автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Сельская семья Мордвы Самарского Заволжья (конец XIX - 80-е гг. XX века)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Корнишина, Галина Альбертовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Сельская семья Мордвы Самарского Заволжья (конец XIX - 80-е гг. XX века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сельская семья Мордвы Самарского Заволжья (конец XIX - 80-е гг. XX века)"

МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ИЛ ПРАВАХ РУКОПИСИ

КОРНИШИНД ГАЛИНА АЛЬБЕРТОВНА

СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ МОРДВЫ САМАРСКОГО ЗАВОЛЖЬЯ

(КОНЕЦ XIX—80-Е ГГ. XX ВЕКА) 07.00.07 — ЭТНОГРАФИЯ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА — 1992 СЬ з А П. ИР^С

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики при;Совете Министров Мордовской ССР'

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — доктор исторических наук, профессор К. И. Козлова.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор исторических наук В, И. Козлов, кандидат исторических наук Р. К. Салтыкова.

Ведущее научное учреждение — Научно-исследовательский институт языка, литературы и истории при Совете Министров Марийской ССР.

Защита диссертации состоится «сх-3 » марта 1992 года в « йч?» час. на заседании специализированного совета К'053.05.29 по археологии и этнографии в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Адрес: Москва, 117234, Ленинские горы, МГУ, I корпус гуманитарных факультетов, аудитория 550.

С диссертацией можно ознакомитося на кафедре этнографии МГУ.

Автореферат разослан < J-J . ■¡ьйос/гк^/ЪЛ' 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук, доцент

Л.Б.Яаоеяяте-тгевя

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Семья — одна из важнейших ч общества. Она участвует в . сохранении, накоплении и даче новым поколениям трудовых навыков, обеепечива-реемствсппость национальной культуры. Семья служит людей первым источником социальных идеалов и об-эв поведения, велико ее знамение в организации по-(синя и совместного быта людей. Н л конец, о г семьи :нт н воспроизводство самого этноса., Вместе с тем, сс-— одна из высших моральных .ценностей общества. Троблемы семьи Изучают представ«г?:ш различных на-х дисциплин — социологи, демографы, историки, этпо-ы н др. Многие из проблем семьи нестедуготся комн-ю в нескольких аспектах (например, этносоциальный, №М01 рафичсскнц и др.). Интерес этнографов к пробле-сс.мьи определяется во-первых, тем, что в структуре се-ее быту сохраняется этническая специфика; во-вторых, что-семья гю-прежпему остается важнейшей . микро-;ой воспроизводства этноса, носителем и продолжите-то культурно-бытовых традиции. Поэтому изучение се->брачпых отношении очень важно дтя понимания еов-¡тд национальных процессов в стране, их прогиозпро-[ н управления ими, а также н для решения других за-тапример, связанных с гармонизацией межличностных гати, воспитанием детей, передачей им (рудовых пан' духовных ценностей. >бъектом исследования в данной работе является семья <ого населения, так как именно в сельской семье в юн степени, чем в городской, сохраняется этническая фика, культурно-бытовые традиции народа, изучение ых чрезвычайно важно для рассмотрения этнических и ' льпых аспектов для развития семьи: дтя понимания как изменялись и изменяются семенные градации и об-какова общественная, значимость их солгркаппя, ка-тендепцин их развития и как фор-мпруююя черты сов- . ной бытовой культуры. Настоящее, а в определенной I будущее семспно-бытовых явлении не может быть "очно понято без знания их прошлого, ктуальность изучения сельской семьи определяется необходимостью решения практических задач соии-ч> развития села, п частности, закрепления на селе ых людей, рационального использования в сельском юдетве трудоспособного населения и т. и.

/

Цель и задачи, исследования. Основная цель даин< диссертации состоит в том, чтобы показать качественные 1: меиепия в структуре сельской семьи мордовского населен: Самарского Заволжья в указанных хронологических ра ках (коней, XIX—80-е гг. XX века), а также выявить спей фическне черты, присущие мордовской сельской семье чаемого региона. Эти проблемы рассматривали:-,I (там, • что возможно) отдельно у эрзи'и у мокши.

Б работе ставились следующие конкретные задачи:

— рассмотреть изменения.в структуре и функциях мс довскол сельской семьи Самарского Заволжья;

— проанализировать динамику количественного рази тпя межнациональных браков и их влияние на изменен структуры населения с точки зрения его этнического сое таи

— показать семейные обычаи, обряди и праздники в эволюции;

— выявить, с рднон стороны, региональные особсннс ти сельской семьи мордвы изучаемой территории, а с Д(-гой, ее общность с семьей сельского мордовского населен Мордовской ССР;

— дать, но мере возможности, .сравнительный апал семснпоц структуры, а также семенной обрядности морд: н соседних народов.

