автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Семантико-стилистический анализ писательского эпистолярия

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Никитина, Ольга Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Семантико-стилистический анализ писательского эпистолярия'

Текст диссертации на тему "Семантико-стилистический анализ писательского эпистолярия"

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЁРСИТЕТ им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

На правах рукописи НИКИТИНА Ольга Вячеславовна

СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПИСАТЕЛЬСКОГО ЭПИСТОЛЯРИЯ

Специальность 10.02.01. — Русский язык

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Г.Г, ПОЛИЩУК

Саратов - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..............*.....;........................................................................................3

Глава 1. Изучение эпистолярия в научной литературе

§ 1. Принципы изучения теории эпистолярия..................................................8

§ 2. Изучение писательского эпистолярия......................................................14

Глава 2. Семантико-стилистический анализ писательского эпистолярия.....................................................................................................................21

Глава 3. Письмо в структуре художественного текста.........................91

Заключение.....................................................................................................139

Библиография

Словари.................................................................................................153

Письма..................................................................................................153

Художественные тексты.......................................................................154

Научная литература.............................................................................155

ВВЕДЕНИЕ

В системе средств человеческого общения особое место принадлежит письмам. 'Письма несут всевозможную информацию, содержат размышления, наблюдения или выражают эмоции. Они удовлетворяют настоятельную потребность человека в самооценке, в том, чтобы осознавать и фиксировать свою жизнь л

Письма выполняют разнообразные функции в системе коммуникации. Письма являются средством передачи дружеской и деловой информации, выражают прошение, просьбу, советы. Это определяет разную характеристику писем: письмо рассматривается в системе официальных документов (деловые письма^ в системе разговорно-бытовых образований (личные письма), в системе художественной речи, поскольку письма могут быть компонентом художественного текста.

'Письма представляют интерес с разных точек з р е и и я. Ученые исследуют место письма в системе функциональных стилей, отражение в письмах того или иного типа речи, изучают специфику эпохи, взгляды авторов писЬМ на разнообразные вопросы общественной жизни, выявляют структурно-содержательную сущность письма и проявление особенностей языковой Личности^

Особый интерес представляет изучение эпистолярного наследия художников слова - писателей. Исследование писем писателей позволяет глубже проникнуть, с одной стороны, в сущность разнообразных эпистолярных произведений, поскольку писатель отражает разные стороны жизни своей эпохи, с другой - выяснить особенности личности писателя, проявляющего свою индивидуальность не только в художественных текстах, но и в других видах письменной речи, в том числе, в эпистолярии. Эпистолярное наследие писателя дает Основание рассмотреть вопрос и об использовании этого типа речи в художественных текстах, соотнести авторское письмо писателя - человека с письмом чело-

века - персонажа художественного произведения.

Изучение семантико-стилистической структуры письма позволяет определить принципы организации эпистолярного текста, выявить особенности его композиционного построения и использования эпистолярной формы. С е м а нтик о - сти л и сти ч еск о го исследования писательского эпистолярия до сих пор не проводилось. Ученые ограничивались изучением писем отдельных писателей (A.C. Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина). Не проводилось и сопоставительного исследования большого массива авторских писем разного периода, мало внимания уделялось семантико-стилистическому анализу эпистолярных форм в рамках художественного текста

Изучение семантико-стилистической структуры писем писателей, позволяющее определить принципы организации эпистолярного текста, выявйть особенности его композиционного построения и использования эпистолярной формы в рамках художественного текста, определило цель данной работы и ее актуальность.

Главная цель исследования связана с решением ряда частных задач, суть которых состоит в том, чтобы

1) дать характеристику состава и особенностей эпистолярного наследия писателей;

2) выявить сущность языковой личности писателя в эпистолярных текстах; установить принципы индивидуальной реализации в письмах писателей норм русского языка и законов эпистолярия, определить структурно-содержательную специфику писательских писем;

3) выявить особенности использования в писательском эпистолярии творческих приемов, характерных для эстетических принципов и художественных методов писателя;

4) исследовать принципы стилизации письма в художественном произведении, ее связь с естественными письмами тех же авторов.

Решение поставленных задач проводится впервые и определяет научную новизну и теоретическую значимость данной работы.

Материал, источники и методы исследования.

Материалом исследования послужили письма писателей XIX и XX веков (М.А. Булгакова, Н.В. Гоголя, H.A. Гончарова, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака, A.C. Пушкина, H.A. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.И. Цветаевой). Исследовано более тысячи писем (объем материала - 180 ООО словоупотреблений). Для сопоставления писем писателя с эпистолярными формами в их художественных произведениях исследовались тексты: А.И. Герцена "Кто виноват?"; И.А. Гончарова; "Обыкновенная история"; Ф.М. Достоевского "Бедные люди"; В.А. Каверина "Перед зеркалом"; М.М. Кралина "Артур и Анна"; А.И. Куприна "Гранатовый браслет"; A.C. Пушкина "Капитанская дочка"; А.Н. Толстого "Хождение по мукам"; Л.Н. Толстого: "Война и мир", "Воскресение"; И.С. Тургенева: "Андрей Колосов", "Ася", "Бретер", "Бригадир", "Затишье", "Переписка", "Фауст", "Яков Пасынков"; А.П. Чехова: "Два письма", "Ионыч", "Письмо", "Письмо к ученому соседу", "У знакомых". Выбор материала обусловлен стремлением рассмотреть эпистолярные произведения писателей разного направления, жанра и времени (XIX и начало XX века). Для реализации поставленной цели и задач работы использовался описательный метод и метод компонентного анализа.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Работа представляет интерес для понимания сущности эпистолярного типа общения, особенностей языковой личности в разных типах речи, специфики письма как компонента художественного текста.

