автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Своеобразие туркменской сатирической прозы (60-80-е годы)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Каюмова, Акгуль
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ашхабад
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Своеобразие туркменской сатирической прозы (60-80-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Своеобразие туркменской сатирической прозы (60-80-е годы)"

АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ им. МАХТУМКУЛИ

На правах рукописи

КАЮМОВА Акгуль

СВОЕОБРАЗИЕ ТУРКМЕНСКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ (60—80-е годы)

Специальность 10.01.02 — Литература народов СССР (советского периода)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

А Ш X А Б А Д—1991

Работа выполнена в Институте языка и литературы им. Махтумкули АН Туркменской ССР.

Научный руководитель:

доктор филологических наук Нуралнев Д.

Официальные оппоненты:

1. Доктор филологических наук, профессор Аллаков Дж.

2. Кандидат филологических наук. Хаидова Т.

Ведущая организация — Туркменский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. /]

Защита состоится » 1991 г. в /¿^час.

на заседании Специализированного совета Д-014.02.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. Махтумкули АН Туркменской ССР. Адрес: 744000, г. Ашхабад, Центр, ул. Гоголя, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Туркменской ССР (Ашхабад, ул. Гоголя, 15).

Автореферат разослан 91 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, доктор филологических наук, профессор

КУРЕНОВ С

3.

ОНцАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Ка протяжении почти полувека, со времен "теории бесконфликтности" в 50-е годы и вплоть до начала 80-х годов, советская литература развивалась под лозунгом "новых Щедриных и гоголев". Б литературе годы сталинизма и застоя наиболее сильно сказались на сатире. В третьей четверти XX века сатира в советской литературе практически перестала существовать. Её возможности не использовались, сатирические произведенш не отвечали своим жтиннш целям., Объектами сатиры являлись второстепенные проблемы, не имепцие большой ценности для человека и общества. Сатира была негласно запрещена в литературном творчестве.

После апрельского /1965 г./ Пленума ЦК КПСС, ХХУП и ХХУШ съездов КПСС стали появляться произведения, разоблачающие бюрократизм, коррупцию, взяточничество и другие негативные явления нашей жизни. Одновременно "Придавая творческую свободу, партия вместе с тем заявляет, что мы против искусства, разрушающего и .уничтожающего человека".*

Во второй половине 80-х годов в литературном процессе продаходит'коренной перелом, с него снимается административно-командный занавес и открываются широкие возможности дяя правдивого отражения жизни, ее позитивных я негативных сторон.

Проблемы сатиры как жанра литературы, его разновидности изучались и изучаются туркменскими литература едами.^ Однако сатира в туркменской советской прозе, её место на современном этайе художественного процесса не были объектом специального научного исследования.;

1. Политический отчет ЦК КПСС XXсъезду КПСС и задачи партии// Правда. 1990. 3 июля. № 184 /26267/.

2. Салых К. Туркмен совет.сатарасьшч дврейши хем векши. - Ашгабат, г Ышм, 1978, 179 с.;Ашырова Э. Туркмен эдебиятывда басня жанраныч дерейши хем естгши. - Ашгабат. :Ылш, 1979. 162 е.; Атаев К. Туркмен совет эдебиятында фельетон жанры.

- Ашгабат. 1965.1£6 с.;Халмухаммедов Ш. Гокинин гуйци.

- Ашгабат, йдым, 1978. 70 с.; Туркмен эртекилеринде халк сат1фасыныч чепер тэрлери. - Ашгабат. Ышм, 1994 и др.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ исследования прежде всего определяется тем, что в условиях перестройки на повестке дня стоит вопрос о "нравственной ответственности художника перед народом", художника, призванного смело отображать негативные явления, препятствующие дальнейшему развитию человеческого познания и оздоровления общества. Развивая народные традиции в написании сатирических произведений, современные туркменские прозаики способствуют воплощению в жизнь задач и целей литера-туры.Смех как грозное оружие сатиры играл и играет большую роль в художественной раскрытии характеров типа Сапара Косе из апоса "Кёр-оглд", Адцара Косе из туркменских анекдотов, Вушикеля, Елли Замана, Аллвлл Пара из романов А.Каушутова "Мезфи-Бепа", "У подножья Копет-Дата", Баллы молла из известного рассказа "Баллы молла" А.Дувдиева, наконец, ряд сатирических образов, созданных писателем Н.Помма в его рассказах, повестях, особенно в романе "Гатакар".

Туркменская сатира начала приобретать качественно новое состояние и сейчас находится на пути новых поисков. В туркменской литературе появились писатели-сатирики Д.Эееноа, Б,Гулов, А.Курт, Г.Хыдыров, Б.&эезов, Т.Джурдеков, чьи сатирические рассказы отражают различные стороны нашей многообразной жизни. В последние годы обогащается тематика сатирических произведений, расширяется круг поднимаешь в них проблем. Этим вызвана необходимость разработки проблемы сатиры в литературе и раскрытии её особенностей.

В диссертации исследуется своеобразие туркменской сатира в 60-80-е годы,- когда прочно наметилась тенденция к развитию и разветвлении её стилей.

ЦЕЛь И ЗАДАЧИ РАБОТЫ, Диссертация ставит целью дать анализ своеобразия туркменской сатирической прозы. Наряду с Б.Керба-баевш, А.Каушутовцм, Б.Сейтаковым, А.Дурдыевым - писателями, которые не были прочееиональнши сатириками, но сильно влияли на самостоятельное развитие этого жанра в прозе, в середине 50-х годов в туркменскую литературу пришли писатели сатирического направления - «.Помпа, Д.Эсенов, Б.Гулов, А.Курт и др. Накопился значительный материал, требующий специального

I. Политический отчет ЦК КПСС ХХУШ съезду КПСС и задачи партии // Правда. 1990. 3 июля.

яес. леденен да. Следует отметить, что туркменские литературоведы п критики, уплекаясь общей характеристикой литературного, процесса п целом, почти не обращают внимания на сатиру. В настоящей диссертации предпринята попытка восполнить этот пробел.