В качестве методических установок и«ж написании еертацип послужили ¡¡лучшее труды, в которых семьи- р;. сматрнвается как продукт общественной системы, .счей общества, изменяющаяся но мере его развитая, что < тан перед исследователями задачу конкретно-исторического пс хода к изучению семьи с учетом экономических, еоцна-п.пь политических, этнокультурных условий. При разработке -мы также учитывались теоретические, методологические методические положения, получившие развитие а работ советских этнографов, социологов, демографов.

Источниковедческой базой исследовании явились арх! пые, материалы Ш'Л МССР, материалы архивов Сам ар Бутуруслаиа, Бузулука и рукописного фонда НИИЯЛ1 при Совете Министров Мордовской ССР. Наибольшее щ ло документов по теме извлечено из Государственного ; .\п и а' Самарской области (ГАСО). Много снеденин чипа опубликованных статистических справочников 'г. сборник« например, из сборников статистических сведений но Сам; ской губернии. Целый ряд статистических показателей 1 лучен из материалов Всесоюзных переписей населения 19

59 годов с которыми автор работал в Управлении по клике Самарской области.

3 диссертации широко использован полевой материал, iннин автором но время этнографических зкспедшшп и ндировок в мордовские (мокшанские и эрзянские) села ipCKoíi и Оренбургском областей. Были обследованы раз-ые по типу, территориальному положению и "лппческо-остану поселения. Всею с различной степенью полноты i обследовано 31 мордовских селения и 14 смешанных лепных пунктов. В процессе сбора маюриала были осу-влсны этнографические и фольклорные 'записи, которые тали восстановлению более конкретно!'; карданы ваан-ношении между членами семьи, уточнению семейных дои и обычаев, многие из которых нося.' уст<'ччивыи ха-ер и до сих пор сохраняются и быту. При работе в го-х условиях применялась методика ппгерныо и личных юдепии. Информаторами были люди различных возрас-социальпого положения и национальное;п. С мордвин ты, как правило, проводились па родных (мокша и эр-языках, что способствовало более полному сбору мате-а. Нам удалось присутствовать и иаблюдат'.) современ-свадебпые и родильные обряды в ряде сел. Во время '-омапдпровки в 1986 году автором был ¡¡poli опрос по посемейной анкете. В neii фиксировались об-сведсння о семье: число членов, степень их родства, аст. образование, место работы. Отмечались источники дов членов семьи, .характер бюджета семьи, способы и о проведения членами семьи свободного времени, а <е ряд вопросов, касающихся манмоотчондшна членов иного коллектива. Для получении статистического ма-ала проводилась обработка по.чсыяпстаенных кик г сельСоветов, что позволило получить сплошные данные по аселенпым пунктам Самарской области и по раду гоп-'В провести их сопоставление с полевыми материалам;;, ¡рактерпешка браков дана на основа чин Обработки ре-" рационных карточек Самарского обл ил ного архива С и архивов ЗАГС ряда районов области.. Всего было ¡бодано 5985 карточек, охватывающих период с НШ по ! годы.

Изученность темы. Тема семьи и семсиио-брачиых от-enníi является традшшопиои в советской этнографии, ьшое значение для разработки вопросов семеимо-брпч-проблематики имеют труды Э. К.' Васильевой, О. А.

Ганцкой, М. С. Кашубы, К. И. Козловой, Я. С. Смирнове Л. Н. Терентьевой и других, посвященные исследозани семьи у различных пародов. Степень изученности <емьн разных регионах нашей страны неодинакова. В Средне Поволжье достаточно детально изучена семья у чунаше татар и русского, населения этого региона. Мордовская и семья не подвергалась 'специальному исследованию. Лин отдельные стороны этой проблемы нашли отраженна в ъ нографнческои литературе. Из дореволюционных ,-¡второй семенном быте мордвы писали В. Н. Мапнов, А. А. Шахм; той, }{. Н. Смирнов, М. Е. Евссвьев. Б советский перис рамка исследования проблем семьи несколько расширила;-хотя .авторы, в большинстве своем, по-ирежчему г, свои работах описывали семейные обряды и чраздинки. В но< ледние десятилетия появились исследования специально по< вященные этой проблеме, к ним относятся дпссертацп Т. П. Фезяновпч1 и Н. Ф. Беляевой2. В монографии В. I Балашоваз н киксе, написанной им совместно с соигюлсио; А. И. Савиновым4, я также в историко-эгнографпческн очерках «Мордва»5 имеются разделы, где рассматривают;-количествеппыс характеристики как дорезо поцпоппий, та н современной мордовской семьи.

