автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Семейная обрядовость русских бассейна Нижней Печоры конца XIX - первой трети ХХ вв.
Текст диссертации на тему "Семейная обрядовость русских бассейна Нижней Печоры конца XIX - первой трети ХХ вв."
Коми научный центр
БАБИКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ РУССКИХ БАССЕЙНА НИЖНЕЙ ПЕЧОРЫ (кон. XIX - перв.треть XX вв.)
Специальность - 07.00.07 Этнография, этнология, антропология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -
кандидат исторических наук КОНАКОВ Николай Дмитриевич
Сыктывкар 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Формирование этноконфессиональной группы «устьцилемов» 13
Родильный обряд и этапы социализации детей 36
1. Комплекс мер, направленных на зачатие и вынашивание
здорового ребенка 37
1.1. Правила поведения беременной и среда защиты плода 38
2. Роды 40
2.1. Выбор и приготовление предполагаемого места для родов 40
2.2. Ритуальные действия, сопутствующие появлению ребенка 41
3. Этапы социализации детей 44 3.1 .Период развития детей первого года жизни («грудной») 44
3.2. Период развития детей от одного года
до шести лет 52
3.3. Период развития детей от 6 до 10-12 лет 53
3.4. Период развития детей от 10-12 до 16-17 лет («подростковый») 57 Свадебный обряд 63
1. Сватовство 66
1.1. Сватовство («сватанье») 71
1.2. Смотрины 75
1.3. Рукобитие 75
2. Обрядовые действия досвадебного периода 77
2.1. Свадебный стол 78
2.2. Изготовление приданого и подарков 79
2.3. Предсвадебная неделя молодежи 80
3. Свадьба 82
3.1. Утро в доме невесты 83
3.2. Утро в доме жениха 88 3. «Олабыши» 100
Погребально-поминальная обрядность 104
1. Подготовка к смерти 104
1.1. Ритуальные действия, направленные на переход жителей
в категорию «стариков» 105
1.2. Приготовление погребальной («смертной») одежды и строительного материала на гроб и крест 108
1.3. Дарение вещей 109
1.4. Гадания и приметы, связанные со смертью 109
1.5. Обрядовые действия, облегчающие наступление смерти 111
2. Обрядовые действия, направленные на подготовку умершего
в потусторонний мир и похороны 114
2.1. Ритуал обмывания и обряжания умершего 114
2.2. Изготовление гроба и креста 117
2.3. Укладывание умершего в гроб и прощание с ним 119
2.4. Вынос гроба с умершим из дома 121
2.5. Способы транспортировки гроба на кладбище и опускание
его в могилы 122
2.6. Ритуальные действия в доме после выноса гроба с умершим 125
3. Поминальные обряды 126
3.1. Ритуальные поминальные действия шестинедельного цикла 129
3.2. Календарные поминовения 133 Заключение 139 Список источников и литературы 144 Список сокращений 149 Приложения 150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В научной литературе понятием «семейная обрядность» принято обозначать комплекс регламентированных обычаем действий, ритуально оформляющих такие важнейшие события в жизни человека как рождение, вступление в брак и смерть. Следует отметить, что проведение этих обрядов не ограничивалось семейными рамками, и на разных этапах обрядовых действий участвовали почти все жители селения, от детей-подростков до стариков. От их участия в период социализации детей зависело здоровье и жизнеспособность малыша; в свадебном - благополучие и плодовитость молодых; в погребальном обряде - беспрепятственный переход умершего в иной мир и его доброжелательное отношение к живым родственникам и жителям деревни в целом. В социальной организации общины семейная обрядность занимала важное место, значимым элементом которой являлось ритуальное поведение различных поло-возрастных групп. Благодаря обрядовому поведению участников достигалось благополучие и стабильность общины 1. Сами же обряды выполняли функцию социального регулятора в системе отношений «живые-мертвые». Наряду с этим, семейные обряды являлись одним из способов межпоколенной трансмиссии традиционной культуры, а также способствовали сохранению этнического самосознания.
