автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Сергей Есенин
Текст диссертации на тему "Сергей Есенин"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А. М. ГОРЬКОГО
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
(Жизнь, творчество, эпоха)
Специальность 10.01.01 — Русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
о 12Ш-9Э <У
Работа выполнена в Отделе новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы им. А М. Горького РАН
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ доктор филологических наук, профессор В. А. Зайцев, доктор филологических наук, профессор А. С. Карпов, доктор филологических наук, профессор Т. К Савченко
Ведущая организация: Литературный институт им. А. М. Горького
Защита состоится «_ _ 1999 г. в часов
на заседании Диссертационно' ,' ''дологическим наукам при
Институте мировой литературы -тэесу: 121069 г. Москва,
Доклад разослан «_ 1999 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета кандидат филологических наук
о
ВВЕДЕНИЕ
Лицом к лицу
Лица не увидать,
Большое видится аа расстоянья.
Сергей Есенин
Актуальность темы и научная новизна исследования Представленный автором доклад является итоговым по отношению к более чем 45-летнему изучению им творческого наследия Сергея Есенина. На соискание ученой степени доктора филологических наук выносится разработанная автором целостная научная концепция Есенина как великого национального поэта России и его мирового значения как гениального художника XX века. Свою новаторскую есенинскую концепцию автор выдвинул и впервые обосновал среди литературоведов — отечественных и зарубежных — в середине пятидесятых годов, опираясь прежде всего на открытые им новые, ранее не известные, многочисленные архивные документы, историко-литературные материалы, связанные с жизнью, творчеством, судьбой поэта, в результате их всестороннего научно-объективного исследования. Выдвинул и обосновал в противоположность старым, вульгарно-социологическим негативным, субъективистским взглядам на Есенина, его жизнь, творчество, место в советской литературе, существовавшим, к "сожалению, не одно десятилетие в филологической науке и шире — в общественном сознании. Фактически на четверть века Есенин был исключен из духовной жизни народа. Подробней об этом будет сказано в соответствующих главах доклада.
Сейчас же отметим, что выдвинутая автором концепция, ее основные положения, получают в последующие годы дальнейшее развитие в его книгах, посвященных Есенину. Все они создавались с привлечением новых, ранее не известных и малоизвестных архивных есенинских источников, включая большое количество не публиковавшихся до этого рукописей поэта, а также других документальных материалов.
Творчество поэта, жизнь поэта, судьба поэта, эпоха поэта в их взаимосвязи — вот . .авный пафос, главная научная сквозная идея, главная исследовательская тема всех ■•гих книг. Всего автором было подготовлено и выпущено в разные годы четырнадцать ,: >иг о Есенине1. Еще в 1975 году выходит монографическое исследование автора о .поте — «Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха». В 1977 году книга была удостоена Государственной литературной премии РСФСР им. А. М. Горького. С дополнением новых
1 См. Приложение первое.
глав и материалов она переиздавалась еще четыре раза1. Помимо этого, в разные годы выходят другие книги автора, встреченные с интересом читателями, литературной критикой, учеными-филологами: «Сергей Есенин. Критико-биографический очерк» (1958), «Сергей, Есенин. Детство и юность поэта» (1960), «Юность Есенина» (1963), «Сергей Есенин. Поиски и находки» (1968), «Сергей Есенин. Очерк жизни и творчества» (1971), «Есенин, какой он был» (1973), «Сергей Есенин. Поэт. Человек» (1973), «Судьба поэта» (1976).