Что касается конкретно мордовской семьи Самарског Заводжья, то она еще менее изучена, чем семы мордоиско го населения Мордовии. В работах дореволюционных н со ветских авторов, посвященных мордве этого региона, лтш фрагментарно затрагиваются вопросы семьи и семенной быта. Из дореволюционных публикаций мо-ь.ло назван Статьи В. О. Трироговз. М. Гребнева; Н. Федорова, И. Ар хаигельского, II. Белореченского, Г. Беневоленского н неко горых других авторов. В советское время о семенных и ре чигиозпых обрядах мордвы Заволжья писал И. С. 11оздпе1 (Сибиряк). В. II. Тумайкин в одном из раздало*! своей дне-

1 федяиович Т. П. Традиционные ммейиые обряди мец'&пы. Дне ..канд. игтор. наук. М., 1*974.

2 Беляева Н. Ф. Традиционные приемы по уходу и злешггашмо леей у мордвы (кон. XIX—нач. XX века). Дне. ...касд. тггор. паук. Са->анск, 1986. •

а Балашов В. А. Культура и быт мордовского ,<ол.чол'ого села. Са-анс'к: Мордоп. кн. изд-яо, 1975. — 168 с.

4 Балашов В. Л., Савинов Л. И. Облик соарсмлч'ой семьи. Саранск: \ордов. кн. нзд-во, 1987. — 144 с,

ч Мордва: Исгорпко-эишграфнчсские очерки. Саранск: Мордои. кн. зд-но, 1981,—336 с,

С

цип рассматривал формы мордовской 'срестьянекон се-Самарской губернии в XVIII—XIX веках1. 1аучная новизна исследования оиреаеляегся тем, что является первой специальной этнографической рабою изучению сельской семьи мордвы Самарского За-ья, ее количественных характеристик, функций, спутанных отношении на основе анализа и обобщения глых, этнографических, литературных, фольклорных и, де всего, собственных полевых материалов автора. 1рактическая значимость работы состоит в том, что в ¡ыяплени факторы, в том числе этнического характера, бствугощпе стабилизации семьи, что может быть нс-овапо в деятельности по укреплению сельской семьи, риалы об этнокультурных характеристиках семьи ноз-эт в определенной мере судить о направлении этппче-п этносоциальных процессов у мордвы Самарской об-

Эмпирический материал, основные положен»« г. выводы ртаипи могут быть привлечены при разработке лекци-í курсов по проблемам семьи и национальных спиоше-Дапные ó семейных обрядах, обычаях и праздниках мо->ыть использованы работниками учреждении культуры »свещегшя.

'езультаты работы войдут в состав источников при наши коллективной монографии «Мордза Заволжья», за-фовапнон Ы'аучно-исследовательским üctiitvгом ."зыка, атуры, истории и экономики при Совете Министров овской ССР.

1Пробация работы. Основные положения исследования изложены автором в сообщениях на Всесоюзных и ре-льпых конференциях в городах Ижевске (1985 г.), ;ар-Оле (1987 г.), Чебоксарах (1988 г.), Сухуми (! 988 г) '1989 г.), Казани (1988 и 1989 гг.), Алма-Ате (1990 г.). fo теме диссертации опубликованы 3 статьи и ~озисы доц.

[иееертацпопная работа обсуждена, получила голодную оценку и рекомендована к защите на .заседании ра археологии и этнографии Научно-нсследовагельско-ститута языка, литературы, истории и экономики при е Министров Мордовской ССР.

Гумаики» Б. П. Соседская община Заволжской мордчы п пореши й период (по материалам Самарской ryúcpuin). Дне. ...канд. паук, Саранск, 1974.

Структура диссертации. Работа состоит из введепн: двух глав и заключения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, •рж крыкается" научная и практическая значимость работы, с новизна, • определяется предмет, цель, задачи нгследова.тп: лается обзор источников и научной литературы, опнсыпаегс методика и техника сбора и обработки материал;!.

Во введении также прослежена краткая история злее лепия мордвой левобережья Средней Волги ч динамика чж ленности мордовского населения .на этой территории с ксн на XVII века до наших дней.

Первые сведения о проникновении мордзы па левоб( режье Средней Волги относятся к середине XIV- века. Н основной приток мордовского населения в этот регион нр< исходил в XV!! — первой половине XIX вв. Главный ноте переселенцев на левобережье Волги шел : северо-запада и юго-восток и захватил преимущественно эрзянские грунт Поэтому численность эрзянского населения здесь оказалас значительно больше мокшанского. Мордва-эрзл являете основной частью населения в 92 населенных пунктах, а чж то мокшанских селении в области насчитывается всего 6. Ставропольском районе Самарской области существует гру! па русско-мокщанекнх селений, по она также пемногочт ленна (7 сел). Надо отметить, что иногда мокша и эрзя с« лились о одном населенном пункте, что не .характерно дл Мордовии, ио было' отмечено также в Оренбур! ской и С; ратовскои областях. Группы мокши в этих селениях, кг правило, были меньше эрзянских и постепенно были аса милированы последними.

