автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Семиотическая концепция культуры М. К. Петрова
Заключение научной работыдиссертация на тему "Семиотическая концепция культуры М. К. Петрова"
Заключение.
Изучение особенностей семиотической концепции культуры М. К. Петрова в контексте теоретико-культурных и лингвистических исследований позволяет сделать следующие выводы:
1. Специфика культурологической концепции М.К.Петрова выявляется в ходе анализа ее методологических предпосылок и с точки зрения выявленной в данном диссертационном исследовании единой парадигмы культурологического поиска. Ключевым ее звеном представляется этап знакового истолкования конкретно-исторических явлений: языка, фактов социальной жизни, философии, науки, религий, обычаев и т. д., как составляющих глобальной семиотической системы — культуры. На этапе знаковой интерпретации социокультурных феноменов М. К. Петров вводит понятие социокода и его разновидностей, благодаря чему появляется возможность создания глобальной типологии культуры, охватывающей ее различные формы.
2. В результате сравнительного анализа культурологических концепций М. К. Петрова и представителей теории локальных цивилизаций О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби выявлены черты сходства и различия их идей. «Социокод» относится к той же области семиотического истолкования конкретно-исторических явлений культуры, что «первосимвол» О. Шпенглера, и «архетип Вызова-и-Ответа» Тойнби, однако представляет собой более высокий уровень теоретической абстракции. Благодаря обобщаю-ще-укрупненному характеру семиотической концепции культуры М. К. Петрова понятие социокода коррелируется со знаковыми реалиями, выявленными О. Шпенглером и А. Дж. Тойнби. Локально-замкнутая модель культуры, предложенная иррационали-стом О. Шпенглером может быть использована для характеристики культур, принадлежащих в терминологии М. К. Петрова к традиционному (профессионально-именному) типу. Психологический механизм Вызова-и-Ответа открытый сциентистом А. Дж. Тойнби отражает положение дел, возникающее в ситуации сбоя традиции, а также контакта-конфликта традиционного и универсально-понятийного социокодов. С точки зрения социально-психологической преемственности между античной и новоевропейской культурами проявляется связь между моделями культурно-исторического процесса, выявленными А. Дж. Тойнби и М. К. Петровым.
3. Важной особенностью культурологической концепции М. К. Петрова является ведущая роль языка в формировании и функционировании социокода. Язык рассматривается ученым двояко: с одной стороны, как внеисторическое знаковое средство кодирования социально значимой информации, с точки зрения его общих функций и логико-лингвистических констант. С другой стороны, Петров анализирует специфику конкретных языков в их отношении к историческим типам и формам мировоззрения. Языковедческий и лингвокультурологический аспект работ М. К. Петрова актуален не только для философов и теоретиков культуры семиотического направления, затрагивающих проблемы взаимодействия языка и культуры, но и для лингвистов
4. Актуализируемый Петровым вопрос о взаимосвязи языка и мировоззрения разрабатывается в рамках современного языкознания как проблема лингвокультурных соответствий. Значение идей Петрова выявляется в ходе сопоставления с основными положениями гипотезы лингвистического детерминизма (Э. Сепир — Б. Уорф) в ее расширенном варианте, с учетом работ Д. Хаймса, А. Вежбицкой, отечественных семиологов Ю. С. Степанова, Б. Гаспарова, В. Топорова. Петров разграничивает области функционирования мировоззрения — социокода и языка, заново формулируя проблему их взаимосвязи. С точки зрения Петрова роль языка по отношению к выявленным им мировоззренческим типам различна. В пределах лично-именного и профессионально-именного типов социального кодирования язык выступает в основной функции средства коммуникации, оставаясь одним из кодов мифопоэтической модели мира. В рамках универсально-понятийного мировоззрения подвергается анализу формально-грамматическая структура языка, социальную значимость приобретает метаязыковая функция последнего, язык оказывает воздействие на мировоззрение в таких его исторических разновидностях как философия и наука.