В этих книгах, особенно в монографии «Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха», впервые получили подробное научное освещение многие, до этого не исследованные периоды жизни поэта, особенно годы детства и юности, проведенные в Константинове, а также Клепиковский, ранний Московский, Петроградский, послеоктябрьский, зарубежный, кавказский и другие этапы его творческого пути; рассмотрены многие важнейшие проблемы изучения Есенина, его наследия — такие, как формирование мировоззрения поэта и эстетических взглядов, особенности его поэтики, художественного стиля, народности литературного языка, традиций и новаторства, «Есенин и Пушкин», «Есенин и Блок» и другие классики русской поэзии, равно как проблема историзма в творчестве поэта, отношение к Октябрьской революции, своеобразие эпоса Есенина, его драматургии, прозы, эпистолярного наследия, мировое значение его поэзии..-. С новых концептуальных позиций, основанных на изучении текстологических источников, творческой истории, художественного своеобразия, традиций и новаторства, подробно проанализированы такие классические произведения Есенина, как поэмы «Анна Онегина», «Пугачев», «Черный человек», «Песнь о великом походе», «Сорокоуст», «Товарищ», «Инония», «Страна Негодяев», «Русь советская», «Русь уходящая»-, а также «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», повесть «Яр», «Железный Миргород».
О методологии исследования. Прежде всего следует сказать, что в современном литературоведении работы о Есенине, включая монографии о поэте и докторские диссертации, обычно исследуют отдельные (во многих случаях актуальные) конкретные
1 Так, если первое издание книги состояло из 11 глав объемом 324 стр., то, например, четвертое было дополнено новыми пятью главами. Среди них: «Картины живой жизни» (о прозе Есенина), «Гримасы старого мира» (о книге «Москва кабацкая») и др. Всего книга имела теперь 16 глав общим объемом 432 стр. Дополнительно книгу завершал еще один раздел — »Рассказывают фотодокументы», включающий более ста фотокопий есенинских рукописей, первых журнальных публикаций стихов поэта, его фотографий, снимков родных и близких, документов царской охранки, касающихся Есенина, материалов зарубежных поездок, литературного окружения. Все они наглядно свидетельствовали о важнейших событиях в жизни поэта, его творчестве, судьбе, воссоздавали зримый образ времени, эпохи. Остается добавить, что все опубликованные в книге фотодокументы были в разные годы найдены, открыты, собраны автором в различных государственных архивах, книжных хранилищах, музеях, а также получены от частных лиц. В настоящее время личный архив автора насчитывает более 600 единиц хранения фото- и кинодокументов.
темы и проблемы, связанные с дальнейшим изучением различных сторон жизни и творчества Есенина. В них рассматриваются: либо определенные периоды в жизни поэта («Есенин в Петрограде», «Есенин на Кавказе», «Есенин в первые годы революции» и др.); либо поэзия Есенина, относящаяся к тем или иным периодам его творчества; либо отдельные произведения («Черный человек», «Пугачев», «Анна Онегина» и др.); либо литературное окружение поэта, его отношения со «Скифами», имажинистами, крестьянскими писателями; либо поэтика Есенина; либо проблемы текстологии и издания его произведений и др. Несомненно, такие исследования необходимы и в дальнейшем. Как правило, из частного складывается общая картина. Вместе с тем, практически, к сожалению, в современном есениноведении трудно назвать крупномасштабное монографическое исследование, автор которого во взаимосвязи одновременно как единое целое анализировал и рассматривал весь жизненный путь поэта, все его творчество (особенно текстологию произведений), в контексте литературного процесса того времени и эпохи, с которой всегда связана судьба истинного художника. Выдвинутая автором концепция Есенина— великого национального поэта, (ее конкретное научное обоснование, раскрытие ее объективного характера^ новизны, актуальности, и главное, признания и утверждения в отечественном и зарубежном есениноведении) требовала, прежде всего, в методологическом плане целостного аналитического изучения жизни, творчества, эпохи поэта в их неразрывном единстве и взаимосвязи, о которых говорилось выше. Именно на эти избранные и разработанные автором методологические принципы исследования наследия поэта он опирался как ученый, практически реализуя их в своих литературоведческих трудах о Есенине, начиная с первых публикаций пятидесятых годов. Наиболее полно и наглядно все это