автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Семантические и прагматические особенности структур с нулевой субъектностью: дискурсивно-семиотический аспект

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Немец, Георгий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Семантические и прагматические особенности структур с нулевой субъектностью: дискурсивно-семиотический аспект'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Немец, Георгий Николаевич

Введение.

1. Нулевой субъект: семиотика и семантика.

1.10 понятии субъекта в лингвистике.

1.1.1 Субъект в семантической структуре предложения.

1.1.2 Нулевой субъект и его асимметризм.

1.1.3 Проблема нулевого анафорического субъекта и нулевого подлежащего в формальном и семантическом синтаксисе.

1.2 Регулярные морфологические знаки представления субъекта.

1.2.1 Типы значений личных местоимений в языке и речи.

1.2.2 Коммуникативный перенос и категория лица в речевом акте.

1.3 Нерегулярные способы представления субъекта.

1.4 Личность / безличность как грамматический знак представления субъекта.

1.4.1 Безличность, бесподлежащность, бессубъектность в языке.

1.4.2 Безличность и идея субъектной перспективы.

1.4.3 Дезагенсивность и инволюнтивность субъекта в безличных семантических структурах.

1.5 Нулевой субъект в системе понятий структурного синтаксиса.

1.5.1 Нулевой знак, его место и функции в структурной типологии знаков.

1.5.2 Разграничение понятий нулевой знак и нулевая единица в языке.

1.5.3 Разграничение понятий нулевой знак и эллипсис в структурном и семантическом синтаксисе.

1.5.4 Нулевой знак в структуре идеи субъектной перспективы высказывания.

1.5.5. Сравнительная семиология знаков структурной и семантической неполноты предложения.

Выводы.ГГ.

2. Нулевой субъект: онтология и прагматика.

2.1 «Образ автора» и его реконструкция.

2.2 Проблема субъекта в прагматике и в контексте различных прагматических теорий.

2.3 Субъект-преконструкт и его роль в дискурсе и интердискурсе.

2.4 Типы повествовательных дискурсов в структуре языковой личности писателя.

2.5 Методология дискурсивного анализа языковой личности с нулевым субъектным компонентом.

Выводы.

3. Нулевой субъект в художественных дискурсах языковой личности.

3.1 Нулевой субъект в художественно-прозаическом дискурсе.

3.1.1 Нулевой субъект в художественно-прозаическом дискурсе языковой личности И. А. Бунина.

3.1.2 Нулевой субъект в художественно-прозаическом дискурсе языковой личности М.А. Булгакова.

3.2 Нулевой субъект в художественно-поэтическом дискурсе.

3.2.1 Нулевой субъект в художественно-поэтическом дискурсе языковой личности Н.С. Гумилева.

3.2.2 Нулевой субъект в художественно-поэтическом дискурсе языковой личности А.А. Ахматовой.

Выводы.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Немец, Георгий Николаевич

Диссертационное исследование выполнено в русле дискурсивно-семиотического направления, предполагающего анализ структур текста с нулевым субъектным компонентом (далее - НСК). В рамках данной научной парадигмы предполагается интерпретация онтологических, семиотических, семантических и прагматических особенностей нулевых субъектов в структуре текста и в речевой деятельности языковой личности.

Актуальность работы определяется необходимостью дальнейшей разработки структурно-семантических исследований в синтаксисе, лингвистической интерпретации текста, а также активным развитием дискурсивного анализа в гуманитарных науках.

Объектом исследования в данной диссертации являются НСК в структурах художественных текстов, выступающих в роли семантико-прагматического организатора дискурсивных семиотических систем языковой личности.

Предметом исследования является семантическая структура предложения, погруженная в различные ситуации межличностного общения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются дискурсивно-семиотические особенности структур с НСК, впервые предпринята попытка их метаязыкового моделирования и сопоставления в языковых личностях различных типов; уточнены понятия «нулевой знак», «нулевой субъект», «дискурс», «дискурсивная ситуация», «субъектная перспектива», «повествовательная перспектива», «дискурсивно-семиотический анализ» и т.п.; определены связи нулевого знака и текста, нулевого субъекта и дискурса, а также нулевого субъекта и типов повествования / повествователя.