В настоящее время, - согласно материалам Всесою.шс переписи населения 1989 г., численность мордвы в Сама] скоп области составляет 116.475 человек. Наиболее высок) процент мордвы наблюдается в Исаклинском (23.9 проц.) Шенталинском (20,9 проц) районах области. За последш десятилетия среди этой группы мордвы усилились ассим: ляцпонные процессы (с 1970 по 1989 гг. численность мо довекого населения Самарской области уменьшилась поч: на 2.000 человек) в результате целого комплекса дрнчн среди которых: удаленность от коренной этнической терр торпи, искомпактность расселения в Самарской области, р

ая урбанизация мордовского сельского населения п ряд 1,\ факторов.

> первой главе — «Структура мордовской сельской 1 Самарского Заволжья, се социальные и демографи-10 характеристики» — рассматриваются изменения косвенных характеристик семьи, внутрнсемеппых вг.аимо-непий и функций семьи, происшедших за период с кон-IX до 80-х гг. XX века.

Проведенные исследования свидетельствую^, что за матриваемыи период времени структура семьи мордов-) сельского населения Самарского Заволжья значитель-простилгсь. Так, заметно уменьшилась людность семей, в 1902—1916 гг. средний размер их насчитывал 6,6 чека, то в 1986 г. — лишь 3,0 человек:). Намного сипзн-в общем количестве семей доля семейных коллективов, ояш.нх из 6 и более человек, с 59,9 процента ¡5 1902—1916 ¿о .6,1 процента в 1986 г. Зато значительно возросла за время доля одиночек, которых автором вообще не было ¡кенровапо'среди мордвы Самарского'Заволжья в начале его столетня, а в 1986 г. они составили 23,8 процента учтенных семейных союзов. Увеличилось и количество насчитывающих 2 человека: с 1,9 процеьта и 1902— 1 гг. до 28,7 процента в 19.86 г. Число семей с людиосгыо > человек изменилось не так заметно, причем нлправлен-'ь изменении в различные периоды времени в это А груп-[е была постоянной.

Большие изменения произошли в поколенном согтдзе :и. Намного возросло количество одпопоколенны'х семей-союзов с 2,4 процента в 1902—1916 гг. до 311 процента. )86 г., доля двухпоколенных семей увеличилась не столь ппельпо, соответственно с 46,1 процента до 52,1 ироцеп-Число трехпоколепных и четырехпоколенныл семей, пао-от, заметно уменьшилось соответственно с 44,6 п 6,9 про-та в 1902—1916 гг. до 13,2 и 0,6 процента и ¡986 г. По менее существенные перемены паблюдлютсл в сгрук-е семей по характеру родственных отношении. Сократч-ь число сложных семей. Если в начале XX в. они состав-[п 63,7 процента, то в 1986 г. всего 14,3 процента. Изме-[ся и состав этих семенных коллективов. Если в начале ущего столетия около 30,0 процентов всех сложных семей тавляли семейные коллективы, состоявшие из одного пли >их родителей с двумя и более женатыми сыновьями них омством, то сейчас таких семей автором ие зафпкенро-

вапо. К 1986 г.-среди сложных семей стали преобладать rt кис, которые включают в своп состав родителей с одни; женатым сыном или вдовой снохой и внуками (60,4 продет та всех сложных семейных союзов).

В настоящее время видное место среди сложных семе 38,6 процента) заняли семейные коллективы, где замужни дочери проживают-вместе со своими родителями. В прошло.! они,'как правило, покидали родной дом. Лишь изредка, есл] в семье не было сыновей, кто-либо из дочерен и по выход! замуж оставались жить у своих родителей вместе с мужем Подобные семьи в 1902—1916 гг. составлял,! 2,4 процента.

Изменения в структуре семьи отражают те социально жешомичеекпе преобразования, которые происходили i :ельскон жизни с начала XX века. Так, огромное, влияние ш развитие сельских семей оказала коллективизация. Он г значительно ускорила процесс распада сложных семей, дол5 которых в 30-е гг. нашего века среди мордвы изучаемого ре нона резко сократилась до 19,9 процента. Процесс упроще-иш всех структурных элементов сельской семьи продолжатся и сейчас. Он вызван многими причинами, в частности тггенсивпоп миграцией молодежи в города, рабочие i оселки районные центры. Но к остающиеся в селе молодые люди, бразовав семьи, стремятся отделиться от роди гелей, что ' в пачительной степени объясняется экономической пезавчен-юстыо молодоженов и их родителей друг от друга, а также азлпчиямн в культурно-бытовых запросах старшею и млад-ícro поколений.

