автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Саянский острог - памятник матерпальной культуры русских первопроходцев Южной Сибири ХVIII в.

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Шаповалов, Андрей Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Саянский острог - памятник матерпальной культуры русских первопроходцев Южной Сибири ХVIII в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Саянский острог - памятник матерпальной культуры русских первопроходцев Южной Сибири ХVIII в."

и од

На правах рукописи

Шаповалов Андрей Валерьевич

Саянский острог - памятник материальной культуры русских первопроходцев Южной Сибири ХУШ в.

07.00.06 - археология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации иа соискание ученой степени кандидата исторических наук

Новосибирск 1997

Работа выполнена на кафедре археологии и этнографии Hoboci ского государственного университета

Научный руководитель - кандидат исторических наук

С.Г.Скобелев

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессо]

В.И. Соболев

кандидат исторических наук A.B. Новиков

Ведущая организация - Алтайский государственный

Защита состоится 19 декабря 1997 г. в 16.00 на заседании диссер онного совета Д 200.09.01 по защите диссертаций на соискание у степени доктора наук в Институте археологии и этнографии СО (630090, Новосибирск, пр. академика Лаврентьева, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института ар> гии и этнографии СО РАН.

университет

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук

В.Т. Петр:

Актуальность темы. Материальная культура, являясь физическим проявлением деятельности определенного этноса или его группы, в полной мерс отражает особенности исторического развития последних. Формируясь и эволюционируя под влиянием различных факторов социально-экономического, политического и экологического характера, материальная культура становится носителем и ретранслятором ценностей, выработанных и отобранных каждым народом в ходе исторического процесса. Она фиксирует и дает возможность наблюдать в предметном виде весь спектр человеческой деятельности, независимо от того, нашло ли то или иное явление продолжение в культуре, либо было отбраковано и забыто. На определенном этапе материальная культура сама оказывает влияние на самые разные сферы человеческой жизнедеятельности. Изучая эти явления, можно глубже понять культурные процессы, происходившие в каждом отдельном этносе и человечестве в целом.

Хорошо известно, что " у каждого крупного народа, населяющего значительную территорию, под влиянием целого ряда условий в рамках единой национальной культуры существуют локальные областные особенности" (Александров, 1974. С.7). У русских эти особенности наиболее ярко проявились в ходе расселения и освоения ими новых территорий. Русская колонизация Сибири, в этом смысле, - пример весьма показательный. На протяжении трехвекового освоения Сибири русскими основную нагрузку адаптационного периода несли отдельные контактные группы - первопроходцы, первыми вынужденные изменять свои навыки и жизненный уклад под влиянием новых условий. На первом этапе освоения Сибири, в XVI - первой половине XVII вв., это были промысловики, служилые и торговые люди, ставившие зимовья и остроги на чужих, подчас враждебных территориях, вступающие в контакт с местным населением, начиная хозяйственное освоение территорий и создавая базу для будущей широкой колонизации.

В начале XVIII в. началось широкомасштабное освоение Южной Сибири -лесостепной и степной зон, к границам которых русские вышли еще в середине XVII в. Огромная территория Южной Сибири осваивалась русским населением очень неравномерно. Это зависело от ряда причин, как природно- климатического, так и политического характера. Поэтому представляется крайне важным исследование процесса освоения каждого отдельного региона и каждой социальной группы, принявшей участие в колонизации. В этом смысле комплексное изучение материальной культуры населения отдельного пункта позволит выявить многие особенности жизни, быта, служебной и хозяйствен-

и011 деятельности первопроходцев XVIII в., их адаптивные возможности, а также глубже понять общую обстановку, складывающуюся в Южной Сибири в XVIII в., зафиксировать уровень экономической и культурной жизни населения, определить тенденции ее дальнейшего развития. Кроме того, изучение материальной культуры русских первопроходцев Южной Сибири дает возможность определить ее региональные особенности, появившиеся в ходе освоения именно этих территорий. Наиболее результативным в этой отношении является привлечение археологических источников. Это не только существенно расширяет источниковедческие возможности, но и позволяет поставить ряд новых вопросов, связанных с культурой и хозяйством первых русских жителей региона.

Актуальность данного исследования определяется также слабой изученностью археологических памятников, оставленных русскими на территории Южной Сибири.

История изучения. Изучение собственно русских археологических памятников на территории Сибири началось сравнительно недавно. Реально оно было открыто работами А.П.Окладникова на Таймыре, где им были исследованы остатки русской экспедиции XVII в. сразу в двух пунктах - на острове Фаддея и на берегу залива Симса.

С 1950-х гг. начинаются исследования русских поселений в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1950 - 60-е гг. развернули широкие работы по изучению приуральских и западносибирских городов и крепостей сотрудники Пермского университета. Ими были исследованы памятники начального этапа продвижения русских за Урал - Соликамск, Орел-городок, Ляпинский острог, Верхотурье, Пелым.

Наиболее эффективные результаты дали комплексные исследования, проведенные в 1968-1973 гг. на месте заполярного города Мангазеи Г1о масштабам работ и освещению их в печати древняя Мангазея стала наиболее репрезентативным археологическим памятником русских в Сибири. Помимо публикации промежуточных результатов и статей, посвященных специальным вопросам, по итогам работ экспедиции издан подробнейший двухтомный труд "Мангазея. Мангазейский морской ход" и "Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв.", до сих пор являющийся образцовой работой по археологическому изучению русского населения Сибири.