.Ч\УЧ1Ш ШВКЗИА. вытекает из цели и задачи диссертации. До настоящего времени туркменская сатирическая проза не била _ объектом специального исследования. Отдельные статьи, рецен-' зии, отклики на произведения писателей отнюдь не проясняют картинн, тем более не раскрывают творческих особенностей того или иного сатирика. В диссертации впервые туркменского- литературоведении специально исследуется сатирическая проза, а не пообде сатира во всех жанрах литературы. Найти корт сатиры, установить её связь с неродным творчеством, современные оттенки, формы проявления - в решении этих проблем заключается новизна диссертации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕНГОСТь И ЗНАЧЕНИЕ диссертации заключается в том, что до сих пор вне поля зрения туркменских литературоведов и критиков оставались научно-теоретические вопросы,' связанные с национальной особенностью саидры. Не определен вдейно-хуцонестзешый уровень туркменских сатирических повестей и рассказов на совремешом этапе. Решение этих и других вопросов, чему посвящена диссертация-, имеет большое научно-практическое значение»

Материалы диссертация могут быть использованы как научный источник при чтении спецкурсов, проведении семинаров по турк-гкнекой советской литературе в лузах.

ЖТОДОЛОП1ЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСЮВОЙ работы послужили труда классиков марксизма-ленинизма, документы БПСС о литературе, принятые в период перестройки, а также научно-теоретические работы В.Г.Белинского, Н.В.Гоголя* Н.Г.Чернышевского, М.Е.СалтыковаЧЦедрина, М.Б.Храпченио, - А.Макаряна, Н.В.Иванова, Е.К.Озмителя, П.И.Ткачёва, Л.И.Тимофеева, Ч. В. Виноград она, туркменских учёшх Р.Реджебова, У.Абдуллаева, Дж.Аллакова, К.Атаева, К. Салиха, А.Мурадова, И.Халмухаммедова, Б.Шамуредова и др. ■ . ' ,

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основное содержание диссертации отражено в четырёх статьях объёмом 2 печатных листа, в тезисах докладов конференций, в 6 - темнике тории туркменской литера-

туры", сборниках. Диссертация обсуждалась на объединённом заседании отделов теории литературы и критики, тури,шнекой советской литературы, фольклора, туркменской дореволюционной литературы, секции литературоведения и на учёном совете Института языка и литературы им.Ыахтумкули А.Н ТССР.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Ео введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, анализируется степень ее разработанности, определяются цели и задачи работы, освещается научная новизна и теоретико-методологическая значимость диссертации.

Стремление к изучению жанра природы, его своеобразия неотделимо от живого литературного процесса, оно обусловлено пониманием его современшх задач и степенью изученности. Туркменская сатирическая проза в последнее десятилетие не была объектом исследования туркменских учцньк. Сатира начала "терять своё место в литературном процессе, стала уступать место друг гим жанрам. Однако перемены, произошедшие в жизни нашего общества, пробудили интерес писателей к сатирическому изображению действительноети, к оптическому отношению происходящего.

Вся советская литература, в том числе и туркменская, приня ла иную направленность. Сатира, истоки которой лежат в народной жизни, фольклоре и поэзии Махтумкули, Кемине, Молламурта и Кер-молли, вновь стала оказывать своё благотворное влияние На »уркмешкую советскую литературу.Она вновь бичует недос-^ татки и пороки нашего общесгвя. Опираясь на народцу» мудрссгч сатира сегодня имеет свои особенности и своих ярких представителей, Изменился и тип её. Если в дореволюционной туркменской литературе она в основном господствовала в поэзии, то сейчас занимает ведущие позиции в прозе. Появились такие сатирические произведен да, как 'Баллы молла" А.Дурдыева, и6куз тедеи? Х.Шмайылова, "Гетакар" Н.Помма и другие, разоблачающие "уродливые нелепости"* нашей жизни.

I. Белинский В.Г. Поли.собр.соч.СПб.:Общественная польза.1901. Т.'1. С. 105. ' '

Во всех жанрах литературы - поэзии, прозе, драматургии, туркменская сатира имеет свои национальна особенности.

В ПЕРВОЙ ПАВЕ - "Особенности сатирических образов в прозе /о0-80-е гг./" - исследуется своеобразие создания сатирического образа в туркменской литературе, анализируются десятки лучших произведений туркменских прозаиков: "Небит-Даг" Б.Кербабаева, "№сбал" /"Судьба"/ Х.Деряева, "Гатакар", "Себэг бини сои билдим" /"Причину узнал пото!.Г/ Н.Помш, "Сейрек душулян адам" /"Редкий человек"/ Д.Ваймурадова, "Одна келейка", "Мой тренер" Д.Курта, "Эфлатун" Г.Хьщнрова, "Латый ишан" |]] .Таганов а, "Пути подхалима" Б. Гулов а и др.

Главная особенность туркменской сатирической прозы -критика уродливых явлений жизни. Как верно пишет А.Макарян, "где есть _к{мтика, там в той или иной степени есть и сатира, где есть сатира, - есть в той или иной степени критика. Но не каждая критика - есть сатира /в смысле жанра/ и не каждое произведение, в котором есть элементы сатиры /ирония, юмор, сарказм/, является сатирическим произведение!/.

