторической цели. Сатира - надежное, испытанное оружие в этой борьбе. Долг казахски* художников Слова состоит в том, чтобы <5о—' вершеиствуя свое сатирическое мастерство, активнее вторгаться в жизнь. Особенности, присущие только сатирическому образу, ого конфликты, разнообразные формы широко рассматриваются в Данной ]5а5о^а.

В диссертации предпринята попытка обобщить сатирические образы 0 казахской современной прозе 70-00 годов, определить ИХ идейно-художественные стилевые особенности, закономерности создания сатирических образов и их изменение в результате социально" экономических перемен. В целом исследуемый материал убеядае*,что в современной казахской прозе успехи сОйданий Сатирического образа несомненны. Сатирический образ, имеющий свой генезис» »ути становления, в эпоху перестройки и обновления общества наполнился новьа» содержанием. Критикуя чундыё нааему обществу явления, сати^ЙчеС-кие произведения способствуют оздоровлению общества, играют боль« щую роль в нравственном воспитании Человека *> эпоху ЬерейтроЙйи.

' Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

I.Художественные особенности сатирического образа. V Известия Академии наукКаз.ССР - серия филологическая, 1986 I. с.34-38.

Й,Вопросы изучения сатиры и юмора в школе. Научно-методическая рекомендация. 1986 г. с,1-19.

ЙЛриураяье в казахской советской литературе. В КкМге: "Уральску - 375 лет".

Тезисы докладов Всесоюзной региональной научно-краеведческой конференции. 1988г. Е 126-128.

. I '

4.Некоторые вопросы сатиры в современной казахской прозе. Научный сборник. КаэПИ им.Абая. 1989 г. ¿21-26.