Почти одновременно с работами в Мангазее в 1969 г. экспедицией под руководством А.П.Окладникова были исследованы остатки русского заполярного города Зашиверска. Работы экспедиции, в основном, были связаны с ис-торико-архитектурной проблематикой, собственно археологическое исследование не приобрело самостоятельного значения, поэтому в монографии, посвященной исследованию Зашиверска, археологическим материалам отведено всего несколько страниц.

В 1970-х гг. экспедицией Института истории, филологии и философии СО АН СССР в таежной зоне Западной Сибири были изучены остатки Казымского острога.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в 1960-70-е гг. частично были исследованы Братский, Илимский, Красноярский и Албазинский остроги. Работы эти носили, в основном, спасательный, либо разведочный характер. Они охватили лишь небольшие участки памятников, к тому же большая часть материалов раскопок до сих пор не опубликована.

В 1980-90-х гг. начались комплексные работы сразу на нескольких русских памятниках в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В бухте Командор на о. Беринга было исследовано место зимовки экспедиции В.Беринга. В результате, работ были исправлены неточности и ошибки письменных источников, получен значительный комплекс предметов материальной культуры XVIII в. Экспедициями Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН возобновлены раскопки на территории Аибазинской крепости, позволившие выявить ряд ошибок в работах предшественников, а также получить новые сведения об оборонительных сооружениях крепости и о судьбах ее защитников.

Экспедициями Якутского университета были проведены археологические работы на территории Алазсйского острога и Стадухинского поселения, по результатам которых издано монографическое исследование, где успешно решен ряд вопросов русского освоения Северной Азии и весьма полно представлена материальная культура русских полярных землепроходцев и поселенцев ХУН-ХУШ вв.

В Западной Сибири в последние десятилетия археологические работы на русских памятниках проводились в небольших объемах. Исключение составляют лишь разведочные раскопки на территории Томской крепости, организованные на ныне незастроенных участках современного города Томска, и разведочные работы на нескольких острогах Притомья. Работы эти позволили

уточнить некоторые детали архитектуры Томской крепости ХУН-ХУШ вв. и собрать богатую коллекцию предметов материальной культуры, дающую возможность судить о жизни и быте населения Притомья.

В 1980-х гг. впервые начались археологические работы на русских памятниках в Южной Сибири. Экспедициями Новокузнецкого краеведческого музея были проведены спасательные раскопки на территории Кузнецкого острога и поселеция Ильинка-У (дер. Шабалино). Оба эти памятника относятся к наиболее раннему этапу проникновения русских в Южную Сибирь и характеризуют материальную культуру населения только Кузнецкого уезда, освоенного русскими еще в XVII в.

Небольшие разведочные работы и сборы подъемного материала проводились на крепостях, расположенных на территории современной Новосибирской области - Бердском, Чаусском, Умревинском острогах, Усть-Тартасском, Каннском, Убинском и Каргатском форпостах.

В целом, несмотря на общепризнанную перспективность и необходимость изучения археологических памятников русского населения, они, на сегодняшний день, изучены еще недостаточно, и главное, очень неравномерно территориально. Археологическое изучение Средней и Южной Сибири только начинается. Раскопки Саянского острога и его комплексное изучение явились одной из первых попыток подобной работы.

Цели н задачи исследования. Целью нашей работы является детальное изучение материальной культуры, жизни и быта локальной группы - казаков -первопроходцев, живших в Саянском остроге и его окрестностях на протяжении XVIII в. В ходе исследования решаются следующие практические задачи:

- характеристика природно-климатических особенностей, анализ политической ситуации в регионе и степень их влияния на ход и методы колонизации его русским населением;

- выявление ведущих социальных групп русского населения в регионе и определение их роли в хозяйственном развитии осваиваемых территорий;

- выявление конструктивных особенностей оборонительных и хозяйственных сооружений Саянского острога, его графическая реконструкция, определение трудовых навыков строителей и места острога в системе фортификационных объектов на южной границе Сибири;

- классификация и уточнение хронологии бытования предметов материальной культуры русского населения, полученных в ходе археологических работ на территории городища, а также выделение предметов, распространен-

пых в Сибири только в XVIII в.;

- определение уровня развития материальной культуры первопроходцев в крае, способности к адаптации в новых условиях, степень влияния на нее культуры коренного населения;

- сопоставление археологических и письменных источников для фиксации социально-экономического положения первопроходцев юга Приенисейского края, изменения его на протяжении XVIII в., а также анализа особенностей жизни и быта обитателей Саянского острога.

Отдельной задачей является публикация неизвестных археологических материалов с сопредельных синхронных русских памятников и их сравнительный анализ.

Территория исследования. Археологический материал и письменные источники позволяют судить с достаточной уверенностью лишь об обитателях самого острога и территории, непосредственно связанной с ним, имеющей близкое по социально-экономическому положению население. Поэтому территориальные рамки исследования ограничиваются местом расположения Саянского городища и прилегающими территориями правобережья Енисея, на крайнем юге Минусинской котловины, где расселялись казачьи команды, служащие в остроге.