Эти же черты сатиры прослеживается в каждой национальной литературе. Туркменский учёный Р.Реджебов так определяет природу сатиры: "Сатира - совокупность произведений, разоблаг чающих гнилые стороны социального строя, застой общества и отрицательные стороны жизни..

Многие учёные не считают сатиру еашетоятельшм жанром литературы. По их мнению, она может присутствовать во всех из них и'отражать направление и характер произведения. Как йицет казахский учёный Г.Нургалйев, "Сатира не является самостоятельным жанром. Ведь произведения разных жанров /роман, повесть, драма, комедия/ могут клеть сатирический характер. Значит, сатира - поджанровое явление, это, скорее всего, приём, используешй всеми жанрами литературы и искусства. Поэтому выделять сатиру в самостоятельный жанр не следует".® Присоеди-

1. Макарян А. О сатире. -М.:Советский писатель, 1967.С.18-19.

2. Реджебов Р. Словарь литературоведческих терминов.-Ашхабад: Туркменистан, 1566. С. 179/на туркм.яз./.Перевод отрывков из источников на туркменском языке на русский здесь и далее наш - Л.К.

3. Цургалиев Г. Проблеш жанра казахской советской драматургии: Автореф.дис... .док.филол.наук. Алма-Ата, 1982. С.113.

няясь к ыненио учёного, ыы считаем целесообразны.! проследить своеобразие туркменской сатирической прозы.

Для каждого писателя-сатирика характерна определенная разновидность сатиры. В "Ревизоре" Н.В, Гоголя преобладает сарказм, подчёркивается трагедия русского общества. В романе "Мёртвые души" отражена трагедия личности в этом общество, рассказ "Человек в футляре" Л.П.Чехова пронизан юмором и иронией. Н.Г.Чернышевский пишет, что "юмор смеётся сам над , собой... оскорбляясь своими слабостями, смешными и жалкими сторонами своего характера, своей наружности, своего положения в обществе, он в то же время любит их"*.

Когда речь идёт о месте сатиры в современной туркменской литературе, необходимо.обратить внимание на два фактора. Во-первых, нельзя изучать сатиру отдельно от общих проблем литературного процесса. Во-вторых; произведения писателя-сатирика необходимо исследовать с позиций требований этого жанра.

В туркменской литературе наиболее удобен для сатиры жащ. прозы. Вспомним образы Халназар-бая, Аннакурбана-юмуртгачы, Мамедвели-Ходжама, Атайры-гелин, .Дгсак-мурза из "Решакщего шага Б.Кербабаева, Чашчы Чамана, Чкйше-гез из "Мехри-Вела" д.Каушутова, Зщекгулы из романа "Гатакар" Н.Поша. Однако эти образы до сих пор не нации литературоведческого осмысления.

В 60-60-е годы появились такие писатели-сатирики, как А.Курт, Б.Гулов, Г.Хыдыров, .Д.Эсенов, Т.Дкурдеков и др. У ка-, дого из этих писателей заметно вырисовывается свой почерк, своё видение-жизни. В'атом плане характерен разе юз Б.ГУлова "Гиев гелен г да ее и" /"В ночь, когда пришёл зять"/. Это произведение напоминает нам рассказ Н.Сащханова "Гиев" /"Зять"/, созданшй ещё в 30=е года, и оснозан на том факте, что жизнь туркмен была связана с таким явлением, как адат. Известный обычай, согласно, которое молодую кенщицу после короткого пребывания в доме мужа, возвращают к родителям, где она долшш жить до тех пор, пока жених полностью не выплатит калыма. Многие писатели - сатирики обращались к этому уродливому явлению. Объектом сатиры в этом случае становился несчастный ыоло-"дой человек,.пришедший, к своей жене. В рассказе Б.Гулова об-

I. Чернышевский. Н.Г. Полн. собр.соч. 1954. Т.Н. С. 183-189.

раз мужа наиболее реалистичен, сам писатель часто обращается в споем творчестве к образам мо.лодых женщин, холостяков, к сожалению, это приводит к их однообразию.

Для туркменской сатиры характерен показ образа женщин-сплетниц: ото - Авджаыал, жена Анна-лил-пила из рассказа А.Дурдыева "Баллы-молла", Энекути из романа "Судьба" Х.Деряева, Эшеоиби из романа "Кэбит-Даг" Б.Кербабаева. В создании этих образов туркменские сатирики подходят односторонне. Поэтому в произведениях "Сахат голча", "Сейрек душулян вдам" /"Редкий человек"/ Д.Ваймурадова, "Знании аркадагы" /"Опора-матери"/, "Менин яшлыгш/ /"Моя юность"/, "Яращаныц ёллары" /"Пути подхалима"/ Б.Гулова, "Векил'У'Представитель'1/ Д.Эсенова, "Эцекгулы" А.Пайтыкова, "Сойти одь?' /"Огонь любви"/ Н.Гель-дыева прослеживается общность характеров и безликость этих образов. Все герои названных произведений - бюрократ, подхалимы, отличаются своей индивидуальностью.