нашло свое реальное научное воплощение в монографии автора «Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха», выдержавшей, как уже отмечалось, пять изданий, а также мультимедийном диске (СО-ЖЭМе) «Жизнь и творчество Есенина» (подробней об этом еще будет сказано). Остается заметить, что эти и другие научные труды, в которых автор доклада рассматривает и анализирует жизнь, творчество, эпоху великого русского поэта в неразрывном идейно-художественном единстве, пока не имеют подобных аналогов в современном есениноведении — отечественном и зарубежном. Отсюда — выбор автором темы его докторской диссертации «Сергей Есенин (Жизнь, творчество, эпох^» в форме научного доклада, раскрывающего основные положения и проблемы выдвинутой им есенинской концепции/
Апробация и практическое значение авторской есенинской концепции. Самый справедливый и объективный критик — время. Все поверяется этим честнейшим, беспристрастнейшим судьей, все наши деяния и поступки. Филология как наука не является здесь исключением. Именно время проверяет-апробирует и непредвзято-точно оценивает. в конечном итоге, подлинную новизну и практическую значимость исследовательских трудов ученых-литературоведов, выдвинутых ими идей и концепций. Ход времени неумолим, одно десятилетие сменяется другим, и казавшиеся когда-то «новыми» и «бесспорными» взгляды, концепции и труды оказываются безнадежно устаревшими, а порой и вовсе чуждыми подлинной науке, объективно тормозя ее дальнейшее развитие и движение вперед. Истина — конкретна. Так, еще полвека назад (о чем уже говорилось), как это ни покажется сегодня по меньшей мере странным и неправдоподобным, господствующей официально, «незыблемо» считалась «концепция» Есенина — поэта «упаднического», «мелкобуржуазного», в творчестве которого главное — образ Руси уходящей, одним словом — писателя прошлого, а не настоящего, и тем более будущего — Руси Советской.
Шли годы. Порой казалось, что Есенин, его поэзия вряд ли когда-либо будут востребованы временем. Приближалось 60-летие поэта. Вопреки старым вульгарно-субъективистским взглядам и «концепциям» рождались в науке новые'взгляды, новое отношение к Есенину, его поэзии. Именно в это время автором настоящего доклада, как уже отмечалось, была разработана и выдвинута целостная научная есенинская концепция. За ее утверждение и признание пришлось бороться многие годы. Но всегда важен конечный результат, итог борьбы. Выше, в этом плане, говорилось о моих книгах, посвященных непосредственно Есенину. Большое место Есенин занимает так же во многих других моих книгах об истории и современности русской литературы, особенно поэзии: «Подвиг Пушкина» (1974), «Вечный образ» (1977), «Россия — моя поэзия. Раздумья критика» (1977), «Даль памяти народной» (1978), «Время. Поэзия. Критика» (1980), «Мир художника» (1980), «Живой лик России» (1985), «Дума о России. Избранное» (1988), «И неподкупный голос мой. Поэты России» (1989), «Все мы — дети России» (1990). Во всех этих изданиях разделы, посвященные Есенину, являются, как правило, главными и доминирующими по объему. За четыре десятилетия автором было выпущено более тридцати книг. Объем их составил свыше 450 авторских листов. Изданы они были Общим тиражом более двух миллионов экземпляров. Из них тираж книг о Есенине составляет более полутора миллионов. Помимо книг, за полвека научной деятельности автор напечатал более двухсот работ в различных
периодических изданиях (публикации новых материалов, исследовательские статьи, документальные очерки, эссе и др.), посвященных непосредственно Есенину.
Еще в пятидесятые годы, кроме публикаций и научных сообщений, автором был разработан и прочитан впервые в 1957—1958 годах в Государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина спецкурс в объеме пятидесяти лекционных часов: «Сергей Есенин. Жизнь. Творчество. Судьба. Эпоха поэта».. Одновременно в институте начал действовать руководимый автором есенинский спецсеминар. Фактически это были первый спецкурс о Есенине и первый спецсеминар в педагогических вузах страны1.
Как автор вступительных статей, комментатор, текстолог, составитель, научный редактор автор доклада принимал участие в подготовке всех восьми научных собраний сочинений Есенина, включая последнее — академическое2. В книгах о Есенине, в подготовленных автором изданиях поэта впервые были напечатаны многие ранее не известные и забытые стихи, письма, статьи, дарственные надписи и другие есенинские автографы. Все они были найдены и открыты нами в государственных архивах и частных собраниях.