Хронологические рамки исследования определяются временем существования Саянского острога - 1718 г.- конец XVIII в. Этот период охватывает все время функционирования острога, появления на юге Приенисейского края казаков-первопроходцев, а также наиболее активный этап их хозяйственной и культурной деятельности по освоению края.

Методология исследования. Методологической основой работы является принцип построения на базе, полученных в результате комплексного изучения отдельной группы населения (в данном случае казаков) на замкнутой территории одного объекта (Саянского острога) данных, реконструктивных обобщений по типу "от частного к целому" применительно к более широким территориям. Комплексный подход осуществляется посредством соединения письменных, этнографических и других данных с материалами археологических раскопок. Этим же определяется и основной метод работы - верификация письменных источников археологическими и наоборот. В ходе работ для ре-

шения частных проблем нами использованы сравнительно-исторический и формально-типологический методы. Керамический материал обработан по методике А.А. Бобринского.

Обзор источников. В соответствии с целью и задачами в работе использовались археологические (вещественные), письменные и этнографические (устные) источники.

Основными источниками в данной работе являются материалы раскопок Саянского городища. Археологические работы на его территории проводились силами археологического отряда Новосибирского госуниверситета в 1987-1989, 1997 гг. под руководством С.Г.Скобелева и в 1995 г. под руководством автора. Полученные материалы хранятся в лаборатории гуманитарных исследований НГУ (общий объем предметов материальной культуры -свыше ЮОООед.).

В качестве сравнительных данных привлекались неопубликованные материалы раскопок Ю.В. Ширина на территории Кузнецкой крепости и поселения Ильинка-У и подъемные материалы с осыпи культурного слоя Усть-Тартасского форпоста, собранные С.В.Колонцовым.

Для аналогий при анализе вещественного комплекса Саянского острога нами привлекались также материалы, хранящиеся в музеях городов Красноярска, Новосибирска, Куйбышева (НСО), Новокузнецка, поселка Шушенское.

Письменных источников сохранилось очень немного. Все они делятся на три группы. Первую группу составляют подлинные актовые материалы центральных архивов конца XVII - начала XVIII вв. Это, в основном, переписка местной и центральной администрации, содержащая отчеты начальников казачьих отрядов о военных и разведочных экспедициях, рапорты и отписки сибирских воевод и губернаторов на запросы чиновников центральных ведомств.

Во вторую группу входят свидетельства путешественников XVIII в., посетивших Саянский острог и его окрестности. Это записки Д.Г.Мессершмидта, Г.Ф.Миллера, П.С. Палласа, И.Г.Гмелина.

Третьей группой письменных источников являются акты фонда "Саянский остро!'", целиком или частично опубликованные В.А.Вагиным в книге "Минусинский край в XVIII в." Документы эти хранились до революции в Минусинском музее, где были исследованы В.А.Ватиным. После революции они пропали. Фонд содержал переписку приказчиков Саянского острога с краевой администрацией с 1732 по 1793 гг. и ряд других документов.

. Для выяснения положения дел в последние годы существования Саянского острога и его дальнейшей судьбы большее значение имеют эшографи-ческие источники - устные свидетельства старожилов, данные по топографии и топонимике района, записанные в ходе комплексных этнографическо-археологических экспедиций О.Н.Шелегиной и автором.

Практическая значимость. Результаты работы можно использовать как материал для написания обобщающих научных работ и разработки учебных курсов по истории освоения Сибири русскими и по материальной культуре русского населения Сибири, а также для пополнения свода археологических памятников Красноярского края, для составления археологических карт, карты памятников русского освоения Сибири. Введение в научный оборот четко датированных и аннотированных предметов русских археологических памятников позволит расширить круг известных аналогов и источников для паспортизации коллекций сибирских музеев.

Научная новизна. В работе вводятся в научный оборот новые данные, полученные в результате археологических работ. Впервые применительно к территории Южной Сибири проводится комплексное исследование истории пограничной крепости, жизни и быта ее обитателей, реконструируется внешний облик южно-сибирского острога XVIII в.

Саянский острог является первым военным объектом в Южной Сибири, относящимся к XVIII в., который был подвергнут археологическому изучению. В площадь раскопок попали практически все элементы деревянной крепости. Конструктивное устройство многих из них в аналогичных археологических памятниках ранее не встречалось.

На материалах Саянского острога разработана формальная типология отдельных категорий предметов материальной культуры, выделен комплекс датирующих предметов для XVIII в.

Апробация основных положений диссертации проведена на региональной археологической конференции студентов ВУЗов Сибири и Дальнего Востока в Абакане в 1993 г., на международных научно-практических студенческих конференциях "Студент и научно-технических прогресс" в Новосибирске (1992 -1996 гг.); на конференции, посвященной 250-летию села Шушенского в 1994 г,, на конференции "Археология в ВУЗе и школе" в 1995 г. в Новосибирске; на Втором международном конгрессе этнографов и антропологов в Уфе в 1997 г. Отдельные положения работы изложены в ряде печатных и электронных публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (альбом рисунков и чертежей; список казаков, живших в остроге на протяжении XVIII в.).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава I. Особенности освоения русскими юга Прненнсейского края и XVII

- XVIII вв. В главе дается характеристика природно-климатических условий, политической и социально-экономической ситуации на юге Приенисейского края в XVII - начале XVIII вв., рассматривается мотивация и методы продвижения русских на юг. Определяется место Саянского острога в освоении русскими Южной Сибири, характеризуется состав населения Саянского острога и прилегающих территорий.