Особый научный интерес представляет изучение традиционных обрядов этнических подразделений, «... живущих в территориальном и хозяйственном отрыве от основного массива материнского этноса, расселенных компактно или дисперсно на определенной территории и находящихся относительно длительное время в численно превосходящем иноэтничном окружении в рамках одного государства» 2. В число локальных групп входят и старообрядческие поселения. Самоизоляция старообрядцев от внешнего мира с целью сохранения «старины» обусловила известную консервативность их образа жизни. Исследователи, побывавшие в нач. XX в. в старообрядческих селениях, отмечают, что «жизнь в них как будто
остановилась много столетий назад и более вперед не продвигается; она застыла на 15-16 веке, а то и раньше» 3.
П.И.Мельников-Печерский в работе «Письма о расколе» один из первых сформулировал задачу научного описания, изучения раскола и жизни старообрядцев. «Не в одних книгах и архивах надо изучать раскол. Необходимо стоять с ним лицом к лицу, пожить в раскольнических монастырях, в скитах, в лесах и проч., чтоб изучить его в живых проявлениях, в преданиях и поверьях, не переданных бумаге, но свято сохраняемых целым рядом поколений; изучить обычаи раскольников, в которых немало своеобразного и отличного от обычаев прочих русских простолюдинов, узнать воззрения раскольников разных толков на мир духовный и мир житейский, на внутреннее устройство их общин и прочее» 4. Далее автор справедливо отмечает, что раскол и раскольники представляют одно из любопытнейших явлений в исторической жизни русского народа, которое за длительный период своего существования оставалось никем не разгаданное.
Е.Э.Бломквист, занимавшаяся исследованием бухтарминских старообрядцев, так определила значимость их изучения:«материалы по окраинному населению представляют большой этнологический интерес главным образом в силу стремления окраинного населения к сохранению наиболее старых форм и очень позднему наслоению новейшей городской культуры, вследствие чего позднейший пласт при анализе этих материалов легко отделим от основных более древних форм» 5. Представляется это положение в настоящее время в равной степени относится ко всем старообрядческим группам.
Актуальность исследования традиционной культуры старообрядцев бассейна Нижней Печоры обусловлена стабильностью этой группы русских и сохранением способности к этническому воспроизводству в условиях иноэтничного окружения на протяжении более четырех столетий. В связи с этим изучение семейной обрядности направлено на понимание механизма сохранения исследуемой этноконфессиональной группы, который раскрывает тенденции, характерные для северо-русских в целом.
Объект исследования. Объектом данного диссертационного исследования является этноконфессиональная группа «устьцилемов», проживающих в Усть-Цилемском районе на севере Республики Коми - бассейн Нижней Печоры. В кон. XIX - нач. XX вв. с. Усть-Цильма входила в состав Архангельской губернии. С 1929 г. вошла в состав Коми автономной области.
Степень изученности проблемы. Первые описания традиционной культуре старообрядцев бассейна Нижней Печоры относятся ко II пол. XIX в. В их число входят дневниковые записи, литературные произведения, отчеты о научных экспедициях, газетные публикации.
Важные сведения о периодах освоения печорских земель представлены в работах В.Н.Латкина 6, Ф.М.Истомина 7, С.В.Максимова 8, В.Монакова 9. В описаниях авторы используют как исторические предания жителей Усть-Цилемской волости, так и архивные материалы (акты), свидетельствующие о хозяйственном укладе переселенцев. Содержательный материал о Великопоженском ските, самосожжении скитников и религиозном состоянии на Низовой Печоре представлен в путевых наблюдениях Ф.М.Истомина. В работе С.В.Максимова представлены различные сведения и наблюдения за образом жизни жителей русского Севера. По архивным источникам, легендам воссоздается история заселения Печорского края, развитие промыслов, обрядовая жизнь. Несомненным достоинством его работы является фиксация своеобразия разговорной речи «устьцилемов».
Интересные сведения по свадебной обрядности «устьцилемов» описаны К.А.Шабуниным 10 и С.В.Максимовым. К.А.Шабунин приводит полное описание свадьбы нач. XIX в., при чем некоторые элементы обряда, подробно им зафиксированные в работе, не встречаются в описаниях авторов более позднего времени.