5. В концепции Петрова заключено обоснование гипотезы языковой относительности в ее расширенном варианте: язык способен воздействовать на мировоззренческие формы в той мере, в какой сама культура позволяет сделать это. Поскольку воздействие языковой специфики на мировоззрение составляет характерную особенность универсально-понятийного типа культуры, постольку глубокое изучение влияния языка на категориальный аппарат философии и науки в их национальных разновидностях представляется актуальной задачей современного языкознания.
6. Идеи М. К. Петрова об особенностях функционирования языка по отношению к трем мировоззренческим типам дополняются и подтверждаются исследованиями, проведенными независимо от его семиотической концепции в работах таких ученых как Э. Бенвенист, В. Н. Топоров, А. М. Карапетьянц, Ю. С. Степанов, 3. Вендлер, В. Гумаускайте, Т. Цивьян, А. Тойман. Примеры из истории культуры Древнего Китая, теоретической мысли Нового времени (философские и научные концепции Аристотеля, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Н. С. Трубецкого, К. Леви-Строса) демонстрируют особенности взаимодействия грамматической специфики конкретных языков (древнегреческого, новоанглийского, семитских, тюркских) с мифологией, философией, наукой. С точки зрения лингвокультурологической концепции М. К. Петрова выявляется национальная специфика творчества таких философов и теоретиков культуры как О. Шпенглер
Список научной литературыКузьменко, Наталья Михайловна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Петров М. К. Античная культура. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997. — 352 с.
2. Петров М. К. Историко-философские исследования. — М.:
3. Российская политическая энциклопедия», 1996. — 512 с.
4. Петров М. К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря иличность. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 1995, — 140 с.
5. Петров М. К. Мы через призму традиции. // Народы Азии и1. Африки. 1990., №2.
6. Петров М. К. Самосознание и научное творчество. — Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1992. — 272 с.
7. Петров М. К. Трансплантация науки. // Народы Азии и Африки. 1989. №2.
8. Петров М. К. Эпонимическая характеристика. // Философия впространстве культуры: Россия и Запад. Вып. №2. Сер. «Восток Запад - Россия». — Ростов -н/Д, 2001.
9. Петров М. К. Язык. Знак. Культура. — М.: «Наука», 1991.
10. Петров М. К. Язык и категориальные структуры. // Науковедение и история культуры. — изд. РТУ, 1973. — с. 58-82.
11. Бенвенист Э. Общая лингвистика. —М.: «Прогресс», 1974.
12. Библер В. С. О книге М. К. Петрова «Язык. Знак. Культура». //
13. АрхП- Ежегодник культурологического семинара. Вып. 1, — Кемерово, 1994.
14. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968.
15. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. — М.,1976.
16. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М.: «Русскиесловари», 1997. — 416 с.
17. Гаспаров Б. М. Введение в социограмматику. // Проблемыязыковой системы и ее функционирования. 1977, с. 24-45.
18. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. -— М., 1985.
19. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. — М.:1. Прогресс», 1984.
20. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. //
21. Культурология. XX век. Антология. — М.: «Юрист», 1995.с. 297-330.
22. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов н/Д, 1979.
23. Дубровин В. Н., Тищенко Ю. Р. М. К. Петров: жизнь и идеи. //
24. Самосознание и научное творчество. — Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1992. — с. 253-264.
25. Дубровин В. И., Тищенко Ю. Р. Судьба философа в интерьереэпохи. // М. К. Петров. Историко-философские исследования. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 1996.с. 3-15.
26. Ерыгин А. Н. Восток — Запад — Россия. (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). — Ростов н/Д, 1993.
27. Ерыгин А. Н. Историческая типология культуры. // Культурология.— Ростов н/Д: «Феникс», 1995. — с. 117-138.
28. Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках иизвлечениях. — М., 1964. Ч. 1. — 466 е.; 1965. Ч. 2. — 496 с.
29. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. — М., 1965.
30. История философии. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.
31. Карапетъянц А. М. Древнекитайская философия и древнекитайский язык. // Историко-филологические исследования: сб. ст. памяти акад. Н. И. Конрада. — М., 1974, с. 358-370.
32. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. // Культурология. XX век. Антология. — М.: «Юрист», 1995. — с. 104162.
33. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. // Культурология. XX век. Антология.
34. М.: «Юрист», 1995. —с. 163-212.