Освоение русскими первопроходцами Приенисейского края началось еще в XVI в. Основав г. Мангазею и укрепившись в низовьях Енисея, русские к началу XVII в. распространили свое влияние и на Средний Енисей, где в 1619 г. строится Енисейский острог. В первой четверти XVII в. отряды первопроходцев вышли на границу лесостепи. Далее к югу простиралась Хакасско-Минусинская котловина, привлекательная для колонизации русскими не только в плане пушною промысла, но и как район, пригодный для сельскохозяйственного освоения, что в условиях постоянной нехватки хлеба в Сибири было особенно актуально.

Здесь русские столкнулись с мощным противником, каким являлись местные кочевые народы. Ведущее место среди них занимали тюркоязычные группы, обитавшие в степях Верхнего Енисея и известные русским под названием "енисейские кыргызы". Они, в свою очередь, зависели от более сильных южных соседей - монгольского государсгва Алтын-ханов и позднее, Джунгарии, которые стремились расширить свое влияние на север. Экспан-сионисткие планы монголов и енисейских кыргызов столкнулись в этом районе с русскими интересами уже в первые годы XVII в.

Россия не имела еще достаточных военных сил в этом регионе Сибири для дальнейшего продвижения на юг. Правительству приходилось ограничиваться активной обороной, организуя на границе с "немирными землицами" цепочку укрепленных острогов-крепосгей, которые постепенно продвигались к югу . В 1628 г. "у киргизских людей за хребтом" удалось построить Красноярский острог. Дальнейшее продвижение на юг было заторможено практически до начала XVIII в. На протяжении всего XVII в. русские вели

затяжную борьбу с кочевниками, которая проходила с переменным успехом.

К началу XVIII в. положение в Приенисейском крае во многом изменилось. Численность постоянного русского населения увеличилась более чем в 4 раза, укрепилось и экономическое положение края. Изменилась внешнеполитическая обстановка в Южной Сибири. Ослабевшая Джунгария не могла в это время оказывать действенную помощь кыргызам, контролировать здесь сбор дани и соперничать с русскими. Эго усилило прорусскую ориентацию местных племен. В результате джунгарами было сделано несколько попыток вывода енисейских кыргызов и их данников за Саяны.

Для пресечения угона инородцев русское правительство строит на юге Приенисейского края новые остроги - в 1707 г. Абаканский острог вблизи устья р. Абакан, в 1718 г. в 120 верстах южнее Абаканского острога - Саянский острог. Со строительством Саянского острога завершилось, затянувшееся почти на 100 лет, присоединение юга Приенисейского края к России.

На вновь присоединенных территориях Присаянья под защитой Саянского острога в течение XVIII в. из казаков пограничных крепостей и пришедших позже крестьяно-разночинских групп образуется старожильческое население - первопроходцы. В связи с удаленностью от сибирских центров, слабым контролем адмиристрации края, при полувоенной пограничной жизни и доминирующей роли военно-служилого сословия здесь создались своеобразные условия, которые повлияли на складывание новых бытовых, хозяйственных и культурных традиций.

Глава II. Саянский острог как историко-археологнческпй памятник. В главе анализируется история изучения Саянского осгрога, уточняются спорные вопросы, связанные с его строительством, временем и местом существования, дается общая характеристика Саянского городища как археологического памятника.

Саянский острог просуществовал очень недолго. История его насчитывает чуть более 75 лет. Уже в конце XVIII в. Саянский острог утратил свое первоначальное предназначение и постепенно пришел в запустение. В 1790-е гг. укрепления его были разобраны, а последние казаки переселились в станицу Саянскую. Саянский острог разделил судьбу многих русских пограничных укреплений на юге Сибири. К началу XX в. точное местонахождение острога было забыто. Только в 1973 г. остатки его открыл известный шушенский краевед А.А.Горлевский. Он разработал программу по созданию на его месте мемориального музея, где первым этапом намечалось проведение масштабных

археологических работ, которые были начаты в 1986 г.

Ныне Саянское городище расположено на высокой надпойменной террасе правого берега р. Енисей. Из внешних сооружений сохранились его земляные укрепления - валы и рвы. В настоящее время это хорошо заметные на поверхности сооружения, огораживающие двор городища с трех напольных сторон. Со стороны реки границей городища служил высокий обрывистый берег Енисея. Высота обрыва в этом месте достигает 8 м.

Линии валов и рвов Саянского острога имеют геометрически правильные очертания. Валы в настоящее время представляют собой оплывшие задернованные сооружения высотой до 1 м, шириной 3,5 - 4,5 м. Валы соединены между собой под прямым углом. Рвы городища выкопаны параллельно валам с внешней стороны. Ров в современном состоянии имеет глубину до 1,9 м, ширину на поверхности 2,2 м, на дне 1 м.

Для детального исследования культурного слоя на поверхности двора городища был заложен сплошной раскоп, разбитый для удобства на секторы. Раскоп пересек весь двор городища от восточного вала до площади берега реки у западного вала уже вне городища и от северной стены до южной стены. В раскоп не вошла лишь юго - восточная часть острога.