.. Почему запоминается повесть "Баллы-молла" А.Дурдыева, написанная в 30-е годы, а образы, созданные современными Писателями-сатириками, не остаются в памяти читателя? Главная причина - недостаток мастерства художника. Например,'главный герой рассказа "Сахат-голча" Д.Ваймурадова очень похож -на- образ Балл*-моли: "Раньше он брился в неделю один раз, потш -через три дш, затем через день и даже в полдень, то есть два раза в день. Месячной норш одеколона не хватало на пять дней. Раньше он иногда читал газеты и журналы, потом вообце перестал читать.-Словом,, стал следить за собой и совсем забыл о работе"1. ' • '

. Точно такой же невыразительный портрет встречается в его

рассказе "Сейрек душулян адам" /"Редкий человек"/. Во многих произведениях, созданных в середине 50-х годов, явго чувствовалось влияние "теории бесконфликтности", мешавшей развит;® советской литературы, и в том числе туркменской. Нельзя утверждать, что туркменские писатели совсем не писали сатирических произведений. Писателями-сатириками были Н.Помма, Б.Сей-таксв, Т .Таганов.Но новое веяние в сатире стало прослеживаться в произведениях Т.Курбанова, Г.Сейтмедова, Б.Пурлиева, Б.ГУло-

I. Совет эдебияты. 1960. № 7. С.72. /на туркм.яэ./.

ве, Д.Эсенова, Б.Овезова. Отмечал положительные стороны произведения "Таят йгзгн" /"Золотое кольцо"/, критик А.Мурадоь пшал:"Чем привлекателен для читателя.второй сборник Т.Курбано-ва "Золотое кольцо?" Тебя окружают добрые, милые и человеческие герои молодого писателя, они тебе нравятся, особенно нравится всем владелец золотого кольца - Авджагуль. Она поднимает весь курорт на поиски потерянного кольца, и ты сам от -всей души хочешь помочь ей в поиске. Эта симпатичная, одетая в нарядное шёлковое платье женщина привлекает внимание всех отдыхащих. И ты в эти минуты хочешь ей помочь. Через эту деталь писатель раскрывает характер многих людей. Очень своеобразен образ Салавата. В его изображении писатель сочетает горький сарказм с т&шш юморок.

Сатирические образы раскрываются в поиске утерянного кольца. Однацо писатель слишком часто увлекается образами разведенных, они встречаются в его повестях "Последняя капля", "Желанная", Деталь /кольцо, браслет, блузка/ часто повторяется в произведениях Б.Сейтакова, Т.Д^умагельдыева, Х.Диванкулыева, Схскесть нескольких сатирических образов особенно заметно у молодая авторов. Например, образы Айджамал в рассказе "Сырлу йылгырш" /"Намёк"/ и Абадан из рассказа "Гиев гелен гинеси? /"В ночь, когда пришёл зять"/ Б, Гулов а напоминает нам Хангулы. из рассказа" "Гнев" /"Зять"/ Н.Сарыхшова, Во всех этих трёх произведениях женихи приходят к своим невестам ночью, и незнакомых пришельцев обнаруживает сельские собаки» Об этом писал У.Абдуллаев,^

• Во многих произведениях часто перечисляются отрицательные стороны сатирических образов. Тем самым, их социальные корни, остаются вне поля зрения писателей. Таковы герои повести "8з~ pvмли ёллар" /"Крутые дороги"/ X. Меля ев в, о которой писал Д.Эсенов в статье "Омарыц ёлы еврчшшмикэ?' /"Крутой ли путь Омара?"/.

I. -Шрадоа А. "Тылла йузугин" тэсирдери //Эдебият ве сунгат. 1954, 12 августа,

2; Абдыдлаев У, Туркмен проз асшда дэп ве тазечиллик. -Ашгабат ТДУ, 1772. 124 с; '

Неповторимые, оригинальные образы создал Б.Кербабаев в романах "Айгытлы эдим" /"Решащкй щег"/, Отен гчнлер" /"Минувшие дни"/. Эпизод "харман" в романе "Решающий шаг" памятен всем. Когда Артын собирает урожай, его окружают дармоеды: мулла, ишан, ходжа, купец и прочие. Ни один из них не похож друг на друга. Это говорит о высоком мастерстве, глубоком знании писателем психологии людей. Б.Кербабаев мастерски создаёт типич-" ные образы служителей религии и в сатирическом плане они всегда Комичны. Как писатель достигает этого? Говоря словами Е.К.Оз-Мителя, "комическое как воплощение социальных классовых противоречий всегда является источником смеха, и в этом смшле составляет первейшую основу сатира и юмора. Но это ещё не определяет неповторимого своеобразия сатиры и юмора. Необходима охарактеризовать в наиболее существенных чертах художественцую специфику, изобразительные и выразительные принципы и средства; присущие сатире и юмору"1.

. В основе туркменской сатира лежит народный юмор, что йодов ерждают эпос "Гёроглы", рассказы Алдара-косе и Эпенди. Следует в то же врет отметить благотворное влияние на тдасменс-1!ую сатиру творчества Н.В,Гоголя, А.П.Чехова, М.Горького, (турецкого писателя Э.Несина и узбекского - А.Каххара, произведения которых были переведены на туркменский язык именно в 50-60-е годи,Больной вклад в' это дело внесли Б.Кербабаев, ^.Байраммурадов, ЧЛЙталов, М.Сопкев и другие.

'Одним из. лучших сатириков туркменской литературы является ¡ЬПомма /1909-1972'гг./. Он создал много сатирических произведений: "Нарш Нетесович", "Тайлак Хыззш", "Сёбэбини сои билдим" /"Причину узнал позже"/, "Дуе ювдан бокурдан" /"Пасть Проглотившая верблюда"/ и роман "Гатакар" - первый сатирический роман в туркменской литературе. В нём много сапфических образов, но главный объект сатиры писателя - Эщекгулы - председатель сельсовета. События романа относятся к периоду кол-

1. Озмитель Е.К. О сатире и шоре. - Л.:Просвещение,1973.С.14.