Численные характеристики мордовской сельской ес-мьн амарского Заволжья близки к аналогичным показателям сельской мордвы Мордовской ССР, а также у соседних ародов: русских, чувашей, татар и др. Изменения внешней ормы мордовской семьи не могли не повлиять на .'внутривенные взаимоотношения. В прошлом дЛя них было ха-актерно беспрекословное подчинение всех членов семьи ее 1аве, обычно старшему мужчине, который распоряжался :емн семенными делами единолично. В наше время главен-lbq в большинстве сельских семей является условным, аморальным, но все же оно продолжает существовать. Сохранив главенства многие ученые объясняют психологпчес->п потребностью иметь в семье руководителя7. Как ¡юказы-

7 Птнчюва Л. J1. Новый быт и становление шутрассмсч'шого раг-еп-¡а //Социальные исследования.—М.: JiayKa, 1971,—Вып. 7,—С. 34,

10 li

Материалы йселедЫУиия, прйзианне главенства в сель-мордовской семье определяется, преимущественно, щионными представлениями. В большинстве учтенных i (83,3 процента) главой, как и раньше, признается шпа. Женщина, как правило, является главой в непол-семьях. В полных семьях она официально считается )й только тогда, когда принимает мужа в свой дом при 1ЧИОМ браке, или когда с младшей брачной парой жн-иать одного пз супругов, на которую юридически офор-

Дом.

> первой главе диссертации анализируется также дина-роста национально-смешанных браков у .сельской вы Самарского Заволжья и их влияние ча этническую нацию детей. Результаты исследован.¡я сяндетельсгву-б устойчивом увеличении числа межэтнических браков i .мордовского сельского населения данного региона, оля среди всех учтенных автором браков возросла с процента в 1933—1935 гг. до 48,2 процента в 1985— гг. Подобное явление наблюдается и в. Мордовской Но по сравнению с Мордовией вариантная структура зналыю-смешанных семей мордвы Самарского за-ья более разнообразна. Если мордва, проживающая на [горни своей республики в основном заключает межиа-1льные брачные союзы с русскими (93,2 процента об-количества национально-смешанных браков в сельской юсти8), то в Самарской области сельская мордва дою часто, кроме русских (75,5 процента всех межнаци-Л1ых браков, заключенных в 1985—1988 гг.), вступает 1чные союзы с выходцами пз Поволжья, особенно с чу-мн (15,1 процента межэтнических браков, оформленных 15—1988 гг.). с

1ети в подавляющем большинстве мордовско-русских i (78,5 процента) записываются в похозяйствеппых кни-вопми родителями как русские. Национальная ириента-1,етен во всех прочих межэтнических брачных сочетани-мордвни—чувашка, чуваш—мордовка, мордвин—бело-I, мордвин—маринка и др.) определяется обычно по ¡ладающей в селе этнической группе—з исследованных . это, в большинстве случаев, мордовская группа. Поэ-в 69,4 процентах таких семей дети записаны мордвой, которых подобных межнациональных семейных союзах

Мордва, — С, 320,

ц

\

(5,5 процента) нерусские родители записывают своих доте русскими. Иногда в похозянствсппых книгах национальное'! тетей из межэтнических семей не указывается (11,7 проне1 та учтенных смешанных семей) или дети а одной семье о^ (ссены к разным национальностям (2,7 процента межиапш нальиых семей). •

В диссертации рассматриваются основные функции со] теменной мордовской семьи: хозяйственная, воспропзводс-ш населения, воспитательная и .организации досуга.

При изучении хозяйственной функции отмечаются таки моменты, как формирование семейного бюджета и сгрукп ра расходов сельской семьи. Семейный, бюджет складывасп .■я из доходов, получаемых от личного подсобного хозяйств; а также и из заработной платы, стипендии и пенсий члсио семенного коллектива. В большинстве семе.й (52.7 процента эсповныс расходы приходятся па приобретение мебели, од< жды н других предметов быта. Значительное число состан тяют семьи (21.4 процента), где немало денег тратится' и проведение семейных торжеств и праздников. В 14,3 проиш га опрошенных семей значительные суммы расходуются и культурные нужды .А в 7,1 процента семей основными -двл? ются расходы па питание.

В современной сельской семье Самарского Яапблжь "охраняется половозрастное распределение труда, хотя и г гак строго разрегламентпрованпое, как в прошлом. Он обусловлено сейчас преимущественно физическими возмол иостямп членов семьи, наличием у них свободного времен! по по традиции большую часть домашних дел выполняет х( зяпка.