С.М.Максимов при описании отдельных элементов свадебного обряда обратил внимание на фольклорные традиции, имеющие важное значение для анализа свадебных текстов в целом.
Исследователи этого периода меньшее значение придавали фиксации материала по родильной обрядности, который, как правило, включали в общие описания или работы по народной медицине. С.В.Максимов, описывая образ
жизни «устьцилемов», лишь упоминает отдельные детали родильного обряда, не придавая этому должного значения.
Определенный интерес в исследовании представляет материал по этнографии детства, изложенный в работе С.В.Мартынова11. Автор рассматривает половозрастную стратификацию детей, положение их в семье и отношение к ним взрослых.
В силу ряда причин в литературе не получил освещения погребально-поминальный обряд. Не исключено, что в силу религиозной специфики «устьцилемов» этот пласт традиционной культуры оказался вне поля исследований. Нижнепечорские староверы не допускали иноверцев в наиболее значимые, на их взгляд, стороны жизни.
Содержательный материал о положении старообрядчества в Печорском крае публиковался на страницах Архангельских губернских и епархиальных ведомостей. Авторами статей, чаще всего, являлись представители Усть-Цилемской православной церкви, и представленный материал следует рассматривать с учетом их религиозный убеждений.
Следующий этап накопления материала относится к пер.трети XX века. Первые записи фольклорных текстов были сделаны известным собирателем Н.Е.Ончуковым. В изданных им сборниках представлены различные сюжеты старин, духовных стихов, песни, а также сказочная проза.
В начале XX в. появляются работы А.В.Журавского12, командированного музеем им. Петра Великого в Печорский уезд с целью создания там естество-испытательной станции. А.В.Журавский побывал почти во всех деревнях уезда. Итогом поездок являются собранные им коллекции предметов материальной культуры, хранящиеся в РЭМе. Исследователь в своих работах описал быт, обычаи русского населения Архангельской губернии.
В 20-х годах XX в. с целью сбора фольклорных текстов на Печоре побывала Н.П.Колпакова13, составившая описание свадебного обряда жителей бассейна Нижней Печоры. Отмечая религиозную специфику региона, исследователь акцентировала внимание на своеобразие некоторых форм брака.
Во второй половине XX века появляются первые научные работы по духовной культуре «устьцилемов». Прежде всего, следует отметить археографические работы В.И.Малышева14. Исследователь большое внимание уделил изучению истории старообрядческих скитов, книгописанию на Нижней Печоре.
Несомненный интерес представляют научные отчеты и публикации о конфессиональных особеностях старообрядцев Усть-Цильмы Ю.В.Гагарина15. Наряду с этим исследователь большое внимание уделил сбору этнографического материала по семейной и календарной обрядности жителей бассейна Нижней Печоры.
Проблема освоения печорских земель рассматривалась в работах Л.П.Лашука16 и Т.А.Бернштам17. Авторы, основываясь на архивном материале, рассматривают этапы заселения региона, выделяя особенности хозяйственного уклада переселенцев.
В 60-е годы на Печоре побывали известные собиратели-фольклористы Д.М.Балашов, Ю.Е.Красовская, по материалам которых были изданы статьи о сказителях Печоры.
В конце 70-х годов кафедрой литературы Сыктывкарского университета были организованы исследования фольклорной традиции жителей Усть-Цилемского района. На основе собранного материала, хранящегося в фоноархиве ПНИЛ ФАИ СГУ, издана работа по обрядовому фольклору 18.
Комплексное изучение традиционной семейной обрядности этноконфиссиональной группы «устьцилемов» началось с 1989 г. В 1990-1991 гг. на базе ИЯЛИ КНЦ УрО РАН проводились совместные советско-финские исследования старообрядческих поселений Республики Коми, в число которых и входил и регион бассейна Нижней Печоры. Результатом совместной работы является создание этнографического фильма о староверах Усть-Цильмы и одна публикация19.