В год 100-летия со дня рождения поэта концепция, видвинутая автором, утверждается как общепризнанный факт. В канун 100-летия со дня рождения Есенина был принят Указ Президента Российской Федерации о юбилее «великого русского поэта С. А? Есенина». Создан Государственный Российский комитет по проведению 100-летия Есенина. Комитет возглавил Ю. Ф. Яров, в то время зам. Председателя Правительства РФ. Одним из его заместителей стал автор настоящего доклада.
Столетие Сергея Есенина, стало подлинно всенародным праздником поэзии и духовности России. В Москве был торжественно открыт прекрасный памятник великому поэту, созданный скульптором Анатолием Бичуковым. В дни юбилея вышел первый том Полного собрания сочинений Есенина — первого академического собрания русского поэта XX века.
Эти памятные и счастливые события 100-летия Сергея Есенина стали наглядным, убедительным подтверждением и апробацией действительной научной новизны многолетнего исследования автором доклада жизни, творчества, судьбы, эпохи поэта.
1 Стенограмма спецкурса и материалы спецсеминара хранятся в архиве автора. В дальнейшем автор использовал их в работе над своими книгами о Есенине.
2 См. Приложение 2.
Остается заметить, что как ученый автор доклада для пропаганды своих научных взглядов, идей обращается не только к печатному слову. Он — автор сценария и научного комментария первого документально-художественного полнометражного фильма «Сергей Есенин», созданного в 1965 году. В этом фильме впервые, в соответствии с авторской концепцией о Есенине, средствами документального кино воссоздается исторически правдивый образ великого поэта1. По сценарию автора в 1980 году был снят первый музыкально-поэтический телефильм о Есенине — «Тебе, о Родина, сложил я песню ту...». В 1955 году по радио прозвучала первая передача автора о Есенине. В дальнейшем им будет создан ряд литературных композиций и радиопередач о поэте. В 1985 роду по Всесоюзному радио транслировалась первая многосерийная радиокнига автора «Сергей Есенин. Жизнь. Творчество. Судьба» (шесть часовых передач). Позднее автор записал фрагменты своей книги на диск в фирме «Мелодия».
За полвека научно-педагогической деятельности автор (кроме спецкурса и спецсеминара о Есенине) разработал и прочитал студентам не одного поколения обширный курс русской литературы от «Слова о полку Игореве» до наших дней.
Трудно также найти регион или областной центр в России, где бы автор не выступал в разные годы с публичными лекциями о Есенине, излагая и утверждая свою концепцию, свои взгляды на творчество, жизнь, судьбу поэта. Во время зарубежных поездок автор выступал с лекциями о Есенине в Римском, Варшавском, Краковском, Парижском, Пражском и других университетах, на международных встречах и научных конференциях.
Сегодня особенно очевидно, что все это давало благоприятную возможность и, несомненно, помогало автору, в ходе многолетнего изучения наследия Есенина, научно обосновать и выявить ту объективную роль, то место, которое по праву принадлежит поэту в русской литературе двадцатого века, в духовной и культурной жизни народа.
Помимо разносторонней научно-творческой деятельности автор постоянно и настойчиво занимается решением проблем и вопросов, связанных с сохранением литературного наследия Есенина и увековечением памяти поэта. Возглавляя работу Всесоюзного, а позднее Есенинского комитета по увековечению памяти поэта при Союзе писателей России, автор вместе с другими членами Комитета многие годы настойчиво боролся за создание музея Есенина на родине поэта — в Константинове, мемориализа-ции памятных мест поэта в Москве и других городах, связанных с именем Есенина; за
1 Уже более тридцати лет этот фильм с успехом демонстрируется на киноэкранах России и за рубежом. Свыше 80 миллионов зрителей увидели этот фильм.
установление памятника Есенину в Рязани, Мос