Мощность культурного слоя но площади двора острога сильно варьируется. В центральной части двора городища культурный слой залегает в виде отдельных линз темно-ссрой и коричневой супеси, мощностью 0,05-0,15 м, включенных в дерновый слой, который в свою очередь залегает непосредственно на материке. Линзы культурного слоя очень бедны находками. Дерновый слой также очень тонок - в некоторых местах не превышает 0,03 м. Материк на всей площади городища - крупная, плотно слежавшаяся галька с супс-щаным заполнением (бывшее речное дно).

По периметру острога, где некогда существовали деревянные либо земляные сооружения, культурный слой тянется широкой (6-10 м) полосой вдоль внутренней кромки валов и отличается большей мощностью и насыщенностью. Толщина его чаще всего 0,15 - 0,2 м, непосредственно у валов и по углам острога - до 0,4 - 0,45 м. Культурный слой вдоль валов и по линии северной стены отличается большой насыщенностью. По всему периметру встречаются остатки деревянных сооружений в виде истлевших столбов, бревен и досок, составляющих отдельные конструкции. Большая часть деревянных сооружений залегает непосредственно на материковом слое, либо на слое супеси, подстилающем культурный горизонт.

Весь массив культурного слоя на территории городища очень однороден, и в нем практически не выделяются отдельные горизонты. Таким образом, дробная датировка предметов с площади городища по стратиграфии невозможна.

Территория Саянского острога, начиная с VI-VIII вв. и до эпохи позднего средневековья, активно посещалась местным населением (енисейскими кыргы-зами), о чем свидетельствуют найденные на территории острога предметы материальной культуры местного населения, датируемые VI-VIII и XII-XVII вв. Поверхность, где встречаются предметы дорусского населения, локализуется, в основном, узкой полосой вдоль берега Енисея. Находки с площади Саянского городища убедительно свидетельствуют о наличии на его территории, по крайней мере, временной стоянки кочевников; скорее всего кочевники останавливались в этом месте из-за существовавшей здесь некогда переправы.

Саянский острог является археологическим объектом, относящимся к раннему этапу освоения русскими Южной Сибири. В настоящее время территория острога археологически изучена на 70%. Остатки архитектурных сооружений, предметы материальной культуры, стратиграфические и планиграфиче-ские наблюдения, сделанные при проведении археологических работ, в комплексе с данными письменных источников позволяют практически полностью реконструировать внешний вид острога, детально охарактеризовать материальную культуру его обитателей, а также особенности их жизни, быта, служебной и хозяйственной деятельности по освоению края.

Глава III. Архитектура Саянского острога. В главе рассматриваются отдельные деревянные постройки на территории Саянского острога, особенности его планировочной структуры и архитектуры.

Саянский острог являлся типичным для Южной Сибири укрепленным опорным пунктом русских. В его строительстве проявились территориальные и хронологические особенности сибирского крепостного зодчества XVIII в.

Деревянная крепость острога - это прямоугольное сооружение с длиной сторон по внешнему периметру 56x52 м. По углам располагались четыре баш-пи 6,0x6,0 м, не выступающие за общую линию стен. Воротные башни в острог располагались в противоположных стенах.

Степы. Основная часть их построена в виде заплота - конструкции из горизонтального ряда бревен, концы которых укреплены в специальных пазах вертикально стоящих столбов. С внутренней стороны к стене примыкали помосты и батареи, составляющие внутреннюю часть стен. Это конструкция из

длинных (8 - 8,5 м) бревен, скрепленных между собой в "лапу" под углом около 150 градусов. Они составляли единую линию помостов и батарей. Максимальная ширина их (в углах, обращенных в сторону двора) -2,5 м, минимальная ширина (в углах, обращенных с стене) -1 м.

Северная стена, обращенная к реке, была построена в комбинированной технике. Значительная часть ее - "тарасами", то есть параллельными, венчанными стенами, разделенными поперечными перегородками - "перерубами". Пролет между северо-восточной угловой и проезжей башнями построен в виде заплота.

Башни. Исследованы остатки трех угловых башен, имеющих однотипную конструкцию. Это квадратные в плане сооружения, срубленные "в обло" из бревен диаметром 30-40 см; длина бревен - 6,4 м, остаток с каждой стороны -около 0,2 м. Внутри помещений сохранились остатки пола из горбылей шириной до 30 см, толщиной до 20 см (скорее всего половинки расколотых на 2 части бревен). Нол уложен на 3 поперечные лаги. В башнях имелись печи, сложенные из крупной гальки и глины.

Пороховой погреб расположен в западной части острога в 7 м от западного вала. До раскопок выделялся на площади городища визуально, представляя собой яму подпрямоугольной формы 7 х5 м, глубиной 0,9 м от уровня современной поверхности. Внутри ямы находились остатки строения, рубленного "в обло". На дне ямы зачищены остатки пола, настеленного на поперечные лаги.

Вход в помещение оформлен в виде пологого пандуса, вырытого в грунте (угол наклона 30 градусов, длина от стены - 3 м). На пандусе была построена лестница, ведущая непосредственно внутрь строения. Сам вход оформлен в виде бревенчатого коридора, видимо, с крышей, в верхней и нижней частях которого были дверные проемы.

Общая высота строения была не менее 3 м: причем два метра приходилось на подземную часть, и не менее чем на 1 метр здание возвышалось над землей.