2. Гоголь Н.В. Эсерлеринип бэш томлугы. -Аигабат - Т^ркмен-девлетнетир,. 1566-1 930;Чёхов А.П. Эсерлериниц уч то;ллугы. Ашгабат.:Туркмендовлетнешир, 1958-1960; Горький А.М.Эсерлер. Т. 1-1б.-Ашгабат. ¡^Туркменистан, 1953-1958;Эзис Несин.Шерменди хачан догулды.Хекаялар. -Ашгабат.:Туркменистан,1980;Абдылла

• КаххарДшздки. -Ашгабат. ¡Туркмендевлетнешир, 1963.

хозного строительства в Туркменистане. В образах Зщекгулы, Меле-ходки, Порхана раскрывается мастерство К.Поммы-сатирика, но наиболее полно оно проявилось в создании образа Эцекгулы. Рассмотрим описание портрета этого героя:

"Маленький серый ишак Эщекгулы спокойно шагал среди коров, пасшихся в степи, нёс всю утварь и бурдюк для воды: за ним шёл ослёнок. Серый ишак временами опускал морду, а . ослёнок, шея которого была покрыта мелкими камышами, поднимал уши и весело бегал вокруг.

Эцекрулы, одетый в чокай, старый латаный чекмень,с обирался обедать на высоком холме. Его старая кожаная папаха закрывала лицо и его пегие глаза были еле видны. Когда закипел его чёрный кундук, он подложил потник под седло ишака и держа краем чекменя кувдук, сел поудобнее. Открыв зелёный меток, он заварил чай. Несколько раз перемешав чай, он положил в старую поломацую пиалу каурыу, покрошил чурек, приготовил чай-чурба. Он ел, облизывая волосатые пальцы, и так увлёкся, что ничего не замечал вокруг.

Посмотрите как изменилась жизнь. Как селевый поток, её волна подхватило всех. Кто думал, что с Эщекгулы случится такое. Никто. Сам Эщекгулы никогда не думал, что он - бывший председатель сельсовета, будет пасти коров. Посмотрите на него: не узнаешь» Шсоко подняв голову в старой пщахе, напоминащей клюв белоголового сипа, он вспоминает былые Дни Едруг он вспомнил о своих отрезанных ушах, как укушенный скорпионом, закричал: "Вах!", и отскочил от чайника".^

Характерууя своего героя, писатель находит всё новые и новые детали, .

Н.Помма был главным редактором сатирического журнала "Ток-мак" /"Колотушка"/, Много ездил по районам, колхозам республики, глубоко изучал обыча нравы народе, бьи одним из лучших фельетонистов, Писатель-сатирик отличался тем, что создавал сатирические образу на основе объединения трёх составлявших; портрет героя, внешняя среда и действиз, Возрращаясь к образу йцектул!, можно сказать, «го писатель, нестандартно подходи? к

U Поыма Н. Гатакар, Ивднчи китап // Совет эдебияты.1969. №3, С. 75-77. •

к национальная туркменская еда. -А.К,

изображению героя произведения. Такой способ создания образа О.С'.Силптша описывает так:"Шсатель как бы по мельчайшей песчинке накапливает детали для выражения чувств, настроения героя. Портретнш; черты, жесты и мимика, дшке Ситовая обстановка и лейзен углубляют и полше раскрьшают внутреннее состояние персонажа"

й передаче образа Эщекгулы Н.Помма прибегает к иронии, он высмеивает своего героя. Смех сопровождает этот образ на протяжении всего произведения. Особенно характерен в отом отношении монолог героя.

Смех - орудие многих писателей-сатириков. К нему обращается В.Гулов /"Подхалим и председатель"/, Д.Эсенов /"Телеграмма"/ и многие др. Сюжет рассказа "Подхалим и председатель" таков. Директору школы Алтыеву звонят из. центра и сообщают, что к нему кто-то едет "с особым поручением". Директор начинает беспокоиться, срочно приводит в порядок площадку школы, посылает на вокзал автомобиль. Но узнав, что к нему приехал, оставшийся без работы знакомый, которому необходима помощь, директор сразу меняется: из подхалима превращается в типичного бюрократа.

Во многих рассказах туркменских писателей объектом сатиры являются председатели колхозов, агрономы, директора школ и предприятий, заведующие фермами и продавцы. Это мы видим в рассказах Б.Овезова "Район ишгэрлеринвн улусы,", /"СамьЯ -важный из районных руководителей"/, Д.Эсенова "Дуе фамилия-ял" /"Верблюжья фамилия"/, "Ника хаты" /"Свидетельство о браке"/, А.Курта "Иццгайдан" /"Несчастный"/ и др.

ВО ВТОРОЙ ГЛАШ. "Мастерство писателя при создании сатирического образа", анализируется особенности литературных приемов и средств, путей и методов, также художественно-профессиональный уровень сатиры в творчестве Н.Пошы, Д.Эсенова, А.НУР-та, Б.Гулова, Г.Хвдырова и других сатириков.

1. Силютина О.Ф. Раннее творчество Ф.М.Достоевского. Проблемы иронии, сарказма, сатиде и юмора:Автореф. дкс.., .канд.филол. наук. - М., 1968. С,10,

2. Гулов Б. Хекаялар, - Ашгабат: Туркменистан, 1959. С.4.

Исследование произведений писателей-сатириков требует анализа огромного национально-исторического материала, оно выдвигает новые вопросы, важнейшим из которых является мастерство писателя. Тут особый интерес представляет творчество Н.Поммы как наиболее лучшего представителя туркменской советской сатиры 60-х годов. Основное место в главе отводится анализу романа "Гатакар".