Дети, как и прежде, представляют большую ценность семье, но в современных условиях изменился характер по; рсбностп родителей в детях: снижается значение ра'цнонал] но-утилптарпых мотивов, типичных для прошлого (дополи! тельные рабочие руки, материальная опора в старости), ус ливаетея роль эмоционально-духовных моментов. В рабо! анализируются причины снижения рождаемости в совреме: пых мордовских семьях, а также .зависимость -шел:) детей семье от уровня образования женщины и благосостояш семьи;

Объектом особого внимания и заботы в созремешк семье является воспитание детей. Меняется систем 1 ценное пых представлений в сфере воспитания. Современные то денции характеризуются ростом заботы родителей о лухо

развитии детей, их интересах, стремлениях. Волнуют ролей сейчас такие вопросы, как обеспечение хорошей ы детей, выбор специальности, цх деловые успехи. Как 1зьшают материалы исследования, для сельской мордвы ¡ктерны тенденции, которые свойственны и другим на-1м: повышение срока опеки, продолжительная помощь •слым детям, и том числе и отделившимся, имеющим свои ,и.

В работе отмечается ослабление этнокультурных (прежнего этноязыковых) связей между поколениями в сель; мордовских семьях Самарского Заволжья. Так, по пени 1989 г. лишь 54,3 процента сельских детей мордов-I национальности в возрасте до 15 лет считают своим ¡ым языком мордовский, среди людей в возрасте от 15 до 1ет эта доля составляет 61,1 процента, тогда как среди ,ей в возрасте 50 лет и старше признали своим родным ком мордовский язык около 85,0 процеитоз. Этпокуль-¡ос взаимодействие поколений ослаблено и з другихсфе-иацпопалыюй культуры. Все это является одной ¡13 су-твенных причин изменения у молодежч этнической ори-1ЦНИ. ' • .

Важным фактором устойчивости семьи и ее ренродук-ных установок, развития личности отдельных членов ьн является наличие свободного времени и способов его ользования, которые различны у отдельных людей в за-имости от их возраста и семейного положении. У моло-: людей, еще не имеющих семьи, свободного времени ю-до больше, чем у семейных люден. Значительную часть бодното времени юноши н девушки проводят вне семьи, бщеиип с друзьями (62,8 процента) опрошенных: моло-; люден в возрасте до 25 лет). Большинство семейных тей проводят свой досуг преимущественно в кругу семьи, пш из самых распространенных видов семейного" досуга ясгся просмотр телевизионных передач и слушание .ра-I. Особенно активными радиослушателями и телезрнгеля-являются люди среднего и пожилого возраста. Так, 61,0 щепт людей в возрасте 35 лет и старше регулярно смог-. ■ телевизор и 30,6 процента — слушают радио. Люди в расте от 20 до 35 лет гораздо реже так проводят свое 'бодное время, соответственно 21,6 д 7,8 процента. В зна-'сльной степени духовные потребности сельских жителей >влстворяются чтением книг п периодических изданий, тают чаще и больше мужчины, что объясняется их меньшей

анятостыо в быту. Предпочитают в свооодкое-время читай 5,8 процента опрошенных автором мужчин и лить 8,6 проекта женщин. Одним из традиционных видов проведения осу га нв,ш?7ся прием гостей и хождение в госгм. За по-леднее время большое распространение среди сельских жи-елен получили поездки в город, чтобы навестить родных, делать покупки и т. д.

Вторая глава диссертации посвящена семенной обрядно-ш мордовского сельского населения Самарского Заволжья, которой наиболее ярко проявляется этническая специфика.

В работе отмечается, что традиционные обычаи и обрн-ы сохранились в отдельных семейных циклах с разлитой гсиеныо полноты. Автором анализируется зависимость со-ранностн традиционных элементов в обрядивой сфере от нн-¡нсивпостц экономических связей того пли иного насслеано-) пункта с городом, длительности и глубины контактов с со-;дннми народами, национального состава население и лето-ш заселения края.

Более всех других семенных обрядов мордвы Самарско-> Заволжья к настоящему времени изменились или I овеем •чезлп из быта родильные обряды в связи с изменением со-тлыю-экопомнчеекпх и культурных условии жизни народа, ¡к, по мере того, как дом переставал быть местом рожде-1Я даже в отдаленных селах, постепенно исчезали обряды магические действия, связанные с принятием родов, опекой |д роженицей, первыми часами и днями жизни новорожденно (закалывание4последа, моление над хлебом и др.). 06-(зовапие, культурно-просветительная работа расширили ання народа о физиологии . беременности -и необходимом оде за детьми, что повлекло исчезновение веры й разлнч-1е обереги. Снижение уровня детской смертности в резуль-те распространения медицинского обслуживания на селе особствовало изживанию обрядов «куплп-продажп» детей других магических действий, направленных на сохранение 1зии новорожденных. Сейчас сохраняются прспмущест-ипо обряды, связанные с народными гигиеническими навы-мп (обычаи топить баню н мыть в ней роженицу и ребен-

после нх возвращения из родильного дома) или с родст-ннымн отношениями (обычай «знакомства» родственников соседей с новорожденным).