Продовольственный склад (амбар) расположен рядом с пороховым погребом. Так же, как и последний, он был углублен в землю. Перед раскопками определялся визуально как подквадратная яма 5x5 м с пологими задернованными стенками. Вокруг ямы на расстояние 2,5-3 м отходит пологая насыпь из гальки, вынутой при рытье котлована. Под дерном и осыпавшейся галькой на глубине 0,1 м у края ямы были обнаружены сильно разложившиеся остатки верхних венцов сруба, рубленного "в лапу". Нижние венцы сруба находились на глубине 1,6 м от условного нуля. Полом помещения служила утрамбованная

речная галька. Вход в помещение располагался с восточной стороны (от двора). Реконструктивный размер помещения - 5x5 м. Вход, видимо, был расположен в верхней (наземной) части строения непосредственно под перекрытием.

По результатам работ сделана графическая реконструкция отдельных объектов и острога вцелом. Для него характерна очень четкая планировочная структура, связанная, видимо, с вводимыми в эпоху Петра 1 принципами "регулярства" в строительств. Соответственно регулярной планировке вся крепость членилась на отдельные функциональные зоны, с которыми связана служебно - хозяйственная деятельность его населения.

Глава IV. Предметы материальной культуры. В главе приводится типология и уточняется хронология бытования отдельных вещевых комплексов, определяется уровень развития традиционной материальной культуры первопроходцев.

Посуда. Керамика в Саянском остроге, как и в других памятниках поселенческого типа, является самым массовым материалом. Всего найдено более 10 ООО фрагментов. Глиняная посуда по общим пропорциям делится на следующие типы: корчаги и горшки, банки, миски и сковороды, кружки. Практически все типы известны русскому населению с глубокой древности. Функционально посуда принадлежит к следующим трем 1руипам: кухонная, столовая, тара.

Керамический комплекс Саянского городища рассматривался, прежде всего, в технологическом аспекте, для чего мы воспользовались методикой A.A. Бобринского. Методом бинокулярной микроскопии выявлены следующие неорганические добавки к глине: песок в различных пропорциях; дресва в различных пропорциях и разного размера и песок вместе в разных пропорциях. В некоторых фрагментах наряду с песком естественного происхождения обнаружены выгоревшие остатки травянистых растений,

Вся керамика с площади городища изготовлена на донностном начине. Полое тело конструировалось методом кольцевого ленточного налепа, иногда в сочетении ленточного со жгутовым. В отдельных случаях удалось проследить ширину ленты - 2,5-4 см. Дальнейшая обработка (профилировка, оформление венчика и обработка внешней поверхности) проводилась по программе, соответствующей развитию функции круга 1 -4.

Рецептура формовочных масс, методы формовки и обработки поверхностей всей керамики весьма схожи и принадлежат к одной традиции. Суля по изменениям РФК гончарство первопроходцев юга Приенисейского края на

протяжении XVIII в. развивалось от домашнего производства к ремесленному.

Кроме глиняной посуды в Саянском остроге найдены остатки чугунной и железной посуды, представленной фрагментами чугунных котлов, а также незначительные фрагменты стеклянной и берестяной посуды.

Железная и чугунная посуда, скорее всего, появилась еще со строителями острога и входила в состав предметов домашнего обихода его первых жителей. Стеклянные штофы и бутыли, напротив, могли попасть в острог не ранее второй половины XVIII в., после того, как в крае сложились устойчивые хозяйственные связи.

Утварь. Предметов повседневной утвари найдено немного. Это костяные и роговые гребни, железный светец, кресало, кремни, оковки сундука и некоторые другие. Практически все предметы быта входят в комплекс материальной культуры русских поселенцев Сибири. Большинство предметов имели очень простые, даже примитивные формы, при этом сохраняя высокие функциональные качества. Большинство предметов утвари изготовлено вне острога, не привозились лишь вещи, которые возможно было изготовить кустарным способом без специальных инструментов и приспособлений.

У местного населения заимствований бытовых предметов практически не проводилось, что говорит о сохранении первопроходцами ценностных ориентации на традиционную русскую культуру.

Орудия труда и оружие. Комплекс орудий труда представлен ножами и их рукоятями, формами для литья пуль, тиглями, инструментами для плетения сетей и развязывания узлов, оселками, рыболовными крючками и грузилами для сетей.

В остроге существовали кустарные промыслы, не требующие специальных навыков и инструментария - косторезание и близкая к нему по технике деревообработка, а также осуществлялась плавка свинца и литье пуль.

Среди остатков оружия - железное кованое ядро, картечь - "для скорых зарядов..[обшиты в холст из мелкаго галешнику и дресвы", ружейные кремни, мерка для пороха. Вооружение казаков практически не отличалось от вооружения гарнизонов других крепостей в Сибири; в него входили все известные элементы казачьего снаряжения, что строго регламентировалось центральной и сибирской администрацией.

Элементы одежды, украшения, предметы культа. Археологические материалы дают возможность познакомиться лишь с некоторыми элементами внешнего убранства обитателей острога, в основном из устойчивых мате-

риалов - металлов и кости. На территории Саянского городища их немного. Это пуговицы, пряжки, железная бляха, сапожные гвозди, подковы, шпора, бусы, перстень-печатка, кресты-тельники, подвесная нательная икона.