роман "Гатакар" - самое значительное художественное произведение Н.Поммы, которое обойцаег 'его весь творческий путь. Произведение было завершено в 70-е годы, а вторая книга была не известна читателю почти 20 лет. Роман посвящен жизни деревни периода колхозного строительства в республике. События в нём полны драматизма, образы конкретны, Огиль произведения, язык, система образов чётко раскрывают мастеретво автора. Роман начинается главой "Сарыгуль" - о молодой красивой жеидине. Зачем нужен был этот обраэ писателю, ведь в дальнейшем повествовании она не участвует? Однако, как показывает ход событий, о тот образ помогает раскрыть истинное лицо главного героя -йцекгулы Аманлиеза, который тайне мечтает о красавице Сарыгуль - замужней жещине. Сарыгуль, узнав о "черных" замыслах Эцекгулы, переодевается в мужскую одежду и отрезает ему уши. Поступок ее - есть проявление национального характера,но развдаая добрую традицию А.Дурдыева в его повести "Балш-мол-лая, Н.Помма идёт в своем романе дальше. .

Вот как развивается эта драма. Представляем схему трагизма. Эщекгулы. I. Сарыгуль лично сама отрезает ему уши. 2. йена Эщекгуяы Арзыгуль ведёт себя безнравственно. З.Егцекгулы снимают с работы. 4. Мать Зщекгут погибает от рук любовника его жены Порхана. 5,Полную неудачу терпят Эценгулы и.его приспешники - Мелеходжа и Гарабег.

Явно прослеживается переход комедии в трагедию посредством «этсй смелы. По этому поводу Б.А.Кичикова пишет: "Это преобразуйте структуру жанра неуклонное движение от комедийных,эпизодов к ситуации трагедии определяет место произведения..."!

• I. Котиков а Б. А. Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума": Автореф.дис...кавд.филол.наук. -И.;19В2.С.12.

Как описывает Н.Помма поведение Эщекгулн?

Чтобы показать своё расположение к Сарыгуль, он обращается за помощью к старухе Тенечир. Та за взятку йютро выполняет просьбу ацекгулы. Переодевшись в »енское платье, Эщекгулы приходит к Саригуль, а та заставляет его крутить ручную мельницу. ото не новый приём, он использован в туркменской народной сказке "Знец уни тУкенендир" /"У твоей матери, наверное, кончилась мука"/, Ощскгулы до утра вынужден крутить мельницу и, как в сказке, где мулла еле спасается бегством , тоже убегает. То есть, налицо народные корни смеха Н.Пошы. В этом его глубокая национальность и мастерство, Писатель мастерски создаёт портреты отрицательных героев - Ецекгулы, Меле-ходжи, Тач-гвссаба, Гарабека, Тенечир-здже, В каждом сатирическом образе присутствует смех» В этом,- "комический п&фос сюжета"? В изображении сатирических образов вдана, ходжи и муллы

H.Помма приближается к туркменским писателям Б.Кербабаеву, . Х.Деряеву. Нам известны образы Мамедвели ходжама в "Решающем шаге" и Сейит Ахмед-ишана в "Судьбе", Меле-ходжи в "Гатакаре" -типичного представителя ишанов, Исследователи жанра сатиры говорят о подготовленности сатирика, его умении видеть то,

что не подсилу другим. И.Эвентов пишет: "Истинное умение сати-г рика заключено прежде всего в том, чтобы уловить в многообразной,, пёстрой жизненной картине эти "безуспешные притязания" /слова В.Г.Белинского - А.К./,, это несоответствие содержания -' внешность, цели - средствам, нового -старому, возвышенного -убогому, подлинного - иллюзорному: в том, чтобы целой системой изобразительных средств - будь то шарф, гипербола, аллегорш, гротеск или всякий другой приём реалистического творчество - ' подчеркнуть, несоответствие, свергнуть его, как говорил Вол^т§п, в "пучину смеха"^. 1'

В туркменских сказках н анекдотах часто фигурирует тако(|; предмет, как сундук. Арзигуль в романе "Гатакар" приячет своего любовника в сундук. Это своего рода ловушка, с помощью

I. Халмухаммедов И. Г*лк*нин гуйди. -Ашгабат:Ильи, 1978.51-52 с.

2. Халмухаммедов ¡¡]. Туркмен эртекилеривде халк сатирасыныд чепер тэрлери. - Ашгабат: Шым, 1384. 14 с.

3. Эвентов И. Сила сарказма. -Л.:СП.Ленинградское отделение, ' 1973. С.

4.' Помма П. Гатакар. С.474.

16.

которой отрицательные персонажи попадают в комические ситуации.

Таким образом, мастерство писателя Н.Поммы в романс "Гатакар" проявляется в следущих примерах:

1. Трагичность образа главного персонажа - Эщекгулы Аманлыева.

2. Обоюдные действ да Лрзыгуль и Порхана.

3. Прикличения Меле-ходжи.

4. Использование таких деталей, как "сундук", "ручная мельница", замена мужской одеады на женскую, сплетни женцин, отрезание ушей,

5. Действия слабоумного Мыллыка.

6« Использование народных изречений, афоризмов.

7. Фольклорные приёмы показа событий. ■

.. 8, Сатирическая направленность всего романа.

9. Соотношение ситуации и языка.

Ю.Е&инство кошоэициии сюжета.

Словом, Н.Ломче удалось создать из маленького, незначительного на первый взгляд факта самые смешные ситуации. С этой точки зрения Н.Помма по стилю близок М.'Зсценко.'

Некоторое критики не находят в творчестве Н.Покмы элемент трагического и комического,, с чем нельзя согласиться. Писа- ^ тель показывает именно траигизм личности в его падении безнравственности. И с этой точки зрения писатель прав,

С развитием ойцеетва меняется природа сатира, она становится многообразней по свой тематике. Это проявляется в изображении образа бюрократа.