Свадебные обряды занимают по существу центральное мет среди семейных обрядов мордвы. Они отличаются боль-)й сложностью и разнообразием в исполнении, и исиользуе-

па свадьбе элементах материальной культуры, в примеры х терминах и обрядовом фольклоре. Различил в ева-юм цикле прослеживаются иногда даже в соседних сеНо чаще встречаются группы селении, в которых отме-■ся устойчивое бытование одних и тех же элементовсоа-юн обрядности. В настоящее время наиболее раслрост-ишым является сокращенный вариант традиционной мор-жоп свадьбы, где сохраняются ее отдельные составные и. этапы и обрядовые элементы. Однако некоторые тра-юииые обычаи и действия переосмысливаются в сторону 'сменности и воспринимаются одни, как символические )ые пожелания: обсыпание молодых зерном, хмелем, ¡.ел свадебного ннрога, другие — выступают как игровые,. ;лекательиые моменты: различные «выкупы», ряжение, 1ЫЙ выход невесты за водой и др. Наряду с традицнои-н составными частями свадебного цикла в современной д>бе стали использоваться новые обряды, возникшие в ео-кое время: ритуал гражданской регистрации брака, прн-твие н одаривание молодых представите.ими тех ¡-.оливой, где они учатся шш работзют п т. д. В диссертл-рассматриваются многочисленные стр> ктурообразу/ощпе ¡енты свадебного ритуала, отдельные обряды, состав госместа проведения свадебного застолья, обрядовая нища д.

Наибольшее число архаичных черт сохраняется в нохо-:0п и номинальной обрядности мордвы. Это вызвано тем, они менее всех семенных обрядов связаны с. нропзвод-шон деятельностью, на них большое влияние оказала овь, а также развитый в прошлом у мордвы культ нред-СохраненШо традиционных черт в погребал!.пом цикле обетвуют и психологические факторы: созданные на проищи столетии обряды необходимы как нормы поведения, ычные формы для проявления чувств. Конечно похоронные и номинальные никлы не остаются меннымп. Многие их традиционные элементы'-л ростп-, изменилось их содержание. Так, на протяжении XX ве-счезли обряды одевания покойника, укладывание (но в , на поминках не выбирается заместитель умершего, ог-ет обычай «приглашать» в дом в дни церковных пра.зд-в н помипок душп всех умерших, предков Многие обря-ыполняются лишь по традиции, их смысл не помнят да-юди пожилого возраста (например, забыт смысл обычая 1ть чашку пли стакдш с водой у изголовья покойника).

Упрощается и технология изготовления номинальных блю, многие из них заменяются покупными продуктами.

Семенные обряды мордвы Самарского' Заволжья и mo¡ до'вского населения Мордовской ССР сходны в своей оспс ве. Они отличаются лишь отдельными элементами и степень-сохранности тех или нныхобрядов. В диссертации отмечает ся, что в Мордовии традиционные обычаи и обряды лучш сохранились у мордььгмокшн, -а в Самарском Заволжье, и; оборот,—у мордвы-эрзи. Вероятно, это вызвано тем, что э\ зя на территории исследуемого региона р.чеееденл более ко& пактно. Мокшанских же селений в Самарской области :,н; чнтельно меньше и находятся они поблизости от облаетпог центра, который оказывает большое влияние на образ ж»: пи их жителей. ,

В семейной обрядности мордовского населения Сама[ ского Заволжья много сходного с обрядами соседних паре дои: русских, чувашей, татар, удмуртов, марийцев, что явл? ется свидетельством тесных культурно-бытовых контакта мордвы с этими народами.

В Заключении подводятся итоги исследования и форм) лируются основные выводы.

Для мордовского сельского населения Самарского 3¡¡ волжья в XIX—начале XX в. был характерен семейный бы близкий к семейному быту мордвы, проживающей на кора, ной территории. Но неравномерное сочетание традпциониы элементов семейного быта, некоторая разобщенноегь мордш па.территории Самарского края и особенности се развнтп в отдельных районах этого края обусловили ряд локальны различии в ееменио-бытовом укладе и в первую очередь семенной обрядности.

Определенный ртпечаток на семейный быт наложил трудовое II бытовое общение мордвы с соседними и .чредами русскими, чувашами, татарами и др. Однако это влияние, ш ключая разве воздействие русского населения, не имело рс тающего значения, что свидетельствует об уеюйчпност традиций семейного быта.