Анализ немногочисленных, сохранившихся элементов одежды, украшений и предметов культа позволяет сделать вывод о довольно высоком уровне доходов обитателей острога, предпочитающих в костюме использовать привозные, достаточно дорогие предметы. Большинство из них - традиционного серийного изготовления, широко распространенные у населения Сибири. Встречаются и штучные уникальные вещи, предметы импорта из европейской части России.

Курительные принадлежности. На территории Саянского острога найдено 12 головок курительных трубок трех разновидностей.

Бухарские - небольшие бруски со скругленными углами передней части и двумя перпендикулярно расположенными маленькими воронкообразными отверстиями. Данная форма генетически связана с формой головок курительных трубок, найденных в селькупских могильниках XVII в. Это наиболее ранние формы курительных трубок известные в Сибири. Все головки трубок вырезаны очень грубо, неаккуратно. Их формы просты и функциональны. Скорее всего, это были повседневные, бытовые вещи, наскоро изготовленные из подручного материала самими казаками. Изготавливать трубки подобной конструкции казаки научились у сибирских инородцев.

Русские - Г-образные. Эта форма появилась в Сибири не ранее XVIII в. и продолжила традицию развития европейских (голландских) трубок, широко распространившихся в России. В начале XIX зв. русские трубки полностью вытеснили в Сибири трубки бухарского типа.

Третий тип - переходный, соединивший в себе элементы бухарских и русских форм.

Распространение курительных принадлежностей определенных форм среди населения Саянского острога маркирует проникновение в Сибирь различных традиций потребления табака и определяет их пути (Китай-Сибирь, Буха-рия-Сибирь, Россия-Сибирь). В использовании курительных принадлежностей бухарского типа проявились высокие адаптивные возможности русских первопроходцев, которые позволяли перенимать из материальной культуры коренного населения самые функциональные и удобные вещи, синтезировать их формы и, свободно изменяя их, применять к своим условиям. Казаки на протяжении XVIII в. постепенно переходили к изготовлению трубок русского типа, о чем свидетельствуют находки головок переходных форм и Г-образпон. Однако

количественное соотношение головок русского и бухарского типов свидетельствуют о том, что казаки, не терявшие связи с материальной культурой русского населения Сибири, в некоторых аспектах повседневного быта ориентировались на традиции окружающих коренных народов.

Глава 5. Хозяйственное освоение края первопроходцами в XVIII в. В главе обобщаются сведения о хозяйственной и служебной деятельности первопроходцев, анализируется их повседневная жизнь, бытовые привычки и морально-нравственные установки.

По. мере укрепления русских в Минусинских степях и уменьшения опасности нападения качевников собственно военно- служебные функции казаков постепенно уступают место функциям хозяйственно - административным. Казаки - первопроходцы становятся работниками "государевой вотчины", выполняя по указанию сибирской администрации самые различные работы по хозяйственному освоению края.

В ходе выполнения различных служебных поручений казаки начали хозяйственное освоение края, ближе познакомились с его условиями и природными ресурсами. В ходе освоения Присаянье они заняли главенствующее положение в крае, что сказалось на процессе их переезда сюда на постоянное жительство, перевозе семей и обзаведении личным хозяйством. Они самовольно захватывали земли и утодья, где заводили пашню, невзирая на запреты правительства и жалобы инородцев. Казаки - первопроходцы получили большие преимущества перед другими группами русского населения, т.к. они лучше знали край и его особенности, первыми выбрали места для полей и угодий и на несколько лет раньше обзавелись хозяйством. Поэтому уже во второй половине XVIII в. казаки жили довольно зажиточно.

Казаки принесли на юг Приснисейского края навыки земледелия и многие другие формы хозяйства, практиковавшиеся русскими в Сибири. На протяжении всего XVIII в. этн навыки сохранялись практически без изменения. Первопроходцы вели патриархально-натуральное земледельческое хозяйство в сочетании с животноводством, рыбной ловлей и домашними промыслами.

В основе их ремесленной деятельности лежал опыт, вынесенный из европейской России и ранее освоенных Сибири, приспособленный к местным условиям и дополненный приемами и навыками аборигенов. Промышленная деятельность казаков на протяжении века оставалась на уровне домашнего производства, лишь в отдельных важнейших областях, таких как гончарство, постепенно трансформируясь в ремесло на заказ или рынок. Единственным

служебным производством здесь являлось литье пуль. Однако в остроге существовали кустарные промыслы, не требующие специальных навыков и инструментария - косторезание и близкая к нему по технике деревообработка. Скорее всего развитие их связано с необходимостью изготовления мелких, не требующих от изготовителя особого мастерства, поделок.

Быт и нравы первопроходцев - казаков на первом этане освоения края во многом определяется казарменным положением в пограничном остроге. Первые поселенцы острога были казаками-годовалыциками. Оказавшись здесь без семей, которые остались в местах постоянного жительства, казаки надеялись в скором времени покинуть Саянский острог, тем более что службой здесь они были весьма недовольны. Поэтому вполне естественно, что они чувствовали себя временщиками в этом крае, что влекло за собой формирование особого психологического настроя, который отражался не только в служебной и хозяйственной деятельности, но и в отношении к собственному существованию, бытовым условиям, в арте- и экосферах. В процессе службы у казаков появлялось безразличие к качеству пищи, удобству и чистоте мест ночлега и постоянного жилья, санитарно-гигиеническим и нравственным нормам.