Долгие годы сатира обходила крупные проблемы. Только в последние годы она стала обращаться к наиболее острым.проблемам общества. Теперь объектом сатиры становится не мулла, не ишаи, не образ женщин-сплетниц, не.жених, а люди, занимающие высокое положение в обществе. Об этом ведется речь в третьей главе рабрты. Автор.подробно останавливается на произведениях Б.Гулова и Г.Хыдырова,.

Сатира Б.Гулова продолжает лучшие традиции турецкого писателя Э.Несина, создавшего ряд образов воров, формалистов, бюрократов, в цикле "писем с того света". Им был введён в са-

тиру Приём "письма". Д.Эсенов перевёл книгу Э.Нееина "Письма с того света"1. Его же сборник рассказов "Шерненди хачан цогулды" /"Когда родился Церменди"/ был переведен на туркменский язык рядом туркменских писателей*-. Все эти книги турецкого сатирика поилияли на развитие жанра сатирл в нашей литераторе, расширил! его границы, обогатили тематику и проблематику. К приёму "письма" часто стали обращаться и туркменские писатели-сатирики - Б.Гулов, Д.Эсенов, Л.Курт.

Социальная функция сатиры Б. Гулова вшолняется путём смеха. Он мастерски создал образы людей села. Сельская жизнь ближе творчеству этого писателя.

Итак, каждое новое произведение Б.Гулова, Д.Эсенова,А.Курта, Г.Хвдырова проливает свет на их художественную эволюцию и расширяет наше представление об их творческом потенциале. В этом плане эти писатели во многом отличаются от Н.Поммы своим новым отношением к старой теме. Так, Б.Гулов больше внимания уделяет внешнему описанию героя, идет смешные детали, его привлекают дела и заботы сельчан;, в его творчестве нет конкретного цикла сатиртеских типов. Профессии его героев разнообразны и часто вообще не имеют их. Н.Ломма часто прибегал к созданию образов ишанов и мулл.Тем самым он идёт от исторического понятия сатиры, или стандартного понимания её, к новому. Б.Гулов, Д.Эсенов, Г.Хыдыров изображают своих героев в современных ситуациях. Сатира постепенно меняется, того требует жизнь. Яркий пример этого - книги Б.Гулова "Аяллы саллах-лар" /"Женатые холостяки"/, "Шаи.и Шугул"^ , Г.Хыдырова "Басен

ерш гал-чанак" /"Кошмар"/ f Д.Эсенова "Пида".^

Читатели-современники всегда рассматривают новое произведение литераторы с двух диаметрально противоположных зрения. Одна

1. Эзиз Несин. О дкнйзден иберилэн хатлар. - Ашгабат:Туркменис-тан довлет неширяты, 1962. S6 с.

2. Эзиз Несин.Шермеади хачан догулды.-Ашгабат: Туркменистан, I960. 170 с.

3. Гулов Б.Аяллы саллахлар.-Ашгабат:Тгркмвнштан,1983.12й с.Шаммы Шугул. -Ашгабат:Магарьф, 1986.200 с»

4. Хьщыров Г. Басан ерим г ап -ч ана к. -Ашг абат: Туркме н из тан, 1980. 150 с.

5. Эсенов д. Пида. -Ашгабат:Туркменистан, 1938.210 с.

ТВ.

из них определяется актуальностью донного произведения для жизненного спыта и интересами читателя и той среды, которую он представляет или знает. Вторая точка зрения эмоциональная и определяется читательским чувством прекрасного в жизни^ и искусстве. Тут ш невольно обращаемся к книгам А.Курта, Г.Хы-дырова. Они больше пишут о городской жизни. В их произведениях активно употребляются современные термины, понятия,слова. Г.&щыров часто обращается к техническим, медицинским терминам. У него, если можно так сказать^ модернизирующий герой /"трест", "видеотелефон", "юмор-консультант", "контрольуправ-ление сатиры", "инвентаризация", "электрон", "либретто", "опера", "анальгин", "валидол", "телефон, "комета", "инкубатор", "экран", "междугородный"/. Это говорит о том, что диапазон тем художественной прозы сегодня иной. Если Б.Кербабаев, А.Каушу-тов, Н.Помма пытались изучить человека в конфликте с обществом, семьёй, самим собой, то новое поколение сатириков основной упор делает на переоценку истории и отрицательных черт человека. Так появляется новый тип сатиры, вообще новый тип литературы.

В ТРЕТьЕй ГЛАЕЕ - "Сатирические типы в художественной прозе ВО-х годов" - рассматриваются основные типы сатирических образов в туркменской прозе.

Постепенно отходя от традиционных отношений, стандартного подхода к проблеме характера, туркменская литература наших дней более активно вторгается в духовный мир неших современников, Нам известно из истории литературы несколько типов сатирических образов. Это фольклорный тип сатиры, каким является Алдар-косе, Эпецци, Эсенполат и окружаяцая их среда. Это классический тип сатирических образов, созданных Махтумкули, Кемине, Севди, Зынхары, Зелили. В их лирике центром сатиры были ишан, неграмотный мулла, кази-взяточник, ехидный бай, злой хвн, несправедливый шах. К порокам людей простых они обращались меньше.

В первых произведеншх советской туркменской прозы и поэзии объектами сатиры тоже традиционно- были баи, муллы, злые родители и т.д. Такой подход к характеру, к раскрытию сатирического образа господствовал до 60-70-х годов. Сатира была как бы скована, изолирована от повседневной жизни. Необходимо

было осовременить её. 5ту эОДвчу взялись решать писатели периода перестройки, внимание читателя уже не приплекают муллы и ишанн, его интересует сегодняшннй мир, Ситуацж изменилась, снимаются запрети на теш. Если сравнивать литературу эпохи классиков или периода застоя, то можно сделать ряд выводов. Туркменские писатели осторожно и постепенно создавали сатирические образы сегодняшнего дня. Однако многие из них, хотя и обращались к актуальны« темам, всё же били очень далеки от подлинно сатирического изображения действительности.