Результаты работы могут быть использованы при изучении стилистики, особенностей художественного текста, а также для характеристики

языковой личности. Отдельные положения и выводы могут быть полезны при обучении школьников комплексному анализу текста во взаимосвязи всех его составляющих.

Положения, выносимые на защиту^

1. Писательские письма включены в общую систему эпистолярия как особого типа письменного общения, предполагающего единые стандартные реализации (формы контакта, композиция, разговорные особенности, типы писем).

2. Высокий уровень общей и языковой культуры писателей определяет отличие их писем от писем рядовых носителей языка: более разнообразный состав адресатов приводит к расширению типов писем (деловые, личные, письма-отзывы, письма-ра^уждения, письма-размышления), в письмах писателей используются политические, исторические, литературные, общекультурные сведения, многообразие лексических пластов (лексика книжная, разговорная, официально-деловая; нейтральная и оценочная).

3. Творческие возможности художников слова отражаются на специфике писательских писем, где в значительной мере используются художественно-изобразительные средства (даже в деловых письмах), окказиональные слова, неологизмы, нестандартные типы эталонных формул. Письмо является типом текста, который может быть объектом стилизации в художественном произведении, использоваться как целый текст или его часть в виде отдельных писем, переписки, записок. Письмо в литературном произведении синтезирует многообразие его особенностей: в нем заключается специфика автора текста - писателя, отражена особенность героя повествования и эпистолярная традиция^ Письмо в художественном тексте содержит сигналы связи с целым текстом как на структурном уровне (наблюдается несколько способов включения письма в текст: полное, частичное, пересказ письма), так и

на содержательном (письмо может соответствовать художественному тексту, не выявляя особенностей языковой личности пишущего, или контрастировать с художественным текстом, выделяя особенности персонажа).

"5. В "художественных произведениях используются все типы эпистолярных текстов: деловые, личные, письма дружески-делового плана.

Апробация работы.

По теме диссертации опубликовано восемь статей. Основные результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (март 1996, 1997, 1998 гг.) и в Саратовском государственном медицинском университете (апрель 1996, 1997 гг.), на конференциях в МГУ "Язык, литература, культура: традиции и инновации" (апрель 1996 г.) и в Пензе "Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе" (март 1998 г.), на 3-х Саратовских чтениях по художественному тексту (июль 1994 г.).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, включающего списки использованной научной литературы, словарей и художественных текстов, привлекаемых для исследования .

В первой главе рассматриваются принципы изучения теории эписто-лярия (§1). В §2 представлены различные подходы к изучению писем отдельных писателей..

Во второй главе анализируются письма писателей XIX и XX веков. Третья глава посвящена исследованию письма в художественном тексте.

В заключении рассматривается соотношение естественного писательского письма и письма в художественном тексте, выявляются особенности языковой личности.

Глава 1

ИЗУЧЕНИЕ ЭПИСТОЛЯРИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

§1

ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЭПИСТОЛЯРИЯ

Письмо, грамота - одна из самых древних форм письменности, общения, обмена информацией. Письма как предмет научного исследования постоянно привлекают внимание ученых. Эпистолярий изучается с разных позиций.

В работах, посвященных изучению истории эпистолярия, отмечается, что русская эпистолярная традиция восходит к глубокой древности. О широком использовании письма как особого средства общения свидетельствуют новгородские берестяные грамоты (XII - XIV веков). Исследователи отмечают [Палеографический и лингвистический анализ, 1955], что уже в древних формах письма присутствуют традиционные элементы: структурные (обращение, основное содержание, подпись), содержательные (записки частных лиц на бытовую тематику).

Изучение грамоток XVII и начала XVIII веков [Котков С.И., 1980] позволяет ученым говорить о сложившихся к этому времени эпистолярных нормах и правилах. Эти нормы касаются структурных, содержательных, языковых особенностей. В грамотках прослеживаются зачин, основная _часть и концовка. "В зачинах, нередко и в концовках встречаем пожелания . здоровья и благополучия адресатам... Основная часть заключает в себе освещение вседневных дел и событий, личных и общественных отношений, которые связывают участников переписки." [Котков С.И., 1980, с. 157].

Проследить историю эпистолярия помогают письмовники и современные книги рекомендательного характера. Они выделяют средства, характерные для данной эпохи, поэтому по ним можно судить о характере эпистолярия.