Только с середины XVIII в., после появления в крае казачьих семей и кре-стьянско-разночинского населения, положение казаков несколько меняется. Они поселяются в деревнях, входят в традиционный ритм жизни сельскохозяйственной общины, где быт подчинен строгим правилам земледельческого и промыслового хозяйства. Тем не менее, образ жизни и психологический настрой, сформировавшиеся на ранних этапах освоения новых территорий, наложили отпечаток на быт и нравы первопроходцев и во многом определили формирование бытовых традиций русского населения Южной Сибири.

Заключение. В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные выводы.

Освоение южных территорий в XVIII в. стало отдельным этапом в колонизации Сибири. Южную Сибирь осваивали, в основном, выходцы из ранее присоединенных районов - служилые люди. В отдаленных районах на юге Сибири в XVIII в. складывались особые группы первопроходцев, где доминирующую роль, играли казаки.

В Южную Сибирь казаки сразу переносили хозяйственные и трудовые традиции, выработанные в Сибири предыдущими поколениями русских . Исследованные в данной работе материальная культура, хозяйственная деятель-

ность, жизнь и быт первопроходцев свидетельствуют об изменениях, которые происходили в культуре русских сибиряков в ходе освоения этих территорий. Изменения эти были не столь масштабны и заметны, как на начальном этапе продвижения в Сибирь в ХУЬХУП вв. На юге Сибири первопроходцам не пришлось в больших объемах перенимать хозяйственный и экологический опыт коренного населения и глобально адаптировать свою культуру к местным условиям.

По материалам Саянского острога наблюдается несколько любопытных изменений в материальной культуре русских первопроходцев:

- некое общее временное отставание в развитии материальной культуры и некоторых сфер деятельности, по сравнению с ранее освоенными территориями Сибири;

- большее влияние государственной регламентации на деятельность первопроходцев и как следствие этого - унификация отдельных элементов материальной культуры;

- консервация и традиционное использование отдельных навыков, предметов и средств, выходящих в других местах из употребления.

Однако полного отрыва от общего хода развития культуры русского населения Сибири это не вызвало. Связь с материнской культурой была непрерывной. Так, например, архитектура острога демонстрирует использование самых передовых в Сибири технологий и приемов. К тому же уже на втором -хозяйственном этапе освоения, с укреплением хозяйственных связей и с появлением в регионе постоянного русского населения постепенно развиваются земледелие, рыболовство, пушной промысел, скотоводство, появляются личные, достаточно зажиточные хозяйства, возникает ремесленное производство и торговля, что отражается на жизни и быте, материальной культуре и мышлении первопоселенцев. Уже к концу XVIII в. региональные отличия первопроходцев от старожилов ранее освоенных районов постепенно исчезают. Поскольку Саянский острог являлся лишь одной из многочисленных крепостей на южно-сибирской границе, процессы, происходившие в нем, видимо, во многом совпадали с теми, что происходили в других пограничных регионах.

Саянский острог является первой из южно-сибирских крепостей XVIII в., практически полностью изученной как археологический объект и подвергнутой комплексному всестороннему исследованию. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и необходимости систематического археологического изучения других русских памятников в Южной Сибири. Исследования

Саянского острога, по нашему мнешпо, являются лишь первым шагом в этом направлении. Думается, в перспективе возможно изучение не только отдельных памятников, но и сравнительный анализ целых районов, с включением одновременных памятников коренного населения, что позволит восполнить пробелы в знаниях о культурных процессах, проходивших в Южной Сибири в период русского освоения.

Список работ, опубликованных по теме диссертации.

1. Керамика Саянского городища// Материалы XXXI международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс". Новосибирск, 1993. С. 17-22.

2. Обработка кости в Саянском остроге// Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Абакан, 1993. С. 45-46.

3. Укрепления Саянского острога// Научно-практическая конференция, посвященная 250-летию села Шушенского и 50-летию Шушенского района (материалы выступлений). Шушенское, 1994. С. 14-15.

4. Бронзовое лигье из "старых поступлений" НОКМ // 75 лег Новосибирскому областному краеведческому музею. Новосибирск, 1995. С.37-46.

5. Музейные коллекции в общеобразовательной школе// Археология в ВУЗе и школе.Новосибирск, 1995. С. 55-56 (в соавторстве с A.B. Белоусо-вым).

6. Оборонительные сооружения Саянского острога// Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово, 1995. С. 138-148 (в соавторстве с С.Г.Скобелевым).

7. Проект программы курса "История культуры коренных народов Сибири"// 75 лет Новосибирскому областному краеведческому музею. Новосибирск, 1995. С. 26-36 (в соавторстве с А.В.Белоусовым).

8. Раннекыргызскне фортификационные сооружения па Верхнем Енисее// Материалы XXXIV международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс". Новосибирск, 1996. С. 30-31.

9. Этнография и информатика: опыт интеграции // Второй международный конгресс этнографов и ангропологов. Резюме докладов и сообщений. Уфа, 1997. 4.II. С. 178-179 (в соавторстве с Т.А.Журба).

10. Потребление табака в Сибири: генезис традиций//Исследования по исторической этнографии и фольклору. Токио, 1997. № 8. С. 130 - 195. На японском яз.