35. Кессиди Ф. К проблеме «греческого чуда». // Культурология.
36. Ростов н/Д: «Феникс», 1995. — с. 562-573.
37. Коул. М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. — М., 1977. — 262 с.
38. Культурология.—Ростов н/Д: «Феникс», 1995.
39. Культурология. XX век. Антология. — М.: «Юрист», 1995. —703 с.
40. Культурология в вопросах и ответах. — Ростов н/Д: «Феникс», 1995.
41. Логический анализ языка: Культурные концепты. — М.:1. Наука», 1991.
42. Логический анализ языка: Модели действия, сб. ст. — М.:1. Наука», 1992.
43. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. — М., 1982.
44. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1996.
45. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст —семиосфера — история. — М., 1996.
46. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М., 1992.
47. Маковский М. М. Теория языка Фр. Ницше и современныелингвистические концепции. // Вопросы языкознания. 1991, №1.
48. Маковский М. М. Язык — миф — культура. Символы жизни ижизнь символов. — М.: РАН, 1996.
49. Мамардашвили М. К, Пятигорский А. М. Символ и сознание.
50. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
51. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
52. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. — М.: «Аспектпресс», 1996. — 207 с.
53. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. — М.: «Сов. энциклдопедия», 1991.
54. Национально-культурная специфика речевого поведения. —1. М., 1977.
55. Неретина С. С. Второе рождение ученого. // Вопросы истории естествознания и техники. 1988, №3.
56. Неретина С. С. Михаил Константинович Петров. Жизнь итворчество. — М.: УРСС, 1999. — 56 с.
57. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие.
58. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. — 448 с.
59. Пименова М. В. Ментальность: лингвистический аспект. —1. М., 1996.
60. Понятийные категории и их языковая реализация: межвуз. сб.научн. трудов. — JL, 1989.
61. Постоеалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. ф Гумбольдта. — М., 1982.
62. Пражский лингвистический кружок. —М., 1967.
63. Проблемы лингвистической типологии и структуры языка. —1. Л., 1977.
64. Рассел Б. История западной философии. —М., 1959.
65. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. Пер.с англ. — М.: «Иностранная литература», 1957.
66. Реформатский А. А. Введение в языковедение. — М., 1967.544 с.
67. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. —1. М.: «Наука», 1988.
68. Российская историческая политология. Курс лекций. Учебноепособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 1998. — 608 с.
69. Савченко А. Н. Части речи и категории мышления. // Язык имышление. — М.: «Наука», 1967.62. Семиотика. — М., 1983.
70. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.1. М.: «Прогресс», 1993.
71. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. — М., 1976.
72. Современная буржуазная философия. Учеб. пособ. — М.:1. Высшая школа», 1978.
73. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. — М., 1933.
74. Софронов М. В. Китайский язык и китайское общество. — М.,1979. —312 с.
75. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. — М.:1. Наука», 1985.
76. Степанов Ю. С. Имена. Предикаты. Предложения. Семиотическая грамматика. —М.: «Наука», 1981.
77. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры.
78. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997, —824 с.
79. Степанов Ю. С. Семиотика. — М., 1971.
80. Теория метафоры. Сб. статей. — М., 1990.
81. Тойман Й. Определяющие образы мышления Н. С. Трубецкого. //Вестник МГУ. сер. филология. 1992, №5.
82. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. — М.:
83. Прогресс», сПб.: «Ювента», 1995. — 480 с.
84. Топоров В. Н. Санскрит и его уроки. // Древняя Индия: язык,культура, текст. —М., 1985.
85. Трубецкой Н. С. Избранные труды по филологии. — М., 1987.
86. Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. —М.: «Прогресс»,1995, —800 с.
87. Уорф Б. Л. Наука и языкознание. // Новое в лингвистике. —
88. М.: «Прогресс», 1960. Вып 1.
89. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку.
90. Новое в лингвистике. — М.: «Прогресс», 1960. Вып 1.
91. Философия, логика, язык: сб. ст. (Пер. с англ., нем.). — М.:1. Прогресс», 1987.
92. Фрумкина Л. М. Лингвистическая гипотеза и эксперимент (о