Проникновение капиталистических отношений в дерег ¡но вызвало интенсивное развитие промыслов ц отходппчест за, повысило роль денег в крестьянском хсзяпС1ве. Все эт> эказало заметное влияние на сельскую семь» и ее'бы г, ;ш служило одной из основных причин окончательного распад; больших семей.

Установление Советской власти положило начало преоб-эвашпо семьи. Оно проявилось в упрощении ое органпза-нпоп структуры и уменьшении людности, во в:аимоотпо-тях между членами и .характере главенства ;; семье. . в те социально п национально смешанных; браков, в измени семенной обрядности. Произошло усложнение соци-но-профессиональной структуры семей. Вместе с тем 'в сельских семьях сохраняется ряд счсцп-[еских семейно-бытовы х явлении, связанных с осооеппос-н сельской жизни, а также некоторые обычаи прошлого. :ледние проявляются в традиционном главенстве в семь.е кчнны, в распределении домашних работ и большой заня-гн женщин домашним хозяйством, в более полном, по вненню с городом, сохранении комплекса семейной и ка-дарпой обрядности и т. п. Особое место в развитии мордовской сельской семьи и быта занимают межнациональные процессы. Широкое стне людей различных национальностей во многих общехозяйственной и культурной жизни понвели к размывя-у местных границ расселения пародов, усложнили :/гнп-кий состав многих поселений, способствовал!! развитию «этнических контактов, как в материальной, так и в ду-пой сферах. Одним из результатов этих процессов ния-;я межнациональные браки, количество которых- грела 1 довского сельского населения Самарской области -попою увеличивается. Они заключаются между людьми раз-1иых социальных и возрастных групп.

Сопоставление данных, характеризующих мордовскую ьскую семью Самарского Заволжья с аналогичными дан-ми по мордовскому населешпо Мордовской ССР. а также !атерналами по современным семьям других народов пан страны свидетельствует об идентичности протекающих [их семейно-бытовых процессов.

В Приложение включена анкета, с помощью которой шодился опрос населения села Старая Шептала Шеита-:к:кого района Самарской области. По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Межэтнические браки как фактор чптепппииопалпза-[ семейного быта (на примере мордвы Куйбышевской об-гти) (в соавторстве с Н. Ф. Беляевой)Л Современные :л-1ескне и культурно-бытовые процессы у народов Урало-волжья и Европейского Севера СССР. Тезисы докладов и )бщспнй. Устинов, 1985.—0,1 а. л.

2. Общее и особенное в этнокультурных контактах мор: вы Мордовской АССР п Куйбышевской области (па прнш ре межнациональных браков) //Этнические пслекты kv.ti. турно-бытовых процессов в .Мордовской АССР. Tnv;u НИИЯЛИЭ при Совете Министров Мордовской АССР.-Выи. 89. Саранск, 1987.—1 а.л.

3. О развитии современных безпелигпозных традиций ; мордвы Куйбышезскон области //История хрисгнапнзяшп народов Среднего Поволжья и ее мапкснстско-ленпнска! эценка. Тезисы докладов к пегнональной научной коифррен тип 13—14 апреля 1988 г. Чебоксары. 1988.-0,1 ал.

4. Социально-этнические аспекты мордовской семьи г Эпеибургскон области (в соавторстве с Н. Ф. Беляевой) '/Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии но итогам ->т юг графических и антропологических исследований 1986— 987 гг. Сухуми, 1988.-0,1 а.л.

5. Национально-смешанные семьи и национальные взаимоотношения (на примере мордовского сельского населения (уйбышеаскои области) //Октябрьская революция и осуше-твленне ленинской национальной политики в Поволжье п Трпуралье (к 70-летто образования Башкирской АССР), 'езпсы докладов региональной научной конференции. Уфа, 989.-0,1 а.л.

6. Некоторые особенности развития материальной тлпь-уры мордвы Куйбышевской области //Эч шшес.кне и этиогра-шческие группы в СССР и их роль в современных этиичсс-их процессах. (Тезисы докладов). Уфа. 1989—02 а.л.

7. Современное развитие мордовского населения Kvio ышевской области. //Тезисы докладов Всесоюзной-научной геенн по итогам полевых этнографических и антронологи-эских исследований 1988—1989 г.г. Ч. 1. Алма-Ата. 1990.— 1 а. л.

8. Этническне-традиции в современно!! свадебной обряд-?гти мордовского сельского населения Куйбышевской об-тстн //Бытовая культура мордвы. Труды НИИЯЛИЭ при пвете Министров Мордовской ССР,—'Вып. 100, .Саоапск, 190,—1 а.л.

9. Традиционные календарные праздники в жизни мор-жского сельского населения //Крестьянское хозяйство и 'льтура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1990.— 5 а.л.