Методологической базой диссертации стали принципы теоретической лингвистики и семиотики (Бенвенист 1974, Балли 1955, Барт 1994; Сос-сюр 1977, 2000; Чесноков 1998), лингвистической прагматики (ван Дейк Т.А.

2000, Остин 1986, Серль 1986, Арутюнова 1999, Падучева 1996), анализа дискурса (Серио 1999, Отье-Ревю 1999, Пульчинелли-Орланди 1999), структурной лингвистики (Якобсон 1998), постструктуралистской и лингвокульту-рологической семиотики текста (Делез 1998, Фуко 1996, Деррида 2000, Кри-стева 2000; Бахтин 1996, 2000, 2000а; Лотман 1997, 2000; Успенский 2000), исследования языковой личности и языкового сознания (Караулов 1987, Ка-расик 1992, Немец 1993, 1999; Буянова 1996, Тхорик 2000), классической филологии (Виноградов 1963, 1971, 1997; Винокур 1997, Ларин 1997), а также теоретического и критического литературоведения (Жирмунский 1973, Эт-кинд 1997, Женетт 1998, Смирнов 2001).

Цель диссертационного исследования - моделирование структур текста с нулевой субъектностью и анализ их дискурсивно-семиотических характеристик.

В задачи работы входит:

1) рассмотрение семантической структуры предложения с НСК;

2) построение типологии НСК - нулевой субъектной перспективы,

3) определение онтологической и прагматической функций НСК в построении дискурса;

4) анализ роли НСК в формировании особенностей языковой личности пишущего субъекта.

Задачи изучения структур с НСК определили выбор материала исследования, который извлекался из текстов художественной литературы 1-ой половины XX века (Бунин 1980, 1983; Булгаков 1989, 1999; Платонов 1995; Гумилев 1990; Ахматова 1989, 1999).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в новом решении проблем определения и классификации НСК в структуре текста; в выявлении дискурсивно-семиотических факторов, влияющих на интерпретацию НСК; в обозначении особенностей функционирования структур текста с НСК как специфических речевых актов; в пересечении в точке НСК субъектной и повествовательной перспектив текста; в некотором влиянии НСК на дискурсивно-семиотическую структуру языковой личности.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования НСК, изложенные в ней, могут быть использованы при проведении семинарских занятий по изучению субъектной и повествовательных перспектив текста как особенностей его композиционно-стилистического оформления; при чтении специальных курсов по семиотике и методологии исследования дискурсивно-семиотических структур с нулевым субъектным компонентом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Семиологическое направление данного исследования определяет синтезированное понимание субъекта: семантический субъект как компонент предложения может быть соотнесен с речевым контекстом ситуации высказывания и различными формами синтаксического выражения (подлежащее, дополнение, обстоятельство) и интерпретирован как асимметричный языковой знак. Предложение / суждение / высказывание, с точки зрения своей логической природы, невозможно без субъекта как такового.

2. В качестве знаков структурной и семантической неполноты предложения выделяем НСК, эллипсис и квазиэллипсис. Эллипсис представляет собой осколочный знак синтаксической структуры предложения, а квазиэллипсис -знак, иллюстрирующий «подрезание» структурного уровня семантической сущности предиката. НСК семантической структуры предложения - это реальный знак с имплицитным планом выражения, эксплицитным планом содержания и самостоятельной материальной протяженностью. Он может быть выражен как личным субъектом (нулевым местоимением), так и неличным (локатив, инфинитив, стихийный и стихийно-мифологический каузаторы). В этой связи безличность понимается как невозможность лица не только в контексте, но и в конситуации.