Другое направление изучения писем обусловлено вниманием к типам эпистолярия. К числу начальных эпистолярных форм относятся письмовники. Распространение грамотности, свидетельствующее о внимании к литературному образованию, обуславливает появление особых сборников образцов эпистолярного стиля, так называемых письмовников [Горнфельд А.Г., 1904]. Исследователи отмечают [Дмитриева Е.Е., 1986], что к началу Х1У века в России окончательно складывается определенная сумма представлений и навыков в области владения эпистолярным стилем, который включает в себя знание и соблюдение этикета общих частей письма (заглавие, подпись, расположение письма на бумаге); менее строгое в зависимости от адресата соблюдение особенных частей письма (вступление, разговор, заключение).

Анализ научной литературы позволяет говорить о различении учеными деловых и частных, официальных и личных писем. Теоретическое осмысление типологии письма представлено в работах Н.Л. Степанова -[Степанов Н.Л., 1966] и И.А. Паперно [Паперно И.А., 1977]. Необходимо отметить, что оба исследователя уделяют основное внимание характери- . стике дружеского письма. Н.Л. Степанов подчеркивает, что основной чертой дружеского письма является ориентация на разговорную речь. Этим обусловлены и специфические особенности дружеского письма: "домашность" материала, пестрое сочетание разных тем, пластов, их "беспорядок", обилие стихотворных вставок и цитат. Эту же мысль развивает И.А. Паперно, выделяя стилистическое разнообразие дружеского письма при относительно свободной композиции.

Изучение эпистолярия связано и с исследованием его структуры. Авторы работ [Акишина А А., Формановская Н.И., 1981] рассматривают композиционные части письма, их стилистическое и речевое наполнение. Изучая композиционную структуру эпистолярных 'текстов, исследователи обращают внимание па изменение эпистолярной традиции от века к веку, отмечают особенности построения писем писателей. Специ-

альные работы посвящены композиции какого-то определенного типа письма. Так, определяя особенности композиционного построения делового письма, А.П. Загорская, П.Ф. Петроченко рассматривают его структуру, формы вступления, обращения и завершения, а также расположение письма на бумаге [Загорская А.П, Петроченко П.Ф., 1992].

Особое внимание в научной литературе уделено изучению ^ у л ь т у р ы

i

эпистолярия. Обращение к этикетным особенностям письма связано с -изучеиием стилистической дифференциации выражений речевого этикета [Акишина A.A., Формаиовская Н.И., 1981]^. с определением этикетных норм делового письма [Загорская А.П, Петроченко П.Ф., 1992]. Исследователи отмечают, что этикет письма - это особая часть речевого этикета, поскольку контакт происходит не непосредственно, а дистантно во времени и пространстве. Временно-пространственная дистантность и письменная форма диктуют выбор определенных языковых средств, отличающихся от средств устного речевого этикета (например, описание жестов прощания, напоминание о поставленных вопросах).

Важной проблемой в научной литературе по теории эпистолярия является определение места письма в системе различных типов речи.

'Место частного письма определено в работе М.М. Бахтина [Бах-тик M.M«, 1979]. М.М. Бахтин считает письмо первичным жанром, то есть возникшим в результате непосредственного общения, в отличие от вторичных жанров - романа, драмы, научного исследования, которые возникают "в условиях сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного) - художественного, научного, общественно-политического и т.п." [Бахтин М.М., 1979, с. 239]jj

Автор обращает внимание на возможность взаимодействия первич-

ных и вторичных жанров, при котором наблюдается трансформация первичных жанров, входящих в состав вторичных. Например, письма в романе сохраняют свою форму и бытовое значение только в плоскости содержания романа и входят в реальную действительность через роман в его целом, то есть как событие литературно-художественной, а не бытовой жизни.

Не менее важным в работах, посвященных теории эпистолярия, оказывается вопрос о правомерности выделения эпистолярного стиля. Анализ работ современных ученых позволяет говорить о том, что письмо исследуется в системе стиль/жанр.

Одни ученые выделяют на основании функционального признака наряду с художественным, официально-деловым, научным и эпистолярный стиль [Винокур Т.Г., 1968; Кожина М.Н., 1977]. Однако и они признают, что "эпистолярный стиль имеет много вариантов в зависимости от содержания, взаимоотношений корреспондентов" [Винокур Т.Г., 1968, с. 8].

Другая группа исследователей считает, что в различных видах писем отражаются разные стили речи, употребляемые в зависимости от цели высказывания [Гвоздев А.И., 1965].

В работах Л.Н. Кецбы [Кецба Л.Н., 1971] все письма разделены на личные и деловые. Причем личные письма автор исследования рассматривает как бытовые, отражающие влияние разговорной речи, и писательские, близкие к художественному стилю, а вместе все указанные типы составляют эпистолярный стиль.

ПЙ.Л. Степанов [Степанов Н.Л., 1926] и Е.И. Прохоров [Прохоров Е.И., 1964] доказывают, что "жанра письма sui generis нет, - есть различные группы писем, которые должны быть рассмотрены отдельно" [Степанов Н.Л., 1926].

Т.П. Зорина [Зорина Т.П., 1970] рассматривает письмо как литературный жанр. Автор