Таковы произведения "Асыллы гелниц огда" /"Сын скромной мецциньР/ Р.Алланаэаровв, "Адам ёла дхшйэр" /"Человек отравляется а путь"/ О.Шь ламой а, "Гунэкэрик рурруци" /"Разговор винокника"/' Г.Сейитмедова, Здесь не созданы яркие сатирические тши. lio в повестях "Шатлык 111омсетдццовцчип доглан г*ни" /"День рождении Шатлыка Шемсетдиновича"/ Х.Диванку.щева^, "ЧУйремек"

/"Эрозия"/ Р.Зсенова*-, "Пвда" /"Еертва"/ Д.Эсенова ^ вырисо-вшаится яркие, запоминающиеся типы бюрократов, формалистов, коррумпированных лиц. Таковы Щалт.ай /он же Шатлык/ Х.Диван-кулыева, Томашаев Р.Эсенова, Д.Ханов, Д.Эсенова.

В повести "Жертва" прослеживается новый подход к раскрытию бюрократизма, формализма. Главный герой повести "Пида" /"Жертва"/ - Дурды Ханов - человек кристальной чистоты. Он борется против несправедливости, но погадает в тюрьму. Сколько бы он не писал в различные инстанции, никто на это не,<обращает внимания. После тюрьмы он вынукден заняться гаданием, чтобы обратить на себя внимание журналистов и добиться справедливости. Он вовсе не "билгич" /"гадалыцик"/, но с помощью этого "ремесла" разоблачает таких бюрократов, форма листов, как Оразлы Чарыев, Годек Бабаев, Capí Херриев, Так рождал из ь сатирические типы из современных представителей власти.

1. Дивангулыев X, Гевхер Йузуклижз гелин. -Ашгабат:Туркменистан, I98B. 100-150 с.

2. Эсенов Р. Дуньеде сен бар. -Ашгабат¡Туркменистан, 1987.130190 с.

3. Эсенов Д.Пида, -Ашгабат: Туркменистан, 1988. I-I50 с.

Примечательно в этом отношении произведение "Пика хаты"/" Свидетельств о о браке"/ Д. Осе нов с, где старуха Амандурсун-эдеке сама становится жертвой бюрократа Курре Шайырдыевг. -

судьи. От девяностолетней старухи он требует свидетельство о смерти мужа, которого не могло быть в условиях дореволюционного Туркменистана.

Образы Шатлыка Шемсетди-ювича, Томашаева, Кур ре Шайдр-дыева появились в нашей прозе в период гласности. В современ-(НЙ туркменской прозе наметили:ь тенденции к созданию сатири-ко-публицистических произведений. Следует надеяться, что в скором времени будут создаваться всё более художественно совершешые типы сатирических героев.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся тоги исследования, • излагаются выводы подчёркивается, и выдвигаются.что в творчестве писателей 60-х годов сатира возрождается в новом направлении поиска художественного раскрытия характеров людей, способствующих освобождению от психологических оков прошлого. Задачи в этом направления стоят серьезше и решить их сразу будет нелегко. Одно ясно; туркменская проза - на пути поиска новых деталей и форм к созданию подлинно художественных сатирических типов.

Основное содержание диссертации изложно в следующих статьях и тезисах докладов автора на туркменском язьке:

1. заметки о сатире Н.Поммы //Актуальные вопросы туркменской филологии. - Ашхабад:Ылым,19?4, С.63-67.

2. Патриотическая лирика Н.Поммы //Тез.докл.молодых ученых, посвящ.50-летию ЛКСМ. -Ашхабад:Ылым, 1975. 4.1. С.62-63. /на русск.яз./.

3. Журнал "Токмак" и сатира Н.Поммы //Актуальные вопросы туркменской филологии /Тез.докл.конф.посвящ.50-летию Г тюркологического съезда. - Ашхабад:Ышм, 1976. С.43-44.

4. Вопрос художественного портрета в романе "Гатакар" Н.Помш //Тез.докл.1 научн.конф.молодых ученых АН ТССР,посвящ. 25-летию АН ТССР. -Ашхабад: Ышм, 1976. .

5. Своеобразие сатирических образов в прозе Н.Поммы //Тез.докл.научн.конф,мол.филологов,посвящ.ИО-летию со дня ровденш В.И.Ленина. -Ашхабад:Ылым, 1980. С.26-27.

6. Нурбердиеа П. История туркменской литературы. Т.5. №.

и -Ашхабад: Шшм, 1960. С.206-220.

7. Сатирические и юмористические мотивы в лирике Зелили // Тез.доклЛУ респ. научн.коьф. мол, филологов .Актуальные вопросы туркм. филологии, п ос вящ. 200-летию со дня рождения классика туркменской литературы фрбавдурды Зелили. -Ашхабадлым,

1982. С.32-33.

8. Сатира в поэзии Б.Кербабаева // Верди Кербабаев. Сб.ста-тей. -АикабвдгНлым, 1987. С.299-295.

9. Косвенные и прямые приёмы в туркменской сатире //Изв.АН ТССР.Сер.ойц.наук.-1989. » 1.С.63-68.

10. Особенности сатирической прозы //Изв.АН ТССР.Сер.ойц. наук. - 1990. № 5. С.73-77.

11. Стиль романа "Гатаиар" //Совет эдебияты. 1990. № 10. С. 179-182.