3. НСК выделяются на онтологическом и прагматическом уровнях: определены сфера бытия субъекта - тип повествования / повествователя (повествовательная перспектива текста) и прагматическим контекст - речевой акт, являющийся линейной реализацией конситуативно определяемого вида речевого жанра. НСК в структуре повествовательной перспективы -имплицитный (нулевой) повествователь формируется и функционирует как сильное проявление языковой способности индивида с семными компонентами «всеохватность», «всепричастность» и «компетентность», ввиду своей вторичности по отношению к системе языка.

4. НСК - ключевое дискурсивное слово, организующее определенный тип художественного дискурса как фрагмента языковой способности пишущего индивида. Дискурсивная ситуация как отражение диалектического взаимодействия механизмов материальных систем архива и языка актуализирована и специализирована благодаря НСК, который представляет собой сильную позицию субъекта.

Основные методы, применявшиеся в данном диссертационном исследовании, определяются как описательный, аналитический и метаязыковое моделирование.

Структура работы определяется спецификой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Семантические и прагматические особенности структур с нулевой субъектностью: дискурсивно-семиотический аспект"

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

Художественный дискурс, в силу своей неоднородности, представлен в данном исследовании двумя подвидами: художественно-прозаический, характеризуемый как однородный / неоднородный с эксплицитным / имплицитным повествователем, и художественно-поэтический, определяемый эго-центричностью и автокоммуникативностью. Внутренний характер дискурса проявляется в отношении пишущего субъекта к изображаемой им реальности: при объектном поветвовании преобладает дискурс Автора, при субъектном - дискурс Другого, при «явно» или «конституально» неоднородном, субъектно-субъектном - Интердискурс.

Как свидетельствует анализ, в художественных дискурсах возможно выделение нулевых субъектных доминант языковой личности - регулярных способов выражения нулевой субъектности, отражающих определенный тип языковой личности.

В художественно-прозаическом дискурсе М.А. Булгакова доминирует аукториальная форма традиционного нарратива (господство 0 Змн). В то же

1 ) время присутствие эгоцентрических элементов у И.А. Бунина, порождающих «интимность» прозы, сближает нарративное повествование с лирическим.

В художественно-поэтическом дискурсе Н.С. Гумилева эгоцентрические элементы представляют собой замкнутые психоаналитические автореферентные переживания (что проявляется в господстве 0/Я и его репрезентантов), однако дискурс A.A. Ахматовой тяготеет к большей рациональности и референциальности, а переживания носят рациопсихоаналитический характер (что проявляется в стремлении адресанта-лирического героя к «двойному» диалогу - и с адресатом-персонажем, и с адресатом читателем: автокоммуникативность поэзии стремится к метакоммуникативности - создания общего кода между адресантом-лирическим героем и адресатом-читателем).

Таким образом, языковые личности М.А. Булгакова и И.А. Бунина противопоставляются традиционностью / нетрадиционностью нарратива, а A.A. Ахматовой и Н.С. Гумилева - рациональностью / иррациональностью переживаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование позволяет конкретизировать и специализировать понятие «нулевого знака» как семиотического феномена, который имеет семантическую (нулевой субъектный компонент) и прагматическую (экзегетический (имплицитный) повествователь) проекции. Дискурсив-но-семиотический анализ структур текста с нулевым субъектным компонентом представляет собой многоуровневую интерпретацию дискурса, учитывающую семиотику (асимметризм, самостоятельная материальная протяженность билатеральной структуры, противопоставленность другим реальным знакам и не-знакам), семантику (источник смысла семантической структуры, противопоставленность личных субъектов неличным, построение субъектной перспективы), онтологию (построение повествовательной перспективы, определение типа повествования / повествователей), прагматику (особенности структур с нулевым субъектным компонентом как типов речевых актов, социальные образы коммуникантов, характер высказывания, роль нулевого субъектного компонента в формировании прагматической ситуации), особенности дискурсивной ситуации (этапы формирования смысла в дискурсе данного типа и вида, раскрывающие индивидуальные особенности языковой личности пишущего субъекта).