Предмет исследования. Предметом исследования данной работы являются традиционные семейные обряды этноконфессиональной группы «устьцилемов» кон.Х1Х - пер.трети XX вв. Хронологические рамки обусловлены, с одной стороны, крайней ограниченностью сведений более
раннего периода, с другой, достаточно сильным стиранием традиционных черт (за исключением погребально-поминального обряда) в более позднее время. Наряду с этим этот период можно определить как время окончательного сложения и устойчивой трансляции важнейших черт традиционной культуры.
Цель исследования. Составить комплексное описание семейной обрядности старообрядцев бассейна Нижней Печоры и провести этнографическую интерпретацию. Особое внимание уделяется проблеме этнической стабильности этноконфессиональной группы «устьцилемов» и выявлению критериев ее сохранения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить специфику формирования этнографической группы «устьцилемов»; причины переселения, процесс хозяйственно-культурной адаптации населения и особенности взаимоотношений между «устьцилемами» и близ живущими коми-ижемцами и ненцами;
- проанализировать взаимосвязь между хозяйственным укладом и элементами обрядов;
- выявить характерные элементы, способствовавшие сохранению этноконфессиональной группы.
Источники. Основным источником работы являются полевые материалы, собранные автором в ходе этнографических исследований в Усть-Цилемском районе в период 1989-1997 гг. Опрос информаторов проводился на основе опросника по семейной обрядности, составленного профессором Сыктывкарского университета В.А.Семеновым, откорректированного с учетом специфики исследуемого региона. Были использованы данные похозяйственных книг и документы ЗАГСа с.Усть-Цильма. В качестве источника использовались этнографические краеведческие публикации сер. XIX - нач. XX вв. Значительный интерес в исследовании представляют материалы, хранящиеся в архивах РЭМа, ИРЛИ, КНЦ УрО РАН, музея археологии и этнографии СГУ.
Методы исследования. Основные подходы анализа семейной обрядности «устьцилемов» составляют теоретические разработки отечественных исследователей, получившие воплощение в серии
монографий. Поставленные в работе цель и задачи решались при помощи сравнительно-исторического, историко-этнографического и культурно-типологического подходов в сочетании с методом «включенного наблюдения», который подразумевает проведение долговременных исследований по свободной этнографической программе. Значимость этого метода определяется возможностью наиболее близкого приобщения к предмету исследования, предполагающей более глубокий анализ его сущности.
В написании главы по формированию русского населения бассейна Нижней Печоры определяющей являлась работа Ю.В.Бромлея «Очерки теории этноса» 20. Согласно его теоретическому обоснованию, этническая общность формируется под влиянием определенных социальных причин определенной территории. Внешне она выступает как группа людей, осваивающих или эксплуатирующих какую-то часть природной сферы, коллективно противостоящих ей.
В освещении половозрастной стратификации детей использованы некоторые идеи Т.А.Бернштам, изложенные в работе «Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX вв» 21.
В описании пространственной структуры обрядов семейного цикла автор руководствовалась работами: А.К.Байбурина и Г.А.Левинтона «К описанию организации пространства восточно-славянской свадьбы» 22,
A.К.Байбурина «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» 23,
B.А.Семенова «Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера» 24. В диссертационном исследовании использованы теоретические разработки и других авторов.
Научная новизна. Научная новизна работы заключается в том, что существенно дополнена характеристика этноконфессиональной группы «устьцилемов», выявлена взаимосвязь ее социально-политического и этнокультурного развития. В исследовании впервые подробно рассматриваются сюжеты, касающиеся различных аспектов функционирования старообрядчества бассейна Нижней Печоры в условиях иноэтничного окружения, отражение религиозной специфики в обрядовой культуре. Диссертация является первым комплексным исследованием
и
семейной обрядности этноконфессиональной группы «устьцилемов». В научный оборот вводятся новые данные, полученные в ходе экспедиционных исследований региона, а также неопубликованные архивные материалы, что существенно расширяет источниковедческую базу для дальнейших исследований.
Практичес