Нулевой субъектный компонент представляет собой сильную позицию знака и в семиотическом, и в функциональном планах: при возрастании идеального (означаемого) и убывании материального (означающего) возникает возрастание его значимости, независимости от контекста и подчеркнутой субстанциональности. С другой стороны, доминанта означающего влечет за собой семантическую перегруженность, избыточность знака, что ведет к плеонастическому, фиктивному употреблению знака-субъекта.

Само понимание имплицитности / избыточности субъекта является штрихом к портрету языковой личности говорящего / пишущего: если в первом случае проявляется активная роль носителя языка, способного управлять его естественными законами (знание апперцептивной базы), то во втором случае - язык подавляет неумелого носителя.

Семиозис нулевой субъектности отсылает к референту, вычленяемому

I . либо из контекста (при сопоставлении с ненулевой субъектностью), либо из конситуации (если речь идет о нулевом неличном субъекте). Конситуативно выделяемые нулевые субъекты, по нашему мнению, способны отражать ми-фологизм мышления языковой личности, готовой признать свою вторичность по отношению к силам природы, к неживым предметам, в представлении говорящего принимающих антропоморфический характер.

Автор-повествователь имеет двойную семиотическую природу - одновременно он и конвенциональный знак (символ) - обладает условностью своего существования в тексте, и индексальный - в момент прочтения текста находится с читателем в состоянии пространственно-временной смежности. Имплицитный повествователь характеризуется «всеохватностью», «объективностью», «всепричастностью» и т.п. Будучи «отправленным в подтекст», он осуществляет свое скрытое влияние на текст (отнесение к определенному виду / типу дискурса / функциональному стилю), языковые личности персонажей (их объективированные оценки), читателя (необходимый для дешифровки текста определенный уровень «вертикального контекста» адресата) и указывает, с одной стороны, на богатство используемого языка, а с другой -на неповторимость способности пишущего индивида.

Замкнутость поэтического текста, отсутствие в нем конкретного адресата говорят о его психоаналитичности: любой знак - автореферентен, в нем связь между означающим и означаемым условна. Она приобретает значимость лишь при вытеснении бессознательного, создающего «эффект означающего». Прозаический текст, в отличие от поэтического, в достаточной степени объективирован. Адресант текста растворен в его структуре: повествователь «уверен» в своем читателе, рассчитывает на его сильную языковую способность в дешифровке текста.

Проза Бунина занимает промежуточное положение между лирикой и нарративом: лирический герой захватывает эгоцентрические элементы языка, повествователь эксплицируется через точку зрения Другого.

Нулевые субъектные доминанты представляют собой регулярные (характерные) проявления нулевой субъектности у исследуемых языковых личностей. Употребление тех или иных «нулей» свидетельствует о сильной позиции тех или иных «обнуляемых» прагматических субъектов: говорящего, слушающего, «других людей», различных проявлений стихии и т.п.

В ходе исследования (всего проанализировано около 300 реализаций нулевой субъектности) применялось сочетание лигвосемиотических и крити-ко-литературоведческих методик, позволивших, на наш взгляд, детально интерпретировать языковые способности исследуемых авторов.

Таким образом, активная роль носителя языка способна проявляться в употреблении им нулевых субъектных компонентов, с помощью которых го

I . ворящий субъект преодолевает зависимость от механизмов языка / речи и текста / дискурса, разумно ими управляя.

 

Список научной литературыНемец, Георгий Николаевич, диссертация по теме "Русский язык"

1. Апель К.-О. Трансцедентально-герменевтическое понятие языка // Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001.

2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

3. Арутюнова Н.Д. Семантическая структура и функции субъекта // Изв. АН СССР. Сер лиг. и яз. 1979. № 4.

4. Арутюнова Н.Д. Подлежащее // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

5. Арутюнова Н.Д. Субъект // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990а.

6. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 19906.

7. Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

8. Арутюнова Н.Д. Я и другой // Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

9. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

10. Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога И Вопросы языкознания. 1992. №2.

11. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994а.

12. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 19946.14.15,16,17,1819,20,21,22